Уголовное наказание

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,2 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уголовное наказание

Содержание

Введение.

1. Понятие уголовного наказания.

2. Классификация уголовных наказаний. Уголовные наказания не связанные с изоляцией от общества.

3. Права и обязанности лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества.

Заключение.

Список используемых источников.

Введение

Тюремное заключение является своеобразным стержнем современной системы наказаний любого государства мира. Лица, признанные виновными в совершении широкого круга преступлений, а также представляющие серьезную опасность для государства и общества, несомненно, заслуживают наказания в виде лишения свободы.

Несмотря на сохраняющуюся тенденцию широкого применения тюремного заключения во многих странах мира, его негативные последствия, как для преступника, так и для общества в целом становятся все более очевидными. Без преувеличения можно сказать, что во многих странах мира ведутся поиски внетюремных видов наказаний и совершенствование средств и методов воздействия на правонарушителей. Поэтому применение наказаний не связанных с изоляцией осуждённых от общества является выходом из сложившейся ситуации.

Одним из центральных институтов уголовно-исполнительного права является институт, определяющий правовой статус лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества. Изучение и анализ указанного правового института будет способствовать совершенствованию правовой регламентации положения осужденных, отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества.

На наш взгляд рассматриваемая тема «Особенности правового положения осужденных, отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества» в курсовой работе актуальна и своевременна.

В работе будут рассмотрены следующие вопросы: понятия уголовного наказания; классификация уголовных наказаний. Уголовные наказания не связанные с изоляцией лиц отбывающих наказание от общества; права и обязанности лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества.

1. Понятие уголовного наказания

Наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного /2, ст. 47/.

Кроме общих признаков наказания, собственно содержание наказания имеет следующие свойства:

а) оно есть воздействие на личность;

б) воздействие является праволишающим и (или) правоограничивающим, т. е. направленным на причинение личностных тягот, ограничений, возможно, стадий, физических, имущественных, моральных;

в) оно обладает определенной целевой направленностью и предположительным потенциалом воздействия на личность, ее поведение и положение.

Все эти свойства образуют меру наказания, т. е. они должны: проявляться в конкретном выражении и сочетании; иметь качественную и количественную характеристики. Это значит, что примененный в УК РБ термин «мера» по отношению к наказанию устанавливает, что оно является: специфическим действием, определенным способом воздействия на личность; указанной в законе «порцией» воздействия, т.е. тем, что законодатель вначале «отмерил», а суд на этой основе конкретизировал, «взвесил» для конкретного лица, совершившего преступление.

Юридическое значение такого понимания содержания наказания состоит в том, что:

каждое наказание должно назначаться и исполняться как мера, т. е. способ, строго регламентированный уголовным законом; незаконным является отклонение от способа воздействия, регламентированного в УК РБ;

мера воздействия на личность, в каких бы соответствующих закону праволишениях или правоограничениях она ни заключалась, должна соответствовать как основаниям назначения наказания, так и целям наказания.

В содержание наказания в связи с этим следует включать правовые формы, виды воздействия, условия их претерпевания, лишения /18, С. 285/.

Правовые формы включают:

права и обязанности субъектов назначения и исполнения наказания, включая права на использование основных средств исправления;

обязанности и права лиц, которым назначено наказание;

правоотношения, реализуемые в процессе назначения, исполнения и отбывания наказания;

гарантии поддержания наказания в законных рамках.

Виды воздействия подразделяются на: физические; информационные; имущественные; статусные и др.

Условия претерпевания (воздействия, принуждения): время, в том числе срок; место, установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) и др.

Лишения - это утрата имущества; ограничения в выборе профессии, изоляция, особые условия быта, труда и пр. Исходя из этого, содержание наказания регламентируется в уголовном законе так, чтобы: не нарушалось исключительное право суда на назначение наказания; исполнительные органы по действующему закону не были вправе выходить за пределы наказания, назначенного судом; могли его смягчать или усиливать только в связи с новыми правонарушениями, допущенными осужденным; действия органов, исполняющих наказания, лица, отбывающего наказание либо подвергающегося ему, и отношения между ними носили строго правовой характер, были предсказуемыми, справедливыми и законными; суд, назначая наказание, знал его потенциал и избрал вид, тяжесть наказания, исходя из этого /19, С. 373/.

