Реалити-шоу: форма отражения действительности или мыльная опера?

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,84 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реалити-шоу: форма отражения действительности или мыльная опера?

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»







Реферат

на тему

Реалити-шоу: форма отражения действительности или мыльная опера?

Работа студентки 3 курса

Факультета журналистики

Группы 304 (ММР)

Пестовой Наталии

Руководитель:

Олешко Владимир Федорович



Екатеринбург 2013

Содержание

Введение

Часть 1. Суть реалити-шоу

Часть 2. Реалити шоу - это отражение действительности

Часть 3. Реалити-шоу - это «мыльная опера»

Заключение



Введение

Сегодня рынок телевидения стремительно насыщается новым видом продукта под названием реалити-шоу.

Реалити-шоу или реалити-телевидение (от англ. <#"justify">Реалити-шоу очень популярны у зрительской аудитории. Психологи связывают это с подсознательным стремлением к «подсматриванию» за чужой жизнью, которое удовлетворяется такого рода передачами. Разумеется, действуют здесь и общие факторы, определяющие популярность любых скандальных передач и «мыльных опер»: любопытство и стремление к сильным переживаниям, особенно проявляющиеся на фоне монотонной повседневной жизни.

Многие задаются вопросом, являются ли реалити-шоу уникальной формой отражения действительности, или это всего лишь «мыльная опера»? Ответ на этот вопрос и является целью данной работы.

Итак, цель - выяснить, является ли реалити - шоу отражением действительности, или это всего лишь мыльная опера.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

.Изучить литературу по данной тематике

.Выяснить, как реалити-шоу отражает действительность

.Выяснить, какие черты мыльной оперы есть в реалити-шоу

.Сделать выводы

Для изучения данного вопроса были выбраны два современных реалити-проекта: «Дом-2» и «Каникулы в Мексике»

Часть 1. Суть реалити-шоу

Реалити - шоу как жанр объединяет множество телевизионных программ, но изначальная идея жанра предполагала соответствие передачи следующим признакам:

·отсутствие сценария <#"justify">В течение длительного времени в передаче показывается естественная жизнь и взаимодействие изолированной группы персонажей в той или иной обстановке. Декларируется свобода поведения участников - считается, что события развиваются свободно, без заранее определённого сценария, в чём и состоит «изюминка» реалити-шоу. Зрителя убеждают, что он становится свидетелем не разыгранного спектакля, а реальных сцен из жизни.

Любое реалити-шоу начинается с формата, то есть с оригинальной идеи. Хотя существует великое множество реалити-форматов, все они делятся на три большие группы: реалити-приключения, реалити-отношения и реалити - карьерная лестница. С приключениями все понятно: участников увозят подальше и предлагают различные испытания посложнее, как, например, в Последнем герое . Эти форматы настолько похожи, что их правообладатели то и дело пытаются засудить друг друга. В карьерной лестнице растят будущих бизнесменов, спортсменов, политиков и звезд эстрады. В реалити-отношениях объектом интереса становятся отношения между мужьями и женами, парнями и девушками, детьми и родителями.

Нужно сказать, что сценарий у реалити-шоу существует, хотя степень событийной предсказуемости для разных его видов сильно варьируется. Будущая драматургия отношений закладывается и с помощью отбора потенциально конфликтных групп, поэтому, пусть и косвенно, но роль сценаристов в реалити-шоу отчасти выполняют и психологи. Продюсеры и психологи стараются создать максимально разнообразные по психотипам и социальному составу группы участников, они ищут различных узнаваемых героев. Например, в Доме-2 помимо системы выбывания есть еще и постоянный приток новых людей. Но при этом шоу все равно держится на тех невыбывающих пяти-семи участниках, которые пришли на проект самыми первыми. Отбор очень жесткий. Типичность - одно из условий. Учитывается много разных уровней: личностный, психологический, внешний, физиологический.

Людей подбирают так, чтобы в различных комбинациях они действовали по-разному. Поскольку в основе жанра реалити-шоу лежит сложное социальное и психологическое функционирование игроков внутри группы, этот формат предполагает обязательное участие психологов на всех этапах реализации проекта, начиная от кастинга и заканчивая психологической реабилитацией в момент отсева.

В реалити-шоу в отличие от сериалов присутствует еще и момент зрительского управления. Зритель сам может выгонять одних участников и помогать другим. Зритель не просто созерцатель, он еще и влияет на жизнь других людей.

