Наименование профессионального
модуля
|
Тема
|
ПМ 01. Планирование и
организация логистического процесса в организациях (в подразделениях)
различных сфер деятельности.
|
«Оформление необходимых
документов связаных с управлением запасов»
|
ПМ 02. Управление
логистическими процессами в закупках, производстве и распределении
|
«Управление запасами в
компании ООО «Сормат-НН»
|
ПМ 03. Оптимизация ресурсов
организации (подразделений), связанных с управлением материальными и
нематериальными потоками
|
«Управление запасами
предприятия с применением методов АВС и XYZ анализа.»
|
ПМ 04. Оценка
эффективности работы логистических систем и контроль логистических операций.
|
«Логистическая система ООО
«Сормат-НН»
|
1. Чтобы начать АВС/XYZ анализ по запасам, нужны запасы. Для
этого нужно найти поставщиков и оформить заказы товара который необходим
компании. На склад товар принимается по товарной накладной, в которой расписано
все о товаре и все данные поставщика и заказчика. Дальше происходи
оприходование товара на склад и все заносится в систему 1С.
2. Управление запасами - отвечает на такой
простой вопрос: "Чего, когда и сколько надо закупить, чтобы хватило, и не
осталось лишнего?"
В организацию ООО «Сормат-НН» внедрена система
1С, через которую и проводится АВС/XYZ анализ по управлению запасов.
3. Можно осуществлять 3 вида АВС/XYZ:
ü АВС
ü XYZ
ü АВС/XYZ (двухмерный)
АВС анализ - это анализ, позволяющий
классифицировать товар по популярности его использование и по его ценовой
категории.анализ - это анализ потребления, есть товара которые покупают стабильно,
а есть такие товары спрос на который нельзя прогнозировать.
АВС/XYZ - это двухмерный анализ
складывающий анализ АВС и XYZ в одно.
4. Логистическая система - это относительно устойчивая
совокупность структурных (функциональных) подразделений компании, а так же
поставщиков, потребителей и логистических посредников, взаимосвязанных по
основным или сопутствующим потокам и объединенных единым управлением для
реализации стратегического (тактического) логистического плана.
Логистическая система предприятия ООО «Сормат-НН» заключается
в том, что на предприятие поступают готовые товары (фурнитура, мебель и т.п.),
а предприятие в свою очередь продает этот товар. Основной задачей логистики на
примере ООО «Сормат-НН» является транспортировка и складирование товара.
1. Характеристика предприятия ООО «Сормат НН»
«СОРМАТ» - торговая марка (приложение 1) известная не только
в Нижегородской области, но и далеко за пределами региона. Компания начала
работу в 1999 году и называлась ООО «Сормовские материалы». За 8 лет стабильной
и успешной работы компания заслужила уважение и доверие не только
«мебельщиков», но и частных клиентов. Компания старается предлагать товары
разной ценовой категории, при этом не забываем о качестве продукции. Таким
образом, в постоянно увеличивающемся ассортименте каждый сможет найти товар на
свой вкус и кошелек. С недавнего времени наша компания занимается изготовлением
корпусной мебели по индивидуальным проектам. Хороший станочный парк и
собственный склад материалов позволяют производить продукцию, по качеству и
ценам удовлетворяющую любой покупательский спрос.
Деятельность ООО "СОРМАТ НН":
· Оптовая торговля непродовольственными
потребительскими товарами;
· Оптовая торговля текстильными и
галантерейными изделиями;
· Оптовая торговля текстильными изделиями,
кроме текстильных галантерейных изделий;
· Оптовая торговля галантерейными изделиями;
· Оптовая торговля одеждой, включая
нательное белье, и обувью;
· Оптовая торговля одеждой, кроме нательного
белья;
· Оптовая торговля нательным бельем:;
· Оптовая торговля изделиями из меха;
· Оптовая торговля обувью;
· Оптовая торговля аксессуарами одежды и
головными уборами;
· Оптовая торговля бытовыми электротоварами,
радио- и телеаппаратурой;
· Оптовая торговля бытовыми электротоварами;
· Оптовая торговля радио- и телеаппаратурой,
техническими носителями информации (с записями и без записей);
· Оптовая торговля радио- и телеаппаратурой;
· Оптовая торговля техническими носителями
информации (с записями и без записей);
· Оптовая торговля изделиями из керамики и
стекла, обоями, чистящими средствами;
· Оптовая торговля ножевыми изделиями и
бытовой металлической посудой;
· Оптовая торговля изделиями из керамики и
стекла;
· Оптовая торговля обоями;
· Оптовая торговля чистящими средствами;
· Оптовая торговля прочими
непродовольственными потребительскими товарами;
· Оптовая торговля бытовой мебелью,
напольными покрытиями и прочими неэлектрическими бытовыми товарами;
· Оптовая торговля бытовой мебелью;
· И многое другое.
