Социальная практика коррекционно-реабилитационной работы с семьей ребенка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    114,36 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная практика коррекционно-реабилитационной работы с семьей ребенка

Содержание

Введение

Глава 1. Семья ребенка, находящаяся в социально-реабилитационном центре, как объект коррекционно-реабилитационной работы

.1      Характеристика семьи ребенка, находящегося в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

.2      Диагностика детско-родительских отношений воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

.3      Социальные индикаторы реабилитационного потенциала семьи ребенка, помещенного в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Глава 2. Социальная практика коррекционно-реабилитационной работы с семьей ребенка, помещенного в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (на примере Республики Коми)

.1 Нормативно-правовые основы коррекционно-реабилитационной работы с семьями воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

.2 Основные направления и технологии коррекционно-реабилитационной работы с семьей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Республики Коми

.3 Технология успешного родительства: критерии и оценка эффективности коррекционно-реабилитационной работы с семьей ребенка, помещенного в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Заключение

Литература

Приложение

Введение

В настоящее время остро стоит потребность в новых эффективных методиках по работе с неблагополучными семьями и детьми, ведь в условиях социально-педагогических учреждений диапазон решаемых ими проблем достаточно широк, а опыт невелик. Законодательные акты, лежащие в основе социальной политики государства в отношении детей, нацелены на сохранение семьи для ребенка. Это позволяет нам сегодня не только на ранних стадиях вмешиваться в неблагополучные ситуации в семьях, но и задействовать все имеющиеся в регионе ресурсы в рамках различных ведомств, для выведения семьи из социально опасного положения, определиться в отношении к детям, нуждающимся в государственной защите.

Современный этап развития российского общества носит кризисный характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличием противоречий, проявляющихся на всех уровнях жизни, и сопровождается распадом привычных форм взаимодействия людей, включая взаимоотношения взрослых и детей.

Резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации, росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, что не могло не сказаться негативно на положении семьи, а именно детско-родительских отношений. Наблюдается рост родительской безответственности, увеличение количества родителей, не справляющихся со своими семейными обязанностями. В связи с этим, необходимо осуществлять поиск форм и технологий психологического сопровождения личностного развития родителей через повышение психологической компетентности и совершенствование их воспитательного потенциала.

Будучи членом семьи, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов.

В работах А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, Г.В. Козловской, В.И. Костицкой, И.М. Марковской, В.М. Миниярова, В.В. Столина исследуются типы и стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения, указывается, какой стиль семейного воспитания способствует возникновению той или иной аномалии развития детско-родительских отношений, рассматриваются другие проблемы детско-родительских отношений.

В исследовании проблем предупреждения девиантного поведения основополагающее значение имеют труды В.Н. Гурова, В.М. Лапик, И.А. Невского, A.M. Низовой, Ф.А. Мустаевой, И.В. Павлова, В.А. Сухомлинского, раскрывающие педагогические аспекты взаимодействия семьи, школы и общественности.

Формированию нравственной устойчивости подростков посвящены исследования Л.И. Божович, Е.В. Головко, А.В. Митькиной, О.В. Михайловой, И.П. Прокопьева, Л.Ю. Сиротки на, В.Э. Чудновского и др.

Проблема воспитания юридической ответственности у несовершеннолетних стала предметом исследований Г.А. Аванесова, В.А. Еланского, И.С. Ноя и др.

Мирсогатова М.Н. в своей работе рассматривает роль специализированных учреждений в государственной системе социальной защиты прав несовершеннолетних, определяет основные функции и задачи социально-реабилитационных центров.

Особенности трудовой реабилитации несовершеннолетних в специализированном учреждении изучены Блынской Л. Автором описаны основные виды и содержание труда, организация трудовой деятельности воспитанников центра. Барсукова Т.М. в своей работе рассматривает игру как одну из действенных форм реабилитации безнадзорных детей.

Опыт работы социальных служб с дезадаптированными подростками за рубежом описан многими авторами. Авторы раскрывают специфику работы социальных служб с несовершеннолетними, определяют механизмы взаимодействия системы социальной помощи с несовершеннолетними за рубежом. Ряд авторов большое внимание уделяет изучению комплексного подхода в реабилитации несовершеннолетних. Например, Ротовской И.Б. описана методика индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра. Назукина Л.И. в своей работе определяет связь между деятельностью специалистов разного профиля в отношении одного и того же ребенка. Бреев Б.Д. описывают портрет современного беспризорника, определяют связи несовершеннолетних с важнейшими институтами социализации. Организация социальной работы в социально-реабилитационном центре, ее основные принципы рассмотрены в работах Камаевой Г.И.

Объектом курсовой работы является семья ребенка, находящаяся в социально-реабилитационном центре.

Предметом исследования - детско-родительские отношения воспитанников социально-реабилитационного центра.

Цель - исследование отношений родителей с детьми находящихся в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Задачи:

.        Раскрыть характеристику семьи ребенка, находящегося в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

.        Определить детско-родительские отношения воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

.        Выделить социальные индикаторы реабилитационного потенциала семьи ребенка, помещенного в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

.        Проанализировать нормативно-правовые основы коррекционно-реабилитационной работы с семьями воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

. Определить основные направления и технологии коррекционно-реабилитационной работы с семьей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Республики Коми

. Исследовать технологию успешного родительства.

Для проведения исследования использовался комплекс методов:

. Теоретические: изучение, анализ, синтез, систематизация научной литературы, статистических данных по проблеме исследования, отчетных документов учреждений социального обслуживания.

. Эмпирические: анкетирование, наблюдение.

. Методы качественной и количественной обработки данных.

Теоретико-методологическая и методическая база работы представлена общенаучными принципами познания общественных явлений, теоретическим анализом и обобщением социологической, философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы.

Глава 1. Семья ребенка, находящаяся в социально-реабилитационном центре, как объект коррекционно-реабилитационной работы

.1      Характеристика семьи ребенка, находящегося в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Можно выделить условия, в которых повышается риск того, что семья не будет справляться с функциями заботы о новом поколении и управление их нравственным, эмоциональном, интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входят следующие. Во-первых, социальные системы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия (миграция, безработица, военные конфликты). Во-вторых, особая структура семьи (неполные семьи, семья с приемными родителями), как правило, в сочетании с бедностью, повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или их заброшенности. В-третьих, представления о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумении воспринимать его как личность со своими особыми переживаниями и потребностями. В-четвертых, высокая степень изолированности семьи от общества, закрытость ее для контроля или вмешательства со стороны органов социальной защиты и правопорядка, понижающая возможности интервенции. В пятых, низкая ценность родительского вклада в ребенка в главе общества, не мобилизованность общественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия. В шестых, неэффективная деятельность государственных социальных контрольных институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты) .

При всей неоднозначности жизни, ее экономических, социальных и политических катаклизмах и, соответственно, сложностях, переживаемых семьей, единственной непреходящей ценностью, приоритетом государственной политики и семейных отношений остается ребенок, его воспитание, формирование его нравственных, моральных, этических, гражданских качеств, его личности.

