Проблемы становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    123,8 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА К ЭКОНОМИКЕ ЗАНАНИЙ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент экономика Республики Беларусь проходит трансформационный период. Осуществляется перестройка хозяйственной системы страны. Именно в этот момент важно сформулировать ту модель, к которой должна прийти национальная экономика. Следует отметить, что Республик Беларусь не обладает значительным природно-ресурсным потенциалом для того чтобы конкурировать с иностранными государствами на мировой арене. Но при этом, как отмечают специалисты, Республика Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом. Таким образом, необходимо использовать именно ту модель хозяйствования, которая могла бы реализовать данный потенциал в полной мере. Именно такой моделью может служить экономика знаний.

Экономика знаний - это экономика, основанная на человеческом потенциале, на знаниях и навыках человека. Экономика знаний предполагает увеличение конкурентоспособности страны за счет эффективного использования знаний, их генерирования, сохранения и передачи. А также создания высокотехнологичной продукции и новых технологий на их основе. По мнению экспертов всемирного банка, становление экономики знаний зависит от развитости четырех сфер: институционально-экономического режима, инноваций, образования и ИКТ.

Из всего вышесказанного следует, что становление экономики знаний весьма актуально для Республики Беларусь. Важную роль в процессе становления новой экономики играют регионы. Именно на региональном уровне легче отслеживать процесс становления экономики знаний, оценивать предпосылки и устанавливать зависимости. Также именно на региональный уровень будут оказывать влияния как факторы макроуровня, так и микроуровня.

Объектом исследования является потенциал регионов Республики Беларусь для перехода к экономике знаний.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на потенциал регионов для перехода к экономике знаний, а также проблемы, препятствующие становлению новой экономики в регионах Республики Беларусь.

Целью работы является выявление в регионах Республики Беларусь проблем, препятствующих становлению в них экономики знаний.

В процессе выполнения работы предполагается решение следующих задач:

изучить понятие, сущность и основные черты экономики знаний;

провести анализ потенциала регионов Республики Беларусь для перехода к экономике знаний используя методику Всемирного банка;

выявить основные проблемы, препятствующие процессу становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь;

предложить основные пути решения выявленных проблем.

Основные методы, которые были использованы при проведении научного исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, методы теоретического и экономического анализа.

1. ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Современные тенденции развития мировой экономики ведут к формированию новой концепции экономического развития. Новый, постиндустриальный этап развития общества и соответствующий ему тип экономики все больше и больше делает упор на информацию, высокие технологии, инновации, человека с его знаниями и навыками. Таким образом, данное направление развития позволит перейти к качественно новому уровню ведения хозяйствования, как на макро-, так и на микроуровне. В условиях глобализации, совершенствования систем связи и способов генерации новых технологий все чаще возникает потребность в пересмотре старых методов управления и организации. В производстве сильно возрастает значение таких интеллектуальных продуктов как «ноу-хау», знания организации. Данные тенденции свидетельствуют о переходе экономик стран к экономике знаний.

Подобный переход мировой экономики в новое качественное состояние непосредственно связан с возрастанием роли фундаментального теоретического знания, развитием высокотехнологичных отраслей, увеличением доли сферы услуг, усилением влияния информационно-коммуникационных технологий: сотовой и спутниковой связи, цифрового телевидения и радио, глобальной сети Интернет и др. Переход от «материальной» экономики, основанной на физическом труде, механизации и автоматизации, к «интеллектуальной» экономике, характеризующейся значительным повышением роли человеческого и социального капитала, инноваций, информации, креативного труда: творческой деятельности в сферах науки и образования, корпоративных НИОКР, программирования, маркетинга и рекламы, дизайна, индустрии развлечений и др., институтов и в целом нематериальных активов, рассматривается как глобальный структурный сдвиг, который, охватывая все сферы и отрасли индустриальной экономики, изменяет ее масштаб, динамику и внутреннее содержание. Исследованию специфики экономики знаний как новой парадигмы общественного развития, выражающей синтез современных идей, институтов и практик, получивших свое воплощение в экономических, философских, социально-правовых, политологических и других теориях, посвящено значительное количество работ, опубликованных зарубежными и отечественными учеными[1, с. 10].

Взгляды на феномен новой экономики постоянно эволюционируют. Ф.А. фон Хайек первый предложил в 1945 г. рассматривать влияние новых знаний на экономические и производственные процессы. А. Даунсон, основываясь на работах Ф.А. фон Хайека, в 1957 г. разработал первую классификацию новых знаний. Однако, основателем экономики знаний как дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США», вышедшей в 1962 г. и переведенной на русский язык в 1966 г. [2].Так, Ф. Махлуп определял экономику знаний следующим образом: «Один из секторов народного хозяйства, в котором происходит производство, обработка и управление знаниями» [3].

В 1990-х годах понятие экономики знаний было рассмотрено в качестве основного элемента государственной политики при проведении межстрановых сравнений. Организацией экономического сотрудничества и развития было предложено следующее определение этого термина при разработке национальных стратегий для отдельных стран: «Экономика знаний - это такая экономика, которая рекомендует своим организациям и людям приобретать, создавать, распространять и использовать кодифицированные и неявные знания с целью более эффективного ускорения экономического и социального развития» [4, с. 125].

Как считают российские ученые, экономике знаний присуще следующие основные признаки [5, с.22-26]:

потребление знания может увеличивать его ценность;

неделимость знания как продукта;

наличие автора знания.

Сущность экономики знаний, по мнению специалистов, определяется такими взаимосвязанными процессами, как [6, с. 20]:

.        Информация и знания становятся важным ресурсом и движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития.

.        Рынок информации и знания наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала также становится фактором производства.

.        Удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование знаний и информации растет быстрыми темпами.

.        Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, которое определяет национальную и региональную конкурентоспособность.

.        Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

Существует также подход, согласно которому экономика нового типа рассматривается как совокупность отраслей, которые характеризуются более значительным удельным весом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. В этих отраслях технологическая реализация знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. В указанной трактовке эта экономика включает в себя сферу образования, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, оказание интеллектуальных услуг (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинг) [7].

По мере увеличения сектора знаний, в условиях наибольшего экономического роста, достигаемого за счет научных исследований и инноваций, с ростом образованности населения, у термина «экономика знаний» появилось второе значение, ставшее впоследствии более употребляемым. Экономика знаний - это высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики [8]. Это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

Необходимо отметить, что экономика знаний - это, прежде всего, инновационная экономика, основанная на информационно-коммуникационных технологиях, вычислительной технике и современном программном обеспечении, в своей совокупности существенно расширяющих возможности создания новых знаний и их глобальное использование.

Постоянное и непрерывное инициирование новаций и реализация нововведений - главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия и организации, региона и страны в целом. Чтобы повысить уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Ядром формирования экономики знаний в самом широком смысле являются три основные сферы - НИОКР и инновации, образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала, информационные и компьютерные технологии.

Основными составляющими экономики знаний являются:

.        Научно-методологическое обеспечение инновационного развития.

.        Разработка национальной инновационной политики.

.        Формирование национальных и региональных инновационных систем, особенности которых проявляются в:

а)      формах и способах взаимодействия государства и бизнеса как в сфере фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, так и в сфере наукоемкого производства;

б)      формировании в той или иной стране инновационной инфраструктуры различной степени комплексности и т.п.;

в)      разработке и реализации региональных инновационных стратегий;

г)       оценке и активизации инновационного потенциала регионов и предприятий;

д)      мониторинге инновационных процессов и статистике инноваций.

