Документальное оформление учёта материальных затрат на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    417,85 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Документальное оформление учёта материальных затрат на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Затраты как основной объект управленческого учёта

1.1 Понятие, роль и значение затрат на производство

2. Бухгалтерский учёт производственных затрат на ЧТУП «12 футов»14

2.1 Документальное оформление учёта материальных затрат на предприятии

.2 Синтетический и аналитический учёт материальных затрат

3. Направления совершенствования бухгалтерского учёта материальных затрат и оплаты труда на предприятии «12 футов»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПРИЛОЖЕНИЕ С

ВВЕДЕНИЕ

Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в системе управления организацией.

Основой для разработки и реализации управленческих решений является соответствующая информация о состоянии дел в той или иной области деятельности организации в конкретный момент времени. Основу себестоимости большинства продуктов составляют материальные и трудовые ресурсы. Именно в связи с этим учёт конкретно данных статей представляет особый интерес и занимает наиболее важное место в системе бухгалтерского учёта организации, что предопределяет актуальность выбранной темы.

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей учёта материальных затрат и расходов на оплату труда на предприятии ЧТУП «12 футов» и отыскание путей его совершенствования.

В развитие поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

¾      рассмотреть теоретические аспекты учёта затрат производства продукции, в частности роль, классификацию и методы учёта затрат на производство;

¾      дать анализ настоящего состояния синтетического и аналитического учёта материальных затрат и расходов на оплату труда;

¾      определить особенности документооборота, сопровождающего учёт производственных затрат на предприятии;

¾      наметить пути совершенствования системы учёта материальных затрат и расходов на оплату труда на искомом предприятии.

Объектом исследования курсовой работы являются материальные затраты и расходы на оплату труда.

Предмет исследования: особенности учёта материальных затрат и расходов на оплату труда на предприятии ЧТУП «12 футов».

При написании работы была использована нормативная и законодательная литература, учебные и методические пособия, а также специальная литература по изучаемому вопросу.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что данные представленные в работе позволят организации усовершенствовать процедуру учета расходов на оплату труда и материальных затрат, а также более четко определить их роль в себестоимости продукции.

. Затраты как основной объект управленческого учёта

.1      Понятие, роль и значение затрат на производство

В условиях рыночной экономики процесс формирования себестоимости продукции трудно переоценить. Основной целью любого промышленного коммерческого предприятия является получение максимальной прибыли, что есть не что иное, как разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на их производство и продажу. Таким образом, затраты предприятия непосредственно влияют на формирование объема прибыли. Естественно, что чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособно предприятие, доступней продукция для потребителя и тем ощутимее экономический эффект от её продажи.

Себестоимость продукции является качественным показателем деятельности предприятия, так как в ней отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом. Поэтому себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Кроме этого, прибыльность и уровень затрат находятся в прямой зависимости: чем ниже себестоимость продукции, тем выше уровень рентабельности предприятия и наоборот.

В экономической литературе встречается также такое понятие, как "издержки производства". Под издержками производства понимают затраты предприятий на добычу, изготовление и реализацию продукции. В практике планирования и учёта для характеристики издержек производства применяют термин "затраты на производство", а издержки на выпущенную продукцию выражаются в ее себестоимости. [1]

Статья 130 <consultantplus://offline/ref=811758B8BD9F81CF3258D5C22B16C6652FC66658CE399E5602AD1E7BBC7DA9DFEBC96B26941D8272509BD491BCv3lCM> Налогового кодекса дает следующее определение: "Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете". [2]

Таким образом, для того чтобы какие-либо расходы были признаны затратами, они должны удовлетворять всем нижеприведенным требованиям:

) расходы должны иметь стоимостную оценку;

) расходы должны быть понесены в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав;

3) расходы должны быть отражены в бухгалтерском учете.

В настоящее время на коммерческих предприятиях особое внимание уделяется снижению и оптимизации затрат на производство и продажу. Этому способствует полноценный контроль расходов организации, информацию по которым управляющие звенья получают, в частности, и в системе бухгалтерского учёта. Это могут быть данные по списанию материалов в производство, по начисленной заработной плате, по браку в производстве и т.д. [2]

Кроме этого, организациям предоставлено право самостоятельно формировать определённые моменты их деятельности в бухгалтерском учёте предприятия на основе учётной политики. Например, можно предусмотреть разные методы оценки материалов, начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, распределения косвенных расходов и т.д., которые оказывают непосредственное влияние на учёт затрат и формирование себестоимости готовой продукции.

Формирование затрат производства является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия охваченного системой управленческого финансового учета.

