Современное состояние и тенденции развития рынка труда в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    96,58 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное состояние и тенденции развития рынка труда в Российской Федерации

Содержание

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой проблемы

1.1 Понятие "Рынок труда": особенности и характерные черты

1.2 Понятие "Занятость": сущность, виды и формы

1.3 Понятие "Безработица": причины, классификация, последствия

Глава 2. Современное состояние рынка труда, проблемы занятости и безработицы в РФ

2.1 Статистика рынка труда, проблемы занятости и безработицы в РФ

2.3 Показатели занятости и безработицы в Челябинской области

2.4 Государственная политика регулирования рынка труда в РФ

Заключение

Библиографический список

Введение

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем современных государств с развитой рыночной экономикой, и с каждым новым десятилетием ее острота все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным путем, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, ведь потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, по профессиональной переподготовке безработных облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

В связи со спадом производства в 90-х гг. в целом по России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.

В наши дни безработица становится непременным элементом жизни РФ, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Приоритеты государственной политики в сфере занятости, ее финансовое обеспечение неоднократно корректируются. При этом четко прослеживается тенденция усиления финансовых и административных ограничений, касающихся оказания помощи безработным.

Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную, можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости.

Цель исследования: экономико-статистический анализ рынка труда, проблемы занятости и безработицы в Российской Федерации.

Объект: современное состояние и тенденции развития рынка труда в РФ.

Предмет: государственная политика регулирования рынка труда в РФ.

Задачи:

1.      Раскрыть сущность понятий "Рынок труда", "Занятость" и "Безработица";

.        Изучить состояние современного рынка труда в РФ;

3.      Выявить влияние различных факторов на уровень безработицы в РФ;

.        Проанализировать показатели занятости и безработицы в Челябинской области;

.        Определить пути преодоления федеральной проблемы регулирования рынка труда, занятости и безработицы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, графический метод, метод средних величин, табличный метод, синтез, систематизация, обобщение.

рынок труд безработица занятость

Глава 1. Теоретические аспекты исследуемой проблемы


1.1 Понятие "Рынок труда": особенности и характерные черты


В самом общем виде рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Рынок можно рассматривать также как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары. Рынок понимается и как механизм, сводящий вместе продавцов и товаров и услуг.

Среди рынков особое место занимает рынок труда, являющийся фундаментом рыночных отношений, поскольку управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовой деятельностью. Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам занятости, по критериям эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.

Существует несколько научных определений рынка труда:

По мнению Липсиц И.В., рынок труда - это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги [7].

Николаева И.П. считает, что рынок труда - это сфера контактов между продавцами и покупателями, трудовых услуг, в результате которых устанавливаются уровень цен и распределение услуг труда. Он включает широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы [11].

Кибанов А.Я. под понятием "рынок труда" подразумевает социально-экономическую систему, включающую в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы. Это экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками [4].

Рынок труда можно рассматривать широко - как совокупный рынок труда, охватывающий все совокупное предложение (все экономически активное население) и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силе). В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда как составной части совокупного рынка труда основными характеристиками которого являются предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие местa, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.

Текущий рынок труда состоит из отдельных элементов:

−       открытый рынок труда - это экономически активное население, ищущее работу и нуждающееся в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики;

−       скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время, в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены без ущерба для производства.

Оба рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную части.

Особенности функционирования рынка труда:

.        Неотделимость прав собственности на товар - рабочую силу от владельца. На рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, поэтому покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частичного распоряжения способностью к труду (рабочей силой), функционирующей в течение определенного времени.

2.      Значительная продолжительность по времени контакта продавца и покупателя рабочей силы, что накладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет немаловажную роль в обеспечении жизнеспособности организации.

.        Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости и т.д.).

.        Высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда и т.д.

.        Своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом любого другого, вещного товара. Первый обмен начинается и сфере обращении товара - рабочей силы, т.е. на рынке труда, продолжается в сфере производства и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг. Второй - начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара.

.        Значимость для работника неденежных аспектов сделки: содержания и условий труда, микроклимата в коллективе, возможности продвижения по службе и т.д. [19].

