Основы культурологии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,37 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы культурологии

  1. Основные идеи конфуцианства

Основоположником конфуцианства был китайский мыслитель Кун-фу-цзы (551-479 до н.э.), что переводится как «мудрый учитель Кун». В европейской транскрипции его имя звучит как Конфуций. Его идеи оказали исключительно большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование стереотипов поведения китайцев и способа их мышления. Конфуцианство, морально-философское учение, включающее в себя некоторые представления, которые европейское религоведение по традиции относит к религиозным верованиям. В Китае конфуцианство не считается религией. Китайское название конфуцианства жуцзяо (жуцзя) дословно означает учение учёных-интеллектуалов. В нём не упоминается имя Конфуция (по-китайски Кунцзы) - создателя основ этого учения, в дальнейшем развитого его последователями.

Основные идеи конфуцианства:

. В основе общества лежит деление на верхи и низы, т.е.: признается и идеологически обосновывается социально-имущественное неравенство.

. Необходимо смягчать объективно существующее неравенство через:

соблюдение правил этикета-ритуала-церемониала. В результате житель старого Китая превращался в «автомат», соблюдающий до 300 видов церемоний и 3 тысяч правил поведения (правила распространялись даже на интимную сексуальную жизнь китайцев);

выполнение долга, предполагающее повиновение низов верхам и заботу верхов о низах (народ - лошадь, правитель - всадник, который должен правильно взнуздать и содержать ее);

морально-этическое воспитание подданных, в т. ч. путем внутреннего самосовершенствования.

В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов нравственного личного самосовершенствования и деятельности,

направленной на упорядочение государства во имя создания идеального общества, соответствующего древним образцам.

Идеальная личность в конфуцианстве называлась «цзюнь-цзы» (благородный муж). «Благородным мужем» мог быть любой человек, независимо от происхождения, единственный критерий его «благородства» - строгое и неукоснительное следование нормам конфуцианской морали.

В конфуцианстве основное место занимают вопросы этики, морали, нравственной природы человека, а также принципы управления государством. Конфуций разработал целую систему морально-этических догм и норм поведения человека: почитание предков, и особенно родителей, человеколюбие, и прежде всего любовь к родственникам; уважение к старшим и подчинение им; внутреннее совершенствование и т.д.

По учению Конфуция, знатные люди мудры и самим небом наделены властью; простолюдины глупы, поэтому их удел работать на полях и кормить благородных господ - таковы исходные классовые посылки его этико-политического учения. А чтобы простолюдины не возмущались своим тяжелым положением, их следует воспитывать в духе покорности.

Идея покорности пронизывает все конфуцианские догмы: сын подчиняется отцу, жена - мужу, нижестоящий чиновник - вышестоящему, а все вместе - правителю. Эта идея нашла свое отражение в понятии «преданность» (чжун).

Согласно конфуцианскому учению, китайское общество делилось на «благородных мужей» (цзюньцзы), обладающих высокими морально-этическими качествами, и «ничтожных людей» (сяожэнь), управляемых этой элитой. Духовную основу всех качеств «благородного мужа» составляет учение о «великой морали» (да дэ), имеющей «небесное происхождение».

Небо в состоянии наградить человека совершенными качествами, которые и воплощены в «благородном муже»: он стоит на страже «небесной воли», чтобы ее не могли нарушить остальные люди, не наделенные этими

качествами. Созданный Конфуцием абстрактно-утопический идеальный образ - «благородный муж» наделялся качествами человека честного и искреннего, прямодушного и бесстрастного, все видящего и понимающего, осмотрительного в речах и осторожного в делах. Относясь безразлично к богатству, жизненным удобствам и материальным выгодам, «благородный муж» всего себя посвящал высоким идеям, служению людям, поискам истины. Как эталон морального и этического совершенства, он призван был служить образцом поведения для всех. «Благородный муж» наделялся пятью добродетелями: человеколюбием (жэнь), долгом (и), нормами поведения (ли), знанием (чжи), верностью (синь) и, кроме того, еще одним обязательным качеством - сыновней почтительностью (сяо). Существо пяти добродетелей состоит в следующем. Человеколюбие (жэнь) в широком смысле слова включает совокупность этических и социальных принципов взаимоотношений между людьми: милосердие, сдержанность, скромность, доброту, сострадание, любовь к людям, альтруизм и другие высокие нравственные качества. Принцип жэнь был выдвинут Конфуцием, прежде всего, для урегулирования отношений внутри господствующего класса: знатные люди в отношениях между собой должны проявлять любовь и солидарность. Человеколюбие недоступно простолюдину.

