Анализ сущности нормативно-правового акта как основного источника права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ сущности нормативно-правового акта как основного источника права

Содержание

Введение

. Официальные источники права современной России

. Характеристика источников хозяйственного права

.1 Правовые акты в сфере предпринимательства

.2 Судебная практика

.3 Правовая доктрина

.4 Правовой обычай

.5 Договор как источник хозяйственного права

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы данной работы определяется тем, что ключевая категория правоведения - источник права, традиционно является одной из самых дискуссионных. В литературе подчеркивается значимость исследования вопросов, касающихся источников права, так как представления о них являются своего рода отправной точкой в процессе познания права. Однако до сих пор нет не только единого определения этого понятия, но и сама правомерность его употребления ставится под сомнение. Еще Н.М. Коркунов отмечал, что характеристика юридических норм по их источнику предполагает уже решенным один из труднейших и наиболее спорных вопросов науки теории права - вопрос о происхождении права. Правоведы соглашаются с известным замечанием Канта о том, что юристы до сих пор все еще ищут определение права, однако проблема его источников не может быть разрешена в отрыве от общего понимания сущностных черт и признаков права. Неопределенность толкования права как основополагающей категории юриспруденции не освобождает ученых от поиска наиболее общих, универсальных определений базовых понятий, на которых держится система правовых знаний.

Хотя вопрос о единообразном понимании сущности источника права нуждается в специальной теоретической разработке, комплексных трудов, посвященных данной тематике, в отечественной юриспруденции немного. Исследователи в своих работах чаще затрагивают лишь отдельные аспекты источниковедения, представляя в целом по данному предмету познания обширные, но довольно разрозненные данные и противоречивые точки зрения.

Вместе с тем нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема источников права всегда была в сфере научных интересов исследователей. В общетеоретическом плане данной или смежными проблемами занимались Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, Л.И. Антонова, С.Н. Братусь, В.М. Баранов, А.И. Васильев, И.В. Воронкова, В.Б. Исаков, Д.А. Керимов, С.Ф. Кечекьян, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, Г. В. Мальцев, СЮ. Марочкин, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, СВ. Поленина, И.Н. Сенякин, В.Н. Синюков, Н.Н. Разумович и другие. Проблема источников права часто становится предметом отраслевых юридических наук, которые, конечно, не могут не затрагивать отдельных сторон общетеоретических проблем источников права. Значительный вклад в разработку теоретических основ источников права внесли труды СА. Авакьяна, М.В. Баглая, Т.Д. Зражевской, Ф.И. Калинычева, М.Г. Кириченко, И.В. Котелевской, В.Ф. Котока, И.Н. Кузнецова, В.О. Лучина, В.В. Маклакова, Л.А. Морозовой, Г.И. Муромцева, Н.А. Михалевой, В.А. Пертцика, Б.А. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Б.С. Эбзеева. Из общего ряда выделяется фундаментальная работа О.Е. Кутафина «Источники конституционного права Российской Федерации» (М., 2002).

Актуальность избранной темы исследования и недостаточность ее разработанности определили цели и задачи исследования.

Целью исследования является анализ сущности нормативно-правового акта как основного источника права.

Эта цель потребовала решения следующих задач:

-определить юридическое понятие источника права;

-исследовать виды источников права и дать их характеристику;

-определить официальные источники права современной России;

-выявить место и роль нормативного правового акта в системе источников российского права;

-исследовать порядок опубликования и пределы действия нормативных правовых актов в современной России.

Методологической основой исследования стали методы, позволяющие решить поставленные задачи и достичь целей исследования. В различных сочетаниях и в зависимости от решаемой задачи использовались общенаучные и частно-научные методы: историко-правовой метод, метод системно-структурного анализа, сравнительно-правовой метод, метод лингвистического толкования, в некоторой части - элементы синергетического подхода.

1. Официальные источники права современной России

Считается, что термин «источник права» впервые был введен в научный оборот древнеримским мыслителем Титом Ливием, который называл Законы XII таблиц источником всего публичного и частного права (fons omnis publici privatique juris). С этих пор проблема единообразного понимания сущности источника права как базовой категории юриспруденции стала непреходящей.

