Оценка стоимости бизнеса

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,16 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка стоимости бизнеса

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

(УГТУ)

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: « Оценка стоимости бизнеса»

Вариант № 4


Выполнила (подпись) Т.В. Коинова

студент гр. Э-2-11 31.03.14

шифр 111784

Проверила Е. Н. Соколовская



Ухта 2014

1. КАКОВЫ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

При проведении оценочных работ одним из важнейших (если не самым важным) является вопрос формулирования цели оценки. В процессе общения между заказчиком и оценщиком на этапе постановки задачи определяются:

) что заказчик хочет оценить, т.е. объект оценки в виде совокупности материальных объектов и (или) видов прав,

) как заказчик хочет использовать результаты оценки или, иначе - цель оценки.

После того, как данные пункты определены и зафиксированы в задании и договоре на оценку участие заказчика в процессе оценочных работ необходимо лишь в части их наилучшего обеспечения.

Далее в зависимости от сформулированной цели оценщик определяет:

вид оценочной стоимости (базу оценки), которая должна быть определена после установления цели;

характер используемых данных;

принципы и подходы, которыми будет руководствоваться оценщик, производя оценку объекта;

принципы расчета показателей стоимости.

Таким образом, сформулированная цель оценки является одновременно итогом этапа постановки задачи и исходными данными для выполнения собственно оценочных работ. В данной работе проведен анализ формулировок целей оценки и даны практические рекомендации по формулированию цели оценки в конкретных отчетах по оценке.

Также рассмотрено понятие задач оценки и их место в процессе оценочной деятельности.

Обзор определений цели оценки.

Казалось бы, все ясно и понятно: пообщался с заказчиком, зафиксировал на бумаге все его желания в виде цели оценки и давай - оценивай. Однако в действительности все сложнее.

(Шеннон П. Пратт) «Я сталкивался буквально с сотнями неверных оценок компаний вследствие того, что оценщику не удавалось выбрать ту методологию, которая бы соответствовала цели оценки, или из-за того, что заказчик пытался использовать оценку в каких-либо иных целях, для которых она не была предназначена.

В большинстве профессиональных отчетов об оценке содержится набор ограничительных условий, например: « Данная оценка действительна лишь на дату оценки, указанную в данном отчете, и для целей, указанных в данном отчете».

Важно с особым вниманием, как оценщику, так и заказчику относиться к соблюдению этого условия… Я делаю акцент на данном положении в надежде, что читатели поймут необходимость выбора такой методологии оценки, которая будет соответствовать ее цели, особенно в тех случаях, когда должны применяться предусмотренные законом стандарты стоимости».

В приведенной цитате может быть выделена цепочка понятий «методология оценки - цель оценки - стандарты стоимости», однако установить иерархию связей (или первичность того или иного понятия) достаточно сложно, так как и формулирование цели и выбор стандартов стоимости являются составными частями методологии оценки.

Из работы И.В. Косоруковой. «На первом этапе осуществляется постановка задачи. Здесь идентифицируется объект оценки. Подробно описываются, определяются связанные с ним юридические права. Устанавливается цель оценки - возможность использования заключения об оценочной стоимости (определение рыночной стоимости, инвестиционной стоимости, ликвидационной стоимости и т.д.), т.е. цель оценки обычно состоит в определении какой-либо оценочной стоимости, что необходимо клиенту для принятия решения».

Автором в явном виде определяется безусловная система - цель оценки обычно состоит в определении какой-либо оценочной стоимости или в сокращенном виде:

«цель оценки → вид стоимости»,

В неявном же виде просматриваются элементы условной системы (т.е. с условиями) - цель оценки - возможность использования заключения об оценочной стоимости или в сокращенном виде:

«цель оценки → вид стоимости + условия (возможность) использования стоимости».

Примером неоднозначного толкования целей оценки могут служить определения, приведенные в работе А. Грязновой и М. Федотовой. «Как правило, цель оценки состоит в определении какого-либо вида оценочной стоимости… Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремясь реализовать свои экономические интересы, определяют цели оценки… Оценку бизнеса проводят в целях: повышения эффективности текущего управления…».

Первое определение цели оценки выражено в безусловной системе понятий, второе определение содержит условие проведения оценки. К сожалению, отсутствие смысловой связи между этими определениями не позволяет четко сформулировать цель оценки.

Интересна трактовка понятия цели оценки в работе. Вводится понятие «функция оценки». Функция оценки определяет сферу последующего использования результатов оценки. Оценка может производиться для последующей купли, продажи, кредитования, аренды, ликвидации, страхования объекта недвижимости и т. д. При постановке задачи и в Отчёте об оценке обязательно указывается, для какой функции или функций будут использованы результаты оценки.

