Статистические показатели занятости молодежи в современной России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    148,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистические показатели занятости молодежи в современной России

Введение

безработица молодежный статистический российский

Из года в год, проблема, которая не теряет своей значимости, это трудоустройство молодежи. Она остается одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. В настоящее время российское общество находится в сложной социально-политической и экономической ситуации.

Проведенные реформы негативным образом отразились на слабо защищенных слоях населения, к которым относятся дети, женщин, стариков, инвалидов. В ходе всеобщего обнищания населения особо заметным стало снижение экономического статуса такой социально-демографической группы, как молодежь. Снижение общего жизненного уровня вынуждает молодых людей бросать свои учебные заведения.

С другой стороны, выпускники не могут найти работу в связи с недостаточной квалификацией, во многом обусловленной слабой готовностью средне специальных и высших учебных заведений к изменениям, отвечающим серьезным переменам в экономико-отраслевой и социальной конъюнктуре предприятий. Оказавшись за бортом общественно-полезной деятельности, молодежь пополняет контингент «групп риска». Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем. Многие молодые люди не находят работы по специальности и вынуждены обращаться к службам по трудоустройству для разрешения своей проблемы. Одной из самых востребованных организаций, где горожане могут получить квалифицированную помощь по трудоустройству, остается центр занятости населения.

Молодежь - это будущее России. Актуальность темы исследования определяется объективными потребностями общества в формировании и развитие молодежного рынка труда, снижении молодежной безработицы.

Объектом исследования данной курсовой является население в возрасте 15-29лет .

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению безработицы молодежи в современной России

.1 Понятие безработицы

Безработица - социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Безработица стала непременным спутником рыночной экономики. Уровень ее непостоянен, по ряду причин меняется, то падает, то повышается, но никогда не снижается до нуля. Это экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы, т.е. отсутствует полная занятость населения.

Трудоспособное население - это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. Разграничение отдельных категорий населения осуществляется в соответствии с занятостью в рыночном или нерыночном секторах экономики. Из состава взрослого населения выделяется институциональное население, ориентированное на нерыночные структуры, т.е. на такие институты государства, как армия, полиция, госаппарат. Все остальное взрослое население является не институциональным. В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики.

Понятие "полная занятость" можно трактовать в том смысле, что все самостоятельное население, то есть 100% рабочей силы, имеет работу. Но это очень идеальная ситуация, поэтому определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.

Уровень безработицы - процентное отношение незанятых к рабочей силе, к которой не относятся студенты, пенсионеры, заключенные, а также юноши и девушки до 16 лет.

Общий уровень безработицы - процентное отношение безработных к общей рабочей силе, включающей лиц, занятых на действительной военной службе.

Безработными считаются те лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут активный ее поиск. Лица, имеющие работу, а также лица, занятые неполные рабочий день или неделю, относятся к категории занятых.

Состояние занятости и безработицы характеризуется следующими показателями.

не институциональное население (Чнн);

численность занятых (Чз);

численность безработных (Чб);

численность лиц, не входящих в состав рабочей силы (Чнрс).

Между данными показателями существуют следующие зависимости:

численность рабочей силы Чрс = Чз + Чб;

не институциональное население Чнн = Чз + Чб + Чрс;

уровень занятости населения Уз = Чз / Чнн;

уровень безработицы населения Уб = Чб / (Чз+ Чб);

норма безработицы Нб = [Чб/(Чз + Чб)] х 100%;

уровень вовлеченности населения в состав рабочей силы Уврс = (Чз + Чб)/Чнн.

Уровень безработицы может быть конкретизирован с помощью используемых западной статистикой показателей ее распространения и продолжительности. Показатель распространения безработицы характеризует охват безработицей рабочей силы

В условиях рынка существование определенного уровня безработицы явятся нормальным. Дж. Кейнс понятие вынужденной безработицы выводил из недостатка эффективного совокупного спроса. Под полной занятостью он понимал такое ее состояние, когда численность занятых уже никак не меняется в зависимости от дополнительного расширения эффективного спроса, и потому его дальнейший при рост оказывается чисто инфляционным, т.е. выражается лишь в общем повышении номинальных величин. При этом вынужденная безработица равна нулю.

