Арбитражный управляющий: назначение, функции, требования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,82 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Арбитражный управляющий: назначение, функции, требования

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра управления персоналом, спортивно-оздоровительного, экспедиционного туризма и физической культуры




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

"Антикризисное управление"

на тему: "Арбитражный управляющий: назначение, функции, требования"












Тула 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие об арбитражном управляющем

§ 1. Арбитражное управление в системе антикризисного менеджмента

§ 2. Арбитражный управляющий: требования, возникновение статуса, порядок назначения

Глава 2. Полномочия арбитражного управляющего

§ 1. Правовой статус арбитражного управляющего на различных этапах арбитражного управления

§ 2. Взаимодействие арбитражного управляющего и саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Развитие рыночных отношений в России диктует необходимость правового регулирования несостоятельности (банкротства). Последние десять лет банкротство является одним из наиболее динамично развивающихся направлений. Об этом свидетельствует опыт принятия трех законов о несостоятельности (банкротстве) и целого ряда специальных законов, регулирующих особенности несостоятельности (банкротства) определенных категорий должников.

Арбитражный управляющий является центральной фигурой проведения процедур банкротства. В условиях нестабильности финансового состояния большинства хозяйствующих субъектов и увеличения количества, рассматриваемых арбитражными судами дел о банкротстве, значимость деятельности арбитражного управляющего возрастает. От уровня образования, профессиональной этики, независимости, практических навыков арбитражного управляющего зависит не только результат проведения конкретной процедуры банкротства, но и формирование правоприменительной практики в сфере банкротства, а вместе с тем и социальной оценки такого экономически неизбежного явления, как банкротство.

Арбитражный управляющий осуществляет свою деятельность не в замкнутом экономико-правовом пространстве, а в условиях тесного взаимодействия с огромным количеством субъектов, наделенных законодательством о банкротстве различного рода правомочиями. Данные субъекты, реализуя свои права и исполняя обязанности, оказывают серьезное влияние на деятельность арбитражного управляющего: при принятии им юридически значимых решений, при исполнении им своих полномочий. Без понимания содержания правовых связей, возникающих между арбитражным управляющим и данными субъектами права, невозможно правильно оценить эффективность деятельности арбитражного управляющего, понять причины проблем, возникающих при реализации арбитражным управляющим норм законодательства о банкротстве.

Целью данной работы является исследование сущности деятельности арбитражного управляющего в антикризисном менеджменте. Достижение поставленной цели определяет необходимость решения следующих задач:

. описать сущность, назначение, цели арбитражного управления;

. проанализировать требования, предъявляемые законодательством о банкротстве к арбитражному управляющему;

. классифицировать полномочия арбитражного управляющего, выявить проблемы их реализации.

Деятельность арбитражного управляющего исследуется с учетом оценки целей и задач, стоящих перед арбитражным управляющим, правовой природы деятельности арбитражного управляющего, с учетом его деятельности на различных этапах банкротства.

Объектом исследования является законодательство о банкротстве, регулирующее деятельность арбитражного управляющего, его участие в проведении процедур банкротства.

арбитражный управляющий полномочие статус

Глава 1. Понятие об арбитражном управляющем

§ 1. Арбитражное управление в системе антикризисного менеджмента

Условно существующие на данный момент работы можно разделить на имеющие юридическую направленность и работы отдельных экономистов, адаптированные под проблемы несостоятельности (банкротства). В отдельных исследованиях по отношению к предприятию, находящемуся в процессе банкротства, применяется понятие "арбитражное управление".

Действительно, если обратиться к термину управление, то управление как процесс не заканчивается автоматически с принятием заявления о несостоятельности (банкротстве). Оно приобретает новые признаки и черты. Таким образом, арбитражное управление на наш взгляд следует рассматривать как специфическую форму антикризисного управления.

Арбитражное управление - это система методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с осуществлением процедур, применяемых в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Цель арбитражного управления - максимальное удовлетворение требований кредиторов предприятия либо путем восстановления его платежеспособности, либо его ликвидации. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: проанализировать причины превышения расходов над поступлениями; выбрать наиболее оптимальную форму управления; оценить степень разбалансированности системы; определить размер предстоящих мероприятий.

