Самооценка и эмоции

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    131,53 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Самооценка и эмоции

Самооценка и эмоции

 

 

Оглавление

 

Введение.......................................................................................................... 2

Глава 1. Понятие о самооценке и эмоциях..................................................... 4

1.1. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности.......................................................................................................... 4

1.2. Понятие об эмоциональной сфере человека......................................... 13

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на диагностику эмоционального состояния и самооценки человека................................................................ 23

2.1. Программа исследования...................................................................... 23

2.2. Результаты исследования и их обсуждение.......................................... 26

2.3. Выводы................................................................................................... 32

Заключение.................................................................................................... 34

Список литературы....................................................................................... 35

Приложение................................................................................................... 37


Введение.


Актуальность темы исследования выражается в том, что самооценка человека – это сложное многоаспектное явление, она может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.

Выделены два типа колебаний уровня самооценки: обусловленных изменениями представлений о себе и трансформацией иерархии шкал ценностей, по которым производится самооценивание.[1] Конфликты между мотивами приводят к борьбе ведущих личностных смыслов, к их смене. Естественно, что это сказывается в первую очередь на сфере предпочтений. Смена смыслообразующего мотива должна сказаться также и на тех идеалах, которые человек формирует для себя. Недифференцированность смыслов приводит не только к дестабилизации иерархии шкал самооценивания, но и к более глобальному изменению образа "Я".

Незначительные изменения одного какого-то аспекта образа "Я" при низкой дифференцированности могут повлечь за собой изменения и других аспектов представления о себе. Когнитивная недиффиренцированность приводит к неразличимости, рядоположенности по своей субъективной значимости шкал самооценивания, что затрудняет формирование их иерархии, а, следовательно, снижает компенсаторные функции самооценки: всякий неуспех начинает восприниматься как значимый, всякое событие – как имеющее самое непосредственное отношение к "Я". Ясно, что подобное смешение субъективных ценностей делает самооценку крайне неустойчивой, резко повышает уровень тревожности, что в сою очередь вновь препятствует различению важного и несущественного в образе "Я", и как следствие, затрудняет процесс личностного роста.

Человек оценивает себя двумя путями:

1.   Путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности.

2.   Путем сравнения себя с другими людьми.[2]

Самооценка тесно связана с некоторыми важнейшими эмоциями, т.е. с тревожностью, ощущением счастья или горя, и другими. Самооценка также может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.

Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований самооценки вопрос о связи самооценки и эмоций как фактора формирования самооценки мало привлекал внимание исследователей.

Таким образом, целью курсовой работы будет являться изучение сущности самооценки личности и ее роли в развитии личности.

Задачи:

-   рассмотреть психологическую природу самооценки личности;

-   рассмотреть основные этапы развития самооценки в онтогенезе;

-   изучить роль жизненных ценностей в формировании самооценки личности;

-   проанализировать, каким образом оценка в школе влияет на формирование самооценки личности;

-   сделать выводы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие о самооценке и эмоциях.

 

1.1. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности


В западной литературе выделяются пять основных подходов к пониманию глобальной самооценки (общего самоуважения, самоотношения) и ее структуры.

1.   Самоотношение – как сумма частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.

2.   Самоотношение – как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку. Однако, прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений не получено. В определенной степени это связано с неразработанностью понятия субъективной значимости и возможностью существования взаимодействия между значимостью и самооценкой. Так, Уэлс и Дж. Марвелл считают, что если низкая самооценка по отдельному качеству вступает в противоречие с потребностью иметь высокое общее самоуважение, то одним из возможных механизмов является снижение значимости тех аспектов, по которым субъект себя низко оценивает.[3] М. Розенберг получил подтверждение этой идеи: он обнаружил, что более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен.[4] В исследовании Ходжа и Маккарти была предпринята попытка прямой проверки положения об интегральном характере обобщенной самооценки. На основании полученных результатов, они пришли к выводу, что интегральная самооценка частных аспектов и общее самоуважение – это разные "конструкты", за которыми надо искать различное психологическое содержание. В целом, как считают исследователи, результаты этих экспериментов заставляют усомниться в утверждении глобальной самооценки как самооценки, интегрированной из частных составляющих.[5]

3.   Самоотношение – как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное "Я", которое находится на верху иерархии. Так, Р. Щавельзон предложил модель такого рода: обобщенная самооценка находится на вершине иерархии и может быть разделена на академическую и неакадемическую (связанную или не связанную с успехами в учебе). Последняя подразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты.[6] Однако, структура обобщенного самоотношения остается неясной. Существует множество сфер, в которых проявляется личность, так что сведение психологической структуры самоотношения к структуре сфер самооценивания ничего не прояснит. Теоретические установки, согласно которым самооценка и общее самоуважение есть эмоциональная реакция на то или иное содержание образа себя, оказываются сводимы к тем сферам личности и жизнедеятельности, которые могут быть объектами осознавания и оценки. Именно это выражено в концепции Р. Щавельзона, который на основе анализа исследований, разводящих когнитивную и оценочную компоненты Я-концепции, пришел к выводу, что данное разграничение не имеет большого смысла (т. к. в его пользу нет достаточных аргументов). Отсюда Я-концепция и обобщенная самооценка – это просто одно и тоже.

