Единый налог на вмененный доход

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,93 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Единый налог на вмененный доход














Реферат

Единый налог на вмененный доход

Введение

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях.

Налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических, и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей.

Действовавший еще до принятия Кодекса единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности упрощенная система налогообложения начиная с 2003 г., с принятием двух новых глав Кодекса, стали функционировать в обновленной редакции в виде специальных налоговых режимов.

Введение специальных налоговых режимов было обусловлено необходимостью поддержки и развития малого бизнеса, снижения налогового бремени, с другой стороны налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков упрощен, т.к. размер налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности.

Недостатком ЕНВД является то, что его размер не зависит от реально полученного дохода, а зависит либо от площади помещения, либо от количества работников. Размеры налога устанавливаются региональным законодательством.

1. Правовое регулирование единого налога на вмененный доход

единый налог доход вмененный

Федеральным законом от 24.06.2002 Ш04-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон №104-ФЗ) введены в действие главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Глава 26.3 НК РФ практически заменяет Федеральный закон от 31.07.1998 №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее - Закон №148-ФЗ), который утрачивает силу с момента введения в действие главы 26.3 НК РФ - с 1 января 2003 года.

Вышеуказанная глава НИ РФ действует 1 января 2003 года с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2002 №191 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее - Закон №191тФЗ).

Особенностью и сущностью единого налога на вмененный доход (ЕНВД) по-прежнему является определение налоговой базы не по отчетности, а на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты. В основу расчета налоговой базы положены не экономические, а физические показатели сферы деятельности организации, переходящей на уплату ЕНВД, такие как количество работников, площадь помещения, количество транспортных средств, количество торговых мест.

Перевод на уплату ЕНВД обусловлен рядом обстоятельств, вытекающих из действующего налогового законодательства и негативной практики уплаты налогов отдельными (в основном малыми) хозяйствующими структурами.

Во-первых, действующая система налогообложения громоздка, содержит большое количество налогов с разными объектами налогообложения, что создает сложности в расчетах хозяйствующих субъектов с бюджетом и в осуществлении предпринимательской деятельности.

Во-вторых, существуют некоторые сферы предпринимательской деятельности, в которых учет доходов и контроль за полнотой уплаты налога затруднены. Это в основном сферы деятельности, применяющие налично-денежные расчеты, например торговля, оказание услуг населению.

В главе 26.3 НК РФ прописаны общие принципы уплаты ЕНВД определены виды деятельности, переводимые на уплату этого налога, даны понятие базовой доходности, корректирующие коэффициенты, ставка и порядок зачисления сумм ЕНВД в бюджет.

Этот налог по-прежнему остается обязательным, и выбирать: переходить на его уплату или нет, - налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в главе 26.3 НК РФ, не смогут.

Согласно ст. 346.26 НК РФ система обложения ЕНВД вводится региональными законодательными актами и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Представительным органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в региональных законах «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» отражать:

порядок введения ЕНВД в регионе;

виды предпринимательской деятельности, которые переводятся на уплату ЕНВД (в пределах перечня видов деятельности, указанных в главе 26.3 НК РФ);

корректирующий коэффициент базовой доходности, который учитывает совокупность факторов, таких как ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, доходность, время и место работы (этот коэффициент определен как коэффициент К2).

Из вышеизложенного следует, что согласно главе 26.3 РЖ РФ плательщиками ЕНВД должны быть организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые в субъекте Российской Федерации, где осуществляется их деятельность, переведены на уплату ЕНВД.

Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

оказание бытовых услуг;

оказание ветеринарных услуг;

оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 м;

оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Отметим, что по сравнению с видами деятельности, предусмотренными Законом №148-ФЗ, их количество значительно сократилось. Так, с 2003 года нельзя перевести на уплату ЕНВД такие виды деятельности, как оказание бухгалтерских, аудиторских, медицинских, юридических услуг, а также виды деятельности в сфере образования и предоставления автомобильных стоянок и гаражей.

Изменены критерии перевода на уплату ЕНВД предприятий розничной торговли и общественного питания. Если согласно Закону №148-ФЗ критерием перевода на этот налог являлась численность работающих в этих предприятиях: в предприятиях розничной торговли - не более 30, в предприятиях общественного питания - не более 50 человек, - то с 2003 года выше указанные организации могут быть переведены на уплату ЕНВД если площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не превышает 150 м.

В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями ЕНВД предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в от ношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога с продаж (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество предприятий (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагают единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (е отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляется налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное 1 пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167 - ФФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

2. Основные понятия, применяемые в главе 26.3 НКРФ

единый налог доход вмененный

А) Розничная торговля.

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (данное дополнение внесено Федеральным законом от 07.07.2003 №117-ФЗ и введено в действие с 1 января 2004 года). Вместе с тем следует иметь в виду, что розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли предполагает заключение между розничными продавца ми и покупателями договоров розничной купли-продажи.

Таким образом, одним из основных условий, позволяющих отнести осуществляемую налогоплательщиком деятельность, связанную с реализацией товаров, к деятельности в сфере розничной торговли, является факт заключения им с покупателем договоров розничной купли-продажи.

