Инфляционные процессы в Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    583,38 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инфляционные процессы в Республики Беларусь

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 48 с., 11 рисунков, 15 источников.

Ключевые слова. ИНФЛЯЦИЯ, ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ, АНТИИФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

Объектом исследования данной курсовой работы является антиинфляционная политика государства.

Предметом исследования являются инфляционные процессы в Республики Беларусь, а также мероприятия направленные на снижение темпов инфляции в экономике государства.

Целью данной курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства.

При написании курсовой работы использовалась совокупность специальных аналитических приемов.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены основные теоретические аспекты, связанные с проявлением инфляционных процессов в экономике, дана оценка уровню инфляции в Республике Беларусь за последние годы, рассмотрена антиинфляционная политика государства на современном этапе.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

.1 Понятие инфляции и причины ее возникновения

.2 Характеристика видов и типов инфляции

.3 Социально-экономические последствия инфляции

.4 Цели, задачи и методы антиинфляционной политики государства

. АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1. Социально - экономические последствия инфляции

.2 Антиинфляционная политика государства

. ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Мероприятия, направленные на совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

инфляция политика экономический

ВВЕДЕНИЕ

Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Основным фактором раскручивания инфляционных последствий в экономике Беларуси является не столько денежно-кредитная политика, сколько неспособность большинства предприятий эффективно управлять затратами. Выполнение целей по заработной плате и рост мировых цен на промежуточные товары практически напрямую увеличивают себестоимость и цены во многом независимо от денежного предложения, рост которого может носить "догоняющий" характер. Очевидно, что именно эффективность мер в области общеэкономической политики будет определять темпы снижения инфляционных процессов в текущих условиях.

Темп инфляции является важнейшим индикатором состояния экономики, в котором отражаются как внутренние и внешние факторы, так и более фундаментальные, отражающие структурные характеристики экономики. Все это определило выбор темы курсовой работы.

Актуальность данной работы заключается в том, что проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, где можно обнаружить одновременно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек, структурную инфляцию, а также их подвиды. Для данного типа экономики инфляция проявляется не только в постоянном росте цен, но и в увеличении товарного дефицита, снижении качества товаров и услуг.

Объектом исследования данной курсовой работы является антиинфляционная политика государства.

Предметом исследования являются инфляционные процессы в Республики Беларусь, а также мероприятия направленные на снижение темпов инфляции в экономике государства.

В качестве методологической базы исследования использовались труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам инфляционных процессов, возникающих в экономике Республики Беларусь.

Проблеме инфляционных процессов в Республике Беларусь уделено огромное внимание со стороны отечественных специалистов: И.В. Пелипася, А.О. Тихонова, М.В. Прановича, В.И. Малюгина и других основной упор в работах делается на монетарные факторы инфляции. Другие авторы В.Н. Комкова, В.В. Пинигина исследуют направления структуры затрат отдельных отраслей, учитывая явным образом межотраслевые взаимосвязи индексов цен.

Целью данной курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства.

Для осуществления цели перед автором стоят следующие задачи:

рассмотреть понятие инфляции и причины ее возникновения;

дать характеристику видов и типов инфляции;

рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;

изучить мероприятия антиинфляционной политики;

оценить инфляционные процессы в экономике Республики Беларусь;

рассмотреть антиинфляционную политику в Республике Беларусь на современном этапе;

рассмотреть государственное регулирование и решение проблем инфляции в Республике Беларусь.

При написании работы были использованы методы:

аналитико-синтетический, для обработки прочитанного материала;

научной абстракции, для выделения наиболее существенных сторон изучаемого явления;

индукции, для перехода от частных объектов и процессов к общим положениям.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

.1 Понятие инфляции и причины ее возникновения

Проблема инфляции является составной частью теории денег.

Инфляция - это одна из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, которая отрицательно влияет на все стороны жизни общества.

Есть разные взгляды на сущность и причины инфляции, но преобладают два направления: первый рассматривает инфляцию как сугубо денежное явление, вызванное нарушением законов денежного обращения; второй - как макроэкономическое явление, вызванное нарушением пропорций общественного воспроизводства, и прежде всего между производством и потреблением, спросом и предложением экономических благ.

Инфляция внешне выглядит как обесценивание денег вследствие их чрезмерной эмиссии, сопровождаемой ростом цен на экономические блага.

Но это лишь форма проявления, а не глубинная сущность и причина инфляции. Обычно инфляция имеет свое внешнее проявление в повышении цен. Но не каждое повышение цен - показатель инфляции. Цены могут повышаться в результате улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи сырьевых ресурсов, изменяться под влиянием циклических и сезонных колебаний производства, стихийных бедствий и т. д. Но это будут не инфляционные, а в определенной мере естественные периодические изменения цен на отдельные блага.

В действительности же инфляция является результатом нарушения макроэкономического равновесия, которое обусловлено комплексом внутренних и внешних причин (рисунок 1.1) [1, с.200-201].

Важнейшими внутренними причинами инфляции являются:

нарушение пропорций воспроизводства: между производством и потреблением, накоплением и потреблением, спросом и предложением, денежной массой в обращении и суммой товарных цен;

значительный рост дефицита государственного бюджета и государственного долга, обусловленный непроизводительными государственными расходами;

чрезмерная эмиссия денег, нарушающая законы денежного обращения;

милитаризация экономики, которая отвлекает значительную часть ресурсов в оборонную промышленность является тяжелым бременем для государственного бюджета, увеличивает его дефицит и порождает его (дефицита) инфляционное финансирование;

увеличение налогового бремени на товаропроизводителей;

опережение темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

.

