Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления организацией

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    129,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления организацией

ПЛАН РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ

. Характеристика компании

.1 История компании

.2 Структура компании

.3 Возможные риски

.4 Бизнес-стратегия компании

.5 Деятельность компании в цифрах

. Миссия компании

.1 Цели, задачи и миссия компании

.2 Продукция компании

.3 Технологии

. Ресурсы компании (факторы производства)

. Анализ факторов внешней среды

. Анализ факторов внутренней среды

.1 Производство

.2 Персонал

.3 Финансы

.4 Маркетинг

. Обобщающий анализ внешней и внутренней среды

. Структура управления компанией

. Рекомендации по совершенствованию системы управления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование организации в условиях рыночной экономики, возрастающей конкуренции и динамично изменяющейся среды все в большей степени определяют новые технологии и их производственные процессы, организационные решения ,процессы реструктуризации организации на основе восприятия его коллективом достижений НТП и требований рынков.

Успех деятельности организации обеспечивают: непрерывное изучение конкурентов на рынках товаров и ресурсов, частичные и радикальные его преобразования, которые базируются с одной стороны на существующих структурах, процессах и ценностях, с другой - стратегических ценностях, требующих существенной переориентации всех сфер деятельности компании.

Разработка соответствующей стратегии развития организации рассматривается как составная часть его деятельности для обеспечения непрерывных конкурентных преимуществ, значимых направлений деятельности, реализации эффективных решений в системе управления производственными, кадровыми, ресурсными, финансовыми, инновационными и инвестиционными процессами. [8]

В данной работе всесторонне рассмотрена реально действующая на российском рынке молочных продуктов компания. Проанализирована внешняя и внутренняя её среда, результаты деятельности, финансовое состояние, факторы производства. На основе всей этой информации и анализа существующей организационной структуры компании выявлены её преимущества и недостатки, возможности и риски. И как результат всей работы - разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления.

Учитывая, что рассматриваемая компания ведет свою деятельность на достаточно сложном и конкурентном - российском молочном рынке, то курсовая данная работа имеет практическую пользу.

1. Характеристика компании

.1 История компании

конкурентный управление стратегия кадровый

Открытое акционерное общество «Компания Юнимилк» (ОАО «Компания Юнимилк») - ведущий производитель молочной продукции и детского питания в России, Украине, Беларуси и Казахстане.

История компании берет свое начало с 2002 года после выкупа менеджментом компании молочных активов холдинга «Планета Менеджмент» и создания Общества с ограниченной ответственностью «Компания Юнимилк», которое 18 ноября 2005 года было реорганизовано в форме преобразования в ОАО «Компания Юнимилк».

На этапе становления компания активно расширяла географию своего присутствия, приобретая ведущие молокоперерабатывающие предприятия в России и на Украине. Многие приобретённые заводы требовали существенной модернизации, на что были направлены существенные финансовые ресурсы. Общий объем инвестиций в 2004 году превысил 40 млн. долл., в том числе в развитие сырьевой зоны было вложено 9 млн. долл. С самого начала компания реализовывала стратегию национального масштаба, а потому приобретённые предприятия не только активно модернизировались, но и встраивались в управленческую вертикаль. Многие приобретенные компанией заводы являются ключевыми предприятиями для того региона, где они расположены, поэтому вместе с заводами «Юнимилк» получил значительную долю рынка, а также локальные торговые марки.

В 2005-2007 годах компания, продолжая приобретение активов для наращивания географии своего присутствия, приступила к оптимизации ассортимента производимой продукции и внедрению единой коммерческой и маркетинговой политики.

В апреле 2008 года был завершен первый этап консолидации компании, результатом которого стало присоединение к ОАО «Компания Юнимилк» 17 производителей молочной продукции. В результате консолидации компания перешла на единые стандарты маркетинговой, дистрибуционной и операционной деятельности.

июня 2010 года было объявлено о слиянии молочного бизнеса французской компании Danone в России и «Юнимилк». В созданнной объединённой компании, 58 % акций принадлежит Danone, 42 % - акционерам «Юнимилка». В ходе подготовки сделки ОАО Компания Юнимилк» был оценено в более 49 млрд руб.

Сегодня у ОАО «Юнимилк» есть все атрибуты зрелой компании - структурированный портфель национальных брендов, оптимальная производственная платформа, развитая система дистрибуции и продаж, выстроенная организационная структура. Производственные комплексы компании являются лидерами локальных рынков, что даёт возможность обеспечивать качественными молочными продуктами и детским питанием различные группы потребителей. [10]

.2 Структура компании

В структуру компании входят следующие предприятия и представительства:

Филиалы в России:

"Молочный комбинат «Владимирский», "Молочный комбинат «Волгоградский»,

"Молочный комбинат «Кемеровский», "Молочный комбинат «Костромской»,

"Молочный комбинат «Лабинский», "Молочный комбинат «Липецкий»,

"Молочный комбинат «Милко», "Молочный комбинат «Надежда»,

"Молочный завод «Новосибирский», "Молочный комбинат «Орловский»,

"Молочный комбинат «Пермский», "Молочный комбинат «Петмол»,

"Молочный комбинат «Самаралакто», "Молочный комбинат «Саранский»,

"Молочный комбинат «Смоленский», "Молочный комбинат «Тверской»,

"Молочный комбинат «Томский». "Молочный комбинат «Чебоксарский»,

"Молочный комбинат «Шадринский», "Молочный комбинат «Ялуторовский»,

Дочерние общества в России:

ОАО «Тверьмолоко», ОАО «Старицкий сыр», ООО «Вербилевское»,

ОАО "Завод детских мясных консервов «Тихорецкий», ООО «Масленица»,

ЗАО "Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М»,

ОАО "Молочный комбинат «Саранский», ОАО «Надежда»,

ЗАО «Первая молочная компания», ЗАО «Мир молока», ЗАО «ПМК-ЮМ»,

ОАО «Кемеровский молочный комбинат», ОАО "Маслодельный комбинат «Чановский»,

ООО «Ставровский молочный завод».

Дочерние общества в Белоруссии: СООО «ЮНИМИЛК Пружаны» СООО «ЮНИМИЛК Шклов»

Дочерние общества на Украине: ОАО «Галактон», «Кременчугский гормолокозавод».

.3 Возможные риски

Отраслевые риски.

. Риски, связанные с ухудшением потребительских свойств продукции, которые могут привести к ухудшению репутации компании как производителя продуктов питания и негативно отразиться на результатах её финансово-хозяйственной деятельности. Для минимизации данных рисков в ОАО «Компания Юнимилк» внедрена и действует система контроля качества сырья и продукции на всех этапах производства и реализации.

. Риски значительного изменения законодательства, регулирующего производство и реализацию молочной продукции. Существенное изменение законодательства может привести к тому, что продукция, производимая на заводах «Юнимилк», не сможет соответствовать новым требованиям, которые к ней могут быть предъявлены, а также может значительно увеличить затраты, связанные с необходимостью соблюдения таких новых требований к производству и реализации продукции, что может негативно сказаться на финансовом положении компании. Для минимизации данных рисков осуществляется систематический мониторинг законодательства, регулирующего вопросы производства и реализации молочной продукции, контроль соответствия деятельности компании федеральному и местному законодательству; специалисты ОАО «Компания Юнимилк» участвуют в межфункциональных рабочих группах на уровне Правительства России, работающих над вводом в действие нового технического регламента.

. Риски, связанные с нестабильностью на основных товарных рынках, на которых осуществляет деятельность «Юнимилк». Ухудшение макроэкономических условий в Российской Федерации, Украине и Казахстане, снижение численности и доходов населения могут негативно сказаться на финансовом положении компании. Учитывая фундаментальный макроэкономический характер вышеуказанных факторов, «Юнимилк» может оказывать только косвенное влияние на их минимизацию, в основном, за счёт выбора соотношения объёма и качества товаров в ассортименте производимой им продукции, а также способности жёстко контролировать издержки производства и реализации продукции.

) Риски, связанные с отсутствием возможности реализовывать продукцию, производимую на предприятиях холдинга, через оптовых продавцов и розничные предприятия торговли. Для избегания возможности возникновения таких рисков в целях минимизации влияния отдельных оптовых продавцов на объёмы продаж продукции, производимой ОАО «Компания Юнимилк», осуществляется диверсификация системы дистрибуции. В условиях дефицита ликвидности на кредитных рынках осуществляется программу жёсткого контроля над дебиторской задолженностью со стороны своих товаропроводящих каналов и принимает меры к её снижению.

