Товарные запасы: суть, причины, обуславливающие их необходимость, оценка влияния факторов на динамику их изменения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,29 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Товарные запасы: суть, причины, обуславливающие их необходимость, оценка влияния факторов на динамику их изменения













ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Товарные запасы: суть, причины, обуславливающие их необходимость, оценка влияния факторов на динамику их изменения

Введение

Деятельность организаций розничной торговли связана с приобретением и реализацией товаров, имеющих спрос у населения. Экономическая эффективность этой деятельности определяются множеством различных факторов, среди которых существенными являются умение распоряжаться оборотными средствами организации, существующая в организации система управления товарными запасами, предвидение спроса на товары, затраты на их приобретение и хранение. Организация розничной торговли реализует множество различных товаров определённого ассортимента. При этом каждый товар обеспечивает свой вклад в рентабельность торговой организации, имеет свою удельную стоимость приобретения и свою цену продажи, обладает определённым спросом потребителей и т.д. Всё это обуславливает задачу эффективного использования товарных запасов в торговле.

В настоящее время товарные запасы размещены таким образом, что большая их часть сосредоточена в розничном звене торговли. Такое положение сужает возможность маневрирования товарными запасами, приводит к выполнению розничной торговлей не свойственных ей функций по хранению запасов. Всё это повышает затраты, связанные с управлением и хранением товарных запасов.

Поддержание оптимальной пропорции между величиной розничного товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важнейших задач розничных торговых организаций. Достаточное наличие и оптимальность товарных ресурсов является основной для получения запланированной суммы товарооборота и прибыли. При недостаточной величине запасов возникают сложности с обеспечением товарооборота организации. Излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах, что, в свою очередь, влечёт дополнительные расходы по выплате процентов по ним и увеличение расходов по хранению запасов, снижая в итоге экономическую эффективность торговой организации.

Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов торговой организации и определения её соответствия потребностям товарооборота является весьма актуальным.

Проблемы формирования товарных запасов розничной торговли и совершенствования хозяйственных связей с поставщиками исследовались многими учёными, такими как: И.А. Бланк, К.Ю. Ковалёв, Г.А. Давыдова, Л.И. Кравченко, К.А. Раицкий, А.Г. Ромина, А.М. Фридман, Е.Е. Шишкова и другие.

Объектом исследования является торгово-хозяйственная деятельность ЗАО «Сделай сам».

Предмет исследования - товарные запасы в торговле.

Цель дипломной работы - разработка направлений повышения эффективности использования товарных запасов ЗАО «Сделай сам» на основе результатов расчёта влияния факторов.

Для достижения поставленной в дипломной работе цели проведены следующие исследования и разработки:

изучены причины возникновения товарных запасов;

систематизированы показатели для оценки эффективности использования товарных запасов;

определены основные факторы, влияющие на товарных запасы;

определён состав и структура товарных запасов ЗАО «Сделай сам»;

дана оценка влияния факторов на изменение товарных запасов ЗАО «Сделай сам»;

разработаны пути ускорения товарооборачиваемости ЗАО «Сделай сам»;

определена стратегия управления товарными запасами ЗАО «Сделай сам»;

составлен прогноз товарных запасов ЗАО «Сделай сам».

Для проведения исследований использованы следующие методы: сравнение, группировка, трендовый анализ, балансовая увязка, факторный анализ.

Элементы научной новизны дипломного исследования: усовершенствован порядок выявления факторов, влияющих на товарные запасы, разработка прогноза товарных запасов с учётом влияния сезонного фактора.

Результаты исследования могут быть использованы в планировании рациональных величин товарных запасов в розничной торговле.

Технико-экономическая значимость: использование разработанных направлений ускорения товарооборачиваемости приведёт к росту розничного товарооборота и позволит оптимизировать товарные запасы организации розничной торговли.

Источниками информации для проведения исследований в дипломной работе являются:

учебная и методическая литература по вопросам формирования, анализа и прогнозирования товарных запасов в организациях торговли;

статьи периодической печати об управлении товарными запасами и их прогнозированию;

данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности ЗАО «Сделай сам» за 2011-2012 гг.


1. Роль и значение товарных запасов для формирования розничного товарооборота в торговле

.1 Сущность и причины возникновения товарных запасов

товарный запас товарооборачиваемость

Товарное предложение на потребительском рынке в виде реальных объёмов товарной массы, предлагаемой к продаже и потреблению и являющейся объектом управленческого воздействия, называют товарными ресурсами.