Рисунок 1.1 - Причины возникновения инфляции

Внешние факторы инфляции связаны с усилением интернационализации хозяйственных связей между государствами, которые сопровождаются обострением конкуренции на мировых рынках капиталов, товарных рынках, рынках труда, обострением международных валютно-кредитных отношений, со структурными мировыми кризисами (энергетическим, продовольственным, финансовым и др.) [2, с.246].

Обобщая сказанное, можно дать следующее определение инфляции.

Инфляция - это обесценивание денег, вызванное диспропорциями в общественном производстве и нарушением законов денежного обращения, которое сопровождается ростом цен на экономические блага.

Для измерения темпов инфляции в экономике широко используются индексы, и в частности, индексы цен. Наиболее распространенными являются:

индекс стоимости жизни (индекс цен потребительских товаров);

индекс оптовых цен (индекс цен товаров производственного назначения);

дефлятор ВНП.

На практике широко применяются индексы цен, которые отражают изменение общего (среднего) уровня цен, цен на отдельные товары или группы товаров (например, индексы цен промышленной и сельскохозяйственной продукции).

Индекс цен может иметь три численных значения:

индекс цен равен 100 %. Значит, цены являются неизменными.

индекс цен выше 100%. Следовательно, цены повысились в текущем году по сравнению с базовым, т.е. произошло инфляционное обесценение денег.

третий вариант: индекс цен ниже 100%. Это означает, что произошла дефляция (от лат. deflatio - выдувание, сдувание), т.е. имело место падение уровня цен.

Индекс стоимости жизни используется при определении минимальной заработной платы, от него, в свою очередь, зависит уровень заработной платы.

При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке. Два названных индекса тесно взаимосвязаны, так как рост промышленных товаров и услуг в конечном итоге ведет к росту розничных цен.

Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен валового национального продукта - так называемый дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. Следовательно, дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста цен.

При расчете дефлятора ВНП номинальный ВНП означает расходы в нынешнем году по текущим ценам, реальный ВНП - расходы в нынешнем году по ценам базового года [4, с.178].

.2 Характеристика видов и типов инфляции

При использовании разных оснований для классификации можно выделить несколько видов инфляции.

По характеру (форме проявления) инфляционного процесса:

Открытая инфляция - ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен. Она характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Скрытая, или подавленная инфляция-государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита. При этом допускается снижение качества продукции без уменьшения цен на нее, искусственно завышаются цены на якобы новые изделия. Одновременно растут цены на черном рынке. В данном случае обесценение денег выражается в дефицитах и очередях.

Инфляционный шок - одномоментное, резкое повышение цен. Оно может дать толчок для открытого ускоренного подъема уровня цен.

По сфере распространения:

локальная инфляция - рост цен происходит в границах одной страны;

мировая инфляция - охватывает группу стран или всю глобальную экономику.

По темпам повышения (роста) цен:

ползучая или умеренная инфляция - цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе (примерно на 10 % в год). Стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. В промышленно развитых странах ее рассматривают как элемент нормального функционирования экономики, который не вызывает особого беспокойства;

галопирующая инфляция - характеризуется быстрым ростом цен (от 10 до 100-200 % в год). Такой темп может вызвать тяжелые экономические и социальные последствия (падение производства, закрытие многих предприятий, снижение уровня жизни населения и т.п.), контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются;

гиперинфляция - катастрофический рост цен (до 500-1000 % и более в год). Мировым рекордом стала гиперинфляция в Венгрии (август 1945 - июль 1946 г), когда цены ежемесячно росли в среднем почти в 20 раз. Гиперинфляция вызывает крах денежной системы. Деньги перестают адекватно выполнять свои функции, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия. Гиперинфляция парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену [10, с.179-181].

По степени сбалансированности роста цен:

сбалансированная инфляция, при которой цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными. В этом случае соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами;

несбалансированная инфляция, при которой цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

По степени ожидания роста цен:

ожидаемая инфляция, которая может быть спрогнозирована на какой-либо период, или «запланирована» правительством;

неожидаемая инфляция, которая характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике уже существовали инфляционные ожидания, то внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако если внезапный скачок цен происходит в экономике, где инфляционные ожидания еще не набрали силу, поведение населения и его реакция на рост цен могут быть иными: потребители будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. В результате экономика вновь возвращается в состояние равновесия. Такое явление называется «эффект Пигу» (эффект реальных кассовых остатков). Однако эффект Пигу действует только в условиях гибких цен и процентных ставок и отсутствия инфляционных ожиданий [7, с.186-187].

В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.

Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

Предположим, что экономика функционирует в условиях полной занятости ресурсов и по каким-либо причинам увеличивается совокупный спрос (рис. 1.2).

Экономика пытается тратить больше, чем она способна производить, т.е. она стремится к какой-то точке, лежащей за кривой производственных возможностей. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема производства, так как он функционирует в условиях полной занятости. Поэтому объем производства остается прежним, а цены увеличиваются, сокращая появившийся дефицит.