4.   Самоуважение – понимается как самостоятельная переменная, имеющая свою особую природу. Так, С. Куперсмит и М. Розенберг рассматривают самоотношение как своеобразную личностную черту, малоизменяющуюся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве образа. Мотив самоуважения определяется как "личная потребность" сделать как максимальным переживание положительных и минимальным отрицательных установок по отношению к себе.[7]

5.   Самоотношение как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие и т.п.). Исследователи Л. Уэлс и Дж. Марвелл, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, выделили три основных понимания самоотношения:

1.   Любовь к себе.

2.   Самоприятие.

3.   Чувство компетенции.[8]

К. Роджерс рассматривает самоприятие – как приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств, а также выделяет самооценку – отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств.[9] Однако, если в обзоре Уэлса и Марвелла представлены различные понимания глобальной самооценки как единого и целостного образования, то К. Роджерс рассматривает самоприятие и самооценку как два аспекта самоотношения, которые разбиваются на две подсистемы: самооценочную и эмоциональную. В то же время, большинство исследователей представляют аффективный процесс как оценочный, описанный в терминах эмоций.

Опираясь на изложенные взгляды, можно сделать вывод, что глобальная самооценка не просто отражает обобщенные чувства положительности или отрицательности по отношению к себе, а сама обладает сложным строением. Можно выделить два положения, которые принимаются большинством исследователей:

1. существуют некоторые обобщенные самоотношения (самоуважение, глобальная самооценка), выражающее степень положительности субъекта к себе;

2. это обобщенное самоотношение каким-то образом интегрируется из частных самооценок.

В отечественной психологии наиболее разработанной является концепция самосознания, предложенная В. В. Столиным.[10] Общие представления о самопознании и самоотношении опираются на идеи А. Н. Леонтьева о деятельности, сознании личности, на представлении о личностном смысле как одной из основных “образующих сознания”. Самосознание, вслед за А. И. Леонтьевым[11], понимается не как самоописание, самопознание или комплекс оценок. Самосознание личности направлено на то основное, что составляют ее психологическую сущность – на ее собственный личностный способ интеграции деятельностей, интеграции и иерархизации ее мотивов. При этом одни и те же по своему содержанию обстоятельства, действия, их последствия, вовлекаемые в различные жизненные отношения, т. е. в разные деятельности, будут иметь различный личностный смысл.

Таким образом, одновременно осуществляя разные отношения с помощью разных деятельностей, человек находится в потенциально конфликтной ситуации, в которой одни и те же действия могут обладать разными смыслами (в отношении к разным мотивам.). Этот противоречивый составной смысл В. В. Столин называет "конфликтным смыслом". По В. В. Столину процесс самосознания происходит в виде переживания конфликтных смыслов, в ходе которого для личности становится ясным, что она может преодолеть, что заставит ее отступить. "Конфликтный смысл будет позитивным для личности в той мере, в которой отражает связь действия с достижением одного мотива и негативным в той мере, в которой удаляет от другого мотива". Этот процесс В. В. Столин соотносит с идеей А.Н. Леонтьева об "особом внутреннем движении сознания", проходящем по вертикали, в плане соотнесения мотивов друг с другом и приводящем к становлению "связной системой личностных смыслов", к "становлению личности". В качестве личностных преград могут выступать не только внешние объективные обстоятельства, но и различные качества и черты собственной личности, такие как гордость, самолюбие, робость и т.д. Каждая из этих внутренних преград предполагает специфическую для нее ситуацию, в которой столкновение с мотивами совершаемых действий приводит к переживанию конфликтного смысла. Эта конфликтность не просто сигнализирует личности о нежелательности совершения действий, но и в процессе выбора между противоречивыми деятельностями (и стоящими за ними мотивами) будет раскрывать для личности ее же собственные качества. Результатом же этого процесса является не только осознание личностью ее собственных качеств, но и выработка того или иного отношения к себе, в зависимости от того, выступали ли данные личностные образования в качестве способствующих или препятствующих достижению ведущих мотивов.

Таким образом, если традиционно самоотношение рассматривается через сравнение себя и своих качеств с некоторой нормой, то в данной концепции соотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты образа "Я". Наоборот, и знание о себе и самоотношение есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности. Природа самоотношения не замыкается внутренним пространством личности, а через мотивы связывается с реальной жизнедеятельностью субъекта.. Причем самоотношение обладает свойством аддитивности, которое выражается в том, что каждое из эмоциональных компонент самоотношения вносит независимый и однопорядковый вклад в интегральное чувство "Я". “Глобальное самоотношение, – пишет В. В. Столин, – может быть представлено как сумма эмоциональных компонент. Аддитивность глобального самоотношения относительно основных эмоциональных составляющих предполагает, что некоторый аспект отношения может оставаться постоянным, хотя и глобальное самоотношение – это возможно при “компенсаторном” росте других компонент будет расти”.[12] То есть, в нормально функционирующей системе самоотношения уменьшение, например, симпатий к себе может быть скомпенсировано пропорциональным увеличением самоуважения так, чтобы интегральное отношение осталось на прежнем высоком уровне. Согласно результатам исследований В. В. Столина, в основе самоотношения лежат три эмоциональных измерения: самоуважение, аутосимпатия и близость к себе (самоинтерес), которые за счет аддитивности этой структуры интегрируются в общее чувство положительного или отрицательного отношения к себе.