Уголовное право определяет нижнюю и верхнюю границы и основные параметры содержания уголовного наказания и его видов, а уголовно-исполнительное право определяет механизмы исполнения уголовного наказания.

Количественные параметры содержания наказания чрезвычайно важны и должны определяться только уголовным законом. К ним относятся сроки наказания, которые определяются применительно к отдельным видам срочных наказаний; размеры имущественных, включая денежные, взысканий либо изъятий. Закон может содержать и иные количественные параметры наказания.

Последствия наказания продолжают действие наказания за пределами его срока. В соответствии с действующим УК РБ последствия наказания проявляются в судимости. Кроме того, последствия наказания проявляются при: назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения /2, ст. 57/, назначении наказания при рецидиве преступлений /2, ст. 65/, назначении наказания за неоконченное преступление /2, ст. 67/ и в ряде других случаев.

Наказание также может порождать негативные последствия иного, не уголовно-правового характера. В частности, лицо, имеющее судимость, не вправе занимать ряд должностей, например руководителя банка, работника правоохранительных органов. В ряде распространенных ситуаций осужденный несет определенные потери в том, что касается его деловой репутации.

С учетом изложенного можно выделить следующие характерные признаки уголовного наказания /19, С. 375/:

наказание - это карательная (в отличие от других) мера уголовной ответственности, которая применяется на основе yгoловно-правовой санкции от имени государства по приговору суда в отношении лица, осуждаемого за совершение преступления;

наказание применяется на основе уголовно-правового принуждения, выраженного в режиме осуждения лица как преступника, что отражает высшую степень его общественного порицания;

наказание является принудительной мерой, реализуемой в отношений преступника на основе установленного для него режима осуждения - состояния подверженности мерам уголовно-правового воздейётвия;

по своему содержанию наказание состоит в ограничении или лишении осужденного определенных прав и свобод;

сущность наказания составляет кара преступника за, содеянное преступление, т.е такое лишение или ограничение его прав и свобод, которые, применяются по принципу соразмерного возмездия за совершенное преступление с целью вызвать у лица определенные страдания,

Обобщив указанные признаки наказания, можно дать следующее его определение.

Наказание - это «принудительная мера уголовно-правового воздействия в отношении преступника, которая применяется на основе осуждения, виновного по приговору суда в качестве преступника и заключается в целенаправленном карательном лишении или ограничении осужденного прав и свобод в соответствии с тяжестью совершенного преступления» /18, С. 286/.

2. Классификация уголовных наказаний. Уголовные наказания не связанные с изоляцией лиц отбывающих наказание от общества

Как и прежде, УК РБ позволяет классифицировать уголовные наказания на три группы:

. Наказания, применяемые в качестве основных: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; ограничение по военной службе; арест; ограничение свободы; направление в дисциплинарную воинскую часть; лишение свободы; пожизненное заключение; смертная казнь.

.Наказания, применяемые только в качестве дополнительных: лишение воинского или специального звания; конфискация имущества.

.Наказания, применяемые в качестве как основных, так и дополнительных: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Н.А. Бабий отмечает, что в зависимости от избранного критерия выделяют иные классификации видов наказания: общие и специальные (по субъекту); срочные и одномоментные (по срокам исполнения); имущественные и неимущественные (по характеру) /8, С. 190/.

По содержанию карательного воздействия наказания, по его мнению, подразделяются на три группы: наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы; наказания, связанные с лишением или ограничением свободы; смертная казнь .

В 80-е годы многие авторы подразделяли наказания на две большие группы: наказания, связанные с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных; наказания, не связанные с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных /14, С. 55/. Подобная классификация основывалась на различиях в правовой регламентации этих наказаний.

Ряд авторов классифицируют наказания по степени изоляции осужденного от общества на две группы: наказания, связанные с лишением свободы; наказания, не связанные с лишением свободы /10, С. 384/.

С.И. Комарицким была предложена следующая классификация, наказания: связанные с изоляцией осужденного от общества, связанные с ограничением свободы; не связанные с ограничением свободы. Вторая и третья группы наказаний могут быть объединены одним термином - наказания, не связанные с изоляцией от общества.

Основные наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, перечень которых закреплен в Особенной части Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее УИК) следующий: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; ограничение свободы.