Ученые выявляют две основные тенденции в истории формирования понятия «источник права»: более раннюю и устойчивую - субъективистскую (определяемую через правотворящие силы, Бога, церковь, государство и т.п.) и более позднюю и фрагментарную - объективистскую (определяемую через дух, разум, сознание, психику, культуру и пр.).

В самом общем своем значении источник права является своего рода абстрактным образом, который, скорее, должен помочь пониманию, чем дать понятие того, что обозначается данным выражением. М.С. Студеникина видит термин «источник права» условным, обозначающим «формы, с помощью которых государственная воля становится юридической нормой». А.А. Рубанов обращает внимание на то, что понятие «источник права» принадлежит к группе правовых дефиниций, которые по своей сути представляют собой метафоры. Б.Н. Топорнин также отмечает метафорический, образный характер понятия «источник права», а то, что оно стало общепринятым, предлагает рассматривать как некую конвенциональную условность.

В истории правовой мысли и на современном этапе развития представлений о праве можно встретить разнообразные подходы к объяснению сущности и природы источников права.

Так, Ф.В. Тарановский использует термин «источник права» в трех значениях: как источник познания права, как источник права в материальном смысле (фактор, обусловливающий возникновение права) и как источник права в формальном смысле (закрепление права в позитивных предписаниях). Н.Г. Александров понимает под источниками права факты, которые непосредственно обусловливают отличие правовых социальных норм от неправовых и определяют специфику права (акты государственной деятельности, устанавливающие правовые нормы или санкционирующие в качестве таких норм иные социальные нормы). А.М. Васильев категорией «форма (источник) права» обозначает форму реального выражения и объективизации государственной воли господствующего класса, выраженной в нормах права. В.С. Нерсесянц называет источниками права как социальные факторы, определяющие содержание правовых норм, и государство как ту силу, которая творит право, так и источники информации о праве. А.Б. Венгеров представляет более узкое понимание источника права - как объективированного закрепления и проявления содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и других источниках. С.С. Алексеев высказывает похожую точку зрения, он считает источником права исходящие от государства или признанные им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения. В.П. Малахов поддерживает общее и образное понимание смысла источника права как продукта действия права, его воспроизводящей величины. В доктрине стран «общего права» основными источниками права признаются прецедент и законодательство (статут), причем прецедент подчинен статуту в том смысле, что статут может отменить прецедент. Приведенные подходы только подтверждают традиционно сложившееся в юриспруденции деление источников права на материальные и формальные; источники же знаний, информации о праве к источникам права относить нельзя, так как собственно правового характера они не имеют (не создают новых правил поведения и не закрепляют их официально), а являются способом знаковой коммуникации между людьми.

При выработке общего понятия формы права, как отмечает М.Н. Марченко, важно учитывать такие постулаты правовой теории, как признание того, что форма права, как и само право, многогранна и многозначна, форма права не существует сама по себе, в отрыве от ее социальной сущности и содержания, по законам формальной логики форма права выступает парной категорией по отношению к содержанию права, форма права является постоянно развивающимся, динамичным правовым явлением.

В целом, как отмечает М.Н. Марченко, четкая теория источников права создает условия для формирования ясного представления о содержании права, системе права, норме права и других правовых явлениях.

Как правило, под термином источник права понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право. В этом смысле источниками права являются:

-правовой акт

-правовой обычай

-судебный прецедент

-правовая доктрина

-нормативный договор

Источником права может быть не любой правовой акт, а только тот который носит нормативный характер.

К таким источникам относятся:

а) внутреннее законодательство;

б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России.

Под источниками права имеются в виду правовые акты различных государственных органов, в которых устанавливаются нормы права - общие правила поведения в определенной сфере.

Основные источники права в РФ:

-Конституция РФ;

-Международные договоры и соглашения;

-Законы РФ и иные нормативно-правовые акты;

-Судебная практика.

Существует два вида прецедентов: судебный (например, решения, принимаемые по гражданским и уголовным делам) и административный (например, решения, принимаемые административными органами или административными судами). Наиболее распространенным является судебный прецедент.

Судебный прецедент - решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы).

Наличие последнего свидетельствует о том, что в странах, где прецедент признается в качестве источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только законодательные, но и судебные органы.

В России прецедент официально не является источником права, хотя на практике решения вышестоящих судов часто принимаются во внимание при разрешении споров. Роль прецедента в некотором смысле выполняют постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов по отдельным вопросам правоприменения.