При этом в сфере инноваций государственные структуры основное внимание уделяют, как правило, стимулированию адаптации результатов научной и научно-технической деятельности к требованиям современной предпринимательской среды с использованием различных локальных и комплексных механизмов, формированию благоприятных условий для наукоемкого бизнеса, существенному усилению финансирования прикладных исследований, опытных производств и коммерциализации научно-технических разработок.

Экономика знаний актуальна для малых стран, не имеющих значительных природных ресурсов, также стран, обладающих высоким уровнем развития человеческого потенциала, которые имеют достаточно развитую материальную базу для проведения исследований в областях, которые являются ведущими технологическими направлениями больших экономически развитых стран. Учитывая перечисленные выше обстоятельства, можно отметить, что становление экономики знаний актуально и для Республики Беларусь.

Таким образом, были рассмотрены особенности становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь, которые являются основными административно-территориальными единицами нашего государства.

В связи с этим представляется актуальным рассмотрение причин и проблем, возникающих в регионах в процессе перехода к экономике знаний. Проведенный анализ позволит судить о возможности построения экономики знаний в регионах Республики Беларусь.

2. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

По мнению экспертов, Республика Беларусь имеет существенный научный, инновационный и кадровый потенциал для построения экономики знаний. Однако, как в стране в целом, так и в регионах, а также на предприятиях и в организациях регионов имеются существенные недостатки и препятствия для трансформации переходной экономики в современную постиндустриальную экономику.

Для оценки готовности регионов к переходу к экономике знаний используется методика Всемирного Банка - Knowledge Assessment Methodology (KAM).

Методология Knowledge Assessment была предложена экспертами Института Всемирного банка в ответ на радикально усиливающуюся роль знаний в процессе долговременного экономического роста в новую эпоху. Это связывалось с быстрым продвижением информационных и коммуникационных технологий, что значительно сократило стоимость компьютерных средств и сетей. В дальнейшем это привело к значительно более быстрому распространению знаний, что в итоге увеличило производительность научного труда. Таким образом, усиление интенсивности создания нового знания и технологий является глобальной тенденцией. Оно, в свою очередь, приводит к быстрому распространению новых и эффективных производственных мощностей (машин, оборудования и т.д.), что отчетливо видно в увеличении их доли в мировой торговле. Таким образом, революция в области производства знания вместе с усиливающейся глобализацией предоставляют, по мнению экспертов Всемирного банка, значительные возможности для улучшения социально-экономического развития стран, но те из них, которые не успевают за быстрыми изменениями, становятся безнадежно отстающими. Здесь усиливается не только конкуренция, но и изменяется сама ее природа, которая смещается в область экономики знаний и инноваций [9, с. 60].

Возвращаясь к Knowledge Assessment-методологии Всемирного банка, важно отметить, что в ее основе лежат четыре составляющие области, показанные на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Составляющие области экономики знаний

Данная схема экономики знаний (Knowledge Economy Framework) предполагает, что инвестиции в четыре ее составляющие области необходимы для устойчивого создания, усвоения, адаптации и использования знаний во внутреннем производстве товаров и услуг, что будет выражено в более высокой их добавленной стоимости и будет увеличивать вероятность экономического успеха в настоящей высококонкурентной и глобализированной мировой экономике.

Описание методики предваряет несколько общих положений. Так, переход к становлению экономики знаний требует разработки долговременных стратегий, которые должны фокусироваться на развитии четырех областей экономики знаний. Первоначально это означает, что страны должны понимать свои сильные и слабые стороны, и затем воздействовать на них, развивая подходящие политики и механизмы для реализации целей. Для содействия этому переходному процессу, как отмечалось выше, Институт Всемирного банка в рамках программы «Знание для развития» (Knowledge for Development (K4D) Program) разработал методологию КАМ, которая связана с соответствующим онлайновым инструментом и обеспечивает базовую оценку готовности стран и регионов к переходу к экономике знаний. КАМ представляет собой дружественный, интерактивный, диагностический и бенчмаркинговый инструмент, предназначенный для помощи странам-партнерам выявлять их сильные и слабые стороны в сравнении с другими странами. Поэтому КАМ может быть полезной для идентификации проблем и возможностей, с которыми страны могут сталкиваться, а там, где это необходимо, - фокусировать внимание политиков или планировать новые инвестиции. В связи с этим, применение методики КАМ позволит определить проблемы, которые возникают у регионов нашей страны в процессе перехода к экономике знаний.

Уникальная сила КАМ связана с ее кросс-секторальным подходом, который предоставляет целостный взгляд на широкий спектр факторов релевантных экономике знаний. В версии КАМ-2005 сравнительный анализ делался на основе 148 структурных и качественных переменных, 14 из которых являются базовыми для расчета индекса знаний и индекса экономики знаний, для 146 стран и 7 региональных группировок. Международные сравнения по выбранным индикаторам представляются в виде радиальных и ромбических диаграмм.

Процедура нормализации в КАМ состоит в следующем:

. Первичные данные (u) собираются из базы данных Всемирного банка и из других международных баз данных для 148 переменных и 146 стран.

. Для каждой страны назначается ранг по каждой из переменных (rank (u)), то есть ее место в ранжировке по рассматриваемой переменной. Ранг 1 ставится для страны, имеющей лучшее исполнение по данной переменной, ранг 2 ставится следующей по исполнению стране и т.д.

. Для каждой отдельной страны вычисляется количество стран, которые стоят выше ее в ранжировке, включая эту страну (Nh).

. Окончательная нормализация (нормировка) осуществляется по формуле:


где Nc - общее количество рассматриваемых стран.

Таким образом, рассчитываются нормализованные показатели, по которым формируются 4 субиндекса.

Затем, в соответствии с данной методологией рассчитываются два показателя: Индекс экономики знаний (KEI)- комплексный показатель для оценки эффективности использования страной знаний в целях ее экономического и общественного развития. Данный индекс вычисляется как средняя арифметическая простая следующих субиндексов: институционально-экономического режима; инноваций; образования; информационно-коммуникационных технологий.

Формула расчета индекса экономики знаний выглядит следующим образом:


где ИЭР - нормализованное значение субиндекса институционально-экономического режима;

Ин - нормализованное значение субиндекса инноваций;

Обр - нормализованное значение субиндекса образования;

ИКТ - нормализованное значение субиндекса ИКТ.

Индекс знаний (KI) - комплексный экономический показатель для оценки способности экономики генерировать, принимать и распространять знания, который рассчитывается как средняя арифметическая простая трех перечисленных вышесубиндексов, за исключением субиндекса институционально-экономического режима (ИЭР).

Формулу расчета индекса знаний можно представить следующим образом:


Прежде чем рассчитать и проанализировать индексы знаний и экономики знаний для регионов Республики Беларусь, рассмотрим положение нашей страны в рейтинге, составленном по приведенным выше показателям на основе использования методики Всемирного Банка. Данные представлены в таблице 2.1, где Республика Беларусь занимает 59- место из 145 стран, т.е. имеет средние показатели, при этом отставая от России и Украины, которые занимают 55-е и 56-е места соответственно.

