Классификация затрат в системе управленческого учета

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Классификация затрат в системе управленческого учета

Введение

Основной целью коммерческой организации является получение и максимизация прибыли. В общей системе показателей, характеризующих эффективность производства как всей организации, так и её подразделений, главное место принадлежит себестоимости. Состав себестоимости определяется теми затратами, которые ее формируют.

Основной задачей управленческого учёта является ответ на вопрос, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности.

Целью данной курсовой работы является изучение методики и особенностей классификации затрат в системе управленческого учета.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

)Исследовать теоретические аспекты классификации затрат в системе управленческого учета, понятие и классификацию затрат;

)Рассмотреть методы учета затрат;

)Изучить организацию учета производственных затрат;

)Исследовать учет затрат по центрам ответственности;

)Изучить пути совершенствования учета затрат в системе управленческого учета.

Объектом исследования является методика классификации затрат в системе управленческого учета.

1. Теоретические аспекты классификации затрат в системе управленческого учета

.1Понятие и классификация затрат

Затраты - это стоимость ресурсов, использованных на определенные цели.

Особенности затрат:

.Затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

.Величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов;

.Понятие затрат должно соотноситься с конкретными целями и задачами (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг);

.Затраты характеризуются определенным периодом времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.

Если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т.д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т.п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Понятие «затраты» следует отличать от понятия «расходы». Согласно Положению по бухгалтерскому учету расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)[1]. При этом понятие «расходы» предусматривают ограничение по цели использования ресурсов.

Затраты в управленческом учете принято классифицировать по ряду признаков, среди которых основными являются следующие:

По составу:

-Одноэлементные затраты - те, которые не могут быть разложены на слагаемые, регистрируются и рассчитываются на отдельное изделие;

-Комплексные затраты - состоят из нескольких экономических элементов. Например, цеховые (общепроизводственные), в которые входят почти все элементы.

По экономическому содержанию:

-По элементам - материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие расходы;

-По статьям калькуляции - группируют затраты для формирования себестоимости отдельных видов продукции. Перечень статей устанавливается для отдельных отраслей промышленности, исходя из особенностей технологии и организации производства.

По отношению к объему производства:

-Переменные затраты - это затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции, т. е. зависят от деловой активности организации. Для описания поведения переменных затрат в управленческом учете используется специальный показатель - коэффициент реагирования затрат, который рассчитывается как отношение темпа прироста затрат (в %) к темпу прироста деловой активности (объема производства, услуг, товарооборота) (в %).

Пример. Сумма арендной платы не изменится при увеличении объемов производства на 30%.

КРЗ будет равен нулю, что свидетельствует о том, что мы имеем дело с постоянными затратами.

Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теме же темпами, что и деловая активность предприятия. Например, при увеличении объема производства на 20% пропорциональные затраты возрастут в той же пропорции. В этом случае КЗР равен 1. Следовательно, затраты считаются пропорциональными.

Другим видом переменных затрат являются регрессивные затраты. Темпы их роста отстают от темпов роста деловой активности фирмы. Так, при увеличении объема производства на 20% издержки возрастают на 10%. При условии, когда 0 < КРЗ<1, затраты считаются регрессивными.

Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются прогрессивными. Например, объем производства возрос на 20%, а издержки производства - на 40% [2].

-Постоянные затраты - Затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности.

Это расходы на рекламу, арендная плата, амортизация ОС, нематериальных активов. Постоянные совокупные расходы не изменяются под влиянием изменения объема производства. Постоянные на единицу - наоборот.

-Смешанные затраты (условно-постоянные, условно-переменные) - затраты имеют одновременно переменные и постоянные компоненты.

В реальной жизни редко можно встретить издержки, которые являются исключительно постоянными или переменными. Например, плата за пользование телефоном, которая состоит их постоянной и переменной частей; ряд налогов (подоходный налог - до определенного предела постоянная ставка, далее - прогрессивная ставка). Аналогично представительские расходы, расходы на рекламу [3].

По сфере возникновения и функциональной сфере предприятия:

-Снабженческо-заготовительные;

-Производственные;

-Коммерческо-сбытовые;

-Организационно-управленческие.

По роли в технологическом процессе:

-Основные расходы - затраты всех видов ресурсов (сырье, материалы, полуфабрикаты, амортизация основных производственных фондов, заработная плата основных производственных рабочих), потребление которых связано с выпуском продукции (выполнением работ и оказанием услуг).

