Конкуренция и её виды в современных условиях

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,67 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конкуренция и её виды в современных условиях













Курсовая работа

по дисциплине: “Экономическая теория”

по теме: “Конкуренция и её виды в современных условиях”

конкуренция монополия олигополия

Содержание

Введение

I. Теоретические аспекты изучения конкуренции и ее видов в современных условиях

.1 Конкуренция в современных условиях

.2 Основные виды конкуренции

II. Анализ предприятия в условиях чистой монополии

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых понятием - рынок.

В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает многие экономические проблемы общества; в переводе с латинского она означает “сходиться”, “сталкиваться”. Это свободное соперничество между производителями и покупателями за получение максимального дохода.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципов оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - “победа” одних и “поражение” других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения др.

Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними и противоположными формами рыночной структуры. В условиях совершенной конкуренции существует множество фирм с незначительной рыночной долей и однородной продукцией, и возможен свободный вход в отрасль новых фирм. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение определенного продукта или услуги, а появление новых фирм невозможно. Чистая монополия - это теоретическая абстракция, так как, во-первых, немного найдется продуктов, у которых нет заменителей, а во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. При этом покупатели не имеют возможности выбора, а производитель-монополист не нуждается в рекламе типа “наше лучше, чем их”. Вместо восхваления своего товара или услуги монополист пытается убедить, что он не намерен эксплуатировать другие фирмы своих служащих и тем более покупателей.

Анализ чистой монополии необходим в силу двух причин. Первая состоит в том, что значительный объем экономической деятельности (по данным американских экономистов, в США это не менее 5- 6% ВНГI) ведется в условиях, близких к чистой монополии. Кстати, чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем общенациональных. Мы сталкиваемся с местными монополиями в небольших городах и поселках на каждом шагу: единственная телефонная компания, единственный терапевт или зубной врач, один книжный магазин и т.п.

Вторая причина заключается в том, что изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, когда рыночная власть отдельных фирм позволяет влиять на: цену и ограничивать объемы производства и сбыта с целью повышения экономической прибыли. К таким структурам относятся монополистическая конкуренция и олигополия.

Цель - рассмотреть конкуренцию и её виды в современных условиях.

Объект - чистая монополия.

Предмет - предприятие в условиях чистой монополии.

Задачи:

- изучить литературу по предмету: “Экономическая теория” по проблеме исследования конкуренции и ее видов в современных условиях;

практически сделать анализ предприятия в условиях чистой монополии;

сделать выводы по теме “Конкуренция и ее виды в современных условиях.

I. Теоретические аспекты изучения конкуренции и её видов в современных условиях

.1 Конкуренция и ее виды

Термин “конкуренция” происходит от латинского слова concurentia и означает соперничество, соревнование, состязание. Другое его обоснование вытекает из французского слова courir - бегать (cour- бег, сoncour - бега, concurrence- совместные бега с соперником). Аналогично итальянское -concurrere.

Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение приобретает с образованием национальных рынков, когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а товарно-денежные отношения становятся всеобщими.

Понятие конкуренции используется в экономике в различных значениях. Конкуренция характеризуется как форма взаимного соперничества, при котором происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех субъектов рыночного хозяйства в плане, как предложения, так и спроса на товары, услуги, средства производства и капиталы.

Поведенческая теория конкуренции. Термин “конкуренция” вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia” означающего “столкновение”, “состязание”. Именно такое, поведенческое, толкование конкуренции утвердилось первоначально в классической экономической теории. А. Смит, в частности, понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Он считал, что независимое поведение может возникнуть даже на рынке с двумя продавцами, но более вероятно - на рынке с двадцатью продавцами, поскольку в этом случае менее вероятен сговор между ними. Следовательно, при рассмотрении конкуренции классики делали акцент на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы они считали цены.

Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Неоклассики, конкретизровав экономический анализ и включив в него гипотезу рационального рыночного агента, связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, которые их можно приобрести.

С точки зрения неоклассиков, фактор редкости благ имел исключительно важное значение для анализа поведения рыночных агентов. Редкость, в их понимании, носит относительный характер. Она означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей. Отсюда делается вывод о необходимости производственной деятельности, результатом которой являются товары и услуги, удовлетворяющие существующие потребности. Но экономические блага, так, же как и ресурсы, применяемые в их производстве, можно использовать по-разному, что создает проблему выбора, предназначенности каждого блага (ресурса) для определенных целей, конкурирующих между собой.

Структурная концепция конкуренции. Наряду с поведенческой трактовкой в ХIX в. и особенно в ХХ в. в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуреренции, вышедшая со временем на первое место. Ее авторами являются Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и другие крупные ученые, заполнившие фундамент современной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. На языке математики цена является параметром для конкурирующих продавцов - она определяется рыночными силами и не может сознательно контролироваться фирмой.

Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Как подчеркивает А. Юданов, “в центре внимания оказывается не соперничество фирм и установление цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае - об одной из разновидностей конкуренции несовершенной”.

Такое понимание конкуренции, как видим, заметно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Отождествление этих понятий у классиков объясняется следующим обстоятельством говоря о конкуренции, классики имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке ее фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия иной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. А это значит, что при таком конкурентном поведении-соперничестве ни одна фирма не могла стать лидером на рынке. Именно эту (свободную) конкуренцию классики противопоставляли монополии, т.е. власти одного продавца, при которой нет и не может быть отношений конкуренции или соперничества по определению.

Однако когда спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, приблизившись к реальной действительности, возникла необходимость в четком разграничении понятий “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от конкурентного) положения на рынке. Например, если фирма А продает 50 единиц товара Господину Петрову, то фирма Б уже не может удовлетворить эту часть спроса Петрова. В этом случае между фирмами возможно активное соперничество за деньги покупателя, стремление продать ему больше своей продукции, завоевать большую часть рынка, что трудно назвать чистой (совершенной) конкуренцией. Поэтому во избежание недоразумений термин “соперничество” часто используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка.

Среди продавцов (фирм) соперничество может проявляться в предложении новых товаров и услуг улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своей продукции, специальных мерах по продвижению их на рынок и т. п. Среди покупателей (потребителей) соперничество может носить характер поиска более выгодных поставщиков продукции или ресурсов, стремления получил ценовые скидки, предложения более высоких цен за дефицитные блага и т.д.

В реальной действительности отношения соперничества характеризуют поведение экономических агентов лишь на олигополистическом рынке, когда их взаимозависимость достаточно высока и они не могут игнорировать реакцию соперников на свои действия.

В соответствии с таким пониманием соперничества термин “конкуренция” используется не для описания существующего поведения экономических агентов, а для характеристики модели, строения рынка, а следовательно, для предсказания поведения продавцов и покупателей на том или ином рынке. В условиях ограниченности ресурсов конкуренция между альтернативными целями их использования может принять форму соперничества лишь в том случае, когда число производителей (продавцов) данного товара невелико, в результате чего они зависят друг от друга и остро осознают эту зависимость.

Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как “процедуры открытия”.

