Особенности правовой системы Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    306,14 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности правовой системы Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

.1 Понятие правой системы и ее элементы

.2 Функции правовой системы

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

.1 Виды правовых систем

.1.1 Романо-германская правовая система

.1.2 Англосаксонская правовая система

.1.3 Африканская правовая семья (система)

.1.4 Мусульманская правовая система

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

.1 Основные черты правовой системы в Российской Федерации

.2 Правовые системы субъектов Российской Федерации: современное состояние и развитие

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Современную правовую действительность стало трудно отражать с помощью старых, подчас слишком узких конструкций. Требуются более широкие построения (комплексы), позволяющие производить соответственно и более гибкие и адекватные научные операции, достигать более высоких уровней обобщения, абстракции. Одна из таких категорий - правовая система, которая дает возможнось анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты.     

Правовая система есть сложноструктурное, многоуровневое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономические, политические, национальные и культурные основания и предпосылки развития.

Благодаря своим системным и государственно-властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни. Причем, если при административно-командных, авторитарных режимах государство, используя право как орудие принуждения и идеологическое прикрытие, пытается проникнуть во все поры общественной жизни и подчинить ее своему влиянию, обеспечивая таким образом целостность общества, то развитая демократическая правовая система способна связать само государство, установить пределы государственной власти и создать правовые условия для единения общественного организма на добровольных, гуманистических началах.

Правовая система - это не застывшая, статичная сфера общества. Она постоянно изменяется, что приводит к сложным сочетаниям различных её элементов, обусловленных объективными закономерностями развития социума.

Данная тема актуальна в связи с тем, что на сегодняшнем этапе правовая политика Российского государства и многих других государств находится в стадии становления и оформления. Впрочем, точно так же претерпевает существенные изменения и сама правовая надстройка. Это обусловлено не только изменениями, происходящими в экономике, но и новым отношением к сущности и значению права.

Объект исследования - правовая система общества

Предмет исследования - понятие правовых систем общества, их особенности.

Цель работы - ознакомиться с понятием, значением и сущностью правовой системы общества.

Исходя из поставленной цели, выделим следующие задачи:

).    Рассмотреть понятие правовой системы и её элементов;

2).     Изучить функции правовой системы;

).       Рассмотреть виды правовых систем;

).       Изучить Романо - германскую правовую систему;

).       Изучить Англосаксонскую правовую систему;

).       Изучить Африканскую правовую систему;

).       Изучить мусульманскую правовую систему;

).       Определить основные черты правовой системы в Российской Федерации;

).       Рассмотреть правовые системы субъектов Российской Федерации и их современное состояние и развитие.

Методологическую базу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, интерпретация) и конкретно-исторические методы исследования (сравнительно-исторический).

В современной юридической науке различные аспекты становления и построения правовой системы исследовались в трудах С.С. Алексеева, М.И. Байтина, A.M. Васильева, С.А. Комарова, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, А.Ю. Саломатина, В.В. Сорокина, Ю.Н. Старилова, Л.Б. Тиуновой, Ю.А. Тихомирова, В.И. Червонюка, О.И. Чердакова, А.К. Черненко и др.

Курсовая работа состоит из:

).    Введения

2).     2 глав

).       3 разделов

).       5 пунктов

).       4 подпунктов

).       Заключения

).       Списка использованной литературы

).       Приложений

Глава 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

.1 Понятие правой системы и ее элементы

правовой система российский

Вопрос понимания правовой системы является одним из наиболее актуальных и важных в правовой науке. Стоит заметить, что спор, связанный с оценкой возможности использования термина «правовая система», с анализом соотношения ее с системой права государства, и даже о применимости критериев системности к описанию права и иных правовых явлений находится в поле зрения науки еще с 60-х годов 20 века. Различные стороны данной проблемы отразились в трудах многих отечественных исследователей, в том числе С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, В. М. Баранова, В.П. Казимирчука, С. В. Полениной, В. М. Сырых, Н. Н. Тарасова, Л. Б, Тиуновой и др.

Говоря о понятии правовой системы, очевидным следует считать то мнение, суть которого в следующем: правовая система - это комплексная правовая категория, отражение, по мнению большинства ученых, правовая сторона организации общества, целостная правовая действительность.

В. В. Сорокин отмечал, что правовая система есть целостный комплекс правовых явлений и процессов, которые складываются в результате их взаимосвязи и взаимодействия и характеризующий юридическое воздействие на общественную жизнь.

По мнению А.Х. Саидова, правовая система - это совокупность общих принципов права, правовой доктрины, правовой культуры, правовых традиций, несанкционированных и санкционированных обычаев и других компонентов в определенном государстве.

Предназначение правовой системы заключается в отображении базовых правовых явлений, которые существуют в конкретном административно - территориальном или национально государственном образовании. Важна их взаимная связь или отношения с основным, главным элементов данной системы - правом в его нормативном закреплении. Такая позиция вполне обоснована. Да, действительно правовая система - это комплексная категория, которая описывает как право соответствующего государства, так и иные правовые явления. Следует заметить, что в структурное правовое ядро правовой системы всегда закладывают те формализованные правила поведения, благодаря существованию которого могут существовать и иные правовые явления.