Коллектив ООО «Сормат-НН» - это люди с многолетним стажем,
каждый из которых добился «отточенности» действий в своей работе. Все наши
менеджеры имеют высшее или незаконченное высшее образование, которые постоянно
стремятся к повышению уровня своего образования в части продаж и работы с
клиентами. Ведь перед каждым из них стоит задача не просто продавать товар, а,
в большей степени, общаться с людьми. Поскольку одна из первоочередных задач
для нас - удобство и простота клиента в работе с нами.
Преимущества компании ООО «Сормат-НН»:
· Широкий спектр товара и грамотный подбор
аналогов;
· Качественное обслуживание персонально
закрепленным менеджером, который поможет сделать правильный выбор и ответит на
все Ваши вопросы;
· Индивидуальный подход к каждому клиенту;
· Удобный торговый зал, где можно выбрать «вживую»
модель, цвет, фактуру, стиль;
· Отсрочка платежа постоянным покупателям.
· Гибкая ценовая политика;
· Для наших клиентов работает система
предварительного резервирования и заказа товара;
· По желанию клиента товар может храниться
на складе;
· Сервисная доставка груза;
· квалифицированный персонал - все это
делает нашу компанию стабильным партнером для Вашего бизнеса.
В настоящее время компания является официальным представителем известных
брендов, как:
ü RENAU (Германия) - производитель кромочных материалов:
ü Grass (Австрия) - мебельные петли и выдвижные ящики;
ü Мебельная фабрика Скиф (Санкт Петербург) - производитель
столещниц для кухни;
ü Череповецкий Фанерно-мебельный Комбинат - производитель
ламинированной ДСП;
ü Компания Сидак (Санкт Петербург) - производитель фасадов.
Компания ООО «Сормат-НН» 5 марта 2012 года получила свидетельство о
государственной регистрации (приложение 2). В котором подтверждалась что
компания зарегистрирована в соответствии с федеральным законом Российской
Федерации.
Компания работает на основание устава (приложение 3) от 27 февраля 2012
года . В нем находится 2 статьи в которых прописано:
ü 2статья «Уставный капитал общества. Имущества общества».
Устав зарегистрирован в отделе регистрации и учета налогоплательщиков и
внесен в единый государственный реестр юридических лиц. Так же устав закреплен
печатью руководителя инспекции ИФНС.
. Логистическая система предприятия ООО «Сормат-НН»
Логистическая система - это относительно устойчивая совокупность
структурных (функциональных) подразделений компании, а так же поставщиков,
потребителей и логистических посредников, взаимосвязанных по основным или
сопутствующим потокам и объединенных единым управлением для реализации
стратегического (тактического) логистического плана.
Логистическая система предприятия ООО «Сормат-НН» заключается в том, что
на предприятие поступают готовые товары (фурнитура, мебель и т.п.), а
предприятие в свою очередь продает этот товар. Основной задачей логистики на
примере ООО «Сормат-НН» является транспортировка и складирование товара.
Алгоритм компании ООО «Сормат-НН»:
1. Предприятие заказывает у поставщиков материалы.
. Материалы поступают на склад, который определяет логист.
. Покупатели заказывают и покупают материалы у предприятия.
. Если покупатель заказывает доставку товара, то логист составляет
маршрут, по которому проедет фура, чтобы доставить этот товар.
