Субъекты финансового права и финансовых правоотношений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,12 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Субъекты финансового права и финансовых правоотношений

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1.1 Понятие и особенности финансовых правоотношений

2. СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1 Понятие и виды субъектов финансовых правоотношений

2.2 Республика Беларусь и субъекты Республики Беларусь как субъекты финансового права

2.3 Коллективные субъекты финансового права

2.4 Индивидуальные субъекты финансового права

. Защита прав субъектов финансовых правоотношений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Финансовый механизм воздействия на экономику представляет собой совокупность рычагов, используемых государством в целях стимулирования производства, финансирования научно-технического прогресса, создания системы страховой защиты участников общественного воспроизводства.

Налоги не являются единственным финансовым инструментом стимулирования производства. Как правило, их роль в этом качестве преувеличивается. Не менее важна финансовая поддержка тех субъектов хозяйствования, которые оказались неконкурентоспособными по не зависящим от них причинам. Например, в силу государственного вмешательства в вопросы ценообразования. В этой связи многие страны используют механизм дотирования таких субъектов хозяйствования.

В развитых странах в настоящее время практически весь прирост производительности общественного труда достигается за счет создания и внедрения новой техники и технологий. Роль финансов в стимулировании научно-технического прогресса многогранна. Современная наука − дорогостоящая сфера.

Финансовый механизм науки включает совокупность денежных фондов, за счет которых осуществляется финансирование научно-технических разработок, экономические стимулы, эффективную систему распределения ресурсов на всех этапах, включая начало внедрения достижений научно-технических и опытно-конструкторских работ в производство, создание необходимых материальных условий для привлечения ученых самой высокой квалификации.

Финансовая система и финансовая деятельность государства не могут быть не подчинены определенному управленческому воздействую, а субъекты системы в своей деятельности не могут не следовать определенным правилам поведения. Государственное воздействие и управление заключается в том, что посредством наделения субъектов правами, обязанностями, функциями оно (государство) направляет такие отношения в определенное русло.

Финансовые отношения исключительно многообразны и могут быть сгруппированы по различным основаниям. По субъектному составу это отношения: между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами; между республиканскими органами управления финансовой системой и соответствующими местными органами представительной и исполнительной власти; между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, предприятиями и гражданами − с другой; а также международными финансовыми организациями.

Вышесказанным, на наш взгляд, и обусловлена актуальность настоящего курсового исследования.

Исходя из актуальности курсовой работы на тему «Субъекты финансового права и финансовых правоотношений» и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: осуществить анализ понятия «субъекты финансовых правоотношений» и изучить роль субъектов финансовых правоотношений в функционировании финансовой системы государства.

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей курсовой работы являются:

. Рассмотреть понятие «финансовые правоотношения».

. Изучить правоотношения субъектов финансов.

. Исследовать защиту прав субъектов финансовых правоотношений.

Структура настоящей курсовой работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.

При проведении исследования темы «Субъекты финансового права и финансовых правоотношений» использовались в качестве основных методов сравнительный и аналитический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы - анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

При написании работы были использованы нормативные акты национального законодательства, а также работы таких исследователей как Воробей Г.А., Довнар Ю.П., Крамника А.Н, Кулапова В.Л., Пилипенко А.А. и некоторых других.

1. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1.1 Понятие и особенности финансовых правоотношений

Понятие «правовое отношение» является одним из основных в юридической науке. Под термином «правоотношение» понимается общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности [19, с. 266].

Структура правового отношения является логическим продолжением содержания общественного отношения как такового, представляющего собой структурную совокупность связей, зависимостей и разграничений в процессе общественно значимой деятельности субъектов. В состав любого правоотношения всегда входят следующие элементы: субъекты, объекты и юридическое содержание правоотношения.

Категория «правоотношение» является одной из центральных в области теории права и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. Правоотношения позволяют «перевести» абстрактные юридические нормы в плоскость персонифицированных связей, то есть на уровень субъективных прав и юридических обязанностей для данных субъектов.

Благодаря праву реальные фактическое отношение, не теряя своего изначального экономического, политического и иного содержания, приобретает правовую форму, упорядоченное содержание и гарантии со стороны государства. Поэтому во всяком правоотношении различают фактическое, волевое и юридическое содержание.