Общеизвестно: семья - это тот самый первичный коллектив, где, прежде всего, происходит воспитание и социализация ребенка. Современная наука рассматривает семью двояко: как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, и как малую группу, члены которой связаны между собой родственными связями, брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Ковалев СВ. предлагает такое видение проблемы успешного семейного воспитания: Во-первых, наличие семьи, как единого целого и психологической общности. Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между взрослыми членами семьи. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка отношения между родителями и детьми. И, в-четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное применение методов воспитания.

Именно в такой последовательности видит С.В. Ковалев факторы, способствующие эффективности семейного воспитания. Первичным может быть только психологическая общность членов семьи, все остальное вторично, производно: и культурная общность, и единые доходы, и стандарты к воспитанию и воспитания, и многое другое. При этом довольно трудно развести "нормальный семейный климат" и "оптимальный воспитательный климат". Думается, что эти вещи взаимосвязанные и взаимозаменяемые. Что касается "воспитательных воздействий", то в семье нужны не воздействия, а налаженная система общения, в основе которой все та же формула Макаренко А.С. - любовь, доброта, уважение.

Искусство строить, корректировать, развивать семейные отношения как раз заключаются в том, чтобы накапливать совершенствовать положительные тенденции воспитательной практики в каждой отдельно взятой семье, гасить, нивелировать тенденции отрицательные, избавляться от негативного опыта.

Формирование личности под влиянием семьи, ее психологической организации, имеет обычно длительную, включающую ряд этапов, историю, уходящую, как правило, в детство ребенка. Именно на ранних стадиях развития, под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущимися малозначительными факторов, возникает и неблагоприятное для дальнейшего развития психологическое новообразование, которое впоследствии может привести к безнадзорности несовершеннолетнего подростка. Попадая в стихию неупорядоченных влияний, патологическая форма личности все более отклоняется от нормы, и аномальное качество, укрепляясь в системе личности, продолжает прогрессивность уже даже при отсутствии тех факторов, которые первоначально вызвали его к жизни.

Анализ условий и механизмов возникновения и развития неблагоприятных личностных качеств, детерминирующих отклоняющее поведение подростков, выявляет, по определению целого ряда авторов, поразительное сходство социально-психологических условий жизни в родительской семье. Дело заключается в той атмосфере, которая окружает детей, характере общения с родителями, в психологических характеристиках этих отношений, а именно - атмосфере непонимания и неприятия. По смыслу высказывания А.С. Спиваковской, формирует ребенка в процессе его жизни и деятельности родительская любовь, и часто, путь этого формирования оказывается не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым .

Привлечь к анализу некоторых неблагоприятных типов семейных отношений, позволяющих увидеть причину семейной дезорганизации и установить ее связь с различными составляющими личности ребенка, старались многие исследователи. Но, описывая ту или иную патологию, каждый характеризовал совершенно разные отношения неупорядоченных явлений с факторами, которые их детерминируют.

К примеру, И.А. Горковая, выстраивает типы семей делинквентых подростков по признаку сплоченности семьи. По сути, автор создает некую иерархию степеней сплоченности, с помощью которой можно проследить определенную взаимосвязь между устойчивостью и полнотой структуры семьи и положением ребенка. По результатам исследования А.Я. Варм и А.С. Спиваковской, тому или иному типу семейной дезорганизации соответствует определенный тип определенного родительского поведения.

А.И. Захаров в своей книге "Как предупредить отклонения в поведении ребенка", включает в число проблемных семей те, в которых психологические напряжения не только не находят своего разрешения, но и имеют тенденцию к нарастанию, затрагивая как сферу отношений, так и психологическое состояние людей, в том числе детей, которые ее составляют.

Для целого ряда исследователей, достаточным основанием отношения семьи к неблагополучной становиться тот или иной тип воспитывающего воздействия, предполагающий определенный вид родительского контроля: автократический,авторитетный,демократически - попустительский, разрушительный, безудержный, игнорирующий. Действительно, для современной семьи особенное значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также утверждения о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей способности управлять процессом воспитания и прививать детям положительные качества.

При выявлении личностных склонностей к конфликту особенно важен учет личностного, субъективного фактора. Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений накладывает специфический отпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов улаживать разногласия, на те способы, к которым они при этом прибегают, а главное, на положение детей, обязательно втягиваемых в орбиту конфликтных отношений.

Это мнение соответствует современным подходам к семье, как к единому целому, подвижной динамической системе, в которой эмоциональные состояния, чувства каждого, будь то взрослого или ребенка, не только не несут на себе печать целого, но обязательно сами воздействуют на состояние всей семьи.

Неблагоприятные черты личности возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный вакуум, дети не испытывают ласки, не включаются в теплые эмоциональные отношения, не получают необходимого для них "витамина" положительных эмоций, словом, лишены прочного фундамента неизменной родительской привязанности. В свою очередь, привязанность - это эмоциональный вид общения, позитивная установка на объект, зависимость от него. Это эмоциональной коммуникации, основанной на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви.

Для современной семьи особое значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также, утверждение о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей способности управлять процессом воспитания и прививать детям положительные качества, что в свою очередь, подготавливает почву для безнадзорности.

Эмоциональный строй интимных близких отношений людей, связанных родственными узами, всегда сложен и противоречив. В семейной жизни любовь переплетается с неприязнью и независимостью, единство взглядов с несогласием по многим вопросам бытия. Такое переплетение противоположных, но не взаимоисключающих аспектов характерно для отношений, как взрослых, так и детей. Чем богаче люди внутренне, духовно, тем разнообразнее спектр переживаний, которые характеризуют их отношения друг с другом, тем больше они находят выходов из состояния конфликта и борьбы, а значит и выработки механизмов взаимной адаптации и принятия друг друга. В такой ситуации можно вести речь о стабильности семьи или взаимного притяжения. Мало того, считать, что возникающие конфликты становятся своеобразной движущей силой развития отношений, закономерным и естественным элементом жизни семьи.

Напротив, люди с обедненным интеллектом, неразвитые духовно и морально, а потому озлобленные, капризные, эгоцентричные, властные, ригидные, себялюбивые, обладают наивысшим коэффициентом семейной дезорганизации, склонны намеренно провоцировать столкновения и ссоры, обострять возникающие разногласия и, тем самым, становиться постоянным генератором конфликтных напряжений, как бы "обволакивая" себя ими в любой обстановке, всегда.

А потому, при выявлении этих личностных склонностей к конфликту, особенно важен учет именно личностного, субъективного фактора, поскольку от него зависит приобретение психотравмирующих ситуаций хронического, затяжного характера, как раз и вызывающего нарушения, как в развитии супружеских отношений, так и в становлении личности ребенка.

Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений накладывает специфический отпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов управлять разногласиями, на те способы, к которым они при этом прибегают. А главное, на положение детей, обязательно втягиваемых в орбиту конфликтных отношений.

В основу развития отношений в семье в сторону конфликта, накладывают неизгладимый отпечаток на весь семейный уклад, а главное, на развитие безнадзорного поведения детей, лежит и личностный субъективный - "родительский" и даже собственно "детский" фактор, черты и свойства характера членов семейного сообщества в целом, они обуславливают выбор тех способов поведения в семье, которые направлены на поддержание и эскалацию конфликта.

В основу предлагаемого деления на типы положено наличие противоречий, складывающихся и развивающихся в семье по поводу разных сторон внутрисемейной жизни и отдельных явлений окружающей действительности. Основанием для деления на типы выступает конфликт членов семьи: друг с другом; с принятыми в обществе педагогическими нормами, методами, подходами; с нормами морали и нравственного поведения; общественными ценностями установками, ориентациями.