Функциональная теория конкуренции. Функциональный поход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели - организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов.

Й. Шумпетер подчеркивал:

“Быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие”. Борясь с рутиной, осуществляя реализацию нововведений, обеспечивая тем сам экономический рост, предприниматель становится, по словам Й. Шумпетера, “созидающим разрушителем”. Первоначально нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии и выпускающие не пользующуюся спросом продукцию.

Другой выдающийся австрийский экономист и политический философ - Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как “процедуру открытия”. Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, экономические агенты должны располагать необходимой информацией о том, что, и для кого производить. Однако в экономике, если она построена не на натуральном производстве, а на “расширенном порядке человеческого сотрудничества”, такая информация рассредоточена, рассеяна среди множества продавцов и покупателей. Ее не в состоянии собрать даже гигантский хозяйственный Центр. В этих условиях единственно верную информацию можно получить только через ценовые сигналы, подаваемые рынками. Повышение и понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага подсказывает экономическим агентам, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только ”процедура” конкуренции показывает (“открывает”), какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.

Функции конкуренции:

. Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукции или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

.2 Основные виды конкуренции

Конкуренция рассматривается также как важнейший элемент механизма рыночного регулирования либо как инструмент лишения или ограничения рыночной власти. Понятие конкуренции используется и для обозначения типа рыночной структуры.

Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия (Приложение 1).

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют “рынок свободной конкуренции”.

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода рыночного перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

большое количество мелких продавцов и покупателей,

продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

полная свобода “входа” на рынок и “ухода”.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую “идеальную” структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, большие всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико, что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях па рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - “биржевой” - формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).

При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность Снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приводящему, однако, фирме-новатору больший доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенных новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.


В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара но данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. “Рыночная власть” означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Итак, какие же черты отличают монополию от совершенной конкуренции?

Единственный продавец (монополист).

Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара).

Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. По этому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме “лицензий”, “авторского права”, “товарных знаков” или “патентной защиты”.

Лицензия - это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности па данном рынке.

Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников).

Товарные знаки - это специальные символы, позволяющие узнавать («идентифицировать товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.

Патент - свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом.

Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (на пример, экспресс-почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменитель телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров.

Монополия возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя. Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем монополия.

Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением престижностью благодаря чему у потребителя складываются “неценовые предпочтения”. Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете “Известия”, физиологически пьете “Нескафе”. В условиях монополистической конкуренции фирма проводит не одинаковую, а “дифференцированную” продукцию и тем самым становится своеобразным “монополистом” своей марки товара (Например, шоколад “Сникерс” имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста “Колгейт” отличается от “Фтородента” и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за “Сникерс” или “Колгейт” считая, что эти продукты лучше, чем их “собратья”.

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль я конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству из отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях это производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть пред приятие, производящее не менее 500 тыс., легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 млн. т. стали, и т. д.

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции, “олигополисты” используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка - “картельное соглашение”.

Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта я долю («квоту») каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной в снабженческой деятельности участников.

На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.

Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25 до 60% производства нефти индустриальных стран.

Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономическое соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде “жесткости цен” или “лидерства в ценообразовании”, так и через особые организации типа “патентных пулов” (или консорциумов).

Жесткость цен - так называется практика действий олигополистических фирм, когда даже при изменения издержек или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены. Она полагает, что если ей придется поднять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка. Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из страха развязать их “войну”.

Лидерство в ценах означает практику, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установленные лидером чаще всего доминирующим в данной отрасли и на данном рынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличие обычно не бывает доказано.

Патентные пулы - это соглашение о специализации и кооперации производства, а консорциум - объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместного строительства крупных инвестиционных объектов. Обе эти организации выполняют картельные функции и являются базой для организации сговора о дележе рынка.

II. Анализ предприятия в условиях чистой монополии

Анализ чистой монополии необходим в силу двух причин. Первая состоит в том, что значительный объем экономической деятельности (по данным американских экономистов, в США это не менее 5- 6% ВНП) ведется в условиях, близких к чистой монополии. Кстати, чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем общенациональных. Мы сталкиваемся с местными монополиями в небольших городах и поселках на каждом шагу: единственная телефонная компания, единственный терапевт или зубной врач, один книжный магазин и т.д.

Вторая причина заключается в том, что изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, когда рыночная власть отдельных фирм позволяет влиять на цену и ограничивать объем производства и сбыта с целью повышения экономической прибыли. К таким структурам относятся монополистическая конкуренция и олигополия.

Если кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы горизонтальна (каждая дополнительная единица продукции добавляет к валовому доходу фирмы постоянную величину, равную ее цене), то кривая спроса на продукцию монополиста иная. Так как чистый монополист представляет собой всю отрасль (он единственный в отрасли), то его кривая спроса есть одновременно кривая отраслевого спроса, которая имеет нисходящий вид. Это позволяет сделать три важных вывода.

Первый вывод. Чистая монополия может увеличить свои продажи, только снижая цену, что напрямую следует из нисходящей формы кривой. Это является причиной того, что предельный доход фирмы МR становится меньше, чем цена Р для каждого выпуска, кроме первого. Если монополист понижает цену, то это касается всех единиц продукции, а это значит, что предельный доход - доход от одной дополнительной единицы продукции - будет меньше цены.

Второй вывод. Монополист одновременно выбирает цену и объем производства, но он не может повысить цену без понижения объема производства и понизить цену без повышения объема производства.

Третий вывод касается ценовой эластичности спроса. Вспомним, что спрос будет эластичным по цене, если при снижении цены происходит рост величины спроса, а значит, и валового дохода. Если же падение цены будет уменьшать валовой доход, то спрос будет неэластичным. Это означает, что графически эластичный участок кривой спроса D соответствует растущему участку кривой валового дохода ТR (Приложение2). Следовательно, монополист, стремящийся максимизировать прибыль, будет стремиться производить такое количество продукции и по такой цене, которые соответствуют эластичному участку кривой спроса D, и будет избегать таких комбинаций “цена - количество”, которые соответствуют неэластичному участку кривой спроса D.

Стремящийся к максимизации прибыли монополист в краткосрочном периоде будет следовать той же логике, что и владелец конкурентной фирмы. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. То есть фирма монополист будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам (МR = МС) (Приложение 3).

Если монополист назначит цену выше Рm, то он сдвинется влево по кривой спроса, а объем продаж будет ниже максимизирующего прибыль уровня. Если монополист назначит цену ниже Рm, то он сдвинется вправо по кривой спроса, объем продаж будет выше максимизирующего прибыль уровня. Совокупная прибыль, получаемая монополистом, будет равна площади четырехугольника АРmВС. Отрезок АРm, отражает прибыль на единицу продукции. Совокупную прибыль можно получить умножением прибыли на единицу продукции на максимизирующий прибыль объем производства.

Поскольку фирма-монополист представляет собой отрасль, то равновесие в краткосрочном периоде будет являться равновесием и в долго срочном периоде. Фирма будет до тех пор максимизировать прибыль, пока она остается монополистом, т.е. сумеет поставить надежные барьеры на пути вхождения в эту отрасль других фирм.

