Конкуренция и ее виды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,33 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкуренция и ее виды

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические аспекты понятия конкуренции

.1 Сущность конкуренции, эволюция и ее факторы

.2 Типы рынков и характер конкуренции

.3 Основные виды и методы конкуренции

.4 Формы конкурентных действий

Глава II. Анализ конкуренции и конкурентной среды в России и РТ

.1 Исследование процесса отраслевой конкуренции РФ и РТ

.2 Стратегические вопросы конкурирующих отраслей

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Модернизация экономики на основе рыночных механизмов в условиях активизации международной интеграции и усиления глобальной конкуренции требует глубоких структурных преобразований, реализация которых должна сопровождаться качественным изменением методологических подходов к проблемам промышленной политики. Как отметил Президент РФ Д. Медведев в своем послании Федеральному Собранию, модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы является «вопросом выживания» страны в современном мире, требующим незамедлительного решения.

Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции».

Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Степень разработанности проблемы. При написании курсовой работы использовались различные источники. Например, материалы:

учебное пособие «Конкуренция и конкурентоспособность» Философовой Т.Г., в основе которого лежит четкое, системное и методически выверенное изложение теоретических основ конкуренции;

учебное пособие «Управление конкурентоспособностью организации» Фатхутдинова Р.А., дающее следующее определение: «Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке»;

- учебник «Стратегический менеджмент: искусство разработки реализации стратегий», где зарубежные авторы Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд предлагают выявлять ключевые факторы успеха организации, в том числе такие, как: качество и характеристики продукции, репутация (имидж), производственные мощности, использование технологий, дилерская сеть и возможности распространения, инновационные возможности, финансовые ресурсы, обслуживание клиентов и т.д.;

- учебник «Стратегический маркетинг» Кревенса Д., в котором автор считает, что при разработке стратегических перспектив руководство организации (компании) должно во главу угла ставить ключевые компетенции, которые определяются именно конкурентными преимуществами;

в учебнике Белоусова В.Л. «Маркетинг» определяются возможные критерии конкурентоспособности организации, которые сгруппированы автором по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации);

в учебнике по менеджменту автор Максимов И. рассматривает в качестве основных критериев конкурентоспособности организации эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке, конкурентоспособность продукции и т.д.

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта исследовать рыночную конкуренцию и ее виды.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

-изучить понятие конкуренция: сущность, эволюция, факторы;

-рассмотреть типы рынков и характер конкуренции;

-исследовать основные виды конкуренции;

-выявить методы конкуренции;

-определить формы конкурентных действий;

-исследовать процесс отраслевой конкуренции;

-проанализировать позиции конкурирующих компаний отрасли.

Объектом исследования в работе является рыночная конкуренция.

Предметом исследования - анализ отдельных видов конкуренции.

Теоретической основой послужили труды отечественных и зарубежных ученых, статистические материалы, материалы периодической печати.

Методологическую основу исследования составляет системный подход, включающий исследование внешнего окружения и внутренних сторон изучаемого объекта. Системный подход, метод восхождения от абстрактного к конкретному, использования принципов анализа и синтеза.

В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает многие экономические проблемы общества; в переводе с латинского она означает «сходиться», «сталкиваться». Это свободное соперничество между производителями и покупателями за получение максимального дохода. Конкуренция является определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

Новые научные результаты определяются поиском направлений наиболее эффективного анализа производства и конкуренции в процессе исследования отраслевой конкуренции.

Практическая значимость работы состоит в анализе на основе модели пяти сил конкуренции, предложенной М. Портером, которая крайне полезна при проведении систематических оценок давления конкуренции на рынке.

Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, содержащих 7 параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений. Первая глава посвящена теоретическим вопросам процесса конкуренции и ее видов. Во второй главе проведен анализ конкуренции и конкурентной среды по России и РТ, а также освещены стратегические вопросы основных конкурирующих отраслей.

Глава I. Теоретические аспекты понятия конкуренции

.1 Сущность конкуренции, эволюция и ее факторы

Одним из элементов рыночного механизма саморегулирования является конкуренция. Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные сферы приложения капитала, за лучшие условия производства, купли-продажи товаров.

Она обусловливается суверенным правом каждого из субъектов рынка на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению их интересов, к достижению поставленных ими целей за счет ущемления интересов других участников рыночных отношений. Конкуренция порождается объективными условиями: экономической обособленностью субъектов рынка, их зависимостью от хозяйственной конъюнктуры [13, с.92].

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Если предложение какого-либо товара превышает спрос, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы реализовать свой товар, вынужден снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению производства данного товара. Если спрос превышает предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены покупатели. Чтобы приобрести дефицитный товар, они предлагают более высокую цену. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара [12, с.96].

В марксистской экономической теории конкуренция трактуется как:

свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров;

как механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция при капитализме - это конкурентный механизм анархичного функционирования и развития производства.

Трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция», определяя его как «экономическое соревнование» (Приложение 1). Однако в современной экономике все чаще термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства.

Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор». Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» - делающий, производящий, это дает основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества [16, c.110].

Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние факторы и внутренние.

Великая промышленная революция ХХ века во многом послужила толчком для изменений экономической ситуации на мировых рынках. Важнейшими изменениями экономики стали концентрация производства, образование крупных корпораций, усиление их экономической власти. Согласно традиционной экономической науке конкуренция и монополия - взаимоисключающие понятия. Однако, в н. 30-х гг. были выдвинуты новые точки зрения, которые привели, по оценке ряда специалистов, к революции в экономической теории.

Именно в ХХ веке появился структурный подход в теории конкуренции. Среди основоположников данного подхода можно назвать американского экономиста Э. Чемберлина (1899-1967), которым было введено в экономическую науку понятие «монополистическая конкуренция». В книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) он отмечает, что реальные цены на рынке стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой чистой конкуренции и чистой монополии [17, с.12].

Таким образом, конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда.

.2 Типы рынков и характер конкуренции

Издержки производства - это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.

Производительность труда - это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности [15, c.31].

Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу. Все эти показатели влияют на цену и качество изделий.

Применительно к каждой стране можно говорить о внутренних и внешних рынках.

В зависимости от характера конкуренции обычно различают рынки совершенной, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

В условиях совершенной конкуренции существует столько продавцов и покупателей, что все участники могут игнорировать влияние собственных продаж или покупок на рынок в целом, пассивно принимая уровень цен и имея возможность купить или продать любое количество товара.

