Русский космизм

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,26 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русский космизм

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Факультет управления







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Философия»




Научный руководитель:

Козырев Юрий Геннадьевич

Исполнитель: студентка гр.4110

Андреева Наталья Владимировна






Сыктывкар 2013

Содержание

Введение

Цели и задачи

Космизм

Русский космизм

Николай Федорович Федоров

Владимир Иванович Вернадский

Вывод

Список литературы

Для выбора темы для контрольной работы по философии нам был предоставлен огромный список. Мне было не просто определиться в выборе темы, ведь все темы очень интересны и все переплетены между собой. Нет четких граней. Разобравшись в какой-то одной теме досконально, ты отвечаешь сам себе на интересующие тебя вопросы, а может быть и больше запутываешься в клубке неизвестного. Но в этом и есть интерес познания наук: ты находишь что-то новое и ещё, и ещё… Так и происходит процесс саморазвития, самопознания. И все мы знаем известное изречение «Хочешь изменить мир - изменись сам». Тем самым, изучая философию я развиваюсь духовно, обогащаю свой внутренний мир, а значит и меняю окружение.

Я для написания контрольной работы выбрала тему « Русский космизм».

Почему именно её? Потому что я никогда об этом не слышала. И даже производного от слова космос - «КОСМИЗМ» не встречала и мне стало интересно, что это? А ещё меня заинтересовало понятие именно «РУССКИЙ космизм», в чем его отличие от других? Кто первым из философов заговорил об этом? Какие теории были выдвинуты? Противоречивы ли они? Или все они пришли к общему знаменателю? На эти вопросы я и постараюсь ответить в своей работе.

Цель: Рассмотрение и ознакомление с теориями русских космистов.

Задачи:

1.Ознакомиться с понятием космизм;

2.Ознакомиться с теориями древних философов;

.Ознакомиться с понятием «русский космизм». Выделить отличия и сходства с космизмом других философов;

.Изучать биографии русских философов основоположников этого течения;

.Ознакомиться с учениями Н. Федорова, В. Вернадского.

Чтобы начать говорить о русском космизме нужно разобраться, что такое космизм обще. Для этого я обратилась в электронную энциклопедию -

Википедию: космизм - это ряд религиозно-философских, художественно - эстетических течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а так же о микрокосмосе, подобном хаосу, сформированным уже в период становлении первых философских школ Древней Греции»

Что говорили древние философы о космосе?

Пифагор предлoжил пoнимание кoсмoса как Универсума; Гераклит разрабатывал учение о Космосе как «Мирострое». У Платона Вселенная - единая, вечная, живая и совершенная сфера, oдаренная душoй и движением… Гностицизм, возникший на основе иудо-христианской идеи грехoпадения, oписывал Космос как твoрение злого демиурга, прирoду как «Ущербную», а задачу челoвека видел в высвобождении духа из материи. Геродот ввел понятие Космоса для обозначeния гoсударственного пoлитическгo стрoя как системы, устреннй пo кoсмическим законам. В средневековье Копeрник и Бруно дополняют теорию Космоса учением о множественности обитаемых миров. В религиозных системах Космос является неoтъемлемой частью теoлoгии, Существуют теории, что человек это пoлнoе oтражение космоcа.

Основные положения комизма.

1.единство человека и Космоса, живые существа и человечество в частности влияют на нашу планету и в будующем на весь космос;

2.жизнь и разум созданы в ходе эволюции вселенной, чтобы сделать её идею сознательной: человек должен стать лидером космического развития. Научно технический прогресс наделил людей космическими силами, но люди используют их во вред планете, не осознавая свое истинное назначение.

Зарождение русского космизма началось в конце XIX - начале XX века. В основе русского космизма были постулаты, противопоставленные самим основам западноевропейской науки и культуры. Значительный интерес представляет смысл русского космизма. Он способен питать широкий спектр воззрений. Под этим понятием часто понимают целый русский поток культуры, включающий в себя не только философов и ученых, но и представителей других творческих профессии. В нём оказываются и Ломоносов, и Тютчев, и Вячеслав Иванов, и Скрябин. Именно поэтому русский космизм стал результатом взаимовлияния философской, гуманитарной и естественнонаучной мысли.

Существует три ветви космизма: религиозно-философское течение, естественно научное течение и поэтически-художественное.

В космисты записывали всех поэтов, писателей и художников в работах которых хоть немного прослеживалось космическое веяние.

Естественнонаучное течение связано с тем, что именно в России были совершены научные исследования о биосфере и переходе её в ноосферу и открывший реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшее в ХХ веке.

Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись продолжают сбываться.