Таблица 2.1 - Рейтинг стран по индексу экономики знаний в 2012 г. (по данным Всемирного банка)

Страна

KEI

KI

ИЭР

Инновации

Образование

ИКТ

1.Швеция

9,43

9,38

9,58

9,74

8,92

9,49

2.Финляндия

9,33

9,22

9,65

9,66

8,77

9,22

3.Дания

9,16

9,00

9,63

9,49

8,63

8,88

4.Нидерланды

9,11

9,22

8,79

9,46

8,75

9,45

5.Норвегия

9,11

8,99

9,47

9,01

9,43

8,53

55. Россия

5,78

6,96

2,23

6,93

6,79

7,16

56. Украина

5,73

6,33

3,95

5,76

8,26

4,96

59. Беларусь

5,59

6,62

2,5

5,70

7,37

6,79

 


Исходя из данных таблицы 2.1, можно сделать вывод о том, что Республика Беларусь значительно отстает как по основным индексам - индексу экономики знаний и индексу знаний, так и по субиндексам, от стран-лидеров в области построения экономики знаний. Как видно из таблицы 2.1, в 2012 году странами-лидерами являлись следующие страны: Швеция, Финляндия, Дания, Нидерланды, Норвегия. Как свидетельствуют данные таблицы, особенно заметно отставание по индексу институциально-экономического режима - у стран-лидеров данный показатель колеблется от 9,01 у Норвегии до 9,74 у Швеция. Для Республики Беларусь данный показатель существенно ниже - 2,5. Но это - абсолютно закономерная особенность, которая лишь иллюстрирует то, к чему стоит стремиться и как себя позиционировать в мировом экономическом пространстве.

В таблице 2.2 представлены индексы экономики знаний и индексы знаний за 1995 и 2012 гг. для стран, имеющих близкие значения ВВП к значению ВВП в Республике Беларусь.

Таблица 2.2 - Сопоставительный анализ индекса экономики знаний и индекса знаний для Республики Беларусь и стран, имеющих близкие к ней значения ВВП в 1995 г. и 2012 г.

Страна

1995

2012


KEI

KI

KEI

KI

Болгария

6,81

7,16

6,80

6,61

Колумбия

5,03

5,02

4,94

5,18

Азербайджан

4,62

5,59

4,56

4,96

Сербия

5,35

6,78

6,02

6,61

Перу

4,93

5,23

5,01

4,85

Беларусь

5,81

6,92

5,59

6,62

Доминиканская Республика

4,10

4,59

4,05

4,08

Китай

3,99

4,17

4,37

4,57

Ямайка

5,70

5,67

5,65

6,18

Ангола

1,98

2,38

1,08

0,95

Намибия

4,77

4,50

4,10

3,38


Исходя из данных таблицы 2.2, мы можем оценить, каково положение Республики Беларусь среди стран с близким уровнем ВВП и как изменились ключевые показатели за указанный период. Как видно из таблицы, в 2012 году по сравнению с 1995 годом можно наблюдать снижение ключевых индексов для Республики Беларусь. Так, индекс экономики знаний снизился с 5,81 в 1995 году до 5,59 в 2012 году, а индекс знаний - с 6,92 до 6,62 соответственно. Данная ситуация характерна и для показателей таких стран, как Болгария, Азербайджан, Доминиканская Республика, Ангола и Намибия. Снизились значения показателя индекса знаний у Сербии и Перу, что говорит о проблемах либо в области инноваций, образования и ИКТ, либо в какой-то одной из указанных сфер. При этом в указанных странах выросло значение индекса экономики знаний, что говорит об улучшении субиндекса институционально-экономического режима.

Напротив, уменьшение значения индекса экономики знаний и увеличение значения индекса знаний в Колумбии и Ямайке свидетельствует о снижении субиндекса ИЭР и соответственно о проблемах в данной сфере. Особо следует отметить изменение показателей, рассчитанных для Китая. Так, индекс экономики знаний вырос с 3,99 до 4,37, а индекс знаний - с 4,17 в 1995 году до 4,57 в 2012 году. По приведенным показателям Китай отстает от Беларуси, однако присутствует положительная тенденция роста, что в итоге приведет, возможно, Китай к лидирующим позициям среди выделенных стран.

Для более детального представления ситуации в области построения экономики знаний, проанализируем состав рассчитанных для каждого региона Республики Беларусь субиндексов, которые были использованы для расчета индекса экономики знаний и индекса знаний. Следует отметить, что переменные для расчета выбирались исходя из предлагаемого перечня Всемирного банка, но с учетом имеющейся в Республике Беларусь статистической информации. В расчетах показателей индексов знаний, экономики знаний, а также субиндексов их составляющих использовалась статистическая информация 2012 года (в тех случаях, когда это представлялось возможным).

В таблице 2.3 представлены показатели, на основании которых нами определен субиндекс инноваций. При этом в таблице первое значение показателя приведено в абсолютном выражении, а затем - значение этого же показателя в нормализованном виде.

Таблица 2.3 - Исходные данные для расчета субиндекса «Инновации»

Показатель

Город Минск

Минская область

Витебская область

Могилевская область

Гродненская область

Гомельская область

Брестская область

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки

329/ 10

37/ 7,14

26/ 4,29

20/ 1,43

21/ 2,86

38/ 8,57

30/ 5,71

Число инновационно-активных организаций промышленности и сферы услуг (всего)

107/ 10

67/ 7,14

86/ 8,57

34/ 1,43

52/ 2,86

60/ 4,29

61/ 5,71

Внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования, %

16,82/ 8,57

13,16/ 7,14

6,93/ 1,43

8,47/ 2,86

24,46/ 10

11,07/ 4,29

13,04/ 5,71

Наукоемкость ВРП, %

1,88/ 10

0,203/ 7,14

0,18/ 5,71

0,13/ 4,29

0,096/ 2,86

0,43/ 8,57

0,068/ 1,43

Удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции инновационно-активных организаций (%)

9,91/ 2,86

5,95/ 1,43

19,88/ 5,71

14,31/ 4,29

79,56/ 10

42,54/ 7,14

62,34/ 8,57

Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации, %

5/ 7,14

-/ 0

4,23/ 5,71

-/ 0

10,61/ 10

1,45/ 4,29

7,7/ 8,57


Как видно из данных таблицы 2.3, лидирующие позиции в соответствии с нормализованными значениями занимает город Минск. Это обусловлено тем, что в нем сосредоточены большое число выполняющих научные исследования организаций и наибольшее число инновационно-активных организаций. Несмотря на это, удельный вес затрат на технологические инновации у инновационно-активных организаций в г. Минске довольно низкий, как и наукоемкость ВРП, причем последнее характерно для всех областей Республики Беларусь. Данная зависимость говорит о невысокой эффективности инновационной деятельности инновационно-активных предприятий Республики Беларусь. Наибольший удельный вес затрат на технологические инновации, а также на фундаментальные исследования наблюдается в Гродненской области.

Таблица 2.4 - Исходные данные для расчета субиндекса «Образование»

Показатель

Город Минск

Минская область

Витебская область

Могилевская область

Гродненская область

Гомельская область

Брестская область

Грамотность взрослого населения (в % к численности населения возраста 15 и более) 2009 г.