В качестве характерной отраслевой особенности можно выделить ту, что в торговых организациях товарные запасы присутствуют всегда - ни о каких технологиях без наличия запасов (в отличие от производства) речи не идёт. Если товар выставлен в торговом зале, то только одно это означает наличие у торговой организации товарных запасов. Торговые технологии должны быть направлены скорее на оптимизацию величины товарных запасов, формирование их структуры [35, с. 37].

Товарные ресурсы торговой организации формируются за счёт товарных запасов и поступления товаров и находятся во взаимосвязи с оборотом розничной торговли. Товарные ресурсы, характеризующие объём предложения товаров, превышают товарооборот розничной торговли, определяющий платёжеспособный спрос, на величину товарного запаса.

Запасы сферы обращения, перемещаясь, приобретают следующие различные формы: Запасы готовой продукции на складах производителей (поставщиков) à Товары в пути à Товары на складах оптовых посредников à Товары в пути от оптовых организаций к розничным à Товарные запасы на складах розничных торговых организаций [16, с. 10].

Одной из важных составных частей товарных ресурсов являются запасы товаров, которые во многом формируют будущий ассортимент, предопределяют структуру товарооборота.

Товарные запасы выполняют следующую роль в непрерывном процессе товарного обращения [32, с. 43]:

обеспечение непрерывности расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;

удовлетворение платёжеспособного спроса населения, поскольку являются формой товарного предложения;

установление оптимального соотношения между объёмом и структурой спроса и товарного предложения.

Таким образом, необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами [13, с. 104]:

временем, необходимым для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;

сезонными колебаниями в производстве и потреблении товаров;

несоответствием между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;

особенностями территориального размещения производства;

условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и магазином;

звенностью товародвижения;

возможностью для хранения товара и др.

Рассмотрим понятие и экономическую сущность товарных запасов, изучив трактовки различных исследователей в этой области.

Так, Г.А. Давыдова и Р.П. Валевич дают общее определение запасов и определяют их как поток товарно-материальных ценностей, совершающих движение от производителя к потребителю по этапам логистической цепи [38, с. 257].

Соломатин А.Н. рассматривает понятие товарных запасов как совокупности товарной массы, предназначенной для обеспечения беспрерывной торговли в торговых организациях [37, с. 146].

Фридман А.М. отмечает, что товарные запасы - это закупаемые (полностью или частично оплаченные) торговыми организациями товары, предназначающиеся для последующей реализации [34, с. 314].

Шрайфбедер Дж. определяет товарные запасы как часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе её движения из сферы производства к потребителю [36, с. 157].

По мнению Н.В. Максименко, товарные запасы являются частью общественного продукта, находящейся в сфере товарного обращения и предназначения для непрерывного удовлетворения нужд общественного и личного потребления [39, с. 237].

Обобщив изученные определения товарных запасов, сформируем их обобщённую трактовку: под товарными запасами понимается масса товаров, которая поступает в организацию торговли в течение определённого времени из различных источников (производители, импортёры) для удовлетворения потребностей её потребителей.

Товарные запасы как часть товарных ресурсов представляют собой также предложение товаров на каждый момент времени и формируются под влиянием спроса, величина которого носит вероятностный характер. Величина товарного запаса должна быть оптимальной для организации, т.е. запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной реализации товаров, а с другой, не должен приводить к затовариванию.

Так, чрезмерные объёмы товарных запасов приводят к затовариванию, замедлению оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, росту расходов по их содержанию, что влечёт за собой ухудшение качества товаров, снижение объёма розничного оборота, уменьшение прибыли организации розничной торговли.

С другой стороны, недостаточный объём товарных запасов также отрицательно сказывается на работе организации, т.к. приводит к перебоям в торговле, невозможности удовлетворить спрос покупателей, что влечет за собой потерю оборота, ухудшение финансовых результатов деятельности, конкурентоспособности организации. Поэтому важной задачей каждой торговой организации является формирование и поддержание товарных запасов на оптимальном уровне [25, с. 29].

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения форма существования запаса статична, несмотря на то, что товар может находиться в движении. Товарные запасы постоянно меняют свои структуру и размер. В момент реализации они перестают быть запасами, но, поскольку их постоянно возобновляют путем возмещения другими партиями товаров, то они превращаются в постоянно существующую величину, размер и структура которой изменяются в зависимости от сложившихся хозяйственных условий, объёмов товарооборота [38, с. 258].