-Накладные затраты - затраты связаны с организацией, обслуживанием производства и управлением им (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

По способу влияния на себестоимость:

-Прямые затраты - это такие затраты, которые могут быть прямо и непосредственно отнесены на конкретный вид производимой предприятием продукции.

Они могут быть прямо отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления на основании данных первичных документов.

-Косвенные затраты - затраты <#"justify">В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость:

-Текущие расходы - это затраты, производимые ежедневно или с некоторым интервалом, не реже одного раза в месяц.

-Расходы будущих периодов - это расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.

-Предстоящие затраты - расходы, включаемые в себестоимость отчетного периода путем зарезервирования (расходы на оплату отпусков).

По целесообразности совершения затрат:

-Эффективные затраты (производственные) - в результате этих затрат получают доходы от реализации тех видов продукции, для выпуска которых были произведены эти затраты;

-Неэффективные затраты (непроизводственные)- расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, т. к. не будет произведен продукт.

Другими словами, неэффективные затраты - это потери в производстве (от брака, простоев, недостач, порч ценностей).

По степени планирования:

-Планируемые затраты - это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. Они определяются на основе норм, нормативов, лимитов и смет.

-Непланируемые затраты - дополнительные затраты, не предусматриваемые при расчете плановой себестоимости (штрафы, пени, неустойки уплаченные), и, как правило, они находят отражение в фактических затратах.

По степени контроля:

-Контролируемые затраты - это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления;

-Неконтролируемые затраты - затраты, которые не зависят от деятельности управленческого персонала (например, повышение цен на ресурсы).

По степени нормирования:

-Нормированные расходы;

-Ненормированные расходы.

По отношению к принимаемым управленческим решениям:

-Релевантные - это затраты, которые имеют отношение к принимаемому решению;

Или:

-Явные затраты - это затраты, которые осуществляет организация в процессе производства и продажи товаров, выполнении работ, оказании услуг;

-Альтернативные (вмененные) - возникают в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативных вариантов из нескольких. Они означают упущенную выгоду, возникающую при ограниченных ресурсах.

При разработке решений по дополнительному выпуску продукции руководитель должен принимать во внимание приростные и предельные затраты, т. е. дополнительные затраты, которые появляются в результате изготовления или продажи дополнительной партии и, соответственно, единицы продукции.

1.2Методы учета затрат

Технологические и организационные особенности производства, длительность производственного цикла, количественные и качественные характеристики готовой продукции требуют различного сочетания способов и приемов учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Под методом учета затрат и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность приемов организации документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции и необходимую информацию для контроля за процессом формирования себестоимости продукции.

В отечественной литературе называют следующие основные методы учета затрат и калькуляции фактической себестоимости продукции:

1.позаказный;

2.попроцессный;

3.попередельный;

4.нормативный;

5.стандарт-кост;

6.директ-костинг;

7.ABC.

Позаказный метод учета и калькуляции затрат используется в единичных и мелкосерийных производствах, выпускающих уникальные, дорогостоящие изделия ограниченного потребления или создаваемых по требованию заказчика, а также в строительстве.

При позаказном методе объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении крупных изделий с длительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие законченные конструкции[5].

Технологический процесс и учетные процедуры в позаказной системе калькулирования отличаются по отраслям и типам производств, однако большинство предприятий в той или иной степени применяют:

-Планирование производства в целом и в разрезе потоков затрат;

-Карточку регистрации затрат по заказу;

-Производственный график;

-Сбор и распределение затрат;

-подготовку отчетов о себестоимости заказа;

-ведение калькуляционных счетов, книг, журналов и других учетных регистров, формирующих структуру учета и его связь с системой калькулирования [14].

Особенностью счета 20 «Основное производство» при этом методе калькулирования является то, что ведется аналитический учет по видам продукции или заказам.

По окончании месяца счет 20 «Основное производство» не закрывается и имеет переходящее сальдо, означающее незавершенное производство. Счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» закрываются ежемесячно на себестоимость заказа или вида продукции, сальдо не имеют.

Принципиальные преимущества метода позаказного калькулирования заключается в том, что этот метод делает возможным сопоставление затрат между заказами, показывает наиболее и наименее рентабельные заказы, а также какие операции в аналогичных заказах наиболее дорогостоящие, а какие наиболее эффективные. Позаказный метод обеспечивает базу для планирования затрат и продажных цен по будущим заказам. Метод предоставляет данные для контроля затрат по заказам путем расчета отклонений между оценочными и фактическими данными, а также делает достаточное распределение накладных расходов между заказами[14].

