Источник: Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2003. С. 50.
Глубина кризиса и путь, который нужно пройти, чтобы из него выбраться, свидетельствуют, что за четыре года (1999-2002) Россия прошла только около трети пути; две трети его еще предстоит пройти.
Главным фактором роста отечественной экономики является развитие платежеспособного спроса. Платежеспособный спрос может быть внутренним и внешним. Для России основным является внутренний спрос на товары и услуги, в том числе и на инвестиционные товары. Развитие внутреннего платежеспособного спроса связано с ростом денежных доходов населения, предполагающих активную социальную политику государства; с быстрым развитием малого бизнеса. Но внутренний спрос может обеспечиваться не только за счет увеличения отечественного производства, но и за счет импорта. В состязании с импортом решающее значение приобретает конкурентоспособность отечественных товаров и услуг.
Что касается экспорта товаров, удовлетворяющего внешнеэкономический спрос, то задача государства состоит в изменении его структуры. Если на начало XXI в. 80 % экспорта составляет сырье и только 20 % - готовая продукция, то в перспективе соотношение между готовой продукцией и сырьем должно составлять 50 на 50.
Чтобы сделать внутренний платежеспособный спрос движущей силой отечественного производства товаров и услуг, надо обеспечить их конкурентоспособность посредством обновления изношенных и устаревших производственных фондов, замены их новыми мощностями, освоения производства новой, более качественной продукции, существенного улучшения качества и ассортимента продукции.
Решение этих проблем упирается в инвестиции - главный рычаг подъема российской экономики.
Основное направление инвестиционной политики России - мобилизация внутренних источников. Однако неиспользованные возможности есть и в привлечении иностранных инвестиций.
Эффективность инвестиций (внутренних и зарубежных) зависит от их качества, от того, насколько прогрессивная технология в них заложена. Ключевое направление новых технологических систем - повсеместное использование информационных технологий.
Позитивно на подъем экономики повлияет и переход к эффективному собственнику, развитие малого бизнеса, мобилизация социальных стимулов экономического развития, возрастание роли регионов России.
Все это означает, что речь идет о реформировании уже созданной в России рыночной системы с деформированным хозяйственным механизмом.
Среди важнейших рыночных преобразований в России следует назвать реформы:
в области собственности;
системы законов, формирующих цивилизованную рыночную экономику с конкурентной средой и равными возможностями конкуренции;
банковской и финансовой системы;
взаимодействия государства и бизнеса;
налоговой и таможенной систем;
создание крупных институциональных систем;
масштабные социальные реформы.
Таким образом, нацеленная на подъем, на улучшение результатов деятельности предприятий, российская экономика нуждается в стратегическом управлении. Без разработанной стратегии нельзя обеспечить долговременный подъем и в экономике в целом, и на отдельном предприятии.
1.2 Проблемы экономики России
Современный финансово-экономический кризис развернулся в условиях глобализации, когда главным хозяйствующим субъектом выступают транснациональные корпорации (ТНК), а интересы капитала из сферы реального производства перемещаются в финансовую сферу. В этих условиях мотивы максимизации прибыли с помощью финансовых институтов и финансовых инструментов проникают даже в те сферы, где раньше преобладали другие интересы. Это позволяет крупному капиталу обогащаться за счет огромного количества социальных слоев общества, среди которых не только наемные работники, но и средний и малый бизнес, а также целые страны с низким уровнем развития. Подтверждением этому служит усиливающаяся за последние годы дифференциация доходов населения, преумножение бедности, несмотря на рост мирового ВВП.
Ограничить негативные последствия финансово-экономического кризиса в условиях глобализации возможно только при переходе на новую, демократическую модель рыночной экономики, позволяющую учитывать и реализовать интересы не только крупного капитала, но и большинства граждан, что невозможно без активизации институтов гражданского общества. Тем самым предполагается расширение социальной базы государственного управления путем привлечения граждан в процессы управления.
Демократизация хозяйственной жизни, с одной стороны, позволит существенно сгладить последствия кризиса, а с другой - отработать новые механизмы кризисной политики.
Изменения в условиях хозяйствования компаний на рубеже XXI в. повышают уровень регулирования рыночной экономики и одновременно внешние риски. Основная масса товаров производится по контрактам, заключенным до начала их производства и даже разработки. Это снижает риск, связанный со стихией цен. Однако одновременно усиливает «новый хаос», обусловленный ускорением технологических сдвигов.