Причина успеха реалити-шоу часто совпадает с причиной успеха сериалов и фильмов. Все дело в героях, которых зритель полюбил, которым он может сопереживать, которые находятся в развитии. И это всегда развитие личности. Реалити-шоу дает совершенно другую меру идентификации зрителей с персонажами. Развитие темы в реальном времени - вот что притягивает в реалити-шоу.

Существует мнение, что герои реалити-шоу - люди не вполне нормальные. На самом деле они отличаются от большинства тем, что являются сверхэкстравертами и относятся к демонстративным личностям. Без внимания окружающих к своей персоне они просто вянут. Всем им присуща тяга к новому и жажда риска и приключений. Бывают и такие ситуации: на кастинге человек очаровывает всех продюсеров, кажется очень ярким, открытым и непосредственным. На игре же начинает затухать, а какая-нибудь серая мышка вдруг расцветает и становится звездой. Настоящих актеров продюсеры реалити-шоу на работу не берут, потому что они, как правило, наиболее слабые игроки и очень трудно достучаться до их реальных личностей, снять с них скорлупу актерства. Ведь реалити-шоу тем и хороши, что в них часто происходят такие вещи, которые ни один сценарист не придумает.


Часть 2. Реалити-шоу - это отражение действительности

Современный образ жизни диктует свои пристрастия и интересы. Ответ на вопрос, почему реалити - проекты сегодня безумно популярны и приносят телеканалам заоблачные рейтинги, лежит на поверхности - потому что они максимально реалистичны и очень ярко отражают современную действительность. Можно сказать, что реалити - шоу - это зеркало современной жизни.

Само по себе шоу уже призвано привлекать внимание обывателей, а если оно построено на взаимоотношении разных типажей, полов, уровней образования и воспитания, интерес к такому шоу возрастает в геометрической прогрессии. Успех обеспечен, если в его основе заложены скандалы, конфликты <#"justify">Часть 3. Реалити - шоу - это «мыльная опера»

Мыльная опера (англ. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Soap opera) - один из форматов телесериалов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB>, который отличается последовательным изложением сюжетной линии в эпизодах сериалов на телевидении и радио. Название произошло от того что в ранних мыльных операх размещалась реклама таких компаний-производителей мыла как Procter & Gamble <https://ru.wikipedia.org/wiki/Procter_%26_Gamble>, Colgate-Palmolive <https://ru.wikipedia.org/wiki/Colgate-Palmolive> и Lever Brothers. Первые мыльные оперы начали выходить на радио по будням в дневное время, когда у радиоприемников были преимущественно домохозяйки, и таким образом мыло было направлено конкретно на женскую аудиторию. Мыльные оперы также отличаются огромным количеством серий и снимаются и транслируются десятилетиями.

Для того, чтобы проследить взаимосвязи реалити-шоу и мыльной оперы, стоит рассмотреть ее основные признаки и соотнести их с одним из реалити-проектов нашего времени. Таким, например, как «Каникулы в Мексике».

MTV организовал идеальные каникулы для 11 парней и девушек со всей России. Счастливчиков ждет настоящий пятизвездочный отдых - огромный бассейн, коктейли, пляжные вечеринки и роскошные номера. Чтобы задержаться в мексиканском раю, нужно найти себе пару.

Неоконченность

В отличие от других сериалов, состоящих из структурированных эпизодов с ограниченным в их рамках сюжетом, у сюжета мыльной оперы почти нет начала и нет конца. История, начатая в определённом эпизоде, никогда в нём не завершается. Чтобы ход рассказа не останавливался, в мыльной опере постоянно происходит несколько параллельных действий, протяжённость которых варьирует от нескольких эпизодов до нескольких месяцев. Чтобы заинтересовать телезрителя посмотреть следующий эпизод, концовка часто характеризуется драматическим событием, последствия которого раскрываются только позже.

История любви каждой пары - это своего рода сюжеты, из которых строится весь проект. Они постоянно обновляются, меняются, развиваются. Именно поэтому у данного реалити-шоу может и не быть логического финала, пока режиссеры сами не захотят завершить проект. Так же каждый выпуск программы заканчивается своеобразным анонсом, которые интригует и мотивирует зрителя к просмотру следующих выпусков. Например:

«На церемонии Оракула снова провокации. «Оля, не удивительно, что Эрик тебе изменяет!» - пишет загадочный злопыхатель. И тут же обвиняет Николь в разврате. Все требуют мерзавца встать и сказать все это в лицо ребятам. Кто же подливает масла в огонь? Кто пишет на вилле гадости? Хочешь узнать? Смотри в следующей программе!»