Основы конфуцианской мудрости излагаются в 2-х группах канонических текстов: «Пятиканоние» и «Четверокнижее». При изучении социальных и релиозных аспектов конфуцианства обычно обращаются к третьей книге «Четверокнижия» - «Лунь-юй» (книга бесед и суждений).

Феномен значительного воздействия конфуцианства на социальные нормы Китая и длительного их воспроизводства в общественной культуре связан с таким обстоятельством: данное мировоззрение основывается на многовековых верованиях китайцев и отвечает их представлениям о гармонии человека с окружающим миром. Сам же Конфуций подчеркивал, что выступает в качестве систематизатора духовного опыта

предшественников и древних традиций. Он говорил: «Я не создаю нового, а обращаюсь к традициям прошлого, так как тот, кто не знает прошлого, обречен на неудачу». Таким образом характерной чертой всего учения является культ прошлого.

Конфуций принимает традиционный культ Неба (Тянь), следует ритуалу почитания духов предков, выражает уважение мифическому человеку Паньгу, божеству Шан Дин. Также Конфуцием обоснованы нормы социальноэтического характера, которые выражены в ключевых концепциях конфуцианства. Они обозначаются как: «хэ» - социальная гармония, «жэнь» - человечность и «ли» - ритуал.

Концепция «хэ» - социальная гармония - устанавливает нормы социального общения. Основное требование заключается в безоговорочном послушании всех подчиненный - начальникам, а всех младших - старшим.
Согласно концепции «жэнь» - человечность - смысл жизни человека заключается в служении обществу, людям и идеалам. Лучшее средство проверки человека - способность к проявлениям любви - трудолюбие на работе, внимательность дома, искренность по отношению к другим людям.
В конфуцианстве разработан идеал человека китайского общества - цзюнь цзы (благородного мужа). Благородный муж является искренним и радушным человеком, храбрым и рассудительным, внимательным в своих словах и делах. Он руководствуется человечностью по отношению к другим. Уважение является основой правильного общения. Благородный муж сначала обдумывает свои шаги, а потом действует решительно. Он равнодушен к соблазнам тела и благополучию.

Наиболее существенная сторона жизни - знания, а их получение и

дальнейшем применение является достойнейшим из занятий. Благородный человек посвящает всю свою жизнь поиску истины.

В отличие от даосизма, конфуцианство предлагает принципиально другую стратегию формирования взаимоотношений между человеком и окружающим его миром, в основе которой положена активная познавательная деятельность человека. Познание универсальных этических норм необходимо для правильного служения обществу. И существует мнение, что человек может достигнуть внутренней гармонии и гармонии с самим собой только тогда, когда он подчинят свои интересы интересам общества.

Достаточно большое внимание в конфуцианстве отводиться к «ли» - церемониалу, ритуалу. Существует мнение, что в ритуале заключается жизнь, он совершается «сам оп себе» и наполняется священным содержанием. Люди, участвующие в нем, должны проникнуться серьезностью и искренностью.

Еще одной самобытной чертой конфуцианства является то, что в нем отсутствуют профессиональные служители культа. Церемонии и обряды проводятся авторитетными знатоками учения. Обращение к духам усопших предков является обязанностью и правом старшего мужчины в семье.

Актуальность идей конфуцианства и в современное время во многом обусловлена тем, что основной темой их рассуждений были человек, общество и государство, что представляет интерес для изучения.

Заложенные ими социально-политические нормы и принципы явились основным стержнем, вокруг которого вращались теоретические разработки проблем общественного и государственного обустройства. Учение Конфуция и его учеников сыграло значительную роль в непосредственном процессе формирования государственности Китая. Идеи конфуцианства дали китайскому народу прочную нравственную систему, давала основу для стабильности, мира и гармонии в обществе. В них и сегодня можно найти ответы на многие насущные вопросы и проблемы современности.

