Сюжеты и образы итальянской живописи эпохи Возрождения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,4 Мб
  • Опубликовано:
    2014-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сюжеты и образы итальянской живописи эпохи Возрождения















Сюжеты и образы итальянской живописи эпохи Возрождения

Есть люди, которые утверждают: если человек не интересуется искусством, ему вообще нечего делать в Италии. Звучит слишком категорично, но некоторая доля правды в этом есть: быть в Италии и пройти мимо итальянского искусства - значит просто обокрасть себя. По оценкам экспертов в Италии сосредоточены две трети всех произведений изобразительного искусства. Вдумайтесь: в небольшой Италии - две трети, а во всем огромном мире - оставшаяся треть.

Тоскана для нас навсегда останется родиной Возрождения, подарившей миру десятки блестящих имен. Здесь родились такие титаны как Джотто ди Бондоне, Микеланджело Буанаротти, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, в тосканской Флоренции сформировались как художники Рафаэль Санти, Перуджино, Вероккьо, Гирландайо. Во всем мире вслед за итальянцами тосканских гениев зовут не по фамилиям, а просто по именам: Джотто, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело…

Мы не вглядывались бы так пристально в далекие от нас века, если бы Возрождение было только одним из этапов развития искусства. Нет, Ренессанс XV-XVI веков означал революционный поворот в укладе всей жизни: он был выходом человечества из Средневековья с его феодальными отношениями, поворот от диктата системы к осознанию ценности личности, ее свободы и красоты. Расцветшие в Тоскане торговые города-республики, население которых - купцы, ремесленники, банкиры - не было вовлечено в закоснелые средневековые отношения, решительно поворачивалось к смыслам, которые до сих пор составляют основу западноевропейского стиля жизни. В противовес церковным, начали создаваться светские культурные центры. Именно тогда в Европе возникло книгопечатание. В философии и общественном сознании сформировались и стали преобладать идеи гуманизма.

Когда ходишь по музеям и дворцам Флоренции, едешь меж тосканских холмов, покрытых виноградниками и оливковыми рощами, невольно думаешь о том, почему Возрождение началось именно здесь, в Тоскане. В чем причина? Почему именно эта земля в короткий срок родила такое количество исполинских талантов?

В том ли дело, что почва эта так щедра и благосклонна к людям? Или в том, что простое, земное, соседствуют здесь так близко с прекрасным и высоким? А может, причина в природном тосканском темпераменте, артистизме и чувстве прекрасного? Или все проще, и дело в чудесном вине и прекрасной пище, дающих человеку легкость, оптимизм и неутомимые жизненные силы? А как объяснить то, что тосканские правители и богачи, в первую очередь, Медичи, зная толк в искусстве, поколение за поколением платили за талант и новаторство, а за пошлость и рутину не платили?

Периоды Возрождения

Как правило, началом Возрождение считают первую половину XV века, но иногда исследователи выделяют так называемый Проторенессанс XIII-XIV веков, связанный с деятельностью Джотто, ди Комбио, Чимабуэ, семейства Пизано, предвосхитивший и заложивший основы последующего Возрождения.

Раннее Возрождение датируют 1420-1500 гг. (XIV век) В этот период новые подходы, приемы, взгляд на искусство еще только прорастает через многовековой канон. Это время расцвета Герландайо, Верроккьо, Фра Филиппо Липпи.

Высокое Возрождение относят к 1500-1527 год. Этот период искусства связан с появлением в Ватикане нового папы Юлия II. Именно по инициативе Юлия II в Риме в те года строится много новых дворцов и храмов, в том числе главный храм католиков собор Св.Петра, создаются прекрасные фрески и скульптуры. Наследие средневековья полностью изжито, игривую красивость Раннего Возрождения сменяет зрелое спокойствие и достоинство. Архитектура, скульптура и живопись существуют в гармонии и дополняют друг друга. Грандиозные заказы Юлия II выполняли Рафаэль, Микеланджело, Перуджино, Леонардо. В это же время Боттичелли во Флоренции создает свои лучшие работы.