92,12/ 1,43

97,71/ 10

97,38/ 4,29

97,65/ 8,57

97,31/ 2,86

97,6/ 7,14

97,41/ 5,71

Число дневных общеобразовательных учреждений

274/ 1,43

663/ 10

591/ 5,71

476/ 4,29

429/ 2,86

647/ 8,57

627/ 7,14

Число высших учебных заведений

31/ 10

-/ 0

5/ 7,14

5/ 7,14

3/ 4,29

7/ 8,57

4/ 5,71

Численность студентов высших учебных заведений на 10 000 чел населения области

714/ 10

-/ 0

372/ 5,71

376/ 7,14

298/ 4,29

392/ 8,57

265/ 2,86

Лица, имеющие высшее образование (в % к общей численности трудоспособного населения региона) 2009 г.

37,9/ 10

23,91/ 7,14

23,27/ 5,71

22,06/ 1,43

24,38/ 8,57

22,6/ 2,86

23/ 4,29

Уровень остепенённости профессорско-преподавательского состава, % 2010/2011

60,2/ 10

-/ 0

9,5/ 8,57

8,1/ 7,14

7,4/ 5,71

9,5/ 8,57

5,3/ 2,86


Как видно из таблицы 2.4, наибольшее число высших учебных заведений находится в г. Минске. Показатели численности студентов на 10 тыс. человек населения области и числа лиц, имеющих высшее образование также выше в Минске и Минской области. Стоит отметить, что показатель удельного веса лиц, имеющих высшее образование не высок по всем областям. Данный фактор не соответствует концепции формирования экономики знаний, но соответствует реалиям белорусской экономики, которые заключаются в потребности в персонале рабочих специальностей.

Таблица 2.5 - Исходные данные для расчета субиндекса «ИКТ»

Показатель

Город Минск

Минская область

Витебская область

Гродненская область

Гомельская область

Брестская область

Число организаций, использовавших ИКТ

7063/ 10

2487/ 8,57

1998/ 4,29

1620/ 1,43

1733/ 2,86

2216/ 5,71

2403/ 7,14

Численность работников организаций, использовавших персональные компьютеры

239 754/ 10

40 336/ 5,71

39 319/ 4,29

31 683/ 2,86

30 543/ 1,43

53 018/ 8,57

42 942/ 7,14

Число организаций, имевших Web- сайты

1744/ 10

398/ 7,14

316/ 4,29

267/ 2,86

251/ 1,43

361/ 5,71

411/ 8,57

Наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования на 1 000 чел. городского населения

360/ 1,43

379/ 8,57

376/ 5,71

377/ 7,14

384/ 10

365/ 2,86

372/ 4,29

Число организаций, использовавших Интернет

2520/ 10

893/ 8,57

741/ 4,29

593/ 2,86

631/ 1,43

817/ 5,71

867/ 7,14

Число организаций, имевших широкополосный доступ в Интернет

286/ 10

87/ 8,57

50/ 2,86

41/ 1,43

61/ 4,29

64/ 5,71

80/ 7,14


Как видно из таблицы 2.5, практически по всем показателям в данном субиндексе лидирует г. Минск, где сосредоточено большинство организаций, использующих ИКТ, и снабженных соответствующим программным обеспечением, оборудованием, персоналом и Интернетом. Самая неблагоприятная ситуация наблюдается в Могилевской области, которая имеет низкие нормализованные значения показателей, исключая наличие квартирных телефонных аппаратов на 1000 человек городского населения. Таким образом, предприятия и организации этой области наименее обеспечены средствами информационно-коммуникационных технологий, что является одним из препятствий становления экономики знаний в данном регионе.

Перейдем непосредственно к оценке потенциала регионов Республики Беларусь для перехода к экономике знаний, который определяет готовность перехода всей страны к экономике нового типа. Субиндекс институционально-экономического режима принимается в размере 2,5 для всех областей, т.к. данные условия одинаковы для всех административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Рассчитанные показатели занесем в таблицу 2.6.

Таблица 2.6 - Индикаторы экономики знаний в 2012 г в разрезе регионов Республики Беларусь

Регион

Ранг

KEI

KI

ИЭР

Инновации

Образование

ИКТ

Город Минск

1

6,63

8,006

2,5

8,095

7,143

8,78

Гомельская область

2

5,55

6,56

2,5

6,19

7,38

6,12

Брестская область

3

5,038

5,88

2,5

5,95

4,76

6,94

Минская область

4

4,89

5,69

2,5

4,998

4,52

7,55

Витебская область

5

4,45

5,103

2,5

5,24

6,19

3,88

Гродненская область

6

4,34

4,96

2,5

6,43

4,76

3,68

 

Могилевская область

7

3,53

3,88

2,5

2,38

5,95

3,06

 


Представленные в таблице 2.6 данные являются результатами проведенных нами ранее вычислений, которые позволили прийти к обобщающим показателям. Эти показатели позволяют провести сравнительный анализ. Таким образом, лидером среди областей по индексу экономики знаний и индексу знаний является г. Минск, что вполне закономерно, т.к. Минск - место сосредоточения промышленной, инновационной, образовательной и информационно-коммуникационной сфер.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в регионах Республики Беларусь можно наблюдать значительный разброс по отдельным показателям, составляющим индексы экономики знаний и знаний. Так, число организаций, выполнявших научные исследования, в г. Минске превышает почти в 9 раз число такого рода организаций в других регионах, также наибольшее число инновационно-активных организаций. Наименьшее значение данного показателя наблюдается в Могилевской области, собственно, как и по другим показателям данного субиндекса, что Могилевскую область к последнему месту среди областей по данному субиндексу. Таким образом, наблюдается концентрация инновационного потенциала в одном регионе, тогда как становление экономики знаний должно осуществляться во всех областях страны, что согласуется с политикой Республики Беларусь относительно их развития в сторону выравнивания социально-экономического состояния.

В соответствии с данными таблицы показателей субиндекса «Образование» в городе Минске сосредоточено наибольшее число высших учебных заведений и наибольшее число студентов на 10000 населения региона. При этом отмечено наибольшее нормализованное значение показателя удельного веса лиц, имеющих высшее образование в регионе. Хотя его абсолютное значение не очень высокое, что не соответствует концепции экономики знаний. Показатель уровня остепеннености профессорско-преподавательского состава в г. Минске составляет 60,2 %, что является наивысшим значением данного показателя среди областей Республики Беларусь. Все приведенные выше факторы позволяют осуществлять эффективную подготовку специалистов высшей квалификации, которые должны быть ядром новой экономики, т.к. именно полученные знания, навыки и умения обеспечивают рост и развитие государства, внедряющего и использующего экономику знаний. Наихудшие значения показателей данного субиндекса наблюдаются в Минской области, что объясняется наличием высших учебных заведение только в городе Минске.

В городе Минске число организаций, использовавших достижения ИКТ превышает примерно в 3 раза, численность работников, использовавших компьютеры превышает примерно в 5 раз, число организаций, имевших Web-сайты превышает примерно в 5 раз, а число организаций использовавших интернет превышает примерно в 3,5 раза значения соответствующих показателей в других регионах. Подобные значения говорят о том, что остальные регионы не соответствуют концепции новой экономики и данный факт затруднит процесс становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь, т.к. развитие сектора ИКТ является наиважнейшей задачей для стран при переходе к экономике знаний. Ведь именно благодаря достижениям в области информационно-коммуникационных технологий возможно накопление и быстрый обмен знаниями и информацией.

