Культурно-развлекательные программы на российском телеэкране (на примере программы КВН)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,08 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культурно-развлекательные программы на российском телеэкране (на примере программы КВН)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

Факультет журналистики

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций







Курсовая работа

КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕЭКРАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ КВН)











Санкт-Петербург - 2014

Введение


Мир в XXI веке - это очень динамичная система, в которой все развивается буквально на глазах. Изменения происходят во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, культурной. Меняются условия жизни, ценности и интересы разных слоев населения и групп, способы их взаимодействия. Это происходит из-за ряда факторов.

Один из серьезнейших объективных факторов - глобализация. Этот необратимый процесс приводит к тому, что весь мир становится неразрывно связан друг с другом и преобразуется в единую глобальную систему. Резко увеличиваются темпы и масштабы перемещения капиталов вследствие мировой торговли, появляются мировые финансовые рынки, работающие 24 часа в сутки, растет миграция населения. Вследствие всеобщего доступа к информации происходит сближение различных культур: американские и европейские фильмы выходят в прокат одновременно в большей части стран, азиатская и паназиатская кухня стала популярна в Европе, в России празднуют Хэллоуин и День Святого Валентина, хоть они и не получили пока тотального распространения.

Технологический прогресс позволил «стереть» границы между странами. Благодаря развитию мировой транспортной инфраструктуры большое распространение получил туризм.

Информационный аспект связан с широким распространением Интернета и глобального телевидения. Практически любой житель мира, у которого есть Интернет, может получить любую информацию с сайта любой страны. Сложившаяся система медиа способна удовлетворить большинство практических, идеологических и ценностных потребностей общества. В условиях информационного изобилия телеканалам приходится сражаться за аудиторию, привлекать к себе максимум внимания и ориентироваться на сенсационность новостей. Это вызвало появления термина «экономика внимания», который вписывает систему взаимоотношений между поставщиком и потребителем информации, характерную для современных СМИ. В процессе борьбы за рейтинг на первый план выступает развлекательная функция СМИ, а образовательная и просветительская отходят на второй план. Данные социокультурные процессы привели к появлению такого феномена, как инфотейнмент - способ подачи информации с оттенком развлекательности.

Глобализация усугубляет этот процесс: она влияет на изменение жанровой специфики СМИ. По американскому образцу на телеэкранах России появляются ситкомы, ток-шоу, реалити-шоу, стендап-шоу.

В противовес сложившейся ситуации мы решили обратиться к культурно-развлекательной программе, которая появилась на отечественном телевидении и является оригиналом, а не адаптацией американского шоу: КВН.

Актуальность данной работы заключается в глобальных социокультурных изменения и, как следствие, широком распространении развлекательных программ в современном медиапространстве.

Объект курсовой работы: телевизионная программа КВН. Предметом работы является КВН как феномен отечественных культурно-развлекательных программ: социокультурная динамика.

Цель работы: раскрытие особенностей культурно-развлекательных программ на российском телеэкране, исследование генезиса медиаразвлечений на примере программы КВН.

Поставленная цель определила задачи, которые решались в ходе исследовательской работы:

. Систематизация категориального аппарата, раскрывающего досуговые приоритеты современного медиапространства;

. Анализ программы КВН как культурного феномена: история, динамика развития;

. Сравнительный анализ выпусков телепередач середины прошлого века с современными;

.Выявление особенностей программы КВН, которые делают ее частью национальной культуры.

Методология данного исследования включает в себя анализ и синтез как содержания исследуемого направления, так и критической и теоретической литературы.

За основу теоретической базы взяты труд М. Ю. Лотмана, монографии под редакцией И. Н. Блохина и С. Г. Корконосенко, С. Н. Ильченко и В. Г. Осинского, С. Г. Корконосенко, Л. Р. Дускаевой и Н. С. Цветовой, работы Л. П. Марьиной, Р. А. Борецкого, С. А. Муратова и другие.

Эмпирическую базу составляют выпуски телевизионных передач КВН за период с 1961 по 2014 г.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка электронных источников и приложения.

В первой главе (Культурно-развлекательные программы отечественного телевидения) будет характеристика современного медиапространства, категориальный аппарат, типология развлекательных программ, во второй главе (КВН как социокультурный феномен) мы обозначим инициаторов создания данной программы и основные вехи ее существования, а также обозначим отличия между КВН советской эпохи нынешнего времени, проследим, как отражается деятельность КВН в СМИ. В Приложении поместим иллюстративный материал.

Глава 1. Культурно-развлекательные программы отечественного телевидения

 

.1 Развлечение как форма деятельности


Благодаря научно-техническому прогрессу во многих сферах производства за людей большую часть работы выполняют машины, человек освобождается от участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов, изделий или информации. Таким образом, у людей освободилось свободное время, которое они могут чем-то занять.

Синонимом свободного времени является понятие «досуг». Время, которым располагает человек после выполнения всех обязанностей на работе и дома, он может занять досуговой деятельностью, в которую входят чтение, походы в театр или кино, занятия спортом, общение с друзьями, просмотр телевизора и многое другое. В современном обществе потребление массмедиа утвердилось как одна из самых распространенных форм проведения досуга. Такая тенденция привела к появлению категории массовая культура - это культура быта, развлечений и информации; «это продукт усредненности, который транслирует определенный набор эстетических ценностей миллионам людей». Такая культура рассчитана на потребление, и потребление в как можно больших количествах. Вкус массовой аудитории невзыскательный, предпочтительней всего фильмы, музыка и литература, которые не заставляют мыслить, а просто поднимают настроение и дают положительные эмоции.

«Рассматривая развлечение как феномен, можно отметить, что его появление детерминировано появлением в ХХ в. разнообразных технических средств, призванных облегчить жизнь человека и сэкономить его время». И освободившееся время большинство людей тратят на просмотр телевидения. Согласно опросу, проведенному в 2008 году, 72% россиян ежедневно смотрят телевизор. Большинство включает его ради развлекательных программ.

Определить понятие «развлекательная программа» достаточно сложно, потому что нет точных формулировок, но в процессе анализа стало понятно, что передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы несколько зрительских потребностей: получение удовольствия, позитивных эмоций, снятие напряжения, редукция тревоги, уход от реальности, азарт и эмоциональное осмысление комического. Только объединив это, можно дать определение развлекательной программы на телевидении - это программа, сочетающая в себе признаки азарта, юмора, игры, рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации.