Поэтому арбитражное управление имеет ряд отличий от обычного: осуществляется специально утвержденным специалистом - арбитражным управляющим; его участники имеют противоположные интересы; имеет четко определенные законодательством временные рамки; комплекс проводимых мероприятий определен законом; осуществляется при практически полном отсутствии денежных средств.

Арбитражное управление на наш взгляд должно выполнять две основные функции. Во-первых, надлежащее функционирование механизма "невидимой руки". Современное предприятие основано на разделении права собственности и права на управлении. В этом контексте арбитражное управление в рамках законодательства о банкротстве выполняет посреднические функции между исключительным контролем за перемещением "дефицитного" имущества предприятия и необходимостью делегировать полномочия по его "вторичному" использованию. Это позволяет уменьшить транзакционные издержки. В рамках арбитражного управления кредиторам предоставлено право "выкупить" свои ресурсы у неплатежеспособных предприятий, с тем, чтобы использовать их более эффективно. То есть кредиторам в данном случае предоставлено право реинвестировать из несостоятельного предприятия.

Во-вторых, в рамках арбитражного управления должен осуществляться соответствующий контроль за должником, а также передача полномочий от прежних органов управления в случае принятия решения о ликвидации.

Институт банкротства относительно нов для российской системы правового регулирования. Вместе с тем в дореволюционной России институт банкротства был достаточно развит. В дореволюционной терминологии в отношении современных арбитражных управляющих употреблялся сугубо российский термин - "попечитель". Попечитель избирался из числа присяжных поверенных - адвокатов. Основной целью попечителя-опекуна являлось обеспечение законности всех действий несостоятельного предприятия.

Многие до сих пор не представляют себе, в чем заключается суть названной профессии. В глазах одних - это госслужащий, участвующий в банкротных процедурах. В глазах других - человек, который пришел на предприятие с целью "растащить последнее" и тем самым окончательно погубить его. В целом оба эти утверждения неверны, но в них есть и доля правды. Кроме того, в самом законодательстве имеется путаница в использовании терминологии, касающейся арбитражного управляющего. Регулирующие банкротство законы, в том числе банкротство кредитных организаций, субъектов естественных монополий, используют термин "арбитражный управляющий". При этом в ведомственных нормативных актах нередко можно встретить термин "антикризисный управляющий" (например, РАСПОРЯЖЕНИЕ ФСФО РФ от 04.09.2000 № 128-р, ПРИКАЗ Миннауки РФ от 04.11.98 № 212). Кроме того, в действующем законодательстве нет определения арбитражного управления. Всегда говорится о правах и обязанностях арбитражного управляющего, его ответственности и т.д. А между тем никто не может четко сказать, чем же он все-таки занимается. Что такое арбитражное управление? Чем отличается арбитражное управление от доверительного, от антикризисного, от менеджмента в юридическом лице? Это разные процессы, или это одно и тоже? Кратко обозначим определяющие отличия между этими видами деятельности [4]:

. Арбитражное управление - это специфический вид деятельности, который заключается в управлении должником при реализации судебных процедур банкротства. Особенности арбитражного управления определяются законодательством о банкротстве.

. Антикризисное управление, в свою очередь, подразумевает управление юридическим лицом в неблагоприятных условиях. При этом речь не обязательно идет о банкротстве, кризисная ситуация может возникнуть и за его пределами. Банкротство - это всегда кризис, а кризис - это не всегда банкротство.

. Управление юридическим лицом осуществляется только в его интересах и в соответствии с целями определенными в учредительных документах. В то время как арбитражное управление преследует цели, определенные в законе о банкротстве, и в интересах всех участников банкротства.

. Доверительное управление - это разновидность управления чужим имуществом в пользу третьего лица. Именно имуществом, а не юридически лицом, как в предыдущих случаях.