Проведенный анализ индексов знаний и экономики знаний, а также субиндексов их составляющих позволил выделить проблемы, препятствующие становлению экономики знаний в регионах нашей страны. Стоит отметить, что выделенные проблемы характерны для всех областей Республики Беларусь и снижают ее потенциал в области экономики знаний. Имеющиеся проблемы выделим в соответствии с элементами оценки экономики знаний и представим в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Проблемы регионов Республики Беларусь по элементам экономики знаний

ИЭР

Инновации

Образование

ИКТ

 

применение жесткой политики протекционизма

низкая степень восприимчивости предприятий и организаций к инновациям

снижение бюджетного финансирования сферы образования

отставание уровня сектора ИКТ от уровня развитых стран

 

чрезмерный банковский надзор

слабая активность инновационного предпринимательства

несоответствие структуры подготовки специалистов потребностям общества

затрудненный доступ к информационному обеспечению

 

неблагоприятные условия для привлечения инвестиций

недостаточная эффективность государственных мер по стимулированию нововведений

недостаток специалистов нужной квалификации

использование устаревшего программного и аппаратного обеспечения

 

несовершенство законодательной базы

низкая заинтересованность работников в осуществлении инновационной деятельности

снижение качества высшего образования (массовость)

d) низкий уровень подготовки специалистов в области ИКТ

нестабильные экономические условия

недостаточное финансирование научной деятельности

отсутствие обратной связи с работодателями в вопросах подготовки специалистов



слаборазвитая инфраструктура поддержки инновационной деятельности




невосприимчивость управленческого персонала к изменениям внешней среды




неразвитость рынка интеллектуальной собственности




Также, можно выделить внешние проблемы в организациях регионов Республики Беларусь, которые препятствуют процессам становления экономики знаний и включают в себя:

экономические: недостаток финансовой поддержки со стороны государства, высокая стоимость нововведений, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск;

организационные: отсутствие сети венчурных компаний, отсутствие системы коммерциализации технологий;

правовые: несовершенство законодательной и нормативной правовой базы по стимулированию инновационной деятельности;

прочие: неразвитость рынка технологий, неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, юридические, банковские и прочие услуги), отсутствие государственной системы подготовки менеджеров-коучеров.

Внутренние причины включают в себя:

финансово-экономические: недостаток собственных денежных средств организаций, их низкий инновационный потенциал, длительные сроки окупаемости нововведений;

организационные: неопределенность сроков инновационного процесса, барьеры организации (степень соответствия новшеств сложившейся организационной системе, нормам поведения и т.д.);

кадровые: низкий уровень интеллектуального капитала организаций, невосприимчивость организаций к нововведениям (нововведения воспринимаются как угроза привычному состоянию), отсутствие действенного механизма мотивации нововведений, барьеры коммуникаций (недостаточно развита сеть коммуникаций), отсутствие специалистов-коучеров.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди регионов Республики Беларусь ведущее положение в сфере экономики знаний занимает город Минск. Значения агрегированных показателей, характеризующих степень приближения экономики страны, региона к экономике знаний, таких как индекс экономики знаний и индекс знаний, в соответствии с произведенными расчетами, составляют соответственно 6,63 и 8,006. Следовательно, г. Минск, в соответствии со значениями индексов и субиндексов, наиболее приближен к процессу формирования в этом регионе экономики знаний. Имеющиеся в данном регионе преимущества, по сравнению с другими регионами, позволяют г. Минску эффективнее осуществлять инновационную деятельность, осуществлять подготовку специалистов высшей квалификации и использовать достижения ИКТ для генерирования, сохранения, обмена и распространения знаний и другой полезной информации. Ряд проблем наблюдается в остальных регионах, чьи показатели ниже, чем у г. Минска.

Использование приведенных выше таблиц позволяет более детально увидеть различия в значениях показателей рассчитанных субиндексов. Так, наименьшие значения индекса экономики знаний и индекса знаний имеет Могилевская область. Отмечены самые низкие значения по субиндексу инноваций и ИКТ. По субиндексу инноваций Могилевская область имеет наименьшее значение вследствие незначительного количества организаций, выполнявших научные исследования, малого числа инновационно-активных организаций, небольших текущих затрат на фундаментальные исследования и отсутствие выпускников аспирантуры с защитой диссертаций.

Наименьшее среди регионов значение субиндекса ИКТ получено по причине наименьшего среди регионов числа организаций, использовавших достижения ИКТ, невысокой численности работников данных организаций, небольшого числа организаций, использовавших Web-сайты, а также малого числа организаций, использовавших Интернет и имевших доступ к широкополосному Интернету. Помимо индивидуальных, есть общие для всех регионов проблемы, характерные для всех регионов Республики Беларусь, требующие решения для устранения препятствий на пути становления экономики знаний.

3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Как было сказано ранее, в настоящее время в регионах Республики Беларусь существуют проблемы, препятствующие становлению экономики знаний как в отдельных регионах, так и в Республике Беларусь в целом. Решение данных проблем позволит облегчить процесс становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь.

Мероприятия по улучшению сложившейся ситуации можно также представить по элементам:

Институционально-экономический режим:

смягчение таможенно-тарифного регулирования.

Данная мера позволит повысить привлекательность страны и регионов для иностранных экспортеров и сделает ее более открытой для мировой торговли;

самоконтроль банков за своей деятельностью.

Это приведет к тому, что банки будут самостоятельно проводить мониторинг и оценку своей деятельности, предпринимать действия, чтобы остаться в данной сфере и являться конкурентоспособными. При этом субъекты банковской деятельности начнут предоставлять более выгодные условия получения кредитов, чтобы своевременно удовлетворять существующие потребности, в том числе потребности инновационно-активных организаций. Также сократятся государственные расходы на экспертизу банковской деятельности, что позволит использовать высвобожденные средства более эффективно;

формирование благоприятного инвестиционного климата.

Проблема инвестиционной привлекательности весьма актуальна для регионов Республики Беларусь. Осуществление инновационной деятельности не представляется возможным без привлечения дополнительных источников финансирования, кроме собственных и государственных средств. Привлечение капитала отечественных и иностранных инвесторов позволит предприятиям и организациям региона реализовать больше инновационных проектов, увеличить производство инновационной высокотехнологичной продукции, увеличив свою конкурентоспособность. Впоследствии это позволит продукции данных организаций конкурировать на международном рынке;

создание адекватных условий для ведения бизнеса.

Приведение в стабильное состояние нормативно-правовой базы, равно как и достижение ее наиболее оптимального содержания, увеличение прозрачности процессов создания и ведения бизнеса, формирование необходимой инфраструктуры и форм поддержки, в совокупности с приведенными выше рекомендациями обеспечит эффективное ведение бизнеса и инновационного бизнеса в регионах Республики Беларусь. Все это будет способствовать инвестиционной привлекательности.

Инновации:

создание малых инновационных предприятий и поддержка их государством.

Экономика развитых стран тесно связана с ведением малого и среднего предпринимательства, причем большую часть ВВП создается именно за счет деятельности малого и среднего бизнеса. Таким образом, участие малого бизнеса в экономике Республики Беларусь весьма важно, в том числе и в инновационной деятельности. По мнению экспертов, инновационная активность малых предприятий и организаций должно привести к повышению конкурентоспособности их сами и регионов в том числе;

внедрение механизма ГЧП в инновационной деятельности.

