Нормативно-правовой акт в системе источников права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,11 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормативно-правовой акт в системе источников права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Казахский Гуманитарно-Юридический Университет

Высшая Школа Национального Права

Кафедра: Теории и истории

государства и права





КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Теория государства и права

Тема: "Нормативно-правовой акт в системе источников права"



Выполнила:

студентка группы ЮДВ-201 дистанционного отделения

Мустафина Ж.Т.

Научный руководитель:

старший преподаватель Кубенов Е.С.




Астана, 2013 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и признаки нормативно правового акта

1.1 Понятие нормативно-правового акта

1.2 Признаки нормативных правовых актов

Глава 2. Виды нормативных правовых актов

2.1 Особенности Закона и его виды

2.2 Значение подзаконных актов

Глава 3. Действие нормативных правовых актов

3.1 Действие нормативных правовых актов во времени

3.2 Действие нормативных правовых актов в пространстве.

3.3 Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в следующем:

необходимостью улучшения правотворческой деятельности;

сложностью применения нормативных правовых актов, обусловленной множеством документов по одному и тому же вопросу, принятым различными органами в разное время;

необходимостью ликвидации правового нигилизма, замечено что "уровень правовых знаний населения обратно пропорционален количеству преступлений".

Также тема актуальна тем, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.

С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.

Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.

Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т.е. не обязательны для их адресатов.

Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

Нормативный акт - это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.

Под источниками права понимаются источники права в материальном и формальном смысле. Под источником права в формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права. Наиболее распространенными формами права считаются: Судебный прецедент, НПА, религиозные нормы, правовой обычай, традиционное право. Но все они имеют ряд недостатков по сравнению с НПА, а именно: правовой прецедент не имеет того авторитета обязательности который присущ НПА, не исключает возможность произвола, а также объем его действия не определен. Правовой обычай обладает еще большими недостатками, такими как: относительная неподвижность, неопределенность, локальный характер. НПА относится к романо-германской правовой системе.

Во время проведения своей курсовой работы, мы опирались на труды многих правоведов, как настоящего, так и прошлого времени. При работе я, в основном, использовала труды таких ученых, как Баймаханов М.Т. и Шершеневича Г.Ф. Особое предпочтение я отдала учебнику под редакцией Баймаханова М.Т. "Теория государства и права" и учебнику для вузов Шершеневича Г.Ф. Я посчитала, что именно в этих материалах наиболее полно отражена реальность казахстанского законодательства. Также в этих источниках довольно просто и доступно объяснялась сущность понятия "нормативно-правовые акты".

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия, особенности и виды нормативно-правовых актов.

Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи:

) рассмотреть понятие и признаки нормативно-правых актов, их особенности;

) раскрыть виды нормативно-правовых актов: особенности закона и его виды, значение подзаконных актов;

) Дать определение действию нормативно-правовых актов;

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении курсовой работы обосновывается актуальность данного исследования, определяются цели и задачи, показывается научно-практическая значимость. В первой главе работы раскрывается понятие и признаки нормативно-правовых актов. Во второй главе рассмотрены виды нормативно-правовых актов. В третьей главе определенны действие нормативно-правовых актов. В заключение курсовой работы сделаны соответствующие выводы.

нормативный правовой акт право

Глава 1. Понятие и признаки нормативно правового акта

1.1 Понятие нормативно-правового акта

Нормативно-правовой акт - письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие [1].

Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию помогают такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Республике Казахстан. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

Нормативные правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. Они проявляются, во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативный правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативный правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок "в обращении", чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Таким образом, нормативный правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативных правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений.

Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей:

Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических движений).

Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.

В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия.

В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными

Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел "Обязательственное право", глава "Исполнение обязательств", статья "Досрочное исполнение обязательства").

Таким образом, нормативно-правовой акт - это официальный акт компетентного правотворческого органа (должностного лица), содержащий норму права

1.2 Признаки нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт - это именно акт нормативного характера. По своему непосредственному содержанию он является носителем, местом пребывания, фактическим источником юридических норм.

Признаки нормативных правовых актов:

) Нормативный правовой акт несет волевое содержание. Относительно того, чью волю призван воплощать и реально воплощает данный акт, постоянно ведутся споры. Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли. По мнению С.С. Алексеева, независимо от органа или организации, принявших акт, "во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность, авторитарность" [12]. Позитивистские традиции имеют давние корни, были отражены еще в работах Г.Ф. Шершеневича. Он отмечал, что "норма права исходит непосредственно от государственной власти, составляет прямое выражение воли органов власти" [10]. Именно этот признак представляется исследователю принципиальным для выделения нормативных правовых актов из числа иных форм права. Г.Ф. Шершеневич допускает возникновение определенных форм вне государства (обычного права, канонов). Различие в том, что нормативные акты государство создает, а иные формы оно санкционирует [10].

) Официальный характер также выступает немаловажным признаком нормативного правового акта. Издаваемый органами государственной власти или иными уполномоченными органами, акт несет на себе отпечаток силы, его породившей. Официальный характер нормативные правовые акты получают в ввиду его связи с государством.

Закон Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" был принят 24 марта 1998 году.

Согласно пункту 11 статьи 1 данного закона нормативный правовой акт ─ письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.

Тот факт, что нормативный правовой акт предназначен для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе "государство - общество". Эту роль выполняет опубликование нормативных правовых актов для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. Именно в связи с официальным характером нормативных правовых актов устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведения других лиц. Способы осуществления этой деятельности за прошедшие столетия развивались и совершенствовались. Ввиду отсутствия периодических печатных изданий и всеобщей безграмотности требование письменной формы не могло быть осуществлено ранее ХХ века. Оглашение на площади, вырубание на камнях - вот первоначальные способы доведения до сведения. Но с развитием общества эти способы были потеснены более продвинутыми технологиями.

