Нормы права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,76 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормы права

Введение

норма право государственный

В этой курсовой работе рассматривается тема: «Норма права». Почему я выбрал именно эту тему? Потому что, на мой взгляд, норма права является не просто важным, но необходимым элементом всей системы права в целом. Мне кажется, что без нормы права невозможно развитие права, а если нет развития права, то нет и его существования.

Норма права в правовой системе, это то же самое, что сердце в человеческом организме. Она является одной из самых труднодоступных для изучения правовых категорий. Потому что вокруг нормы права вращается множество споров о том, как трактовать её понятие, какие признаки наиболее характерны для нормы права, каковы её виды, какие способы её изложения существуют, и какова вообще сущность права. «Ключевая категория "правовая норма" выступает традиционным объектом академической правовой науки, прежде всего позитивистского направления.

Однако несмотря на значительный объем правовой литературы по этому вопросу, отдельные аспекты этой категории все же не получили полного освещения. В частности, недостаточно исследован вопрос об особенностях понимания правовой нормы в национальных правовых доктринах». Судя по всем этим спорам, начинает казаться, что точного определения нормы права нет вовсе. И мне кажется, так оно и есть. Но то, что понятие нормы права неоднозначно, вовсе не исключает тот факт, что перечисленные определения этой «частицы» права являются абсолютно неверными. В принципе само понятие нормы и её классификации, а также её логическая структура зависят от того, как создается и трактуется само право, от строя государства, от менталитета ученых пытающихся найти идеальное понятие нормы права. Целью представленной работы является анализ существующих в юридической литературе понятий нормы права, её классификации, существенных признаков, практического значения. Полагаю, что центральное место в этом вопросе следует отвести структуре и классификациям нормы права, т.к. именно эти правовые категории характеризуют сущность нормы права, что является весьма значимым критерием для подробного раскрытия её истинного определения.

Изучение научных работ в этой области позволяет констатировать, что доминирующее число дискуссий по вопросам о норме права связанно с её структурой. Очевидно, что у каждого ученого свой взгляд на структуру нормы права, на норму права и по мнению большинства ученых «ревизия традиционного взгляда на правовую норму вряд ли целесообразна». Но то, что каждый трактует норму права по-разному можно объяснить тем, что ученые делятся на юристов практиков и юристов теоретиков. Правовые направления исследуют правовую норму исходя из провозглашенных целей и опираясь каждое на свою методологию. «Ключевые различия проявляются между аналитическим позитивизмом, стремящимся определить юридические черты правовой нормы, и социологической юриспруденцией, стремящейся, напротив, отойти от формальных признаков нормы и оценить исследуемый объект с социальных позиций».Итак, изучение существующих подходов к пониманию правовой нормы, определило ряд следующих задач:

1.Выделить основные понятия и признаки нормы права.

2.Перечислить классификацию правовых норм.

3.Изучить и проанализировать структуру правовых норм, а также классификацию её элементов.

.Изучить способы внешнего изложения норм права в различных законах, кодексах и т.д.

1. Понятие и признаки нормы права

Норма права, как уже упоминалось, представляет собой чрезвычайно противоречивое понятие. Известно, что норма права, как таковая, является своеобразной «клеточкой» в самом праве. В совокупности же эти самые «клеточки» образуют правовую систему. Правовая норма не может быть рассчитана на единичный случай и адресована какому-либо конкретному субъекту. Для того чтобы регулировать общественные отношения нормы должны экстраполироваться на всех субъектов правоотношений и должны быть рассчитаны на многократное их применение. Зачастую в юридической науке встречается справедливое утверждение о том, что норма права есть продукт сознательной деятельности человека. Объясняется это тем, что и сами общественные отношения являются предметом человеческой деятельности, который с помощью естественных прав (т.е. данных прав данных всем от природы) человека регулировать невозможно.

Зададим вопрос. Что же все-таки такое норма права? Профессор Мицкевич определяет норму права, прежде всего, как общеобязательное правило социального поведения, установленное и санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, как правило, - в письменной форме и охраняемое органом государства путем контроля за его соблюдением и применением предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения. Более компактно норму права можно определить как «установленную или санкционированную государством и охраняемую им норму общеобязательного поведения людей как участников регулируемых нормой повторяющихся общественных отношений». Наиболее интересной и полной трактовка нормы права представлена в работах С.С. Алексеева. Так, С.С. Алексеев поясняет, что «под известным углом зрения право может быть охарактеризовано как "система норм" т.е. общих правил, образцов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и в соответствии, с которыми должно строиться поведение всех лиц, попавших в нормативно регламентируемую ситуацию».