Кроме этого, выделяется и такой аспект самоотношения, как "ожидаемое отношение к самому себе". Специфика этого измерения в том, что симпатия-антипатия в собственный адрес приписывается другим людям вообще.

Обратимся к следующему взгляду на проблему самоотношения как построению по принципу динамической иерархии (а не аддитивности), который заключается в том, что та или иная модальность эмоционального отношения может выступать в качестве ядерной структуры, фактически определяя содержание и выдержанность обобщенного устойчивого самоотношения (А. В. Петровский).[13] Причем содержание ядерной структуры определяется социальной средой, "социальной ситуации развития" (Л.С. Выготский)[14], которая оказывает влияние на иерархию ведущих деятельностей и мотивов. Таким образом, соотношение и степень значимости компонентов самоотношения зависят прежде всего от иерархии деятельностей, в которых индивид усматривает преимущественную сферу самореализации.

Интересен подход М.И. Лисиной к изучению образа себя с позиций концепции общения. Согласно этой концепции в структуре образа, который возникает в результате общения, выделяются две основные части – когнитивная и аффективная (знания и отношения). В аффективной составляющей образа предстает отношение человека к себе, а в когнитивной – представление или знание о себе. В образе самого себя в неразрывной связи представлено и знание о себе, и отношение к себе. Аффективная составляющая образа, абстрагированная от знания, в онтогенезе выступает как самооценка, а когнитивная – как представление человека о себе. Определяющим фактором развития образа себя выступает опыт как самостоятельной деятельности, так и общения ребенка с другими людьми. Когнитивная часть образа развивается в основном в результате самостоятельной деятельности ребенка, аффективная – благодаря опыту общения, но в последнем закладываются и важные когнитивные элементы образа. Частные, конкретные знания и представления субъекта о своих возможностях и способностях, составляющие как бы его периферию (то, что принадлежит), а с другой – центральное ядерное образование, в котором содержится непосредственное переживание себя как субъекта личности. Между периферией и центром образа существует связь, посредством которой состояние ядра определяет аффективную окраску периферии (может искажать представления о себе), а изменения на периферии ведут к перестройке в центре. Под воздействием периферии самооценка, возникающая как ядерная структура, постоянно модифицируется, увеличивается по полноте, меняет свою эмоциональную окрашенность. Взаимодействие центра и периферии обеспечивает разрешение возникающих противоречий между новыми знаниям о себе и прежним отношением к себе и рождения нового качества образа себя. Генезис образа самого себя состоит в перестройке образа с изменением расстановки внутри него главных акцентов, взаимовлияний, взаимоперемещений центра и периферии.[15]

Образ другого человека, в частности сверстника, имеет в сознании подобную структуру. Осознание ядерной составляющей имеет значение для отношения к субъекту как к личности, обладающей такой же ценностной значимостью, выделение же внешних, неличностных свойств (нарядной одежды и т.д.) – относится к периферии образа сверстника. Образ другого человека претерпевает изменения, развиваясь за счет взаимовлияния ядерных и периферических структур.

Самоотношение не есть собственно психическое содержание человека. Строение и суть самоотношения могут быть раскрыты лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. При этом выражение смысла "Я" осуществляется двумя способами – самооценкой и эмоционально-ценностным отношением. Самооценка представляет собой самоуважение, чувство компетентности или чувство эффективности. В качестве эмоции самоотношение предстает как симпатия, чувство собственного достоинства, ценности себя. В самооценке оценочным основанием какого-либо суждения являются другие люди. В эмоционально-ценностном отношении оценочный механизм в виде операции социального сравнения и сравнения с нормой заменяется отражением отношений предпочтения внутри системы "Я-Я" и не имеет внешних оценочных оснований (соответственно, меньше зависит от успехов и неуспехов). Иерархия мотивов и определенная социальная концепция субъекта обуславливают, в конечном счете, ту конкретную обобщенную форму, в которой смысл "Я" оказывается представлен субъекту.

Традиционно выделяют следующие характеристики самооценки: адекватностъ-неадекватность (Л.И.Божович).[16] Мерой адекватности при этом выступает ее соответствие объективной ценности индивида. Однако, как считает М.И.Лисина, каждая человеческая личность уникальна, и, следовательно, соразмерная ей самооценка - величина бесконечно большая.[17] В этом смысле завышенная самооценка невозможна. Самооценка не выбирается ребенком произвольно, а определяется обстоятельствами его жизни, т. е. она "всегда объективно обусловлена и адекватна породившим ее обстоятельствам".