С учетом сказанного отметим, что опубликование как завершающая стадия законодательного процесса имеет огромное значение. С ним связано действие нормативных правовых актов. Процедура этой деятельности нуждается в детальном правовом регулировании. Благодаря ее точному исполнению нормативный правовой акт получает государственный официальный характер.

) Правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак представляется важнейшим, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Она выражается в иерархическом построении нормативных юридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень в иерархической структуре.

Необходимая иерархичность имеет место в случае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актах по основаниям, включая юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. А компетентные органы государственной власти должны осуществлять законные действия по защите этой системы от нарушений.

) Всеобщий характер также выступает важным признаком нормативного правового акта. Он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение. Нормативные правовые акты содержат правовые нормы, т.е. правила поведения общего характера, направленные на регулирование общественных отношений того или иного определенного вида".

) Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, т.к. именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства. Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

Что касается типичности как проявления нормативности, отметим следующее. Ответственность законодателя состоит в том, чтобы верно установить те общественные отношения, которые возникли в общественной практике, и их дальнейшее функционирование без юридического механизма затруднительно или невозможно. Так возникает большинство законов. Например, компьютерная техника в своем развитии входит во взаимодействие с человеческим обществом. Законодатель, реагируя на это взаимодействие, создает акты, направленные на регулирование отношений по поводу технических и виртуальных объектов.

Труднее задача законодателя в случае проектирования им тех отношений, которые в реальной жизнь пока отсутствуют, но с необходимостью возникнут. Так, например, создаются законы об органах власти и должностных лицах, о порядке их формирования, компетенции. Особенность публичных отношений в том, что возникнуть в жизни без правовых норм они не могут, т.к. их субъекты не создаются явочно, а действовать должны компетентно. Возможно, особенностями их перспективной типичности предопределяется уязвимость таких законов. Они создаются путем проб, дальнейшего корректирования, отмены неудачных решений.

Таким образом, типичность отношений сообщает акту нормативный характер. Он одинаково предназначен для всех субъектов, не адресован никому персонально. Благодаря этому признаку право может выступать мерой, равным масштабом поведения для других лиц.

) Для характеристики нормативного правового акта исключительно большое значение имеет его документарная природа. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник права, и как форма права, и как акт-документ. Юридической техники понимается как, "средства и приемы документарного выражения нормативного акта,… средства и приемы специально-юридического изложения их содержания". Действительно особая природа и предназначение нормативных правовых актов требуют четкого установления формы документа, требований к языку и стилю изложения. Относительно языка нормативных правовых актов Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "законодатель стремится дать предельно ясное и четкое, словесное выражение каждой правовой нормы, чтобы наиболее полно, определенно и вместе с тем просто и доступно передать ее содержание, обеспечить единообразное понимание и исполнение правовых норм" [10].

Вопросы формы, структуры и текста не достаточно освещены в законах. Этот пробел восполняется в подзаконных актах. Они же регулируют вопросы юридической техники применительно к законам.

) Для проникновения в сущность нормативного правового акта важны процедурные вопросы. Так, например, Г.Ф. Шершеневич указал, что "признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке" [10]. Этот признак представлялся ему столь значительным, что он предлагает в зависимости от его реализации определять политический режим государства: "Если в конституционных государствах, - пишет ученый, - граждане стремятся оградить себя твердым законодательным порядком от произвола исполнительных органов, то при абсолютном режиме монарх заинтересован в том, чтобы подданные знали и выполняли его волю, а для этого он должен установить форму, которая служила бы для подданных ручательством, что дошедшее до них повеление выражает действительную волю монарха" [10].

Значение процедурных вопросов исключительно велико, что подчеркивается возможностью отмены нормативных правовых актов в случае нарушения порядка их принятия. Этот вопрос становился предметом рассмотрения высших судебных инстанций.

) Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания. Например, Президент РК создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответствующих юридических нормах. Каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пределы представляет собой нарушение компетенции.

) Нормативный правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, т.к. их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между людьми (как индивидами, так и их коллективами). Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

С учетом сказанного можно выделить следующие признаки нормативного правового акта:

) волевое содержание;

) официальный характер;

) входит в единую систему;

) всеобщий характер;

) нормативность;

) документарная природа;

) принимается в специальной процедуре;

) издается управомоченными органами и лицами;

) регулирует общественные отношения.

Таким образом, понятие нормативного правового акта находится в постоянном развитии. Сохраняются основополагающие признаки этого феномена, такие как его связь с органами государственной власти, поддержка принудительной силой государства. Тем не менее, основания для удовлетворения современным состоянием нормативных правовых актов нет. Многочисленные примеры судебной практики свидетельствуют о том, что граждане, организации не видят в актах государства абсолютной истины. Как только политический режим допустил саму мысль об отсутствии священного происхождения и незыблемости актов государства, их система стала сыпаться под настойчивыми ударами заявителей в суде. Пиетет, как необходимая составляющая силы государства, практически исчез. Его место занимает желание любыми способами защитить свой интерес, даже если это борьба против государства и его актов. Все это явно свидетельствует о том, что нужны новые подходы к доктрине нормативных актов. Существует острая потребность придания ей юридической силы. Не случайно мы столь большое внимание уделяли социологическим школам в части их взглядов на авторитет Законодателя. Убежденность граждан в их сопричастности к деятельности государства, растворение воли всех в воле государственных предписаний, согласие с ограничениями, вера в обоснованность запретов - все это сделает авторитет нормативного правового акта действительным. Есть другие формы права, которые все это имеют в силу своего происхождения и сущности. Именно об этом должен помнить независимый и неприкосновенный Законодатель.