Использование схемы ГЧП позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить более эффективное выполнение проекта, а также реализовать большее количество проектов в течение определенного срока. По мере использования схемы ГЧП повышается качество предоставляемых услуг, часть рисков передается частному сектору, а в результате конкуренции достигается более эффективное использование ресурсов [12].

Государство получит преимущества в виде:

положительного бюджетного и социально-экономического эффекта. Возможности ускоренной реализации проекта, соответствующего государственным нуждам и интересам;

уменьшения объема своих капитальных вложений в объект инвестирования за счет средств частных инвесторов, что является экономией бюджетных средств;

независимой проверки окупаемости проекта частным сектором;

дополнительных возможностей для инновационных решений;

сокращения сроков строительства инвестиционного проекта благодаря необходимости соблюдения интересов инвестора и возврата вложенных им средств в наиболее короткие сроки;

существенного повышения качества работ и контроля над использованием средств и строительными работами благодаря дополнительному контролю со стороны инвестора, которому по завершении строительства предоставляется право на платную эксплуатацию объекта.

отсутствия бюджетных затрат на эксплуатацию. В большинстве моделей ГЧП все затраты на содержание объекта на период его платной эксплуатации производятся за счет инвестора.

передача части рисков инвестору.

Для частного сектора ГЧП реализует следующие преимущества:

административное и политическое содействие государства в реализации проекта;

участие государства в финансировании проекта;

возможность предоставления инвестору за счет государства гарантий минимального дохода;

гарантии частичного или полного возврата средств инвестора государством при неудачной реализации проекта;

разделение рисков с государством. Риски осуществления проекта инвестор разделяет с государством и, таким образом, несет только часть рисков, определенную соглашением. При этом инвестор несет только риски, приемлемые для него;

«инновации без научных исследований»;

Осуществление всех этапов инновационной деятельности требует значительных денежных и временных затрат. Потому не каждая организация или предприятие могут позволить себе самостоятельно осуществлять все инновационные процессы. Зачастую это и не нужно, т.к., к примеру, фундаментальными исследованиями могут заниматься научно-исследовательские организации, опытно-конструкторские работы могут проводить специализированные организации, такие как ПКО, КБ и др. При этом организации и предприятия, желающие осуществлять инновационную деятельность, могут приобрести новацию и произвести только завершающие стадии инновационного процесса, такие как освоение производства, массовое производство и коммерциализация. Это позволит сократить дополнительные затраты, связанные с осуществлением предшествующих этапов инновационной деятельности и значительно сократить инновационный лаг.

Формами интрапредпринимательства являются создаваемые в составе более крупной хозяйственной организации кооперативы, подрядные бригады, арендные подразделения, научно-производственные комплексы, венчурные и совместные предприятия. Преимущество данных интрапредпринимательских структур заключается в более быстром переходе из сфер, где спрос на определенный вид продукции удовлетворен, туда, где этот спрос держится на достаточно высоком уровне. Оно может представлять собой инновационную деятельность корпоративных творческих групп в сфере генерации новейших идей и знаний. Как отмечают исследователи, «свободно организованные группы работников оказались таким эффективным средством обеспечения высокого уровня производительности труда, что они становятся элементом при формировании каждой интеллектуальной организации. Группы работают как автономный элемент системы, подобно клеткам в биологическом организме. При правильной ориентации внутренние рабочие группы могут генерировать энтузиазм и мотивации, распределять обязанности и участвовать в процессе ускорения развития предприятия. Рабочая группа представляет собой формирование, обладающее более весомой репутацией и значимостью, чем сумма отдельных личностей, входящих в эту группу» [13].

использование CALS-технологий;- непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла изделия. Совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех стадиях её существования [14].

Технологии, стандарты и программно-технические средства CALS позволяют быстро и дёшево обмениваться электронными данными и безбумажными электронными документами, а это даёт следующие преимущества:

возможность параллельного выполнения сложных проектов несколькими рабочими группами, что существенно сокращает время разработок;

планирование и управление многими предприятиями, участвующими в жизненном цикле продукции, расширение и совершенствование кооперационных связей;

существенное уменьшение количества ошибок и переделок, что приводит к сокращению сроков реализации проектов и существенному повышению качества продукции;

распространение средств и технологий информационной поддержки на послепродажные стадии жизненного цикла - интегрированная логистическая поддержка изделий.

Эти преимущества приводят к тому, что внедрение CALS-технологий способствует существенной экономии рабочего времени и других производственных ресурсов, требуемых для разработки того или иного изделия.

Преимущества при осуществлении проектов:

прямые сокращения затрат на проектирование изделия;

сокращение времени разработки изделия в целом;

сокращение затрат на подготовку технологической документации;

сокращение доли брака, объема ошибок и конструкторских изменений в процессе проектирования и изготовления изделия;

сокращение времени на обеспечение поставок комплектующего оборудования и материалов;

сокращение стоимости и трудоемкости технической подготовки производства при освоении производства новой продукции;

сокращение времени вывода новых изделий на рынок и увеличение объема продаж;

сокращение затрат на эксплуатацию и ремонт изделий;

сокращение затрат на разработку эксплуатационной документации.

создание стратегических альянсов для совместного проведения и внедрения результатов НИОКР;

Проведение НИОКР, как и сама инновационная деятельность, является весьма затратным как в плане денежным средств, так и в плане времени. Создание альянсов позволит финансировать рискованные проекты, которые требуют значительных затрат и являющихся высокодоходными. Реализация проекта будет ускорена за счет совместных усилий членов альянса, возможно сокращение некоторых издержек и распределение полученного результата между участниками, что должно быть взаимовыгодно.

Использование венчурного капитала;

Венчурный капитал - капитал <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB> инвесторов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80>, предназначенный для финансирования <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B> новых, растущих или борющихся за место на рынке <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA> предприятий <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5> и поэтому сопряжённый с высокой или относительно высокой степенью риска <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D0%BA>. Это долгосрочные инвестиции <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8>, вложенные в рискованные ценные бумаги <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0> или предприятия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5>, в ожидании высокой прибыли <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C>. Венчурный капитал, как правило, ассоциируется с инновационными компаниями <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> [15].

Венчурное финансирование - неотъемлемая часть инновационной инфраструктуры в странах с развитой экономикой. Как правило, инновационная деятельность требует значительных денежных инвестиций, при этом данная деятельность является высокорисковой. Следовательно, привлечь капитал в данного рода деятельность весьма затруднительно для инновационно-активных организаций. Именно для финансирования высокорисковой деятельности используется венчурный капитал. Венчурные компании финансируют инновационные проекты, что выгодно обеим сторонам, т.к. инновационная деятельность является высокоприбыльной. Таким образом, благодаря венчурным компаниям малые и средние организации, на кого и нацелено венчурное финансирование, могут осуществлять инновационную деятельность, обеспечивая собственную высокую конкурентоспособность, а также дополнительные средства для развития и осуществления новых инновационных проектов. Венчурные же организации извлекают высокую прибыль от вложенных средств в рискованные проекты инновационно-активных организаций.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества венчурного финансирования:

оно способствует росту компаний за счет предоставления значительной финансовой поддержки;

инвестирование средств в венчурные проекты осуществляется на длительный период.