Как видно, самооценка имеет множество характеристик и проявлений. Возникает вопрос, какие функции выполняет самооценка. Н. И. Сарджвеладзе выделяет шесть основных функций:

1. Функция "зеркала" (отображения себя) -заключается в том, что человек отражает сознание окружающих, переносит свое "отражение" вовнутрь. (Можно предположить – с целью самоотображения и самокоррекции).

2. Функция самовыражения и самореализации.

3. Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способно регулировать и контролировать сворю деятельность.

4. Функция сохранения внутренней стабильности "Я" (внутренняя согласованность).

5. Функция интракоммуникации. Для себя собой личность выступает в виде социума, взаимодействуя с самой собой и вступая в "диалог".

6. Функция психологической защиты.[18]

Последняя представляет интерес для многих исследователей. Действительно, с одной стороны, самооценка должна предоставить адекватные сведения об индивиде, а с другой – "при получении информации, представляющей угрозу сложившимся представлениям о собственном "Я" вступают в силу защитные механизмы".[19]

И.С. Кон рассуждает: "Не следует, однако, думать, что наше "Я" только то и делает, что "подгоняет" противоречивую информацию о себе к желаемому образцу. Индивид объективно заинтересован не только в положительном образе "Я", но и в правильной, адекватной оценке своих возможностей, чтобы сообразовать с этим реальный уровень своих притязаний".[20]

Приведем мнение С.Р. Пантлеева по данному вопросу: "Если все самоотношение "защищено", то трудно представить, как оно может осуществлять регулятивную функцию по отношению к социальной жизнедеятельности. Должен существовать механизм, дающий обобщенную и неискаженную оценку "Я" как условия самореализации. Можно предположить, что такую оценку дает, в первую очередь, эмоционально-ценностное отношение к себе, в то время, как самооценка, в большей степени подвержена действию защитных механизмов".[21]

 

1.2. Понятие об эмоциональной сфере человека.


Эмоции играют чрезвычайно важную роль в жизни людей. Так, сейчас никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживания может вызвать нарушения в организме. М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в соей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма.

Эмоции задействованы и в регуляции поведения человека в целом. Это стало возможным потому, что человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего к таким функциям следует отнести отражательную функцию эмоций, которая выражается в обобщенной оценке событий.

Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и так далее. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, то есть чувства выполняют еще и предынформационную, или сигнальную, функцию.

Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго остаются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому  виду деятельности, которой занимается человек.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом.

Существует и коммуникативная функция эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются “языком человеческих чувств”.

Следует отметить, что если, сравнивая у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны.

Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Также, есть и другая категория людей – эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции.

Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно. Заметно различаются у людей проявление аффектов и страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим поведением, склонных легко поддаваться аффектам и страстям, например необузданному гневу, панике, азарту. Другие, наоборот, всегда уравновешенны, сознательно контролируют свое поведение.

Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их действительности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.

Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная.

Возникновение и проявление эмоций связано со сложной комплексной работой коры и подкорки головного мозга, а также вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре, однако велико и значение подкорки, так как в ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности в виде выразительных движений всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика).[22]

У человека, испытывающего то или иное эмоциональное состояние – радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз, появляются определенного характера жесты, возникают специфические оттенки в интонациях. По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный момент (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998).

Например, в мимике смеха участвуют: скуловая мышца, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, подкожная мышца шеи. В мимике доброжелательного сострадания дополнительно к перечисленным мышцам сильно сокращена мышца, сморщивающая брови, та ее часть, которая приподнимает головку брови, а также лобная мышца. В мимике неискренней, вынужденной улыбки происходит сокращение главным образом скуловой и круговой мышцы рта. Выразительные движения и переживания взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство.

Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.

Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида.

Чувство - это оценка возможности конкретного объекта удовлетворить данную потребность индивида.[23]

До сих пор существует достаточно много проблем в объяснении эмоциональной сущности человека. Это касается и причин возникновения эмоций и чувств. Согласно достаточно популярной информационной теории П. В. Симонова, эмоциональные проявления человека (Э) можно выразить следующим:[24]

Э = - П ( Ин - Ис ),

где

П - неудовлетворенная потребность;

Ин - прогностически необходимая информация для организации действий по удовлетворению данной потребности;

Ис - существующая информация.

Если при этом потребность удовлетворяется или может быть удовлетворена, рождаются положительные переживания и чувства, если нет - отрицательные.

Существующая условная классификация все потребности человека распределяет на три большие группы.[25]

  • Витальные - потребности биологического порядка: в пище, сне, воде, в продолжении рода и др.
  • Социальные - потребности принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное положение, пользоваться вниманием и уважением, следовать определенным общественным нормам.
  • Идеальные - потребности познания себя и окружающего мира, смысла и значения своего существования и др.

Многообразие потребностей человека и их сочетаний обуславливают, в свою очередь, большое количество объектов и форм удовлетворения, которые определяются воспитанием, нравственными качествами личности и потребностями общества.

Эмоциональные переживания человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния.[26]

Эмоции - это комплекс соматических и вегетативных реакций, выражающих отношение человека к внешнему миру и самому себе.