) Усиление конкуренции в отрасли. «Юнимилк» осуществляет деятельность на высококонкурентном рынке. Неправильно построенные рекламная политика, организация логистики и продаж, политика в области продвижения собственных торговых марок могут привести к потере компанией доли рынка и уменьшению объёмов продаж продукции.

) Увеличение стоимости сырья, используемого в процессе производства, возможный дефицит и перебои с поставками сырья. Наиболее чувствительно ОАО «Компания Юнимилк» реагирует на изменение цены на сырое молоко. Чтобы минимизировать возможные потери при колебании этих цен, разработана программа по обеспечению закупок сырья, которая позволяет компании увеличивать качество поставляемого сырого молока и его объёмы его закупок при соблюдении контроля над качеством поставок.

) Риски, связанные с сезонным колебанием спроса на сырьё и продукцию. Для минимизации последствий данных рисков «Юнимилк» развивает долгосрочное сотрудничество с наиболее эффективными производителями молока-сырья.

) Риски, связанные с ростом транспортных и рекламных расходов. Для минимизации последствий данных рисков компанией разработаны программы по оптимизации затрат по этим направлениям, внедрены методики конкурсного отбора поставщиков, позволяющие выявить наиболее эффективных контрагентов.

) Риски, связанные с возможным изменением цен на продукцию. В целях минимизации влияния ухудшения ситуации в отрасли ОАО «Компания Юнимилк» осуществляет стратегию, направленную на расширение производства и проводит политику по увеличению доли продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре продаж. Компания также осуществляет жёсткий контроль затрат и проводит работу по их оптимизации.

Страновые риски.

Политическая и экономическая ситуация в стране, военные конфликты, введение чрезвычайного положения, забастовки, стихийные действия могут привести к ухудшению положения всей национальной экономики и тем самым привести к ухудшению финансового положения компании. Комплекс мер по стабилизации экономики в целом, а также её финансовой сферы, разрабатываемый и осуществляемый Правительством Российской Федерации, призван минимизировать возможное влияние негативных экономических факторов на деятельность всех участников экономических отношений. Тем не менее, развитие ситуации на мировом финансовом рынке и финансовом рынке Российской Федерации в связи с продолжающимся системным финансовым кризисом продолжительному прогнозированию не поддаётся. Дальнейшему социально-экономическому развитию Российской Федерации также могут препятствовать множество факторов.

Макроэкономические факторы, которые могут оказать существенное влияние на финансово-хозяйственные результаты деятельности эмитента:

• распространение кризисных явлений в мировой экономике на российский реальный сектор и возможное в связи с этим снижение доходов населения - потребителей продукции, производимой компанией;

• дефицит ликвидности на кредитных рынках может отрицательно сказаться на способности бизнес-партнёров компании нормально осуществлять хозяйственную деятельность;

• невысокий уровень доходов значительной доли населения России - потенциальных потребителей продукции Компании «Юнимилк» и, соответственно, ограниченные возможности по реализации продукции высокой ценовой категории за пределами г. Москвы и Санкт-Петербурга;

• возможные конфликты между региональными властями и федеральным центром, а также различия и противоречия между законами и иными нормативными актами на разных уровнях власти;

• частые изменения законодательства, в том числе в части регулирования деятельности предприятий отдельных отраслей промышленности, а также зачастую недостаточные сроки для приведения деятельности компании в соответствие с вновь устанавливаемыми требованиями.

Финансовые риски. ОАО «Компания Юнимилк» подвержено различным финансовым рискам, среди которых можно выделить валютные, инфляционные риски, риски изменения процентных ставок по предоставляемым в кредит денежным средствам. Вероятность их наступления и степень влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности постоянно оцениваются менеджментом компании и учитываются при разработке перспективных планов развития. 1. Риски, связанные с изменением курса обмена иностранных валют, а также валютные риски. Снижение курса рубля может оказать влияние на увеличение обязательств компании, так как значительная их часть выражена в иностранной валюте. Снижение курса рубля также может привести к росту расходов «Юнимилка» на приобретение импортного производственного оборудования и товарно-материальных ценностей и привести к росту себестоимости продукции, производимой на предприятиях компании.

. Риски изменения процентных ставок. Изменение процентных ставок может негативно отразиться на стоимости заимствований и, соответственно, на финансовых результатах деятельности компании. В этой связи ОАО «Компания Юнимилк» планирует уделить особое внимание повышению оборачиваемости оборотных активов, в первую очередь за счёт сокращения запасов, а также изменить существующие договорные отношения с потребителями и поставщиками с целью сокращения дебиторской задолженности покупателей и увеличения сроков оборачиваемости кредиторской задолженности. Также компанией разработана программа мероприятий по существенной оптимизации расходов, увеличению эффективности операционной деятельности и жёсткой инвестиционной дисциплин.

. Риски высокого уровня инфляции. Опережающий рост цен на факторы производства и невозможность полностью заложить его в стоимость производимой продукции может привести к снижению рентабельности деятельности компании и ухудшению его финансовых результатов. Общий рост цен в стране приводит к снижению реальных доходов населения и влияет на общий уровень потребительского спроса и его структуру (предпочтение товаров с невысокой добавленной стоимостью), что может также привести к снижению объёмов продаж продукции, производимой «Юнимилк». Высокие значения инфляции оказывают косвенное влияние на уровень процентных ставок и срочность предоставляемых заёмных средств, что, по мнению эмитента, может привести к ухудшению его финансового положения. Предполагаемое критическое для компании значение уровня инфляции составляет 50 % и более.

Правовые риски. Правовые риски определены, в том числе, недостатками, присущими российской правовой системе и российскому законодательству, что приводит к наличию ряда неопределенностей в области осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

) Изменение валютного законодательства. Введение запретительных или ограничительных норм может сказаться на результатах хозяйственной деятельности компании. В частности, могут быть ограничены возможности по инвестированию и репатриации (возвращения) капитала, привлечению внешних источников финансирования, выраженных в иностранной валюте.

) Изменение налогового законодательства.

) Изменение антимонопольного законодательства и законодательства о торговой деятельности. Изменение норм антимонопольного законодательства и практики антимонопольного регулирования, а также норм законодательства о торговой деятельности, может привести к дополнительным затратам в части приведения деятельности компанией в соответствие с новыми правилами и нормами и/или штрафам и иным рискам в случае неустранения каких-либо нарушений.

) Изменение правил таможенного контроля и пошлин.

) Изменение требований по лицензированию основной деятельности компании либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено (включая природные ресурсы). Возможные изменения политики государства в части регулирования деятельности производителей продуктов питания могут привести к несоответствию деятельности эмитента, их внутренних документов и процедур установленным нормам и правилам.

Неспособность ОАО «Компания Юнимилк» обеспечить надлежащую защиту прав интеллектуальной собственности может нанести существенный ущерб результатам финансовой деятельности и воспрепятствовать дальнейшему развитию. Компанией построена действенная система учёта прав на объекты интеллектуальной собственности, разработан и реализуется комплекс мер по контролю за состоянием легитимности использования объектов интеллектуальной собственности, как самой компанией, так и третьими лицами. [10]

.4 Бизнес - стратегия компании

Закупки сырья и материалов. Целью ОАО «Компания Юнимилк» в области обеспечения производственной деятельности товарно-материальными ценностями является централизация закупок материалов и сырья, которая позволяет управлять затратами в целом и получать от поставщиков оптимальные цены, скидки и условия оплаты в виде долгосрочных товарных кредитов. Закупки осуществляются на основе корпоративной политики по ценам, условиям поставки и оплаты, требованиям к качеству материалов и сырья, их таре и сопровождающей товар документации. Специалисты компании проводят постоянный мониторинг цен на рынке упаковочных материалов и ингредиентов для обеспечения оптимальных условий закупок материалов и сырья.

При работе с поставщиками (их более 1000) особое внимание уделяется созданию и развитию партнёрских отношений с признанными лидерами в производстве упаковочных материалов из картона, пластика, плёнки, а также стабилизаторов, заквасок, фруктово-ягодных наполнителей и сокосодержащих концентратов. «Юнимилк» также осуществляет единую стратегию в области закупки сырого молока. Чтобы минимизировать возможные потери при росте цен на молоко, на местах создаются «сырьевые команды» для организации закупки молока непосредственно в географически закреплённых районах сырьевой зоны. Действуют сервисные службы для обслуживания поставщиков молока, главной обязанностью которых является обслуживание доильного и охладительного оборудования сельскохозяйственных предприятий.