Рынок труда как система включает следующие элементы:

Субъекты рынка труда - это наемные работники и их объединения - профсоюзы, работодатели (предприниматели) и их союзы, государство, а также законодательные акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяющие их права, создающие равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривающие социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы определены в Конституции РФ, в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и др.

Конъюнктура рынка труда - это соотношение спроса и предложения рабочей силы. Она может быть трех типов:

−       трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения рабочей силы;

−       трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения рабочей силы;

−       равновесной, когда спрос на рабочую силу соответствует ее предложению.

Инфраструктура рынка труда - это система институтов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда (государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды, банки данных о рабочих местах, статистическая информация и др.).

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимы для его нормального функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К таким функциям относятся:

·        организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы;

·        обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;

·        установление равновесных ставок заработной платы;

·        содействие решению вопросов занятости населения;

·        осуществление социальной поддержки безработных [11].

Важнейшим компонентом рынка труда является механизм функционирования рынка труда, который представляет собой взаимодействие и согласование социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму.

К основным составляющим механизма рынка труда относятся:

.        Цена рабочей силы - это цена жизненных средств, которые необходимы для нормального воспроизводства рабочей силы. Цена выплачивается наемным работникам не автоматически, а является предметом договора (торга) между ними и работодателями. В результате каждый из них выступает со своей ценой. Наемный работник (продавец) старается подороже продать, а работодатель (покупатель) стремится подешевле купить. В итоге договорная заработная плата устанавливается на уровне ниже цены продавца но выше цены покупателя.

.        Спрос на труд - это платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства. Основные факторы:

−       производительность труда;

−       использование современных технологий;

−       состояние экономики и ее отдельных отраслей;

−       спрос на потребительские товары, необходимые обществу.

3.      Предложение труда - это совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда. Основные факторы:

−       численность населения и его трудоспособной части;

−       уровень квалификации;

−       уровень и структура заработной платы;

−       социальная и налоговая политика государства.

4.      Конкуренция - это соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ. Конкуренция на рынке труда есть соперничество между независимыми покупателями и между продавцами рабочей силы. Она может быть различных видов: за привлечение работников, за замещение вакантных должностей, за изменение условий труда и т.д.

Таким образом, рынок труда является одним из элементов рыночной экономики и представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Важно отметить, что в настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезные структурные перекосы как со стороны спроса, так и со стороны предложения [5].

 

.2 Понятие "Занятость": сущность, виды и формы


Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций.

Существуют теоретическая и практическая трактовки занятости.

Теоретически занятость - это общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок или трудовой доход.

Практически занятость - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда

Однако обе трактовки не учитывают глубинные процессы, свойственные занятости. Занятость имеет ярко выраженный социальный характер и отражает потребность людей в доходах и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально - экономического развития общества.

Современная ситуация в сфере занятости неадекватна требованиям рыночной экономики, следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогресс общества возможны в том случае, если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда [12].

В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер:

Первый принцип - обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде.

Второй принцип - создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ.

Согласно Законодательству, к занятому населению наряду со всеми работающими по найму, учащимися, военнослужащими отнесены также граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой и занимающиеся предпринимательской деятельностью.

К незанятому населению относятся две группы граждан:

.        добровольно незанятые граждане, живущие на средства одного из супругов, родителей и др.;

2.      вынужденно незанятые граждане, которые, в свою очередь, подразделяются на ищущих работу самостоятельно или с помощью служб занятости, безработных граждан, получающих пособие по безработице.

Важно определить статус занятости для экономически активного населения, включая и безработных:

Наемные работники - это лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.

Работающие на индивидуальной основе - лица, самостоятельно осуществляющие деятельность приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок.

Работодатели - лица, управляющие собственным предприятием либо уполномоченные управлять акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия.

Неоплачиваемые работники семейных предприятий - лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.

Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости - это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход. Сюда относятся и лица, которых затруднительно отнести к тому или иному статусу занятости [20].

По степени количественного и качественного соответствия между потребностью экономики в рабочей силе и потребностью населения в рабочих местах выделяют следующие типы занятости: полную, продуктивную, свободно избранную, рациональную, эффективную и оптимальную.

