кально-реформаторского направления. Августовские события 1991 года и последовавший за ними роспуск КПСС способствовали оформлению левого крыла политического спектра и возникновению в 1991-1992 годах на ее обломках ряда коммунистических партий: «Демократической партии коммунистов России», «Социалистической партии трудящихся», «Российской коммунистической рабочей партии», партии «Союз коммунистов», «Российской партии коммунистов», «Всесоюзной коммунистической партии большевиков» и других.
Однако устранение КПСС с политической арены, вопреки ожиданиям, не привело к форсированному укреплению многопартийности, а скорее напротив, оно на некоторое время создало апартийную систему. Имеется в виду, что прежней монопольно властвующей партии уже не существует, а действенные механизмы взаимодействия государства с политическими силами общества еще не созданы, так как политические партии были отдалены от принятия управленческих решений и участия в социально-экономических процессах, не имели устойчивой политической репутации. Неуклонно росло и число так называемых карликовых партий. Так, зарегистрированная «Партия конституционных демократов Российской Федерации» насчитывала на момент регистрации 660 членов, «Российская социально-либеральная партия» - 348, «Партия экономической свободы» - 662, «Партия большинства - 752», «Партия сторонников снижения налогов - 200 членов».
К 1993 году необходимость внесения поправок, регулирующих особый статус партий и политических движений, не только назрела, но и стала очевидной как для власти, так и для представителей различных политических сил. Первоначально планировалось, что такая задача должна быть реализована через принятие отдельного закона «О политических партиях, общественных объединениях и профессиональных союзах», необходимость принятия которого была отмечена еще на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 году. Весной 1993 года профильный комитет Верховного Совета Российской Федерации подготовил проект закона «О политических партиях». Однако роспуск Парламента в сентябре 1993 года и последовавшие трагические события привели к тому, что указанный проект так и не был рассмотрен.
Таким образом, на момент первых выборов в Государственную Думу Российской Федерации отсутствовало законодательство, нормы которого вводили бы строго определенные ограничения на создание и деятельность политических партий. Однако указом Президента № 1557 в 1993 году было введено в действие положение «О выборах депутатов Государственной Думы», в соответствии с которым осуществление выборов происходило на основе смешанной избирательной системы. Данным положением было впервые законодательно введено понятие избирательного объединения. Однако нормы как данного положения, так и принятого в 1995 году Федерального закона «Об общественных объединениях» не затрагивали проблем, связанных с особым статусом политического общественного объединения.
Первоначально задача по сужению круга организаций, имеющих право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений, была реализована в избирательном законодательстве. Принятый в сентябре 1997 года Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дал качественно иную правовую конструкцию избирательного объединения. Он определил его как политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными закрепленными в уставе целями которого являются:
) участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан;
) участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации;
) участие в организации и деятельности указанных органов.
Тем самым в основу правовой конструкции политического общественного объединения был положен комплексный функциональный критерий, позволяющий отделить политические общественные объединения от неполитических. Несмотря на все введения данного критерия было недостаточно. Необходимо было принятие нормативного акта, более детально регулирующего статус общественных политических объединений и политических партий. Назрела необходимость более четкого определения роли политических партий и их места в системе институтов гражданского общества.
июня 2001 года Государственной Думой в третьем чтении был принят Федеральный закон «О политических партиях», 11 июля 2001 года одобрен Советом Федерации и в этот же день подписан Президентом Российской Федерации. Принятие Закона стало важным шагом в процессе правовой легитимации деятельности политических партий.
По состоянию на июль 2001 года Минюстом России официально было зарегистрировано 199 политических общественных объединений, при этом только 58 объединений имели статус политических партий. Однако принятие Закона обусловило сокращение их численности за счет ряда факторов, вытекающих из концепции Закона, среди которых можно выделить:
невозможность значительной части ранее зарегистрированных партий обеспечить выполнение требований, предусмотренных Законом (в части численности партий и ее региональных отделений);
прекращение деятельности межрегиональных и региональных политических партий, что в перспективе существенно уменьшило число коллективных политических субъектов, действующих на региональном уровне;
ужесточение законодательных ограничений на создание политических партий по национальному, профессиональному и религиозному принципу;
утрату статуса партиями, фактически прекратившими свою деятельность, но формально сохраняющими свой статус.