  1. Библия как памятник мировой культуры

Библия представляет собой собрание религиозных произведений, она состоит из двух частей: Старого и Нового заветов, первые книги Библии появились в XIII в. до н.э. Слово «завет» означает «завещание», «установка», «совет». Формирование библии длилось тысячелетия. Отдельные элементы Ветхого завета возникли задолго до того, как сложились библейские книги.

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законодательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим лаврам - религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста), сборник афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья - войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.

Библия - одна из величайших и наиболее читаемых книг в мире. На протяжении более трех тысяч лет Библия оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на духовное, нравственное и культурное развитие человечества, заставляет людей задуматься над своей жизнью, дает образцы для совершенствования их души, разума и побуждений. Для одних она - Священное Писание, для других - уникальный исторический памятник, фундамент, на котором других - уникальный исторический памятник, фундамент, на котором зиждется здание мировой культуры и

общественной мысли. Библия - основа иудейской, христианской и мусульманской религий и культуры народов доброй половины Земли. Библейские сюжеты, идеи, образы и выраженные в емкой, афористичной форме нравственные постулаты насквозь пронизывают ткань произведений мировой литературы, музыки и изобразительного искусства; мы расцвечиваем ими нашу повседневную речь, зачастую не подозревая об источнике. Глубокое проникновение в суть библии помогает выработке гуманного мировоззрения - тогда как их поверхностное восприятие либо ложное толкование способно привести к серьезной мировоззренческой ошибке. В таких случаях обращение к первоисточнику совершенно необходимо. Но и «простые» истины требуют более глубокого постижения и усвоения. Сравнивая поучительные и порой жестокие сюжеты ранней истории древних евреев с нашим временем, мы видим, что мир изменился, он стал лучше, гуманнее; на страницах Библии просматривается путь, которым прошло человечество по направлению к более свободному и справедливому устройству жизни. Поучительна не только история еврейского народа, но и жизнь ее великих героев Иакова, Иосифа, Моисея, Самуила, Давида, Соломона, Даниила и других. Их страдания, порывы, творческое воображение, мужество и сейчас волнуют и восхищают нас. Центральным образом Библии, этой книги книг, несомненно, является Иисус из Назарета. Иисус утверждает новое отношение к человеку как свободной личности, самостоятельно выбирающей между добром и злом и отвечающей за свой выбор. С Иисуса начинается новая история людей, которые, проникаясь его учением, понимают, что только испытывая любовь к людям, можно строить без вражды и войн такое общество, в котором отношение даже к врагу или преступнику требует человечности, внимания и терпения. В Библии встречается множество имен, которые принадлежали людям, так или иначе творившим историю. Поистине велики те люди, которые так скрупулезно, стараясь не забыть ни одного имени, создавали летопись своего народа.

Со времени своего сложения и по сей день Библии остается одним из самых мощных стимулов для мирового литературного творчества. На библейские темы написано множество поэм, пьес, романов и рассказов на многих языках мира. На протяжении веков библейские персонажи побуждают творческое воображение и выступают героями литературных произведений самых разнообразных жанров и направлений, от религиозно-нравоучительных повествований и лирики до реалистического исторического романа и произведений модернистов новейшего времени.

Опубликованная в 1973 г. на английском языке книга Г. Сивана «Библия и цивилизация» содержит подробное обозрение воздействия Библии на религию, этику, законы, социальный строй, литературу, искусство и музыку народов мира.

Не меньшее влияние оказала Библия и на европейскую музыку, сначала религиозную, а затем и светскую. Библейским темам посвящены мессы, оратории, кантаты, оперы и другие музыкальные произведения.

До 18 в. Библия была источником вдохновения скульпторов и художников христианских стран. В 19 в. к библейской тематике обратились ведущие еврейские художники Европы и России, а в 20 в. ее трактовка крупнейшими еврейскими мастерами заслужила признание всего мира.