Также понятие «норма права» может быть определено как «норма, которая создана по определенным моделям с использованием определенных источников и наделена специфическими разнообразными качествами, в частности, правовым принуждением».

Норма права, как относительно самостоятельное явление, обладает особыми специфическими признаками, присущими только ей:

1.Норма права является единственной социальной нормой исходящей от государства и служит выражением государственной воли. Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т.п.) она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей».

2.Поскольку норма права исходит от государства, ей свойственна формальная определенность. Формальность правовой нормы выражается в том, что она, во-первых, санкционируется государством, во-вторых, она устанавливается только в той форме, которая одобрена государством.

.Норма права всегда поддерживается государственным принуждением. И как справедливо заметил М.И. Байтин, «сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно, на добровольной основе, вследствие чего обеспечивается, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации». А меры принуждения применяются лишь тогда, когда поведение людей невозможно регулировать лишь предписаниями. Стоит отметить, меры принуждения при этом, применяются не обществом, а государственным аппаратом.

.Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных предписаний: 1) правил поведения 2) исходных (учредительных) норм.

Правила поведения - это непосредственно регулятивные нормы. Они отличаются представительно-обязывающим характером. Т.е. устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные права и юридические обязанности.

.Нормы права регулируют такие отношения, которые наиболее важны для общества. К примеру, такие виды поведения как использование студентом стипендии, прибытие и способ прибытия на работу, обращение с семьей и т.д. Эти виды поведения регулироваться нормами морали. По словам Кашанина А.В. «применение в этих случаях норм права было бы подобно применению пушки для отстрела воробьев». А вопросы, к примеру, о преступлении и наказании, о регулировании имущественных и неимущественных отношений, о форме правления и т.д., регулируются именно правовыми нормами, поскольку имеют приоритетное значение для всего общества.

6.Поскольку норма права имеет государственное значение, негативные санкции, которые применяются к правонарушителю, сопровождаются не только общественным порицанием, но и наказанием со стороны органов государства.

.Нормы права обладают определенной сущностью, имеют конкретную форму и содержание. «Сущность позволяет установить, чьим интересам служит право и чью волю оно выражает. В отдельной норме сущность не имеет ярко выраженного характера, а лишь в совокупности норм, в отдельных правовых институтах, а также в праве в целом».

.Нормы права отличает повышенная степень обязательности, которая зачастую граничит с безальтернативностью. Обязательность соблюдения норм права очень часто проявляется во внутреннем убеждении человека. Т.е. когда субъект видит массовое исполнение этих норм, то у субъекта зарождается понимание их целесообразности и полезности. «Однако если внутренней убежденности недостаточно или её нет вовсе, то она может быть навязана государством извне: последует отрицательная реакция со стороны государства, организации (корпорации) на поведение человека, и он будет принужден выполнить требование нормы». Так, например, если человеку за правонарушение вынесен приговор в виде того же тюремного заключения, то государство преследует цель не только наказания нарушителя и предупреждения общества, но и цель в виде перевоспитания правонарушителя.

С помощью вышеперечисленных признаков норма права характеризуется именно как правило поведения, исходящее от государства, выражающее государственную волю и регулирующее общественные отношения на государственно-политическом уровне. В то же время норма права приобретает значение критерия, измерителя оценки правомерного и неправомерного поведения. В этом проявляется двоякость правовой нормы. С одной стороны она есть эталон поведения, а с другой стороны является «весами» для оценки соблюдения этого эталона.

Т.к. норма права является регулятором общественных отношений, можно предположить, что общество фактически зависит от неё. Однако между нормой права и человеком складывается не просто зависимость, а взаимозависимость. Потому что как выше было сказано, что норма есть продукт человеческой деятельности. Человек - творец нормы.

В каждом обществе границы дозволения и запрета, мера наказания за то или иное правонарушение и т.д. устанавливаются с учетом многих факторов, характеризующих жизнь общества, таких как условия жизни людей, менталитет, идеология, и вообще культура общества в целом. От этих же факторов формируется и понятие нормы права.

На основе перечисленных признаков и понятий нормы права можно сделать следующие выводы:

1.Норма права является регулятором поведения человека в обществе.

2.Она является «посредником» между определенными субъектами правоотношений.

.Действует по государственному велению и является официальным выразителем его воли.

.Отличается от других социальных норм формальной определенностью.

.Носит общий характер.

.Является предметом человеческой деятельности.