Многие исследователи завершают Возрождение 1527 годом - годом разграбления Рима армиями отбившихся от рук наемников и изгнания Медичи из Флоренции под влиянием социально-обличительных проповедей Савонаролы. Но чаще принято выделять еще и Позднее Возрождение с 1527 до 1620-х годов. Большинство выдающихся художников Ренессанса ушло из жизни, в искусстве набирал силу маньеризм, но продолжавшие творить Микеланджело, Корреджо, Тициан и Палладио продлили Возрождение еще на несколько десятилетий.

Возрождение в изобразительном искусстве

Искусство Возрождение сменило искусство средневековое, в котором господствовал византийский иконописный канон. Сюжеты изображений в подавляющем большинстве были религиозными, даже в тех случаях, когда заказчиком выступала не церковь. Героями - как правило, святые, очень часто - дева Мария в окружении ангелов. Фигуры были идеализированы (святым не положено иметь плоть и кровь), чувства героев - схематичны: раскаяние, смирение, религиозное умиление, религиозный страх; композиция была плоской и не имела второго плана, высокий пафос сюжета подчеркивался ровным золотым фоном. Искусство призывало к покорности судьбе и имело мало общего с жизнью - от искусства, собственно, ничего другого не требовалось.

Бунтуя против канона, художники Возрождения все чаще стали обращаться к древнеримскому классическому искусству, возрождать его идеалы, - отсюда, собственно, и пошел сам термин Возрождение. Темами все чаще становились обыденные вещи, герои картин переживали чувства, знакомые каждому: гнев, радость, отчаяние, материнскую любовь, тоску, сострадание. Даже святых художники изображали живыми людьми, не лишенными земных эмоций. Пространства картин заполнили реальные тосканские пейзажи, зеленые холмы и оливковые рощи, виноградники и леса. Все чаще предметом изображения становилось обнаженное тело.

Джотто ди Бондоне

 <#"724675.files/image002.gif"> <#"724675.files/image003.gif"> <#"724675.files/image004.gif"> <#"724675.files/image005.gif"> <#"724675.files/image006.gif"> <#"724675.files/image007.gif"> <#"724675.files/image008.gif"> <#"724675.files/image009.gif"> <#"724675.files/image010.gif"> <#"724675.files/image011.gif"> <#"724675.files/image012.gif"> <#"724675.files/image013.gif"> <#"724675.files/image014.gif"> <#"724675.files/image015.gif"> <#"724675.files/image016.gif"> <#"724675.files/image017.gif"> <#"724675.files/image018.gif"> <#"724675.files/image019.gif"> <#"724675.files/image020.gif"> <#"724675.files/image021.gif"> <http://www.abouttuscany.ru/ris/1537/sred/>

Флорентиец Сандро Боттичелли (1445 -1510), которого на самом деле звали Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи, происходил из зажиточной семью. Прозвище Боттичелли пошло от слова «бочонок», - так называли старшего из четырех братьев Филипепи, а заодно и всех младших. Старший Филипепи был, как бы теперь сказали, биржевым маклером, отличался упитанностью и благосклонностью к вину.

Вместе со средним братом Антонию Сандро учился ювелирному делу. Антонио стал преуспевающим ювелиром, а Сандро продолжил обучение как живописец. В 1461 он поступил на обучение к видному художнику того времени монаху Филиппо Липпи. К слову сказать, протекцию Боттичелли перед Липпи составили соседи по кварталу, негоцианты Веспуччи, в честь непоседливого отпрыска которых Америго (1454-1512), получил название Американский континент.

Филиипо Липпи вскоре умер (1462), Боттичелли вернулся во Флоренцию и продолжил обучение у Вероккьо. Мастерская Веррокью в те годы была центром художественной жизни Флоренции. Там учился Леонардо да Винчи, Перуджино и Лоренцо ди Креди. Те же Веспуччи способствовали знакомству Сандро с влиятельными меценатами Лоренцо и Джулиано Медичи, что на многие годы определило судьбу и творчество Боттичелли.

Романтическая и трагичная история любви Джулиано Медичи к Симонете Веспуччи стала источником вдохновения для многих работ Боттичелли. Чертами мягкой одухотворенной тосканской красоты Симонетты обладают героини знаменитых картин Боттичелли. Любовь закончилась трагически: Симонетта умерла от чахотки, а Джулиано вскоре был заколот заговорщиками Патти в флорентийском соборе Санта Мария дель Фиоре.

