Основы деятельности системы органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,55 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы деятельности системы органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Содержание

Введение

1. Основные положения надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

1.1 Конституционные аспекты защиты трудовых прав работников

1.2 Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

1.3 Компетенция департамента государственной инспекции труда

1.4 Прокуратура как орган надзора за соблюдением законодательства о труде

1.5 Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде

1.6 Ответственность за несоблюдение законодательства о труде

2. Анализ практики по делам, рассматриваемым органами контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

2.1 Практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде

2.2 Работа Департамента государственной инспекции труда по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде

2.3 Статистика нарушений, выявленных при общественном контроле за соблюдением законодательства о труде

2.4 Соблюдение нанимателем законодательства о занятости населения

3. Сложные вопросы в практике осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В юридической литературе обращается внимание на то, что термин "контроль" имеет несколько значений. В переводе с английского он означает "господство", "власть", "насилие", поэтому иногда имеет отрицательный оттенок. Контроль в правовой сфере позволяет сопоставить, насколько соответствует реальность образцу, норме, т.е. насколько точно и полно исполнен акт законодательства. И в этом смысле эффективный контроль - важное условие укрепления законности.

Необходимость проведения контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде обусловлена вопросом надлежащей реализации конституционного права на труд. В настоящее время, проанализировав судебную практику, можно сказать, что вопросам нарушения законодательства о труде отводится значительное место, о чем свидетельствуют статистические данные.

Осуществляя надзор за исполнением требований законодательства о труде, органами прокуратуры г. Минска в I квартале 2007 г. проведено 46 проверок, по результатам которых внесено 38 представлений, вынесено 32 предписания, 5 лиц официально предупреждены о недопустимости нарушения закона, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 49 человек, к материальной - 21 физическое и юридическое лицо, с которых по требованию прокуроров взыскано более 32 млн. руб., в том числе штрафные санкции, связанные с производственным травматизмом, ущерб в связи с невыплатой пособий и заработной платы и т.д.

В ходе проведения проверок в ряде строительных управлений установлены недостатки, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении данного законодательства. В частности, работникам предприятий не выплачивались все причитающиеся им выплаты в день увольнения, не все они были ознакомлены с такими приказами. Имели место случаи несвоевременной выплаты среднего заработка за время трудового отпуска. С работниками, принятыми на работу в 2007 г., не заключались трудовые договоры (контракты). При проведении проверок выявлены также нарушения требований делопроизводства, касающихся ведения трудовых книжек.

Установлены нарушения законодательства о труде, связанные с обеспечением безопасных условий труда. Так, имели место факты допуска к работе лиц, не прошедших проверку знаний по охране труда, не был проведен очередной технический осмотр производственных зданий, не утвержден перечень профессий рабочих с повышенной опасностью, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, не разработана программа вводного инструктажа. В ходе проверок установлены нарушения порядка оформления договоров на платное обучение и выполнения их условий, а также выявлены случаи отказов в предоставлении места работы, в трудоустройстве по полученной специальности и досрочного расторжения договоров.

Кроме этого, по искам прокуроров в 2007 г. с молодых специалистов, не отработавших установленный срок, взыскано более 315 млн. руб. Из них с 23 выпускников учреждений образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь - более 179 млн. руб.; с 60 лиц, обучавшихся за счет средств центров занятости, - 63,6 млн. руб.; с 8 выпускников других учебных заведений - 72,6 млн. руб.

Таким образом, из анализа приведенной статистики можно сделать вывод, что контроль и надзор за соблюдением законодательства просто необходим. Это обусловлено тем, что важно уменьшить число случаев нарушения трудовых отношений, поскольку труд является основой самоутверждения личности. Необходимость проведения эффективного контроля и надзора должно стать важнейшим условием укрепления законности в Республике Беларусь.

Так, предметом исследования данной курсовой работы является правовое регулирование деятельности органов контроля и надзора, а также их должностные полномочия и функции. Кроме этого, уделяется внимание практике рассмотрения наиболее важных вопросов в области нарушения законодательства о труде.

Цель курсовой работы - отразить основы деятельности системы органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде, определить степень и возможности влияния органов контроля и надзора, основываясь на анализе практики рассмотрения вопросов в области нарушения законодательства о труде.

Для достижения поставленной цели сформированы задачи:

рассмотреть полномочия и функции системы органов контроля и надзора, а также правовое регулирование их деятельности в Республике Беларусь;

проанализировать проблемы, выявленные при проведении контроля и надзора;

изучить практику рассмотрения выявленных проблем.

1. Основные положения надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

1.1 Конституционные аспекты защиты трудовых прав работников

Свободное развитие личности тесно взаимосвязано с достойным существованием человека, которое, в свою очередь, напрямую зависит от труда, поскольку труд - основной источник средств к существованию.

В части первой ст. 41 Конституции законодатель определяет право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека.

Наряду с правом на труд к социальным правам относятся также право на свободный выбор работы: справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для человека самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения; на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, и иные права, предусмотренные законодательством.

В части второй ст. 41 Конституции Республики Беларусь установлена обязанность государства по созданию условий для полной занятости населения.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения закреплены в Законе Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь". Законодательство о занятости населения основывается на Конституции и состоит из названного Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области содействия занятости населения. Закон "О занятости населения Республики Беларусь" направлен на обеспечение гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Из анализа ст. 13 Трудового кодекса Республики Беларусь, задачами которого являются регулирование трудовых и связанных с ними отношений; развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления; установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей, следует вывод о запрете принудительного труда. Данный запрет основан на норме части четвертой ст. 41 Конституции, а также положениях международных актов.

Большое место в государственной политике нашего государства занимают вопросы, касающиеся социальной защиты граждан. Обеспечивать защиту экономических и социальных интересов призваны соответствующие государственные органы. Помимо государственной системы контроля и надзора в государстве предусмотрена система общественного контроля за соблюдением законодательства о труде (участие профсоюзов в защите трудовых прав, деятельность иных объединений по контролю за соблюдением законодательства о труде).

Деятельность профсоюзов осуществляется в соответствии с Конституцией, более того, Конституция является основой законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности. Важнейшим специальным актом, регулирующим отношения с участием профсоюзов, является Закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах".

Законодателем предусмотрено право обращения самих работников в соответствующие органы за восстановлением нарушенных прав, иными словами, установлена возможность защиты (например, право работников на обращение в комиссию по трудовым спорам (КТС) или суд).

законодательство труд контроль надзор

Предоставление вышеназванных прав и их закрепление в ТК свидетельствуют о том, что большинство норм указанного Кодекса имеют защитный характер для работника от возможных злоупотреблений со стороны нанимателя. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в ТК установлен минимум трудовых прав и гарантий работникам, который наниматель не может нарушать, несмотря на то, что он является более сильной стороной трудового договора, чем работник.

В правовой литературе указывается, что право на защиту экономических и социальных интересов работников, содержащееся в части третьей ст. 41 Конституции Республики Беларусь, включает не только перечисленные в п. 2 ст. 11 ТК права на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку, но и другие права, содействующие работникам в защите указанных интересов, в частности право на ведение коллективных переговоров и использование системы разрешения коллективных трудовых споров.

При осуществлении защиты нарушенных прав работник не должен подвергаться какой-либо дискриминации, то есть ограничению в трудовых правах или получении каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей. Запрет дискриминации необходим главным образом для того, чтобы обеспечить равенство граждан перед законом.