2. Классификация и виды правовых норм

Норма есть часть права. А право, в свою очередь, является системой норм, которая регулирует общественные отношения разными способами и в разных социальных сферах, выполняет множество функций для поддерживания баланса в обществе и действует на разных этапах развития человечества. Именно поэтому на протяжении всей истории государства и права ученые и юристы-практики выделяют новые и новые деления норм права по определенным критериям. Именно классификация норм права служит выяснению их природы. В свою очередь «классификация обычно понимается как распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев».Критерии по которым делят нормы права весьма разнообразны.

Важное значение в изучении норм права имеет классификация норм по формам воздействия на общество или по своему правовому содержанию. По этому критерию нормы делятся на управомочивающие, обязывающие нормы, нормы-запреты. Такое деление берет свое начало с древних времен до нашей эры, когда значение слова «право» только зарождалось. В римском праве нормы делились на принудительное право (juscogens), которое в свою очередь делилось на повелительное и запретительное, и разрешительное, или дозволительное, право (jusdispositum). Смысл правового предписания римское право усматривало в том, чтобы «повелевать, запрещать, разрешать, наказывать».Однако вокруг разделения норм на обязывающие, запретительные и управомочивающие сложилось множество дискуссий. Например, интересной точки зрения придерживался Г.Ф. Шершеневич, согласно которой нормы права, делятся на повеления и запрещения: «Дозволения в праве не только существуют, но и имеют несомненное практическое значение. Их так же нельзя выкинуть из права, как нельзя выкинуть слова из песни. Но отрицать нормы права, выраженные в дозволительной форме, и не приходится, потому что они в действительности содержат приказ. Если, например, новым законом гражданам дозволяется собираться для обсуждения своих дел, то этим самым приказывается полиции не препятствовать им в том, как она должна была это делать при прежнем запрещении устраивать собрания». Однако этот пример не совсем точно демонстрирует норму права именно как запрет. Норма права по такому образцу означает запрет не для граждан, а для милиции. Тем более, ст.31 Конституции РФ, согласно которой, «каждый имеет право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование», является практически идентичной примеру, описанному Г.Ф. Шершеневичем.

Подразделяя нормы права повелительные и запретительные, не трудно догадаться, что движущим механизмом права является принуждение, что не вполне соответствует действительности. В действительности же абсолютно все нормы права не могут являться принудительными. Принудительно осуществляемы могут быть, собственно говоря, только такие юридические требования, которые заключаются в требовании не делать что-либо или в требовании предоставления какой-либо вещи или пользования ею. Но требования, относящиеся к содеянию, в особенности к личным услугам, не могут быть осуществлены посредством принуждения. Нельзя человека силою заставить выполнять какой-либо труд. Его можно подвергнуть наказанию, но наказать не значит заставить. Могут быть случаи, и действительно бывают, когда человек скорее пойдет на виселицу, нежели исполнит то, что от него требуют.Поэтому целесообразней всего будет делить нормы по принципу «право, обязанность, запрет». Управомочивающими нормами называют такие нормы, которые предоставляют субъекту правоотношений возможность совершать какую-либо деятельность, если она не противоречит принципам и нормам права. В текстах таких норм обычно присутствуют такие формулировки как «имеет право», «правомочен», «может» и т.д. В чем заключается необходимость управомочивающих норм? Если подходить к этому вопросу с нравственной точки зрения, то необходимость правовых норм заключается в том, чтобы человек в гражданском обществе, наряду с другими, был наделен теми же возможностями, которыми обладают все остальные члены общества. Т.о. провозглашается определенная степень свободы. А факт провозглашения законодателем определенной границы свободы волеизъявления лица требует и от государства соответствующих реальных гарантий относительно обеспечения и осуществления этой свободы.