После смерти Лоренцо Великолепного в 1493 г. во Флоренции началось время реформатора церкви Савонаролы. Отличавшийся религиозностью Боттичелли подпал под влияние проповедника, публично жег на площади свои полотна. Этот этап творчества окрашен в мрачные тона. Последние годы, судя по всему, Боттичелли вообще отказался от живописи.

Боттичелли похоронен во Флоренции в фамильной гробнице церкви Оньисанти (Chiesa di Ognissanti). Похоронен невдалеке от могилы Симонетты Веспуччи - такова была предсмертная воля мастера.

Стиль Боттичелли

Боттичелли был мастером линии и поэтических композиций.

Достойное место в истории искусства Боттичелли занял лишь спустя три века после своей смерти. Страстное, напористое, жизнеутверждающее творчество его современников - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля - на долгие столетия задало некий канон, который заслонил нежную, лиричную, полную причудливых фантазий живопись Боттичелли. Потребовались три века на то, чтобы канон превратился в рутину и косность и взбунтовавшиеся против академизма прерафаэлиты ( то есть сторонники возврата к живописи, существовавший до Рафаэля) заново открыли бы миру Боттичелли и прелесть его полотен.

Где увидеть

Только для того, чтобы увидеть «Рождение Венеры» и «Весну», стоит пойти в галерею Уффици во Флоренции. Конечно, изображения этих картин хотя бы однажды видел каждый из нас - они растиражированы миллионами и миллионами репродукций, ими полны магазины открыток и просторы интернета. Но оригинал - это совсем, совсем другое.

Не торопитесь бежать дальше из 25-го зала Уффици с полотнами Боттичелли. Посидите на бархатной скамеечке посредине, дайте волю фантазии… Ведь этих полотен, именно их, касались руки великого художника, его рукой наложены эти мазки… Он проводил перед холстами недели и месяцы, искал, переделывал, мучился. Холсты, быть может, помнят его дыхание… Может быть, именно здесь, в этом зале, собрались придворные Медичи, чтобы впервые оценить готовое полотно, и сам Лорнецо Великолепный делал шаг вперед и назад, отыскивая место, с которого падает самый выигрышный свет… И потом… В течение пяти веков в этот зал приходили миллионы и миллионы людей, чтобы посмотреть на картину… Все самые великие люди человечества, его гении и злодеи…

Есть, о чем подумать и от чего испытать волнение…

Возрождение и Медичи

Династия Медичи дала миру четырех римских пап - Льва X, Пия IV, Льва XI, Клемента VII, и двух французских королев - Катерину и Марию Медичи. И все же главное, чем запомнились Медичи в истории, - это широкое покровительство лучшим художникам и архитекторам своего времени.

Медичи поселились во Флоренции в XII веке, переехав из маленького городка в долине Муджелло, и занялись финансовым бизнесом, который в то время назывался ростовщичеством. Фамилия Медичи указывает на то, что кто-то из предков занимался медициной. Известно, что до приезда во Флоренцию Медичи преуспевали в аптечной торговле. В XIII веке семейное дело превратилось в банковский дом, в XIV веке этот дом стал одним из крупнейших в Италии и открыл филиалы в Венеции и Риме.

Представители семейства всегда имели способности к общественной деятельности и уже в XIII веке неоднократно избирались гонфалоньерами справедливости - так в те времена называлась выборная должность главы Флорентийской республики.

Подъем семейства пришелся на век XIV. Укрепившись финансово, в политике Медичи сделали ставку на малоимущее население и его борьбу против знати - феодального дворянства и крупного купечества. Успех связан с именем Джованни ди Биччи (тоже Медичи) (1360-1429), ставшего гонфалоньером справедливости в 1421 году. А его сын Козимо Медичи (Старший) (1389-1464), воспользовавшись недовольством широких слоев населения, и вообще урезал демократические процедуры и стал единоличным правителем города и прилегающих земель.