По своему характеру различают два вида безработицы:

. Добровольная - если работник по разным причинам увольняется по собственному желанию.

. Вынужденная - когда предприниматели сокращают производство и, следовательно, часть персонала.

По причинам возникновения выделяют следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, технологическую, региональную.

Хроническая безработица означает отсутствие работы в течение длительного периода времени. В зависимости от величины временного интервала различают:

продолжительную безработицу в течение 4-8 месяцев;

длительную безработицу в течение 8-18 месяцев;

застойную безработицу более 18 месяцев.

1.2 Статистические изучения безработицы

Особое внимание государства, должно быть уделено интеграции молодежи на рынке труда. Поддержка молодежи, главным образом, должна быть основана на существующих стратегиях в области занятости, на влиянии на другие возрастные группы. Часто несоответствие спроса и предложения лежит в основе слабой интеграции на рынке труда молодежи; такая ситуация может быть разрешена путем принятия комплексных подходов, эффективного вовлечения всех секторов общества, в том числе молодежи, в процесс принятия решений. Проблемы ,безработицы молодежи имеют свои размеры и ставятся перед всеми странами мира, независимо от их уровня социально-экономического развития.

Основными проблемами являются большое количество молодых людей, вступающих на рынок труда каждый год, которые не получили должного образования, а также отсутствие возможностей трудоустройства, в частности, в бедных странах и странах, переживших конфликты.

Для решения проблемы безработицы молодежи правительства вкладывают средства в значительные программы занятости, которые дополняют общие сокращения бедности и политики в области занятости. Молодые люди сталкиваются с особыми трудностями в отношении доступа на рынок труда, и это снижает их шансы найти достойную работу. Основными трудностями являются:

. выше вероятность потерять работу во время экономического спада;

. конкретные проблемы при входе на рынок, часто появляющиеся от недостатка опыта;

. ранняя безработица увеличивает вероятность последующего безработицы.

Решение проблемы молодежной безработицы и неполной занятости требует, с одной стороны, роста заработной платы в реальном секторе экономики. Это приводит к увеличению рабочих мест для молодежи и поощряет переход из неформальной экономики в формальную. С другой стороны, качество занятости в неформальной экономике, где большинство молодых людей работают, должно быть улучшено.

Государственный сектор может повлиять на занятость молодежи непосредственно через государственные расходы. Инвестиции, обеспечивающие рост занятости, как, например, в создании инфраструктуры и строительстве, будут создавать возможности занятости в секторах, где преобладают молодые люди.

Предпринимательство - это еще один способ развития экономического потенциала молодых людей. Объем молодежного предпринимательства можно увеличить с помощью программ и стратегий, направленных на устранение препятствий для ведения бизнеса. Молодые люди сталкиваются с особыми трудностями, поскольку они не имеют соответствующих навыков и опыта, являются менее надежными и испытывают большие трудности в получении доступа к источникам информации.

Проблема восполняемости квалифицированных кадров во многих странах является очень острой. Специалисты уходят на пенсию, а на замену им никто не приходит. Именно поэтому в Европе сейчас столько говорят об увеличении пенсионного возраста. В России эти проблемы стоят не менее остро, поэтому и пути выхода из сложившейся ситуации тоже надо уже искать.

Кроме того, есть еще и проблема выбора молодыми людьми будущей профессии. Часто они выбирают не те специальности, которые востребованы на рынке (особенно, это касается рабочих специальностей, престиж которых находится на низком уровне), а те, которые считаются престижными и популярными в их возрастной группе. В итоге очень актуальной становится еще и проблема безработицы. То есть, с одной стороны, не хватает квалифицированных кадров, а с другой - на рынок выходят все новые и новые группы людей, специальности которых не востребованы. Эта проблема актуальна и на Западе, и у нас в стране.