Запрет дискриминации содержится в ст. 14 ТК, ст. 10 Закона "О занятости населения Республики Беларусь" и основан на ст. 22 Конституции, предусматривающей равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

В ст. 23 Конституции установлен запрет на ограничение прав и свобод личности, за исключением случаев, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Согласно данной статье никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Примером отражения положений, закрепленных в ст. 22, 23 Конституции, могут послужить следующие нормы: часть пятая ст. 32 Конституции, в которой речь идет о запрете дискриминации и предоставлении равных прав женщинам и мужчинам в получении образования и профессиональной подготовки, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также в создании условий для охраны их труда и здоровья; часть вторая ст. 42 Конституции, согласно которой женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности [28, 77-75c.].

1.2 Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Важнейшим фактором обеспечения законности в сфере трудовых отношений является осуществление соответствующими государственными органами и общественными объединениями надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды правоохранительной функции государства, деятельность государственных органов и общественных организаций, направленная на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль - проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов.

В процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности соответствующие органы предупреждают и выявляют нарушение трудового законодательства со стороны нанимателя, восстанавливают нарушенные права работников и привлекают виновных должностных лиц нанимателей к ответственности. К контролю и надзору предъявляются следующие требования систематичность, компетентность, своевременность, гласность, всесторонность, действенность, объективность, результативность [20, 428-429c.].

Для обеспечения и защиты трудовых прав граждан, в том числе и права на безопасные условия труда, создана система органов, которые осуществляют функции надзора и контроля за соблюдением нанимателем законодательства о труде.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют следующие органы:

департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты;

главное управление политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты;

департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям;

органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения;

органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям;

Государственная экспертиза условий труда и др.

Департамент государственной инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда. Это специализированный орган по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде во всех сферах трудовых отношений.

Основными задачами этого департамента являются: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда; выявление и пресечение нарушений законодательства о труде, в том числе с применением в пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимателям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения; обобщение практики применения законодательства о труде и обеспечение единообразного его применения; содействие овладению нанимателями и работниками знаниями законодательства о труде.

Важным органом в системе надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде является и главное управление политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Одной из задач данного управления является контроль за соблюдением законодательства о занятости населения.

Государственный надзор и контроль за безопасностью труда в промышленности осуществляет департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Основной задачей указанного департамента является обеспечение технической безопасности и противоаварийной устойчивости производств и объектов, охраны и рационального использования недр.

Санитарный надзор за соблюдением нанимателем гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляют органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям осуществляют государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также гражданами.

Органом государственного контроля за правильностью применения списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, установления доплат за работу в неблагоприятных условиях труда, а также контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является Государственная экспертиза условий труда Республики Беларусь. Государственной экспертизе условий труда предоставлено право осуществлять проверки организаций; при выявлении нарушений законодательства выдавать соответствующие предписания; отменять результаты аттестаций рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении и др.

Таким образом, в настоящее время в Республике Беларусь надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют целый ряд органов. Каждый из органов, входящих в систему органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, осуществляет свою деятельность в конкретной сфере с привлечением специалистов в определенной отрасли (сфере) в четко ограниченных пределах, что позволяет им действовать максимально эффективно, не подменяя и не дублируя друг друга.

Перечисленные органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах и давать нанимателю и его должностным лицам обязательные указания об устранении выявленных нарушений или о недопустимости принятия тех или иных решений. Неисполнение нанимателем таких указаний влечет за собой применение определенных правовых последствий. Решения нанимателя признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности [21, 229-232 c.].

1.3 Компетенция департамента государственной инспекции труда

Департамент государственной инспекции труда входит в структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и осуществляет специальные надзорные и контрольные функции за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Деятельность департамента основывается на Положении о департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959.

Департамент государственной инспекции труда - специализированный орган по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде во всех сферах его применения.

При осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде департаменту предоставлены следующие полномочия:

проверка организации работы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и нанимателей по соблюдению законодательства о труде, выполнению должностными лицами возложенных на них обязанностей по данным вопросам, устранению выявленных нарушений;

внесение предложений соответствующим органам и нанимателям о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства о труде, вплоть до освобождения их от занимаемой должности;

контроль за проведением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов, проверке их знаний законодательства о труде и охране труда;

информирование соответствующих государственных органов и нанимателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде и требование принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;

проведение специальных расследований несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за соблюдением нанимателями правил о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

осуществление контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты и др.

Для выполнения предоставленных департаменту полномочий государственный инспектор труда имеет право:

по предъявлении удостоверения установленного образца беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде;

знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству;

направлять запросы в соответствующие государственные органы и получать от них информацию по вопросам, входящим в его компетенцию;

требовать от нанимателя путем выдачи предписаний проведения независимой экспертизы производственных зданий, технологических процессов, оборудования и других объектов, которые он имеет основание считать угрожающими безопасности или здоровью работников;

запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям нормативно-технической документации;

устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающего право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;

выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде;

требовать от нанимателей путем выдачи предписаний отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде и охране труда штрафы на должностных лиц, применять к нанимателям экономические санкции или выносить им предупреждение;

составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд и др.

Департамент не является органом по рассмотрению трудовых споров. В функции государственного инспектора труда не входит выступление в качестве посредника или арбитра при разрешении трудовых споров [21, 232-234c.].

1.4 Прокуратура как орган надзора за соблюдением законодательства о труде

Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Порядок организации и деятельности прокуратуры, ее полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законодательства, в том числе и в сфере трудовых отношений, определены Законом Республики Беларусь от 29 января 1993 г. "О Прокуратуре Республики Беларусь".

При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений, организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде прокурор вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности, подведомственности и вида пропускного режима), иметь доступ к их документам, проверять исполнение законов;

требовать от руководителей и иных должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, решений, распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций и подчиненных им должностных лиц, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения экспертиз, проверок по поступившим в прокуратуру материалам, сообщениям и заявлениям и обязывать сообщать об их результатах;

вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона и др.

При установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции:

опротестовывает акты предприятий, учреждений и организаций, а также решения и действия должностных лиц;

вносит представления с требованием об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, выносит предписания об устранении нарушений закона;

официально предупреждает должностных лиц о недопустимости нарушения ими требований закона;

в установленном порядке решает вопрос о привлечении нарушителей закона к уголовной или административной ответственности, возбуждает дисциплинарные производства;

предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, юридических лиц и граждан.

В процессе проверки прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, решений и других актов, необходимых документов и материалов, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; вызывать должностных лиц и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона, а также совершения других противоправных действий [21, 234-235c.].

1.5 Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется профсоюзами (ст. 463 ТК). Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь. В соответствии с этим Порядком профсоюзы имеют право проверять соблюдение нанимателями независимо от форм собственности (их объединениями и обособленными подразделениями) законодательства о труде, регулирующего трудовые и связанные с ними отношения.

Профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также индивидуальными предпринимателями, у которых работают члены соответствующего профсоюза.