На сыне Козимо, Пьеро ди Медичи, природа отдыхала, а вот его внуки - Лоренцо и Джулиано, в особенности Лоренцо ( 1449-1492), прозванный Великолепным, были люди одаренными и яркими. Лоренцо был не только искусным и смелым политиком, упрочившим влияние Флоренции в регионе, он был поэтом и покровителем искусств, человеком, популярным в народе. Заговор Пацци (1478), во время которого погиб его брат Джулиано Медичи, лишь усилил эту популярность. Вспомним, кстати, что с именем Джулиано связана широко известная в мире прекрасная история любви.

Но мы вспоминаем многочисленных Медичи не в связи с их успехами в получении и удержании власти, а в связи с их любовью к искусству и хорошим вкусом, благодаря которому на свет появились величайшие произведения Итальянского Возрождения.

Вот далеко не полный список художников и шедевров, связанных с именем Медичи.

Скульптор и живописец Верроккьо создал надгробие Козимо Медичи (1465), скульптурную группу «Уверение Фомы» (1476-1483), гробницу Пьеро и Джованни Медичи, эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров Лоренцо Медичи, скульптуру «Мальчик с дельфином» для фонтана виллы Медичи в Кареджи.

Микеланджело оформил фасад семейной церкви Медичи Сан-Лоренцо во Флоренции, создал гробницу Джулиано и Лоренцо Медичи в этой церкви и многое другое. Как известно, будущий гений обучался в школе искусств, основанный Лоренцо Великолепным, и даже жил некоторое время в его дворце.

Картины Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» (1475-1478) «Паллада и кентавр», «Весна» и другие были создана по заказу Медичи. На картине «Поклонение волхвов» представители семейства изображены в виде персонажей, участвующих в действе.

Бенвенуто Челлини и Аньоло Бронзино были придворными художниками Казимо Медичи Старшего.

Фра Филиппо Липпи изготовил алтарный образ Св. Михаила собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Рафаэль выполнил портрет папы Льва X с кардиналами. Тициан - портрет Ипполито Медичи.

По заказу семейства были построены великолепные дворцы и разбиты прекрасные парки.

Медичи правили во Флоренции с небольшими перерывами более трехсот лет. Их дважды изгоняли из республики за неудачи, но они вновь возвращались. В конце концов они воцарились во Флоренции в качестве герцогов Тосканских и правили вплоть до XVI века. П.П. Муратов считал, что прекрасная Флоренция - это всего лишь мемориал дивного Кватроченто, удивительный XIV век, застывший навсегда, время Возрождения, когда почти каждый житель города жил искусством и были созданы бессмертные художественные произведения, ставшие краеугольным камнем всей мировой культуры. Это во многом верно. Как верно и то, что Кватроченто было временем расцвета Медичи.

Папа римский Юлий II

Говоря о произведениях искусства, мы не часто вспоминаем людей, по заказам и на деньги которых эти произведения создавались. А ведь вкус, широта взглядов да и попросту такт заказчика играют далеко не последнюю роль - это подтвердит любой человек творческой профессии. В конце концов, всегда проще заказать скульптуру, роспись, проект собора покладистому середняку, который сделает все в точности так, как вы хотите, чем гению, который за ваши деньги будет продолжать свой нескончаемый спор с вечностью и потому искать нехоженые дороги, срывать сроки, трепать вам нервы, проявлять скверный характер, эпатировать общественный вкус и в один прекрасный день уничтожит труд многих месяцев потому, что шедевр вышел совсем не таким, каким должен быть. Выдающимся расцветом искусств XVI в Италии, который мы теперь называем не просто Возрождением, а Высоким Возрождением, мир во многом обязан папе римскому Юлию II.