Безработица вредна для общества, так как она ведет за собой снижение ВВП (во многих странах ВВП может быть на 10-15% выше при минимальном уровне безработицы), потерю человеческого капитала, уменьшение благосостояния общества, рост затрат государства и т.д.

Уровень безработицы среди молодежи в большинстве стран, по крайней мере, вдвое больше, чем общий уровень безработицы. Это явление особенно серьезно, т.к. оно относится к людям, которые имеют свежие инвестиции в человеческий капитал, но безработица смывает эти инвестирования и повышает риски быть исключенными из рынка труда.

К факторам, оказывающим влияние на уровень безработицы, а соответственно и на уровень занятости можно отнести следующие:

. макроэкономические - ВВП, рост производительности труда, открытость торговли, динамика уровня инфляции, реальная процентная ставка;

. демографические и структурные - плотность населения, роль миграционных потоков; степень конкурентоспособности;

. институциональные - выплаты пособий по безработице, степень профсоюзного объединения работников, структура коллективных переговоров, активная политика на рынке труда и др..

В большинстве стран хорошо образованная молодежь лучше проявляет себя на рынке труда, кроме того, она имеют больше возможностей для уменьшения негативного влияния кризиса.

Но проблема заключается в том, что в некоторых случаях при наличии высшего образования у молодежи отсутствуют другие составляющие человеческого капитала: общий и трудовой опыт работы, т.е. образованная молодежь должна получить конкретные знания через трудовую деятельность для формирования продуктивного человеческого капитала.

Российские авторы много писали о молодежной занятости и безработице. В качестве примера можно проанализировать исследование «Молодежь в России»1. Целью этого исследования являлось представить разные точки зрения, отраженные в литературе, посвящённой молодёжной политике.

Авторы исследования утверждают, что последние данные по молодежной занятости и безработице говорят об улучшении ситуации на молодежном рынке труда, которая является следствием общего подъема благосостояния в России.

Шансы квалифицированной молодежи на рынке труда значительно улучшились по сравнению с 1990-ми годами. Для молодежи стало возможным найти в городах относительно хорошо оплачиваемую работу, даже если она не всегда сочетается с их специализацией или уровнем квалификации. Тем не менее, исследователи, работающие на пересечении образования и рынка рабочей силы, указывают на недостаточное финансирование академического и профессионально-технического образования, что ограничивает возможности системы образования постоянно поставлять на рынок труда квалифицированных работников.

Трудоустройство - одна из сфер, в которых тендерное неравенство наиболее очевидно. Неравенство между мужчинами и женщинами продолжает существовать, когда речь идет о найме и отборе на работу, вознаграждении за выполненную работу, карьерном и служебном росте, а также в ряде других важных индикаторов. В то же время результаты исследований показывают, что сегодня большинство россиян признают за женщинами желание, право и способности работать и делать карьеру наравне с мужчинами. Полная занятость обязанностями жены и матери остается легитимной жизненной траекторией. По Е. Вовк, женщины «стоят перед лицом культурного и финансового раздвоения (дихотомии). Что касается дихотомии по линии работа-семья, главным тендерным и дискриминационным фактором, по мнению русских, является невозможность для женщины одновременно быть хорошим профессионалом и домохозяйкой, не пожертвовав одной из этих ролей».

Тендерное неравенство на рынке труда создает еще больше проблем для молодых женщин при получении работы с учетом перспективы рождения детей. Если, как показывает С.В. Скутнева, юноши демонстрируют преимущественно прагматический подход к трудоустройству, то для молодых женщин сложность получить работу по сравнению с юношами выдвигает на передний план фактор образования как дополнительной гарантии получения работы. Этим подтверждается то, что «тендерные стереотипы и отношения начинают формироваться с раннего возраста через социализацию под влиянием таких структур общества как семья, средства массовой информации, которые на этапе взросления формируют стереотипы, служащие основой поведения»3. Таким образом, в литературе указывается на более сложную картину факторов, влияющих на возможность получить работу (например, социальные установки и социальный капитал), нежели на экономические факторы.