Например:

) цель оценки - определение рыночной стоимости полных прав собственности на объект недвижимости и прав долгосрочной аренды земельного участка под ним;

) функции оценки - оценка может быть использована для:

последующей продажи объекта (функция №1);

кредитования под залог оцененного объекта (функция №2);

раздела имущества в составе объекта между собственниками (функция №3).

Иными словами авторы предлагают оперировать условной системой понятий:

«цель оценки → вид стоимости + функция оценки».

Однако, во-первых, Федеральным Законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понятие «функция оценки» не предусмотрено, во-вторых, введение нового понятия противоречит правилу бритвы Оккама: «не увеличивайте сущности сверх необходимости», так как понятие «функция оценки» адекватно понятию «условия использования стоимости».

В работе В. Трейера и П. Фадеева предложена согласованная с международной цифровая классификация формулировок целей оценочной деятельности, в том числе по видам оценочной деятельности:

в части экономических активов, например, - «Купля-продажа активов», «Переуступка прав владения активами» и т.п., всего 32 формулировки;

для оценки бизнеса, например, - «Оценка финансово-экономического состояния предприятия», «Оценка предприятия для целей купли-продажи», «Подготовка предложений по реструктуризации предприятия» и т.п., всего 9 формулировок.

При несомненной полезности подобной классификации следует признать, что приведенные формулировки следует, скорее, отнести к условиям использования полученной при оценке стоимости. Используя их, можно сформулировать цель оценки на основе ранее рассмотренной условной системы понятий, например как: «Цель оценки - определение рыночной стоимости объекта оценки для подготовки предложений по его реструктуризации».

Как правильно сформулировать цель оценки.

Используя положения методологии функционального анализа SADT (Structured Analysis and Design Technique), представляющего собой совокупность правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области, предположим, что целью оценки является выявление стоимостной функциональности объекта оценки.

Под функциональностью понимается совокупность качеств, определяющих условия и возможности использования объекта оценки. Например, объект оценки может выступать как предмет для:

купли-продажи в целом или его части;

реструктуризации;

сдачи в аренду, продажи (переуступки) прав аренды;

залога для получения займов или кредитов;

привлечения инвестиций;

ликвидации (естественно, не в физическом смысле);

налогообложения.

Стоимостная функциональность - потенциальная возможность использования объекта во всех формах материально-денежного обращения или, иными словами, способность служить объектом торга. Но для того, чтобы иметь возможность торговаться, необходимо определить стоимость объекта. При этом вид стоимости объекта оценки будет определяться его функциональностью, а именно:

по пунктам a, b, c, d, - рыночная стоимость объекта;

по пункту e - инвестиционная стоимость объекта;

по пункту f - ликвидационная стоимость объекта;

по пункту g - стоимость для целей налогообложения.

С учетом приведенного выше определения стоимостной функциональности цель оценки может быть сформулирована, например, как: «Определение рыночной стоимости объекта оценки, при его купле - продаже на открытом рынке». Естественно, эта формулировка обладает полнотой и не допускает неоднозначных толкований.

Несложно заметить, что приведенная выше формулировка цели адекватна уже рассмотренной условной системе понятий. Следовательно, определение стоимостной функциональности при всей своей познавательной ценности далее может не использоваться.

продаже объекта оценки;

установления арендной платы при сдаче объекта оценки в аренду целиком или по частям;

передаче объекта оценки в залог;

выдаче поручительства за кредитные обязательства третьих лиц;

и т.п.

Для приведенного примера однозначная система понятий имеет явное преимущество.

Чтобы спор о преимуществе той или иной системы понятий не выродился в чисто схоластический, приведем несколько правил, которые, по нашему мнению, помогут читателю для каждого конкретного случая выбирать необходимую систему понятий и, соответственно, формулировать цель оценки:

при согласовании договора или задания (как составной части договора) от заказчика должен быть получен (и письменно зафиксирован четкий ответ), что результаты оценки обусловлены внешними условиями, допускающими только единственную цель оценки. в этом случае цель оценки формулируется на основе условной системы понятий.

если у заказчика нет внешних ограничений на цель оценки, а заказчик допускает многовариантное использование ее результатов, то предпочтительнее формулировать цель оценки на основе безусловной системы понятий.

для видов стоимости, отличных от рыночной, как правило, цель оценки формулируется на основе условной системы понятий.

О задачах оценки.

Федеральным Законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ст. 11) определено, что при проведении оценки формулируются цели и задачи оценки. Однако при проведении анализа отчетов по оценке только в двух-трех них пункт «Задачи оценки» был сформулирован, но как пересказ в то или ином виде формулировки цели. Что же у всех остальных оценщиков не хватило ума на формулирование задачи (или задач) оценки. Нет, как раз у них ума хватило вообще эти задачи не формулировать.