Развлекательные программы на российском телевидении представлены следующими жанрами:

.        Ток-шоу;

.        Реалити-шоу;

.        Фан-шоу;

.        Шоу;

.        Телеигры.

Ток-шоу - «вид телепередачи, в котором несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение». Произошло от англ. talk - говорить. Смысл таких передач - показать, что существует некоторая проблема и дать экспертам высказаться по поводу того, как можно решить данную проблему, куда обратиться, дать совет. Также благодаря ток-шоу люди понимают, что они не одиноки и такая проблема есть у кого-то еще.

В зависимости от целевой аудитории ток-шоу делятся на несколько групп:

·        Семейные - «Пусть говорят» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Принцип домино» (НТВ), «Открытая студия» (5 канал), «Говорим и показываем» (НТВ), «На ночь глядя» (Первый канал). Этот тип ориентирован на семью, разбираются проблемы, в равной степени интересные для обоих полов;

·        Женские - «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «Модный приговор» (Первый канал), «Давай поженимся!» (Первый канал), «Наедине со всеми» (Первый канал). В данных ток-шоу разбираются проблемы, которые интересуют женщин: мода, красота, личная жизнь;

·        Узкоспециализированные - «Смак» (Первый канал), «12 злобных зрителей» (MTV), «Жить здорово» (Первый канал). Тематика этого типа ток-шоу самая разная: музыка, кулинария, здоровье.

Реалити-шоу - «разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы людей в приближенной к жизни обстановке». Название произошло от англ. reality - действительность. Выделяют следующие признаки реалити-шоу:

·        Отсутствие сценария;

·        Выход в эфир с первого дубля;

·        Условия съемки максимально приближенные к естественным (за исключением экстремальных ситуаций);

·        Участие «обычных» людей - не актеров (за исключением случаев, когда эти актеры - медийные персоны и участвуют на правах неспециалиста).

Примеров реалити-шоу на современном российском телевидении очень много: «За стеклом», «Голод» (ТНТ), «Дом-2» (ТНТ), «Фабрика звезд» (MTV), «Холостяк» (ТНТ), «Битва экстрасенсов» (ТНТ).

Смысл данных программ в том, что группу людей помещают чаще всего в некое замкнутое пространство и смотрят на их поведение в течение некоторого времени. Е. П. Почкай считает, что «польза реалити-шоу коренится в зрелищности и свежей развлекательности (юмор, вызванный абсурдными действиями, возможность беспрепятственно входить в бытовые и интимные моменты каждодневной жизни)». Повышенный интерес к такого рода программам вызван тем, что они эмоционально очень насыщены: так кипят страсти, постоянно разгораются скандалы. Реципиенты получают сильные эмоции и это заменяет им реальные ощущения от событий в собственной жизни.

Фан-шоу - юмористическое шоу. Такие программы построены на двух понятиях: «смех» и «юмор». Они находятся в причинно-следственных связях относительно друг друга: чтобы зрителю было смешно, в программе должно быть юмористическое содержание. У этого жанра выделяют большое количество субжанров:

·        Телеигра - «КВН», «Убойная лига», «Смех без правил»;

·        Телеконцерт - «Смехопанорама», «Аншлаг», «Вокруг смеха», «Кривое зеркало»;

·        Сольные выступления, бенефисы - «Задорники» Михаила Задорнова, «Хазанову, до востребования» Геннадия Хазанова;

·        Скетч-шоу - «Женская лига: парни, деньги и любовь», «Ералаш», «Городок», «6 кадров», «Джентльмен-шоу»;

·        Скетчком - «Саша и Маша», «Наша Russia», «Каламбур»;

·        Ситком - «Счастливы вместе», «Кто в доме хозяин?», «Моя прекрасная няня», «Папины дочки»;

·        Импроком - «Слава Богу, ты пришел!»;

·        Пародийные передачи - «Большая разница», «Временище», «Схема смеха»;

·        Телебеседа - «Клуб “Белый попугай”»;

·        Телерозыгрыш - «Розыгрыш»;

·        Передачи, в которых демонстрируются любительские видеоролики - «Сам себе режиссер».

Практически все эти субжанры совпадают с обычными телевизионными жанрами - концерт, телеигра, телебеседа и др. Отличие именно в юмористической составляющей.

Шоу - телепрограммы, в основе которых лежит зрелищность. Это, пожалуй, самая большая группа развлекательных передач. Вот лишь некоторые примеры: «Ледниковый период», «Голос», «Вышка», «Точь-в-точь», «Один в один», «Рецепт на миллион», «Непутевые заметки», «Снимите это немедленно», «Минута славы», «Едим дома», «Танцы со звездами» и другие. Тематика этих программ различная: спорт (фигурное катание, бальные танцы, прыжки в воду), путешествия, кулинария, мода, красота, различные таланты, музыка, пародии. Общая особенность - привлечение знаменитостей.

Телеигра - «это разновидность развлекательной передачи, направленной на раскрытие любой творческой или физической способности человека, заурядных или, наоборот, необычных навыков. Предметом телеигры могут быть спортивные или интеллектуальные состязания, создание и преодоление экстремальных ситуаций, умение готовить, дрессировать животных, желание петь, танцевать, заниматься балетом и прочее». Появились игры сначала в США и Великобритании еще в 50-е годы и начинались с жанра викторин. Они сразу же подняли рейтинги своих каналов, и это определило дальнейшую судьбу телеигр, ставших практически обязательной частью телевизионного эфира. Существуют разные классификации телеигр, приведем одну из них:

·        Интеллектуальные - «Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено», «Русская рулетка», «Своя игра»;

·        Развлекательные - КВН, «Поле чудес», «Интуиция»;

·        Детские - «Звездный час», «Зов джунглей», «Ступни»;

·        Музыкальные - «Угадай мелодию», «Два рояля»;

·        Спортивные - «Счастливый рейс», «Большие гонки», «Стенка на стенку»;

·        Приключенческие - «Форд Боярд», «Хрустальный лабиринт», «Звонок».