Рисунок 1.2 - Инфляция спроса

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов

При негативной экономической конъюнктуре уменьшается предложение в экономике (рис. 1.3). Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену. Другой вариант развития событий возможен, если из-за высокой эластичности спроса на товар предприниматель не может повысить цену. В этом случае его прибыль уменьшается, и часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения.

Также факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция.

Следует отметить, что в этом случае не только растут цены, но и уменьшается равновесный объем производства. Такая ситуация не противоречит утверждению, что экономика функционирует при полной занятости всех ресурсов, поскольку полная занятость предполагает использование всех факторов производства, предлагаемых по данной цене.

Рисунок 1.3 - Инфляция предложения

Инфляция предложения возникла в результате изменения издержек на единицу продукции и изменения рыночного предложения товара. В этом случае отсутствует избыточный спрос. Издержки на единицу продукции растут по причине подорожания сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен на готовую продукцию отстает от роста издержек.

Предприятия в результате теряют прибыль и даже могут иметь убытки, производство закрывается. При этом снижается предложение товаров, отсюда - рост уровня цен.

Если правительство не регулирует инфляцию предприятия (не снижает налоги), то в итоге экономика остановится, т. е. произойдет экономический крах.

Вместе с тем инфляцию можно показать в виде спирали, которая связана с тем, что рост производительности труда падает - заработная плата растет - издержки производства растут - цены растут - рост заработной платы. Все идет по спирали. Выход может быть связан с замораживанием цен либо прекращением повышения заработной платы [5, с.654-655].

.3 Социально-экономические последствия инфляции

Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.

Главное последствие инфляции - это перераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый инфляционный налог, не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.

Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.

Обесцениваются амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.

Перераспределение доходов в пользу государства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход от эмиссии денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.

Стремясь защититься от инфляционного налога и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.

Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.

Значительно повышаются так называемые издержки меню расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.

В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.

В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частые и существенные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.

Перераспределяется доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов от старших к более молодым группам общества.

Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы(получатели пенсий, стипендий, пособий, работники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов - прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.

Обесцениваются сбережения населения, хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.

Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.

Следствием подавленной инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковых размерах дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе.

Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества. Весьма характерно, что многие восстания и революции XIX - XX веков произошли в моменты чрезвычайного роста цен [4, с.264-265].

1.4 Цели, задачи и методы антиинфляционной политики государства

В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой.

Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен. Антиинфляционная политика является важнейшим элементом макроэкономического регулирования.

Так как окончательно избавиться об инфляции невозможно, задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня.

Антиинфляционная политика является составной частью экономической политики. Поскольку инфляция стала одним из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика направлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических последствий [5 с.45].

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Ключевой целью антиинфляционной политики является снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов [7, с.102 ].

В первую очередь задачами антиинфляционных программ являются:

выявление основных причины инфляции, определение ее национальной специфики;

четкое обозначение допустимых пределов инфляции, оказание помощи хозяйствующим субъектам адаптироваться к инфляционным процессам (положительная процентная ставка, защита резервных и т. п. фондов от обесценения, облегчение доступа к использованию иностранной валюты, легализация бартерных расчетов и т. п.);

снижение инфляции до уровня «ползучей» (т. е. не более 9% в год).

Антиинфляционная стратегия включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции), включающую в себя регулирование сальдо платежного баланса и валютного курса.

Что касается целей антиинфляционного регулирования, то их выбор диктуется достаточно большим количеством и чисто экономических, и социальных, и политических факторов; они чаще всего представляют собой компромисс потребностей и возможностей общества. «Ограниченность» антиинфляционной политики и скромность выдвигаемых задач зачастую объясняются тем, что, по мнению многих экономистов, за полную ликвидацию основ инфляции экономике пришлось бы заплатить слишком высокую цену. На практике задачи антиинфляционного регулирования формулируются как:

стабилизация инфляционных процессов, т. е. недопущение ускорения темпов роста общего уровня цен;

ограничение развития инфляционных процессов, т.е. снижение темпов роста общего уровня цен.

В периоды ускорения инфляции преобладает первый вариант. Конкретизация целей регулирования происходит и на дальнейшем этапе, предполагающем выбор варианта антиинфляционной политики и определение промежуточных и оперативных задач.

Поскольку именно ценовые индексы используются для формулировки конкретных задач антиинфляционной политики, ценовые показатели выполняют роль количественных критериев при оценке результатов регулирующих мер. Количественная оценка должна ответить на вопрос, насколько эти меры останавливают инфляционное поведение и тем самым уменьшают общее изменение уровня цен, которое было бы достигнуто в их отсутствие. Понятно, что введение гипотетической базы сравнения в виде того уровня цен, который был бы достигнут, делает количественные оценки достаточно условными. Кроме того, в качестве результатов антиинфляционной политики может рассматриваться ее влияние на длительность периода повышения уровня цен (уменьшение этого периода в случае успеха) или на скорость возврата к стабильным ценам. При установлении задач денежно-кредитной политики в виде показателей динамики денежной массы (соотнося эти показатели с. прогнозируемыми темпами роста реального ВНП) также приходят к ценовым показателям.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и псевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия - тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка и, соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке.

Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать они должны в противоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.

В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а также депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лишь под косвенным воздействием.