В целях оптимизации управленческих решений наряду со службами по заготовке сырья филиалов в рамках представительств компании создаются объединенные региональные службы по заготовкам сырья, обслуживающие несколько филиалов. Региональные службы наиболее рационально удовлетворяют потребности специализации филиалов по выпуску готовой продукции. В рамках компании существует единая группировка поставщиков. Группировка определяет возможности развития закупок в каждой из групп на основании изменения объёмов производства молока, сезонности, готовности поставщиков к сотрудничеству с эмитентом, привязанности к покупателю или подвижности на рынке для принятия обобщённых управленческих решений в области цен, транспорта, инфраструктуры сбора, допустимого уровня финансового участия в деятельности поставщиков и инвестирования.

Основной упор делается на развитие отношений с крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями, производящими свыше 8 тонн молока в сутки, что учитывает долгосрочное стремление рынков к концентрации производства. В компании действует единая для всех филиалов система ценообразования в закупках сырья, основанная на показателях качества молока, действует единый типовой договор поставки молока. В рамках оперативного управления перед сырьевыми службами ставятся целевые показатели в области цен и объёмов закупаемого сырья, обеспечивающие согласованные действия различных филиалов и представительств на соседних региональных рынках, в наилучшей степени учитывающих их условия. [11]

Дистрибуция и маркетинг. В разных регионах схема дистрибуции холдинга различна. Как правило, «Юнимилк» работает с торговыми операторами напрямую, в ряде регионов - через дистрибьюторов. При работе с посредниками «Юнимилк» вводит в штат дистрибьютора своих супервайзеров и, в некоторых случаях, коммерческих представителей. Такие дистрибьюторы работают в качестве логистических операторов компании.

Компания работает как с национальными сетевыми компаниями, среди которых «Пятерочка», Metro, «Седьмой Континент» и др., так и с локальными торговыми операторами, например, с орловской сетью «Сберегайка». В целом на розничные сети приходится около 20% продаж холдинга. При работе с сетевыми операторами компания делает акцент на продукты среднего ценового сегмента.

Основные инвестиции компании в рекламную поддержку брэндов связаны с продвижением национальных торговых марок. Рекламная поддержка марок осуществлялась как средствами прямой рекламы, в частности, телевизионной, так и инструментами BTL-маркетинга, такими как дегустации и другие акции для потребителей в рознице.

Планы компании на будущее:

инвестирование средств в дальнейшее развитие и продвижение своих брендов;

после консолидации основных объемов выпускаемой продукции под федеральными брендами, проведение национальной кампании по их продвижению;

сокращать долю “небрендовой” продукции в структуре продаж;

увеличение объемов реализации производимой продукции (в первую очередь в каналах сетевой торговли);

осуществление капитальных вложений в развитие современных производственных площадок, которые будут специализироваться на выпуске высокомаржинальной продукции с потенциалом продаж на национальном рынке;

расширение территории дистрибуции и увеличение потенциального объема продаж продукции.

укрепление позиций в регионах присутствия производственных предприятий;

увеличение использования при производстве продукции инновационных упаковочных решений;

- оптимизация затрат при осуществлении основной деятельности;

внедрение жёсткой финансовой и коммерческой дисциплины, увеличение эффективности операционной деятельности. [10,11]

.5 Деятельность компании в цифрах

В настоящее время в компании работают 14000 сотрудников. Объем переработанного молока в 2009 г. - 1700 тыс.тонн. Объем произведённой продукции в 2009 году - более 1271 тыс.тонн. Объем продаж в 2009 г. - 42,994 млрд.рублей (на 7 больше предыдущего года), EBITDA - 4,695 млн. руб., рентабельность по EBITDA - 10,9 %. Валовая прибыль за 2009 г. - 244 млн. рублей (на 25,5% больше предыдущего года). Операционная прибыль - 2 582 млн. рублей (на 412 млн. рублей больше, чем в предыдущем году).

розничных и сетевых клиентов во всех регионах России сотрудничают с ОАО «Компания Юнимилк». Продукция компании присутствует более чем в 60000 точках продаж России.

Стоимость чистых активов на 31.12.2009 - 10 630 075 852 рублей. Чистая прибыль - 262 360 224 рублей. Рентабельность продукции (продаж) - 6,3%. Производительность труда - 3995,9 тыс.руб. / чел. [10,11]

2. Миссия компании

.1 Цели, задачи и миссия компании

Основной задачей Компании «Юнимилк» является производство высококачественной и полезной молочной продукции. Все решения компании принимаются с учетом долгосрочной перспективы и возможных действий. Движущей силой Компании «Юнимилк» являются её миссия и ценности, а также высокие этические стандарты.

Миссия компании - это её предназначение, призвание, основная причина существования.

Миссия определяется и формулируется высшим руководством компании; дает представление о сфере деятельности и интересах компании; о принципах её работы в целом; в некотором смысле определяет идеологию, обосновывает важность и значимость компании для общества. Приносимая ею практическая польза: доверие потребителей, мобилизация усилий сотрудников, формирование привлекательного образа компании для поставщиков, посредников, партнеров, государства.

Миссия Компании «Юнимилк» - повышать качество жизни людей, предлагая лучший выбор молочных продуктов.

Ценности Компании:

ориентация на нужды потребителя;

неравнодушие и вовлеченность;

профессионализм;

ответственность;

стремление быть лучшими в своем деле.

Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование компании, обеспечиваемое путём поиска, создания и сохранения потенциала успеха.

В основе стратегии ОАО «Компания Юнимилк» лежит ориентированность на долгосрочный рост бизнеса, внедрение и развитие инновационных технологий в производстве, маркетинге и дистрибуции молочной продукции, расширение и укрепление партнёрской сети.

В условиях усиления конкуренции и всё возрастающих требований потребителей к ассортименту и качеству молочной продукции и детского питания ОАО «Компания Юнимилк» продолжает разрабатывать и внедрять инновации для повышения эффективности бизнеса и максимального удовлетворения потребительского спроса.

Приоритетным направлением деятельности Компании «Юнимилк» является производство молочных продуктов и детского питания. В совей деятельности организация ориентируется на производство традиционных и инновационных молочных продуктов, способных удовлетворить динамично меняющиеся потребности конечных потребителей.

.2 Продукция компании

Основные виды продукции компании:

Молочные продукты.

Детское питание.

Кулинария (сливки, сметана, растительный крем и др.).

Индустриальные продукты (сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко, сухая молочная сыворотка, сливочное масло).

Бренды компании.

В ассортиментный портфель ОАО «Компания Юнимилк» входят национальные ьренды: «Простоквашино», «Био Баланс», «Актуаль», «Летний день», «Для Всей Семьи», «Петмол», «Смешарики», «ТЁМА» и «Disney».

Простоквашино. Продукты «Простоквашино» позиционируются в верхнем среднеценовом сегменте и составляют 15% в общем объеме продаж компании. Ассортимент: молоко отборное, молоко ультрапастеризованное, кефир, сметана, йогурты, творожок, глазированные сырки, творожная масса, сливки, молочные коктейли, масло сливочное.

Летний день. Продукты «Летний день» позиционируются в нижнем среднеценовом сегменте. Ассортимент: молоко пастеризованное, кефир, йогурты питьевые, творог, сметана в стакане.

Петмол. Продукты «Петмол» используются во многих ресторанах и кафе.

Ценовое позиционирование - верхний среднеценовой сегмент. Ассортимент: ультрапастеризованное молоко, сливки.

Тёма. Ценовое позиционирование продуктов - верхний среднеценовой сегмент. Ассортимент: детские молочные продукты (молоко ультрапастеризованное, кефир, йогурты питьевые, творог, творожные пасты), продукты прикорма (фруктовые овощные, мясные и мясорастительные пюре, детский чай), сухие молочные смеси, детские соки.

Актуаль. Ценовое позиционирование продуктов - верхний среднеценовой сегмент. Ассортимент: напитки на сыворотке, продукты йогуртные с фруктами.

Смешарики. Ценовое позиционирование продуктов - верхний среднеценовой сегмент. Ассортимент: молоко ультрапастеризованное, молочные коктейли, питьевые йогурты, творожки, творожки с шариками в отдельной секции, глазированные сырки.

Для всей семьи. Выпуск линейки молочных продуктов под торговой маркой «Для всей семьи» был начат в 2009 году. В ассортимент продукции, выпускаемых под данной торговой маркой, входит широкий ассортимент традиционных молочных продуктов.

Продукция под брендом «Для всей семьи» выпускается в нетрадиционной для российского рынка упаковке эколин и эколин slip (Ecolean, Швеция), отличающейся удобством в использовании и экологичностью, поскольку в значительной степени состоит из природного мела. Продукты данной марки представлены в экономичном ценовом сегменте.. В марте 2010 года ОАО «Компания Юнимилк» и российский офис Disney подписали лицензионное соглашение, в рамках которого запущена широкая линейка детских продуктов питания. В неё вошли молоко, молочные коктейли, питьевые и густые йогурты, творожки, смусси, пудинги, а также фруктовые соки. Продукция предназначена для детей в возрасте от 3 лет.