Учитывая данное обстоятельство, а также принимал во внимание предусмотренное главой 26.3 НК РФ определение розничной торговли, розничными продавцами и, следовательно, плательщиками единого налога на вмененный доход признаются налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт на основе договоров розничной купли-продажи. Торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт, осуществляемые налогоплательщиками (поставщиками, производителями) на основе договоров поставки параграф 3 главы 30 ГК РФ) либо на основе иных договоров гражданско-правового характера, содержащих признаки договора поставки, относятся к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от снятия которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

При этом в целях применения единого налога на вмененный доход под наличным расчетом следует понимать расчет наличными деньгами (ст. 140, 861 ГК РФ), а од безналичным расчетом - расчет платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо, а также расчет в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 861,862 ГК РФ).

Исходя из этого предпринимательская деятельность, связанная с розничной торговлей товарами, осуществляемой налогоплательщиками с использованием любых безналичных форм расчетов (за исключением расчетов по платежным картам), не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами и оказание услуг покупателям, как за наличный расчет, так и по безналичному расчету (за исключением расчетов по платежным картам), привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход только в отношении результатов розничной торговли за наличный расчет и по платежным картам. Доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной торговли по безналичному расчету (за исключением расчетов по платежным картам), подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов.

В аналогичном порядке следует рассматривать и деятельность аптечных учреждений, осуществляющих реализацию населению по льготным рецептам (льготным ценам) готовых лекарственных препаратов за наличный расчет.

Такие аптечные учреждения признаются плательщиками единого налога на вмененный до ход в части доходов, полученных ими от реализации населению готовых лекарственных препаратов [том числе и по льготным рецептам (ценам)], а также иных имеющихся в ассортименте товаров за наличный расчет. Доходы, полученные аптечными учреждениями в цент реализованном порядке от местных органов здравоохранения территориальных бюджетов) а счет возмещения затрат, связанных с приобретением и дальнейшей реализацией (передачей) отдельным категориям граждан по льготным рецептам (льготным ценам либо бесплатно) готовых лекарственных препаратов, также подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым вышеуказанными налогоплательщиками видам предпринимательской деятельности.

Кроме того, следует иметь в виду, что к товарам, реализуемым через розничную торговую сеть, относится также продукция собственного производства.

Вместе с тем необходимо отметить, что деятельность, а сфере производства готовой продукции является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на извлечение доходов от реализации изготовленной продукции, как через розничную, так и через оптовую торговую сеть.

При этом реализация продукции собственного производства через розничную торговую сеть является одним из способов извлечения «'субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности, а сфере производства готовой продукции.

Учитывая, что данный вид предпринимательской деятельности не подпадает под действие главы 26.3 НК РФ, доходы, извлекаемые субъектами предпринимательской деятельности от реализации продукции собственного производства через принадлежащие им (используемые ими) объекты организации торговли, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо, по их желанию, в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Если субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность в сфере производства продукции, реализуют через принадлежащие им (используемые ими) объекты организации торговли, приобретенные товары (помимо продукции собственного производства), доходы, извлекаемые ими от реализации приобретенных товаров, подлежат в установленном порядке обложению единым налогом на вмененный доход по деятельности в сфере розничной торговли.

В этих целях данные налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому осуществляемому ими виду предпринимательской деятельности.

При этом следует иметь в виду, функциональное деление площади торгового зала для целей исчисления единого налога на вмененный доход в вышеуказанных случаях не производится.

Что касается реализации товаров по договору о продаже товаров в кредит, то следует отметить, что определяющим условием при решении вопроса об отнесении сделок, связанных с розничной куплей-продажей товаров в кредит, к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли является применение в соответствии с договором розничной купли-продажи (на условиях кредитования) наличной формы расчетов за приобретенный товар (предоставленный кредит).

Б) Площадь торгового зала.

При исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговый зал, в качестве физического показателя базовой доходности используется площадь торгового зала в квадратных метрах (ст. 346.29 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли.

Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определениях под площадью торгового зала магазина понимается часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина (часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей), площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Таким образом, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал (магазин, павильон), учитывается площадь всех помещений такого объекта (включая площади объекта организации торговли, отнесенные ГОСТ Р 51303-99 к площади торгового зала) и прилегающих к нему от крытых площадок, фактически используемых ими для осуществления розничной торговли товарами (оказания услуг покупателям).

Площади складски, офисных, подсобных и иных помещений объекта организации торговли, не предназначенных для ведения розничной торговли оказания услуг покупателям), учитываются при исчислении единого налога на вмененный доход только в случае, если такие помещения фактически используются налогоплательщиком для розничной торговли товарами | оказания услуг покупателям).

При этом в целях применения единого налога на вмененный доход площадь вышеуказанных помещений в одном объекте организации торговли не должна превышать 150 квадратных метров.

Налогоплательщики, превысившие данное ограничение хотя бы по одному объекту организации торговли, не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

Перевод налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным объектам организации торговли, соответствующим установленным ограничениям площади торгового зала, либо только по объектам иных типов (при одновременном осуществлении деятельности через объекты организации торговли различных типов) главой 26.3 НК РФ не предусмотрен.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 346.27 НК РФ площадь торгового зала определяется на основе правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

К таким документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимые сведения о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждавшую право на пользование данным объектом [договор передачи, договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право торговли на открытой площадке и т.д.].

Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Физические и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора при определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

Ограничения гражданских прав допустимы только на основании федерального законодательства и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, при заключении договора аренды стороны вправе самостоятельно определять объект и условия договора, в том числе размер арендуемой площади, за которую арендатор (наниматель) вносит арендную плату и которая подлежит учету при исчислении единого налога на вмененный доход.

Исходя из этого наличие у налогоплательщика нескольких договоров аренды торговых площадей в одном объекте организации торговли, имеющем торговый зал (торговые залы), является основанием для учета таких площадей в целях применения единого налога на вмененный доход отдельно по каждому арендованному им месту (объекту) организации торговли. Суммарный учет торговых площадей в этом случае не производится.

В случае осуществления налогоплательщиками розничной торговли через принадлежащие им (арендованные ими) объекты организации торговли, имеющие несколько обособленных торговых залов (в том числе расположенных на разных этажах этих объектов), учет торговой площади для целей применения единого налога на вмененный доход производится по совокупности всех торговых площадей таких объектов, используемых налогоплательщиками для ведения розничной торговли (оказания услуг покупателям).

В) Площадь зала обслуживания посетителей.

В целях исчисления налоговой базы в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания с применением физического показателя базовой доходности - площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах) - к услугам общественного питания следует относить услуги питания, оказываемые ресторанами, кафе, столовыми, закусочными, барами, предприятиями (объектами общественного питания) других типов, имеющими залы обслуживания посетителей, а также, услуги по организации досуга (музыкальное обслуживание, проведение концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда), оказываемые пред предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей.

Исходя из этого услуги общественного питания, оказываемые налогоплательщиками через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей (открытых площадок), предназначенных для организации потребления на месте изготовленной кулинарной продукции (палатки, ларьки, киоски, лотки и т.д.), а равно и услуги общественного питания, оказываемые налогоплательщиками одновременно через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей площадью до 150 квадратных метров, и объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, не подпадают под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Учитывая, что перевод налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг общественного питания по отдельным объектам организации общественного питания, подпадающим под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, главой 26.3 НК РФ не предусмотрен, налогообложение результатов деятельности таких налогоплательщиков осуществляется в общеустановленном порядке либо, по их желанию, в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 Налогового Кодекса.

В соответствии си. 15 Приложения А к ГОСТ Р 50647-94 Российской Федерации «Общественное питание. Термины и определениях», утвержденному постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 №35, залом предприятия общественного питания является специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления готовой кулинарной продукции.

В этой связи при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, занятыми деятельностью в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой при использовании зала обслуживания посетителей площадью не более 150 квадратных метров, учитываются площади всех специально оборудованных помещений объекта организации общественного питания и прилегающих к нему открытых площадок, предназначенных для реализации и организации потребления готовой кулинарной продукции, а также иных помещений такого объекта, фактически используемых налогоплательщиками в указанных целях (в том числе и площади помещений раздачи и подогрева готовой кулинарной продукции при условии расположения их в зале обслуживания посетителей). Определение таких площадей осуществляется налогоплательщиками на основе соответствующих правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Согласно п. 13 ГОСТ Р 50647-94 под буфетом понимается структурное подразделение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации мучных кондитерскими булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ас сортимента блюд несложного приготовления.

Таким образом, при наличии условий для потребления на месте вышеуказанной кулинарной продукции (площадью до 150 квадратных метров) буфеты признаются объектами организации общественного питания и подлежат переводу на систему налогообложения, а виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В случае оказания налогоплательщиками услуг общественного питания через принадлежащие им (арендованные ими) объекты организации общественного питания, имеющие несколько обособленных залов обслуживания посетителей, учет площади зала обслуживания посетителей для целей исчисления единого налога на вмененный доход производится по совокупности всех площадей помещений (залов) таких объектов, используемых налогоплательщиками для оказания вышеприведенных услуг общественного питания.

Наличие у налогоплательщиков нескольких договоров аренды помещений, используемых под залы обслуживания посетителей, в одном объекте организации общественного питания, имеющем несколько обособленных залов обслуживания посетителей, является основанием для учета таких площадей в целях исчисления единого налога на вмененный доход отдельно по каждому арендованному ими помещению (залу обслуживания посетителей) в объекте организации общественного питания.

При этом площадь вышеуказанных помещений в одном объекте организации общественного питания не должна превышать 150 квадратных метров.

Налогоплательщики, превысившие данное ограничение хотя бы по одному объекту организации общественного питания, не подлежат переводу на систему налогообложения е виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Г) Количество работников, включая индивидуального предпринимателя.

Под физическим показателем «количество работников, включая индивидуального предпринимателях в целях исчисления единого налога на вмененный доход следует понимать численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству) в тех сферах предпринимательской деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, определяемую за налоговый период в порядке, предусмотренном инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 №121 (утратила силу с 04.08.2003) и в соответствии с Порядком заполнения сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 №72 (введен в действие с 04.08.2003).

При определении налогоплательщиками данного физического показателя среднесписочная (средняя) численность работников административно-управленческого персонала (руководителей, работников финансовых, экономически, маркетинговых и иных служб) и вспомогательного персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей и т.д.), участвующих одновременно во всех видах деятельности таких налогоплательщиков, распределяется по видам их деятельности пропорционально среднесписочной (средней) численности работников, исчисленной налогоплательщиками за налоговый период по каждому осуществляемому ими виду деятельности.