Именно от его тщательного изучения и успешного практического применения будет зависеть рентабельность производства и отдельных видов продукции, взаимозависимость видов продукции и мест их в производстве, выявление резервов снижения себестоимости продукции, определение цен на продукцию, исчисление национального дохода в масштабах страны, расчет экономической эффективности от внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, а также обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Учёт издержек производства и калькулирование себестоимости продукции, работ или услуг занимает доминирующее место в общей системе бухгалтерского учета. В условиях самостоятельного планирования самими предприятиями номенклатуры продукции и свободных (рыночных) цен, применения действующей системы налогообложения возрастает значимость методически обоснованного учета затрат и калькулирования себестоимости единицы продукции, вырабатываемой на предприятиях. [3]

Анализ затрат помогает определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными, подскажет, как установить цены, как применять сведения о затратах на ближнюю и дальнюю перспективу, как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровень прибыли.

1.2    Классификация затрат и методы их учёта

Затраты на производство и реализацию продукции самым существенным образом влияют на величину прибыли и, соответственно, на размер налоговых платежей в государственный бюджет.

Для обеспечения единства подходов всех хозяйствующих субъектов к формированию прибыли и правил ее налогообложения государство устанавливает принципы и порядок, по которым налогоплательщики обязаны вести учет затрат на производство и реализацию продукции, регламентирует источники покрытия разных групп. [4]

Поскольку в Налоговом кодексе себестоимость определяется как стоимостная оценка затрат, то классификация последних представляет определённый интерес в рамках данной курсовой работы.

Затраты на производство и реализацию продукции классифицируются по многим признакам. Один из них учетный.

Распределение затрат предприятия по учетному признаку определяется действующим законодательством и является основой для определения законодательной базы.

В соответствии с действующими нормативными актами затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются по пяти основным элементам:

¾      материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

¾      затраты на оплату труда;

¾      отчисления на социальные нужды;

¾      амортизация основных фондов и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности;

¾      прочие затраты (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Классификация затрат на производство (учётный метод)

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [5]

Кроме этого, существуют прочие виды классификации издержек предприятия. Та или иная классификация зависит от заложенного в ее основу критерия. Важнейшими видами классификации издержек являются их деление на следующие группы (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 - Классификация затрат организации

Примечание - Источник: [5]

Особый интерес представляет деление издержек на условно-переменные и условно-постоянные. Данная классификация имеет большое значение для обоснования принятия решений и планирования процесса производства.

Однако четкое деление издержек на постоянные и переменные провести достаточно сложно, поскольку определенные их виды могут быть отнесены как к постоянным, так и к переменным. В этом случае говорят об условно постоянных или условно переменных затратах. Сложность состоит также и в том, что деление издержек на постоянные и переменные может быть осуществлено лишь применительно к определенному промежутку времени.

Поэтому решение об отнесении тех или иных затрат к категории постоянных или переменных принимаются для каждого конкретного предприятия с учетом специфики его затрат и определенного периода его деятельности.

Структура же затрат по элементам дает возможность установить трудоемкость, материалоемкость и фондоемкость производства на предприятиях различных отраслей промышленности, особенности в организации денежных и других расходов. Вместе с этим определяются особенности в организации и проведении контроля.

Учет затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции (работ, услуг) ведется:

¾      попередельным методом;

¾      нормативным методом;

¾      "котловым" методом;

¾      др.


Таблица 2.1 - Сравнительный анализ методов учёта затрат на производство

Показатель

Название метода учёта затрат


Попередельный метод

Нормативный метод

«Котловой» метод

Сфера использования

В массовых производствах с последовательной переработкой сырья и материалов (нефтепереработка, металлургия, химическая, текстильная промышленность и др.), которая осуществляется в несколько стадий (фаз, переделов)

В отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие).

Этот способ удобен для малых предприятий или для отраслей, где осуществляется выпуск однородной продукции - так называемых монопродуктовых производств (например, в угледобывающей промышленности для калькулирования себестоимости угля или сланца на отдельных шахтах или разрезах).

Ключевые понятия

Передел - совокупность технологических операций, в результате которых сырье и материалы превращаются в полуфабрикаты или готовую продукцию. Полуфабрикат - промежуточное звено в цепочке от материалов, до готовой продукции.

Норма - это минимальные затраты, необходимые для производства продукции заданного качества. Норматив - норма, характеризующая расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме; выраженная в абсолютных или относительных показателях. Нормативная калькуляция - величина затрат, которую предприятие израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом норм и нормативов в постатейном разрезе.


Сущность

Прямые издержки производства формируются (отражаются в учете) не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется себестоимость продукции каждого передела (даже если речь идет о выпуске нескольких видов продукции). Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам. Перечень переделов обуславливается особенностями технологического процесса.

Отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Отклонения определяются методом документирования или при помощи инвентаризации.

Это метод калькулирования себестоимости с полным распределением всех затрат между реализованной продукцией, запасами готовой продукции на складе и незавершенным производством, а также между отдельными изделиями или видами продукции. Сущность «котлового» метода калькуляции себестоимости сводится к недифференцированному (то есть одинаковому) способу калькулирования и себестоимости реализованной продукции, и стоимости запасов готовой продукции и незавершенного производства на основании обезличенного (то есть необоснованного) распределения практически всех затрат, которые несет предприятие за отчетный период между вышеуказанными объектами учета.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [6]

Таким образом, существует большое количество классификаций затрат организации. Особый интерес в рамках данной курсовой работы представляет учётный метод классифицирования издержек производства, в частности - такие его статьи, как материальные затраты и затраты на оплату труда.

1.3    Обзор нормативно-правовых документов по учёту затрат

Перечень основных документов, регламентирующих учёт затрат на производство, выглядит следующим образом:

.        Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности".

Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

2.      Инструкци <consultantplus://offline/ref=7DED5149E8792492E422F301F6D4708703F03F1A7D79301384158D5242DCA6B94A2B6A08648E6B8219FE7B03A785e9R6P>я по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 N 62.

Инструкция по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации.

.        «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции», утвержденные от 30.10.2008 г. Министерством экономик, Министерством финансов и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь № 210/161/151.

Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), имеют целью обеспечить единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость произведенной и реализованной продукции, издержки обращения товаров, выполненных и реализованных работ, оказанных и реализованных услуг в организациях независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности.

4.      Типовой план <consultantplus://offline/ref=7DED5149E8792492E422F301F6D4708703F03F1A7D79301382158B5B42DCA6B94A2B6A08648E6B8219FE7B03A782e9R1P> счетов бухгалтерского учета и Инструкци <consultantplus://offline/ref=7DED5149E8792492E422F301F6D4708703F03F1A7D79301382158B5B42DCA6B94A2B6A08648E6B8219FE7B03A381e9R6P>я о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50, Инструкции <consultantplus://offline/ref=7DED5149E8792492E422F301F6D4708703F03F1A7D79301382158E5342DCA6B94A2B6A08648E6B8219FE7B03A782e9R4P> по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 N 102.

.        Инструкции <consultantplus://offline/ref=7DED5149E8792492E422F301F6D4708703F03F1A7D79301382158E5C42DCA6B94A2B6A08648E6B8219FE7B03AF81e9R7P> о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 N 111, других актов законодательства по бухгалтерскому учету, отчетности и налогообложению, регламентирующих вопросы вариантного учета хозяйственных операций.

Кроме этого, перечень документов не ограничивается выше названными, а пополняется документами с внесёнными в них поправками, а также внутренними инструкциями предприятия.

. Бухгалтерский учёт производственных затрат на ЧТУП «12 футов»

.1 Документальное оформление учёта материальных затрат на предприятии

Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации материального учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов.

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контролировать соблюдение правил оформления движения материальных ресурсов должен главный бухгалтер.

Для выполнения производственной программы ЧТУП «12 футов» определяет потребность в материальных ресурсах и приобретает или производит их. Сырье и материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы, от списания выбывающих основных средств.

На поставку материалов организация заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон.

Контроль за выполнением плана материально - технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на директора ЧТУП «12 футов». С этой целью ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.

Порядок оформления поступления на предприятие материалов ведётся по следующему алгоритму.

Получение любых материальных ценностей представителем организации осуществляется при предъявлении им соответствующей доверенности. При выдаче доверенность регистрируется бухгалтерией в журнале учета выданных доверенностей. В бухгалтерии на основании накладной, выписанной поставщиком при передаче материальных ценностей, выписывается приходный ордер. Приходный ордер выписывается на фактически принятое количество ценностей. При поступлении материалов на основании накладной поставщика в бухгалтерии делается проводка: Д-т 10 К-т 60. Затем отражается оплата полученных от поставщика материальных ценностей Д-т 60 К-т 51.

Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают ответственному исполнителю по снабжению (данную функцию исполняет экономист в силу ограниченности штата сотрудников предприятия), где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.

В службе снабжения (экономистом) производится проверка соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте.

Директор принимает на предприятии или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, директор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, что в целом и характерно для исследуемого предприятия, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй - для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., оформляют на предприятии однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают в 2-х экземплярах.

Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. В этих документах излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, количества, наименования и цены материалов. Подотчетное лицо отражает в акте также данные паспорта продавца товара. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Это сокращает количество первичных документов.

Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. В состав комиссии входит представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Движение материалов внутри организации оформляется при помощи:

·   лимитно - заборной карты;

·   требования - накладной.

Лимитно - заборные карты используются для систематического отпуска материалов со склада, при этом делается проводка Д-т 20 К-т 10 - списаны в производство материальные ценности. По окончании месяца лимитно - заборные карты сдаются складом в бухгалтерию. На основании карты составляется требование - накладная. Требование - накладная выписывается в двух экземплярах: один экземпляр служит основанием для списания ценностей, другой - для оприходования ценностей, если меняется материально-ответственное лицо.

Отпуск материальных ценностей сторонним организациям оформляется накладной на отпуск материалов на сторону. При предъявлении получателем доверенности на получение ценностей один экземпляр накладной передается получателю материалов, а другой остается на складе как основание для отпуска материалов.

Движение материалов на складе отражается в карточках складского учета. Записи в них делаются на основании первичных документов в день совершения операции. Движение материалов по складу находит свое отражение в оборотно - сальдовой ведомости.

Расчет фактической себестоимости списываемых на производство материалов производится по методу фактической себестоимости каждого вида материалов.

 

2.2 Синтетический и аналитический учёт материальных затрат

Материальные затраты - элемент себестоимости продукции (работ, услуг), который отражает стоимость следующих элементов:

¾      сырьё и основные материалы;

¾      возвратные отходы производства;

¾      покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

¾      топливо и энергия на технологические цели;

¾      и другие.

На производственных предприятиях материальные ресурсы в себестоимости выпускаемых изделий занимают значительный удельный вес. Поэтому их учёт, хранение и рациональное использование в процессе производства имеют важное значение в повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основными задачами учёта производственных запасов являются:

¾      правильное и своевременное документальное оформление всех операций по движению материальных ресурсов;

¾      контроль за сохранностью материальных ресурсов в местах их хранения и на всех стадиях движения;

¾      контроль за соблюдением установленных норм расхода материальных ресурсов в процессе производства;

¾      своевременное выявление материальных ресурсов, не используемых предприятием и подлежащих реализации другим предприятиям и др.[7]

Необходимыми условиями действенного контроля за сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов на предприятии являются:

¾      наличие прогрессивных норм расхода материальных ресурсов на единицу продукции;

В состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода.

Все материальные ресурсы отражаются в себестоимости продукции (работ, услуг) по цене приобретения без учета НДС.

Материальные затраты предприятия компенсируются за счет выручки от реализации продукции лишь в том объеме, который затрачен на реализованную продукцию. Они включаются в себестоимость продукции за вычетом стоимости возвратных отходов. [8]

Условно вся схема учёта материальных затрат на предприятии может быть представлена таким образом, как в приложении А.

Прежде чем приступить непосредственно к синтетическому и аналитическому учётам, рассмотрим роль статьи материальных затрат в общей величине затрат на производство.

Преобладание в общей сумме всех затрат удельного веса материальных затрат свидетельствует о том, что производство материалоёмкое, и, следовательно, наиболее значимые резервы снижения себестоимости продукции необходимо искать в экономии и эффективном использовании материальных ресурсов.

Динамику удельного веса материальных затрат в общей величине затрат предприятия ЧТУП «12 футов» отражает рисунок 2.1.


Рисунок 2.1 - Динамика удельного веса материальных затрат в общем объёме затрат предприятия ЧТУП «12 футов» за период 2010-2013 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Ещё одним важным моментом в рамках анализа роли материальных затрат в общем объёме затрат производства, является детализация данной статьи, графически представленная на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 - Детализация статьи затрат «Материальные затраты»

Примечание - Источник: собственная разработка

В частности, особый интерес представляют удельные веса каждой из 4-ёх статей в рамках материальных затрат. Их динамику и значения иллюстрирует рисунок 2.3.

бухгалтерский учет издержки документооборот

Рисунок 2.3 - Динамика отдельных статей в рамках элемента «Материальные затраты» издержек ЧТУП «12 футов», 2010-2013 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Исходя из рассчитанных данных, несложно заметить динамику роста удельного веса сырья и материалов в рамках элемента «Материальных затрат»: в период с 2010 по 2013 гг. на 10,13%. Однако следует также отметить тенденцию снижения доли топлива и энергии в период 2012-2013 гг. на 2,79%. Это явление явно положительное, поскольку оно свидетельствует об экономии предприятия на топливо-энергетических ресурсах без ущерба для конечных результатов финансовой деятельности.

Синтетический учёт материальных затрат ведётся на счёте 10 «Материалы». Счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении материалов.

