Пути совершенствования системы государственной поддержки внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства в г. Москве с учетом зарубежного опыта
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт национальной и мировой экономики
Кафедра «Мировая экономика»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Пути совершенствования системы
государственной поддержки внешнеэкономической деятельности малого
предпринимательства в г. Москве с учетом зарубежного опыта»
Студент-дипломник:
Приходько Алексей Дмитриевич
Руководитель:
Поспелов Сергей Валерьевич к.э.н, доцент
Москва - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретическое обоснование важности развития
и поддержки ВЭД на предприятиях МСП
1.1 Сущность
предпринимательства, понятия малого и среднего бизнеса
.2 Малое
предпринимательство в новых реалиях: проблемы глобализации, роста
конкурентоспособности
.3 Роль
внешнеэкономической деятельности для экономики государства, особенности ведения
ВЭД на предприятиях МСП
Глава 2. Государственная политика стимулирования ВЭД
малых предприятий в зарубежных странах
2.1
Анализ системы поддержки ВЭД малого и среднего бизнеса в США
.2
Характеристика структуры развития и поддержки ВЭД на предприятиях МСП в
Великобритании
Глава 3. Анализ системы поддержки ВЭД на предприятиях
МСП в г. Москве и пути ее совершенствования
3.1
Оценка основных проблем развития ВЭД на предприятиях МСП г. Москвы
3.2 Описание системы государственной поддержки
ВЭД на предприятиях МСП в г. Москве
3.3
Предложения по совершенствованию механизма государственного стимулирования ВЭД
малого и среднего бизнеса в г. Москве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В контексте перехода к рыночным отношениям и
либерализации внешнеэкономической деятельности в России возрастает роль и место
малого и среднего предпринимательства в решении проблем экономического роста,
конкурентоспособности страны в целом, углублении и расширении форм и видов
международных экономических отношений страны и ее регионов, в активизации
российских бизнес-групп в сфере ВЭД.
Одно из ключевых мест в этом процессе занимает
создание благоприятных условий и стимулирование участия МП во
внешнеэкономической сфере, поскольку позиции МП в самостоятельном и эффективном
их позиционировании на внешних рынках весьма уязвимы и без государственной
поддержки представляются мало перспективными.
Роль сектора малого бизнеса в мировой экономике
постоянно увеличивается. Участие малых и средних предприятий (МСП) в ВВП
зарубежных стран составляет 40-70%, в то время как в ВВП России 11-12%. При
этом наибольший удельный вес МСП зарубежных стран наблюдается в точном
машиностроении, научно-технической и инновационной сферах, а в России - в сфере
торговли и услуг.
В этой связи, чрезвычайно важным становится
вопрос осуществления в России экономических реформ, которые способствуют
открытию новых возможностей для развития сектора малых и средних предприятий.
В связи с вышеприведенными фактами, выбранная
тема дипломной работы представляется весьма значимой, современной и актуальной.
Целью дипломной работы является исследование
теоретических основ глобализации малого бизнеса, зарубежного опыта поддержки и
развития внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего
предпринимательства, а также разработка предложений по совершенствованию
государственного механизма стимулирования внешнеэкономической деятельности
предприятий малого и среднего предпринимательства. Для достижения поставленной
цели, потребовалось решение ряда следующих задач:
1. Изучить
теоретические основы предпринимательства, его сущность, типы и функции.
2. Исследовать
развитие малого предпринимательства в условиях глобализации мировой экономики и
роста конкурентоспособности, выявить основные тенденции развития, обозначить
роль развития малого предпринимательства для мировой экономики в целом.
3. Изучить
основы ведения внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего
бизнеса, выявить важность роли развития внешнеэкономического фактора для
экономики государства.
4. Исследовать
систему поддержки и развития внешнеэкономической деятельности предприятий
малого и среднего бизнеса в зарубежных странах.
5. Оценить
состояние внешнеэкономической активности малых и средних предприятий г. Москвы,
выявить основные проблемы.
6. Изучить
систему поддержку внешнеэкономической деятельности предприятий малого и
среднего предпринимательства в г. Москве.
Объектом исследования выступают предприятия
малого бизнеса, ведущие внешнеэкономическую деятельность, как субъекты,
национального и всемирного хозяйства.
Предметом исследования являются принципы, методы
и подходы активизации внешнеэкономической деятельности предприятий малого
бизнеса в условиях глобализации мировой экономики.
Теоретической и методологической основой решения
поставленных задач послужили труды отечественных ученых и специалистов по
проблемам активизации деятельности субъектов малого и среднего
предпринимательства в условиях глобализирующейся мировой экономики, а также
теоретических основ функционирования малого предпринимательства.