Такой подход к исследованию монополии разрушает некоторые несправедливые обвинения в ее адрес.

Во-первых, монополист вовсе не стремится “заломить” свою монопольную цену. Она, как и в случае со свободной конкуренцией, устанавливается при условии МR = МС. И если монополист установит цену выше Рm то, как уже было сказано, это повлечет за собой снижение количества продукции ниже Qm а также прибыли. Это невыгодно монополисту.

Во-вторых, монополист всегда заботится о максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И ради этого он скорее станет продавать больше и дешевле ради большей совокупной прибыли, чем меньше и дороже ради меньшей совокупной прибыли.

В-третьих, чистая монополия не всегда получает прибыль. Она может терпеть и убытки (Приложение 4). Когда издержки велики настолько, что спрос не покрывает их, то монополист терпит убытки, размер которых определяет площадь РmАВС. Но фирма будет продолжать функционировать до тех пор, пока ее убыток не превысит постоянные издержки. При Q = Qm; Рm > АVС, следовательно, монополист будет продолжать работать, так как его совокупный убыток меньше его сред них постоянных издержек АFС

АFС = АТС - АVС

Но чем же все-таки “плоха” монополия?

Изучая чистую конкуренцию, мы отмечали ее эффективность, как производственную, так и в области распределения ресурсов. О чистой монополии мы этого сказать не можем. Монополист сочтет выгодным продавать меньший объем продукции (Qm) и назначать более высокую цену (Рm) чем сделал бы конкурирующий производитель (Qc и Рc ).

Если максимизирующая прибыль монополиста цена больше конкурентной цены, то это значит, что общество более высоко оценивает продукцию монополиста.

Если максимизирующий прибыль монополиста объем производства меньше конкурентного, то это означает, что монополистом производится недостаточное количество продукта.

Следовательно, распределение ресурсов оказывается, с точки зрения общества, нерациональным. Имеет место недораспределение ресурсов - монополист считает выгодным ограничить выпуск, а значит, использовать меньше ресурсов, чем это является оправданным, с точки зрения общества.

Можно и иначе объяснить факт уменьшения благосостояния общества в результате функционирования монополий. Известно, что на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а при монопольной власти цена превышает предельные издержки. Отсюда следует вывод: так как монополия приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, имеет место ухудшение благосостояния потребителей и улучшение благосостояния фирм. Но как при этом изменяется благо- состояние общества в целом? Из-за более высокой цены потребители теряют часть излишка, равную площади трапеции (А + В). Производитель, однако, получает прибыль, равную площади прямоугольника А, но теряет часть своего излишка, обозначенную треугольником С. Следовательно, чистая прибыль производителя составляет (А - С). Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем

(А + +В) - (А - С) = В + С

Это чистые убытки общества от монопольной власти, или мертвый груз монополии, - понижение благосостояния, соответствующее уменьшению величины потребительского излишка и излишка производителя по сравнению с ситуацией равновесия на свободном рынке. Его величина соответствует площади треугольника (В + + С). Первым, кто в середине 50-х годов попытался определить мертвый груз монополии, был А. Харбергер, поэтому треугольники, соответствующие издержкам общества от существования монополии, получили название харбергеровских треугольников.

Следующий вопрос: верно ли, что монополисты стремятся к технологическим усовершенствованиям и с их помощью понижают издержки производства? Если да, то делают ли они это лучше, чем конкурентные производители?

Конкурентные фирмы, конечно, имеют большой стимул к нововведениям. Но мы уже знаем, что свободная конкуренция лишает фирмы экономических прибылей. Да и нововведения очень быстро копируются другими конкурирующими фирмами.

Монополист же благодаря существованию барьеров для вступления в отрасль может получать экономическую прибыль. А это значит, что он будет иметь больше финансовых ресурсов для научно-технического прогресса. Но есть ли у него стремление к этому?

С одной стороны, отсутствие конкурентов не будет толкать монополиста к новшествам. С другой стороны, научно-исследовательская работа, технические нововведения могут стать одним из барьеров для вступления в отрасль. Да и нельзя отрицать, что научно-технический прогресс есть средство понижения издержек производства, а значит, увеличения прибылей.

Выходит, что трудно сделать вывод об эффективности монополии. Но вывод есть. И он таков:

1. Если экономика статична, если эффект от масштаба равно доступен всем фирмам (и чисто конкурентным, и монопольным), то чистая конкуренция эффективнее чистой монополии, так как она стимулирует использование лучшей из известных технологий и распределяет ресурсы в соответствии с потребностями общества.

. Если экономика динамична, если эффект от масштаба доступен лишь монополисту, то чистая монополия более эффективна.

Изучая спрос на продукцию монополиста и ценообразование, мы полагали, что монополист назначает единую цену для всех покупателей. Но монополист при определенных условиях может воспользоваться особенностями своего рыночного положения (он - единственный продавец) и увеличить свои прибыли, назначая разные цены на один и тот же товар для разных покупателей. Такое поведение монополиста называется ценовой дискриминацией.

Ценовой дискриминацией (от лат. discriminatio - различение) называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. При этом отличия в ценах не отражают различий в затратах, необходимых для поставки товара или обслуживания покупателей. Поэтому не всякое различие цен является дискриминационным, а единая цена не всегда свидетельствует об отсутствии ценовой дискриминации. Так, например, цены поставки, полностью учитывающие различия в транспортных расходах среди потребителей, расположенных на различных расстояниях от поставщика, не являются дискриминационными. Напротив, в том случае, когда поставка товара осуществляется самим поставщиком, единая цена для всех ранее удаленных потребителей может рассматриваться как дискриминационная.

Совершенно конкурентное предприятие не устанавливает цен, оно, как мы уже знаем, является ценополучателем. Поэтому в условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна. Другое дело монополия. Монополист, 6удучи единственным продавцом товара, может продавать его по разным ценам на разных рынках или в разных количествах, т.е. осуществлять ценовую дискриминацию. Для этого необходимо, чтобы прямая эластичности спроса на товар по его цене у разных покупателей была существенно различной, а эти покупатели были легко идентифицируемы и была невозможна перепродажа товара покупателями.

Очевидно, что наиболее благоприятные условия для ценной дискриминации имеются на рынках услуг. Ясно, что вы не сможете перепродать сделанную вам прическу или полученное нами лечение кому-либо другому. В сфере осязаемых товаров ценовая дискриминация сравнительно легко осуществима в том случае, когда разные рынки отделены друг от друга большим расстоянием или высокими тарифными барьерами, так что перепродажа товаров с “дешевого” на “дорогой” рынок связана со значительными дополнительными затратами.

