Пути повышения конкурентоспособности продукции производства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    193,16 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути повышения конкурентоспособности продукции производства

Введение

В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. В настоящее время не существует единого определения понятия "конкурентоспособности". Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.

Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления. Однако по опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции.

Проблема конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. Увеличение числа фирм - конкурентов и увеличение ассортимента товара значительно обостряет борьбу за потребителя. В этой борьбе центральную роль играет значительное повышение конкурентоспособности товаров.

На основании проведения анализа экономических показателей предприятия можно выделить ведущие отрасли организации, и сделать вывод - является ли предприятие конкурентоспособным или нет.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что при современной экономической ситуации вопрос повышения конкурентоспособности предприятия, а также и продукции предприятия, считается одним из наиболее часто возникающих, так как развитие сельскохозяйственных предприятий напрямую влияет на экономику страны в целом.

Целью курсовой работы является разработка путей повышения конкурентоспособности продукции производства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие конкурентоспособности продукции предприятия;

Выявить основные показатели конкурентоспособности;

Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности СПК (колхоза) «Спасбардинский»;

Предложить мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции предприятия.

Объектом исследования является СПК (колхоза) «Спасбардинский». Предметом исследования - организационно-экономические отношения, связанные с повышением конкурентоспособностью продукции предприятия.

Период исследования - 2010-2012 г.

Осуществляется планирование (прогнозирование) на 2015 г.

При написании работы использовалась учебно-методическая литература и периодические издания. Использовались основные методы:

.Планирования;

. метод сравнения;

. аналитический метод;

. статистический метод.

1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия

.1 Понятие конкурентоспособности продукции предприятия

В условиях рыночной экономики выживаемость любого предприятия, устойчивое положение его продукции на рынке определяется уровнем его конкурентоспособности, то есть способности в условиях современной экономики производить и сбывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителей, чем продукция конкурентов. Важный аспект конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны для производства и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Чтобы предприятие стало лидером на рынке, ему необходимо опережать конкурентов в нововведениях в системе производства, и сбыта, в установлении новых цен, снижении издержек. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем, как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов.

На рисунке 1 представлены факторы внешней и внутренней среды.

Рисунок 1 - Факторы внешней и внутренней среды

Конкурентоспособная продукция- это продукция, обладающая более высокими свойствами по сравнению с аналогами и пользующаяся в результате повышенным спросом. Конкурентоспособность продукции - понятие относительное, четко привязанное к определенному рынку и времени сбыта, что особенно характерно для сельскохозяйственной продукции). Конкурентоспособность продукции определяется показателями ее качества, ценой, упаковкой, товарным знаком, рекламой и т.д. [4, 218].

Важным фактором конкурентоспособности продукции, также как и предприятия в целом, является ее маркетинговая деятельность. Она предполагает решение не только относительно пассивной задачи - тщательного изучения требований покупателей и адаптации к ним выпускаемой продукции, Но и активной задачи по формированию и стимулированию спроса на товары фирмы в целях повышения их конкурентоспособности и увеличения продаж. Именно этой цели в первую очередь призвана служить реклама.

Конкурентоспособностью всякого, поступающего на внешний рынок товара называется способность товара отвечать требованиям данного рынка в данный период времени.

.2 Показатели конкурентоспособности продукции предприятия

Конкурентоспособность продукции показывает степень её притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данной продукции на конкретном рынке в определенный период времени.

Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим).

Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж продукции, её известность, торговая марку и др. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.

Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.

Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и др.[4, 240].

Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство покупателей конкретного сегмента при совершении покупки.

Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и степень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки.

Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом. Один из основных показателей - уровень конкурентоспособности.

На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов.

Существует разное количество методик расчета конкурентоспособности товара. Одна из них основана на определении перечня параметров, подлежащих анализу: потребительных, экономических и организационных. Сначала определяются единичные показатели по каждой группе параметров, затем - групповые, а на последнем этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности. Иногда ограничиваются расчетом группового показателя конкурентоспособности по одной группе параметров, наиболее важных для потребителей.

Примерная последовательность проведения расчета конкурентоспособности товара следующая.

. Определяют единичные показатели конкурентоспособности. При использовании образца в качестве базы сравнения единичные показатели конкурентоспособности по i-му параметру (например, потребительным свойствам) находят по следующим формулам:

qi = (Pi / Pi0) * 100% (1)= (Pi0 / Pi) * 100% (2)

Где q i - единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Р i - величина i-го параметра для анализируемого товара; Р i0 - величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения.