·        Полная занятость - это состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы;

·        Продуктивная занятость - это занятость, которая отвечает интересам повышения эффективности производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда. По определению Международной организации труда (МОТ), продуктивная занятость - это занятость тех, чей продукт труда принимается и оплачивается обществом;

·        Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду;

·        Рациональная занятость - это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны. Рациональную занятость характеризует доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения;

·        Эффективная занятость предполагает способность общественного управления воспроизводить социально-экономические условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества. Эффективный характер занятости предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда, а также экономическую и социальную целесообразность рабочих мест.

·        Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками) [12].

Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.

Выделяют также различные формы занятости:

.        По способу участия в общественном труде:

−       занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы;

−       самостоятельная занятость - это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и самоутверждение личности;

2.      По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени (составляет 40 часов в неделю) и неполную (частичную) занятость;

3.      По регулярности трудовой деятельности:

−       постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже - каждый месяц;

−       временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм);

−       сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона;

−       случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора;

4.      По легитимности трудоустройства:

−       формальная занятость - это занятость, зарегистрированная в официальной экономике;

−       неформальная занятость - занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.

5.      По условиям организации трудовых процессов:

−       стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года;

−       нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

·        занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени (гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.);

·        занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

·        занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда (надомный труд, "работники по вызовам", вахта и др.);

·        занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство [16].

 

.3 Понятие "Безработица": причины, классификация, последствия


Безработица есть социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.

В соответствии с положением МОТ, безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и ищущий работу.

В России статус безработного определен более жестко. Согласно Закону "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.

В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:

·        улучшению качественной структуры и конкурентоспособности рабочей силы;

·        формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;

·        повышению ценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;

·        наличию трудового резерва на случай запуска нового производства [7].

В экономической теории существует много различных точек зрения на причины безработицы. Можно выделить три основные позиции по данному вопросу:

1.      Причина безработицы - завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой заработной платы.

2.      Причина безработицы - слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, возможно увеличение объема спроса на рабочую силу.

3.      Причина безработицы - негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями людей, ищущих работу, и потребностями работодателей, готовых предоставить рабочие места.

В этой связи большой интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Формы безработицы и их характеристика

Форма безработицы

Характеристика

Причины возникновения безработицы

1

Фрикционная

Связана с добровольной сменой работы в связи с поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными условиями труда и пр.

2

Институциональная

Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение.

3

Добровольная

Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать.

4

Структурная

Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства.

5

Технологическая

Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной, либо требует нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования.

6

Конверсионная

Разновидность структурной безработицы, связанная с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, а также из армии.

7

Циклическая

Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период экономического кризиса.

8

Региональная

Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств.

9

Экономическая

Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе.

10

Сезонная

Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях.

11

Маргинальная

Безработица среди слабо защищенных слоев населения.

Продолжительность безработицы

12

Краткосрочная

До 4 месяцев.

13

Продолжительная

4-8 месяцев.

14

Длительная

8-18 месяцев.

15

Застойная

Более 18 месяцев.

Внешняя форма проявления безработицы

16

Открытая

Включает всех незанятых граждан, ищущих работу.

17

Скрытая

Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся "лишними".


Следует отметить, что сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы, т.е. уровень безработицы при полной занятости, который считается нормальным явлением в современной экономике, порождаемым увеличением времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице и относительной устойчивости заработной платы. Безработицу характеризуют показатели ее уровня.

Уровень общей безработицы =

Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является ее структуризация по следующим признакам:

−       по полу, с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных - женщин;

−       по возрасту, с выделением молодежной безработицы и безработицы лиц предпенсионного возраста;

−       по социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители);

−       по уровню образования и профессионально - стажевым группам;

−       по уровню доходов и обеспеченности;

−       по причинам увольнении [13].

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. При этом очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий; социальные последствия практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян (особенно безработных), а также вследствие высокой социальной напряженности в обществе, уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения и экономических, и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы. Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации на современном этапе развития страны. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему (табл.1.2).

Таблица 1.2

Последствия безработицы

Отрицательные последствия

Положительные последствия

Социальные последствия безработицы

1

Обострение криминогенной ситуации.