Понятие «правовая система» имеет огромное значение для выявления особенностей «юридической жизни» конкретного государства и поэтому очень активно используется в сравнительном правоведении.

Как правило, в научной практике применяется термин «национальная правовая система», под которым некоторыми авторами понимается «конкретно - историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии конкретной страны».

У понятия « правовая система» видится много общего с недавно появившейся в отечественной и зарубежной правовой доктрине категорий «правовая жизнь общества». Как отмечает А. В. Малько, этот термин содержит комплекс всех юридических явлений, включающий как позитивные, так и негативные составляющие». К первым, по его мнению, нужно отнести, в частности, само право, правовую систему в целом, юридическую практику, правосознание и правопорядок, то ко вторым - противоправные явления, препятствующие положительной юридической деятельности. Правовая система выступает в качестве нормативно - упорядочивающей составляющей правовой жизни, создает условия для ее стабильности и нормального функционирования. В свою очередь, качественное состояние правовой жизни общества на конкретном этапе его развития определяется в теории права при помощи термина «правовая культура».

Всеобщее признание употребления термина « правовая система» в научных исследованиях и правотворчестве не привело к единому позиции относительно понятия и содержания этого явления.

Например, в отечественной теории права в сегодняшнее время конкретно и четко обозначены три основных подхода к определению понятия правовой системы, в том понимании, когда оно рассматривается внутри конкретного государства. Взгляды сторонников первого подхода рассматривают содержание «правовой системы» в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также взаимосвязи и взаимодействия друг с другом.

Ю.А. Тихомиров в состав правовой системы включает следующие элементы:

).    Цели и принципы правового регулирования

2).     Основные разновидности правовых актов и их объединения

).       Системообразующие связи.

Для него такая система - структурно упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно - правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов.

С. Н. Егоров также придерживается данной точки зрения. Он определяет эту систему как совокупность норм, которые изложены в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью.

Впоследствии данная концепция и структура изменилась. Ю.А. Тихомиров указал, что теперь в структуру входят 4 группы элементов:

).    Правопонимание (правовые взгляды, правосознание, правовые теории, правовая культура и т.д.);

2).     Правотворчество;

).       Правовой массив (структурно оформленная совокупность нормативно - правовых актов);

Этот подход, хоть и описывает данное явление, но не дает представление о его сущности. Стоит отметить, что правовая система - это, прежде всего, комплексное явление. Она описывает не только внешнюю сторону права, но и ее содержательные стороны.

Второй подход к определению понятия национальной правовой системы - попытка охарактеризовать ее через призму не только права позитивного, но и других, тесно связанных между собой важных элементов правовой действительности. Одним из сторонников данного подхода является С.С. Алексеев. Он к числу таких элементов относит как юридическую практику, так и правовую идеологию. Он их рассматривает в роли проявления права. Через него, по его мнению раскрывается сущность данного определения и особенности. С. С. Алексеев отмечает, что правовая система - это все позитивное право, которое рассматривается в единстве с другими активными составляющими правовой действительности. Это правовая идеология и судебная практика. Данный подход оправдан, ведь он комплексно оценить многогранное понятие правовой системы.

Правовая идеология является элементом правовой системы. Безусловно, без комплексного анализа принципов и основных начал, которые заложены в качестве правовой идеологии, вряд ли возможно полноценной развитие права вообще.

Достаточно близкую к точки зрения С.С. Алексеева занимает позиция Л.Б. Тиунова. Она указывает, что процесс правового регулирования - это единая функция правовой системы, которая обеспечивается взаимодействием трех элементов:

).    Сознания (идеального);

2).     Деятельности (реальной);

).       Правил поведения.

Каким бы не было их разное содержание и взаимосвязь в разных странах, они все равно обеспечивают функционирование каждой правовой системы.

Этот подход справедлив. Но он все же требует более детального толкования.

Третий подход отличается тем, что его сторонники относятся к этому понятию (правовая система) как к категории, которая отражает все правовые явления и всю правовую действительность, существующая в обществе. Данная позиция имеется в работах Н.И. Матузова, который пишет, что правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, которая осуществляется в разных формах. Данной позиции также придерживается С.В. Поленина. Она утверждает, что понятие «правовая система» включает в себя всю совокупность правовых феноменов, таких как:

).    Правореализация;

2).     Правосознание;

3).  Правовая культура и др.

Представители данной точки зрения не считают необходимым присутствие признака однородности у элементов правовой системы. Более того, что специально указывают, что те компоненты, которые входят в правовую систему разнообразны по своему значению, юридической природе и т.д. По их мнению дать исчерпывающий перечень компонентов правовой системы невозможно, потому что сама правовая система - это сложное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование. В ее структуру входят различные подсистемы, блоки, и т.д.

М. А. Больсунов определяет правовую систему как комплекс социально - юридических компонентов, которые отражают сущностные характеристики права, характеризующихся относительной самостоятельностью, стабильностью, определенностью и которая включает:

).    Нормативно - правовую сферу;

2).     Идеологическую сферу, которая определяет особенности правотворчества, правоприменения и толкования права;

).       Идеологическую сферу, которая включает правовую идеологию и правовую культура общества.

