Сравнительный анализ стандартов ISO/IEC 12207-95 и ISO/IEC 12207-2008

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    176,91 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ стандартов ISO/IEC 12207-95 и ISO/IEC 12207-2008

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет инновационных технологий (ФИТ)

Кафедра информационного обеспечения инновационной деятельности (ИОИД)







Реферат по дисциплине «Программная инженерия»

Сравнительный анализ стандартов ISO/IEC 12207-95 и ISO/IEC 12207-2008

Выполнила

студентка группы 18101

О.И. Воробьева

Принял

заведующий кафедрой ИОИД

С.Л. Миньков




Томск 2013

Содержание

Введение

1. Стандарты ISO/IEC 12207         4

. Стандарт ISO/IEC 12207-95        5

. Стандарт ISO/IEC 12207-2008    9

Сравнительный анализ стандартов ISO/IEC 12207-95 и ISO/IEC 12207-2008

Заключение

Список использованных источников

Введение


В настоящее время программное обеспечение является важной составной частью многих технических устройств и систем. Эти устройства очень разнообразны как по назначению, так и по требованию к надежности их работы. К таким устройствам могут быть отнесены как mp3-плейеры, сотовые телефоны, стиральные машинки, так и бортовые системы управления летательных аппаратов, системы управления и контроля атомных электростанций, информационные системы государственного управления. Надежность работы таких систем во многом зависит от надежности работы программного обеспечения. Надежность самого программного обеспечения определяется теми технологиями, в соответствии с которыми разрабатывается программное обеспечение.

Отраслевые и международные стандарты в сфере информационных технологий являются суммой опыта, накопленного экспертами в инженерии программного обеспечения (ПО) на основе огромного количества проектов, проводившихся в рамках коммерческих структур США, Европы и в рамках военных контрактов. Большая часть стандартов создавалась как набор критериев для отбора поставщиков программного обеспечения для Министерства обороны США, и эту задачу они решают достаточно успешно. Стандарты содержат описание выработанных на основе реальных проектов подходов к построению сложных программных систем. Для корректного рассмотрения вопросов создания сложных программных систем необходимо, чтобы процесс разработки включал не только собственно процедуру разработки(кодирования), но и такие процедуры жизненного цикла программных систем, как подготовка к разработке (анализ предметной области, определение требований, выработка решений),проектирование, документирование, тестирование, внедрение, эксплуатация, сопровождение, управление изменениями, прекращение использования [1].

1. Стандарты ISO/IEC 12207

(Международная организация стандартизации) и IEC (международная электротехническая комиссия) образуют специализированную систему мировой стандартизации. Национальные органы, являющиеся членами ISO или IEC, участвуют в разработке международных стандартов при помощи технических комитетов, образованных соответствующими организациями, чтобы рассматривать отдельные разделы технической деятельности. Технические комитеты ISO и IEC сотрудничают в областях, затрагивающих взаимные интересы. Остальные международные организации, государственные и негосударственные, совместно с ISO и IEC, также принимают участие в работе.

В области информационной технологии ISO и IEC образовали объединенный технический комитет ISO/IEC JTC 1(Объединенный технический комитет №1). Проекты международных стандартов, принятые объединенным техническим комитетом, рассылаются национальным органам с целью их принятия. Публикация в качестве международного стандарта требует подтверждения от не менее чем 75% национальных органов, принимавших участие в принятии решения.

Международный стандарт ISO/IEC 12207 был подготовлен объединенным техническим комитетом ISO/IEC JTC1,"Информационные технологии, подкомитет SC7, проектирование программного обеспечения"[2]. ISO/IEC 12207 - Information Technology - Software Life Cycle Processes - Процессы жизненного цикла программных средств. Стандарт содержит определения основных понятий программной инженерии (в частности программного продукта и жизненного цикла программного продукта), структуры жизненного цикла как совокупности процессов, детальное описание процессов жизненного цикла.