2. Характеристика источников хозяйственного права

Современное хозяйственное право - самостоятельная отрасль, регулирующая отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, связанной с изготовлением и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг для удовлетворения потребностей отдельных потребителей и общественных нужд. Нормативной основой хозяйственного права является хозяйственное законодательство.

При этом хозяйственная деятельность как предмет регулирования хозяйственного права выделяется своей сложностью, многоэтапностью, профессиональным и систематическим характером, отличающим эту деятельность от потребительских отношений, где всецело действуют нормы гражданского права.

Как мы уже выяснили, под термином источник права понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право. В этом смысле источниками права являются:

-Правовой акт <#"justify">Далее мы рассмотрим каждый из видов источников права применительно к хозяйственному (предпринимательскому) праву.

2.1 Правовые акты в сфере предпринимательства

Конституционные основы предпринимательства

Место законодательного акта в правовой системе государства предопределяется его юридической силой. Высшей юридической силой в Российской Федерации обладает ее Конституция (ч.1 ст.15 Конституции РФ). Именно поэтому она занимает самое высокое положение в иерархии законодательных актов.

Под конституционными основами предпринимательской деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы, которые:

-формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности;

-предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления;

-обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями.

Эти конституционные нормы:

-выражают определенные концепции правового регулирования;

-закрепляют конституционные принципы;

-определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

Взятые вместе, все эти положения и образуют ту конституционную базу, на которой рождается и развивается право на занятие предпринимательской деятельностью.

-нормы конституционных договоров (договоров о разграничении сфер ведения и полномочий);

-конституционные федеральные законы;

-Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

-конституционные прецеденты.

Законы

Наибольшее значение в правовом регулировании предпринимательской деятельности имеет закон. Понятие "закон" предполагает, в свою очередь, выделение федеральных законов, обладающих более высокой степенью юридической силы, чем законы субъектов Федерации; федеральных конституционных законов - законов еще более высокой юридической силы и, наконец, закона, обладающего высшей юридической силой, - Конституции России. Особое значение и определенный приоритет в отношении других федеральных законов имеют кодифицированные законы - кодексы.

Законодательные акты о предпринимательстве объективно приобретают характер комплексных нормативных актов также и потому, что в этой сфере общественной жизни особенно важно обеспечить разумный баланс между общественными (публичными) и частными интересами предпринимателей. Правовой формой, адекватно отражающей такие частные интересы предпринимателей, как свобода экономической деятельности, свобода договора, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, традиционно являются нормы гражданского права. Что же касается публичных интересов (забота об интересах потребителей, экологическая, энергетическая безопасность и т.д.), то для их выражения используются нормы административного, финансового, земельного права. Эти нормы привносят в правовое регулирование определенные ограничения, во многом связанные с тем, что Российская Федерация является социальным государством.

Таким образом, комплексный характер законодательных актов о предпринимательстве во многом связан с тем, что государство постоянно находится в поиске справедливого сочетания публичных и частных интересов. Не случайно одной из исходных концепций, которая положена в основу правового регулирования предпринимательской деятельности, является концепция социальной рыночной экономики. Хотя в действующей Конституции РФ она прямо не отражена, однако закрепленная в ст.7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.

Система законодательства о предпринимательстве в Российской Федерации представляет собой классификацию законодательных актов, построенную с помощью разных критериев, или оснований.

Основными критериями этой классификации являются:- юридическая сила и место в иерархии правовых нормативных актов;- сферы законодательного регулирования, установленные в ст.71-73 Конституции России, в которых они приняты;масштаб действия.

С точки зрения первого критерия законодательные акты о предпринимательстве подразделяются на: 1) законы, 2) подзаконные акты.

Среди законов особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ).

В то же время следует отметить, что во многих странах с рыночной экономикой законодательство о предпринимательской, хозяйственной деятельности носит самостоятельный характер.

Другие, помимо ГК РФ, федеральные законы, регулирующие предпринимательство, подразделяются на законы, содержащие общие для различных видов предпринимательства нормы, и на законы специального характера, содержащие нормы о регулировании отдельных сфер предпринимательства. К первым можно отнести законы об ипотеке, о банкротстве, о рекламе, о приватизации государственного и муниципального имущества, о рынке ценных бумаг, о лицензировании, о конкуренции на товарных рынках, о валютном регулировании, о защите прав потребителей и др.