Переход молодежи в России от обучения к работе определяется ожиданиями рынка труда в отношении уровня квалификации и способности справляться с задачами, которые ставит перед ними работа. Е.М. Авраамова и Ю.В. Верпаховская утверждают, что молодые люди рассматривают высшее образование как необходимое, но недостаточное условие для получения работы, потому что оно является одним из главных требований работодателей современной России. В то же время, неформальные связи и организационная культура тоже определяют успех выпускников на рынке труда. Сравнение ожиданий работодателей и выпускников, проведенное авторами, обнаруживает три основные проблемы: 1) неформальные связи деформируют рынок труда; 2) низкая оплата, особенно в общественном секторе, ослабляет к нему интерес у выпускников; 3) рынок образования чрезвычайно дифференцирован в плане предлагаемого качества образования.

Типичный механизм решения проблем на внутреннем рынке труда для молодежи - это образовательная или трудовая миграция. Р. Маньшин с коллегами утверждают, что миграция молодежи из России в поисках работы вызвана совокупностью личных и социально-экономических причин. Большинство молодых людей, уезжающих на учебу, указывают на желание улучшить свои возможности на международном и российском рынке труда получением квалификации за границей. Но Россия имеет немного двусторонних соглашений с другими странами, что в определенной степени усложняет доступ к работе для россиян, особенно в развитых западных странах. К тому же внутреннее регулирование частного бизнеса в сфере трудовой миграции является относительно слабым. Этот анализ указывает на определенные риски для молодых людей, желающих мигрировать с целью работы, включая риск вовлечения в трафик (торговлю людьми)5.

Из анализа публикаций по вопросам образования и рынка труда можно видеть, что исследователи настроены критически по отношению к лицам, принимающим решения, когда речь идет о значимости финансирования образования и поддержки молодых россиян при их переходе к рынку труда. Современная политика не расценивается как адекватная задачам модернизации российской системы образования. Авторы особенно скептичны по поводу шансов на улучшение качества и релевантности образования, подразумевая востребованную в обществе квалификацию и, соответственно, возможность трудоустройства молодежи. Несмотря на экономический подъем в России, исследователи указывают на недостаточное финансирование, отсутствие интеграции с международными достижениями в области образования, включая современные международные образовательные тенденции, и возникновение рынка образования, когда образование продается, как любой товар. Эти события вносят свою лепту и усиливают разделение молодых людей в сфере образования и, как следствие, в сфере трудоустройства на выигравших и проигравших.

Проанализировав исследования по проблеме занятости молодежи можно утверждать, что существуют определенные факторы, влияющие на количество занятой молодежи. Эти факторы можно разделить на факторы спроса и на факторы предложения.

К факторам спроса можно отнести следующее: изменение структуры общественного производства (его материальной и нематериальной сферы); уровень развития общественного производства; уровень научно-технического развития; темпы роста и развития национальной экономики.

К факторам предложения, в свою очередь, относятся: демографические факторы; иммиграция и эмиграция; мобильность населения; профессиональная структура рынка труда; этнические, религиозные, культурные, психологические особенности населения.

1.3 Особенности молодежной безработицы

Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшиеся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если это «надежда» не имеет соответствующей специальной защищенности «не пристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значительных угроз экономической безопасности и социальной стабильность страны. Безработица среди молодого населения ведет: к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей);

снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививают интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывают интерес к образованию; усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество уголовных и экономических преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочит заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному выражению нации.

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:

1.  Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):

-пересмотреть и доработать законодательную базу;

откорректировать политику в области трудоустройства;

найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;

разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

. Во-вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона: способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической молодежи, бирж труда и т.п.); следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.); формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда; обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда; стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста: выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - «Планирование профессиональной карьеры);

выпускник должен быть уверен в востребовании своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);

вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работадателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные «просветы» в «темных туннелях рядов безработных». Как говориться - в единстве наша сила.

Глава 2. Анализ основных показателей безработицы молодежной и их динамики в современной России

.1 Изменение уровня молодежной безработицы в период 2000-2010

Частично об особенностях рынка труда молодых работников в России мы говорили, описывая российскую модель перехода «учеба - работа». В данном разделе обобщим имеющуюся информацию по данному вопросу, а также приведем свежую статистику, описывающую положение молодых на рынке труда.