При осуществлении индивидуальными предпринимателями самостоятельно видов предпринимательской деятельности, предусматривающих применение вышеуказанного физического показателя базовой доходности, значение такого показателя за налоговый период принимается равным единице.

В случае осуществления индивидуальными предпринимателями таких видов предпринимательской деятельности с привлечением наемных работников либо других субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей) величина данного физического показателя базовой доходности принимается равной средней (среднесписочной) за налоговый период численности всех работников (а том числе других субъектов предпринимательской деятельности), участвующих в этой деятельности, включая индивидуального предпринимателя.

При этом следует иметь в виду, что субъекты предпринимательской деятельности, заключившие с индивидуальным предпринимателем договоры гражданско-правового характера о вы полнении работ (оказании услуг), подпадающих под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, рассматриваются для целей налогообложения в качестве самостоятельных плательщиков единого налога на вмененный доход. Исчисление и уплата единого налога осуществляются такими субъектами предпринимательской деятельности на общих для всех плательщиков единого налога основаниях.

Д) Транспортные средства.

В целях применения единого налога на вмененный доход под транспортными средствами следует понимать автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили).

К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Под количеством эксплуатируемых транспортных средств, следует понимать количество транспортных средств, находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг.

Под физическим показателем «количество автомобилей, используемых для перевозки пассажиров и грузов» понимается количество автотранспортных средств (из числа эксплуатируемых), фактически используемых налогоплательщиками для перевозки пассажиров и грузов в течение налогового периода по единому налогу.

Таким образом, в целях исчисления единого налога на вмененный доход в отношении результатов предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, налогоплательщики, осуществляющие данный вид предпринимательской деятельности, включают в физический показатель базовой доходности только то количество находящихся в эксплуатации транс портных средств, которое фактически используется ими для перевозки пассажиров и грузов в течение налогового периода по единому налогу.

Транспортные средства (из числа эксплуатируемых), не задействованные налогоплательщиками по тем или иным объективным причинам (нахождение в ремонте, прохождение технического осмотра, отсутствие заказов и т.д.) в осуществляемой ими в течение налогового периода (календарного месяца налогового периода) деятельности, не учитываются при определении величины физического показателя базовой доходности, используемого в расчете налоговой базы по единому налогу на вмененный доход.

Е) Технически сложные товары бытового назначения.

К технически сложным товарам бытового на значения относятся бытовые товары, требующие определенных условий хранения и продажи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного использования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного то вара и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

3. Налогоплательщики и налоговая база

Согласно ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен этот налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные ст. 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления вышеуказанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату ЕНВД, введенного в этом субъекте Российской Федерации.

При решении вопроса перевода на уплату ЕНВД налогоплательщиков по такому виду деятельности, как розничная торговля, необходимо иметь в виду следующее.

Согласно ст. 346.27 НК РФ, в целях главы 26.3 НК РФ, розничная торговля - это торговля товарами и оказание покупателям услуг за наличный расчет. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, таких как автомобили легковые и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и природный газ. Реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания также не относится к розничной торговле.

Вышеприведенное определение розничной торговли несколько отличается от розничной купли-продажи данного Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).

Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли - продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Следовательно, плательщиками ЕНВД по виду деятельности «розничная торговля» являются организации и индивидуальные предприниматели, ^реализующие товар и оказывающие услуги за наличный расчет, без учета их дальнейшего использования.

Кроме того, в соответствии с постановлением Госкомстата России от 19.08.1998 №89 «Об утверждении Методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий» под торговой деятельностью понимается приобретение организацией товара с целью последующей реализации без изменения технических, качественных и иных характеристик товара. При этом следует иметь в виду, что продажа собственной продукции через магазины, являющейся структурными подразделениями организации, является не чем иным, как способом реализации продукции предприятия, а не торговой деятельностью, что соответствует нормам налогового учета доходов от реализации продукции собственного производства при определении налоговой базы по налогу на прибыль предприятия и действующему порядку ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, организации, реализующие произведенную продукцию через собственную торговую сеть, не рассматриваются как торговые организации и не переводятся на уплату ЕНВД; они выступают в качестве производителя, осуществляющего реализацию собственной продукции.

Учитывая данные обстоятельства, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли и реализующие наряду с приобретенными товарами продукцию собственного производства, по сути, извлекают доходы от двух разных видов деятельности, результаты от занятиями которыми в соответствии с действующим законодательством подлежат раздельному учету и налогообложению.

Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли являются плательщиками ЕНВД только в части доходов от реализации приобретенных товаров. Доходы, извлекаемые предпринимателями от реализации продукции собственного производства, не подпадают под действие главы 26.3 НК РФ и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов.

Следует обратить налогоплательщиков, деятельность которых осуществляется согласно договорам комиссии, на особенности реализации товаров через розничную торговую сеть.

Если по договору комиссии в соответствии со ст. 990 ГК РФ одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента, ответственность по сделкам по продаже товаров несет комиссионер, и права по ним переходят к комиссионеру.

В этом случае организации-комиссионеры, фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, могут быть переведены на уплату ЕНВД в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей.