В этом отношении, все как одна, неблагополучные семьи содержат не только какие-то отличительные черты, но и такие, которые объединяют их между собой и сближают друг с другом, исключая тем самым из разряда нормальных. Это - антагонизм членов семьи друг с другом; к воспитательным и социальным нормам. Именно этим обусловлен тот факт, что между безнадзорными подростками и неблагополучной семьей существует прямая зависимость.

1.2    Диагностика детско-родительских отношений воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социально - реабилитационные центры, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, так как спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.

Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Для изучения детско-родительских отношений воспитанников, нуждающихся в социальной реабилитации проведено исследование в МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара". Объектом исследования выступали несовершеннолетние дети и подростки от 8 до 16 лет в количестве 20 человек.

В ходе исследования выявили, что большая часть детей считает отношения в своей семье плохими, таких детей оказалось 57%, на не очень хорошие отношения указали 31% несовершеннолетних, 12 % ответивших считают что отношения в их семье хорошие. (См. приложение 1)

Основная часть несовершеннолетних не считает свою семью дружным семейным коллективом, таких респондентов оказалось - 77 %, остальные 23 % указали на то что их семья дружная. (См. приложение 2)

Как выяснили в семьях респондентов происходят ссоры достаточно часто. Так ответ часто указали 56 % респондентов, иногда случаются ссоры в 39 % и редко всего в 5 %. Ответ - не бывают ссоры - ни кто не указал. (См. приложение 3)

Основными причинами конфликтов в семьях выступают злоупотребление алкоголем, так указали 41 % респондентов, нарушением этики взаимоотношений (грубость, неуважение и др. - 38 %, не понимают друг друга в семьях 11 % ответивших, как одну из причин - отсутствие заботы указали - 10 %. (См. приложение 4)

Основная часть детей указала в анкете, что убегала из дома, таких детей оказалось чуть более половины - 56 %. (См. приложение 5)

1.3    Социальные индикаторы реабилитационного потенциала семьи ребенка, помещенного в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Проблема реабилитации несовершеннолетних является одной из актуальных для теории и практики социальной работы, социально-педагогической деятельности. Проблему дезадаптации и реабилитации в отечественной науке исследовали Б.Н. Алмазов, Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева, С.А. Беличева, В.А. Никитин и др. Многие авторы сходятся во мнении, что реабилитационный процесс является длительным и сложным, требует участия множества социальных институтов. В ситуации расширения реабилитационного пространства семья становится непосредственным участником данного процесса. Однако в имеющейся литературе недостаточно определено место семьи в реабилитационном процессе, не обозначены реабилитационные возможности семьи.

Под реабилитацией рассматривается процесс восстановления или компенсаторного развития утраченных функций. Так как социальные функции человека многообразны и многие из них осуществляются в семье, то и семья является одним из участников реабилитационного процесса. Место семьи в реабилитационном процессе можно определить по двум показателям: роль семьи в жизнедеятельности человека, включенность семьи в реабилитационный процесс.

Семья в жизнедеятельности человека является его естественной средой и выполняет множество функций: защиты, поддержки, помощи, релаксации и др. Между тем, отдельной реабилитационной функции семьи в широко известной литературе не указывается. Осуществление процесса реабилитации в условиях семьи не нарушает стереотип жизни ребенка, сохраняет естественный стиль, не формирует возможности повторной дезадаптации. Поэтому можно утверждать, что реабилитация в условиях семьи - это реабилитация в условиях естественной среды, где нет дополнительных факторов, осложняющих жизнедеятельность дезадаптированного человека. Следует признать, что осуществление реабилитационных мероприятий выступает дополнительной функцией для других членов семьи, что изменяет стереотип их жизнедеятельности.

Включенность семьи в реабилитационный процесс следует рассматривать по отношению к другим субъектам реабилитационного процесса, в том числе и по отношению к деятельности реабилитационных центров. В наиболее простых случаях дезадаптации и при отсутствии профильных реабилитационных центров, семья может быть единственным институтом реабилитации. В сложных случаях дезадаптации, при наличии необходимых учреждений реабилитации, семья является дополнительным институтом реабилитации, продолжающим реабилитационные мероприятия. И только в самых крайних случаях, семья может быть исключена из реабилитационного процесса.

Таким образом, место семьи в реабилитационном процессе можно обозначить следующим образом. Семья предоставляет уникальную возможность осуществления реабилитационных мероприятий в условиях естественной среды жизнедеятельности ребенка, что снижает возможность риска повторной дезадаптации. Семья может выступать в роли единственного или дополнительного института реабилитации.

Определение роли семьи в реабилитационном процессе должно опираться на исследование реабилитационного потенциала семьи. Под реабилитационным потенциалом семьи мы понимаем совокупность характеристик семьи, способствующих осуществлению реабилитационных мероприятий. К таким относятся: психологический климат в семье, занятость членов семьи внесемейной деятельностью, профессиональное образование членов семьи, оборудование, стереотипы жизнедеятельности семьи, готовность к обучению специальным умениям членов семьи.

Под психологическим климатом семьи следует понимать эмоционально-психологический настрой семьи, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов семьи, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами, интересами. Н.П. Аникеева выделяет следующие показатели психологического климата: удовлетворенность взаимоотношениями, процессом деятельности; преобладающее настроение; взаимопонимание и авторитетность; участие в управлении процессами; сплоченность; продуктивность деятельности и др.

Внесемейная производственная деятельность характеризует занятость членов семьи на производстве или в бизнесе. Организация производственной деятельности характеризуется режимом труда, который предусматривает нормированный или ненормированный график работы, обязательность или необязательность присутствия на рабочем месте. Профессиональное образование членов семьи характеризует получение общего образования, специальностей и квалификаций профессионального образования. Оборудование - это совокупность механизмов, устройств, предметов необходимых для осуществления конкретной деятельности в условиях семьи, в том числе реабилитационной направленности. Стереотипы жизнедеятельности семьи - это традиции организации жизни и быта в условиях конкретной семьи. Готовность к обучению специальным умениям предусматривает мотивационную готовность и способность к усвоению новой информации за определенное время.

Первые два показателя (психологический климат в семье, занятость членов семьи внесемейной деятельностью) принципиально влияют на решение вопроса организации процесса реабилитации в условиях семьи. При отрицательном психологическом климате, непринятии проблем несовершеннолетнего, при высокой степени занятости в жизненно необходимой внесемейной деятельности реабилитация в условиях семьи не даст положительных результатов. При положительном психологическом климате в семье, при наличии достаточного свободного времени, незанятого на производстве (при ненормированном рабочем времени, при выполнении трудовых обязанностей на дому), реабилитация в условиях семьи может дать положительный эффект.

Остальные показатели (профессиональное образование членов семьи, оборудование, стереотипы жизнедеятельности семьи, готовность к обучению специальным умениям членов семьи) влияют на качество проведения необходимых мероприятий, и рассматривать их необходимо в соответствии с направлениями реабилитации. В теории реабилитации выделяются следующие виды: медицинская, физическая (спортивная), психическая, социальная, трудовая (профессиональная), бытовая, средовая, педагогическая, социо-культурная.

