Особенности брачного выбора среди студентов (на примере НФИ КемГУ)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    314,69 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности брачного выбора среди студентов (на примере НФИ КемГУ)

Федеральное агентство по образованию и науке Российской Федерации

Новокузнецкий институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра философии





Курсовая работа по «Методологии и методике социологического исследования»

Особенности брачного выбора среди студентов (на примере НФИ КемГУ)

Работа выполнена студентом

курса группы С-101

Шишкиной С.П

Научный руководитель

канд. соц.наук, доцент

кафедры философии

Макеева М.Е


Новокузнецк 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   

. Брак и семья как социальные институты. Понятие брачного выбора  

.1 Сущность и основные разновидности семьи и брака

.2 Понятие брачного выбора.

.3 Характеристика студентов как особой социальной группы

. Анализ особенностей брачного выбора среди студентов (на примере НФИ КемГУ )     

.1 Характеристика метода исследования и выборки  

.2 Выявление особенностей брачного выбора студентов (на примере НФИ КемГУ)

Заключение         

Список литературы

Приложение 1. Бланк опроса

Приложение 2. Диаграммы

ВВЕДЕНИЕ

Брачные и семейные отношения как значимые факты общественной жизни рассматривались многими исследователями, такими как К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин. Все они определяли семью как социальное явление, которое лежит в основе общества. Большинство социологических школ развивали идеи и представления о проблемах, закономерностях, характеристиках и функционировании института семьи, они составляли определенные модели семьи. Меняется время, меняется и социум. И современному обществу соответствует совершенно иная модель семьи, которая отражается в массовом сознании и укореняется в поведении людей. Этому способствуют и индустриализация, и модернизация, и в большей мере массовизация и глобализация. Именно поэтому в последнее время увеличивается интерес к социальному институту семьи и брака. Интересы исследователей обуславливаются все прогрессирующим ростом разводов, снижением рождаемости, изменением ценности семьи и брака в его первостепенном значении.

Социокультурная и экономическая трансформация, начавшаяся с 1990-х годов XX в. и продолжающаяся сейчас, отразилась на формировании семьи. В 80-е годы ХХ века в обществе происходит значительное увеличение разводов, 90-е - рост детей, рожденных вне брака, снижение брачности, а с начала XXI в. - снижение ценности и значимости семьи, формирование новых альтернативных форм семейных и брачных отношений.

Начиная с 80-х годов XX века происходит постепенное снижение числа зарегистрированных браков. Всех интересует вопрос что же произойдет с институтом семьи и брака в XXI веке? Эти основные проблемы обусловили интерес ученых к процессам формирования семьи. В некоторых странах было проведено не только большое количество исследований, но и разрабатывались теории выбора супруга.

В современном обществе большую роль играет молодежь, причем в большей степени учащаяся. Исследование молодежи, в том числе студенчества - важный процесс в развитии общества, который способствует замещению уходящих поколений и развитию структуры. Поэтому изучение проблем молодых семей, в связи с ухудшением демографической ситуацией, увеличением разводов именно у молодежи, становится все актуальнее для изучения.

Процесс образования пары вполне естественный процесс в жизни взрослого человека. Каким образом люди выбирают своего будущего партнера? На основании чего они принимают это решение? На основании только лишь сходства между партнерами, или на это влияют более сложные социальные, экономические, политические или другие факторы? На эти вопросы на протяжении долгого времени пытались найти ответы большое количество ученых, но единственного ответа на них нет. Единственное обобщение по всем исканиям может стать признание, что вопросы о выборе брачного партнера более сложны и многозначны, чем они представляются на первый взгляд.

Социологическая проблема: «Каковы особенности вступления в брак среди студентов». Социальная проблема данной курсовой работы звучит следующим образом: Множественность особенностей брачного выбора среди студентов.

В качестве объекта выбран социальный феномен брака, предметом являются особенности вступления в брак у студентов (на примере НФИ КемГУ очной формы обучения).

Цель - определение основных особенностей брачного выбора у студенческой молодежи.

В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:

проанализировать содержание понятий семьи и брака как социальных институтов;

изучить понятие «брачный выбор»;

изучить студентов как особую социальную группу;

разработать инструментарий и построить выборку для изучений особенностей брачного выбора среди студентов (на примере НФИ КемГУ очной формы обучения);

проанализировать результаты проведенного исследования и сделать вывод.

Гипотеза: Студентам присущи стереотипные ценностные ориентации брачного выбора.

При исследовании в качестве основного метода изучения особенностей брачного выбора у студентов НФИ КемГУ очной формы обучения будет использоваться анкетный опрос. Этот метод будет применяться в связи с тем, что в большинстве раннее проведенных исследований по данной проблематике был использован именно этот метод. Он позволяет собрать данные по вопросам исследования в наиболее короткие сроки, с минимальными затратами и удобствами для респондентов. После проведения эмпирического исследования и обработки полученных данных мы получим результаты подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу.

1. БРАК И СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ПОНЯТИЕ БРАЧНОГО ВЫБОРА

1.1 Сущность и основные разновидности семьи и брака

Общеизвестно, что семья является предметом изучения многих наук, таких как политология, демография, экономика, психология, педагогика, философия и др. В.А. Борисов и В.М. Медков отмечают, что социология придает знаниям о семье обобщающий характер. Практически во всех разделах социологии в той или иной мере присутствует семейная проблематика. Интерес к семье прежде всего поддерживается стремлением понять ее роль как посредника между обществом и формированием личности.

Социальные институты “цементируют” общественную жизнь. Они обеспечивают общие соглашения, выработанные людьми в общении друг с другом и при содействии которых достигается преемственность поколений.

При упоминании социальных институтов в числе самых первых всегда называют семью. Семья - это один из фундаментальных институтов общества. Семья придает обществу стабильность и имеет значение в воспроизводстве и развитии личности. Семья - это сложная система, функционирование которой зависит от множества различных общественных факторов. Определения семьи должны стремиться соединить разноплановые проявления семейной универсальности. В дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и социальной группы.

Научное изучение семьи начинается с первой половины XIX в., с книги швейцарского историка Иоганна Якоба Баховена «Материнское право». Изыскания Баховена означали революцию во взглядах на семью, предполагающих под семьей - неизменный, раз и навсегда установленный божественным промыслом союз. Совершенно независимо от Баховена занимался предысторией семьи английский юрист и историк Джон Фергюсон Мак-Ланнан, главное сочинение которого появилось в 1865 г под названием «Первобытный брак». Он изучал ранние ступени брака на основании этнографических данных древнего быта греков, германцев, кельтов. Вслед за ними выступил Льюис Генри Морган с произведением «Древнее общество» (1877 г). Морган по праву считается основателем науки о семье. Он наблюдал общественное устройство американских индейцев, их семейных быт, что и легко в основу новой отрасли социологии - науке о семье. Исходным моментом социологического изучения семьи является исторический метод, предложенный Морганом. Начиная с исследования Баховена, Мак-Леннана, Моргана, Конта, Дюргейма, Вебера, классическая социология трактует семью как историческую категорию. Наука о семье становится отдельной дисциплиной лишь с развитием отраслевого уровня социологии в XX веке.

Существует множество определений понятия семья, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизни, начиная от простейших и заканчивая обширными перечнями признаков семьи. Такие определения сформулировали Э. Гидденс, Н.Смелзер, С.С. Фролов и многие др. А.И. Антонов, В.М. Медков в своей книге «Социология семьи»дают следующее определение, которое мы и будет считать базовым. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

В любом общество практически каждый его член воспитывается в семье, а подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло в браке. Особый общественный институт, созданный для регулирования отношений между гражданами. Форма отношений между полами, исторически сложившаяся, санкционированная и регулируемая обществом. Форма, устанавливающая права и обязанности супругов по отношению к друг другу, к своим детям. Все выше перечисленное раскрывает понятие брак - традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. В настоящее время семья и брак переживают фундаментальные перемены. Нормы брачно-семейного законодательства закреплены в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры. Нуклеарная семья - семья, состоящая из взрослых и детей, которые от них зависят. Расширенная семья- семья, включающая нуклеарную семью и многих родственников (например бабушку, дедушку, тетю, дядю и т.д.). Следующая классификация - это деление на «стандартные» и «нестандартные» семьи. «Стандартная» семья состоит из двух или нескольких человек, связанных между собой кровным родство, брачными узами или усыновлением. В «нестандартные» семьи входят два или несколько человек любого пола, не являющиеся родственниками, а также люди, которые живут одни. По пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, т.е. такие, в которых молодожены переходят жить в дом родителей мужа, и матрилокальные, где супруги живут в доме родителей жены. Так же различают эванкюлелокальные - семьи, проживающие в доме родных дяди или тети, и неолокальные - семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей. Так же семейные системы различаются по типу властных структур. Выделяют патриархальные, т.е. власть мужчины над другими членами семьи, и матриархальные, где власть по праву принадлежит жене и матери. Во многих семьях в патриархальных обществах женщина приобретает неформальную власть. В последнее время произошел переход от патриархальной семейной системы к эгалитарной, который обусловлен увеличением числа работающих женщин во многих развитых странах. В такой семье влияние и власть распределяется между мужем и женой в равной степени.