Расстройство денежного обращения, инфляционные процессы ведут к весьма серьезным для экономики последствиям, и практически нет государства, которое в той или иной степени, в тот или иной период своей истории не сталкивалось с этими проблемами. Вместе с тем уровень инфляции, ее контролируемость значительно отличаются в разных странах. Как правило, незначительные ее темпы - это эффект поддержания сбалансированного и устойчивого экономического роста и в то же время успех государственного регулирования денежного обращения. Поэтому стабилизация денежного обращения фактически означает стабильное развитие экономики. Это признают представители различных научных школ и течений. Так, использование денежно-кредитных мероприятий в неоклассической и неокейнсианской теориях направлено на стабилизацию экономики, но путем применения различных методов.

Кейнсианцы обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного «перегрева» экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влиянием инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с учетом прошлых инфляционных тенденций.

Целесообразно проводить не разрозненные меры по стабилизации денежного обращения, а планы стабилизации, основанные на координации основных методов регулирования экономики и денежного обращения, в частности, с учетом специфики каждого государства.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы «А» и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

конверсию военного производства;

развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

Существуют два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете платежеспобного спроса;

политика доходов, применяемая при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:

ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики;

оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг преимущественно среди институционных инвесторов - банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п.;

гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность;

совершенствование денежного обращения с учетом того, что, судя по мировой практике, монетаризм в чистом виде потерпел фиаско, и его споры с кейнсианством завершились синтезом рыночного и государственного регулирования;

внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизацию торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов;

борьбу компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией, что в свою очередь предполагает разработку эффективной методики выявления нарушений законодательства.

Поэтому исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращения, - использование двух регуляторов: рыночного и государственного. Монетаристы основными инструментами стабилизации экономики считают ограничение денежной эмиссии, сбалансированный бюджет, проведение политики минимальной защиты национального рынка от внешней конкуренции.

Кейнсианцы главными инструментами экономической политики наряду с деньгами считают промышленную политику (налоги, субсидии), торговую политику (таможенные пошлины, квоты, лицензии), более высокие социальные расходы.

В то же время компромиссная программа, построенная на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующее:

по-новому строить бюджетную политику, т.е. вместо того чтобы сбалансировать бюджет в течение одного года, лучше стремиться выровнять его в течение более длительного периода, например 3-5 лет;

понижение процентных ставок, сохраняя при этом принципиально консервативную денежную политику и усиливая банковский контроль;

проведение благоприятствующей рынку промышленной политики поскольку в нормальных рыночных условиях действует принцип «чем меньше государства в экономике, тем лучше»;

выравнивание условий деятельности предприятий всех форм собственности;

проведение последовательной приватизации, преследующей улучшение эффективности хозяйственной деятельности и создание среднего класса;

проведение либеральной внешнеэкономической деятельности.

На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы.

Денежные реформы включают в себя использование методов нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации. Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег. Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Девальвация представляет собой снижение золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса прежде всего к доллару США. Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой [5с.56-58].

Мировой опыт показывает, что денежная реформа должна быть направлена на решение следующих основных целей :

привести в соответствие товарную и денежную массы и ввести новую национальную денежную единицу;

остановить сползание экономики к развитию инфляционных процессов и, соответственно, к обесценению введенной национальной денежной единицы;

ограничить на определенный период рост заработной платы, для чего может быть использовано «замораживание» ее и, соответственно, потребительских цен.

2. АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Социально- экономические последствия инфляции

Проблема инфляции носит комплексный характер, воздействуя на все грани экономических процессов и испытывая влияние многих факторов, часто не поддающихся прямому воздействию. В этой связи результативность мер, направленных на регулирование динамики цен, решающим образом зависит от согласованности действий со стороны органов государственного управления, разрабатывающих и реализующих денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, ценовую и политику регулирования спроса и предложения.

Именно благодаря согласованности действий Правительства и Национального банка Республики Беларусь в прошедшем году сумели оказать влияние на источники инфляционных процессов, значительно замедлить рост потребительских цен и снизить инфляционные ожидания субъектов хозяйствования. После сложного 2011 г., когда среднемесячный рост инфляции составлял более 6%, а среднегодовой рост индекса потребительских цен (ИПЦ) достиг 108,7% (декабрь к декабрю), мы наблюдаем позитивную динамику изменения цен в прошлом и текущем годах. Индекс потребительских цен снизился до 21,8% к концу 2012 г. (то есть среднемесячный рост цен составил 1,7%).

Среди причин роста потребительских цен в 2012 г. можно назвать следующие:

компенсация девальвации 2011 г.;

накопленный и нереализованный инфляционный навес;

ценовой диспаритет с сопредельными странами (например, по некоторым регулируемым продовольственным позициям (молоко, творог, масло сливочное) внутренние белорусские цены составляют 70-80% к ценам Литвы);

необходимость сокращения перекрестного и бюджетного субсидирования;

компенсация увеличения налоговой нагрузки (увеличение ставок акциза).

В текущем году сохраняется влияние большинства перечисленных факторов. Очевидно, что, несмотря на успехи, достигнутые с конца 2011 г., процесс стабилизации экономики еще не завершен, имеются риски давления на цены и обменный курс.