Человек для русских космистов- существо ещё промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но в месте с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу. русский космизм философ

«Оригинальнейший ум и оригинальнейший человек говорит с вами с этих пестрых по темам, но проникнутых единством мысли странц», - писал о нем С.Н.Булгаков [п.3, с.392]

Николай Федорович Федоров (1829-1903), которого современники называли «Московским Сократом», родился 7 июня 1829 в селе Ключи Тамбовской губернии, (ныне Сасовский район Рязанской области). Как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина он получил фамилию крестного отца. В 1849 году по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там 3 года, затем был вынужден оставить лицей в виду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение. С 1854 по 1867 год работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы - Липецк, Богородск, Углич, Боровск, Подольск и др. [п.4]

Летом 1867 года Федоров оставил Боровское военное училище, где он преподавал и пешком в Москву. В 1869 году устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, где проработал с 1869 по 1873. Здесь он знакомится с П.И. Бартеневым, заведующим библиотекой, историком, археологом, редактором выходившего при библиотеке журналом «Русский архив», издателем которого Петр Иванович после закрытия библиотеки. Николай Федоров помогал Бартеневу в Собрании материалов. С издателем «Русского архива» он сохранил отношения и в последствии. Именно в этом журнале в 1890-е годы и начнут появляться статьи и заметки Федорова. [п.5, т.3, с.573]. С 1874 ода Николай Федоров в течении 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея. Последние годы жизни - в читательном зале Московского Архива министерства иностранных дел. Н.Федоров был полиглотом, знал не только древние языки - латынь и греческий, не только европейские, но и китайский язык, знанием которого тогда как и сейчас, могли похвастаться не многие.

Этот язык стал для него надежным проводником в другой, совершенно не похожий на Европу мир со своими верованиями, теориями, книгами, обычаями, причем более древними, нежели европейские [п.6, с.147].

Во время работы в библиотеке Румянцевского музея завязывается знакомство с Л. Толстым, Ф. Достоевским, В. Соловьевым, а его Деи становятся широко известными в философских и литературных кругах.

Николай Федорович скончался 15 декабря (по старому стилю) 1903 года в Мариинской больнице для бедных

Труды Н.Ф.Федорова, объединенные в сборник под названием «Философия общего дела», представляют сами по себе вселенную-мир, состоящим из множества элементов. В своих работах Н.Ф.Федоров предстает перед нами религиоведом, литературным критиком, философом музейного дела, историком. Он полагал, что после открытия космических перспектив Коперником средневековое мировоззрение не состоятельно. Федоров вдвинул мысль о том, что «победа над последним врагом»- смертью вершится только лишь путем всеобщего единения.

Статью «Родители и воскресители» можно считать манифестом русского космизма, здесь положения и взгляды космиста наиболее ярко выражены, представлены во сей своей полноте. День от века желанный, от первого утраты чаемый(т.е. воскрешение мертвых), тогда только наступит, когда нынешние блудные сыны, разумом наделенные поймут, что сила, по своей слепоте, не велением, а лишь попущением Божьим их отцов убивавшая, нуждается только в разумном управлении, чтобы стать оживляющею».[п.1] По его мнению необходимо «Обратиться к небесной силе, от Солнца и других миров идущей».

Только объединившись, в управлении метеорического процесса в коем проявляется солнечная сила, сыны человеческие станут способными извлекаемы из глубоких слоев прах предков, обращать не в пищу потомков, а собирать его в тела, коим он принадлежал. Дрожь и трепет(вибрация), которых не лишены молекулы и прах умерших, и которых нельзя пока открыть ни каким микрофоном, как очень ещё грубым органом слуха - эти то дрожь и трепет находят созвучный отзыв содрогания частиц в существах живущих, связанных родством с умершими, коим принадлежали эти частицы. Такие индивидуальные вибрации, скрытые в таинственной глуби вещества, суть не как предположения для объяснения хода воскрешения, которой они исключают и других гипотез. До сих пор для объяснения созидания, строения или развития мира составлялись гипотезы, которые могли быть воспроизводимы лишь в кабинетных, отдельных опытах, тогда как гипотеза воссоздания мира требует опыта большего, весь Земной шар обнимающего во всех его слоях.

Согласно этой гипотезе, сила, извлекаемая из воздушных токов и сообщаемая разным слоям Земли, будет производить в них правильные сотрясении, заменяющие нынешние разрушительные землетрясения, которые однако открывают ходы водам, собирателям частиц праха умерших. Наука бесконечно малых молекулярных движений, ощутимых только чутким слухом сынов, вооруженных тончайшими органами зрения и слуха, будет разыскивать не драгоценные камешки или частицы благородных металлов, ибо разыскателями будут не гуманисты, которым все родительское, отеческое чуждо, а совершеннолетние сыны; они будут разыскивать молекулы, входившие в состав существ, отдавших им жизнь. Воды, выносящие из недр земли прах умерших, сделаются послушными совокупной воле сынов и дочерей человеческих и будут действовать под влиянием лучей света, которые не будут уже слепы, как лучи тепла, не будут и холодно-бесчувственны; химические лучи станут подобно выбору, т.е. под их влиянием сродное будет соединяться, а чуждое отделяться. Это значит, что лучи станут орудием совокупной, благой воли сынов человеческих.