Согласно неоклассическим взглядам рынок совершенной конкуренции состоит из множества независимых мелких фирм, производящих одинаковую продукцию и не влияющих на рыночную цену. В свою очередь покупатели имеют «совершенное знание» о качестве товаров, ценах и выгоде торговли [17, с.11].

Совершенная конкуренция является чистой и не зависит от вмешательства государства и монополий. В реальной жизни подобная интенсивная конкуренция встречается довольно редко.

Типы рынков и характер конкуренции описаны в приложении 2.

Э. Чемберлин показывает, что на рынке существует большое число фирм, по сути своей независимых друг от друга, имеющих свободный доступ на рынок. При этом покупатели отдают предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить даже повышенную цену.

Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними и противоположными формами рыночной структуры. В условиях совершенной конкуренции существует множество фирм с незначительной рыночной долей и однородной продукцией, и возможен свободный вход в отрасль новых фирм. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение определенного продукта или услуги, а появление новых фирм невозможно.

Чистая монополия - это теоретическая абстракция, так как, во-первых, немного найдется продуктов, у которых нет заменителей, а во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. При этом покупатели не имеют возможности выбора, а производитель-монополист не нуждается в рекламе типа «наше лучше, чем их». Вместо восхваления своего товара или услуги монополист пытается убедить, что он не намерен эксплуатировать другие фирмы своих служащих и тем более покупателей [17, c.12].

Вторая причина заключается в том, что изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, когда рыночная власть отдельных фирм позволяет влиять на: цену и ограничивать объемы производства и сбыта с целью повышения экономической прибыли. К таким структурам относятся монополистическая конкуренция и олигополия.

Основным содержанием монополистической конкуренции является монополия продукта. По мнению Э. Чемберлина, фирма стремится захватить контроль над предложением товара и диктовать цену на рынке, чтобы получить максимальную прибыль. Этого можно достигнуть, создавая товар, дифференцированный от товара конкурента, обладающий специфическими свойствами, что в конечном итоге должно привлечь новых покупателей и обеспечить возможность поднять цену.

Отсюда, получает распространение неценовая конкуренция. К ее основным инструментам можно отнести: повышение качества товаров, выпуск новых моделей, привлекающие внимание дизайн и упаковка, улучшение обслуживания клиентов. Э. Чемберлин отмечает, что «продукт - самая подвижная в экономической системе категория, более подвижная, чем цена».

Когда продукт дифференцирован, продавец одновременно является и монополистом и конкурентом. Э. Чемберлин определяет термин «дифференциация продукта» достаточно широко, учитывая не только различные свойства продукта, но и все условия и услуги, связанные с реализацией, и даже географическое положение [37, с.13]. Другими словами, низкие цены не являются решающим фактором обеспечения конкурентных преимуществ, и в формировании спроса должно много внимания уделяться качеству товара, рекламе, сервисному обслуживанию потребителей. Таким образом, пределы власти каждой группы монополистов и контроль над их предложением товаров ограничены вследствие существования товаров-заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене.

Успех фирмы часто зависит не столько от цены и от потребительского качества продукции, сколько от того, сумел ли продавец завоевать привилегированное положение на рынке. Отсюда в условиях «монополии по дифференциации продукта» монопольная прибыль может возникнуть, если при определенной защите от вторжения конкурентов сформирован и активизирован спрос на определенную продукцию.

Таким образом, состояние «монополистической конкуренции», по Э. Чемберлину, ведет к тому, что в масштабе общества потребители платят за товары больше, выпуск товаров меньше потенциально возможного и, как следствие, имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица.

.3 Основные виды и методы конкуренции

Различают конкуренцию:

функциональную (это конкуренция определенного товара);

Функциональная конкуренция возникает вследствие того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами. Например, для занятий спортом или интеллектуальных игр - это шахматы, шашки, нарды, карты и т.д.; для туризма - лодки, велосипеды, машины и пр.

видовую (по цене и качеству);

Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то важным характеристикам. Например, магнитофоны с различным уровнем выходной мощности.

межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

Межфирменная конкуренция - борьба между предприятиями одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями, производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и межфирменным товарам-конкурентам. Примером могут служить предприятия швейной промышленности, производящие одежду, а также ателье по пошиву одежды.

внутриотраслевую и межотраслевую [10, c.129].

Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства.

Межотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции; специфическая форма борьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями и монополистическими объединениями. М. к. представляет собой процесс перелива капиталов из одной отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываются пропорции воспроизводства общественного капитала.

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной [15, c.203].

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий.

Таким образом, конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Для понимания механизма конкуренции большое значение имеет правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов. В практике бизнеса в качестве таких причин принято выделять цену и неценовые факторы, а также соответствующие им виды конкуренции.

Рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее [2, c.85].

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара.

В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:

ценовую (конкуренцию на основе цены);

неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости) (таблица 1).

Таблица 1

Методы конкуренции

типХарактеристика метода конкуренцииЦеновая конкуренция1. продажа товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты; 2. снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства либо за счет уменьшения прибыли; 3. мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли; 4. крупные монополии иногда отказываются от прибыли для дальнейшего вытеснения остальных конкурентов с рынка, с помощью низких цен; 5. используется фирмами: - нет достаточных сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции; - в ходе проникновения на рынки с новыми товарами; - при укреплении позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. 6. ценовая конкуренция делится на: - прямую (фирма широко оповещают о снижении цены на выпускающиеся и имеющиеся на рынке товары); - скрытую (на рынок выводятся новые товары с улучшенными потребительскими свойствами, а цена при этом повышается не значительно).Неценовая конкуренция 1. предложение товара: - более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы; - с более высокой производительностью; - более широкого ассортимента. 2. значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость. 3. важный инструмент в конкурентной борьбе торговые марки и торговые фирмыИсточник: Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 271 с.

В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

для проникновения на рынки с новыми товарами;

для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта [16, c.274].

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

Большую роль играет до и послепродажное обслуживание покупателя, так как необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п. [14, c.39].

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

Еще один вид неценовой конкуренции - дифференциация продукции. То есть предложение широкого ряда типов, стилей, марок данного продукта. При этом диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются более полно. Правда существует угроза, что увеличение ассортимента продукта может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным и покупки будут занимать много времени.