Наказание в виде общественных работ, применяемое в отношении совершеннолетних осужденных, регламентируется ст. 49 УК. Это новый для нашего законодательства вид наказания, суть которого заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества. Вид труда определяется органами, ведающими применением данного наказания. Общественные работы предусматриваются в качестве основного наказания за 49 преступлений не представляющих большой общественной опасности и за 4 менее тяжких преступления /14, С. 76/.

Согласно ч. 2 ст. 49 УК общественные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Пределы назначения данного наказания не указаны в санкциях статей Особенной части УК.

Общественные работы могут применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве дополнительного наказания по усмотрению суда общественные работы могут назначаться к штрафу или лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В ч. 4 ст. 49 УК перечислены категории граждан, которым общественные работы не могут быть назначены, к ним относятся: 1) лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; 2) женщины в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчины в возрасте свыше шестидесяти лет; 3) беременные женщины; 4) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; 5) инвалиды I и II группы; 6) военнослужащие. В случае если в период отбывания осужденным данного наказания возникнет какое-либо из перечисленных выше обстоятельств, то суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания общественных работ.

Если осужденный к общественным работам злостно уклоняется от отбывания наказания, он привлекается к уголовной ответственности по ст. 419 УК, санкция которой предусматривает арест на срок до трех месяцев.

Установление ответственности за злостное уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ призвано оказать предупредительное воздействие на осужденных, которые своим поведением могут ухудшить свое положение, что в конечном итоге может привести к необходимости отбывать более строгое наказание.

Определяющей особенностью нового вида наказания является бесплатность труда осужденного. Карательное свойство этого наказания состоит в том, что работы, к которым привлекается осужденный, носят обязательный характер, и вид работ определяется независимо от воли осужденного. Исполнение обязательных работ дает возможность преступнику исправляться без изоляции от общества, выполняя общественно полезную работу. Наряду с этим общество имеет возможность активно принимать участие в реабилитации осужденного.

УК РБ определяет штраф как «денежное взыскание, назначаемое судом в случаях, установленных настоящим Кодексом» /2, ст. 50/. Штраф может применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания.

При определении размера штрафа в УК учитывается тяжесть совершенного преступления и материальное положение осужденного. Также при определении размера штрафа также следует учитывать размер базовой величины, установленной на день постановления приговора. Размер штрафа устанавливается в пределах от тридцати до одной тысячи базовых величин. Размер штрафа, назначаемого лицам за совершенное ими преступления, предусмотренного статьей Особенной части Уголовного кодекса, содержащей административную преюдицию, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.

В действующем уголовном законодательстве предусматривается два варианта неуплаты штрафа: 1) невозможность взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты. 2) уклонение от уплаты штрафа при возможности его уплатить. В первом случае суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, заменяет штраф общественными работами, однако Уголовный кодекс не устанавливает в каком соотношении. Во втором случае, как и ранее, осужденный несет ответственность по ст. 418 УК, которая предусматривает арест до трех месяцев.

Штраф как вид уголовного наказания отличается от штрафа как административного взыскания по своей природе и юридическим последствиям. Будучи видом уголовного наказания, он применяется судом за совершение преступлений и влечет за собой судимость виновного.

Данному наказанию в системе уголовно-правовых мер борьбы с различного рода преступными проявлениями (в первую очередь корыстного характера) отводится особая роль. Как показывает анализ содержания наказания в виде штрафа, достижение целей уголовной ответственности при его исполнении достигается исключительно за счет ущемления материальных, имущественных интересов лица, совершившего преступление. Как отмечают в литературе, применение штрафа в качестве уголовного наказания, при наличии к тому оснований, «разумно по многим причинам:

Во-первых, взыскание штрафа не связано с большими расходами и усилиями. Исполнение этого вида наказания не требует средств на строительство учреждений для содержания осужденных, что довольно существенно при кризисной экономике и не очень обнадеживающих перспективах стабилизации. Более того, штрафные деньги сами являются источником пополнения государственного бюджета в отличие, скажем, от введения такого новшества в наказаниях, как арест, который обходится казне и налогоплательщику «в копеечку».

Во-вторых, применение штрафа не связано с изоляцией осужденного от общества и лишено отрицательного воздействия наличность в местах лишения свободы» /14, С. 62/.

