Особенности работы реабилитационных центров для несовершеннолетних детей
Государственное бюджетное профессиональное образование учреждение города Москвы
Колледж по подготовке социальных работников №16
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Пм 02 01
Организационное обеспечение деятельности учреждения социальной защиты населения органов Пенсионного Фонда Российской Федерации
Особенности работы реабилитационных центров для несовершеннолетних детей
Выполнила:
студентка 3 курса группы ПО-33
Христофорова Виктория Сергеевна
Научный преподаватель:
Дубровина А.В.
Москва 2014
Ведение
несовершеннолетний девиантный уличный реабилитационный
Тема курсовой работы была выбрана не случайно, ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества.
Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.
В течение 2002 года органами внутренних дел проводилась работа с 289,8 тыс. родителей (опекунами, попечителями), не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по воспитанию детей, что на 74,2% больше по сравнению с 2001.
В России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется более 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Общее число детей-сирот составляет 740,5 тыс. человек. По данным МВД РФ ежегодно до 2-х млн. детей в возрасте до 14 лет подвергается насилию в семье. Спасаясь от него, 50 тыс. детей уходят из дома, 25 тыс. из них находятся в розыске.
Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Жизнь ребенка на улице оборачивается тяжелейшими последствиями для его психического и физического развития. Обследования беспризорных детей показывают, что их физическое и психическое здоровье подорвано.
В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.
В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Эта позиция была закреплена в указе Президента РФ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав". В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков, и среди них - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Однако численность центров и география их размещения не соответствуют остроте и масштабам проблемы, количеству детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Поэтому потребность в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов.
Объектом данной работы является несовершеннолетний в социально-реабилитационном центре.
Предметом курсовой работы является социальная реабилитация несовершеннолетних в социально-реабилитационных центрах.
Цель работы - рассмотреть и проанализировать методы и технологии социальной работы с детьми, у которых девиантное поведение, и с уличными детьми.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ методеческой литературы, анализ нормативно правовых актов, работа с интернет источниками.
Глава 1. Методы и технологии социальной работы с несовершеннолетними детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
.1 Профилактика девиантных форм поведения детей и подростков
Педагоги, специалисты в области социальной работы, психологи-практики выделяют подростковый период развития как наиболее подверженный риску формирования девиантного поведения. Возрастные особенности подростков, такие как обостренное чувство собственного достоинства, неустойчивая самооценка, потребность в самоутверждении и свободе от семейной зависимости на фоне несформированных убеждений, ценностей, принципов поведения, социальных ориентаций, приводят к сложным противоречиям как в их внутреннем мире, так и в межличностном взаимодействии.
М.А. Галагузова отмечает, что нормальное поведение подростков предполагает их взаимодействие с микросоциумом, прежде всего с семейной системой, адекватно отвечающей потребностями возможностям их развития и социализации. Отклоняющееся поведение у ребенка, проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам, формируется в тех случаях, когда со стороны микросоциума не происходит адекватного учета основных жизненных потребностей подростка, его индивидуальных особенностей и.т.д.
.2 Девиантное поведение
По определению Я. Глинского, "девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям". В целом можно подразделить девиантное поведение на две большие категории: во-первых, поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии; во-вторых, девиантное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные, морально-этические, правовые нормы.
Девиантное поведение- отклонение от принятых в обществе норм и ценностей, связанное с нарушением процесса социализации.
Девиантное поведение - это поступки, не соответствующие ожиданиям и ролевым образцам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе и ближайшей социальной среде человека.
Таким образом, понятие "девиантное поведение" тесно связано с понятием "норма". Психическая норма подразумевает прежде всего оптимальный уровень адаптации индивида к окружающей среде. Социальная норма определяется как исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения, деятельности людей, социальных групп и организаций. Она складывается как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Нормы могут проявляться в ожидании соответствующего поведения и в эталонах, образах обществах, в ранние эпохи, а также у различных социальных групп.
Существует несколько типов девиантного поведения. Классификация поведенческий отклонений, предложенная Е.В Змановской, основана на таких критериях, как вид нарушаемой нормы и характер негативных последствий. В соответствии с ними выделяются три основных типа действий:
·Асоциальное (аморальное) поведение;
·Антисоциальное (деликвентное) поведение;
·Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Асоциальное поведение связано с пренебрежением моральными нормами межличностных отношений.
Оно может проявляться в агрессии, сексуальных девиациях, таких, как проституция, совращение и др., Для детей и подростков из неблагополучных семей характерны уходы из дома с последующим бродяжничеством,, школьные прогулы, вплоть до полного отказа от обучения, ложь, агрессивное поведение, сквернословие, промискуитет(беспорядочные половые связи).
Антисоциальное (делинквентное) поведение свойственно лицам, пренебрегающим благополучием других людей, чьи поступки противоречат правовым нормам, т.е запрещены законодательством и угрожают социальному порядку.
Среди детей от 5 до 12 лет преобладают такие формы антисоциального поведения, как физическое насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жесткое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. Для подростков, начиная с 12-13 до 18лет, наиболее характерны следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение связано с отклонением от медицинских и психологических норм развития и угрожает прежде всего здоровью и целостности самой личности.
К нему относятся суициды, причем как истинные, так и демонстративные попытки самоубийства, нарушенное пищевое поведение (анарексия - отказ от еды; булимия - болезненное переедание, психологическая зависимость от определенных продуктов), алкогольная и наркотическая зависимости, компьютерная зависимость, фанатическое поведение, в частности вовлеченность в деструктивные религиозные секты, виктимность (поведение жертвы провоцирующее на насилие), экстремальное поведение (опасные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и д.р). Для детей младшего возраста аутодеструктивное поведение не столь характерно, как для подростков, в основном дети экспериментируют с курением и токсическими веществами. Что касается подростковых девиаций, то среди них преобладают наркозависимое поведение, компьютерная зависимость, пищевые нарушения, несколько реже суицидные попытки.