Из формул (1) и (2) используется та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые ГОСТом показатели с уточнением «не менее», применяется формула (1); если же исследуемый показатель имеет уточнение «не более», применяется формула (2).

. По единичным показателям рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности (или сводные индексы конкурентоспособности), которые характеризуют соответствие изделия потребности в нем. Для этого единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого из них по формуле:

пп = ∑ ni=1 ai * qi (3)

Где Iпп - групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам; n - число параметров, участвующих в оценке; а - вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости); q, - единичный показатель по i-му техническому параметру.

Сумма а, должна равняться 1.

. В ряде случаев уровень конкурентоспособности определяют с помощью групповых показателей по одной группе параметров. Например, зная величину групповых показателей конкурентоспособности товара по потребительным (техническим) параметрам, расчет конкурентоспособности проводят по формуле:

= Iпп1 / Iпп2 (4)

Где Ka - показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу - товару-конкуренту по потребительным параметрам; Iпп1 и Iпп2- групповые показатели по потребительным (техническим) параметрам для первого товара и товара- конкурента.

. По аналогичной схеме определяют набор экономических (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные свойства через затраты на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его потребления.

Обычно величины экономических параметров (размер издержек) складываются из цены изделия (С1), расходов на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7), налогов (С8), страховых взносов (С9) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления - СЭ, т.е. объем средств, необходимых в течение всего срока эксплуатации товара:

СЭ = С1 + С2 + С3 +... + Сn (5)

Групповой показатель по экономическим параметрам рассчитывается по формуле:

эп = Сэ1 / Сэ2 (6)

Где Cэ1 - цена потребления оцениваемого товара; Сэ2 - цена потребления конкурирующего товара.

Чем выше цена потребления, тем меньше оцениваемый товар отвечает запросам (ожиданиям) покупателя.

. На базе групповых (сводных) показателей конкурентоспособности определяют интегральный показатель относительной конкурентоспособности (К) изделия:

= Iпп/ Iпэ (7)

Если К > К0, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < К0 - уступает, если К = К0 - оба находятся на одном уровне.

Интегральный показатель конкурентоспособности товара выражает степень привлекательности товара для покупателя.

.3 Рынок продукции животноводства в Пермском крае

Животноводство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. В животноводстве имеют место несколько основных отраслей: скотоводство (молочное и мясное), птицеводство, свиноводство[12, 45].

Все эти отрасли животноводства обеспечивают население молоком, яйцами и мясом. Скотоводство является поставщиком мяса и молока, птицеводство - яиц и мяса, а свиноводство - мясная отрасль.

На производство продукции животноводства оказывают влияние внутренние (факторы: производственный потенциал, уровень специализации, технологическая оснащенность, уровень производительности труда) и внешние риски (демография (изменение количества народа - потребителя продуктов животноводства), экономика (влияние прибыли на отрасли животноводства), политика (государственные программы) и др.).

Животноводство - жизненно необходимая отрасль в современном мире, так как отказ от данной отрасли производства означает для человечества возврат к первобытным временам. Но для высоких положительных показателей отрасль животноводства, как и любая другая отрасль, нуждается в поддержке и развитии.

По состоянию на 1 апреля текущего года в животноводческой отрасли Пермского края всех товаропроизводителей края насчитывалось: 277,9 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 109,6 тыс. голов коров, 216,9 тыс. голов свиней, 85,7 тыс. голов овец и коз, 6597,4 тыс. голов птицы.

По сравнению с аналогичной датой 2011 года наблюдается рост поголовья овец и коз (на 4,6%).

Стадо крупного рогатого скота поредело на 2,1%, коров стало меньше на 1,4%, численность птицы снизилась на 5,3%, поголовье свиней держится на прошлогоднем уровне.

Всеми сельхозпроизводителями края за первый квартал 2012 года реализовано на убой 28,8 тыс. тонн скота и птицы (в живом весе), это на уровне аналогичного периода прошлого года. Валовой надой молока увеличился на 5,8% и составил 103,2 тыс. тонн. Яиц произведено 249,2 млн. штук, это на 6,0% больше, чем в январе - марте 2011 года. Основные объемы производства животноводческой продукции по-прежнему приходятся на сельскохозяйственные организации. Хозяйствами населения за три месяца текущего года произведено чуть больше четверти общекраевых объемов мяса, 15% молока и менее 1% яиц [20].