Повышение социальной ценности рабочего места.

2

Усиление социальной напряженности.

Увеличение личного свободного времени.

3

Рост количества физических и душевных заболеваний.

Возрастание свободы выбора места работы.

4

Увеличение социальной дифференциации.

Увеличение социальной значимости и ценности труда.

5

Снижение трудовой активности.

-

Экономические последствия безработицы

1

Обесценивание последствий обучения.

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2

Сокращение производства.

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3

Затраты на помощь безработным.

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4

Утрата квалификации.

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

5

Снижение жизненного уровня.

-

6

Недопроизводство национального дохода.

-

7

Снижение налоговых поступлений.

-


Экономические и социальные последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня [14].

Глава 2. Современное состояние рынка труда, проблемы занятости и безработицы в РФ

 

.1 Статистика рынка труда, проблемы занятости и безработицы в РФ


Статистика рынка труда относится к числу наиболее развитых в международной статистике и сосредоточена в Международной организации труда (МОТ). В настоящее время отечественная статистика рынка труда перешла на международные стандарты и включает три аспекта: статистику трудовых ресурсов и экономически активного населения, статистику производительности труда и статистику оплаты труда, последовательно рассматривая показатели количества, качества и оплаты труда по его количеству и качеству.

Современный российский рынок труда несбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре, т.е. происходит перенакопление рабочей силы на предприятиях, аккумуляция избыточной численности работников, при этом повышение спроса на рабочую силу приводит к трудодефициту [17].

Рынок труда в РФ время характеризуется следующими явлениями:

-   быстрым сокращением численности экономически активного населения;

-   сдвигами в структуре занятости - ее перераспределением в сферу услуг, где работает более половины занятых, и частный сектор - 37% занятых; вне госсектора работает 63% занятых;

-   высокой концентрацией занятости на крупных и средних предприятиях (67% всех занятых);

-   высокой трудовой мобильностью работающих (отношение суммы выбытий и приемов на работу к среднегодовой численности занятых превышает 30%; при этом миграция по трудовым мотивам низкая - 20% всех мигрантов);

-   несоответствием роста и дифференциации реальной начисленной заработной платы росту и дифференциации производительности труда;

-   преобладанием латентных процессов над открытыми (неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска, вынужденные переводы на режимы неполного рабочего времени, задержки с выплатой заработной платы, неформальная занятость за счет основного времени);

-   активизацией высвобождений в связи с сокращением численности работников (до сих пор менее 10% среди причин безработицы);

-   увеличением средней продолжительности безработицы [9].

За последние голы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата России, более 5,9 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 1,5 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных. В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости. В 47 субъектах Российской Федерации из 89 безработица превышает средний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массовая безработица. Интересна дифференциация регионов России по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.

В России острая безработица наблюдается в регионах двух типов:

.        регионы с высоким естественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкесия, Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.

2.      депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства. К этому типу относятся: Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл [22].

Среди субъектов Российской Федерации уровень безработицы по методологии МОТ колеблется от 1,6% в Москве до 46% в Республике Ингушетия. Высокий уровень безработицы по методологии МОТ отмечается в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан (26-27%), в Республике Тыва и Республике Калмыкия (20-22%), в Республике Бурятия, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Адыгея (15-18%). До 5% уровень безработицы - в Санкт-Петербурге (2,7%), Эвенкийском и Чукотском автономных округах, Московской, Липецкой областях (3-4%), Ивановской, Тульской и Ярославской областях около 5 % (рис. 1).

Рисунок 1. Уровень безработицы (по методологии МОТ)

Таким образом, можно говорить об обострении дефицита трудовых ресурсов в некоторых основных промышленных регионах страны. В то же время почти в каждом третьем регионе страны уровень безработицы превышает 10% от численности экономически активного населения. Аналогичная проблема выявляется и при анализе внутри региональных рынков труда. В большинстве российских регионов можно выделить один или несколько экономически развитых центров с более или менее благоприятной ситуацией на рынке труда, вместе с тем проживающие за их пределами имеют минимальный выбор потенциальных работодателей (преимущественно бюджетных учреждений) или вынуждены вести натуральное хозяйство (рис.2).