Товар имеет две конечные цели: с одной стороны, удовлетворить потребность покупателя, с другой - принести прибыль или, по крайней мере, не нанести ущерба его владельцу. Пока товар не продан, пока он находится в каналах сферы обращения и ожидает момента продажи, он является товарным запасом. Следует отметить, что товарный запас не приносит своему владельцу ничего, кроме затрат и убытков; прибыль приносит только товарооборот. Таким образом, конечная цель товарного запаса - быть проданным, т.е. обмененным на деньги. Товарный запас перестает быть таковым в момент продажи, переходя из сферы товарного обращения в сферу потребления. Следовательно, и продавец, и производитель должны стремиться к тому, чтобы товар как можно быстрее прошел путь по каналам рынка от момента его производства до момента продажи.

Состав товарных запасов определяется методическими указаниями по заполнению формы государственной статистической отчётности 12-торг (товарооборот) «Отчёт о розничном товарообороте и запасах товаров», утверждённой постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь № 301 от 15.11.2011 г. Согласно данным указаниям в товарные запасы в торговле включаются следующие товары:

текущего и сезонного хранения, находящихся в розничной (торговой) сети, на базах и складах, принадлежащих организациям розничной торговли, и предназначенных для розничной торговли и общественного питания;

товары, закупленные и оставленные на ответственное хранение.

В состав товарных запасов в торговле не включаются:

товары, предназначенные для материально-технического снабжения;

товары в комиссионных магазинах (отделах);

готовая продукция в подсобных промышленных производствах организаций торговли, на складах оптовых организаций;

товары, принятые на ответственное хранение;

тара всех видов (мягкая, жёсткая, стеклянная - как занятая под товары, так и свободная).

Классификация товарных запасов представлена в таблице 1.1.

Признак классификации

Виды товарных запасов

1. По назначению

- текущие запасы; - запасы сезонного хранения; - страховые запасы

2. По месту нахождения

- в организациях розничной торговли (магазинах, палатках, ларьках, аптеках, автозаправочных станциях, развозной торговой сети); - в организациях общественного питания (в ресторанах, столовых, кафе, барах); - на базах и складах, принадлежащих организациям розничной торговли и общественного питания; - в хранилищах овощей, картофеля, фруктов

3. По размеру

- максимальные; - минимальные; - средние

4. По периоду образования

- плановые; - фактические; - на начало и на конец периода

5. По ассортиментной структуре

- продовольственные; - непродовольственные

6. По характеру пополнения

- сезонного формирования и регулярного использования; - регулярного пополнения и использования; - сезонного пополнения и использования; - регулярного пополнения и сезонного использования

7. По измерителям

- натуральные; - стоимостные

8. По соответствию нормативу

- нормативные; - сверхнормативные; - ниже норматива


По своему назначению товарные запасы, формируемые в организациях торговли, подразделяются на три группы:

запасы текущего хранения;

запасы сезонного хранения;

запасы целевого назначения.

Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Они составляют примерно 80-85% общей суммы запасов и создаются для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде и должны постоянно и равномерно пополняться. В деятельности торговых организаций текущие товарные запасы рассматриваются как источник товарного обеспечения выполнения плана и динамики развития товарооборота и как составная часть финансового плана и основа расчета потребности в источниках собственных и заёмных средств [18, с. 105]. Важной задачей для торговых организаций является сформировать текущие товарные запасы таким образом, чтобы они по ассортименту и количеству наиболее полно соответствовали покупательскому спросу.

Сезонные товарные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки товаров. В первую очередь, они создаются по товарным группам, которые в силу особенностей производства, спроса, обеспечения экономической и товарной безопасности имеют разрыв во времени между выпуском и реализацией. Кроме того, они создаются в организациях, к которым не может быть обеспечена регулярная транспортная доступность (например, в высокогорных районах) [1, с. 194].

К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определённых целей (например, для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции, обеспечение инвалидов и больных специальными продуктами) [38, с. 260].

По размеру товарные запасы классифицируются на минимальные, максимальные и средние. При определении средних запасов товаров необходимо привлекать как можно большее число данных, что обеспечивает репрезентативность расчётов. Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср) могут рассчитываться по формуле средней арифметической (путём суммирования их нормативов на четыре квартала отчётного года и делением полученного итога на четыре) или по формуле средней хронологической следующим образом [11, с. 49]:

, (1.1)

где    ,   - запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода, млн р.;

n - число дат, за которые взяты данные.

Фактические среднегодовые товарные запасы обычно определяют по формуле средней хронологической по данным на тринадцать дат (на начало каждого месяца и на конец года).

При использовании формулы средней хронологической плановые среднегодовые товарные запасы рассчитывают следующим образом: к 1/2 норматива товарных запасов четвёртого квартала прошлого года добавляют полные их нормативы на первый, второй, третий кварталы и 1/2 норматива четвёртого квартала отчётного года и полученный итог делят на четыре [1, с. 49].