Понятие ценовой дискриминации было введено в экономическую теорию в первой трети ХХ в. А. Пигу, хотя явление, получившее это название, было известно и ранее. А. Пигу так же предложил различать три вида, или степени, ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени имеет место, когда каждая единица товара продается по ее цене спроса, так что цены, по которым товар покупается, для всех покупателей различны. Этот вид дискриминации предполагает, таким образом, как персональное (англ. intrapersonal), так и межличностное (англ.interpersonal) различение цен спроса. Поэтому ее часто называют совершенной ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда единицы выпуска продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество блага, уплачивает и одинаковую цену. В этом случае, как очевидно, отсутствует межличностное различие цен спроса.

Рассмотрим каждый их этих видов ценовой дискриминации:

При совершенной ценовой дискриминации (или дискриминации первой степени) цена каждой единицы продукции устанавливается на уровне цены рыночного спроса именно этой единицы, в результате чего весь потребительский излишек присваивается монополистом. Совершенная ценовая дискриминация представлена на рис.4 (Приложение 5).

Мы знаем, что оптимальный выпуск простой, недискриминирующей монополии определяется пересечением кривых МС и МR. Он, как видно на рис.4 (Приложение 5), составит Q2*‚ при цене P2*. Излишек потребителей составит в таком случае сумму, равную площади P2*AL, излишек продавца - сумму, равную площади СP2*LE2. Если бы монополист смог осуществить совершенную ценовую дискриминацию, он стал бы продавать каждую единицу продукции по той цене, по которой кто-либо согласился ее покупать, т.е. по ценам ее спроса, все множество которых представляет, но ординатами точек линии спроса, D. Следовательно, каждая дополнительно произведенная и проданная единица продукции увеличивала бы общую выручку монополиста ровно на ту сумму, по которой она бы продавалась.

А это значит, что для монополиста, осуществляющего совершенную ценовую дискриминацию, кривая спроса становится и кривой предельной выручки, как в случае совершенной конкуренции. (На рис. 4 слияние кривой МR с кривой D показано стрелкой). Однако в отличие от совершенно конкурентного рынка, на котором существует единая цена и, значит, МR = АR, в случае монополии, проводящей совершенную ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны и, значит, МR ≠ АR.

Оптимальный выпуск монополиста, проводящего совершенную ценовую дискриминацию, также определяется пересечением кривых предельной выручки и предельных затрат. Но, поскольку для него кривой предельной выручки становится кривая спроса, именно ее пересечение с кривой МС точка Е1 (на рис.4) определяет оптимальный выпуск. Таким образом, объем выпуска при совершенной ценовой дискриминации увеличивается до уровня, соответствующего совершенной конкурентному рынку, Q1*. Следствием этого является увеличение общественного выигрыша (англ. cocial gain) на величину безвозвратных (в случае простой монополии) потерь, равных площади криволинейного треугольника E2LE1.

С другой стороны, практикующий совершенную ценовую дискриминацию монополист, присваивает себе весь потребительский излишек P2*AL который и случае простой, недискриминирующей монополии, при выпуске Q2*, достался бы покупателям.

В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима. Ведь для этого монополист должен располагать совершенной информацией о функциях спроса всех возможных потребителей своего товара. Некоторое приближение к ней возможно при наличии небольшого числа покупателей, когда каждая единица товара производится по индивидуальному требованию (заказу).

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены продукции одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объема покупки, так что связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) становится нелинейной. Такие цены часто называют поэтому нелинейным (англ. nonlinear), или многоставочным (англ. multipart), тарифом.

Обратимся к рис. 5 (Приложение 6). Линия D здесь отображает индивидуальный спрос некоего потребителя. Монополист, практикующий ценовую дискриминацию второй степени, может установить три разные цены. Первые Q1 единиц продукции будут, скажем, продаваться по цене P1 , следующие Q2-Q1 единиц - по более низкой цене Р2 следующие Q3-Q2‚ единиц - по еще более низкой цене Р3, тогда как недискриминирующий монополист установил бы при прочих равных условиях единую цену Р3. Соответственно общая выручка монополиста от продажи (расходы потребителя на покупку) Q1 единиц продукции будет равна площади прямоугольника OP1AQ1, от продажи Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от продажи Q3 единиц площади всей за штрихованной фигуры. Поскольку выручка от продажи Q3 единиц по единой цене Р3 была бы равна площади прямоугольника ОР3СQ 3 мы можем утверждать, что присвоенный благодаря ценовой дискриминации второй степени монополистом потребительский излишек равен площади фигуры P3P1AKBL, тогда как площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса характеризует часть излишка потребителя, не присвоенную монополистом. Чем более будет дифференцирована цена продукции с тем в большей степени ценовая дискриминация второй степени будет приближаться к совершенной.

Очевидно, что при ценовой дискриминации второй степени блочные цены могут быть установлены не только как убывающая функция объема продаж (P1 > P2 > P3; Q1< < Q2 < Q3), как это показано на рис. 5 а), но и как его возрастающая функция (P1 < P2 < P3; Q1< Q2 < Q3). Например, правительство Москвы предполагало установить с 1 октября 1996 г. дифференцированные тарифы на электричество для населения. Жильцы квартир с газовыми плитами должны были бы платить за первые израсходованные 80 кВт•ч электроэнергии по 130 руб. за каждый киловатт-час, за следующие 80 кВт•ч - по 200 руб. и за каждый киловатт-час свыше 160 - по 320 руб. Таким образом, плата за потребление, например, 200 кВт•ч в месяц составляла бы

• 130+ 80 • 200+ 40 • 320 = З92ОО руб., или 196 руб./кВт ч в среднем.

Такой тип ценовой дискриминации второй степени, “обратный” тому, что представлен на рис. (5, а), который вы можете встретить в большинстве зарубежных учебников микроэкономики, показан на рис. (5, б) (Приложение 6). Здесь линия Di - линейная кривая спроса на электричество некоторого i-го жильца. Ступенчатая линия P1BGCLN… - кривая предложения электричество, с которой сталкивается i-й жилец (она, конечно, не тождественна рыночной кривой предложения Мосэнерго).

Если i-й жилец стремится максимизировать свой потребительский излишек, он израсходует за месяц Q2 кВт•ч электроэнергии, заплатив за них сумму, равную площади (OP1BGEQ2*), а величина его потребительского излишка составит сумму, равную площади P1KEGB.

Если же наш жилец не привык отказывать себе в чем-то, в том числе и электроэнергии, и израсходует за месяц 200 кВт•ч (Q3 на рис.5, б), то ему придется уплатить за них сумму, ровную площади фигуры OP1BGCLNQ3. Тогда его потребительский излишек будет состоять из двух частей: положительного излишка (P1KEGB) и отрицательного излишка (ECLNQ3). Не исключено, что абсолютная разность положительного и отрицательного излишка окажется отрицательной, а значит, и сам чистый потребительский излишек так же будет отрицательным.

Однако ситуация, представленная на рис. (5, а), идеализирована. Дело в том, что кривая Di - это обыкновенная кривая спроса, построенная в предположении, что товар продается по единой цене. Но если потребитель приобретет Q1 единиц товара по высокой цене Р1, эффект дохода принудит его сократить спрос на дополнительные покупки этого товара. При ценовой дискриминации кривая спроса может остаться неизменной лишь при нулевом эффекте дохода. Интуитивно ясно, что общий объем спроса при ценовой дискриминации второй степени окажется меньше, чем Q3, из-за наличия ненулевого эффекта дохода. То же справедливо и в отношении рис. (5, б).