Соматический компонент эмоций выражается в характерном поведении, мимике, жестах, позе, изменении тонуса, сокращении скелетной мускулатуры. Он вызывает изменение подвижности век и глазного яблока.

Вегетативные выражения эмоций подчиняются воле человека и могут отражаться на работе практически всех органов и систем. Все эти изменения не являются случайным набором физиологических признаков, а выступают целостной реакцией организма, характеризующей определенное эмоциональное проявление.

Эмоции влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы, изменяя ритм сердцебиения, артериальное давление, кровоток. Они вызывают нарушения ритма дыхания, соотношения длительности вдоха и выдоха.

На эмоции реагирует вся пищеварительная система. При этом возникает торможение двигательной активности пищеварительного тракта, тошнота, угнетение слюноотделения, нарушение секреции и моторики желудка. Они изменяют обмен веществ, состав и свойства крови.

Вегетативные реакции могут вызвать и положительные эмоции, но, в отличие от отрицательных, они не приводят к нарушениям физиологических функций.

Эмоции одного и того же типа могут вызывать различные состояния у разных людей. Так, известно, что у одних гнев подавляет аппетит, а у других - увеличивает его. Страх может вызвать как прилив деятельности и активности, так и состояние оцепенения.[27]

Предельно кратковременные, бурно протекающие эмоции, связанные с двигательной активностью, называются аффектами. Это могут быть состояния ужаса, испуга, ярости, восторга и другие. Аффект является “эмоциональным взрывом”, при котором человек может полностью терять контроль над своими действиями.

Эмоциональные состояния - более длительные переживания, характеризующиеся определенной устойчивостью после смены породившей их ситуации. К ним относятся страсть и настроение.

Страсть - достаточно продолжительное и средневыраженное эмоциональное состояние, которое подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека и стимулирует его активную деятельность к удовлетворению совершенно определенных желаний.

Настроение - наиболее длительное, но наименее выраженное эмоциональное состояние, равнодействующая многих переживаний и чувств, которая служит своеобразным фоном и окрашивает дальнейшее поведение человека.

Рис. 1.1.1. Влияние эмоций на работу внутренних органов человека[28]

Данное эмоциональное состояние оказывает заметное влияние на общий тонус и жизнедеятельность человека. Необходимо помнить, что возникновению того или иного настроения способствует определенная причина.

Особым видом эмоциональных состояний является фрустрация. Это подавленное, напряженное и тревожное состояние, возникающее при появлении препятствий на пути к поставленной цели. Ее возникновение может способствовать как отказу от цели, так и достаточно агрессивным действиям по устранению возникшего барьера, а иногда и попытке компромиссного решения.[29]

Выделяют девять основных эмоциональных состояний, каждое из которых может иметь разную силу и длительность:[30]

  • удовольствие - радость (первое - умеренное состояние, второе - высокая степень эмоционального возбуждения);
  • интерес - ажиотаж;
  • дистресс - горе;
  • отвращение - омерзение;
  • гнев - ярость;
  • пренебрежение - презрение;
  • удивление - испуг;
  • стыд, робость - унижение;
  • страх - ужас.

На базе эмоциональных переживаний формируется огромный спектр человеческих чувств. Выделяют:

  • положительные чувства;
  • нейтральные чувства;
  • отрицательные чувства;
  • низшие чувства;
  • социальные чувства;
  • эстетические чувства;
  • группа чувств, связанных с понятием собственности. [31]

В основу деления на положительные, отрицательные и нейтральные чувства, как и деление эмоциональных переживаний, положена не только связь между потребностью и степенью ее удовлетворения, но и физиологические состояния, вызванные ими.

Например, злорадство, чувство удовлетворенной мести, самодовольство относятся к положительным психическим проявлениям, так как вызывают в организме стенические реакции, а сострадание и сожаление - к отрицательным, так как приводят к появлению астенических признаков.

Люди с заниженной самооценкой переживают чувство неполноценности, как правило, они не реализуют своих потенций. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность: психическое перенапряжение, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Глава 2. Эмпирическое исследование, направленное на диагностику эмоционального состояния и самооценки человека.

 

2.1. Программа исследования


Для диагностики особенностей самооценки и эмоционального состояния автором курсовой работы проведено тестирование. Обследовано 10 человек (взрослые, работающие или учащиеся в г. Москве). Тестирование проводилось в начале дня в индивидуальном порядке.

Половозрастное распределение испытуемых можно представить следующим образом:

 












Рис. 1. Половозрастное распределение в выборке испытуемых.

Метод тестирования – наиболее часто применяемый в психодиагностике -  позволяет определить наличие у человека тех или иных особенностей поведения, и сравнить полученные результаты с имеющимися нормами. Результаты сравнения интерпретируются как свидетельствующие о психических качествах, свойствах, уровне их развития.

Целью исследования было изучить особенности самооценки и эмоциональных состояний человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи эксперимента:

1)   провести две методики с выбранными испытуемыми;

2)   собрать и обработать результаты;

3)   сделать выводы.

Предметом исследования и анализа стала самооценка и эмоциональные состояния человека.

