Учет на малых предприятиях и пути его совершенствования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,03 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет на малых предприятиях и пути его совершенствования

ВВЕДЕНИЕ

Экономику России на сегодняшний день невозможно представить без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одной из которых, наиболее важной, является малое предпринимательство.

Как часть экономической системы малое предпринимательство вносит свой вклад в развития регионов: производит товары для населения, т.е. наполняет потребительский рынок, снижает нагрузку на органы местного самоуправления по соблюдению социальных гарантий.

Важнейшими особенностями малого предпринимательства являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требует серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы бизнеса.

Цель курсовой работы - изучить особенности учета на малых предприятиях, и выявить пути его совершенствования.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

изучить теоретические и методологические основы организации учета на малых предприятиях;

рассчитать основные экономические показатели, и проанализировать финансовое состояние предприятия;

выявить особенности ведения учета на малых предприятиях;

предложить пути совершенствования учета на малых предприятий.

Методологической основой для написания курсовой работы послужили законы, инструкции, другие нормативные акты, положения и методические пособия по ведению бухгалтерского учета на малых предприятиях, а также специальная литература

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

.1 Критерии отнесения предприятия к предприятиям малого бизнеса

бухгалтерский учет документирование хозяйственный

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. По российскому законодательству от 24 июля 2007г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками. Окончательное юридическое определение понятия малые предприятия дано в Федеральном законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" . В соответствии с этим Законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; а) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

в) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; г) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.2. Предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

При определении средней численности работающих на предприятии в расчет включается полный рабочий день (для работающих по договорам гражданско-правового характера) или фактическое число отработанных в учитываемый день часов (для работающих по трудовым договорам, в том числе по совместительству). [10]

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность малого предпринимательства в Российской Федерации, является Федеральный закон от 2 августа 2009 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" кроме того необходимо отметить следующие нормативные акты:-Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации". -Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1995 г № 1184 "О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства". -Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г № 523 "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд". -Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г № 615 "Об утверждении соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках CHГ". -Приказ Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. №64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".

В приказе утверждены: рекомендованный рабочий план счетов для субъектов малого предпринимательства, формы бухгалтерского учета, возможность применения кассового метода и ряд других моментов, имеющих важное значение для организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. [3]Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.

Федеральным законом «О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ» определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.

Кроме того. Закон установил, что если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для малых предприятий по сравнению с ранее действовавшими условиями на момент регистрации предприятия, то прежние условия сохраняются в течение первых 4 лет деятельности организации.

В соответствии с Законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения. [3]

1.2 Формы ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях

Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей. Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности.

Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно. В ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» закреплен принцип последовательности применения учетной политики от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики), что позволяет, сформировав учетную политику однажды, с незначительными корректировками применять ее из года в год. Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:

простая;

упрощенная форма учета для малых предприятий;

автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета.

Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (не более ста в месяц), рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета, предусмотренной

Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации Федеральный закон от 2 августа 2009 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Для организации учета по упрощенной форме малое предприятие на основе типового Плана счетов составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета может осуществляться:

по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);

по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

В автоматизированной форме бухгалтерского учета на сегодняшний момент у малых предприятий наблюдается тенденция к тому, что для них наиболее важным вопросом является вопрос не о том, как ведется учет, а в какой бухгалтерской программе он осуществляется.

Сейчас разработано достаточно много компьютерных программ, настраиваемых на конкретные потребности пользователей и обеспечивающих ведение бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса наиболее распространенными программами являются: «1С», «ФОЛИО», «БухМастер», «Инфо-бухгалтер», «БухСофт», «CHECKML» . Бухгалтерские программы содержат план счетов, экранные формы первичных документов, журналы, отчеты, а также средства, позволяющие изменить конфигурацию программы для нужд конкретного пользователя, независимо от масштабов его деятельности.

Бухгалтерские программы, как правило, содержат большой объем нормативно-справочной информации, которая включает в себя документы по организации бухгалтерского учета, схемы и календари уплаты налогов и другие данные, позволяют организовать многоуровневый аналитический и синтетический учет, работать с несколькими планами счетов и несколькими базами данных.

Основными достоинствами данной формы учета является однократное введение первичной информации, быстрота обеспечения пользователей необходимой информацией.

Простая форма бухгалтерского учета на малые предприятиях, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (приложение 1 к Типовым рекомендациям по организации бухучета, далее - Книга).

Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме № В-8.