Правовые и технические инспекторы труда при наличии оформленных в установленном порядке полномочий имеют, в частности, право:

осуществлять проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);

беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей для проведения проверок;

запрашивать и получать от уполномоченных должностных, лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью - приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;

выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь о труде;

требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;

устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, дающий право работнику требовать досрочного расторжения срочного трудового договора;

обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;

подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;

вносить в установленном порядке в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам;

на другие действия, предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде профсоюзы оформляют представление установленного образца об устранении нарушений, которое вручается нанимателю, а при необходимости направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в правоохранительные органы. Профсоюзы вправе ходатайствовать перед компетентными органами о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление профсоюза об устранении нарушений законодательства о труде и письменно в месячный срок уведомить его о результатах этого рассмотрения. Представление о допущенных нарушениях законодательства о труде при прекращении трудового договора с работником - членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в пятидневный срок со дня его получения.

Профсоюзы могут осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде лишь в отношении нанимателя, где работают члены данного профсоюза и создан его первичный выборный орган.

При осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде осуществляется соответствующим республиканским органом государственного управления в сфере труда [21, 235-237c.].

1.6 Ответственность за несоблюдение законодательства о труде

В соответствии со ст. 465 ТК юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Из указанной нормы следует, что ответственность несут как наниматель, т.е. предприятие, учреждение, организация, так и его должностные лица. При этом наниматель как юридическое лицо несет материальную и административную ответственность. Должностные лица нанимателя несут дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность.

Дисциплинарную ответственность за нарушение законодательства о труде виновные должностные лица несут в порядке, предусмотренном законодательством. Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарного воздействия - замечания, выговора или увольнения (п. 4, 5, 7-9 ст. 42 ТК). Кроме того, руководители организаций и их заместители (в том числе обособленного подразделения), а также главные бухгалтеры и их заместители могут быть уволены за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей по п. 1 ст. 47 ТК. К должностным лицам нанимателя, допустившим нарушение законодательства о труде, наложение дисциплинарных взысканий применяется в порядке, установленном ст. 197-204 ТК Республики Беларусь.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде наступает в соответствии со ст. 9.19 КоАП и иными статьями, устанавливающими ответственность за нарушение специальных норм и правил по охране труда. Она заключается в применении к виновным мер административного взыскания в виде штрафа. Объектом правонарушения является право на труд, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица нанимателя, а также лица, на которых в силу их служебного положения возложена обязанность по охране труда.

Особенностью административной ответственности (в отличие от дисциплинарной) является то, что виновное должностное лицо не находится в служебном подчинении органа, налагающего административное взыскание.

Правом привлечения к административной ответственности обладают органы Департамента государственной инспекции труда, органы, осуществляющие санитарный надзор, органы государственного пожарного надзора и др.

Порядок наложения административного взыскания регламентируется КоАП. О каждом нарушении трудового законодательства составляется протокол. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня обнаружения.

Уголовная ответственность за нарушения законодательства о труде и правил охраны труда установлена соответствующими статьями УК Республики Беларусь, Так, ст. 199 УК предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности, либо заведомо незаконное увольнение лица с работы, либо иное умышленное нарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина. Под иным умышленным нарушением законодательства о труде, повлекшим причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина, следует считать нарушение, при котором нанимателем нарушен прямой запрет или не выполнено императивное предписание закона.

Уголовная ответственность наступает только в случае, когда в действиях должностного лица имеется вина в форме умысла.

За совершение действий, предусмотренных в ст. 199 УК, виновное лицо наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо исправительными работами на срок до двух лет, а также лишением свободы на срок до трех лет.

Норма ст. 306 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. К ответственности по, этой статье привлекаются только те должностные лица, которые отвечают за их соблюдение.

Материальная ответственность должностных лиц наступает в случае, если в результате допущенного нарушения законодательства о труде предприятию причинен материальный ущерб.

В соответствии со ст. 245 ТК суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении, переводе, перемещении, изменении существенных условий труда, отстранении от работы, обязанность возместить ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы. Эта обязанность возлагается, если увольнение, перевод, перемещение, изменение существенных условий труда, отстранение от работы были произведены с нарушением закона, а также при задержке исполнения решения суда о восстановлении работника на работе, прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда. В этом случае должностные лица нанимателя несут полную материальную ответственность [21, 237-239c., 20, 440c.].

Таким образом, при рассмотрении системы контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде становится очевидным, что в Республике Беларусь существует сильная база для регулирования и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов работников. Деятельность органов надзора и контроля при выполнении, возложенных на них функций, соответствует принципам и требованиям, предъявляемым к их работе. Объективный, компетентный и всесторонний контроль и надзор позволяет выявлять нарушения законодательства о труде и своевременно применять меры дисциплинарной, административной, материальной, а в определенных случаях уголовной ответственности, к незаконопослушным субъектам трудовых, социально-экономических и иных отношений.

2. Анализ практики по делам, рассматриваемым органами контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

2.1 Практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде

Прокуратура занимает особое место в системе органов, призванных обеспечить соблюдение законности в области трудовых правоотношений. Основная работа по защите трудовых прав граждан осуществляется прокуратурой по линии общего надзора за исполнением законодательства, а также при рассмотрении судами трудовых дел и вынесении судебных решений по трудовым спорам.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства в организациях прокурорские работники осуществляют проверки практически по всем вопросам трудового законодательства.

Одним из направлений проверки соблюдения законодательства является проверка соблюдения требований при приеме на работу (необоснованный отказ в приеме на работу, форма трудового договора, длительность испытательного срока и т.д.). Так, Прокуратурой Советского района г. Минска была проведена проверка по заявлению гражданина Р. о нарушении в отношении него законодательства о труде индивидуальным предпринимателем Ш. Индивидуальный предприниматель Ш. 3 ноября 2006 г. заключила контракт с гражданином Р. сроком до 31 декабря 2006 г.

Контрактом установлен испытательный срок на два месяца.

Из изложенного видно, что срок действия контракта меньше, чем срок предварительного испытания.

Кроме того, при заключении контракта с гражданином Р. не соблюдены требования п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины". В частности, не были предусмотрены дополнительные меры стимулирования труда, в том числе повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %), предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней.

Приказом от 30 ноября 2006 г. гражданин Р. уволен с работы на основании ст. 29 ТК.

В нарушение ст. 29 ТК гражданин Р. не был уведомлен нанимателем о расторжении контракта за три дня письменно с указанием причин, послуживших основанием для признания работника не выдержавшим испытание.

С приказом об увольнении гражданин Р. не ознакомлен. Трудовая книжка Р. не выдана, записи о работе у индивидуального предпринимателя Ш. не внесены.

В связи с выявленными нарушениями законодательства о труде прокурором Советского района г. Минска индивидуальному предпринимателю Ш. внесено представление об устранении нарушений законодательства о труде.

Еще одним направлением, наиболее часто нарушаемым, является проверка соблюдения законодательства о выплате заработной платы (требования о сроках выплаты заработной платы, замене денежной оплаты натуральной, проведение окончательного расчета, индексирование заработной платы и т.п.).

Пример. Прокуратурой Партизанского района г. Минска совместно с Минским городским управлением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь проведена проверка деятельности ООО "С" по вопросам соблюдения трудового законодательства.

Проверкой было установлено, что руководство предприятия допустило задолженность по выплате заработной платы работникам в размере 28 770 000 руб.