.2 Функции правовой системы

Правовая система выполняет определенные функции. В частности, интегративную, регулятивную, коммуникативную и охранную.

Основные характеристики разграничения функций правовой системы сводятся к следующим моментам:

).    функции этого правового явления определяются разными целями;

2).     каждая из функций правовой системы предполагает собственный объект воздействия;

).       реализация интегративнои, коммуникативной, регулятивной функций правовой системы осуществляется через аналогичные механизмы общества в целом;

).       каждая из функций характеризуется индивидуальным, специальным механизмом реализации;

).       все основные функции правовой системы имеют собственное содержание.

Главной и определяющей является функция интеграции общества, объединения различных слоев населения для достижения определенного уровня, реализации важной идеи. Например, по Украине - это построение гражданского общества, социальной, правового демократического государства.

Интегративная функция обеспечивает объединение всех правовых институтов с правовой поведением и правовой деятельностью в единое целое, их взаимодействие с другими социальными институтами, которые и позволяют обеспечить целостность социума. Роль этой функции должен постоянно расти в условиях трансформации украинского общества, создание консенсусных отношений социальных групп, сочетание развития демократии с ответственностью, повышение доверия населения к государству, поддержание общественного спокойствия и социального мира.

Регулятивная функция правовой системы получает выражение в формировании нормативной основы, соответствующих образцов деятельности, их включение в массовую и профессиональную правовое сознание и поведение.

С функции регулирования вытекают и другие функции правовой системы: фиксация правовой воли народа, моделирования общественных отношений (правоотношений), официальное определение степени свободы субъектов права и тому подобное.

Коммуникативная функция правовой системы обеспечивает получение участниками правоотношений информации о том, какова позиция государства по необходимой, разрешенной или запрещенной поведения. Социальная жизнедеятельность индивидуумов органически связана с получением, восприятием, усвоением и использованием такой информации. Правовая информация является одной из разновидностей социальной информации. С помощью юридических норм государство уведомляет участников общественных отношений о позиции государства по необходимой, разрешенной или запрещенного поведения.

Охранная функция правовой системы органично связана с предыдущими, ее социальное назначение состоит в охране общезначимых, социально важных политических, экономических, культурных, этнонациональных, личных отношений и соответственно вытеснении явлений, наносящих ущерб развитию этих отношений.Эта функция определяется путем правового воздействия на поведение людей, осуществляется в соответствии с воли и сознания субъектов путем установления запретов и возможности практической реализации юридической ответственности. Этой цели подчинены такие правовые средства, как установление запрета надежды, которые нарушают права граждан, общественных организаций, государства, определение охранных юридических фактов (формулирование составов правонарушения, установления санкций, широкие средства профилактики правонарушений, в том числе преступности и т.д.).

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

.1 Виды правовых систем

Первую точку зрения высказал французский ученый Р. Давид. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х гг. XX в. создал сравнительное правоведение. Его классификация семей права состоит из двух частей:

Основные правовые семьи:

).    романо-германская (континентальная);

2).     англосаксонская (семья общего права);

).       социалистическая.

Дополнительные семьи права:

).    религиозная, т. е. исламская;

2).     традиционная, т. е. семья обычного права;

).       дальневосточная;

).       индусская.

От социалистической семьи права после разрушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно говорить о том, что эта правовая семья почти исчезла.

Вторую точку зрения высказали немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кетц. Они выделяют следующие восемь семей (кругов, стилей):

).    романская;

2).     германская;

).       скандинавская;

).       англо-американская;

).       социалистическая;

).       исламская;

).       индусская;

).       дальневосточная.

Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Осакве, объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в обшей сложности он насчитывает 13 правовых семей:

западные (светские) семьи мира:

.     романская;

2.      германская;

.        скандинавская;

.        английская;

.        американская;

.        российская;

.        социалистическая;

иные незападные семьи мира:

).    юго-восточная;

2).     африканская;

религиозные семьи мира:

).    мусульманская;

2).     еврейская;

).       каноническая;

Четвертую точку зрения высказал X. Бехруз. Он все семьи считает основными и называет их семь:

).    традиционного права (африканское обычное право);

2).     традиционно-этического права (китайское, японское право);

).       религиозного права (иудейское, индусское, исламское право);

).       законодательного права (романо-германское право);

).       прецедентного права (английское, американское право);

).       смешанного права (латиноамериканское, скандинавское право);

).       постсоветские правовые системы.

И наконец, пятая точка зрения представлена французским ученым Р. Леже, который все правовые системы мира классифицирует на две группы:

).    принадлежащие правовым государствам (с длительной правовой традицией);

2).     принадлежащие государствам, подчинившим право религии или идеологии (не обладающим правовыми традициями).

Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, несколько подкорректировав се с учетом изменений, произошедших в мире.

Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:

).    романо-германская (континентальная);

2).     англосаксонская (семья общего права);

).       арабская (мусульманская);

).       африканская (семья обычного права).