В этих условиях рождается новое качество менеджмента, управления. Современные условия хозяйствования потребовали и сделали возможным переход к иной системе управления фирмой, позволяющей мгновенно оценивать изменения рыночной ситуации и быстро реагировать на них, находя при этом оптимальные решения. Такой форме управления фирмой соответствует реинжиниринг и бенчмаркинг.
Реинжиниринг означает преобразование фирмы на основе перехода от управления отдельными операциями (планирование, учет, снабжение, организация обработки, сборки, сбыта изделий и т. д.) к управлению межфункциональными бизнес-процессами, которые заканчиваются удовлетворением потребностей внешних (рыночных) или внутрифирменных клиентов. Цель реинжиниринга - гибкое и оперативное приспособление к ожидаемым сдвигам в запросах потребителей, соответствующее изменение стратегии, технологии, организации производства и управления на основе эффективной компьютеризации.
Еще один современный инструмент управления, используемый как кризисный метод, - бенчмаркинг.
Бенчмаркинг - программно-целевое управление инвестиционными, инновационными и маркетинговыми проектами на основе их рыночной оценки и бизнес-планирования. Управление здесь осуществляется на матричной основе, т. е. органы управления создаются на определенный срок ради решения конкретной задачи.
Бенчмаркинг представляет собой искусство обнаружения того, что другие предприятия делают лучше, а также изучение, усовершенствование и применение их методов работы. Изучение и использование опыта лучших предприятий, добившихся успехов в различных видах деятельности, позволяет компании эффективно решать проблемы конкуренции. Такой инструмент полезен не только для условий нормального функционирования компании, но и для кризисного периода.
В современных условиях широко используется и такой метод управления кризисом, как слияния и поглощения. Речь идет о реорганизации компаний во всех ее формах: слияния, поглощения, разделения, выделения и преобразования.
В мировом кризисе 2008-2011 гг. слияния и поглощения доказали свою высокую эффективность и результативность в качестве инструмента кризисной политики, причем не только в борьбе с тяжелыми последствиями кризиса, но и в использовании потенциала кризиса для оживления и подъема экономики. Так, в российских компаниях, где большую долю в капитале составлял заемный капитал, получить кредиты в условиях кризиса становилось все более и более проблематичным. Поэтому для многих компаний единственным способом сохранить бизнес стала продажа его богатому инвестору. Такую политику проводила в период кризиса компания LHC Group (специализирующаяся на оказании медицинских услуг), которая с 2008 по 2009 г. осуществляла несколько интеграционных сделок в месяц, что позволило ей добиться удвоения стоимости в течение семи месяцев кризиса [25].
С другой стороны, активы в период кризиса сильно теряют свою стоимость, поэтому это был наиболее удачный момент совершить слияние или поглощение по очень привлекательной цене.
Принципиальное отличие имеют такие современные антикризисные меры реорганизации компаний, как разделение и выделение. Суть их сводится к тому, что одна компания разделяется на две или более компаний или из состава одной компании выделяется другая, получающая самостоятельный юридический статус. Такая форма реорганизации как кризисный инструмент используется для предприятий, осуществляющих многоотраслевую хозяйственную деятельность. Основной мотив такой реорганизации заключается в том, что крупное, сложное для управления предприятие, разделяясь на два или несколько, может значительно снизить расходы на громоздкий управленческий аппарат, непроизводственные службы и таким образом снизить постоянные издержки, сделать предприятия более мобильными, что особенно важно в условиях кризиса. Данный вид реорганизации часто носит характер избавления от непрофильных активов, от неосновных производств, выделения их в отдельные производственные единицы в качестве самостоятельных юридических лиц.
Еще одной антикризисной мерой в рамках реорганизации является преобразование предприятия одного вида в предприятие другого вида. Наиболее типичным в условиях кризиса выступает изменение юридического статуса предприятия - с общества с ограниченной ответственностью на открытое акционерное общество. Такое преобразование позволяет существенно расширить финансовые возможности предприятия путем выпуска акций. Однако кризис - не лучшее время для преобразования компании в открытое акционерное общество, так как выход на IPO всегда является достаточно затратным и сложным процессом, тем более что выпущенные акции будут котироваться по крайне низкому курсу, что может привести к потере контроля над предприятием в результате враждебного поглощения. Поэтому далеко не каждое предприятие может воспользоваться этим кризисным инструментом.