По результатам проверки прокурором директору ООО "С" вынесено предписание о принятии необходимых мер по погашению возникшей задолженности по заработной плате. Одновременно прокурором района в отношении директора указанного предприятия возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Наиболее важной областью проверки соблюдения законодательства прокурорами является требования по охране труда:

обеспечение исправного состояния машин, инструментов и прочего оборудования;

наличие у каждого работника (в соответствии с их специальностями и квалификацией) закрепленного за ними определенного рабочего места, станка, машины;

соблюдение отраслевых норм по охране труда и правил техники безопасности;

обеспечение контроля за соблюдением работниками требований инструкции по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной охране;

соблюдение нанимателем (прежде всего мастерами и начальниками цехов) обязанностей по обеспечению выполнения правил и норм по охране и дисциплине труда, созданию здоровых и безопасных условий труда на производственных участках и рабочих местах.

Пример. Так, 13 марта 2006 г. произошел несчастный случай на производстве со слесарем по ремонту подвижного состава К.

Согласно заключению главного государственного инспектора отдела по надзору и контролю за соблюдением правил и норм по охране труда Минского городского управления Департамента причинами несчастного случая являются неприменение потерпевшим выданных ему защитных очков при работе с ударным инструментом, а также невыполнение руководителем работ обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением потерпевшим инструкции по охране труда.

Согласно заключению лицом, допустившим нарушение законодательства о труде, является начальник ремонтно-строительного участка Г., который недостаточно контролировал соблюдение потерпевшим инструкции по охране труда, чем нарушил подпункт 3.12 п.3 должностной инструкции, а также п.6 ст.55 ТК.

Постановлением главного государственного инспектора на предприятие наложен штраф в размере 50 базовых величин.

Штраф предприятием был оплачен 5 апреля 2006 г.

В связи с изложенным, прокурор Московского района г. Минска предъявил иск к Г. на основании ст.933 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Иск прокурора удовлетворен.

Кроме этого, прокурором контролируется соблюдение установленного порядка допуска к работам лиц только после проведения инструктажа по вопросам техники безопасности; были ли случаи травматизма на производстве, соблюдался ли нанимателем порядок расследования несчастных случаев на производстве; анализировались ли их причины, допускалось ли сокрытие несчастных случаев на производстве, в том числе с тяжелым исходом; и имелись ли случаи непривлечения к ответственности должностных лиц, виновных в несчастных случаях; во всех ли случаях, вызвавших у работников потерю трудоспособности не менее одного дня или необходимость его перевода на другую работу на один день и более, наниматель выдавал пострадавшему акт о несчастном случае на производстве; всегда ли медсанчасти (здравпункт, поликлиника), обслуживающие предприятие, информировали нанимателя и профсоюз о несчастных случаях с работниками, обратившимися за помощью; направлялись ли сообщения о несчастных случаях с тяжелыми исходами в органы Департамента и прокуратуры.

Также выясняется: в полном ли объеме осуществляются выплаты за причиненный здоровью вред работникам, получившим производственную травму, либо семьям погибших на производстве; взыскивается ли нанимателем материальный ущерб с ответственных должностных лиц после применения экономических санкций к предприятию за нарушения законодательства об охране труда и техники безопасности государственными инспекциями труда.

Пример, 29 июня 2006 г. суд Заводского района г. Минска рассмотрел уголовное дело в отношении М. Он, будучи должностным лицом (прорабом), ответственным за соблюдение правил охраны труда, 19 октября 2005 г. выдал задание маляру Л. на покраску кран-балки на территории строящегося объекта "В".

При этом он не проверил рабочее место маляра и допустил потерпевшую Л. к производству работ на ремонтную площадку, расположенную на высоте 3,7 м с отсутствующим защитным ограждением.

Производителем работ были нарушены п.5 ст.55 ТК и подпункты 19.9 и 19.10 п. 19 должностной инструкции производителя работ, утвержденной главным инженером 15 июня 2004 г.

Выполняя покраску, потерпевшая Л. не заметила, что ограждение отсутствует, и упала на бетонный пол. В результате она получила тяжкие телесные повреждения.

Суд признал прораба М. виновным в нарушении правил техники безопасности должностным лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого телесного повреждения, и на основании ч.1 ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь назначил наказание в виде штрафа в доход государства в размере 30 базовых величин.

Кроме того, суд взыскал с М. в пользу Городской станции скорой медицинской помощи 63 810 руб. и госпошлину в доход государства в размере 6 380 руб.

Прокурором в соответствии со ст.933 ГК был заявлен гражданский иск в интересах ГУ БелНИИ травматологии и ортопедии за лечение потерпевшей Л. в сумме 7 396 290 руб. В порядке гражданского судопроизводства данный иск судом удовлетворен.

Также при проверке соблюдения законодательства об охране труда женщин устанавливается: применяется ли труд женщин на работах, где он запрещен (тяжелые работы и работы с вредными условиями труда, а также подземные работы); допускались ли нарушения установленных законодательством ограничений в использовании труда женщин: привлечение к ночным, сверхурочным работам, работам в государственные праздники, выходные и праздничные дни беременных женщин и женщин, кормящих грудью, имеющих детей в возрасте до 3-х лет; направление их в командировку; допускались ли нарушения установленного порядка предоставления женщинам отпусков по беременности и родам; имеют ли место случаи непредоставления дополнительных перерывов для кормления ребенка женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, и др. [25, 53-59c.].

2.2 Работа Департамента государственной инспекции труда по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде

Статьей 462 ТК РБ определено, что систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

ВI квартале 2007 г. Минским областным управлением Департамента проверено 807 организаций, из которых 266 относятся к организациям малого предпринимательства. Проверки проводятся в присутствии руководителя организации или уполномоченных им должностных лиц. Срок проведения проверки определяется исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей деятельности нанимателя и не должен превышать 15 рабочих дней.

Актом реагирования государственного инспектора труда в случае выявления нарушений нанимателями законодательства о труде является предписание, которое содержит требование об устранении нарушений (приложение А). Данные предписания являются обязательными для исполнения в установленный государственным инспектором труда срок, что закреплено в подпункте 9.9 п.9 Положения о Департаменте.

По результатам проведенных проверок государственными инспекторами Минского областного управления выдано 649 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о труде. Необходимо отметить большое количество нарушений, допущенных в организациях малого предпринимательства.

Так, из 649 предписаний, выданных государственными инспекторами труда, 212 были составлены по результатам проверок вышеуказанной категории нанимателей. То есть 80 % проверок, проведенных в организациях малого предпринимательства, заканчивались выявлением у нанимателей нарушений законодательства о труде. Всего в ходе проведенных проверок выявлено 12 112 нарушений законодательства о труде различными группами нанимателей.

Государственным инспекторам труда в случае выявления нарушений законодательства о труде предоставлено право налагать штрафы на нанимателей (юридических лиц) либо непосредственно на уполномоченных должностных лиц нанимателей, виновных в совершении данных нарушений (подпункт 9.14 п.9 Положения о Департаменте).

По результатам проверок применены санкции к 303 нанимателям, из которых 82 отнесены к организациям малого предпринимательства. Кроме того, привлечено к административной ответственности 306 уполномоченных должностных лиц нанимателей, из которых 84 являются работниками организаций малого предпринимательства.

В I квартале 2007 г. общая сумма взысканных с нанимателей штрафов составила 75,6 млн. руб. Учитывая, что законом предусмотрена более мягкая ответственность в отношении физических лиц, чем в отношении юридических, размер взысканных штрафных санкций с уполномоченных должностных лиц нанимателей составил 12,5 млн. руб.