В свою очередь брак делится на экзогамный и эндогамный. Экзогамные браки - это такие, где супругов выбирают вне собственной группы, среди членов другого рода. В основе данной формы брака изначально лежал запрет на кровные браки. Эндогамия - это заключение брака внутри определенной группы. Помимо этого существует две основные формы брака - моногамия и полигамия. Моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак между одним и несколькими другими индивидами. Полигамия в свою очередь разделяется на полигинию - брак между одним мужчиной и несколькими женщинами, и полиандрию - брак между одной женщиной и несколькими мужчинами. Еще одна форма групповой брак - между несколькими женщинами и несколькими мужчинами. Если одновременно при структурировании семьи учитывать систему супружества и систему родства, то возникнут такие экзотические формы брака (полигамии), как фратернальная полиандрия - брак нескольких братьев с одной женой, и сороральная полигиния - брак нескольких сестер с одним мужем.

У каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, специфичность, профиль данного института. Функции семьи нельзя делить на главные и второстепенные, все семейные функции главные. При этом необходимо различать среди них функции, которые позволяют отличать семью от других институтов. Согласно А.Г. Харчеву все функции делятся на специфические - функции семьи, которые вытекают из ее сущности и отражают особенности семьи как социального явления, и неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленных в определенных исторических обстоятельствах. К специфическим функциям относятся репродуктивная функция (рождение детей), экзистенциальная функция (содержание детей), функция социализации (воспитание детей). Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в семье дети усваивают знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Но в последнее время развитие индустриализации и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семью этой функции. Развитие системы дошкольных учреждений, добровольных ассоциаций для детей, системы массового среднего образования увеличило число агентов социализации, выполняющих эту функцию наравне с семьей. Неспецифические функции связаны с накоплением и передачи собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я. В любом обществе семья играет основную экономическую функцию. Семья осуществляет множество функций по поддержанию «благосостояния» людей, например заботу о больных и пожилых членах семьи. К началу XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания, защиты и охраны, функции питания, обеспечения одеждой, досуга, функции благосостояния и передачи статуса.

Семья - один из главных институтов общества, который придает обществу стабильность и играет большую роль в формировании личности. Научное изучение семьи началось с XIX века, а отраслью социологии стало в XX веке. Семья - это основная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Брак - это особый общественный институт, который устанавливает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и детям. Семья выполняет репродуктивную функцию, функцию социализации, накопление и передача семейных ценностей, собственности, статуса, забота о членах семьи. Типологизация семейных структур очень обширна. Выделяют нуклеарную и расширенную семью, патрилокальные, матрилокальные и неолокальные, патриархальные и матриархальные. Кроме этого выделяют две основные формы брака - это полигамия и моногамия. В настоящее время происходит трансформация института семьи.

1.2 Понятие брачного выбора

Современные науки выделяют такой социальный институт как институт добрачного поведения. Он включает себе такие термины как «брачность», «брачный выбор(отбор)», «брачный возраст», «брачный круг» и т.д.

Брачность - процесс образования брачных (супружеских) пар. Он включает процесс вступления в первый или повторный браки. Это социально-демографический процесс, который обусловливается и регулируется социально-культурными нормами, имеет юридические, социальные, экономические и другие аспекты.

Брачный возраст - минимальный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира этот возраст устанавливается законодательно с учетом половой, психологической и социальной зрелости, вступающих в брак. Кроме этого учитываются традиции, обычаи и другие условия определенной страны.

Под брачным отбором В. М. Медков предлагает понимать процесс, в результате которого из совокупности возможных, потенциальных брачных партнеров (так называемый «брачный круг») так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный, партнер (партнерша) , который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе», «сожительствуют» Процесс выбора брачного партнера исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе.

Брачный круг - совокупность возможных для данного человека брачных партнеров. Он определяется системой законодательных и нравственно-этических норм общества, а так же - социально-экономическим положением данного лица, его психологическими характеристиками, возрастом.

Савинов Л.И. в современных условиях выделял стереотипные и нестереотипные ценностные ориентации добрачного поведения. К стереотипным ориентирам он относил: выбор брачного партнера из своего сословия, примерно равного материального положения, уровня образования, одной и той же национальности, вероисповедания; общепринятые возраст вступления в брак, разница в годах между супругами; общие черты ухаживания, следование предсвадебным и свадебным обычаям и традициям; учет мнения родителей, родственников и друзей при выборе брачного партнера.

Нестереотипные ценностные ориентации - это поведение, которое в данной культуре считается не общепризнанным, редко встречающимся и противоречащим традициям и обычаям общества. Конкретное их проявление выбор партнера из семьи, образ жизни которой имеет существенное отличие от родительской семьи.

Существует множество факторов брачного выбора. Наиболее широкими и действующими наиболее мощным образом являются культурологические факторы. Важнейшим из них является правило эндогамии-экзогамии. Его функциональная роль состоит в ограничении поля возможных выборов брачного партнера, в исключении из него тех, кто не может быть брачным партнером.Правило эндогамии - предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов. Правило экзогамии - запрещение брака внутри собственной семейной группы, т.е. направлено на предотвращение браков между близкими родственниками. К социологическим факторам относят гомогамию и близость (соседство). Гомогамия - тенденция заключать браки между людьми, обладающие некоторыми общими или сходными характеристиками - социальными, психологическими, физическими и др. Противоположная тенденция обозначается термином «гетерогамия». Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.), утверждают, что важнейшими характеристиками являются: возраст, этническая принадлежность, социальный статус, образование, уровень интеллекта, внешность и совместимость внутренних часов. Еще один важный социологический фактор - близость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а так же работа в одной и той же организации ( близость рабочих мест) или учеба в одном и том же учебном заведении. Роль соседства связана с тем, что соседство, совместная работа или учеба повышают вероятность встречи с партнером, который, к тому же с большей вероятностью, будет иметь сходство и по другим личностям и социальным характеристикам, включая сходство ценностей и интересов.

Существенным мотивом и основанием для вступления в брак является любовь. Так же среди мотивов вступления в брак как одна из главных выступает сексуальная потребность, составляя физиологическую основу чувства и влюбленности. Черняк Е.М. в своей работе определила следующие мотивы вступления в брак - любовь, расчет, беременность, желание создать семейный очаг и иметь детей, самостоятельность от родителей и др. По ее мнению в обществе существует три основных мотива: любовь, стереотип «делай как все» и расчет.

Левада-Центр опубликовал данные двух исследований, посвященных вопросам брака и семейной жизни, первое проведено в мае 1989 года, второе в ноябре 2007 года. Мотивация для вступления в брак и создания семьи в общественном мнении в СССР 1989 года и в России 2007 года примерно одинакова. Наиболее существенными мотивами, побуждающим заводить семью, считаются стремление воспитать детей, продолжить род (61% в 1989 году и 57% в 2007 году), желание иметь рядом человека, который поймет и поддержит в любой ситуации (41% в 1989 году и 45% в 2007 году), спасение от одиночества. На одном из последних мест в перечне мотивов, побуждающих к созданию семьи находится романтическое стремление не расставаться с любимым человеком (20% в 1989 г. и 18% в 2007 г.), желание иметь постоянного сексуального партнера. С момента проведения первого исследования ценности семьи и брака изменились незначительно. На 7% увеличилось количество респондентов, считающих необязательным вступать в брак и заводить семью. Также на 7% возросло число россиян, считающих предпочтительным не вступать в брак и жить в одиночестве.