Российский молодежный рынок труда характеризуется довольно высоким уровнем безработицы. Особенно сильно это проявляется для молодых в возрасте до 20 лет: уровень безработицы для данной возрастной группы колеблется от 25 до 32%. Уровень безработицы для молодых 20-24 лет значительно ниже, чем для молодых младше 20 лет, однако все равно выше среднего по стране уровня безработицы примерно на 5 п.п. Уровень

безработицы для возрастной когорты 25-29 лет в течение всего периода 2000-2010 гг. практически совпадает со среднестрановым; важно также отметить, что динамика изменения уровня безработицы в целом схожа для когорт 20-24, 25-29 и 15-72 года (средний по стране)

это означает, что экономические шоки оказывают на данные возрастные группы примерно одинаковое влияние .При этом динамика изменения данного показателя для возрастной когорты младше 20 лет разительно отличается от трех предыдущих: можно предположить, что изменение экономической ситуации в стране (как в положительную, так и в

отрицательную сторону) в первую очередь отражается именно на этой, самой младшей когорте. Следует, однако, уточнить, что, по мнению многих экспертов, высокие показатели безработицы среди молодых не стоит воспринимать как серьезную проблему (по крайней мере, в периоды экономической стабильности), так как зачастую эти показатели отражают

безработицу поиска, или фрикционную безработицу (а не структурные несоответствия на рынке труда), то есть явление вполне естественное для лиц молодого возраста, только выходящих на рынок труда и «ищущих себя».


При этом интересно, что, несмотря на постепенное сокращение уровня безработицы для всех возрастных групп до 2007 г., средняя продолжительность поиска работы безработными за этот период (точнее - до 2006 г.) росла (рис. 3). Пик достигается в 2006 г.; наибольший период поиска - у группы 25-29 лет (9,5 месяцев), наименьший - у группы младше 20 лет (6 месяцев). Далее идет довольно значительное сокращение и некоторый

всплеск в кризисном 2009 г.; всплеск оказался наиболее серьезным для молодых младше 20 лет, притом что на протяжении всего периода средняя продолжительность поиска работы для данной возрастной группы была меньше, чем у всех остальных. Этот эмпирический факт может также свидетельствовать в пользу того, что кризис наиболее сильно сказался именно на этой группе молодых по сравнению с остальными (20-24 и 25-29)


.2 Прогнозирования уровня молодежной безработицы

Несмотря на некоторые различия по регионам глобальный уровень безработицы среди молодежи продолжает расти и, по прогнозам, к 2018 году достигнет 12,8%, тем самым сведя на нет все достижения, имевшие место в начале экономического подъема.

За этим ухудшающимся показателем скрывается еще более тревожная картина, свидетельствующая о постоянной безработице, распространении временной занятости и потере надежд на трудоустройство среди молодежи в развитых странах и о низком качестве рабочих мест, преобладании неформальной занятости и неоплачиваемого труда на семейных предприятиях в развивающихся странах. Как отмечается в докладе МОТ «Глобальные тенденции занятости среди молодежи - 2013», в 2013 году без работы окажутся примерно 73,4 млн молодых людей, т.е. 12,6% - почти такой же уровень наблюдался в самый разгар экономического кризиса в 2009 году. Таким образом, прирост численности безработной молодежи за период с 2007 по 2013 год составит 3,5 млн чел. Ранее прогнозировалось, что в 2012 году уровень безработицы среди молодежи достигнет 12,7%, однако как показали новые уточненные данные, он составил 12,4%. Тем не менее, тенденция к его повышению сохраняется. Работодатели, поставщики услуг в области образования и молодежь зачастую живут в параллельных мирах, не взаимодействуя друг с другом. Мы знаем достаточно много о том, какие меры являются результативными, но добиться реального эффекта и масштаба можно только путем тесного сотрудничества и коллективных действий. Многие молодые люди вообще прекращают всякие поиски работы. Если бы они учитывались при определении показателей безработицы, как отмечается в докладе, численность молодежи, являющейся безработной или потерявшей надежду на трудоустройство, в развитых странах в 2012 году составила бы 13 млн чел. в отличие от 10,7 млн фактически безработных.