. В случае если необходимо нанимать транспорт и водителя, логист
обязан найти поставщиков автомобиля.
. Водитель едет по назначенному маршруту, доезжая он обязан
оповестить предприятие о прибытии на контрольную точку.
7.Водитель возвращается обратно, привозя все необходимые документы.
Схема 1. «Логистическая система предприятия ООО «Сормат-НН»
Организационная структура предприятия ООО «Сормат-НН».
Схема 2. «Организационная структура»
Управление запасами
В организацию ООО «Сормат-НН» внедрена система 1С, через
которую и проводится АВС/XYZ анализ. Этот анализ используют для правильного и
своевременного управления запасами. Через этот анализ можно увидеть частоту
использования товара, оставшееся количество на складе и проданное количество,
сколько прибыли приносит тот или иной товар и на оборот этот анализ
показывается на какой товар нет спроса. Этот анализ упростил управление
запасами. Традиционные методы учета затрат разделяют продукцию по цене, по
количество человек или часов прямых трудозатрат. Система АВС/XYZ фокусируется на самом
товаре, на его потребление. И можно производить отчеты всего в несколько
простых шагов, так как в традиционном методе сложно подводить итоги.
Внедрение успешной системы АВС/XYZ будет невозможным,
если оно не будет поддерживаться на всех уровнях организации. В первую очередь
руководству необходимо показать, что существующая практика учета затрат не
отвечает всем требованиям организации. Причина может заключаться в том, что
существующая система перестала правильно отражать работу организации или
изменился тип информации, требуемой руководству для принятия решений в
современных условиях жесткой конкуренции. Затем руководству можно показать, как
эффективно можно использовать систему для удовлетворения этих требований.
Руководство, особенно высшее, должно убедиться в том, что система АВС/XYZ имеет важнейшее
значение для всех и каждого.
Прежде чем строить АВС/XYZ анализ нужно что бы товар появился на скале.
Нужно заказать необходимую продукцию, принимаем мы товар по товарной накладной
(приложение 4) и оприходуем (приложение 5) на склад.
ABC-анализ
Каждый товар имеет уровень спроса. Есть популярные
товары которые относятся к классу «А», так же есть менее популярные которые
относятся к классу «В», ну и совсем не популярные которые относятся к классу
«С». Ну и естественно они приняся компание разное количество прибыли.
Что бы начать АВС анализ необходимо зайти в систему
1С.
Дальше находим вкладку» (рисунок 1):
«Отчеты»→ «Продажи» → «Анализ продаж»→
«XYZ/ABC анализ»
Рисунок 1. «Подготовка к АВС анализу»
Далее мы нажимаем «XYZ/ABC
анализ» и открывается окно которое именуется как «Первоночальная настройка»
(рисунок 2) в котором начинаем настраивать:
ü Периодичность: месяц;
ü Анализируемый параметр: сумма
выручки;
ü Количество периодов и дату: «0»
периодов и дата 13.05.2014;
ü Анализируемый объект: номенклатура.
После первоначальной настройки, идет главная настройка
АВС анализа. Над таблицей первоночальной настройки есть вкладка «Настройка».
Рисунок 2. «Первоначальная настройка ABC анализ»
Нажав на вкладку « Настройка» открывается окно, в
котором мы производим общие настройки (рисунок 3).
Рисунок 3. «Общие настройки АВС анализа»
Переходим на вкладуку «Группировки» (рисунок 4). Там
необходимо отметить тот анализ, который нужно произвести, в данном случае это
АВС анализ.
Рисунок 4. « Группировка АВС анализа»
Итак, переходим на следующую вкладку «Отбор» (рисунок
5). Так же как и на вкладке «группировка» ставим галочку около АВС анализа.
Рисунок 5. « Отбор АВС-класса»
Дальше сразу переходим на вкладку «классы», пропуская
вкладку «сортировка», потому что в этой вкладке ни чего изменять не нужно.
В вкладке «Классы» (рисунок 6) товар А класс дает 80%
от оборота (прибыли) то есть А=80%, В и С класс дает 20% от оборота (прибыли)
то есть В+С=20%, что полностью отражает правило Парето, и далее В+С разделить
следующим образом В=15% и С=5%.