Гарантии же свободы в любом сообществе зависят от целого комплекса материальных и духовных факторов и, главное, от их комбинации, в частности от уровня правовой культуры как проявления, прежде всего, общей культуры; существующего уровня благосостояния конкретного сообщества как проявления степени взаимодействия материальных и духовных факторов развития общества. Управомочивающие нормы в большинстве своем находятся в различных конституциях, конвенциях, международных пактах и т.д. У норм, предоставляющих определенную свободу, имеется одна особенность. Заключается она в том, нормы такого характера, которые приняты именно на международном уровне не просто предоставляют права гражданам определенных государств, но и обязывают государство принимать и соблюдать их. Так, к примеру, в «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах» ст.13 гласит, что каждый имеет право на образование. А поскольку Россия является участником подписания пакта, то для неё эта и остальные нормы вышеназванного пакта обязательны. Поэтому в Конституции РФ закреплена ст.43, где в п.1 так же сказано, что «каждый имеет право на образование».Нормы обязывающего характера - это, прежде всего те правовые нормы, которые устанавливают обязанности соблюдения определенных правил поведения при осуществлении той или иной деятельности. Если управомочивающие нормы предоставляют право выбора соблюдать или не соблюдать ту или иную то или иное правило (к примеру, человек имеет право говорить на своем родном языке в России согласно ст.26 Конституции, а может и не употреблять его в разговоре), то обязывающие нормы предполагают неукоснительное соблюдение той или иной деятельности. В некоторых нормах могут быть установлены одновременно и право и обязанность. Образцом такой нормы является ст.63 Семейного Кодекса РФ: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей». Эта норма как бы разделена на две части, обязанность здесь предполагает то, что «родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», а правомочие означает, что «родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами».

Особое место в этой классификации следует уделить запретительным нормам. Эти нормы берут свое начало еще в те времена, когда человек даже и не осознавал значение слова «право» или «норма права». Первоначально в первобытном обществе регуляторами общественных отношений были так называемые мононормы, которые в большинстве своем имели форму всевозможных запретов, так называемых табу - «религиозных предписаний, исходящих от сверхъестественных сил, и подкреплявшихся религиозно-магическими санкциями». Запретительные нормы на сегодняшний день имеют не менее важное значение чем во времена первобытного общества, но сейчас под ними понимается запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения. Запреты служат охранниками правопорядка, с помощью таких норм осуществляется предупреждение и пресечение деяний, которые несут угрозу целостности общества. Ими предусмотрены действия, обстоятельства, которые право стремится не урегулировать, а предупредить и пресечь. Часто нормы-запреты носят определенно-специфический характер и указывают конкретный круг жизненных обстоятельств, за которые может наступить юридическая ответственность (например, запрет на передачу управления транспортом лицу, находящемуся в состоянии опьянения, что влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет). Но большинство норм направлено на всех и каждого в любой ситуации (убийство, доведение до самоубийства, незаконное лишение собственности и т.д.).

С развитием и становлением гражданского общества широкое распространение получило деление норм на частные и публичные. Такое деление закрепилось еще в древнем Риме и связано в большей степени с различием норм, которые выражают интересы определенных лиц, общественных объединений и т.д. и норм, которые регулируют деятельность государства, взаимоотношения органов государства и должностных лиц. Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют строго на основе и в рамках правовых норм, определяющих их разновидности (например, районный суд, областная прокуратура, главный бухгалтер, директор завода, налоговый инспектор, ректор университета). Они наделены компетенцией, устанавливающей относительно узкие параметры их деятельности, предопределенные целью, для которой эти должности и учреждения созданы. При этом граждане, соблюдая нормы права, действуют по принципу «разрешено все, что не запрещено», а должностные лица и органы осуществляют свою деятельность строго по приказу или по широте своей компетенции.

Из этого следует, что для государства требуются отдельные нормы права, которые будут иметь отношение непосредственно к представителям государства. К нормам частного права относятся нормы гражданского, брачно-семейного, трудового, вексельного, банковского и других прав, которые имеют отношения непосредственно к гражданам. А к нормам публичного права относятся гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, административные и другие отрасли права.

По методу правового регулирования выделяют нормы императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные. Императивные нормы - это нормы категорические, не допускающие отступлений от правила, предписанного нормой. Они характерны, прежде всего, для норм публично-правового регулирования, т.е. для конституционного, административного, уголовного, судебно-процессуального, финансового права.Императивным нормам присущ конкретный четко-определительный характер. Они точно определяют условия реализации правовой нормы при определенных общественных отношениях или обстоятельствах, указывают запрет на совершение тех или иных действий, которые не предусмотрены нормой права. Например, п.1 ст.567 ГК РФ, где написано, что «договор мены обязывает каждую из сторон передать в собственность товар одной стороны в обмен на товар другой». Помимо императивных норм существуют так называемые «сверхимперативные». Таковыми являются императивные нормы вследствие специального указания, например п. 2 ст. 1209 ГК РФ - Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.

