Проведение маркетингового исследования сока 'Моя Семья'
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет»
Инженерно-экономический
институт
Кафедра
предпринимательства и коммерции
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине Маркетинговые исследования
тема.
Проведение маркетингового исследования сока «Моя Семья»
Выполнила студентка группы з13707/23
Волкова Н.А.
Санкт-Петербург
2014
РЕФЕРАТ
РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ, ОПРОС, АНАЛИЗ ДАННЫХ,
ОДНОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ.
В данной курсовой работе был проведен анализ
рынка соков. Была создана анкета и загружена на сайт iAnketa.ru.
Далее было опрошено примерно 56 респондентов, после этого был проведен анализ
собранных данных и построены диаграммы, для более понятного восприятия
информации. Данное исследование помогло изучить сегмент рынка Санкт-Петербурга,
определить емкость рынка, ознакомиться с основными конкурентами торговой марки
«Моя Семья».
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговое исследование - это изучение, сбор,
глубокий анализ для реализации товаров и услуг, а также по их перемещению от
производителя к потребителю; поэтапное изучение факторов воздействия на спрос.
Маркетинговые исследования - это любая
исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.
Как правило, потребность в проведении
маркетингового исследования возникает в случаях, когда: 1) фирма не достигла
поставленных маркетинговых целей; 2) фирма уступает позиции конкуренту; 3)
фирма собирается диверсифицировать свою деятельность; 4) фирма готовит новый
бизнес-план; 5) любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе
действий или предполагают значительные инвестиции.
Что дают маркетинговые исследования?
Они позволяют фирмам увеличить свои знания о
стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при
принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых
исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных
процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно
маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители,
товары, среда маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. Результатом
маркетингового исследования являются разработки, которые используются при
выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.
Данный опрос позволяет нам получить информацию
для:
· оценки и понятия возможностей и
угроз маркетинга
· отслеживания рынка
· более лучшего понимания маркетинга
как процесса
Собранная информация поможет нам:
· в стратегическом развитии
· в достижении цели
· в разработке новых товаров
· в организации действий по
продвижению.
· в создании индивидуальной рекламы
Основное направление маркетингового исследования
включает в себя осознание и анализ проблемы, целей и методов их исследования,
планирование исследований, сбор и анализ данных, последующую обработку
полученных результатов и доведение их до руководящего звена.
Основная цель маркетингового исследования -
создать информационно-аналитическую базу для выявления неиспользуемых резервов
и возможностей компании.
Для проведения исследования, воспользуемся
интернет-ресурсом ianketa.ru, который предлагает нам широкий набор функционала
для опроса на любую тематику. К преимуществам интернет-опросов на сайте ianketa
можно отнести:
. Быстро и дешево.
. Возможность для создания разнообразных
вопросов.
. На интернет-опросы респонденты более
отзывчивы.
. Уменьшение нервного состояния
респондента во время опроса через интернет, нежели тет А тет.
. Большая часть опроса анонимна.
Актуальность данной темы заключается в том, что
каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой
деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные
возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный
комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых
усилий. Все это и составляет процесс управления маркетингом.
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Для достижения задачи данной курсовой работы, а
именно, маркетингового исследования рынка соков, была разработана анкета,
анализ данных которой будет получен при опросе.
Задачами маркетинговых исследований являются
изучение и наблюдение за рынком, а также для сегментации потребителей на
группы, обладающие похожими характеристиками, чтобы изучить их реакцию на
появление или отсутствие того или иного товара и услуги.
В данной работе нужно рассмотреть проблему
недостаточной доли рынка торговой марки «Моя семья» на рынке питьевых соков.
. Результаты опроса должны помочь
ответить на следующие вопросы:
. Емкость рынка в СПБ.
. Выявление основных конкурентов.
. Как двигать товар на рынке.
. Сегментация рынка
Исследование будет проводиться с помощью
интернет-опроса, анкета для которого была разработана на сайте iAnketa.
2. РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ
С помощью созданной анкеты было проведено
исследование, целью которого было сравнение торговой марки «Моя семья» с
конкурентами, и определение наиболее важных характеристик товара с точки зрения
покупателя. Пример анкеты в Приложении 1.
После получения информации о респонденте (пол,
возраст, кол-во детей и их возраст), которая позволила нам сегментировать
покупателей соков, были заданы следующие вопросы:
. Часто ли Вы покупаете сок? (Определение
емкости рынка).