«Смотрите в следующей программе: Виталик потерял голову от Полины. И, похоже, на голосовании встанет именно за ней. Что же тогда будет с Вэлом? Ведь кроме Полины его никто не поддерживает. «Кумир миллионов» страшно напуган. Неужели в эту пятницу Вэл покинет проект? Чем закончится церемония выбора пар?»

Медленный темп

Из-за большой частоты показа мыльной оперы (обычно пять раз в неделю), она вынуждена сохранять медленный темп повествования. Таким образом, сюжет понятен телезрителю, который пропустил несколько эпизодов или вообще только начал смотреть сериал.

События в реалити-шоу «Каникулы в Мексике» развиваются очень медленно. Учитывая основной замысел проекта - построить любовь и выиграть денежный приз, пары могут создавать, разрушать отношения, и это может продолжаться бесконечно! Проект идет без остановки уже около восьми месяцев и финал еще далеко.

Драматика

Ещё одним признаком мыльной оперы является драматический и эмоциональный характер сюжета. Драматика вспыхивает и утихает в параллельных сюжетах не одновременно, а по очереди. Для выделения драматических моментов используются специальные приемы (крупный план, появление музыкального сопровождения и т. д.), иногда в качестве «подсказки» зрителям в юмористических (по мнению создателей) моментах используется закадровый смех.

В «Каникулах» драматику сюжета пытаются создать во многих, казалось бы, бытовых сценах. Обычная ссоры влюбленных может стать темой целой программы, а красивым свиданиям всегда уделяется большое количество внимания для создания положительного настроя. Иногда интриги «высасывают» из пальца, стараясь придать им большое значение.

У одной - «страшная» травма колена. Другая еще долго не сможет ходить…на каблуках. Что же стряслось с девушками на свидании с мексиканскими серферами?

Елисей поливает Вэла йогуртом

Кое-кто из парней, мягко говоря, не в восторге от внешних данных блондинки. Да и содержимое головы, порой, вызывает тихий ужас.

Смена актёров

Актёр мыльной оперы, играющий одного персонажа, может меняться до нескольких раз. Также возможно воскрешение погибшего персонажа в целях поднятия рейтинга сериала.

В реалити-шоу этот признак проявляется в «возвращении» героя на проект.

Катрин <#"justify">Итак, можно подвести определённый итог. Реалити пользуются особенной популярностью по ряду причин:

·Условия, куда попадают участники, максимально приближены к нашей реальности

·Проект - прежде всего игра <#"justify">Нередко шоу подобного рода активно критикуются в СМИ, противники аргументируют свои нелестные отзывы отсутствием морали и тлетворным влиянием на молодёжь. Вот, к примеру, мнение доктора психологических наук, профессор, декана факультета социальной психологии Московского психолого-педагогического университета, члена-корреспондента РАО Михаила Кондратьева:

«Возьмем, к примеру, Дом-2… Сегодняшние же участники - халявщики со стремлением засветиться на экране. Никаких серьезных усилий выстроить свое профессиональное будущее (скажем, зацепиться на ТВ) они не делают. Сидят на проекте 30-летние здоровые мужики, которые не работают, не учатся и рассуждают о своей социальной успешности. Именно эта модель жизни вдалбливается в головы 16-летних - основной аудитории канала. В качестве образцов им навязывают скандалящих недоучек, истеричных капризуль, брутальных бездельников, беззастенчивых альфонсов».

Но сказать, что реалити не несут в себе никакой смысловой нагрузки тоже нельзя. Шоу показывает нам защитные реакции человека на новую <#"justify">Список литературы

1.Большой энциклопедический словарь (БЭС). М., 2006

.Лозовский Б.Н. Журналистика: крат.слов. Екатеринбург, 2004

.Олешко В.Ф. Журналистика как творчество: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2002

.Олешко В.Ф. Психология журналистики: Учеб. Пособие. - СПб, 2008

5.<http://www.ruavtor.ru/>

.<http://dom2.ru/>

.<http://kvm.mtv.ru/>

Похожие работы на - Реалити-шоу: форма отражения действительности или мыльная опера?

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!