На практике ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму разного рода ценового дисконта, или скидок.

Например:

скидки на объем поставка - чем выше объем поставка или заказа, тем выше предоставляемая скидка к цене;

кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге относительно дешевле разовых билетов, цена годовой подписки на газету или журнал относительно ниже их цены в розничной продаже;

ценовая дискриминация во времени - различные цены на утренние, дневные и вечерние сеансы в кино; разная величина ресторанной наценки в дневное и вечернее время, в рабочие о выходные дни; разные тарифы в гостиницах в летний и зимний сезон, и т.п.;

взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой количества приобретаемого товара (услуги).

В терминах экономической теории информации ценовую дискриминацию второй степени часто характеризуют как самоотбор (англ. self - selection). При ценовой дискриминации второй степени продавец хотел бы, но не может определить платежеспособность покупателей (эластичность их спроса). Поэтому он предлагает всем и каждому одну и ту же структуру цен, предоставляя самому покупателю выбрать величину покупки и/или ее специфические условия. Так, при введении повременной оплаты телефонных переговоров мы сами, а не телефонная компания, будем определять длительность разговора, и, значит, его стоимость.

Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что в основе ее лежит не различение цен спроса на отдельные экземпляры (или партии) товара, как при дискриминации первых двух степеней, а разделение самих покупателей на группы, для каждой из которых устанавливается своя цена реализации (рынка).

Примеры ценовой дискриминации третьей степени многочисленны и разнообразны. Приведем некоторые из них.

. Входная плата в музеи и кинотеатры, тарифы на проезд в городском транспорте могут предусматривать скидки (вплоть до нулевого уровня) для пенсионеров, детей, военнослужащих, студентов.

. Цены на непродовольственные товары сезонного спроса (одежду, обувь) могут быть в конце сезона ниже, чем в начале.

З. Тарифы на авиаперелеты могут быть дифференцированы по дням недели (в рабочие дни ниже, чем в нерабочие).

. Плата за подписку на специальные журналы для индивидуальных подписчиков может быть ниже, чем для библиотек, учреждений и организаций, а индивидуальные подписчики могут, кроме того, быть дифференцированы по их профессиональному статусу (например, профессора и студенты, члены профессиональных обществ и пр.).

. Низкоконкурентная на внешних рынках продукция может между тем продаваться там по конкурентным ценам, гораздо более низким, чем на отечественном рынке, где продавцы обладают определенной монопольной властью.

. В России гостиничные тарифы для иностранцев значительно выше, чем для россиян.

. Советское государство нередко устанавливало разные цены для государственных и кооперативных предприятий, для города и села, для производственного и личного потребления. Правда, убежденное в своей правоте и могуществе, оно не всегда могло предотвратить перепродажу товаров (арбитраж покупателей) с более дешевого на более дорогой рынок, которая составляла основной блок так называемой экономической преступности. И сейчас, после либерализации экономики, проблема ограничения реэкспорта автомашин российского производства заставляет правительство устанавливать на них высокие ввозные пошлины, чтобы ограничить масштабы перепродажи, изъять извлекаемую из нее прибыль.

Допустим, что монополист может разделить потенциальных покупателей своего товара на две группы, рассматриваемые им как два изолированных рынка сбыта. Следовательно, такой монополист имеет две функции выручки, каждая из которых соответствует одному из двух сегментов рынка. Цель монополиста остается прежней - максимизировать прибыль от продажи продукции на обоих рынках:

max р (Q1, Q2) = TR1(Q1) + TR2(Q2) - STC(Q∑), (1)

где индексы 1, 2 соответствуют рынкам 1 и 2, а Q∑ представляет общий объем продукции монополиста,

Q∑ = Q1+Q2

Условиями максимизации (формула 1) первого порядка будут

др (Q1, Q2) / дQ1 = d TR1(Q1) / d Q1 - dSTC(Q∑) • дQ∑ / dQ∑ • дQ1 = 0

дTR1 (Q1, Q2) / дQ2 = d TR2(Q2) / d Q2 - dSTC(Q∑) • дQ∑ / dQ∑ • дQ2 =0 (2)

Поскольку

dQ∑ / дQ1 = dQ∑ / дQ2 = 1

из формулы 2 имеем

d TR1(Q1) / d Q1 = dSTC(Q∑) / dQ∑ = d TR2(Q2) / d Q2 (3)

т. е.

MR1(Q1) = MR2(Q2) = MC(Q) (4)

Это значит, что для максимизации прибыли необходимо, что бы предельная выручка на каждом из двух рынков была одинакова и равна предельным затратам на производство товара. До тех пор, пока равенство 4 не достигнуто, монополист может увеличить прибыль посредством перераспределения части продаж с рынка, где предельная выручка ниже, на рынок, где она выше. Условие 4 легко обобщается на большее (чем два) число сегментов рынка.

Условиями максимизации прибыли второго порядка будут:

(d2TR1(Q1) / d Q12) < (d2STC(Q∑) / dQ∑2),

(d2TR2(Q2) / d Q22) < (d2STC(Q∑) / dQ∑2),(5)

(d2TR2(Q2) / d Q22 - d2STC(Q∑) / dQ∑2) • (d2TR2(Q2) / d Q22 - d2STC(Q∑) / dQ∑2 ) -(d2STC(Q∑) / dQ∑2) > 0

Первые два неравенства аналогичны условию второго порядка для обычной, максимизирующей прибыль монополии, которое в случае сегментации должно выполняться на каждом сегменте рынка, тогда как третье является условием второго порядка для максимизации прибыли дискриминирующей монополии в целом.

Легко показать, что соотношение цен на двух сегментах‚ рынка зависит от коэффициентов прямой эластичности спроса. Поскольку, как мы знаем,

MR = P(1 - 1/ei)

мы можем представить равенство MR1 = MR2 как

P1 (1 - 1/ei,1) = P2 (1 - 1/ei,2), или (6)

P1 / P2 = (1 - 1/ei,1) /(1 - 1/ei,2)

Очевидно, что, если эластичность спроса на обоих сегментах рынка одинакова (ei,1 = ei,2),ценовая дискриминация неосуществима, P1 = P2. Если эластичность спроса различна, цена будет ниже на более эластичном рынке. Если, скажем, ei,1 > ei,2, то P1 < P2. Так, тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению, обычно выше, чем на отпускаемую предприятиям, так как спрос на нее со стороны предприятия более эластичен.

Рис.6 (Приложение 7) позволяет сравнить простую, недискриминирующую монополию и монополию, осуществляющую сегментацию рынка, или ценовую дискриминацию третьей степени. Здесь D1 и D2 - линии спроса двух групп потребителей, MR1 и MR2 - соответствующие линии предельной выручки, SMC(Q∑) - кривая предельных затрат монополиста.