Информационной базой исследования послужили
аналитические и статистические материалы, отчеты и доклады организаций
зарубежных стран по поддержке и развитию сектора малого и среднего бизнеса,
также статистические и аналитические материалы отечественных организаций по
поддержке сектора малого и среднего бизнеса.
Структура работы обусловлена целью, задачами
исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений.
ÃËÀÂÀ 1.
Òåîðåòè÷åñêîå
îáîñíîâàíèå
âàæíîñòè
ðàçâèòèÿ è
ïîääåðæêè
ÂÝÄ íà
ïðåäïðèÿòèÿõ
ÌÑÏ
.1 Сущность предпринимательства,
понятия малого и среднего бизнеса
Принимая предпринимательскую
деятельность как организацию и соединение факторов производства для
создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с
конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя, а
бизнес как организацию выполнения социального заказа с его последующей
реализацией в целях конечного удовлетворения своих потребностей, коммерческую
деятельность можно рассматривать в широком и узком смысле:
• в
широком смысле слова коммерческая деятельность - это одна из форм
бизнес-деятельности, связанная со сферой непосредственной реализации продукции,
со сферой торговли;
• в
узком смысле слова коммерческая деятельность - это часть любого бизнеса,
связанная с заключением торговых сделок.
Из определения сущности
предпринимательской деятельности можно вывести основные условия ее
существования и развития:
• собственность
на средства производства и конечный продукт
• деятельности,
а также возможность получать или передавать права
• собственности
на экономические блага;
• частная
автономия хозяйствующих субъектов;
• развитые формы обмена, т.е.
наличие товарно-денежных отношений, в том числе свободная купля-продажа труда.
Таким образом,
предпринимательская деятельность в ее классическом виде порождена рыночной
системой хозяйства, являясь одновременно ее основным звеном. Бизнес и рынок
неразрывны, они существуют и развиваются вместе.
В связи с этим логично добавить
еще один тезис: в процессе эволюции рыночной экономики изменяется и экономическая
организация бизнес-деятельности вместе с изменением условий ее существования.
Во-первых, государство
становится не только одним из заказчиков, но и регулятором, контролером
бизнес-деятельности.
Во-вторых, с развитием
кредитно-финансовой системы бизнес-деятельность все больше зависит от
возможностей привлечения и использования заемных средств, то есть от банковской
сферы.1
Предприниматели осуществляют организацию
производства товаров и услуг и предложение их на рынке, стремятся к прибыли и
ведут конкурентную борьбу. Экономической основой является любая
негосударственная собственность на средства производства; частная, акционерная,
коллективная и др.
Потребители, как условие предпринимательской
деятельности. Поскольку только в результате потребления товаров и услуг
создаются возможности и стимулы для новой предпринимательской деятельности.
Потребительский интерес - стимул предпринимательской производственной
деятельности.
Деловой интерес людей, работающих по найму, то
бишь работников фирмы реализуется непосредственно через саму фирму и
удовлетворяется ее конечными результатами.
Деятельность государства как субъекта
предпринимательства осуществляется в двух аспектах: социально-экономическом и
непосредственном государственном предпринимательстве.
Первый аспект реализуется в форме создания
правовых основ предпринимательства, подготовке и переподготовке кадров
предпринимательства. Государство также берет на себя функции создания рыночной
инфраструктуры производства: банковской системы, страховой и биржевой систем и
т.д.
Второй аспект реализуется в следующих формах:
создание системы государственных предприятий; долевое участие государства в
предприятиях, которые осуществляют виды деятельности, имеющие общенациональное
или стратегическое значение; регулирование предпринимательской деятельности в
той или иной форме; реализация больших государственных программ по
государственным заказам; регулирование ставки процента.
Объекты предпринимательской деятельности - это
виды деятельности, которыми занимается предприниматель. 2
Все многообразие предпринимательской
деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду
деятельности, формам собственности, количеству собственников,
организационно-правовым и организационно- экономическим формам, степени
использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.
По виду или назначению предпринимательскую
деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую,
консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
По формам собственности имущество предприятия
может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в
собственности общественных организаций.
По количеству собственников
предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При
индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому
лицу
<#"607820.files/image001.gif">
Приложение 2
Географическая структура
товарооборота
Приложение 3
Товарная структура
импортно-экспортных операций
Портрет МП-экспортера
Приложение 5
Поддержка со стороны государства
Приложение 6
Портрет МП-импортера