Лишение права занимать определенные должности состоит в освобождении осужденного на срок, указанный в приговоре, от должности, которую он занимал во время совершения преступления, и лишении его права занимать аналогичные должности в учреждениях, организациях или на предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении осужденному на срок, указанный в приговоре, заниматься деятельностью, в связи с которой было совершено преступление, независимо от того, является ли она его постоянным занятием.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания /2, ст. 48/.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания может назначаться судом и в случаях, когда этот вид наказания не предусмотрен в статье Особенной части УК, если, исходя из характера совершенного лицом преступления, связанного с занимаемой должностью или с занятием определенной деятельностью, суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью /2, ст. 51/. Если к моменту вынесения приговора лицо фактически не занимало соответствующую должность или не занималось определенной деятельностью, то это не является препятствием для назначения данного наказания.

Порядок исчисления срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при назначении в качестве дополнительного исчисляется со дня начала отбывания основного наказания. При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к аресту, ограничению свободы или лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания осужденным основного наказания и сверх того - на срок, установленный приговором (ч. 4 ст. 51 УК).

На основании приговора суда администрация обязана уволить осужденного с должности, а имеющиеся у него лицензии на занятие определенной деятельностью аннулируются. В случае неисполнения приговора суда соответствующими должностными лицами виновные привлекаются к уголовной ответственности по ст. 423 УК. Предусматривается уголовная ответственность за уклонение осужденного от исполнения данного наказания /2, ст. 417/.

Применение данного наказания, прежде всего, вызвано противоправным осуществлением лицом определенных трудовых функций. Лишая граждан прав, которыми они обладают при выполнении должностных полномочий или занятии определенной деятельностью, суд тем самым содействует охране общественных отношений в сфере применения труда. Важное значение при этом имеет не только исправительное воздействие на лиц, совершивших преступления, связанные с выполнявшимися должностными или профессиональными обязанностями, но и предупреждение повторных правонарушений со стороны этих лиц.

Наказание в виде исправительных работ, которое отбывается по месту работы осужденного /4, ст. 37/.

Исправительные работы могут назначаться судом только в качестве основного наказания и только в случае, когда санкция статьи, по которой квалифицировано совершенное виновным преступление, предусматривает это наказание. Исправительные работы не связаны с изоляцией осужденного от общества. Осужденный проживает дома и работает по прежнему месту работы. В связи с этим данное наказание назначается, как правило, лицам, состоящим к моменту вынесения приговора на постоянной работе или службе.

Пределы назначения исправительных работ устанавливаются на срок от шести месяцев до двух лет. Верхние пределы назначения данного наказания указываются непосредственно в санкциях статей Особенной части УК. уголовное наказание изоляция должность

Основным правоограничением, предусмотренным законом для данной меры, является производство удержаний из заработка осужденного в доход государства. Пределы этих удержаний составляют от десяти до двадцати пяти процентов. Удержания производятся ежемесячно со всей суммы заработка.

Если осужденный к исправительным работам к моменту вступления приговора в законную силу не работает, ему предлагается устроиться на работу в двухнедельный срок по собственному желанию. Если осужденный не устроился на работу по истечении указанного срока, он направляется в государственную службу занятости и трудоустраивается ею в приоритетном порядке. В этом случае осужденный к исправительным работам не вправе отказываться от предложенной ему работы по месту жительства, если она соответствует его специальности (ч. 4 ст. 37 УИК).

УК определены категории лиц, которым исправительные работы не могут быть назначены: 1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; 2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет; 3) беременным женщинам; 4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; 5) инвалидам I и II группы; 6) военнослужащим; 7) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства.

По-новому сформулированы и действия суда при возникновении обстоятельств, связанных с невозможностью дальнейшего отбывания исправительных работ, которые предусмотрены в ч. 3 ст. 52 УК 1999 г. В таком случае суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет его неотбытую часть на более мягкое наказание. Это позволит обеспечить в судебной практике индивидуальный подход к каждому осужденному. В соответствии со ст. 27 УК 1960 года лицам, признанным нетрудоспособными, исправительные работы могли быть заменены штрафом.

Действующий УК рассматривает уклонение от отбывания наказания в виде исправительных работ как уголовное преступление против правосудия, которое наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или ограничением свободы на срок до двух лет /2, ст. 416/. Это позволяет реально воздействовать на осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания.