В начале 90-х годов XX столетия Т.А. Гурко и И.В. Игнатовой провели социологическое исследование об особенностях брачного выбора в России. В качестве респондентов выступали пары, подающие заявление на регистрацию брака. Выводами данного исследования стали а) ориентация на брак не с целью создания семьи, а с целью узаконить сексуальные отношения, б) легкомысленность молодежи при вступлении в брак, в) нерациональный подход к заключению брака, превалирование эмоционального над прагматическим.

Исследование представлений студентов о браке в г. Москве и г. Чебоксары, проводимого Е.М. Гурко в 2002 г, продолжилось в 2004-2005 гг. Выборка 500 студентов. Результаты показали следующее. Большинство студентов собираются вступать в брак (87% юношей и 82% девушек). Планируют не оформлять отношения юридически 8% юношей и 4% девушек. Девушки, в большинстве своем, хотели бы вступить в брак в возрасте от 21 до 24 лет (58%), в то время как подавляющее большинство юношей − от 25 до 29 лет (60%). Предпочтения национальности будущего супруга: заключили бы брак с человеком другой национальности 67% девушек и 81% юношей. Предпочтение религии будущего супруга: заключили бы брак с человеком другой религии 50% девушек и 71% юношей.

В апреле 2006 г. было проведено эмпирическое исследование стратегий брачного выбора молодёжи г. Ижевска. Результаты, полученные в ходе исследования, выявили иерархию мотивов вступления в брак среди студентов и студенток Удмуртского госуниверситета. Первое место занимают «любовь» и «желание строить семью», на втором «эмоциональная близость» и «материальная обеспеченность». Третье место - такие мотивы создания семьи, как «дети» и «стабильность».

Также в 2008 году проводилось социологическое исследование в г. Новгороде и в г. Богородске под названием «За брак без брака!». Решение о вступлении в брак обычно принимается на пике эмоциональных отношений, воспринимаемых как любовь. По данным проведенного исследования, только 46,8% опрошенных руководствовались разумом при выборе спутника жизни. Остальные некритически отнеслись к своему выбору, доверились эмоциям или просто были нетребовательны к будущему брачного партнеру, который в целом их не устраивал.

Среди основных подходов в исследовании добрачных поведений выделяют следующие: историко-антропологический (Ф. Энгельс, П. Сорокин, М.М. Ковалевский и др.) - перемены в семье под действием условий, изменяющихся в процессе исторического развития, выявление различный типов семьи, изменение системы выбора брачного партнера; социологический подход (Дж. Хоманс и др.) - рассматриваются факторы культурного, социального, психологического характера, которые способствуют получению качественной или недостаточной информации о потенциальном брачном партнере; экономический подход (Г. Беккер) внимание акцентируется на концепции «брачного рынка», на котором происходит поиск будущих супругов в соответствии с их характеристиками (экономическими, социальными, физическими, демографическими); психологический подход (Р. Уинч, Дж. Удри и др.) проблема выбора брачного партнера рассматривается с точки зрения удовлетворения определенных потребностей или стадий отбора подходящего спутника жизни.

В настоящее время в науке приняты несколько теорий выбора брачного партнера. Существует теория, связывающая степень гомогамии с влиянием родителей. Она исходит из предположения, что тот факт, будет ли брак детей гомогамным или нет, зависит от характера чувств, эмоций, связывающих родителей и детей. Степень родительского влияния на брачный выбор детей зависит от силы чувств, связывающих разные поколения в семье, дети воспринимают опыт родителей, как пример для подражания. Еще один аспект на который обращает внимание социализационный подход - предположение о том, что в своих поисках будущего партнера люди, как правило, ориентируются на образ родителя противоположного пола.Основанием послужила теория основателя классического психоанализа Зигмунда Фрейда, построенная на предположении о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола.

М. Абалакина считает, что выбор брачного партнера имеет три стадии: формирование первых впечатлений друг о друге, устойчивая фаза отношений, когда и окружающие начинают воспринимать молодых людей как достаточно стабильную пару, наступает после решения вступить в брак. В промежутках между стадиями происходит сравнение мотивационно-потребностной, ценностной и ролевой сфер личности партнера. Выделяются некоторые функции добрачного периода: 1) формирование впечатлений друг о друге как о брачных партнерах, о потенциальных супругах; 2) накопление совместных переживаний и впечатлений; 3) более близкое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения: проверяется функционально-ролевое соответствие партнеров; 4) проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи; 5) принятие решения о вступлении в брак с конкретным избранником (избранницей).

Совокупность добрачных факторов, побудивших создать семью, влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни и прочность брака в дальнейшем. Такими добрачными факторами являются: 1) место и ситуация знакомства молодых людей; 2) первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное); 3) социально-демографические характеристики вступающих в брак; 4) продолжительность периода ухаживания; 5) инициатор брачного предложения (девушка, юноша, родители, другие); 6) время обдумывания предложения; 7) ситуация оформления брака; 8) возраст будущей пары; 9) родители и их отношение к браку своих детей; 10) динамические и характерологические особенности супругов; 11) отношения в семье с братьями, сестрами.

Брачный отбор - это выбор по каким-то определённым параметрам из числа потенциальных брачных партнеров единственного, который становится официальным или неофициальным супругом. Процесс выбора брачного партнёра исторически конкретен и зависит от множества различных условий. Существует множество теорий выбора брачного партнера: теория комплементарных (дополнительных) потребностей Р. Уинча, теория «стимул-ценность-роль» Б. Мерстейна, «круговая теория любви» А. Рейса и др. В последние десятилетия просматриваются изменения в брачно-семейных отношениях. Большую роль в замещении уходящих поколения и воспроизводстве социально-демократической структуре общества играет молодежь.

Добрачное поведение представляет серьезный и многообъясняющий предмет исследования. В результате него закладываются основные моменты будущих брачных отношений в юридически оформленном союзе. Более того добрачное поведение и выбор брачного партнера сказываются на дальнейших качественных и количественных показателях будущего поколения.

1.3 Характеристика студентов как особой социальной группы

Разногласия мнений при определении понятия молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, а также возрастных границ ведутся очень давно. Ученых разделяют разные подходы - это и с позиций социологии, психологии, демографии и т.д. Соответственно, как часть общества молодежь является предметом изучения многих социальных наук. Философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история-вот основной перечень наук, где «молодежь» входит в понятийный и терминологический аппарат. Важнейшими признаками молодежи, которые позволяют выделять ее в особую группу, являются возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь-поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь-социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или иными социально-психологическими свойствами. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Рассмотрение молодости как социологической категории, определяемой не только возрастными границами, но и специфическим социальным статусом, особенностями сознания и поведения молодых людей способствовало дифференцированному подходу к молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Социологическому изучению подверглись не только формы и методы воспитательной работы, но и процесс социализации молодежи в целом, а также такие основные ее категории, как молодые рабочие, учащиеся, студенты, молодая интеллигенция. В данной работе мы сделаем акцент именно на студентах как особой категории молодежи. Период обучения в высшем учебном заведении для молодого человека означает смену возрастного статуса в рамках довзрослого состояния и эту смену можно осуществить по своему выбору, можно отменить или изменить. В целом студенческий период ведет к росту человеческой свободы в социальном измерении. В связи с этим можно отметить, что период обучения в высшем учебном заведении для молодого человека означает смену возрастного статуса в рамках довзрослого состояния и эту смену можно осуществить по своему выбору, можно отменить или изменить. В целом студенческий период ведет к росту человеческой свободы в социальном измерении. На студенчество как группу в социологическом понимании большое влияние оказывают институционально определенные параметры: количество вузов, численность студентов по формам обучения и профилю, получаемого образования.

Термин «студент» в переводе с латинского языка означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент может характеризоваться с трех различных сторон: с психологической, социологической и биологической. Психологическая сторона представляет собой совокупность психических процессов, состояний и свойств личности (темперамент, характер, настойчивость и т.д.). Если рассматривать с социальной стороны, то внимание необходимо обратить на общественные отношения и качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д. Биологическая сторона включает в себя тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д. Эта сторона определенна в большей мере наследственностью и врожденными задатками, но могут и изменяться в процессе жизнедеятельности. В студенческом возрасте человек достигает наивысших результатов, базирующихся на всех предыдущих процессах психологического, социального и биологического развития. «Возраст 18-20 лет - это период активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.» Кроме того именно с этим периодом связано начало экономической       активности, т. е. включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии, созданий собственной семьи. В период студенчества заметно укрепляются качества, которых не хватало в школьные годы - это целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение овладеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам - цели, образу жизни, любви, верности и т.д.