В перспективе, приоритетным направлением ассортиментной политики «Юнимилк» станут премиальные продукты с добавленной стоимостью. Но, учитывая преобладающий уровень жизни в России, большую долю в общем объеме производства можно пока оставить за продуктами среднего ценового сегмента. [10]

.3 Технологии

В производстве своей продукции Компания «Юнимилк» использует наиболее прогрессивные технологии и упаковку.

Основные процессы в производстве продукции:

нормализация молока (получение необходимости жирности продукта путём смешивания молока различной жирности);

пастеризация (нагревание молока до температуры ниже 100ºС, используется при производстве молока «Простоквашино», а также как подготовительная стадия для другоих процессов);

стерилизация (нагревание молока до температуры 100ºС и выше, применяется при производстве молока «Простоквашино»);

ультрапастеризация (кратковременный нагрев молока до температуры от 120ºС до 140ºС, применяется при производстве сливок «Петмолол», молока «Тёма», «Простоквашино» и других продуктов длительного хранения - до полугода);

гомогенизация (смешивание различных жидкостей, густых и жидких продуктов);

сепарирование (отделение сухой части от сыворотки молока, применяется при отделении белка и жира молока, при получении сыворотки);

кисломолочное брожение (применяется при изготовлении кефира, ряженки, сметаны, йогуртов).

Технопарк предприятий холдинга состоит из оборудования ведущих мировых производителей, таких как: Lava и Gea Group - ведущие в мире поставщик технологического оборудования для молочных производств. Pak и SIG Combibloc - крупнейшие в мире поставщики картонной упаковки, а также упаковочного и пищевого оборудования. AG - специализированная компания по разработке, изготовлению и установке оборудования для разлива в бутылки, консервирования и пакетирования.LINE Ltd - один из мировых лидеров по разработке и изготовлению широкой номенклатуры современного упаковочного оборудования (оборудования для розлива продуктов).- шведский производитель систем розлива в инновационную упаковку. Упаковка Ecolian изготавливается из мела, имеет легкий вес, является эклогичной.- лидер в производстве термоформовочного, наполнительного и запечатывающего оборудования для стаканчиков и стик-упаковки; конечных решений для упаковочных линий, таких как упаковка в картонные короба, укладка на поддоны и паллетирование.Schäfer Peem и Actiw Oy - ведущие мировые специалисты в области складской логистики и автоматизации процессов хранения.

ООО «1-й конвейерный завод», NTS Legendre, AmbaFlex - производители конвейерных систем.

3. Ресурсы компании (факторы производства)

ОАО «Компания Юнимилк» располагает всеми необходимыми ресурсами для эффективного осуществления своей деятельности.

Таблица 1 - Ресурсы ОАО «Компания Юнимилк»

Виды ресурсов

Имеющиеся на предприятии ресурсы

Капитал

Уставной капитал компании составляет 420 010 000 рублей. Стоимость чистых активов (на 31.12.2009) - 10 630 075 852 рублей. Общая стоимость недвижимого имущества на конец 2010 г. - 2 262 807 003 рублей.

Материалы

В производстве используется современная упаковка, а также вспомогательные материалы высокого качества от надежных поставщиков.

Людские ресурсы

В компании работают профессионалы молочной промышленности. Подготовку производственного персонала обеспечивают профильные ВУЗы России (в г.Санкт-Петербурге, Москве, Кемерово, Воронеже). Менеджмент компании состоит из управленцев с большим опытом. Практикуется как вертикальное, так и горизонтальное перемещение сотрудников. Существует система внутреннего обучения и повышения квалификации сотрудников.

Технология

В производстве применяются прогрессивные технологии, упаковка и оборудование. Технологии постоянно совершенствуются. Ведутся НИР по разработкам новых видов продуктов, улучшению качества производимых продуктов.

Информация

Компанией накоплена огромная база знаний. Весь документооборот стандартизирован и систематизирован для более оперативного поиска и использования необходимых документов в процессе деятельности. Профильными департаментами компании ведется постоянный мониторинг состояния и перспективы экономики, конъюнктуры рынка, деятельности конкурентов для своевременного правильного принятия решений.


4. Анализ факторов внешней среды

Внешняя среда организации - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее.

Традиционно внешнюю среду компании подразделяют на два уровня: генеральная среда (макроуровень) и функциональная среда задач (микроуровень).

Рис 1. Общая среда, среда задач и внутренняя среда

Общая (генеральная) среда представляет собой наиболее удаленный от организации внешний слой элементов организационной среды, которые влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на её текущие операции (факторы косвенного воздействия).

Факторы внешнего воздействия:

) политические факторы (Policy);

) экономические факторы (Economy);

) социальные факторы (Society);

) технологические факторы (Technology);

) международные факторы (International).

Политические факторы включают в себя федеральные и местные законодательные акты, а также политические действия, направленные на установление контроля над действиями компании. [7]

В России государственная власть не оказывает поддержку ни сельхозпроизводителю, ни переработчику молока, как это делается в станах Европы. Одновременно предпринимаются попытки ужесточить требования, предъявляемые к молочной продукции путём издания законодательных актов. Из наиболее влиятельных таких актов можно выделить:

. Технический регламент не молоко и молочную продукцию (Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 июня 2008г.).

. Технический регламент на масложировую продукцию (Федеральный Закон № 90-ФЗ от 24 июня 2008г.).

Налогообложение в РФ до сих пор остаётся неблагоприятным для развития деловой активности. Налог на прибыль остаётся на уровне 20%, НДС - 0, 10 и 18%, ставка страховых взносов (ранее ЕСН) с 2011 равна 34%, НДФЛ - 13%. [1]

Экономические факторы отражают общую экономическую ситуацию в стране, в которой работает организация. [7]

Российская экономика до сих пор остаётся уязвимой к трендам мировой экономики и достаточно зависимой от цен на основные природные ресурсы.

По оценкам экспертов, покупательская способность россиян увеличивается и в 2011 году должна достигнуть докризисного уровня. Среднедушевой денежный доход в марте 2011 г. составил 18390 рублей (на 9,6% выше соответствующего периода предыдущего года).

В тоже время существует большая неравномерность доходов среди населения разных регионов. Наибольшая покупательская способность - у жителей мегаполисов. Средний доход жителя г.Москвы составляет 41 106,7 рублей, г.Санкт-Петербурга - 26 725,6 рублей. Наименьший уровень доходов в республиках Ингушетии (7 691,8руб), Калмыкии (8 033,9 руб.), Тыва (10 207,6 руб.), Алтайском крае (10 490,8 руб.) и Ивановской области (10 530,8 руб.). [2]

Российская экономика характеризуется высокими темпами инфляции. В 2010 году, по данным Минэкономразвития, инфляция составила 8,8%, в период с января по март 2011 года - 3,6%. [14]

Процентная ставка рефинансирования по кредитам ЦБ РФ в мае 2011 г. составляет 8,0%. Средняя процентная ставка по кредитам для бизнеса в первом квартале 2011 составила 14% годовых в рублях и 11% в долларах США.

Индекс предпринимательской уверенности в марте 2011 г. составил (- 0,9%). [5]

Основные факторы, ограничивающие рост производства в стране - недостаточный спрос на внутреннем рынке, неопределенность экономической ситуации, недостаток финансовых средств, высокий уровень налогообложения, высокий процент коммерческого кредита.

Социальные факторы внешней среды образуют демографические характеристики, нормы, обычаи и ценности страны, в которой оперирует организация. [7]

Молоко и молочные продукты традиционно являются жизненно важным звеном в рационе россиян. В стоимости потребительской корзины их доля составляет 16%. При этом Россия существенно отстает от развитых стран в потреблении молока и молочных продуктов. На сегодняшний день на среднестатистического жителя нашей страны приходится примерно 230 кг этой продукции ежегодно, что почти в два раза ниже норм, рекомендованных специалистами по питанию. Абсолютным лидером потребления в России является питьевое молоко (23 кг на человека в год), на втором месте - кисломолочные продукты (8,6 кг), на третьем - сыры (3,3 кг), четвертую строчку занимает сливочное масло (2,4 кг). При этом самый продаваемый продукт - кефир. [19]

Технологические факторы. Одной из тенденций современного молочного рынка России является продолжающаяся техническая модернизация производства, появление новых технологий и продуктов. На сегодня можно говорить о том, что российские предприятия освоили западный ассортимент. Конкурентоспособность помогли в значительной мере сформировать западные компании, такие как Danon и Campina, построившие современные заводы на территории РФ. Молочная промышленность постепенно уходит от выпуска нефасованной продукции. Однако в регионах такой товар скорее всего будет по-прежнему пользоваться спросом из-за дешевизны.