К счету 10 "Материалы" на предприятии ЧТУП «12 футов» открыты субсчета:

¾      10-1 "Сырье и материалы";

¾      10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия";

¾      10-3 "Топливо";

¾      10-4 "Тара и тарные материалы";

¾      10-5 "Запасные части";

¾      10-6 "Прочие материалы";

¾      10-7 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты".

На субсчете 10-1 "Сырье и материалы" учитываются наличие и движение сырья, основных материалов (в том числе строительных материалов - у подрядчика), вспомогательных материалов, сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.п.

На субсчете 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия" учитываются наличие и движение полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, приобретаемых для комплектации выпускаемой продукции, которые требуют затрат по их обработке или сборке.

На субсчете 10-3 "Топливо" учитываются наличие и движение горюче-смазочных материалов.

На субсчете 10-4 "Тара и тарные материалы" учитываются наличие и движение тары, кроме используемой для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд, а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта, в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность.

На субсчете 10-5 "Запасные части" учитываются наличие и движение запасных частей, используемых при проведении ремонта для замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также шин транспортных средств в запасе и обороте.

Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

На субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитываются наличие и движение отходов производства, неисправимого брака, материалов, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в организации, изношенных шин и утильной резины и т.п.

На субсчете 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты" учитываются наличие и движение хозяйственных принадлежностей, инструментов, инвентаря, в том числе тары, используемой организацией для осуществления технологического процесса производства (технологическая тара) и для хозяйственных нужд (кроме тары, которая учитывается как основные средства в соответствии с законодательством <consultantplus://offline/ref=81969FDF06E2CD0BA6DF87B17B2CE06C9BB1B23BCC4083FF7F200C7B1507A7BEAEDFBFF4EB48669D322D9599A8S16AM>).

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта синтетический учёт производственных запасов на счёте 10 «Материалы» разрешается вести двумя способами:

¾      по фактической себестоимости;

¾      по учётным ценам. [9, c.156]

При первом способе на счёте 10 «Материалы» отражаются все расходы по их приобретению и заготовлению.

При втором способе дополнительно используют счета: 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 « Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Применение того или другого способа определяется предприятием самостоятельно и указывается в его учётной политике.

Традиционным и более упрощённым является первый способ учёта материалов. Принятие к бухгалтерскому учету фактически поступивших в организацию материалов отражается по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 75 "Расчеты с учредителями", 91 "Прочие доходы и расходы", 98 "Доходы будущих периодов".

Стоимость использованных в производстве или на другие цели материалов отражается по дебету счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные затраты", 26 "Общехозяйственные затраты", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на реализацию" и других счетов и кредиту счета 10 "Материалы".

При выбытии материалов их стоимость отражается по дебету счетов 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", 91 "Прочие доходы и расходы" и других счетов и кредиту счета 10 "Материалы".

Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по местам хранения материалов, отдельным их наименованиям и материально ответственным лицам.

Корреспонденция счета 10 "Материалы" с другими счетами установлена согласно Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 N 102, отражена в таблице B.1 приложения В.

Если же рассматривать процесс расчёта материальных затрат, то он, как правило, сопровождается следующей корреспонденцией счетов:

Дебет 20 сч. - Кредит 10 сч.

Таким образом, учёт материальных затрат представляет собой сложный и многопроцедурный процесс, обеспечивающий в конечном итоге сложную структуру организации процесса производства.

2.3 Документальное оформление, синтетический и аналитический учёт расходов на оплату труда

Как отмечалось ранее, в рамках бухгалтерского учёта, анализ такой статьи затрат, как «Расходы на оплату труда», ведётся в трёх основных направлениях:

.        Характеристика трудовых ресурсов, их состава и использования;

.        Расчёт производительности труда;

.        Структура фонда заработной платы.

Прежде чем приступить к соответствующему анализу, проследим динамику изменения удельного веса статьи «Расходы на оплату труда» в рамках общего объёма издержек предприятия ЧТУП «12 футов». Её графическая интерпретация проиллюстрирована рисунком 2.4.

 

Рисунок 2.4 - Динамика удельного веса расходов на оплату труда в общем объёме затрат предприятия ЧТУП «12 футов» за период 2010-2013 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия

Несмотря на рост удельного веса расходов на оплату труда в целом в период 2010-2013 гг., отмечается положительная тенденция снижения их доли в 2013 по сравнению с 2012 годом (на 0,4%).

Основным нормативным актом, регулирующим оплату труда на предприятии, является Трудовой Кодекс Республики Беларусь.

Состояние бухгалтерского учета на предприятии ЧТУП «12 футов» по начислению и выплате заработной платы отвечают требованиям действующего законодательства.