Рисунок 6. «Классы АВС анализа»
Товар класса «А» (рисунок 7) .
Эта группа товара дает 80% оборота компании, и при
этом это самая малочисленная группа. Товарам А-класса уделяется самое большое
внимание в компании.
Рисунок 7. «Анализ А-класс»
Товары класса «В» (рисунок 8)
Дают 15 % оборота компании. И это самая многочисленная
группа товаров. Потому что именно у этой группы товара подходящая цена и
подходящее качество, для среднего слоя населения, которая занимает большую
часть. Они могут позволить себе именно такие товары.
Рисунок 8. «Анализ В-класс»
Товар «С» класса (рисунок 9).
Товары из это й группы приносят меньше всего прибыли,
всего 5 %. Этой группе товара в компание почти не придают ни какого значения.
Рисунок 9. «Анализ С-класс»
XYZ анализ
Каждый товар имеют свою характеристику потребления. XYZ анализ это анализ
потребления, есть товара которые покупают стабильно с незначительными
колебаниями в спросе это товары группы «Х», а есть товары группы «Y» это сезонный спрос,
ну и конечно товары группы «Z» которые потребляют не регулярно,
прогнозировать эту группу товара почти невозможно. Анализ XYZ нужно настроить.
Настраивается этот анализ почти так же как анализ АВС. Первоначальные настройки
остаются без изменений. В главных настройках мы меняем только галочку во
вкладке «Гриппировки» (рисунок 10) , оставляем её только около «XYZ».
Рисунок 10 «Группировка XYZ анализа»
Дальше делаем тоже самое во вкладке «Отбор» (рисунок 11)
Рисунок 11 «Отбор параметров XYZ анализа»
Также просматриваем вкладку «Классы»
(рисунок 12) в которой находятся критерии распределения XYZ. В данном анализе
критерием является коэффициент вариации - мера относительного разброса случайной
величины. В компании проценты вариации такие:
ü Y-класс: от 20 до 50
ü Z-класс: от 50 до 10 000
Рисунок 12. «Классы XYZ анализа»
Рисунок 13 « XYZ анализ»
В компании ООО « Сормат-НН» не
стабильный спрос на все продукты, это говорит о том что все товары относятся к
группе Z (рисунок 13)
ABC/XYZ-анализ
Рисунок 14. «Группировка двухмерного анализа ABC/XYZ»
Чтобы провести двухмерный анализ, нужно во вкладке
«Настройки», в разделе «Группировки» поставить галочки на обо анализа ABC и XYZ
(рисунок 14). То же самое нужно сделать
в разделе «Отбор» (рисунок 15)
Рисунок 15. «Отбор двухмерного анализа
ABC/XYZ»
Так выглядит сформированный отчет (рисунок
16):
Рисунок 16 «Отчет по АZ группировки»
Колонки отчета (рисунок 17):
ü "Доля" - это
доля товара в общих продажах. В примере видно, что товар №1616 принес 0.71% от
всей годовой выручки.
ü "Сумма
выручки", "Количество проданных товаров", "Количество
продаж" - поля выбираются по кнопке "Настройка..." на закладке
"Общие"
ü "Среднее значение
параметра анализа" - выручка всего, разделенная на количество периодов.
ü "Коэффициент
вариации" - это и есть тот самый коэффициент, на основании которого товар
распределяется по группам.
Рисунок 17 «Отчет по ВZ группировки»
Можно увидеть, что в группе СZ (рисунок 18) есть 5
товаров которые не входят группу Z, это означает что данные товары еще не разу ни кто не
приобрел. Обычно если долгое время такие товары не покупает или покупают, но
плохо, то их распродают с большой скидкой.
Определение величины снижения затрат на содержание запасов.
Определение величины снижения затрат на содержание запасов подразумевает
вопрос : « На чем можно сэкономить и каким образом?».
Затраты ООО «Сормат НН»:
· Затраты на закупку;
· Затраты на транспортировку;
· Расходы на заработную платы рабочих;
· Затраты на складирование.