Объектом исследования были взрослые (мужчины и женщины), работающие или учащиеся в г. Москве.

Гипотеза исследования: взрослым людям свойственны довольно яркие эмоциональные реакции, также они обнаруживают высокие показатели по шкалам самооценки.

Согласно поставленным задачам, 10 испытуемым было предложено ответить на вопросы трех методик в течение одного дня. После этого бланки анкет с ответами были собраны и обработаны.

Методики исследования:

1) Шкала личностной и ситуативной тревожности.

Данный тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным. Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих ситуативную или реактивную (СТ или РТ, высказывание № 1- 20) и личностную (ЛТ, высказывание № 21 – 40) тревожность.

При интерпретации результат оценивался в соответствии с нормами:

-   до 30 – низкая тревожность

-   31 – 45 – умеренная тревожность

-   46 и более – высокая тревожность

2) тест Люшера.

Экспериментальное изучение цветовых предпочтений в XIX веке первоначально было связано с проблемой возрастных границ способности цветоразличения. В обзоре К.В. Бардина (1972) приводятся результаты этих работ, и делается вывод об отсутствии какой-либо закономерности в цветовых предпочтениях: “...вообще не существует определенного порядка предпочтения цветов”. [32]

Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим (эмоциональным) состоянием. Из имеющихся в арсенале психологов проективных тестов только тест швейцарского психолога М. Люшера за короткое время /10 мин/ может дать столь глубокую и обширную, свободную от сознательного контроля испытуемого характеристику его внутренних диспозиций. Применение теста не ограничивается ни интеллектуальными, ни языковыми, ни возрастными рамками, ни состоянием, в котором находится испытуемый. Тест тонко работает даже с дальтониками и теми, кто, как им кажется, выбирает нарочно не то, что им нравится.[33] На основании результатов теста делаются выводы о психофизиологическом и эмоциональном состоянии испытуемых.

3) Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) людьми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах.

 

2.2. Результаты исследования и их обсуждение


В таблице 1. показаны результаты исследования с помощью теста Люшера, который дал возможность выявить ведущую тенденцию в цветовых предпочтениях обследованных.

Таблица 1

Цветовые предпочтения испытуемых

Цвет

Позиция цвета в цветовом ряду предпочтений

Средний ранг

1

2

3

4

5

6

7

8

Красный

8

2

1

1





1.58

Желтый

3

4

1

1


1


1

2.00

Голубой / синий

1

1

4

1

2



1

3.70

Коричневый


1


1

3




4.20

Зеленый


3

1

1



1

2

4.75

Оранжевый



2

1



2


4.80

Фиолетовый




2


2


1

5.60


В состав цветовых стимулов включался красный цвет. Как видно из таблицы, он занимает первое место в списке цветовых предпочтений испытуемых.

Вслед за красным следует желтый. Хотя он менее “популярен”, чем красный, положительное отношение к нему й значительно превалирует над отрицательным. Красный и желтый – цвета “активной стороны”, пользуются у взрослых и детей значительно большей симпатией, чем какие-либо другие цвета, как это видно из таблицы.

Цвета коротковолновой части спектра (синий и зеленый) значительно проигрывают им в популярности. Несколько странным выглядит невысокое место в ранговом ряду предпочтений оранжевого цвета.

В нашем исследовании цветовых предпочтений с помощью 8-ми цветового теста М. Люшера подтверждается тенденция: независимо от пола испытуемых, ими часто всего предпочитались фиолетовый (который у Люшера сдвинут больше в сторону красного), красный и желтый, а отвергались – черный, серый и коричневый. При обосновании своего цветового выбора испытуемые не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд «сам тянется» за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает человека, а даже успокаивает, позволяет ему чувствовать себя комфортно.

Реактивная тревожность (уровень тревожности в данный момент) и личностная тревожность (см. Таблицу 2).

Таблица 2.

Результаты оценки уровня тревожности

№ исп.

Возраст

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

1

20

54

63

2

26

31

22

3

25

23

34

4

29

40

14

5

27

27

55

6

24

28

52

7

48

27

44

8

26

11

18

9

26

12

28

10

50

42

44

Результаты оцениваются по трем параметрам.

Реактивная тревожность

·   низкая       - 3 человека,   что составляет 30%

·   умеренная -6 человек,  что    ¾ ² ¾    60%

·   высокая    - 1 человек, что   ¾ ² ¾     10%

Личностная тревожность

·   низкая       - у 3 человек,  что составляет 30%

·   умеренная - 5 человек,   что    ¾ ² ¾    50%

·   высокая    - 2 человека, что    ¾ ² ¾      20%

В группе испытуемых преобладает умеренная реактивная тревожность и умеренная личностная тревожность. Умеренная реактивная тревожность требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышение чувства ответственности. Умеренная личностная тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности.

Рис. 2. Распределение испытуемых по уровню тревожности.

Результаты диагностики самооценки по методике Дембо-Рубинштейн представлены в Приложении. Средние результаты представлены в Таблице 3.

Таблица 3.

Результаты исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн


Шкала /

№ исп.