.1.1 Романо-германская правовая система

В состав данной семьи входят национальные системы, возникшие в континентальной Европе на основе соединения римских, канонических и местных традиций (Франция, Германия, Испания, Швеция и др.). Все эти страны в той или иной мере реципировали, т. е. взяли за основу, римское право, но не конкретные нормы, а его принципы.

Основным источником права (формой права) является нормативный акт, который занимает не менее 70% общего числа других форм права. Используется также юридический прецедент (когда закон неясен, противоречив), но не более чем на 15%. Не сбрасываются со счетов и обычаи, хотя они считаются устаревшим источником права. По сравнению с другими семьями здесь широко используется юридическая доктрина, поэтому эту семью права еще называют профессорским правом. Ученые активно помогают юрисдикционным органам в процессе разрешения сложных дел.

По своему содержанию национальные системы этой группы логичны и доктринальны. Ученые, наряду с представителями государственных органов, привлекаются не только для разрешения сложных дел или дел, по которым отсутствуют законоположения, но и к работе над законопроектами. Зачастую они становятся инициаторами издания того или иного нормативного акта. О том, что ученые создают понятийный аппарат для законодательства, и говорить не приходится.

По структуре континентальное право делится на отрасли, а те, в свою очередь, на подотрасли и институты. Рассматривая конкретный случай, правоприменитель должен прежде всего решить, к какой отрасли права относится дело, а потом в ее составе искать соответствующую норму права.

Право стран данной правовой семьи хорошо систематизировано. Старые, сложившиеся отрасли права подвергаются кодификации, т. е. глубокой переработке, в результате которой создается органичный акт, обычно называемый кодексом.

Между нормативными актами существует иерархическая зависимость, смысл которой сводится к следующему: нормативный акт, принятый вышестоящим органом, имеет преимущество перед нормативным актом, принятым органом, нижестоящим в государственной иерархии, и в случае противоречия между ними отменяет положения акта нижестоящего. Существует иерархия и между источниками права: законодательные акты имеют преимущество перед всеми другими формами права (прецедентом, обычаем). Все дело в том, что в этих странах в правовом регулировании велика роль государства.

Материальное право важнее процессуального, призванного обслуживать его применение. Это означает, что, если отсутствуют доказательства по делу, нельзя отказать в принятии его к рассмотрению. Однако если в процессе рассмотрения дела доказательства не будут в наличии, дело будет проиграно.

Такое правило отчасти существует потому, что в странах этой системы используется инквизиционный процесс, когда суд является активным субъектом в процессе и сам принимает меры по сбору доказательств. В гражданском процессе, конечно, велика роль состязательности, но и здесь суд может быть очень активным.

В этих странах иерархична и судебная система (местные суды, апелляционные, кассационные, высшие). За всеми судами контроль ведет министерство юстиции.

.1.2 Англосаксонская правовая система

В состав англосаксонской семьи права входят Великобритания и страны, которые исторически входили в британскую колониальную систему (США, Австралия, Канада и др.). В настоящее время в британское Содружество входят 36 государств, треть мира. Англосаксонское право развивалось не учеными-юристами, а юристами-практиками на основе рассмотрения ими конкретных правовых казусов.

Особенности общего права следующие. Основным источником права является прецедент. На сегодня он составляет около 50% общего числа других форм права, но ранее этот процент был гораздо выше. Законы (статуты) все больше используются в правовом регулировании. Их доля уже составляет около 40%. Если в Европе право рассматривают как совокупность предусмотренных законом правил, то для англичанина право - в основном то, к чему приведет судебное рассмотрение. Более того, закон не считается таковым до тех пор, пока судебная практика его не апробирует и пока не накопится опыт его применения.

Используются и обычаи, но они имеют второстепенное значение.

Юридическую доктрину в Великобритании недооценивают, так как английское право обязано больше судьям, чем ученым.

Прецедентной семье права свойственна прагматичность. Это означает, что любое дело должно быть доведено до конца, даже если нет нормы закона.

Казуистичность английского права связана с тем, что прецеденты создаются применительно к конкретному случаю. Принцип разрешения дела формулируется после описания всех признаков дела и исследования всех доказательств. Другой судья, прежде чем применить этот принцип, должен сравнить рассматриваемую ситуацию с той, которая описывается в прецедентном решении.

Представление о том, что прецедент сковывает судью, во многом обманчиво именно потому, что судья сам решает, совпадает данная ситуация с той, на основе которой вынесен прецедент, или нет. Поскольку полного совпадения никогда не бывает, судья может прецедент отбросить.

Отсутствие выраженной системы правовых норм - отличительная черта.

Это относится не только к прецедентам, которые создавались по мере необходимости, но и к статутам, поскольку законы формировались под воздействием судебной практики, не отличающейся системностью. Здесь нет деления права на отрасли. Правда, имеет место такое понятие, как «институты права». Вопрос о том, к какой отрасли права относится тот или иной казус, поставит в тупик любого английского юриста. Однако не стоит отрицать систематизацию в виде сборников и обзоров судебной практики.

Прецедентное право не приемлет деления права на частное и публичное.