Медицинская реабилитация направлена на восстановление состояния здоровья. При оценке реабилитационного потенциала семьи в данном направлении следует учитывать: медицинское образование членов семьи; наличие элементарного медицинского оборудования; соблюдение режима дня членами семьи, использование диетического питания, ведение здорового образа жизни; готовность к освоению элементарных медицинских процедур (внутримышечные инъекции, физиопроцедуры).

Физическая (спортивная реабилитация) направлена на восстановление двигательной активности человека. При оценке реабилитационного потенциала семьи в данном направлении следует учитывать: профессиональное образование в области физической культуры членов семьи; наличие элементарного спортивного оборудования (мячи, гантели, тренажеры и т.д.); наличие в семье традиций проведения процедур закаливания, выполнения спортивных упражнений утренней гимнастики, занятий спортом; готовность к освоению элементарных физических упражнений для проведения занятий по физической культуре по методическим указаниям.

Психическая реабилитация направлена на восстановление психических функций и процессов. При оценке реабилитационного потенциала семьи в данном направлении следует учитывать: психологическое образование членов семьи; наличие элементарного оборудования для проведения психокоррекционных занятий (пластилин, краски, раздаточный материал, игры, кубики и т.д.); поддержание положительного психологического климата в условиях семьи, психоподдержка каждого члена семьи; готовность к освоению элементарных психотехник для проведения психокоррекционных занятий.

Социальная реабилитация направлена на восстановление социального статуса и социально-ролевого поведения. При оценке реабилитационного потенциала семьи в данном направлении следует учитывать: наличие юридического образования у членов семьи; наличие средств связи (телефон, Интернет), юридической литературы; соблюдение прав человека в условиях семьи, качественное выполнение социально-ролевого поведения; готовность к освоению технологий проведения занятий по правилам социально-ролевого поведения на основе методических указаний.

Бытовая реабилитация направлена на восстановление навыков самообслуживания, таких, как уход за помещением, одеждой, приготовление пищи, выполнение гигиенических процедур и др. При оценке реабилитационного потенциала семьи в данном направлении следует учитывать: наличие качественного опыта бытовой деятельности самообслуживания у членов семьи или профессиональное образование в сфере обслуживания; наличие необходимого оборудования для осуществления действий по самообслуживанию (кухонные принадлежности, средства для ремонта одежды, средства для ухода за помещением, средства для проведения гигиенических процедур); наличие в семье традиций выполнения деятельности по самообслуживанию (особые дни и техники уборки квартиры, ремонт одежды, традиционные блюда и т.д.); готовность к освоению методик проведения восстановительных занятий по самообслуживанию.

Средовая реабилитация направлена на восстановление способности ориентироваться в окружающей среде. При оценке реабилитационного потенциала семьи в данном направлении следует учитывать: опыт ориентации в среде членов семьи или образование экскурсоводов, туристов членов семьи; наличие необходимого оборудования для ориентации в окружающей среде (карты местности, средства передвижения и т.д.); наличие традиций ориентации в среде у членов семьи (любимые места в населенном пункте, традиционные маршруты передвижения членов семьи и т.д.); готовность к освоению методик обучения ориентации в окружающей среде.

Педагогическая реабилитация направлена на восстановление знаний, умений, навыков, утраченных качеств личности. При оценке реабилитационного потенциала семьи в данном направлении следует учитывать: педагогическое образование членов семьи; наличие необходимых средств для организации учебной деятельности (учебные пособия, канцелярские принадлежности, раздаточный материал, тестовые контрольные задания); наличие традиций самовоспитания и самообразования членов семьи; готовность к освоению технологий проведения учебных занятий и упражнений самовоспитания по методическим указаниям.

Социокультурная реабилитация направлена на восстановление национально-культурных основ жизнедеятельности. При оценке реабилитационного потенциала семьи в данном направлении следует учитывать: культурологическое образование членов семьи; наличие необходимого оборудования для поддержания национально-культурных традиций (национальные костюмы, национальная кухня, литература на национальном языке и т.д.); соблюдение национальных традиций членами семьи; готовность к освоению технологий проведения занятий национально-культурного характера.

Глава 2. Социальная практика коррекционно-реабилитационной работы с семьей ребенка, помещенного в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (на примере Республики Коми)

.1 Нормативно-правовые основы коррекционно-реабилитационной работы с семьями воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Отклоняющееся поведение у подростков это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Мироощущение таких подростков построено на следующих типичных положениях: "Я невинная жертва, и то, что я делаю, побуждают меня делать другие", "Я имею право брать то, в чем мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу", "Я лучше всех и понимаю все", "Заработать что-либо не так хорошо, как получить это, не работая" и др. Подобные убеждения могут служить надежным индикатором острого подросткового кризиса и показанием для обращения к психологу. В их контексте вырабатываются определенные стратегии поведения, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения, преувеличение собственной значимости, манипулирование добровольной заботой, уход от ответственности, провокационное поведение, выработка параноидного взгляда на мир и др.

Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения.

Формирование современной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей в Российской Федерации началось в 1993-1994 годах. Начало этому процессу послужило принятие Указа Президента Российской Федерации "О мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы", в котором органам исполнительной власти на местах рекомендовалось создавать и укреплять территориальную сеть учреждений нового типа.

Утвержден Семейный Кодекс Российской Федерации, который включает такие разделы, как "Права несовершеннолетних детей", "Приемная семья".

К настоящему времени сформирована определённая законодательная база системы социального обслуживания семьи и детей. Она включает в себя международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства, Декларацией прав ребёнка.

Под "нормативно-правовой защитой" социальной работы с ребёнком предполагается понимать систему законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержки жизнеобеспечения и деятельности существования ребёнка в современных условиях жизни, для более полного и гармоничного его психического и физического развития. Характеризуя существующую нормативно-правовую базу учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе социально-реабилитационного центра, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что во второй половине 90-х годов был принят ряд федеральных законов о социальном обслуживании, что укрепило правовую базу развития социальных услуг: это законы Федеральный закон Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" №195-ФЗ от 15.11.1995, Федеральный Закон "Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних" №120 от 21 мая 1999г., Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" №124-ФЗ от 24.07.1998г.

Принятие федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" способствовало развитию социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

Принятие Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" позволило законодательно определить и закрепить важнейшие приоритеты и направления государственной политики в отношении защиты и обеспечения прав детей с учетом особенностей их физического состояния, этапов возрастного и социального развития.223 Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" №124-ФЗ от 24.07.1998г. Этот закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов детей, предусмотренные Конституцией РФ в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. В частности, закон предусматривает разработку и реализацию целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, как на региональном, так и на региональном уровне. Этот закон признан основным федеральным законодательным актом, регулирующим вопросы реальности, гарантии и соблюдения прав детей в России. Признав детство важным этапом в жизни человека, он утверждает приоритеты прав детей, удовлетворения их основных социально-экономических потребностей, воспитания, обучения и развития творчески активной, высоконравственной, физически, умственно и психически здоровой гражданской личности.

Так же, развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи, способствовал Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнего, защите их прав". Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др.

Принятие Закона "Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних" стало очередным шагом по пути последовательного правового оформления новых концептуальных подходов профилактической работы с несовершеннолетними в России. Данный правовой акт законодательно закрепил функции всех органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время на основании данного закона регламентируются права лиц, находящихся в социально-реабилитационном Центре, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа: несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом №120, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с принятыми нормативами были созданы такие учреждения помощи семье и детям, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям.