Финансовое правоотношение −это разновидность правовогоотношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще.

Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, следовательно, есть результат действия правовой нормы, или «форма ее реализации».

Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение, в сущности, обусловлено государственной волей, интересами государства.

В то же время финансовые правоотношения характеризуются рядом отличительных особенностей, которые могут служить основой для его отграничения от других видов правоотношений:

●Финансовое правоотношение возникает, изменяется и прекращается в процессе мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов в процессе финансовой деятельности государства.

Например, финансовая деятельность государства может быть связана с проведением финансовой политики, финансовым планированием, использованием финансов в интересах экономического и социального прогресса, разработкой финансового законодательства.

●Финансовое правоотношение − это публично-правовое отношение, то есть оно реализуется в правовой форме и направлено на удовлетворение публичных интересов.

Это обусловлено тем, что финансовое правоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая является средством реализации общественных интересов.

Хотелось бы отметить, что публично-правовой характер финансового правоотношения таит в себе противоречие. Как подчеркивает А.А. Пилипенко, если на макроуровне, то есть на уровне общества в целом или различных социальных групп, существующая объективная потребность в финансовом обеспечении государства трансформируется в политический интерес и осознается отдельными классами и всем обществом, то на микроуровне, на уровне отдельного индивида, такой трансформации объективно не происходит [22, с. 93].

● Является разновидностью имущественного отношения, имеющего публичный характер, так как возникает по поводу денежных средств, то есть финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение финансовых ресурсов.

● Одним из обязательных участником финансового правоотношений выступает государство в лице уполномоченного органа, наделенного властными полномочиями, что позволяет говорить о финансовых правоотношениях как о властных отношениях, носящих императивный характер. Все это предопределяет отсутствие юридического равенства сторон в финансово-правовых отношениях, опосредованных участием в них государственных органов, обладающих такими полномочиями, которых нет у другой стороны [22, с. 93].

Государство получает право в односторонее-властном порядке требовать определенного поведения от обязанных лиц в силу необходимости наличия у него финансовых ресурсов для финансирования социально-экономических программ и других общественно необходимых потребностей.

Отметим, что властный характер финансовых правоотношений не исключает возможности реализации ими частного интереса. Однако такой интерес занимает ярко выраженное подчиненное положение по отношению к публичности.

●Финансовое правоотношение − это отношение, охраняемое государством.Отметим, что исполнение участниками финансового правоотношения своих обязанностей обеспечивается принудительной силой государства.

Например, ст. 56 Конституции Республики Беларусь говорится, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей [1].При этом особой защите подвергаются интересы самого государства как субъекта финансового правоотношения, главным из которых является полное и своевременное получение от соответствующих субъектов необходимых платежей.

Для финансовых правоотношений должны быть в наличии все рассмотренные выше признаки в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные отношения.

Как, отмечает А.А. Пилипенко, ни один признак финансового правоотношения в отдельности не может характеризовать его в полной мере. Это возможно лишь при исследовании всей совокупности особенностей финансового правоотношения [22, с. 97].

.2 Классификация и структура финансовых правоотношений

В юридической науке уделяется значительное внимание классификация правоотношений по различным основаниям. Это связано с углублением познания сущности изучаемого явления и позволяет наиболее детально охарактеризовать категорию правоотношения.

Финансовые правоотношения весь многообразны, данное многообразие предопределяет их обширную классификацию.

Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях их участников. С помощью данного вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических отношений, то есть закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях, поэтому основная масса финансово-правовых отношений является регулятивной.

Охранительные финансовые правоотношения обозначают правовую связь между государством в лице специального органа и правонарушителем в процессе выявления факта нарушения финансового законодательства, а также применения к нарушителю санкций и иных мер финансово-правового принуждения.

Например, согласно ст. 49 Налогового кодекса Республики Беларусь: «Исполнение налогового обязательства обеспечивается следующими способами:залогом имущества;поручительством;пенями;приостановлением операций по счетам в банке;арестом имущества» [6].

Охранительные финансовые правоотношения выполняют обеспечительную функцию, способствуя реализации регулятивных финансовых правоотношений.