В современной подростковой среде наиболее распространены такие формы девиантного поведения, как алкоголизм, наркомания и токсикомания, суицидуальное поведение, побеги из дома и бродяжничество, вандализм. При этом отдельные формы девиаций зачастую сочетаются, накладываются друг на друга, например: безнадзорные подростки обычно страдают токсикоманией, алкогольное опьянение провоцирует вандализм и т.д.
На формирование у подростков склонности к девиациям влияет целый ряд факторов. Выделяя факторы девиантного поведения, можно выделить три основных блока:
·Биологические факторы (генетическая предрасположенность, физическое состояние, возрастные характеристики и т.д.);
·Психологические факторы (внутриличностные и обусловленные влиянием взаимоотношений со значимыми другими);
·Социальные факторы (экономическое и социальное неблагополучие общества и его важнейших социальных институтов, в которые включен индивид).
С.И. Беличева рассматривает следующие взаимосвязанные факторы, обуславливающие природу девиантного поведения
·Индивидный фактор, действующих на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
·Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
·Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида с окружающей средой;
·Личностный фактор, который прежде всего проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
·Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями жизни.
Следовательно, можно выделить объективные (средовые) и субъективные(индивидуальные) факторы девиантного поведения ,которые существуют в неразрывном единстве. Можно предложить, что, если один из вышеописанных факторов начинает оказывать интенсивное воздействие, это способствует активизации других и возникает так называемый "лавинообразный эффект)
.3 Основные подходы к профилактике девивантного поведения
Широкое распространение подростковых девиаций в нашем обществе ставят перед специалистами - социальными работниками, педагогами, психологами - задачи разработки эффективных, научно обоснованных технологий помощи детям, склонным к поведению, отклоняющемуся от социальных норм. В практике психолого-социальной работы наибольшую эффективность имеют технологии профилактики или превенции девиантного поведения. В научной литературе по теории и практике социальной работы мы можем встретить оба термина, они синонимичны и обозначают предупреждение того или иного негативного явления.
"Профилактика - научно обоснованные и своевременно пpeдпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни, здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутреннего потенциала"
Специалисты разделяют социальную, социально-педагогическую и психолого-педагогическую профилактику. М.В. Шакурова под социальной профилактикой понимает деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. По мнению Р.В. Овчаровой, социальная профилактика должна осуществляться на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости и обеспечивать необходимый фон, на котором могли бы успешно осуществляться все другие виды профилактики, в том числе психолого-педагогическая и социально-педагогическая!
Психолого-педагогическая профилактика представляет собой деятельность по выявлению, коррекции и устранению внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные нeдoстатки в психологическом развитии личности. Социально-педагогическая профилактика большинством авторов рассматривается как система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и пoдpoстков и способствующих проявлению различных видов их активности.
Профилактика девиантного поведения в социальной работе это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения у людей отклонений в поведении, их активизации и перехода в устойчивые формы, влекущие за собой социально-психологическую и личностную дезадаптацию.
Различают первичную и вторичную профилактику девиантного поведения. Первичная профилактическая работа проводится с теми подростками, которые еще не проявляют склонности к отклоняющемуся поведению, но подвержены риску девиантности в связи с психологическими особенностями (неадекватная самооценка, повышенная конфликтность, агрессивность и пр.) или неблагоприятными условиями развития (дисфункциональная семья, проживание в регионе с неблагополучной социально-экономической ситуацией, высоким уровнем криминальной активности и т.п.). Вторичная профилактика актуальна в ситуациях совершения единичных, не закрепленных в поведении подростков, поступков, отклоняющихся от социальных норм, а также при достаточно устойчивых формах девиантного поведения. Она проводится в форме коррекции поведенческих отклонений и предотвращения дальнейшей дезадаптации личности с целью ее оздоровления и включения в полноценную социальную жизнь. Иногда по аналогии с медицинской моделью превентивной деятельности, принятой Всемирной организацией здравоохранения, выделяют третичную профилактику, цели, задачи и методы которой практически полностью совпадают с социально-психологической реабилитацией девиантных личностей.
Выбор технологий профилактики девиантного поведения у подростков должен осуществляться с учетом трех основных факторов:
·целевой группы;
·потребности в мерах первичной либо вторичной профилактики;
·необходимого (или доступного) уровня вмешательства.
Целевую группу при первичной профилактике должны составлять все дети подростки без исключения, индивидуальные риски девиантного поведения в данном случае не учитываются. Например, было бы абсолютно неверно организовывать лекции о вреде наркотиков в школах с высоким процентом учащихся из неблагополучных семей и игнорировать подобные мероприятия в "элитных" гимназиях и лицеях. Целевые группы для вторичной профилактики, напротив, образуют лица с высоким индивидуальным риском девиаций: дети и подростки из дисфункциональных семей, имеющие психологические проблемы, предрасположенные к амикциям (зависимостям), противоправным действиям, педагогически запущенные и др. К целевым группам при третичной профилактике девиаций могут быть отнесены делинквенты, асоциальные личности и лица с аутодеструктивным поведением.
В профилактической социальной работе с подростками существуют два основных уровня вмешательства: индивидуальный и средовой. В свою очередь работа по нейтрализации неблагоприятных средовых факторов может проводиться на четырех различных уровнях: общество в целом, семья, школа (или другой социальный институт, в который включен индивид), группы сверстников. Очевидно, что для эффективной профилактики отклоняющегося поведения необходимо сочетание мероприятий, осуществляемых на каждом из этих уровней.