Несомненно, Библию можно считать памятником мировой культуры.

  1. Барокко

Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый», и это соответствует особенностям художественного стиля, преобладавшего с конца XVI до середины XVIII в. в искусстве Европы. Стиль барокко, связанный с дворянско-церковной культурой (преимущественно в монархических государствах), был призван прославлять и пропагандировать могущество знати и церкви, тяготел к парадной торжественности и пышности. Барокко - первый стиль архитектуры, в котором воплощено представление о сложности мира, о сущности жизни в движении и борьбе случайных и стихийных сил.

Барокко приводит искусство к иррациональности, к мистике, воздействует на воображение изображением могущественных сил природы, гигантскими композициями, глубиной пространства, контрастом малого и грандиозного. Художник барокко предпочитает изображать сцены мучений, экстазов, панегирики, подвиги и триумфы. Барокко присутствует в музыке, живописи, литературе, дизайне, интерьере.

Центром барокко становится Рим, католическая реакция на Реформацию приводит к поиску новых средств воздействия на верующих. Храмы барокко грандиозны, сложны, искусство монументально и приподнято. Скульптура и архитектура вновь вступают в сложные отношения синтеза. Красочные росписи украшают плафоны, купола, стены.

Волнообразный фасад, декоративная скульптура, глубокие ниши,

беспокойный ритм окон - все это черты барокко. Большое место занимают дворцы, нарядные, пышные, окруженные флигелями-крыльями. Виллы располагаются на террасах, бегущих вниз, окруженных садами. Храмы барокко грандиозны, напоминают дворцы.

Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика,
патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального.
В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность - с фантазией, религиозная аффектация - с подчеркнутой чувственностью.

Стиль барокко наиболее полно воплотился в архитектуре Петербурга - новой русской столицы, подлинно европейского города. Лейтмотивом архитектуры петровского барокко станет идея триумфальности. В это время в Петербурге работали архитекторы-иностранцы из многих стран Европы.

Они привносили в свои проекты национальные приемы, черты индивидуального творческого почерка. Но закрепилось лишь то, что отвечало русскому вкусу, социальному заказу Петра и его сподвижников.

Ярчайший образец русского барокко - Петергофский дворцово-парковый ансамбль, его главная идея - триумф российской государственности, прославление морского могущества страны.

Стиль барокко доминировал в европейском искусстве в 17 веке. В некоторых странах он также захватил конец 16 и середину 18 века (Италия, Польша, Австрия, Украина, Латинская Америка). Представителями этого стиля являются Питер Пауль Рубенс, Антон ван Дейк (Фландрия), в живописи: Кортона, Караваджо, в архитектуре Л. Бернини (Италия), Бартоломей Растрелли (Россия), в литературе: Фелипе Кальдерон (Испания), А. д'Обиньи (Франция), Михаил Ломоносов (Россия), в музыке период барокко продолжался с 1600 в 1750, представителями которого являются

Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах.

  1. Н.Я. Данилевский

данилевский конфуцианство библия культура

Великий русский мыслитель и естествоиспытатель, философ, публицист и культуролог Николай Яковлевич Данилевский появился на свет в селе Оберец Ливенского уезда Орловской губернии 28 ноября (10 декабря) 1822 года в семье армейского офицера, впоследствии генерал-майора. По окончании Царскосельского лицея в 1842 г. Николай некоторое время служил в канцелярии Военного министерства, а в 1843-47 гг. был вольнослушателем естественного факультета Петербургского университета.

В течение нескольких лет еще студентом Николай посещал кружок М.В. Петрашевского. 15 июня 1849 года, находясь в Тульской губернии, где они вместе с П.П. Семеновым (впоследствии известным путешественником и политическим географом Семеновым-Тян-Шанским) проводили исследования, Данилевский был арестован. Его доставили в Санкт-Петербург и заключили в Петропавловскую крепость за связь с петрашевцами. Хотя Данилевский написал для комиссии, расследовавшей дело, специальный очерк, посвященный учению Фурье, это лишь отчасти облегчило его участь. В ноябре 1849 года он был освобожден, затем выслан под надзор полиции в Вологду, а в 1852 году переведен в Самару.