Каждая фирма имеет продукт, который в настоящее время отличается от продуктов конкурентов. В любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Поэтому очень часто помимо выпуска на рынок новых товаров производители используют политику модификации, т.е. изменение наиболее существенных технико-эксплуатационных свойств, качества товара, изменение внешнего оформления или формы упаковки. Благодаря этому фирма может изменить имидж товара, сориентировать его на новые сегменты сбыта [15, c.130].

Усовершенствование выпускаемой продукции дает фирме долговременное преимущество. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, так как «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

промышленный (экономический) шпионаж;

переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на много дешевле;

махинации с деловой отчетностью;

сокрытие дефектов и т.д.

Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества [7, c.94].

Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем [13, c.478].

Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию, предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.

Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение «своего человека» в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п.

Частное собственность на изобретения устанавливается через патентование. С экономической точки зрения патентование равнозначно монополизации выгод, связанных с использованием патента. В основном патент предоставляет реальные выгоды в течение семи лет, что позволяет за это время получить немалую прибыль его владельцу. Но с другой стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо патентованное открытие непосредственно конкурентами, заставляет их на форсированную разработку каких-то новых технических приемов, технологий. Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от создания новых товаров. Путь от изобретения до коммерческого использования требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент не внедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, так как его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем крупных штрафов, достигающих 10 млн. долларов [13, c.479].

Таким образом, патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров. Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок. Подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

.4 Формы конкурентных действий

Общими для всех форм конкурентных действий, применяемых в процессе соперничества субъектов предпринимательского бизнеса, являются следующие их особенности:

формы конкурентных действий не являются самостоятельными видами конкурентных действий, они составляют лишь внешнюю оболочку их проявления;

формы конкурентных действий распространяются не только на прямых или условно-прямых соперников, но и на других представителей внешнего окружения, которые непосредственно связаны с этой фирмой или попадают в зону ее непосредственного влияния;

формы конкурентных действий имеют объективную и субъективную природу; их объективный характер обусловливается видом и степенью интенсивности конкурентных действий с одной и с другой стороны, субъективный характер обусловливается необходимостью выбора той или формы в ходе соперничества;

формы конкурентных действий компаний зависят от личных ка честв владельцев и руководителей этих компаний, их темперамента, психологического типа, этической основы, навыков делового общения;

формы конкурентных действий проявляются в соответствии с развитием конкурентных ситуаций, причем в каждой подобной ситуации выбор той или иной формы конкурентных действий зависит не только от устойчивых факторов, но и от сиюминутных, таких как настроение уполномоченных менеджеров компании, их физическое состояние;

один и тот же вид конкурентных действий может по мере разви тия конкурентной ситуации приобретать последовательно сменяемые друг друга формы [13, c.359].

Обратимся к классификации форм конкурентных действий. Первым критерием их классификации является степень активности действующих и противодействующих (сопротивляющихся) субъектов предпринимательского бизнеса.

В соответствии с названным критерием формы конкуренции можно подразделить на: инициативные, безынициативные и нейтральные. Инициативную форму имеют конкурентные действия, осуществляемые компаниями, которые проявляют повышенную активность на рынке и стремятся к постоянному опережению соперников в продвижении своих бизнесидей.

Конечно, всякие действия внешне выглядят активными, пассивным может быть только бездействие. Но не всякая активность имеет инициативный характер - для этого необходимо постоянно выдвижение новых деловых и профессиональных инициатив, которые побуждали бы всех участников конкурентного соперничества к развитию и, тем самым, способствовали бы дальнейшей эволюции конкурентных действий с обеих сторон. В этом и состоит повышенная активность фирм-конкурентов. Интенсификация конкурентных действий всегда приводит к повышению активности субъектов предпринимательского бизнеса.

Нейтральную форму имеют конкурентные действия, осуществляемые субъектами бизнеса, которые, с одной стороны, не торопятся с выдвижением и продвижением новых инициатив, а, с другой стороны, не стремятся принимать новации в качестве объекта подражания. Нейтральная форма конкурентных действий характерна лишь для одного из видов конкурентных действий, а именно для изоляционистских конкурентных действий. Такая форма поведения не является типичной - типичными являются инициативная и безынициативная формы конкурентных действий, характерные для всех видов конкурентных действий, а также их комбинаций. Инициативную форму может иметь на начальной стадии и изоляция субъектов бизнеса, но в дальнейшем такие действия обязательно приобретают нейтральную форму.

Вторым критерием классификации форм конкурентных действий является степень воинственности субъектов предпринимательского бизнеса в процессе воздействия на соперников при проведении конку рентных действий. В соответствии с указанным критерием можно выделить следующие формы конкурентного поведения:

агрессивное;

миролюбивое;

покорное;

компромиссное [12, с.158].

Агрессивными являются конкурентные действия субъектов бизнеса в тех случаях, когда данные компании обрушиваются на соперников всеми доступными им методами конкуренции, включая привлечение для этих целей ресурсов других компаний и органов государственной власти и управления. Фирма агрессор стремится немедленно повалить противника, а если этого не удается, то она старается непрерывно преследовать данного противника вплоть до его полного подавления. Агрессивная форма конкурентных действий обычно предусматривает не только инициативный наезд на соперников, желательно, внезапный, но и сопровождение таких действий многочисленными дискредитирующими их шумовыми эффектами. Все это, по замыслу, должно заставить соперников смириться с неминуемым поражением, а наблюдателей - поверить в бесперспективность какого-либо сопротивления наезду, согласиться с неизбежностью и даже с правильностью подобного исхода борьбы.

Таким образом, зарождение и возникновение конкуренции исторически относится к простому товарному производству. В эпоху капитализма свободной конкуренции существует два основных вида конкурентной борьбы - внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные сферы приложения капитала, за лучшие условия производства и купли-продажи.

Глава II. Анализ конкуренции и конкурентной среды в России и РТ

.1 Исследование процесса отраслевой конкуренции РФ и РТ

Минэкономики РТ начинает концептуальную разработку программы повышения производительности труда в республике. Работа осуществляется в рамках мероприятий, направленных на достижение целевых параметров Программы социально-экономического развития республики на 2011-2015 годы. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам повышения производительности труда как ключевому фактору роста конкурентоспособности региональной экономки.