Таким образом, арбитражный управляющий - это специалист, осуществляющий процесс управления должником при реализации судебных процедур банкротства. Впервые ввел в российскую экономику этого нового участника процесса банкротства закон "О банкротстве предприятий" 1992 года. Но ключевой фигурой процедуры банкротства арбитражного управляющего определил введенный в действие закон "О несостоятельности (банкротстве)" в 1998 году. Именно в это время Россия переживала экономический кризис, многие остались без работы. Поэтому востребованная на рынке профессия арбитражного управляющего стала очень привлекательной и для многих являлась попыткой попробовать себя на новом поприще и начать новую жизнь. Таким образом, в эту сферу пришли экономисты, банковские работники и участники рынка ценных бумаг, для которых в то время настали не лучшие времена. Также арбитражными управляющими зачастую являются бывшие инженеры и военные. Но на момент принятия данного закона профессии арбитражного управляющего практически не существовало, и требования, которые предъявлялись к данным специалистам, как показывает сегодняшний день, были далеко не совершенны, поэтому на рынке банкротства было достаточно много неквалифицированных специалистов. Арбитражным управляющим мог стать практически любой желающий, прошедший короткий курс обучения и сдавший несложный экзамен. Некоторые арбитражные управляющие даже не имели высшего образования. Более того, арбитражный управляющий не нес никакой ответственности и за свои действия. Но сегодня ситуация изменилась, и в новом федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года прописан более существенный объем профессиональных требований к арбитражным управляющим, а также четко определен его правовой статус.

Таким образом, понятие "арбитражный управляющий" имеет достаточно долгую историю своей эволюции. Это дает нам основание утверждать, что на сегодняшний момент у законодателя уже имеется достаточно знаний и практических навыков, чтобы точно определить назначение и статус арбитражного управляющего во вновь создаваемых законах.

Отзыв в установленном Законом порядке лицензии арбитражного управляющего в период осуществления им полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом такого арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей (п.2 ст. 19 закона о банкротстве).

Лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнить обязанности арбитражного управляющего, с уведомлением ФСФО России (территориального агентства ФСФО России) (п.3 ст. 19 закона о банкротстве).

Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом арбитражным судом. В случаях, предусмотренных федеральным законом и иным правовыми актами Российской Федерации, арбитражному управляющему устанавливается дополнительное вознаграждение, выплачиваемое по результатам его деятельности (п.1, 2 ст.22 Закона о банкротстве).

Если иное не предусмотрено соглашением с кредиторами, вознаграждение лицам, привлеченным арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, выплачивается за счет имущества должника (п.3 ст.22 Закона о банкротства).

В зависимости от процедура банкротства выделяют следующие вида арбитражного управляющего:

) временный управляющий

) административный управляющий

) внешний управляющий

) конкурсный управляющий

§ 2. Арбитражный управляющий: требования, возникновение статуса, порядок назначения

Для того чтобы физическое лицо было назначено арбитражным управляющим, необходимо, чтобы оно отвечало определенным требованиям. Закон о банкротстве предъявляет основные требования к лицам, которые могут осуществлять деятельность по проведению процедур банкротства. Указанные требования делят на позитивные и негативные.

К позитивным относят качества, которые, согласно Закону, должны обязательно присутствовать у арбитражного управляющего:

наличие высшего образования;

наличие стажа руководящей работы (руководитель организации или его заместитель) не менее, чем два года в совокупности;

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражного управляющего;

прохождение стажировки сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего (стажировку организует и проводит саморегулируемая организация арбитражных управляющих);

наличие членства в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

наличие допуска к государственной тайне, если допуск необходим для руководителя должника.

Негативные требования к арбитражному управляющему - это качества, которые должны отсутствовать и лица претендующего на утверждение судом в качестве арбитражного управляющего:

отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие (степень тяжести определяется в зависимости от предусмотренного УК РФ наказания за преступления);

отсутствие заинтересованности в отношении должника и кредиторов;

отсутствие введенных в отношении кандидата процедур банкротства;

отсутствие дисквалификации (запрета осуществлять определенный вид деятельности или занимать определенные должности).

Закон о банкротстве также предусматривает необходимость заключения арбитражным управляющим договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Договор страхования - это форма финансового обеспечения ответственности арбитражным управляющим.

В случае если лицо не будет соответствовать хотя бы одному из указанных требований, оно не может быть утверждено арбитражным судом для проведения процедур банкротства.