Студент как личность развивается, и на каждом курсе имеет некоторые особые черты. Первый курс приобщает абитуриента к студенческим формам коллективной жизни, в поведении преобладает конформизм, отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Второй курс - это период, связанный с напряженной деятельностью студентов. Студенты получают общую подготовку, формируются их культурные запросы и потребности, процесс адаптации к студенческой среде завершается. На третьем курсе начинает специализация, укрепляется интерес к научной работе для развития и углубления профессиональных интересов студентов. На четвертом курсе происходит знакомство с учебной практикой, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры. Пятый курс связан непосредственно с перспективой окончания вуза, у студентов формируются четкие установки на дальнейшую трудовую деятельность, студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

На III-IV курсах большую роль играет поиск второй половинки, что оказывает значительное влияние успеваемость и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает довольно значительное место в мыслях и действиях студента.

Существуют две категории факторов, определяющих социально-психологический портрет студента: те, c которыми студент поступил в вуз, - их можно только принимать во внимание, и те, которые проявляются в процессе обучения, - ими можно управлять. К первой категории относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Эти факторы определяются общей атмосферой в стране, бытовые знания, влиять на них можно лишь косвенно. Постепенно влияние факторов первой категории ослабевают и на первый план выходят факторы второго второй группы. Это организация учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.д.

Студенты делятся на два вида: «коммерческие», т.е. те, которые учатся на коммерческой основе, и «бюджетные». Всю студенческую молодежь можно разделить на три группы: 1) студенты, ориентированные на образование как на профессию (самое главное для студентов - интерес к будущей работе, желание реализовать себя). К этой группе относятся около трети студентов; 2) студенты, ориентированные на бизнес (образование для них выступает в качестве инструмента для создания в дальнейшем собственного дела); 3) студенты, которых с одной стороны можно назвать «неопределившимися», а с другой - задавленными личными, бытовыми проблемами. Кроме этого современные студенты могут быть трех типов: предприниматель, эмигрант и традиционалист. Предприниматель предпочитает достижение успеха в сфере бизнеса, быстро продвигаются по службе, занимаются руководящей, организаторской деятельностью, уверен в правильности выбора специальности, обучения, соответствии ему своих способностей, более критичен к своему учебному заведению, лучше знает специфику профессии, не опасается безработицы, более развиты индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды при смене обстоятельств, быстрая адаптация, легкая вживаемость в новые условия. Второй тип - эмигрант: получают высшее образования для того, чтобы свободно владеть иностранными языками, получить возможность обучения и работы за границей, они уверены в правильности своего выбора, а также в возможности вуза дать им подготовки на должном уровне, развиты индивидуализм, жизненный оптимизм, легкая вживаемость в новые условия. Традиционалист - ценит хорошее образование, профессиональную подготовку, получает высшее образование для того, чтобы получить диплом, вести научные исследования, менее критичен по отношению к вузу, хуже знает реалии будущей профессиональной деятельности, больше опасаются безработицы, сильно развиты профессионализм и работоспособность, менее - предприимчивость, способность рисковать, менять взгляды при смене обстоятельств, вживаться в новые условия, жизненный оптимизм. Помимо этого была разработана еще одна типология студентов, автором которой стал В.Т. Лисовский.

Студенческая молодежь является основной группой, участники которой в большей мере ищут потенциального партнера и вступают в официальный брак. Это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, на студенческое время приходится возраст, когда большинство людей находят своего будущего брачного партнера и происходит оценка брачного выбора и формирование семейных установок. Во-вторых, студенческая молодежь более образованная, знающая чего она хочет от жизни. Студенты больше тяготеют к заключению официального брака, нежели неучащаяся молодежь. Таким образом, для изучения особенностей брачного выбора наилучшим образом подходят студенты как особая социальная группа.

семья брак студент мотив

2. Анализ особенностей брачного выбора среди студентов (на примере НФИ КемГУ).

.1 Характеристика метода исследования и выборки

В результате операционализации и эмпирической интерпретации понятия «особенности брачного выбора» мы выделили следующие показатели и индикаторы: наличие потенциального брачного партнера, стратегии поиска брачного партнера, отношение к совместному сожительству до официального брака, намерения в отношении юридически оформленного брака, предпочтительный возраст вступления в брак, предпочтения при выборе партнера (возраст, национальность, религия), представления о желательном соотношении уровня образования, дохода будущих супругов, представления студентов о необходимых условиях, предшествующих браку в отношении себя, в отношении будущего супруга, установка на единобрачие, мотивы вступления в брак, чем руководствуются при вступлении в брак.

.         Наличие потенциального брачного партнера:

.1.      есть,

.2.      нет,

.3.      Затрудняются ответить.

.         Стратегии поиска брачного партнера:

.1       . в активном поиске,

.2.      Не в активном поиске

.         Отношение к совместному сожительству до официального брака:

.1. положительное,

.2. отрицательное,

.3. нейтральное.

. Намерения в отношении юридически оформленного брака в ближайшие 5 лет могут быть:

4.1. собираются вступать в официальный брак,

4.2. уже состоят в браке,

4.3. планируют не оформлять отношения юридически.

. Предпочтительный возраст вступления в брак:

.1. 18-20,

.2. 21-24,

.3. 25-29,

.4. 30 и старше,

. Предпочтения возраста будущего супруга:

.1. того же возраста,

.2. младше, менее чем на 5 лет,

.3. старше, более чем на 5 лет,

.4. младше, более чем на 5 лет,

.5. старше, более чем на 5 лет.

. Терпимость к этническому статусу потенциального брачного партнера:

.1.никогда бы не заключили брак с представителем другой национальности,

.2. да, заключила бы,

.3. затрудняются ответить,

.4. другое.

. Терпимость к религиозному статусу потенциального брачного партнера:

.1. никогда бы не заключила брак с представителем другой религии,

.2. да, заключила бы,

.3. затруднения при ответе,

.4. другое.

. Представления о желательном соотношении уровня образования будущих супругов:

.1. одинаковый,

.2. у мужа должен быть выше,

.3. у жены должен быть выше,

.4. не важно.

. Представления о желательном соотношении уровня дохода будущих супругов:

.1. муж должен зарабатывать больше,

.2. жена должна зарабатывать больше,

.3. приблизительно одинаковый,

.4. не важно.

. Представления студентов о необходимых условиях, предшествующих браку, в отношении себя:

.2. найти хорошую работу,

.3. иметь свое жилье,,

.4. отслужить в армии,

.5. пожить для себя;

.6. другое.

. Представления студентов о необходимых условиях, предшествующих браку, в отношении будущего супруга:

.1. завершить образование,

.2. найти хорошую работу,

.3.иметь свое жилье,

.4. отслужить в армии,

.5. другое.

. Установки студентов на единобрачие:

.1. в брак можно вступать только один раз,

.2. несколько раз,

.3. ни одного раза.

. Мотивы вступления в брак:

.1. стремление воспитать детей, продолжить род,

.2. избавиться от одиночества,

.3. иметь уютный дом, благоустроенный быт,

.4. не расставаться с любимым человеком,

.5. чувствовать себя нужным кому-то, заботить о ком-то,

.6. с целью узаконить сексуальные отношения,

.7. так принято (все вступают в брак),

.8. другое.

. При вступлении в брак руководствуются:

.1. чувствами,

.2. рассудком.

.3. затрудняются ответить,

.4. другое.

Студенты в исследовании будут разделяться по курсам (1,2,3,4 курс) и по факультетам (экономический факультет, факультет информационных технологий, юридический факультет, гуманитарный факультет).

Для анализа особенностей брачного выбора среди студентов НФИ КемГУ очной формы обучения использовался опросный метод. Опрос - это первичный метод сбора информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействия исследователя и респондента. Основное предназначение опросных методов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Опрос самый распространённый метод сбора информации для социологов. Одно из главных преимуществ опросного метода - сбор информации у большого числа людей за короткий срок. Опросные методы весьма разнообразны. Это и анкетирование, и интервьюирование, почтовые, телефонные, прессовые, факсовые, экспертные и иные опросы.