В начале июня на конференции Всемирного экономического форума по Центральной и Восточной Европе Strategy Partners совместно со Сбербанком РФ представила доклад о конкурентоспособности России 2011. Согласно ему Россия сейчас занимает 63-е место среди 139 стран в рейтинге Индекса глобальной конкурентоспособности. По усредненному показателю Россия отстает как от развитых стран, так и от стран БРИК. До финансового кризиса наблюдалось значительное улучшение показателей страны (по оценке на 2008/2009 гг.), но в посткризисный период ее позиция снова ухудшилась.

Россия продолжает демонстрировать низкую эффективность рынков, говорится в докладе. Это является в значительной степени результатом доминирования небольшого количества фирм и наличия серьезных барьеров для торговли и инвестиций. Вмешательство государства на многих уровнях еще больше ограничивает конкуренцию и сдерживает предпринимательскую деятельность. Более того, система налогообложения искажает конкуренцию и препятствует инвестициям. Из-за торговых барьеров, неэффективной таможни и чрезмерных ограничений на прямые иностранные инвестиции Россия по-прежнему остается в основном закрытой от международной конкуренции.

Деловой еженедельник «где Деньги» также провел дискуссию с представителями казанского бизнес-сообщества и узнал их мнение о том, что нужно сделать для повышения производительности труда (см. «где Деньги» № 237 от 12.07.2011 г.). По их словам, российские предприятия и предприниматели живут сегодняшним днем и стараются не вкладываться в переоборудование производств и дорогостоящее обучение рабочих и сотрудников. Еще одной причиной является то, что повышение оплаты труда у нас происходит не в связи с повышением производительности труда, а в связи с дефицитом сотрудников.

По словам участника совещания в Минэкономики РТ партнера Strategy Partners Алексея Праздничных о конкурентной среде экономики России:

Во-первых, это недостаточно развитая институциональная среда, включая такие проблемы, как обеспечение прав собственности, эффективность судебной системы и коррупция. Второе - уровень конкуренции и имеющиеся условия спроса не способствуют повышению эффективности товарных рынков до уровня стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, которая объединяет наиболее развитые страны) и даже Бразилии, Индии и Китая, которые вместе с Россией принято называть странами БРИК. В-третьих, финансовые рынки отстают в сравнении с теми же двумя группами стран, в первую очередь по причине относительно низкой доступности финансовых ресурсов в экономике. Последний, но не менее важный момент, - конкурентоспособность компаний значительно ниже, чем в других странах группы БРИК или странах-членах ОЭСР. Без улучшения этих факторов сложно представить существенный рост уровня производительности, поэтому модель развития для России может быть и особой, но целью этой модели должно стать повышение конкурентоспособности экономики [22].

Как видно из высказывания, особое значение для развития производственного потенциала имеет наращивание конкурентных преимуществ профильных и потенциально привлекательных промышленных секторов РФ и РТ, которые составляет основу конкурентоспособности территорий, выражая не только финансовые и экономические, но и социальные эффекты. Формирование системы управления конкурентными преимуществами промышленности, объединяющей институты, инфраструктуру и регулирующие инструменты, которая позволяет обеспечить благоприятные условия для устойчивого роста экономики, выступает сегодня центральным элементом научных дискуссий.

Ключевым этапом анализа производства и конкуренции является исследование процесса отраслевой конкуренции, основного источника оказываемого давления со стороны конкурентов на позицию данной фирмы. Без анализа процесса отраслевой конкуренции - особенностей конкурентной борьбы и «правил ведения игры» - управляющие не в состоянии разработать успешную с точки зрения ведения конкуренции стратегию.

В состав объектов исследования конкурентных преимуществ можно включить 28 видов экономической деятельности (ВЭД) из трех разделов классификатора ОКВЭД: Раздел C. Добыча полезных ископаемых (1 ВЭД), Раздел D. Обрабатывающие производства (26 ВЭД) и Раздел E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (1 ВЭД). Данный перечень позволяет охватить основные ВЭД Республики Татарстан, которые занимают наибольший удельный вес в совокупном объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (без НДС и акцизов) (на начало 2009 года - 63,4%, на начало 2008г. - 62,7%) [20].

По интенсивности динамики конкурентных преимуществ были выделены следующие группы ВЭД:

производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз животных семейства лошадиных (3,0738);

производство синтетического каучука (2,7577);

производство трикотажных изделий (2,1517);

производство сыра (1,8556);

производство мыла и моющих средств (1,7545);

производство электроэнергии (1,5784);

производство дистиллированных алкогольных напитков (1,5130);

производство сметаны и жидких сливок (1,3562);

производство сахара (1,3185);

производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности (1,1823);

производство стальных труб (1,1700);

производство грузовых автомобилей (1,1534);

производство обработанного жидкого молока (1,1436);

производство пива (1,0945);

производство нефтепродуктов (1,0266).

На первой фазе процесса управления конкурентными преимуществами на мезоуровне можно получить общую характеристику внутреннего конкурентного профиля территории и структуры отраслевых рынков, на которых представлены ее виды экономической деятельности. На основе оценки уровня концентрации и локализации рынков определяется состав потенциальных конкурентов. Сравнительный анализ конкурентных профилей потенциальных конкурентов дает возможность сфокусировать выборочную совокупность для конкурентных преимуществ.

Достаточно высокая активность наблюдалась на слабо концентрированных рынках. Среди таких ВЭД, формирующих промышленный портфель РТ, были отмечены производство трикотажных изделий, производство сыра, производство коровьего масла, производство сметаны и жидких сливок, производство творога и сырково-творожных изделий, производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, производство дистиллированных алкогольных напитков.

Существенные опережающие темпы роста показали в процессе исследования ряд непрофильных ВЭД РТ: производство сметаны и жидких сливок, производство мяса и пищевых субпродуктов, производство электроэнергии, производство растительных рафинированных масел и жиров, производство стальных труб и фитингов, производство творога и сырково-творожных изделий. Заметную инвестиционную активность показали производство пива и производство виноградного вина. Наряду с производством производству электроэнергии, производством стальных труб и фитингов рост стоимости труда данных ВЭД превышал отраслевые показатели. Высокие конкурентные позиции и положительная динамика ключевых показателей позволили предложить их в качестве потенциальных промышленных приоритетов [21].