Диспозитивные нормы в отличие от императивных позволяют субъектам правоотношений свободно, при активной помощи суда, распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Как справедливо заметил А.В. Мелехин, обычно нормы диспозитивного характера действуют по схеме: «Должно быть то, если иное не установлено законом или договором». К примеру, по п. 1 ст. 33 Семейного Кодекса РФ «законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное». Нормы рекомендательные устанавливают правила поведения, которые являются желательными со стороны государства, они не носят обязательного или запретительного характера. Однаконорма права носит «предпочтительный вариант».Не смотря на это, она все же исходит от государства и поддерживается им, поэтому в случае её несоблюдения могут приниматься меры негативного характера по отношению к субъекту права. Поощрительные нормы носят добровольный характер и воздействуют на общество путем присвоения наград и т.п. Например, ст.11, 12 и 13 в ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» предусматривает льготы добровольцам за сдачу крови.

Можно делить нормы права и по сфере действия на нормы общего действия, ограниченного, и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и действуют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют влияние в определенном субъекте государства и издаются высшими органами этого субъекта. Локальные нормы действуют в различных предприятиях фирмах, учреждениях и т.д.

По функциональной роли в механизме правового регулирования наиболее часто различают две группы норм: нормы исходные (отправные, учредительные) и нормы - правила поведения, о которых уже было упомянуто выше.

Исходные нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений. В них обычно содержатся цели и задачи регулирования правоотношений, также они закрепляют различные понятия и правовые категории. К исходным нормам принято относить следующие: нормы-дефиниции, т.е. нормы, которые содержат определения понятий и правовых категорий. Примером такой нормы может быть часть 1 ст. 48 ГК РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права». Правовые дефиниции придают ясность и определенность правовым явлениям и обстоятельствам. Известно, что право обладает такими свойствами, как абстрактность и неопределенность. Последнее есть свойство права, выражающееся в неконкретности содержания правовых явлений. Правовые понятия весьма неопределенные феномены и приобретают определенность лишь в случаях их конкретизации, результатом которой являются дефиниции. Таким образом, правовые «дефиниции есть переход от неопределенности к определенности в праве». Дефинитивные нормы имеют основополагающее отношение к нормам -правилам поведения, поскольку они указывают определение того, что нужно регулировать при конкретных обстоятельствах. Так, например, в Институциях Гая оглашено понятие и виды исков: «ст.2. Личным будет тот иск, который мы возбуждаем против того, кто ответствует или по договору, т.е. личный иск бывает тогда, когда мы формулируем исковое прошение таким образом, что противник (ответчик) должен предоставить что-нибудь. Ст.3 Вещный иск имеет место тогда, когда мы заявляем, что мы имеем какое-либо право, например, право пользования, право узуфрукта (вещное использование имущества с присвоением доходов от него».

На основе этих понятий приведены формы, при которых могут предъявляться эти иски, с целью чего они предъявлялись и т.д. Нормы-принципы, раскрывающие основные принципы права (например, принцип равенства, благодаря которому действует ст.19 Конституции РФ). Этим нормам следует уделить особое внимание, поскольку именно на основе норм-принципов функционируют последующие нормы, регулирующие общественные отношения непосредственно с помощью нормативного предписания. В принципе благодаря учредительным нормам существует необходимость создания регулятивных и охранительных норм. На протяжении истории развития различных государств, видно, что нормы-принципы во многом являются основополагающими факторами, предопределяющими форму правления и правовой режим государства. Например, Великобритания на сегодняшний день представляет собой правовое государство с формой правления в виде конституционной монархии, где власть короля ограничена парламентом и в которой король, без согласия парламента не вправе принимать законодательные акты. Основанием этому послужила статья 1 Билля о Правах 1679 года, которая гласила, «что предполагаемая власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением без согласия парламента незаконна». Нормы-принципы в отличие от многих (но не всех) других норм сохраняют свою статичность или неизменность.

Поэтому если нормы-принципы о правах и свободах толковались в Хабеас Корпус Акте принятого 26 мая 1679, то они находят свое отражение в ст.17 Конституции РФ сегодня. Под декларативными нормами понимаются «нормы-объявления, которые включают в себя положения программного характера, определяют цели и задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления». Например, п.1 ст.7 Конституции РФ гласит, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», или п.2 ст.1 согласно которой, «наименования Российской Федерации и Россия однозначны». Под нормами-правилами понимаются нормы, которые регулируют общественные отношения непосредственно через общеобязательные предписания. Нормы-правила составляют большую часть юридических норм.