Закон о банкротстве предусматривает, помимо основных, дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Эти требования могут быть предъявлены арбитражному управляющему конкурсным кредитором или уполномоченным органом в заявлении о признании должника банкротом, а также собранием кредиторов при решении вопроса о выборе процедуры банкротства.

К дополнительным требованиям относятся:

наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности в соответствующей сфере деятельности должника;

наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей в организации в соответствующей области экономике;

установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.

Перечень дополнительных требований исчерпывающий, другие требования предъявлены быть не могут.

Порядок назначения арбитражного управляющего

После получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе (далее - список кандидатур). В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств.

В случае получения не содержащего требований к кандидатуре арбитражного управляющего запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация проводит отбор кандидатур арбитражных управляющих из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.

В список кандидатур не могут быть включены лица, не имеющие допуска к государственной тайне по установленной форме, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего (абзац введен Федеральным законом от 24.10.2005 N 133-ФЗ).

Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух и пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника или об отсутствии такого допуска в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию (п.1.1 введен Федеральным законом от 24.10.2005 N 133-ФЗ).

Заявленная саморегулируемая организация обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о включении арбитражных управляющих в список кандидатур принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

В течение пяти дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация направляет список кандидатур, содержащий информацию о профессиональных качествах арбитражных управляющих и если в определении арбитражного суда указаны требования к кандидатуре арбитражного управляющего, мотивированное заключение об их соответствии требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, а при необходимости также и информацию о наличии допуска к государственной тайне, в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику (п.3 в ред. Федерального закона от 24.10.2005 N 133-ФЗ).

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона. В случае, если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном заявленной саморегулируемой организацией.

В случае непредставления арбитражному суду заявленной саморегулируемой организацией списка кандидатур в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В случае, если арбитражные управляющие - члены заявленной саморегулируемой организации - не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника, а наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд. После получения такого сообщения арбитражный суд в течение двух дней обращается в регулирующий орган, который в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обязан обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию, если указанная организация не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для повторного представления указанной организацией списка кандидатур в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи (п.6 введен Федеральным законом от 24.10.2005 N 133-ФЗ).

Пункт 7 статьи 45 в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 116-ФЗ подлежит применению также в отношении дел о банкротстве, производство по которым было возбуждено до дня вступления в силу указанного Федерального закона (Федеральный закон от 18.07.2006 N 116-ФЗ).

Собрание кредиторов вправе принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством об утверждении административным, внешним или конкурсным управляющим лица, исполнявшего обязанности арбитражного управляющего при проведении процедуры банкротства, предшествующей введению финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В этом случае предусмотренный пунктами 1-6 настоящей статьи порядок утверждения арбитражного управляющего не подлежит применению, а арбитражным судом выносится определение об утверждении в качестве административного, внешнего или конкурсного управляющего кандидатуры, представленной собранием кредиторов, при условии ее соответствия требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона (п.7 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 116-ФЗ).

Глава 2. Полномочия арбитражного управляющего

§ 1. Правовой статус арбитражного управляющего на различных этапах арбитражного управления

Общие полномочия арбитражного управляющего - это права, которыми обладает, и обязанности, которые несет арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом для проведения любой из процедур банкротства. То есть общими полномочиями в равной степени обладают и временный, и административный, и внешний, и конкурсный управляющий.

Согласно п.3 ст.24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право:

созывать собрание кредиторов;

созывать комитет кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами;

получать вознаграждение в размерах и порядке, которые установлены Законом о банкротстве;

привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;

подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан:

принимать меры по защите имущества должника;

анализировать финансовое состояние должника;

анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

представлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена п. п.3 и 4 ст.10 Закона о банкротстве.

К общим обязанностям арбитражного управляющего относятся также следующие:

обязанность соблюдать в своей деятельности правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является;

обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества;

обязанность в своей деятельности руководствоваться законодательством Российской Федерации;

обязанность сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность не только сведений, являющихся "государственной тайной", но и сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну.

Обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества наименее конкретна из всех иных обязанностей арбитражного управляющего. Ее нормативное закрепление в Законе о банкротстве направлено на поддержание равновесия в соблюдении прав и законных интересов указанных субъектов: должника, кредиторов и общества в целом. На практике это, вероятно, самая трудно исполнимая обязанность арбитражного управляющего, в том числе и потому, что понятия "добросовестность" и "разумность" законодательно не определены, являются понятиями оценочными и содержание их может толковаться по-разному в зависимости от личных качеств каждого конкретного человека.

Правовое регулирование полномочий временного управляющего в процедуре наблюдения

Временным управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения.

К полномочиям временного управляющего следует отнести права и обязанности временного управляющего, которые предусмотрены Законом о банкротстве и в результате исполнения и реализации которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой наблюдения, а именно: обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

Обязанности временного управляющего перечислены в ст.67 Закона о банкротстве. Временный управляющий обязан:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

проводить анализ финансового состояния должника;

выявлять кредиторов должника;

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Уведомление кредиторов о введении наблюдения должно осуществляться временным управляющим следующими способами.

Согласно п.1 ст.68 Закона о банкротстве временный управляющий обязан в течение трех дней с даты получения определения о введении наблюдения (но не с даты вынесения такого определения) направить сведения, подлежащие опубликованию, в адрес официального издания. В отношении факта введения процедуры наблюдения такими сведениями являются:

наименование должника - юридического лица или фамилия, имя, отчество должника-гражданина и его адрес;

наименование арбитражного суда, вынесшего определение о введении наблюдения, дата вынесения такого определения и номер дела о банкротстве;

фамилия, имя, отчество утвержденного временного управляющего и адрес для направления корреспонденции временному управляющему;

установленная арбитражным судом дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

Оплата опубликования таких сведений производится за счет должника. В случае отсутствия денежных средств у должника оплату опубликования сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника.

Кроме того, временный управляющий обязан не позднее чем через 14 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения уведомить о вынесении определения о введении наблюдения всех выявленных им кредиторов должника, за исключением кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, исполнение обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исполнение обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам. Выявленные кредиторы - это кредиторы должника, наличие задолженности перед которыми временный управляющий установил в результате изучения и анализа бухгалтерских, финансовых и иных документов.

По окончании наблюдения временный управляющий не позднее чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда, указанной в определении о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов.

Права временного управляющего

Согласно ст.66 Закона о банкротстве временный управляющий вправе:

предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных ст. ст.63 и 64 Закона о банкротстве;

принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные п.2 ст.64 Закона о банкротстве;

получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника (при этом органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника).

Правовое регулирование полномочий административного управляющего в процедуре финансового оздоровления

Административным управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления.

К полномочиям административного управляющего следует отнести права и обязанности административного управляющего, которые предусмотрены Законом о банкротстве и в результате реализации и исполнения которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой финансового оздоровления, а именно: восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

В соответствии с п.3 ст.83 Закона о банкротстве административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

созывать собрания кредиторов в случаях, установленных Законом о банкротстве;

рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;

предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;

осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;

в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения.

Права административного управляющего

Согласно п.4 ст.83 административный управляющий имеет право:

требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;

согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и решениях;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях, установленных Законом о банкротстве;

обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;

предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве.

Правовое регулирование полномочий арбитражного управляющего в процедуре внешнего управления

Внешним управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления.

К полномочиям внешнего управляющего следует отнести права и обязанности внешнего управляющего, которые предусмотрены Законом о банкротстве и в результате реализации и исполнения которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой внешнего управления, а именно: восстановление платежеспособности должника.

Согласно п.2 ст.99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан:

принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

вести реестр требований кредиторов;

реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Права внешнего управляющего

Согласно п.1 ст.99 Закона о банкротстве внешний управляющий имеет право:

распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом;

заключать от имени должника мировое соглашение;

заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст.102 Закона о банкротстве;

предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;

осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве действия.

Правовое регулирование полномочий арбитражного управляющего в процедуре конкурсного производства

Конкурсным управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства.

К полномочиям конкурсного управляющего следует отнести права и обязанности конкурсного управляющего, которые предусмотрены Законом о банкротстве и в результате реализации и исполнения которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой конкурсного производства, а именно: соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника, признанного банкротом.