Между прецедентами нет иерархии. Они фактически главенствуют над законами в том смысле, что закон, не получивший судейского толкования, т. е. «не обросший» или не опосредованный прецедентами, еще не считается настоящим законом. Таковым он станет, когда будет представлен на фоне конкретного случая.

Все это означает, что государство выполняет минимальную роль в правотворчестве.

Процессуальное право в странах, составляющих эту семью, имеет приоритет перед материальным. Это результат жесткого правила: любое дело должно получить разрешение. Если нет материальной нормы, судья может ее создать, но если нет доказательств, ничто не поможет: ведь решение должно быть мотивированным и отличаться развернутым анализом доказательств.

Процесс рассмотрения дел состязательный. Это касается как гражданского, так и уголовного процесса.

Для результатов рассмотрения дела вина особого значения не имеет. Внимание судьи ,прежде всего, приковано к выяснению того, имел ли место в действительности сам факт (преступления, причинения ущерба). Может быть, поэтому в англосаксонской семье права распространены сделки о вине (мы не можем доказать факт убийства, но накажем подсудимого за неуплату налогов).

.1.3 Африканская правовая семья (система)

Обычное право охватывает в основном государства Африканского континента.

Традиционное право Африки - это совокупность неписаных правил поведения, устно передающихся из поколения в поколение и защищаемых государством.

Основным источником права является обычаи.

Умер глава юридической фирмы, находящейся в столице Уганды г. Кампале. Встал вопрос о наследовании. Суд, использующий нормы обычного права, присудил имущество общине, из которой вышел умерший, а жену умершего (европейку по происхождению) - его старшему брату.

Первоначально обычай охватывал всю общественную жизнь и действовал в экономической, политической, имущественной, семейной и уголовной сферах. Однако завоевание стран Африки европейцами и расширение связей с другими государствами сделали обычай недостаточным. Европейцы стали помогать народам Африки создавать право на свой манер (создавать законы и суды). Вмешательство коснулось:

).    финансовых служб;

2).     полицейских служб;

).       здравоохранения;

).       просвещения;

).       публичных работ;

).       уголовных деяний.

В результате обычное право оказалось сведенным к области частной жизни (семейные, земельные, имущественные, наследственные и другие отношения). Кое-где обычное право сохранилось и в уголовных правоотношениях.

Новое право отражало правовую традицию страны-метрополии: там, где присутствовали англичане, большее развитие получила судебная практика (прецеденты), а там, где побывали французы, упор делался на законодательство.

Однако любые новые законы встречают у населения противодействие. За пределами столиц люди продолжают жить согласно обычаям.

Своеобразно и отношение людей к праву (правосознание): они испытывают уважение и бесприскословное повиновение обычаям. Этому способствует и коллективистское сознание в целом, которым отличаются африканские народы.

Главное в обычном праве - соблюдение обязанностей. Субъективные права африканцам практически неизвестны.

Нормы обычного права в основном находятся в памяти вождей. Они являются их хранителями. К тому же при отсутствии специальных правоохранительных органов, в частности судов, вожди рассматривают и правовые казусы. В странах, о которых идет речь, не развиты не только юридические учреждения, юридические профессии, но и юридическая наука.

В настоящее время африканское право представляет собой «двухслойный пирог», в котором первый слой - обычное право, второй - европейское, при этом второй слой по толщине явно уступает первому.

Образование в Африке межгосударственных объединений (например, ОАЕ - Организация африканского единства) способствовало начавшемуся процессу формирования общетерриториального (континентального) права, но его источники пока не сложились.

.1.4 Мусульманская правовая система

В эту группу входят страны Арабского Востока и некоторые африканские страны (например, Нигерия). К мусульманской семье права принадлежит 51 государство, где проживает в общей сложности 900 млн человек.

Мусульманское право - это система норм, выражающих в религиозной форме волю религиозной знати.

Ислам исходит из того, что право пришло от Аллаха, который открыл его через своего пророка Мухаммеда.

Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому им надо руководствоваться, а не создавать его под влиянием изменяющихся условий социальной жизни.

Вот примеры правовых норм ислама: мусульманин имеет преимущество перед немусульманином (например, в Сирии президентом страны может стать только мусульманин); мужчина имеет преимущество перед женщиной; женщины не избирают и не избираются; женщины наследуют половину доли, которую унаследовал бы мужчина; жена не имеет права подавать на развод. Такое право принадлежит только мужу;показания двух женщин равны показаниям одного мужчины; в Иране (согласно Уголовному кодексу) женщина, появившаяся без паранджи, наказывается 74 ударами плетьми. Эта семья права имеет религиозное содержание. Основным источником права является Коран, представляющий собой 4 тыс. коротких фрагментов, среди которых встречаются правовые строфы (их около 250, в том числе 70 по вопросам гражданского права, 30 - уголовного права, 15 - уголовного процесса, 70 - по вопросам правового положения личности мужчины). Коран органически дополняется Сунной (правила, записанные учениками Мухаммеда), в которой выделяется раздел Иджма, где содержатся правовые нормы, введенные богословами и юристами путем тол- копания правовых строф Корана и Сунны. Вот почему современный судья ищет правовые основания для дела не в Коране и Сунне, а в Иджме и не обращается к Корану, а ссылается на автора, авторитет которого общепризнан. Основная задача мусульманского права - сохранить связь между законодательством (государством) и Кораном (Аллахом).