Алгоритм компании ООО «Сормат НН»:
· Предприятие заказывает у поставщиков материалы;
· Материалы поступают на склад, который определяет логист ;
· Покупатели заказывают и покупают материалы у предприятия;
· Если покупатель заказывает доставку товара, то логист
составляет маршрут по которому проедет фура, чтобы доставить этот товар;
· В случае если необходимо нанимать транспорт и водителя,
логист обязан найти поставщиков автомобиля;
· Водитель едет по назначенному маршруту, доезжая до
контрольной обязан оповестить предприятие о прибытии на контрольную точку;
· Водитель возвращается обратно, привозя все необходимые
документы.
Рисунок 18 «Отчет по СZ группировки»
Исходя из этого алогоритма можно понять, за счет чего можно снизить
затраты. Таким образом, сэкономить можно если заказывать у других поставщиков,
которые предлагают меньшую цену на товар хорошего качества; так же можно начать
сотрудничество с какой-либо фирмой занимающеся транспортировкой для того, чтобы
в случае если фу не хватате или нет фуру необходимой грузоподъемности можно
было бы заказать машину по наименьшей цене.
Затраты на заработную плату рабочих: предприятие ООО «Сормат НН»
оплачивает труд рабочих методом сдельной заработной платы. Это значит, что
заработная плата состоит из оклада и процента премии, который не фиксирован, а
назначается в зависимости от выполненной работы и\или поквартальной премии.
Каждый работник (кроме водителей, которым заработная плата выплачивается
почасово) имеет оклад, зависящей от занимаемой должности. Снизить эти затраты
не рекомендуется, т.к если работника не стимулировать заработной платой, то
объем работы будет уменьшаться, или он вовсе уволится, найдя лучшее место
работы.
Заключение
Проходя преддипломную практику в посреднической компании ООО
«Сормат-НН»,основными целями были:
ü сбор,
ü систематизация;
ü обобщение материала для подготовки выпускной
квалификационной работы: «Управление запасами предприятия ООО «Сормат-НН» с
применением методов АВС и XYZ
анализа.»
За время практики были решены следующие задачи:
) Закреплены и систематизированы знания и умения, полученные при изучении
дисциплин и профессиональных модулей учебного плана специальности «Операционная
деятельность в логистике», на основе изучения деятельности конкретной
организации;
) Изучены нормативные и методические материалы, возникающим в ходе
дипломного проектирования;
) Собран, систематизирован и обобщен практический материал для
использования в работе над выпускной квалификационной работой;
) Осуществлена оценка действующей в организации системы управления,
учета, анализа и контроля, разработка рекомендаций по ее совершенствованию;
) Обобщены и закреплены теоретические знания, полученные в период
обучения, сформированы практические умения и навыки, приобретен первоначальный
профессиональный опыт по профессии;
)Осуществлена проверка возможностей самостоятельной работы в условиях
конкретного профильного производства.
Тема выпускной квалификационной работы более подробна будет рассмотрена в
дипломном проекте, а именно «Управление запасами предприятия с применением
методов ABC и XYZ анализов.
Список использованной литературы
1. Афонин А.М., Царегородцев Ю.Н., Петрова А.М.
Промышленная логистика М.:Академия 2006
2. Логистика: учеб./под ред.Б.А.Аникина. 3-е издание,
М.: Инфра-М, 2008
. Логистика:Учебник/ А.А.Канке, И.П. Кошевая. - 2-е
изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2011
. Дыбская В.В. Логистика складирования: Учебник - М.:
ИНФРА-М, 2012
. Практикум по логистике: учеб.пос. Б.А. Аникин, М.:
ИНФРА-М,2003
6. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебное пособие.
М.:КНОРУС, 2011. 320с.
7. Гайдаенко А.А., Гайдаенко О.В. Логистика. Учебник.
М.:КНОРУС, 2008. 272с.
. Чернышев М.А., Анопченко Т.Ю., Григан А.М.
Логистика: конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 285 с.
. Дыбская В.В.Управление складированием в цепях
поставок. М.:Издательство Альфа-Пресс, 2009. 720 с.
Приложения
Торговая марка ООО «Сормат-НН»