Согласно п.2 ст.129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;

привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

анализировать финансовое состояние должника;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

Согласно п.3 ст.129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе:

распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном ст.102 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным ст.103 настоящего Федерального закона, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных Законом о банкротстве.

§ 2. Взаимодействие арбитражного управляющего и саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) - это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих [4, с.56].

Рассмотрим на примере одну из крупных саморегулируемых организаций созданных в России.

Некоммерческое Партнерство "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие", в дальнейшем по тексту "Партнерство", является некоммерческой организацией основанной на членстве, созданной его Учредителями в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью регулирования и обеспечения деятельности арбитражных управляющих.

Партнерство осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом (приложение 1). Оно вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Партнерство создано на неограниченный срок.

Вступив в СРО АУ, арбитражные управляющие несут ответственность перед саморегулируемой организацией.

Лицо, вступившее в членство саморегулируемой организации, обязано соблюдать действующие внутри организации правила профессиональной деятельности. Так, в Партнерстве были утверждены Коллегиальным органом Некоммерческого партнерства "Правила профессиональной деятельности и деловой этики члена некоммерческого партнерства" в приложении №3.

Требования, предъявляемые к членам Партнерства:

. Членами Партнерства могут быть лица (физические и юридические), которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке несостоятельности (банкротства) и:

признают Устав Партнерства;

внесли установленный в Партнерстве вступительный взнос;

регулярно уплачивают установленные в Партнерстве членские, целевые и иные взносы;

выполняют добровольно взятые на себя при приеме в члены Партнерства требования (обязательства); - соблюдают требования ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", настоящие Правила и иные внутренние документы Партнерства.

. Член Партнерства обязан:

добросовестно исполнять требования ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", иных федеральных законов и нормативно - правовых актов Российской Федерации;

соблюдать положения Устава Партнерства, решения Общего собрания членов Партнерства, Коллегиального органа, предписания, приказы, указания и иные распоряжения Президента Партнерства, а также иные внутренние документы;

принимать участие в деятельности Партнерства;

не разглашать служебную информацию о деятельности Партнерства;

возмещать имущественный и иной вред, причиненный Партнерству своей профессиональной деятельностью (бездеятельностью), в порядке, предусмотренном законодательством;

внести субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный Партнерству членами Представительства Партнерства, в состав которого они входят;

повышать свою квалификацию в порядке, установленном законодательством РФ и Партнерством;

при добровольном выходе из Партнерства завершить все процедуры банкротства, которые он проводил в период членства в Партнерстве, либо передать эти предприятия другим членам Партнерства;

выполнять решения и предписания государственных органов, вынесенных в его адрес в соответствии с компетенцией этих органов, установленной законодательством Российской Федерации;

при назначении члена Партнерства руководителем стажировки добросовестно исполнять возложенные на него обязанности, объективно оценивать работу стажера, делать справедливые выводы в заключении по результатам прохождения стажировки в Партнерстве.

Для арбитражных управляющих в саморегулируемой организации Партнерство были созданы дополнительные правила "ПРАВИЛА профессиональной деятельности и деловой этики арбитражных управляющих - членов НП "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие" (приложение 2).

Вступление в саморегулируемую организацию, членство в ней является определенной гарантией обеспечения законности деятельности арбитражных управляющих. СРО АУ наделены законом публично-правовыми функциями: они призваны обеспечивать проведение процедур банкротства в соответствии с законом, обеспечивать деятельность арбитражного управляющего в интересах должника, кредитора и общества в целом.

В целях реализации данной функции законодатель установи, что СРО АУ обязана контролировать профессиональную деятельность своих членов. Однако в п.2 ст.22 Закона о банкротстве, установлены границы такого контроля: СРО АУ контролирует профессиональную деятельность своих членов только в части соблюдения требований Закона о банкротстве и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных СРО АУ [10].

Для реализации этой функции Партнерство приняло Положение "О текущей отчетности и представлении информации о процедурах несостоятельности (банкротства) арбитражными управляющими - членами НП "РСОПАУ" в приложении №5. В Положении четко прописаны: порядок и периодичность предоставления текущей отчетности арбитражными управляющими, порядок предоставления информации о планируемых мероприятиях в ходе процедур банкротства и т.д.