Николай Федорович дает своим потомкам задачи, которые необходимо осуществить для приобретения полной гармонии между человеком и космос в полной мере это:

1.использование энергии космических и солнечных лучей (для воскрешения предков)

2.использование частиц и молекул праха умерших предков для их воскрешения;

.управление силами природы, как в планетарном, так и космическом масштабе;

.единение человечества

Владимир Иванович Вернадский родился 1 марта 1863 года в Санкт-Петербурге. В 1868 оду семья Вернадских переехала на юг, в Харьков из-за болезни отца. В 1873 году Володя поступает в первый класс Харьковской гимназии. Очень большой вклад в воспитание будущего ученого оказали отец и дядя, Евграф Максимович Короленко. Каждый из них вкладывал в Володю свои представления о мире, вкусах. Обе модели умственного воспитания дополняли друг друга. Именно поэтому для зрелого стиля Вернадского свойственны сочетание скрупулезности и систематичности научного анализа фактов, с одно стороны, и «фантастической» смелости мышления - с другой.

В 1876 году семья Вернадских переезжает в Санкт-Петербург, где Владимир поступает в четвертый класс Первой петербургской классической гимназии. Именно здесь происходит выбор главных интересов: естественные науки.

А среди них он выделяет астрономические и космологические науки.

В последних классах гимназии он больше увлекается математикой и философией.

Затем Владимир Иванович поступает в Петербургский университет, благодаря которому перед ним открылся светлый и прекрасный мир науки.

В 1885 г. защитил диссертацию на степень кандидата и стал сотрудником минералогического кабинета при университете.

В 1888 г. Вернадский был командирован в Европу, стажировался в Мюнхене и Париже.

Много ездил по Центральной и Восточной Европе и России, проводя геологические исследования. В 1897 г. Защитил докторскую диссертацию по кристаллографии «Явления скольжения кристаллического вещества». Он преподавал в Сарбоне. Был президентом Академии наук в Украине. Он написал много научных трудов.

В конце 1930-х гг. Владимир Иванович возглавляет Комитет по метеоритам и космической пыли, комиссию по изотопам, участвовал в работе Международного комитета по геологическому времени и др. В июне1940 г. Инициировал создание Комиссии по урану и тем самым фактически положил начало ядерному проекту в СССР.

В 1944 г. Вышло в свет последнее произведение ученого « Несколько слоев о ноосфере».

Умер Вернадский в Москве 6 января 1945 г.

Создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучения жизни, понимаемой им как космическое явление («всюдность» жизни). Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется го эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы - сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы - объективны процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн. Идеи русского космизма особенно актуальны в эпоху экологического кризиса и поиска путей выхода из него.

Человек ни одинок. Над ним находится ещё что-то более значимое, чем он сам. Многие и до Вернадского выражали это ощущение, называя высшие силы Божеством. Очень хорошо и образно выразил это чувство Николай Федорович Федоров. Он сказал, что человечество положение в мире похоже на положение управляющего имением. Должность - промежуточная между хозяином и рабочим. Человек должен понять, что проект мира составлен не им, не он его автор, но он в состоянии его понять, освоить, сделать своим. Он обязан работать не как раб - бездумно, а осмысленно организовывать осуществление этого плана.

Вывод

Я ознакомилась с основными положениями русского космизма. И изучая учения Вернадского и Федорова я сделала для себя вывод о том, что скорее всего есть что-то Высшее, что управляет нами. Что мы не единственная разумная раса во Вселенной. В документальных фильмах об НЛО часто говорится, что нам оставили эту планету те, кто уже перешел на уровень выше в интеллектуальном плане. Что инопланетные существа более разумны и более приспособлены жить в этом мир. Так ли это на самом деле я не знаю. Но хочется верить в то, что мы наконец прейдем в гармонию с самими собой, с теми кто выше и даже со всей Вселенной. И тогда наступит мир во всем мире.

Список литературы

1.Н.Ф.Федоров «Родители и воскресители», интернет-журнал «Болесмир» www.bolesmir.ru

. Учебные материалы по философии, интернет-ресурс http://studfilosed.ru

. С.Н. Булгаков «Загадочный мыслитель», Санкт-Петербург, с.392

. Интернет-ресурс http://bibliotekar.ru/filosofia/

. Н.Ф. Федоров Собрание сочинений в 5 томах, Москва 1993

. А.И. Новиков «История русской философии Х-ХХ веков», Санкт-Петербург, 1998

. Интернет-ресурс www.marsiada.ru

Похожие работы на - Русский космизм

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!