Гюстав Курбе (1819-1877) - французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма. Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» , собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» , «Послеобеденное кофе в Орнане» (, «Разбиватели шоссейного камня» , «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» , «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды»
Реализм в литературе - правдивое изображение реальной действительности. В теории реализму противополагается идеализм, но на практике ему противостоит рутина, традиция, академический канон, обязательное подражание классикам - другими словами, гибель самостоятельного творчества. Начинается искусство с действительного воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону. Едва ли возможно поэтому говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни. Во Франции в 30- 40-е годы создает свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную «Челове-ческую комедию».
Некоторые теоретики не считают возможным говорить о реализме в музыке, т. к. для музыкального искусства неспецифично отражение жизни в формах самой жизни. Однако с того момента, когда термин "реализм" вошёл в эстетику и критику (1860-е гг.), он применялся и по отношению к музыке. Так формировался основной принцип музыкального реализма.: постижение действительности через эмоционально-психологическое состояние человека, а внутренней психологической жизни - через драматизм внешней истории, с которой неразрывно связана человеческая личность.
Натурализм (фр. naturalisme; от лат. naturalis - природный, естественный) -художественный стиль, стремящийся к преодолению условности искусства, превращению произведения в точную копию натуры. Натурализм утверждает, что весь видимый мир-часть природы и может быть объяснен её законами, а не сверхъестественными, или паранормальными, причинами.Он возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Натурализм возникает в XIX веке под влиянием философии позитивизма О.Конта и Г.Спенсера.
Натурализм -поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX века. Не следует путать натурализм с «натуральной школой» в русской словесности 1840-х годов. Принципы натурализма прослеживаются уже в романах братьев Гонкуров и Джордж Элиот, опубликованных в 1860-е годы. Однако первым термин «натурализм» использовал для обозначения собственного творчества Эмиль Золя - автор теоретических работ «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881) и «Натурализм в театре» (1881).
Натурализм - поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870-е годы. Натуралистами называли бывших художников-академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса. По мере того, как импрессионисты получали всё большее признание, интерес к натурализму сходил на нет. Но тем не менее в эпоху натурализма жизнь увидели такие произведения живописцев, как: Д. Р. Найт «Окликая паромщика», Л. Лермит «Выдача жалованья жнецам», Ф. Пелез. «Бродячий цирк», Ж. Бастьен-Лепаж «Дети рыбака».
Натуралистическая драма - преломление эстетики натурализма в европейском театре конца XIX и начала XX веков. Представители натурализма видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках. Принцип документального изучения отображаемой среды из натуралистического романа переносится и в драму. Так Ибсен, работая над «Привидениями», изучал по клиническим отчетам все малейшие симптомы болезни своего героя; задумывая пьесу из эпохи крестьянских войн в Германии XVI века. В центре драмы обычно ставится какая-нибудь социальная или физиологическая проблема (наследственность), чаще всего морального порядка, а вокруг неё нанизываются факты, её иллюстрирующие (алкоголизм - «Перед восходом солнца», ложь - в «Докторе Стокмане» Ибсена и «Да здравствует жизнь» Зудермана, наследственность в «Привидениях»). Натуралистическая драма, совершившая целую революцию как в области тематики, так и в области формы, прогремевшая на сценах всех европейских театров, уже в 1890-х гг. начинает переживать глубокий кризис. Тема социальной жалости, которой проникнуты почти все драмы раннего натурализма, теряет свою остроту и постепенно уступает место полному пессимизму. Также иссякает и социально-обличительная струя, столь сильная в первых натуралистических драмах Ибсена («Нора», «Столпы общества», «Союз молодежи» и др.). Всё большее место в драме позднего натурализма уделяется настроению - моменту, ставшему особенно важным позднее - в импрессионистской и символистской драме. Характерно, что почти ни один драматург-натуралист не остался им до конца. Даже такие корифеи натурализма, как Ибсен, Гауптман, Шляф, стали провозвестниками символизма.
Символизм (фр. Symbolisme) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Одно из течений модернизма, в котором вместо художественного образа, который воссоздает определенное явление, используется художественный символ, который является признаком изменчивой «жизни души» и поиском «вечной истины». Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность.