В то же время молочный рынок стремится отойти от "натурального" продукта в сторону продукции с большим содержанием биологических добавок, и эти тенденции диктуют сами потребители, которые с удовольствием приняли молочные новинки с добавлением соков и подсластителей. [17]

Международные факторы внешней среды - это происходящие за рубежами страны события и возможности развития бизнеса компании в других странах. [78]

Доля западных компаний, присутствующих на российском рынке, мала. Однако за счет грамотного маркетинга их продукция хорошо представлена на рынке. После слияния ОАО «Компания Юнимилк» с Danone новая объединенная компания получила возможность еще лучше закрепиться в странах СНГ и странах Восточной Европы. [18]

Среда задач (функциональная среда) включает в себя элементы, непосредственно связанные с операциями организации (факторы прямого воздействия). К факторам прямого воздействия относятся поставщики, потребители и конкуренты и рынок труда. [7]

Поставщики обеспечивают удовлетворение потребности организации в различных ресурсах. Основные виды ресурсов: материальные, финансовые, информационные. [8]

Обеспечение материальными ресурсами включает поставки сырья и полуфабрикатов, комплектующих деталей и узлов, оборудования, энергии в соответствии с объемами и структурой потребностей в установленные сроки при выполнении других условий. [8]

У ОАО «Компания Юнимилк» около 1000 поставщиков, из них 250-300 крупных. С каждым поставщиком компания заключает договор на индивидуальных условиях. В то же время идёт активная материальная поддержка поставщиков молока. Это: оснащение оборудованием совхозов, информационное обеспечение, переподготовка кадров и т.д. Примером тому служит крупный проект, запущенный в феврале 2011 г. - открытие инновационного учебного центра «Danone-Юнимилк» на базе СПбГАУ, где несколькими потоками проходят повышение квалификации специалисты поставщиков сырья.

У «Юнимилк» имеется собственная молочная ферма в Липецкой области на 1200 голов, это дополнительный источник сырья и база накопления знаний в вопросах животноводства. [10, 15]

Однако текущий год ознаменовался резким повышением цен на сырое молоко. В связи с этим компании пришлось несколько снизить объемы закупок.

Поставщики оборудования - это, в основном, российские представительства европейских компаний. Они поставляют компании передовое технологическое и вспомогательное оборудование мирового класса. [8]

Обеспечение финансовыми ресурсами включает обоснование объема и структуры необходимых ресурсов, взаимоотношений с инвесторами, финансовыми и коммерческими структурами, бюджетом, частными лицами. [8]

Основная оперативная деятельность компании финансируется за счет прибыли от продаж, а также краткосрочных кредитов. Развитие, модернизация заводов осуществляется за счет привлечения долгосрочных кредитов. Основные кредиторы ОАО «Компания Юнимилк» - Сбербанк и Альфа-банк. На конец 2010 г. просрочки исполнения обязательства отсутствует. Отсутствуют также просрочки по налоговым платежам. Задолженность перед персоналом незначительна. Эти факты говорят о том, что компания платежеспособна. Анализ баланса показывает его достаточную ликвидность. Финансовая устойчивость компании хорошая. [10]

Потребители приобретают произведенные товары или услуги. Основными клиентами предприятий являются потребители продукции на разных клиентурных рынках:

потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);

производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);

промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;

государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);

международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков). [9]

ОАО «Компания Юнимилк», в основном, работает с оптовыми и розничными торговыми фирмами. Продажа напрямую населению осуществляется в немногочисленных фирменных магазинах и очень малых объемах, поэтому этот канал сбыта во внимание не берется.

Розничные потребители продукции компании - это 16000 розничных и сетевых клиентов во всех регионах России, более 60000 точек продаж. Из сетевых клиентов можно выделить таких “гигантов”, как «Магнит», «X5 Retail Group», «Копейка», «Пятерочка», «Лента», «О’кей», «Ашан», «РегионМарт». На полках тысяч мелких магазинов по всей стране присутствует продукции «Юнимилк». [10, 15]

Производственные потребители - это предприятия, закупающие индустриальную категорию продукции (сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко, сухую молочную сыворотка, сливочное масло).[8]

Работа с государственными учреждениями на уровне центрального подразделения не ведется. Возможны только небольшие региональные проекты.

Осваивать международный рынок Компания «Юнимилк» начала недавно. В настоящее время небольшой объем продукции производится и реализуется в соседних государствах - Украине, Беларуссии. Осуществляется экспорт в Казахстан и другие страны СНГ. Объединение с крупнейшим игроком мирового молочного рынка, компанией Danone, дает «Юнимилк» возможность выйти и на европейский рынок.

Конкуренты - это соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Объектами конкуренции могут быть также и ресурсы: трудовые, материальные и финансовые, научно-технические разработки и т.д. [8]

На рынках традиционных и обогащенных молочных продуктов основными конкурентами ОАО «Компания Юнимилк» являются российские производители - группа компаний «Вимм-Билль-Данн», молочный холдинг «Молвест», частные марки крупных сетевых ретейлеров, а также более мелкие локальные производители в различных регионах России.

Основной конкурент - лидер российского молочного рынка, компания «Вимм-Билль-Данн», хорошо удерживает долю рынка. Особенно сильны позиции «Вимм-Билль-Данн» в Москве и в южном федеральном округе. Бренды-лидеры: «Чудо», «Домик в деревне», «Весеный молочник», «Имунеле», «Агуша».

Второй по значимости конкурент - молочный холдинг «МОЛВЕСТ», который объединяет ряд предприятий, расположенных в европейской части России. Главным предприятием является ОАО молочный комбинат «Воронежский». Основной бренд - «Вкуснотеево».

В Украине имеется две группы конкурентов. Первая («Общенациональные» конкуренты) представлена группой «Вимм-Билль-Данн», ЗАО «Лакталис-Украина». Все они имеют свое производство на территории страны и сходный с российским рынком ассортимент. Вторая группа («Локальные» производители) достаточно агрессивно действуют во всех продуктовых категориях (КОМО, Галичина, Рейнфорд). [10]

Таблица 2 - Сравнительная характеристика основных конкурентов ОАО «Компания Юнимилк»

Характеристика

ОАО «Вимм-Билль-Данн»

Молочный холдинг «МОЛВЕСТ»

 

1

2

3

 

Кол-во заводов

37 (в том числе на территории Украины, Киргизии, Узбекистана и Грузии).

8 (в том числе 1 на территории Украины)

 

Доля рынка

Около 38%

Менее 10%

 

Зона присутствия

Все регионы РФ, близжайшее зарубежье

30 регионов РФ, 6 регионов Украины

 

Производственные мощности

Нет данных

180000 тонн молока / год

 

Объем продаж (2009 г.)

более 60 млрд.рублей

7 млрд.рублей

 

Кол-во персонала

Более 18000 человек

Нет данных

 

Основные бренды

«Домик в деревне», «Чудо», «Весёлый молочник», Bio-Max, Imunele, «Ламбер»

«Вкуснотеево», «Фруате», «Ералаш», «Иван Поддубный», «Сан Круи», «Волжские просторы», «Кубанский Хуторок»

 

Сильные стороны

- большой резерв производственных мощностей; - возможности по разработке новых продуктов и маркетингу; - сильные и диверсифицированные товарные знаки; - стабильный доступ к  источникам сырья; - современная производственная база и технологии;  - возможности привлечения внешнего финансирования;  - сильное руководство.

- хорошее положение на локальных рынках присутствия предприятий (Воронежская, Липецкая, Курская, Ростовская, Волгоградская области); - хорошие отношения руководства холдинга с местными властями.

 

Слабые стороны

- высокая себестоимость продукции.

- меньшие возможности в силу относительно малого размера компании; - отсутствие сильных брэндов; - локализация в основном в Центральной части, Северо-Западе и Юге России; - дефицит сырья.

Будущие цели

- продвижения основных брэндов на региональных рынках; - расширение ассортимента для заполнения основных потребительских сегментов, как по вкусовым, так и по ценовым параметрам; - к 2015 году стать крупнейшим национальным производителем высококачественных продуктов питания и напитков.

- дальнейшее развитие производства путём приобретения кризисных предприятий; - продвижение своих брэндов.