2 Стандарт ISO/IEC 12207-95

В 1990 году началось планирование всеобъемлющих международных стандартов, в основу которых легли концепции и взгляды стандарта IEEE Std 1074 и результатов работы образованной в 1987 году совместной комиссии ISO/IEC JTC 1**. В 1995 году группа этой комиссии SC7 “Software Engineering” выпустила первую версию международного стандарта ISO/IEC 12207 “Software Lifecycle Processes”. Этот стандарт стал первым опытом создания единого общего взгляда на программную инженерию[3].

ISO/IEC 12207-95 определяет модель жизненного цикла процессов разработки программного обеспечения. Данная модель жизненного цикла ПО определяет на верхнем уровне фундаментальные цели, которые являются существенными для разработки высокоэффективного и надежного программного обеспечения. Цели верхнего уровня описывают то, что должно быть достигнуто, а не как их достигнуть. Жизненный цикл, определенный данным стандартом, применим в любой software-организации, желающей утвердить, а в последствии и улучшить возможности по поставке, разработке, эксплуатации, развитии и поддержке программного обеспечения. Модель не предполагает использование специфических организационных структур, философии управления, технологии или методологии разработки ПО [4].

Архитектура данной модели организует процессы для помощи персоналу организации в их понимании и их использования для непрерывного усовершенствования процессов разработки программного обеспечения. Процессы, определенные в стандарте, образуют всеобъемлющий набор процессов. Организация, в зависимости от своих целей и для их реализации, может выбрать соответствующий поднабор. Поэтому стандарт разработан так, чтобы быть приспособленным как для отдельной организации, так и для конкретного проекта или приложения. Кроме того, он может использоваться в случаях, когда программное обеспечение является самостоятельной сущностью, встраивается или является составной частью общей системы.

Особенности стандарта

Стандарт не предписывает конкретную модель жизненного цикла или метод разработки ПО. Он определяет, что стороны-участники использования стандарта ответственны за:

1.   Выбор модели ЖЦ для проекта ПО

2.      Адаптацию процессов и задач стандарта к этой модели

.        Выбор и применение методов разработки ПО

.        Выполнение действий и задач, подходящих для проекта ПО.

Стандарт определяет общую структуру жизненного цикла ПО в виде 3-х ступенчатой модели, состоящей из:

1.   процессов

2.      видов деятельности

.        задач

Стандарт не определяет метрики, по которым можно было бы отслеживать ход работ и их результативность. Самыми крупными элементами являются процессы жизненного цикла ПО. Всего выделено 18 процессов, которые объединены в 3 группы:

1.   Основные процессы

2.      Поддерживающие процессы

.        Организационные процессы

.        Процесс адаптации.

Основные процессы ЖЦ

) Процесс приобретения - его задача определить действия предприятия-покупателя, которое приобретает автоматизированную систему, программный продукт или сервис ПО:

1.   Инициация приобретения

2.      Подготовка запроса предложений

.        Подготовка контракта

.        Анализ поставщиков

.        Получение ПО.

2) Процесс передачи (поставки) определяет действия предприятия-поставщика, которое снабжает покупателя системой, программным продуктом или сервисом ПО.

) Процесс разработки - его задача определить действия предприятия-разработчика, которое создает программный продукт.

Включает следующие работы:

1.   Развертывание процесса разработки

2.      Анализ системных требований

.        Проектирование (программно-аппаратной) системы в целом

.        Анализ требований к ПО

.        Проектирование архитектуры ПО

.        Детальное проектирование

.        Кодирование

.        Отладочное тестирование

.        Интеграцию ПО

.        Квалификационное тестирование ПО

.        Системную интеграцию

.        Квалификационное тестирование системы

.        Развертывание (установку или инсталляцию) ПО.