Таким образом, труды ученых (богословов и юристов), зафиксированные в Иджме, а также в учебниках, имеют обязательную силу и защищаются судами. Различить, где религиозная, а где юридическая доктрина, весьма трудно. Скорее всего, мусульманское право представляет собой религиозно-юридические комментарии.

).    вопросы правового положения личности;

2).     семейные вопросы;

).       наследование.

Небольшое количество уголовных и гражданских вопросов получили урегулирование с помощью прецедентов (схема 3.6). Однако их удельный вес составляет не более 10%.

Обычаи применяются, если они не противоречат религиозным нормам и если религиозные нормы не регулируют ситуацию.

Таким образом, постепенно идет сужение применения религиозных норм. Сейчас уже можно говорить о существовании в этих странах двух независимых систем права: светской и мусульманской.

Процесс формирования светского законодательства, по мнению теологов ислама, не подрывает его основы. Большое значение в этом отношении имеют два постулата если               законы противоречат исламскому праву, вся ответственность за это ложится на органы государства (мусульманина упрекнуть не в чем);согласно Корану, верующие должны соблюдать законы, поскольку сам Коран предписывает им подчиняться властям.

Для мусульманского права характерна достаточная степень ка- зуистичности. Она задана религиозными источниками, в которых содержатся конкретные правоположения. Абстрактность не является отличительной чертой исламского права.

В мусульманском праве нет четкости и строгости формулировок, даже если эти правила применяются. Например, непонятно, когда мужчина имеет преимущество перед женщиной: при входе в автобус, при покупке товаров? Для европейцев это кажется невероятным.

В религиозных источниках нет структурированности и системности. Применительно к мусульманскому праву невозможно вести речь о четком выделении отраслей права. В параллельной светской системе права деление на отрасли все же просматривается. Выделяют уголовное, гражданское, судебное право, а также властное право - государственное и административное. Но и в светской системе права отсутствует понятие о частном и публичном праве.

Мусульманский суд состоит из одного судьи (кади). При этом отсутствуют кассационные и надзорные инстанции, не считая главы государства. Однако во многих странах стали создавать многоступенчатую систему судов. Первая страна, которая совершила прорыв в этом отношении, - Турция. По ее пути движутся Египет, Сирия и др. Самым стойким приверженцем норм мусульманского права является Иран.

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

.1 Основные черты правовой системы в Российской Федерации

В современной практике демократических государств действует принцип связанности законодателя основными права человека. Этот принцип действует по - разному в различных государствах в зависимости от позитивной или надпозитивной трактовки места и роли государства в системе защиты прав и свобод. Однако, и в том, и в другом случаях принцип связанности законодательных органов основными правами человека неизбежно вытекает из природы правового государства, признающего приоритет прав человека.

В Конституции РФ закрепляется надпозитивная естественно - правовая концепция прав человека, выраженная в п. 2 ст. 17: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения». Это означает признание и законодательное закрепление естественных прав человека, принадлежащих ему как представителю человеческого рода. В п.1 ст. 17 отмечается, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Приведенные формулировки свидетельствуют о разрыве с позитивистской трактовкой первичности государства по отношению к основным правам человека, о необходимости выведения прав человека из властных полномочий государства, определяющего правовой статус индивида, объем и содержание его прав и свобод. Все советские конституции опирались на такую позитивистскую традицию, по сути, закрепляющую патримониальную позицию государства по отношению к правам и свободам гражданина.

Изменение подходов к взаимоотношению государства и гражданина не может сведено лишь к чисто концептуальным трактовкам этих вопросов; за ними следуют новые подходы к пределам властных полномочий различных государственных структур, к содержанию законодательных актов. Главным ценностным ориентиром при принятии законов становятся не интересы государства, его органов, должностных лиц, а естественные неотчуждаемые права человека. Такой ценностный ориентир, который вытекает из Конституции РФ, должен трактоваться применительно к деятельности законодательного органа - Федерального Собрания - как его связанность основными правами и свободами человека. Исходя из естественно - правовой концепции прав человека, основными правами будут являться - право на жизнь, личное достоинство, свободу и т.д. - неотъемлемы, неотчуждаемы, независимы от воли государства. Вместе с тем конституционное закрепление обеспечивает наиболее благоприятные условия реализации этих прав и создает зримые правовые ориентиры для дальнейшей деятельности законодателя, который в издаваемых актах не может нарушить основные права и свободы человека. Вместе с тем их конституционное закрепление обеспечивает наиболее благоприятные условия реализации этих прав и создает зримые правовые ориентиры для дальнейшей деятельности законодателя.