Наряду с реорганизацией предприятий в практике кризисного управления в последние годы используется и такая мера, как реструктуризация. Процесс реструктуризации гораздо шире, чем кризисное управление. Он используется успешно работающими компаниями для усиления собственной конкурентоспособности. Но с начала XXI в. реструктуризация стала применяться как антикризисная мера.
В период финансово-экономического кризиса 2008-2011 гг. положительную роль в антикризисных программах разных стран сыграл механизм государственно-частного партнерства. Практическое доказательство необходимости использования института ГЧП в период кризиса дала сама жизнь.
Многие государства - как развитые, так и развивающиеся - обратились к этому инструменту с целью максимального смягчения последствий кризиса и решения структурных проблем в тех отраслях, где ранее о партнерстве не могло быть и речи. В частности, один из примеров - включение в план по «спасению» американской экономики главы Казначейства США значительной системы мер ГЧП с целью создания инвестиционных фондов для выкупа у инвесторов и банков «токсичных» активов (просроченной кредитной задолженности) [15,с.19].
Германия и Франция успешно осуществляют программы государственно-частного партнерства, направленные на выход из кризиса национальной автомобильной промышленности. В Казахстане необходимость использования ГЧП при реализации инфраструктурных проектов была озвучена президентом, а сегодня республика достигает в этой области значительных успехов.
В России реализация проектов на основе ГЧП позволила относительно стабилизировать социально-экономическую ситуацию путем создания новых рабочих мест, поддержки регионов, находящихся в наиболее тяжелых экономических условиях.
Разнообразие современных инструментов кризисного управления, появление новых методов, о которых раньше и не мыслили, свидетельствуют о том, что сама жизнь, а значит, и невидимая рука рынка все расставляют по своим местам.
Следовательно, современная экономика являет собой новый тип управления. Происходит взаимное обогащение микро- и макроуровня экономики, когда принципы управления предприятиями, их объединениями и даже целыми отраслями перенимаются на макроуровне, и наоборот. Это относится и к кризисному управлению.
Глава 2.Мировой финансово-экономический кризис в России
2.1 Влияние финансового кризиса на экономику России
мировой финансовый кризис экономика
Развитие финансово-экономического кризиса в России происходило в особых условиях, наложивших отпечаток на его течение. Это выразилось:
в ориентации российской экономики на продажу энергоносителей, преимущественно нефти и газа (в 2009 г. доход бюджета по этой статье составлял 47,5 % совокупных доходов ВВП), что свидетельствует о высокой зависимости отечественной экономики от мировой конъюнктуры;
слабой развитости сельского хозяйства, высокой доле импортируемых товаров, что ведет к увеличению неустойчивости экономики в условиях кризиса (продовольственная проблема) и является стратегической угрозой РФ;
крайне низком развитии высокотехнологического сектора (отставание России по применяемым технологическим нормам от стран-лидеров - США, Японии, Тайваня - составляет примерно 20-25 лет), тогда как высокотехнологичная индустрия является одной из наиболее перспективных с точки зрения инвестиций, повышения потенциала экономики;
слабом развитии банковского сектора (лишь один российский банк входит в список 200 крупнейших банков мира), что привело к проблеме ликвидности;
опережающих темпах роста заработной платы по сравнению с ростом производства, что усилило снижение конкурентоспособности российских предприятий.
Первоначально финансовый кризис проявился как кризис ликвидности. Серьезная конкуренция между ипотечными банками привела (в 2006-2007 гг.) к минимизации требований к заемщикам и появлению в чистом виде кредитных продуктов subprime. Стали появляться клиенты, желающие получить кредит без подтверждения дохода, молодые специалисты, которые сами пока не могут обслуживать кредит. Банки же стали менее строги к заемщикам и предложили множество послаблений (срок ссуды возрос с 10 до 40 лет; первоначальный взнос упал до 10-5 %; появилась даже ипотека без первоначального взноса, авторами которой стали Банк Москвы, Национальный резервный банк и его дочка - Национальная ипотечная компания). Совокупный объем банковского ипотечного портфеля увеличился за полгода вдвое.
Это привело к неплатежам и кризису сначала ипотечному, а затем и финансовому.