Глава 2. Виды нормативных правовых актов

2.1 Особенности Закона и его виды

В настоящее время нормативные правовые акты в Республике Казахстан по юридической силе делятся на две группы: на законы и соответственно подзаконные акты. Попытаемся доказать данное утверждение.

Определение, которое дается законам, следующее: законы - это принятые в особом порядке акты законодательного органа, обладающие высшей юридической силой и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений [2].

В структуре нормативных правовых актов нашей страны необходимо выделить законы Республики Казахстан, принимаемые высшим представительным и законодательным органом - Парламентом. Законы обладают высшей юридической силой и верховенством на территорий всей страны по отношению к другим НПА, издаваемым в соответствий с их компетенцией другими государственными органами. Перечень вопросов, по которым Парламент вправе издавать законы, и порядок их обсуждения, закреплены статье 61 Конституций, а также в Конституционном законе "О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", Регламенте Парламента, а также в уже упомянутом Законе Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" от 24 марта 1998 года.

В свою очередь, законы Республики Казахстан в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства делятся на конституционные и обычные. Конституционными законами, как правило, являются те из них, которые закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства, принимаются в особом порядке. К ним относятся сама Конституция, законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, законы, определяющие статус и полномочия высших и местных органов государственной власти, а также иные законы, конкретизирующие и развивающие положения Конституций, например, касающиеся прав и свобод человека и гражданина.

Различия в процедуре принятия и изменения конституционных законов сводятся к тому, что для принятия и изменения конституционных законов в зависимости от их характера при голосовании необходимо квалифицированное большинство - две трети голосов депутатов каждой из палат Парламента. Для обычных законов достаточным считается простое большинство голосов депутатов каждой из палат.

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.

По значимости содержащихся правовых норм, законы подразделяются на два вида: конституционные и обыкновенные.

К конституционным законам относятся законы, вносящие поправки в Конституцию, а также законы, предусмотренные для издания непосредственно самой конституцией. Наравне с обычными законами, у конституционных законов предусмотрена наиболее сложная процедура принятия их. К примеру, на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Обыкновенные законы - это нормативные правовые акты действующего законодательства, которые охватывают различные сферы общества. Они также обладают высшей юридической силой, но, к тому же, обязаны соответствовать Конституции и конституционным законам.

Обыкновенные законы подразделяются на кодификационные и текущие.

К кодификационным относятся законы, устанавливающие основы правового регулирования в какой-либо отрасли права (например, Законы РК "Об охране окружающей природной среды", "Об образовании") и все кодексы, принятые Парламентом РК. Кодексы достаточно детально регулируют лишь определённую область общественных отношений. В основном, кодексы относятся к определённой отрасли права (например, Уголовный Кодекс РК, Гражданский Кодекс РК, Семейный Кодекс РК и многие другие).

Конституция страны, являясь сама конституционным законом и правовой основой для принятия всех иных нормативно-правовых актов, выступает не только как сугубо юридический, но также как политический и идеологический документ по своему характеру и охвату самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества. Она обладает наивысшей юридической силой по сравнению с остальными источниками права, поэтому порядок ее принятия и внесения в нее поправок особо оговаривается в самой Конституции. Так, по действующему законодательству изменения и дополнения в нашу Конституцию могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента, принятым им по собственной инициативе, по предложению Парламента или Правительства, а также Парламентом в порядке определенном статьей 91 Конституции Республики Казахстан [2]. Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные на референдум, считаются принятыми, если за них проголосовали более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Законы (конституционные и обыкновенные) как разновидность НПА регулируют различные стороны политической, экономической и культурной жизни страны. Принимаются они всегда только по определенной регламентированной законодательством процедуре, при этом порядок их изменения (внесения поправок) и отмены должен быть аналогичен порядку их принятия. Это означает, что в случае необходимости внесения дополнений или изменений готовится соответствующий проект закона об изменениях и дополнениях, который вносится в Парламент, и далее повторяется процедура принятия закона.

Законотворческий процесс состоит из четырех основных стадий:

законодательная инициатива;

обсуждение законопроекта;

принятие закона;

опубликование;

Под законодательной инициативой понимается право внесения в органы представительной власти предложений по принятию и совершенствованию законодательства, т.е. конкретных законопроектов.

В соответствий с Конституцией Республики Казахстан законодательной инициативой обладают депутаты Парламента и Правительство. Обсуждение и принятие законопроекта в нашем Парламенте осуществляется сначала в нижней палате - Мажилисе, затем в Сенате, как правило, в нескольких чтениях, постатейно, по разделам или в целом. Законопроект может быть направлен из Парламента на доработку в Правительство, либо вовсе отклонен.

Принятый закон в течений 15 дней подписывается Президентом и затем подлежит официальному опубликованию в специальных изданиях, обнародуется через СМИ [2].

Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. Изменения и дополнения, внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената в законопроект, направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

Проект конституционного закона, рассмотренный и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Сената проект становится конституционным законом и в течение десяти дней представляется Президенту Республики на подпись. Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется Мажилисом или Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.

Внесенные Сенатом не менее чем двумя третями голосов его депутатов изменения и дополнения в проект конституционного закона направляются в Мажилис. Если Мажилис не менее чем двумя третями голосов его депутатов согласится с внесенными Сенатом изменениями и дополнениями, конституционный закон считается принятым.

Если Мажилис при голосовании по внесенным Сенатом изменениям и дополнениям не согласился с ними не менее чем двумя третями голосов депутатов, то разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики. Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.

Законы и международные договоры, признанные несоответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие.