. Какой сок Вы выбираете? (Показывает
основных конкурентов).
. По каким критериям вы покупаете сок
(Предпочтения потребителя).
. Каких брендов вы покупаете сок чаще»?.
(Отношение потребителя к товару)
5. Говоря о Вашем наиболее используемом
бренде, укажите, насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений? (Дает
возможность определить отношение к торговой марке).
конкурент рынок сок
3. АНАЛИЗ СОБРАННЫХ ДАННЫХ
.1 Одномерный анализ
Мы опросили 56 респондетов и получили различные
варианты ответов на анкету. Теперь предстоит их объеденить и привести в
надлежащий вид для дальнейшего упрощения восприятия информации. Для этого
проведем одномерный анализ и представим полученые результаты в табличном и
графическом виде для каждого вопроса.
Вопрос № 1
Таблица 1.1
Ваш
возраст?
|
Показатель
|
Частота
|
Процент
|
до
18
|
1
|
1,6%
|
от
18 до 25
|
48
|
86,4%
|
от
25 до 50
|
7
|
12,0%
|
Итого
|
56
|
100
|
Вывод: На данной диаграмме видно что, среди 56
опрошенных респондентов наиболее покупательный возраст находиться в диапазоне
от 18 до 25 лет.
Вопрос №2
Таблица 1.2
Ваш
пол?
|
Пол
|
Частота
|
Процент
|
женщина
|
22
|
39,3%
|
мужчина
|
34
|
60,7%
|
Итого
|
56
|
100
|
1-женщины; 2-мужчины
Вывод: Среди опрошенных респондентов наибольший
процент составили мужчины 60%, а женщины 39%
Вопрос №3
Таблица 1.3
Количество
человек в семье?
|
Кол-во
человек
|
Частота
|
Процент
|
2
|
5
|
9%
|
3
|
18
|
32%
|
больше
3
|
24
|
43%
|
больше
5
|
9
|
16%
|
Итого
|
56
|
100
|
Вывод: На этой диаграмме показано количество
человек в семье. Среди количества опрошенных респондентов большинство отвечало
«больше 3». Так получается средне статистическая семья: отец, мать, ребенок.
Вопрос №4
Таблица 1.4
Количество
детей?
|
Кол-во
детей
|
Частота
|
Процент
|
1
|
22
|
10%
|
2
|
8
|
20%
|
3
|
4
|
30%
|
4
|
22
|
40%
|
Итого
|
56
|
100
|
Вывод: По итогам опроса о количестве детей в
семье респонденты отвечали 4 ребенка. Дети наиболее потребляемы в плане сока
следовательно улучшение рекламы с детскими образами и добавление в сок детских
витаминов укрепит бренд на рынке более фундаментально.
Вопрос №5
Таблица 1.5
Какой
сок вы чаще пьете?
|
Сок
|
Частота
|
Процент
|
Добрый
|
27
|
48%
|
Моя
семья
|
11
|
19%
|
Сады
придонья
|
7
|
12%
|
J7
|
12
|
21%
|
Rich
|
11
|
19%
|
Итого
|
56
|
100
|
Вывод: Видно что из количества респондентов
наиболее лидирующий бренд оказался «Добрый». Ну это естественно потому что сок
находиться давно на прилавках города. Что касаемо других брендов то «Rich» и
«Моя семья» делят 3 место по потребляемости. На 2 месте твердо закрепился сок
J7 и на последнем месте сок «Сады Придонья». Главным конкурентов сока «Моя
Семья» на данный момент является сок «Добрый».
Вопрос №6
Таблица 1.6
Каких
вкусов сок вы пьете чаще?
|
Вкус
|
Частота
|
Процент
|
апельсин
|
23
|
41,1%
|
яблоко
|
27
|
48,2%
|
виноград
|
10
|
17,9%
|
мультифрукт
|
18
|
32,1%
|
ананас
|
12
|
21,4%
|
Итого
|
56
|
100,0
|
Вывод: За яблоко проголосовало большее
количество респондентов. Нестранно, так как сок вкуса «яблочный» один из
любимых соков появляющихся у нас на столе. Но сок вкуса «апельсин» так же
пытается не сдать позиции по продажам и почти догоняет яблочный. Что касаемо
остальных то они стабильно продаются на рынке.