Ограничение свободы - это новый вид наказания, предусмотренный в УК 1999 г. Сущность ограничения свободы состоит в нахождении осужденного в условиях осуществления за ним надзора с обязательным привлечением к труду в местах, определяемых органами, ведающими исполнением наказания /2, ст. 55/. Ограничение свободы может назначаться судом только в качестве основного /2, ст. 48/ и только в том случае, если указан в санкции статьи, по которой квалифицировано совершенное виновным преступление.

Наказание в виде ограничения свободы не связано с изоляцией осужденного от общества. Основными правоограничениями при его применении являются: ограничение свободы выбора места проживания, профессии и места работы, ограничение свободы передвижения.

Ограничение свободы, согласно ч. 2 ст. 55 УК устанавливается на срок от шести месяцев до пяти лет.

В ч. 3 ст. 55 УК 1999 г. определены категории лиц, которым ограничение свободы не может быть назначено. Ограничение свободы не назначается: 1) лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора; 2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет; 3) беременным женщинам; 4) женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов; 5) инвалидам I, II и III группы; 6) военнослужащим срочной службы; 7) лицам, которым назначены принудительные меры безопасности и лечения, больным открытой формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом, либо не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания; 8) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства. В случае возникновения в период отбывания лицом ограничения свободы предусмотренных выше обстоятельств, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет его неотбытую часть на более мягкое наказание.

УК 1999 г. рассматривает уклонение осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы как уголовное преступление, которое наказывается лишением свободы на срок до трех лет /2, ст. 415/.

Ограничение свободы, согласно ч. 1 ст. 48 УК, является наиболее тяжелым из наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

В качестве одной из особенностей действующего Уголовного кодекса Республики Беларусь следует отметить принципиально важное положение, содержащееся в ч. 2 ст. 62, ориентирующее судебную практику на более взвешенный подход к использованию наказания в виде лишения свободы: оно может быть назначено лишь при условии, что цели уголовной ответственности не могут быть достигнуты применением более мягкого наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК. Это положение делает приоритетным назначение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. В соответствии с ним построены система наказаний (7 наказаний из 11 основных не связаны с изоляцией осужденного от общества), и санкции статей Особенной части УК 1999 г. Санкции большинства статей УК Беларуси являются альтернативными и предусматривают различные виды наказаний. В большинстве из них, как альтернатива лишению свободы, представлены . наказания, не связанные с изоляцией от общества.

3. Права и обязанности лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества

Уголовное наказание представляет собой комплекс правоограничений, в связи с чем правовое положение осужденных и других граждан Республики Беларусь имеет существенные отличия. В связи с этим полное и точное определение правового положения осужденных - важное условие обеспечения законности при исполнении уголовных наказаний.

Под правовым положением (статусом) личности понимается ее «фактическое общественное положение, которое выражается посредством правовых норм и определяется всей совокупностью экономических, политических, нравственных и иных условий жизни общества» /15, С. 137/. Основными элементами, составляющими содержание правового положения личности и устанавливающими меру ее свободы и ответственности, являются субъективные права, законные интересы и юридические обязанности.

Сущность прав осужденного (как и обладателей иных правовых статусов) заключается в представлении управомоченному лицу возможности определенного поведения.

Юридическую обязанность осужденных можно определить как «установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру общественно необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время отбывания наказания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц» /13, С. 79/.

Различают три вида правовых статусов: общий, специальный и индивидуальный /13, С. 79/.

Права и обязанности, которые могут быть реализованы каждым гражданином как членом общества, составляют общий правовой статус личности. В его содержание входят как конституционные, так и иные общие права и обязанности, закрепленные в отраслевом законодательстве. Общий правовой статус достаточно статичен и может быть изменен только по воле законодателя.

Специальный статус отражает совокупность принципов, присущих определенной группе лиц, выделяемой по каким-либо признакам (возрастным, профессиональным и т.д.). В результате действия правоограничений, составляющих содержание наказания, возникает специальный статус осужденного. В общем виде его можно выразить как «совокупность принадлежащих ему субъективных прав и законных интересов, а также обязанностей, возложенных на него в период отбывания наказания» /15, С. 138/.

Этим вопросам правового положения осужденных посвящается самостоятельная глава УИК. Этим подчеркивается значимость обеспечения законности исполнения наказания, прав и интересов осужденных.