.4 Технологии первичной профилактики отклоняющегося поведения
Ранняя профилактика предполагает охват широких масс населения, при этом вмешательство осуществляется на всех уровнях. Необходимыми социально-политическими стратегиями массовой профилактики являются создание законопроектов, направленных на поддержку семьи, охрану прав ребенка, реформирование систем образования, здравоохранения и правопорядка, а также внесение соответствующих изменений в уже существующее законодательство. К государственным мерам социальной профилактики также относится внедрение федеральных и региональных программ, направленных на предупреждение различных видов девиантного поведения. Среди технологий, связанных с информационным воздействием на массовое сознание, на первый план выходят масштабные кампании антиалкогольной и антинаркотической направленности, пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей.
Индивидуальная профилактическая работа в рамках первичной профилактики, а также вмешательство на уровнях семьи, школы и групп сверстников имеют единые предпосылки. Говоря о подростковых девиациях, необходимо прежде всего учитывать такой психобиологический фактор, как возраст. Период взросления является временем постоянного стресса и психологических проблем, обусловленных быстрым психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, ролевыми конфликтами, статусной неопределенностью, неустойчивостью системы ценностей, это критический период в процессе формирования личности.
На психофизиологическом уровне подростковый возраст характеризуется двумя серьезными факторами. Первым из них является неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и соматическое состояние детей. Вторым - "гормональная буря", вызванная активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющаяся в эмоциональной неустойчивости и неадекватных эмоциональных реакциях, повышенной психомоторной возбудимости, непредсказуемости настроения, реакций, поступков подростка.
Центральной психологической проблемой подросткового возраста является личностное самоопределение, связанное с выработкой зрелых форм индивидуальной и социальной идентичности и соответствующих этим формам механизмов самоорганизации и управления своим поведением. Устойчивая личностная идентичность подразумевает способность человека непротиворечиво отвечать себе на вопросы: "Кто я?", "Чего я хочу?", "Каковы мои цели, ценности, убеждения?", "Кто для меня значим, кого я люблю?" и т. п. Социальная идентичность связана с чувством принадлежности человека к различным социальным группам семье, референтной группе сверстников, группам, связанным с учебной деятельностью и профессиональными интересами, и шире - к этносу, религиозному сообществу и т. п. Период обретения подростком идентичности является особой стадией личностного развития и периодом одного из нормативных кризисов жизненного цикла. Данный кризис связан с риском формирования диффузной или негативной идентичности. Диффузия идентичности заключается в неспособности подростка в течение некоторого времени сформировать целостное представление о себе. Это связано с социально-ролевой неопределенностью (по Э. Эриксону, "путаница" социальных ролей), затруднениями в выборе ценностей, идеалов, эталонных моделей поведения, необходимых для того, чтобы завершить психосоциальное самоопределение. Негативная идентичность проявляется в принятии подростком социально неприемлемых норм и ролей, выборе асоциальных форм поведения. Идентификация с социально отрицательными ролями может быть обусловлена влиянием конфликтной, десоциализирующей среды (дисфункциональная семья, девиантные сверстники, секта, социально опасная субкультура), а также потребностью подростков в самоутверждении и демонстративных проявлениях независимости.
Процесс самоопределения рассматривается в психологии как формирование Я-концепции, тесно связанной с личностной и социальной идентичностью. По мнению Р. Бернса, Я-концепция - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов!.
Можно рассматривать Я-концепцию как совокупность установок относительно самого себя. Установка имеет три основных компонента:
·Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). Применительно к Я-концепции - это образ Я, т. е. система представлений индивида о самом себе.
·Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). Этот компонент соотносится с самооценкой как одной из важнейших составляющих Я-концепции.
·Соответствующая поведенческая реакция, обусловленная образом Я и самооценкой.
Предметами самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его внешность, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Негативное самовосприятие и неадекватная (заниженная либо завышенная) самооценка относятся к психологическим факторам, обусловливающим девиантное поведение.
Понятие "самооценка" весьма многозначно, оно включает в себя самопринятие и позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства, а также согласованность образов реального и идеального Я. Ученые, проводя исследования в области подростковой девиантности, пришли к выводу, что среди основных психологических факторов девивантного поведения наиболее важным и постоянно присутствующим является уровень самооценки. Каждый человек стремится к положительному образу Я, сформировать который мешает заниженная самооценка, субъективно переживаемая как неприятное, травматичное состояние. Люди пытаются снизить интенсивность негативных переживаний, совершая определенные поступки, позволяющие компенсировать мучительное чувство неполноценности. Потребность в самоуважении и принятии со стороны значимого окружения у них особенно сильна, но поскольку они не способны добиться этого социально приемлемыми способами, то делают выбор в пользу девиантного поведения. Негативное самовосприятие подростков, постоянно чувствующих себя неудачниками, складывается из трех основных компонентов:
·они считают, что не имеют личностно-ценных качеств и поэтому не способны совершить личностно-ценные действия, но, напротив, обладают отрицательными чертами и совершают отрицательные действия;
·они полагают, что значимые для них люди относятся к ним негативно независимо от того, совершают они нечто предосудительное или нет;
·они не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие сиять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта, т. е. не обладают навыками совладания с негативными переживаниями, что влечет за собой импульсивность поведения.
Подростки, в чьем характере сочетаются негативное самовосприятие и недостаточная развитость нравственно-волевой сферы, находят возможности компенсации низкой самооценки в девиациях - совершении правонарушений (делинквентном поведении), употреблении алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, проявлениях агрессивности в общении, нарушениях пищевого поведения, суицидах, бродяжничестве. По данным исследователей, заниженная самооценка статистически связана у подростков практически со всеми видами девиантного поведения.