Рисунок 2. Динамика численности экономически активного населения

По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце ноября 2013 г. на учете в органах государственной службы занятости состояло 1,8 млн. безработных, в том числе в Чеченской Республике - 364,5 тыс. человек. По сравнению с ноябрем 2012 г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 274 тыс. человек, или на 17,5%. В ноябре 2011 г. общая численность безработных превышала численность зарегистрированных безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) в 2,7 раза. Средний возраст безработных составил 34,9 года, занятого населения - 39,5 года. Молодежь до 25 лет составляет 28% среди безработных и 11% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 6 % и 9% (табл.2.1). Почти 11% безработных имели высшее образование и 21% - среднее профессиональное. Среди занятых это соотношение составило, соответственно, 25% и 26% (табл.2.2).

Таблица 2.1

Показатели экономически активного и неактивного населения (возраст 15-72 лет, тыс. чел.)

Год8

Мужчин

Женщин

Городское население

Сельское население

2008

3780,5

3218,6

5142,7

1856,4

2009

3410,8

2892,6

4460

1843,4

2010

3322,2

2831,3

4214,9

1938,6

2011

3007,4

2675,9

3812,4

1870,9

2012

2902

2873,2

3898,6

1876,6

2013

2725

2538

3389

1874


Таблица 2.2

Уровень безработицы по уровню образования (%)

Год

Высшее профессиональное

Неполное высшее профессиональное

Среднее профессиональное

Начальное профессиональное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее; (не имеют начального общего)

2008

11,0

4,2

22,7

13,5

32,8

13,7

2,1

2009

10,4

2,8

24,4

12,4

34,9

13,9

1,2

2010

11,2

2,7

20,7

16,2

33,7

14,1

1,4

2011

10,9

2,7

20,5

18,3

33,1

13,5

1,1

2012

2,9

18,8

18,3

32,4

16,4

1,1

2013

10,7

2,1

17,3

17,6

37,0

13,5

1,8


Среди безработных по-прежнему остается высокой доля женщин-работниц. В среднем по России в 2004 г., по данным обследований населения Госкомстата РФ эта доля составляла 49,8 % (несколько возросла по сравнению с 2003 г., когда она равнялась 47,1 %). Женщины в большинстве случае более длительное время пребывают в состоянии открытой безработицы. Широко распространена неполная занятость женщин-работниц, особенно в отраслях легкой промышленности, в первую очередь текстильной и швейной [6].

Ухудшается положение молодежи на рынке труда. Поскольку молодежные контингента крайне неоднородны по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый из них нуждается в своем подходе к решению проблем занятости. В первую очередь речь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность, так и тех, кто не имеет ни того, ни другого.

Тем не менее, за последние 10 лет безработица в России имеет, в целом, тенденцию к сокращению. Это справедливо как для исследований, проводимых по методологии Международной организации труда (МОТ), основанной на опросах населения, так и для статистики по количеству официально зарегистрированных в России безработных. В 2013 году достигнут один из наиболее низких показателей по безработице за 10 лет, и этот уровень продолжает снижаться. Если в январе 2013 года в России было официально зарегистрировано 1,072 млн. безработных, то в ноябре их количество сократилось до 848,9 тысяч человек (табл.2.3).

Таблица 2.3

Основные показатели деятельности органов службы занятости РФ

Показатели

Январь-август



2012г.

2013г.

1

Численность обратившихся в поисках работы (тыс. человек)

4470

4528

2

Численность признанных безработными (тыс. человек)

2187

1959

3

Численность нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек)

2928

3099

4

Численность граждан, принимающих участие в общественных работах (тыс. человек)

389

498

5

Численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (тыс. человек)

237

280

6

Численность безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию (тыс. человек)

23,3

21,6

7

Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости на конец отчетного периода (тыс. человек)

1766

1607

8

Доля безработных, получающих пособие по безработице на конец отчетного периода (тыс. человек)

83,3

81,4

9

Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек)

1048

1021

10

Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%)

2,4

2,2

11

Средняя продолжительность безработицы на конец июня (месяц)

5,8

6,6

12

Доля безработных, состоящих на учете более года (на конец июня) (%)

12,2

20,4

Служба занятости населения РФ располагает базой данных с более чем 1,5 млн. вакантных рабочих мест по территории всей страны, т.е. на каждого официально зарегистрированного безработного приходится почти по два свободных рабочих места. Причем, по этим вакансиям встречается довольно высокая, доходящая до сотен тысяч и даже до 1 млн. рублей заработная плата.