4) Процесс эксплуатации определяет действия предприятия-оператора, которое обеспечивает обслуживание системы в процессе ее функционирования в интересах пользователей. Включает такие работы, как:

1.   Консультирование пользователей

5) Процесс поддержки ПО определяет действия персонала сопровождения, который обеспечивает:

1.   Инсталляцию и удаление программного изделия на вычислительной системе

2.      Анализ возникающих проблем

.        Внесение изменений

.        Экспертизу и передачу измененного ПО

.        Перенос с одной платформы на другую

.        Изъятие ПО из эксплуатации.

Этот стандарт был необходим для представление терминов, понятий и составных элементов жизненного цикла ПО. Этот стандарт был принят ISO в 1995 году. Следует отметить, что работы по нему были начаты в 1987 году и стандарт формировался взаимными усилиями 125 стран - участниц ISO. В России этот стандарт принят в 2000 году под названием «ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 Процессы жизненного цикла программных средств» [4].

3. Стандарт ISO/IEC 12207-2008


ISO/IEC 12207-2008 «System and software engineering - Software life cycle processes» - стандарт ISO, описывающий процессы жизненного цикла ПО. Стандарт разработан подкомитетом ПК 7 «Системная и программная инженерия» (англ. SC 7 System and Software Engineering) Совместного технического комитета №1 ИСО/МЭК «Информационные технологии». Стандарт был выпущен взамен стандарту ISO/IEC 12207-95[5].

Стандарт ISO/IEC 12207-2008 взаимосвязан со стандартами IEEE, такими как:

·  IEEE Std 730 - 2002 - Процесс обеспечения гарантии качества программных средств

·        IEEE Std 1012 - 2004 - Процесс верификации и валидации программных средств

·        IEEE Std 828 - 2005 - Процесс менеджемента конфигурации программных средств

·        IEEE Std 829 - 1998 - Процесс квалификационного тестирования программных средств и др.

Данный стандарт, используя устоявшуюся терминологию, устанавливает общую структуру процессов жизненного цикла программных средств, на которую можно ориентироваться в программной индустрии. Стандарт определяет процессы, виды деятельности и задачи, которые используются при приобретении программного продукта или услуги, а также при поставке, разработке, применении по назначению, сопровождении и прекращении применения программных продуктов [6].

Стандарт определяет общую структуру жизненного цикла ПО в виде трехуровневой модели, элементами которой являются процессы, виды деятельности, задачи. Процессы объединены в четыре группы:

1.   Основные процессы

2.      Поддерживающие процессы

.        Организационные процессы

.        Адаптация.

Процессы состоят из отдельных видов деятельности. Например, процесс разработки ПО включает такие виды деятельности, как анализ системных требований, проектирование программно-аппаратной части системы в целом, анализ требований к ПО, проектирование архитектуры ПО, кодирование, тестирование и т.д. Каждый вид деятельности направлен на решение одной или нескольких задач. Например, такой вид деятельности, как развертывание процесса разработки, должен решить следующие задачи: определение структуры жизненного цикла ПО, определение модели собственно фазы разработки ПО, выбор используемых стандартов, формирование набора нормативно-методических документов, определение среды разработки, функционирование и т.д.

Процессы жизненного цикла

Группы процессов жизненного цикла включают в себя:

·        процессы соглашения - 2;

·              процессы организационного обеспечения проекта - 5;

·              процессы проекта - 7;

·              технические процессы - 11;

·              процессы реализации программных средств - 7;

·              процессы поддержки программных средств - 8;

·              процессы повторного применения программных средств - 3.

Процессы соглашения

·        Поставка

·              Приобретение

Процессы организационного обеспечения проекта

·        Процесс менеджмента модели жизненного цикла;

·              Процесс менеджмента инфраструктуры;

·              Процесс менеджмента портфеля проектов;

·              Процесс менеджмента людских ресурсов;

·              Процесс менеджмента качества.

Процессы проекта

·        Процессы менеджмента проекта

·              процесс планирования проекта;

·              процесс управления и оценки проекта.