Особой разновидностью законов являются кодексы (их называют еще органическими законами) - юридически цельные, внутренне согласованные нормы, регулирующие одну определенную область общественных отношений. К таким законам относятся прежде всего отраслевые кодексы - Гражданский и Уголовный кодексы Республики Казахстан, Кодекс об административных правонарушениях и др. Это как правило, НПА, рассчитанные на длительное использование, отличающиеся высоким уровнем нормативного обобщения. Кодифицированные акты, которые обеспечивают полное, обобщенное и системное регулирование той или иной группы общественных отношений (а к ним относятся также уставы, положения), всегда имеют свою логическую структуру, весь нормативный материал распределен по разделам и главам, согласован. Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют общая часть или общие положения, где закрепляются исходные принципы и нормы.

Законы как уже отмечалось, могут приниматься на референдуме по результатам всенародного голосований. Поскольку законы являются актом высшей власти в обществе, их подписывает глава государства.

Президент Республики Казахстан в соответствии с действующим законодательством вправе придавать своим указам силу конституционного закона. Право главы государства издавать законы закреплено в подпункте 4) статьи 53, а указы, имеющие силу закона, в пункте 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, а также в пунктах 1 и 2 статьи 20 конституционного закона РК от 26 декабря 1995 года "О Президенте Республики Казахстан".

Можно в этом случае говорить о "делегированном законодательстве", уполномочивающем Президента принимать акты законодательного характера в установленном Конституцией порядке до принятия необходимых законов Парламентом.

Резюмируя все вышесказанное, можно определить, что закон - это особый вид НПА, который характеризуется следующими признаками:

а) закон - это юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введении в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению;

б) закон - это акт строго определенных, высших органов государственной власти;

в) закон обладает высшей юридической силой. Это означает: а) все остальные правовые акты должны исходить из законов и не противоречить им. В случае расхождения акта с законом, действует последний; б) закон не подлежит утверждению со стороны какого-нибудь органа; в) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал.

г) закон - это нормативный акт, содержащий нормы, которых раньше в правовой системе не было и обязательно по наиболее важным вопросам общественной жизни [2].

Несмотря на важность и особое место законов в иерархий НПА, надо сделать очень важное для современного правопонимания в целом и характеристики закона замечание. В романо-германском праве закон никогда не отождествлялся и не отождествляется с правом, так как могут приниматься и несправедливые (неправовые) законы, а строгое соблюдение всех принятых государством законов никогда автоматически не гарантировало истинного правопорядка. Законы лишь наиболее распространенный источник права, они составляют скелет правовой системы, кроме того, закон не всегда является только актом высшего законодательного органа - Парламента, как это принято считать согласно устоявшемуся о нем представлению в соответствии с теорией закона.

Среди законов особое место занимает Конституция. Конституция имеет четыре основных функции: юридическое закрепление фактической власти и суверенитета народа, определение форм осуществления этой власти и суверенитета; учреждение системы государственных органов; определение принципов правового регулирования; гарантирование свободы личности и определение конституционных основ взаимоотношений власти и личности [5].

Конституция в Республике Казахстан является основным законом, обладает высшей юридической силой и определяет правовую основу государства, систему правосудия, права и свободы граждан и многое прочее.

Следует отметить отличия конституции от других нормативных актов:

Конституция имеет учредительный и основополагающий характер. Она регулирует наиболее важные общественные отношения, которые коренным образом затрагивают интересы всех граждан. Конституция РК устанавливает исходные нормы по вопросам организации и деятельности государства, закрепляет права и свободы граждан РК, порядок национально - территориального устройства, деятельности органов местного самоуправления. Поэтому, по отношению ко всем другим правовым нормам, конституционные нормы являются первичными.

как уже было отмечено, конституция является основным законом государства, составляющим фундамент всей правовой системы;

Конституция обладает наивысшей юридической силой. Главенствующая роль Конституции как основного закона, выявляется в том, что любой закон обязан приниматься в строгом соответствии с ней;

она характеризуется стабильностью. Это объясняется тем, что конституция закрепляет в себе устои государственного и общественного строя.

Нормативное закрепление положения о высшей юридической силе Конституции и ее элементов способствует раскрытию положения о Конституции как центре правовой системы.

Особое действие Конституции обусловлено несколькими особенностями: [5]

.Учредительное действие Конституции. Когда она признает юридическую значимость всех ранее принятых актов и целостность их существования. Тем самым обеспечивается преемственность развития правовой системы и подтверждение юридической силы ранее принятых актов.

2.Конституция устанавливает официальную, признанную государством и обществом классификацию основных правовых актов. Типология юридических актов отражает систему органов государства и опосредуемых правом основных форм их деятельности.

.Конституция определяет связи основных правовых актов между собой.

.Большое правообразующее значение имеет установление в Конституции главных целей и объектов правового регулирования.

Конституция закрепляет основы общественно-политического и экономического строя, провозглашает цели и принципы государства, основы его внутренней и внешней политики, национально-государственного устройства, правового положения личности. Принципы, провозглашенные в Конституции, являются руководящими для всей политико-правовой системы государства.

В настоящее время нормативные правовые акты в Республике Казахстан по юридической силе делятся на две группы: на законы и соответственно подзаконные акты. Попытаемся доказать данное утверждение.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения [3].

На протяжении многих тысячелетий понятие закон используется в практической и научной деятельности. Бывает и так, что закон отождествляется понятию самого источника права. И в связи с этим ещё в середине 19 века учёные-теоретики внесли предложение о понятии закона в 2-х смыслах: формальном и материальном. В формальном смысле закон понимался как нормативный правовой акт, принятый законодательным органом в специальной процедуре; в материальном смысле - как тождественное понятие для всех источников права в целом.