Важно отметить, что основой правового статуса осужденного являются Конституция Республики Беларусь и общеотраслевое законодательство. Гражданин Республики Беларусь не может быть лишен своего гражданства /1, ст. 10/, в связи с чем осужденный продолжает оставаться гражданином государства и во время отбывания наказания. Сохранение за осужденными общего правового статуса гражданина свидетельствует о том, что каждый из них продолжает пользоваться правами и нести обязанности наряду с остальными членами общества. Кроме того, государство берет на себя обязанности не только исполнять наказание, но также охранять и обеспечивать права и законные интересы осужденных. Поэтому часть общегражданских прав, законных интересов и юридических обязанностей распространяется на осужденных в той же мере, что и на остальных граждан.

В то же время правовое положение осужденных не может не отличаться от общегражданского статуса, что вызвано правоограничениями, уровень которых зависит от вида уголовного наказания. На основании этого в содержание правового статуса осужденного кроме общегражданских входят права и обязанности, связанные с видом наказания. Таким образом, специальный статус осужденного составляют три группы прав, законных интересов и обязанностей:

)принадлежащие каждому гражданину государства и остающиеся неизменными независимо от вида наказания;

)конкретизирующие общегражданские права применительно к данному виду наказания;

)специальные, т.е. принадлежащие только осужденным.

При определении правового положения осужденных, используются два диаметрально противоположных друг другу принципа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный /20, С. 47/. В основе первого лежит общее дозволение, поэтому он строится по формуле «дозволено все, что не запрещено», в основе второго - общий запрет, в связи с чем он выражается формулой «запрещено все, что не разрешено». Общедозволительный принцип стимулирует активность и инициативу субъектов общественных отношений, свобода деятельности которых ограничивается исчерпывающим перечнем запретов.

Разрешительный принцип резко сужает возможности личности в свободе выбора поведения. Отличительная особенность регулирования посредством разрешительного принципа состоит в том, что осужденный первоначально как бы лишается всех прав, а потом наделяется специальными правами и обязанностями.

При определении конкретных прав и обязанностей осужденных, как правило, используются одновременно оба принципа, дополняющие друг друга. Поэтому ошибочно было бы считать, что правовое положение осужденных к тому или иному виду наказания основывается только на одном из них - речь может идти лишь о приоритете.

Очень важным является то, что наряду с правами и обязанностями в правовой статус осужденного включена и такая правовая категория, как законные интересы.

Под законными интересами понимаются «закрепленные в правовых нормах конкретного действия стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате объективной оценки их поведения во время отбывания наказания» /13, С. 88/.

Значимость категории законных интересов в механизме юридического гарантирования правового статуса осужденных по сравнению с ее ролью в статусе свободных граждан существенно возрастает. Объясняется это тем, что законодатель сознательно наделяет осужденных не только правами, но и возможностями, которые, как правило, обусловлены предъявляемыми к осужденным требованиями хорошего поведения, добросовестного отношения к труду и т.д. К законным интересам осужденных, лишенных свободы, в частности, относятся различные виды улучшения условий содержания, привлечение к труду по специальности, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы и т.д.

Уголовно-исполнительное законодательство закрепляет принципиально иной подход к определению правового положения осужденных. За основу здесь взят правовой статус гражданина Республики Беларусь, а затем путем ограничений, установленных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством, определен правовой статус осужденного.

Следует заметить, что правовой статус лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества отличается от правового статуса лиц отбывающих наказания, которые изолированы от общества.

Данное отличие заключается в объёме и содержании субъективных прав осужденных, обязанностей, а также возможности их реализации и правовом закреплении.

Так, УИК закрепляет общий правовой статус осужденных не зависимо от вида наказания в главе 2 «Правовое положение осужденных». Эти нормы распространяются на все категории осужденных. При этом они дополняются и детализируются в зависимости от вида наказания в нормах Особенной части УИК.

Лица отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества имеют право на /4, ст. 10/:

получении информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенных судом наказания и иных мер уголовной ответственности;

на вежливое обращение со стороны работников органа или учреждения, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;

обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в администрацию органа или учреждения, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, суд, прокуратуру и другие государственные органы, общественные объединения по защите прав и свобод человека;

дачу объяснений, ведение переписки, обращений в администрацию органов, учреждений и общественные объединения с предложениями, заявлениями и жалобами на белорусском, русском либо других языках, которыми они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика;

охрану здоровья и социальное обеспечение, в том числе и на получение пенсий в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

получение юридической помощи.

Осужденные не могут быть подвергнуты медицинским или иным опытам независимо от их согласия.