1.2 Тематика развлекательных программ

Так как развлекательное телевидение направлено на привлечение аудитории, то темы должны быть интересны этой самой аудитории. Наиболее часто затрагиваются темы бытовых и семейных проблем («Моя семья»); проблемы усыновления и судьба приёмных детей, ранения и смерти солдат-срочников, нарушение авторских прав («Свобода и справедливость»), проблемы бракоразводного процесса («Я подаю на развод!»), темы любви, отношений, выбора спутника («Любовь с первого взгляда», «Давай поженимся!», «Поцелуй навылет»), тема интуиции, «шестого чувства» и паранормальных явлений («Интуиция», «Битва экстрасенсов»), проблема адаптации человека в сложных условиях («Последний герой», «Форд Боярд», «Фактор-Х»), удача и эрудиция («Русская рулета»), проблема прав потребителей и качества товаров («Контрольная закупка»), социальные и экономические проблемы: конверсия, налоги, частная собственность на землю, благотворительность («Мы»), проблема гражданских прав («Федеральный судья»), гастрономическая тематика («Званый ужин», «Реальная кухня», «Едим дома»), тема кино («Закрытый показ»), тема спорта («Танцы со звездами», «Лед и пламень», «Ледниковый период», «Большая гонка», «Вышка»), тема моды, красоты («Модный приговор», «Снимите это немедленно»), музыкальная тематика («Голос», «Один в один», «Живой звук», «Битва хоров»), пародийность («Повтори!», «Точь-в-точь»), проблемы здоровья («Жить здорово», «Малахов+»), тема домашних животных («Дог-шоу»).

Самую большую нишу занимают юмористические программы. Темы шуток обычно зависят от происходящего в мире, но кроме этого мужчины Comedy club») шутят на темы семьи, холостяков, женской логики; женщины Comedy Women») - на тему непонимания между мужчинами и женщинами. От Михаила Задорнова часто звучат шутки на тему культурных различий между людьми. Также на политические темы шутит все тот же Задорнов, «Comedy Club», КВН.

.3 Влияние эстетического фактора на аудиторию

развлекательный телевизионный программа социокультурный

Прежде чем говорить об эстетическом факторе, определимся с понятием «эстетики». Эстетика - это «красота, художественность в оформлении, организации чего-нибудь». Таким образом, эстетический фактор - это влияние художественного оформления студии, в которой ведется запись телепередачи, а также влияние внешнего вида ведущего на восприятие как самой передачи, так и затрагиваемых тем аудиторией.

Оформление студии и художественная заставка помогут на первом этапе установить контакт с телезрителем, ведь первое чувство, которое задействуется, - это зрение. Кроме того, чем скурпулезнее оформление, тем больше доверия у зрителя.

Выбор ведущего для программы очень важен, потому что именно он ее лицо и от него зависит, как аудитория будет воспринимать программу. Однако сейчас изменились тенденции: если раньше программы вели журналисты-мастера своего дела, то сейчас на телевидении появляется все больше шоуменов.

Однако и они стремятся выглядеть солидно. Большинство ведущих придерживаются официально-делового стиля в одежде, хотя в развлекательных, в частности, в юмористических программах иногда допустимы и послабления. Например, в «Comedy Club» резиденты выступают как в официально-деловой одежде, так и в повседневной. Это не портит восприятие, так как они говорят не о серьезных вещах, а, собственно, шутят, так что это идет им даже в плюс.

Глава 2. Телевизионная передача КВН как социокультурный феномен


«КВН - это продукт русской культуры. Это целый пласт нашего общества, воспитанный на особой театральной, музыкальной культуре».

Юлий Гусман

КВН - это телевизионная юмористическая телепрограмма (жанр - телеигра), в которой команды соревнуются в различных конкурсах, проявляя смекалку, демонстрируя чувство юмора и интеллект. Участники отвечают на вопросы, импровизируют на заданные темы, демонстрируют заранее подготовленные юмористические номера и др.

Бывшие игроки Марфин и Чивурин утверждают, что правила достаточно просты: «Если попытаться сформулировать правила, то окажется, что и формулировать-то нечего: две или более команд соревнуются в одном или более конкурсах, тема и жанр которых могут заранее определяться организаторами, а некое жюри потом определяет, кто из них оказался лучше. Все! Все дополнительные правила - суть уже не правила, а традиции». Количество команд и схемы игры менялись от сезона к сезону, поэтому подробнее на них остановимся в третьей главе.

Сейчас, впрочем, как и всегда, КВН можно увидеть в эфире «Первого канала». Выпуски программы транслируются по воскресеньям в вечернее время. Сезон игры начинается в январе и заканчивается в декабре, в течение года мы следим за игрой и одновременно за судьбой команд. В начале года в игру принимают много коллективов, количество которых к концу года уменьшается по итогам игр. В итоге в преддверии нового года игроков и зрителей ожидает финал, где сражаются самые сильные команды.

Хронометраж одного выпуска - 110-120 минут. Данную программу пускают в эфир в записи, смонтированную и в сокращенном варианте, однако были времена, когда она выходила в прямом эфире. Подробнее об этом мы расскажем в следующей главе.

Несмотря на то, что КВН - телеигра, у нее есть редакторы, продюсеры, режиссеры, участники и ведущий, как у любой другой программы на телевидении. За всю историю существования КВН сменилось три постоянных ведущих: первым был Альберт Аксельрод, за ним - Светлана Жильцова в паре с Александром Масляковым, который впоследствии стал хозяином дома КВН, несмотря на то что у истоков этой развлекательной программы стояли другие люди. А на начальном этапе руководители КВН, видимо, посчитали, что для юмористической программы на роль ведущих дикторы телевидения не подойдут, сделают ее скучной и чересчур серьезной, поэтому кроме вышеперечисленных людей к ведению «Клуба веселых и находчивых» приложили руку профессиональные актеры. В первых выпусках ведущие менялись: актеры театра Сатиры Александр Белявский и Наталья Защипина, потом актриса Театра-студии киноактёра Наталья Фатеева, актеры КАТРД им. Леси Украинки Ада Роговцева и Олег Борисов. Однако потом решили закрепить определенного человека на эту роль.

Неотъемлемой частью игры являются члены жюри, число которых должно быть не меньше пяти, большая часть из них - это бывшие игроки КВН разных лет: среди них Валдис Пельш, Леонид Якубович, Геннадий Хазанов, а также уже много лет подряд бессменный участник состава жюри - Юлий Гусман. Председателем судейской коллегии является генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст. Члены жюри по окончании очередного конкурса оценивают выступление каждой команды. Для разных конкурсов установлен определенный балл-максимум, о величине которого перед выставлением оценок напоминает ведущий. Баллы выставляются классическим способом: каждый член жюри поднимает табличку с целым числом. Затем редакторы подсчитывают среднее арифметическое, результат заносится в официальный протокол встречи. Затем баллы за все конкурсы суммируются, в итоге победителем объявляется та команда, которая набрала большее количество баллов.