В данной курсовой работе будет использоваться анкетирование. Это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. По форме анкетирования будет применяться очная и индивидуальная форма. Основным инструментов будет являться анкета, которая состоит из трех основных отделов: 1) вводная часть (преамбульно-инструктивный); 2) содержательная часть; 3) социально-демократическая часть (паспортичка). Преамбула - средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирование его установки на искренность ответов. Она состоит из обращения к студентам, цель исследования, а так же указание на анонимность.

Анкета состоит из 18 вопросов. Из них 4 социально-демографических и 16 вопросов содержательной части. Все вопросы по структуре закрытые, присутствует 1 вопрос фильтр. В анкете можно выделить 3 блока: первый блок направлен на выяснение наличия потенциального брачного партнера, а также стратегий поиска брачного партнера, второй блок позволяет провести анализ установок относительно брака в общем, третий блок направлен на анализ установок относительно брачного партнера.

Что касается выборки, то будет применяться квотная выборка. Генеральная совокупность - 1917 студентов НФИ КемГУ очной формы обучения. Распределение их по факультетам и курсам выглядит следующим образом.

Таблица 1.1. Расчет выборки.

Курс

Факультет

Всего


ЭФ

ФИТ

ЮФ

ГФ


1 курс

123

152

91

29

395

2 курс

250

152

149

52

603

3 курс

200

109

96

39

444

4 курс

239

99

96

41

475

Всего

812

512

432

1917


Рассчитываем долги в генеральной совокупности. Для этого делим содержимое каждой ячейки на объем генеральной совокупности.

Таблица 1.2. Расчет выборки.

Курс

Факультет

Всего


ЭФ

ФИТ

ЮФ

ГФ


1 курс

0,06

0,08

0,05

0,02

0,21

2 курс

0,13

0,08

0,08

0,03

0,32

3 курс

0,1

0,06

0,05

0,02

0,23

4 курс

0,12

0,05

0,05

0,02

0,24

Всего

0,41

0,27

0,23

0,09

1


Нужный объем выборки - 120 человек. Умножаем каждую ячейку на объем выборки.

Таблица 1.3 Расчет выборки

Курс

Факультет

Всего


ЭФ

ФИТ

ЮФ

ГФ


1 курс

7

10

6

2

25

2 курс

16

10

10

4

40

3 курс

12

7

6

2

27

4 курс

14

6

2

28

Всего

49

33

28

10

120


2.2 Выявление особенностей брачного выбора студентов (на примере НФИ КемГУ)

Исследование было проведено с 10 по 20 мая. Было опрошено 120 человек по квотной выборке. Ошибка выборки составила 8,66%, доверительный интервал 95%. В качестве единиц опроса выступали студенты НФИ КемГУ с I по IV курс всех четырех факультетов: экономический, гуманитарный, юридический факультеты и факультет информационных технологий. Опрос был заочным. Он проходил в здании института, студенты опрашивались в свободное для них время с помощью систематической случайной выборки, шаг выборки составил 3 человека. Если респондент не подходил по квотам, то следующий был опрошен так же через три человека. При исследовании распределение ответов на вопросы приводится в процентах от общего числа опрошенных и представлено в графической форме в виде диаграмм в приложении. Распределение студентов по демографическим характеристикам выглядит следующим образом. Половое соотношение: женщины - 62,5%, мужчины - 37,5% (см. приложение). Возрастное соотношение студентов выглядит следующим образом: 17 лет - 0,83%, 18лет - 20%, 19 лет - 33,3%, 20 лет - 23,3%, 21 лет - 19,2%, 22 лет - 1,7%, 23 лет - 1,7% (см. приложение).

Студенты также распределены по курсу и по факультету. Соотношение студентов по факультетам: экономический факультет - 40,8%, гуманитарный факультет - 8,3%, юридический факультет - 23,3%, факультет информационных технологий - 27,5%. (см. приложение). Соотношение студентов по курсам: I курс - 20,8%, II курс - 33,3%, III курс - 22,5%, IV курс 23,3% (см. приложение).

Первый блок вопросов направлен на выяснение наличия потенциального брачного партнера, а также стратегий его поиска. Под потенциальным брачным партнером мы понимаем человека, с которым респондент в ближайшее время вступит в официально зарегистрированный брак. Среди респондентов потенциального брачного партнера на данный момент имеют 43,3%, не имеют 48,3%, так же есть те, кто затрудняются ответить на этот вопрос. Таких - 8,3% (см. приложение). Если учитывать факультет, на котором обучается студент, и смотреть распределение ответов внутри самого факультета, то большинство студентов экономического - 46,9% (см. приложение), гуманитарного - 60% (см. приложение) и юридического - 57,1% (см. приложение) факультетов не имеют потенциального брачного партнера, что не скажешь о факультете информационных технологий. Среди студентов ФИТа 57,1% имеют потенциального брачного партнера, 34,4% - не имеют, 9,1% - затрудняются ответить (см. приложение). Что касается распределения ответов по курсам, то оно выглядит следующим образом. Для первого и второго курса характерен отрицательный ответ - 56 и 60% соответственно (см. приложение), а вот для третьего и четвертого курса наоборот - положительно ответили - третий курс - 51,9%, четвертый - 46,4% (см. приложение). Причем на третьем курсе процент, ответивших положительно, больше, чем на четвертом курсе.

Вопрос о наличие потенциального брачного партнера - это вопрос фильтр. Те респонденты, которые ответили на данный вопрос «да» и «затрудняюсь ответить» переходили к вопросу о стратегии поиска потенциального брачного партнера. Из 68 человек, которые отвечали на вопрос о стратегии поиска, мнения распределились следующим образом. Предпринимают попытки поиска потенциального брачного партнера - 30,9%. Соответственно такие попытки не предпринимают 69,1% опрашиваемых (см. приложение). Данные ответы могут значить либо что респонденты пассивны и ждут пока потенциальный брачный партнер сам их найдет, либо что в данное время это не представляет для них значения.

Таким образом, большинство студентов в данное время не имеют потенциального брачного партнера. Следовательно, можно говорить о том, что студенты на данном этапе своей жизни в большинстве случаев не задумываются о браке и семейной жизни. Это может быть обусловлено, во-первых, обучением на очной форме, так как такое обучение предполагает большой отдачи и траты времени, во-вторых, ранним возрастом, т.к. большинство респондентов находятся в возрасте от 17 до 20 лет. При этом среди тех, кто не имеет потенциального брачного партнера, попытки его поиска предпринимают немного респондентов независимо от курса и факультета.

Следующий блок касается установок относительно брака в общем. Он состоит из 8 вопросов, касающихся совместного сожительства до вступления в официальный брак, намерений в отношении юридически оформленного брака, установок студентов на единобрачие, условий, предшествующих браку, в отношении себя и партнера, мотивов вступления в брак, чем руководствуются при вступлении в брак, предпочтительного возраста вступления в брак.

Отношение к совместному сожительству до вступления в официальный брак выглядит следующим образом. Положительно относятся 55,5%, отрицательный ответ дали - 11,8%, нейтрально к сожительству до брака относятся 32,8% респондентов (см. приложение). Если говорить об особенностях брачного выбора студентов в зависимости от факультета, то на всех факультетах, кроме гуманитарного, есть респонденты, ответившие на данный вопрос отрицательно (см. приложение). Это может быть связано с особым гуманитарным складом ума, образом мышления, большей толерантностью и свободой мысли.

На вопрос, раскрывающий намерения в отношении заключения юридически оформленного брака, респонденты ответили следующим образом. Больше всего студентов собираются вступить в юридически оформленный брак в ближайшие 5 лет - это 68,3% от всех опрошенных, 29,2% респондентов не планируют в ближайшие 5 лет оформлять отношения юридически и только 3 человека, что составляет 2,5% от всей суммы уже состоят в браке (см. приложение). При этом эти три человека учатся на факультете информационных технологий. Кроме того можно проследить зависимость установки на заключение юридически оформленного брака в ближайшие 5 лет. Процент ответивших положительно увеличивается с каждым последующим курсом: на первом курсе так ответило - 60%, а на четвертом уже 82,1% от числа опрошенных на соответствующем курсе (см. приложение). Из этого можно сделать вывод, что для большинства студентов семья по-прежнему занимает одно из лидирующих положений в списке жизненных ценностей.