Те, кому все же удается находить работу, из-за крайней нужды в заработке вынуждены быть менее разборчивыми и соглашаться, в числе прочего, на неполную занятость и временные трудовые контракты.

Возрастает и доля тех молодых людей, которые не могут найти работу в течение шести и более месяцев. В странах ОЭСР в категории «длительно безработных» в 2011 году оказалось более трети безработной молодежи, в то время как в 2008 году к этой категории относилась лишь ее четверть.

К долгосрочным последствиям высокой и стойкой молодежной безработицы относятся отсутствие полезного опыта работы и утрата профессиональных навыков. Кроме того, безработица, с которой молодые люди сталкиваются в самом начале своей карьеры, скорее всего неблагоприятно отразится на их способности зарабатывать, вследствие чего они будут по-прежнему лишены хороших перспектив занятости и заработков даже десятилетия спустя. Уровень молодежной безработицы, прогнозы по регионам, 2007-2017 гг. Практика использования рабочей силы не по специальности также получает все большее распространение, и существует риск, что она может укорениться при отсутствии мер по переподготовке ищущих работу лиц, принимаемых в тесном сотрудничестве с частным сектором. К молодежи, не защищенной от использования не по специальности, относятся, в частности, молодые женщины и лица, уже побывавшие в роли безработных. По мере продолжения кризиса в области молодежной занятости эти последствия, вероятно, будут становиться все тяжелее и приведут к экономическим и социальным издержкам - возрастанию бедности и замедлению роста, которые намного перевесят издержки бездействия.

Заключение

В данной работе сделана попытка дать анализ, как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как молодежный рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы не возможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы.

Во-первых: в настоящее время на рынке труда России все меньшее число молодых людей обращается за помощью при трудоустройстве в службы занятости и зачастую пополняют ряды безработных, не найдя подходящей вакансии. Это обстоятельство вызвало необходимость создания специализированных учреждений - молодежных бирж труда, которые, как показывает практика, более эффективно справляются с проблемами трудоустройства молодежи.

Во-вторых: граждане в возрасте от 15 до 29 лет относятся к социально незащищенной группе населения в силу некоторых обстоятельств, главным из которых является отсутствие специальности или недостаток опыта работы.

В условиях российской рыночной экономики, которая еще не до конца прошла стадию формирования, молодым людям очень сложно найти свое место в жизни общества и они сталкиваются с серьезными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство обязано эффективно решать проблемы занятости молодежи, ведь молодежь - это будущее России.

Молодежный рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической социальной жизни общества.

Признано, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жесткой конкурентности на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов.

Само понятие «молодой специалист», предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантирующий трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии (неустановление испытательного срока при приеме на работу, невозможность увольнения в течение первых 3 лет, право на льготную очередь при получении жилплощади и так далее), ушло в прошлое. Сегодня «молодой специалист» - выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.

Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства призвано законодательство о труде молодежи, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности.

Список использованной литературы

безработица молодежный статистический российский

1.Антипина H.Л., Moop А.П., Моор С.М. Проблемы занятости населения Севера: гендерный аспект // Соц. исследования, 2009, № 7

.Бабурин и др.; Под ред. А.А. Спирина, О.З. Башиной. - М.: Финансы и статистика, 2010.

3.Госкомстат России. М., 2010.

.Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. - М.: ИНФРА-М, 2010

.Молодежь России: тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. М., 2008.

. Обследование населения по проблемам занятости, 2011. Госкомстат России. М., 2011

7. Общая теория статистики. Под ред. А.Я. Боярского, Г.А. Громыко. - М.: Издательство Моск. ун-та. 2011.

8.Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник /А.И. Харламов, О.З. Башина

9.Петров С.В. Проблемы занятости в современной России. // Соц. исследования, 2009, № 5.