Согласно правилам, участвовать в игре могут команды, состоящие минимум из двух человек, один из них обязан представлять интересы команды в качестве капитана. Такое условие выдвинуто потому, что среди прочих испытаний КВН может включать в себя «Конкурс капитанов».

2.1 История телепередачи


Одна из самых известных и популярных телеигр российского телевидения - КВН - зародилась более полувека назад, во время хрущевской «оттепели». Идея создать такой формат программы пришла в голову С. А. Муратову в 1957 г. Следствием хрущевской «оттепели» стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который собирались провести в Москве в 1957 г. Он стал, к слову, самым многочисленным по количеству участников за всю история проведения Фестиваля - в нем приняли участие 34000 человек! На комсомольском собрании незадолго до мероприятия Сергей Александрович выступил с предложением создать редакцию, которая занималась бы программами для молодых. Идею поддержали и поручили дело инициатору. «Мы хотели сделать передачу, которая перевернула бы пресный и скучный ход телевидения, стала бы сродни фестивалю, который мы так ждали», - вспоминает Сергей Муратов. Он вместе с инженером электролампового завода Михаилом Яковлевым и студентом-медиком Альбертом Аксельродом придумали легкую молодежную программу по образцу чешской передачи «Гадай, гадай, гадальщик» и назвали ее «Вечер веселых вопросов». Она транслировалась по Первой программе ЦТ. Задумана она была как викторина, где зрители отвечали на вопросы ведущих, причём особенно приветствовался юмор. Впервые в телепередаче СССР участвовали зрители и телезрители. О целях этого мероприятия рассказывал А.А. Алексеев, главный редактор «ВВВ»: «…важным было желание объединить зрителей вокруг какой-то весёлой, развлекательной программы. Мы слышали о разных «шоу» на американском телевидении, но конкретного представления о них мы не имели, да, честно говоря, и не очень бы хотели иметь - мы были молоды и хотели «открыть Америку» сами. Мы твёрдо знали одно - эта программа не должна походить ни на телевизионный журнал, ни на эстрадный концерт, ни на традиционную викторину».

На роли ведущих пригласили композитора Никиту Богословского и актрису Маргариту Лифанову. В 1960-ых гг. телепередачи вели в парах - мужчина и женщина.

Однако в эфире она находилась совсем недолго: уже после третьего выпуска ее закрыли. Причиной стала нелепая ошибка, информацию о ней можно найти во многих источниках, но мы обратимся к Саппаку. Он описал свое мнение о том случае в одной из своих книг (название программы он не обозначил - может, не запомнилось, может, принципиально): «Однажды (это было уже год или два назад) ведущие викторины допустили какую-то ошибку. Условия игры были слишком облегчены, и победителей оказалось во много раз больше, чем предполагалось. Мы, зрители, стали свидетелями, как выполнившие задание все прибывали и прибывали из города, вот они уже забили всю сцену, мы увидели растерянность организаторов передачи, наступила “томительная” (а для нас полная переживаний и впечатлений!) пауза; наконец, передача была прервана, прекращена. А через некоторое время где-то даже промелькнуло сообщение, что, мол, на “виновных” наложено взыскание... Право же, их стоило премировать!». Разъясним ситуацию: «На третьей передаче был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках (дело было летом) и с газетой за 31 декабря прошлого года. Ведущий передачи, композитор Никита Богословский, забыл упомянуть о газете. Разумеется, зимняя одежда была практически у всех телезрителей. Приехали и ворвались в студию толпы людей в шубах и валенках, смели милиционеров, начался полный хаос. Трансляцию прекратили, но передачу ничем не заменили. До конца вечера телевизоры показывали заставку «Перерыв по техническим причинам». Передачу и редакцию закрыли.

Эта ошибка у многих вызвала радость, но не из-за самого факта срыва передачи, а потому что это была импровизация, свободное действие, неконтролируемый процесс, из которого можно было вынести урок, ведь «ничто так не противопоказано телевизионной дистанции общения, как бутафория чувств» и зазубренный текст.

Прошло четыре года, но первый успех не забылся. «Вместе с Аксельродом и Яковлевым мы придумали новую, не имеющую аналогов в мире игру. В качестве названия предложили марку первого, в те годы еще популярного, массового телевизора (с линзой перед экраном) - КВН. Кто знал, что эта игра просуществует так долго, сохранив свой былой “формат”, как муха, застывшая в янтаре, или экспонат из музея мадам Тюссо», - так сказал о своей новой идее С. Муратов.

Первый выпуск вышел в эфир 8 ноября 1961 г. Это снова была скорее викторина, в которой две команды (в той передаче это был ИнЯз и МИСИ) отвечали на интеллектуальные вопросы ведущего, а если не знали правильного ответа, то отшучивались. Следует отметить, что первые передачи КВН выходили в прямом эфире, правда, сначала по Второй передаче ЦТ (на всякий случай), поэтому за пять минут до эфира в зал приходила редактор Елена Гальперина и произносила, как она сама ее назвала, «тронную речь»: «Мы приветствуем вас в нашем Клубе веселых и находчивых. Мы надеемся, вы получите удовольствие от предстоящих соревнований. Мы уверены, что вы своим хорошим настроением поможете зрителям у телеэкранов разделить с вами это удовольствие. Болельщикам разрешается вести себя так, как и положено им испокон веков. Единственно, о чем мы просили бы вас, не забывать, что на вас смотрят миллионы глаз, не выключайте самоконтроль. В ходе передачи возможны неполадки - мы в прямом эфире, относитесь к ним спокойно. К командам и конечно к «Капитанам» особая просьба - соблюдать правила речевой безопасности и помнить, что мы - те, кто готовил эту передачу, завтра хотим еще выйти на работу. Ни пуха вам, ни пера!».

Тем не менее, игроки не всегда были осторожны или понятия о «речевой безопасности» у всех разное, но временами всплывали вещи, которые показывать было чревато. Именно из-за «желания снова выйти завтра на работу» был придумана страховка: если шутка грозила в дальнейшем проблемами, режиссер программы показывал крупным планом свою помощницу, а речь участников «захлопывал», т. е. громче пускал аплодисменты. И эту женщину, Елену Сылко, прикрывавшую собой опасные моменты, в КВН называли «лицом советской цензуры».