[12, 13, 16]

На рынке детского питания основными конкурентами Группы ЮНИМИЛК являются: группа компаний «Вимм-Билль-Данн», «Прогресс», компания Nestle. Основным конкурентом является лидер рынка детского питания, компания «Вимм-Билль-Данн» (бренд «Агуша»). Особенно сильны позиции бренда «Агуша» в молочном сегменте рынка детского питания (стерилизованное молоко, кефир, питьевые и густые йогурты, творог, жидкие молочные смеси), где он является единственным серьезным конкурентом эмитента. Вторым по значимости конкурентом эмитента на рынке детского питания является «Прогресс» (бренд «ФрутоНяня»). Компания является лидером в соковом сегменте рынка детского питания, а также имеет достаточно сильные позиции в сегменте прикормов (пюре, каши и пр.). Крупная западная компания, Nestle в основном сфокусирована на продажах в категории «сухие молочные смеси». Также она представлены в различных категориях прикормов, где имеет более скромные позиции. [10]

Молочный рынок России в целом демонстрирует стабильные темпы роста - 4-5% в год, его общий объем достиг 40 миллионов тонн в год в натуральном выражении.

Основные тенденции российского рынка молока:

продолжающаяся концентрация собственности и расширение сферы влияния крупных игроков;

бурное развитие региональных рынков, при этом темпы роста регионов значительно превышают столичные.

Основная проблема рынка:

молочные продукты сегодня стали менее доступными населению из-за падения покупательной способности людей в регионах;

деградация сельскохозяйственного производства;

равнодушие государства. [19]

Количество произведенной цельномолочной продукции за первые четыре месяца 2011 г. по всему рынку - 2 692,5 тыс.т (на 1,9 % ниже аналогичного периода 2010 г.), сыров и сырных продуктов - 91,6 тыс.т (на 0,8% выше), масла сливочного - 43,9 тыс.т (на 2,2% ниже), молока и сливок в твердых фракциях - 19,3 тыс.т (на 9,7% выше). Импорт цельного молока - 31,0 тыс.т (на 9,9% выше чем в 2010 г.). Это свидетельствуют о том, что существующие ставки ввозных пошлин не являются заградительными и полностью соответствуют рыночной ситуации. Уровень потребительских цен на цельномолочную продукцию (молоко пастеризованное) в мае 2011 г. составил 31,85 руб/кг, что на 13,8% выше уровня в мае 2010 г. [17]

Рынок труда образуют люди, которые могут быть наняты на работу в организацию. [7]

Российский рынок труда характеризуется следующими показателями (данные 2010-2011 гг.):

численность экономически активного населения в России составляет 75 млн.чел.;

количество занятого населения - 69,6 млн.чел., 92,9% от экономически активного;

уровень безработицы в марте 2011 г. - 7,1%;

около 75% экономически активного населения проживает в городах, 27% проживают в Центральном федеральном округе России;

средний возраст экономически активного населения - 39,6 лет;

29% занятых в экономике людей имеют высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование имеют 28%;

81% людей с высшем профессиональным образование и 73,5% с средним профессиональным образованием заняты в экономике;

в пищевой промышленности занято 1343,5 тыс., с 2000 г. этот показатель снизился на 18%;

на молочную отрасль приходиться 10% общей занятости сектора или 135 тыс. чел.;

средняя заработная плата работников пищевой промышленности - 18026 рублей. [3,5]

Таблица 3. Оценка влияния факторов внешней среды

Внешние факторы

Возможности

Угрозы

Экономические

Рост рынков в регионах

Низкая покупательская способность жителей регионов, связанный с этим недостаточный спрос на внутреннем рынке. Неопределенность экономической ситуации.  Дефицит сырья. Высокая конкуренция.

Политические

Нет

Ввод технических регламентов, ужесточающих требования к продукции.

Технологические

Внедрение новых технологий и оборудования. Вывод на рынок новых видов продуктов.

Высокая степень износа основных средств на многих предприятиях. Недостаток финансовых средств для интенсивной модернизации производств, связанный с высокими ставками коммерческих кредитов, колебаниями курса валют.

Социальные

Популярность у россиян молочных продуктов. Интерес к новым, инновационным видам молочных продуктов. Высокая безработица.

Неравномерность распределения населения по территории России. Невозможность большой части населения регулярно приобретать молочную продукцию.


5. Анализ факторов внутренней среды

К основным составляющим внутренней среды относятся: производство, персонал, финансы и маркетинг.

.1 Производство

В состав ОАО «Компания Юнимилк» входят 32 производственные площадки. 4 завода находятся за пределами РФ - на Украине и в Белоруссии. Географическое расположение площадок - от Москвы до Красноярска.

Большинство предприятий оснащены современным оборудованием ведущих мировых производителей (подробнее в разделе 4). Проводимая модернизация позволяют увеличивать мощность производственных площадок. Тем самым повышается резерв производственной мощности всей компании, так как оборудование загружается не полностью.

Общий объем продукции, производимой на предприятиях Компании «Юнимилк» - более 1271 тыс.тонн в год. Большую долю в объеме производства составляют цельномолочные продукты - питьевое молоко пастеризованное, молоко ультапастеризованное (в том числе для детей). Вторыми по размеру доли объема являют кисломолочные продукты - классические (кефир, сметана, ряженка) и инновационные (обогащенные кефирные продукты Био Баланс). Третьими являются продукты для детского питания под маркой «Тёма». Остальная часть объема производимой продукции приходится на остальные виды. Всего ассортимент «Юнимилк» включает более 200 наименований.

Система управления качеством в компании сертифицирована по Системе международного стандарта качества ISO 9000-2001. Комплекс ISO-9000 состоит из 7 стандартов, сгруппированных от общих к частным на основе системного подхода. Они регламентируют требования к качеству по всем стадиям жизненного цикла продукта. В будущем планируется сертификация на соответствие требованиям ХААСП. Все процедуры входного контроля сырья и выходного контроля готовой продукции чётко регламентированы в Политике качества компании.

Как и все производители молочных продуктов ОАО «Компания Юнимилк» испытывает в настоящее время недостаток сырья. Высокие цены на сырое молоко усложняют сохранение конкурентных цен. Из сложившейся ситуации компания выходит, используя централизованную систему закупок материалов и сырья, которая позволяет управлять затратами в целом и получать от поставщиков (их около 1000) оптимальные цены, скидки и условия оплаты в виде долгосрочных товарных кредитов. Закупки осуществляются на основе корпоративной политики по ценам, условиям поставки и оплаты, требованиям к качеству материалов и сырья, их таре и сопровождающей товар документации.

Дополнительно компания помогает своим стратегическим поставщикам сырья закупать необходимое оборудование, подготавливать кадры.

Дальнейшее снижения цен на продукцию компании возможно при снижении издержек производства, оптимизации структуры и логистики, внедрения более прогрессивных технологий. Также, сэкономить часть издержек возможно за счет повышения качества выпускаемой продукции. [10, 11, 15]

.2 Персонал

Персонал - это полный личный состав наемных работников организации (за исключением руководства), выполняющих различные производственно-хозяйственные функции. Та часть персонала ,которая официально числится в её штатах, называется кадрами. [6]

Общая численность кадровых работников ОАО «Компания Юнимилк» равна 14000 человек. Основу кадрового состава составляют квалифицированные специалисты, профессионалы молочной промышленности.

Основными ”центрами” подготовки специалистов являются профильные ВУЗы России. Это: Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП), Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий (СПбГУНиПТ), Московский государственный университет прикладной биотехнологии (МГУПБ), Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (КеиТИПП), Воронежская государственная технологическая академия (ВГТА), Институт менеджеров пищевых и перерабатывающих производств (ИМПиПП), Новосибирский государственный аграрный университет (НГАУ), Тюменская государственная сельскохозяйственная академия (ТГСА), Вознесенский колледж молочной промышленности (ВКМП, Краснодарский край).

При отборе кадров в «Юнимилк» руководствуются рядом принципов:

) ориентация на сильные, а не слабые стороны претендента, поиск не идеального, а наиболее подходящих лиц;

) обеспечение соответствия их индивидуальных качеств (образования, стажа, квалификации, опыта, пола, возраста, здоровья) требованиям должности;

) выбор лучших специалистов из тех, кто соответствует этим требованиям.

Высшее руководство компании состоит из высокопрофессиональных менеджеров с большим опытом управления крупными организациями. Средний и низший менеджмент пополняется “своими” работниками, имеющие большие заслуги и опыт работы в компании.

Компанией создаются условия для карьерного роста сотрудников, раскрытия ими своих способностей и применения их наиболее выгодным для себя и организации способом. Среди способов раскрытия потенциала сотрудников можно выделить: тематические конференции, презентации, семинары, проведение спортивных соревнований. Помимо возможности карьерного предусмотрены прогрессивная премиальная система и добровольное медицинское страхование всех сотрудников. Тем самым образуется эффективная система материального стимулирования работы эффективных работников и снижается текучесть кадров.