Необходимо также иметь в виду, что если индивидуальный предприниматель на основании заключенного с другим предпринимателем гражданско-правового договора осуществляет деятельность, подпадающую под действие законодательства о ЕНВД и получает от работодателя вознаграждение за выполненную работу, то он является самостоятельным плательщиком ЕНВД.

Это следует из положений ст. 44 НК РФ, согласно которой обязанности по уплате конкретного налога или сбора возлагаются на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обстоятельствами, с которыми законодательство о ЕНВД связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате данного налога, являются вид осуществляемой предпринимательской деятельности, а также наличие источника доходов от такой деятельности.

На основании вышеизложенного с момента вступления в силу на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законодательного акта о ЕНВД под его действие подпадают все субъекты предпринимательства, фактически осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных данным законодательным актом, вне зависимости от способа осуществления такой деятельности - самостоятельно либо на основании заключенных с другими субъектами предпринимательской деятельности гражданско-правовых договоров.

Налогоплательщики, осуществляющие отдельные виды деятельности, переводимые на уплату ЕНВД, не систематически или временно, должны иметь в виду следующее.

Согласно п. 3 ст. 346. 26 НК РФ ЕНВД устанавливается и вводится в действие нормативными и правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Исходя из содержания вышеназванной статьи НК РФ, плательщиками ЕНВД являются организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, указанных в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Таким образом, после принятия законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативного правового акта о введении на своей территории ЕНВД переход на уплату вышеуказанного налога организациями, осуществляющими виды деятельности, определенные этим нормативным правовым актом, является обязательным независимо от того, носит такая деятельность временный или постоянный характер.

При определении плательщиков ЕНВД по виду оказываемых бытовых услуг необходимо иметь в виду, что к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и населению, классифицируемые Общероссийским классификатором услуг ОК 002-93, утвержденным постановлением Госкомстата России от 28.06.1993 №163, по группе 01 «Бытовые услуги» (за исключением услуг ломбардов).

Услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств классифицируются согласно ОК 002-93 по коду под группы 017000.

При осуществлении парикмахерских услуг следует пользоваться Классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (в ред. 1/94, 2/95,3/96 ОКДП).

К услугам общественного питания следует относить платные услуги, классифицируемые по кодам подгрупп 122100,122500.

Платные автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов классифицируются по следующим кодам: 021520, 021523, 021525, 21527, 021532, 021533, 21535, 02153, 021540, 021542, 021543, 021545, 021547, 021548, 021550, 021552,021553 и коду подгруппы 022500 Общероссийского классификатора.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что в случае осуществления разных видов предпринимательской деятельности по видам деятельности, не переведенным на уплату ЕНВД, налоги исчисляются и уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Кроме того, согласно ст. 346.12 НК РФ плательщики ЕНВД не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Налоговая база.

Согласно ст. 346.29 НК РФ объектам обложения ЕНВД является вмененный доход. Вмененным доходом считается потенциально возможный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Показатели базовой доходности и физические показатели по каждому виду деятельности переводимой на уплату ЕНВД, установлены в ст. 346.29 НКРФ.

Поскольку базовая доходность всех видов предпринимательской деятельности, переводимых на уплату ЕНВД, установлена на единицу физического показателя в расчете на месяц, у налогоплательщика возникает необходимость ежемесячного определения физических показателей при расчете налоговой базы за налоговый период.

Следует иметь в виду, что согласно п. 9 ст. 346.29 Н К РФ в случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик учитывает при исчислении суммы ЕНВД вышеуказанное изменение с начала того месяца, в котором это изменение произошло.

Для таких видов предпринимательской деятельности, как оказание бытовых и ветеринарных услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, физическим показателем является количество работников, включая индивидуального предпринимателя.

При определении физических показателей по вышеуказанным видам деятельности количество работающих для расчета налоговой базы должно определяться ежемесячно с учетом изменения их количества в течении месяца. Согласно абзацу 19 ст. 346.27 НК РФ количеством работников за налоговый период считается их среднесписочная численность с учетом всех работников. При этом в количество работников организации должны включаться как штатные работники, так и внешние совместители и работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера.

Для розничной торговли, осуществляемо через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, в качестве физического показателя определена площадь торгового зала, и для общественного питания - площадь зала обслуживания посетителей.

Определение площади торгового зала (зала обслуживания посетителей) признается площадь всех помещений (в том числе и арендованных) и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентарных и правоустанавливающих документов.

При определении площади зала обслуживания посетителей к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий общественного питания других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставления газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов и бильярда), оказываемые предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей.

Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» площадь торгового зала магазина включает установочную площадь магазина, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Установочной площадью магазина является часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

Площадь демонстрационных залов должна также учитываться при расчете налоговой базы по ЕНВД.

Кроме того, согласно ГОСТ Р 51773-2001 часть торговой площади магазина может выделяться для оказания покупателям различных услуг, таких как:

прием и исполнение заказов на товары, в том числе комплектация подарочных наборов;

прием стеклопосуды;

аудио, видеозаписи, их прослушивание и просмотр;

раскрой тканей;

нарезка стекла;

гравировка изделий;

бюро обслуживания покупателей, организация доставки товаров, прием и хранение вещей покупателей, упаковывание купленных в магазине товаров, заказ такси, справочное бюро;

хранение купленных товаров и (или) вещей покупателей и др. Согласно ст. 346.27 НК РФ вышеприведенные виды услуг,

оказываемые покупателям за наличный расчет, относятся к розничной торговле, а, следовательно, площадь, используемая для оказания услуг покупателям, включается в площадь торгового зала.