Юлий II (1443-1513), в миру Джулиано делла Ровере (итал. Giuliano della Rovere) родился в сильно обедневшей дворянской семье в рыбачьем местечке на Лигурийском побережье Генуэзской республики. Религиозную стезю будущий понтифик выбрал во многом благодаря своему дяде Сиксту IV, выдающемуся папе римскому, тому самому, который заложил знаменитую Сикстинскую капеллу. Юлий был избран папой 31 октября 1503 года. Во времена Юлия II папа римский был не только главой всех католиков, но политиком и государственным деятелем, главой Папской области. Возникшая как объединение земель, полученных в дар католической церковью, Папская область с течением веков превратилась в одно из самых влиятельных государств на территории Италии. Юлию II принадлежит немалая роль в укреплении этого государства. Он строил церкви, возводи мосты, проводил акведуки и клоаки (канализацию). Десять лет его понтификата были чередой непрекращающихся войн и политических комбинаций. Юлий II лично принимал участие в военных действиях и проявил себя храбрым воином. Кстати, имя свое он выбрал в память о великом Юлии Цезаре. По выражению Брокгауза и Эфрона это «был по духу не первосвященник с жезлом, а император с мечом, думавший, когда нужно было действовать, не о том, что велит небо для спасения людей в будущей жизни, а о том, чего требует достижение и удержание владычества над землей». Юлия II называют самой выдающейся личностью Cinquecento - итальянского шестнадцатого века. Так же как Казимо Медичи - самым выдающимся деятелем Quattrocento, века пятнадцатого.

Именно Юлий II стал инициатором строительства нового здания главного ватиканского собора Святого Петра на месте прежнего храма, - шедевра, которым мир любуется до сих пор. Он привлек к строительству и украшению собора Донато Браманте, Микеланджело, Леонардо, Рафаэля, Перуджино, Гирландайо и многих-многих других - почти всех заметных художников того времени. Несколько поколений творцов отдало собору и всему ватиканскому комплексу свое вдохновение и лучшие годы жизни. Микеланджело спроектировал грандиозный и в то же время воздушный купол собора, здесь установлена его знаменитая «Пиета». Сикстинскую капеллу украшают фрески Микеланджело 1512 года и мозаики страшного суда 1535-1541 гг. Рафаэль расписывал покои папского дворца - знаменитые Станцы, он и Микеланджело последовательно руководили всеми работами по строительству после смерти Донато Браманте.

Между прочим, именно Юлий II в 1506 году образовал швейцарскую гвардию - отряд живописных воинов, охраняющих Ватикан и в наши дни. Гвардия должна была состоять исключительно из уроженцев Швейцарии, неженатых и опытных в воинском деле - это во многом соблюдается и до сих пор. Люди, побывавшие в Риме, наверняка запомнили яркие костюмы гвардейцев - эскизы для них, как говорят, выполнил сам Рафаэль, так что немудрено, что вот уже пять веков никому не приходит в голову сменить их стиль. Кстати, швейцарская гвардия, во многом сохранившая устав и порядок XVI века, является старейшей армией на Земле.

Именно Микеланджело поручил Юлий II увековечить свою память, еще при жизни заказав прекрасный мраморный саркофаг. Работа над мемориалом неоднократно прерывались по вине порывистого творца, но через некоторое время неизменно начиналась вновь. Заканчивался саркофаг уже после смерти Юлия II, и теперь является одной из главных достопримечательностей собора Св. Петра.

Страшно подумать, какое несметное количество богатых и знатных представителей рода человеческого, сполна насладившись в жизни изысканной едой, драгоценными напитками, изощренными удовольствиями, которые дают деньги и положение, канули в Лету, не оставив после себя ни малейшего следа и ни тени памяти! Облик великого Юлия II хорошо известен благодаря нескольким превосходным портретам, выполненным Рафаэлем. Знаменитый «Моисей» Микеланджело стал воплощением его беспокойного, деятельного и противоречивого духа. Да и весь прекрасный, возвышенный, одухотворенный Ватикан, каким его видят миллионы и миллионы людей каждый год, был бы другим, не будь в истории такого человека, как двести шестнадцатый по счету римский папа Джулиано делла Ровере Юлий II.

Список использованной литературы:

-50 биографий мастеров западноевропейского искусства. Издательство «Советский художник», Ленинград 1965 г.

Брагина Л.М. «Социально - этические взгляды итальянских гуманистов» (II половина XV века) Издательство МГУ, 1983 г.

Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство «Наука», М 1976 г.

История искусства зарубежных стран. Том 2. Издательство «Академия художников СССР», М 1963 г.

Эстетика. Словарь. Политиздат, М 1989 г.

Похожие работы на - Сюжеты и образы итальянской живописи эпохи Возрождения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!