Необходимо отметить увеличение размера сумм взысканных санкций в сравнении с предшествующими периодами. Кроме того, ответственность ужесточается в случае повторного совершения нанимателем либо его должностным лицом административного правонарушения.

Одним из важнейших направлений деятельности Департамента является рассмотрение обращений граждан по вопросам законодательства о труде Республики Беларусь. Подавляющее большинство обращений граждан, поступивших в Минское областное управление Департамента в I квартале 2007г. относится к категории жалоб и содержит требования о восстановлении прав, свобод и законных интересов, нарушенных действиями (либо бездействием) должностных лиц нанимателей.

Анализ письменных обращений показывает, что наибольшее количество указанных в них вопросов связано с оплатой труда работников. Обусловлено это значимостью данного вопроса для любой категории работников.

Так, 11 февраля 2007 г. в Минское областное управление Департамента поступило одновременно несколько письменных жалоб от работников деревообрабатывающего предприятия негосударственной формы собственности.

В данных жалобах указывалось на систематическое нарушение нанимателем сроков выплаты заработной платы, окончательного расчета с уволенными работниками. Кроме того, сообщалось о крайне низком уровне заработной платы и непредоставлении работникам трудовых отпусков.

В ходе проверки локальных нормативных актов нанимателя, платежно-расчетных ведомостей по выплате заработной платы было установлено, что при сроке выплаты заработной платы 10 числа месяца, следующего за отчетным, фактически заработная плата выплачивалась с задержками в несколько месяцев. Одной из причин совершения нанимателем данного нарушения является неисполнение требования ст.76 ТК, согласно которой наниматель обязан создать резервный фонд заработной платы.

Нанимателем не произведена индексация сумм заработной платы, выплата которых была задержана на срок более одного месяца, что является нарушением Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 1996г. № 344 "О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий".

Кроме того, нанимателем не соблюдался установленный государством обязательный минимальный размер заработной платы, а само начисление заработной платы производилось в одинаковых для всех работников размерах, без учета тарифных разрядов, т.е. в нарушение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников".

С уволенными работниками на момент проверки не был произведен окончательный расчет, что является нарушением ст. 77 ТК.

Грубым нарушением со стороны нанимателя являлось и то, что работникам не предоставлялись трудовые отпуска в течение всего времени их работы в данной организации.

По результатам проверки нанимателю выдано обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений. Также применены штрафные санкции в размере 40 базовых величин.

Очевидно, что в вышеуказанном случае нанимателем допущены нарушения общеизвестных норм законодательства о труде и вызвано это было, прежде всего, отсутствием соответствующего (юридического) образования у бухгалтера, которая на условиях совмещения выполняла обязанности по ведению кадровой документации.

В некоторых случаях причиной обращения работников с жалобами в Минское областное управление Департамента государственной инспекции труда являлись нарушения нанимателями прав работников в связи с неверным применением либо толкованием норм законодательства.

Пример. 21 января 2007 г. в Минское областное управление Департамента обратилась работница промышленного предприятия Минской области с жалобой на действия нанимателя.

В жалобе было указано, что заявитель - мать ребенка-инвалида, а наниматель, несмотря на подачу соответствующего заявления, отказывается предоставлять работнице один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, после того как ребенку исполнилось 16 лет.

Статьей 265 ТК определено, что матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, по ее заявлению ежемесячно предоставляется один свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования и один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

Вместе с тем согласно Положению о порядке предоставления и оплаты свободного от работы дня в неделю матерям, воспитывающим троих и более детей или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, а также одиноким матерям, имеющим двоих и более детей такого же возраста, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 1997г. № 593, свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере среднего дневного заработка предоставляется матерям, воспитывающим троих и более детей или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.

Данное расхождение двух нормативных правовых актов (в части установления предельного возраста для предоставления льготы) и послужило причиной нарушения нанимателем законодательства о труде.

Очевидно, что ТК имеет большую юридическую силу, нежели постановление Правительства Республики Беларусь. Это подтверждается ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. "О нормативных правовых актах Республики Беларусь".

Таким образом, нанимателем должна была применяться норма, закрепленная в ст. 265 ТК, т.е. свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка должен предоставляться матери ребенка-инвалида до достижения им возраста 18 лет.

Большое количество нарушений допускается нанимателями в части соблюдения норм, регулирующих рабочее время работников.

Так, 3 марта 2007 г. в Минское областное управление Департамента поступило письменное обращение коллектива работников одного из бюджетных учреждений Минской области.

В данном обращении было указано на систематическое привлечение работников к сверхурочным работам без их согласия. В ходе проверки данные факты подтвердились.

При составлении графиков сменности работников (операторов котельной) продолжительность их рабочего времени устанавливалась без соблюдения нормы продолжительности рабочего времени, рассчитанной в соответствии со ст.112-114 ТК. При планировании и привлечении работников к сверхурочным работам нанимателем не соблюдались требования ст.120 ТК, согласно которой привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия работников.

Необходимо отметить, что большое количество нарушений допускается в организациях агропромышленного комплекса.

Пример. 15 марта 2007г. поступило обращение бывшего работника одного из сельскохозяйственных кооперативов Минской области, в котором указывалось на нарушения, допущенные нанимателем при увольнении работника.

В ходе проверки было установлено, что нанимателем допущено нарушение ст.50 ТК, т.е. трудовая книжка не выдана работнику в день увольнения. В нарушение ст.77 ТК выплата сумм, причитающихся работнику при увольнении, была задержана на срок около месяца.

Кроме того, нанимателем допущены нарушения законодательства о труде и при приеме работника на работу. Так, письменный трудовой договор с работником заключен не был, что является нарушением ст.18 ТК.

При приеме на работу он не был ознакомлен со своими функциональными обязанностями.

При привлечении работника к дисциплинарной ответственности нанимателем не соблюдалась процедура, предусмотренная ст. 199 ТК, т.е. не были истребованы письменные объяснения относительно совершения дисциплинарного проступка, а также с приказом нанимателя о дисциплинарном взыскании работник не был ознакомлен под роспись в пятидневный срок.

По результатам проверки к нанимателю были применены санкции в виде штрафа.

Вместе с тем гораздо более серьезным наказанием для нанимателя явилось выполнение обязанности, предусмотренной ст.79 ТК, т.е. выплата среднего заработка за каждый день задержки выдачи трудовой книжки. Данная сумма в восемь раз превысила размер штрафа, примененного к нанимателю.

По результатам рассмотрения поступивших в I квартале 2007г. письменных обращений работников по требованию государственных инспекторов труда Минского областного управления Департамента были выплачены суммы, общий размер которых составил 37,8 млн. руб. [23, 60-65c.]

2.3 Статистика нарушений, выявленных при общественном контроле за соблюдением законодательства о труде

Наряду с проверками соблюдения законодательства о труде, осуществляемыми в рамках государственного надзора и контроля, выполнение нанимателями соответствующих требований проверяют и представители профсоюзов. С обретением Республикой Беларусь независимости ряд полномочий, переданных ранее государством общественным организациям, был нормативно отнесен к компетенции государственных органов. При этом у профсоюзов сохранились определенные права в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства в форме общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде.