.2 Правовые системы субъектов Российской Федерации: современное состояние и развитие

Развитие России как федеративного государства предполагает формирование регионального законодательства, существование которого в настоящее время является неоспоримым. Говоря о текущем состоянии регионального законодательства в России, необходимо констатировать существование двух противоположных тенденций в его развитии: существенные различия в качестве нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах РФ, и одновременно идентичность правового регулирования в различных субъектах Федерации. В данном случае мы можем говорить о сохранении одного из последних, трудноустранимых, рудиментарных проявлений автономизации правовых систем субъектов РФ, наблюдавшихся в конце 90-х гг. XX в., - различия в качестве нормативных правовых актов субъектов РФ.

Другие основания, позволявшие многим авторам делать вывод о существовании региональной правовой системы, в настоящее время практически утратили свое значение, превратившись из системного явления в исключительный феномен, носящий, как правило, временный характер. К таким явлениям относились распространенные в конце XX в. и практически изжитые сейчас проблемы системного противоречия норм законодательства субъектов РФ федеральному законодательству, существования комплексных пробелов в законодательстве субъектов РФ, создававших видимость существенного различия между законодательством разных регионов, и широкое применение практики опережающего правотворчества по вопросам совместного ведения.

Говоря о правовых системах субъектов федерации, необходимо признать условность данной терминологической конструкции. Использование этого термина изначально является спорным, поскольку правовая система включает в себя не только правовые нормы, но и специфические правовые институты, особенности правоприменительной практики и даже специфику правовой культуры. Все это вряд ли применимо в отношении субъектов РФ, для которых характерно использование национальной юридической практики и, как правило, полное совпадение основных элементов правовой культуры с общегосударственной правовой культурой.

При характеристике норм права, принимаемых в субъектах РФ, более верным следует считать понятие «система правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах и иных формах (источниках) права субъектов Российской Федерации». В таком случае мы сможем избежать использования теоретически спорных терминов «региональная правовая система» или «правовая система субъекта Российской Федерации»

В научной литературе термин «правовая система субъекта федерации» достаточно распространен. Так, И.В. Петелина пишет: «Можно утверждать, что Конституция Российской Федерации заложила юридическую основу постепенного становления правовых систем субъектов Федерации». Такая позиция не совсем верна. В Конституции РФ термин «правовая система субъекта Российской Федерации» вообще не употребляется. Речь идет исключительно о наличии правовой системы Российской Федерации, являющейся национальной правовой системой, хотя Конституция РФ и определяет возможность субъектов РФ принимать законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ.

В этой связи актуальной стала проблема придания законности сложившейся правовой реальности взаимодействия правовой системы РФ и ее автономизированного элемента в конкретном субъекте РФ через механизм подписания договоров о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. С одной стороны, такая практика давала основание говорить о наличии механизма легализации норм, закрепленных в нормативных правовых актах, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностными лицами по вопросам

совместного ведения России и ее субъектов. М.В. Баглай отмечает, что «конституция не возбраняет заключение таких договоров, но, разумеется, без нарушения установленных ею предметов ведения для Федерации и регионов». С другой стороны, использование данного механизма приводило не к исправлению ситуации, связанной с разграничением предметов совместного ведения, а скорее к существенным деформациям как с точки зрения позиций существенного расширения конституционных рамок. Далее, поскольку договоры подписывались от имени Федерации главой государства без ратификации Федеральным Собранием, получалось, что Президент вправе единолично “подправлять” Конституцию. Помимо этих договоров, которыми было охвачено более половины субъектов РФ, заключались еще соглашения между органами исполнительной власти о взаимной передаче полномочий - число их составило около 200, и они тоже зачастую оказывались конституционно «небезгрешными. Столь вольный подход к определению разграничения предметов совместного ведения нельзя признать оправданным с конституционно-правовой точки зрения. Недопустимо, чтобы какие-либо нормативные правовые акты производили фактически перераспределение конституционных предметов ведения вне изменения основного учредительного документа или, по крайней мере, без рассмотрения парламентом. Это ведет к появлению псевдоконституционных актов, а по содержанию - к неравенству между субъектами РФ и в конечном счете - между гражданами, живущими в разных регионах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая система - это совокупность общих принципов права, правовой доктрины, правовой культуры, правовых традиций, несанкционированных и санкционированных обычаев и других компонентов в определенном государстве.

Понятие «правовая система» имеет огромное значение для выявления особенностей «юридической жизни» конкретного государства и поэтому очень активно используется в сравнительном правоведении.

У понятия « правовая система» видится много общего с недавно появившейся в отечественной и зарубежной правовой доктрине категорий «правовая жизнь общества.

Правовая система выполняет определенные функции. В частности, интегративную, регулятивную, коммуникативную и охранную.

В современном мире четко различаются четыре правовые семьи:

).    романо-германская (континентальная);

2).     англосаксонская (семья общего права);

).       арабская (мусульманская);

).       африканская (семья обычного права).

В состав романо-германской правовой семьи входят национальные системы, возникшие в континентальной Европе на основе соединения римских, канонических и местных традиций (Франция, Германия, Испания, Швеция и др.). Все эти страны в той или иной мере реципировали, т. е. взяли за основу, римское право, но не конкретные нормы, а его принципы.