Вопрос №7
Таблица 1.7
Как
часто вы покупаете сок?
|
Частота
покупки
|
Частота
|
Процент
|
ежедневно
|
8
|
14,3
|
по
праздникам
|
5
|
8,9
|
по
потребности
|
43
|
76,8
|
Итого
|
56
|
100,0
|
Вывод: Респонденты склоняются больше к варианту
покупки соков по надобности. Но и во время праздников и ежедневно люди готовы
потреблять этот чудесный напиток.
Вопрос №8
Таблица 1.8
Какой
сок насыщеннее?
|
Сок
|
Частота
|
Процент
|
Моя
семья
|
9
|
16,1%
|
Добрый
|
21
|
37,5%
|
Сады
придонья
|
5
|
8,9%
|
Иное
|
21
|
37,5%
|
Итого
|
56
|
100,0
|
Вывод: На данной диаграмме о насыщенности вкуса
респонденты склонились к выбору другого бренда. Но сок «Добрый» так же обладает
по мнению опрошенных насыщенным и ярким вкусом, что нельзя сказать о соке «Сады
Придонья» Сок «Моя Семья»
Вопрос №9
Таблица 1.9
В
каком соке меньше сахара?
|
Сок
|
Частота
|
Процент
|
Моя
семья
|
6
|
10,7%
|
Добрый
|
14
|
25,0%
|
Сады
Придонья
|
11
|
19,6%
|
Иное
|
25
|
44,6%
|
Итого
|
56
|
100,0
|
Вывод: Из показанных результатов респонденты в
большинстве выбрали другие соки. Но среди «Доброго», «Сады Придонья» и «Моя
семья» наиболее низкое содержание сахара было у Доброго а после уже «Сады
Придонья» и «Моя Семья».
Вопрос №10
Таблица 1.10
В
каком ценовом диапазоне чаще всего приходиться вам покупать сок?
|
Цена
|
Частота
|
Процент
|
10-30р
|
2
|
3,6%
|
30-50р
|
17
|
30,4%
|
50-70р
|
23
|
41,1%
|
70
и больше
|
18
|
32,1%
|
Итого
|
56
|
100,0
|
Вывод: Ценовой диапазон от 50-70 рублей. Но
также респонденты покупают сок более 70 руб. Следовательно надо делать продукт
яблочного вкуса с витаминами и для детей по цене больше 70 руб. за 1 литр. На
детях родители не экономят.
Вопрос №11
Таблица 1.11
Откуда
чаще всего узнаете о акциях и новинках ?
|
Источник
|
Частота
|
процент
|
реклама
|
39
|
69,6%
|
газеты
|
5
|
8,9%
|
интернет
|
4
|
7,1%
|
друзья
|
8
|
14,3%
|
Итого
|
56
|
100,0
|
Вывод: Реклама во всех ее обличиях хороший
двигатель продукта на рынок, но нельзя забывать и об интернете, поскольку в
наше время развиваются продажи через интернет и большее количество людей
проводят в всемирной паутине больше времени чем в магазинах и разглядывая акции
и новинки. Усиление рекламы через интернет приведет к улучшению продаж по
продукту. Но нужен сенсационный продукт.
Вопрос №12
Таблица 1.12
В
каких торговых точка вы в основном покупаете сок?
|
Магазин
|
Частота
|
Процент
|
Пятерочка
|
19
|
33,9%
|
Карусель
|
12
|
21,4%
|
Окей
|
32
|
57,1%
|
7Я
|
10
|
17,9%
|
Лента
|
10
|
17,9%
|
Итого
|
56
|
100,0
|
Вывод: Обеспечение продуктом магазин является
одним из основных этапов продажи. На диаграмме видно что больше всего сок
покупают в сети магазинов «ОКЕЙ» следовательно нужно поддерживать ассортимент
продукта на прилавке и разрабатывать новые вкусы. А также нельзя забывать о
других торговых организациях им тоже нужен продукт для реализации. Там где
территориально «ОКЕЙ» не сможет уместиться, уместится пятерочка или 7я где
народ также покупает соки.
Вопрос №13
Таблица 1.13
Утверждения
|
показатели
|
Не
согласен
|
Согласен
|
50-50
|
|
Частота
|
Процент
|
Частота
|
Процент
|
Частота
|
Процент
|
10
|
17,9
|
31
|
55,4
|
15
|
26,8
|
известность
бренда
|
8
|
14,3
|
39
|
69,6
|
9
|
16,1
|
иннов.