А лицом самой программы сначала были актриса театра Сатиры Н. Защипина и А. Белявский, потом Н. Фатеева, А. Роговцева, О. Борисов… Их минус был в том, что они подходили к этому, как к выступлению на сцене театра, только играли заученные роли, они не жили тем, о чем говорили. И тогда было решено отдать место ведущего одному из его создателей: Альберту Аксельроду. Хоть он и не был профессиональным ведущим - этим делом он искренне был заинтересован. Немного позже ему в напарницы пригласили диктора Светлану Жильцову. Они с Аксельродом дополнили друг друга, получился отличный тандем. Кроме всего прочего, благодаря им КВН завоевал огромную популярность.

Однажды, в 1963 г., на Первой программе Центрального Телевидения вышла заминка и в эфир не могли выпустить одну из передач, образовавшийся пробел было решено заменить «Клубом веселых и находчивых». Это был звездный час КВН. С тех пор он не покидает эфир Первой программы (позже «Первого канала»), если не считать 14 лет «отпуска».

Вскоре после этого значимого для КВН события, передачу покинула вся команда его создателей: Муратов, Аксельрод и Яковлев. Официальной причиной ухода Альберта Аксельрода была названа предстоящая работа над диссертацией.

Снова встал вопрос о ведущем. Обратимся к книге В. Егорова, в которой описаны требования, предъявляемые к ведущему, чтобы понять, перед каким непростым выбором стояло руководство: «… он должен уверенно проводить интервью с одним или несколькими участниками передачи, работать во всех формах вещания, быстро и точно ориентироваться в самых различных ситуациях. Вместе с тем уметь молчать, давая другим возможность высказаться. Ведущий обязан владеть ситуацией, придавать передаче «стиль», оказывать влияние на ее качество и продолжительность, уметь успокоить собеседника, а в случае необходимости «разогреть» его или «спровоцировать» на откровенный разговор. Ведущий может выступать в роли посредника, но в случае необходимости должен с достоинством выйти из положения».

Одним из претендентов на это место был Александр Масляков, на кастинг его привел друг. Из воспоминаний режиссера КВН, Беллы Сергеевой, о Маслякове: «волосенки торчат, глазенки бегают, невзрачный такой, унылый, озирается». Однако. Как показывает опыт, не всегда можно судить только о внешности. Когда этот претендент на роль ведущего стал репетировать со Светланой Жильцовой текст, он сразу преобразился. После Александра Маслякова даже никого и просматривать не стали. Это было в 1964 г. С тех пор сменилось несколько поколений, изменилась власть, распался СССР, КВН закрывали и открыли снова, а Александр Масляков по-прежнему ведет КВН и предан своему делу. Он остался на своем месте, только значимость его заметно возросла: из простого ведущего Александр Масляков превратился в «отца КВН».

В 1968 г. программа перестала выходить в прямом эфире. Причина: слишком частая ирония участников по поводу действующей власти и идеологии. Теперь неугодные шутки можно было вырезать и на телеэкран не пропустить (к слову, так делается до сих пор). Цензура становилась все более жесткой, и в 1971 г. КВН исчез с советского телевидения. Так прокомментировал это Александр Масляков: «КВН начался в 1961 году, еще при Хрущеве, а через восемь лет, при Брежневе, его закрыли. Мол, в стране все замечательно, чего это студенты высмеивают какие-то темы?! Они не правы - закрыть!». Получается очень символично: начался КВН во время «оттепели», а закончился - с началом «застоя».

Прошло 14 лет, прежде чем идея вернуть КВН в эфир пришла в голову бывшему капитану команды МИСИ Андрею Меньшикову. Закончилась эпоха «застоя», началась «перестройка», и перестроить решили передачу, в мыслях телезрителей ставшую уже легендой. Возродить - и перестроить.

Первый выпуск второго этапа КВН вышел 25 мая 1986 г. После того, как несколько новых идей по поводу ведения программы (например, доверить это компьютерам: Саше и Свете) были отвергнуты, на пост ведущего снова позвали Александра Маслякова. Светлана Жильцова отказалась от роли соведущей, и руководство программы решило, что Масляков справится и один. В остальном же происходили значительные перемены. Изменилась система оценок, структура передачи, появились новые конкурсы, был даже опыт судейства из соседней комнаты (благодаря посредничеству телевизора)! Но со временем все нововведения исчезли - только новую песню Клуба на старую решили не менять.

Таким образом, сформировался КВН в том виде, в котором мы смотрим его до сих пор.

2.2 Сравнительный анализ функционирования программы в советский период и настоящее время


Начать стоит с того, что задумывалась программа как развлекательно-просветительская, поскольку она имела определенные черты викторины и участники вполне серьезно отвечали на вопросы из разных областей науки. Это если мы говорим о программе 1960-ых гг. А после этого времени и до настоящего характер КВН характеризуется исключительно как культурно-развлекательный.

Также напомним, что в 1961-1967 гг. программа выходила в прямом эфире.

Еще КВН у истоков отличается от современного импровизационностью. Первые участники, идя на игру, не знали, что их ожидает. КВН сегодняшний напоминает театр: команды разыгрывают на сцене заранее продуманную и много раз отрепетированную постановку.

Кроме того, состав жюри отличается. КВН первого периода судили профессионалы в разных сферах: А. Свободин - искусствовед, Я. Голованов - журналист, Л. Теплов - художник и журналист, Ю.Моралевич - капитан дальнего плавания, автор научно-популярных книг, Л. Лиходеев - писатель-сатирик и др. КВН второго периода оценивают профессиональные юмористы: «выпускники» КВН разных лет. Их имена мы называли в первой главе. Хотя тенденцией последнего года-двух стало приглашать звезд телевидения, которые в прошлом не имели отношения к КВН, например, Дмитрия Нагиева.

Кроме всего прочего, со временем изменялись конкурсы, входящие в игру. Например, в 1965 г. названий как таковых не было, но можно выделить несколько часто встречающихся:

·        Приветствие (или представление);

·        Разминка (в вопросно-ответной форме);

·        Основной конкурс (зависит от темы программы);

·        Конкурс самодеятельности;

·        Музыкальный конкурс (самодеятельность);

·        Домашнее задание.