Основным источником права (формой права) является нормативный акт, который занимает не менее 70% общего числа других форм права.

Право стран данной правовой семьи хорошо систематизировано.

В состав англосаксонской семьи права входят Великобритания и страны, которые исторически входили в британскую колониальную систему (США, Австралия, Канада и др.). В настоящее время в британское Содружество входят 36 государств, треть мира. Англосаксонское право развивалось не учеными-юристами, а юристами-практиками на основе рассмотрения ими конкретных правовых казусов.

Основным источником права является прецедент. На сегодня он составляет около 50% общего числа других форм права, но ранее этот процент был гораздо выше.

Юридическую доктрину в Великобритании недооценивают, так как английское право обязано больше судьям, чем ученым.

Отсутствие выраженной системы правовых норм - отличительная черта.

Прецедентное право не приемлет деления права на частное и публичное.

Обычное право охватывает в основном государства Африканского континента.

Традиционное право Африки - это совокупность неписаных правил поведения, устно передающихся из поколения в поколение и защищаемых государством.

Основным источником права является обычаи.

Главное в обычном праве - соблюдение обязанностей. Субъективные права африканцам практически неизвестны.

Нормы обычного права в основном находятся в памяти вождей.

В настоящее время африканское право представляет собой «двухслойный пирог», в котором первый слой - обычное право, второй - европейское, при этом второй слой по толщине явно уступает первому.

В эту мусульманскую правовую систему группу страны Арабского Востока и некоторые африканские страны (например, Нигерия). К мусульманской семье права принадлежит 51 государство, где проживает в общей сложности 900 млн человек.

Мусульманское право - это система норм, выражающих в религиозной форме волю религиозной знати.

Ислам исходит из того, что право пришло от Аллаха, который открыл его через своего пророка Мухаммеда.

Основным источником права является Коран, представляющий собой 4 тыс. коротких фрагментов, среди которых встречаются правовые строфы (их около 250, в том числе 70 по вопросам гражданского права, 30 - уголовного права, 15 - уголовного процесса, 70 - по вопросам правового положения личности мужчины).

Для мусульманского права характерна достаточная степень ка- зуистичности. Она задана религиозными источниками, в которых содержатся конкретные правоположения. Абстрактность не является отличительной чертой исламского права.

В мусульманском праве нет четкости и строгости формулировок, даже если эти правила применяются.

В современной практике демократических государств действует принцип связанности законодателя основными права человека. Этот принцип действует по - разному в различных государствах в зависимости от позитивной или надпозитивной трактовки места и роли государства в системе защиты прав и свобод.

В Конституции РФ закрепляется надпозитивная естественно - правовая концепция прав человека, выраженная в п. 2 ст. 17: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения».

При характеристике норм права, принимаемых в субъектах РФ, более верным следует считать понятие «система правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах и иных формах (источниках) права субъектов Российской Федерации».

В научной литературе термин «правовая система субъекта федерации» достаточно распространен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

.     Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // СПС «Консультант Плюс», 2014.

2.      Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) // СПС «Консультант Плюс», 2014.

.        Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс», 2014.

Учебные пособия

.     Бехруз X. Сравнительное правоведение. М., 2008.

2.      Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. и вступит. ст. В.А. Туманова. - М.: Прогресс, 1988. С. - 495.

.        Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб, 2001. С. 180.

.        Кашанина Т. В.. Юридическая техника: учебник. - 2-е изд., пересмотр. - М.: Норма : ИНФРА-М. ., 2011. - С. 496.

.        Леже Р. Великие правовые системы современности. Волтерс Клувер. М., 2011. С. 9

.        Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. - Т., 1999, - С. 157 - 171.

.        Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение. - М., 1995

Статьи из журнала

.     Аюпова З.К. Понятие и структура правовой системы / З.К. Аюпова // История государства и права. - 2005. - № 8. - С. 23-26.

2.      Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 10-19.

.        Больсунов М.А. К вопросу о понятии правовой системы. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2011. №1(9).

.        Гаврилов В.Н. Понятие национальной и международной правовых систем // Журнал российского права. 2004. №11

.        Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. № 5. С. 6 - 10.

.        Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально - психологические аспекты // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С. 14.

.        Матузов Н.И. Правовая система развитого социалистического общества // Сов. государство и право. 1983. №1. С. 18 - 19.

.        Петелина И.В. Региональные правовые системы: проблемы правотворчества // Известия вузов. Правоведение. 1999. № 1. C. 234-235.

.        Поленина С.В. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. №2. С. 4.

.        Сорокин В.В. К понятию правовой системы / В.В. Сорокин // Правоведение. - 2003. - №2. - С. 4-14.

.        Тиунова Л.Б. О системном подходе к праву // Cов. Государство и право. 1986. № 10. С. 49.

.        Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социалистического общества // Cов. государство и право. 1979. №7. С. 33.

.        Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. № 8. С. 6.

Приложение №1

Статистика источников права Романо - Германской правовой системы


Приложение №2

Статистика источников Англосаксонской правовой системы


Приложение №3

Статистика источников Африканской правовой семьи (системы)

Похожие работы на - Особенности правовой системы Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!