Еще одним фактором, обусловливающим формирование девивантных форм поведения у подростков, является противоречивость требований, исходящих от социальной среды: родителей, учителей, сверстников. Взрослые часто неадекватно реагируют на поведение подростков: они, с одной стороны, упрекают их в недостаточной самостоятельности и ответственности, а с другой - требуют послушания и конформности. В свою очередь, сверстники как референтная группа ожидают от подростка "взрослых" поступков, доказывающих его силу и независимость от старших.
Изменение в характере взаимоотношений с родителями и учителями, выражающееся в повышенной конфликтности подростка, можно объяснить рядом причин. Во-первых, крепнущее чувство взрослости у подростков обусловливает потребность в высвобождении из-под влияния старших и соответствующие проявления эмансипации в поведении. Этот процесс может сопровождать так называемый конфликт моралей, при котором мораль (нравственная норма) послушания, характеризующая отношения взрослых и детей доподросткового возраста, вступает в противоречие с моралью равенства. Во-вторых, наблюдаются серьезные изменения в характере взаимоотношений подростков со сверстниками. Внимание и чувствительность к мнению сверстников значительно усиливаются, при этом появляется повышенная критичность по отношению к взрослым. Активизация потребности в общении со сверстниками сопровождается стремлением к самоутверждению в референтной группе и в расширенной подростковой среде, что часто проявляется в различных формах девиантного поведения. В-третьих, период пубертата (сексуального созревания) связан с серьезными проблемами в сфере взаимоотношений полов (переживание первой влюбленности, повышенный интерес к вопросам интимной жизни и пр.), что также может служить импульсом к девиантным проявлениям в поведении подростка. взрослые зачастую с трудом воспринимают естественные проявления пубертатного периода, оценивая их как симптомы болезненной гиперсексуальности, и стараются подавить их различными запретами и санкциям, что вызывает реакции протеста либо приводит к нарушениям психики подростков.
Таким образом, можно предположить, что первичная профилактика девивантных форм поведения у подростков должна строиться на комплексной основе и включать в себя как психологопедагогическое сопровождение в школе или другом учебном заведении, так и социальную работу с семьей. При этом профилактическое вмешательство должно осуществляться независимо от наличия или отсутствия явной предрасположенности подростка к отклоняющемуся поведению, поскольку проблемы, характерные для данного возраста, сами по себе обусловливают риск девиантности. Основными технологиями первичной профилактики девиантного поведения в общеобразовательных и специальных школах, досуговых учреждениях, детских оздоровительных лагерях являются:
·тематические занятия (например, программы лекций о вреде наркотиков и алкоголя);
·ранняя диагностика предрасположенности к девиациям;
·психологические тренинги различной направленности;
·индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение (консультативные беседы, психокоррекционная работа).
Особого внимания заслуживает модель школьной профилактической работы "диагностика - тренинг", в рамках которой программы групповой психолого-педагогической помощи подросткам разрабатываются по адресному принципу в соответствии с результатами, полученными в ходе диагностического обследования школьников. Для выявления повышенной агрессивности, неадекватной самооценки, негативных черт характера (эгоцентризма, эмоциональной холодности, демонстративности, вспыльчивости и пр.), коммуникативных проблем, отсутствия навыков совладания со стрессом и других проявлений, указывающих на предрасположенность к девиациям, применяют психолого-диагностический инструментарий. Среди основных методов можно назвать наблюдение, беседу (интервью), опросники и анкеты, социометрические процедуры, а также проективные и стандартизированные психологические тесты.
Центральное место в школьной и досутовой превентивной работе с подростками должны занимать психолого-педагогические программы, направленные на формирование позитивной, непротиворечивой Я-концепции и адекватной самооценки. Весьма перспективной технологией являются группы личностного роста, основными целями которых являются развитие способности к жизнетворчеству через достижение участниками лучшего самопонимания, самопринятия и принятия других; осознание своих жизненных целей, ценностей, смысловых ориентаций; гармонизация эмоционального состояния; раскрытие потенциала индивидуальных способностей и талантов; конкретизация картины будущего. На групповых занятиях, проходящих в атмосфере доброжелательности, открытости и взаимного доверия, участникам групп личностного роста предлагаются различные психологические упражнения и игры, дискуссии, творческие задания, позволяющие дать выход в социально приемлемой форме той колоссальной внутренней энергии, которая свойственна подросткам и обычно находит выражение в протестном поведении. Среди тренинговых программ, наиболее эффективных с точки зрения первичной профилактики девиаций, можно выделить тренинг коммуникативной компетентности (овладение навыками грамотного общения, в частности бесконфликтного разрешения проблем) и тренинг уверенного поведения, включающий формирование умения противостоять вовлечению в девиантную деятельность (говорить "нет"). Не менее важны групповые занятия по регуляции эмоционального состояния, в частности обучение приемам, позволяющим справляться с агрессивными импульсами, обидой, тревогой и страхами, и по развитию волевых качеств, преодолению лени и других деструктивных черт.
Необходимо привлекать к участию в ранней психолого-социальной профилактике отклоняющегося поведения семьи подростков. В рамках школьных превентивных программ могут быть предусмотрены специальные тематические циклы для родителей, включающие лекции о возрастных физиологических и психологических особенностях подросткового возраста, групповые обсуждения и дискуссии. Также может быть организован просмотр специальных видеоматериалов, в которых наглядно демонстрируются приемы вовлечения подростков в девиантную деятельность, используемые наркодилерами, членами преступных групп и представителями сект. Важно помочь родителям осознать ответственность за психологическое благополучие своих детей, чему может способствовать организация детско-родительских развивающих, тренинговых или коррекционных групп.