Если имеются данные только на начало и конец изучаемого периода (месяца, квартала или года), то для расчёта средних товарных запасов применяют формулу средней арифметической, т.е. их суммируют и полученный итог делят на два:

, (1.2)

где    - сумма товарных запасов на начало изучаемого периода, млн р.

- сумма товарных запасов на конец изучаемого периода, млн р.

Классифицируя запасы по признаку соответствия потребительскому спросу, выделяют:

соответствующие спросу товары;

не соответствующие спросу товары (неликвидные, залежалые) - это неиспользуемые длительное время вследствие длительного хранения, морального износа и т.п. запасы [5, с. 147].

Целью деятельности любой торговой организации является извлечение прибыли. Поэтому на первое место выдвигается именно получение необходимой суммы прибыли, а затем - достижение взаимосвязанных с ней показателей: объёма розничного товарооборота, предложения к реализации товаров в количестве, отвечающем спросу населения. Это предполагает существование оптимальных пропорций развития и обеспечения сбалансированности по объёму и структуре, с одной стороны, розничного товарооборота и прибыли, а с другой стороны - товарных ресурсов, розничного товарооборота и спроса населения.

Это можно представить в виде модели стратегического управления товарооборота в виде цепочки индексов, выражающих соотношения фактических и базисных показателей [39, с. 196]:

, (1.3)

где    - индекс роста поступления товаров;

 - индекс роста объёма розничного товарооборота;

 - индекс роста товарных запасов;

 - индекс роста спроса населения.

Товарные запасы в торговых организациях должны постоянно возобновляться, их размер должен обеспечивать непрерывность процесса продажи. При этом переизбыток товаров, также как и их дефицит, ведёт к нежелательным экономическим последствиям. В интересах организации иметь минимальные товарные запасы, поскольку их формирование и хранение требуют больших затрат, которые увеличиваются пропорционально росту запасов.

Однако не всякие товарные запасы являются необходимыми и способствующими непрерывности процесса реализации товаров. Например, если товары не соответствуют спросу потребителей, то это приводит к росту их запасов, замораживанию вложенных в них средств, что находит прямое отражение в конечных результатах деятельности в связи с потерями материальных и денежных средств, затрачиваемых на их формирование и хранение [29, с.62].

Таким образом, товарные запасы являются массой товаров, которая поступает в организацию торговли в течение определённого времени из различных источников (производители, импортёры) для удовлетворения потребностей её потребителей. Деятельность по формированию товарных запасов связана с планированием и осуществлением мероприятий по созданию таких характеристик товарного предложения, которых максимально будут удовлетворять потребности покупателей, обеспечивая прибыль торговой организации.

1.2 Показатели оценки эффективности использования товарных запасов

товарный запас розничный

Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов - одна из важных задач торговых организаций. Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов и определения соответствия этой величины потребностям товарооборота является весьма актуальным. Поэтому для анализа и планирования товарных запасов используется система абсолютных и относительных показателей.

Абсолютные показатели выражаются в натуральных (килограммы, штуки и т.п.), условно натуральных (декалитр) и стоимостных (денежных) единицах.

Натуральные показатели измерения товарных запасов применяются для планирования товарных ресурсов, организации работы складов, расчёта потребностей материально-технической базы организации, оперативного размещения излишков товаров.

Стоимостные показатели отражают величину сложных по составу явлений, давая им денежное измерение. В условиях товарно-денежных отношений они позволяют свести к единому измерителю весь цикл экономической деятельности, отраженный в натуральных единицах. Стоимостные показатели используются в учёте, анализе, планировании, при составлении статистической и другой отчётности, разработке товарной, маркетинговой и кредитной политики, расчете таких показателей деятельности торговой организации, как объем и структура товарооборота, расходы, потребность в оборотных средствах и кредитах, прибыль.

Абсолютные показатели моментальны, так как характеризуют состояние запасов на определенный момент: начало ил конец анализируемого периода, какую-либо промежуточную дату. Они удобны для проведения бухгалтерских операций, осуществления контроля за сохранностью товаров, но малополезны для установления соответствия величины товарных запасов как товарообороту, так и целям функционирования торговой организации [16, с. 21].

Анализируя товарные запасы важно также выявить их динамику. Это поможет установить тенденцию изменения этих показателей. При этом следует исчислить цепные и базисные темпы роста и прироста, абсолютный прирост, абсолютное значение одного процента прироста и среднегодовой темп роста по средней геометрической следующим образом:

, (1.4)

где    - сумма товарных запасов на конец периода, млн р.;

 - сумма товарных запасов на начало периода, млн р.;

 - количество анализируемых лет (периодов) [26, с. 62].