Для развития потенциала сотрудников в компании предусмотрено корпоративное обучение. В этом направлении реализуются следующие проект «Обучение производственного персонала» (приоритет в 2011 году). Программа обучения технического производственного персонала работе на новых высокотехнологичных линиях. Для развития потенциала работников коммерческих служб регулярно проводятся тренинги, бизнес-игры.

Стратегическим направлением кадровой политики Компании «Юнимилк» является программа «Поколение Милк», направленная на снижение дефицита специалистов производственных специальностей и формирование высоквалифицированного кадрового резерва предприятий. В рамках этой программы компания выплачивает именные стипендии студентам профильных специальностей, которые сдали две последних сессии на хорошо и отлично, имеют достижения в научно-исследовательской деятельности и активно участвуют в повседневной жизни образовательного учреждения.

.3 Финансы

Финансовое состояние ОАО «Компания Юнимилк» можно оценить как устойчивое. Бухгалтерский баланс достаточно ликвидный. Показатели финансового состояния и деятельности компании были приведены в разделах 1.5 и 2.

5.4 Маркетинг

В широком контексте маркетинг рассматривается как своеобразная философия бизнеса, нацеленная на обеспечение конкурентоспособности деловой структуры. В узком смысле он представляет собой деятельность по разработке и осуществлению мер воздействия на рынок производимых товаров и услуг и одновременно по приспособлению к его запросам.

Основными функциями маркетинга являются:

аналитическая (изучение внешней ситуации, рынка, конкурентов, посредников, покупателей, их нужд и запросов;

прогностическая (возможность предположения об изменении, предпочтении потребителей и возможном поведении конкурентов;

производственная (разработка новых товаров, управление их качеством и конкурентоспособностью);

сбытовая (системы товародвижения, сервис, провидение политики цен);

управленческая (планирование, организация, контроль и т.д. мркетинговых мероприятий. [6]

Анализ рынка молочных продуктов и конкурентов представлен в разделе 4.

ОАО «Компания Юнимилк» занимает 17.1% объема рынка молочной продукции и 14,2% объема рынка продукции детского питания России. Продукция компании присутствует более чем в 60000 точках продаж по всей территории РФ, а также на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане и других станах СНГ. [10]

Объединенная компания «Юнимилк-Danone» планирует увеличить долю рынка до 30%. Для достижения этого результата разработана маркетинговая стратегия компании. Основные задачи маркетинговой стратегии:

дальнейшее продвижения своих национальных брендов (запуск национальной рекламной компании; активная работа с общественностью - со школьными образовательными учреждениями, некоммерческими организациями; проведение BTL-проектов; реклама в точках продаж; заключение договоров с новыми сетями и точками продаж).

оптимизация продуктового портфеля (в рамках этого направления разработана специальная программа «Золотой SKU»; суть проекта заключается в следующем: выстраивается качественная дистрибуция вокруг 52 товархных позиций семи брендов, которые выбирались по показателям «Уровень продаж», «Маржинальность»);

разработка новых видов продукции, удовлетворяющей меняющиеся потребности разных групп потребителей.

Освоение новой продукции связано с риском, но при успехе может давать фирме большую прибыль и контроль над рынком. Новые продукты «Юнимилк» будут выпускаться на рынок под имеющимися в портфеле компании национальными брендами. Известность марки гарантирует потребителям определенный уровень качества, престижности, оказывает на них положительное психологическое воздействие, облегчает рекламу.

6. Обобщающий анализ внешней и внутренней среды

Стратегический SWOT-анализ (SWOT - первые буквы английских слов, обозначающих силу, слабость, возможности и угрозу) состоит в выявлении на основе анализа внешней среды фирмы факторов, открывающих, с одной стороны, для фирмы новые возможности, а с другой - представляющих угорзу для её развития. Одновременно оцениваются преимущества и недостатки её внутреннего потенциала, прежде всего в области производства, финансов, управления, НИОКР, маркетинга. Все факторы сводятся в SWOT-матрицу для их дальнейшего сопоставления и формулировки возможных стратегий, отражаемых в её квадрантах. [6]

Преимущества и недостатки - внутренние факторы организации, которые создают или разрушают ценность.


Таблица 4 - Обобщающий (SWOT) анализ внешней и внутренней среды


Возможности

Угрозы

Преимущества

Портфель популярных национальных брендов Большие производственные мощности Современное оборудование Квалифицированный персонал  Проведение НИОКР

Аналогичные бренды компаний - конкурентов Недостаток финансовых средств. Покупка оборудования в кредит. Недостаток производственного персонала Меняющиеся предпочтения потребителей

Недостатки

Дефицит сырья Операционные издержки Неосвоенные региональные рынки

Повышение цен на сырье Влияние издержек на конкурентоспособность цен Низкая покупательская способность населения регионов


Как видно из результата SWOT-анализа преимуществами ОАО «Компания Юнимилк» являются: портфель популярных национальных брендов, большие производственные мощности, современное оборудование, Квалифицированный персонал и проведение НИОКР.

Недостатками же являются: дефицит сырья в отрасли, высокие операционные издержки и неосвоенные региональные рынки.

Потенциальные угрозы: аналогичные бренды компаний - конкурентов, недостаточное обновление основных фондов, покупка оборудования в кредит, недостаток производственного персонала, меняющиеся предпочтения потребителей, повышение цен на сырье, влияние издержек на конкурентоспособность цен, низкая покупательская способность населения регионов.

7. Структура управления компанией

Оpгaнизaциoннaя cтpyктypa - этo фopмa paздeлeния и кooпepaции yпpaвлeнчecкoй дeятeльнocти, в paмкax кoтopoй пpoиcxoдит пpoцecc yпpaвлeния, нaпpaвлeнный нa дocтижeниe цeлeй opгaнизaции.

Решение об организационной структуре принимается руководством высшего звена, а проектирование структуры базируется на стратегических планах компании.

ОАО «Компания Юнимилк» имеет дивизионную организационную структуру по географическим регионам. Схема этой структуры представлена на рис.2.

Дивизионная структура облегчает знание проблем специфики местного законодательства, нужд и обычаев, характерных для различных регионов РФ. Главное преимущество состоит в быстрой реакции на тот или иной фактор окружающей среды. Крупная фирма данной структуры состоит из множества самостоятельных или полусамостоятельных подразделений. Подразделения (дивизионы) распоряжаются ресурсами, заключают коммерческие сделки, разрабатывают производственные программы для объединения хозяйственных единиц, управляют их текущей деятельностью (сбытом продукции, подбором и расстановкой кадров и др.), осуществляют финансовый контроль, содействуют развитию.

В тоже время в стратегических вопросах их свобода ограничена. Они, например, не разрабатывают долгосрочные планы, без согласования с высшим руководством осуществляют инвестиционную деятельность лишь в ограниченных пределах, несут перед ним полную ответственность за результаты своей деятельности.

Во главе дивизиональной структуры управления компанией находятся штаб-квартира (аппарат управления) и офис главного руководителя (генерального директора), которые выполняют функции стратегического центра.

В штаб-квартире сосредоточены общекорпоративные службы, осуществляющие такие функции, как маркетинг, прогнозирование, планирование, учет, контроль, развитие НИР, обеспечение связей между подразделениями, координация их стратегической деятельности, оказание необходимой помощи и консультаций.

Офис главного руководителя является организационной формой, в которой функционируют высшие органы фирмы. Здесь прежде всего разрабатывается политика и стратегия организации, осуществляются контроль над прибыльностью и финансами, руководство стратегическими ресурсами. [6, 7]

Органами управления ОАО «Компания Юнимилк» являются Общее собрание акционеров, Совет директоров и исполнительный орган (единоличный исполнительный орган - Генеральный директор). Высшим органом управления эмитента является Общее собрание акционеров. Оно определяет состав Совета директоров и Ревизионной комиссии, а также решает все ключевые вопросы акционерного общества (его реорганизации, ликвидации, операций с акциями, выплат дивидендов и д.). Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью компании (Определение приоритетных направлений деятельности, утверждение бизнес-планов и основных программ и др).

Руководство текущей деятельностью компании осуществляет Генеральный директор. Он самостоятельно осуществляет руководство текущей деятельностью Общества и принимает решения по любым вопросам деятельности Общества за исключением тех, которые отнесены к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров.

Все предприятия Компании «Юнимилк» объединены в Дивизионы по географическому признаку. Руководство предприятий подчиняется Центральному офису во главе с Управляющим директором дивизиона.