Таким образом, принятие данного закона способствовало упорядочению партийной системы, главным образом, путем сокращения числа партий. В настоящее время Министерством юстиции зарегистрировано 58 политических партий, крупнейшие из которых: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Яблоко», «Справедливая Россия» и «Правое дело».
Конечно, с позиций конституционного права любые попытки ограничить число партий, функционирующих в рамках партийной системы, путем введения
каких-либо лимитов на их количество изначально выглядят как незначительные. Множественность политических партий следует рассматривать не как досадное явление, требующее незамедлительной законодательной коррекции, а как практическую реализацию конституционного принципа многопартийности. Другой вопрос, что притязания на статус политической партии могут быть обусловлены специальными требованиями в части численности и территориальной сферы деятельности создаваемого объединения. И здесь законодатель вправе устанавливать определенную планку, до которой должны дотягивать все без исключения партии - как создаваемые, так и уже существующие.
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Согласно Конституции РФ п.1 ст.1 «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.
Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.
Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционности. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего, конституционной, основе.
В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.
Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.
Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях".
Согласно этому закону (ст. 3) политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Партийные системы современных демократических стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойственными каждому государству.
Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены, прежде всего, тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.
В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.
Политический плюрализм - это не только возможность состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.
Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в Российской Федерации. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики Российской Федерации составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.
В связи с двойственным характером института многопартийности - партия выражает интересы части гражданского общества, являясь при этом структурным элементом системы властных отношений - функции, выполняемые политической партией, можно разделить на политические, т.е. связанные непосредственно с реализацией властных отношений, и общесоциальные, касающиеся прочих составляющих общественной жизни: социальной, экономической, идеологической и т.д.
Объем и содержание политических функций в значительной степени определяются типом политико-правового режима, нормами конституционного законодательства, а также характером сложившейся в обществе партийной системы. В зависимости от этих условий на первый план выходит то или иное направление деятельности партий.
Важнейшей политической функцией партии является политическое рекрутирование, т.е. продвижение кандидатов в органы представительной и исполнительной власти. Иными словами, партии представляют собой то связующее звено, с помощью которого осуществляется формирование, селекция и последующая циркуляция политической элиты.
По мере становления многопартийности все большее развитие получает конституирующая функция, которая заключается в установлении прочных двусторонних связей между политическими институтами и рядовыми избирателями. Конституирующая функция партии имеет две существенные стороны. Во-первых, партия берет на себя задачу решать возникающие в обществе противоречия политическими средствами, т.е. выступает в роли "адвоката" социальных групп. Таким образом, политический и социальный баланс в обществе поддерживается в немалой степени за счет делегирования партиям права представлять и отстаивать в рамках закона чьи-либо интересы. Во-вторых, партии способствуют преобразованию социальных интересов и ценностей, зачастую не имеющих политического содержания, в программы и действия политического характера. Таким образом, партии осуществляют политизацию общественных интересов, которые не связаны напрямую с политическим процессом, но, будучи высказанными партиями, неизбежно приобретают политическое звучание.
Помимо политических, партии выполняют ряд не менее значимых социальных функций. Как наиболее важные следует отметить инновационную, аккумулятивную, интегрирующую функции.
Инновационная функция состоит в выработке нетривиальных точек зрения, в поиске новых - в том числе альтернативных - путей решения социальных, экономических и политических проблем. Эту функцию западные политологи иногда называют "функцией мозгового треста". Ее выполнение почти не зависит от численности партии и ее представленности в органах государственной власти. И, напротив, огромное значение приобретает интеллектуальный потенциал партийной элиты и работающих на него экспертно-аналитических служб, а также наличие возможности и способности довести свои разработки до сведения государственной власти и ее конкретных носителей, а равно и до общественного мнения. Во внутрипартийной организационной структуре происходит выделение экспертно-аналитических подразделений, создаются специализированные экспертные советы, научные институты, аналитические центры. В качестве примера можно привести Институт современной политики при Республиканской партии РФ, экспертный совет Партии экономической свободы, аналитический центр Демократической партии России и др. Показательно, что к работе в этих структурах привлекаются не только партийные функционеры, но и беспартийные профессионалы (политологи, социологи, экономисты).