Попроцессный метод применяется в организациях со следующими признаками производственного процесса:

массовый характер производства одного или нескольких видов продукции;

краткий период технологического процесса;

незавершенное производство отсутствует или оно незначительно.

К таким организациям следует отнести организации добывающих отраслей промышленности (угледобывающей, нефтедобывающей и др.), промышленности строительных материалов, электро- и теплостанции и др. Широко применяется попроцессный метод в энергетических хозяйствах вспомогательных производств.

Таким образом, попроцессная калькуляция удобна для тех компаний, которые производят большую массу одинаковой продукции посредством ряда операций, стадий, процессов.

Различают методы простой, двухступенчатой и многоступенчатой калькуляционной системы.

Первый вариант (самый простой) применяется в основном производстве тех организаций, где вырабатывается один вид продукции и отсутствует незавершенное производство, - в организациях угольной и горнорудной промышленности, при производстве строительных материалов и т. п., а также в энергетических хозяйствах вспомогательных производств. Себестоимость единицы продукции в указанных производствах определяют делением суммы затрат по производственному процессу на количество единиц выпущенной продукции.

Второй вариант применяют в тех производствах, где вырабатывается несколько видов продукции и отсутствует незавершенное производство - в электростанциях, где одновременно вырабатывается электро- и тепловая энергия, организациях нефтедобывающей промышленности (добываются нефть и газ) и др. При одновременной выработке или добыче различных видов продукции затраты, относящиеся к определенному виду продукции, учитывают по этим видам продукции. Общие для всех видов продукции расходы распределяют между видами продукции установленными в организации способами.

Третий вариант исчисления себестоимости единицы продукции применяется в производствах с достаточно длительным периодом процесса производства и имеющих поэтому незавершенное производство на конец отчетного периода - организациях лесозаготовительной, торфяной промышленности и т. п. Остатки незавершенного производства на начало и конец отчетного периода оценивают установленным в организации способом (как правило, по нормативной себестоимости). Затем затраты отчетного периода корректируют на стоимость незавершенного производства на начало и конец отчетного периода и скорректированную сумму затрат делят на количество единиц выработанной продукции.

Попередельный метод применяется на производствах с комплексным использованием сырья и материалов, а также в отраслях промышленности с массовым, крупносерийным и поточным производством, в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях и др., в которых сырье и материалы проходят последовательно несколько самостоятельных фаз обработки (переделов, стадий).

Каждый передел представляет собой законченную фазу обработки сырья, в результате которой предприятие получает не конечный продукт, а полуфабрикат собственного производства, за исключением последнего передела. Этот полуфабрикат может быть передан на следующий передел для дальнейшей обработки либо реализован на сторону другим предприятиям как готовый полуфабрикат. По результатам последнего передела выпускается готовая продукция.

Сущность попередельного метода заключается в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства.

Передел - это часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката или готовой продукции.

В результате последовательного прохождения исходного материала через все переделы получают готовую продукцию, т. е. на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а законченный продукт [2].

Сущность нормативного метода заключается в том, что калькуляция фактической себестоимости базируется на нормативной себестоимости продукции, работ и услуг, которая рассчитывается до начала отчетного периода на основе действующих на предприятии норм затрат на все виды ресурсов.

Обособленно ведется оперативный учет отклонений фактических затрат от нормативных с указанием места их возникновения, причин и виновников. Отклонения от норм могут представлять собой экономию или перерасход. Фиксируются также изменения текущих норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий и определяется влияние этих изменений на себестоимость продукции. Изменения норм сводятся к снижению или повышению их в последующие отчетные периоды (месяц, квартал, год).

Фактическая себестоимость рассчитывается как алгебраическая сумма нормативной себестоимости, выявленных отклонений от норм и изменений норм по каждой статье калькуляции.

Метод «стандарт-кост» является модифицированным аналогом российского нормативного метода. Он широко применяется в зарубежной практике управленческого учета.

В основе системы лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них.

Стандарт - это количество необходимых производственных затрат для выпуска одной единицы продукции или заранее исчисленные затраты на производство единицы продукции либо оказания услуг. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму затрат на производство и реализацию продукции, исчислить себестоимость единицы изделия для установки цен, составить план доходов и расходов будущего года.