Чрезвычайно важным является право осужденных на личную безопасность. Законодательное закрепление такого права позволяет администрации перевести осужденного, которому угрожает опасность, в другое место для отбывания наказания. Прерогатива определения той или иной меры обеспечения безопасности принадлежит начальнику учреждения. Это может быть перевод осужденного в безопасное место либо иные меры, устраняющие опасность совершения правонарушения, посягающего на личную безопасность обратившегося.

Впервые Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь конкретизирует конституционное право гражданина на свободу вероисповедания /2, ст. 12/. Осужденные вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, совершать религиозные обряды, но при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Обязанности лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества заключаются в следующем:

они должны выполнять обязанности, установленные уголовно-исполнительным законодательством в отношении порядка и условий отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, законные требования органов и учреждений, исполняющих данные меры уголовно-правового воздействия, являться по их вызову и давать объяснения по вопросам исполнения приговора. В случае неявки по вызову осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

обязаны вежливо относиться к работникам органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, как во время пребывания осужденных в указанных органах и учреждениях, так и во время посещения их работниками этих органов по месту жительства или работы.

при наличии в течение срока судимости и осуществления профилактического наблюдения, обязаны предварительно уведомлять орган, осуществляющий профилактическое наблюдение, об изменении места жительства, о выезде по личным делам в другую местность на срок более одного месяца, являться в указанный орган по его вызову и при необходимости давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни.

В случае не выполнения возложенных на них обязанностей, лицам отбывающим наказания не связанные с изоляцией от общества может быть объявлено официальное предупреждение.

Особенностью правового статутса лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества является то, что те лишения и ограничения которые они претерпевают, связаны с имущественными ограничениями (штраф), ограничениями гражданских прав (лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью), либо ограничением свободы, а не полным её лишением.

Неотъемлемой составляющей правового статуса лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества являются те меры поощрения и ответственности, которыми будут поощрены или наказаны осужденные в случае соответствующего поведения либо совершения деяний.

Так, например, за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду администрация исправительного учреждения открытого типа может применять к осужденным, отбывающим ограничение свободы, следующие меры поощрения /4, ст. 54/:

) объявление благодарности;

) разрешение на проведение выходных и праздничных дней с выездом за пределы исправительного учреждения открытого типа;

) разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения открытого типа;

) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Осужденные к ограничению свободы могут быть представлены в установленном законом порядке к условно-досрочному освобождению от наказания или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием.

К осужденным, нарушающим трудовую дисциплину, общественный порядок и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа, администрация исправительного учреждения открытого типа может применять следующие меры взыскания:

) выговор;

) внеочередное дежурство по уборке и благоустройству исправительного учреждения открытого типа;

) водворение в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа в штрафной изолятор на срок до пятнадцати суток.

Также важным элементом, определяющим содержание, объём и механизмы реализации правового статуса лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества является установленная УК уголовная ответственность за совершение деяний содержащих в себе составы преступлений, закрепляющих уклонение (злостное уклонение) от исполнения обязанностей возложенных соответствующим видом уголовного взыскания на осужденных.

Глубокое понимание исходных позиций в установлении правового положения осужденных лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества позволит эффективно осуществлять правоприменительную практику в области исполнения наказания не связанного с изоляцией от общества.

Заключение

В данной работе рассмотрены были следующие вопросы: понятие уголовного наказания; классификация уголовных наказаний; уголовные наказания не связанные с изоляцией отбывающих наказание от общества; права и обязанности лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества. Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

К уголовным наказаниям не связанным с изоляцией лиц отбывающих наказание от общества УИК относит: общественные работы; штраф; лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; исправительные работы, ограничение свободы.

Соотношение и доля наказаний не связанных с изоляцией отбывающих наказание от общества в санкциях статей Уголовного кодекса находится в прямо пропорциональной зависимости от характера преобразований, происходящих в обществе: его экономической, социальной, культурной и других сферах. При этом существует тенденция по развитию уголовных наказаний, составляющих альтернативу лишению свободы. Всё это свидетельствует об изменениях направленых на гуманизацию общественных отношений в государстве, уважению прав и свобод человека и гражданина.

Правовой статус осуждённых составляют их права, обязанности и законные интересы.