·              Процессы поддержки проекта

·              процесс менеджмента решений;

·              процесс менеджмента рисков;

·              процесс менеджмента конфигурации;

·              процесс менеджмента информации;

·              процесс измерений.

Технические процессы

·        Определение требований правообладателей

·              Анализ системных требований

·              Проектирование архитектуры системы

·              Процесс реализации

·              Процесс комплексирования системы

·              Процесс квалификационного тестирования системы

·              Процесс инсталляции программных средств

·              Процесс поддержки приемки программных средств

·              Процесс функционирования программных средств

·              Процесс сопровождения программных средств

·              Процесс изъятия из обращения программных средств

Процессы реализации программных средств

·        Процесс анализа требований к программным средствам;

·              Процесс проектирования архитектуры программных средств;

·              Процесс детального проектирования программных средств;

·              Процесс конструирования программных средств;

·              Процесс комплексирования программных средств;

·              Процесс квалификационного тестирования программных средств

Процессы поддержки программных средств

·        Процесс менеджмента документации программных средств;

·              Процесс обеспечения гарантии качества программных средств;

·              Процесс верификации программных средств;

·              Процесс валидации программных средств;

·              Процесс ревизии программных средств;

·              Процесс аудита программных средств;

·              Процесс решения проблем в программных средствах.

Процессы повторного применения программных средств

·        Процесс проектирования доменов;

·              Процесс менеджмента повторного применения активов;

·              Процесс менеджмента повторного применения программ.

Настоящий стандарт является результатом гармонизации четырех исходных документов (рис.1), таких как ИСО/МЭК 12207-95, ИСО/МЭК 12207-2010, ИСО/МЭК 15288-2002 и ИСО/МЭК 15288-2007.

Несмотря на то, что в ИСО/МЭК 12207:1995 рассматривались процессы жизненного цикла программных средств в системном контексте, было очевидно, что аналогичный стандарт был необходим также и в системной области. ИСО/МЭК 15288, опубликованный в ноябре 2002 года, полностью удовлетворил эту потребность. Разработчики стандарта извлекли пользу из опыта, полученного при разработке дополненного стандарта ИСО/МЭК 12207 и понимания потребностей, выраженных в ИСО/МЭК 15504. Таким образом, процессы в ИСО/МЭК 15288 излагались в терминах целей и выходов с описанием видов деятельности, необходимых для достижения этих выходов.

Развернутая по стадиям разработка изменений к ИСО/МЭК 12207 вместе с ИСО/МЭК 15288 и изначально иная ориентация ИСО/МЭК 12207 привели к некоторым затруднениям в применении дополненного стандарта ИСО/МЭК 12207 так же, как и в совместном применении стандартов жизненного цикла систем и программных средств. Гармонизация проекта в рамках Подкомитета 7 "Системная и программная инженерия" Совместного технического комитета N 1 ИСО/МЭК - СТК 1 "Информационные технологии" (ISO/IEC JTC 1/SC 7) являлась первым большим шагом к объединенному комплекту стандартов, описывающих жизненный цикл систем и программных средств, а ее суть заключалась в параллельно проведенном и тщательно контролируемом пересмотре ИСО/МЭК 12207, ИСО/МЭК 15288 и разработке технического отчета ИСО/МЭК 24748, представляющего собой руководящие указания для обоих международных стандартов.

 


Сравнительный анализ стандартов ISO/IEC 12207-95 и ISO/IEC 12207-2008


Стандарт ISO/IEC 12207-95

Стандарт ISO/IEC 12207-2008

1.Прикладное применение настоящего стандарта

1.Применение настоящего стандарта

 

Цель: обзор процессов жизненного цикла программных средств, которые могут быть использованы для приобретения, поставки, разработки, применения по назначению, сопровождения и прекращения применения программных продуктов и услуг. Целью обзора является предоставление "дорожной карты" пользователям настоящего стандарта для того, чтобы они могли ориентироваться в нем и применять его осмысленно. В прикладное применение стандарта входит только его построение, которое в свою очередь подразделяется на несколько составляющих, а в стандарте 2008 года применение делится на несколько пунктов, которые отличны от построения в стандарте 12207-95.