Однако, налицо некоторый дисбаланс между спросом и предложением рабочих мест, в зависимости от должности. Так, если наибольшее количество рабочих мест категории служащих приходится на вакансии врачей и инженеров, то наибольшим спросом со стороны ищущих работу граждан пользуются вакансии бухгалтера, юриста и экономиста. По данным рекрутинговой компании АНКОР, в первом полугодии 2013 г., рост запросов на персонал по сравнению с 2012 г. составил 44%. Наибольший рост был отмечен в секторе профессиональных услуг (74%), промышленного производства (62%), продажи товаров повышенного спроса (47%) и фармацевтической отрасли (31%). Зато снизилась потребность в ИТ-специалистах на 14% по сравнению с прошлым годом, а наибольший спад наблюдался на рынке страхования - падение на 29%.

Наряду со снижением безработицы, с начала 2013 года почти в два раза выросла общая задолженность предприятий перед работниками по заработной плате. Число работников, не получивших своевременно заработную плату на начало 2013 года составляло примерно 53 тыс. человек, на ноябрь 2013 года это количество увеличилось до 95 тыс. человек. Также выросла и сама сумма задолженности - с 1,5 млрд. рублей на начало 2013 года до почти 3 млрд. рублей на ноябрь 2013 года. При этом следует отметить, что в октябре была почти полностью погашена задолженность бюджетов всех уровней по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Постепенно копившаяся с начала 2013 года бюджетная задолженность составляла на октябрь 2013 года примерно 77 млн руб., а к ноябрю этого же года она уже снизилась до 3,5 млн руб. Задолженность же организаций по заработной плате из-за отсутствия собственных средств проявляет тенденцию к росту, что свидетельствует об ухудшении экономической ситуации на предприятиях [23].

Что касается среднесрочных оценок, то, по мнению управляющего директора компании "БКС Форекс" П. Андреева, официальная безработица в России к концу 2013г. может достичь 5,5% экономически активного населения.

Тем не менее, в 2014 году уровень занятости населения РФ будет сокращаться в связи со стагнацией российской экономики. В Минэкономразвития на 2014 год прогнозируют рост количества безработных по отношению к экономически активному населению с 5,8 до 5,9 %. Казалось бы, прирост совсем небольшой, но эти цифры означают, что работу могут потерят <#"821887.files/image003.gif">

Рисунок 3. Уровень безработицы, %

Таким образом, ситуация на регистрируемом рынке труда, сложившаяся в январе 2012 года характеризовалась:

-        снижением численности граждан обратившихся в поиске подходящей работы;

-        снижением численности граждан, зарегистрированных в качестве безработных;

         снижением обращений в ЦЗН уволенных по сокращению;

         увеличением числа заявленных вакансий;

         снижением напряженности на рынке труда;

         снижением уровня регистрируемой безработицы.

Сравнительные показатели по регионам Уральского Федерального округа представлены в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Сравнительные показатели по УрФО (на 01.01.2012 г.)

Регион УрФО

Численность зарегистрированных безработных граждан, чел.

Уровень регистрируемой безработицы, %

Напряженность на рынке труда, безработные /1 вак.

Курганская область

9637

2,1

2,6

Свердловская область

38958

1,6

1,2

Тюменская область

4455

0,7

0,2

Челябинская область

32063

1,7

1,6

ХМАО

7907

0,9

0,4

ЯНАО

3829

1,2

0,6

УрФО

96849

1,5

0,9


С начала 2013 года в областную службу занятости обратились 76984 человека; за содействием в поиске работы - 48165 человек; трудоустроено 26773 безработных.

Количество зарегистрированных вакансий - 35362 единицы.

Самый высокий уровень безработицы в 2013 году наблюдался в феврале - 1,59% (29891 безработных).