Многолетняя практика доказала оправданность параллельного применения государственного и общественного контроля в данной сфере. С учетом этого в последнее время несколько расширились полномочия профсоюзов в вопросах общественного контроля. Так, выдаваемые ими представления стали в ряде случаев обязательными для исполнения нанимателями, а право свободного посещения организаций для проверки уже не связывается с наличием в них профсоюзных структур.

Вопросы координации работы профсоюзов по общественному контролю с надзорной и контрольной деятельностью государственных органов призван решать Координационный совет органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь. Наиболее часто представители профсоюзов взаимодействуют в данной сфере с Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Проверка конкретной организации или индивидуального предпринимателя может быть включена в соответствующий план, утверждаемый на календарный период руководящим органом профсоюзной организации, которую представляет проверяющий, или вышестоящим профсоюзным органом.

В ряде случаев профсоюзные проверки, в частности совместные с органами государственного надзора и контроля, могут включаться в координационные планы надзорной и контрольной деятельности по соблюдению нанимателями законодательства о труде и охране труда в Республике Беларусь (области, г. Минске).

Как в рамках плана, так и по указанию профсоюзных структур проводятся тематические (целевые) проверки по вопросам соблюдения законодательства о выплате заработной платы, о применении контрактной формы найма, о труде женщин, молодежи или инвалидов и т.д. Зачастую такие проверки проводятся в связи с поступлением от работников информации о нарушениях трудового законодательства в данной организации.

Профсоюзные органы могут проводить повторные проверки для контроля устранения нанимателями нарушений законодательства о труде, выявленных в ходе предыдущих проверок.

Встречая представителя профсоюза, должностные лица нанимателя зачастую требуют у него предъявить предписание на проведение проверки. В связи с этим следует отметить, что порядок осуществления общественного контроля не регламентируется Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, т.к. профсоюзные проверки не затрагивают финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Законодательство об общественном контроле не содержит требования об оформлении предписания, поэтому его наличие необязательно. Вместе с тем профсоюзные органы, организующие проверку, иногда оформляют такие предписания. Для наибольшей эффективности проверки представители профсоюзов обычно согласовывают конкретное время ее проведения с руководством и кадровой службой проверяемой организации.

Привыкнув к определенному шаблону проверок, должностные лица нанимателя требуют от представителей профсоюзов оставить в книге учета проверок (ревизий) запись о проведенной проверке. Однако в данной книге ведется учет проверок, осуществляемых органами государственного управления.

Представителям нанимателя, которые иногда пытаются не допустить профсоюзного проверяющего в организацию, ссылаясь на отсутствие в ней профсоюзной структуры, приходится напоминать соответствующие положения Указа № 327, предоставившего ФПБ такое право.

Проверке подлежит соблюдение норм трудового законодательства, касающихся трудовых и социально-экономических прав работников. Основными направлениями проверок являются:

соответствие трудовому законодательству основных локальных нормативных актов (наличие правил внутреннего трудового распорядка, их соответствие Типовым правилам внутреннего трудового распорядка, участие профсоюза в их утверждении, ознакомление с ПВТР под роспись каждого работника при приеме на работу; наличие штатного расписания, соответствие наименований должностей, профессий классификаторам и справочникам; наличие должностных инструкций для руководителей и специалистов, наличие графика отпусков, своевременно составленного и согласованного с профсоюзом; соответствие норм коллективного договора законодательству, генеральному, тарифному, местному соглашениям, наличие росписей, подтверждающих ознакомление работников с коллективным договором, и т.д.);

надлежащее оформление трудовых отношений (наличие письменных трудовых договоров (контрактов), их соответствие установленным формам; обоснованность заключения срочных трудовых договоров; соблюдение порядка установления предварительного испытания; правильность ведения трудовых книжек работников и личных карточек);

соблюдение законодательства о заработной плате (размер не ниже минимальной заработной платы; выплата в установленные сроки и в соответствующих размерах (с установленной периодичностью), в том числе при уходе в отпуск и при увольнении; указание размера тарифной ставки (оклада) в трудовом договоре; компенсация за работ) сверхурочно, в государственные праздники, праздничные и выходные дни; доплаты за работу в ночное время; соблюдение иных государственных гарантий в области оплаты труда);

предоставление дополнительных гарантий отдельным категориям работников (несовершеннолетним, женщинам и работникам, имеющим семейные обязанности (отцам, другим родственникам ребенка, опекунам (попечителям)), а также работникам, совмещающим работу с обучением);

законность перевода, перемещения работников, изменения им существенных условий труда, временного перевода в связи с производственной необходимостью и в случае простоя;

соблюдение режима рабочего времени (сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников; законность привлечения работников к сверхурочным работам и работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни);

законность увольнения работников (наличие основания для увольнения; соблюдение порядка расторжения трудового договора; наличие в установленных законодательством случаях уведомления или согласия профсоюза; соответствие формулировки приказа об увольнении законодательству);

порядок предоставления ежегодных трудовых отпусков;

соблюдение законодательства при привлечении работников к дисциплинарной ответственности за нарушения трудовой дисциплины.

Периодический анализ информации о результатах проверок, проведенных профсоюзными представителями, свидетельствует о преобладании типичных нарушений. Так, по итогам I квартала 2007г. правовой инспекцией труда ФПБ к числу наиболее распространенных нарушений отнесены:

несоблюдение требований в отношении содержания и условий трудового договора (ст. 19 ТК);

заниженная оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни (ст.69 ТК);

нарушение сроков расчета при увольнении (ст.77 ТК);

непредоставление дополнительных отпусков за работу с вредными условиями труда (ст.157 ТК);

невыполнение порядка предоставления трудовых отпусков (ст.166-174 ТК);

несоблюдение сроков выплаты среднего заработка за время трудового отпуска (ст.176 ТК);

нарушение порядка оформления и ведения трудовых книжек и личных карточек.

При проверках соблюдения законодательства, регулирующего применение контрактной формы найма, чаще всего выявляются:

отсутствие обоснованных организационных, производственных или экономических причин перевода на контракт;

отсутствие дополнительных мер стимулирования труда (как правило, в организациях бюджетной сферы);

невыполнение нанимателями обязанности по заблаговременному уведомлению работников о своем решении относительно продолжения с ними трудовых отношений;

в несоблюдение дополнительных гарантий, установленных для работников коллективными договорами и соглашениями.

Не устранено окончательно такое широко распространенное ранее нарушение, как выплата заработной платы ниже минимального размера, установленного законодательством. Наиболее часто оно встречается в организациях агропромышленного комплекса.

Особую озабоченность и внимание профсоюзов вызывают вопросы соблюдения законодательства о труде в организациях негосударственного сектора экономики, в которых отсутствуют профсоюзные структуры. Результаты проверок свидетельствуют о том, что в таких организациях нарушения встречаются наиболее часто. Наряду с упомянутыми выше нарушениями там зачастую не заключаются трудовые договоры в письменной форме (ст.18 ТК), не разрабатываются должностные инструкции (ст. 19 ТК), отсутствуют правила внутреннего трудового распорядка (ст. 194, 195 ТК) и др. Кроме того, отсутствие представительного органа - профсоюзной организации - лишает работников возможности улучшить свое правовое положение посредством коллективного договора.