Книга может вестись в виде ведомости. Открывать ее удобнее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме журнала, в котором учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 Книги

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Таким образом, Форма бухгалтерского учета представляет собой систему его регистров, предназначенных для группировки и обобщения информации, отражаемой на счетах. Грамотно построенная система учетных регистров позволяет:

аккумулировать всю необходимую информацию;

группировать информацию в необходимых синтетических и аналитических разрезах;

обеспечивать удобство пользования учетным регистром;

обеспечивать рациональное отражение операций в учетных регистрах (простота заполнения, отсутствие излишнего дублирования информации и т. д.). Правильный выбор формы бухгалтерского учета является одним из необходимых условий эффективной организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта. На малых предприятиях кроме трех основных форм можно применять следующие формы бухгалтерского учета:

мемориально-ордерную форму;

единую журнально-ордерную форму;

журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций.[4]

.3 Документирование хозяйственных операций на малом предприятии

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. №71а «0б утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (с изменениями и дополнениями от 21.01.2003 г.); постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «06 утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями и дополнениями от 03.05.2000 г.);

Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»; постановлением Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. № 7 «06 утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «0 бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражения, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «АСПЕКТ»

.1 Основные экономические показатели деятельности предприятия

ООО «ОМЕКО АГРОСНАБ» зарегистрировано 8 октября 2007 года, расчетный счет 5635020023 в Межрайонной инспекции ФНС России 10 по Оренбургской области, юридический и почтовый адрес: 462813 Оренбургская область, р-н Новоорский, п. Новоорск, ул. Вокзальная 1/б

Вид экономической деятельности: - оптовая торговля машинами и оборудованием для сельского хозяйства- предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию машин для сельского хозяйства, включая колесные тракторы, и лесного хозяйства - оптовая торговля зерном Руководитель в ООО «ОМЕКО АГРОСНАБ» Фролов Павел Владимирович.

Способ ведения учета на данном предприятии ведет лично руководитель, операции оформляются первичными документами, предусмотренными в альбомах унифицированных форм. Форма бухгалтерского и налогового учета автоматизированная. В ООО «ОМЕКО АГРОСНАБ» учет осуществляется на основании журнально-ордерной формы. Регистрами журнально-ордерной системы являются журналы-ордера, ведомости и реестры к ним, производственные отчеты и главная книга. Журналы-ордера построены по кредитовому признаку.

Данная форма учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость процесса учета. Но журнально-ордерная форма имеет свои недостатки: журналы-ордера недостаточно приспособлены к практике; требует более высокого уровня квалификации работников бухгалтерии.

Таблица 2.1 - Основные экономические показатели деятельности организации.

Показатели2011г2012г2013г2013 г. В % к 2011 г.Выручка, тыс. руб.153842166920649134,22Полная себестоимость продаж, тыс. руб.118501710418027152,12Прибыль (+), убыток ( - ) от продаж, тыс. руб.14901639100967,71

Проанализировав основные экономические показатели деятельности организации за 2011-2013 года, видно, что выручка увеличилась на 62,69 %. Полная себестоимость продаж в 2013г. по сравнению с 2011г. увеличилась на 6177 руб., а по сравнению с 2012г. на 923 руб.

Таблица 2.2 - Состав и структура имущества предприятия.

Наименование201120122013Изменения 2013г. к 2011г.∑ руб.%∑ руб.%∑ руб.%1. Внеоборотные активы:4882,34422,211774,652,35Основные средства4882,34422,211774,652,352. Оборотные активы1990197,61944697,72411495,35-2,26Запасы1761486,31871494,091394755,14-31,16Дебиторская задолженность225311,056423,221013740,0829,03Денежные средства и денежные эквиваленты140,06730,3210,080,02Прочие оборотные активы200,09170,0890,03-0,06Итого:203891988825291X

Состав имущества ООО «ОМЕКО АГРОСНАБ» представлен внеоборотными и оборотными активами. Наибольший удельный вес в структуре имущества занимают оборотные активы. Их удельный вес уменьшился на -2,26%; удельный вес внеоборотных активов в 2011г. составлял 2,3%, а в 2013г. 4,65%.В состав внеоборотных активов входят: основные средства, произошло изменение в структуре данного показателя на 2,35%. В состав оборотных активов входят: запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и денежные эквиваленты, прочие оборотные активы среди них наибольший удельный вес занимает дебиторская задолженность - 29,03 %, наименьший удельный вес занимают запасы - -31,16%.В исследуемом предприятии за анализируемый период устанавливается, что структура баланса оптимальна.

Таблица 2.3 - Состав и структура источников образования имущества.

Наименование201120122013Изменения 2013г. к 2011г.∑ руб.%∑ руб.%∑ руб.%3. Капитал и резервы340916,71474223,84537521,254,54Уставный капитал100,04100,05100,03-0,01Нераспределенная прибыль339916,67473223,79536521,214,544. Долгосрочные обязательства512825,15000-25,15Заемные средства512825,1500-25,155. Краткосрочные обязательства1185258,121514676,151991678,7420,62Заемные средства2601,27778239,11615163,8662,59Кредиторская задолженность1159256,85736437,02376514,88-41,97Итого:20391988825291Х

Источники предприятия представлены собственными и заемными средствами. Реальный собственный капитал включает в себя капиталы и резервы организации, а также резервы предстоящих расходов и доходов будущих периодов.