Основными направлениями деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних являются: психолого-педагогическая коррекция поведения, снятие стресса после перенесенного насилия или жестокого обращения, привитие возрастных социально-бытовых навыков, компенсация задержек в образовании, медико-социальная и трудовая реабилитация, проведение с несовершеннолетними всесторонних реабилитационных мероприятий, организацию работы по жизнеустройству детей, решение важных задач по сокращению числа дезадаптированных подростков помогает устранить причины еще на начальном уровне, до разрыва связи ребенка с семьей, восстановление или замещение семейных связей подростка, создание семейной атмосферы внутри центра.

Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних является учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, оказывающим социальную помощь несовершеннолетним с различными формами и степенью дезадаптации, в том числе таким детям, которые попали в сложные жизненные ситуации, а также принимает на временное проживание детей оставшихся без попечения родителей.

Согласно действующему законодательству, государство обеспечивает предоставление социальных услуг детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. В свою очередь Социально-реабилитационный центр оказывает помощь детям, оставшимся без попечения родителей; детям, проживающим в малоимущих семьях, самовольно ушедшим из дома, находящимся в социально опасном положении; детям, родители которых не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; детям, лишившимся места жительства и средств к существованию.

Статус социально-реабилитационного центра закреплен в Примерном положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которое утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ в ноябре 2000г. Согласно действующим нормативам, "социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних открываются из расчета один на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс. детей создается один центр".

В настоящее время регламентируются права лиц, находящихся в социально-реабилитационном центре, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа: несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребёнка, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом №120, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В 2000 году утверждён ряд нормативных актов, разработанных во исполнение нового Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в частности, постановления "Об утверждении примерных Положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", и "Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений".

Планом первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года №154, было предусмотрено подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.

На региональном уровне принята программа "Дети Республики Коми"(2012-2015 годы). Данная программа определяет необходимость активных действий по созданию условий для оказания детям государственной помощи и поддержки требует внедрения современных методов работы, прежде всего новых форм работы с неблагополучной семьей, имеющей детей, быстрого реагирования на нужды и запросы детей, приложения усилий специалистов для того, чтобы ребенок оставался в своей семье.

Итак, социально-реабилитационный центр целостно решает проблему коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на его семью. Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом общей государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Указом Президента РФ от 06.09.03 № 1338, а в последствии Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июля 1999 года установлено, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. От того, как складываются взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами этой системы, во многом зависит продуктивность их деятельности.

Реабилитационные мероприятия побуждают ребенка к развитию активности, самостоятельности, ответственности, признавая за ним право на свободную оценку различных аспектов социальной жизни, на основе приобщения его к труду, и досуговой деятельности. Социально-реабилитационные центры являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

2.2 Основные направления и технологии коррекционно-реабилитационной работы с семьей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Республики Коми

Подавляющее большинство детей, проходящих реабилитацию в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних - это дети из неблагополучных семей, где родители злоупотребляют спиртным, ведут аморальный образ жизни. Специалисты Центра ведут постоянную работу по выявлению таких семей, привлекая к этой работе и работников других служб и ведомств: специалистов Центра социальной помощи семье и детям, где находится банк данных по неблагополучным семьям, учителей и педагогов городских школ, бывают случаи, когда о семье специалисты узнают от детей - воспитанников Центра или их родителей.

Самым сложным направлением в деятельности Центра является работа с семьей. Социальная работа в Центре ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Процесс коррекционно-реабилитационной работы с семьей должен осуществляться квалифицированными специалистами, компетентными решать задачи данного типа.

Основной целью коррекционно-реабилитационной работы, которая проводится в течении всего времени проживания ребенка в Центре, является восстановление функционального пространства всех членов семьи, восстановление статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

При определении целей и задач коррекционно-реабилитационной работы с неблагополучной семьей необходимо скорейшее проведение диагностики и разработка индивидуальной реабилитационной программы, учитывая различные аспекты работы с семьей. После этого начинаются целенаправленные положительные воздействия, коррекция, обучение и прочие реабилитационные мероприятия. Соответствие выбранной для конкретной семьи программы реабилитации ее реальным достижениям постоянно контролируется, кроме того, обеспечивается пространственная и временная организация реабилитационной среды. Многообразные формы и методы реабилитационной работы должны использоваться всегда, когда речь идет о дифференцированном и индивидуальном подходе в работе с неблагополучной семьей.

Начало коррекционно-реабилитационной работы с неблагополучной семьей подразумевает изучение причин деформации нормальной жизнедеятельности ее членов и их истоков. Совместные действия психолога и социального работника помогают неблагополучной семье восстановить потребность в нормальной жизни.

В практике специалистов социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних с семьей, используются следующие этапы коррекционно-реабилитационной работы:

. Подготовительный, включает в себя: знакомство с семьей, их социумом, факторами среды; установление контактов; социальная диагностика.

. Организационный: сбор и анализ информации; выявление возможностей; дифференциация проблем, нужд.

. Практический: социально-правовая деятельность; социальная помощь; дальнейшее жизнеустройство ребенка; патронаж семьи.

На подготовительном этапе работы важную роль играет знакомство с семьей, их социумом, факторами среды и установление контактов. Посещение семьи - дело очень тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка, неправильно сказанное слово - и семья, остро нуждающаяся в помощи, не сможет открыться, поведать о своих бедах, и, значит, доверить своего ребенка педагогам Центра. Поэтому специалисты Центра должны внимательно следить за тем, что и как они говорят, чтобы из состояния недоверия и вражды перевести отношения с семьей в состояние сотрудничества. Конечно, бывают случаи, когда в семье к таким патронажам отношение очень негативное. Но постепенно, видя, что специалисты Центра пришли не для того, чтобы читать морали и ругать горе - родителей, а для того, чтобы помочь справиться с какими - то проблемами, постепенно и отношение к сотрудникам Центра меняется, родители уже сами приходят в Центр, просят о социальной помощи.

"Социальная диагностика направлена на выявление причин различных нарушений, на определение состояния клиента. В диагностике могут одновременно участвовать специалист по социальной работе, психолог, врач, что дает наиболее полную картину происходящего". Основные методы диагностики, применяемые специалистами социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних это: наблюдение; метод опроса как самих клиентов, так и их близкого окружения; беседа; метод анализа документов (биографии и др.).

Практический этап работы по реабилитации неблагополучной семьи также включают в себя:

Моральная поддержка семьи. Повышение жизненных ориентиров каждого члена семьи.

Помогает в оформлении пакета документов (для получения паспорта, документа о временной регистрации, свидетельства о рождении, пособий различного вида и др.).

Оказание содействия в рациональном трудоустройстве как несовершеннолетних, так и их родителей (во взаимодействии с Центром занятости населения и другими службами города, где проживает семья).

Содействие в получении бесплатного школьного обеда учащегося по месту их учебы.

Устройство детей в группу дневного пребывания, на базе Центра.

При наличии у родителей патологической зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания) оказывает содействие в направлении на лечение и реабилитацию во взаимодействии с наркологической службой города.

Помощь семьям в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством.

Помощь семьям в устройстве детей в дошкольные учреждения.

Организация досуга родителей и детей в Центре.