Необходимо отметить, что анализировать динамику товарных запасов в отрыве от динамики товарооборота не имеет смысла, т.к. товарные запасы неразрывно связаны с товарооборотом. Изучение развития товарооборота позволит установить тенденцию изменения товарных запасов. Если товарооборот растёт в той же мере, что и товарные запасы (при оптимальном их первоначальном уровне) или в большей степени, то это свидетельствует о нормальной работе организации. Если рост товарооборота отстаёт от роста товарных запасов, то это говорит о фактах затоваривания.

Товарные запасы будут расти до известного предела, после которого рост товарооборота должен значительно обогнать рост товарных запасов. Если в абсолютном выражении товарные запасы растут, то в днях оборота они должны снижаться, т.к. рост товарооборота должен быть больше роста товарных запасов.

При анализе ассортимента товарных запасов исчисляют их структуру (удельный вес) и сравнивают со структурой товарооборота. Сравнение товарооборота со структурой товарных запасов имеет большое значение, т.к. структура товарооборота в какой-то степени отражает структуру спроса, а структура товарных запасов - структуру предложения. При этом не должно быть резких отклонений структуры товарных запасов от структуры товарооборота. Изучая запасы и продажу в ассортиментном разрезе, можно в какой-то степени установить пропорции между производством и спросом, т.к. товарные запасы являются своего рода фокусом, в котором отражаются соотношения между производством и потреблением, предложением и спросом [17, с. 46].

Относительные показатели отражают соотношение нескольких абсолютных показателей и выражаются в виде процентов, коэффициентов, индексов и т.п. По ним оценивают обеспеченность товарооборота необходимыми запасами, с их помощью анализируют товарооборачиваемость и характеризуют качественные показатели формирования товарных запасов.

Система относительных показателей измерения состояния и эффективности использования товарных запасов состоит из следующих показателей:

- время товарного обращения;

скорость обращения;

уровень обеспеченности товарными запасами;

запасоёмкость.

Товарный запас, выраженный в днях, показывает обеспеченность торговой организации товарами на определённую дату. Запас товаров в днях на квартальную или годовую дату определяют путём деления суммы товарного запаса на однодневный плановый товарооборот следующего за отчётным периодом.

Одним из основных показателей эффективности использования оборотных активов является их товарооборачиваемость. Оборачиваемость товаров измеряют продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за анализируемый период. Товарооборачиваемость в днях рассчитывается следующим образом:

, (1.5)

где     - товарооборачиваемость в днях;

 - средняя величина остатков товара, млн р.;

- количество дней анализируемого периода (в году 360 дней, в квартале - 90, в месяце - 30);

 - объём товарооборота, полученного в анализируемом периоде, млн р. [11, с. 50].

Ускорение товарооборачиваемости - цель торговой организации и условие повышения её ликвидности: чем больше скорость обращения товарных запасов, тем значительнее ликвидность торговой организации. Ускорение равнозначно увеличению ресурсов (товарных и финансовых), поскольку даёт дополнительные средства, которые могут идти на развитие торговой организации.

Преимущества быстрой оборачиваемости следующие [38, с. 267]:

увеличиваются объемы продаж, так как покупателям предлагаются самые новые и высококачественные товары, которые продаются лучше, хотя и по более высоким ценам, чем залежалые;

уменьшается риск морального старения и порчи товара, а также снижения размера торговой надбавки, поскольку при быстрой продаже нет необходимости применять скидки с цен, снижать товарные надбавки;

растёт размер доходов от реализации;

улучшается микроклимат в коллективе, поскольку благодаря хорошей продаже и отсутствию залежалых товаров повышаются производительность труда и, соответственно, размеры материального стимулирования, что поднимает настроение торговых работников;

расширяется доля свободных финансовых ресурсов, так как быстрая оборачиваемость сопровождается высвобождением денежных средств, на которые дополнительно закупаются обновленные, пользующиеся спросом товары (это особенно важно в начале и в разгар сезона, когда товар можно продать по более высокой цене, с большей долей прибыли в ней).

Вместе с тем быстрая оборачиваемость не лишена и недостатков:

кратковременное возникновение дефицита товара способно разочаровать покупателя, создать в его представлении неблагоприятный имидж данной торговой организации, переориентироваться на посещение другого магазина;

увеличение затрат на поиск и покупку товаров при дополнительных срочных закупках товаров отражается утратой возможности назначить количественные скидки, к тому же перестает срабатывать эффект масштаба при транспорировке и формировании расходов на реализацию товаров [22, с. 268].