Рисунок 2 - Структура поголовья скота и птицы по категориям хозяйств (на 1 апреля 2012 года)

Анализ динамики уровня структуры потребления населением края продовольственных товаров позволяет сделать следующие основные выводы: уровень потребления населением продуктов питания представляет собой производную доходов и цен на продовольственные товары, которые предопределяются социально-экономическим развитием края. Обеспечение населения края продукций животноводства необходимо осуществлять на основе системного подхода к развитию отрасли, то есть основываться не только на стимулировании собственного производства, но и на интеграции с другими регионами.

2. Современное состояние деятельности СПК (колхоза) «Спасбардинский»

.1 Характеристика предприятия СПК (колхоза) «Спасбардинский»

СПК (колхоза) «Спасбардинский» расположен в юго-западной агроклиматической зоне Пермского края. Характеризуется умеренно континентальным климатом, благоприятными агроклиматическими условиями для произрастания районированных сельскохозяйственных культур.

Рельеф в целом холмисто-увалистый, платообразный с умеренной расчлененностью. Климат относительно других районов области теплый, незначительно засушливый. Сумма температур воздуха за период с температурами выше 10°С равна 1900-2000. Годовое количество осадков - 500-600 мм. Преобладают дерново-подзолистые почвы глинистого и суглинистого механического состава. Меньшее распространение, в основном в западной части, получили серые лесные, оподзоленные, коричнево-бурые, дерново-карбонатные почвы, выщелоченные черноземы с самым высоким плодородием земли. Встречается растительность лесостепной зоны с хвойно-широколиственными лесами.

Наземные и подземные воды играют немаловажную роль в почвообразовании, а также в хозяйственной деятельности человека. Гидрография территории кооператива представлена большим количеством рек и ручьев, большей частью мелко - водных.

Основным водным источником служит река Барда. Качественные кормовые угодья представлены суходольными и пойменными лугами.

Полное фирменное наименование Сельскохозяйственный производственный кооператив «Спасбардинский», является коммерческой организацией, месторасположение которой Российская Федерация, Пермский край, Кишертский район, с.Спасо-Барда.

Кооператив имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

СПК «Спасбардинский» вправе осуществлять любые виды деятельности в соответствии с действующим законодательством:

животноводство;

растениеводство;

предоставление услуг в области животноводства и растениеводства, кроме ветеринарных услуг;

производство мяса и мясопродуктов;

производство молочных продуктов;

производство готовых кормов для животных;

оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем и животными;

деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания;

другие виды деятельности, не запрещенные законодательством и направленные на достижение уставных целей.

Управленческая структура организации представляет собой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы - это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач, функций и работ. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми (между отделами, цехами, управлениями). Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления (Генеральный директор - начальник цеха - начальник участка - мастер). Кроме того, связи в управленческой структуре могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или её структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. Главным органом управления выступает председатель, которому подотчетны главный бухгалтер, начальник отдела кадров, управляющий основным производством и управляющий складским хозяйством.

От обеспеченности предприятия основными ресурсами, основными фондами и от работы руководителей всех структурных подразделений, а так же от работы их подчиненных зависят производственно-экономические показатели деятельности предприятия, имеющие не второстепенное значение на предприятии. Основные производственно-финансовые показатели СПК «Спасбардинский» за период 2010-2012 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные производственно-финансовые показатели в СПК (колхоза) «Спасбардинский»

Экономические показатели

Года

2012г. В % к


2010

2011

2012

2010г.

2011г.

Выручка, тыс. руб.

20552

24326

27920

135,85

114,77

Себестоимость продаж, тыс. руб.

18830

19570

24994

132,73

127,71

Прочие доходы, тыс. руб.

4602

3420

4319

93,85

126,29

Прочие расходы, тыс. руб.

298

214

125

41,95

58,41

Прибыль, тыс. руб.

6026

7962

7120

118,15

89,42

Рентабельность, %

32,00

40,68

28,49

41,45

43,02

Окупаемость затрат, руб.

1,31

1,4

1,28

97,71

91,43


Проанализировав данные таблицы 1 следует, что в 2012 году уровень рентабельности составил 28,49 % на это повлияло увеличение выручки на 35,85% это составило 22552 тыс. руб. за 2010г.-2012г.А по отношению к 2011г. Выручка увеличилась на 14.77% что составило 3594 тыс.руб.