Наиболее удельный вес в структуре источников занимают заемные средства. Их удельный вес в 2011г. составляет - 1,27 %, а в 2013г.- 63,86%.Увеличение стоимости заемных средств является негативной тенденцией, т.к. увеличивает, тем самым закредитованность предприятия.

Заемные источники включают в себя краткосрочные и долгосрочные обязательства. Краткосрочные обязательства увеличивались на 20,62 %. Рекомендуется предприятию наращивать стоимость собственного капитала путем увеличения уставного, добавочного капитала за счет нераспределенной прибыли.

.2 Анализ финансового состояния предприятия

Проведем анализ ликвидности баланса на основании абсолютных показателей. Для этого объединим активы и пассивы в четыре группы по степени ликвидности. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются соотношения: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

Таблица 2.4 - Группировка активов и пассивов баланса ООО «ОМЕКО АГРОСНАБ»

Актив2011 год2012 год2013 годПассив2011 год2012 год2013 годРазница2011 год2012 год2013 годА1147321П11159273643765-11578-7291-3744А2225364210137П22607782161511993-7140-6014А3176341873113956П35120−0125141873113956А44884421177П4340947425375292143004198Баланс203891988825291Баланс203891988825291000

На всем протяжении требования четырех не равенств не выполняется.

: А1<П1; A2>П2; А3>П3; А4<П4.

: А1<П1; A2<П2; А3>П3; А4<П4.

: А1<П1; A2<П2; А3>П3; А4<П4.

Это свидетельствует о том, что предприятие имеет такую структуру баланса, которая не обеспечивает достаточной ликвидности. У предприятия недостаточно высоколиквидных и текущих средств для покрытия своих текущих обязательств.

Далее проведем анализ основных финансовых коэффициентов предприятия. Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Смысл этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей предприятия и его оборотных средств, которые должны обеспечить погашение этих задолженностей.

Таблица 2.5 - Анализ основных коэффициентов ликвидности ООО «ОМЕКО АГРОСНАБ»

ПоказателиНорма2011 год2012 год2013 годИзменения 2013г. К 2011г., тыс. руб.Коэффициент абсолютной ликвидности (Kал)≥0,20,0010,0040,0010Коэффициент критической ликвидности (Kкл)≥10.190,040,510.32Коэффициент текущей ликвидности (Kтл)≥21,671,21.1-0,57Коэффициент обеспеченности оборотных активов с собственными оборотными средствами (Косс)-0,10,140,220.170.03

Из приведенных данных видно, что коэффициенты, характеризующие ликвидность предприятия не в полной мере не удовлетворяют нормативным значениям. Значение коэффициента критической ликвидности ниже нормы и за анализируемый период его значение снизилось на 0,68. Собственные оборотные средства покрывают запасы и оборотные активы. Это говорит о неплатежеспособности предприятия ООО «ОМЕКО АГРОСНАБ» и свидетельствует о нерациональной структуре капитала.

Далее проведем оценку финансовой устойчивости предприятия. (Таблица 2.5)

Таблица 2.6 - Финансовая устойчивость предприятия за 2011-2013г.г.

Показатели201120122013Изменения ( +; -) 2013-2011г.г.Запасы и затраты (ЗЗ)176141871413947-3667Наличие собственных оборотных средств (СОС)2921430041981277Функционирующий капитал (ФК)-2199430041986397Общая величина источников (ВИ)9653194462411414461ФС=СОС-33-14693-14414-97494944ФТ=ФК-33-20535-14414-974910786ФО=ВИ-33-79617321016718128Трехкомпонентный показатель(0,0,0)(0,0,1)(0,0,1)Х

Финансовое положение предприятия за анализируемы период не устойчивое, т.к. трехкомпонентный показатель ( 0,0,1), при неустойчивости финансового состояния для покрытия запасов и затрат используются собственные и привлеченные средства.

Таблица 2.7 - Динамика показателей рентабельности за 2011-2013г.г.

Показатели201120122013Изменение 2013г. от 2011г.Прибыль от продаж149016391009-481Чистая прибыль1132853633-499Выручка1538421669206495265Основные средства4884421177689Собственный капитал3409474253751966Себестоимость1185017104180276177Рентабельность продаж,%9,687,564,88-4,8Рентабельность собственного каптиала, %33,217,911,77-21,43Рентабельность основных средств, %231,96192,9853,78-178,18Уровень рентабельности, %9,554,983,51-6,04

По данным таблицы анализа таблицы - 2.7 можно сделать вывод что в 2013г. по отношению к 2011г. прибыль от продаж уменьшилась на -481. Чистая прибыль составила 633, что на -499 меньше чем в 2011г.Уровень рентабельности в 2013г. по отношению к 2011г. меньше на -6,04 чем в 2011г.

ГЛАВА 3. УЧЕТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ В ООО «ОМЕКО АГРОСНАБ»

.1 Учет расходов

Как известно, основной целью создания хозяйствующего субъекта (организации, предприятия) является производство продукции (товаров), выполнение работ или оказание услуг. Процесс производства (выполнения, оказания) представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием и продажей готового продукта. Во время его создания и реализации производятся различные расходы.