Несмотря на низкую макроэкономическую динамику и отраслевые тенденции высокими оставались темпы роста объемов отгруженной продукции в добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа, производстве коровьего масла, производстве сахара, производстве дистиллированных алкогольных напитков, производстве молока, сливок. Наращивание инвестиции в основной капитал не позволили РТ показать заметные темпы роста объема отгруженной продукции в производстве резиновых шин, покрышек и камер, производстве пряностей и приправ, производстве пластмасс и синтетических смол, производстве бытовых электрических приборов, производстве сухих хлебобулочных изделий. Данные ВЭД также имеют существенный конкурентный потенциал, использование которого в силу действия различных факторов ограничено. В частности, ВЭД с высокой добавленной стоимостью (например, производство бытовых электрических приборов) имеют определенные технологические заделы, реализации которых однако сдерживается наличием сильных иностранных и российских конкурентов на рынке. Продукция таких производств заметно уступает им как по цене, так и по потребительским характеристикам. Проблемой данных ВЭД является низкое качество сырья и комплектующих, а также существенное технологическое отставание (к тому же модернизация производства требует значительного объема капитальных вложений). В ряде ВЭД возможности модернизации производства ограничиваются, напротив, закрытостью рынков и практически полным отсутствием конкурирующего импорта вследствие значительных административных барьеров [20].

Значительным сдерживающим фактором роста эффективности производства была низкая конкуренции. Мировой финансовый и экономический кризис, который привел к сокращению платежеспособного спроса и снижению доступности заемного финансирования, ограничил возможности экстенсивного роста, заставив отказаться от обычной модели поведения и обратить внимание на оптимизацию издержек и мобилизацию внутренних резервов. В сложившихся условиях оптимизация издержек выступает важнейшим фактором сохранения конкурентоспособности предприятий, стимулируя снижение энергоемкости производств, повышение капиталоотдачи. Вместе с тем, в результате кризиса произошло существенное изменение конкурентных условий, в экономической политике рыночные инструменты уступили место государственным механизмам регулирования (многие независимые предприятия попали под прямой или косвенный контроль государства).

Таким образом, рассматривая перспективы развития конкурентных преимуществ анализируемых ВЭД РТ, следует отметить, что в средне и долгосрочной перспективе число профильных производств имеет возможность сохранить или существенно усилить достигнутые конкурентные позиции. В основе факторов конкурентоспособности таких ВЭД будут лежать наличие и доступность сырьевой базы, а также возможности, проявляющихся при интенсивном росте внутреннего рынка. В кластере ВЭД с устойчивыми конкурентными позициями потенциал роста производства и развития конкурентных преимуществ на мировом или национальном рынках ограничен. Как правило, это связано с наличием мощных компаний-конкурентов или естественными низкими темпами роста соответствующих сегментов рынка. В кластере ВЭД, попадающих в зону неопределенности, сохраняются риски утраты текущих конкурентных преимуществ. Текущее положение отдельных компаний этих ВЭД, как правило, в значительной степени зависит от конъюнктурных факторы и накопленных резервов. Однако учитывая низкую инвестиционную активность таких производств, удержание ими конкурентных позиции в долгосрочной перспективе не представляется возможным, в то время как иностранные и российские конкуренты продолжают активные действия. Конкурентные преимущества некоторых ВЭД данного кластера будут зависеть от способности освоения определенных сегментов внутреннего рынка за счет импортозамещения. Для кластера ВЭД со слабыми конкурентными позициями наиболее благоприятной перспективой развития становится активная интеграция с ведущими российскими и иностранными производителями. Сильные позиции конкурентов, обладающих высокотехнологичными производствами и значительным финансовым потенциалом, требуют поиска эффективной узко специализированной стратегии, нацеленной на выпуск ограниченной номенклатуры продукции, сохраняющей привлекательность для потребителя.

2.2 Стратегические вопросы конкурирующих отраслей

конкуренция россия татарстан

В современных экономических реалиях конкурентоспособность регионов и процветание экономики зависят от наличия сильных отраслевых кластеров. Активная политика региона по стимулированию развития существующих и формирования новых кластеров предоставляет широкие возможности для роста за счет повышения производительности, стимулирования предпринимательства и развития инновационного потенциала. Современные инструменты кластерной политики позволяют реализовать эти возможности и обеспечивают достижение реальных, измеримых результатов.

Растущие потребности населения формируют новые требования к качеству социальных услуг, включая образование и здравоохранение, в то же время бюджетные ограничения, особенно в кризисные периоды, требуют постоянного роста эффективности бюджетных расходов. При этом социальные расходы, хотя и являются приоритетными для государства, не дают быстрой отдачи в краткосрочной перспективе.

Глобальная конкуренция за инвестиции и человеческие ресурсы повышает требования к качеству инфраструктуры, но при этом продолжающаяся нестабильность мировой экономики усиливает ограничения по привлечению бюджетных средств. Технологии и инновации меняют привычный облик инфраструктурных секторов, превращая их в сложные интегрированные системы. Все это предъявляет новые, особые требования к стратегиям и планам развития инфраструктуры. Грамотное планирование позволяет удовлетворить растущие потребности, в том числе через использование внебюджетных источников финансирования.

Горная и металлургическая промышленность обеспечивают значимый вклад в промышленный выпуск РФ, а также формируют существенную часть экспортных поставок из России. В настоящий момент эти индустрии находятся в тяжелом положении вследствие снижения цен на черные и цветные металлы на мировом рынке, а также резкого падения внутреннего спроса со стороны обрабатывающих отраслей.

Лесной сектор играет одну из ключевых ролей в экономике многих регионов России, но потенциал индустрии до сих пор не реализован. В настоящий момент российский ЛПК имеет высокий уровень износа основных фондов и низкую производительность, уступая таким странам, как США, Финляндия и Швеция, в 6-17 раз. В то же время российский ЛПК имеет ряд стратегических преимуществ. Во-первых, Россия занимает первое место в мире по обеспеченности лесами, а во-вторых, имеет стратегически удобное расположение - поблизости от Китая, самого быстрорастущего рынка потребления древесины в мире. Кроме того, долгосрочный рост отрасли могут обеспечить повышение производительности труда, оптимизация организационной структуры и численности персонала, а также более активное использование аутсорсинга. На сегодняшний день до глубокой переработки в России доходит лишь четверть древесины, в то время как в Скандинавии, например, более 80%. В структуре экспорта сектора ЛПК преобладают продукты низкого передела, в то время как импортирует Россия преимущественно продукцию высоких переделов, включая бумагу и мебель. Ограничение государством экспорта круглого леса будет служить стимулом для российских производителей к развитию направления более глубокой переработки древесины - от производства фанеры, плит и бруса до производства мебели, которая обеспечивает самый высокий объем выручки на кубометр леса. В целом государственная политика будет способствовать развитию в отрасли производств с высокой добавленной стоимостью, а также потребует от компаний реализации новых стратегических инициатив, в том числе трансформации бизнес-модели, изменения фокуса деятельности, создания союзов и партнерств, а также M & A в смежных сегментах.