Аккумулятивная функция состоит в усвоении, синтезе и последующем политическом выражении интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения. Аккумуляция социальных интересов является непременным условием совершенствования стратегии партии, залогом ее успешного функционирования. При решении этой задачи партия должна ориентироваться на реальные интересы крупных социальных слоев, производить коррекцию программных установок в соответствии со структурными изменениями общества.
Интегрирующая функция занимает ключевое место в структуре социальных функций, что обусловливается ее огромной социальной значимостью. В самом общем виде под интегрирующей функцией понимается деятельность политических партий по сплочению отдельных индивидуумов в единую общность. Эта функция осуществляется в двух направлениях: внутренняя интеграция (упрочение единства организации) и внешняя интеграция (завоевание социальной базы).
Таким образом, современным российским политическим партиям и движениям наиболее полно удается выполнять те функции, в осуществлении которых задействованы в основном внутренние ресурсы организаций.
Многопартийность, как открытая форма реализации политического многообразия, имеет свои плюсы и свои минусы.
Преимущество многопартийности, хотя и относительное, в том, что выбор осуществляемой в обществе политики принадлежит самому народу, а не государственно-партийному аппарату. Реально же получается, что народ достоин тех депутатов, которых он избрал, а следовательно, и той политики, которую они будут проводить.
Что же касается явных недостатков многопартийности, то к их числу следует отнести: сложность и громоздкость всей организации общественно-политической жизни; большую затрату государственных денежных средств и практическая невозможность проконтролировать затраты денежных средств на избирательные кампании, поступающих из иных источников, что ставит кандидатов в депутаты в неравные условия; это также неизбежность демагогии, попыток одурачивания масс, политиканство и политическое ловкачество. Для современно российской действительности одним из таких негативных моментов является также сам факт чрезвычайно большого количества политических партий, что не может не наложить свой неприятный оттенок на общее морально нравственное состояние общества.
При осуществлении любого мероприятия в условиях многопартийности необходим опыт, время, широкая информированность избирателей и гораздо большие средства.
ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В условиях быстрых изменений, происходящих в российском гражданском обществе и "партийно-политическом рельефе" государственной власти, возникает необходимость постоянного отслеживания партийно-политической ситуации, а следовательно и формирование точной и емкой нормативно-правовой базы.
Например, формулировка статьи Федерального закона "О политических партиях" не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. При оценке конституционной законности этой формулировки Конституционный Суд исходил из того, что в конкретно-исторических реалиях многонациональной и многоконфессиональной России - "конституционный принцип демократического и светского государства не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности".
В России конфессии исторически тесно связаны с этничностью, и в результате нередко приобретают политическую окраску. А у нас в стране, по данным последней переписи населения, проживает 193 этнических общности. Конституционный Суд при формировании своей правовой позиции не может игнорировать эти реалии. В условиях сохраняющейся напряженности межэтнических и межконфессиональных отношений, возрастающей активности религиозного фундаментализма и роста ксенофобских настроений, связанных с массовыми миграционными процессами, привнесение в сферу политической борьбы за власть дифференциации по этнорелигиозному признаку - чревато расколом общества по этому признаку. А это в нынешней России неизбежно приведет к межэтническим и межконфессиональным конфликтам.
Отрешившись от прошлой советской однопартийности, Россия очень резко расширила "рамки возможного" в части норм регистрации и функционирования политических партий. В кампании выборов в Государственную Думу 1995 году у нас в избирательных бюллетенях было 43 избирательных объединения. В ходе и результате указанных выборов выяснилось, что более половины голосов избирателей не было учтено при формировании законодательной власти страны. Именно этот негативный опыт побудил российского законодателя последовательно ужесточать рамки партийного строительства (включая минимальную общую численность партий, наличие и масштабы их региональных организаций), а также нормы партийного представительства в органах государственного управления по результатам выборов.
В Постановлении от 1 февраля 2005 года № 1-П, Конституционный Суд России указал, что федеральный законодатель, устанавливая критерии численности политических партий, призван действовать так, чтобы, с одной стороны, эти критерии не были чрезмерными и не посягали на само существо (основное содержание) права граждан на объединение, а с другой - чтобы создаваемые объединения граждан были способны выполнять свои уставные задачи и функции именно в качестве общенациональных (общероссийских) политических партий.
Сейчас законодатель установил планку минимальной численности партий на уровне 500 членов, что в условиях России фактически означает заявительный порядок партийной регистрации. К настоящему времени в стране уже зарегистрировано около 40 партий, и еще сотни заявок новых партий готовятся к подаче на регистрацию или находятся на стадии рассмотрения.