Потенциал семьи не только как воспитательной, но и как терапевтической среды поистине неисчерпаем. Родители имеют самое большое влияние на развитие Я-концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, социально и эмоционально. В кризисный для семейной системы период взросления детей специалисты могут помочь родителям поддерживать здоровый психологический климат в семье. Для этого необходимо способствовать гармонизации межличностных отношений родителей и детей, а также оптимизации воспитательного воздействия, строящегося на таких психологических механизмах, как идентификация, подкрепление и понимание. Идентификация подразумевает подражание родителям, их поведенческим и коммуникативным моделям. В рамках социальной работы с семьями подростков необходимо довести до сознания родителей, что именно они, их стиль общения, образ жизни в целом становятся главными образцами для детей. В связи с этим важной превентивной технологией девиантного поведения подростков является коррекция деструктивных проявлений в поведении родителей. Под подкреплением понимают либо поощрение ребенка за поведение, которое считается родителями правильным (положительное подкрепление), либо наказание за поступки, нарушающие установленные взрослыми правила (отрицательное подкрепление). Умение родителей использовать данный механизм в качестве воспитательного инструмента во многом определяет то, насколько четкой и непротиворечивой будет система норм, формирующаяся в сознании ребенка, и станет ли для него совершение нормативных поступков внутренней потребностью.
Глубокий анализ системы поощрений и наказаний, принятых в семье, а также ее коррекция с учетом возрастных особенностей детей являются важной частью психолого-педагогической помощи родителям и эффективной технологией превенции отклоняющегося поведения. Подобная аналитическая работа может проводиться как в рамках индивидуальных консультаций, так и в ходе групповых занятий для родителей (без участия детей). Понимание или познание родителями личностной специфики детей, адекватное поведение взрослых в соответствии с индивидуальностью ребенка обусловливают развитие у него адекватной самооценки, позитивной Я-концепции, самосознания и коммуникативной культуры. Зачастую, переживая кризис взаимоотношений с подростком, демонстрирующим свою потребность в независимости, протестующим против любых форм контроля, родители перестают принимать и, как следствие, понимать своего ребенка. В результате развивается конфликт, разрешение которого иногда требует вмешательства специалиста. Тогда неоценимую помощь семье может оказать педагог, школьный психолог или социальный работник, способный взглянуть на подростка объективно, без предвзятости, и выступить посредником между взрослеющим ребенком и родителями.
.5 Технологии вторичной профилактики отклоняющегося поведения
На уровне государства и общества при вторичной профилактике в целом остаются актуальными те же технологии, что и при раннем предупреждении, однако добавляются юридические меры, поскольку одной из основных задач вторичной профилактики является недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления. В предупреждении девиантных форм поведения ведущую роль играет Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в 1999 г.
Важнейшими функциями семьи и школы становятся выявление фактов совершения подростками девиантных поступков и пресечение деструктивных тенденций в их поведении. Вмешательство на школьном уровне при вторичной профилактике становится более активным. Вторичная профилактика представляет собой комплекс педагогических, социально-психологических, юридических и медико-социальных мер, направленных на работу с несовершеннолетними, в чьем поведении становятся заметны отклонения от социальных норм (пропуски уроков, элементы агрессивного поведения в отношениях с учителями, систематические конфликты со сверстниками, побеги из дома, экспериментирование с табакокурением и алкоголем, опробирование наркотических веществ, первые признаки интернет-зависимости и другие проблемы). Основной формой социальной работы и психолого-педагогической помощи при вторичной профилактике является коррекция девивантного поведения.
Сочетание перевоспитания (изменения установок, системы ценностей, социальных ориентаций, представлений о мире других лиц и о себе) с целенаправленным воздействием на процессы психологического развития принято называть психолого-педагогической коррекцией.
Психолого-педагогическая коррекция имеет реабилитационную, восполняющую, стимулирующую и исправительную функции Реабилитационная функция предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о его добрых поступках. Восполняющая функция заключается в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в увлекающей его деятельности (в художественном творчестве, труде, спорте и т.п.). Стимулирующая функция направлена на активизацию конструктивной, общественно полезной деятельности ученика. Исправительная функция связана с коррекцией поведения и негативных личностных черт подростка.
Исследователи отводят коррекционной работе одно из центральных мест в едином педагогическом процессе, определяя ее как интегральную часть общего образования, в частности имеющую свою специфическую направленность в обучении и воспитании школьников, характеризующихся высоким индивидуальным риском девиантности.
Можно выделить следующие направления работы школы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков:
·выявление учащихся, растущих внеблагополучных семьях, склонных к нарушению моральных и правовых норм поведения, не успевающих в учебе, конфликтующих со сверстниками;
·диагностика социальных причин отклонений в поведении и нравственном развитии, диагностика индивидуальных психологических особенностей выявленных учеников;
·планирование психолого-педагогической коррекции личности;
·изменение межличностных отношений учащихся со взрослыми и сверстниками;
·привлечение трудных учащихся в различные виды положительной деятельности;
·изменение условий семейного воспитания.
Педагоги, социальные работники, психологии используют специфические коррекционные методики в рамках вторичной превеции девивантного поведения школьников. Технология психолого-педагогического вмешательства можно объединить в несколько блоков: дидактический, социально-психологический, досугово-воспитательный.
Дидактический блок включает тематические уроки, групповые дискуссии, специальные беседы с школьными психологами и социальными работниками, а также приглашенными специалистами (медиками, юристами, представителями СМИ), в которых должны использоваться методы рационального убеждения (аргументации). Особое место в дидактическом блоке занимает систематическое информирование школьников о последствиях делинквентного, асоциального и аутодеструктивного поведения, в том числе с использованием жестких приемов воздействия на сознание (например, показ видеоматериалов о несовершеннолетних, страдающих наркоманией, ВИЧ-инфицированных, вовлеченных в противоправную деятельность или ставших жертвами преступлений и т.п.).