Снижение оборачиваемости может свидетельствовать либо о падении спроса, либо о скоплении товаров плохого качества или устаревших образцов.

Товароборачиваемость сама по себе ни о чём не говорит, поэтому необходимо отслеживать динамику изменения скорости товарного обращения, учитывая следующие факторы:

если скорость обращения товарных запасов уменьшается, то идёт затоваривание склада;

если скорость растёт или очень высокая (срок хранения меньше одного дня), то это может приводить к отсутствию товара на складе.

В условиях постоянного дефицита средняя величина складского запаса может быть практически приближена к нулю, например, если спрос всё время растёт, а организация не успевает привозить товар и продает его «с колес». В таком случае нет смысла считать товарооборачиваемость в днях, целесообразнее её рассчитывать в часах.

Если организация вынуждена хранить на складе товары нерегулярного спроса, товары с сильно выраженной сезонностью, то достижение высокой оборачиваемости будет нелегкой задачей. Для обеспечения удовлетворённости клиента организация будет вынуждена иметь широкий ассортимент редко продающихся товаров, что будет тормозить общую оборачиваемость запасов. Поэтому расчёт товарооборачиваемости по всем запасам в организации некорректен. Правильным будет её подсчёт по категориям и по товарам внутри категорий (товарным позициям) [4, с. 46].

Увеличение в товарообороте доли товаров с ускоренной товарооборачиваемостью ведёт к ускорению средней товарооборачиваемости по торговой организации, и наоборот. Изменение времени обращения отдельных товаров (видов товаров, групп товаров) также отражается на средней товарооборачиваемости

Чем выше оборачиваемость товарных запасов, тем меньше вероятность убытков из-за морального износа и порчи товаров и выше ликвидность торговой организации. Кроме того, меньше становится риск и больше высвобождается денег на приобретение новых товаров, совершенствование и расширение деятельности торговой организации. С одной стороны для экономической эффективности торговли необходимо поддерживать высокий уровень товарооборачиваемости, с другой стороны - для удовлетворения спроса торговая организация должна иметь разнообразный ассортимент, включая товары редкого и эпизодического спроса, социально значимые товары, которые приводит к существенному замедлению товарооборачиваемости. Однако, их изъятие либо сокращение уровня таких товарных запасов в организациях торговли приводит к невозможности удовлетворения запросов покупателей. Потерянная при этом прибыль может превысить стоимость содержания соответствующих товарных запасов.

Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) можно рассчитать по следующим формулам [11, с. 51]:

, (1.6)

, (1.7)

где    Тоб - товарооборачиваемость в количестве оборотов, раз.

На практике часто переоценивают значение показателя оборачиваемости. Принято полагать, что показатель оборачиваемости показывает, насколько хорошо организация управляет своими запасами, чем выше показатель оборачиваемости, тем управление запасами более эффективно. По этой логике, самым эффективным способом улучшения эффективности управления запасами является вложение всегда минимальных средств в товарные запасы. Однако подобная политика может привести к дефициту товаров и снижению объемов реализации. Данный показатель является важным при анализе эффективности управления запасами, однако должен представляться вместе с другими частными показателями и показателем рентабельности. Оптимальное значение коэффициента оборачиваемости должно рассчитываться в системном подходе с учётом максимизации показателя рентабельности. В анализе и планировании необходимо учитывать взаимосвязь этого показателя с уровнем обслуживания и другими частными показателями управления запасами.

Помимо показателей товарооборачиваемости, относительными показателями, характеризующими эффективность использования товарных запасов в розничной торговле являются:

. Рентабельность товарных запасов, которая рассчитывается по следующей формуле:

, (1.8)

где    - прибыль от реализации товаров, млн р.;

 - средние товарные запасы за период, в котором получена прибыль от реализции, млн р.

Если показатель оказался низким, это значит, что либо установлена слишком низкая наценка, либо созданы большие запасы, либо то и другое.

2. Показатель оценки эффективности использования товарных ресурсов является объём товарооборота на 1 рубль товарных ресурсов (), который определяют по формуле:

, (1.9)

где    - сумма поступления товаров, млн р.;

 - товарные запасы на начало периода, млн р.;

 - товарные запасы на конец периода, млн р. [11, с.35].

Данный показатель показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.

. Уровень обеспеченности товарными запасами рассчитывается по формуле [39, с.240]:

, (1.10)

где    - сумма товарных запасов на определённую дату, млн р.;

 - планируемый либо фактический однодневный товарооборот, млн р.