Центральный офис дивизиона занимается закупкой сырья, логистикой, разрабатывает производственную программу, решает локальные вопросы. Все 6 дивизионов управляются Генеральным директором компании и Единым аппаратом управления. Аппарат управления включает в себя профильные Департаменты, комитеты и советы (департаменты финансов, маркетинга, качества, персонала, заготовки сырья, технический совет и др.). [11]

Рис 2. Организационная структура ОАО «Компания Юнимилк»

Департаментализация - это процесс деления организации на отдельные блоки.

Комитет - группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Аналогичное значение имеют и советы.

Комитеты рекомендуется создавать в следующих случаях:

Когда решение проблемы требует большого опыта а какой-либо области;

Предполагаемое решение окажется непопулярным в организации (в этом случае руководитель может себя обезопасить);

Когда необходимо узнать мнение подчиненных. [6]

Дивизионная организационная структура позволяют Компании «Юнимилк» достичь следующих поставленных целей:

проведения национальной кампании по продвижению своих брендов;

расширение территории дистрибуции и увеличение потенциального объема продаж продукции.

укрепление позиций в регионах присутствия производственных предприятий;

оптимизация затрат при осуществлении основной деятельности;

увеличение эффективности операционной деятельности.

Также территориальное деление позволяет более эффективно проводить закупки молока, упаковки, материалов, осуществлять логистику.

Тем самым организационная структура ОАО «Компания Юнимилк» соответствует её миссии, целям и планам.

8. Рекомендации по совершенствованию системы управления

Анализ внешней и внутренней среды показал, что главные проблемы, стоящие перед ОАО «Компания Юнимилк» - это конкуренция и дефицит сырья.

В жесткой борьбе за потребителя главными конкурентными качествами продукции становятся её качество и цена. Поэтому, в первую очередь должны проводится мероприятия по улучшению этих характеристик.

Добиться стабильно высокого качества продукции возможно только с помощью всестороннее действующей системы управления качеством. Большой эффект дает создания на производстве групп качества.

Групповые кружки качества - это группы рабочих, которые изучают различные методы и приема контроля качества. Кружок состоит из состоит из руководителя и подчиненных рабочих. Темы, выбираемые кружками, не ограничиваются качеством продукции. Изучаются проблемы сокращения издержек производства, эксплуатации оборудования, безопасности труда, промышленного загрязнения. Подобные кружки повсеместно распространены на предприятиях Японии. [9]

Одновременно с улучшением качества, снижаются издержки на проведения контроля, а это снижает в свою очередь издержки производства.

Помимо качества, важным показателем конкурентоспособности продукции является цена. В настоящей ситуации стремительного роста цен на сырье конкурентную цены товара возможно получить путем снижении издержек его производства и реализации. В рамках этой задачи для ОАО «Компания Юнимилк» рекомендуется ввести в свою структуру специализированный комитет по эффективности.

Основными задачами комитета по эффективности являются повышение эффективности работы за счет внутренних резервов и сокращение издержек.

Работа комитета может быть организована по следующей схеме:

) лидеры функций и департаментов подготавливают проекты оптимизации, которые возможно реализовать в рамках компании;

) совместно с представителями финансового департамента оценивается потенциальный финансовый эффект от каждого из представленных проектов;

) отбор проектов и составление очередности их реализации;

) проводится внедрение проектов в подразделениях компании.

Сокращение издержек возможно провести в следующих подразделениях и следующими способами:

В логистике - путем организации стабильных объемов закупок и получения за это скидок; путем оптимизации транспортных потоков

В производстве - путем оптимизации рецептур, технических спецификаций, тары и вспомогательных материалов; путем снижения потерь сырья и материалов; повышение эффективности работы персонала.

Возможно также применение в производстве программы повышения производительности труда БРП.

БРП - специфическая американская программа вовлечения работников (второе поколение кружков качества) в управление. Здесь концентрируется внимание не на измерении, а на идее повышения производительности. Рабочим группам предлагается развить идеи повышения производительности труда.

Рабочие группы могут организовываться как из рабочих ,так и из специалистов. Группы, созданные из инженеров и научных работников имеют особенности по сравнению с кружками качества, поскольку перед группами ставятся более сложные цели. [9]

Только действуя целенаправленно и комплексно, возможно снизить издержки производства и реализации продукции, тем самым делая эту продукцию более рентабельной и конкурентоспособной.

Менее значимыми проблемами, стоящими перед ОАО «Компания Юнимилк» являются: недостаток производственного персонала и финансовых средств.

В целом кадровая политика «Юнимилк» идет в правильном направлении. Необходимо и дальнейшее развитие потенциала персонала, а также привлечение молодых специалистов. Для создания производственного кадрового резерва рекомендуется повсеместная организация на заводах компании учебных и производственных практик студентов профильных ВУЗов.

Таблица 5 - Рекомендации по совершенствованию системы управления

Рекомендации по совершенствованию

Методы их осуществления

Достигаемые цели

Показатели эффективности, характеризующие результат совершенствования СУ

Повышение качества продукции

1. Всесторонне действующая система управления качеством 2. Создание кружков качества

1.Показатели качества.  2.Количественное уменьшение брака, возвратов, претензий потребителей.

Снижение цен на продукцию путем:  - снижения издержек; - повышения производительности труда персонала.

1. Создание комитета по эффективности 2. Применение БРП

1. Низкие, конкуренто- способные цены. 2. Увеличенная рентабельность

1. Количественные показатели издержек производства и реализации продукции. 2. Показатели производительности и эффективности труда

Привлечение молодых специалистов

Организация практик для студентов профильных ВУЗов.

Снижение дефицита производственных специалистов

Количество специалистов, их квалификация.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было всесторонне рассмотрен один из лидеров российского рынка молочных продуктов - ОАО «Компания Юнимилк».

В разделе 1 подробно описана характеристика компании - её история, структура, возможные риски осуществляемой ею предпринимательской деятельности, бизнес-стратегия и план на будущее, а также в цифрах приведены результаты деятельности.

В разделе 2 описаны миссия, цели и задачи компании, её продукты и технологии.

В разделе 3 приведены ресурсы организации (факторы производства).

В разделе 4 проводится подробный анализ внешней среды организации - общая среда с присущими ей политическими, экономическими, социальными, технологическими и международными факторами. Вместе с внешней также проанализирована среда задач (функциональная среда) с её составляющими факторами: поставщиками, потребителями, конкурентами и рынком труда.

В разделе 5 описана внутренняя среда организации. Сюда входит анализ 4-х составляющих внутренней среды: производства, персонала, финансов и маркетинга компании «Юнимилк».

В разделе 6 проведен обобщающий анализ внешней и внутренней среды организации по SWOT-методу. В результате стали известны преимущества и недостатки компании, её возможности и угрозы.

В разделе 7 описана структура управления в компании «Юнимилк». Подробно рассмотрена свойственная ей дивизионная организационная структура. В заключительном 8 разделе на основе результатов, полученных в SWOT-анализе, и информации раздела 7, разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления компании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс РФ

. «Демографический ежегодник России», 2010. Статистический сборник

. «Труд и занятость в России», 2009. Статистический сборник

. «Промышленность России», 2010. Статистический сборник

. «Российский статистический ежегодник», 2010. Статистический сборник

. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

. Глухов В.В., Балашова Е.С. Производственный менеджмент. Анатомия резервов. Lean production: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2008.2.

. Мурашкин Н.В. Менеджмент организации: учебник / Н.В. Мурашкин [и др.]; под ред. Н.В.Мурашкина, Э.М.Гусейнова. СПб.: СПбГЛТА, 2010.

. Основы менеджмента : учеб. Пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Королева. - М.: Магистр, 2008.

. Годовой отчет ОАО «Компания Юнимилк» за 2009 год

. Ежеквартальный отчет ОАО «Компания Юнимилк» за 4 квартал 2010 года

. Годовой отчет ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2009 год

. Годовой отчет ОАО «Молочный холдинг МОЛВЕСТ»

Интернет-ресурсы:

. Официальный портал Федеральной службы Государственной статистики - http://www.gks.ru.

. Официальный сайт ОАО «Компания Юнимилк» - http://www.unimilk.ru.

. Официальный сайт ОАО «Вимм-Билль-Данн» - http://www.wbd.ru.

. Официальный сайт Национального союза производителей молока (СОЮЗМОЛОКО) - www.souzmoloko.ru.

. Портал «DairyNews» / Ситуация на молочном рынке России - http://www.dairynews.ru/news/detail.php?IBLOCK_ID=1&SECTION_ID=2&ELEMENT_ID=38388.

. Портал «Молочная промышленность России» - http://milknet.ru.

Похожие работы на - Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления организацией

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!