Законами специального характера являются законы о банках, об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и др.

К законодательству о государственном предпринимательстве относится Закон о поставках продукции для государственных нужд.

Подзаконные акты

Важные для предпринимательства правовые нормы содержатся в подзаконных актах, к числу которых относятся нормативные указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции России).

Постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, также входят в состав законодательства о предпринимательстве.

К числу подзаконных актов относятся также правовые акты министерств, ведомств, нормативные акты федеральных комиссий и ЦБ РФ. Наибольшее значение для предпринимательской деятельности имеют ведомственные нормативные акты Министерства экономического развития, Министерства финансов РФ, Министерства труда, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства энергетики РФ.

В соответствии с Правилами подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Не допускается принятие нормативных актов в форме писем и телеграмм.

С точки зрения второго критерия классификации законодательных актов о предпринимательстве следует различать: 1) федеральные законы, принимаемые в сфере ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.71-72 Конституции РФ) и 2) законы субъектов Российской Федерации (ст.73 Конституции РФ). К федеральным относятся законы о федеральной госсобственности и об управлении ею, об установлении основ федеральной политики и о федеральных программах в области экономического развития Российской Федерации, об установлении правовых основ единого рынка, о федеральных энергетических системах, ядерной энергетике, расщепляющихся материалах, федеральном транспорте, путях сообщения, информации и связи, деятельности в космосе, внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, о стандартах, об интеллектуальной собственности, о разграничении государственной собственности.

С точки зрения третьего критерия классификации можно выделить нормативные акты централизованного правового регулирования, осуществляемого нормотворческими органами государства, и акты локального регулирования. Среди последних важную роль играют корпоративные нормы, содержащиеся в уставах и иных локальных актах хозяйственных обществ и товариществ.

2.2 Судебная практика

Основной разновидностью официального толкования законов является судебное толкование. И.А. Покровский отмечал, что "юрист должен быть не только судьей и применителем права, а зачастую и творцом права, законодателем, хотя бы и не в формальном смысле. На его плечи сплошь и рядом возлагается обязанность выработать новую норму для вновь народившихся отношений, изменить старую соответственно изменившимся условиям жизни...".

Длительный период советская юридическая наука не признавала судебную практику источником права. Исключение составляли работы С.И. Вильнянского, полагавшего возможным считать судебную практику источником права. В настоящее время ситуация изменилась.

Б.Н. Топорнин обратил внимание на возрастающее многообразие источников права, отметив, что сейчас становится все труднее обходиться прежним набором источников права, который явно перестал быть достаточным и нуждается в модернизации.

Для предпринимательского права России судебная практика становится новым и весьма важным источником права, несмотря на то, что в юридической литературе продолжается дискуссия по поводу возможности признания ее таковым.

Судебная практика по вопросам, касающимся предпринимательства, многообразна. Это прежде всего решения Конституционного Суда РФ, которые действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, являются актами, содержащими важные прецеденты толкования. Суды общей юрисдикции имеют право признавать недействующими законы субъектов Российской Федерации о предпринимательстве, противоречащие федеральным законам (например, см. постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П по делу о проверке отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). Важное значение для единообразного понимания смысла применяемых норм законодательства о предпринимательстве имеют постановления и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В некоторых случаях принимаются совместные постановления судебных органов.

2.3 Правовая доктрина

Спорным в российской науке является вопрос о признании в качестве источника права доктрины, т.е. научных взглядов, учений, идей. Правовое творчество сообщества ученых в области предпринимательства в виде доктрины вполне можно рассматривать в качестве источника правового регулирования предпринимательской деятельности. Поскольку предпринимательство - это прежде всего результат использования своих способностей и имущества частными лицами, область прежде всего частного интереса, юридический порядок в сфере бизнеса создается не только официальными государственными органами. Как отмечал Р. Давид, "можно, конечно, именовать правом лишь правовые нормы. Для тех же, кто считается с реальностью и имеет более широкий и, с нашей точки зрения, более правильный взгляд на право, доктрина в наши дни, так же как и в прошлом, составляет очень важный и весьма жизненный источник права.