4. Показатель запасоёмкости характеризует величину товарных запасов на 1 р. товарооборота и рассчитывается по формуле:

, (1.11)

где    - средняя сумма товарных запасов в анализируемом периоде, млн р.;

 - сумма товарооборота за этот период, млн р.

. Степень обновляемости товарного ассортимента рассчитывается по формуле [38, с. 264]:

, (1.12)

где    - сумма обновляемых товарных запасов, млн р.

. Интегральный показатель эффективности использования товарных запасов:

, (1.13)

где    - индекс товарооборачиваемости в днях;

 - индекс рентабельности товарных запасов.

Этот показатель показывает обобщённую характеристику эффективности использования товарных запасов.

К частным показателем эффективности использования товарных запасов относится доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или в объёме товарооборота.

Таким образом, система показателей, характеризующих эффективность использования товарных запасов включает в себя как абсолютные, так и относительные показатели. Основным относительным показателем эффективности использования товарных запасов является показатель товарооборачиваемости, который показывает время обращения среднего товарного запаса за определённый период, т.е. время, необходимое для полного обновления товарных запасов.

.3 Факторы, влияющие на величину и структуру товарных запасов

Факторы влияния на величину и структуру товарных запасов разделяются на внешние и внутренние.

К внешним факторам относят:

. Факторы производства: объёмы, ритмичность и сезонность производства товаров, качество промышленной и сельскохозяйственной продукции, её соответствие запросам потребителей и установленным стандартам качества и безопасности, насыщенность товарных рынков, физико-химические свойства товаров, размещение и удалённость центров производства от центров потребления.

Только насыщение рынка товарными ресурсами, соответствующее покупательскому спросу, позволяет правильно организовать торговую деятельность. Рост объёмов товарных ресурсов, расширение их ассортиментной структуры, доведение качества товаров до мировых стандартов являются условиями, которые позволяют торговле удовлетворять постоянно изменяющийся спрос потребителей. Это, в свою очередь является основой для роста розничного товарооборота при оптимальном размере товарных запасов. Если в процессе доведения товаров от производителей до потребителей происходит сбой, что товарные запасы скапливаются в каналах товародвижения, нарушается платёжная дисциплина, возникают проблемы в реализации товаров.

Сезонность производства может быть обусловлена сезонным характером поступления сельскохозяйственного сырья для производства того или иного вида товара. При удалённости от пикового периода сезонности производства, отпускные и оптовые цены возрастают, более трудно производится поиск поставщиков, что в результате может привести к дефицитности такого товара. Для снижения сезонности поставок, организации торговли создают сезонные товарные запасы [15, с. 268].

Насыщенность товарных рынков товарными ресурсами зависит от уровня конкуренции среди товаропроизводителей. Чем выше конкуренция среди производителей и поставщиков, тем больше выбор поставщиков товаров у торговой организации. При этом имеются возможности для поставок товаров по более лучшим условиям: предоставление организация торговли более больших скидок, обеспечение необходимым объёмом и ассортиментом товаров, обеспечение требуемой для организации торговли ритмичности поставок, заключение долгосрочны договоров, установление более приемлемых режимов по платежам за поставленные в торговую организацию товары. Всё это способствует уменьшению товарных запасов в розничной торговой сети.

Физико-химические свойства товаров определяют сроки их хранения, а следовательно, и частоту поставок, скорость их обращения. Например, высокая частота поставок характерна для скоропортящихся товаров.

. Транспортные условия и организация поставок: звенность товародвижения, необходимость досрочного завоза товаров в труднодоступные районы страны, вид транспорта, используемый при перевозках, формы перевозок (маршрутные, повагонные, контейнерные), изменение средней дальности и скорости доставки товаров, степень ритмичности поставок по срокам и объемам. Чем хуже транспортные условия, тем большие товарные запасы нужны для обеспечения бесперебойной работы торговых объектов [38, с. 271].

. Факторы спроса. Если у торговой организации возникают большие колебания в структуре товарооборота, это свидетельствует об импульсивности и ажиотажности спроса или его периодичности, что требует больших товарных запасов для поддержания нормальной реализации товаров в критические периоды повышения спроса. Следовательно, необходимо глубокое изучение и прогнозирование покупательского спроса для оптимизации объема и структуры запасов.

Объём и структура платежеспособного спроса обусловлены платежеспособностью населения. Рост денежных доходов населения ведёт к увеличению объема покупательского спроса и изменению его структуры, а следовательно, к возрастанию розничного товарооборота, ускорению товарооборачиваемости. Эта зависимость реализуется лишь в случае соответствия товарного ассортимента спросу покупателей.

