Лишение свободы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,86 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лишение свободы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

.1 Понятие лишения свободы как вида уголовного наказания

.2 Исполнение наказаний в виде лишения свободы

.3 Виды лишения свободы

. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

.1 Понятие и критерии эффективности наказания в виде лишения свободы

.2 Достижение целей наказания и эффективность лишения свободы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В системе мер, осуществляемых Российским государством по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью, важное место отводится совершенствованию системы уголовных наказаний, повышению эффективности ее функционирования. При изучении преступности и разработке средств борьбы с нею важное теоретическое и практическое значение приобретает правильная оценка эффективности применения этих мер. В этом смысле особую важность приобретает рассмотрение задач, поставленных перед наказанием в виде лишения свободы.

На эффективность наказания в виде лишения свободы в большой степени оказывают влияние состояние правосудия, с одной стороны и положение дел в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с другой. Что касается правосудия, то до сих пор не завершена судебная реформа, всего лишь около года действует новый Уголовно-процессуальный кодекс. Положение дел в учреждениях, исполняющих лишение свободы, неудовлетворительное. Как бы ни был совершен процесс расследования преступления и судебного разбирательства, реальные результаты всех этих усилий зависят от успешности того воздействия на преступника, которое суд сочтет нужным применить. В случае назначения наказания в виде лишения свободы, именно порядок его исполнения решает в значительной мере успех всех предшествующих актов применения, как уголовных, так и уголовно-процессуальных норм.

Изучением данного вопроса занимались и занимаются Шаргородский М. Д, Полубинская С.В., Яковлев А.М., Сундуров Ф.Р., Кругликов Л.Л. и многие другие.

Учитывая выше изложенное, следует сказать об актуальности выбранной темы. Актуальность состоит в том, что лишение свободы это наиболее часто применяемая мера наказания, и поэтому необходимо, чтобы законодательство о лишении свободы соответствовало высоким требованиям законности и справедливости.

Однако указанные авторы, затрагивая вопросы эффективности различных видов наказания, не рассматривали проблему определения степени достижения каждой из трех целей наказания посредством применения того или иного из его видов.

Кроме того, существует ряд теоретических проблем, затрагивающих понятие эффективности наказания, ее показателей и критериев, условий и факторов, влияющих на эффективность; методологии эффективности и правовых норм, регулирующих лишение свободы и т.д. Без глубокой и всесторонней разработки понятий, используемых при исследовании указанных проблем, нельзя правильно установить насколько успешно достигаются цели наказания при назначении лишения свободы, эффективно ли его применение.

Цель исследования состоит в разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности наказания в виде лишения свободы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·проанализировать понятие лишения свободы как вида уголовного наказания, а также сроки и порядок исполнения этого вида наказания;

·дать характеристику правовым основам исполнения наказания в виде лишения свободы;

·изучить понятие и критерии эффективности наказания в виде лишения свободы.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с применением наказания в виде лишения свободы и его эффективность.

Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, регулирующие порядок назначения и исполнения наказания в виде лишения свободы; научные труды по исследуемой проблеме; эффективность лишения свободы: ее понятие, методология оценки, критерии, показатели, условия и факторы, влияющие на нее; правовое регулирование и организационное обеспечение назначения и исполнения лишения свободы, реабилитации освобожденных из мест лишения свободы.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в дальнейшем изучении недостаточно разработанных теоретических проблем применения наказания в виде лишения свободы, совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также в судебной практике и деятельности учреждений уголовной юстиции, применяющих лишение свободы.

Методы исследования. В курсовой работе использованы философско-диалектические (общенаучные) методы познания - исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, формально-юридический и эмпирический. Положения и выводы, содержащиеся в данной работе, основаны на изучении источников конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, гражданского и других отраслей российского права, касающихся проблем, связанных с уголовным наказанием в виде лишения свободы и его эффективностью

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

законность преступность наказание

1.1 Понятие лишения свободы как вида уголовного наказания

Согласно статье 43 Уголовного кодекса РФ наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждении совершения новых преступлений.

Все правовые нормы о наказании, содержащиеся в разделе III УК РФ, основаны на Конституции Российской Федерации. При назначении и применении наказания суды должны строго следовать требованиям главы 2 Конституции о необходимости соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Наказание рассматривается как последний довод государства. Оно применяется, когда иные средства воздействия на субъект оказались либо заведомо могут оказаться неэффективными. Государственный характер меры наказания означает, что оно может быть назначено только от имени государства, и с позиций государства деяние оценивается как преступное, а лицо обязано претерпеть это государственное принуждение [7].

Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишение или ограничение прав и свобод этого лица <#"justify">·стремясь с помощью определённых лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одновременно излишние страдания, отвращающие осуждённого от стремления к исправлению;

·стремясь к ресоциализации преступившего закон, т.е. к восстановлению его социально полезных связей, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;

·стремясь приучить оступившегося человека нормально общаться с социально здоровыми законопослушными людьми, его помещают в общество людей, также или в ещё большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть;

·стремясь создать у человека уверенность в себе, умение самостоятельно ориентироваться в меняющихся условиях окружающей жизни, самостоятельно решать вопросы своего устройства в этой жизни, его помещают в условия, где от него не требуется никакой самостоятельности: в столовую, на работу его поведут строем по команде, уложат спать и разбудят утром по команде, определят, когда что надо делать и чего делать вообще нельзя, и т.д [2] <#"justify">К лишению свободы осуждается примерно треть всех осуждённых. Применение данного наказание в последние десятилетия имеет тенденцию к сокращению, ввиду того, что оно имеет серьёзные недостатки, такие как значительное влияние, на материальное положение семьи осуждённого, распад семей, а также приобретение навыков преступного поведения лицами, которые отбывают наказание впервые. Верховный суд РФ предписывает нижестоящим судам мотивировать назначение лишения свободы, в случае, если в санкции уголовного закона предусмотрены другие виды наказания. При этом лишение свободы может быть назначено только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. В качестве меры специального предупреждения лишение свободы, как известно, имеет противоречивый характер: ставя перед собой задачу, максимально приспособить человека к жизни в обществе, его отделяют от этого общества, желая заменить в сознании человека вредные привычки и представления правильными, его помещают в среду, где опасность "заражения" отрицательными взглядами наиболее велика.

Лишению свободы как уголовному наказанию присущи следующие признаки:

. Принудительная изоляция осужденного путем помещения в специальное учреждение на определенный срок;

. Возложение на осужденного ряда правоограничений, которые заметно изменяют его правовой статус;


Под классификацией осужденных к лишению свободы понимается разделение их на категории в зависимости от социально-демографических (пол, возраст, гражданство) и уголовно-правовых (категория преступления, форма вины, наличие и вид рецидива, вид назначенного наказания) признаков. Перечисленные факторы выступают в качестве критериев классификации лиц, осуждаемых к лишению свободы.

В уголовно-исполнительном законодательстве критерии классификации и правила назначения осужденным вида исправительного учреждения не только закрепляются (ст.74 УИК), но и развиваются дальше (ст.80 УИК), предусматривая раздельное содержание иных категорий осужденных в пределах одного вида исправительного учреждения. Таким образом, критерии классификации осужденных и правила их раздельного содержания в различных видах исправительных учреждениях устанавливает уголовное законодательство, а уголовно-исполнительное дублирует их в своих нормах и развивает дальше. Раздельное содержание осужденных в пределах одного вида исправительного учреждения является прерогативой уголовно-исполнительного законодательства [17] <#"justify">·в колониях-поселениях осужденные впервые к лишению свободы за неосторожные преступления, осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также положительно характеризующиеся осужденные, переведенные с их согласия из колонии общего и строгого режимов. Эти три категории осужденных содержатся в разных колониях-поселениях;

·в колониях общего режима: впервые осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлении, а также неосторожных преступлений и умышленных преступлении небольшой или средней эяжести, если суд не сочтет возможным направить их в колонию-поселение;

·в колониях строгого режима: впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлении; осужденные при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлении, если они ранее отбывали наказание в виде лишения свободы; осужденные женщины при особо опасном рецидиве;

·в колониях особого режима: осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлении; осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненно;

·в тюрьмах: осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлении и осужденные при особо опасном рецидиве преступлении; осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов;

·в воспитательных колониях: несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года [23] <#"justify">В тюрьмах устанавливаются два вида режима - общий и строгий. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством на общем режиме содержаться лица, осужденные впервые к тюремному заключению и переведенные со строгого режима.

На строгом режиме содержаться лица, ранее отбывавшие тюремное заключение; лица, осужденные к тюремному заключению за преступления, совершенные в местах лишения свободы; лица, переведенные в качества меры взыскания с общего тюремного режима и из исправительной колонии для отбывания наказания в тюрьму.

Из общего правила определения вида исправительного учреждения, назначенного приговором, закон (ч.3 ст.58 УК РФ) допускает в исключения, при этом изменение того или иного вида исправительного учреждения производится судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством.

Наиболее суровые условия отбывания лишения свободы связаны с тюрьмой (покамерное размещение осужденных, недопущение общения с осужденными, находящимися в других камерах, большие ограничения в материально-бытовых условиях - передачи, посылки, право расходования денег и т.д.). Неодинаковым является, и объем ограничений в исправительных колониях. Менее строгий он в колониях общего режима. Более строгий - в колониях строгого режима, а в колониях особого режима по ряду элементов приближается к тюремному. Менее суровые правоограничения установлены в воспитательных колониях. Несовершеннолетние преступники, в большем объеме, чем взрослые, пользуются правом на получение посылок и передач, на свидания. Им должны обеспечиваться благоприятные условия, для продолжения общего и профессионального образования. Необходимо отметить, что лицам, осужденным за совокупность преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности, суд может определить колонию-поселение для лиц, совершивших преступление по неосторожности, лишь в том случае, когда за умышленное преступление назначено наказание, не связанное с лишением свободы[19] <#"justify">1.3 Виды лишения свободы