Всякие попытки объединить эти понятия могут привести к неблагоприятным последствиям. Во всех демократических государствах мира закреплён принцип независимости судей.

Как и любой нормативный правовой акт, закон обладает своими признаками:

всегда содержит правовые нормы, является юридическим документом;

принимается высшим органом законодательной власти или самим народом, посредством референдума;

издаётся для решения наиболее важных, для государства и общества, вопросов и устанавливает основу правового регулирования во всех отраслях права;

правом отмены или поправки обладают только те органы, которые приняли данный закон, либо, в случае несоответствия Конституции, Конституционным Судом Республики Казахстан.

Говоря о законе, как об источнике права, нельзя не отметить его отличие от других нормативных правовых актов;

от актов индивидуального характера, т.е. тех актов, которые содержат чёткие инструкции по конкретным вопросам (к примеру, нормативный акт о назначении на должность судьи районного суда РК);

от актов толкования, т.е. тех актов, которые лишь разъясняют действующие правовые нормы, но не могут устанавливать какие-то новые (например, постановление).

В демократическом государстве законы должны быть ведущими источниками права, основой правопорядка и всей правовой системы в целом.

"Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране".

Но следует знать, что под законодательством понимаются не только законы, но и иные нормативные документы с содержанием правовых норм (например, указы Президента РК).

В последнее время указы Президента стали обладать соответствующей, что и закон, юридической силой до принятия и вступления закона в силу по конкретному вопросу. В частности, в части первой Гражданского Кодекса Республики Казахстан прямо записано: "В случае противоречия указа Президента Республики Казахстан или Постановления Правительства Республики Казахстан настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".

Важную роль в системе законодательства играют отраслевые законы, такие как: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы и т.п. Также существуют и межотраслевые законы, содержащие в себе правовые нормы нескольких отраслей права (например, право собственности складывается из норм конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей права).

2.2 Значение подзаконных актов

Подзаконный правовой акт - официальный письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, руководителем министерства или ведомства, руководителем предприятия, учреждения или организации), имеющий обязательный и властный характер и регулирующий общественные отношения.

Подзаконные правовые акты подразделяются на региональные, акты органов местного самоуправления, локальные правовые акты, нормативные и индивидуальные. Такое разграничение имеет большое практическое значение, так как оно позволяет четко, рационально организовывать работу разных властных структур. Критерием деления подзаконных правовых актов на региональные, акты органов местного самоуправления и локальные правовые акты выступает их юридическая природа, включающая юридическую силу, сферу действия, содержание, порядок принятия и оформления.

В системе юридических актов подзаконные правовые акты занимают вторичное место, по сравнению с законами. В большинстве случаев они издаются на основе и во исполнение законов, направлены на их конкретизацию, воплощение в жизнь.

Подзаконные правовые акты представляют собой не простое сложение правовых актов, а определенную, внутренне согласованную систему, являющуюся частью правовой системы Республики Казахстан.

Реализация подзаконных правовых актов, будучи сложным образованием, выступает как часть механизма реализации права. Причем наряду с общими, присущими системе реализации права признаками, она обладает и своими признаками, отличающими ее от других элементов механизма реализации права.

Реализация подзаконного правового акта представляет собой многоуровневое явление по воплощению положений подзаконного правового акта в жизнь посредством правомерного поведения соответствующих субъектов и системы специфических юридических средств и методов.

Реализацию подзаконных правовых актов целесообразно подразделить на реализацию региональных подзаконных правовых актов, а также реализацию правовых актов органов местного самоуправления и реализацию локальных правовых актов.

В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием "подзаконные нормативные правовые акты". Такое разделение нормативных актов показывает, что правовое регулирование общественных отношений в современных государствах осуществляется не только одними лишь законами, как могло бы предполагаться в идеале, но и другими видами нормативных правовых актов, в виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений. Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать "свои" правовые акты. В доктрине континентальной правовой системы сложилась традиция наделять правом издания нормативных правовых актов только законодательные и исполнительные органы государственной власти, а судебные органы при решении конкретных дел должны издавать только правоприменительные акты (акты однократного действия, адресованные персонально определенным лицам), такие как приговоры, решения суда и т.п.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, устанавливающие и содержащиеся нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

В юридической энциклопедии под подзаконным актом понимается - правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнения.

В настоящее время известны следующие виды подзаконных актов:

) Нормативные правовые акты Президента Республики Казахстан.

В статье 20 Закона Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" определена форма актов, которые издает Президент. Это указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территорий Республики Казахстан. Кроме того он в праве издавать законы (в случае, предусмотренным подпунктом 4 ст.53 Конституции) и указы, имеющие силу законов (согласно п.2 ст.61 Конституции).

Президент является главой государства и поэтому, в соответствии с этим, его указы занимают второе, после законов, место в иерархии, и также требуют их исполнения на территории всего государства. Предметом регулирования указов Президента РК являются основные направления внешней и внутренней политики. Если случится так, что указ Президента противоречит Конституции и законам РК, то Конституционный Суд РК, на основании его заключения, принимает решение об утрате силы данного указа. Процедура принятия и вступления в силу указа проходит быстрее, чем в законах.

) Нормативные правовые постановления и распоряжения Правительства. Они издаются во исполнение Конституции, законов и нормативных указов Президента в пределах собственной компетенции, по важным вопросам экономической, социальной, культурной жизни страны, обязательны для исполнения на всей территории страны и отражают специфику управленческой деятельности Правительства. Их еще можно именовать актами высшего исполнительного органа. Постановления Правительства Республики Казахстан принимаются коллегиально. Распоряжения издаются и подписываются Премьер-министром на основе единоначалия и касаются, как правило, внутренней деятельности Правительства либо адресуются узкому кругу исполнителей.