Установки студентов на единобрачие разделились практически на два разных полюса. 51,7% студентов считают, что в брак можно вступать только один раз, 47,5% респондентов имеют противоположное мнение и считают, что в брак можно вступать несколько раз. Помимо этого есть 1 респондент считающий, что в официальный брак вступать не надо и это скорее всего связано с тем, что он обучается на первом курсе (см. приложение) При рассмотрении результатов можно сделать вывод о том, что происходит трансформация семейных ценностей, а именно установка на единобрачие постепенно заменяется на установку заключения нескольких браков. При этом семья все-таки важна - это видно из того, что вариант ответа «ни одного раза» выбрал всего 1 человек.

Следующие два вопроса раскрывали представления студентов о необходимых условиях, предшествующих официальному браку в отношении себя и своего будущего супруга. Мнения о необходимых условиях, предшествующих официально зарегистрированному браку в отношении себя распределились следующим образом. В первую очередь респонденты хотят завершить образования. Так ответили 73,3% опрашиваемых. Это лишний раз доказывает, что студенты очной формы обучения не готовы к заключению брака. Желание найти хорошую работу занимает второе место - 66,7%. Затем идет желание иметь свое жилье - 56,7%. Далее идут такие условия, как «пожить для себя» и «отслужить в армии». Также студенты выбирали вариант «другое»: «не вступал бы», «не важно», «ничего» (см. приложение).

Таким образом, можно сделать следующий вывод: студенты к заключению брака относятся более чем серьезно. Перед тем как вступать в брак они хотят обеспечить своей будущей семье основу, а именно иметь свое жилье, что показывает их независимость от родителей, завершить образование, что означает вступление в новую самостоятельную жизнь. Кроме этого для них необходимо найти хорошую работу для содержания своей будущей семьи. При этом есть и индивидуальные установки такие, например, как «не вступал бы» и «ничего».

Что касается необходимых условий, предшествующих браку в отношении своего партнера, то распределение мнений выглядит так. На первом месте так же желание найти хорошую работу - 63,3%. На втором месте - завершить образование (60,8%), на третьем - иметь свое жилье (50%). На последнем месте желание отслужить в армии. Так ответили 14,2% респондентов (см. приложение). Вариант «другое» включал следующие ответы: «нагуляться», «имел большую заработную плату», «обеспечить почву под ногами для будущей семьи, в т.ч. с помощью хорошей работы. Предполагается, что будущий муж уже давно получил высшее образование», «ничего», «не имеет значения». Из этого следует, что большинство респондентов хотят устойчивости и стабильности, они не любят рисковать и ждут, что их будущий супруг будет так же готов к самостоятельной жизни, как и они.

Если говорить о мотивах вступления в брак, то на первом месте находиться желание не расставаться с любимым человеком. Так ответило 62,5% опрашиваемых. Совсем рядом находится вариант ответа - желание воспитать детей, продолжить род (61,7%). На третьем месте располагается желание иметь уютный дом, благоустроенный быт. Этот вариант ответа выбрали 44,2% студентов. Далее идут такие мотивы, как желание чувствовать себя нужным кому-то (25,8%), установка так принято (15,8%), желание избавиться от одиночества (12,5%), с целью узаконить сексуальные отношения (8,3%), другое (4,2%) (см. приложение). В категорию «другое» вошли следующие ответы: «как правило по «залету» или по «расчету», «желание чувствовать себя защищенной, помощь и поддержка близкого человека», «жить, любить и радоваться», «это хорошо и приятно». Кроме это было и такое мнение - «стереотипы общества…и чтобы имущество было общее, ведь в процессе совместного быта люди много чего обретают, а при расставании забывают, что имущество было общее, а брак - это гарантия, это своего рода договор». Таким образом, несмотря на некоторые индивидуальные установки и мнения, большинство студентов основными мотивами заключения брака считают желание не расставаться с любимым человеком и стремление воспитать детей, продолжить род. Таких, кто считает что брак нужен для узаконивания сексуальных отношений или что так принято, очень небольшой процент. Значит можно сделать вывод о том, что ценность семьи по-прежнему велика, в том числе и у студентов. Она традиционна и пока не подверглась значительным изменениям, но они все же имеются.

На вопрос «Чем необходимо, прежде всего, руководствоваться при вступлении в официальный брак?» 39,2% опрашиваемых ответили, что чувствами, 30% - рассудком, 15% испытали затруднения при ответе, а 15,8% выбрали вариант «другое» (см. приложение). Вариант другое выбрали 19 человек, из них 17 считают, что при заключении брака следует руководствоваться «и тем, и тем», «и рассудком и чувствами», «и то, и то должно присутствовать», «важно, чтобы разум и чувство были непротиворечивы. Нужно руководствоваться и тем и др.» - такие варианты предпочли 17 респондентов. В связи с особой популярностью мы объединили все эти ответы в одну категорию - «рассудком и чувствами». При этом данные будут распределены так. На первом месте находится вариант «рассудком» - 76,6%, далее идут варианты «чувствами» (47%) и «чувствами и рассудком» (17%). (см. приложение). Кроме этого в категории «другое» был и такой вариант - «отношением к человеку и принятием ответственности за него». Если рассматривать распределение ответов в зависимости от курса, то большинство первокурсники свои предпочтения отдали варианту «рассудком» нежели «чувствам», на остальных курсах это распределение выглядит обратно пропорционально. При таких результатах можно говорить о том, что многих студентов чувства в личных отношениях, при заключении браков и создании семьи играют не последнюю роль. Но при этом рассудок тоже играет не маловажную роль и если учитывать тот факт, что большинство первокурсникам выбрали именно вариант «рассудком», то можно сделать предположение об изменении позиций этих вариантов и в ближайшее время все больший процент студентов будет отдавать свои предпочтения рассудку, а чувства отодвинутся на второй план.

Предпочитаемый возраст вступления в брак среди студентов - «21-24» года - 50,8%, на втором месте - «25-29» лет (44,2%), далее идут «18-20» лет и «30 и старше» - по 2,5% (см. приложение). Для девушек предпочтительный возраст вступления в брак «21-24» года (61,3%), для парней - «25-29» лет (62,2%) (см. приложение). Для младших курсов - I и II курса - характерен выбор более старшего возраста «25-29» (48% и 52,5% соответственно). На старших курсах эти взгляды пересматриваются, и большинство выбирает возраст более младший - «21-24»: III курс - 63%, IV курс - 60,7%. (см. приложение). Это связано с тем, что они еще не до конца сформированы, и к курсу III - IV как раз закончится процесс становления личности, будут сформированы жизненные установки и приоритеты на ближайшее время, в частности это касается семейных ценностей. Что касается распределения по факультетам, то экономический факультет и факультет информационных технологий стремятся выйти замуж/жениться в более раннем возрасте (21-24) 48,5% и 59,2%. Обратная ситуация на гуманитарном и юридическом факультетах, там стремятся выйти замуж в возрасте от 25 до 29 (60% и 53,6%) (см. приложение). Это связано скорее всего с тем, что студенты данных специальностей хотят реализовать себя в карьере, а уж потом создавать семью.

О вышесказанном можно сказать следующее. К совместному сожительству до официального брака большинство студентов относятся крайне положительно, некоторые относятся нейтрально, а таких, кто относятся отрицательно вообще крайне мало. В ближайшее 5 лет большинство студентов собираются вступить в официальный брак, но есть и такие, кто уже состоят в браке, но таких немного. Мнения, насчет заключения брака один единственный раз или несколько, разделились практически поровну, и всего один человек вообще не хочет заключать брак. Это, скорее всего, связано с тем, что он обучается только на первом курсе, и чем старше он будет становиться, тем его установки относительно брака будет изменяться. Что касается необходимых условий, которые предшествуют регистрации брака и в отношении себя и в отношении партнера, то они стандарты. Это завершить образование, найти хорошую работу и иметь свое жилье, что обеспечить достойное основания для создания прочного и стабильного брачного союза. Наиболее предпочтительный возраст 21-24 года. Как раз тот, когда большинство студентов окончат высшее учебное заведение, предположительно найдут хорошо оплачиваемую работу и, возможно, будут иметь свое жилье. При этом большинство студентов считают, что при вступлении в брак необходимо руководствоваться чувствами либо и чувствами и рассудком одновременно. Но и таких, кто руководствуются, прежде всего, рассудком не мало. Это доказывает и то, что основным мотивом вступления в брак является желание не расставаться с любимым человеком и стремление воспитать детей, продолжить род, а не такие, как желание избавиться от одиночества или узаконить сексуальные отношения. Помимо этого установка «так принято» студентам не свойственна.