Помимо функций контроля, важной функцией СРО АУ является защита прав и законных интересов своих членов. В целях реализации указанной функции СРО АУ п.1 ст.22 Закона о банкротстве предоставил следующие права: обжаловать в судебном порядке акты и действия органов государственной и муниципальной власти, нарушающие права и законные интересы любого из своих членов или группы членов, подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве [5, с. 190].

Заключение

Категория "арбитражный управляющий" является не новой в современном законодательстве. Аналогичная категория под названием "попечитель" существовала еще в дореволюционном законодательстве о банкротстве, в котором были определены статус и соответствующие ему функции "попечителя". В законодательстве послесоветской России понятие "попечитель" было заменено на понятие "арбитражный управляющий", однако основополагающие принципы данной правовой категории были сохранены. По мере становления и развития рыночной экономики в России понятие категории арбитражного управляющего претерпевало изменения, целью которых было обеспечение справедливого правосудия, учитывающего все спорные вопросы в делах о несостоятельности.

Арбитражный управляющий как значимая фигура в деле о банкротстве была впервые введена федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" в 1998г. Далее произошли некоторые изменения законодательства о банкротстве, воплотившиеся в новом законе 2002г. Именно этот закон сегодня является основополагающим при определении статуса арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий является центральной фигурой проведения процедур банкротства. В условиях нестабильности финансового состояния большинства хозяйствующих субъектов и увеличения количества рассматриваемых арбитражными судами дел о банкротстве, значимость деятельности арбитражного управляющего возрастает. От уровня образования, профессиональной этики, независимости, практических навыков арбитражного управляющего зависит не только результат проведения конкретной процедуры банкротства, но и формирование правоприменительной практики в сфере банкротства, а вместе с тем и социальной оценки такого экономически неизбежного явления, как банкротство.

Правоприменительная практика показала, что ряд норм права, регулирующих деятельность арбитражного управляющего, в результате своего несовершенства препятствует эффективному выполнению арбитражным управляющим поставленных перед ним задач, реализации предусмотренных законом полномочий.

В настоящее время идет процесс становления правового статуса арбитражного управляющего, как в теории юридической науки, так и на практике. Законодательством предъявляются новые требования к лицам, проводящим процедуры банкротства. В рамках изменения и совершенствования законодательства о банкротстве особенно актуальным, научно и практически значимым становится исследование правового регулирования деятельности именно арбитражного управляющего, как лица, непосредственно влияющего на ход и результаты проведения процедур банкротства. Выявление проблем правового регулирования деятельности арбитражного управляющего и поиск путей их решения, позволит скорректировать законотворческий процесс в данной области, позволит усовершенствовать правоприменительную практику субъектов конкурсного права, найти баланс между полномочиями арбитражного управляющего и иных субъектов.

Список использованных источников

1.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, от 24.07.2002 г. (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (действующая редакция от 03.11.2013)

2.Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) (действующая редакция от 05.12.2013).

.Александрова О.Н. Антикризисное управление: учебник. / О.Н. Александрова [и др.], отв. ред. Э.М. Коротков. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 620 с.

.Антикризисное управление. В 2 т. Таль Г.К. М.: 2010. - Т.1. - 645 с.

.Антикризисное управление. Беляев А.А., Коротков Э.М. 2-е изд. - М.: 2011. - 311 с.

.Антикризисное управление. Теория и практика / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин. - М.: 2010. - 287 с.

.Белоликов А. Фигура арбитражного управляющего / Алексей Белоликов // Право и экономика. - 2009. - 49 с.

.Владыка Е. Взаимодействие арбитражного управляющего и саморегулируемой организации арбитражных управляющих / Елена Владыка // Право и экономика. - 2009. - №10.

.Дорохина Е. Особенности деятельности временного управляющего при проведении наблюдения / Елена Дорохина // Право и экономика. - 2009. - №6.

.Зенкин И.В. Банкротство коммерческих организаций. Правовые аспекты. Учебное пособие для арбитражных управляющих. Вопросы и ответы / И.В. Зенкин, Г.К. Таль. - М.: Международные отношения, 2011. - 208 с.