В социально-психологический блок входят такие технологии, как диагностическое обследование трудновоспитуемых подростков (и по возможности их семей), составление социальных карт, содержащих психологический портрет учащегося, и основные характеристики социально-средовых факторов его развития, индивидуальная беседа (консультативная, коррекционная, психотерапевтическая), индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, тренинги различной направленности, психокоррекционные подростковые, родительские и детско-родительские группы. В отличие от аналогичных технологий, применяемых при ранней превенции, методы вторичной профилактики девиантного поведения направлены в первую очередь на пресечение и исправление девиантных форм поведения, а не на развитие творческого потенциала и личностный рост подростков. Соответственно меняется методологическая основа психолого-социальной работы с подростками: вместо личностно ориентированного (гуманистического) на первый план выходит бихевиористское (поведенческое) направление. Однако, на наш взгляд, наиболее эффективной моделью вторичного профилактического вмешательства является интегративная коррекционно-развивающая модель, в которой сочетаются поведенческая терапия и личностно ориентированный подход, направленный на формирование позитивной Я-концепции и устойчивой идентичности.
Особое значение приобретает индивидуальная работа с подростками. Г.С. Тагирова включает в план индивидуальной работы следующие разделы:
·определение объективных трудностей воспитания в семье и школе;
·анализ психологических особенностей личности подростка;
·выявление его положительных интересов и увлечений;
·поиск средств формирования положительных качеств;
·составление плана конкретных мер по устранению отрицательных факторов семейного и школьного воспитания, а также стихийно-группового общения и его реализация.
Для определении маршрута комплексного сопровождения каждого подростка, входящего в группу риска, важно обеспечить взаимодействие специалистов различного профиля - как сотрудников школы, так и привлеченных из других организаций. Например, при выявлении у подростков в процессе психологической диагностики тяжелого депрессивного состояния, обуславливающего риск суицида, необходимо привлекать врачей-психотерапевтов, а при подозрении в употреблении наркотических веществ - наркологов и юристов. Одной из частных юридических технологий, которая имеет и психолого-педагогический смысл, является разъяснительная беседа, проводимая сотрудником органов правопорядка, чаще всего инспектором по делам несовершеннолетних. Ее целью обычно является предупреждение подростка, совершившего незначительное правонарушение, о неизбежности санкций (и их характере) при тех или иных формах девиантного поведения. Следует особо подчеркнуть, что важнейшим условием эффективности индивидуальной профилактической работы является соблюдение конфиденциальности.
Психолого-социальная коррекция как основная технология вторичной профилактики девиаций предполагает исправление не только поведенческих отклонений у подростков, но и нарушений в системе взаимодействия подростка со взрослыми и сверстниками. Вмешательство на уровне семьи в данном случае должно быть более глубоким, направленным на коррекцию воспитательного и коммуникативного стиля родителей, а также способствовать разрешению острых и хронических семейных конфликтов, негативно сказывающихся на уровне социально-психологической адаптации подростков. Это сложнейшая профилактическая задача, которая в полной мере может быть решена только с помощью технологий системной семейной терапии, Но прежде чем специалисты начнут проводить социально-терапевтические мероприятия, родители должны быть привлечены к сотрудничеству.
В связи с тем что в неблагополучных семьях к школе, как правило, относятся либо безразлично, либо враждебно, это оказывается весьма проблематичным. Необходимо продвигаться к основной цели - оздоровлению системы семейных отношений - последовательно, начиная с кратких индивидуальных бесед, с обсуждения тех сложностей, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания, их собственных проблем, чувств, тревог и опасений. Как правило, родители подростков, склонных к девиациям, сами нуждаются в серьезной психолого-социальной помощи (это в первую очередь касается одиноких матерей). Специалисты по школьной социальной работе должны создать предпосылки для полноценного диалога с семьей, в рамках которого родители стали бы их союзниками. При целенаправленной, грамотно организованной работе с родителями работа по превенции отклоняющегося поведения выходит на качественно иной уровень и становится по настоящему эффективной.
Среди технологий, направленных на оптимизацию взаимоотношений со сверстниками, можно назвать:
·выявление социометрического статуса учащегося;
·диагностику особенностей межличностных отношений подростка с членами референтной группы;
·коррекцию деструктивных форм взаимодействия со сверстниками в процессе совместной социально полезной, творческой деятельности
Важнейшей задачей на данном уровне вмешательства является ограждение подростков, имеющих высокие индивидуальные показатели по риску девиантности, от влияния сверстников, также склонных к отклоняющемуся поведению либо имеющих устойчивые формы делинквентного, асоциального или аутодеструктивного поведения. В ситуации вовлеченности подростка в девиантную среду наиболее эффективными оказываются технологии, направленные на укрепление межличностных связей в семье (методы семейной терапии, групповая коррекция детско-родительских отношений) и в специально организованных группах сверстников (тренинг, выезд в детский оздоровительный лагерь, туристический поход).
К досугово-воспитательному блоку можно отнести организацию внеклассных занятий в группах по интересам и технологии, построенные на привлечении подростков к общественно полезной деятельности и социальному творчеству (организация шефской помощи учащимся младших классов, забота о животных, обустройство территорий, экологический туризм, поисковые и краеведческие экспедиции, активно возрождающееся сегодня "тимуровское движение" и пр.). Также весьма полезны занятия ремеслами и различными видами художественного творчества. Любая успешная деятельность способствуют развитию у подростков уверенности в своих способностях и чувства самоуважения, что может стать основой для коррекции девиантного поведения.