Что такое задачи оценки? Это всего лишь промежуточные вопросы, решаемые для достижения конечного результата (цели). Иными словами, сложный процесс достижения цели разделяется на менее сложные мероприятия - решение (выполнение) задач, полный перечень которых составляет методологию оценки.

Приведем некоторые типовые задачи оценки:

анализ общих характеристик области функционирования объекта;

выявление специфики его деятельности и особенностей структуры;

сбор, систематизация и анализ количественных и качественных параметров объекта и влияющей на него рыночной среды;

определение факторов, воздействующих на стоимостные показатели объекта;

обобщение и выражение результатов в форме отчета об оценке.

Перечисленные задачи могут быть дополнены при уточнении цели, однако данный (базовый) перечень будет справедлив для любой цели оценки. Поэтому оценщики, проводя оценочные работы, выполняют перечисленные задачи оценки по умолчанию. Естественно, оценщик каждый раз в своих отчетах методологию оценки пересказывать не будет.

Таким образом, как в договоре (задании) на оценку, так и в отчете об оценке формулирование пункта «Задачи оценки» является просто ненужным.

Формы регулирования оценочной деятельности.

Регулирование оценочной деятельности - система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование, в том числе посредством лицензирования) либо совместно. Регулирование развивается в рамках следующих процедур:

определение методических требований к процедурам оценки, которые традиционно формируются в стандартах оценки;

определение требований к морально-этическим качествам оценщика, связанным с его независимостью; данные требования формируются в кодексах профессиональной этики;

определение требований к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы оценщика, которые отражаются в уровне профессиональных знаний.

Лицензированию оценочной деятельности

Одной из наиболее распространенных форм государственного регулирования профессиональной деятельности является лицензирование. Лицензирование - разрешение со стороны государства на занятие данной деятельностью, что обеспечивает определенный уровень качества обслуживания граждан.

Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с«Положением о лицензировании оценочной деятельности» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. №395 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 г. № 731).

Положение о лицензировании устанавливает порядок лицензирования и условия выдачи лицензий на осуществление оценочной деятельности и определяет, что лицензирование оценочной деятельности осуществляет Министерство имущественных отношений Российской Федерации (лицензируемый орган).

Требования к лицензированию ОД для физических лиц:

государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

соблюдение законодательства РФ об оценочной деятельности;

наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованным уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников;

Требования к лицензированию ОД для юридических лиц:

государственная регистрация в качестве юридического лица;

соблюдение законодательства РФ об оценочной деятельности;

наличие в штате юридического лица не менее 1 работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой исторически сложилось так, что деятельность оценщиков не регламентируется непосредственно государством. Высокий профессиональный уровень поддерживается профессиональными организациями путем принятия и соблюдения стандартов. Исключение составляют Испания, Италия, Япония и США, где существует определенное государственное регламентирование в форме лицензирования.

В России с учетом международного опыта осуществляется поэтапный переход от лицензирования оценочной деятельности к негосударственной системе персональной ответственности за качество оценки. С 2006 г. планируется отмена процедуры лицензирования.

Стандартизация оценочной деятельности.

Одной из форм государственного контроля оценочной деятельности является разработка стандартов оценки, которые устанавливают определения фундаментальных понятий, относящихся к оценке имущества и предлагают

основные принципы осуществления оценочной деятельности.

Система стандартов оценки, являясь неотъемлемой частью нормативно-правового регулирования оценочной деятельности, должна обеспечивать:

нормативное закрепление единства методических подходов при выполнении работ по оценке стоимости;

четкие требования к важнейшим составляющим процесса оценки, а также результатам;

унификацию требований к составу и формам представления документов, отражающих результаты оценки;

воспроизводимость результатов оценки, стабильность качественных показателей оказываемых оценочных услуг;

определение объема технико-экономической информации, используемой при оценке;

создание условий для действенного контроля за качеством оценочных услуг.

Применению на территории Российской Федерации подлежат:

Международные стандарты оценки, издаваемые Международным комитетом по стандартам оценки имущества (International Valuation Stan-darts Committee - IVSC), объединяющим профессиональные организации оценщиков более чем 50 стран мира (РФ в данной организации представляет Российское общество оценщиков).

Европейские стандарты оценки, разрабатываемые Европейской Группой Ассоциаций оценщиков (The European Group of Valuuers Associations - TEGOVA). Членами TEGOVA являются профессиональные оценочные организации Европейского союза с активным и возрастающим участием партнеров из стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию (Российское общество оценщиков).

Национальные стандарты оценки, в частности Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года № 519). Требования стандартов являются обязательными при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки.

Внутренние стандарты (правила) оценочной деятельности, утверждаемые саморегулируемыми организациями оценщиков в соответствии с Национальными стандартами оценки, обязательные к исполнению членами саморегулируемой организации.