Поскольку обязанность по уплате ЕНВД появляется у налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю в магазинах и павильонах с площадью торгового зала, не превышающей 150 м то данное условие должно соблюдаться налогоплательщиками по каждому используемому им для осуществления розничной торговли объекту стационарной торговой сети (магазину, павильону).

Эти ограничения по площади торгового зала установлены подпунктом 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и налогоплательщики, нарушившие это условие хотя бы по одному из таких объектов, не подлежат переводу на уплату ЕНВД.

Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим разносную торговлю, следует иметь в виду, что согласно ГОСТ Р 51303 «Торговля. Термины и определения» к этому виду деятельности относится розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.

У налогоплательщиков, оказывающих автотранспортные услуги, физическим показателем является количество транспортных средств, эксплуатируемых для перевозки пассажиров и грузов.

Под количеством транспортных средств, эксплуатируемых для перевозки пассажиров и грузов, следует понимать количество транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, находящихся на балансе либо арендованных налогоплательщиком для оказания автотранспортных услуг.

Согласно п. 4 ст. 346.29 НК РФ для расчета величины вмененного дохода базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3.

Первый коэффициент К1 корректирует базовую доходность в зависимости от кадастровой стоимости земли по месту осуществления предпринимательской деятельности на основании данных Государственного земельного кадастра.

Он рассчитывается по формуле:

К1 - (1000+ Коф): (1000+Ком)

где Коф - кадастровая стоимость земли по месту осуществления предпринимательской деятельности согласно данным Государственного земельного кадастра;

Ком - максимальная кадастровая стоимость земли для данного вида предпринимательской деятельности согласно данным государственного земельного кадастра;

- стоимость оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади.

Согласно ст. 71 Закона 104-ФЗ корректирующий коэффициент К1 в 2003 году применяться не будет.

Второй коэффициент К2 корректирует базовую доходность на совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности таких как сезонность, ассортимент товара, доходность и особенности места ведения предпринимательской деятельности и др.

Значение корректирующего коэффициента К2, определено п. 7 ст. 346.29 НК РФ в пределах от 0,01 до 1 и устанавливается субъектами Российской Федерации на календарный год.

Третий коэффициент КЗ - коэффициент - дефлятор корректирует базовую доходность на индекс изменения потребительских цен на товары, работы (услуги). В 2003 году он равен единице.

Согласно ст. 346.31 НК РФ ставка ЕНВД равна 15% величины вмененного дохода, то есть ставка налога соответствует ставке, действовавшей в 2002 году согласно п. 5 Закона №148-ФЗ.

4. Порядок расчета и уплаты единого налога на вмененный доход

При расчете ЕНВД в 2003 году были произведены изменения порядка формирования налоговой базы. При сохранении прежнего порядка расчета ЕНВД, установленного Законом №148-ФЗ, глава 26.3 НК РФ не дает органам государственной власти субъектов Российской Федерации права определять значения базовой доходности физические показатели и корректирующие коэффициенты.

Эти показатели (кроме К2) унифицированы для всех субъектов Российской Федерации.

Расчет вмененного дохода за налоговый период осуществляется по следующей формуле:

Вд = (Бд х N х К1 х К2 х КЗ) х З

где Вд - сумма вмененного дохода;

Бд - базовая доходность на единицу физического показателя в месяц;- количество единиц физического показателя;

К1 - коэффициент, учитывающий особенности месторасположения организации согласно кадастровой стоимости осуществления деятельности;

К2 - коэффициент, учитывающий совокупность прочих особенностей ведения деятельности;

КЗ - коэффициент - дефлятор;

- число месяцев налогового периода.

Согласно ст. 346.30 НК РФ налоговым периодом является квартал, поэтому ЕНВД исчисляется налогоплательщиком по итогам каждого налогового периода по ставке 15% вмененного дохода по следующей формуле:

ЕН = Вд х 0,15

где ЕН - сумма единого налога на вмененный доход;

Вд - сумма вмененного дохода;

,15 - ставка налога.

Рассчитаем сумму ЕНВД согласно правилам главы 26.3 НК.РФ.

Пример.

В организации, оказывающей транспортные услуги по перевозке пассажиров, было задействовано в налоговый период 10 автомобилей. Размер выплат и вознаграждений работникам организации составил 90 000 руб.

Определяем:

)значение базовой доходности согласно ст. 346.29 НКРФ - 4000 руб.;

)значение корректирующих коэффициентов: К1 - 0,7 (определяется расчетным путем);

К2 - 1,0 (установлен субъектом Российской Федерации);

КЗ 1,17 (опубликован Госкомстатом России); 3) сумму вмененного дохода;

Вд = (4000 руб. х 10 авт. х 0,7х 1,0 х 1,17) х 3 мес. = 98 280 руб.;

) сумму единого налога: 14742 руб. «98 280 руб. х 0,15.

Согласно п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени с выплат и вознаграждении работникам, занятым в сферах деятельности, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа, уплаченного индивидуальным предпринимателем за свое страхование. При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%.