.Петров С.В. Проблемы занятости в современной России. // Соц. исследования, 2009, № 5.

11. Труд и занятость в России, 2005, 2011. Статистический сборник. Госкомстат России. М., 2005, 2011.

. Труд и занятость в России, 2005, 2011. Статистический сборник. Госкомстат России. М., 2005, 2011.

13. Экономическая активность населения России, 2010. Статистический сборник.

14. http://www.freecity.lv

Приложение

СТРУКТУРА ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ (в процентах)

 

Всего

в том числе в возрасте, лет



до 20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60 и старше

Безработные - всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000

100

8,6

17,0

13,3

11,3

14,2

13,4

10,1

5,9

3,1

2,9

2005

100

10,5

17,9

13,0

11,3

9,5

11,2

11,6

9,0

3,6

2,4

2006

100

9,5

21,6

13,9

9,3

10,0

10,0

12,2

8,4

3,8

1,3

2007

100

9,0

20,5

11,7

12,3

9,0

11,5

11,8

9,2

3,5

1,6

2008

100

9,2

20,2

12,2

11,8

9,9

9,2

10,5

9,6

5,1

2,4

2009

100

6,5

21,4

14,5

10,9

9,9

8,9

10,9

9,5

5,4

2,0

2010

100

6,2

21,3

15,0

11,5

9,3

8,6

10,8

9,9

5,4

2,0

Мужчины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000

100

8,0

17,5

14,1

12,2

13,5

13,4

9,9

5,3

3,2

3,0

2005

100

10,3

19,5

12,7

11,5

9,0

11,8

10,9

8,1

4,1

2,1

2006

100

8,8

21,9

14,4

9,1

10,7

9,3

12,5

7,9

4,1

1,4

2007

100

9,4

21,0

11,7

12,2

9,6

11,3

11,1

8,4

3,8

1,5

2008

100

9,8

20,6

12,5

12,8

9,3

8,2

9,6

9,4

5,3

2,5

2009

100

6,3

21,6

14,3

11,2

10,1

8,9

10,7

8,9

6,2

1,9

2010

100

6,3

21,6

14,9

11,6

9,4

8,3

10,4

9,3

6,2

1,9

Женщины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000

100

9,4

16,5

10,3

15,1

13,5

10,4

6,7

2,9

2,7

2005

100

10,8

16,0

13,4

11,1

10,1

10,4

12,5

10,0

3,0

2,8

2006

100

10,4

21,3

13,3

9,6

9,2

10,7

11,9

9,0

3,6

1,1

2007

100

8,5

19,9

11,7

12,5

8,3

11,6

12,5

10,1

3,2

1,7

2008

100

8,4

19,8

11,9

10,5

10,6

10,3

11,5

9,9

4,8

2,3

2009

100

6,9

21,2

14,8

10,6

9,6

8,8

11,3

10,2

4,6

2,1

2010

100

6,1

20,8

15,0

11,3

9,2

9,1

11,4

10,6

4,3

2,1


ЧИСЛЕННОСТЬ И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТНЫХ ПО СПОСОБАМ ПОИСКА РАБОТЫ И ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ в 2010 г.1)

 

Всего

из них использовали способы поиска работы



обращение в государст-венную службу занятости

обращение в коммер-ческую службу занятости

подача объ-явлений в печать, от-клик на объ-явления

обращение к друзьям, родственни-кам, знако-мым

непосредст-венное об-ращение к админист-рации/рабо-тодателю

другие способы

 

Тысяч человек

Безработные - всего

5636

2158

149

1220

3036

1345

519

 в том числе в возрасте, лет:

 

 

 

 

 

 

 

до 20

352

101

6

85

199

71

32

20-24

1198

441

44

326

636

297

106

25-29

844

334

28

206

457

211

80

30-34

647

245

16

143

354

159

61

35-39

525

203

14

107

286

131

49

40-44

487

210

11

83

254

119

45

45-49

611

268

13

102

319

138

54

50-54

556

240

9

89

280

126

54

55-59

302

102

5

51

175

71

29

60-64

77

10

2

21

49

17

8

65 и старше

36

4

1

7

26

6

4

 