Российская политика в автомобильной промышленности на протяжении многих лет несколько раз меняла свой фокус. В последние годы правительство стимулировало локализацию предприятий иностранных производителей на территории РФ. В число лидеров по локализации производств вошли Toyota, Ford, Chevrolet, Volkswagen. Несмотря на рост конкуренции на внутреннем рынке, текущая политика дала российским предприятиям возможность перенять передовой опыт и лучшую экспертизу в области автомобилестроения.

В условиях финансового кризиса сокращение доходов населения и сжатие автокредитования стали причиной обвального падения спроса на автомобили. Отрасль столкнулась с проблемой избыточных мощностей, поэтому компаниям необходимо приспособиться к новым реалиям, сокращая масштабы и повышая гибкость производства. В то же время снижение курса рубля к основным мировым валютам и рост таможенных пошлин на иномарки создают привлекательные условия для импортозамещения.

Для производителей автокомпонентов сейчас сложилась трудная ситуация из-за сокращения потребительского спроса на автомобили, смещения предпочтений в сторону бюджетных и компактных автомобилей и локализации производств иностранными компаниями. В то же время производители автокомпонентов имеют шанс освоить новые компетенции и технологии путем приобретения активов за рубежом, создания совместных предприятий и стратегических партнерств с иностранными производителями.

Для автодилеров основным является риск потери ликвидности. Нивелировать этот риск можно за счет снижения затрат, оптимизации структуры и численности персонала, повышения эффективности закупок и логистики, а также развития партнерских отношений с производителями.

Наиболее актуальными вопросами для руководителей компаний сектора автоиндустрии являются:

Какой сегмент рынка обеспечит компании максимальный возврат инвестиций и устойчивость бизнес-модели?

Как повысить качество и надежность автокомпонентов и сборки, как снизить уровень брака, повысив тем самым конкурентоспособность российских автомобилей?

Как оптимизировать процесс разработки и производства новых моделей?

Как улучшить имидж и восприятие российских автомобилей, укрепив тем самым свой бренд?

Как обеспечить эффективность операций и повысить маржинальность бизнеса?

Недвижимость и строительство - бизнесы, требующие значительного объема инвестиций, и, соответственно, тщательной проработки всех стратегических инициатив в условиях быстро развивающегося рынка, роста конкуренции и финансовых ограничений.

Один из ключевых вызовов российской тяжелой промышленности - низкие производительность и конкурентоспособность в сравнении с зарубежными производителями. Производительность машиностроения в РФ существенно отстает от производительности в развитых странах из-за использования устаревшего оборудования и технологий, низкой автоматизации производства, несовершенной системы управления производством, производства морально устаревших моделей продукции.

Возросший внутренний спрос дает российским компаниям возможность найти свою нишу в отрасли и наверстать отставание от иностранных компаний. Для ликвидации стратегических разрывов российским компаниям необходимы масштабные инвестиции в технологии и НИОКР. Кроме того, получить недостающие компетенции и передовой опыт российские компании могут вступая в альянсы и развивая совместные проекты с ведущими мировыми производителями.

Несмотря на тяжелое кризисное положение в экономике РФ, удорожание импорта, связанное с падением курса рубля к основным мировым валютам, создаются выгодные условия для импортозамещения. Кроме того, благодаря глобальному падению цен на активы российские компании имеют возможность получить доступ к передовым технологиям и восполнить недостающие компетенции путем покупки иностранных игроков.

Ключевые вопросы, стоящие перед компаниями-производителями промышленных товаров.

Как добиться устойчивости бизнеса в условиях кризиса, а также использовать последствия кризиса (такие как, девальвация рубля) для успешного импортозамещения на внутреннем рынке?

Как в короткие сроки провести модернизацию производства и обеспечить рост производительности в компании?

За счет чего можно повысить конкурентоспособность продукции компании на внутреннем и внешнем рынках?

Как добиться эффекта масштаба для бизнеса компании и использовать его для повышения эффективности операций?

Как эффективно строить сотрудничество с государством для развития бизнеса компании?

Бурный рост проникновения новых технологий передачи и доступа к информации революционно меняет ландшафт индустрии инфокоммуникаций.

Появление новых технологий и падение цен на операторское оборудование влекут за собой обострение конкуренции на рынке телекоммуникаций и, как следствие, снижение стоимости передачи информации. В результате перед традиционными операторами связи встает угроза коммодитизации их услуг, падения доходов и роста значимости поставщиков контента. Сталкиваясь с усилением конкуренции на своих рынках, компании телеком-индустрии ищут новые возможности в развивающихся экономиках и готовят экспансию в индустрию медиа и развлечений.

В условиях конвергенции технологий и стирания границ между сегментами рынка игроки индустрии телекоммуникаций и медиа вынуждены, с одной стороны, искать возможности диверсифицировать бизнес и гарантировать устойчивость своей бизнес-модели, с другой - обеспечивать повышение эффективности своих операций.

На сегодняшний день наиболее актуальными вопросами в данной индустрии являются:

Как трансформировать бизнес-модель для устойчивого роста в будущем?

Какие направления выбрать для экспансии бизнес-модели?

Как осуществить выбор технологии для развития?

Как развивать новые проекты - через Greenfield и M&A?

Как повысить операционную эффективность бизнеса?

Как найти стратегического инвестора для капиталоемких проектов?

Российский рынок розничной торговли остается высоко фрагментированным, а степень развития современных форматов торговли - невысокой: так, если в крупнейших городах России доля сетевой розницы в обороте торговли превышает 40-50%, то в регионах РФ она не более 30%. По степени консолидации российский ритейл отстает от европейского в 10-15 раз. Это означает, что в ближайшие годы рынок ждет новая волна сделок M&A. В то же время бурный рост российского рынка привлекает и крупнейших иностранных игроков - о своих намерениях выйти в Россию уже заявили Tesco, Carrefour, Wal-Mart и Prisma.