Однако срок существования ипотечных кредитов subprime в России мал, а проблема неплатежей не столько критична (задолженность по этим кредитам составляла 3,3 % от общего объема кредитов). Поэтому проблема ипотечного кризиса была для России не столь острой [17,c. 34].
Мировой финансовый кризис в банковской сфере отрицательно сказался на инвестиционной деятельности отечественных предприятий. Прекратилось поступление сравнительно дешевых, ранее надежных заемных средств из западных источников.
Кредиты зарубежных стран, составляющие 1/3 инвестиций российской экономики, поощрялись государством. Это связано с тем, что отечественные долгосрочные ресурсы были изъяты из кредитного оборота, что и заставило предприятия кредитоваться за рубежом. В начале 2008 г. корпоративный долг (в основном государственных предприятий) превысил 450 млрд. долл., тогда как внешние долги государства составляли 90 млрд. долл. [20].
Изъятие из кредитного оборота долгосрочных кредитов увеличило накопление огромных средств в Резервном фонде, Фонде благосостояния, золотовалютных запасах, профицитной части бюджета, значительная часть которых не вливалась в реальную экономику, а превращалась в американские казначейские бумаги под низкие проценты.
Таким образом, отечественный финансово-экономический кризис - это не только влияние глобальных процессов и финансового кризиса США. Он имеет и собственные, внутренние причины.
Главная причина глубокого кризиса в России - высокая зависимость от мировой конъюнктуры вследствие полной открытости и привязки денежной эмиссии к приобретению иностранной валюты в валютный резерв Банка России (60 % денег в нашей экономике сформировано под иностранные кредиты). Следовательно, российская экономика специализируется под потребности мирового рынка. В результате для России стали характерны диспропорции, связанные с сырьевым вариантом развития страны, с политикой профицитного бюджета и инвестирования средств в иностранные ценные бумаги. По данным Министерства экономического развития, в IV квартале 2008 г. произошел спад ВВП на 1,9 % (особенно в строительстве, транспорте и промышленном производстве), снижение реальных денежных доходов населения на 5,8 %, просроченность по заработной плате на 54 % к предыдущему году; общая численность безработных в 2008 г. увеличилась на 4,3 % по сравнению с 2007 г. Объем золотовалютных резервов Российской Федерации снизился на 10,8 % и составил 427,1 млрд. долл. США по состоянию на 1 января 2009 г [19].
Все это свидетельствует о том, что ни внешние рынки, ни приток иностранного капитала больше не могут быть главным источником финансирования российской экономики. В новых условиях нужны внутренние источники финансирования (долгосрочные депозиты юридических лиц и населения, свободные средства Пенсионного фонда, часть средств Фонда благосостояния и профицита бюджета). Это позволило бы перейти к рефинансированию коммерческих банков под залог обязательств предприятий реального сектора экономики.
Финансовый кризис в России выявил две основные проблемы. Первая - проблема ликвидности, вторая - проблема «плохих долгов» (просроченной задолженности).
С проблемой кризиса ликвидности Банк России и правительство справились путем создания дополнительных инструментов предоставления банкам ликвидности (расширение ломбардного списка, предоставление кредита без обеспечения), а также удлинения действия уже существующих инструментов. Согласованные и оперативные действия правительства и Банка России выразились: в расширении инструментария системы рефинансирования; в снижении нормативов отчислений в обязательные резервы (в банковскую систему вернули 350 млрд. руб.); в предоставлении банкам кредитов от Центрального банка. Всего банки получили кредитов на сумму около 4,2 трлн. руб. Для предотвращения возможной паники банковских вкладчиков был расширен объем государственных гарантий по депозитам.
Основным проводником государственных мер был Внешэкономбанк. Он рефинансировал иностранные займы российских организаций, предоставлял банковскому сектору на повышение капитализации субординированные кредиты. В 2008 г. три государственных банка получили 725 млрд. руб. и три частных банка - 17,1 млрд. руб. [14,c.59].
Однако ожидания, что средства Центрального банка пойдут в реальный сектор, не оправдались. Банки стали накапливать избыточную ликвидность, сжимая кредитные предложения.