Расходование - это процесс, связанный с возмещением (в основном денежными средствами) потребленных активов, оплатой труда работников, начислениями отдельных видов обязательств и отчислениями (например, амортизационными) в соответствии с действующим законодательством и договорами.

Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Таким образом, расходы организации представляют собой совокупность использованных ею средств, относящихся к активам, если они способны приносить доходы в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет, т.е. доходы организации уменьшатся.

По действующей методологии бухгалтерского учета не признаются расходами организации выбытие средств:

·в связи с приобретением и созданием внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и пр.); в связи с финансовыми вложениями (вклады в уставные капиталы, приобретение ценных бумаг других организаций и пр.); по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента и пр.;

·в виде аванса, задатка оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей (работ, услуг); в погашение кредитов и займов, полученных организацией. Часто в нормативно-правовых актах и профессиональной литературе происходит смешение понятий «расходы», «затраты» и «издержки».

Под затратами понимается использование капитала на приобретение видов ресурсов (трудовых, материальных) для осуществления всей предпринимательской деятельности организации. Приобретенные ресурсы числятся в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания доходов, на извлечение которых и были использованы данные ресурсы. В момент признания доходов произведенные затраты признаются в качестве расходов. Если затраты не признаны в отчетном периоде в качестве расходов из-за отсутствия приходящихся на них доходов, то они должны отражаться в отчетности в качестве активов, которые будут включаться в расходы в последующие отчетные периоды.

По нашему мнению, затраты и издержки близки по своему экономическому содержанию. Говоря о затратах, мы имеем в виду все затраченные в отчетном периоде ресурсы, говоря об издержках, мы имеем в виду израсходованные ресурсы на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) за определенный период и приходящиеся на законченный продукт и остатки незавершенного производства. Себестоимость законченного продукта - это все издержки в денежном выражении, связанные с его производством и продажей. Калькулирование - это определение (исчисление) величины себестоимости продукции.

Большое значение для эффективной организации учета расходов имеет их группировка. Все расходы организации можно подразделить на расходы: по обычным видам деятельности; прочие расходы. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, оказанием услуг или выполнением работ, т.е. проведением той деятельности, с целью осуществления которой и создан хозяйствующий субъект (организация, предприятие).В тех организациях, предметом деятельности которых является предоставление в аренду своих активов, участие в капиталах других организаций, а также предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, другой интеллектуальной собственности, указанные операции относятся к обычным видам деятельности.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной (иной форме) или величине кредиторской задолженности.

Расходы по обычным видам деятельности формируют расходы: связанные с потреблением сырья, материалов, топлива и иных производственных запасов; возникающие непосредственно в процессе обработки материально-производственных запасов или производства продукции (выполнения работ, оказания услуг); связанные с управлением организацией в целом; связанные с продажей готового продукта производственного процесса.

Расходы, производимые организацией в процессе предпринимательской деятельности, но по действующему положению ПБУ 10/99 отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

В свою очередь прочие расходы подразделяются на: операционные; внереализационные; чрезвычайные.

Операционными расходами называются расходы, возникающие по нетипичным для данной организации и относительно редким фактам хозяйственной деятельности.

К операционным относятся расходы, связанные с:

·предоставлением за плату во временное пользование активов организации или прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и пр. (если эти операции не являются предметом деятельности); участием в уставных капиталах других организаций; продажей и выбытием активов организации (объектов внеоборотных активов, материалов и др., кроме денежных средств в национальной валюте);

·оплатой услуг кредитных организаций, а также проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование кредитов и займов; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и пр.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

·а также прочие операционные расходы. Внереализационными расходами называются случайные, нетипичные для хозяйственной деятельности организации траты. Внереализационными расходами являются:

·штрафные санкции за нарушение условий договоров (штрафы, пени, неустойки);

·возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

·суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных к взысканию;

·курсовые разницы; суммы уценки активов;

·перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на проведение спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и т.п.;

·прочие внереализационные расходы. К чрезвычайным относятся расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. Чрезвычайными обстоятельствами называются такие операции, которые нехарактерны для обычной деятельности, возникают редко, непредвиденно и не являются следствием управленческих решений персонала организации. Необходимо отметить, что отнесение сумм к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам условно, их перечни являются открытыми и организация сама решает, к какой группе отнести те или иные расходы, так как это не влияет на величину конечного финансового результата. Все расходы организации признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота; сумма расходов может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Если в отношении расходов, осуществленных организацией, не выполняется хотя бы одно из названных выше условий, то в бухгалтерском учете признаются не расходы, а дебиторская задолженность. Обязательным условием признания расходов является отнесение их к конкретному учетному периоду. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

3.2 Учет доходов

Основной целью любого хозяйствующего субъекта является извлечение из своей деятельности дохода. Доход - это денежные средства или материальные ценности, полученные от производственной, коммерческой, посреднической и иной деятельности. Доходы - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме увеличения активов или их стоимости либо уменьшение обязательств, приводящее к увеличению собственного капитала, не связанного с вкладами собственников.