Специалистам, организующим превентивные мероприятия в сфере досуга, необходимо хорошо ориентироваться в современной подростковой и молодежной культуре - модных музыкальных и кинематографических тенденциях, формах про ведения свободного времени, особенностях коммуникации и быть достаточно толерантным к ней. Подростки должны доверять специалисту, а для этого необходимо, чтобы они чувствовали понимание и принятие с его стороны. Особой технологией превенции девиантного поведения является организация в рамках школьной и/или досуговой деятельности мероприятий, типичных для подростковой среды, чтобы подростки могли чувствовать себя находящимися в русле модных молодежных течений, но при этом были защищены от деструктивных воздействий. Примерами могут служить организация музыкального клуба, кинопросмотров с последующим обсуждением, создание школьной или клубной видеостудии, показы мод, на которых демонстрируется одежда, сшитая самими учащимися, вернисажи дизайнерских проектов и т.п.
В таблице представлены основные подходы и технологии, применяемые в рамках трех основных блоков психолого-педагогического вмешательства при вторичной профилактике девиантного поведения у подростков (см. приложение 1).
Глава 2. Технологии социальной работы с уличными детьми
.1 Основные категории уличных детей
Беспризорные, безнадзорные, уличные дети - это синонимы названия одной и той же категории детей, для которых улица стала домом. В отношении уличных детей, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения, не имеют правового статуса "сирота" или "ребенок, лишенный родительского попечения", грубо нарушены основные права ребенка. Группой неправительственных организаций (НПО) было дано следующее определение уличных детей: беспризорник, или уличный ребенок, это любой несовершеннолетний, для которого улица или любые нежилые помещения, используемые как укрытия, стали обычным местопребыванием!
Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного социального неблагополучия общества. Социальные и экономические изменения в годы реформ ввергли многие российские семьи в бедность. Такие дети, как правило, являются выходцами из социальных низов.
Существуют три категории беспризорников:
·постоянно проживающие на улице (дети, которые живут на улице более одного месяца);
·периодически живущие на улице. Жизнь этих детей на улице ограничивается периодом от нескольких дней до нескольких недель. Например, дети, входящие в эту категорию, оказываются на улице во время очередных запоев родителей-алкоголиков;
·ночующие дома, но свои основные потребности удовлетворяющие на улице. Это в основной массе дети, давно оставившие школу, состоящие на учете в милиции или в комиссии по делам несовершеннолетних.
В качестве факторов, приводящих к феномену уличных детей, чаще всего рассматриваются следующие:
·семейный фактор;
·объективная ситуация;
·психология возраста;
·молодежная субкультура;
·информационный фактор.
По классификации ЮНИСЕФ, категории беспризорных детей условно разделяются на:
.сохранившие определенные связи с семьей;
.собственно "уличные", т. е. совершенно одинокие дети.
Понятие беспризорность определяет положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения жизненных обстоятельств. Отличительными при знаками такого социального статуса являются:
·полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;
·обитание в местах, не предназначенных для человеческого проживания;
·добывание средств к жизни способами, не признанными в обществе;
·подчинение собственным неписанным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.
Изучение современной детской беспризорности позволило обнаружить и другие ее особенности. Если в прежние годы она увеличивалась преимущественно за счет осиротевших детей, лишившихся семьи, родителей не по собственной воле, то теперь уход, бегство из семьи объясняются тяжелыми условиями существования ребенка. Показательна статистика: во время Великой Отечественной войны в Ленинграде работали восемь детских домов, в которых содержались круглые биологические сироты. В настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается 1З6 социальных учреждений для социальных сирот и, по разным данным, в отдельные периоды насчитывается до 30 тыс. беспризорных детей и подростков, которые не учатся и нигде не работают.
Только 5% детей среди воспитанников интернатных учреждений не имеют родителей, и 95% детей имеют родителей, которые по различным причинам отказались от них или лишены родительских прав.
Среди уличных детей различают следующие социальные группы:
·ребенок, находящийся в кризисе (социальном, педагогическом, психологическом и т.д.);
·ребенок-инвалид или больной;
·ребенок, нарушивший закон;
·ребенок из семьи беженцев, переселенцев;
·ребенок-наркоман, алкоголик, токсикоман;
·ребенок - сирота;
·ребенок, эксплуатируемый взрослыми (физическая, материальная, моральная эксплуатация).
В каждой из этих групп уличных детей свой механизм создания условий для социализации и обеспечения прав ребенка в семье, в обществе, в государстве.
Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что среди беспризорных детей нередко встречаются воспитанники государственных интернатных образовательных учреждений. По сведениям комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, за последнее время количество детей, убегающих из детских учреждений, возросло на 32%. Причины побега воспитанников интернатных учреждений объясняются не только грубыми нарушениями педагогического характера, но и особенностями контингента детей из неблагополучных семей.
Особое место среди обстоятельств, способствующих бегству ребенка на улицу, занимают психические заболевания, выражающиеся в нарушении душевного равновесия, страхе перед школьными учителями, утрате познавательных и волевых психических процессов. Наиболее распространенными психическими нарушениями у детей является задержка психического развития различной степени тяжести. Убежав из семьи, дети теряют последнее, что имели, и начинают резко отставать в своем умственном и психофизическом развитии, поэтому они чаще своих сверстников совершают противоправные поступки. Среди несовершеннолетних правонарушителей немало беспризорников, страдающих психическими расстройствами. Если в воспитании улица доминирует над семьей и школой, резко нарушается социализация детей. Уличные дети утверждаются в обществе через силу. Педагогическое невежество с виду "нормальной" семьи или частые конфликтные ситуации в семье группы риска выталкивают ребенка на улицу. Уличные дети, хотя и обижены на всех и на все, отличаются завидной жизнестойкостью, социальной приспособленностью, подозрительностью, недоверчивостью, неподчинением взрослым, вороватостью. Все аномалии поведения уличных детей связаны с интеллектуальной недостаточностью, у них резко снижается индекс образованности.
