Финансово-правовое обеспечение

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,16 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансово-правовое обеспечение

Вариант 1

Задание 1. Понятие финансов. Функции финансов. Связь финансов и финансового права

Задание 2. Являются ли тождественными следующие понятия: «система финансового права» и финансовая система»; «методы финансового права» и «методы финансовой деятельности». Охарактеризуйте содержание и значение каждого из вышеприведенных понятий

Задание 3. На основе анализа норм БК РФ (ст.6. и др.) определите, как соотносятся между собой следующие понятия: «расходное обязательство», «бюджетное обязательство», денежное обязательство», публичное обязательство. Раскройте порядок возникновения и изменения этих обязательств

Задание 4. Заполните таблицу: «Бюджетное право»

Задача. Налогоплательщик не представил в налоговый орган истребуемые документы в связи с тем, что они были уничтожены пожаром. Будет ли он привлечен к налоговой ответственности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Задание 1. Понятие финансов. Функции финансов. Связь финансов и финансового права.

Финансовое право входит в систему российского права и является одной из активно развивающихся отраслей. Название данной отрасли тесно связано с финансами. Для того чтобы разобраться в финансовом праве необходимо иметь представление о том, что же такое финансы. В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством использования финансового механизма государство имеет возможность активного воздействия на все эти явления.

Финансы по своему материальному выражению представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы всей страны.

Подобной характеристики явно недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.

Финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Функции финансов:

распределительная функция;

контрольная функция;

регулирующая функция;

стабилизационная функция.

Функции выражают сущность финансов и их социально-экономическую роль. При посредстве финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики, регионами, формами собственности, социальными группами), а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Финансы - важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее. Препятствием эффективному использованию механизма финансов стали негативные явления в экономике страны. Начавшиеся формироваться в российской экономике и финансах позитивные тенденции нуждаются в укреплении и устойчивом развитии.

Финансы и деньги отражают разные стороны (элементы) экономики. Если не учитывать их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т. д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансовые отношения не охватывают всех денежных отношений: их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды и доходы (финансовые ресурсы) государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.


Совершенно очевидно, что, понятия, перечисленные в задании, не являются тождественными. Проведем краткий анализ этих понятий, для обоснования ответа:

Система российского финансового права - это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права - части: Общая и Особенная. Выделение их и определения содержания каждой из них относится к важным достижениям правовой науки. В Общей части содержатся общие, основополагающие положения распространяющиеся на всю отрасль финансового права (например, принципы финансовой деятельности должны соблюдаться при реализации валютного, бюджетного, налогового и др. законодательства), а в Особенной части акцент делается на специфические черты отдельных групп отношений, т. е. налоговое право, бюджетное право и др.

В системе финансового права находит свое отражении финансовая система РФ как объективно существующая.

Финансовая система в экономическом аспекте - это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:

бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;

внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;

финансы предприятий, организаций, учреждений;

финансы страхования;

кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Метод - это совокупность приемов и способов регулирования отношений. Основным методом финансового права является метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления (императивный). При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т. п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Помимо названного основного метода, в финансовом праве развиваются и иные способы регулирования - рекомендации, согласования, договоры.

Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию своих денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.

В процессе финансовой деятельности применяются разнообразные методы. Чтобы привлечь денежные средства в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные целевые денежные фонды используются методы обязательных и добровольных платежей. Основными обязательными платежами в государственный или местный бюджет выступают налоги, сборы, пошлины, уплачиваемые юридическими и физическими лицами. Метод обязательных платежей применяется и при государственном страховании (обязательное страхование пассажиров и др.). Вместе с тем используются и добровольные методы для формирования государственных и муниципальных денежных фондов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т. д.