прод.
|
25
|
44,6
|
13
|
23,2
|
18
|
32,1
|
для
всей семьи
|
6
|
10,7
|
38
|
67,9
|
12
|
21,4
|
ингридиенты
|
19
|
33,9
|
20
|
35,7
|
17
|
30,4
|
Вопрос №14
Таблица 1.14
Вы
находитесь в магазине. По каким критериям вы выбираете сок?
|
Критерий
|
Частота
|
Процент
|
Я
смотрю на упаковку и если она мне нравится, то я ее покупаю
|
7
|
12,5
|
Перед
покупкой, я внимательно прочитываю содержание
|
13
|
23,2
|
Я
сверяю цены продуктов, а затем покупаю наиболее подходящий продукт для меня
|
22
|
39,3
|
Я
покупаю продукт, так как нравится бренд
|
14
|
25,0
|
Итого
|
56
|
100,0
|
Вывод: Завышение цен приведет к упадку
покупаемости сока. Цена/Качество- это должно работать безусловно, что бы
продукт покупали.
Заключение
После проведенного исследования удалось понять,
что сок «Моя Семья» не особо нравится потребителю. Среди опрошенных
респондентов выбор больше склонялся к соку «Добрый» на данный момент это самый
сильный, устоявшийся конкурент на рынке. Сок «Моя Семья» обладает не самыми
плохими показателями и как сок покупался так он и будет покупаться еще долгие
годы.
По моему мнению опрос не особо объективен. Малое
количество опрошенных дает не полное представление о товаре и жизни его на
рынке.
Но тем не менее малое количество опрошенных дало
мне понятие об основных требованиях покупателя к качеству и цене сока. Дало
представление о проведении более детализированного опроса, с большим
количеством вопросов и опрошенных людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
. Боровиков В.П., Боровиков И.П.
Statistica - статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.:
Информационно-издательский дом «Филинъ», 2008, 608 с.
. Малхорта Н.К. Маркетинговые
исследования. Практическое руководство. М.: Издательский дом «Вильямс», 2010,
960 с.
Павлов Н.В. Маркетинговые
исследования. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2006, 366 с.
. Черчилль Г.А. Маркетинговые
исследования. СПб, изд-во "Питер", 2009, 752 с.
Приложение 1
. Ваш возраст?
до 18
от 18 до 25
от 25 до 50
от 50 и выше
. Ваш пол?
женщина
мужчина
. Сколько человек у вас в семье?
2
3
больше 3
больше 5
. Количество детей?
1
2
3
4
нет
. Какой сок вы пьете чаще? (много возможных
ответов)
Добрый
Моя семья
Сады придонья
J7
Rich
. Каких вкусов сок вы пьете чаще? (много
возможных ответов)
Апельсин
Яблоко
Виноград
Мультифрукт
Ананас
. Как часто вы покупаете сок?
Ежедневно
По праздникам
По потребности
. У какого сока по вашему мнению наиболее
насыщенный вкус?
Моя семья
Добрый
Сады Придонья
Иное
. В каком соке меньше сахара?
Моя семья
Добрый
Сады Придонья
Иное
. В каком ценовом диапазоне чаще всего
приходиться вам покупать сок? (много возможных ответов)
10-30
30-50
50-70
70 и больше
. Откуда чаще всего узнаете о акциях и новинках
?
Реклама
Газеты
Интернет
Друзья
. В каких торговых точка вы в основном покупаете
сок? (много возможных ответов)
Пятерочка
Карусель
Окей
7Я
Лента
Другие магазины
. Говоря о Вашем наиболее используемом бренде,
укажите, на сколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений
|
Не
согласен
|
Согласен
|
50/50
|
Цена
соответствует качеству
|
|
|
|
Известность
бренда
|
|
|
|
Новый
и инновационный продукт
|
|
|
|
Продукт
для всей семьи
|
|
|
|
Натуральные
ингридиенты
|
|
|
|
|
|
|
|
. Вы находитесь в магазине. По каким критериям
вы выбираете сок?
Я смотрю на
упаковку и если она мне нравится, то я ее покупаю
Перед покупкой, я
внимательно прочитываю содержание
Я сверяю цены
продуктов, а затем покупаю наиболее подходящий продукт для меня
Я покупаю продукт,
так как нравится бренд