Принимаются подзаконные нормативные акты также уполномоченные на то руководители министерств, госкомитетов и иных ведомств. Данные акты называются приказами, инструкциями, положениями, в них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных учреждений по выполнению задач, входящих в компетенцию этих органов.

) Нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан.

Как известно, назначение такого органа, как Конституционный Совет заключается, в первую очередь, в проверке принимаемых нормативно-правовых актов на предмет их соответствия Конституции Республики Казахстан. Таким образом, это орган конституционного контроля, и его заключения о конституционности или неконституционности НПА, оформляемые в виде нормативного постановления, являются обязательным для всех. Кроме того, Конституционный Совет дает толкование норм Конституции. Что касается нормативных постановлений высшей судебной власти - Верховного Суда, то они содержат руководящие разъяснения по применению тех или иных законов и иных нормативных правовых актов и также обязательны для всех судов и иных государственных органов. Не подлежат регистраций нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан.

) акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администраций)

издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления и распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;

) ведомственные акты - издаются в пределах компетенций того или иного органа и распространяются только на членов данного коллектива. Их особенность состоит в том, что они издают приказы и инструкции, содержащие правовые нормы, в соответствии с постановлениями Правительства РК, указами Президента РК и законами РК. Поэтому любой ведомственный акт должен быть основан на указании вышестоящих органов, что на практике редко бывает.

В современном казахстанском законодательстве известно множество таких актов. В их число входят: приказы, постановления, уставы, положения и многие другие акты. Создаются они с целью реализации функций государственного управления в различных сферах общественной жизни, будь то наука, культура, промышленность и многое другое. Они обязательны для исполнения всеми подведомственными министерствам и ведомствам организациями, учреждениями и должностными лицами.

Нормативным правовым актам министерств, которые затрагивают права и свободы граждан, необходимо пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РК и опубликовать данный акт после неё не позднее срока в десять дней.

Государственная регистрация необходима, так как она проверяет законность решения министерств или ведомств. То есть проверяется, не ущемляются ли права и свободы граждан данным актом, не возлагаются ли на них несвойственные им обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. При разрешении споров в судах, нельзя использовать данные акты при принятии решения. Такое ограничение является необходимым средством борьбы юристов за справедливость в принятии и применении актов, субъектом исполнения коих являются граждане. Центральные органы федеральной исполнительной власти обязаны доводить до сведения соответствующих учреждений и организаций РК о принятых ими ведомственных нормативных актов.

На основе вышесказанного можно сказать, что общим обстоятельством для всех видов подзаконных актов в Республике Казахстан, совместно с законами, является то, что они служат источником правопорядка и законности. Граждане и юридические лица ориентируются на принятые правовые решения. У подзаконных актов есть своя иерархия, отличная от иерархии административной. К примеру, Постановление Правительства на республиканском уровне имеет большую юридическую силу, нежели аналогичное постановление, только уже правительства области или министерства.

Также существуют локальные правовые акты государственных организаций и негосударственных учреждений с различными формами собственности. С целью законодательного закрепления их деятельности, они создают различные нормативные правовые акты: уставы и положения. Такие акты составляют нижнее звено в системе подзаконных актов и для того, чтобы приобрести юридическую силу, им требуется зарегистрироваться в соответствующем муниципальном органе власти. К примеру, устав закрытого акционерного общества только после регистрации в государственных органах власти, приобретает свою юридическую силу.

Следовательно, как и было сказано выше, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных правовых актов, которые, в свою очередь, подразделяются на соответствующие виды.

Подзаконный нормативно-правовой акт - это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.

Подзаконный нормативный акт - понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативно-правовые предписания - от актов высших представительных органов, Президента, Правительства до актов местных органов власти и управления.

Всем этим актам присуще одно общее свойство - подзаконность.

Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы, требование верховенства законов означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными.

Вместе с тем подзаконность нормативных юридических актов не означает их "меньшую" юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

Тем более было бы неверным недооценивать социальное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования.

Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образуют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актам Министерства финансов.

Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь нужно, строго отличать нормативные акты от индивидуальных управленческих актов, содержащих индивидуальные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных атов - актов толкования.

Глава 3. Действие нормативных правовых актов

.1 Действие нормативных правовых актов во времени

Для реализаций и применений содержащихся в НПА правовых норм очень важно установить время их действия, пределы, границы их действия, а также круг лиц, на которых они рассчитаны. Поэтому нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Общее правило гласит, что нормативный акт действует бессрочно, если в самом акте или акте о введении его в действие не предусмотрено иное. Действие НПА начинается с момента его вступления в силу и заканчивается с момента утраты им юридической силы. Наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его опубликования. На практике различные НПА вступают в силу в разные сроки, и действие их (применение) не всегда совпадает со временем вступления в юридическую силу.

В государственно-правовой практике разных стран используются различные способы введения в действие НПА, и этот порядок определяется в законодательном порядке. Как правило, на этот счет принимается специальный нормативный акт, которым определяется, наряду с процедурой принятия, также порядок опубликования и введения их в действие.

В соответствии с Законом о нормативных правовых актах Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. по истечении десяти дней после их первого официального опубликования вводятся в действие законы Республики Казахстан, указы Президента, постановления Правительства, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки. Постановления Парламента РК и его палат вводят в действие со дня первого официального опубликования, если не указаны иные сроки. Постановления Конституционного Совета - со дня их принятия. Нормативные акты центральных исполнительных и иных центральных государственных органов, как входящих, так и не входящих в Правительство, постановления Верховного Суда, Национального банка, а также местных представительных и исполнительных органов - по истечении десяти календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах не указано иное. Очень важным представляется следующее положение названного закона: "Нормативный правовой акт, предусматривающий юридическую ответственность за действия, которые ранее не влекли такой особенности, либо устанавливающий более строгую ответственность по сравнению с прежней, не может быть введен в действие до истечения десятидневного срока после официального опубликования этого акта" (п.4 ст.36) [2].