Еще одна государственная мера - работа с проблемными банками. Агентство по страхованию вкладов было наделено функцией ответственного за предупреждение банкротства кредитных организаций. В результате из 15 банков 12 продолжали свою работу, а три банка были переведены на обслуживание в финансово устойчивые организации без ущерба их прав. Реструктуризация проблемных банков позволила сэкономить 90 млрд. руб. средств Фонда обязательного страхования вкладов. Одновременно была отозвана лицензия у 40 банков, что означало их ликвидацию. Таким образом, в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса антикризисные меры банковского сектора выражаются: в сокращении внешних источников стимулирования предложения кредитных ресурсов; в значительном усилении государственного вмешательства в финансовую сферу через частичную и полную национализацию; в поддержке механизма добросовестной конкуренции (либерализации).
Однако российский банковский сектор сохраняет высокий потенциал нестабильности по причине серьезного ухудшения качества кредитных портфелей и неэффективного использования финансовых ресурсов.
Вторая проблема финансового кризиса России - рост объема «плохих» долгов. В настоящее время эта проблема вызывает наибольшую опасность. Согласно официальным данным, совокупный объем просроченной задолженности в банковской сфере на начало марта 2009 г. составил 3,3 % предоставленных кредитов. Темпы роста просроченной задолженности ускоряются и составляют уже около 20 % в месяц [14,c.71]. На фоне мирового опыта эти данные не выглядят угрожающими, так как в объем просроченной задолженности России включается только сумма самого просроченного платежа, тогда как по международным стандартам это вся сумма кредита, по которому допущена просрочка платежа. Поэтому просроченная задолженность, рассчитанная по международным стандартам, сегодня в 2-3 раза выше, чем следует из статистики Банка России. О больших размерах просроченной задолженности свидетельствуют и косвенные данные опросов предприятий. Сегодня 40 % промышленных заемщиков считают свои финансовые возможности недостаточными для обслуживания кредитов, а в строительстве данный показатель доходит до 75 % [14,c.90].
Правительство и Банк России, признавая наличие проблемы «плохих кредитов», не уделяют ей должного внимания. А идея создания инструментов для выкупа «плохих» долгов была отвергнута как коррупционная. Более серьезной в России считается проблема угрозы кредитного сжатия. Поэтому Банк России недавно ослабил нормы регулирования банковской системы, дав возможность банкам безболезненно пролонгировать проблемные займы. На решение этой проблемы направлена и программа предоставления банкам субординированных кредитов. Объявлено о возможной либерализации условий предоставления кредитов частным банкам.
Таблица 3
Основные социально-экономические показатели РФ 2009 г.
Снижение ВВП7,9%Падение промышленного производства10,8%В том числе обрабатывающая промышленность16%Сокращение инвестиций в основной капитал17%Падение прибыли25%Износ основных фондов в промышленности46%Общая численность безработных6,3 млн человекИнфляция9%(ИПЦ- 11,6%)Источник: государственная служба статистики РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.gks.ru.
Кризис 2008-20011 гг. в России охватил и реальный сектор экономики. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 г. ухудшились все основные макроэкономические показатели России (по сравнению с 2008 г.).
Из приведенных данных видно, что возможности инвестирования российских компаний сокращаются. Ряд факторов ограничивает возможности компаний по осуществлению инвестиций в основной капитал, потребности в которых будут нарастать по мере восстановления промышленного производства. Среди них особое место занимают два фактора [21]:
существенное сокращение объема собственных средств, доступных для осуществления инвестирования (падение прибыли по итогам 2009 г. составило 25 %);
сокращение возможностей для привлечения/заимствования средств из внешних источников. Во время кризиса выросли кредитные риски заемщиков (кредитные рейтинги 80 российских компаний были в 2009 г. пересмотрены в сторону понижения, в то время как повышение кредитного качества было отмечено рейтинговыми агентствами лишь у 9 компаний). Параллельно ужесточились требования к заемщикам со стороны банков.
В то же время наблюдался длительный спад потребительского спроса в течение 2009 г., что привело к высокому уровню запасов на складах компаний. В этой связи потребности в расширении производственных мощностей и наращивании объемов выпуска могут появиться у компаний только после реализации значительной части запасов.
2.2 Антикризисная программа
Государство взяло на себя ключевую роль в преодолении кризиса, так как на момент начала кризиса оно обладало значительными ресурсами, накопленными в период благоприятной конъюнктуры на рынке энергоносителей.
Основные задачи кризисного управления, которые поставило государство, состояли в следующем:
. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста.