Охранительные финансовые правоотношения, в зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе правоотношений подразделяются на материальные и процессуальные.

К материальным относятся правоотношения, возникающие на основе материальных финансово-правовых норм и определяющие объективную связь между субъектами, участвующими в финансовой деятельности государства посредством закрепления соответствующих прав и обязанностей.

Например, обязанности налогоплательщика уплачивать налог и права налогового органа требовать его уплаты.

Процессуальные финансовые правоотношения служат гарантией реализации материальных правоотношений и отражают юридически-процессуальную форму финансовой деятельности государства, которая преломляется в соответствующие направления в виде, например, бюджетного процесса.

Так же по своему характеру финансовые отношения классифицируются на абсолютные и относительные.

Абсолютными правоотношения являются те, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный или относительно определенный круг лиц.

Относительными финансовыми правоотношениями являются те, в которых управомоченному лицу противостоит определенный носитель финансовой обязанности.

Например, при осуществлении финансового контроля складываются отношения между специально уполномоченным государственным органом и проверяемым субъектом.

В зависимости от сфер финансовой деятельности государства финансовые правоотношения классифицируются на:

бюджетные;

налоговые;

в области государственного кредита;

регулирования денежного обращения и расчетов;

в сфере валютного регулирования.

Финансовое правоотношение являются сложным общественным отношением, состоящим из ряда элементов, образующих его состав. В структуру финансовых правоотношений включаются следующие элементы: субъект, объект и содержание.

Таким образом, по главе «Финансовые правоотношения» делаем вывод, что реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством страны обязанности.

Финансовое правоотношение имеет особые характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования.

Финансовое правоотношение есть общественное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являющееся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы.

2. СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1 Понятие и виды субъектов финансовых правоотношений

Важнейшим элементом финансового правоотношения являются его субъекты, то есть лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав. Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансового правоотношения.

Субъект финансового права − это лицо, обладающее правоспособностью, то есть оно может являться носителем прав и обязанностей, но не вступать в финансовые правоотношения [16, с. 52].

Например, налогоплательщик имеет право получать юридическую консультацию в налоговом органе по вопросам налогообложения. Он является носителем права, но может им и не воспользоваться.

В большинстве случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою финансовую правосубъектность, становятся субъектами финансового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения в одном лице не совпадают. Это имеет место главным образом тогда, когда в финансовое правоотношение вступает государство (Республика Беларусь в целом, субъекты Республики Беларусь) как субъект финансового права.

Республика Беларусь в целом, а также ее субъекты, являясь субъектами финансового права, при вступлении в конкретное финансовое правоотношение выступают в лице определенного государственного органа. При этом, являясь субъектами финансового права, они обладают финансовой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией. В конкретном финансовом правоотношении дееспособность Республики Беларусь или субъекта Республики Беларусь приходится на долю представляющих их государственных органов.

Субъект финансового права обладает качеством финансовой правосубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя понятия «правоспособность» и «дееспособность».

Финансовая правоспособность − это способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе [24, с. 69].

Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) − это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а такженести ответственность за их неисполнение и нарушение правовой нормы [24, с. 69-70].

Финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности. Существуют ситуации, когда структурные элементы правосубъектности распределяются между двумя лицами. При реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику [2, ст. 54].

Необходимым условием финансовой дееспособности является достижение установленного законом возраста.

У таких субъектов финансового права как государственные органы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правоспособность и дееспособность (правосубъектность) возникают одновременно, с момента их юридической регистрации.

Пределы дееспособности у организаций определены их финансовыми правами и обязанностями, а у государственных органов − компетенцией в области финансовой деятельности, установленной в законодательстве. Аналогично решается вопрос и с должностными лицами как субъектами финансового права.

В юридической литературе существует универсальная классификация субъектов права, в соответствии с которой они подразделяются на три группы:

индивиды;

организации;

общественные (общественно-территориальные образования) [19, с. 271-272].

Однако в каждом конкретном правовом образовании деление субъектов права имеет свою специфику.

В рамках финансово-правовой литературы субъекты финансового права, как правило, классифицируются следующим образом:

) государство и его территориальные подразделения;

) коллективные субъекты;

) индивидуальные субъекты [24, с. 72].