Согласно утвержденному прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 г. прирост индекса потребительских цен не должен превысить 12% (по сравнению с декабрем 2012г.). При этом большая часть прироста ИПЦ должна быть сформирована за счет изменения свободных цен (6,9 процентного пункта из 12, или 57,5%), а вклад изменения регулируемых цен и тарифов должен составить 5,1 процентного пункта, или 42,5%. В соответствии с прогнозируемой траекторией инфляции в среднем ежемесячно цены должны расти не более чем на 0,95% (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Структура прироста ИПЦ%

Следует остановиться на динамике инфляции в текущем году и рассмотреть отдельные составляющие роста потребительских цен.

Прирост ИПЦ в январе 2013 г. по сравнению с предыдущим периодом был максимальным за последний год и вышел за пределы прогнозируемой траектории роста цен, составив 3%.

Анализ роста цен по структуре потребительской корзины позволил выявить те товары и услуги, по которым в январе наблюдался наибольший рост цен и которые внесли существенный вклад в инфляцию января текущего года (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Вклад отдельных товаров и услуг в инфляцию 2013г.,%

По оценке, всего на долю представленных товаров и услуг приходится 63% прироста инфляции в январе, или 1,89 процентного пункта из 3, в то время как доля перечисленных групп товаров и услуг в потребительской корзине составляет порядка 15%.

В феврале 2013 г. по сравнению с январем ценовая ситуация на потребительском рынке относительно улучшилась. Хотя наблюдался рост цен, он был значительно ниже январского показателя и точно отражал прогнозную динамику февраля (прирост ИПЦ составил 1,2%).

Замедлился рост как административно регулируемых цен, так и базовой инфляции (административно регулируемые цены увеличились на 2,5%, а прирост базовой инфляции составил 0,6%). При этом тенденция превышения динамики роста административно регулируемых цен над ростом базовой инфляции сохранилась (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 - Структура и прирост ИПЦ с выделением базовой инфляции

Это связано, прежде всего, с сохраняющимися ценовыми дисбалансами по ряду продовольственных товаров и услуг как на внутреннем рынке, так и на рынках стран-соседей, Таможенного союза (ТС). В частности, повышение цен на алкогольную продукцию связано с увеличением акцизов с целью достижения ценового паритета со странами ТС, рост тарифов на услуги ЖКХ необходим для достижения определенного баланса между затратами, их окупаемостью и ростом доходов населения.

За I квартал 2013 г. прирост ИПЦ составил 5,4%. Около половины прироста ИПЦ (2,56 процентного пункта) за этот период получено в связи с изменением налогового законодательства:

отмена льготы по уплате налога на добавленную стоимость на услуги электросвязи, оказываемые населению (20%), и соответствующее увеличение тарифов на эти виды услуг стали причиной прироста ИПЦ на 0,79 процентного пункта;

увеличение ставок акциза на подакцизные товары обусловило повышение цен на алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты. Это внесло 1,63 процентного пункта за счет роста цен на алкоголь и табак и 0,14 процентного пункта - за счет роста цен на нефтепродукты.

Что касается роста потребительских цен, вызванного принятием решений по изменению регулируемых цен и тарифов, то вклад его в прирост ИПЦ в I квартале 2013 г. составил около 1/5 (1,04 процентного пункта из 5,4% роста ИПЦ в январе - марте).

С учетом сложившейся динамики роста потребительских цен в I квартале 2013 г. для безусловного выполнения прогнозного параметра по году в оставшиеся месяцы средний темп прироста цен не должен превышать 0,72%, в том числе по продовольственным товарам - 0,76%, непродовольственным - 0,6%, услугам - 0,83%.

Оценка динамики инфляции с учетом базового индекса потребительских цен показывает, что достижение прогнозного значения инфляции возможно при росте цен по регулируемой группе товаров и услуг не более чем на 18,5% и базового индекса - на 8,8% (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 - Структура и прирост ИПЦ с выделением базовой инфляции 2013г.

Важной составляющей анализа инфляционных процессов является рассмотрение давления на потребительские цены со стороны производителей.

В текущем году наблюдается снижение влияния цен производителей на уровень инфляции, и ожидается его дальнейшее ослабление в течение года. Связано это с тем, что динамику индекса цен производителей промышленной продукции будут определять непродовольственные товары, занимающие около 80% в объеме промышленного производства.

ГНУ НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь была смоделирована взаимозависимость между индексом потребительских цен (ИПЦ) и индексом цен производителей промышленной продукции (ИЦППП). Моделирование, основанное на данных за последние четыре года, показало, что динамика инфляции в анализируемый отрезок времени на 64% объяснялась изменением цен промышленных производителей [14, с.12-14].

Наиболее сильная взаимозависимость прослеживается между инфляцией и отраслями промышленности, непосредственно связанными с потребительским рынком страны, - пищевой и легкой. Рассчитанные по регрессионной модели коэффициенты показывают, что достаточно сильное влияние на уровень инфляции оказывает динамика цен в пищевой промышленности: при увеличении индекса цен по данной отрасли на 1 процентный пункт ИПЦ возрастает на 0,4 процентного пункта. Что касается легкой промышленности, то ее влияние несколько ниже (коэффициент - 0,23), но тоже существенно. В совокупности оба фактора объясняют 76% вариации результативного показателя ИПЦ.