По условиям нашего примера организация по итогам работы за отчетный (налоговый) период должна уплатить:

Сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС):

600 руб. (90 000 руб. х 14%);

сумму ЕНВД - 7371 руб. (14 742 х 50%).

Если сумма уплаченных страховых взносов на ОПС составила менее половины исчисленной суммы ЕНВД (в нашем примере - 7371 руб.), допустим 6000 руб., то налог должен уменьшаться на сумму страховых взносов полностью.

В этом случае организация должна уплатить:

сумму страховых взносов на ОПС - 12 600 руб.

сумму ЕНВД - 8742 руб. (14 742 руб. - 6000 руб.).

Согласно п. 1 ст. 346 32 НК РФ уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным.

В практической деятельности налогоплательщика могут возникнуть ситуации, когда величина физического показателя (количество работников, количество транспортных средств, квадратные метры торговой площади), характеризующая указанный вид деятельности, в течение налогового периода изменялся.

Порядок ведения учета и отчетности.

Согласно ст. 346.26 НК РФ плательщики ЕНВД обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций а отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению этим налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой соблюдается общий режим налогообложения.

При этом общая сумма расходов, понесенных налогоплательщиками, распределяется между осуществляемыми ими видами деятельности пропорционально доходу (выручке) от каждого вида такой деятельности.

Порядок ведения раздельного учета устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в рамках правил ведения бухгалтерского и налогового учета. Раздельный учет видов деятельности может быть организован путем открытия разных субсчетов к счетам учета имущества, расчетных и хозяйственных операций, осуществленных в процессе хозяйственной деятельности организации.

Если организация уплачивает ЕНВД и занимается иными видами деятельности, не подлежащими обложению этим налогом, то стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество согласно Закону РФ от 13.12.1991 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» для целей налогообложения определяется пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации.

Кроме этого, по доходам от иных видов деятельности налоги должны уплачиваться в общеустановленном порядке.

Заключение

К моменту завершения формирования в 2002 г. системы специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса (с принятием двух глав Налогового кодекса - 262 и 26) на территории РФ было официально зарегистрировано около 850 тыс. предприятий, подпадающих под категорию малого предпринимательства. Кроме того, к этому времени в России работало более 4 млн. индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, в сферу налогообложения малого бизнеса подпадало около 5 млн. налогоплательщиков. В то же время, по оценке Госкомстата России, около 30% представителей этого бизнеса занимались предпринимательской деятельностью, не представляя никаких данных о своей деятельности в налоговые и статистические органы, 25 - 30% - представляли «нулевые» балансы и 3-5%, зарегистрировавших свою деятельность, - не вставали на учет в налоговых органах.

При этом сфера малого бизнеса не играла к тому времени существенной роли в формировании доходов бюджетов всех уровней. В бюджетную систему Российской Федерации от деятельности указанных предпринимателей поступало менее 1% от общей суммы доходов консолидированного бюджета.

Учет особенностей деятельности малого бизнеса в виде отдельных законов был сформирован в Российской Федерации только спустя несколько лет после создания налоговой системы страны в двух формах. Первая - на упрощенном порядке определения налоговой базы и ведения отчетности, вторая - на оценке потенциального дохода налогоплательщиков и установлении фиксированного размера платежей в бюджет.

Первая форма налогообложения, которая была введена в действие с 1 января 1996 г. принятием Федерального закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, не получила в Российской Федерации достаточного развития: ее применяли к концу 2002 г. всего лишь около 50 тыс. организаций и чуть более 100 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Это обусловлено в первую очередь тем, что переход на упрощенную систему налогообложения был связан с достаточно жесткими ограничениями для предприятий по численности работающих (до 15 человек) и по совокупному годовому объему валовой выручки (до 10 млн. руб.). Кроме того, у перешедших на упрощенную систему налогообложения организаций осложнялись финансовые отношения с покупателями их продукции, поскольку при реализации продукции через оптовую сеть покупателям-оптовикам не осуществлялось возмещение «входного» НДС. Поэтому упрощенная система налогообложения нашла применение в основном в сфере розничной торговли и оказания услуг за наличный расчет.

Вторая форма налогообложения малого бизнеса была введена в Российской Федерации в 1999 г. с принятием в июле 1998 г. Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». При ее введении преследовалась цель заставить платить налоги и вывести из «теневой» сферы сложно поддающийся учету налично-денежный оборот субъектов малого бизнеса, занимающихся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых, автотранспортных услуг и ряд других.

Дело в том, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности не обеспечивала в должной мере решение задачи наиболее полного учета объектов обложения индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, поскольку особенности их деятельности (работа с наличными деньгами, без кассовых аппаратов и др.) не позволяли налоговым органам их контролировать в необходимой степени, вследствие чего не были ликвидированы условия для ухода от уплаты налогов и развития теневого бизнеса. В связи с этим и было принято решение о введении особого режима налогообложения отдельных организаций и предпринимателей путем установления вмененного дохода. Это решение, таким образом, имело целью увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Механизмы, заложенные в Федеральном законе, направленные в первую очередь на усложнение процесса уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, впервые затронули налогообложением слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализовывалось в то время от 30 до 80% отражаемых в отчетах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса.

Одновременно с этим введение системы налогообложения по методу вмененного дохода преследовало и другую не менее важную цель - упрощение процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени упрощала для субъектов малого предпринимательства процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также налогового учета.

