Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних
Областной
социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»
За годы деятельности ОГУ
«Радуга» социально – реабилитационную помощь в учреждении получили около пяти
тысяч несовершеннолетних.
Основные направления
деятельности:
·
обеспечение оперативного решения вопросов по
временному устройству несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, детских
домов, школ – интернатов, специальных учебно – воспитательных и иных детских
учреждений;
·
сопровождение несовершеннолетних к месту их
проживания;
·
оказание социально – медико – психолого –
педагогической помощи всем категориям несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации;
·
организация работы по профилактике
беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
ОГУ «Радуга» - место,
где подросток, почувствовав безопасность, может осознать себя более значимым,
научиться новым способам поведения.
В работе «Радуги»
используется программно – целевой подход. В разные периоды в учреждении
разработаны и действовали программы «Путь к себе», «Высота», «Стартуй, малыш!».
В настоящее время социально – реабилитационный центр работает по программам
«Транзит» и «Дорогою добра». Клиенты «Радуги» - дети группы риска. Кто же такие
дети группы риска?
В работе с этой
категорией детей важно реализовать следующие направления:
·
Перевод социальной ситуации в педагогическую,
ведь нет ничего более страшного для человека, чем другой человек, которому нет
до него никакого дела.
·
Воспитание нравственно – правовой убежденности,
так если мы хотим, чтобы ребенок вырос законопослушным гражданином, надо с
самого рождения доказывать ему, что он живет в демократической стране, что
государство уважает и всегда готово защищать его права.
·
Формирование адекватной самооценки, выработка
способности критически относиться к самому себе, как гласит буддийская мудрость
«Пусть каждый человек сделает себя таким, каким он учит быть других. Кто
победил себя, победит и других. Труднее всего победить себя».
·
Развитие эмоциональной сферы личности, ведь зло
не рождается из самого себя, а выделяется при неумелом обращении с добром.
·
Организация благоприятного социально –
психологического климата, так как при согласии незначительные дела вырастают,
при несогласии – величайшие гибнут.
·
Создание ситуации успеха, ведь главная цель
любого педагога – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что
в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развития творчества.
При этом особое внимание необходимо обращать на то, чтобы это творчество было
искренним, идущим из глубины души.
Эффективному
взаимодействию с трудными детьми способствуют: знание и учет фактов
социализации личности ребенка, причин отклонения в его поведении; учет
индивидуально – психологических, возрастных, половых особенностей ребенка,
социальной ситуации его развития; уважение к личности воспитанника,
установление доверительных с ним отношений, понимание его душевного состояния;
опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность в
судьбе воспитанника; включение в общественно – полезную творческую
деятельность.
Позиция социального
педагога должна быть такой:
принять
– изучить – познать – понять – помочь
С 1992 года действует
система социальной защиты населения, создана широкая сеть учреждений, в том
числе и по профилактике безнадзорности, но, к сожалению, эффективность этой
работы еще мала.
Целью программы «Дорогою
добра» стало: создание условий для социальной адаптации ребенка в возрасте от 5
до 7 лет и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в
обществе посредством включения в различную творческую и учебную деятельность,
подготовка детей к школе.
Программа «Дорогою
добра» направлена на раннюю профилактику безнадзорности. Дети 5 – 7 –летнего
возраста из семей «группы риска» Новосибирской области проходят курс
реабилитации в течение 28 дней. Из всех детей, прошедших реабилитацию по
программе «Дорогою добра», только у 30,6 % имеются оба родителя, 15,3 % детей
проживают с отчимами, 54,2 % - из многодетных семей, 50 % - из неполных, у 74 %
реабилитируемых ни один из родителей не работает, у 72,2 % родители
злоупотребляют спиртными напитками.
Реабилитационные
мероприятия позволяют детям из социально – неблагополучных семей адаптироваться
к социуму, увеличить их стартовые возможности в начале жизненного пути. Но
родители этих детей слабо ориентированы на взаимодействие с сотрудниками
социальной защиты, которые, в свою очередь, не обладают в достаточной степени
техниками сопровождения, консультирования семьи, коммуникативными навыками
работы с асоциальными семьями, без которых невозможно проводить полноценное
патронирование. Таким образом, дети, прошедшие реабилитацию в Центре,
фактически вновь остаются без помощи и поддержки после возвращения в семью,
несмотря на наличие индивидуальной программы сопровождения. Ребенок часто
теряет приобретенные навыки, и эффект реабилитационной работы сводится к нулю.
Чтобы этого не
произошло, далее продолжается работа в районе по месту проживания детей, куда
выезжают заведующие отделениями, врач, психолог, логопед и проводят семинар со
специалистами и родителями, характеризуя каждого ребенка и прогнозируя работу
по дальнейшему сопровождению детей.
В развитие программы
«Дорогою добра» разработан проект «Социальное патронирование», в котором
разработана технология сопровождения по месту жительства семей тех детей,
которые прошли реабилитацию в ОГУ «Радуга». С этой целью изучен и апробирован
материал по технологиям сопровождения социально – неблагополучных семей,
проведена подготовительная работа.
Данный проект обеспечивает
комплексный подход к психосоциальной адаптации, повышение социальной
конкурентности детей из социально – неблагополучных семей и отработку механизма
социального патронирования семей.
Реализация проекта идет
по следующим основным направлениям: методическая поддержка такого вида
деятельности, как патронирование семьи, подготовка специалистов по
сопровождению семьи по месту жительства, мониторинг эффективности сопровождения
семьи.
Основные мероприятия
проекта включают в себя проведение семинаров – тренингов и итогового семинара;
подготовку и выпуск методических пособий; сбор, обработку и анализ информации о
текущем положении семей с созданием базы данных.
Деятельность ведется с
привлечением разработчиков технологий сопровождения семьи при содействии
Департамента труда и социального развития Новосибирской области.
Реализация данного
проекта позволяет:
·
обеспечить грамотное сопровождение семей,
скорректировать программу с учетом особенностей каждой семьи;
·
уменьшить детскую безнадзорность в Новосибирской
области;
·
выявить и ликвидировать факты жестокого
обращения с детьми, насилия в семье;
·
улучшить микроклимат в семье, взаимоотношения
между детьми и взрослыми.
·
Список
литературы:
1.
Зайцева Н.М. «Первые шаги» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007 г., с.40 –
42.