Это очень надежная гарантия соблюдения и защиты прав человека. В связи с этим следует также помнить о том, что в пункте 4 статьи 4 Конституции Республики Казахстан записано, что обязательное опубликование законов, касающихся прав и свобод граждан, является условием их действия.

В некоторых случаях порядок введение в действие НПА может определяться самим актом, например, порядок введения в действие кодекса определяется самим кодексом или отдельным законом.

Итак, существует три варианта вступления НПА в юридическую силу:

после истечения определенного срока после их опубликования;

сразу после официального опубликования;

время вступления может быть определенно в самом НПА либо в специально принятом по этому поводу акте (например, постановлении Парламента о введении в действие закона или постановления);

НПА, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в силу с момента их получения, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие;

сразу после их принятия и подписания (нормативные постановления Конституционного Совета РК).

Как уже отмечалось, прекращение действия НПА связано с утратой ими юридической силы, которая утрачивается в связи со следующими обстоятельствами:

а) с истечением срока действия, на который НПА был принят (если этот срок в НПА указывается, например, Закон об амнистий или чрезвычайный (временный) закон, в котором кроме срока действия (до сохранения чрезвычайных обстоятельств) указывается территория его действия);

б) в связи с прямой отменой НПА уполномоченным на то органом;

в) в связи с заменой НПА иным актом, регулирующим те же общественные отношения.

В правовой практике, в том числе в Казахстане, сложилось правило, в соответствии с которым при значительном количестве актов или их частей, которые утрачивают силу в связи с принятием новых актов или изменениями в них, принимается специальный акт о признаний утратившими силу перечня актов целиком или их отдельных частей с указанием срока (даты) первоначального их принятия.

Действие нормативного акта или его частей также может служить истечение срока действие (если это временный акт), признание его неконституционным в порядке, установленном Конституцией, а также признание акта или его частей утратившими силу.

3.2 Действие нормативных правовых актов в пространстве.

Закон и иные нормативно-правовые акты действуют на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип означает, что пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом, то есть НПА государства действуют прежде всего на его территорий [2].

Итак, по общему правилу, исходя из принципов государственного суверенитета и территориального верховенства, законы и иные акты Республики Казахстан действуют на всей территории, на которую распространяется юрисдикция, то есть власть государства. Такой территорией признаются земное пространство в пределах сухопутных границ государства, недра, внутреннее воздушное и водное пространство, а также территория посольств и консульств за границей, территория воздушных и морских судов.

Перечень НПА, которые распространяют свое действие на всю территорию Республики Казахстан, если в самих актах не установлено иное, содержится в статье 41 Закона о нормативных правовых актах Республики Казахстан. Это нормативные акты, принятые Парламентом, Президентом, Правительством, иными центральными исполнительными и центральными государственными органами.

Кроме того, некоторые законы, изданные в порядке текущего законодательства, а также иные подзаконные НПА могут действовать лишь на территории государства, и это указано в самом правовом акте (например, правовой акт об объявлении территории свободной экономической зоной и др.).

Кроме того, в некоторых случаях при рассмотрении споров по внешнеторговым сделкам, по делам о принятии наследства допускается использование иностранного законодательства.

В современных условиях, когда национальные правовые системы стремятся приблизиться к международно-правовым стандартам, расширяются политические, торговые и иные связи государств, а также их сотрудничество в различных областях хозяйственной и экономической деятельности, особую значимость приобретает применение норм международного права ко внутригосударственным отношениям.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Так, наши законы не действуют на территории иностранных посольств и консульств, расположенных в нашей стране, и не распространяются на дипломатических работников и других официальных лиц, представляющих иностранные миссии.

Конституцией Республики Казахстан специально определятся и непосредственное действие на нашей территорий норм международного права, речь идет прежде всего об общепризнанных нормах о правах и свободах человека. Так, в статье 4 конституции говорится: "Международные договора, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона". Это означает, кроме того, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы.

3.3 Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Важное значение для правильного применения и эффективности правовых норм имеет определение их действия по кругу лиц (кому адресуется содержащиеся в этим НПА предписании).

По общему правилу Конституция, законы и иные нормативные акты распространяются на всех граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также на юридических лиц, действующих на территории государства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами и международными договорами, ратифицированными Парламентом. Другими словами, адресатами их являются не только граждане данного государства, но и иностранцы, а также лица без гражданства и лица, имеющие двойное гражданство, если одно из них является гражданством данного государства.

Так, в статье 12 Конституции нашей страны сказано, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике всеми правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. Таким образом, законодательство РК в соответствий с международной практикой приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к казахстанским гражданам. Также согласно сложившейся международной практике принят специальный Закон "О правовом положении иностранцев в Республике Казахстан", которым определяются условия пребывания иностранцев в нашей стране, их права, обязанности и др.

Вместе с тем, конечно же, любое государство, наделяя не только своих граждан конституционными правами и свободами, возлагая на них юридические обязанности, в первую очередь гарантирует права и свободы своим гражданам, принимает меры к соблюдению законов прежде всего своими гражданами, а также обеспечивает их защиту за пределами государства.

Например, по законодательству Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства не могут призываться в действующую армию, они не могут быть назначены на государственные должности, не участвуют в голосований при выборах, на них не распространяются многие другие нормы действующего законодательства, например, о льготах, о пенсионном обеспечении и др. Одним словом, они не пользуются теми правами и свободами, которые неотделимы от гражданства.