К общим правам и обязанностям осужденных относят те из них, которыми осужденные обладают как граждане государства. Они обычно закрепляются в конституционных нормах и нормах отраслевого законодательства.

Права и обязанности осужденных, вытекающие из правоотношений, возникающих при исполнении уголовного наказания, или установленные уголовно-исполнительным законодательством, являются специальными.

Законные интересы осужденных - это закрепленные в правовых нормах конкретного действия стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате объективной оценки их поведения во время отбывания наказания.

Правовой статус лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества связан с определением оптимального уровня государственного принуждения, применяемого к осужденным, гарантий обеспечения их прав и законных интересов возможно в рамах разработки правового положения лиц, отбывающих наказания, представляющего собой закрепленную нормами права систему субъективных прав, законных интересов и обязанностей осужденных, возникающих в результате ограничения, сохранения, конкретизации и дополнения общего правового статуса граждан.

Являясь разновидностью специального статуса личности и базируясь на присущих ему конститутивных признаках, правовое положение осужденных имеет свою специфику, определяемую особенностями социальной позиции (роли) осужденных: ее появление связано с негативным, осуждаемым обществом и государством поведением - совершением преступления - и применением к лицу государственного принуждения. При этом правовое положение лиц осужденных к наказаниям связанным с применением изоляции от общества отличается от правового положения лиц отбывающих наказания не связанные с изоляцией от общества. В первую очередь это выражается в определении совокупности прав и обязанностей, а также условий пребывания и реализации уголовных наказаний.

Список использованных источников

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.- Минск.- 91с.

2.Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 15.10.1999 № 76

.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 25.08.2000 № 77-78.

.Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 с изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 07.04.2000 № 32.

5.Положение о Департаменте исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь утверждено Указом Президента Республики Беларусь 04.06.2004 № 268 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 № 91.

6.Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений утверждены Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь № 174 от 20.10.2000 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 № 113.

.Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 1 «О назначении судами уголовного наказания» от 26.03.2002 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 19.04.2002 № 4.

.Бабий Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: Конспект лекций. - Мн.: «Тесей», 2000. - 288 с.

.Исправительно-трудовое право БССР: Учеб. пособие. / А.В. Барков, И.И. Горелик, П.А. Дубовец и др.; Под ред. И.С. Тишкевич, В.А. Шкурко. -Мн.: изд-во «Университетское», 1987. - 301 с.

.Зубков АИ. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА. М, 2000. - 224 с.

.Захаренко В.Е., Куценков И.И. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь в вопросах и ответах: Учебное пособие. - Мн.: Белорусский негосударственный институт правоведения, 1999. - 56 с.

.Кадушкин С.А. и др. Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь (в вопросах и ответах): практ. пособие / С.А. Кадушкин, А.В. Шарков, В.Б. Шабанов; Под общю ред. В.Б. Шабанова. - Мн.: Тесей, 2001. - 204 с.

.Кадушкин С.А. Правовое положение лиц, отбывающих наказания. Теоретические и организационные проблемы: Моногр. - Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2002. - 177 с.

.Казак С. В. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: Теоретико-правовые и орг. аспекты: Моногр. /Под ред. д-ра юрид. наук, проф. И. И. Басецкого. - Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. - 235 с.

.Теоретические основы уголовно-исполнительного права: Пособие для учеб. заведений юрид. профиля / В.Б. Шабанов, А.В. Шарков, Н.Ф. Ахраменка, С.А. Кадушкин; Под ред. В.Б. Шабанова. - Мн.: Тесей, 2002. - 288 с.

.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. - 672 с.

.Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под редакцией Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора А.И. Зубкова. - М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. - 614 с.

.Уголовное право. Общая часть: Учебник / Н.А. Бабий, А.В. Барков, И.О. Грунтов и др.; Под ред. В.М. Хомича. - Мн.: Тесей, 2002. - 496 с.

.Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х томах. Т. 1. Общая часть. Ответственные редакторы и руководители авторского коллектива - доктор юридических наук, профессор А.Н. Игнатов и доктор юридических наук, профессор Ю.А. Красиков. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1998. - 639 с.

.Шарков А.В. Уголовно-исполнительное право: Учеб. пособие / А.В. Шарков. - Мн.: Тесей, 2002. - 176 с.

.Бажанов О.И. Прогрессивная система исполнения наказания. - Мн., 1981.

.Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. - М., 1983.

Похожие работы на - Уголовное наказание

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!