В этот период своей жизни Данилевский пишет такие обратившие на себя внимание работы, как «О движении народонаселения в России» (СПб., 1851; исследование было отмечено большой премией Русского географического общества (РГО) им. Жукова) и «Климат Вологодской губернии» (СПб., 1853; работа получила малую золотую медаль РГО). В 1857 году его причисляют к департаменту сельского хозяйства министерства государственных имуществ, через несколько лет (1862) он становится членом учёного комитета этого министерства, а с 1871 г. - членом совета при министре государственных имуществ.

В 1864 г. Данилевский приобрел имение на южном берегу Крыма

(Мшатка), где в качестве гостей бывали такие выдающиеся умы, как Н.Н. Страхов, И.С. Аксаков, Л.Н. Толстой. С 1879 г. он исполнял должность директора знаменитого Никитского ботанического сада.

Николай Яковлевич скончался 7 ноября 1885 года в Тифлисе во время очередной экспедиции и был похоронен в своем крымском имении. При советской власти его могила была уничтожена.

Книга Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885) «Россия и Европа», опубликованная в 1871 г. является одной из научных работ, в которой была воплощена попытка на научной основе второй половины XIX века осмыслить место и роль России в мировой культуре.

Разработка теории культурно-исторических типов, благодаря которой в 1964 году Международным обществом сравнительного изучения цивилизаций ученый был объявлен «пионером» подхода пространственно-временной локализации явлений культуры, не была самоцелью - в системе его социально-философских представлений теория типов выполняла роль теоретического обоснования идеи самобытного развития России и культурных, а также политических взаимоотношений славянского и германо-романского миров.

Именно вопрос самобытности России в контексте теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, а также система межкультурных коммуникаций России взаимосвязанная с понятием культурной самобытности, в работе Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» является объектом рассмотрения в данной работе.

Данилевский считал, что существенным препятствием для развития русской культуры являлась и является попытка «прививки» ей основ западно-европейской цивилизации: у такой огромной державы, как Россия, должен быть свой путь развития, учитывающий историю и традиции всех народов, населяющих ее. При этом контакты с Западной Европой должны быть минимизированы.

Многие идеи Н.Я. Данилевского не утратили своей актуальности и сегодня. Разработка Данилевским понятия «европейничанье» может быть

В этом плане в первую очередь представляет интерес разработанная Данилевским типология культурных влияний, в основе которой - два основных вида: позитивные (созидательные) и негативные (деструктивные). Здесь Данилевскому удалось выйти за пределы господствовавших просветительско-позитивистских стереотипов в осмыслении межкультурных влияний.

Учение Данилевского о культурной самобытности может стать существенным компонентом в формировании и развитии идеи нации, ее самосознания в рамках российского деидеологизированного, незащищенного от массовой западной культуры, общества.

Учитывая значение для культурологической мысли утверждения Данилевского о том, что путь культурно-исторического развития народов состоит не в линейном движении по заранее заданной схеме, а в совершенствовании самобытности, самоопределенности, самотождественности каждого народа и каждой нации, также должно отметить важность и актуальность идеи Данилевского о культурном равновесии. Ведь, по мнению мыслителя, именно развитие самобытного славянского и других культурно-исторических типов может препятствовать установлению единой культуры и, таким образом, служить гарантом равновесия культурных систем.


Литература

1.Алешина Н.В. Барокко. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2011. - 249 с.

2.Аркадьев М.А. Идеи и теории Н.Я. Данилевского. - М.: Логос, 2010. - 287 с.

.Лимонова Н.С. Школа китайской философии. - М.: Образование, 2008. - 418 с.

.Максимов С.В. Библия - памятник мировой культуры. - Спб.: Наука, 2010. - 198 с.

5.Романова Л.В.Н.Я. Данилевский. - Спб.: Азбука, 2011. - 272 с.

6.Шитов С.И. Библия. - М.: Академия, 2009. - 122 с.

7.Якушев А.В. Философия: Конспект лекций./ А.В. Якушев. - М.: Приор, 2009. - 379 с.

Похожие работы на - Основы культурологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!