В 2012г году также произошло увеличение себестоимости продаж на 32,73% по отношению к 2010 г. что составило 6164тыс. руб. и на 27,71% по отношению к 2011 г. что составило 5424 тыс. руб.

В 2012 году прочие доходы снизились по отношению к 2010 г. на 6,15% что составило 283 тыс. руб., но увеличилась по отношению к 2011 году на 26,29% что составило 899 тыс. руб.

В 2012 году произошло снижение прочих расходов по отношению к 2010 г. на 58,05% что составило173 тыс. руб. и по отношению к 2011 году на 41,59% что составило 89 тыс. руб.

В 2012 году произошло увеличение прибыли по отношению к 2010 году на 18,15% что составило 1094тыс. руб. и снижение по отношению к 2011 г. на 10,58% что составило 842 тыс. руб.

В 2012 году также снизились окупаемые затраты на 2,29% к 2010 г. и на 8,57% к 2011 г.

Организационная структура предприятия - это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Организационные структуры отличаются друг от друга сложностью, формализацией и соотношением централизации и децентрализации.

Структурой управления и организационная структура взаимосвязаны: структура организации отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами и людьми, а структура управления создает механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации. Как правило, мероприятия по проектированию или изменению состава самой организации (разукрупнение, объединение, слияние с другими организациями и др.) вызывают необходимость соответствующих перемен в структуре управления.

На данном предприятии организационная система линейно - функциональная.

Линейно - функциональная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа.

Линейно-функциональная структура имеет достоинства и недостатки, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Достоинства и недостатки линейно-функциональной структуры

Достоинства

Недостатки

Более глубокая проработка стратегических вопросов.

Недостаточно четкое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении.

Возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.

С трудом реагирует на изменения.

Некоторая разгрузка высших руководителей.

Тенденции к чрезмерной централизации управления.


Затрудняет горизонтальное согласование.


Линейно - функциональная структура может служить промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.

2.2 Основные экономические показатели деятельности организации

Специализация - сосредоточение деятельности предприятия на производстве одного или нескольких видов конкурентоспособной товарной продукции, для производства которых здесь имеются лучшие условия. Специализация способствует сокращению количества товарных отраслей, а также увеличению объема их производства и повышению прибыли (чистого дохода). Рост объема производства одних товарных отраслей за счет сокращения других, возможно до тех пор, пока этот процесс станет экономически невыгодным. Выгода от процесса производства напрямую влияет на дальнейшее функционирование предприятия, а также конкурентоспособность, которая по современным рыночным меркам позволяет оставаться на плаву и непосредственно влиять на экономику страны целом[14, 151].

Товарная продукция сельскохозяйственного предприятия выражает его связь с рынком. Поэтому роль отраслей в специализации и определяется по их удельному весу в структуре товарной продукции (таблица 3).

Таблица 3 - Состав и структура товарной продукции

Виды продукции

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 в % к


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

2010

2011

Зерновые и зернобобовые культуры

3498,00

6443,00

3690,00

15,80

6486,00

77,89

185,42

175,77

Прочая продукция растениеводства

-

-

2839,00

6,52

1799,00

21,59

-

63,37

Продукция растениеводства собственного производства

1874,00

34,52

15,00

22,33

43,00

0,52

2,29

286,67

Картофель

57,00

0,13

7,00

-

3,00

0,04

5,26

42,86

Итого по растениеводству

5429,00

100,

6551,00

100,

8331,00

100,00

153,45

127,17

КРС

1556,00

10,36


-

1657,00

8,51

106,49

-

Молоко

12039,00

80,14

-

-

16287,00

83,65

135,28

-

Продукция животноводства собственного производства

1428,00

9,50

-

-

1526,00

7,84

106,86

-

Итого по животноводству

15023,00

100,00

-

 -

19470,00

100,00

129,60

-


Согласно данным таблицы на молоко приходится значительно большая часть реализованной продукции. Дополнительным видом продукции является мясо КРС, которые также реализуются. Выручка от реализации зерна в 2012 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 85,42 %, продажа мяса КРС увеличилась в 2012 году на 6,49 % от уровня 2010 года. Выручка от реализации молока увеличивается в 2012 году она выросла на 35,28% от уровня 2010 года. Специализация хозяйства молочное, так как по структуре молоко имеет наибольший удельный вес: в 2010 году- 80,14 %, в 2012 году- 80,65 %.