Организация учета оплаты труда на предприятии осуществляется укрупненным алгоритмом действий, отражающий порядок операций по оплате труда и связанных с нею расчетов, состоит из следующих этапов:

. Начисление сумм оплаты труда и других выплат работникам предприятия; выбор счетов учета.

. Расчет удержаний из заработной платы.

. Расчет сумм начислений на фонд заработной платы.

. Получение наличных денег на заработную плату в отделении банка.

. Выдача заработной платы.

Счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда, а также по выплате им дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации и служит основным объектом синтетического учёта расходов на оплату труда.

Начисленные суммы затрат на оплату труда, подлежащие выплате работникам, отражаются по дебету счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные затраты", 26 "Общехозяйственные затраты", 28 "Брак в производстве" и других счетов и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Суммы оплаты отпусков работников, начисленные за счет созданного в установленном порядке резерва на эти цели, отражаются по дебету счета 96 "Резервы предстоящих платежей" и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Начисленные пособия за счет отчислений в Фонд социальной защиты населения отражаются по дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Начисленные работникам дивиденды и другие доходы от участия в уставном фонде организации отражаются по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Выплаченные работникам суммы заработной платы, пособий за счет отчислений в Фонд социальной защиты населения, дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации и т.п. отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" и других счетов.

Суммы удержанных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счетов 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и других счетов.

Начисленные, но не выплаченные работникам в установленный срок суммы, отражаются по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет 76-5 "Расчеты по депонированным суммам").

Аналитический учет по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" ведется по каждому работнику.

Корреспонденция счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" с другими счетами установлена согласно приложению 45 к Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 N 102 представлена в приложении С.

Для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы используют унифицированные формы первичных учетных документов.

Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу и приказ (распоряжение) о приеме работников на работу применяются для оформления и учета принимаемых на работу по трудовому договору (контракту). Составляются лицом, ответственным за прием, на всех лиц, принимаемых на работу в организацию. На предприятии ЧТУП «12 футов» - это его руководитель.

В приказах указываются наименование структурного подразделения, профессия (должность), испытательный срок, а также условия приема на работу и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.)

Подписанный руководителем организации приказ объявляют работнику (работникам) под расписку. На основании приказа в трудовую книжку вносится запись о приеме на работу, заполняется личная карточка, а в бухгалтерии открывается лицевой счет работника

Личная карточка работника заполняется на лиц, принятых на работу на основании приказа о приеме на работу, трудовой книжки, паспорта, военного билета, документа об окончании учебного заведения и других документов, предусмотренных законодательством, а также сведений, сообщенных о себе работником.

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации.

Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации ЧТУП «12 футов».

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику и приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам применяются для оформления и учета отпусков, предоставляемых работнику (работникам) в соответствии с законодательством, коллективным договором, нормативными актами организации, трудовым договором (контрактом).

График отпусков предназначен для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работникам всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам. График отпусков - сводный график. При его составлении учитываются действующее законодательство, специфика деятельности организации и пожелания работника.

Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником применяется для оформления и учета увольнения работника (работников). Заполняются и подписываются руководителем организации, объявляются работнику (работникам) под расписку.

На основании приказа делается запись в личной карточке, лицевом счете, трудовой книжке.

Приказ (распоряжение) о поощрении работника применяется для оформления и учета поощрений за успехи в работе. Составляются на основании представления руководителя структурного подразделения организации, в котором работает работник. Подписывается руководителем организации, объявляется работнику (работникам) под расписку.

Табель учета рабочего времени предназначен для учета использования рабочего времени и расчета заработной платы.

Табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

Табельный учет осуществляет бухгалтер.

Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производят обычно в расчетно-платежной ведомости , которая, кроме того, служит и документом для выплаты заработной платы за месяц. В левой части этой ведомости записывают суммы начислений заработной платы по ее видам (сдельно, повременно, премии и разного рода оплаты), а в правой - удержания по их видам и сумму к выдаче. На каждого работника в ведомости отводят одну строку.

На выданную сумму заработной платы составляется расходный кассовый ордер, номер и дата которого проставляются на последней странице ведомости.

Расчетно-платежная ведомость выполняет несколько функций - расчетного документа, платежного документа - и, кроме того, служит регистром аналитического учета расчетов с работниками по заработной плате.

Однако в силу непрактичности использования расчётно-платёжных ведомостей на предприятии ЧТУП «12 футов» для подсчета средней заработной платы за какой-либо предшествующий период (например, за три месяца при оплате отпуска) на каждого работника открывают лицевые счета. Они содержат необходимые сведения о работнике (семейное положение, разряд, оклад, стаж работы, время поступления на работу и др.), все виды начислений и удержаний из заработной платы, за каждый месяц. По этим данным легко рассчитать средний заработок за любой период времени.