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую критиками бессмысленной игру слов и звуков. Можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны - означаемое и означающее. Символисты воспринимали поэта как божество, поскольку он интуитивно чувствует путь к истине. А интуицию отождетвляли с мистическим озарением, потому что благодаря ей поэт познает правду «более таинственную и более глубокую, чем правда материальная» (М. Метерлинк). Погружаясь в мир духовных переживаний личности и находясь в поисках «вечной истины», символисты использовали такие художественные приемы, как сложный метафоризм, иносказание, намеки, символику, мелодичность, многозначность слов, абстрактность образов и т.п. Это все объясняло высокий уровень условности символистических произведений. Самыми известными представителями символизма были:
во Франции - Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Жюль Лафорг, Анри де Ренье, Поль Валери, Поль Клодель, Поль Фор, Сен-Поль Ру, Поль Верлен, Артюр Рембо, Лотреамон.
в Бельгии - Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн.
в Австрии и Германии - Райнер Мария Рильке, Гуго фон Гофмансталь.
в Норвегии - Генрик Ибсен (в период позднего творчества).
Артюр Рембо(1854-1891)- один из известных символистов во Франции. Наибольшую популярность получили такие его произведения, как «Одно лето в аду»(1873), «Озарения» (1874), стихотворение «Пьяный корабль»(1871).
Если трудно принять без доказательств факт существования символистской музыки, невозможно отрицать, что некоторые композиторы вызывали особое восхищение представителей литературного символизма. Крупнейший из них -Рихард Вагнер(1813-1883), и распространение его славы во Франции способствовало постепенному зарождению идеи символизма в музыкальном искусстве.Первый всплеск славы Вагнера в Париже относится к 1860-1861 гг. Приехав во французскую столицу, он устраивает три концерта с исполнением своих произведений: 25 января, 1 и 8 февраля 1860 г. Звучат фрагменты из "Летучего голландца", "Тангейзера", "Лоэнгрина" и вступление к "Тристану". Годом позже постановка "Тангейзера" в "Гранд-Опера" оборачивается известным скандалом.
Подобно Леонардо двадцатого века, Антонио Гауди являл собой воплощение художника-изобретателя. Его фантастически буйная фантазия разрушала устоявшиеся каноны. Дар Гауди заключался в удивительной способности нарисовать в своем воображении здание, а затем воплотить его в камне. Таким образом он создал совершенно новую архитектуру. К его известным постройкам относятся:
-1888 Дом Висенс, Барселона - включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
-1889Дворец Гуэля, Барселона - включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
-1926Искупительный храм Святого Семейства, Барселона - включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
-1898Винные погреба Гуэля, Гарафа - включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
-1914 Парк Гуэля, Барселона - включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
-1910 Дом Мила («Каменоломня»), Барселона - включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
-1910 Приходская школа при соборе Святого Семейства, Барселона.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
В литературе импрессионизм не сложился как отдельное направление, но его черты нашли отражение в натурализме и символизме. Основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур в своём произведении «Дневник».
Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модерна. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов. Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати(1866-1925), опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 году- «Три сарабанды»,несущие в себе все главные черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты двумя его приятелями, ярчайшими представителями импрессионизма Клодом Дебюсси(1862-1915) с его произведениями:
Симфония (1880-1881)
Сюита "Триумф Вакха" (1882)
Сюита "Весна" для женского хора и оркестра (1887)
Фантазия для фортепиано с оркестром (1889-1896)
Фортепианное трио (1880)
Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)
Струнный квартет (1893)
Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909-1910)
Две арабески (около 1890)
Мазурка (около 1890)
"Грезы" (около 1890)
"Романтический вальс" (около 1890).
и Морисом Равелем(1875-1937) с его произведениями:
«Игра воды» для фортепианно (1901)
«Отражения» для фортепиано (1905)
«Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (1907)
«Испанский час», опера (1907)
«Могила Куперена» (1917)
«Дитя и волшебство», опера (1925)
«Болеро» для симфонического оркестра (1928).
Переход живописи к импрессионизму подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской войны(1870-1871) Клод Моне(1840-1926)- «Бульвар Капуцинок», 1873 г., «Водные лилии», 1915 г.;
Сислей(1839-1899)- Осень: Берег Сены близ Буживаля. 1873., Лужайки весной. 1880-1881.;
Писсарро(1830-1903)- «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно.» 1897. отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа(1798-1863) в картинах, написанных в Северной Африке в 1832 году или в Этрета в 1835 году. А его картина «Море в Дьеппе» (1835) позволяет говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.
Список литературы
классицизм художественный культурология
1. Викторов В.В. Культурология. - М.,2009,
. Гуревич П.С. Культурология. - М., 2009,
. Золкин, А. Л. Культурология : учеб. пособие для вузов.-2008,
. Кравченко А.И. Культурология : Учебное пособие для ВУЗов. - М., 2010,
. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. - М., 2008,
. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 2009,
. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2009.
1.