Для установления специализации производства воспользуемся данными о выручке за реализацию произведенной продукции:

Кс=100/∑Д(2n-1), (8)

Где. Д - удельный вес выручки от конкретной продукции в общем объеме выручки, тыс. руб.;- Номер разряда: натуральное число, присваивающееся по порядку виду продукции, согласно ее удельному весу, начиная с наиболее приоритетной продукции.

К09=0,37; К10=0,41; К11=0,39

Чем ближе коэффициент специализации к 1, тем хозяйство более специализировано. В данном случаи, коэффициент специализации довольно далек от 1, поэтому можно говорить, что кооператив не специализируется на конкретном виде продукции, а реализует довольно разнообразную продукцию. Насколько это рационально оценить сложно, но можно предположить, что наличие высокоспециализированных хозяйств является свидетельством относительной стабильности в экономике государства, поскольку высокая специализация требует хорошо налаженных, проверенных временем связей между хозяйствами, рынком и государством.

Далее стоит рассмотреть эффективность основных видов продукции (таблица 4).

Таблица 4 - Эффективность основных видов продукции

Годы

Виды продукции

Кол-во реал-й продукции, ц

Выручено

Полная себестоимость

Результат от реализации, тыс. руб.

Уровень рентабельности, %

Окупаемость затрат, руб.

 




Всего тыс. руб.

1-го Ц.руб.

Всего тыс. руб.

1-го Ц.руб.

Прибыль

Убыток



 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

2010

пшеница

4904

2428

0,49

2548

40

 

 120

0

0,95

 

2011

пшеница

5730

2924

0,51

3009

41,98

 

 85

0

0,97

 

2012

пшеница

4758

2788

0,58

2836

49,91

 

 48

0

0,98

 

2010

овес

3204

1070

0,33

1500

40,12


430

0

0,71

 


 










 

2011

овес

1634

766

0,47

752

42

 

0,02

1,02

 

2012

овес

10219

3698

0,36

4326

39,52

 

628

0

0,85

 

2010

картофель

37

57

1,54

37

39,89

20

 

0,35

1,54

 

2011

картофель

15

7

0,47

9

42,06

 

2

0

0,78

 

2012

картофель

 6

 3,00

0,5

 3

 

0

0

 

0

 

2010

КРС

286

1556

5,44

1972

621,09

 

416

0

0,79

 

2011

КРС

-

-

-

-

-

 -

-

-

-

 

2012

КРС

207

1657

8

1657

506,36

 0

0

0

1


Прибыльными видами продукции в хозяйстве является производство молока. Прибыль от реализации этой продукции в 2012 г. составила 3482 тыс. руб., по сравнению с 2010 г. повысилась на 923 тыс. руб. Уровень рентабельности составил 0,21%. Все остальные виды продукции в 2012 году оказались убыточными. Убыток от реализации пшеницы в 2012 г. составил 48 тыс. руб. Также производство овса является убыточным. Убыток от реализации составляет 628 тыс. руб.

Роль земли не одинакова в различных отраслях народного хозяйства. Более важное значение она приобретает в добывающей отрасли, где она служит в качестве источника сырья. Но только в сельском хозяйстве земля становится главным средством производства: является и предметом, и средством труда.

Для того чтобы обеспечить условия для роста и развития сельскохозяйственных культур люди подвергают землю обработке. Следовательно, в первом случае она выступает как предмет, а во втором - как средство труда.

Структура сельскохозяйственных угодий представляет собой процентное соотношение отдельных их видов в общей площади. Она очень сильно зависит от зональных особенностей территории и поэтому существенно различается по экономическим районам. Большое влияние на структуру сельхозугодий имеет специализация хозяйства.

Для обобщающей характеристики использования основных пользуются соответственными показателями, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Показатели для обобщающей характеристики использования основных средств

Показатели

Характеристика

Фондоотдача

Отношение валовой продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 1000 рублей.

Фондоёмкость

отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к валовой продукции на 1000 рублей. Фондоёмкость является обратным показателем фондоотдачи

Фондовооруженность труда

отношение стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности рабочих, выражается в руб./чел, характеризует оснащенность работников основными фондами


Перечисленные показатели приведены в таблице 6 за три года.

Таблица 6 - Показатели экономической эффективности основных средств

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к





2010 г.

2011 г.