Принципиальным отличием особого режима налогообложения с помощью налога на вмененный доход от традиционных схем налогообложения частных предприятий (в том числе от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства) является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и других условиях. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в первую очередь физических, показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков.

Весьма важно подчеркнуть, что с переводом отдельных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей на единый налог в значительный степе ни снижается их зависимость от субъективизма налоговых органов, чему в немалой степени способствуют процесс и условия определения вмененного дохода, не зависящие от мнения тех или иных должностных лиц.

Введение единого налога на вмененный доход позволило также более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на очередной финансовый год. Вместе с тем для законопослушных налогоплательщиков эта форма налогообложения создает дополнительные стимулы по развитию производства и увеличению объемов реализации, поскольку размер единого налога в основном определяется не по отчету, а по косвенным натуральным показателям, характеризующим условия осуществления хозяйственной деятельности.

В отличие от упрощенной системы она с момента введения является обязательной для налогоплательщиков, занимающихся определенными видами деятельности. Единый налог на вмененный доход к моменту введения его во всех регионах России уплачивали около 150 тыс. организаций и 1,3 млн. индивидуальных предпринимателей. С введением и уплатой этого налога также возник ряд проблем. Во многих субъектах Федерации показатели базовой доходности, оказывающие влияние на величину налога, были установлены для организаций в заниженных размерах, что не обеспечивало компенсацию уплачиваемых ими налогов при общей системе налогообложения. В силу ряда обстоятельств, в том числе лоббирования и отдельных просчетов, устанавливаемый размер базовой доходности зачастую не был экономически обоснован. В результате показатели базовой доходности по одним и тем же видам деятельности в различных регионах существенно разнились. Так, размер базовой доходности на одну торговую точку составлял в 2002 г. в Тамбовской области 30,2 тыс. руб., а в Нижегородской области - 1680 тыс. руб. Это связано также с тем, что на федеральном уровне не была разработана и законодательно утверждена единая методология оценки деятельности малого бизнеса.

Естественно, что налоговую систему, в которой действует особый режим налогообложения, когда размер налоговой базы устанавливается государством, а не на основе фактических результатов финансовой деятельности налогоплательщика, нельзя назвать идеальной. И существовать подобные режимы могут только лишь в определенной финансовой ситуации. Поэтому по мере развития экономики, вступления ее в фазу подъема этот налог должен постепенно отмереть.

Сфера малого бизнеса, безусловно, нуждается в определенной поддержке государства, и до 2002 г. такая поддержка оказывалась через предоставление налоговой льготы для малых предприятий по налогу на прибыль организаций.

Этой льготой предусматривалось, что малые пред приятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг. В третий и четвертый год работы - соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг.

Практика применения указанной льготы показала, что предприятия малого бизнеса, наращивая объемы производства и, соответственно, прибыли в льготный период, после снижения размеров льгот или прекращения их действия значительно снижали объемы производства, увеличивали его издержки, что, естественно, приводило к снижению размера прибыли.

По истечении действия льготы малые предприятия, как правило, свертывали свою деятельность, регистрировались как новые аналогичные предприятия, в которые переводились все активы, и созданные таким образом предприятия вновь начинали пользоваться 4-летней льготой по налогу на прибыль.

Неэффективность льгот по налогу на прибыль по малым предприятиям в значительной мере была вызвана тем, что организации в соответствии с законом не обязаны были вести раздельный учет средств, высвобождающихся в результате применения указанных налоговых льгот. Также законом не было определено, на какие цели могут направляться средства, высвобождающиеся в связи с предоставлением этих льгот.

В результате эти средства нередко расходовались на цели, не связанные с повышением эффективности производства и созданием новых рабочих мест. С принятием гл. 25 части второй Налогового кодекса РФ эта льгота, как и все другие льготы по налогу на прибыль организаций, упразднены.

Список используемой литературы

1. Комментарий к НК РФ, глава 26.3 В.В. Токмаков «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» стр. 1012

. Закон Республики Северная Осетия - Алания от 21 июля 2004 года №25- РЗ «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Республики Северная Осетия - Алания» // Северная Осетия, 3 августа 2004 года №144

. Закон Республики Северная Осетия - Алания от 21 июля 2004 года №25- РЗ «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Северная Осетия - Алания» // Северная Осетия, 27 июля 2004 года №139

. Закон республики Северная Осетия - Алания от 26 декабря 2002 года №57 - РЗ «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Республики Северная Осетия - Алания» // Северная Осетия, 18 мая 2005 года №86

. А. Першин. Туманное будущее «упрощенки» // Экономика и жизнь №49 М.2008 г. стр. 46-48

. А.В. Борисов. Специальный налоговый режим: упрощенная система налогообложения // Финансы, М. 2010 №5 стр. 34-36

. А.В. Толкушкин. Налоги и налогообложение, М.2008 г. стр. 234-236

. А.Н. Волошина. Единый налог на вмененный доход // Налоговый вестник №2 2009 г. стр. 62-70

. Аккерман Е.ЕНВД: коэффициенты будут меняться // Малое предприятие. С-П 2011 г. №1 стр. 37

. Б.Х. Алиев. Налоги и налогообложение М.2009 г. стр. 411 - 412

Похожие работы на - Единый налог на вмененный доход

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!