К первой группе субъектов финансового права относятся Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, соответствующие государственные органы, представляющие республику и муниципальные органы, выступающие носителями прав и обязанностей Республики Беларусь и соответствующие административно-территориальные образования местного уровня.

Первой группе субъектов свойственны бюджетные правоотношения.Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции Республики Беларусь.

Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу − государство, административно-территориальное подразделение.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

Участие в правоотношениях не только органов государственного управления, но и органов представительной власти − характерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

К юридическим лицам − субъектам финансового права относятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.

Индивидуальные субъекты финансового права − это физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранцы и лица без гражданства). Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.

Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок). Индивидуальными субъектами финансового права иногда являются должностные лица.

Среди физических лиц следует особо выделить индивидуальных предпринимателей, так как режим их налогообложения резко выделяется, потому что они могут быть признаны плательщиками налога, подобно организациям (НДС, акциз).

2.2 Республика Беларусь и субъекты Республики Беларусь как субъекты финансового права

Республика Беларусь и субъекты Республики Беларусь, являются преобладающими в ряду субъектов финансового права и представляют собой государство. По классификации субъектов финансового права они относятся к общественно-территориальным образованиям. В связи с этим государство можно рассматривать как обобщенный субъект финансового права.

Государство (Республика Беларусь в целом и субъекты Республики Беларусь) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции Республики Беларусь, Налоговом кодексе Республики Беларусь, Банковском кодексе Республики Беларусь.

Компетенция государства в области финансовой деятельности выражается в его суверенных правах в этой области, например: право на установление налогов; утверждение бюджетов. Государство, как субъект финансового права выступает как властвующий субъект и в качестве государства-собственника, то есть казны.

Под казной Республики Беларусь следует понимать право субъектов Республики Беларусь на владение, пользование и распоряжение средствами соответствующих бюджетов и иным государственным имуществом, не закрепленным за государственными предприятиями и учреждениями [2, п. 2 ст. 215].

К числу суверенных прав Республики Беларусь относятся ее материальные бюджетные права [1, ст. 132].

К материальным бюджетным правам Республики Беларусь относятся:

право на собственный бюджет;

право на получение бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

право на использование бюджетных средств;

право на распределение бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

право на образование и использование в рамках бюджета целевых или резервных фондов.

Исходя из ст. 132 Конституции Республики Беларусь к суверенным правам Республики Беларусь в сфере финансовой деятельности следует относить не только материальные бюджетные права, но и процессуальные. Эти права Республики Беларусь неразрывны между собой.

Права Республики Беларусь на получение, распределение, использование бюджетных доходов определены ежегодно принимаемым Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете» на предстоящий финансовый год, который как раз и является результатом реализации процессуальных бюджетных прав Республики Беларусь на рассмотрение, утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении [9].

Республика Беларусь является субъектом финансового права в отношении права на установление и взыскание (взимание) республиканских налогов и сборов.

Под взиманием республиканских налогов и сборов следует понимать право Республики Беларусь требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства право требовать его уплаты.

Под взысканием республиканских налогов и сборов следует понимать право Республики Беларусь в целом на применение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Права Республики Беларусь на взимание и взыскание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также являются суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим субъектам, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества.

К финансовым правам Республики Беларусь следует отнести ее право на выпуск государственных ценных бумаг и определение порядка их выпуска, обращения и погашения; право на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств за счет средств республиканского бюджета. Названные права не являются суверенными правами Республики Беларусь, так как право Белоруссии на выпуск государственных ценных бумаг не представляет ничего исключительного и может быть сравнимо с любым другим правом субъекта гражданского оборота. Вместе с тем право Республики Беларусь на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств за счет средств федерального бюджета (казны) является правом государственной собственности.

2.3 Коллективные субъекты финансового права

Большой круг субъектов финансового права составляют коллективные субъекты. Под коллективными субъектами финансового права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделённые финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицировано как единое целое [24, с. 74-76].

К коллективным субъектам финансового права относятся:

органы государственной власти;

Национальный банк Республики Беларусь;

коммерческие банки, наделенные властными полномочиями;

организации (предприятия, бюджетные учреждения).