Если монополия не проводит дискриминации, она сталкивается с агрегированной рыночной кривой спроса, В представляющей горизонтальную сумму кривых спроса D∑ двух групп покупателей, D1 и D2. Поскольку каждая из них линейна, общая кривая спроса имеет излом в точке B, т. е. при том уровне цены, когда первая группа потребителей начинает покупать товар. Этому излому кривой спроса соответствует разрыв кривой предельной выручки монополии GF, так что для недискриминирующей монополии эта кривая состоит из двух сегментов: AF и GK.

Оптимальный выпуск монополии (Q∑*) определяется, как обычно, пересечением кривых SMC(Q∑) и MR∑ т. е. в точке Е. Ему соответствует единая цена товара Р*. При такой цене первой группе покупателей будет продано Q1* единиц продукции, второй - Q2*; предельная выручка от продажи первой группе составит MR1(Q1*), от продажи второй - MR2(Q2*). Как видим, установление единой цены недискриминирующим монополистом сопровождается значительным различием в размерах предельной выручки, MR1(Q1*) > MR2(Q2*).

Допустим теперь, что монополист смог разделить рынок на два сегмента и вместо уравнивания цены для всех покупателей уравнивает размеры предельной выручки, получаемой на каждом сегменте рынка, согласно (10.31). В этом случае ему уже нет дела до единой кривой спроса с ее изломом, ведь на каждом сегменте рынка он сталкивается со специфическими кривыми спроса D1 и D2. Соответственно “исчезает” и разрыв кривой его предельной выручки MR∑, которая определяется теперь просто горизонтальным суммированием линий MR1 и MR2, ломаной линией АМК.

Из точки Е, где уравниваются предельные затраты и предельная выручка монополиста, проводим горизонтальную прямую равной предельной выручки MR*. Точки пересечения прямой с линиями MR1 и MR2, E1 и E2, позволяет определить объемы продаж, при которых размеры предельной выручки на обоих сегментах рынка будут одинаковы и равны предельной выручке монополии в целом, и соответствующие этим объемам цены товара. На рынке 1 будет -Q1 единиц продукции по цене Р1, на рынке 2 - Q2 по цене Р2. При таком распределении продаж, очевидно,

MR1(Q1) = MR2(Q2) = MR∑(Q∑) = MC(Q∑), (7).

1+Q2 = Q∑

Иначе говоря, предельная выручка на каждом рынке одинакова и равна предельной выручке и предельным затратам монополии.

Что же дала монополисту сегментация рынка? Чтобы уравнять размеры предельной выручки, он установил цену на более эластичном рынке ниже, чем на менее эластичном (Р1 < Р2), одновременно увеличив поставки на 1-й (Q1 > Q1*) и сократив поставки на 2-й (Q2 <Q2*). В результате его выручка увеличилась на сумму, равную приросту выручки на 1-м рынке, связанному со снижением цены (P1 < P*) за вычетом потерь выручки на 2-м рынке в связи с повышением цены (P2 > P*). Графически прирост выручки на 1-м рынке равен площади Q1*NE1Q1, потери выручки на 2-м - площади Q2E2LQ2*. Их разность и характеризует чистый прирост общей выручки монополиста. Его можно представить также и как площадь треугольника MGF, которая соответствует разрыву кривой предельной выручки недискриминирующего монополиста. Поскольку общий объем продукции, Q∑, и затраты на выпуск не изменились, мы можем считать, что прирост выручки, полученный в результате сегментации рынка, тождествен приросту прибыли монополии.

Ценовая дискриминация - это продажа по более чем одной цене, когда ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Это наиболее неблагоприятная для потребителя форма несовершенной конкуренции.

Ценовая дискриминация возможна при определенных условиях:

) продавец обладает монопольной властью, позволяющей ему контролировать производство и цены;

) рынок может быть сегментирован, т.е. покупателей можно разбить на группы, спрос каждой из которых будет отличаться по степени эластичности;

) потребитель, приобретающий товар дешевле, не может продать его дороже.

По доходам покупателя. Врач может согласиться на уменьшение гонорара от пациента с низким доходом, который располагает меньшими возможностями и здоровье которого застраховано на меньшую сумму, но выставить более крупный счет к клиентам с высоким доходом и дорогостоящей страховкой.

По объему потребления. Примером данного вида ценовой дискриминации является практика установления цен компаниями по электроснабжению. Первая сотня киловатт-часов является наиболее дорогой, так как обеспечивает наиболее важные для потребителя нужды (холодильник, минимально необходимое освещение), следующие сотни киловатт-часов становятся дешевле.

По качеству товаров и услуг. Разделяя пассажиров на туристов о бизнесменов, отправляющихся в служебные командировки, авиакомпании диверсифицируют цены на авиабилеты: билет в туристический класс стоит дешевле, чем билет в бизнес-класс.

По времени покупки. Международные и междугородные телефонные разговоры дороже в дневное время суток и дешевле в ночное.

Во всех случаях фирмы, осуществляющие ценовую дискриминацию, не только получают обычную монопольную прибыль, но и еще присваивают часть потребительского излишка.

В современной экономической теории и практике чаще всего используются два показателя монопольной власти - индекс Лернера и индекс Херфиндаля - Хиршмана.

Первый показатель был предложен в 1934 г. А. Лернером и основан на рассмотрении высоких прибылей в качестве признака монополии:

IL = Рm - МС / Рm = 1 / Е, (8).

где IL - индекс Лернера;

Рm - монопольная цена;

МС - предельные издержка;

Е - эластичность спроса на продукцию.

Если IL положителен, то это говорит о том, что фирма обладает монопольной властью. Чем выше значение индекса Лернера, тем выше монопольная власть. В условиях совершенной конкуренции цена устанавливается на уровне предельных издержек, следовательно, IL =0.

Поскольку точное определение предельных издержек чрезвычайно затруднено, то на практике при подсчете индекса Лернера предельные издержки заменяют средними. Тогда исходная формула принимает вид:

L = Рm - АС / Рm (9).

При умножении числителя и знаменателя на Q индекс Лернера можно определить как отношение прибыли (р) к валовому доходу (ТR):

L = (Р - АС) Q/ Р Q = р / ТR (10).

Основной недостаток индекса Лернера состоит в том, что не всегда высокие прибыли служат признаком монополии. Это имеет место в случае многократного превышения бухгалтерской прибыли над экономической прибылью. Подобные ситуации, к примеру, все чаще возникают в современных высокотехнологичных информационных производствах, когда велика оплата собственного интеллектуального капитала преуспевающего бизнесмена.

Другой показатель монопольной власти назван по имени предложивших его ученых - индекс Херфиндаля - Хиршмана. Он основан на использовании данных об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Соответственно, чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности возникновения монополии. Индекс Херфиндаля - Хиршмана рассчитывается путем возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов:

IHH = S12 + S22 + S32 + … + Sn2 , (11).

где IHH- индекс Хрфиндаля - Хиршмана;

S1, S2, S3,…, Sn - ранжированные по величине удельные веса фирмы.

