Таможенные органы Российской Федерации в системе валютного контроля

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    333,72 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенные органы Российской Федерации в системе валютного контроля

Содержание

Введение

. Организационные основы валютного регулирования и валютного контроля осуществляемого в России

.1 Понятие и сущность валютного контроля

.2 Субъекты и объекты валютных отношений

.3 Агенты и органы валютного контроля

. Таможенные органы в системе валютного контроля

.1 Порядок осуществления валютного контроля за экспортно-импортными операциями

.2 Осуществление валютного контроля таможенными органами как составной части экономической безопасности страны и его совершенствование

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что валютное регулирование как механизм реализации валютной политики выполняет важную функцию при осуществлении экономической программы государства. Валютное регулирование и контроль являются инструментом денежно-кредитной политики, частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и экономического роста. Воздействуй на такие макропараметры, как: курс национальной валюты, уровень валютных резервов, сальдо платежного баланса, инструменты валютного регулирования обеспечивают необходимую динамику развития внешней торговли, одновременно защищая национальный финансовый рынок от негативного воздействия иностранного спекулятивного капитала и неконтролируемой утечки национального капитала. Введенная в России в начале 90-х годов система таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК) за внешнеторговыми операциями с расчетами в иностранной валюте, а с 2000 года и в валюте Российской Федерации дала свои определённые результаты.

Объём незаконного вывоза капитала из России несколько сократился, снизился процент экспатриации экспортной валютной выручки, увеличилось поступление валюты в страну, вырос объем таможенных платежей, перечисляемых в доходную часть федерального бюджета Российской Федерации. Происходящая в настоящее время либерализация валютного законодательства в целом соответствует ситуации, сложившейся в экономике страны. Как известно, вопросы валютного регулирования, в соответствии с конституционными установлениями, находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В настоящее время руководство страны ставит во главу угла задачу превращения России в один из ключевых мировых финансовых центров, для чего необходимо четкое валютно-правовое регулирование и эффективный валютный контроль.

Цель данной работы - проанализировать валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации как составную часть экономической безопасности страны.

Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:

1.   Изучить понятие и сущность валютного контроля.

2.       Изучить субъекты и объекты валютных отношений.

.        Рассмотреть агентов и органы валютного контроля.

.        Выявить порядок осуществления валютного контроля за экспортно-импортными операциями.

.        Исследовать валютный контроль, осуществляемый таможенными органами как составной части экономической безопасности страны и его совершенствование.

Предметом исследования является валютный контроль, объектом исследования - Федеральная Таможенная Служба в сфере валютного контроля в Российской Федерации.

Информационная база сформирована на основе использования действующих нормативных актов федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, официальных материалов Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Федеральной Таможенной Службы, Росфиннадзора, комитета государственной статистики, данных статистической отчетности предприятий, изучения опыта работы хозяйствующих субъектов.

1. Организационные основы валютного регулирования и валютного контроля осуществляемого в России

1.1 Понятие и сущность валютного контроля


Валютный контроль - это контроль над осуществлением валютных операций, который осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного регулирования в соответствии Федеральным законом от 10.12.13г. №173-ФЗ.

Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивая эффективность, устанавливаемых государством валютных ограничений. Данный вид контроля обладает собственным предметом, особым кругом субъектов контрольной деятельности и подконтрольных объектов, специальными задачами и целями и определенным набором контрольных методов.

Для реализации валютной политики Российской Федерации повышают платежеспособности и кредитоспособности страны, происходит привлечение иностранных инвестиций и ведется укрепление национальной валюты.

К основным элементам валютного регулирования, указанных в экономических отношениях, можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение порядка и условий формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. №173 - ФЗ (ред. от 23.07.2003) «О валютном регулировании и валютном контроле».

Исходя из данного закона, основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Цели валютного регулирования:

. обеспечение экономической безопасности;

. стимулирование внешнеэкономического сотрудничества;

. формирование валютных резервов;

. выполнение международных обязательств.

Главные задачи валютного регулирования:

. поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение экономического роста;

. обеспечение системы взаиморасчетов;

. создание условий для сбалансированного платежного баланса;

. обеспечение перелива капитала между отраслями и странами формирование золотовалютных резервов.

Эффективность валютного регулирования во многом зависит от состояния валютного контроля - совокупность мер по реализации проведения валютных операций, формированию валютных фондов.

 

1.2 Субъекты и объекты валютных отношений


Валютное отношение - это, прежде всего общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства, возникающие в связи с осуществлением валютных операций.

Объектами валютных отношений являются следующие средства:

. валюта Российской Федерации:

.1 денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

.2 средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

. иностранная валюта:

.1 денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

.2 средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

. внутренние ценные бумаги, а именно:

.1 эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

.2 иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

. внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

. валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

В роли субъектов валютных правоотношений выступают резиденты и нерезиденты.

Резидентами являются:

. физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

. постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

. находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

. дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

К нерезидентам относятся:

. физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 ч.1 гл.1 Федерального Закона «О Валютном Регулировании и Валютном Контроле» настоящей части;

. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

. аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

. находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах 2 и 3;

. иные лица, не указанные в п. 6 ч.1 гл.1 настоящей части «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютные операции между резидентами и нерезидентами:

. приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

. приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

. приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

. ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

. перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и перевод со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

. перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и перевод со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право (установлен закрытый перечень прав):

. знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

. обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

. на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

. представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены Федеральным Законом;

. вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

. выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

1.3 Агенты и органы валютного контроля


Согласно ч.3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» агентами валютного регулирования являются:

. Уполномоченные банки, которыми согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 являются:

.1 Кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального Банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

.2 Филиалы кредитных организаций, действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального Банка Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте;

. Не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

. Таможенные органы, а именно: Федеральная Таможенная Служба, Региональные таможенные управления, Таможни, Таможенные посты; Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;

. Налоговые органы.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

. документы, удостоверяющие личность физического лица;

. документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

. документы, удостоверяющие статус юридического лица,- для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

. документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

. документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

. уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

. регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим федеральным законом;

. документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

. документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

. таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних, внутренних ценных бумаг в документарной форме;

. паспорт сделки.