Таким образом, проводимые профсоюзными представителями проверки соблюдения нанимателями законодательства о труде приносят следующие результаты: устраняются допущенные нанимателями нарушения законодательства о труде; профсоюзы оказывают помощь конкретным работникам в защите их трудовых и социально-экономических прав, что позитивно сказывается на мотивации профсоюзного членства; возрастает уровень правовых знаний работников и должностных лиц нанимателя; в случае своевременного устранения нарушений исключается наступление юридической ответственности нанимателя и его должностных лиц, которую могло бы повлечь их выявление государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде [26, 41-46c.].

2.4 Соблюдение нанимателем законодательства о занятости населения

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2007г. № 9 утверждена Инструкция о порядке осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения.

Инструкцией определены порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения, права и обязанности должностных лиц Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и органов государственной службы занятости населения.

Проверки по вопросам соблюдения законодательства о занятости населения проводятся уполномоченными должностными лицами в соответствии с планами, утвержденными руководителями Министерства труда и социальной защиты и органов государственной службы занятости населения (п.3 Инструкции).

По решению руководителей в случае необходимости могут проводиться внеплановые проверки, назначаемые в установленном порядке.

Согласно п.4 Инструкции уполномоченные должностные лица обязаны:

строго руководствоваться нормативными правовыми актами Республики Беларусь в области содействия занятости населения;

принимать в пределах своей компетенции необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства о занятости населения;

обеспечить качественное проведение проверок соблюдения законодательства о занятости населения;

давать по результатам проведения проверок объективную оценку соблюдения законодательства о занятости населения;

проводить работу по разъяснению законодательства о занятости населения;

анализировать практику применения законодательства о занятости населения и вносить предложения по его совершенствованию.

Уполномоченные должностные лица имеют право в установленном порядке:

посещать нанимателей для осуществления контроля за соблюдением ими законодательства о занятости населения;

получать от нанимателей, органов государственной статистики, налоговых органов и других государственных органов отчетную документацию и сведения, необходимые для выполнения поставленных задач;

вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о занятости населения:

вносить предложения о приостановке действия или отмене приказов, инструкций и других решений государственных органов и нанимателей, противоречащих законодательству о занятости населения.

Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения осуществляется по двум направлениям, а именно: контроль за правильностью применения законодательства о занятости населения органами государственной службы занятости населения и соблюдением нанимателями законодательства о занятости населения.

Контроль за соблюдением нанимателями, а также индивидуальными предпринимателями законодательства о занятости населения осуществляется уполномоченными должностными лицами в виде проверок по вопросам выполнения нанимателями обязанностей, предусмотренных ст.21 Закона о занятости.

Результаты проверки оформляются актом, который составляется в двух экземплярах и подписывается уполномоченным должностным лицом, его составившим, другими участниками проверки. С актом под роспись знакомится наниматель, и ему под роспись вручается копия акта (приложение Б).

В случае выявления по результатам проверки нарушений законодательства о занятости населения составляется протокол об административном правонарушении (приложение В).

Пример. В результате проверки УП "Б" 19 апреля 2007г. было установлено, что в период с 5 февраля 2007г. по 13 апреля 2007г. были уволены на основании п.1 ст.42 ТК десять работников предприятия, а именно: 2 начальника отделов, главный инженер, 6 ведущих специалистов, заместитель начальника отдела.

Органы государственной службы занятости населения о предстоящем высвобождении вышеуказанных работников УП "Б" не были уведомлены.

Таким образом, нарушены требования ч.1 ст.21 Закона о занятости: не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы государственной службы занятости населения по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников.

За данное нарушение ответственность предусмотрена подпунктом 1.3 п.1 Указа № 583 в виде наложения штрафа на юридическое лицо до 100 базовых величин.

Уполномоченным должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, и 20 апреля 2007г. дело об административном правонарушении в отношении УП "Б" направлено в районный суд для рассмотрения.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении районный (городской) суд может вынести следующие постановления:

о наложении административного взыскания;

о прекращении дела об административном правонарушении;

о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Уполномоченные должностные лица органов государственной службы занятости населения за неправомерность своих действий или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц органов государственной службы занятости населения, на которых возложен контроль за соблюдением законодательства о занятости населения, могут быть в установленном порядке обжалованы в вышестоящий орган государственной службы занятости населения и (или) в суд [24, 47-52c.].

Таким образом, рассмотрев данный раздел, можно сделать вывод о том, что в Республике Беларусь действует упорядоченная система органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Данные органы проводят всесторонний контроль по всем основаниям правоотношений, возникающих при взаимодействии нанимателей и работников, что определяется довольно широким кругом принадлежащих им правомочий и обязанностей. На основании рассмотренной практики можно говорить, что основные нарушения производятся при оплате труда, регулировании рабочего времени, а также при неверном толковании норм законодательства. Поэтому, чтобы избежать негативных ситуаций просто необходимо существование органов контроля и надзора.

3. Сложные вопросы в практике осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

Основной задачей, которая должна быть решена органами контроля и надзора в области соблюдения законодательства о труде, является уменьшение числа случаев нарушений и восстановление нарушенных прав работников. Однако, как показывает, статистика в ходе решения данной задачи возникает множество проблем. Так, в основном нарушения законодательства о труде происходит из-за отсутствия юридической квалификации у должностных лиц нанимателей, а вследствие, неправильное толкование норм законодательства.

Государственными инспекторами труда Департамента государственной инспекции труда в ходе каждой проверки особое внимание уделяется контролю за соблюдением законодательства о труде в части порядка оплаты труда, а именно гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством, в силу особой социальной значимости указанных вопросов.

В силу требований ст.55 ТК одной из обязанностей нанимателя по организации труда работников является обязанность выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором. Выявленные в ходе проверок, проведенных Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, нарушения сроков выплаты заработной платы составляют более 5 % от общего количества нарушений по вопросам оплаты труда.

Согласно ст.73 ТК выплата заработной платы должна производиться регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц. Норму об обязанности нанимателей выплачивать заработную плату регулярно в дни, установленные трудовым договором (контрактом), коллективным договором, но не реже одного раза в месяц, содержит п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины" (с изменениями и дополнениями).

При совпадении сроков выплаты заработной платы с выходными днями или государственными праздниками, праздничными днями она должна производиться накануне их. Данное положение зачастую игнорируется нанимателями в связи с их ошибочным мнением о небольших сроках задержки выплаты заработной платы при таких обстоятельствах. Однако норма закона не делает никаких исключений.

Также при проверках, проводимых инспекциями труда, устанавливаются факты, когда трудовые договоры (контракты), заключенные с работниками, не содержат в качестве обязательного условия конкретный размер тарифной ставки (оклада), установленный работнику на день подписания договора.

Кроме этого, не всегда трудовые договоры содержат все сведения об условиях оплаты труда работников, в том числе о доплатах, надбавках, поощрительных выплатах, а также не указываются сроки и периодичность выплаты заработной платы. В лучшем случае имеется отсылка на коллективный договор, штатное расписание и другие локальные нормативные акты, с которыми работники могут быть не ознакомлены под роспись при приеме на работу. Отсутствие указанных сведений в трудовых договорах (контрактах) работников является нарушением требований законодательства, регулирующего порядок заключения и содержания трудовых договоров (контрактов) [28, 64-68c.].