Если отрасль представляет собой чистую монополию (одна фирма), то S1 = 100% и IHH = 10 000. Если отрасль совершенно конкурентна, к примеру, в ней действуют 100 одинаковых фирм, то Sn = 1% и IHH = 100. Индекс Херфиндаля - Хиршмана применяется и для определения степени концентрация в условиях других типов рыночных структур несовершенной конкуренции.

Показатели монопольной власти широко используются при проведении антимонопольной политики.

Большинство часто монополистических отраслей являются естественными монополиями.

Естественная монополия - это отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. (Это значит, что одной крупной фирме производить дешевле, чем нескольким мелким.) Примерами естественных монополии могут служить: железная дорога, телефонная компания, фирмы поставщики природного газа и электричества.

Естественные монополии подлежат общественному регулированию. Оно может быть различным в зависимости от цели регулирования.

Цель регулирования - общественно оптимальная цена. Эта цена состоит в достижении эффективного распределения ресурсов.

Она достигается путем установления цены на уровне предельных издержек (Р=МС).

Если бы монополия не была регулируемой, то производство осуществлялось бы на уровне Qm и при цене Рm (Рис. 7. Приложение 8). Если цена устанавливается на уровне Р = МС, т.е. она равна Рr то это заставляет монополиста производить на уровне Qr, т.е. больше продукции, чем ему хотелось бы, и по большей цене. Эта ситуация является справедливой, с точки зрения общества: ресурсы распределяются эффективно - производится больше нужного товара.

Но справедливо ли это по отношению к монополисту? Нет, поскольку у монополиста исчезает стимул к ограничению выпуска для того, чтобы извлечь выгоду от более высокой цены. Более того, общественно оптимальная цена Рr ведет к убыткам. Очень вероятно, что цена, равная предельным издержкам, будет такой низкой, что средние общие издержки АС не покрываются. Следовательно, если монополисту навязывается общественно оптимальная цена Р = МС, то в краткосрочном периоде он будет терпеть убытки, а в долгосрочном периоде его ждет банкротство.

Цель регулирования - цена, обеспечивающая справедливую прибыль. Такой ценой будет цена, устанавливаемая на уровне Р = АС.

Наличие двух возможностей установления цены ставит политиков в нерешительное положение: что выбрать - общественно оптимальную цену или цену, приносящую монополисту справедливую прибыль. Это положение называется дилеммой регулирования.

Общественное регулирование (контроль) монополии имеет форму антимонопольного, или антитрестовского, законодательства. Такое законодательство предназначено для сдерживания или предотвращения развития монополии.

Антимонопольное законодательство развивается уже более 100 лет. Впервые оно появилось в 1890 г. в США, когда был принят Антитрестовский закон Шермана. Этот закон признал незаконным создание монополии или сговор с целью создания монополии идя ограничения свободы торговли, что подразумевает соглашение о фиксированных ценах. Закон Шермана направлен против так называемой незаконной монополии. Незаконная монополия существует в том случае, когда только одна фирма поставляет продукты и услуги не потому, что они высшего качества, а потому, что конкуренция каким-либо образом подавлена. Нарушения закона Шермана рассматриваются как преступные действия. Владельцы индивидуальных предприятий могут наказываться штрафом до 250 000 долл. и тюремным заключением сроком до 3 лет. На корпорации может быть наложен штраф до 1 млн. долл.

В 1950 г. закон Целлера - Кефовера, направленный против слияния компаний, ужесточал и расширял действия закона Шермана.

Существует еще несколько известных законов в истории антимонопольного законодательства США. Закон Клэйтона (1914 г.) запрещает ценовую дискриминацию если это уменьшает конкуренцию и ведет к созданию незаконной монополии. Одна из статей этого закона позволяет людям, понесшим убытки от деятельности незаконной монополии, требовать в федеральном суде возмещения своих потерь в трехкратном размере. Закон о Правительственной торговой комиссии (1914 г.) защищает общественность от ложной или вводящей в заблуждение рекламы.

Что несет антитрестовское законодательство - пользу или вред? С одной стороны, ограничивая деятельность фирм, оно повышает их конкурентоспособность по сравнению с иностранными фирмами, где, возможно, нет антитрестовского законодательства. С другой стороны, победить в международной конкуренции можно и не за счет ограничения конкуренции, а за счет повышения эффективности производства.

Существование антитрестовского законодательства прежде всего оправдывается утверждением об эффективности конкуренции, т.е. стимулированием улучшения качества товаров при снижении цены на них.

Заключение

Главное в рыночной экономике - это экономическая свобода. Производитель должен быть свободен в выборе производимой продукции, потребитель в приобретении товара, продавец - в запрашиваемой цене, покупатель - в согласии платить такие цены, работник - в выборе места работы, любой - человек в способе получения доходов. Рыночная система создает подлинную свободу экономического выбора. Известный американский экономист Милтон Фридмен в своей книге “Капитализм и свобода” утверждает: “Главная особенность рыночной организации экономической деятельности состоит в том, что она не допускает одного лица в большинство видов деятельности другого”. Но если каждый вправе производить и продавать свой товар, то в стремлении продать его и получить прибыль на рынок ринутся многие предприниматели. Так оно и бывает в свободной рыночной экономике. В результате возникает экономическое соревнование, состязание, именуемое свободной конкуренцией. Конкуренция возникает не только на рынке товаров и услуг. На рынке труда и рабочей силы работники конкурируют, чтобы занять и сохранить за собой рабочее место. На рынке капитала его собственники борются за получение лучших источников его эффективного приложения. Конкуренция имеет место между предпринимателями, предприятиями, фирмами, а по большом счету - даже между отраслями, территориями, государствами. Конкуренция, состязательность служит одним из важнейших способов и средств повышения эффективности экономической системы в целом и всех ее звеньев. В мире царит извечная борьба за существование. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения работников и трудовых коллективов. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать, не оказаться на экономической обочине создает самый мощный стимул экономического прогресса, производительности, качества. Угроза выбытия из игры в соревновании за экономическое процветание, за обеспеченную жизнь действует сильнее всех других средств побуждения к эффективной и качественной деятельности. Конкуренция есть комплексное понятие. В настоящее время экономическая наука различает ряд видов конкуренции в зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений.