Позднее были добавлены еще несколько конкурсов:

·        СТЭМ (Студенческий театр эстрадной миниатюры) - 1995 г.;

·        СТЭМ со звездой;

·        Конкурс новостей;

·        Фристайл - 2003 г.;

·        Киноконкурс;

·        Триатлон.

В 1960-ых гг., хоть это и не было регулярным конкурсом, участников КВН могли отправить на 60 минут за пределы зала, для выполнения какого-либо задания, например, принести что-то. А оставшиеся игроки команд участвовали в это время в других конкурсах.

Еще нами было замечено, что в 1961-1972 гг. не оценивалось приветствие. Эта тенденция появилась в 1986 г.

Ко всем вышеперечисленным отличиям можно добавить, что совсем недавно каждую команду обязали приглашать звезду на свое выступление в специальный конкурс - СТЭМ со звездой.

Содержание программы образца 1960-ых гг. отличается от современного КВН: сначала внимание уделялось не шуткам как таковым, а остроумным ответам на различные вопросы и выполнению скорее забавных, чем очень смешных, заданий. Необходимо было быть не только смешным, но и эрудированным. Например, в одном из выпусков программы 1964 г. игрокам предложили конкурс, суть которого заключалась в том, чтобы пятью вопросами загнать противником в тупик. Вот один из кругов, в котором команда МИИТ задавала вопросы команде МАИ:

« - Скажите, пожалуйста, почему дугу, открытую Петровым, называют Вольтовой дугой?

По имени итальянского ученого Вольта.

Ну, это понятно, что по имени Вольта. А почему именем Вольта ее называют?

По ошибке.

А почему по ошибке?

Потому что правильней было бы назвать ее дугой Петрова, так как Петров открыл дугу раньше.

Ну, хорошо. А почему ее называют дугой Вольта? Вы мне так и не ответили.

По ошибке».

Вторая команда оказалась не в состоянии ответить на этот вопрос, и жюри засчитало им поражение в этом раунде.

А позже команды стали соревноваться в умении шутить смешнее, чем оппоненты. Разумеется, содержание шуток меняется от года к году. А если современному человеку посмотреть выпуски первых лет, он может и не понять многого. Дело в том, что должны быть одинаковые фоновые знания у тех, кто шутит, и тех, кто эти шутки слушает. Нужно быть в курсе происходящих в стране событий, как политических, так и экономических, культурных и социальных, нужно знать тенденции времени, нужно смотреть одни и те же фильмы, слушать одну и ту же музыку. В противном случае, зрители и выступающие друг друга понимать не будут. Однако хочется отметить и некое сходство в юморе: политика. Про президентов и чиновников хохмили, хохмят и будут хохмить всегда. Однако в определенное время стоило делать это крайне осторожно. И как отмечает ведущий, который присутствует и на каждой игре, и на репетициях, нельзя сказать, что юмор испортился. По мнению Александра Маслякова, смешные и несмешные шутки были всегда.

Что касается ведущего, то в советский период Александр Масляков вел передачу, стоя в центре сцены, а в российской истории КВН он стоит за стойкой сбоку. Это значит, что раньше роль ведущего КВН была едва ли не центральной: он связывал все происходящее на сцене, устанавливал порядок, общался с игроками, задавал вопросы. А сейчас он немного дистанциирован от игроков и лишь направляет их, не концентрируя внимание на себе. Это изменение сам Масляков прокомментировал в одном из интервью: «…все равно главными остаются они, игроки. Долго не мог найти себе места: и в зале сидел, и рядом с жюри. Потом подсмотрел трибунку, с которой выступали на Западе лекторы и руководители государств, попросил соорудить похожую, поставив в уголочке сцены». Также примечательно, что изменился стиль ведущего. В 60-ые гг. Светлана Жильцова и Александр Масляков шутили, участвовали в диалоге друг с другом, демонстрировали пример исполнения того или иного задания. Сейчас же ведущий строг, беспристрастен, объективен и достаточно холоден. Крайне редко он позволяет себе улыбнуться особенно удачным шуткам.

Нельзя не добавить также несколько слов про качество съемки. Научно-технический прогресс шагнул далеко вперед с 1960, и даже с 1980 года. Хоть это относится скорее не к «Клубу веселых и находчивых», а к телевидению в целом, мы все же считаем необходимым это упомянуть. Качество съемки и изображения в 1960-ых гг. было значительно хуже нынешнего, к тому же телевизоры были черно-белыми. Цветное телевидение - SECAM - в СССР появилось в 1967 г., и постепенно программы стали снимать в цветном формате. Сейчас мы имеем возможность смотреть записи игр в высоком качестве.

Самым серьезным отличием, на наш взгляд, между этой передачей советского периода и современности - в коммерциализации проекта. Во второй половине прошлого века «Клуб веселых и находчивых» был лишь программой, призванной выполнять рекреативную функцию: одни люди играли и получали от этого удовольствие, другие - проводили досуг перед телевизором и наслаждались шутками. Но положение дел изменилось. Ведущий, который до этого не имел отношения к производственному процессу передач, в 1990 г. основал ТТО «АМиК» («Александр Масляков и компания»). Несложно догадаться, что директором компании стал он сам. Теперь это целая империя: кроме привычных воскресных игр по Первому каналу, которые именуются Высшей лигой КВН, появились еще несколько лиг:

·        Премьер-лига КВН: выходит в эфир на Первом канале с 2003 г., ведущим стал Александр Масляков-младший. Вторая телевизионная лига после Высшей, в ней участвуют более молодые команды: в основном чемпионы и финалисты разных официальных лиг. Это их первый шанс громко заявить о себе, так как трансляции игр проходят на Первом канале;

·        Первая лига КВН: выходит в Беларуси (транслирует канал СТВ) с 1993 г., ведущий с 2002 г. - Александр Масляков-младший;

·        Международный фестиваль в Сочи «КиВиН»;

·        «Голосящий КиВиН»: ежегодный музыкальный фестиваль команд КВН в Юрмале в рамках сезона Высшей лиги. Проводится с 1995 г. Он не похож на обычные игры КВН, потому что включает в себя всего один конкурс - музыкальный. Участвуют в этой игре только те коллективы, которые были приглашены компанией «АМиК». В качестве судей выступают от 6 до 9 российских и латвийских деятелей культуры: актером, музыкантов, режиссеров и др. После совещания жюри и принятия общего решения, команды получают от членов жюри и ведущего - Александра Маслякова-старшего - специальные награды, «КиВиНы».