Основанием для признания органов государственной власти субъектами финансового права является наличие у них компетенции в области, финансовой деятельности государства. Коллективными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти.

Органы государственной власти, являясь коллективными субъектами финансового права, выступают, в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере его финансовой деятельности, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах.

В круг представительных и исполнительных органов государственной власти в качестве субъектов финансового права входят органы как республиканского, так и местного уровня, а органов исполнительной власти − органы общей и специальной компетенции.

Представительные органы государственной власти выступают коллективными субъектами финансового права, осуществляя государственный финансовый контроль через свои комиссии. На республиканском уровне в ведении Национального собрания Республики Беларусь, находится Комиссия по бюджету и финансам Палаты представителей и Комиссия по экономике, бюджету и финансам Совета Республики.

Исполнительные органы государственной власти общей компетенции выступают в качестве коллективных субъектов финансового права в отношении права составления проектов бюджетов и их исполнения.

К коллективным субъектам финансового права относится Национальный банк Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является органом, осуществляющим финансовую деятельность государства. Поэтому он обладает компетенцией в сфере финансов и является субъектом финансового права. Национальный банк Республики Беларусь является участником отношений в сфере финансов, когда получает из республиканского бюджета средства на затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Республики Беларусь. Являясь субъектом финансового права в отношении обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в отношении права на получение из бюджета средств на обслуживание государственного внутреннего долга, он обладает не компетенцией, а правосубъектностью юридического лица.

К коллективным субъектам финансового права относятся коммерческие банки, выступающие в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов.

Казенные предприятия следует считать субъектами финансового права в отношении обязанности направления свободного остатка прибыли в доход республиканского бюджета.

Коллективным субъектом финансового права является государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения в отношении обязанности по перечислению в бюджет доли прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведений предприятия. Эта обязанность предприятия производна от права собственности на получение части прибыли предприятия, зафиксированного в п. 2 ст. 278 Гражданского кодекса Республики Беларусь, и на практике возникает главным образом у некоторых республиканских государственных унитарных предприятий [2].

Организации являются субъектами финансового права и в отношении обязанности по уплате налогов, сборов, а также производных от нее обязанностей и прав. Их правосубъектность в этом случае определена качеством юридического лица и наличием вида предпринимательской деятельности, доходов или имущества, которые указаны в законодательстве для этих субъектов.

Организации являются коллективными субъектами финансового права, выступая в качестве налоговых агентов. Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Республики Беларусь. Финансовая правосубъектность организаций как налоговых агентов существует в отношении их обязанностей, зафиксированных в п. 3 ст. 23 Налогового кодекса Республики Беларусь, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщики [6].

Коллективными субъектами финансового права должны признаваться организации, в обязанность которых входит представление в налоговые органы информации; необходимой для исчисления налогов. Перечень этих организаций дан, прежде всего, в ст. 67 Налогового кодекса Республики Беларусь [6].

2.4 Индивидуальные субъекты финансового права

Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица, выступающие как граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лица.

Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства выступают индивидуальными субъектами финансового права главным образом, в отношении их обязанностей по уплате налогов и сборов, а также в отношении их обязанностей как налоговых агентов. Так, в соответствии с действующим законодательством физические лица являются субъектами в отношении обязанности по уплате подоходного налога, налога на наследование или дарение, взносов в некоторые государственные социальные внебюджетные фонды.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют равную финансовую правосубъектность, а поэтому они обозначены в законодательстве через категорию «физические лица». Например, законодатель, определяя субъектов налогового права − налогоплательщиков, использует в ст. 17 Налогового кодекса Республики Беларусь понятие «физические лица» [6].

Согласно п. 6 ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь: «Под физическими лицами понимаются:граждане Республики Беларусь;граждане либо подданные иностранного государства;лица без гражданства (подданства) [6].

Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью (деликтоспособностъю). Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.

Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо правоспособным в определённых границах.

Финансовая правоспособность физического лица характеризуется через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязательств.

Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности. Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную.

Юридическая функция − финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности.

Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности исполнять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста. В налоговом законодательстве этот вопрос последовательно не решен. У конкретного физического лица налоговая дееспособность теоретически в большинстве случаев (но не всегда) может возникнуть только тогда, когда оно уже реализовало свою гражданскую или трудовую дееспособность. Другими словами, физическое лицо только тогда может быть реально налоговодееспособно, когда оно уже приобрело объекты налогообложения: имущество, доходы.

Существуют случаи, когда финансовая дееспособность физического лица не производна, а направлена на реализацию его гражданско-процессуальной дееспособности. Taк, физическое лицо уплачивает госпошлину, то есть реализует финансовую дееспособность для того, чтобы подать исковое заявление в суд, тем самым реализовать свою гражданско-процессуальную способность.

У физических лиц, получающих в законном порядке доходы или имущество с 14 лет, должна возникать полная налоговая дееспособность, то есть эти физические лица должны осуществлять свои налоговые обязанности и права без согласия законных представителей. Это объясняется тем, что налоговые правоотношения − это отношения власти и подчинения, отношения неравенства сторон.

Однако признавая несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет налоговодееспособным, надо учитывать, что возможны ситуации, когда такие несовершеннолетние, совершив сделку с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей, не имеют средств для выполнения налоговой обязанности. Например, получив в дар приватизированную квартиру, несовершеннолетний не имеет источника дохода для уплаты налога на имущество, поскольку еще нигде не работает.

Налоговая правосубъектность малолетних, возникающая из реализации их гражданской правосубъектности, характеризуется тем, что малолетние обладают налоговой правоспособностью, которую осуществляют от их имени другие лица. Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность, одного лица дополняется дееспособностью другого лица.

Элементы налоговой правосубъектности распределяются между малолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном. Режим налоговой правосубъектности малолетних граждан не закреплен в законодательстве.

Ст. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь индивидуальные предприниматели так же отнесены к физическим лицам [6].

Таким образом, по главе «Субъекты финансовых правоотношений» делам вывод, что субъект финансового правоотношения − это реальный участник конкретных правоотношений, то есть когда субъект воспользуется своим правом, которое корреспондируется другой стороне как обязанность.

Анализ белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что в общем виде, субъектами финансового права (участниками финансовых правоотношений) являются:

Республика Беларусь и ее территориальные образования;

Президент Республики Беларусь;

органы государственной власти Республики Беларусь (законодательные и исполнительные органы);

органы специальной компетенции, осуществляющие финансовую деятельность государства;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

субъекты хозяйствования;

бюджетные учреждения;

граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.

Каждый из перечисленных выше участников финансовых отношений в процессе осуществления финансовой деятельности государства обладает определенными финансовыми правами и несет соответствующие финансовые обязанности, что в совокупности позволяет эффективным образом государству формировать, распределять и использовать соответствующие денежные фонды.

3. Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Выполнение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и соблюдение прав субъектов финансовых правоотношений. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего проведением разъяснительной работы. В результате требования финансово-правовых норм выполняются большей частью субъектов добровольно. В случае нарушения установленных в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов правил вводится в действие метод государственного принуждения в различных его проявлениях (применение санкций). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения. Такая последовательность свойственна высокому уровню правосознания, к которому в области финансов в условиях перехода к рыночным отношениям необходимы повышенные требования.

Меры государственного принуждения являются неотъемлемым элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и любых других общественных отношений. Следовательно, использование этих мер необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Это относится ко всем видам субъектов − государству, его территориальным подразделениям, органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях − восстановление нарушенных прав.

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.

Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Однако он по-прежнему применим и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства).

Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей − бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налогового органа при невнесении платежей в срок [6, ст. 3¹].

Учитывая подчиненность всех государственных органов власти и подведомственных им учреждений, административный порядок позволяет быстро решать возникающие вопросы. Кроме того, он используется и при применении мер государственного принуждения к коммерческим предприятия и гражданам.

Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений применяется не только при защите прав государства, но и при защите прав других субъектов. Так предприятия и граждане могут обращаться в вышестоящие органы власти за защитой своих прав. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующимиуполномоченными государственными органами.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства).

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

В финансовом законодательстве последнего времени особое внимание уделяется праву на судебную защиту субъектов финансовых правоотношений.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действуют административный и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу. В Конституции Республики Беларусь о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод [1,ст.60].