Организация отдыха детей патронажных семей в летнем оздоровительном лагере при Центре.

Организация отдыха детей в загородных лагерях на летний период.

Индивидуальное консультирование родителей и детей у специалистов Центра.

Говоря о практическом этапе важно отметить, что социально-экономическое неблагополучие негативно влияет на психологический климат всей семьи. Поэтому психолог социально-реабилитационного Центра разрабатывает комплекс индивидуальных коррекционных мероприятий с учетом этой проблематики семей. Хорошо зарекомендовали себя совместные детско-родительские занятия, во время которых дети и родители заново проживают знакомые ситуации, но с помощью психолога находят новые варианты выхода из них. Помимо групповых форм работы психолог Центра использует индивидуальное консультирование, которое позволяет более глубоко вскрыть причины детско-родительского неблагополучия, семейной дезадаптации. Параллельная работа с семьей и ребенком позволяет не только создать для ребенка оптимальные условия для обучения и воспитания, но дает родителям время на обдумывание ситуации и повышает эффективность коррекционно-реабилитационной работы с семьей. Опыт психоконсультативной работы с семьями показал, что около 30% родителей нуждаются в психологической помощи в воспитании детей. Неадекватные поведенческие стереотипы, практикуемые определенной частью родителей (завышенный уровень родительских притязаний - 80%, эмоциональное отвержение ребенка - 48%, пренебрежение его интересами общения с собственными детьми) приводят к повышению агрессивности, провоцируют протестные реакции у детей, что в последствии приводит к девиантному поведению.

Важным звеном в реабилитационном процессе является социально-педагогическая коррекция с детьми и их семьями. Социальные педагоги Центра в процессе общения, при посещении школьных занятий и семей, наблюдая за ребенком в ходе его практической деятельности, устанавливают степень сформированности учебных навыков у детей, причины школьной неуспешности. С учетом полученной информации социальный педагог организует взаимодействие с родителями, информируя их о проблемах ребенка, их причинах и путях коррекции.

Еще один из методов используемый специалистом по социальной работе Центра с семьей является консультирование. Консультирование - это квалифицированный совет специалиста, помощь, предоставляемая ими нуждающимся клиентам в решении социальных проблем. Цель консультирования -- краткосрочная, рациональная психотерапия, предоставление необходимой информации. Консультирование может осуществлять юрист, психолог, социальный педагог. Педагогическая помощь включает в себя меры, позволяющие решать вопросы обучения и воспитания. При необходимости организуется индивидуальное обучение. Роль специальных работников в педагогической реабилитации, содействии обучению, помощи в трудоустройстве трудно переоценить.

Говоря о практическом этапе коррекционно-реабилитационной работы с неблагополучной семьей особое внимание уделяется патронажу. "Патронаж - вид социального обслуживания индивидуальных клиентов, отдельных категорий семей, в том числе относящихся к группам риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой и иной социальной помощи.

По окончании срока пребывания ребенка в Центре и возвращении его в семью, специалистом проводится профилактический контроль, это позволяет вести наблюдение за ходом реабилитационного процесса в семье, а в случае необходимости вносить коррективы в программу реабилитации. Возвращение детей и подростков в семью из Центра реабилитации для несовершеннолетних связано с немалыми сложностями. Специалисты, проводящие в жизнь активные методики социальной работы с семьей, должны заниматься в том числе и изучением обстановки в домах, в которые возвращается ребенок. Собранная информация о стиле семейного воспитания (диктатура, опека, конфронтация, невмешательство) позволяет проводить работу с конкретной семьей целенаправленно, применяя соответствующие методики и подходы. Только установив контакт с семьей, подготовив ее к возвращению ребенка, можно рассчитывать на то, что оно пройдет успешно. Однако положительное развитие дальнейших событий не гарантировано даже после такой подготовки, поскольку зачастую семьи остаются неблагополучными.

Социальный патронаж позволяет прогнозировать ситуацию в семье и при необходимости принимать адекватные меры, т.е. ставить вопрос о лишении родительских прав, о дальнейшем устройстве жизни ребенка.

Т.о., все виды и формы коррекционно-реабилитационной работы с неблагополучной семьей можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, предоставление убежища, немедленное удаление из семьи детей, повергшихся жестокому обращению, находящихся в социально опасном положении или оставленных без попечения родителей). Коррекционно-реабилитационная работа с неблагополучной семьей направлена на поддержание стабильности семьи и на ее социальное развитие. Она ориентирована на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов с окружающими.

2.3 Технология успешного родительства: критерии и оценка эффективности коррекционно-реабилитационной работы с семьей ребенка, помещенного в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Семья - базисная основа первичной социализации личности.Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитываются в безопасной среде, окруженные любовью и заботой родителей и близких.

В настоящее время заметно влияние социального кризиса в стране на нравственное здоровье семьи. Все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных (дисфункциональных) в категорию семей группы "риска". Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли. В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.

Цель технологии "Успешное родительство - оказание поддержки родителям путем обучения их методам воспитания на всех стадиях семейной жизни для построения конструктивных взаимоотношений с детьми без применения насилия.

С точки зрения психологии, эффективное родительство рассматривается как "система взаимоотношений между родителем и ребенком, способствующую развитию личности и эмоциональному обогащению обоих". Одной из базовых категорий психологического подхода к изучению феномена эффективного родительства является понятие "осознанное родительство" (Р.В. Овчарова, М.О. Ермихина, Е.Г. Смирнова), предполагающее высокую степень осознания отцом и матерью семейных ценностей, установок, ожиданий, позиций, чувств, родительского отношения и ответственности; понимания себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, родительских мотивов, ценностей; понимание своего супруга, его реакций и мотивов семейного поведения; осознание своего родительского единства. Ведущей целью эффективного родительства является создание полноценных условий для развития ребѐнка. Однако, функция родителя сопряжена и с необходимостью самому родителю постоянно развиваться, формировать новые способности и способы деятельности, обновлять свои представления о ребенке (его возможных актуальных интересах, переживаниях и т.д.) по мере его роста.

К сожалению, в современной отечественной культуре фактически отсутствует такая важная составляющая как представления об эффективном родительстве. При этом только родители, семья могут помочь ребенку сформировать адекватное отношение к самому себе и окружающим людям, освоить первые социальные роли, заложить продуктивные жизненные ценности. На деле, исследования показывают, что даже в результате самых естественных и простых "воспитательных воздействий" дети вырастают несчастными, зажатыми, невротичными, агрессивными, издерганными взрослыми. Таким образом, воспитание родителей является общественно значимым и необходимым для благополучия ребенка и семьи в целом.