А вот среди неизменных вещей можно отметить структуру программы: выход ведущего, представление жюри, представление команд, конкурсы и оценки, подведение итогов.

2.3 Отражение деятельности «Клуба веселых и находчивых в СМИ»


Совсем не удивительно, что такая бурная деятельность находит отражение в СМИ. Интервью с игроками и информационные заметки о проводимых играх или о выходах тех или иных команд в полуфинал/финал появляются в самых разных изданиях. Мы провели мониторинг интернет-изданий и выяснили, что об игре КВН пишут не только российские сетевые СМИ, но и зарубежные. Приведем некоторые примеры:

·        «Рад, что большой КВН возвращается в Баку» - Последние новости Азербайджана 1NEWS.AZ (Азербайджан);

·        «Евгений Кунчиц: “Кроме КВНа у меня ничего нет”» - Региональный новостной портал Сiбдепо (Россия);

·        «Финал КВН в Даугавпилсе или The show must go on!» - Городской информационный портал nasha.lv (Латвия);

·        «Звезды КВН Высшей лиги вновь на израильской сцене» - Israland (Израиль).

В основном это короткие материалы, носящие информационный характер, но появляются также и большие интервью. Иногда это беседы с капитанами команд, но подавляющее большинство - с ведущим Александром Масляковым: например, «Веселый и находчивый» в журнале «Итоги», «Веселый и находчивый» в газете «Известия», «В КВН никогда не будут снимать на сцене штаны и ругаться матом» в газете «Комсомольская правда», «Как живём, так и шутим» в «Аргументах и фактах», «Александр Первый и Александр Второй» в «Российской газете». На этом мы остановимся, потому что перечислять можно бесконечно долго. Добавим только несколько программ, в которые Маслякова приглашали как гостя: «На ночь глядя», которую ведут Борис Берман и Ильдар Жандарeв, и «Познер».

Интерес к данной программе вызван ее актуальностью и востребованностью в нынешнее время. Несмотря на то, что с годами ее популярность несколько падает, размер аудитории все равно внушительный. Заметную роль играет популяризация этой игры: летние музыкальные фестивали, университетские и школьные лиги. Это обуславливается тем, что в «Клубе веселых и находчивых» задействована в основном молодежь, а значит, программа всегда будет интересна этому поколению.

Заключение

Целью данной курсовой работы было проследить, как развивалась программа КВН в период с 1960 г. до сегодняшних дней и каким образом она стала социокультурным феноменом. Перед началом работы были поставлены такие задачи: ознакомиться со структурой программы и способом ее организации, изучить историю выбранной программы, сравнить современные выпуски передач с выпусками середины прошлого века и выявить отличия между ними, выделить особенности программы, которые позволили ей считаться частью культуры. Первый пункт мы отразили в первой главе, второй и третий - во второй главе, а третий пункт нашел отражение в третьей главе.

В результате проведенного нами исследования мы выяснили, что за прошедшие со дня открытия программы КВН годы наполнение программы периодически изменяется (появляются новые конкурсы), но структура остается прежней; ведущий не менялся уже почти 50 лет, однако изменил манеру поведения, предпочитая теперь оставаться в стороне. Сама идея «Клуба веселых и находчивых» стала другой: из простой викторины он преобразовалась в концептуальную, интеллектуально-юмористическую международную игру с элементами теле-шоу. В Высшей лиге КВН сыграли команды из одиннадцати стран: Россия, Украина, Казахстан, Беларусь, Грузия, Армения, Азербайджан, Абхазия, Узбекистан, Латвия, Кыргызстан. КВН стал феноменом советского (а теперь российского) телевидения, превратился в империю, которая разрослась до необычайных размеров.

Из единственной воскресной игры по Первой передаче выросли несколько лиг:

1.      Телевизионные - о них мы говорили в третьей главе;

2.      Центральные (Азия, Краснодарская, Поволжье, Лига Москвы и Подмосковья, Слобожанская, Юго-Западная, Рязанская, Уральская, Старт);

3.      Межрегиональные (ПлюС, Астана, Среднеазиатская, Днепропетровская, Первая украинская, Рига, Тихоокеанская, Каспий, Сибирь, Северная, Дальневосточная, Полесье);

4.      Региональные (Запад России, Европа, Кавказ, Балтика, Ала-ТОО);

5.      Лиги особого статуса (Всероссийская Юниор-лига).

Кроме этих игр, проходящих под эгидой «АМиК», тысячи школ и вузов создают свои лиги, образуют команды и так же соревнуются, кто смешнее шутит. И не только в Росси и на территории бывшего СССР! Америка, Канада, Германия - везде, где есть русская диаспора, проводят КВН.

Ни одно объединение или движение не сравнится сегодня по размаху с КВН по ряду причин:

·        Охват территории (сотни городов России, страны бывшего СССР, США, Германия, Канада и др.);

·        Количество команд и играющих в них людей (тысячи студенческих и школьных команд и сотни тысяч игроков);

·        Количество болельщиков (несколько миллионов);

·        Частота и регулярность проводимых мероприятий (сезон КВН длится круглый год);

·        Четкий контроль над проведением мероприятий на всех уровнях (система лиг и «всевидящее око» Александра Маслякова);

·        Внутренняя и внешняя атмосфера вокруг КВН;

·        Интерес всех слоев населения;

·        Широкое освещение на телевидении.

Кроме того, «Клуб веселых и находчивых» - это отличная «школа»: «КВН - это не просто игра. Она очень полезна: развивает креативное мышление, навыки публичных выступлений, работы в команде, реализации собственных проектов. Именно играя в КВН, многие впервые работают с редакторами текстов и видео, записывают первые ролики, первую музыку - причем на достаточно высоком уровне», - так считает Павел Павловский, редактор и ведущий некоторых КВН-лиг. И сложно с ним не согласиться, ведь если мы обратимся к списку телевизионных ведущих российского телеэкрана, мы увидим множество имен, звучащих до этого в контексте КВН: это и упоминавшиеся выше Юлий Гусман, Леонид Якубович, Валдис Пельш, Геннадий Хазанов, так и другие: Михаил Задорнов, Алексей Кортнев, Татьяна Лазарева, Михаил Шац, Елена Ханга, Пелагея, Вадим Галыгин, Павел Воля, Гарик Мартиросян, Иван Ургант, Арарат Кещан, Михаил Галустян, Александр Пушной, Сергей Светлаков, Семен Слепаков, Тимур Родригез и многие другие. Для этих людей КВН не просто игра, и даже не смысл жизни - это трамплин. Он помог им не просто остаться на телевидении, а прыгнуть еще выше. Теперь это редакторы, продюсеры, ведущие, актеры, сценаристы, певцы. У них свои проекты и даже программы. Набравшись опыта в телевизионной игре, участники стали создавать другие юмористические шоу: «Comedy Club» «Comedy Woman», «6 кадров», «Уральские пельмени», Слепаков стал продюсером комедийных сериалов «Универ», «Интерны», «Сашатаня». КВН оставляет след в жизни каждого человека, который с ним соприкоснулся.