Но в то же время они могут быть привлечены к уголовной и иной ответственности за совершение правонарушений по законам Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными соглашениями. Также, несмотря на то, что граждане Республики Казахстан пользуются покровительством и защитой и за пределами страны, они несут ответственность за правонарушения по законам той страны, где их совершили, либо несут ответственность по нашим законам, если не понесли наказания в той стране и были выданы в соответствии с правовыми соглашениями между государствами о выдачи правонарушителей.

Как уже отмечалось, представители иностранных государств (главы посольств, консульств и иные сотрудники дипломатических учреждений) наделяются правом дипломатического иммунитета. Они не могут быть арестованы и задержаны, обысканы. Вопрос об их административной и уголовной и административной ответственности за правонарушения. Совершенные на территории Республики Казахстан, решается дипломатическим путем. Иногда лицо прежде всего лишается иммунитета своим правительством и тогда может быть предано суду местным законам.

В целом же адресность НПА зависит от их содержания и назначения. Так, некоторые правовые акты прямо адресуются конкретным субъектам права (военнослужащим, госслужащим, студентам, пенсионерам, льготникам, например, Закон о предоставлении льгот жертвам ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне или жителям приаралья).

Обратная сила закона.

По общему правилу закон обратной силы не имеет и новый нормативный правовой акт распространяется на те общественные отношения, которые возникают после их принятия.

Это значит, что закон не действует на те отношения, которые возникли до его принятия. Вместе с тем из этого правила есть исключения, и закон может иметь обратную силу в следующих случаях:

)Когда в самом НПА дано указание на его обратную силу;

2)Когда уголовный (административный) закон смягчает или отменяет ответственность. Таким образом, обратная сила закона означает, что закон распространяет свое действие также на все те случаи, которые имели место до его вступления.

Обратная сила закона - это исключение, каждый случай придания закону обратной силы оговаривается в законе. Когда закон обратной силы не имеет, то, например, в случае возникновения имущественного или иного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменен или изменен [2].

Презумпция непризнания обратной силы закона действует во многих странах и способствует стабилизаций общественных отношений, уверенности граждан в гарантированности их прав и свобод со стороны государства.

В статье 37 Закона о НПА Республики Казахстан предусмотрены те же основания для обратной силы закона.

Исключения из этого правила, например, когда уголовный закон имеет обратную силу в случае смягчения или отмены наказания, характеризуют гуманный характер права.

Заключение

Нормативные правовые акты - наиболее изученные в отечественном правоведении форма права. Исследованию подвергались природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов заключается в их иерархичности, системности.

Теоретические исторические наработки по вопросу "нормативно-правового акта" позволяют создать любому современному государству прозрачную и доступную систему законодательства, характерную для демократического общества. Реализация данного положения в первую очередь зависит от общественно-политического строя и социальной направленности государства.

Для правоприменения знание теории особенностей "нормативно-правового акта" позволяет не только решать сложные практические вопросы, но и прогнозировать ход развития законодательства с учетом местных социально-политических условий.

Подзаконные акты (а именно их система) изучены пока недостаточно: имеются лишь отдельные работы. Это в известной степени объясняется изменчивостью подзаконных актов, их ускользающей природой, склонностью подменять наименования и содержание.

Подзаконные акты представляют собой объемную разнородную совокупность. В десятки раз превышая количество законов, именно подзаконные акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.

Развитие законодательства - одно из важнейших направлений реформы правовой системы. От его состояния зависит наличие связей между всеми элементами правовой системы, а также между ней и иными социальными системами (экономической, политической и др.). Анализ состояния законодательства помогает более предметно выявить как позитивные черты, так и недостатки всех элементов правовой системы, очертить пути их дальнейшего реформирования.

Одним из важнейших принципов развития национального законодательства является строгое соответствие законопроектов положения Конституции страны. В условиях реформирования социально-политического строя Казахстана необходима переориентация всего массива законодательства в соответствии с Конституцией, формирования ряда принципиально новых правовых институтов. Законотворчество, однако, должно не только следовать конституционным нормам, но и обеспечивать реализацию ее положений. Совершенствование законодательства в Республике Казахстан призвано содействовать и его стабилизации. Стабильность законодательства зависит от качества принимаемых юридических документов, их жизнеспособности, полноты и совершенства решений регламентируемых ими вопросов.

Список использованной литературы

1. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I О Нормативных правовых актах (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2011 г.)

. Баймаханов М.Т. Теория государства и права: Учебник/ Под редакцией Бейсеновой А.У. - Алматы: Атамура, 2006. - 392 с.

. Булгаков Д.А. Теория государства и права Учебное пособие-Алматы: Юридическая литература, 2004. - 111с.

. Дулатбеков Н.О. Основы государства и права современного Казахстана: Учебы, пособие/ Н.О. Дулатбеков, С.К. Амандыкова, А.В. Турлаев. - Астана: Фолиант, 2000. - 284с.

. Ибраев А.С., Ибраев Н.С. Теория государства и права. Учебное пособие. - Алматы "Жеті жарғы", 2003. - 432с.

. Клименко А.В. Теория государства и права: Учебн. пособие/A.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Мастерство, 2002. - 224 с. - (Среднее профессиональное образование)

. Общая теория государства и права. Академический курс в двух томах. Под ред. профессора М.Н. Марченко. - т. 1 Теория государства. - М.: изд "Зерцалов", 1998, - 416 с.

. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы /Ред.О.Е. Кутафина. - М.: Юрист, 2001. - 416 с.

. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1998.

. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. II - М., 1911. - 470 с.

. Конституция Р. К: Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. С изменениями и дополнениями, внесенными Законом.

. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II - М.: Юрид. лит. 1982.

Похожие работы на - Нормативно-правовой акт в системе источников права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!