Система «Директ-костинг» предполагает исчисление себестоимости продукции только по переменным затратам, а постоянные затраты не зависимо от того, вся ли продукция, выпущенная с производства была продана, списывали на результат от продаж.

Порядок списания постоянных затрат на результат от продажи приводил к значительному снижению дохода от продажи или к убытку.

Система «Директ-костинг» дает возможность определения маржинального дохода на разных уровнях управления предприятием (бригада, участок, цех, предприятие в целом).

2.Учет затрат на производство продукции, работ, услуг

.1Организация учета производственных затрат

Организация учета производственных затрат заключается в использовании бухгалтерских счетов и группировок затрат. Группировка затрат зависит от объектов учета. На организацию учета производственных затрат оказывают влияние ряд факторов:

-вид деятельности предприятия;

-организационная структура управления предприятием (цеховая, бесцеховая);

-степень автоматизации учетных работ;

-организационно-правовая форма предприятия;

-объемы продаж;

-сумма расходов и финансовых результатов.

Учет затрат на счетах бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010), в котором предусматривается специальный раздел III - «Затраты на производство», включающий в себя счета с 20-го по 39-й.

Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о расходах по обычным видам деятельности (кроме расходов на продажу).

Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства продукции (работы, услуги) данной организации.

По дебету счета 20 отражаются:

-прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

-расходы вспомогательных производств;

-косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства;

-потери от брака.

Прямые расходы списываются в дебет счета 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и т. д.

Расходы вспомогательных производств учитываются на счету 23 и списываются с кредита в дебет счета 20.

Потери от брака учитываются в дебете счета 28 «Брак в производстве» и списываются в дебет счета 20.

По кредиту счета 20 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ (услуг). Эти затраты списываются со счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции, работ, услуг», 90 «Продажи» и др.

Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции (работ, услуг).

Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства» применяется для обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства в организациях, ведущих их обособленный учет

В организациях, не ведущих обособленный учет полуфабрикатов собственного производства, указанные ценности отражаются в составе незавершенного производства, т. е. на счете 20 «Основное производство».

По дебету счета 21 отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов.

Счет 23 «Вспомогательные производства» предназначен для обобщения информации о затратах производства, которые являются вспомогательными для основного производства организации, и ведет учет затрат, обеспечивающих основную деятельность производств.

По дебету счета 23 отражаются:

-прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами;

-косвенные расходы, вызванные непосредственно управлением и обслуживанием вспомогательных производств;

-потери от брака.

Прямые расходы списываются в дебет счета 23 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и т. д.

Косвенные расходы списываются на дебет счета 23 с кредита счетов 25 и 26.

Расходы по обслуживанию производства могут учитываться непосредственно на счете 23 без применения счета 25.

Счет 25 «Общепроизводственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах:

-по обслуживанию основных производств;

-по обслуживанию вспомогательных производств организации.

На этом счете отражаются следующие расходы:

-по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

-амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;

-расходы по страхованию указанного имущества;

-расходы на отопление, освещение и содержание помещений;

-арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве;

-оплата труда работников, занятых обслуживанием производства;

-другие аналогичные по назначению расходы.

Данные расходы отражаются в дебете счета 25 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др.

Расходы, учтенные на счете 25, списываются в дебет счетов 20, 23 ежемесячно.

Аналитический учет по счету 25 ведется по отдельным подразделениям организации и статьям расходов.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы». Он связан с обобщением информации о расходах на управление производством. На этом счете отражаются следующие расходы:

-административно-управленческие;

-на содержание общехозяйственного персонала, не связанного непосредственно с производственным процессом;

-амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

-расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг;

-другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Расходы, учтенные на счете 26, списываются, в частности, в дебет счетов 20, 23 (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).

Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 «Продажи» (в соответствии с учетной политикой).

Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т. п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности.

Аналитический учет по счету 26 ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.

Счет 28 «Брак в производстве» обобщает информацию о потерях от брака в производстве.

По дебету счета 28 собираются затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку (стоимость неисправного, т. е. окончательного брака, расходы по исправлению и т. п.).

По кредиту счета 28 отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака (стоимость забракованной продукции по цене возможного использования; суммы, подлежащие удержанию с виновников брака; суммы, подлежащие взысканию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых был допущен брак, и т. п.), а также суммы, списываемые на затраты производства как потери от брака.

Аналитический учет по счету 28 ведется по отдельным изделиям, полуфабрикатам, статьям расходов, причинам и виновникам брака.

Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» предназначен для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.

На этом счете могут быть отображены затраты состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации. К ним относятся:

-предприятия жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и т. п.);

-пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания;

-столовые и буфеты;

-детские дошкольные учреждения (сады, ясли);

-дома отдыха, санатории и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительского назначения;

-научно-исследовательские и конструкторские подразделения.

По дебету счета 29 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств.

Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 с кредита счета 23 «Вспомогательные производства».

По кредиту счета 29 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Аналитический учет по счету 29 ведется по каждому обслуживающему производству и хозяйству и по отдельным статьям затрат этих производств и хозяйств.

2.2Учет затрат по центрам ответственности

учет затрата калькуляция себестоимость

Организационную структуру компании можно рассматривать как совокупность различных центров ответственности, связанных между собой линиями ответственности.

Линия ответственности - это линия, показывающая направление движения информации.

Центр ответственности - это сегмент организации, по которому целесообразно аккумулируют учетную информацию о её деятельности.

Концепция учета по центрам ответственности впервые выдвинул американский ученый Джон Хиггинс. С его именем связано знаменитое правило: «Каждую структурную единицу предприятия обременяют только те расходы и доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует».

Деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности его функционирования. Цель учета по центрам ответственности - обобщение данных о затратах и результатах деятельности по каждому центру ответственности с тем, чтобы возникнувшее отклонение можно было отнести на конкретное лицо.

Подразделение производственного предприятия на центры ответственности зависит от отраслевой особенности, технологий и организации производственного процесса, методов переработки, исходных материалов, состава выпускаемой продукции, уровни технической оснащенности и других факторов.

Решающее влияние на создание центров ответственности оказывают производственная и организационная структуры предприятия.

Производственная структура показывает виды производств, состав и структуру цеховых служб, их мощность, форму построения и взаимосвязи на каждом уровне управления производством.

Организационная структура официально находит своё отражение в штатном расписании. Фактически она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности предприятия и усилий подразделений по выполнению основных задач и целей предприятия.

В рамках организационной структуры предприятия выделяются различные формы организации управления:

-Линейная;

-функциональная;

-линейно-функциональная;

-матричная.

Классификация центров ответственности:

По объёму полномочий:

1центр прибыли;

центр затрат;

центр продаж (доходов);

центр инвестиций.

По функциям:

1основные;

вспомогательные.

Центр затрат - это часть управленческой системы организации, руководитель которой отвечает только за затраты.

В рамках такого центра организуется нормирование, планирование и учет затрат, факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования.

Центр затрат разделяется на:

-центр регулируемых затрат;

-центр произвольных затрат.

Для центра регулируемых затрат устанавливается оптимальное соотношение между затратами и объемом выпуска продукции. Управление затратами в таких центрах осуществляют с помощью заранее составляемых гибких бюджетов.

Руководитель центра регулируемых затрат отвечает прежде всего за минимизацию затрат на одну единицу выпуска, а его деятельность оценивается путем сопоставления плановых и фактических затрат на единицу.

Для центра произвольных затрат оптимального соотношения между затратами и результатами деятельности не существует. Руководство организации практически не может повлиять на величину затрат в таких центрах и принимает ее как заданную величину.

Центр продаж - это часть управленческой системы организации, руководитель которой отвечает за выручку от продажи продукции и за затраты, связанные с ее сбытом. Деятельность в таких центрах оценивают в основном по объему структуры продаж в стоимостном и натуральном выражении, а также величине сбытовых отходов.

Центр прибыли - это часть управленческой системы организации, руководитель которой отвечает за прибыль и затраты. Центр прибыли может состоять из нескольких центров затрат. Управление в центре прибыли можно осуществлять при помощи операционного бюджета, форма которого близка к отчету о финансовых результатах, а также к отчету исполнения бюджета.

Центр инвестиций - это часть управленческой системы организации, при которой руководитель отвечает за выручку, затраты и капиталовложения. Цель центра - получение прибыли, достижение рентабельности вложенного капитала.

Управление деятельностью центра инвестиций можно осуществлять с помощью операционного бюджета, отчета о его исполнении, баланса.

Основные центры ответственности занимаются производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Их затраты относятся на себестоимость товаров, работ, услуг.

Вспомогательные центры существуют для обслуживания основных центров ответственности. Затраты этих центров сначала распределяют по основным центрам, а уже потом в составе суммарных затрат основных центров включают в себестоимость товаров, работ, услуг.