БУ отражает количественную и качественную характеристику деятельности субъекта. Для установления единых принципов, основных качественных характеристик, общих правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности был разработан и утвержден Указ Республики Казахстан имеющий силу закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26 декабря 1995 года №2732. А также были разработаны и утверждены Стандарты Бухгалтерского Учета и методологические рекомендации к ним.

Доход признается в соответствии с СБУ №5 «Доход». Целью данного стандарта является определение порядка учета доходов, получаемых в результате хозяйственной деятельности субъекта. Стандарт описывает условия признания дохода, позволяет оценить его величину, определяет основные моменты раскрытия важных аспектов признания дохода.

На практике применяются следующие определения доходов:

Доход от основной и неосновной деятельности.

Доход от основной деятельности ведется на счете 70 подраздела Типового Плана Счетов. До недавнего времени этот подраздел содержал в себе много счетов:

Счет 701 «Доход от реализации готовой продукции»

Счет 702 «Доход от реализации приобретенных товаров»

Счет 703 «Доход от реализации строительно-монтажных, проектно- изыскательных, геологоразведочных, научно-изыскательных работ»

Счет 704 «Доход от услуг по перевозке грузов и пассажиров»

Счет 705 «Доход от аренды»

Счет 707 «Доход от деятельности страховых компаний»

Счет 708 «Доход от инвестиционной деятельности»

Счет 709 «Прочие доходы от основной деятельности»

В настоящее время для совершенствования учета и приближения его к международным стандартам, были внесены изменения постановлением Национальной комиссии РК от 21.10.03. в ТПС, все счета отражавшие «Доход от основной деятельности» сгруппированы на счете 701 «Доход от реализации готовой продукции». Счет пассивный, дополнительный, синтетический, поступление доходов отражается по Кредиту счета, а их списание по Дебету счета. Аналитический учет ведется по каждой совершенной хозяйственной операции, в машинограмме или ведомости по видам полученных доходов за месяц и с начала года. Кредитуем счет 701 и Дебетуем счета 301-303, 321-323, 334, 441, 451, 431,681, 661.

В течение отчетного периода на кредите счета 701 накапливаются суммы доходов, но так как этот счет дополнительный, то в балансе он не отражается, а в конце отчетного периода списывается на счет 571 «Итоговый доход». При этом Дебетуем счет 701 и Кредитуем счет 571.

Для учета доходов от неосновной деятельности предназначен подраздел 72 «Доход от неосновной деятельности» ТПС, который включает следующие синтетические счета:

Счет 721 «Доход от выбытия нематериальных активов»

Счет 722 «Доход от выбытия основных средств»

Счет 723 «Доход от выбытия инвестиций, финансовых инвестиций»

Счет 724 «Дивиденды по акциям и доходы в виде вознаграждений»

Счет 725 «Доход от курсовой разницы»

Счет 726 «Субсидии исполнительных органов власти»

Счет 727 «Прочие доходы и излишек от неосновной деятельности»

На счетах данного подраздела обобщается информация о суммах доходов, полученных от неосновной деятельности. Счета данного подраздела являются пассивными, дополнительными, поступление доходов по Кредиту, а списание по Дебету.

Аналитический учет по счетам 721-727 ведется в ведомости по номенклатуре статей, разрабатываемой самим предприятием и отраженной в учетной политике предприятия.

В течение отчетного периода по кредиту счетов 721-727 накапливаются суммы доходов, но так как эти счета дополнительные, то в балансе они не отражаются, а в конце отчетного периода списывается на счет 571 «Итоговый доход». При этом Дебетуем счета 721-727 и Кредитуем счет 571. В конце года сальдо счета 571 переносят на счет 561 «Нераспределенный доход отчетного года».

Доходы, полученные от основной деятельности субъекта, составляют его совокупный годовой доход, который признается и учитывается в соответствии с СБУ №5.

Доход от реализации готовой продукции, товаров приобретенных и от оказания услуг определяется по стоимости их реализации, предусмотренной в договоре между сторонами. Сумма дохода, вытекающая из сделок, измеряется стоимостью, полученной или подлежащей получению с учетом сумм скидок с цены или продаж, а также уценок, согласованных в договоре.

Если поступление денежных средств будет отсрочено или оплата произойдет раньше установленного срока, стоимость компенсации может быть меньше или больше, чем номинальная сумма денежных средств, полученных или подлежащих получению.

Разница между стоимостью реализации и номинальной суммой оплаты признается как доход в виде процентов. Поскольку продавец товара не уверен, воспользуется ли покупатель скидкой, предоставленной ему за досрочную оплату счета, то сумма скидки отражается на счете 712 «Скидки с продаж» только после оплаты счета покупателем.