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в отраслевом законодательстве, например в Налоговом кодексе Республики Беларусь и других нормативных актах.

Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений в настоящее время по разным причинам применяется реже, однако он тоже получил широкое распространение. Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в сфере управления, что относится и к финансовой деятельности государства, определены нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь [3].

В отношении граждан преобладающий характер носят конституционные нормы, защищающие права и свободы человека и гражданина, в соответствии с которыми каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Применение данных конституционных положений в финансовых правоотношениях означает, что взаимоотношения государства с гражданами (взыскание неуплаченных налогов и сборов, финансовых санкций и т.д.) возможны только в судебном порядке.

В то же время взаимоотношения граждан с государством предусматривает оба порядка защиты прав − действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в административном порядке или в суде. В данном случае Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь установил порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих [3].

Другой стороной защиты прав в финансовых отношениях граждан и организаций с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Например, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб − возмещению. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственныеорганы по защите прав.

Отдельно необходимо обратить внимание на роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите прав субъектов финансовых правоотношений.

По Конституции Республики Беларусь и Кодексу Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (5) в его полномочия входит: разрешение вопросов о соответствии Конституции Республики Беларусь законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений.

Таким образом, в Республике Беларусь предусмотрены два способа защиты прав субъектов финансовых правоотношений − административный и судебный. При этом потерпевшая сторона может воспользоваться любым из них по своему усмотрению, что создает условие альтернативности такого решения и влияет на степень удовлетворенности истца.

Так же можно сказать, что установленный порядок защиты финансовых прав и законных интересов исходит из необходимости соблюдения требований законодательства всеми участниками финансовых правоотношений, включая государство и его органы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы по теме «Субъекты финансового права и финансовых правоотношений» было осуществление анализа понятия субъекты финансовых правоотношений. Проведя анализ финансовых правоотношений субъектов, делаем вывод, что в Республике Беларусь уделяется большое значение регулированию правовых отношений субъектов финансового права.

Финансовые отношения в силу их значимости для существования самого государства всегда находятся в центре внимания. Принимающие решения в области финансов должны действовать в строгом соответствии с законодательством, регулирующим бюджетные, налоговые, денежные, валютные, кредитные отношения.

Финансы в силу своей универсальности способны не только быть двигателем общественного прогресса, но и тормоза на его пути. Совершенствование любой области общественных отношений предполагает в первую очередь внесение соответствующих изменений в нормативную базу, регулирующую эти отношения.

Государство, финансы и право − это три взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. Невозможно представить себе государство без финансов, финансы без права, право без государства. Правовое регулирование финансовых отношений относится к важнейшей функции и обязанности государства. На наш взгляд, проблема заключается в том, насколько государство, используя все свои возможности, в том числе и области права, способно следовать основным принципам права и в первую очередь не навредить участникам финансовых отношений.

Хотелось бы отметить основные моменты курсовой работы по теме «Субъекты финансового права и финансовых правоотношений».

В-первую очередь, скажем, что основой содержания финансовых правоотношений является права и обязанности их участников.

Финансовое право, как и другие отрасли права, определяет четко круг участников или субъектов финансовых отношений, наделяя их юридическими правами и обязанностями в процессе осуществления финансовой деятельности.

Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Отметим, что понятие «субъект права» не полностью совпадает с понятием «субъект правоотношений».

Как отмечает Воробей Г.А. субъект финансового права − это лицо, обладающее правоспособностью, но может являться носителем прав и обязанностей, но не вступать в финансовые правоотношения [16, с. 52]. В свою очередь, субъект финансовых правоотношений − это реальный участник конкретных правоотношений, когда субъект воспользовался своим правом, которое корреспондировал другой стороне как обязанность.

Следовательно, субъект финансового права − понятие более широкое, чем субъект финансового правоотношения. Но эти понятия нельзя противопоставлять, так как один без другого существовать не может. Субъекты финансового права − это реальные участники финансовых правоотношений.

. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, соответствующие государственные органы, представляющие республику и муниципальные органы, выступающие носителями прав и обязанностей Республики Беларусь и соответствующие административно-территориальные образования местного уровня.