В этих условиях российским игрокам индустрии FCMG и ритейла необходимо ответить в рамках своей стратегии на ряд ключевых вопросов, от которых зависят их успех и выживание.

Ключевые стратегические вопросы отрасли:

Как выстроить национальную сеть дистрибуции и достигнуть эффекта масштаба?

Как добиться высокой операционной эффективности бизнеса?

Как эффективно управлять рисками и обеспечить устойчивость бизнес-модели в будущем?

Согласно мировой практике, транспортная инфраструктура является основополагающим фактором развития экономики страны - от малого до крупного бизнеса. В настоящий момент низкое качество и плачевное состояние транспортной инфраструктуры являются одними из ключевых причин низкой конкурентоспособности российской экономики.

Как показывают исследования Всемирного Банка, по уровню развития транспортной инфраструктуры Россия отстает от развитых стран мира в несколько раз. Так, удельные транспортные издержки в цене конечной продукции российских товаропроизводителей составляют до 35%, в то время как в развитых странах мира этот показатель не превышает 13%. По скорости транспортировки грузов Россия уступает таким странам, как Канада, США, Норвегия или Финляндия, в полтора-два раза.

В последние годы рост экономики в целом и грузооборота в частности, а также государственная поддержка обеспечивали устойчивое развитие отрасли. В условиях кризиса общее торможение экономики приводит к существенному сокращению спроса на услуги транспорта. Когда объем заказов сокращается, компаниям следует использовать возможности оптимизации затрат, а также рассмотреть вопрос об изменении бизнес-модели. Так, сокращение импорта требует от компаний отрасли смещения фокуса на внутренние перевозки, пересмотра портфеля услуг и продуктов, а также поиска новых перспективных ниш. В то же время образовавшиеся избыточные мощности и растущая конкуренция требуют проведения гибкой ценовой политики.

Ключевые стратегические вопросы для компаний транспортной индустрии:

Как обеспечить устойчивость доходов компании в условиях кризиса и снижения деловой активности?

Какие новые услуги способны повысить конкурентоспособность компании на рынке, а также могут стать новыми источниками роста?

Как выбрать оптимальную структуру компании с точки зрения интеграции? Какая структура корпоративного портфеля обеспечит максимальный рост стоимости бизнеса?

Как повысить производительность и эффективность операций в компании?

Как выстроить эффективное взаимодействие с государством, как привлечь государство к реализации взаимовыгодных стратегических проектов?

Фармацевтическая отрасль в России демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов роста и входит в десятку крупнейших рынков мира. Это обуславливает высокий интерес к рынку крупнейших международных фармацевтических холдингов, которые ведут активную политику по развитию деятельности в России.

На рынок вышли Stada, Gedeon Rihter, KRKA и другие, ряд международных компаний планирует развитие производства в России, в том числе через приобретение российских фармпроизводителей. Около 80% рынка в стоимостном выражении приходится на джерениковые и оригинальные препараты иностранного производства.

Российские компании по многим позициям уступают в конкурентной борьбе международным корпорациям, это обусловлено низким уровнем развития технологий, небольшим масштабом бизнеса, ограниченным доступом к финансированию и рядом других внутриотраслевых проблем, включая сильную зарегулированность отрасли и низкую эффективность государственной политики в развитии данного сектора. Кризис усугубил ситуацию - произошло сокращение бюджетов, инвестиционных программ, на рынке усилилась ценовая конкуренция.

Необходимо дать ответы на актуальные вопросы:

Как должна быть адаптирована стратегия развития компании с целью максимально реализовать потенциал роста после выхода из кризиса?

Следует ли реализовывать возможности агрессивного роста через поглощения либо придерживаться стратегии органического роста?

Как обеспечить реализацию выбранной стратегии с точки зрения системы управления, источников финансирования роста, операционного плана развития?

Как создать эффективную систему сбыта и дистрибуции?

Как в рамках партнерства с государством успешно развивать новые проекты?

Как ограничить негативное влияние мер государственного регулирования на деятельность компании?

Сектор финансовых услуг оказался в эпицентре экономического кризиса и в наибольшей степени страдает от его последствий. Начиная с августа 2007 года финансовая индустрия претерпела сразу несколько острых шоков - от кризиса на рынке рискованных ипотечных кредитов (subprime) до масштабного обрушения сначала рынка деривативов, а затем и мирового фондового рынка в целом.

Низкая доступность «длинных денег», вызванная невысоким уровнем сбережений населения и политикой стерилизации валюты российского правительства, а также высокая стоимость капитала в России вынуждала отечественных игроков искать источники фондирования за рубежом. В результате, российский финансовый рынок в силу своей высокой зависимости от зарубежных источников «длинных денег» оказался сильно подвержен потрясениям мирового рынка капитала. В настоящий момент перед российскими игроками остро стоит проблема рефинансирования своих обязательств, причем положение усугубляется массовыми дефолтами крупнейших российских предприятий-заемщиков.

Между тем, в условиях сжатия доступной ликвидности и грядущей реформы мировой финансовой системы российским финансовым институтам необходимо также пересмотреть и стратегию своего развития: в первую очередь, определить источники привлечения капитала в долгосрочной перспективе и приоритизировать направления экспансии, и, во вторую, - найти возможности для повышения эффективности операций.

Наиболее остро перед руководителями различных финансовых институтов стоят следующие вопросы:

Как найти новые источники фондирования?

Как обеспечить эффективную оценку и управление рисками в условиях финансового кризиса?

Как успешно трансформировать бизнес-модель в новых экономических условиях?

Как найти возможности для повышения эффективности операций?

В последние годы энергетический рынок РФ претерпел ряд фундаментальных реформ, пройдя через процедуры реструктуризации и приватизации, а также существенные изменения в тарифном регулировании. Сегодня новые правила игры дают энергокомпаниям шанс для динамичного развития и кратного роста стоимости в случае, если они смогут быстро и эффективно решать стоящие перед ними стратегические задачи, такие как:

повышение операционной эффективности;

выбор инвестиционных приоритетов;

внедрение инноваций;

покупка и продажа активов;

взаимодействие с государством;

проведение реструктуризации и другие.