в течение всего срока реализации проекта венчурные инвесторы не требуют выплаты процентов на вложенный капитал и его полного возмещения;

венчурные проекты позволяют получать наивысшую отдачу от инвестированных средств;

венчурные инвесторы становятся деловыми партнерами фирмы и передают ей не только финансовые средства, но и свой опыт, деловые связи, способствуют юридической и консультационной поддержке предприятия;

с помощью венчурного финансирования осуществляется очень важная функция коммерциализации научно-исследовательских разработок, новых идей, их реального продвижения в жизнь;

венчурный капитал способствует созданию условий по внедрению новых разработок, повышению технического и технологического уровня производства;

тот факт, что имеются различные источники венчурного капитала и многие способы его инвестирования в венчурные проекты позволяет малым высокотехнологичным компаниям привлекать необходимые средства на любом этапе реализации венчурного проекта.

создание механизма, регулирующего производство устаревшей продукции, который позволит своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды (научно-техническая революция, моральное старение продукции и пр.);

Данный механизм помогает производителю реагировать на изменения спроса, а также своевременно заменять устаревшую продукцию новой, усовершенствованной посредством инновационной деятельности. Таким образом, производитель всегда будет производить продукцию, удовлетворяющую нужды покупателей, получать высокую прибыль в результате инновационной деятельности и оставаться конкурентоспособным на рынке.

Инновационная деятельность в сфере IT-технологий.

Сфера IT-технологий является одной из наиболее прогрессивных сфер деятельности. Использование современных технологий - необходимость для субъектов хозяйствования в современных условиях функционирования. Таким образом, их использование само по себе уже не новшество. Инновации в данной сфере будут приносить существенную прибыль, т.к. подобного рода инновации помогут не только в хозяйственной деятельности производителю, но и принесут доход вследствие платного распространения инновации. Итак, информационные технологии могут принести пользу компании следующими способами: увеличить доходы, повысить производительность, сократить время выпуска продуктов, уменьшить штатное количество сотрудников, что позволит сократить затраты на оплату труда и снизить риски возникновения ошибок и дублирования информации при работе [16].

Совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Это будет способствовать упрощению процедуры получения патентов, выдачи лицензий, что приведет к распространению полезных изобретений и улучшению деятельности хозяйствующих субъектов за счет использования результатов творческой мысли изобретателей. Также, увеличение числа патентов и выданных лицензий повысит значение индекса знаний и индекса экономики знаний, что улучшит положение Республики Беларусь среди стран мира по данным индексам.

Образование: внедрение механизма ГЧП в образовании.

Можно выделить следующие преимущества, которые получают участники государственно-частного партнерства (государство, бизнес и вузы): восполнение дефицита бюджетных средств для выполнения функций; решение кадровых проблем, связанных с обеспечением требований к структуре и качеству подготовки специалистов высшей квалификации и квалифицированных рабочих; участие всех заинтересованных сторон в разработке НИОКР; возможность получения студентами знаний, востребованных в новых условиях хозяйствования и пр.;

Информатизация сферы образования.

Новейшие компьютерные и IT-технологии, мощным потоком обрушившиеся на общество, не могли не затронуть сферу образования. Информационная революция продиктовала возникновение принципиально иной социально-педагогической ситуации, требующей кардинальной смены одной образовательной модели, не отвечающей запросам времени, на другую. Выбор новой оптимизирующей стратегии образования в перспективе обеспечил бы беспрепятственное вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. «Конкурентоспособная продукция на мировом рынке сегодня - это, прежде всего, наукоемкие технологии и товары, производство и эксплуатация которых требует повышенного уровня знаний, а нередко и даже высшей квалификации на стыке различных областей передового научного знания» [17].

Можно выделить следующие преимущества информатизации сферы образования и использования в ней ИКТ [18]:

информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;

компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач;

ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;

ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;

компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

пересмотр учебных программ в соответствии с требованиями реалий экономики государства, что будет способствовать обеспечению необходимого уровня подготовки специалистов, востребованных экономикой, повысит эффективность их подготовки. А также предоставит новой экономики специалистов высокого уровня квалификации;

проведение практик на производстве, что позволит устранить разрыв между теоретической и практической подготовкой специалистов с высшим образованием.

Руководителям организаций требуются специалисты, которые могут сразу после окончания вуза приступить к работе, при этом не будет необходимости знакомить их со спецификой производства, а также требованиями и обязанностями работников данной организации;

подготовка элитных специалистов.

Как упоминалось ранее, человек и его знания находятся в центре экономики знаний. Таким образом, становление экономики знаний возможно лишь при наличии высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями, информацией и методами их накопления и обмена. Подготовка специалистов высшей квалификации, соответствующих требованиям экономики знаний - одна из актуальнейших задач современного высшего образования в регионах Республики Беларусь;

установление обратной связи с работодателем, которое необходимо для своевременного реагирования на изменяющиеся в соответствии с экономикой знаний потребности в специалистах иной квалификации, их компетенций.

ИКТ:

модернизация оборудования.

Использование устаревшего оборудования, как в сфере производства, так и в сфере влечет отставание предприятий и организаций региона от зарубежных компаний, что приводит к неконкурентоспособности первых. Использование современного оборудования позволит организациям регионов Республики Беларусь уменьшить затраты, связанные с использованием устаревшего оборудования и методов организации производства, маркетинга, планирования и т.д., а также интенсифицировать процесс обмена актуальной информацией;

расширение системы оказания электронных услуг.

Предоставление электронных услуг экономит время, которое раньше затрачивалось на лишние операции. С предоставление подобного рода услуг происходит информатизация общества, увеличение качества жизни населения и переход к экономике знаний;

совершенствование законодательства в области ИКТ.

Совершенствование законодательства позволит улучшить работу специалистов в области ИКТ, и как следствие увеличится число разработок в данной сфере, увеличится степень использования достижений в данной сфере, и как следствие, увеличение значения субиндекса ИКТ и индекса экономики знаний и индекса знаний. Увеличится приток инвестиций в данную сферу, рост прибыли в данной сфере, увеличение экспорта продукции и технологий. Также появятся возможности обмена и распространения знаний, лицензирование достижений в данной области;

развитие сетей широкополосного доступа к сети Интернет.

Широкополосная связь - это доступ в Интернет на высокой скорости, кардинально отличающийся от доступа через модем [19]. Широкополосной Интернет называют высокоскоростным благодаря его способности передавать данные на очень высокой скорости посредством обычной телефонной линии. По сравнению с коммутируемым подключением по телефонной линии, широкополосные сети отличаются более высокой пропускной способностью. Преимущества, которые получают абоненты высокоскоростных сетей, включают:

возможность подключения в любом месте в любое время: широкополосные сети доступны везде, где имеется соответствующая инфраструктура;

расширенные возможности работы в мультимедийных приложениях: высокая пропускная способность сетей широкополосного доступа позволяет комфортно воспроизводить сетевой видеоконтент и пользоваться другими мультимедийными ресурсами;

сокращение затрат: веб-серфинг, обработка электронной корреспонденции и работа в других офисных приложениях, использующих подключение к Интернету через широкополосный канал, стали еще быстрее, что повышает производительность труда и сокращает расходы на анализ маркетинговой информации;

новые возможности общения: широкополосные сети позволяют общаться в реальном времени по электронной почте, в программах мгновенного обмена сообщениями, в приложениях с поддержкой протокола VoIP, благодаря чему предприниматели могут более выгодно налаживать контакты с поставщиками, клиентами и партнерами по всему миру.