Ум

Характер

Авторитет

Умелые руки

Внешность

Уверенность в себе

Итоговая самооценка

Женщины

Среднее

74,62

71,73

68,03

60,31

89,51

61,55

71,99583

Мужчины

Среднее

77,33

68,88

77,08

74,16

66,625

69,42

58,5925


Графически это может быть выражено следующим образом:

Рис. 3. Результаты исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

В группе женщин по сравнению с группой мужчин высокие показатели по шкалам «Характер», «Внешность», «Итоговая самооценка». Это может свидетельствовать о том, что женщины в целом придают больше значения своим личностным качествам и внешности в структуре оценки себя, а также о том, что самооценка женщин в целом выше мужской.

Что касается анализа данных  в группе мужчин, то здесь прослеживается повышение показателей по шкалам «Ум», «Авторитет», «Умелые руки», «Уверенность в себе», однако итоговый показатель самооценки у мужчин ниже. Это говорит о том, что в структуре оценки себя мужчины большое значение придают своим качествам-умениям, а именно: умению руководить, умению решать проблемы, умению мастерить.

В целом по группе мы видим, что у большинства испытуемых (79%) самооценка находится в пределах нормы (45-74 балла), что отражает уверенность испытуемых в своих профессиональных и личных силах, их самоуважение и адекватность происходящему, уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей.

У двух человек (8,3%) самооценка является завышенной (более 75 баллов), что отражает чрезмерные претензии на внимание к своей персоне и опрометчивые решения. У трех человек (12,7%) самооценка является заниженной (показатель менее 44 баллов), что говорит о "выученной беспомощности" – человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни на что не способен.

Рис. 4. Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейн.

Мы видим, что по методике ДембоРубинштейн средний показатель самооценки в группе составил 66 баллов. Такой уровень является средним, в то же время имеющим тенденцию к повышенной самооценке.

Особенно высокими оказались общие результаты по таким шкалам как «Внешность» - 70 баллов, «Уверенность в себе» - 67 баллов, «Авторитет» - 66 баллов. По указанным шкалам показатель самооценки находится на высоком уровне.

Высокий показатель по шкале «Внешность» среди женщин, возможно, обусловлен тем, что женщины более трепетно относятся к своему внешнему виду, чем мужчины.

Успешные в профессиональной деятельности испытуемые оценили свою внешность высокими баллами, а у некоторых из них показатель по этому пункту завышен.

По шкале «Уверенность в себе» виден высокий результат. Здесь самооценка высокая почти у всех участников эксперимента. И лишь у трёх испытуемых из 24 самооценка по этой шкале занижена.

Наименьшее количество баллов группой испытуемых набрано по шкале «Умение много делать своими руками», но этот результат нельзя назвать маленьким, так как его значение составляет 64 балла. По этой шкале лишь 5 из испытуемых проставили завышенную оценку.

Средняя по группе оценка по оставшимся двум шкалам также близка к высокому уровню.

Необходимо отметить, что завышенную самооценку мы наблюдали ни у двух участников данной группы, а заниженная самооценка выявлена всего в трех случаях.

Говоря иначе, результаты данной группы имеют определённую стабильность. Испытуемые почти однозначны в выставляемых оценках.

Рис. 5. График отношений по методике Дембо-Рубинштейн.

График отношений большинства испытуемых ровный, с плавными переходами, что свидетельствует и о ровном уровне самооценки по отношению ко всем сторонам личности, то есть группе присущ адекватный уровень самооценки и целевого отклонения. График некоторых испытуемых выражен более ярко, в нём больше скачкообразных линий, за исключением такого параметра как уровень притязаний, что говорит о том, что у успешных людей притязания более избирательны, а у неуспешных – завышены. Можно предположить, что это каким-либо образом связано с интеллектом участников эмпирического исследования.

2.3. Выводы.


В результате анализа данных исследования можно сделать следующие выводы:

1. Взрослые испытуемые характеризуются в основном низким и умеренным уровнем тревожности, что обусловлено особенностями их повседневной жизни, окружающей средой, взаимоотношениями с коллегами и семьей, а также уровнем материального благосостояния.

2. Взрослые испытуемые характеризуются адекватным эмоциональным состоянием, а именно открытостью, готовностью к эмоциональным реакциям, нормальной интенсивностью их проявления, что соответствует психологическим характеристикам зрелого возраста.

3. В целом в данной группе самооценка находится на высоком уровне, и эти значения являются ровными по данному параметру, присущими каждому из данной группы.

4. Гипотеза о том, что взрослым людям свойственны довольно яркие эмоциональные реакции, также они обнаруживают высокие показатели по шкалам самооценки, - полностью подтверждается.


Заключение


В завершение курсовой работы можно сделать следующие выводы, касающиеся самооценки и ее роли в развитии личности.

1) У взрослых могут обнаруживаться все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.

2) Самооценка ребенка динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения.

3) Огромную роль в формировании самооценки школьника играет оценивание его учебной деятельности учителем, а также соотнесение собственных успехов с успехами своих одноклассников.

В связи с этим трудно переоценить роль самооценки в формировании личности человека.