Мы выяснили, что наибольший интерес к данной программе наблюдается у сетевых СМИ, которые поставляют оперативную информацию. Таким образом, зрители могут быстро узнать о событиях из жизни программы. Также популярен у журналистов и ведущий Александр Масляков. Ему не устают задавать вопросы о том, что значит КВН для него, какие у него планы на эту программу и многое другое.

Следует отметить, что в нашей работе мы старались использовать как можно больше теоретического материала, чтобы быть объективными, однако в последней главе не удалось обойтись без некоторого субъективизма, так как видеть отличия и сходства - это вопрос личного человеческого восприятия.

Тем не менее, благодаря поставленным задачам и проведенному исследованию, цель курсовой работы была достигнута.

Список использованной литературы


1.      Аксельрод А.Ю. Курс веселых наук. М., 1974.

.        Барманкулов М. Жанры печати, радиовещания и телевидения. Сравнительный анализ: Учебно-методическое пособие. Алма-Ата, 1974.

.        Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. М., 2011.

.        Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М., 1967.

.        Бровченко Г.Н., Найден М.А. Роль телевещания в формировании единого культурного пространства России: ценностный аспект проблемы // Вестник электронных и печатных СМИ. 2008. №12.

.        Брус Льюис. Диктор телевидения. М., 1973.

.        Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

.        Вайль П., Генис А. 60-ые. Мир советского человека. М., 1996.

.        Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997.

.        Ватанова Е. Л. Современная медиаструктура. М., 2002.

.        Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках: Учебное пособие. М., 2003.

.        Васильев А.Д. Слово в телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.

.        Говорит и показывает кафедра радио и телевидения / Под ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского. СПб., 2009.

.        Горохова А. В. Основные теории медиаиндустрии и коммуникаций в современном массовом обществе // Вопросы философии. 2009.

.        Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2007.

.        Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004.

.        Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1992.

.        Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века). Чита, 2009.

.        Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе // Психология человека в современном мире. М., 2006.

.        Журналистика сферы досуга / Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012.

.        Журналистика XXI века: К правде жизни / Под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

.        Засорина Т., Федосова Н. Профессия - журналист. Ростов н/Дон. 1999.

.        Зверева Н.В. Прямой эфир: В кадре и за кадром. М., 2012.

.        Интервью с Александром Васильевичем Масляковым // Суббота. 2010. №28.

.        Интервью с Александром Масляковым // Итоги. 2012. №51.

.        Кисунько В. «Почем опиум для народа?» Как живут и умирают телевизионные циклы? // Техника кино и телевидения. 2001. №12.

.        Кузнецов Г.В. Семь профессиональных граней журналиста ТВ. Так работают журналисты ТВ. М., 2001.

.        Культурология: история мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Н. О. Воскресенской. М., 2008.

.        Лотман М. Ю. Беседы о русской культуре. СПб., 2011.

.        Лотман М. Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.

.        МакКуэйл Д. Журналистика и общество: Учебное пособие. М., 2013.

.        Мамонтов С. П. Основы культурологии. М., 1999.

.        Марков Б. В. Культура повседневности: Учебное пособие. СПб., 2008.

.        Марфин М.Н., Чивурин А. П. Что такое КВН? М., 2002.

.        Марьина Л. П. Глобальный контекст социокультурной социализации: динамика журналистской деятельности и СМИ // Актуальные проблемы журналистики в новом тысячелетии. Ижевск, 2012.

.        Марьина Л. П. Журналистика и культура: динамика взаимодействия: Учебное пособие. Львов, 2013.

.        Марьина Л. П. Отражение культурной жизни мегаполиса в СМИ. СПб., 2009.

.        Марьина Л. П. Свобода творчества: социокультурная динамика журналистики. СПб., 2010.

.        Муратов С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983.

.        Муратов С.А. Игра имени телевизора // Огонек. 2006. №45.

.        Муратов С.А. Я думаю, ты думаешь… М., 2012.

.        Саппак В.С. Телевидение и мы: четыре беседы. М., 1988.

.        Саруханов В.А. Азбука телевидения. М., 2003.

.        Современный российский медиаполис / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2012.

.        Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2009.

.        Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения // Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

.        Тен Ю. П. Культурология и межкультурная коммуникация. Ростов н/Дон, 2007.

.        Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. М., 2001.

.        Ученова В. В., Шомова С. А. Полифония текстов в культуре. М., 2003.

.        Фетисова Т. А. Культура города. М., 2002.

.        Флиер А. Я. Массовая культура и социальные ориентации // ОНС: Общественные науки и современность. М., 1998.

.        Цивилизация: вызовы современности: сб. статей / Под ред. Уварова М. С. СПб., 2009.

.        «Я родился при восходе всемирного телевидения». Интервью с Сергеем Муратовым // Огонёк. 2011. №16.

.        Ярцев В. Ведущая КВН // Советское радио и телевидение. 1966. №9.

Список электронных источников

1.      БСЭ // Яндекс.Словари. 1969-1978. #"812172.files/image001.jpg">

Телестудия «Первого канала». Дебаты

Телестудия «РБК-ТВ»

Дом КВН

Приложение 2

Павел Воля на сцене «Comedy Club»

Александр Масляков на сцене КВН



Приложение 3

Создатели КВН: Яковлев, Аксельрод, Муратор и редактор Гальперина

Первый ведущий Аксельрод

Ведущие Светлана Жильцова и Александр Масляков, 1960-ые


Приложение 4

Жюри КВН


Похожие работы на - Культурно-развлекательные программы на российском телеэкране (на примере программы КВН)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!