Под стоимостью реализации понимается сумма, которую покупатель оплачивает за актив или стоимость его обмена между готовыми к сделке независимыми сторонами.

Доход от реализации товаров признается при соблюдении следующих условий: сумма дохода оценивается с большей степенью достоверности, то есть обе стороны, участвующие в сделке, знают о том, какую сумму запрашивает продавец и какую сумму должен заплатить покупатель; существует вероятность того, что экономическая выгода, связанная со сделкой, будет получена субъектом. То есть продавец уверен в том, что покупатель выплатит оговоренную в договоре сумму за реализованные товары. Доход признается только тогда, когда право собственности переходит от продавца к покупателю, то есть если продавец сохраняет права и обязанности собственника, то сделка не является реализацией и доход не признается.

.3 Учет основных средств

Основные средства представляют собой совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени в сфере материального производства или в непроизводственной сфере.

К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения.

В составе основных средств учитываются земельные участки и объекты природопользования, находящиеся в собственности организации. На земельные участки износ не начисляется. Инвентарная стоимость земельных участков и объектов природопользования слагается из расходов на их приобретение, включая затраты на улучшение их качественного состояния, комиссионных вознаграждений и других платежей.

К основным средствам относятся предметы, срок службы которых составляет более 1 года, а стоимость - не менее установленного лимита (на 1.01.97 этот лимит составлял 1 млн. рублей).

Независимо от стоимости и срока службы к основным средствам относятся:

сельскохозяйственные машины и орудия;

строительно-механизированный инструмент;

рабочий и продуктивный скот.

Основные средства образуют производственно-техническую базу предприятия, определяют его производственную мощность.

В процессе существования на предприятии основные средства проходят несколько этапов:

) поступление (приобретение или строительство) и передача в эксплуатацию;

) износ в процессе эксплуатации;

) ремонт;

) выбытие (ликвидация вследствие ветхости, уничтожение при пожаре или стихийном бедствии, реализация).

Надо различать следующие понятия: право владения, пользования и распоряжения основными средствами.

Под владением понимают полное право собственности. Владелец основных средств имеет право безвозмездно передавать или продавать, сдавать в аренду или предоставлять бесплатно во временное пользование, списывать основные средства с баланса, если они устарели или изношены. Владение включает в себя распоряжение и пользование.

Владелец может передать право распоряжения или пользования другим лицам.

Распоряжение - это ограниченное временем и полномочиями право владения. Можно распоряжаться вещью, но не иметь право ее продать или ликвидировать.

Пользование означает только право использования конкретного имущества для удовлетворения каких-либо потребностей.

Задачи учета основных средств на предприятии следующие:

контроль за сохранностью и наличием основных средств;

правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, перемещения внутри предприятия и выбытия;

контроль за правильным расходованием средств на эксплуатацию и реконструкцию, ремонт и модернизацию основных средств;

исчисление доли стоимости основных средств для ее включения в затраты производства;

определение результатов от выбытия объектов основных средств.

В бухгалтерском учете основных средств необходимо использовать унифицированные формы, которые приведены в Постановлении <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638j0K5R> Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7.

Поступление основных средств в организацию оформляется актом, составленным по форме N ОС-1 <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638056D08AFA57BA76A5CA420j7K4R> "Акт о приемке-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)", N ОС-1а <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638056D08AFA57BA76A5CA422j7K5R> "Акт о приемке-передаче здания (сооружения)" или N ОС-1б <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638056D08AFA57BA76A5CA424j7K5R> "Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)".

Для учета объектов основных средств предназначены инвентарные карточки (формы N ОС-6 <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638056D08AFA57BA76A5CA725j7K1R> и N ОС-6а <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638056D08AFA57BA76A5CA727j7K2R>). Малые предприятия могут использовать форму N ОС-6б <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638056D08AFA57BA76A5CA726j7K2R> "Инвентарная книга учета объектов основных средств". В этих формах указываются первоначальная стоимость основного средства, срок его полезного использования, а также сумма начисленной амортизации.

Внутренние перемещения основных средств оформляются накладной по форме N ОС-2 <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638056D08AFA57BA76A5CA426j7K1R>, а передача отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств - по форме N ОС-3 <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638056D08AFA57BA76A5CA429j7K0R>

При выбытии основных средств бухгалтер должен оформить акт о списании по форме:

N ОС-4 <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638056D08AFA57BA76A5CA428j7K2R> - при списании одного объекта основных средств, кроме автотранспортных;

N ОС-4а <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638056D08AFA57BA76A5CA721j7K9R> - при списании автотранспортных средств;

N ОС-4б <consultantplus://offline/ref=8F486D9CF2BB8957E6A0007F58AEAFB5030F534D346A95058E40F638056D08AFA57BA76A5CA723j7K6R> - при списании группы объектов основных средств.