В процентах

Безработные - всего

100

38,3

2,6

21,6

53,9

23,9

9,2

 в том числе в возрасте, лет:

 

 

 

 

 

 

 

до 20

100

28,7

1,6

24,3

56,7

20,2

9,1

20-24

100

36,8

3,7

27,2

53,1

24,8

8,8

25-29

100

39,5

3,3

24,4

54,1

25,0

9,4

30-34

100

37,9

2,5

22,0

54,8

24,6

9,4

35-39

100

38,6

2,6

20,3

54,5

24,8

9,3

40-44

100

43,1

2,3

17,0

52,2

24,4

9,1

45-49

100

43,8

2,1

16,7

52,3

22,5

8,8

50-54

100

43,2

1,7

16,1

50,3

22,6

9,7

55-59

100

33,7

1,7

16,8

57,8

23,5

9,4

60-64

100

13,6

2,7

27,4

63,4

22,5

10,9

65 и старше

100

12,3

1,6

18,3

70,5

16,7

10,3


СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОИСКА РАБОТЫ (незавершенной безработицы) ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ(месяцев)

 

Всего

в том числе в возрасте, лет



до 20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-64

65-72

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000

9,1

6,3

8,2

8,8

9,0

9,7

9,7

10,1

10,1

10,9

11,0

14,0

2005

8,4

5,6

7,3

8,9

9,1

9,3

9,2

9,4

8,5

9,2

9,8

2006

8,9

6,2

7,8

9,5

8,9

9,6

10,0

9,4

10,1

10,4

8,0

10,1

2007

8,4

5,3

7,7

8,9

8,2

8,9

9,9

9,2

9,3

8,3

10,4

10,9

2008

7,7

5,1

6,7

7,2

7,9

8,5

8,3

8,5

9,4

9,0

6,4

10,8

2009

7,2

4,9

6,5

7,2

7,2

7,2

7,9

7,9

8,2

8,0

7,9

7,3

2010

7,5

4,8

6,4

7,5

7,6

8,1

8,3

8,5

8,7

8,3

8,3

8,2

Мужчины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000

8,6

6,0

8,0

8,0

8,4

9,4

9,2

9,4

9,7

10,5

10,7

13,1

2005

8,0

5,0

7,2

8,2

8,9

8,9

9,4

8,2

8,5

8,1

8,7

10,0

2006

8,4

6,1

7,5

8,8

8,6

8,9

9,0

8,7

9,7

10,5

9,1

10,8

2007

8,0

5,2

7,4

8,3

7,7

9,0

9,3

8,6

8,6

8,6

10,4

11,0

2008

7,4

5,1

6,6

6,7

7,5

8,4

7,6

8,3

9,2

8,6

5,8

11,0

2009

7,0

4,9

6,3

6,8

6,9

6,9

7,5

7,8

8,0

8,2

7,7

7,4

2010

7,4

4,7

6,4

7,4

7,5

7,9

8,0

8,3

8,4

8,5

8,3

7,3

Женщины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2000

9,6

6,5

8,4

9,9

9,7

10,0

10,3

11,0

10,4

11,4

11,5

14,4

2005

8,8

6,2

7,3

9,7

9,4

9,6

8,8

9,0

10,3

9,3

9,7

9,7

2006

9,4

6,4

8,3

10,3

9,3

10,4

10,9

10,1

10,6

10,2

6,5

9,2

2007

8,9

5,4

8,0

9,7

8,9

8,8

10,6

9,7

10,0

7,9

10,5

10,9

2008

8,0

5,2

6,7

7,9

8,5

8,5

9,0

8,6

9,6

9,5

7,4

10,7

2009

7,4

4,8

6,8

7,5

7,6

7,7

8,3

8,0

8,5

7,6

8,1

7,3

2010

7,6

5,0

6,4

7,5

7,7

8,3

8,5

8,7

8,9

8,1

8,4

9,0


Похожие работы на - Статистические показатели занятости молодежи в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!