По среднестатистическим данным на 2013 год, количество жителей Челябинской области, признанных безработными, достигло минимального значения с начала года - 24948 человек.

Тенденция к снижению численности зарегистрированных безработных сохраняется [24].

 

.4 Государственная политика регулирования рынка труда в РФ


В сущности, проблема безработицы - одна из основных проблем, стоящих перед государством рыночной экономики. Ее решение осуществляется по двум направлениям:

.        путем макроэкономического регулирования экономики и безработицы (уровня и времени продолжительности) на основе методов, обеспечивающих рост совокупного спроса и деловой активности и в то же время не вызывающих инфляцию;

2.      осуществлением социальной защиты людей, потерявших работу (информация о рабочих местах, система переквалификации, общественные работы, выплаты пособий по безработицы и т.п.) [8].

При анализе проблемы безработицы в России следует учитывать, что переход к рыночным отношениям происходит в очень трудных условиях, обусловленных экономической нестабильностью, тяжелым наследием административно - командной системы управления, неблагоприятной демографической ситуацией. Также следует понимать, что Россия находится лишь в начале пути рыночных преобразований, в то время как в развитых капиталистических странах рыночные отношения развиваются не одну сотню лет, поэтому нельзя сравнивать Россию со странами с развитыми капиталистическими отношениями.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является разгосударствление и свертывание производства на крупных и сверхкрупных предприятиях. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является угроза массовой безработицы и смягчение ее социальных последствий. В России массовая безработица порождается структурным экономическим кризисом, который отражает противоречия условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а структурный характер. Чтобы преодолеть этот кризис, нужны глубокие структурные преобразования в экономике страны в целом и в народном хозяйстве. Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие

Многие сходятся на том, что правительству удастся снизить безработицу, если оно сможет предотвратить или снизить колебания экономического роста, (экономические циклы). Все поддерживают программы профессионального обучения, которые помогают уволенным работникам приобрести новые навыки, чтобы найти новую работу.

Было бы логичным предположить, что правительство могло бы снизить уровень безработицы, ликвидировав выплаты по безработице. Это повысило бы затраты уволенных работников по поиску новой работы и таким образом сократило бы период поисков. Экономический аргумент против такого способа заключается в том, что слишком короткий поиск работы будет такой же бесполезной тратой ценных ресурсов, как и слишком долгий поиск.

Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях. Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации": государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость; госполитика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально - экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества [5].

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять разработку мер финансово - кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест; правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения: разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения; создание госслужбы занятости населения.

Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.

Таким образом, государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

1.      развитие людских ресурсов для труда;

2.      обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

3.      создание достойных условий жизни и свободного развития человека;

4.      усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы;

5.      поддержку трудовой и предпринимательских инициатив граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию способностей к производительному, творческому труду;

6.      обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

7.      обеспечение правовой защищенности наемных работников;

8.      предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;

9.      развитие системы страхования от безработицы:

-   повышение доли отчислений в фонд занятости, позволяющее стимулировать структурную перестройку предприятий;

-   использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

-   финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда - попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

-   адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки;

-   упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости;

10.    поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

11.    сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

12.    координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

13.    координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

14.    создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства

Проведение активной политики государства в области занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития [5].

Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально - приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов.

Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Учитывая особенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод, что официально провозглашенный курс эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциала. Поэтому РФ следует создавать максимально гибкий, легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).

Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней "Концепции действий на рынке труда Российской Федерации", в которой достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда, учитываются все наиболее острые его проблемы.

Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести:

·        обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения;

·        разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти;

·        свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны;

·        поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы [15].

Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно - определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.

Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в "перспективных отраслях экономики"; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в "проблемных отраслях" (угольной, металлургической, топливно - энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.

В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.

В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства РФ.

Заключение


Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики и представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны быть борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

При этом проблема занятости населения и безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики страны.

До недавнего времени Правительство РФ не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения, ведь, как следствия безработицы, происходят недополученный выпуск продукции - отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП); сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ; прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей; рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных.