Многолетний опыт консультирования компаний энергетического сектора позволил нам сформировать передовые подходы и методики к решению наиболее актуальных вопросов, среди которых:

разработка стратегии развития;

диагностика операционной эффективности на основе сравнения с лучшей международной практикой;

оптимизация ключевых процессов и систем (стратегическое планирование, управление закупками, управление активами, управление инвестициями, управление инновациями);

проведение организационных изменений (совершенствование организационной структуры, разработка и внедрение систем управления по целям и контрольным показателям);

взаимодействие с государством (сопровождение в регуляторных процедурах, поддержка проектов в области частно-государственного партнерства).

Таким образом, повышение конкурентоспособности и производительности труда во многом зависит от отраслевой специфики и особенностей экономики региона. Если это агропромышленный кластер или сектор информационных технологий, где чаще доминируют компании среднего и малого размера, фокус может быть сделан больше на малые и средние предприятия. Если это металлургический или химический кластер, то больший эффект обеспечит повышение производительности на крупных предприятиях. Для автомобильного кластера можно одновременно повышать производительность на крупных предприятиях и средних/малых, которые являются важными поставщиками для головных компаний.

Заключение

Повышение конкурентоспособности организации - один из самых актуальных вопросов для современной России. Решить комплексные проблемы в условиях жесткой конкуренции поможет знание и применение инструментов конкурентоспособной экономики - сущности и механизма действия экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов, современных методов и моделей управления.

Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

В современном мире усиливается конкуренция между странами и регионами за ресурсы развития. Обеспечивать высокое качество жизни, постоянно повышая конкурентоспособность экономики, - это ключевая стратегическая задача для властей. Поиск новых возможностей для развития связан с большими сложностями и требует сфокусированных напряженных усилий со стороны всех ключевых игроков в регионе, координируемых в рамках единой стратегии.

На вооружении конкурентов состоят цена, качество, особенности предлагаемых товаров и услуг, гарантии и гарантийное обслуживание, реклама, распределительная и дилерская розничная сеть, восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса и т.п.

В зависимости от занимаемой доли рынка выделяют четыре типа фирм-конкурентов: лидеры (40%); претенденты на лидерство (30%); ведомые (20%); аутсайдеры и новички (10%), т.е. каждой группа фирм обладает собственным статусом на рынке.

Оценка, прогнозирование и моделирование последствий конкурентных действий, предпринимаемых субъектом предпринимательского бизнеса в условиях относительной неопределенности результатов этих действий, является важной частью внутрифирменного менеджмента.

Вопрос о повышении производительности в отрасли, как основного конкурентного преимущества сводится к тому, что для одних регионов это в первую очередь повышение производительности и ускоренное развитие существующих отраслевых кластеров (например, через содействие отдельным компаниям в использовании современных технологий и методов управления, развитие малого и среднего бизнеса, переобучение или повышение квалификации человеческих ресурсов и другие меры), для других регионов это поиск совершенно новых точек роста и возможностей. Вероятно, что для Татарстана этот вариант является более подходящим в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для этих целей в республике важно разработать и запустить современную промышленную политику, которая доказала свою работоспособности в других странах и регионах.

Список литературы

1.Александрович Я.М. Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции // Экономический бюллетень, 2008. - №7. - С. 86-98.

2.Белоусова С.Н. Маркетинг. Ростов на Дону: Феникс, 2011. - 271 с.

.Белый Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления // Маркетинг, 2008. - № 4. - С. 55.

.Блайт Дж. Основы маркетинга: Пер. со 2 - го англ. изд. М.: Знания Пресс, 2006. 130 с.

.Ващекин Н.Г. Маркетинг: Учеб. пособие, М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006. - 312 с.

.Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. - 356 с.

.Виханский О.С. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2006. - 234 с.

.Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика, СПб.: Питер, 2008. - 560 с.

.Кревенс Д. Стратегический маркетинг.- М.: Вильямс, 2008. -512 с.

.Максимов М.М. Менеджмент: Учебник. - М.:ЮНИТИ, 2010. - 323 с.

.Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2008. - 310 с.

.Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учеб. - 6-е изд., перераб. и доп. М,: Маркет ДС, 2007. - 608 с.

14.Сафиуллин А.Р. Инвестиционная привлекательность территории как фактор ее конкурентоспособности // Экономические стратегии. - 2009. - №8. - С.140-149.

15.Сафиуллин А.Р. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики на мезоуровне (23.08.2010) / #"justify">16.Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - 12-e изд. М.: Вильямс, 2011. - 928 с.

17.Тараненко П. Почему низка конкурентоспособность России? // Вузовский вестник, №19. - 2008. - С.39.

18.Экономика отрасли. - Под ред. проф. А. С. Пелиха. Ростов на Дону, 2008. - 237 с.

19.Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации, М.: Маркет ДС, 2008. - 426 с.

20.Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 271 с.

.Хороший потребитель - довольный потребитель или что приходит в голову, когда говорят про удовлетворенность и лояльность. Учебное пособие / Под ред. Адлера Ю.П., Турко С.В. - М.: Стандарты и качество, 2008. - 44 с.

.«Ограничение конкуренции снижает мотивацию к повышению производительности труда»/ #"justify">Приложение 1

Некоторые примеры определения термина «конкурентоспособность»

АвторОпределениеМ.ПортерКонкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений М. ГельвановскийВ самом общем смысле - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнованияР.ЗавьяловКонцентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынкеР.А. ФатхутдиновСвойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынкеИ.У. Зулькарнаев, Л.Р. ИльясоваИнтегральная конкурентоспособность предприятия - это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долюМ. Мескон, А.Альберт, Ф.ХедоуриВыраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т.е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей

Приложение 2

Типы рынков и характер конкуренции

Характер конкуренцииОсновные параметрыКоличество фирм, производящих продуктКонтроль над ценамиТоварная дифференциацияЛегкость входаСовершенная конкуренцияМного независимых фирм, нет контроля над рынкамиЦены определяются рынкомПродукты неразличимы по свойствам и качествуОтносительно легкий входМонополистическая конкуренцияМного фирм, производящих сходные товары и услугиВлияние ограничено возможностью заменыТовары и услуги дифференцированы для сегментов рынкаОтносительно легкий входОлигополияНесколько крупных фирм, производящих товары и услугиСуществует влияние «ценового лидера»Существенна доля отдельных продуктов (например, автомобиль). Мала для стандартизованных (например, бензин)Трудный вход, часто требует больших инвестицийМонополияОдин продукт и одна фирмаПрактически полный контрольНетОчень трудный


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!