В Постановлении Конституционного Суда от 15 декабря 2004 года № 18-П сказано, что "…осуществляемое законодателем регулирование не должно искажать само существо права на объединение в политические партии, а вводимые им ограничения - создавать необоснованные препятствия для реализации конституционного права каждого на объединение и свободы создания и деятельности политических партий как общественных объединений, т.е. такие ограничения должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям".
Одновременно в ряде Постановлений и Определений Конституционного Суда сформулированы требования к уставным нормам и характеру деятельности политических партий, обеспечивающие соблюдение демократических прав членов партии и граждан, с которыми партии вступают во взаимодействие.
В частности, Конституционный Суд определил, что:
. "Исключение из партии… не может основываться на неопределенных основаниях, носить произвольный характер, ставя граждан в ситуацию правовой и фактической неопределенности, а положения ФЗ «Об общественных объединениях» не исключают возможности судебного обжалования решений и действий руководящих органов партии, если ими нарушаются права и свободы граждан (в том числе и членов данной партии)".
. "Конституционное требование о недопустимости принуждения к отказу от своих мнений и убеждений адресовано государственным органам…политическим партиям, другим общественным объединениям, их должностным лицам, всем членам общества".
Отдельную крупную правовую проблему, вытекающую из двойственной (гражданской и властно-политической) природы политических партий, представляет явление «партийной коррупции».
Сложность этой проблемы для нашей страны заключается в том, что, в отличие от чиновной коррупции, политическую коррупцию выявлять и оценивать гораздо сложнее. Многие из предоставляемых партийной деятельностью коррупционных возможностей не охвачены ясными правовыми санкциями. В этой сфере находятся и финансирование партий из госбюджета и спонсорских пожертвований, и порядок формирования из представителей партий законодательных органов власти, и роль приобретаемого при этом депутатского иммунитета, и подкуп избирателей, и фальсификации результатов голосований, и теневой лоббизм или перераспределение бюджетных средств в интересах определенных корпоративных групп.
Оценивая подобную практику политических партий, эксперты Всемирного банка определяют ее как продажу национальных интересов и фактическую "покупку государства". Причем особую и неуклонно растущую роль в этой практике специалисты отводят беспрецедентному повышению совокупных расходов на избирательные кампании.
Представляется, что Россия нуждается в существенной доработке законодательства в сфере предотвращения выборно-партийной коррупции. Налицо весомые основания для решений законодателя о разработке и принятии закона о финансировании выборов, а также о четкой законодательной регламентации лоббистской деятельности. Наконец, одним из важных направлений борьбы с политической коррупцией могла бы стать разработка и внедрение в практику партийного строительства и партийной деятельности (включая деятельность представителей партий в законодательных органах) этических кодексов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование института российской многопартийности началось, еще в начале XX века. Не успев окончательно оформиться, многопартийная система более чем на 70 лет трансформировалась в однопартийную. Лишь в период Перестройки практически с нуля начала формироваться современная партийная система, сталкиваясь с многочисленными трудностями, обусловленными как отсутствием определенного исторического опыта в данном вопросе, так и отсутствием на начальном этапе федерального законодательства, нормы которого четко определяли бы статус политических партий, а также различные цензы для их государственной регистрации. Окончательно данная проблема была решена лишь в 2001 году путем принятия Федерального закона «О политических партиях». Таким образом, принятие данного закона способствовало упорядочению партийной системы, главным образом, путем сокращения числа партий.
Конечно, с позиций конституционного права любые попытки ограничить число партий, функционирующих в рамках партийной системы, путем введения каких-либо лимитов на их количество изначально выглядят как незначительные. Множественность политических партий следует рассматривать не как досадное явление, требующее незамедлительной законодательной коррекции, а как практическую реализацию конституционного принципа многопартийности. Другой вопрос, что притязания на статус политической партии могут быть обусловлены специальными требованиями в части численности и территориальной сферы деятельности создаваемого объединения (Постановление Конституционного суда от 01.02.2005 г. № 1-П).
По мере становления многопартийности партии выполняют различные функции. Все большее развитие получает конституирующая функция, которая заключается в установлении прочных двусторонних связей между политическими институтами и рядовыми избирателями. Партии осуществляют политизацию общественных интересов, которые не связаны напрямую с политическим процессом, но, будучи высказанными партиями, неизбежно приобретают политическое звучание.