Эмоции - кратковременные переживания различной силы, сменяющие друг друга вслед за изменением ситуации.

По характеру изменения в течении физиологических процессов эмоции подразделяются на стенические и астенические. Для первых характерны внутренний подъем, воодушевление, для вторых - снижение жизнедеятельности, беспокойство, душевная подавленность.

Чувства, в отличие от эмоций и эмоциональных состояний, являются относительно стабильным компонентом эмоциональной сферы человека. Они способны сохраняться длительное время и вне контакта индивида с объектом его чувств. Решающим условием сохранения чувств является наличие у объекта возможности удовлетворения потребности. По мере снижения потенциала удовлетворения чувства могут угасать и совершенно исчезать.

Список литературы


1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе  //  Вопросы  психологии.1979.№4.С.23-24.

2. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т., т. 2. - Л.: ЛГУ, 1981.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976.

4. Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г. с. 33

5. Дорофеева Э.Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний. // Проблемы моделирования психической деятельности. Вып. 2 / Ред. Л.Н. Кочергина. – Новосибирск: Изд-во Мед. ин-та, 1968.

6. Изард К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.

7. Кон И.С. В поисках себя. М. Изд. Политическая литература.1984.

8. Кравченко А.И. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. – М.: Академический проект: Трикста, 2004.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., Политиздат, 1975.

10. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.

11. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн., Кн. 1. Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

12. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. с. 156

13. Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972. С.149-154.

14. Психология: Словарь/ Под.ред. А.В.Петровского, Н.ГЯрошевского.- 2-е изд., исправ. и доп.- М.: Политиздат, 1990.

15. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.

16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.

17. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: "Мецниереба", 1989

18. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 2001.

19. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.

20. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.

Приложение.


Приложение 1.

Результаты диагностики самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

2

Ум

3

Характер

4

Авторитет

5

Умелые руки

6

7

Уверенность в себе


Итоговая самооценка

1

72-87

57-86

55-80

81-94

87-98

67-82

69,83

2

46-67

58-83

84-97

71-93

100

69-82

71,33

3

100

93-100

96-100

65-80

68-73

96-100

86,33

4

80-92

86-83

82-97

58-78

67-81

69-73

73,66

5

67-79

78-92

54-76

51-67

87-93

78-95

69,16

6

41-59

61-87

70-91

83-85

89-96

60-84

67,33

7

74-89

98-100

90-99

74-89

90-100

68-86

82,33

8

75-87

47-74

49-64

52-78

100

75-90

66,33

9

51-69

91-100

61-78

69-80

77-88

45-74

65,66

10

61-72

60-80

77-93

59-74

89-96

78-89

70,66


Приложение 2.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1. здоровье;

2. ум, способности;

3. характер;

4. авторитет;

5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

6. внешность;

7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально с группой, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

- уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

- высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

- значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки

Параметр

Количественная характеристика (балл)

низкий

средний

высокий

Очень
высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

Менее 45

45-59

60-74

75-100





[1] Психология: Словарь/ Под.ред. А.В.Петровского, Н.ГЯрошевского.- 2-е изд., исправ. и доп.- М.: Политиздат, 1990.

[2] Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.

[3] Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989. с. 104

[4] Там же, с. 105

[5] Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989. с. 106

[6] Там же.

[7] Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989. с. 107

[8] Там же.

[9] Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.

[10] Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.

[11] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., Политиздат, 1975.

[12] Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. с. 78

[13] Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе. М.,1972. С.149-154.

[14] Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. М., 1956 г. с. 33

[15] Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.

[16] Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе  //  Вопросы  психологии.1979.№4.С.23-24.

[17] Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.

[18] Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: "Мецниереба", 1989

[19] Там же, с. 140

[20] Кон И.С. В поисках себя. М. Изд. Политическая литература.1984.

[21] Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. с. 156

[22] Изард К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.

[23] Изард К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.

[24] Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. - М.: Наука, 2001.

[25] Кравченко А.И. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие / А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. – М.: Академический проект: Трикста, 2004.

[26] Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976.

[27] Дорофеева Э.Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний. // Проблемы моделирования психической деятельности. Вып. 2 / Ред. Л.Н. Кочергина. – Новосибирск: Изд-во Мед. ин-та, 1968, с. 279

[28] Дорофеева Э.Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний. // Проблемы моделирования психической деятельности. Вып. 2 / Ред. Л.Н. Кочергина. – Новосибирск: Изд-во Мед. ин-та, 1968, с. 280

[29] Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т., т. 2. - Л.: ЛГУ, 1981.

[30] Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн., Кн. 1. Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

[31] Веккер Л.М. Психические процессы. В 3-х т., т. 2. - Л.: ЛГУ, 1981.

[32] Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. // Сенсорные и сенсомоторные процессы / Под ред. Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 1972. с. 244-264.

[33] Дашков И.М., Устинович Е.А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера). // Проблемы моделирования. Диагностика психических состояний в норме и патологии / под ред. Ф.И. Случевского. - Л.: Медицина, 1980, с. 115-126.

Похожие работы на - Самооценка и эмоции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!