Данной группе субъектов свойственны бюджетные правоотношения.

. Государственные и общественные организации, к которым относятся: законодательная, исполнительная и судебная ветви власти; предприятия, организации, учреждения различной формы собственности.

В данной группе субъектов финансового права выделяются своей спецификой специализированные государственные органы финансовой системы Республики Беларусь (Минфин Нацбанк).

. В эту группу входят физические лица: граждане Республики Беларусь; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели.

Права и обязанности сторон в финансово-правовых отношениях устанавливаются самыми различными нормативными правовыми актами.

Важнейшие права и обязанности субъектов финансового права закреплены в Конституции Республики Беларусь.

Огромная масса прав и обязанностей возлагается на субъекты финансового права финансовым законодательством: кодексами, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, актами Правительства Республики Беларусь, специальными государственными финансовыми организациями и местными органами управления и самоуправления.

финансовый правоотношение дееспособность

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь (ред. от 17.11.2004г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999.- № 1.

.Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (с измен.и доп. от 28.08.2012 г. № 428-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 2/1980.

.Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999 г. № 238-З (с изм. и доп. от 04.01.2012 г. № 337-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2012. № 8, 2/1889.

. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 г. № 194-З (с изм. и доп. от 01.09.2012 г. № 428-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 2/1980.

. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Республики Беларусь от 29.06.2006 г. № 139-З (с изм. и доп. от 13.07.2012 г. № 417-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2012, 2/1969.

.Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть): Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 г. № 166-З (с изм. и доп. от 26.10.2012 г. № 431-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 2/1983.

.Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть): Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 г. № 71-З (с изм. и доп. от 26.10.2012 г. № 431-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 2/1983.

. Таможенный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 04.01.2007 г. № 204-З (с изм. и доп. от 15.07.2009 г. № 43-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2009. -№ 173, 2/1595.

. О республиканском бюджете на 2013 год: Закон Республики Беларусь от 26.10.2012 г. № 432-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2012.- № 2/1984.

. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 г. № 108-З (с изм. и доп. от 28.08.2012 г. № 428-З) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 2/1980.

. О структуре Правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 г. № 289 (с изм. и доп. от 12.11.2007 г. № 565) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2007 г. - № 274, 1/9085.

. О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений: Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2006 № 416 (с изм. и доп. от 01.03.2007 № 116) // Национальный реестр правовыхактов РеспубликиБеларусь - 2007г. - № 83, 1/8471.

. Вопросы Министерства по налогам и сборам: Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 1592 (с изм. и доп. от 07.03.2013 г. № 160) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.03.2013, № 5/36976.

. Административно-правовые основы государственного управления: Учебное пособие / А.Н. Крамника - Мн.: Тесей, 2004. - 704 с.

. Вишневский, А.А. Финансовое право: учебное пособие / А.А. Вишневский. - Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь, 2005. - 168 с.

.Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: Учеб.пос. / Г.А. Воробей. - Мн.: Амалфея, 2012. - 432 с.

. Воробей, Г.А. Комментарий к Бюджетному кодексу Республики Беларусь / Г.А. Воробей. − Мн.: Дикта, 2010. − 432 с.

. Довнар, Ю.П. Банковское право. Общая часть: Учеб.пособ. / Ю.П. Довнар. - Мн.: Амалфея, 2007. - 336 с.

. Кулапов, В.Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов. − М.: Норма, 2008. − 384 с.

. Маньковский, И.А. Налоговое право: Учебник / И.А. Маньковский. − Мн.: ПТГУП «Молодечно», 2003. − 234 с.

. Налоги и налогообложение: Учебник / Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. − Мн.: Высш. школа, 2007. − 316 с.

. Пилипенко, А.А. Финансовое право: Учеб.пособие / А.А. Пилипенко. − Мн.: Книжный Дом, 2007. − 608 с.

. Ханкевич, Л.А. Финансы / Л.А. Ханкевич. − Мн.: ТетраСистемс, 2007. − 112 с.

. Химичева, Н.И. Финансовое право: Учебник / Н.И. Химичева. − М.: Юрстъ, 2009. − 472 с.

Похожие работы на - Субъекты финансового права и финансовых правоотношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!