.Коммерческое право России. Курс лекций. Беляева О. А.3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. - 192 с.

.Крутиков Р.Н. Развитие института банкротства в России: правовое регулирование и ответственность / Р.Н. Крутиков // Юрист. - 2011. - №7.

.Об утверждении правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов: Постановление Правительства Российской Федерации, №366 от 25.06.2003 г.

.Предпринимательское право. Смагина И.А. М.: Омега-Л, 2009. - 286 с.

.Телюкина М.В. Конкурсное право: теория и практика несостоятельности (банкротства) / М.В. Телюкина - М.: Дело, 2012. - С.393.

.Телюкина М.В. Основы конкурсного права.М., Волтерс Клувер, 2012. - 560 с.

.Теория антикризисного управления предприятием. Кован С.Е., Мокрова Л.П., Ряховская А.Н. М.: 2009. - 160 с.

.Теория антикризисного управления. Покрытан П.А. М.: ЕАОИ, 2009. - 325 с.

.Четверкина А. Правила проведения арбитражным управляющим финансово - экономического анализа / Алена Четверкина // Право и экономика. - 2010. - №9.

.Шишмарева Т.П. Правовой статус управляющих в процедурах несостоятельности в России и Германии / Т.П. Шишмарева // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - №7.

.Шишмарева Т.П. Правовой статус управляющих в процедурах несостоятельности в России и Германии (окончание) / Т.П. Шишмарева // Арбитражный и гражданский процесс. - 2008. - №8.

Приложения

Приложение 1

Утвержден Общим собранием членов

Некоммерческого партнерства "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие"

(протокол № 14 от "12" мая 2011 г.)

Председатель собрания ___________ /В.И. Романчин/

Секретарь собрания __________ /И.С. Савенкова/

УСТАВ

НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

"Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих

"Содействие"

(редакция №10)

Орел

год

. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

.1 "Некоммерческое партнерство "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие" (далее именуемое - "Партнерство") является основанной на членстве некоммерческой организацией, объединяющей субъектов профессиональной деятельности - арбитражных управляющих в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ от 26.10.2002 г., созданной для регулирования и обеспечения деятельности арбитражных управляющих, являющихся членами Партнерства.

.2 Партнерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.1996 г., Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ от 26.10.2002 г., Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" №315-ФЗ от 01.12.2007 г. и настоящим Уставом.

.3 Задачами Партнерства является:

осуществление взаимодействия со своими членами, потребителями производимых ими услуг, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти, к полномочиям которых отнесено государственное регулирование профессиональной деятельности членов Партнерства;

контроль качества предоставления услуг и соблюдения этических норм членами Партнерства.

.4 Партнерство имеет бессрочный характер деятельности.

.5 Полное наименование Партнерства на русском языке: Некоммерческое партнерство "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие".

Сокращенное название на русском языке: НП МСРО "Содействие".

.6. Под саморегулированием в настоящем Уставе понимается, самостоятельная и инициативная деятельность арбитражных управляющих, содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил профессиональной деятельности, обеспечивающих показатели качества производимых услуг по арбитражному управлению, степень информационной прозрачности осуществления профессиональной деятельности, а также осуществление непрерывного контроля за их соблюдением.

.7 Место нахождения и почтовый адрес Партнерства: 302004, Россия, г. Орел, ул. 3-я Курская, дом 15.

. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРТНЕРСТВА

.1 Партнерство приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

.2 Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается Партнерством с даты включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

.3 Основания для включения Партнерства в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих устанавливаются действующим законодательством.

.4 Партнерство обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, для достижения своих целей имеет право заключать договоры.

.5 Партнерство имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Партнерство может иметь штампы, бланки со своим наименованием.

.6 Партнерство имеет самостоятельный баланс, вправе в установленном порядке открывать счета в банках и иных кредитных учреждениях на территории Российской Федерации.

.7 Партнерство в интересах достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом, может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

.8 Имущество и денежные средства, переданные Партнерству его членами, является собственностью Партнерства.

Похожие работы на - Арбитражный управляющий: назначение, функции, требования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!