Применяются два основных метода при распределении государственных и муниципальных денежных средств: финансирование, т. е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности. Они подразделяются на несколько видов в зависимости от цели использования средств, их источников, особенностей правового статуса получателей и т. д. В последнее время у финансирования появляются черты, сходные с кредитованием: в виде исключения законодательство устанавливает условия, при наличии которых финансирование производится на возвратной и возмездной основе (например, финансирование капитальных вложений из бюджетных средств). Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством расчетных операций. Они производятся методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами.

В методах финансовой деятельности Российского государства произошли существенные перемены в связи с переходом к рыночным отношениям. Они стали более разнообразными, наполнились новым содержанием.

Задание 3. На основе анализа норм БК РФ (ст.6. и др.) определите, как соотносятся между собой следующие понятия: «расходное обязательство», «бюджетное обязательство», денежное обязательство», публичное обязательство. Раскройте порядок возникновения и изменения этих обязательств.

В ст. 6 БК РФ предусмотрены такие понятия, как «расходное обязательство», «бюджетное обязательство», «публичное обязательство», «публичное нормативное обязательство», «денежное обязательство».

Расходное обязательство согласно ст. 6 БК РФ представляет собой возникшую из нормативного правового акта, договора или соглашения обязанность публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить средства из соответствующего бюджета физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права.

Бюджетные обязательства согласно ст. 6 БК РФ представляют собой «расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году». Таким образом, можно предположить, что бюджетное обязательство представляет собой подвид расходного обязательства. Бюджетное обязательство, в сущности, представляет собой расходное обязательство, но возникающее и исполняемое в рамках бюджетной системы.

В БК РФ предусмотрены более точные специальные понятия: «публичное нормативное обязательство» и «денежное обязательство».

В соответствии со ст. 6 БК РФ публичные нормативные обязательства представляют собой «публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях». Таким образом, исходя из смысла приведенного определения, публичное нормативное обязательство является видом публичного обязательства.

Денежные обязательства, согласно ст. 6 БК РФ, - «обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения».

Анализ приведенных легальных определений позволяет заключить, что центральным из них является понятие «публичное обязательство». Расходное обязательство является видом публичного обязательства и охватывается им.

Между тем необходимо учитывать, что приведенные понятия предусмотрены актом бюджетного законодательства - БК РФ и их предмет состоит в предоставлении средств из соответствующего бюджета. Таким образом, понятие «расходное обязательство» в силу содержания ст. 6 БК РФ может применяться исключительно в отношении бюджетных расходов. В связи с этим возникает вопрос о пределах действия принципа эффективности публичных расходов: должна ли быть подчинена данному началу деятельность публично-правовых образований по осуществлению иных расходов, не связанных с бюджетной системой? В связи с поставленным вопросом, интерес представляет рассмотрение пределов понятия «расходное обязательство» в современном финансовом праве. Исходя из проведенного выше анализа определений расходного обязательства, публичного обязательства, бюджетного обязательства, публичного нормативного обязательства и денежного обязательства можно выделить следующие основные признаки обязательств в сфере публичных расходов:

) возникают из закона, нормативного правового акта либо в предусмотренном ими порядке (например, если в качестве основания возникновения расходного обязательства допускается договор или соглашение);

) носят денежный характер;

) представляют собой возложение обязанности на публично-правовое образование или лицо, уполномоченное им;

) на стороне управомоченного субъекта (имеющего право требовать исполнение) могут быть строго определенные законом, нормативным правовым актом лица и (или) публично-правовые образования;

) исполнение расходных обязательств строго регламентируется правовыми нормами.

Можно сказать, что законодательство исходит из необходимости обеспечения надлежащего исполнения расходных обязательств. Это подтверждается содержанием иных принципов бюджетной системы, помимо принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств:

предусматривается единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, что позволяет унифицировать их исполнение, а также осуществлять контроль за надлежащим исполнением расходных обязательств (контроль законности, достоверности, обоснованности, а также эффективности исполнения расходных обязательств;

предусматривается законодательное определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований, что позволяет разграничить компетенцию по исполнению отдельных расходных обязательств и, следовательно, установить границы ответственности, связанной с ненадлежащим исполнением;