Полученные оценки отражают сформировавшуюся тенденцию постепенного замедления индекса цен на промышленную продукцию. При этом цены в легкой промышленности, согласно прогнозным оценкам, будут снижаться, индексы цен производителей продуктов питания - расти, но замедляющимися темпами. Соответственно, их влияние на общий уровень инфляции в течение года будет иметь понижательную тенденцию (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 - Прогнозная оценка динамики ИПЦ, полученная по модели

Таким образом, со стороны производителей промышленной продукции воздействие на ценовую ситуацию на потребительском рынке страны в оставшиеся месяцы 2013 г. можно оценить как достаточно умеренное. Ожидается, что оно будет способствовать скорее замедлению инфляции, нежели ускорению ее темпов. Вместе с тем следует иметь в виду, что важнейшим условием выполнения этого прогноза является стабильный курс национальной валюты и ограничение роста реальной заработной платы ростом производительности труда.

Безусловно, одним из факторов, способным оказать существенное давление на потребительские цены, является объем внутреннего спроса в текущем году.

Риск возникновения как внутренних, так и внешних дисбалансов в экономике, в том числе возникновение инфляционного навеса, связывают с вероятностью чрезмерного расширения внутреннего спроса, вызванного сохранением тенденции превышения темпов роста заработной платы над ростом производительности труда.

Статистика изменения производительности труда и реальной заработной платы в 2012 г. действительно свидетельствует о том, что при приросте производительности труда на 1% его оплата возрастала почти на 6,5% (рисунок 2.6).

Рисунок 2.6 - Соотношение роста производительности труда и реальной заработной платы в 2012 г.

Однако при рассмотрении данных показателей следует учесть наличие разницы в индексах цен, используемых для пересчета номинальных показателей в реальные, сохранявшейся на протяжении 2012 г. Так, по итогам года прирост дефлятора ВВП превысил прирост среднегодового индекса потребительских цен в 1,3 раза (74,9% против 59,2%).

Без учета влияния различных индексов цен, то есть в фактических ценах, темп роста заработной платы начал опережать производительность труда только в IV квартале. Причиной этому явилось снижение ВВП на 1,5% за последние 3 месяца прошедшего года.

В текущем году остается актуальной задача обеспечения превышения темпов роста производительности труда над темпом роста реальной заработной платы, о чем свидетельствует сложившееся в начале года соотношение рассматриваемых показателей.

Наблюдается существенный рост реальной заработной платы населения, значительно превышающий рост производительности труда, - реальная заработная плата за январь-февраль 2013 г. по сравнению с январем-февралем 2012г. увеличилась на 23,2% при росте производительности труда за этот период на 5,3%. В феврале 2012г. по сравнению с февралем 2012 г. она увеличилась на 23,5%, по отношению к январю 2013 г. - на 1,9%.

Отметим, что в январе и феврале прошлого года наблюдалось снижение реальной заработной платы (на 2,7% и 0,6% соответственно), то есть база для расчета текущего показателя была низкой. При этом в феврале 2013 г. реальная заработная плата снизилась на 8,9% по отношению к декабрю 2012 г.

Кроме того, рост заработной платы в долларовом эквиваленте в декабре 2012 г. к декабрю 2010 г. был сравнительно невысоким и составил 104,7%, при том, что заработная плата в реальном исчислении по сравнению с декабрем 2010 г. увеличилась на 116,5% в 2012 г. (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 - Динамика роста реальной заработной платы и зарплаты в долларах США

Следует отметить, что в период резкой девальвации рубля снижались и долларовые цены. В 2011 г. они снизились на 25% к уровню 2010 г., а в 2012 г. при относительной стабилизации обменного курса долларовые цены потребительского рынка увеличились на Показательным также является тот факт, что доля затрат на оплату труда в структуре затрат на производство продукции остается ниже уровня 2010 г. и составляет 13,9% в 2012 г. (после 12,5% в 2011 г. и 15,1% в 2010 г.) (рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 - Структура затрат на производство продукции %

Таким образом, высокие темпы роста заработной платы в прошедшем году не оказали существенного влияния на рост цен потребительского рынка. Причинами тому стало следующее:

в 2012 г. происходил компенсационный рост заработной платы, сглаживающий провал (относительное снижение заработной платы) 2011 г.;

проводимая денежно-кредитная политика в отношении процентных ставок усиливала привлекательность сбережений для населения;

относительная стабильность обменного курса приводила к снижению инфляционных ожиданий.

Таким образом, рост заработной платы в прошедшем году не выступал доминирующим фактором роста цен потребительского рынка, а рост цен, в свою очередь, ограничивался только восстанавливающимся и приходящим к уровню 2010 г. платежеспособным спросом населения.

Следует отметить, что прогнозируемый в текущем году рост реальной заработной платы на 7,1% увязан с прогнозируемым ростом производительности труда (на 9,3%), который будет обеспечен путем инновационного развития и комплексной модернизации экономики, создания высокоэффективных производств.

Таким образом, ожидается, что рост заработной платы не будет являться основополагающим фактором формирования инфляционных ожиданий в 2013 г. [11, с.12-15].

Таким образом, во главу угла должно быть поставлено проведение Правительством и Национальным банком Республики Беларусь согласованной, прозрачной и последовательной политики, направленной на стабилизацию экономических процессов в стране.

В русле такой политики Министерством экономики Республики Беларусь в настоящее время подготовлен проект Программы антиинфляционных мер, содержащей меры прямого и системного действия, которая будет доведена до всех органов государственного управления [9, с.84].