Эта ее роль проявляется в том, что именно доктрина создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель". В принципе это находит подтверждение в сфере публичного права и в официальных документах. Так, например, ст.38 Статута Международного Суда ООН упоминает о "доктринах наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм".

В случаях применения законодательства по аналогии, при невозможности использования аналогии закона, права и обязанности сторон могут определяться с учетом общих начал и смысла законодательства, которые выявляются доктриной, что подтверждает необходимость признания ее источником права.

2.4 Правовой обычай

Обычай - это правило поведения, которое основано на длительности его применения. Близким к понятию "обычай" является понятие "традиция" (см. ч.1 ст.131 Конституции РФ). Не случайно в п.4 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 в качестве примера обычая названы "традиции исполнения тех или иных обязательств". Если сложившееся правило поведения в какой-либо сфере человеческой деятельности санкционируется государством, оно приобретает характер правового обычая.

В сфере предпринимательства правовые обычаи признаются источником права. Правовой обычай создается, таким образом, в результате сложения двух элементов: внутреннего - т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего - т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах.

В Гражданском кодексе РФ более широко используется понятие "обычное" в самых различных нормах, посвященных, как правило, договорному регулированию (ст.309, п.1 ст.424, п.2 ст.469, п.2 ст.478 и т.д.).

Понятия "обычно", "обычно предъявляемые требования", "обычные условия" выражают признание действующим гражданским законодательством правовых обычаев источником правового регулирования в той или иной сфере предпринимательства.

Правовой обычай в области предпринимательской деятельности называется обычаем делового оборота.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п.1 ст.5 ГК РФ). В ряде статей ГК РФ содержатся отсылки к обычаям делового оборота (ст.309, 311, 314, 315, 474, 478, 508, 848, 867, 992, 998 и т.д.).

Обычаи делового оборота широко используются во внешнеторговом обороте.

При этом необходимо учитывать различия между обычаями и обыкновениями. Обычай делового оборота понимается как общее правило, не выраженное в законе, но подлежащее применению в качестве диспозитивной нормы, если, конечно, иное прямо не будет установлено законом или соглашением сторон.

Обыкновение - это также сложившееся правило, но, в отличие от обычая делового оборота, стороны при заключении договора непосредственно связывают друг друга необходимостью руководствоваться этим правилом.

Основу для применения обыкновений составляют сборники международных торговых обыкновений. Они служат образцом для формирования договорных условий. Такую роль играют разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс". Договоренность участников внешнеэкономических связей о применении делового обыкновения должна приниматься во внимание при рассмотрении спора по внешнеэкономической сделке в арбитражном суде.

Примером подобной неофициальной систематизации деловых обыкновений в сфере международной торговли, приобретающих юридическое значение лишь для конкретного договора в случае ссылки на них сторон, являются также Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов.

2.5 Договор как источник хозяйственного права

От обычаев делового оборота и деловых обыкновений необходимо отличать практику, которую стороны договора установили в своих взаимных отношениях (ст.9 Венской конвенции). Подобная практика представляет собой особую правовую категорию, отличающуюся от обычая тем, что это сложившаяся практика взаимоотношений между данными сторонами договора.

По сути - это подразумеваемое сторонами условие конкретного договора, которое учитывается при определении прав и обязанностей сторон. Не случайно, в п.3 ст.8 Венской конвенции, предусматривающей правила толкования договоров, указывается, что при определении намерений сторон необходимо учитывать "любую практику, которую стороны установили в своих взаимных отношениях".

Заключение

источник право нормативный акт

В самом общем понимании источниками права являются такие факторы действительности, которые обусловливают возникновение потребности в правовом регулировании, появление соответствующих правовых норм и придают содержанию этих норм определенную репрезентативность.

Сказанное дает возможным сделать следующие концептуальные выводы.

Понятия источника права в теории юриспруденции различаются в зависимости от типа правопонимания исследователя, а сам их перечень и иерархия варьируются в связи с конкретными обстоятельствами места и времени существования государственно-организованного общества.

Однако на каждом витке бытия человеческой цивилизации ученые приходят к осознанию необходимости соглашения о единообразном понимании и применении базовых научных понятий в целях упорядочения процесса познания явлений окружающей действительности и методологически верного оформления результатов исследования.