Третий блок вопросов направлен на анализ установок относительно брачного партнера. Он состоит из 5 вопросов, направленных на выяснение предпочтений возраста будущего супруга, совместимости национальности и вероисповедания, а так же уровня заработной платы и образования.

По мнению респондентов, будущий супруг/супруга должен быть либо старше менее чем на 5 лет - 43,2%, либо одного возраста - 30,5%. Выбор варианта «старше менее чем на 5 лет» можно объяснить следующим. Респонденты хотят чувствовать себя защищенными, в том числе и материально и морально. Если человек будет старше их, то он, скорее всего, будет иметь какой-то базис для создания семьи и обеспечения ее устойчивости. Например, хорошую заработную плату и свое жилье. Затем идут такие ответы, как: младше менее чем на 5 лет (12,7%), старше более чем на 5 лет (11,9%). Вариант младше более чем на пять лет выбрали всего два человека мужского пола.

Диаграмма Предпочтение возраста будущего супруга

Конечно же такие результаты зависят от пола респондента. Если рассматривать выбор каждого варианта в зависимости от пола респондента, то мнения буду распределены следующим образом. Вариант «того же возраста» выбрали 36,1% девушек и 63,9% парней. Ответ «младше менее чем на 5 лет» выбрали 6,7% и 93,3% соответственно. 94,1% девушек и 5,9% парней считают, что супруг должен быть старше менее чем на 5 лет, а 92,9% девушек и 7,1% юношей, что супруг должен быть старше более чем на пять лет (см. приложение). Если рассматривать распределение вариантов ответа на данный вопрос относительно каждого пола отдельно, то самый распространенный вариант у девушек - «старше менее чем на 5 лет». Так ответили 64% девушек из 100%. Самый распространенный вариант у юношей - того же возраста (53,5% опрошенных).

Диаграмма Предпочтение возраста будущего супруга (распределение по полу)

Таким образом, у студентов мужского пола преобладают стандартные установки при выборе возраста будущего брачного партнера, принятые в обществе. Об этом говорит самый распространенный для них вариант при ответе на данный вопрос - «того же возраста», кроме этого у представителей мужского пола также существует стереотип «муж, должен быть старше жены». Это второй по распространенности вариант ответа у парней. Для девушек тоже срабатывает стандарт, касающийся возраста будущего супруга - «жена должны быть старше мужа» По результатам исследования большинство девушек выбрали вариант «старше более чем на пять лет».

Далее рассмотрим терпимость студентов к этническому и религиозному статусу потенциального брачного партнера. Большинство студентов при ответе на этот вопрос испытали затруднения при ответе. Так ответило 38,3% респондентов. Из тех, кто ответил на этот вопрос определенно, 32,5% никогда не заключили бы брак с представителем другой национальности, и лишь 23,3% заключили бы, вариант «другое» выбрали 5,8%. При рассмотрении вариантов «другое» можно выделить следующие варианты ответов: «возможно», «если он будет той же веры, что и я», «нет», «смотря какая национальность», «зависит от обстоятельств. Если встречу и полюблю человека другой национальности, то будучи уверенная во взаимности чувств могла бы заключить с ним брак (еще смотря какая национальность. Например за турка я бы не пошла замуж). Конкретной цели выйти за иностранца у меня нет. Хотелось бы найти русского мужа!!!», «заключила бы, кроме выходцев с Кавказа и Средней Азии, а также немцы, китайцы, тайцы, японцы, голландцы, индусы хм…проще перечислить те нации с которыми заключила бы». Можно сделать вывод о том, что большинство студентов все-таки не желают заключать брак с представителем другой национальности. Есть и такие установки, что заключили бы брак, но это зависит от обстоятельств либо от национальности, что тоже играет не маловажную роль. Также очень интересен ответ «если он будет той же веры, что и я», что означает, что человек закроет глаза на этнический статус своего партнера, но только если он не будет другой веры.

Диаграмма Терпимость к этническому статусу потенциального брачного партнера

На следующий вопрос относительно религиозного статуса мнения респондентов распределены практически, так же как и в предыдущем вопросе, разница только в процентах. Затруднения при ответе испытали - 39,2%, никогда бы не заключили брак с представителем другой религии - 34,2, заключили бы - 22,5%. Ответ «другое» выбрали 5 респондентов. Это 4,2% опрашиваемых. Там присутствуют следующие варианты ответа: «нет», «возможно», «да, кроме ислама», «заключила бы, если бы не пришлось менять свою…потому что это неправильно! либо если бы я была атеисткой».

Диаграмма Терпимость к религиозному статусу потенциального брачного партнера

Из этого следует, что большинство студентов независимо от пола, факультета и курса имеют установки на заключение брака только с представителем своей религии и своей национальности. При этом к заключению брака с представителем другой национальности студенты относятся более терпимо, чем к заключению брака с представителем другой религии. Это лишний раз доказывает сформированные стереотипы относительно заключения брака с представителем другой этнической или религиозной среды.

При ответе на вопрос о желательном соотношении уровня образования будущих супругов большинство респондентов выбрали вариант «не важно». Так ответило 61,7%. На втором месте располагается мнение о том, что уровень образования супругов должен быть приблизительно одинаковый - 26,7%. Далее идут следующие варианты: у мужа должен быть выше - 10,8%, у жены должен быть выше - 0,8%.

Диаграмма Представления о желательном соотношении уровня образования будущих супругов.

При расчете валидного процента данные получились следующие. Респондентов, считающих, что уровень образования у супругов должен быть одинаковый - 69,6%, у мужа должен быть выше - 28,3%. Мнения, что у жены должен быть выше придерживается только один респондент, женского пола.

Диаграмма Представления о желательном соотношении уровня образования будущих супругов (валидный процент)

На вопрос о желательном соотношении уровня дохода большинство опрашиваемых разделились между двумя вариантами ответа почти в равном соотношении: 45% считают, что это не важно, 43,3% - что у мужа должен быть выше. 11,7% считают, что уровень заработной платы должен быть приблизительно одинаковый, а ответ «у жены должен быть больше» не выбрал ни один респондент.

Диаграмма Представления о желательном соотношении уровня дохода будущих супругов

Если рассматривать валидный процент, то большинство студентов выбрали вариант «у мужа должен быть выше». Так ответило 78,8%. Мнения, что уровень дохода должен быть одинаковый поддерживаются 21,2%. Ни один респондент не считает, что у жены уровень заработной платы должен быть выше.

Диаграмма 29. Представления о желательном соотношении уровня дохода будущих супругов (валидный процент).

Таким образом, у студентов, несмотря на то, что они сами учатся в высшем учебном заведении при формировании экспектаций в отношении своего будущего партнера, его уровень образования играет незначительную роль, что не скажешь об уровне дохода. Тут мнения разделились: одни считают, что это не важно, но и немало тех, кто хочет, чтобы муж зарабатывал больше.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Стереотипные ценностные установки брачного выбора присущи студентам в следующих категориях: терпимость студентов к этническому статусу потенциального брачного партнера, терпимость студентов к религиозному статусу брачного партнера, предпочтительное соотношение уровня образования, общепринятая разница в годах между супругами. Большинство студентов все-таки выбрали вариант ответа на вопросы о заключении брака с представителями других этнических и религиозных групп следующее. Они «никогда бы не заключили брак с представителем другой национальности/религии». Что касается соотношения образованности, то большинство опрашиваемых, хотели бы, что уровень образования был приблизительно одинаковый. Что касается мнения о предпочтительном возрасте супруга/супруги, то тут мнения разошлись в зависимости от пола, но при этом студенты придерживаются стереотипов, принятых в обществе, что муж должен быть старше, а жена соответственно младше. Большинство девушек считают, что супруг должен быть старше менее чем на 5 лет, а парни считают, что их супруга должна быть одного возраста с ними, или младше менее чем на пять лет. В отношении установок о предпочтительном соотношении уровня дохода результаты были далеко нестереотипными. Большинство студентов считают, что «не важно» какой уровень соотношения заработной платы будет у самого респондента и его будущего супруга или супруги, на втором месте располагается вариант о том, что уровень дохода должен быть выше у мужа. В результате исследования можно говорить и о проявлении ранее несуществующих нестереотипных ценностных ориентаций добрачного поведения, что проявляется в появлении новых, не свойственных стереотипному мышлению предпочтений и установок. Таким образом, можно говорить о том, что в результате нашего исследования гипотеза была частично подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья - это явление, которое, по мнению многих ученых, лежит в основе общества. Семья - один из главных институтов общества, придающий обществу стабильность и играющий большую роль в формировании личности. Традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества - это брак. В настоящее время институт семьи и брака изменяется очень быстрыми темпами. Семья как социальный институт выполняет одну очень важную функцию - это воспроизводство поколений. Основной социальной группой, которая осуществляет данную функцию является молодежь, в частности студенческая, поэтому при изучении особенностей брачного выбора мы рассматривали именно ее.