2.2 Антиинфляционная политика государства

Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы по:

ограничению издержек и ресурсосбережению;

ограничению монетарных факторов инфляции;

структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Кроме того, в Республике ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые национальным банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это - ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

В 2010-2012гг. расширение конечного спроса потребовало особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики являлось снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35 - 40 % в год. Для решения этих задач предполагалось осуществлять следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий:

регулярная установка ориентиров («коридор») инфляции денежной массы с разбивкой на кварталы. Разработка системы действий, направленных против отраслей и организаций, нарушающих установленные ориентиры. Определение также критического уровня инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики;

введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах;

поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом необходимо стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы;

ужесточение мер против просроченной дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующей инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развитии вексельного обращения.

Анализ антиинфляционных мероприятий Национального банка дает основание заключить, что неудачный результат антиинфляционной политики Национального банка обусловлен рядом противоречий: противоречием между формально независимой антиинфляционной политикой Национального банка и ее реальной зависимостью от бюджетной политики; противоречием между двумя главными целями деятельности Национального банка «защитой и обеспечением устойчивости рубля» и «обеспечением развития и укрепления банковской системы Республики Беларусь»; объявленным осенью 1997 года валютным коридором, что было стратегической ошибкой, переоценкой достигнутых к тому времени успехов.

Субъекты хозяйствования республики (по крайней мере, их значительная доля) функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений. Размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков средств субъектов хозяйствования в 3 - 3,5 раза. Более того, даже просроченная свыше трех месяцев задолженность - больше суммы средств предприятий на банковских счетах в 2,2 раза .

Экономика Беларуси тесно свяана с внешним миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в

иностранной валюте (срочные и до востребования) превышает рублевые в 2,5 - 3 раза .

При этом совокупные пассивы организаций в иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными активами. В связи с тем, что организации в экономике республики могут достаточно долго действовать, имея «просрочку», первоначальные инфляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые перекладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может быть реализована.

В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в дальнейшем увеличении неплатежей. Впоследствии вынужденное смягчение денежно-кредитной политики становится лишь элементом механизма завершения перекладывания завышенных издержек на цену и конечных потребителей. В результате при «внешнем» сходстве динамики цен и денежных агрегатов в западных экономиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо пропорциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными, а не аналогичными.

Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп девальвации превышает индекс цен, возникает дополнительный инфляционный импульс. Однако если Национальный банк предпринимает меры, направленные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях относительно стабильного валютного курса - весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать денежной эмиссии практически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуществлена, не имеет принципиального значения [14 с.12-14 ].

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Мероприятия, направленные на совершенствование антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Антиинфляционная стратегия и тактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современного состояния ее экономики, такие, как:

необходимость структурной перестройки народного хозяйства;

запаздывание формирования рыночной экономики;

монопольный характер экономики;

С учетом вышеизложенного антиинфляционная стратегия в республике должна включать следующие основные мероприятия:

отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверхмонополизированных отраслей;

проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;

отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;

проведение либеральной торговой политики;

радикальная аграрная реформа [13, дата доступа 18.03.2014].

Единственный способ остановить инфляцию - научиться выдавать новые кредиты исключительно за счет возврата старых. Так работают все безинфляционные банковские системы мира. Это возможно только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства. Без решения проблемы демонтажа устаревших и неэффективных производственных мощностей перейти к безэмиссионной политике не удастся. Поэтому первейшая задача на 2014г. - добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов (что в условиях уменьшающейся инфляции будет непросто) пусть и ценой банкротств, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий. Это касается и валютных кредитов, выданных в 2013г. перерабатывающим предприятиям агрокомплекса.

Неукоснительный возврат касается и заимствований государства посредством облигаций. Главная проблема рынка ГКО - недоверие государству Министерства финансов. Стабильное функционирование рынка ГКО в национальной валюте - предпосылка стабильности белорусского рубля. Исследования показывают, что замещение ГКО кредитов национального банка на покрытие дефицита бюджета - существенный фактор снижения инфляции. За год прирост банковского портфеля ГКО составил всего 20,7%. Поэтому, вторая задача - восстановление доверия к облигациям государства. Национальный банк всеми своими действиями, а это и рефинансирование только под залог ГКО, и прекращение практики валютных свопов и депозитов, и, возможно, разрешение частично покрывать обязательные резервы ГКО, должен стимулировать покупку ГКО банками. Для увеличения емкости рынка ГКО целесообразно пойти на снижения уровня обязательных резервов.

Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у отдельных не слишком хорошо работающих банков. Поэтому третья задача - повышение эффективности банковского сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияний и привлечения новых акционеров. Главный стимул для привлечения новых акционеров - рост индекса акций того или иного банка. Поэтому нужно наладить нормальный фондовый рынок.

Анализ обнаруживает большую зависимость монетарной и производственной сферы от условий внешней торговли, основной характеристикой которой является реальный курс обмена (РКО), который определяет относительные цены. Ценообразование предприятий ориентировано на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, в момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый "панический" курс и в ценообразовании ориентируются на него.

Исследования показали, что в условиях Беларуси стабильным является только спрос на узкие деньги (М0, М1), спрос же на широкие деньги М3, М4 устойчивым назвать нельзя. Поэтому монетарное таргетирование, применявшееся в 2012 в отношении совокупной рублевой массы М3 на 4% в месяц, а затем на 6,2%, представляется целесообразным заменить на целевые ориентиры по М1.