Каждый из центров ответственности может быть или центром затрат или доходов, или прибыли, или инвестиций. В первом случаи отчеты составляют по расходам, во втором - по объемам продаж, в третьем - по прибыли, в четвертом - по объемам и срокам окупаемости инвестиций.

2.3Совершенствование учета затрат в системе управленческого учета

Рыночная экономика диктует особые требования к качеству управления организации. Прежде всего это касается поиска путей для минимизации затрат и снижения себестоимости

Одной из важных целей организации системы управленческого учёта как части информационной системы учёта в современном бизнесе является калькулирование себестоимости услуг, продуктов и прочих объектов затрат для удовлетворения информационных нужд финансового менеджмента как системы управления прибылью предприятия через управление затратами.

Для успешной организации управленческого учета в зависимости от отраслевых особенностей производства и целевой установки, прежде всего, целесообразно разработать экономически обоснованную классификацию затрат. Это позволит определить и сформировать:

·места возникновения затрат;

·центры ответственности;

·носители затрат.

·способ учета затрат.

Затем необходимо выбрать наиболее приемлемый вариант, по которому будет организован управленческий учет.

Также одним из важных совершенствований системы управленческого учета и отчетности является совершенствование системы учета затрат. Применение мировых методик: директ-костинг, стандарт-костинг, АВС анализ и т.д.[16]

Для постановки управленческого учета необходимо разработать регламентирующие документы, которые будут определять основные правила учета. Нормировать имеет смысл только те учетные процедуры, которые не соответствуют действующим на предприятии бухгалтерским стандартам.

Основными регламентирующими документами являются [15]:

·корпоративные стандарты управленческого учета;

В стандартах управленческого учета приводятся основные принципы отражения хозяйственных операций в организации. При разработке стандартов учета следует исходить из уже существующих нормативных документов (ПБУ, МСФО) и корректировать их в соответствии со специфическими условиями деятельности предприятия.

·план счетов управленческого учета;

При разработке плана счетов нужно помнить, что для управленческого учета необходима большая детализация данных. Поэтому следует предусмотреть возможность отражения информации отдельно по каждому центру ответственности, направлению деятельности предприятия или производимому предприятием продукту. Кроме того, управленческий план счетов должен позволять легко делать выборки данных по определенному признаку, например по центрам ответственности, видам продукции, сотрудникам, временным периодам и т. д.

·система кодов, используемых для кодирования статей бюджета, статей затрат, центров ответственности, направлений деятельности и т. д.;

Система кодов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить взаимосвязь управленческого учета. Для этого оба процесса разрабатываются на основе одной организационно-функциональной модели компании. Модель компании должна отражать финансовую структуру, описывать порядок движения материальных, денежных и документарных потоков, выявлять центры концентрации финансовых ресурсов. Для систем управленческого учета разрабатывается одинаковая номенклатура статей затрат и доходов, при этом каждой из статей присваивается определенный код, позволяющий легко находить и группировать данные.

Ведение управленческого учёта подразумевает выполнение существенного объема разнообразных операций. Без автоматизированной системы затраты на обработку такого количества информации неимоверно велики, а сроки обработки данных не удовлетворяют менеджеров. Практически невозможно получить необходимую информацию нужного качества в нужном объеме, а главное в требуемые сроки.

Выбор способа автоматизации управленческого учета зависит от поставленных перед управленческим учётом задач и степени готовности предприятий к созданию комплексных решений. Разные способы автоматизации требуют принципиально разных подходов к подбору программных средств.

Выделяют три варианта решения данного вопроса:

·Ведение полноценного управленческого учёта на предприятии. Автоматизация системы управленческого учёта на базе ERP-систем;

·Использование управленческой информации из различных информационных систем. Автоматизация системы управленческого учёта с помощью аналитических систем класса BPM (Business Performance Management) и BI (Business Intelligence) на базе OLAP-технологий;

Автоматизация бухгалтерского учета позволит избежать многих ошибок в результате расчетов, сократит время произведения расчетов, предоставит более быстрый и удобный доступ к различным документам, а также усилит контроль над деятельностью бухгалтера.

Все приведенные усовершенствования позволят российским организациям принимать наиболее эффективные решения в кротчайшие сроки, что в свою очередь, позволит им стать более конкурента способными на российском рынке, а также на международном.