На данный момент уровень безработицы в России превышает принятый на западе уровень естественной безработицы на 0,6% и составляет 7,6%, однако, в целом в течение последних 10 лет суммарное число безработных постепенно сокращается. При этом наименее занятой является группа 20-24 лет (выпускники ВУЗов), средний возраст безработных уменьшается. Количество безработных женщин по - прежнему меньше количества безработных мужчин, однако, из года в год доля безработного женского населения растет. Наибольшее количество безработных в нашей стране имеют среднее (полное) общее образование.

Главный путь решения проблемы безработицы на рынке труда - это экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике.

В Росси идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата.

Тем не менее, в 2014 году уровень занятости населения РФ будет сокращаться в связи со стагнацией российской экономики. В Минэкономразвития на 2014 год прогнозируют рост количества безработных по отношению к экономически активному населению с 5,8 до 5,9 %.

Сокращение занятости - фактор не только негативный, запоздало свидетельствующий о замедлении экономического роста, но и весьма позитивный с точки зрения некоторых миноритарных акционеров. Многие инвесторы делают ставку на компании, активно сокращающие штат сотрудников в период замедления роста мировой экономики. Считается, что так компании снижают издержки, а это в свою очередь позволяет им направлять больше средств на развитие собственного производства.

Библиографический список


1.       Бреев Б.Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев. - М.: "Наука", 2010. - 269 с.

2.      Генкин Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. - М.: "Норма", 2003. - 416 с.

3.       Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс. - М.: Гелиос АРВ, 2009. - 352с.

4.      Кибанов А.Я. Экономика и социология труда: учебник / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2011. - 584с.

.        Кириллова Н.В. Занятость населения / Н.В. Кириллова, Т.А. Хахонова. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. - 320 с.

.        Коченев Ю.Ю. Национальная экономика: учеб. для вузов по экономическим специальностям / Ю.Ю. Коченев, В.В. Патров - М.: "Экономист", 2010. - 457 с.

.        Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсиц. - М.: Омега-Л, 2006. - 656с. - (Высшее экономическое образование).

.        Макконелл К.Р. Экономикс / К.Р. Макконел, С.Л. Брю. - М.: Инфра-М., 2009.

.        Малева Т.М. Государственная и корпоративная политика занятости / Т.М. Малеева. - М.: Инфра-М, 2010.

.        Матвеева Т.Ю. Макроэкономика / Т.Ю. Матвеева. - М.: Издательский дом "ГУВШЭ", 2009.

.        Николаева И.П. Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие / И.П. Николаева. - М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2012. - 336с.

.        Остапенко Ю.М. Экономика труда: учеб. пособие / Ю.М. Остапенко. - М.: Инфра-М, 2007. - 268с. - (Высшее образование).

13.     Павленков В.А. Рынок труда. Занятость и безработица: учебник для вузов / В.А. Павленков - М.: Изд-во "МГУ", 2004. - 368 с.

14.    Плакся В.И. Безработица: теория и современная практика / В.И. Плакся. - М.: "РАГС", 2010. - 384 с.

.        Сотников А.А. Рынок труда / А.А. Сотников - М.: "ЭКЗАМЕН", 2013. - 448 с.

.        Табурчак П.П. Современная экономика / П.П. Табурчак - Ростов н/Д.: "Феникс", 2009. - 672 с.

17.     Хейне П. Экономический образ мышления / П. Хейне, П. Боуттке, Д. Причитко: пер. с англ. Гуреш Т.А. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2012. - 544 с.

18.     Хрипач В.Я. Экономика труда: социально - трудовые отношения / В.Я. Хрипач, А.С. Головачев. - М.: "ЭКЗАМЕН", 2002. - 423 с.

19.     Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. - 5-е изд., испр. и доп. - Киров: "АСА", 2005. - 832с.

20.    Шухгальтер М.Л. Экономика труда / М.Л. Шухгальтер, А.Е. Карлик. - М.: "Юрист", 2002. - 506 с.

21.    <http://www.dvnovosti.ru/>

.        <http://finansiko.ru/uroven_bezraboticy_v_rossii_2013/>

.        <http://www.garant.ru/infografika/507650/>

.        <http://www.regnum.ru/news/1675177.html>

.        http://quote. rbc.ru/topnews/

Похожие работы на - Современное состояние и тенденции развития рынка труда в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!