 

В построение стандарта входит: · Процессы ЖЦ (5 процессов) · Вспомогательные процессы ЖЦ (8) · Организационные процессы ЖЦ (4) · Взаимосвязи между процессами и организациями

· Отношения между программными продуктами и программными услугами · Отношения между системами и программными средствами · Внедрение на уровне организации и на уровне проекта · Декомпозиция процессов · Категории процессов жизненного цикла · Эталонная модель процессов

 

Не изменяется в этом пункте процесс адаптации, он имеет одинаковое значение в обоих стандартах, то есть основные работы при адаптации настоящего стандарта к условиям программного проекта, определены в приложение А стандартов.

 

2.Основные процессы ЖЦ

2.Процессы ЖЦ систем

 

1. Процесс заказа

1. Процесс приобретения

 


Сравнивая, эти два стандарта видно, что стандарт ISO/IEC 12207-2008 наиболее подробный, точный. Если в стандарте 1995 года описаны только применение и процессы ЖЦ программных средств, то в стандарте 2008 года уже описаны не только программные средства, но и процессы ЖЦ систем. Если раньше какие-то процессы были отдельными пунктами в старом стандарте, то сейчас это всего лишь подпроцессы процессов, которые так же включают в себя и новые пункты.

Отношения между конструкциями процессов в исходных документах показаны на рисунке 1.

Рисунок 1

Не смотря на то, что у этих двух стандартов столько различий, у них так же есть и общее, например: назначение более позднего стандарта осталось тем же, то есть настоящий стандарт, используя устоявшуюся терминологию, устанавливает общую структуру процессов жизненного цикла программных средств, на которую можно ориентироваться в программной индустрии. Настоящий стандарт определяет процессы, виды деятельности и задачи, которые используются при приобретении программного продукта или услуги, а также при поставке, разработке, применении по назначению, сопровождении и прекращении применения программных продуктов.

Заключение


Сравнивая, стандарты ISO/IEC 12207-95 и ISO/IEC 12207-2008, нельзя не заметить, что стандарт 2008 года более наполненный и применим в настоящее время, так же он взаимосвязан со многими другими стандартами.

Можно сделать вывод, что современное представление жизненного цикла ПО отражено в проекте стандарта ISO/IEC 12207, представляющий жизненного цикла не только как процесса разработки ПО, но и как эксплуатации и сопровождения ПО. Поэтому используя стандарты описания жизненного цикла программных средств и систем, мы можем сделать наш продукт на высоком уровне, который будет удовлетворять все требования нынешнего рынка.

международный стандарт прикладной технический

Список использованных источников


1. Международные стандарты и жизненные циклы программного обеспечения. [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.immsp.kiev.ua/publications/articles/2009/2009_3/Chumakova_03_2009.pdf>

. Международный стандарт ICO/IEC 12207. [Электронный ресурс]. - URL: <http://do.gendocs.ru/docs/index-161242.html>

. Программная инженерия и SWEBOK. [Электронный ресурс]. - URL: <http://swebok.sorlik.ru/software_engineering.html>

. Стандарт ISO/IEC 12207-95: основные определения - система, модель жизненного цикла, квалификационные требования. Основные процессы, их содержание, работы и задачи процесса разработки. [Электронный ресурс]. - URL: <http://fkn.ktu10.com/?q=node/744>

. ISO/IEC 12207:2008. [Электронный ресурс]. - URL: <http://ru.wikipedia.org/wiki/ISO/IEC_12207:2008>

. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств. [Электронный ресурс]. - URL: <http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-mek-12207-2010>

. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-mek-12207-99

Похожие работы на - Сравнительный анализ стандартов ISO/IEC 12207-95 и ISO/IEC 12207-2008

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!