А вот профессор А.Ф. Черданцев по-другому делит нормы права по их специфически юридическим функциям. Так, нормы права подразделяются на регулятивные, охранительные и специализированные. При этом регулятивные нормы являются аналогом норм-правил поведения. Охранительные нормы направлены в основном на девиантное поведение, а также на действия, которые противоречат установленным нормам. Например, если ст.21 Конституции РФ закрепляет, что «достоинство личности охраняется государством», то в разделе VII Уголовного кодекса РФ перечислены виды наказания за определенные преступления против личности. Специализированные нормы, по определению А.Ф. Черданцева, определяются как «нормы о нормах». К ним относят дефинитивные, коллизионные и оперативные. Дефинитивные нормы являются теми же нормами-дефинициями, которые по версии Л.А. Морозовой относятся к исходным нормам. А представление о коллизионных нормах является достаточно «туманным».»В юридической литературе им не очень повезло, и в научных работах по теории права коллизионные нормы часто не выделяются».

Коллизионные нормы делят на пространственные, иерархические, содержательные.Пространственные нормы разрешают противоречия между нормами, действующими в разных пространствах. Например, ст. 8 ГК РСФСР говорит о том, что к форме сделки применяется закон места совершения сделки, но, скажем, не места рассмотрения спора. Иерархические коллизионные нормы разрешают коллизии между нормами разного иерархического уровня. Здесь действует общий принцип lexsuperioer derogat legiinterioz (закон высшего порядка отменяет действие закона низшего порядка).Темпоральные нормы разрешают противоречия между нормами различными по временному признаку. Содержательные нормы регулируют коллизии между общими специальными нормами. При этом такие нормы устраняют противоречия между нормами одинаковой юридической силы, но различие между ними в объеме регулирования, поскольку «общая норма регулирует отношения в целом, а специальная делает как бы изъятие отдельных обстоятельств из действия общей нормы». Оперативные нормы устанавливают, как правило, вступление того или иного акта в силу или прекращения его действия и т.д.

При всем многообразии видов норм права может возникнуть ошибочное предположение о том, что если нормы права классифицируются по определенному критерию, то связи между ними нет. На самом же деле при делении норм права возникает определенная схема, соединяющая эти нормы, которые в итоге образуют само право.

3. Понятие структуры нормы права

Представление нормы права в виде сложной составляющей самого права не может быть полным без раскрытия понятия структуры нормы. С помощью структуры можно определить внутреннее строение норм права, а с помощью строения нормы можно узнать механизм её действия. Обычно под структурой нормы права понимают «специфическую компоновку содержания нормы, связь и соотношение ее элементов». Стоит отметить, что понятие структуры нормы права может быть сформулировано по-разному. Однако в юридической литературе, зачастую, указываются близкие, а иногда и одинаковые представления о структуре юридической нормы. Но так бывает не всегда. Обычно в юриспруденции при изучении определенного предмета теории права, возникает новое определение этого предмета, которое синонимично старому определению, но в какой-то степени дополняет его и придает ему более точный и систематизированный вид. Например, в дополнение к определению структуры юридической нормы С.С. Алексеева, Л.А. Морозова характеризует её как «совокупность составляющих её элементов, обеспечивающих её функциональную самостоятельность». В юридической литературе «зачастую, структуру права называют микроструктурой, сравнивая её со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру». А вот А.Б. Венгеров подошел к проблеме о структуре правовой нормы более оригинально. Согласно его точке зрения существует три вида структуры норм права: юридическая, логическая и социологическая. Где юридическая структура определяется как «такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипотезы, диспозиции, санкции». «Логическая структура охватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполне самостоятельное значение». Она практически идентична юридической структуре и дает более точное представление о взаимосвязи гипотезы диспозиции и санкции с помощью формулы «если-то-иначе». Однако А.Б. Венгеров утверждает, что это не единственная логическая структура юридической нормы. Альтернативная структура строится на выделении определенных модулей, которые формализуют содержание самого правила поведения. Эта логическая структура присуща именно самому правилу поведения. Таких модулей пять: «адресату разрешено (дозволено), запрещено, адресат правомочен, адресат обязан, безразлично».

Социологическая структура органично связана с предыдущими структурами, но «определяется в социологических понятиях - смысл, цель, назначение нормы. Социологическая структура раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации».

Зачастую в юридической литературе пишут, что трехзвенная структура правовой нормы не совсем верна. Например, А.Ф. Черданцев утверждает, что трехзвенная структура присуща норме «реально не существующей, созданной путем искусственного соединения двух норм - регулятивной и охранительной». Однако в противовес Черданцеву, О.А. Кузнецова пишет, что «в тексте нормативного акта законодателю необходимо также фиксировать все элементы правовой нормы, поскольку при отсутствии законодательно закрепленной гипотезы и диспозиции норма права часто становится фиктивной»

Тот факт, что представление о структуре норм права постоянно совершенствуется и вбирает в себя новые элементы, дает основание полагать, что учение о нормах права не раскрыто до конца и что в дальнейшем возможно из теории права может возникнуть такая дисциплина как «теория норм права».