Таким образом, организация процесса производства зависит от специфики деятельности предприятия и структуры его управления, поэтому процесс производства имеет свои особенности для каждого вида деятельности. Но для производства любого типа характерно, что в производственном процессе по изготовлению продукции, выполнению работ и услуг используются материальные и трудовые ресурсы, которые обеспечивают процесс производства. Материальные и трудовые затраты, в свою очередь, занимают доминантные места в структуре себестоимости в целом, составив в 2013 году 45,75% и 24,76%, соответственно. Это позволяет говорить о перспективах поиска резервов снижения себестоимости, связанных конкретно с этими статьями затрат.

3. Направления совершенствования бухгалтерского учёта материальных затрат и оплаты труда на предприятии «12 футов»

Эффективность деятельности любого предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в материалах и оптимизации структуры его затрат, в частности материальных. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации материальных затрат, поэтому меры по уменьшению доли материальных затрат приведут к улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия. Среди них можно выделить:

. Отлаженная работа с поставщиками.

Заказы на приобретение материалов должны делаться только после того, как одобрен выбор поставщика. Для этого можно составить специальные перечни поставщиков. Ведение таких перечней сокращает время, расходуемое на поиск необходимой информации, что при повторе заказа существенно снижает как операционные, так и материальные затраты. Такой перечень должен постоянно пополняться новой информацией о товарах или возникающих проблемах с действующими поставщиками. На данном предприятии отсутствуют записи проведения анализа поставщиков. Для проведения объективного анализа должна быть разработана методика, которая максимально бы предоставляла алгоритм выбора и оценки поставщиков на основании выполнения установленных критериев по конкретным позициям. Материалы закупаются на основании 3-х основных критериев: цена, качество и сроки.

В связи со всем вышеизложенным для ЧТУП «12 футов» особенно важно:

¾      вести оценку и повторную оценку поставщиков с целью определения наиболее выгодных для него партнеров;

¾      определить критерии оценки поставщиков.

Также отрицательным в учете расчетов с поставщиками является несвоевременное оформление документов по поступлению материалов. Необходимо установить четкие сроки сдачи сотрудниками первичной документации.

. Проверка качества материалов, укомплектованности поставок при получении материалов.

Информация о необходимых материалах формируется на уровне экономиста. Контроль закупленных материалов осуществляется только визуально - по количеству и качеству. Этого может оказаться не всегда достаточным. При выявлении брака осуществляется замена товара. При необходимости, оформляется претензия, а в особых случаях - отказ от покупки у данного поставщика с последующим исключением данного поставщика из действующего реестра поставщиков. Нужно описать требования к закупаемой продукции и в дальнейшем осуществлять контроль закупаемых материально-производственных запасов согласно этим требованиям. [10]

. Соблюдение условий хранения материалов.

Должна быть минимизирована вероятность порчи материалов на складе. Для этого нужно соблюдать правила пожарной безопасности, исключить хранение на открытом воздухе. Необходимо минимизировать потери запасов в результате краж, злоупотреблений, порчи, непроизводительного расходования.

. Регулярное проведение инвентаризаций.

В организации инвентаризации должны проводиться через запланированные промежутки времени с целью обеспечение соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию материально-производственных запасов. [11, c. 42] На данном предприятии нет установленного графика проведений проверок. На данный момент документированная процедура по проведению инвентаризаций на предприятии отсутствует.

Для выполнения этого пункта необходимо:

¾      разработать документировано оформленный порядок проведения инвентаризаций;

¾      осуществлять проверки в соответствии с этим порядком;

¾      использовать результаты инвентаризаций для улучшения работы организации;

¾      обучить сотрудников правильному проведению инвентаризации;

¾      обеспечить этих сотрудников необходимым инвентарем.

. Рациональное использование материалов.

Важное условие повышения эффективности использования материальных ресурсов, и как следствие, сокращение величины материальных затрат на предприятии ЧТУП «12 футов» - усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности работников и руководителя в рациональном использовании указанных ресурсов.

. Организация документооборота.

На предприятии ЧТУП «12 футов» отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций.

Главному бухгалтеру следует составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов с указанием сроков исполнения. [12, c. 43]

. Автоматизация учета материалов и материальных затрат.

Для упрощения учета материалов в бухгалтерии необходимо автоматизировать учёт материальных затрат. В условиях уже существующих на предприятии ЧТУП «12» автоматизированных систем, главная задача видится в их обновлении.