Заключение

Управленческий учет затрат на производство состоит в наблюдении и анализе использования затрат и результатов прошлой, настоящей и будущей производственной деятельности, соответствующей определенной модели управления, ориентированной на выполнение основной цели предприятия. Используют разные варианты классификации издержек в зависимости от целевой установки и направлений учета затрат. Под направлением учета затрат понимается область деятельности, где необходим обособленный целенаправленные учет затрат на производство: затрат, используемых для калькулирования и оценки готовой продукции; затрат, данные о которых являются основанием для принятия решений и планирования; затрат, используемых в системе контроля и регулирования.

Общие принципы группировки затрат на производство предполагают наличие четко сформулированных правил выбора экономически обоснованных признаков классификации. Создание стройной методологической конструкции, согласующие все принятые на предприятии признаки отбора затрат, позволяет отказаться от субъективного их набора в зависимости от поставленных перед менеджерами задач и предопределяет содержательную часть учета затрат на производство. Однако кроме общеметодологических принципов группировки затрат имеются и частные, отражающие определенные направления возникновения затрат и сферы использования получаемой информации.

Список использованных источников

Нормативно-законодательные документы

1.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.1999г. №33н (ред. 27.11.2006).

Учебники и учебные пособия

2.Янковский К., Мухарь И. Управленческий учет: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2011 г. - 368 с.

3.Мансуров П.М., Управленческий учет: учебное пособие / П.М. Мансуров. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. - 175 с.

.Новый экономический словарь / Под редакцией А. Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2006. - 1088 с. - 4 000 экз. - ISBN 5-89378-014-0

5.Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие/ Н.П. Кондраков - М.: ИНФРА-М, 2010. - 368 с.

6.Вахрушина М.А., Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям / М.А. Вахрушина. - 5-е изд., стер. - М: омега-Л, 2009. - 576 с

.Ивашкевич В.Б., Бухгалтерский управленческий учет; учебник для ВУЗов/ В.Б. Ивашкевич - М.: Экономистъ, 2010. - 618 с.

.Николаева С.А., Управленческий учет: Учеб. Пособие/ С.А. Николаева - М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБР - БИНФА», 2011. - 176 с.

.Управленческий учет и анализ с практическими примерами: учебное пособие/ Л.В. Попова, В.А. Константинов, И.А. Маслова, Е.Ю. Степанова - М: Дело и сервис, 2011. - 224 с.

10.Рыбакова О.В., Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование/ О.В. Рыбакова - М.: Финансы и статистика, 2011. - 464 с.

11.Суйц В.П., Управленческий учет: учебник/ В.П. Суйц - Высшее образование, 2007. - 371 с.

Составная часть периодических изданий (газеты, сборника трудов, материалов конференции, журнала)

12.Воронова Е.Ю. Способы оценки затрат в управленческом учете / Е.Ю. Воронова // Управленческий учет. - 2010. - №8. - С. 3-12.

13.Воронова Е.Ю. Перспективы применения нормативных затрат в российской учетной практике и за рубежом / Е.Ю. Воронова // Устойчивое и эффективное развитие внутренней торговли Российской Федерации. Сборник материалов научно-практической конференции. - М.: РИПО ИГУМО, 2008. - С. 41-48.

.Воронова Е.Ю. Позаказный и попроцессный методы калькулирования себестоимости: сравнительный анализ // Аудиторские ведомости. - 2001. - №12. - С. 23-28. - №2002. - №1. - С. 22-29.

.Ивашкевич В.Б., Зайцев С.С. Современные тенденции развития управленческого учета // Бухгалтерский учет. - 2009. - №12. - с.34-35.

17.Воронова Е.Ю. Функциональный метод учета затрат / Е.Ю. Воронова // Аудиторские ведомости.- 2008. - №2. - С. 67-76.

18.3убарева С.А. Основные принципы организации управленческой отчетности / С.А. Зубарева // Бухгалтерский учет.- 2009. - №12,с.45-47.

.Керимов В.Э. Об организации управленческого учета. /Бухгалтерский учет - 2012 - №14 - С.44-45.

.Воронова Е.Ю. Метод АВС: иллюстративный пример / Е.Ю. Воронова // Аудитор. - 2008. - №2. - С. 22-25.

Ресурсы сети Интернет

21. Е.Ю.Воронова Принятие решений и методы учета затрат и калькуляции себестоимости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files2/2013_07/up49/file_dd6541ee9a176112e1ba7f59452985c1.pdf

Похожие работы на - Классификация затрат в системе управленческого учета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!