Соответствие товарного предложения спросу покупателей является важнейшим показателем эффективности торговли. Сбалансированность спроса и предложения по общему объёму создает предпосылки для увеличения покупательского интереса к совершению покупок в соответствии со своими предпочтениями. Перед организацией торговли ставится задача более глубокого изучения всех видов спроса (неудовлетворённого, формирующегося, отложенного и т.д.), совершенствования договорных отношений с поставщиками, чтобы не допускать появления признаков отрицательного воздействия рынка на эффективность использования товарных запасов.

Уровень цен играет огромную роль в формировании товарных запасов торговли. Одним из условий создания больших запасов в торговле является ожидание повышения уровня цен. При растущих темпах инфляции наблюдается рост товарных запасов. Таким образом торговые организации пытаются защитить свои финансовые ресурсы в расчёте на получение дополнительного дохода за счёт разницы между ценами закупки и продажи товаров [22, с. 24].

Наиболее пристальное внимание торговых организаций должно убеляться факторам внутренней среды, т.к., в сравнении с внешними факторами, на эти факторы она имеет непосредственное влияние, что позволяет более гибко реагировать на происходящие изменения.

К внутренним факторам, определяющим размер товарных запасов и товарооборачиваемость относят:

. Торговые условия, которые охватывают объём и структуру товарооборота, распределение запасов в торговле, продажу товаров на условиях консигнации, ритмичность поставок, характер ассортимента.

Объём, структуру и темпы изменения товарооборота связывает зависимость: при увеличении объёма товарооборота растут и товарные запасы. Однако данная зависимость не прямо пропорциональна. Эффективным считается соотношение, когда темп роста товарных запасов значительно отстает от темпа роста товарооборота.

Распределение запасов между товаропроизводителями, оптовыми и розничными звеньями торговли должно происходить с учётом интересов всех сторон.

Закупка товаров непосредственно у производителей, по прямым хозяйственным связям позволяет приобретать их в необходимом объёме, в короткие сроки и по более низким ценам, с тем чтобы реализовать в лучшее для продажи время и по более высоким рыночным ценам, всю торговую надбавку оставив себе. Однако поскольку товаропроизводители заинтересованы в работе с крупными покупателями, торговым организациям приходится приобретать товары большими партиями, требующими подработки, подсортировки и хранения, что влечет рост не только запасов, но и расходов. Здесь свою значимую роль играют оптовые посредники, имеющие широкий ассортимент товаров. Несмотря на то, что с ними приходится делиться торговой надбавкой, их участие в организации товародвижения снижает риск от формирования запасов в больших объёмах в организациях розничной торговли.

Удельный вес товаров, принятых для продажи на условиях консигнации, в общем объеме товарных ресурсов - ещё один важный фактор. Консигнация - это размещение товаров комитентом (собственником) своих товаров на складах других организаций с целью последующей продажи [37, с. 275].

Объёмы и ритмичность поставок, эффективность коммерческой работы зависят от развитости сервисных форм организации поставок и обслуживания покупателей, выполнения договорных обязательств.

При частом завозе товаров в магазины сокращается потребность в запасах. Крупные торговые организации могут обходиться с минимальным товарным запасом при условии налаживания чёткого взаимодействия с поставщиками. Чем выше уровень договорной дисциплины поставок, безусловнее обязательность, дисциплинированность и добросовестность производителей и поставщиков и более оптимальны условия поставки, тем ниже уровень необходимых товарных запасов в торговых организациях.

Выбор каналов поступления товаров в организации розничной торговли оказывает прямое влияние на размер товарных запасов и скорость их обращения. Так, хорошо организованная коммерческая и рекламная деятельность организации торговли исключает закупку товаров, спрос на которые ограничен, что оберегает от оседания неходовых (неликвидных) товаров в запасах на складах и от необходимости затрачивает финансовые средства на их формирование и содержание.

Устойчивость и сложность торгового ассортимента по-разному влияют на товарные запасы. Время обращения сложного ассортимента (одежда, белье, головные уборы и т.п.) продолжительнее, чем простого, поэтому для торговли им необходимы большие размеры запасов. Устойчивый ассортимент, напротив не вызывает серьёзных колебаний в размерах (они минимальны) и структуре товарных запасов.

. Материально-техническая база - это факторы размещения торговой сети, размеров и состояния торговых залов и складов, наличие современного оборудования, уровень специализации торговой сети [38, с. 277].

Похожие работы на - Товарные запасы: суть, причины, обуславливающие их необходимость, оценка влияния факторов на динамику их изменения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!