Основными органами валютного регулирования, указанные в ч.1 ст.5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», являются: Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Законом определена компетенция обоих органов, в пределах которой может осуществляться их нормотворческая деятельность, которая заключается вправе издавать акты в области валютного регулирования только для реализации функций, предусмотренных настоящим Законом.

Центральный банк Российской Федерации стоит во главе всей банковской системы Российской Федерации, которая включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Деятельность Банка России базируется на таких Федеральных законах, как ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Налоговый, Бюджетный кодексы Российской Федерации и др. При этом некоторые из указанных законодательных актов регулируют именно банковскую деятельность, другие - лишь отдельные ее аспекты. В силу норм Федеральных законов «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России как орган валютного регулирования вправе издавать нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц.

По Федеральному Закону «О валютном регулировании и валютному контролю», Центральный Банк Российской Федерации вправе устанавливать формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч.4 ст.5); порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч.2 ст.9); порядок осуществления нерезидентами между собой валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг (ч.2 ст.10); требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ч.2 ст.11).

Согласно Федеральному Закону от 10.12.2003 №173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютному контролю», где полномочия Правительства Российской Федерации детализируется по валютному контролю и валютному регулированию, специальной же статьи в данном Законе не предусмотрено, регламентирующей полномочия Правительства Российской Федерации по валютному регулированию и контролю. Анализируя нормы указанного Закона, можно назвать следующие полномочия Правительства Российской Федерации по валютному регулированию:

. принимает акты валютного регулирования, об этом сказано в ч.2 ст.5 Федеральном Законе “О валютном регулировании и валютном контроле”. К актам валютного регулирования Правительства Российской Федерации можно отнести также правовые акты управления, носящие индивидуально-правовой характер. В. Кочарян называет следующие разновидности индивидуально-правовых актов: индивидуальный акт-разрешение, индивидуальный акт-решение, индивидуальный акт-уведомление, индивидуальный акт-предписание, индивидуальный акт-пресечение;

. установление порядка (по согласованию с Центральным банком РФ) предоставления резидентами (за исключением резидентов - физических лиц), налоговым органам отчетов по движению средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами (ч. 7 ст. 12);

) установление порядка представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков (п. 1 ч. 3 ст. 23);

) установление порядка (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) предоставления органами и агентами валютного контроля документов и информации в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 23 ФЗ).

Неотъемлемым правом Правительства Российской Федерации, как участника валютных правоотношений является осуществление всех видов валютных операций, регулируемых без ограничений (ч. 5 ст. 5 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции:

. издают нормативные акты, обязательные исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации;

. осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

. проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля, а также их должностные лица в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Таможенные органы в системе валютного контроля

 

.1 Порядок осуществления валютного контроля за экспортно-импортными операциями


Важную роль в системе валютного контроля играют таможенные органы, которые осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле ст.94 Таможенного Кодекса Таможенного Союза. Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам. Обладая первичной достоверной информацией, применимой как для таможенных целей, так и для целей валютного контроля, а именно: сведений о факте и сроках вывоза или ввоза товаров; о характере и валютно-финансовых условиях внешнеторговой сделки; о количестве, качестве и цене перемещаемых объектов. Наряду с этим таможенные органы обладают кадровыми, организационными, финансовыми, техническими ресурсами для проведения валютно-контрольных операций, связанных с экспортно-импортными операциями.

Положения валютного законодательства Российской Федерации о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом. В свою очередь, уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч.13 ст.23 Федерального закона «О Валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения Центрального Банка Российской Федерации.

Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами. С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории Российской Федерации введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:

1.   оформление паспорта сделки;

2.       таможенное оформление экспортных товаров;

.        передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;

.        контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

.        конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля.

Введена в действие инструкция Центрального Банка Российской Федерации от 14.06.2012 №138 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Данная инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам, отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг. Некоторое сдерживающее действие оказывает введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль Центрального Банка Российской Федерации. Система валютного контроля по импортным операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в Российскую Федерацию товаров. Действие системы валютного контроля распространяется на:

1. валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в Российскую Федерацию в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения», «реимпорт», «таможенный склад», «магазин беспошлинной торговли», «переработка товаров на таможенной территории», «переработка товаров под таможенным контролем», «временный ввоз», «свободная таможенная зона», «свободный склад», «отказ в пользу государства», «уничтожение», либо товаров, ввезенных по контракту и предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта (таможенное оформление которых производится с подачей временной грузовой таможенной декларации), осуществляется при условии представления в таможенный орган ксерокопии паспорта сделки;

2.       сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте.

Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки. Это документ валютного контроля, который используется для отслеживания валютных операций между резидентом и нерезидентом (расчетов и переводов через счета резидента). Данный документ используется импортерами и экспортерами для подтверждения обоснованности платежа по сделке (контракту). Паспорта сделки позволяют Федеральной таможенной службе и валютному контролю банка отслеживать нелегальные переводы валюты заграницу. Паспорт сделки оформляется в банке, обслуживающем компанию импортера (экспортера), он же впоследствии выполняет функции валютного контроля. Компания-импортер (экспортер) предоставляет в банк заполненный паспорт сделки в двух экземплярах вместе с заверенной копией внешнеэкономического контракта <#"731140.files/image001.gif">

Рисунок 1. Структура выявления нарушения Росфиннадзора за 9 месяцев 2013 года

Похожие работы на - Таможенные органы Российской Федерации в системе валютного контроля

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!