В рамках данной задачи должны быть созданы условия для существенного повышения эффективности российских предприятий. Основная поддержка должна оказываться предприятиям, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком собственных и заемных источников инвестирования. Для сохранения важнейших производств государство может напрямую входить в капиталы компаний, что в дальнейшем приведет к увеличению количества смешанных предприятий.
. Активизация внутреннего спроса на российские товары как ос новы для восстановления экономического роста.
При решении данной задачи государство активно использует денежно-кредитную политику, постоянно снижая ставку рефинансирования.
В идеальном случае данные меры должны привести к значительному снижению процентных ставок по кредитам, росту покупательной способности населения и удешевлению привлечения средств предприятиями. Но реальная ситуация показывает, что ставки по кредитам снижаются более медленными темпами, чем ставка рефинансирования. Средние ставки по кредитам на начало 2009 г. находились на уровне 13-14 % (снизились на 2-3 % с конца 2008 г.), в то время как ставка рефинансирования составляла 8,25 % (снизилась на 5 %).
Значительное внимание должно также быть уделено государственным инвестициям и государственным закупкам в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Большую роль должны играть меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям.
. Стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики.
Государство должно расширять поддержку инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсоэффективности и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития должно быть условием предоставления государственной помощи предприятиям. В период кризиса сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность.
. Снижение барьеров и создание благоприятных условий для предпринимательства.
Для этого должны осуществляться мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования, сокращению избыточных полномочий органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской деятельностью; уменьшению перечня товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации; активизации работы по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера.
. Поддержка стабильности финансовой системы.
Банковская система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных учреждений. Для этого проводятся меры по следующим направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы; повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков.
Должны быть приняты меры по формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования, в том числе и венчурного.
. Выполнение в полной мере социальных обязательств государства.
С экономической точки зрения это приведет к сохранению совокупного спроса населения, обеспечиваемого государством, с социальной - недопущению роста социальной напряженности.
Значительную роль в преодолении кризиса должно сыграть и сотрудничество с другими странами как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе СНГ, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана[22].
Реализация программы кризисного управления государства включает два этапа:
первоначальный этап кризиса - поддержка экономики через банки и кредитные организации;
второй этап - поддержка системообразующих предприятий и банков в соответствии с Программой кризисных мер.
На первом этапе, который приходится на начало финансово-экономического кризиса (до конца 2008 г.), ключевым направлением является поддержка банковского сектора, как кровеносной системы всей экономики, которая в связи с «бегством иностранного капитала» испытывала значительные трудности, связанные с низким уровнем ликвидности. В рамках данного направления было выделено 2 трлн. руб., которые, с одной стороны, должны были помочь банкам пережить финансовые затруднения, а с другой - помочь реальному сектору кредитами. Но ситуация сложилась иная. Банки, видя значительный спад во всей экономике, ухудшение платежеспособности практически всех предприятий и весьма неясные перспективы с возвратом выданных кредитов, а также возможность в короткие сроки заработать на иностранном рынке в сфере межбанковского кредитования и спекулятивных сделок, предпочли второй вариант.
Такое положение привело к фактическому провалу действий государства по поддержке предприятий (за исключением поддержки непосредственно банков), главной причиной которого стала бесконтрольность банковского сектора по стороны государства.
Второй этап связан с действиями государства по поддержке крупных предприятий в соответствии с Программой антикризисных мер на 2009 г.
В рамках программы было выделено 295 системообразующих организаций федерального значения (градообразующие предприятия, стратегические предприятия), сформирована система мониторинга за их состоянием, создан механизм принятия решений о предоставлении им в отдельных случаях государственной поддержки посредством государственных гарантий по кредитам и прямой государственной помощи. Были выработаны критерии поддержки предприятий:
наличие программы финансового оздоровления и повышения производственной эффективности;
радикальное сокращение либо отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту компании;
прозрачность финансовой и хозяйственной деятельности;
выполнение обязательств работодателя при увольнении работников, а также сохранение рабочих мест для инвалидов и других социально уязвимых категорий работников;
урегулирование отношений с поставщиками и подрядчиками;
наличие программы инновационного развития, включающей мероприятия по повышению энергоэффективности, разработке и выводу на рынки новой продукции, внедрению передовых технологий.