Фондообеспеченность, тыс. руб.: - на 100га с/х угодий - на 100га пашни - на 100 га посевов

1081,67 1331,45 4025,87

1199,28 1476,22 4463,60

1535,56 1890,15 5715,18

141,96 141,96 141,96

128,04 128,04 128,04

Фондовооруженность, тыс.руб.

576,59

661,71

894,32

155,11

135,15

Фондоотдача, руб.

0,05

0,13

0,06

120

46,15

Фондоемкость, руб.

19,76

7,93

16,50

83,50

208,07

Коэффициент прироста

1,09

1,31

1,02

93,58

77,86

Коэффициент обновления

0,15

0,29

0,09

60

31,03

Коэффициент выбытия

0,08

0,06

0,07

87,50

116,67

Уровень рентабельности, %

17,71

21,11

14,74

83,23

69,82


Еще один показатель эффективности использования основных производственных фондов - это фондовооруженность. На протяжении трех лет проявляется рост показателя фондовооруженности. Рост фондовооруженности отражает замещение живого труда техникой, ликвидацию живых процессов, повышение степени механизации и комплексной механизации производств. Данные нововведения позволяют облегчить процесс производства на предприятии, вывести предприятие на новый - более высокий уровень, а также сократить время на их выполнение в процессе производства.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.

Оборачиваемостью оборотных средств является продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств (покупки сырья, материалов и др.) до выхода и реализации готовой продукции. Кругооборот оборотных средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.

Эффективность использования кадров на предприятии <#"708009.files/image003.gif">74,82ц;=128,32ц.

Подставим значения параметров а и b в уравнение:

у = 74,82+128,32*3 = 459,78ц;

Из расчетов видно, что фактический объем производства был ниже планового на 89,78ц.

На основании этих данных произведем расчет производства продукции мясной продукции на 2013, 2014 и 2015 года:


Из расчетов видно, что каждый год объем выпускаемой продукции будет повышаться и это повлечет за собой повышение затрат, поэтому будут не обходимы материальные средства. Следовательно, к 2015 году ожидается увеличение продуктивности животных.

3.2 Планирование продуктивности КРС в целях повышения конкурентоспособности

Обобщая отечественный и мировой опыт развития мясного скотоводства и учитывая сложившуюся обстановку в России, необходимо сосредоточить внимание не на увеличении, а на стабилизации поголовья коров и направить все внимание на повышение интенсивности использования имеющегося поголовья, на рост живой массы, продуктивности скота за счет осуществления комплекса зоотехнических, организационных и экономических мероприятий [17, с.447].

Продуктивность скота определяется породными особенностями животных и условиями их кормления и содержания.

Мясная продуктивность КРС выше у скота специализированных мясных пород. По сравнению с молочным мясной скот быстрее откармливается, даёт больший убойный выход и лучшее по качеству мясо. При откорме жир откладывается не только на внутренних органах и поверх туши, но и внутри мышечной ткани в виде тонких прослоек («мраморное» мясо). Особенно ценно мясо откормленного молодняка. К 11/2-2-летнему возрасту молодняк достигает массы 400-450 кг.

Плановый объем прироста живой массы КРС находится путем умножения планового среднегодового поголовья коров на плановую продуктивность коров.

Продуктивность коров планируют по достигнутому уровню за последние 3- 5 лет.

Теперь необходимо рассчитать плановую продуктивность 1 коровы.

Найдем её с помощью выравнивания достигнутого уровня продуктивности с использованием среднегодового абсолютного прироста.

Таблица 11 - Динамика поголовья, продуктивности и производства продукции мясного животноводства

Вид продукции

Среднегодовое поголовье, голов

Годовая продуктивность, ц

Валовой объем продукции


2010

2011

2012

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Прирост живой массы КРС

179

158

150

6,94

7,08

6,86

477

404

370


А = 6,86 - 6,94 = -0,03 ц;

Годовая продуктивность по приросту в течение исследуемых лет снижается, тогда плановая годовая продуктивность по приросту на 2015 год будет равна 6,86 - 0,03= 2,44 ц, но годовая продуктивность значительно увеличится, когда плановая будет равна 7;

Далее произведем планирование валового объема производства мясной продукции.