Аккумулятивная функция состоит в усвоении, синтезе и последующем политическом выражении интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения. Партия должна ориентироваться на реальные интересы крупных социальных слоев, производить коррекцию программных установок в соответствии со структурными изменениями общества.
Преимущество многопартийности, хотя и относительное, в том, что выбор осуществляемой в обществе политики принадлежит самому народу, а не государственно-партийному аппарату.
Что же касается явных недостатков многопартийности, то к их числу следует отнести: сложность и громоздкость всей организации общественно-политической жизни; большую затрату государственных денежных средств и практическая невозможность проконтролировать затраты денежных средств на избирательные кампании, поступающих из иных источников, что ставит кандидатов в депутаты в неравные условия; это также неизбежность демагогии, попыток одурачивания масс, политиканство и политическое ловкачество.
Становится ясным, что Россия нуждается в существенной доработке законодательства в сфере партийной политики. Налицо весомые основания для решений законодателя о разработке и принятии закона о финансировании выборов, а также о четкой законодательной регламентации лоббистской деятельности. Необходима продуманная политика государства в данном направлении, основанная на принципах демократии и конституционализма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Консультант Плюс: Высшая школа - выпуск 15. Весна 2012 [Электронный ресурс]. Технология ПРОФ, 2012. Электрон. опт. диск (DVD-ROM).
. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // Консультант Плюс: Высшая школа - выпуск 15. Весна 2012 [Электронный ресурс]. Технология ПРОФ, 2012. Электрон. опт. диск (DVD-ROM).
. Федеральный закон от 19.05 1995 № 82 ФЗ «Об общественных объединениях» // Консультант Плюс: Высшая школа - выпуск 15. Весна 2012 [Электронный ресурс]. Технология ПРОФ, 2012. Электрон. опт. диск (DVD-ROM).
. Федеральный закон от 19.09. 1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] //Гарант: [сайт]. URL: #"justify">. Конституция (основной закон) СССР (принята ВС СССР 07.10.1977) // Консультант Плюс: Высшая школа - выпуск 15. Весна 2012 [Электронный ресурс]. Технология ПРОФ, 2012. Электрон. опт. диск (DVD-ROM).
. Закон СССР от 9 октября 1990 N 1708-1 «Об Общественных объединениях» [Электронный ресурс] // Много Законов.ру: [сайт]. URL: #"justify">. Указ Президента РФ от 01.10.1993 г. N 1557 "Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период" [Электронный ресурс] //Гарант: [сайт]. URL: #"justify">. Положение «О выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году» [Электронный ресурс] //Гарант: [сайт]. URL: #"justify">. Манифест от 17.10.1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» // Ю. П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004. 380 С.
. Закон от 20.02.1906 г. «Об учреждении Государственной Думы» // Ю. П. Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004. 380С.
Научная и учебная литература:
1. Гамбаров Ю. С. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1995. 235 С.
. Дмитренко В.П. История России с древнейших времен до конца XX века. Кн. 3. М., 2006. 540 С.
. Заславский С. Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М.: Институт права и публичной политики, 2003. 300 С.
. Мунчаев Ш. М., Устинов. В. М. История России. М.: Норма, 2008. 850 С.
Статьи из журналов и сборников:
1. Гельман. В. Я. Политические партии от конкуренции к иерархии / В. Я.Гельман // ПОЛИС, 2008. № 6. С. 135 − 151.
. Лебедев В. А. Политические партии и проблемы современного российского конституционализма /С. А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право, 2009. № 12. С. 12 −15.
Электронные ресурсы и интернет-документы:
. Электронное периодическое издание «Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ)». URL: http//rapsi.ru (дата обращения 02.04.2013 г.).
. Мезенцева И. В. Электронная консультация по курсу «Отечественная история» для студентов I курса. [Электронный ресурс]: учебный проект. 163 С.
3.Политический плюрализм [Электронный ресурс]. URL: <http://www.newinspire.ru> (дата обращения 01.04.2013 г.)
. Сведения о проводящихся выборах и референдумах [Электронный ресурс] // Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [сайт]. URL: http://zoom.cikrf.ru /find.asp?nqr=1(дата обращения: 15. 03. 2013).