На предприятии ООО «Аспект» выделяются следующие группы классификации основных средств в соответствии с амортизационными группами: здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный инвентарь, и земельные участки. Единицей учета основных средств на предприятии ООО «Рассвет» является инвентарный объект.

Инвентарный объект - это законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями; делятся на простые и сложные, состоящие из нескольких предметов; учитываются в составе основных средств предприятия, организации.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации основные средства на предприятии отражаются в учете по первоначальной стоимости. Первоначальная (балансовая) стоимость включает в себя стоимость строительства (приобретения) основных средств, расходы по их доставке и установке на место использования. Она выявляется в момент ввода объекта в действие и остается неизменной в течение всего срока нахождения основных средств на предприятии. Если основные средства приобретены с рассрочкой платежа или в кредит, то в первоначальную стоимость включается и сумма процентов, уплачиваемых поставщикам. В первоначальную стоимость основных средств, приобретенных по импорту, входят уплачиваемые предприятием импортный тариф и таможенные сборы за оформление груза.

Первоначальная (балансовая) стоимость основных средств на предприятии не подлежит изменению, за исключением случаев достройки и дооборудования объектов в порядке капитальных вложений, реконструкции и частичной ликвидации объектов. Расходы предприятия, связанные с технической реконструкцией или капитальной модификацией (перестройкой) существующих объектов основных средств, должны быть добавлены к первоначальной стоимости, если в результате проведенных расходов произойдет увеличение срока полезной службы или производственной мощности объектов основных средств, значительное улучшение качества выпускаемой продукции или снижение ее производственной себестоимости. Такого рода расходы предварительно накапливаются на счете 08 «Капитальные вложения».

Основные средства, находящиеся в эксплуатации и передаваемые участником в счёт своих взносов в уставный капитал, принимаются на учёт по восстановительной оценке, согласованной учредителями предприятия, с выделением суммы их износа.

Первоначальная стоимость основных средств за минусом износа образует их остаточную стоимость.

Стоимость воспроизводства основных средств на предприятии представляет собой восстановительную стоимость.

В ООО «Аспект» безвозмездных поступлений основных средств не производилось, все объекты куплены организацией за плату.

Каждая операция движения основных средств в ООО «Аспект» оформляется соответствующим первичным документом установленной формы. [9]

ГЛАВА 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ В ООО «АСПЕКТ»

Для совершенствования бухгалтерского и налогового учета необходимо проведение следующих мероприятий:

уточнение функциональных обязанностей работников бухгалтерии с целью перераспределения обязанностей таким образом, чтобы обеспечить правильное и оперативное ведение бухгалтерского учета;

назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета, за своевременность и правильность представления данных, необходимых для ведения налогового учета, а также определения обязанностей руководителей подразделений и служб, смежных с бухгалтерией;

уточнение и, при необходимости, переработка существующих графиков документооборота, принятого в организации.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. [19]

Форма, в которой будет осуществляться налоговый учет, во многом определяется формой бухгалтерского учета. Однако такие сложные формы, как журнально-ордерная или мемориально-ордерная, в налоговом учете вряд ли применимы. Поэтому на практике выбор будет осуществляться из двух форм - ручной и автоматизированной (т.е. соответствующие компьютерные программы, позволяющие автоматизировать бухгалтерский и, соответственно, налоговый учет).

В методологическом разделе учетной политике отражается, прежде всего, выбранный организацией вариант налогового учета в случае, если законодательство предполагает наличие таких вариантов. Кроме того, в учетной политике для целей налогового учета целесообразно отразить элементы, не имеющие вариантов, но имеющие существенное значение для организации налогового учета. Последнее обусловлено необходимостью обеспечения единообразных подходов к ведению учета независимо от случайных факторов (изменение технологии обработки информации, появление новых видов деятельности организации, смена работников и т.п.).

В учетной политике для учета должны быть указаны условия, на которых заключены действующие кредитные договоры, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящийся на каждый отчетный период, если договорами предусмотрены условия получение дохода.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Таким образом, еще до наступления следующего за отчетным года на предприятии следует провести мероприятия:

издать приказ, в котором перечислить изменения учетной политики, их причины и дать стоимостную оценку этих изменений;

все изменения отразить в пояснительной записке при составлении годового отчета.

Утвержденные приказом руководителя и раскрытые в пояснительной записке новые (добавленные, измененные, уточненные) элементы учетной политики должны найти отражение в бухгалтерском учете организации.

Чтобы усовершенствовать организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, следует повысить его оперативность и аналитичность. Для этого надо упорядочить, унифицировать и стандартизировать процесс документирования с учетом требований автоматизированной обработки на ЭВМ. Необходимо ликвидировать несоответствие системы документации средствам автоматизации учета, максимально упростить первичные документы, совместить с машинными носителями, выбрать оптимальную периодичность их составления. Сокращение затрат времени и труда на сбор, регистрацию, накопление, хранение, обработку и передачу информации в условиях автоматизации достигается благодаря широкому применению новейших средств непосредственно в процессе совершенствования хозяйственных операций. Созданные средства вычислительной техники и разработанные специальные методики регистрации первичной информации позволяют осуществлять сбор исходных данных, минуя стадию выписки бумажного документа.[19]

Использование для автоматизированных систем обусловлено необходимостью более глубокого внедрения автоматизированной формы учета, отвечающей эксплуатационным возможностям современной вычислительной техники и учитывающей новую технологию, порожденную этой техникой.

Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более современных форм бухгалтерских регистров, разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращения документооборота, создания массивов постоянной информации.

Использование средств вычислительной техники дает возможность создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера на базе персональных компьютеров. Организация (АРМ) бухгалтера является важным резервом дальнейшего совершенствования учетной работы, значительно повышает возможность использования учетной информации в управлении малым предприятием. В настоящее время существует огромный выбор компьютерной техники и прикладных программ к ним, таких как «Инфо-бухгалтер», «1С Бухгалтерия», и др.

Важную роль в новых условиях хозяйствования играет оперативный учет и контроль выполнения плановых заданий по реализации прибыли. Одним из важнейших направлений совершенствования методики и технологии учета является учет информации по методу отклонений в хозяйственной практике. Развитие методологии бухгалтерского учета, улучшение его методики и организации, и, в конечном счете, повышение роли учета и контроля в совершенствовании хозяйственного механизма требует активизации научных исследований в этой области и широкого внедрения их результатов в практику работы малых предприятий. [25]

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Делая вывод хочется сказать, что понимание роли малого предприятия требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий их технологической, производственной и управленческой гибкостью позволяет им чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

При проведении исследования организации бухгалтерского учета можно сказать, что наряду с преимуществами учетная политика предприятия имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи, с чем предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Обсуждения требует вопрос о сроках внесения изменений в учетную политику организаций.

Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. К сожалению, в настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации. Но какие бы не были проблемы учетной политики, все же ее появление в отечественной практике является важным шагом к приближению российского бухгалтерского учета к мировым стандартам.

Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности на малом предприятии должен обеспечить реализацию следующих задач:

) контроль за наличием и движением имущества, трудовых и финансовых ресурсов;

) своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов;

) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2010 (с учетом изменений).

. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2010. (с учетом дополнений и изменений).

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ [Принят Гос. Думой ФС РФ 06.07.2006 г. (ред. 02.08.2009 г.]: справочно-правовая система Консультант Плюс. - Режим доступа <http://www.consultant.ru>

. План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственнойдеятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94-н.

. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34-н (с последующими изменениями и дополнениями).

. Постановление Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных» форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет. М.: ЮНИТИ, 2012.

. Бородин О.А. Российское нормативно-правовое регулирование в сфере бухгалтерского учета инвестиционной недвижимости // Бухгалтер и закон. 2011. N 10. С. 15 - 19.

. Дзбоева Д.П. Бухгалтерский учет основных средств на предприятиях малого и среднего бизнеса: предпосылки развития // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 37. С. 23 - 29.

. Касьянов, А.В. Все о малом предпринимательстве. Регистрация, учет, налоги: полное практическое руководство / под ред. А.В. Касьянова // книги издательства «Гросс Медиа» - 2012.

. Конков, В.И. Учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. пособие. - Архангельск: Изд-во арханг. гос. техн. ун-та, 2011. - 278 с.

. Конков, В.И.Учет на предприятиях малого бизнеса: методические указания и задания к контрольной работе / сост. В.И. Конков. - Архангельск: Изд-во АГТУ, 2011. - 98 с.

. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет в организации. М.: Финансы и статистика, 2013.

.Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятий. М.: Дашков и К, 2013.

. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА-М, 2010.

.Лермонтов, Ю.М. Упрощенная система налогообложения: практическое пособие / Ю.М. Лермонтов // книги издательства «Проспект» - 2010.

. Мельников И. Бухгалтерский учет М.: Проспект, 2013.

. Новгородский В.Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях / В.Д. Новгородский, Р.Л. Сабанин. - М., 2010. - 247 с.

. Пашкова, А.В. Формы поддержки малого и среднего бизнеса / А.В. Пашкова // Банковское кредитование - 2013 - № 5

. Петров, А.В. Налоги 2011. Все о поправках в налоговый кодекс РФ / А.В. Петров // книги издательства «Бератор-Паблишинг» - 2011.

. Свиридов О.Ю. Финансовый анализ. М.: Март, 2011.

. Соснаускене, О.И. Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение: практическое пособие / О.И. Соснаускене, Т.Ю. Сергеева, Е.В.Пименова // книги издательства «Омега-Л» - 2011.

. Стефанова С.Н., Ткаченко И.Ю. Бухгалтерский учет. М.: Март, 2012.

. Татарников Е.А. Экономика предприятия. М.: «Экзамен», 2012.

. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 367 с.

Похожие работы на - Учет на малых предприятиях и пути его совершенствования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!