Необходимость работы по воспитанию эффективных родителей также основывается на потребности самих родителей в поддержке, на потребности ребенка в образованных родителях и на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества [

Т.о., эффективное родительство представляет собой систему взаимоотношений между родителем и ребенком, способствующую развитию личности и эмоциональному благополучию обоих. Психолого-педагогические критерии эффективного родительства включают подсистему "отношений ребенка", состоящую из отношения к себе, отношений с родителями и социальной адекватности поведения, и подсистему "отношений родителя", состоящую из отношения к себе как родителю, отношения к ребенку и стиля семейного воспитания. Признаки критериев специфичны для каждого возраста;

Стратегии эффективного взаимодействия родителей с ребенком связаны с личностными особенностями родителей и образуют факторы эффективного родительства, являющиеся движущей силой процесса формирования, с одной стороны, эффективности подсистемы "отношений родителя", с другой личностной зрелости. Так, у матерей: контроль в сочетании с высоким уровнем развития подсистемы "отношений родителя" связан с внутренней поддержкой, гибкостью поведения, контактностью, принятием агрессии: это составляющие фактора "Характеристики самоактулизирующейся личности для эффективного материнства". Проявление эмпатии к ребенку связано с целостным восприятием мира, гибкостью поведения, положительным представлением о природе человека, самотрансценденцией, что составляет фактор "Направленность на родительство". У отцов высокий уровень развития подсистемы "отношений родителя", сочетающий автономность и контроль во взаимодействии с ребенком, связан с личностной зрелостью отца и образует фактор "Личностная зрелость как фактор эффективного родительства"; контроль в сочетании с условностью отцовской любви связан с направленностью отца на самоактуализацию и образует фактор "Рациональный контроль как стратегия самоактуализирующегося отца". Развитие личностной зрелости родителей с помощью психолого-педагогической технологии "Зрелость - путь к эффективному родительству" является одним из способов формирования эффективного родительства. Психологическим механизмом технологии является изменение подсистемы "отношений родителя" через развитие его личностной зрелости посредством активизации процесса саморазвития, что позитивно отражается на подсистеме "отношений ребенка".

социальный реабилитационный несовершеннолетний коррекционный

Заключение

Осуществление радикальных социально-экономических реформ потребовало создание системы социального обслуживания населения, обеспечивающей предоставление широкого спектра социальных услуг семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность социально-реабилитационного Центра направлена на реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни семей с детьми и показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, а также гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений.

Многие семьи сегодня не могут удовлетворить свои потребности не только в одежде, питании, но и в других необходимых предметах первой необходимости. Крайне ограничены возможности детей из неблагополучных семей в полноценном отдыхе и проведении интересных каникул, поскольку сегодня все больше индустрия детского и юношеского отдыха ориентирована на платные блага и услуги.

К традиционным причинам, которые связаны, прежде всего с кризисом семьи как социального института, с разрывом детско-родительских отношений, снижением ответственности и контроля взрослых в отношении своих детей, с дефектами семейного воспитания прибавляется нестабильное положение самого общества, что полностью отражается на благополучии семьи.

В настоящее время все существующие службы по работе с неблагополучными семьями являются государственными. Следовательно, все проблемы, и финансировании в частности, ложатся на государство, которое сегодня со всем этим не может справиться. Поэтому необходимо дополнить государственное попечение организацией общественных, негосударственных и благотворительных служб социальной помощи.

Особенно важно в решении финансовых проблем семьи принятие на общегосударственном уровне специальных программ помощи неблагополучным семьям.

Социальная работа ориентированная на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов с окружающими.

В работе всех служб помощи семье большая роль отводится специалисту по социальной работе. Он действует в тесной связи со службами и Центрами, занимающимися решением проблем социально-неблагополучных семей, включая благотворительные организации, профсоюзы, фонды. Устанавливает взаимоотношения с правоохранительными, социальными, юридическими органами, с местными органами власти, а также со здравоохранением и органами образования, способными помочь проблемной семье.

Основная задача работы с неблагополучными семьями - профилактика и контроль с целью недопущения дальнейшего распада и деградации семьи.

Социальную работу с неблагополучной семьей можно разделить на два основных направления: работу в домашних условиях и работу вне дома.

Раскрывая первое направление, подчеркнем, что социальные службы предлагают услуги по социальной защите, дневному уходу, ведению домашнего хозяйства, обучению семейной жизни, воспитанию детей, заниматься семейной терапией, разрешать конфликты, способствовать семье в самовыживании, развитии семейного предпринимательства и т.д. Второе направление предполагает создание семейных воспитательных групп, организацию патронатного воспитания, взаимодействие с общественными формированиями, занимающимися проблемами семьи и детей, развитие социальных инициатив и т.д.

Но в любом случае социальная работа должна изучаться с изучения семьи, составления их социальной карты.

Выявление и учет неблагополучных семей на территории города (микрорайона) должны производиться: совместно с Управлением образования. Комиссией и Инспекцией по делам несовершеннолетних. Центром помощи семье и детям, психоневрологическим диспансером и иными государственными учреждениями, занимающимися проблемами данной категории населения, создать всеобъемлющую информационную базу, позволяющую определить характер, объем, формы и методы социальной поддержки; на основе регулярного анализа широкого круга статистических показателей вести постоянный контроль за состоянием индивидуальных программ социальной адаптации детей и подростков, подвергшихся психическому и физическому насилию со стороны родителей; проводить социологические исследования с неблагополучными семьями по проблемам психологического микроклимата в семьях с последующей психолого-педагогической работой.

Литература

1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

.        Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014) // Собрания законодательства РФ о 1.01.1996. № 1. Ст. 16.

.        Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. от 12 марта 2014 г. № 33-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. № 29 ст. 3699.

.        Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 от 24.06.1999.

.        Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998.

.        ФЗ РФ от 24.07.1998 года №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

.        Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993.

.        Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (в ред. от 10 марта 2009 г. № 216) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г., № 49, ст. 4822.

.        Антонова Е.М. Основные формы социальной помощи безнадзорным и беспризорным детям в России // Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 9-Чебоксары, 2010. - с 32-42.

.        Антонова Е.М. Принципы и проблемы детской и подростковой безнадзорности // Вестник Филиалла РГСУ в г. Чебоксары. -2010. -№1. С. 18-27.

.        Антонов А.И., Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? // Социс. - 2011 . - 4. - С.91-95.

.        Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал . 2011. №1. С. 3-16.

.        Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 2012. - №3. - 135-140 с.

.        Алексеева Ю.А. Возможности управления процессом формирования здоровья детей и подростков // Вестник новых медицинских технологий. № 4. - 2012. - С.45-46.

.        Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. 2012. - №4. - 74-82 с.

.        Амлаев K.P., Муравьева В.Н., Шахраманова Р.К. Опыт организации межсекторального сотрудничества в вопросах здоровья // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2009. - № 1. - С. 3-10.

.        Айламадян, А М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение. // Вопросы психологии. -2010. № 4. - С. 32 - 35.

.        Афанасьев В.С., Маточкин И.В. К вопросу о понятии антисоциального поведения // Вестник ЛГУ. 2009, № 17. Вып. 3.

.        Байбурдина Л.С. Помощь детям из семей алкоголиков // Работник социальной службы. - 2010. - № 3. - С. 84-87.

.        Белинская Е.П. Я - концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ, серия №14, №4, 2009. - 313 с.

.        Баранов A.A., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г. Биологические особенности подросткового возраста // Проблемы подросткового возраста. - 2011. -№ 5. С. 5-53.

.        Барковская Л. В. Социально-философские проблемы девиации в социальной работе. // Ученые записки. - 2011. - №4 (20). - С. 65 - 73.

.        Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование. // Вопросы психологии, 2009. - №3. 64-69 с.

.        Балыбердин В.И. Чужих детей не бывает // Работник социальной службы. - 2011. - № 1. - С. 57-67.

.        Быков С.В. Профилактическая и реабилитационная помощь несовершеннолетним в условиях центра социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы. - 2010. - № 1-2. - С. 59-72.