Таким образом, предложенные выше меры позволят оптимизировать структуру затрат в сторону уменьшения в них статьи «Материальные затраты».

Что же касается статьи «Расходы на оплату труда», то основной рекомендацией в данном случае могло бы стать предложение по усилению заинтересованности работников в результатах труда. В этих условиях рост статьи «Расходы на оплату труда» будет сопровождаться ростом производительности труда. То есть в подобном тандеме рост данной статьи не является отрицательной тенденцией. Это скорее, предсказуемая реакция на рост эффективности труда. Подобного рода мотивация может выражаться в форме материальных поощрений и в качестве доли (%) от суммы выручки, приходящейся на перевыполнение плана.

Ещё одним возможным направлением совершенствования учёта затрат на оплату труда на предприятии ЧТУП «12 футов» может стать усиление руководителем предприятия контроля за правильным использованием фонда заработной платы на основе внедрения принципов нормативного учета расходов на оплату труда. Внедрение нормативного учета позволяет фиксировать все случаи выплат за нарушение условий труда и формировать сводную информацию о размерах, причинах и виновниках отрицательных отклонений от норм для анализа и своевременного принятия мер по их минимизации и полной ликвидации.

Очередной мерой в рамках данного учёта может стать дальнейшее совершенствование документооборота по учету выработки и заработной платы, в частности, сокращение количества первичных документов на основе автоматизации первичного учета и внедрения машиночитаемых документов вместо бумажных. Данная мера подходит в качестве возможного мероприятия по совершенствованию учёта материальных затрат. Совершенствованию документооборота способствуют интеграция учета выполнения графиков производства с учетом выработки и заработной платы, внедрение систем учета выработки, ориентированных на оплату конечных результатов труда. [13, c. 48]

В конечном итоге описанные выше меры позволят некоторым образом изменить структуру затрат предприятия ЧТУП «12 футов» в целом, что, в свою очередь, положительно скажется на функционировании всего предприятия в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов <#"789210.files/image007.gif">

Рисунок А.1 - Механизм учёта материальных затрат

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных [5]

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Таблица В.1 - Корреспонденция счёта 10 «Материалы» с другими счетами

 По дебету с кредитом счетов

06 Долгосрочные финансовые вложения

Вложения в долгосрочные активы

Материалы

Заготовление и приобретение материалов

Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам

Основное производство

Вспомогательные производства

Брак в производстве

Обслуживающие производства и хозяйства

Товары

Готовая продукция

Расходы на реализацию

Краткосрочные финансовые вложения

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

Расчеты по налогам и сборам

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Расчеты с персоналом по оплате труда

Расчеты с подотчетными лицами

Расчеты с учредителями

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Внутрихозяйственные расчеты

Целевое финансирование

Доходы и расходы по текущей деятельности

Прочие доходы и расходы

Недостачи и потери от порчи имущества

Доходы будущих периодов 06 Долгосрочные финансовые вложения

Вложения в долгосрочные активы

Материалы

Основное производство

Вспомогательные производства

Общепроизводственные затраты

Общехозяйственные затраты

Брак в производстве

Обслуживающие производства и хозяйства

Расходы на реализацию

Товары отгруженные

Краткосрочные финансовые вложения

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

Расчеты с учредителями

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Внутрихозяйственные расчеты

Доходы и расходы по текущей деятельности

Прочие доходы и расходы

Недостачи и потери от порчи имущества

Резервы предстоящих платежей

97 Расходы будущих периодов


Примечание - Источник: [18]

ПРИЛОЖЕНИЕ С

 

Таблица С.1 - Корреспонденция счёта 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» с другими счетами

 По дебету с кредитом счетов

 По кредиту с дебетом счетов

28 Брак в производстве

Касса

Расчетные счета

Валютные счета

Специальные счета в банках

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

Расчеты по налогам и сборам

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Расчеты с подотчетными лицами

Расчеты с персоналом по прочим операциям

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Внутрихозяйственные расчеты

Доходы и расходы по текущей деятельности

Страховые взносы (премии)

Недостачи и потери от порчи имущества 08 Вложения в долгосрочные активы

Материалы

Основное производство

Вспомогательные производства

Общепроизводственные затраты

Общехозяйственные затраты

Брак в производстве

Обслуживающие производства и хозяйства

Расходы на реализацию

Касса

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Расчеты по прямому страхованию и перестрахованию

Внутрихозяйственные расчеты

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Доходы и расходы по текущей деятельности

Прочие доходы и расходы

Резервы предстоящих платежей

97 Расходы будущих периодов


Примечание - Источник: [18]

Похожие работы на - Документальное оформление учёта материальных затрат на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!