Современные науки выделяют такой социальный институт как институт добрачного поведения. Он включает себе такие термины как «брачность», «брачный выбор(отбор)», «брачный возраст», «брачный круг» и т.д. Брачный выбор или отбор - процесс, в результате которого из множества вариантов выбирается один партнер, который в будущем становится супругом (супругой). У каждого человека есть свой брачный круг - это совокупность возможных брачных партнеров. Существует множество факторов, обуславливающих брачный выбор, а именно культурологические, социологические, психологические и др. Доктор социологических наук Л.И.Савинов выделяет стереотипные и нестереотипные ценностные ориентации добрачного поведения, которые обуславливают тот или иной выбор брачного партнера. На тему особенностей брачного выбора, установок добрачного поведения, мотивов вступления в брак и т.п. проводилось достаточное количество исследований. Добрачное поведение представляет серьезный и многообъясняющий предмет исследования. В результате него закладываются основные моменты будущих брачных отношений в юридически оформленном союзе. Более того добрачное поведение и выбор брачного партнера сказываются на дальнейших качественных и количественных показателях будущего поколения.

Молодежь-социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или иными социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Одна из основных категорий молодежи, наряду с рабочими, молодой интеллигенцией и др., выступают студенты. Термин «студент» в переводе с латинского языка означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Большинство молодежи проходит этап обучения в высших учебных заведениях. Именно на студенчество приходит время поиска потенциального брачного партнера, а также время вступления в официальный брак.

В рамках данной курсовой мы рассматривали следующие особенности брачного выбора: наличие потенциального брачного партнера, стратегии поиска брачного партнера, отношение к совместному сожительству до официального брака, намерения в отношении юридически оформленного брака, предпочтительный возраст вступления в брак, предпочтения при выборе партнера (возраст, национальность, религия), представления о желательном соотношении уровня образования, дохода будущих супругов, представления студентов о необходимых условиях, предшествующих браку в отношении себя, в отношении будущего супруга, установка на единобрачие, мотивы вступления в брак, чем руководствуются при вступлении в брак.

В результате проведенного нами исследования получились следующие результаты. Большинство студентов не имеют на данный момент потенциального брачного партнера, при этом они и не предпринимают попытки его поиска.

Больше половину студентов к совместному сожительству до официально зарегистрированного брака относятся положительно. Чуть больше двух третьих всех респондентов собираются вступать в официальный брак в ближайшие 5 лет. Что касается установок на единобрачие, то студенты практически в равном соотношении считают, что в брак можно вступать один раз и несколько раз. Основными мотивами вступления в брак студенты считают: желание не расставаться с любимым человеком, желание воспитать детей, продолжить род и желание иметь уютный дом, благоустроенный быт. По мнению респондентов, будущий супруг/супруга должен быть одного возраста, либо придерживаются стереотипа «муж должен быть старше жены». Большинство студентов никогда бы не заключили брак с представителями другой религии или национальности. Уровень образования супругов, по мнению опрашиваемых, должен быть приблизительно одинаковым, а вот уровень дохода, считают респонденты, у мужа должен быть выше. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена частично. Подтверждена в отношении следующих категорий: терпимость студентов к этническому статусу потенциального брачного партнера, терпимость студентов к религиозному статусу брачного партнера, предпочтительное соотношение уровня образования, предпочтительный возраст будущего брачного партнера. Опровергнута гипотеза в отношении установок о предпочтительном соотношении уровня дохода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Андреева Т.В. Социальные и психологические проблемы стабильности и успешности брачно-семейных отношений/Т.В. Андреева//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология, социология, педагогика. Выпуск 1.Часть 1. - март 2009. - С.129-140

.         Антонов А.И. Социология семьи/А.И. Антонов, В.М. Медков.-М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 304 с.

.         Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.

.         Гольцова Е.В. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости/Е.В. Гольцова, Я.А. Лещенко//СоцИс. - 2010. - №2. - С.125-130.

.         Гурко Е.М. Представления студенческой молодежи о браке/Е.М. Гурко//Актуальные проблемы семей в России/Под ред. Т.А. Гурко. - М.: Институт социологии РАН, 2006. - С.200-210.

.         Гурко Т.А. Особенности брачного выбора в России в начале 90-х годов/ Т.А. Гурко, И.В. Игнатова//Семья в России. - 1997. - №3. - С.42 - 53.

.         Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 768 с. - (классический университетский учебник).

.         Долбик-Воробей. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости/Т.А. Долбик-Воробей//СоцИс. - 2003. - №11. - С.78 - 84.

.         Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. к специальности «Соц. работа»/Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 248

.         Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества/ Л.В. Карцева//СоцИс. - 2003. - №7.-С.92 - 100.

.         Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях/ Ю.П. Лежнина//СоцИс. 2009. - №12. - С.69-77.

.         Лукьянова И.Е. Семьеведение: Учеб.пособие/ И.Е. Лукьянова, Э.М. Прохорова, Л.П. Шиповская. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 265 с.

.         Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы/А.А. Митрикас//СоцИС. - 2004. - №5. С.65-73.

.         Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи/Ф.А. Мустаева//СоцИс. - 2009. - №7.- С.109-113.

.         Смелзер Н. Социология: пер с англ. - М.:Феникс,1994. - 688 с.

.         Современная молодежь: проблемы и перспективы развития. Материалы международной межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной году молодежи в РФ. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, 2009. - 240 с.

.         Социология молодежи: Учебник/Под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - 460 с.

.         Социология семьи: Учебник/Под ред. проф. А.И. Антонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2005. - 640 с.

.         Сысенко В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. - М.: Финансы и статистика, 1981. - 199 с.

.         Фролов C.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. - М.:Наука,1994. - 256 с.

.         Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие.- 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. - 240 с.

.         Чистякова Т.С. Ценность информации в ситуации выбора брачного партнера/Т.С. Чистякова//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2007. - №3(8). - С. 137 - 143.

.         Швец А.М. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи/ А.М. Швец, Е.А. Могилевкин, Е.Ю. Каргаполова// Вопросы психологии. - 2006. - №2. - С.89-96

25.     Антонов А.И. Удовлетворенность жизнью, семья и брак в России и Европе [электронный ресурс]/А.И. Антонов, О.Л. Лебедь, А.А. Соколов//Демографические исследования. - №8-9. - Режим доступа: www.demographia.ru <#"729077.files/image009.jpg">

Диаграмма 2. Распределение студентов по факультету


Диаграмма 3. Распределение студентов по курсам


Диаграмма 4. Наличие потенциального брачного партнера


Диаграмма 5. Наличие потенциального брачного партнера в разрезе факультетов


Диаграмма 6. Наличие потенциального брачного партнера в разрезе курсов


Диаграмма 7. Стратегии выбора брачного партнера


Диаграмма 8. Отношение к совместному сожительству до официального брака


Диаграмма 9. Отношение к совместному сожительству до официального брака в разрезе факультетов

Диаграмма 10. Намерения в отношении юридически оформленного брака в ближайшие 5 лет


Диаграмма 11. Намерения в отношении юридически оформленного брака в ближайшие 5 лет в разрезе курсов


Диаграмма 12. Установки студентов на единобрачие


Диаграмма 13. Представления студентов о необходимых условиях, предшествующих браку, в отношении себя


Диаграмма 14. Представления студентов о необходимых условиях, предшествующих браку, в отношении будущего супруга


Диаграмма 15. Мотивы, влияющие на вступление в брак.

Диаграмма 16 - 17. При вступлении в брак руководствуются.

 

Диаграмма 18. Предпочтительный возраст вступления в брак


Диаграмма 19. Предпочтительный возраст вступления в брак в зависимости от пола


Диаграмма 20. Предпочтительный возраст вступления в брак в разрезе курсов


Диаграмма 21. Предпочтительный возраст вступления в брак в разрезе факультетов

Похожие работы на - Особенности брачного выбора среди студентов (на примере НФИ КемГУ)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!