Саморегулирование оценочной деятельности.

Саморегулирование - один из признаков цивилизованных отношений между государством и бизнесом. Система саморегулирования в развитых странах сложилась давно и присутствует практически во всех областях общественной жизни.

Под саморегулированием понимается создание организаций для защиты прав неограниченного круга лиц, то есть публично-правовых организаций с функциями, свойственными органам государственной власти. Саморегулируемые организации призваны занять место посредника между органами государственной власти, профессиональными участниками рынка и их клиентами.

Система профессионального саморегулирования оценочной деятельности впервые возникла в Великобритании в 1861 году, когда королем Великобритании была дарована хартия профессиональным сюрвейерам (англ. surveyor - землемер) на право саморегулирования профессии и соответственно был создан Королевский институт чартерных сюрвейеров. В настоящее время данная организация является крупнейшей в мире профессиональной организацией, объединяющей специалистов. Связанных с недвижимостью (архитекторов, агентов по операциям с недвижимостью, оценщиков и т.д.). Развитая система профессионального саморегулирования оценочной деятельности существует также и в США с середины 30-х годов.

В России традиции саморегулирования в сфере бизнеса были почти утрачены. Однако в настоящее время эти традиции довольно успешно воз -рождаются, во всяком случае в таких сферах, как операции на рынке ценных бумаг, аудит, оценка, арбитражное управление.

Саморегулируемые организации - это негосударственные коммерческие организации, объединяющее субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг) или объединяющие субъектов одного вида профессиональной деятельности.

Они имеют три основных признака:

достаточное представительство (не менее 10 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности);

наличие опубликованных правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми участниками саморегулируемых организаций;

определение механизмов обеспечения ответственности участников организации перед потребителями.

Важнейшими направлениями деятельности саморегулируемых организаций оценщиков являются:

совершенствованиесистемы контроля качества работы членов саморегулируемых организаций и проведение экспертизы оценочных работ;

антидемпинговые мероприятия;

формирование системы информирования заказчиков оценочных услуг о состоянии рынка оценки;

участие в разработке и совершенствовании методик проведения рейтингов оценщиков;

осуществление анализ новых методических решений в оценочной деятельности и формирование рекомендаций по их применению;

создание эффективного механизма взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков и потребителей оценочных услуг по системным вопросам совершенствования оценочной деятельности;

организация работы по постоянному мониторингу судебной практики по вопросам оценочной деятельности.

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЕТОДА ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА. МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ СТАВКИ ДИСКОНТИРОВАНИЯ

Основными этапами оценки компании методом дисконтированных денежных потоков <#"justify">ГодДенежный потокЗначение фактора текущей стоимостиДисконтированный денежный поток14001,100036424001,210033134001,331030144001,464127352501,610515562501,771614172501,948712886002,143628096002,3579254Итого текущая стоимость денежного потока2227

Вывод: текущая стоимость потока арендных платежей составляет 2227 тыс. рублей.

Задача № 2.

У предприятия имеется токарный станок, купленный 10 лет назад. На сегодня его реальная рыночная стоимость составляет 10 тыс. руб. Инженер отдела исследований и разработок сообщает, что можно приобрести новый станок за 120 тыс. руб. с 5-летним сроком службы. Он позволит уменьшить трудовые и сырьевые затраты и приведет к ежегодному увеличению чистого дохода в размере 30 тыс. руб. По оценкам, через 5 лет новый станок можно продать за 20 тыс. руб. В случае приобретения нового станка старый целесообразно продать.

Определить целесообразность приобретения нового специализированного станка на основе расчета чистого дисконтированного дохода и индекса рентабельности. Ставку дисконтирования принять равной 12%.

Дано:= 0,12= 5 лет

Решение:

=∑ CFn - IC

( 1+r)n

NPV = 40 000 + 30 000 + 30 000 + 30 000 + 50 000 - 120 000 =

(1+0,12)1 (1+0,12)2 (1+0,12)3 (1+0,12)4 (1+0,12)5

=35 714,3 +23 915,8 + 21 353,4 +19 065,5 + 28,371,3 - 120 000 =

= 128 420,3 - 120 000 = 8 420 тыс. руб.

=∑ CFn ÷ IC

(1+r)n

= 40 000 + 30 000 + 30 000 + 30 000 + 50 000 ÷ 120 000 =

(1+0,12)1 (1+0,12)2 (1+0,12)3 (1+0,12)4 (1+0,12)5

= 128 420,3 = 1,07

120 000

Ответ: На основе расчета чистого дисконтированного дохода и индекса рентабельности, можно сделать вывод, что проект нужно отвергнуть, т.к. >1

Похожие работы на - Оценка стоимости бизнеса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!