.        Балаева О.Е. Аксиологический аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях // Социальные технологии, исследования. - 2011. - №3. - С.85-110.

.        Бережковская Е.Л. Чем и как увлекаются подростки? // Школьный психолог. 2011, №1, стр. 7-10.

.        Булыгина В.Г. Влияние детско-родительских отношений на социализацию телесных функций у соматически неблагополучных подростков. 2 часть, М., 2011. - 560 с.

.        Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 2012. № 4. С. 99-105.

.        Белинская Е.П. Я - концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ, серия №14, №4, 2009. - 313 с.

.        Баранов A.A., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г. Биологические особенности подросткового возраста // Проблемы подросткового возраста. - 2011. -№ 5. С. 5-53.

.        Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.2012. №1. С. 122 - 126.

.        Васильева В.И. Беспризорность и безнадзорность в современной России: анализ причин и последствий // Ученые записки. -2009. -№1. -с. 23-30.

.        Ветошкин С. А. Проблемы теории и практики пенитенциарной педагогики // Педагогика. - 2012. - №5. С. 33.

.        Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социальная теория // Социс. - 2012. № 4. с.74.

.        Дрягина А.Н. Организация, формы и методы работы социального педагога с неблагополучной семьей // Социальная профилактика и здоровье. 2012. №1. С. 57.

.        Думитрашку ТА. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. 2011. №1. С. 135-142.

.        Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия // Социальная педагогика. 2012. №1. С. 75.

.        Дроздов А.Ю. "Агрессивное" телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования. 2011.-№2. - С. 62-68.

.        Егорова Е.И. Содержание и организация деятельности отделения профилактики безнадзорности детей и подростков // Работник социальной службы. -2009. -№ 2. -с. 54-59.

.        Жальцев С. Г. и др. Социальный патронаж неблагополучных семей // Работник социальных служб. - 2008. - №1(3). - с. 46 - 50.

.        Журавков A.A. Социально-культурные условия профилактики асоциального поведения представителей подростковых групп спортивных фанатов: дис. .канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2011. - 189 с.

.        Железнова А. К. Реабилитация неблагополучных семей методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2012. - №4. - с. 28 -40.

.        Журавков A.A. Социально-культурные условия профилактики асоциального поведения представителей подростковых групп спортивных фанатов: дис. .канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2011. - 189 с.

.        Железнова А. К. Реабилитация неблагополучных семей методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - №4. - с. 28 -40.

.        Зубок Ю.А. Проблемы социальной интеграции молодежи в условиях экономических реформ // Аналитический вестник. № 15 (103). Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества. М.; 2009. - 112 с.

.        Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. - М.: "Российский экономический журнал", Фонд "За экономическую грамотность", 2011. - с.28.

.        Иващенко Г.М. О новых тенденциях в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. - 2013. № 5. С. 20.

.        Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // Воспитание школьников. - 2012. - №7. С. 22-25.

.        Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. - 2011.- №8. С. 37-39.

.        Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 2011. №2. С. 87.

.        Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 2012. №1. С. 13-23.

.        Калитеевская Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2012. - №3. - С.49-55.

.        Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. // Вопросы психологии, 2009. - №3. 53-62 с.

.        Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Психологический журнал. - 2011. -№3. С. 130-133.

.        Корнилова Т.В. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - 107-122.

.        Куканова Е.В. Предупреждение "синдрома дезаптации" // Школьные технологии. - 2012. №5. С.17-20.

.        Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 2012. №1. С. 13-23.

.        Кукушкина Л.Е. Социальная работа в сельской местности // Социальная работа. - 2008. - №2. С. 26.

.        Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 2010. № 5. С. 88.

.        Лидере А.Г. В помощь психологу, ведущему групповой тренинг с подростками // Журнал практического психолога. 2010. - №12. - С. 32-49.

.        Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 2010. - 490с.

.        Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анциферовой. М., 2009.-370с.

.        Лидере А.Г. Три модуса групповой психологической работы с подростками // Журнал практического психолога 2010. - №10-11. - С. 68-72.

.        Лахова Е.Ф. Проблемы семьи и семейной политики в России // Социальная работа с семьей. - 2010. - № 4. С. 37.

.        Лащова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 2013. № 4. С.45.

.        Мирошниченко Л.Д., Пелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблемы антинаркотической профилактика в подростковой среде // Педагогика, 2010, №3. С.9. 27.

.        Московичи С. От коллективных представлений - к социальным // Вопросы социологии. 2012. № 2. С. 33.

.        Максудов Р.Р. Восстановительная медиация. Практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. - М., 2011.

.        Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2011. - № 1. - С.16 -24.

.        Меренков А.В., Никитина М.Н. Социальный портрет современной проститутки // СоцИс. - 2012. - № 5. - с.47-65.

.        Назарько И.Т. Современный подход к роли общественных и благотворительных организаций в социальной защите населения г. Краснодара и Краснодарского края // Вестник Краснодарской ассоциации работников социальных служб. - 2010. - № 5. - С. 131.

.        Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. - 2012.- № 9. С. 13-15.

.        Орлова И.Б. Самоубийство - явление социальное // СоцИс. - 2008. - № 8. - с.69-73.

.        Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С.54-60

.        Осипова О.С. Девиантное поведение благо или зло? // СоцИс. - 2008. № 9. с.106-109.

.        Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. 2011. № 35. С. 75.

.        Пчелинцева Л.М. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних. // Юридическая газета. 2013. №35. С. 13.

.        Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. - 2010. - №1. - С. 50.

.        Попова И.В. Проявление ассертивности в различных образовательных учреждениях // Вестник государственного университета управления. Раздел "Социология, психология, педагогика и управление персоналом": науч. журн. 2009. - № 30. - С. 87-89.

.        Попова И.В. Ассертивность подростков с нормальным и задержанным развитием и педагогов в различных образовательных учреждениях // Культурно-историческая психология. 2010. - №2. - С.55-60.

.        Ремезова В.В. Благополучие семьи и судьба ребенка // Социальная профилактика и здоровье. 2013. №1. 30 с.

.        Семенова П.О. Проявление девиации в подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 2012. №3. с. 3 - 18.

.        Тетерский C.B. Общественные объединения детей и молодежи России: современное состояние и перспективы развитии // Сборник материалов международной конференции "Молодежь будущее цивилизации". СПб.: Изд-во "Архей", 2010. - С. 18-36.

.        Тростанецкая Г.Н. Шипицына Л.М. Дети группы "риска". Социальные психолого-педагогические проблемы // Дети и насилие. Материалы всероссийской научно-практической конференции, М.: СПб. 2-8 октября 2011. - с. 5-9.

.        Успенская Т.Н. Крепкая семья - основа общественного благополучия // Социальная работа. 2012. №3. 30 с.

.        Фастова Е.И. Социальная компетентность подростка: функции и компоненты // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2009. - № 1(35).-С.97-98.

.        Хусанкова Н.А. Повышение воспитательного потенциала семьи как средство профилактики безнадзорных несовершеннолетних // Работник социальной службы. -2010. -№ 2. -с. 61.

.        Ювенальные технологии. Эффективный кейс-менеджмент: методическое пособие. - Красноярск, 2011. С. 98.

Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5

Похожие работы на - Социальная практика коррекционно-реабилитационной работы с семьей ребенка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!