Источники предпринимательского права - разнообразные способы фиксации, объективирования юридических правил, регулирующих отношения между предпринимателями, а также между предпринимателями и иными субъектами права.

Как правило, признается многообразие источников права. Значение каждого источника права зависит от особенностей правовой системы. от этапа ее исторического развития, наконец, от особенностей регулируемых правом общественных отношений. Различные направления в научном правоведении также предлагали свое понимание источников права.

Для определения значения того или иного источника права принципиальную роль играет его официальное признание государством. Для отечественной правовой системы представляется возможным отметить следующее:

-нормативные акты всегда официально признаны государством в качестве источников права и обязательны к исполнению;

-другие источники права могут быть или не быть официально признаны государством; в первом случае они так же обязательны к исполнению;

-если они официально не признаны государством, в некоторых случаях все же проявляется их реальное действие.

Таким образом, право содержится не только в нормативных актах, но и в других источниках права.

В последнее время на научных конференциях некоторые исследователи стали вновь поднимать вопрос о перспективах разработки и принятия предпринимательского (либо хозяйственного) кодекса. В литературе недавно высказано мнение, что издание кодифицированного акта такого рода в России пока нецелесообразно и лишь в обозримом будущем возможно принятие кодекса, который будет призван комплексно регулировать отношения в сфере предпринимательской деятельности. Исследовав источники предпринимательского права, З.М. Фаткудинов и Т.С. Матыгулин пришли к выводу о необходимости предпринимательского кодекса как базового системообразующего закона. Поэтому вопросы организации норм предпринимательского права уже сегодня вполне могут быть предметом научного анализа.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 4. - ст. 445.

.Гражданский кодекс Российской Федерацииот 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // Собрание законодательства РФ. 2012. N 25. ст. 3268.

.Александров Н.Г. Понятие источника права // ВИЮН. Ученые труды. 1946. Вып. 8.

.Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М., 2009.

.аптев В.В. Хозяйственное право - право предпринимательской деятельности // Государство и право. 1993. N 1. С. 36 - 40.

.Богдановская И.Ю. Понятие источника права в правовой доктрине стран "общего права" // Право и политика. 2007. N 1. С. 73.

.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 2007.

.Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2008.

.Вильнянский С.И. Значение судебной практики в гражданском праве// Ученые труды ВИЮН. М., 1947. Вып.IХ.

.Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2011 годы). М., 2011.

.Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель-налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2008.

.Грибанов В.П. Хозяйственное право (методологические и методические проблемы) // Предпринимательское право. 2010. N 2. С. 2 - 3.

.Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

.Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. М., 2004.

.Дойников И.В. Актуальные проблемы предпринимательского права. М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы. 2010. С. 23 - 33.

.Дойников И.В. О преподавании предпринимательского (хозяйственного) права в современных условиях // Предпринимательское право. 2012. N 2. С. 6 - 9.

.Дойников И.В. Проблемы предпринимательского (хозяйственного) права в материалах Первого Российского экономического конгресса // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2010. N 2. С. 2 - 10.

.Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.

.Кечекьян С.Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ. Труды юридического факультета. 1946. Вып. 116. Кн. 2.

.Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Кн. 1. Понятие права. М., 2008.

.Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. -М., Инфра-М-Норма, 2009.

.Малахов В.П. Право в его универсальности, особенности и конкретности. М., 2010.

.Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 2009.

.Мамутов В.К. Важное направление правового обеспечения экономики - кодификация: Научный доклад. Донецк, 2009.

.Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М.: Спарк, 2008.

.Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие. М., 2010.

.Международное публичное право. Сборник документов. М., 2006. Т.1.

.Петрова Е.А. Источники американского права // Источники (формы) права: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 2003.

.Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

.Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2009.

.Рубанов А.А. Понятие источника права как проявление метафоричности юридического сознания // Судебная практика как источник права. М., 2007.

.Студеникина М.С. Некоторые аспекты проблемы источников права в Российской Федерации // Проблемы законотворчества в Российской Федерации. Труды ИЗиСП. 1993. Вып. 53.

.Судебная практика как источник права. Сборник статей. М., 2010.

.Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917.

.Топорнин Б.Н. Система источников права: тенденции развития // Судебная практика как источник права. М., 2010.

Похожие работы на - Анализ сущности нормативно-правового акта как основного источника права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!