4. Элементы структуры нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция

Выше было сказано, что структура норм права является строением, которое состоит из определенных частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза в правовой норме представляет собой те или иные условия, ситуации, фактические обстоятельства, при которых приходит в действие диспозиция. Гипотез, как первичный элемент правовой нормы «приводит норму права в движение». Например ст.12 Семейного Кодекса РФ гласит, что «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста». В этой статье перечислены те условия, при которых норма права будет действовать.

Диспозиция в норме права является таким элементом, который представляет собой определенное правило поведения при тех или иных условиях. Зачастую диспозицию характеризуют как самый «главный элемент юридической нормы её сердцевину». И как справедливо замечает М.И.Байтин, существует ошибочное мнение о том, что диспозиция, как правило поведения, тождественна самой норме права, но это не так. Поскольку, например, без той же гипотезы, станет неясно, каким должно быть правило поведения в той или иной ситуации, а без санкции, норма права не может функционировать вовсе, поскольку существует возможность её нарушения без каких-либо последствий по отношению к правонарушителю.

В юридической науке принято классифицировать элементы юридической нормы по различным критериям.

Гипотезу обычно принято делить в зависимости от её строения. По этому критерию гипотеза делится на: 1) простую 2) сложную 3) альтернативную. Простой обычно называют ту гипотезу, в которой указывается одно конкретное обстоятельство, при котором юридическая норма приходит в действие. Например, согласно ст.444 ГК РФ: «Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту». В сложной гипотезе, в отличие от простой, указываются несколько обстоятельств, при которых реализуется диспозиция. Примером такой гипотезы является ст.41 ГК РФ: «Над совершеннолетним дееспособным гражданином (первое условие), который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять (второе условие) и защищать свои права и исполнять свои обязанности (третье условие), может быть установлен патронаж». Альтернативная гипотеза, как утверждает М.И.Байтин, является «разновидностью сложной гипотезы». Однако в отличие от сложной гипотезы, в альтернативной гипотезе указано, что для вступления нормы права в действие достаточно выполнения лишь одного из нескольких условий. Классическим примером такой гипотезы может послужить п.1 ст. 60 Земельного Кодекса РФ, где указано, что «нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка».

Диспозицию норм права принято делить по степени её определенности, т.е. по степени конкретности установленного правила поведения. По этому критерию выделяют следующие диспозиции: абсолютно-определенные, относительно-определенные, а также бланкетные. Абсолютно-определенная диспозиция представляет собой четко-поставленное, конкретное правило-поведения. Например, ст. 58 Конституции РФ, где сказано, что «каждый обязан сохранять окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам». Относительно-определенная диспозиция, где в подробности описаны все признаки определенного правила поведения. Примером такой диспозиции может являться ст.84 Воздушного Кодекса РФ, где подробно перечислены и описаны действия по обеспечению авиационной безопасности. И наконец, бланкетная диспозиция, которая содержит не само правило поведения, а отсылку к нему, которая содержится в другом нормативно-правовом акте. Примером этой диспозиции является ст.143 Уголовного Кодекса РФ о «Нарушении правил охраны труда». Выделяют также отсылочные диспозиции, которые содержат отсылку к определенному правилу поведения, которое содержится в том же акте. Например, ч.3 ст. 65 УК РФ «О назначении наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении» есть ссылка на ст. 69 и 70 того же Кодекса.

Санкции юридической нормы можно делить по многим основаниям, но в основном в юридической науке санкцию делят по степени её юридической определенности на абсолютно-определенную, относительно-определенную и альтернативную. Абсолютно-определенная санкция указывает на точную меру государственного воздействия на правонарушителя. Например, ст. 128 УК РФ указывает, что «незаконное помещение лица в психиатрический стационар влечет за собой лишение свободы на 3 года». Относительно-определенная санкция устанавливает воздействие на правонарушителя с учетом определенных рамок. Большинство таких санкций содержится в Кодексе об административных правонарушениях. И наконец, альтернативные санкции, которые содержат в себе несколько вариантов наказания. Большая часть этих санкций содержится в уголовном законодательстве. К примеру, ст. 127 УК РФ гласит, что «незаконное лишение свободы влечет за собой ограничение свободы от трех до шести месяцев, либо арестом на срок месяцев, либо лишением свободы до 2 лет».