В рамках антикризисной программы оказана дополнительная поддержка отдельным отраслям: имеющим значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство); важных для поддержания продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, рыбохозяйственный и лесопромышленный комплексы, торговля); ключевых для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности (оборонно-промышленный комплекс); обеспечивающих основу для функционирования экономики в целом (топливно-энергетический комплекс, транспорт). Все эти отрасли, за исключением сельского хозяйства, представлены в первую очередь крупными компаниями. Наибольший объем средств направлен в оборонно-промышленный комплекс - 1 трлн. руб., что обусловлено, с одной стороны, стремлением государства сохранить обороноспособность страны и в период кризиса, а с другой - перспективностью данной отрасли для внешнего экспорта, который приносит наибольший доход от несырьевого экспорта нашей страны.
В рамках второго этапа был значительно усилен контроль за банками, получившими средства государственной поддержки (включая субординированные кредиты); были назначены уполномоченные представители ЦБ РФ, осуществляющие контроль за деятельностью банков по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации.
В целом антикризисная политика государства была направлена на преодоление предела в развитии экономики, а не на ее модернизацию. Тем самым были предотвращены угрозы, вытекающие из кризиса, но не были использованы его возможности.
К 2010 г. экономика РФ подошла не в лучшем состоянии. По итогам проведенных исследований, в 2009 г. Россия входила в шестерку стран с наиболее сильным падением ВВП, уступив по этому показателю только Латвии, Литве, Украине, Исландии и Румынии.
Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации по состоянию на 10 октября 2010 г. в 80 субъектах Российской Федерации было проведено выборочное обследование инвестиционной активности различных компаний. В обследовании приняли участие 10 тыс. организаций.
Основной целью обследования являлось получение информации об инвестиционной активности организаций в 2010 г. и инвестиционных намерениях предпринимателей на 2011 г. По результатам проведенного обследования в 2010 г. инвестиции в основной капитал осуществляли 93 % организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и 39 % малых предприятий (без микропредприятий).
Результаты проведенного исследования показали, что в 2011 г. 56 % руководителей организаций планируют увеличение объема инвестиций в основной капитал, а 23 % - его сокращение.
Основной целью инвестирования в основной капитал в 2010 г., как и в предыдущие годы, являлась замена изношенной техники и оборудования. Инвестиции с целью повышения эффективности производства (автоматизация или механизация существующего производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, снижение себестоимости продукции, экономия энергоресурсов) осуществляли 32-46 % предприятий; цели, связанные с увеличением производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции, преследовали 32 % организаций, а с расширением номенклатуры выпускаемой продукции - 29 %[8,с.36].
Таблица 4
Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, в % к общему числу организаций
2000 г.2009 г.2010 г.Недостаточный спрос на продукцию102919Недостаток собственных финансовых средств416667Высокий процент коммерческого кредита473631Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов391915Инвестиционные риски352323Неудовлетворительное состояние технической базы1875Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал81011Неопределенность экономической ситуации в стране494832Несовершенство нормативно-правовой базы361010Источник: государственная служба статистики РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.gks.ru.
Основная часть инвестиций в основной капитал в 2010 г. направлялась на приобретение новых машин и оборудования, на что указали 86 % руководителей организаций. Строительство зданий и сооружений осуществляли 41 % организаций. В каждой второй организации в 2010 г. осуществлялась модернизация основных средств.
Из таблицы 4 видно, что основным фактором, сдерживающим в 2010 г. инвестиционную активность компаний, являлся недостаток собственных финансовых средств. Поэтому можно говорить о возрастающей роли использования внешних источников финансирования российских компаний.
Таким образом, выход из кризисной ситуации российской экономики осуществляется с помощью государственных кризисных мер и кризисных мер компаний, которые основаны на стихийных конкурентно-рыночных регуляторах и взаимодействуют с ними.
Заключение
Циклическая форма движения рыночной экономики порождает неустойчивость, неравновесие, дисбаланс рыночных отношений. Эти явления, сопровождающие кризисные процессы, усиливаются в современных условиях глобализации, роста взаимозависимости стран, расширения границ рыночных отношений, появления международных форм финансовых связей и сотрудничества.