органам государственной власти (органам местного самоуправления) и органам управления государственными внебюджетными фондами запрещается налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий, что свидетельствует о направленности законодательства на обеспечение исполнения расходного обязательства надлежащим субъектом, компетентным и способным (обладающим необходимыми финансовыми средствами) для надлежащего исполнения обязательства;

запрещается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств, что позволяет сказать об ориентированности законодательства на полное финансовое обеспечение надлежащего исполнения расходных обязательств;

запрещается введение в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов, что свидетельствует о направленности законодательства на обеспечение стабильности полного финансового обеспечения надлежащего исполнения расходных обязательств в течение всего текущего финансового года;

предусматривается обязательное доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, что позволяет говорить о направленности законодательства на установление параметров надлежащего исполнения расходных обязательств.

Кроме того, направленность на обеспечение надлежащего исполнения расходных обязательств частично прослеживается и в других принципах бюджетной системы - принципе сбалансированности бюджета (в части соответствия объема предусмотренных бюджетом расходов и суммарного объема доходов бюджета, а также требования минимизации размера дефицита бюджета), принципе общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (в части запрета связывать расходы бюджета с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, что также создает финансовую основу для надлежащего исполнения расходных обязательств).

налоговый бюджетный денежный обязательство

Задание 4. Заполните таблицу: «Бюджетное право»

Задача. Налогоплательщик не представил в налоговый орган истребуемые документы в связи с тем, что они были уничтожены пожаром. Будет ли он привлечен к налоговой ответственности

Ответ

Учитывая условия задачи, проанализируем какие конкретно обстоятельства налоговым органом или судом могут быть признаны исключающими налоговую ответственность.

Обстоятельства, исключающие налоговую ответственность, приведены в ст. 109 Налогового кодекса РФ (НК РФ):

) отсутствие события налогового правонарушения;

) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При этом налоговая ответственность не наступает в случае наличия в конкретном случае хотя бы одного из указанных оснований.

Обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, приведены в ст. 111 НК РФ.
Пункт 1 ст. 111 НК РФ содержит перечень оснований, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.
Первым основанием, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания).

Кроме того, в процессе решения задачи, мною была рассмотрена и проанализирована судебная практика по данному вопросу, а именно постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2005 № А19-15661/04-40-Ф02-1659/05-С1.

Рассмотрим ситуацию из данного постановления:

Налогоплательщик не представил в налоговый орган истребуемых документов в связи с тем, что они были уничтожены пожаром.
В соответствии с п. 2 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество хранит документы, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Из справки начальника отдела государственного пожарного надзора следует, что произошел пожар в строении, принадлежащем на праве собственности директору налогоплательщика. Из учредительных документов следует, что он является единственным участником общества.
Таким образом, документы хранились в надлежащем месте и были уничтожены в результате пожара, в связи с чем налогоплательщик не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.
Таким образом, изучив и проанализировав нормативные акты и судебную практику по рассматриваемому вопросу, можно дать следующий ответ: налогоплательщик не будет привлечен к налоговой ответственности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Правовая система Гарант

2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Правовая система Гарант

Судебная практика:

.Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2005 № А19-15661/04-40-Ф02-1659/05-С1 // Правовая система Гарант

Учебная и специальная литература:

5.Белоусов Д.С. Финансовое право: конспект лекций. - М.: Норма, 2009.

.Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. - М.: Юристъ, 2006.

.Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М., 2001.

.Карасева М.В. Налоговое и бюджетное право России (политический аспект). - М., 2005.

.Пилипенко А.А. Финансовое право. - М.: Книжный дом, 2007.

.Петрова Г.В. Финансовое право. - М.: ТК Велби, 2006.

.Финансовое право. Под редакцией С. В. Запольского. - М.: Эксмо, Российская академия правосудия РАП, 2006.

.Финансовое право. Редактор Н.И. Химичева. - М.: Норма, 2008.

Похожие работы на - Финансово-правовое обеспечение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!