создание отдела по развитию ИКТ.

Как отмечалось выше, развитие ИКТ в организациях приносит ощутимый эффект в их деятельности. Следовательно, создание подобного подразделения благотворно скажется на результативности деятельности организаций и приблизит их к формированию экономики знаний.

Также, выделим [20, c.7]:

возрастающую роль знаний;

сосредоточенность на обработке информации, приобретении и производстве знаний;

перенос основы экономической деятельности от материальных ресурсов к нематериальным;

капитал знаний - как особенный, нематериальный, подвижный - не является исключительной собственностью, но может быть приобретен и использован повторно;

лицензионная торговля объектами промышленной собственности;

непрерывное повышение квалификации персонала;

увеличение коэффициента сферы обслуживания в экономике;

развитие экспорта за счет уменьшения или устранения различий между национальными рынками и постепенного удаления организационных, временных и пространственных барьеров между странами;

рост малых предприятий в силу быстрой адаптации к переменам;

ставка на использование портфеля знаний за счет корпоративных сетей, кластеров и технопарков.

Таким образом, реализация указанных выше мероприятий, формирование культуры знаний позволит привести организации региона и всю страну к экономическому росту и процветанию, что возможно лишь благодаря совместному развитию и взаимопомощи бизнеса, образования и государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

знание экономика беларусь интрапредпринимательство

Таким образом, рассмотрев понятие и сущность экономики знаний, а также ее актуальность для стран, не обладающих значительными запасами полезных ископаемых, мы можем сделать вывод о том, что становление экономики знаний в Республике Беларусь является одной из главных задач трансформации национальной экономики в новую конкурентоспособную экономическую систему. Главную роль в этом процессе играют регионы Республики Беларусь, т.к. процесс перехода к новой экономике должен учитывать особенности регионального развития и в конечном счете привести к формированию экономики знаний на уровне государства.

Экономика знаний - это высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики [8]. Это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

Был проведен анализ предпосылок становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь. Для анализа использовалась методика Всемирного банка -- KAM -- для установления готовности перехода регионов Республики Беларусь к экономике знаний. В результате было установлено, что наибольшим потенциалом к становлению экономки знаний обладает город Минск. Имеющиеся в данном регионе преимущества, по сравнению с другими регионами, позволяют г. Минску эффективнее осуществлять инновационную деятельность, осуществлять подготовку специалистов высшей квалификации и использовать достижения ИКТ для генерирования, сохранения, обмена и распространения знаний и другой полезной информации. Наименьшие значения индекса экономики знаний и индекса знаний имеет Могилевская область. Отмечены самые низкие значения по субиндексу инноваций и ИКТ.

Помимо проблем, характерных для отдельно взятых регионов можно выделить общие проблемы в соответствие с элементами экономики знаний: ИЭР - применение жесткой политики протекционизма, нестабильные экономические условия, неблагоприятные условия для привлечения инвестиций; инновации - низкая степень восприимчивости предприятий и организаций к инновациям, слабая активность инновационного предпринимательства, слаборазвитая инфраструктура поддержки инновационной деятельности, неразвитость рынка интеллектуальной собственности; образование - несоответствие структуры подготовки специалистов, недостаток специалистов нужной квалификации, снижение качества высшего образования (массовость); ИКТ - отставание уровня сектора ИКТ от уровня развитых стран, затрудненный доступ к информационному обеспечению, использование устаревшего программного и аппаратного обеспечения.

К приведенным выше проблемам следует применять следующие решения: ИЭР - смягчение таможенно-тарифного регулирования, формирование благоприятного инвестиционного климата, создание адекватных условий для ведения бизнеса; инновации - создание малых инновационных предприятий и поддержка их государством, внедрение механизма ГЧП в инновационной деятельности, «инновации без научных исследований», использование CALS-технологий; образование - внедрение механизма ГЧП в образовании, информатизация сферы образования, подготовка элитных специалистов; ИКТ - модернизация оборудования, расширение системы оказания электронных услуг, совершенствование законодательства в области ИКТ.

Таким образом, преодоление приведенных в данной работе проблем и реализация указанных мероприятий позволят облегчить переход регионов Республики Беларусь к экономике знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Арасланова А.А. Инновационная деятельность высшего учебного заведения в экономике знаний // Педагогические науки - 2012 - №3.

2.      Многогранное понятие экономики знаний / Издательство «Креативная экономика» [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: <http://www.creativeconomy.ru/articles/4097/>- Дата доступа: 10.10.2013.

.        Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М.: Прогресс, 1996.

4.      Kofman E. The Knowledge Economy, Gender and Stratified Migrations // Studies in Social Justice. - Volume 1. - Issue 2. - 2007. - P. 122 - 135.

5.      Макаров В., Козырев А., Микерин Г. Интеллектуальная собственность: правовые и экономические вопросы формирования // Российский экономический журнал. - 2003. - № 5-6. - С. 14-36.

.        Ефимова Е.В. Как использовать образовательный потенциал города, или от города монопромышленного к информационному // Роль вузов в развитии региона: сборник статей науч.-практ.конф. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 167 с.

.        Базылев Н.И. «Новая экономика», ее движущие силы и тенденции развития / Н.И. Базылев, Н.Л. Грибанова // Проблемы современной экономики, 2006, № 1(17) [Электронный ресурс]: Режим доступа: <http://www.meconomy.ru/art.php3?artid=21173>. Дата доступа: 10.09.2013

.        Московин В.М. Развитие методологии оценки экономики знаний // Международная экономика - 2011 - №4 - с. 59-75

.        KEI and KI indexes / Knowledge for development [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: <http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page5.asp> Дата доступа: 11.10.2013

10.    Normalization Procedure / Knowledge for development [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: <http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/WBI/WBIPROGRAMS/KFDLP/EXTUNIKAM/0,,contentMDK:20584281~menuPK:1433234~pagePK:64168445~piPK:64168309~theSitePK:1414721,00.html> Дата доступа: 11.09.2013

11.    Государственно-частное партнерство / Государственная компания «Автодор» [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: <http://www.russianhighways.ru/for_investor/principles_of_investment_transfer/public-private_partnerships/> - Дата доступа: 10.10.2013.

.        Интеллектуальное предпринимательство / Материалы для студентов и аспирантов [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: <http://bv-salikhov.ru/intellektualnoe-predprinimatelstvo.html> - Дата доступа: 11.10.2013

.        Преимущества и недостатки внедрения информационных технологий / Publishing house education and science [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: <http://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2009/Economics/46078.doc.htm> - Дата доступа: 15.10.2013

.        Преимущества и недостатки информатизации педагогического процесса / Записки экономиста [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: <http://krismile.livejournal.com/3757.html> - Дата доступа: 17.10.2013

.        Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / Информационные технологии в научной деятельности [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: <http://tsput.ru/res/informat/aosit/Lection4.htm> - Дата доступа: 17.10.2013

.        Комарова Ж. Феномен знаний и экономика будущего // Наука и инновации - 2011. - №1 - с. 6-8.

Похожие работы на - Проблемы становления экономики знаний в регионах Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!