Таблица 12 - Анализ валового объёма прироста живой массы КРС

Вид продукции

Поголовье, голов

Годовая продуктивность, ц

Валовой объем продукции, ц

Прирост живой массы КРС

163

7

1141


Анализируя таблицы 13 и 14 можно сделать вывод, что валовой объем прироста живой массы КРС увеличился к 2015 году на 67,57%. Это связанно с увеличением продуктивности и поголовья скота.

3.3 Экономический эффект от предложенных мероприятий

Для успешного функционирования любому предприятию необходимо выполнять планирование производства на предстоящий период. Произведем некоторые расчеты производства мясной продукции в СПК (колхоза) «Спасбардинский»,

Таблица 13 - Показатели экономической эффективности производства продукции мясного животноводства на перспективу

Показатель

2012 г.

2015 г.

2015 г. в % к 2012 г.

1

Количество животных на откорм, гол.

150

163

108,67

2

Валовое производство, ц.

370

844,74

193,63

3

Полная себестоимость, тыс.руб.

1657

3082,1

186

4

Себестоимость 1 ц, руб.

4480

5000

111,61

5

Количество реализованной продукции, ц.

270

744,74

228,3

6

Средняя цена реализации, руб.

6,14

5,92

94,62

7

Выручка, тыс. руб.

1657

4408

289,14

8

Прибыль, тыс. руб.

0

1325,9

-

9

Уровень рентабельности, %

0

43,01

-


Выводы

Рыночная экономика характеризуются всё более ожесточающейся конкуренцией. В настоящее время практически нет предприятий, у которых не было бы конкурентов.

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для про­изводителя, является конкурентоспособность его продукции. В данной работе была проанализирована экономическая деятельность СПК (колхоза) «Спасбардинский» за 2010-2012г.

В результате проведенного анализа была можно сделать следующие выводы:

предприятие имеет молочную специализацию,

прибыльными видами продукции в хозяйстве является производство молока и картофеля;

мясное скотоводство не является приоритетной отраслью, но при грамотном планировании производства в будущем способно приносить экономические выгоды.

Для повышений уровня конкурентоспособности продукции было предложено увеличить валовое производство мясной продукции, изменив себестоимость на 11,61% и поднять среднюю цену реализации. На увеличение показателя валового производства повлияет увеличение количества голов на 8,67% и увеличение прироста живой массы. В этом случае в 2015 году ожидается увеличение объема производства на 128,11% по сравнению с 2012 годом.

Список использованных источников

1.     Конституция РФ М. «Новая волна» 1996. 64 с.

2.      Гражданский кодекс РФ принят Гос. Думой 22дек.1995 г.

.        Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 30.11.2011 № 362 -ФЗ.

.        Абрютина М.С. Экономика предприятия: учебник / М.С. Абрютина. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010. - 585 с.

.        Антонова О.В. Управление кризисным состоянием организации / О.В. Антонова. - М.: Юнити, 2008. - 136 с.

.        Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М., 366 с.

.        И.А. Белобжецкий, В.А. Белобородова, М.Ф. Дьячков и др.; / Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / под ред. В.А. Белобородовой, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 532 с.

.        Гелета И.В., Калинская Е.С., Кофанов А.А. Экономика организации (предприятия). - М.: "Магистр", 2007. - 129 с.

.        Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов / 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 767 с.

.        Горфинкель В.Я., Базилевич А.И., Бобков Л.В. Экономика предприятия (фирмы): учебник. - Москва: Проспект, 2010. - 640 с.

.        Ершова С.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия М.: Финансы и статистика, 2007. - 214 с

.        Животноводство в Пермской крае (январь - март 2012 года) // Фермеры России. - 2012.-№4.- с. 45-46

.        Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. Экономика организации. Учебник. - М.: "ИНФРА - М", "ФОРУМ", 2007. - 194с.

.        Нечаев В.И., Артемова Е.И., Белова Л.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: КолоС, 2010. - 383 с.

.        Позднякова В.Я., Девяткина О.В. Экономика предприятия (организации): учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010.-640 с.

.        Ряховская А.Н. Экономика фирмы: учеб. Пособие. - М.: Магистр; ИНФРА-М, 2010. - 511 с.(14)

.        Савицкая Г.В. Экономический анализ. М.: “Новое знание”, 2007 - 640 с.

.        Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007 - 322 с.

.        Цатхланова Т.Т. Условия эффективного функционирования сельскохозяйственного производства в России/ Управление Экономическими Системами.-2011.-№9. - С. 33.

Похожие работы на - Пути повышения конкурентоспособности продукции производства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!