Следует также отметить тот факт, что при проведении общественного контроля должностные лица нанимателя зачастую требуют у представителя профсоюза предъявить предписание на проведение проверки. Здесь следует указать, что порядок осуществления общественного контроля не регламентируется Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, т.к. профсоюзные проверки не затрагивают финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Законодательство об общественном контроле не содержит требования об оформлении предписания, поэтому его наличие необязательно. Кроме этого, привыкнув к определенному шаблону проверок, должностные лица нанимателя требуют от представителей профсоюзов оставить в книге учета проверок (ревизий) запись о проведенной проверке. Однако в данной книге ведется учет проверок, осуществляемых органами государственного управления.

Также существует проблема, когда представители нанимателя пытаются не допустить профсоюзного проверяющего в организацию, ссылаясь на отсутствие в ней профсоюзной структуры, однако у Федерации профсоюзов Беларуси есть такое право в силу Указа Президента Республики Беларусь № 327 "О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников".

Существует проблема в случае, когда наниматель не согласен с содержанием представления, выданного проверяющим профсоюза, он вправе обратиться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде с просьбой о проверке обоснованности требований, содержащихся в обязательном для исполнения представлении. Однако законодательство не содержит указания на то, что такое обращение может приостановить течение установленного представлением срока устранения нарушений, который составляет 5 дней [27, 20-26c.].

Необходимо отметить проблему толкования понятий "контроль" и "надзор". Многие авторы не раз обращались к соотношению понятий "контроль" и "надзор", потому как в этом существует реальная необходимость. Так, понятия "контроль" и "надзор", иногда при их толковании имеют отрицательный оттенок. Но контроль и надзор по своей сущности являются необходимым условием укрепления законности.

Кроме этого, термины "надзор" и "контроль" в трудовом законодательстве употребляются как равнозначные, хотя контроль - это проверка соответствия деятельности подконтрольных организаций требованиям нормативных правовых актов, а надзор - это наблюдение компетентных органов за обеспечением точного и единообразного исполнения нормативных правовых актов.

Заключение

Опыт свидетельствует, что нарушение трудового законодательства часто происходит именно в силу недостатков самого законодательства. Ведь не вина руководителя субъекта хозяйствования, нанимателя, который в силу несовершенства формулировок принял неправильное решение, например, об увольнении работника, переводе его на другую работу и т.д. Часто факт нарушения трудового законодательства выявляется в результате многократных судебных разбирательств, когда удается установить правовую истину благодаря участию в разрешении спора судов общей юрисдикции различного уровня, органов Прокуратуры, Конституционного Суда. Поэтому очень важно, чтобы действовала система государственного, общественного и производственного контроля в целях сокращения случаев нарушения законодательства о труде.

Незнание трудового законодательства также является причиной его нарушения. Практика свидетельствует, что ежегодно около 35-40 % работников, обратившихся с исками в суд о восстановлении на работе, получают соответствующую защиту, т.е. их иски удовлетворяются.

Контроль и надзор в Республике Беларусь в сфере трудового законодательства проводится по различным направлениям. Наибольшую сложность в этом отношении имеют вопросы, связанные с оплатой труда, а также с соблюдением нанимателем требований охраны труда. Эти и другие вопросы выявляются на различных стадиях контроля, однако, наиболее эффективным, на мой взгляд, является контроль со стороны Прокуратуры Республики Беларусь. Поскольку именно этот контрольный орган имеет значительные полномочия в каждой сфере различных правоотношений.

Следует также отметить значение общественного контроля в Республике Беларусь. В последнее время расширился круг субъектов, в отношении которых может осуществляться общественный контроль за соблюдением законодательства о труде. В этот круг включились работники организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не только не являются членами профсоюза, проводящего проверку, но и любого профсоюза вообще.

Таким образом, существование и эффективная деятельность системы органов контроля и надзора в сфере трудовых отношений необходимы в целях обеспечения защиты конституционного права на труд, а также права на достойное его вознаграждение.

Список использованной литературы

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.).

. Декрет Президента Республики Беларусь от 18.07.2002г. № 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников"

. Декрет Президента Республики Беларусь от 30.12.2007г. № 10 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999г. № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины".

. Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2007г. № 116 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2006г. № 583 "Об установлении ответственности за нарушение законодательства о занятости населения".

. Указ Президента Республики Беларусь от 19.07.2005г. № 327 "О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников".

. Указ Президента Республики Беларусь от 23.04.1999г. № 231 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.1996г. № 344 "О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий".

. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. № 194-З (с изменениями и дополнениями от 4 января 2007г. № 201-З).

. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г. № 296-З (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2007г. № 232-З).

9. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (с изменениями и дополнениями от 18 мая 2007г. № 231-З).

. Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" от 15.06.2006г. № 125-З (с изменениями и дополнениями от 01.11.2007г. № 280-З).

. Закон Республики Беларусь "О прокуратуре Республик Беларусь" от 29.01.1993г. № 2140-ХII (с изменениями и дополнениями от 08.05.2007г. № 220-З).

. Закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах" от 22.04.1992г. № 1605-ХII (с изменениями и дополнениями от 14.07.2000г. № 416-З).

. Закон Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" от 10.01.2000г. (с изменениями дополнениями от 07.05.2007г. № 212-З).

. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь "О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде" от 29.03.2001г. № 2 (с изменениями и дополнениями от 25.09.2003г.).

. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.2007г. № 1337 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров от 29.07.2006г. № 959 "О Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь".

. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.09.2006г. № 113 "Об осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде государственными инспекторами труда" (с изменениями и дополнениями от 23.11.2007г. № 153).

. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.01.2004г. № 2 "О координационном совете органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями от 10.09.2007г. № 112).

. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.01.2007г. № 9 "Об осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства о занятости населения" (с изменениями и дополнениями от 10.09.2007г. № 112).

. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.09.1999г. № 119 "О Правилах государственного и общественного контроля за своевременной выплатой заработной платы" (с изменениями и дополнениями от 23.09.2005г. № 119).

. Круглов В.А. Трудовое право Республики Беларусь: учебник / Под редакцией В.А. Круглова. - Мн.: "Дикта", 2007г. - 428-440с.

. Семенков В.И. Трудовое и социальное право: учебник / Под редакцией В.И. Семенкова. - Мн.: "Книжный дом", 2006г. - 229-239с.

. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде / Логвина Л.В. // Ежемесячный практический журнал "Отдел кадров" - № 1, 2008г. - 64-68с.

. Итоги работы Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда за I квартал 2007г. / Вышников А.Л. // Ежемесячный практический журнал "Отдел кадров" - № 6, 2007г. - 60-65с.

. Контроль за соблюдением нанимателями законодательства о занятости населения / Акуло Э.М. // Ежемесячный практический журнал "Отдел кадров" - № 6, 2007г. - 47-52с.

. Практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде / Кеник А.А. // Ежемесячный практический журнал "Отдел кадров" - № 6, 2007г. - 53-59с.

. С проверкой пришел профсоюз / Булгаков В.П. // Ежемесячный практический журнал "Отдел кадров" - № 6, 2007г. - 41-46с.

. Сложные вопросы в практике применения трудового законодательства / Островский Л.Я. // Ежемесячный практический журнал "Отдел кадров" - № 2, 2007г. - 20-26с.

. Конституционные аспекты защиты трудовых прав работников // Научное и информационно-правовое издание "Вестник Конституционного Суда" - № 3, 2007г. - 75-77с.

Похожие работы на - Основы деятельности системы органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!