Статистические данные свидетельствуют о том, что наибольшая доля десоциализированных детей - это выходцы из низших, материально необеспеченных слоев населения. К их числу необходимо отнести многодетные, неполные семьи, а также те семьи, в которых есть хотя бы один безработный родитель или родитель, страдающий алкоголизмом.
Для детей, не знавших стабильности в семье, соблазны улицы чересчур сильны; совершенствуясь в силе, дети формируют насильственные и корыстные направления поведения, практикуют половую свободу. Ранние и беспорядочные половые связи приводят к серьезным нарушениям со стороны половой системы, различным венерическим заболеваниям, ВИЧ-инфицированию. У беспризорных детей нарушен инстинкт самосохранения, в силу чего у них, как правило, вырабатываются химическая зависимость, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю, психоактивным веществам). Уличные дети поголовно страдают туберкулезом и болезнями, сопутствующими голоду и нищете (чесотка, гепатит и др.). У них нарушены основные психические функции (плохая память, неразвитое мышление), дестабилизирована эмоциональная сфера, не развита воля, отсутствуют нравственные ориентиры.
Уличных детей чаще всего можно встретить в оживленных Местах: на рынках, привокзальных площадях, около ночных клубов, где легче достать еду и заработать деньги. Средства к существованию зарабатываются попрошайничеством, выносом мусора из ларьков, воровством, проституцией и т. д. Их труд опасен, тяжел и продолжителен.
Нередко дети отдают заработанное лидерам преступных группировок или родителям-девиантам (алкоголикам, наркоманам, тунеядцам) либо же "заработок" отбирают у них силой.
Многие уличные дети употребляют разнообразные токсические вещества, чтобы помочь себе справиться с жизненными трудностями. Бдыхание паров токсичного клея или различных растворителей, ставших своеобразным атрибутом уличной жизни, приводит к притуплению чувства голода, отчаяния, усталости, Дети могут утратить ощущение реальности и переживать галлюцинаторный опыт.
Коммуникативные навыки уличных детей характеризуются бредным словарным запасом и обилием ненормативной лексики. Речь несвязная и состоит из коротких фраз. Иногда встречаются дети с достаточно высоким интеллектуальным уровнем и развитой речью.
Чаще всего уличные дети стремятся объединиться в группы по форме заработка или месту проживания. Обладая высокой степенью свободы, группировки беспризорников часто довольно аморфны: не имеют четкой структуры, явных лидеров. Внутри группы отношения между детьми носят иерархический характер. Если возникает угроза извне, они быстро объединяются. По наблюдениям уличных социальных служб, группы беспризорников достаточно автономны, замкнуты, часто не знают о существовании подобных групп по соседству. ОНИ легко распадаются и меняют места своего обитания, численность групп непостоянна, Основным критерием поиска жилья для уличных детей является наличие отопления. Поэтому места их обитания - теплотрассы, канализационные люки, подвалы, чердаки, вокзалы, брошенные машины, парадные домов, притоны алкоголиков. Многие места тщательно скрываются от посторонних лиц и имеют сложный доступ, туда может пробраться только ребенок.
.2 Деятельность уличной социальной службы
В мировой практике универсальным инструментом работы с беспризорными детьми является работа уличной социальной службы. Ее целями являются улучшение положения и здоровья уличных детей и их постепенный возврат к нормальной жизни.
Задачи уличной работы предусматривают:
·установление доверительных отношений;
·доставку горячей пищи и одежды;
·оказание первичной медицинской помощи;
·информирование по ряду важных вопросов;
·помощь в контактах с профильными социальными службами.
Главным в уличной работе является установление отношений, основанных на доверии, при этом важно, чтобы дети имели возможность принимать активное участие в обсуждении важных вопросов, касающихся изменения их жизни.
Уличному работнику следует придерживаться определенных правил, в том числе:
·приходить вовремя согласно расписанию;
·быть справедливым: делить пищу, одежду на всех детей;
·не подрывать доверия ребенка - не обманывать;
·сохранять секреты детей - важен принцип конфиденциальности;
·быть реалистичным и честным перед самим собой - отдавать себе отчет - что возможно сделать для детей, а что нет.
К основным методам уличной социальной работы относятся наблюдение, интервьюирование, визуальная диагностика, тестирование, психологическая поддержка и т.д.
Среди преимуществ уличной работы можно выделить охват большого количества детей, возможность реальной оценки ситуации, возможность наблюдать поведение детей "без прикрас". Но существуют и значительные ограничения данной модели, такие, как зависимость от наличия других структур, ограничения личностных возможностей уличных социальных работников, а также то, что процесс уличной работы рассчитан на долгосрочные постепенные изменения, которые не дают быстрых результатов.
Критерии эффективности уличной работы:
·добровольное повторное обращение ребенка за помощью; количество детей, которых удалось увести с улицы; количество детей, переставших употреблять психоактивные вещества (ПАВ);
·количество детей и группировок, включенных в процесс реабилитации;
·количество детей, задействованные в мероприятиях проводимых уличными работниками;
·наличие положительной динамики в снижении детской преступности в районе;
·количество организаций и добровольцев, включившихся в реабилитационное пространство благодаря деятельности уличных работников;
·качество работы с органами местной власти; соблюдение трудовой дисциплины уличных воспитателей.
В настоящее время в России складывается реабилитационное пространство (РП), представляющее собой территориальную систему учреждений, служб, ведомственных структур, общественных инициатив и организаций, принимающих участие в профилактике социальной дезаптации несовершеннолетних и их реабилитации.
Центр социализации - одно из основных звеньев реабилитационного пространства. На базе центра социализации действуют следующие отделы и службы:
·станция экстренной помощи - оказание первой помощи (медицинской, юридической, психологической, материальной и т.д.) и предоставление защиты, здесь работают психологи, медики, юрист;
·