Единый курс при высокой цене нефти потребует увеличения цены жилья, транспорта и как следствие зарплаты в долларовом выражении. Предприятия и бюджет смогут существенно увеличить зарплату лишь при повышении производительности, т. е. сокращении избыточной рабочей силы. А чтобы занять ее, нужен бурный рост негосударственного сектора, чего, увы, пока не наблюдается. Поэтому, Республике Беларусь просто жизненно необходимы решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

Для ограничения инфляционных процессов в экономике Республики Беларусь Правительством реализуется комплекс мер, направленных на:

усиление контроля за регулируемыми ценами и тарифами;

развитие конкурентной среды;

ограничение инфляции издержек.

Важнейшим элементом повышения эффективности административного регулирования цен является введение более жестких требований к обоснованию необходимости повышения цен:

снижение затрат на единицу товаров и услуг;

обеспечение уровня цен для внутреннего рынка не выше действующих экспортных цен. Национальным банком, со своей стороны, предпринимаются меры по поддержанию сбалансированности валютного рынка и ограничению давления на цены со стороны спроса. При этом обеспечение стабильности, наряду с кредитной поддержкой банками предприятий и населения в обоснованных объемах, является главным вкладом денежно-кредитной поли- тики и банковской системы в экономическое развитие страны [12, дата доступа 18.03.2014].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антиинфляционная политика - система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

В первую очередь задачами антиинфляционных программ являются:

выявление основных причины инфляции, определение ее национальной специфики;

постановка инфляционных процессов под контроль;

четкое обозначение допустимых пределов инфляции, оказание помощи хозяйствующим субъектам адаптироваться к инфляционным процессам (положительная процентная ставка, защита резервных и т. п. фондов от обесценения, облегчение доступа к использованию иностранной валюты, легализация бартерных расчетов и т. п.);

снижение инфляции до уровня «ползучей» (т. е. не более 9% в год).

Что касается целей антиинфляционного регулирования, то их выбор диктуется достаточно большим количеством и чисто экономических, и социальных, и политических факторов; они чаще всего представляют собой компромисс потребностей и возможностей общества. «Ограниченность» антиинфляционной политики и скромность выдвигаемых задач зачастую объясняются тем, что, по мнению многих экономистов, за полную ликвидацию основ инфляции экономике пришлось бы заплатить слишком высокую цену.

Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и псевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Анализ инфляционных процессов, имеющих место в Беларуси, выявляет также сложное взаимодействие различных форм инфляции: инфляции спроса и предложения, управляемой и неуправляемой инфляции, импортируемой и чисто внутренней инфляции.

Анализ эффективности антиинфляционной политики требует и сопоставления полученных результатов с издержками этой политики. Издержки антиинфляционной политики вытекают из того, что она, как и инфляция, вызывает определенные смещения в относительно денежных величинах, а следовательно, и изменения в характере распределения и использования ресурсов. Анализ практики антиинфляционного регулирования позволяет сделать некоторые выводы относительно эффективности разных вариантов антиинфляционной политики. В отношении всех вариантов можно сказать, что они обладают ограниченной эффективностью.

Эффективная антиинфляционная политика должна содержать комплексную систему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического регулирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Агапова, Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика / Под ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2000. - 415 с.

Бугаян, И.Р. Макроэкономика. / И.Р. Бугаян. - Ростов н / Д.: Феникс, 2000. - 348 с.

Гаврилов, В. Факторы инфляции в Республике Беларусь / В. Гаврилов. // Банковский вестник. - 2012. - № 8. - С.44-48.

Дадаян, В.С. Макроэкономика для всех. - Дубна: ФЕНИКС, 1996. - 297 с.

Дорнбуш, Р., Фишер С. Макроэкономика. - М.: Изд-во МГУ, 1997. - 783 с.

Зеленкевич, М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике / М.Л. Зеленкевич // Вестник Ассоциации Белорусских Банков. - 2011. - № 34. - С.71-73.

Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2002. - 244 с.

Злотникова, М. Инфляционные последствия кризиса в Беларуси и странах Европы / М. Злотникова // Банковский вестник. - 2011. - № 19. - С.55-57.

Лыч, Г.М. Инфляция в Беларуси: что, как и почему? / В.В. Гаврилюк, Е.К. Медведев, Т.Н. Миронова и др.; Под ред.Г.М. Лыча. // Минск: Вэвэр, 2013. - 96 с.

Лутохина, Э.А. Макроэкономика: Соц. ориентир, подход: Учеб. пособие / Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохиной. - Минск: Тесей, 2003. - 320 с.

Тихонов А., Ясинский Ю. О природе инфляции и денежно-кредитной политике в Беларуси / А. Тихонов, Ю.О. Ясинский // Белорусский банковский бюллетень. - 2013 г. - № 24. - С.11-17.

Электронный ресурс Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: <http://>www.minfin.gov. by. - Дата доступа: 18.03.2014.

Электронный ресурс Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.nbrb. by <http://www.nbrb.by>. - Дата доступа: 18.03.2014.

Ярошенко А.И. О мерах по снижению инфляции на 2014г.//Банковский вестник - 2014 №4 с.12-15.

Ярцинкевич В. США. // Мировая экономика и международные отношения, 2012 г., №8, с. 82-88

Похожие работы на - Инфляционные процессы в Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!