Лишение свободы на определенный срок. Согласно уголовному и уголовно-исполнительному законодательству наказание в виде лишения свободы на определенный срок, прежде всего, сопряжено с лишением осужденного свободы передвижения, а также с ограничениями в распоряжении своим досугом и реализации права на труд. Поэтому лишение свободы, кроме изоляции, влечет для осужденного и иные установленные законом правоограничения, которые в совокупности значительно изменяют (по сравнению с другими членами общества) его правовое положение (статус). В основном эти правоограничения касаются сферы политических (например, участие в выборах), трудовых, жилищных, семейных и ряда других прав. Кроме того, наказание в виде лишения свободы предполагает использование специфических мер исправительно-трудового воздействия[18] <#"justify">2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

.1 Понятие и критерии эффективности наказания в виде лишения свободы

Эффективность исполнения лишения свободы должна пониматься как способность реально с использованием средств, с наименьшими издержками достичь целей стоящих перед системой исполнения наказания. В настоящее время Уголовно-исполнительный кодекс устанавливает цели исправления и предупреждения совершения преступлений.

Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного осуществляется применительно к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, принудительных работ исполняемых осужденными во время отбывания наказания в виде лишения свободы и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, то есть, учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание в виде лишения свободы должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах - соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно потерпел вследствие совершенного преступления. Притом нужно учитывать, что наказание не ставит перед собой цель причинения страдания осужденным[15] <#"justify">.2 Достижение целей наказания и эффективность лишения свободы

Срок может быть назван лишь ориентировочно, но он должен быть не менее 3 лет, так как статистика показывает, что подавляющее большинство преступлений совершаете именно в срок от 6 месяцев до 3 лет после отбытия наказания.

Поведение же во время отбывания наказания полностью подчинено главной уели каждого осужденного - цели скорейшего освобождения. Главное, отбывая наказание, осужденный должен осознавать, что его поведение существенно влияет на дальнейшую судьбу, на возможность досрочного освобождения от наказания, и поэтому он может стимулировать исправление[8] <#"justify">СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

.Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) [Текст] // Российская газета. - 1995. - 5 апреля.

.Конституция Российской Федерации (с изм. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.

.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ \\"Российская газета", N 9, 16.01.1997. (ред. от 01.07.2010) \\ СПС Консультант плюс

.Федеральный закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202 - 1 (ред. От 02.03.2008) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47. - ст. 4472.

.Федеральный закон РФ «Об оперативно - розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. От 02.12.2008) [Тест] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №33. - ст. 3349.

Литература

.Бочкарева Ю. Систематизация наказаний в УК РФ / Ю. Бочкарева // Законность. - 2006. - № 11. - 183 с.

.Горликов А.С. Наказание по совокупности преступлении и приговоров / А.С. Горликов. - Красноярск, 2006. - 246 с.

.Корчагина А.Ю. Проблемы реализации международных стандартов при применении наказаний, не связанных с лишением свободы, в Российской Федерации / А.Ю. Корчагина // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2006. - № 4. - 216 с.

.Круглов Л.Л. Смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства в уголовном праве / Л.Л. Круглов. - Воронеж, 2007. - 174 с.

.Курганов С.И. Наказание: уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и криминологический аспекты. - М., 2008. - 196 с.

.Лачевский Ю.П. Освобождение от отбывания наказания / Ю.П. Лачевский. - М., 2007 - 245 с.

.Милюков С.В. Российское уголовное законодательство. СПб., 2000. - 284 с.

.Ничуговская О.Н. Проблемные вопросы построения системы наказаний в современном уголовном законодательстве Российской Федерации / О.Н. Ничуговская // Право и политика. - 2007. - № 10. - 193 с.

.Новицкий Н.А. Криминология / Н.А. Новицкий. - М.: Юридическая литература, 2002. - 388 с.

.Печников Н.П. Защита прав и свобод личности в уголовном процессе: монография / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 384 с.

.Печников Н.П. Профилактика правонарушений и предупреждение преступлений: учебное пособие / Н.П. Печников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 172 с.

.Поливцев А.В. Правовое регулирование применения ареста как вида уголовного наказания: Дис. канд. юрид. наук - Ростов-на-Дону, 2001. - 285 с.

.Рябова Л.В. Арест как вид уголовного наказания: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты: Дис… канд. юрид. наук - Ставрополь, 2005. - 177 с.

.Соловьев Д.П. Вопросы применения наказания по уголовному праву / Д.П. Соловьев. - М., 2006. - 145 с.

.Струков Н.В. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью / Н.В. Струков. - Саратов, 2007. - 256 с.

.Сундуров Ф.Р., Бакулина Л.В. Лишение свободы и права осужденных в России. - Тольятти, 2000. - 298 с.

.Уголовно исполнительное право: учебник / под ред. И.В. Селиверстова - М., 2009. - 371 с.

.Уголовное право. Часть Общая и Особенная: курс лекций / Г.А. Есаков, А.И. Рарог; под. ред.А.И. Рарога. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 277 с.

.Шариков М.Д. Наказание, его цели и эффективность / М.Д. Шариков. - СПб., 2005. - 245 с.

Похожие работы на - Лишение свободы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!