Значение слова «санкция» выходит не только на негативные, но и позитивные последствия. Так, одним из его смыслов является «одобрение», «санкционирование», «разрешение». «Санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм...».

Позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм. Это их общая черта. Не случайно проблема поощрительных (положительных) санкций была поставлена первоначально в социологической, философской, психологической литературе, где большинство специалистов весьма аргументирование обосновывают существование подобного рода последствий у социальных норм.

Логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция - это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный результат, который может выражаться в поощрении. Санкции, как последствия, призваны не только оценивать уже совершенное поведение, а также превентивным образом влиять на субъектов. С этой функцией вполне справляются и поощрительные санкции. Наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.

Поощрительные меры совместно с мерами принуждения обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.

Структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. В гипотезе и диспозиции, которые в поощрительной норме слиты (как и в уголовно-правовой норме), предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. В уголовно-правовой санкции - соответственно неблагоприятные последствия, меры наказания, за исключением, разумеется, уголовно-правовых поощрительных санкций.

Признание поощрительных санкций могло бы способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве, увеличения «стимулирующего веса» его средств, более разностороннему использованию управленческих методов воздействия на субъектов.


Заключение

Итак, проанализировав основные вопросы о норме права можно сделать следующие выводы:

.Норма права является не просто правилом поведения, а санкционированным и общеобязательным правилом, исходящим от государства и регулирующим общественные отношения на государственно-политическом уровне. Норму права как особый вид социальных норм имеет присущие только ей специфические признаки:

)Норма права всегда исходит от государства и выражает его волю.

)Ей свойственна формальная определенность.

)Юридическая норма поддерживается государственным принуждением.

)Складывается из двух разновидностей: правил поведения исходных (учредительных) норм.

)Также правовая норма регулирует именно те общественные отношения которые наиболее важны в обществе.

.Важно также уметь классифицировать нормы права по определенным критериям. В число этих критериев входят классификация норм по формам воздействия на общество, деление норм в зависимости от предмета правового регулирования, деление норм по методу правового регулирования, по сфере действия, особенно спорным является деление норм по функциональной роли в механизме правового регулирования. Классификация юридических норм позволяет узнать, какое место занимает норма права в механизме правового регулирования.

3.При анализе структуры нормы права необходимо выявить её относительно независимые части или элементы, установить их место при соединении их в единое целое. Норма права состоит из трех частей, а именно из гипотезы, диспозиции, санкции, которые в свою очередь также можно делить на различные виды. Гипотезу принято делить на простую, сложную и альтернативную. Диспозицию обычно подразделяют в зависимости степени конкретности установленного правила поведения на абсолютно-определенные, относительно-определенные, а также бланкетные.

.Большое значение в изучении норм права занимает и вопрос о внешнем способе выражения норм права в статьях нормативно-правовых актов, поскольку государство не в состоянии регулировать общественные отношения с помощью норм права без их официального закрепления. Чем дальше общество шагает в своем развитии, тем сложнее становятся нормативные акты. Появляются отрасли права, которые в свою очередь делятся на институты права. Они также имеют свою структуру: разделы, главы, статьи, параграфы, пункты. Чем больше изучается и развивается право, тем объемнее и точнее становятся правовые акты.

Нормы права, являясь «орудием» государства, дают гарантии их исполнения. Без норм права не может существовать нормально функционирующего общества и государства. Фактически юридическая норма есть результат саморазвития общества, поскольку она представляет собой продукт непосредственно человеческой деятельности. Это дает основание полагать, что человек сам осознает, что без определенных правил не может быть целостности общества, а без целостности общества вообще не существует. В данной работе уже было упомянуто, что вокруг нормы права длится давняя полемика, которая берет свое начало еще с древних цивилизаций. Однако, в конечном счете, эта полемика позволяет открыть все новые и новые представления о юридической науке в целом, а это, в свою очередь, может привести к эволюции права, к переходу его на высший уровень развития.

Список использованных источников

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010) // "Российская газета", N 27.07.2010.

2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 23.12.2010)// 220-221, 20.11.2002// "Российская газета" - 27.12.2010.

.Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 №136 ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп. вступающими в силу от 01.04.2010). // Парламентская газета", 31.12.2010.

.Институции Гая / Пер. с латинского Ф. Дыдынского / Под.ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова. - М.: Юристъ, 1997. - 368 с.

.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.

.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)//Российская газета - 27.12.2010

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)// Российская газета - 31.12.2010.

8.

Похожие работы на - Нормы права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!