Совершенная конкуренция представляет идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действует независимо друг от друга такое большое количество продавцов и покупателей, и они обладают настолько широкой свободой поведения, что ни один из них не способен диктовать другому что, как, по какой цене покупать. В условиях совершенной конкуренции и продавцов, и покупателей, и товаров - великое множество. Только на таком рынке полностью действует закон спроса и предложения, устанавливается равновесная цена на товары. К совершенной конкуренции, как к идеалу, можно лишь приближаться, в полной же мере она недостижима. В действительности на любом рынке имеет место несовершенная конкуренция. Теория несовершенной конкуренции разработана всемирно известным английским экономистом-женщиной Джоан Робинсон, изложившей ее в своей книге “Экономика несовершенной конкуренции” выпущенной в 1933 году. Реальная конкуренция бывает несовершенной в силу ряда причин и обстоятельств, нарушающих условия идеальной конкуренции. Во-первых, каждый из продавцов стремится сделать или, по крайней мере, представить свой товар как особый, лучший чем у других. В результате происходит как бы продажа разных товаров, и товары, а, следовательно, и продавцы не конкурируют между собой в полной мере. Ряд продавцов имеет “своих” покупателей, тяготеющих только к одной фирме, одному магазину, одному продавцу. В итоге возникает особая форма монополизма при наличии многих продавцов и покупателей, конкуренция становится несовершенной. Конкуренцию, при которой продается множество товаров, но каждый из них по-своему уникален, своеобразен, принято называть монополистической. Довольно часто несколько крупных фирм, компаний начинают доминировать на рынке, концентрируя в своих руках производство и продажу товаров, для выпуска и реализации которых необходим огромный капитал, отсутствующих у других фирм. В некоторых случаях эти фирмы ограждены от конкурентов наличием специального патента на производство, которого нет у других фирм. В том случае, когда рынок принадлежит по существу нескольким продавцам, говорят, что существует олигополия. В рамках олигополии может существовать тайный ценовой договор, продажа товара по ценам, установленным фирмами, что недопустимо в условиях совершенной конкуренции.

Самый страшный враг конкуренции - монополия. Монополия - это рынок одного продавца, захватившего и вытеснившего других. Монополист способен назначить любую цену, приносящую ему сверхприбыль, он практически контролирует рынок продаж, ‚ставя покупателя в абсолютную зависимость от себя. В отдельных случаях монополизм неизбежен. Например, нельзя дать всем свободу в производстве и продаже атомных бомб, наркотических лекарственных средств, денежных знаков. Только авторы вправе продавать сбои творения, изобретения, патенты. Все это признанные и даже установленные законом легальные монополии. Но кроме них существует множество нелегальных монополий, которые возникают во имя выгоды их владельцев.

Давно известно высказывание: “Конкуренция - двигатель торговли”. Можно сказать еще сильнее: “Конкуренция - возбудитель экономики”. Благодаря конкуренции производители лишены возможности неуемно взвинчивать цены, вынуждены снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать в этих целя к новую технику и технологию. Иначе тебя обойдут он ты, вытеснят с рынка. В итоге потеряешь прибыль и обанкротишься. Монополизм, подрывая конкуренцию, ослабляет или даже устраняет ее благотворное влияние на рост эффективности производства, качества продукции, снижение всех видов затрат. Монополисты, заставляя потребителя дороже платить за те же товары, извлекают прибыль из чужих карманов. Монополизм ставит потребителя в зависимое, а иногда и в рабское положение, при котором потребитель превращается в покорное существо, следующее экономической воле хозяина. В следствие монополизма выходит из строя рыночный механизм ценообразования, не устанавливаются равновесные цены и прекращают работать рыночные регуляторы. В силу отрицательного влияния монополизма на экономику во всех странах с рыночной системой хозяйствования правительства проводят меры по демонополизации, направленные против монополий. Издаются антитрестовские законы, препятствующую слиянию фирм и образованию крупных монопольных структур. Преследуются по закону действия по установлению монопольных цен на товары. Создаются антимонопольные комитеты, наделенные полномочиями по установлению монопольных цен на товары. Создаются антимонопольные комитеты, наделенные полномочиями по выявлению предприятий-монополистов и принятию по отношению к ним санкций. Словом, применяются самые разнообразные меры государственного регулирования экономики, направленные на ограничение монополизма. Многие из таких мер применяются и в российской экономике. Однако корни монополизма, господствующего в советской экономической системе, продолжают подпитывать монополистические тенденции. Глубоко засел монополизм и в сознании, в психологии аппарата управления, руководителей предприятия, работников. Уж очень не хочется конкурировать с другими, лишаться преимуществ монопольного существования. Чтобы обеспечить демонополизацию и тем самым способствовать конкуренции, необходимы специальные меры по ее развитию. Это расчленение крупных объединений, создание малых предприятий, филиалов, дочерних предприятий, предоставление льгот предприятиям и предпринимателям, вступающим в конкуренцию с монополистами. Это и открытие свободного доступа зарубежным фирмам на внутренний рынок. Это меры финансово-кредитного, налогового характера, побуждающие к созданию конкурентных структур и к участию в конкуренции.

Литература

1.       Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ,1999.

2.       Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Н.Л. Фроловой - М.: ЮНИТИ, 1997.

.        Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика Т-2/Общая редакция В.М. Гальперин, - СПб: “Экономическая школа”, 1999.

.        Курс экономической теории: Учебное пособие. Киров, 2000.

.        Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Учебное пособие. - М.: Междунар. отношения, 1999.

.        Общая экономическая теория. Учебное пособие. - Москва: “Издательство ПРИОР”, Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 1999.

.        Потер М. Международная конкуренция, М., 2000.

.        Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Учебное пособие. - Москва: ТОО “Вес”, 1999.

.        Рузавин Г.П. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 1998.

.        Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА* М, 1998.

.        Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. - Ростов н / Д: изд-во “Феникс”, 2002.

.        Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 2003.

.        Экономика. Учебник./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: “Проспект”, 1999.

.        Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. “Питер”, 1999.

.        Экономическая теория. Учебник. / Под. ред. И. П. Николаевой. - М.: “Проспект”, 1998

Приложение 1

Характерные черты основных типов рыночной структуры

Тип рыночной структуры

Число фирм

Тип продукта

Контроль над ценой

Условия вступления в отрасль

Неценовая конкурен-ция

Примеры

Чистая (совершен-ная) конкурен-ция

Стандарти- зованный

Отсутст-вует

Очень легки, препятст-вия отсутствуют

Отсутст-вует

Сельское хозяйство

Монопо-листичес-кая кон-куренция

Много

Дифферен-цирован-ный

Некото-рый, но в довольно узких пределах

Сравни-тельно легкие

Значи-тельный упор на рекламу, торговые знаки

Рыночная торговля, производс-тво одежды, обуви

Олиго-полия

Несколько

Стандар-тизован-ный или дифферен-цирован-ный

Ограни-чен ный взаимной зависи-мостью; значитель-ный при тайном сговоре

Наличие сущест-венных препятст-вий

Очень типична при дифферен-циации продукта

Производ-ство стали, авто-мобилей, многих бытовых электро-приборов

Чистая монополия

Одна

Уникаль-ный, нет близких замени-телей

Контроль над ценой

Блокиро-вано

Главным образом реклама, связи фирмы с общест-венными организа-циями

Местные предприя-тия общест-венного пользова-ния



Приложение 2

Рис.1. Максимизация прибыли в монополии



Приложение 3

Рис.2. Прибыль монополии в краткосрочном периоде



Приложение 4

Рис.3. Убытки монополии



Приложение 5

Рис.4. Ценовая дискриминация



Приложение 6

Рис. 5. Ценовая дискриминация второй степени



Приложение 7

Рис. 6. Ценовая дискриминация третьей степени в сравнении с простой, недискриминирующей монополией



Приложение 8

Рис.7. Определение цены на монопольную продукцию

Похожие работы на - Конкуренция и её виды в современных условиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!