В то же время достижения цивилизации, приобщение к ним народов разного уровня развития, возможность свободного обмена между людьми формируют сложный комплекс проблем социально-экономического характера. Появляются новые интересы, на отстаивании которых концентрируются усилия отдельных личностей и хозяйствующих субъектов. Реализация этого требует от участников рыночных отношений обеспечения стабильности во всех ее проявлениях.
В рыночных условиях стабильные и нестабильные процессы постоянно сосуществуют. Смена этих двух типов функционирования системы происходит циклически, волнообразно. Период стабильности сменяется хаотичностью. В этом проявляется механизм функционирования изменяющейся динамической системы, в которой сочетаются и способность сохранять параметры, и способность к развитию.
Таким образом, стабильность системы - это способность сохранять параметры эффективного функционирования в определенных границах, противодействовать возмущениям и возвращаться в равновесное состояние в случае отклонений.
Составляющими элементами стабильности являются: безопасность, устойчивость, равновесие и сбалансированность.
В обеспечении стабильности системы огромную роль играет государство.
В современном хозяйственном механизме приспособление к новым воспроизводственным пропорциям осуществляется прежде всего конкурентно-рыночными методами. В результате в развитии экономики возрастает значение регулирующей функции стихийных экономических кризисов.
Влияние государства на стабильность экономического состояния и развития рыночной системы происходит через законы, налоговую, антимонопольную и ценовую политику, через участие государства в производственной деятельности и борьбе с различного рода нарушениями.
Таким образом, кризисная форма движения и развития рыночной экономики не исключает ее стабильного состояния. Стабильность рыночной системы достигается действием стихийного рыночного механизма во взаимосвязи с государственным управлением.
1. Аганбегян, А.Г. Социально-экономическое развитие России./А. Г. Аганбегян. - М.: Дело, 2003. - 220с.
2. Аганбегян, А.Г. Об уроках сегодняшнего финансово-экономического кризиса // Экономическая политика. 2008. № 6.
. Аникин, А.В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. М., 2002. - 448с.
4. Архипов, А., Михайлов Б. Мировой экономический кризис и безопасность российской экономики // Вестник Института экономики РАН. 2009. Вып. 3.
5. Всемирный банк. Доклад об экономике России № 17 // Экономическая политика. 2008. № 6.
. Кизим А.А. Основные тенденции глобализации мировой экономики под воздействием транснациональных корпораций в условиях кризиса / А.А.Кизим, Е.В.Вылегжанина, В.С.Пятков // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 22. - С.23-30.
. Краткое изложение результатов исследования Глобального института Мак-Кинзи//ЭКО. 2001. № 3.
. Нижегородцев, P.M. Мировой финансовый кризис. Причины, механизмы, последствия. М., 2008.- 64 с.
9. Попов, А. Финансовый кризис 2009. Как выжить? СПб.: 2008.-43 c.
. Россия в цифрах: 2009 (статистический ежегодник):Стат. сб. /Росстат. М., 2010.
. Сажина, М.А. Научные основы экономической политики государства. М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011.-608 c.
. Симачев Ю.В. Государственные корпорации: проблемы и новые возможности / Ю.В.Симачев, М.Г.Кузык // Конкурс. - 2009. - N 2. - С.26-38.
. Соколин, Б.М. Кризисная экономика России: рубеж тысячелетия. СПб.: Лики России, 1997. -350 с.
. Стратегия выхода из банковского кризиса: международный опыт. Обзор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России. Апрель 2009.
. Черной Л. Государственно-корпоративное партнерство: проблема системности // Экономист. - 2009. - N 7. - С.16-21.
. Шаленкова О.К. Рынок слияний и поглощений: предпосылки его формирования и развития в России // Деньги и кредит. - 2006. - N 8. - С.41-45.
. Яковлев, А. Кто планирует инвестиции несмотря на кризис и что им мешает? // Вопросы экономики. 2009. № 12.
18. Государственная служба статистики РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа : - www.gks.ru
. Известия. Ежегодный отчёт Госстата [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.izvestia.ru/news
. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.economy. gov.ru
. Обзор Газпромбанка «Экономика в 2010 г.: сила обстоятельств». Москва. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gazprombank.ru/private_banking/macro_com2.pdf
. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://premier.gov.ru/anticrisis/3.html
.Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 [Электронный ресурс] - Режим доступа : www.rg.ru/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html
. Служба статистики ЦБ РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа : www.cbr.ru
. The Wall Street Journal [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://lenta.ru/news/2009/01/29