Проблема исполнения государственного бюджета РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    736,73 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема исполнения государственного бюджета РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Факультет финансов и банковского дела







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: "Проблема исполнения государственного бюджета РФ"


Выполнил:

студент 2 курса

Абушаева Герляш Баатыровна

Проверил:

к.э.н., доцент

Фатхлисламова Гульнара Фадисовна


Москва 2013

Содержание

Введение

. Бюджет и бюджетная система РФ

.1 Экономическая сущность и содержание бюджета

.2 Доходы и расходы федерального бюджета РФ

. Анализ исполнения федерального бюджета России

.1 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета в 2009-2011 годах

.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета в 2009-2011 годах

.3 Дефицит и профицит федерального бюджета РФ в 2011 и 2012 годах

. Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

.1 Основные параметры федерального бюджета на 2013-2015 год

.2 Прогноз доходов и расходов федерального бюджета на 2013-2015 годы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение


В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой - бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.

Целью данной работы является раскрытие проблем исполнения государственного бюджета РФ.

В соответствии с целью работы, необходимо добиться следующих задач:

. Описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;

. Рассмотреть принципы формирования доходов и расходов государственного бюджета РФ;

. Подвергнуть анализу динамику и структуру доходов и расходов государственного бюджета РФ;

. Раскрыть проблемы исполнения государственного бюджета РФ в современной экономике

. Предложить пути совершенствования исполнения государственного бюджета.

Объект исследования: государственная бюджетная система РФ. Предмет исследования: государственный бюджет РФ и его исполнение.

1. Бюджет и бюджетная система РФ

 

.1 Экономическая сущность и содержание бюджета


К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

) местные бюджеты, в том числе:

) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

) бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

) кода главного администратора доходов бюджета;

) кода вида доходов;

) кода подвида доходов;

) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

) налоговые и неналоговые доходы:

налоги на прибыль, доходы;

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

государственная пошлина;

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

страховые взносы на обязательное социальное страхование;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

платежи при пользовании природными ресурсами;

доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

административные платежи и сборы;

штрафы, санкции, возмещение ущерба;

поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

прочие неналоговые доходы;

) безвозмездные поступления:

безвозмездные поступления от нерезидентов;

безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

прочие безвозмездные поступления.

Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:

) федеральный бюджет;

) бюджеты субъектов Российской Федерации;

) бюджеты муниципальных районов;

) бюджеты городских округов;

) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

) бюджеты городских и сельских поселений;

) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

К собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

) зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

) перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

) зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством <#"706130.files/image001.gif">

Рис. 2.1. Динамика доходов федерального бюджета

Как следует из анализа:

) Доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12,854 трлн. рублей, расходы - 12,891 трлн. рублей. Дефицит федерального бюджета оказался на уровне 37,1 млрд. рублей.

) Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в 2012 году составило 6,453 трлн. рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 2,4 трлн. рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть, природный газ и нефтепродукты - 4,053 трлн. рублей.

Таблица 2.1. Динамика поступлений доходов в Федеральный бюджет РФ


2011

2010

2009

Доходы

7210,717

6 146,277

4896,534

Налоги на прибыль, доходы

635,607

485,681

328,746

Налоги и взносы на социальные нужды

389,087

310,412

266,159

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ

1489,323

1 049,017

1162,553

Налоги на товары, ввозимые на территории РФ

874.330

593,028

445,342

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1114,683

1104,226

830,175

Государственная пошлина, сборы

26, 660

25,002

22,517

Задолженность и перерасчеты, отмененным долгам, сборам и иным обязательным платежам

2,291

4,674


Доходы от внешнеэкономической деятельности

2364,266

2 301,236

1644,570

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

88,220

113,338

81,555

Платежи за пользование природными ресурсами

46,551

53,501

36,274

Доходы от оказания платных услуг, компенсации затрат государства

125,407

95,869

64,164

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

6,976

1,512

1,045

Административные платежи и сборы

41,226

3,252

8,379

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3.896

2,735

1,762

Прочие неналоговые доходы

2,187

2,787

3,293

Всего доходов (в 2005 безвозмездные поступления)

443,923

76170,484

4979,756



Рис. 2.2. Структура доходов федерального бюджета в 2011 году.

Таблица 2.2. Структура доходов федерального бюджета 2009-2011 и темп роста


Доходы Федерального бюджета за период 2009-2011 годы имеют тенденцию роста. В 2009 году они составили 7 337,8 млрд. руб., в 2010 году - 7 783,8 млрд. руб., что на 6% больше предыдущего года. В 2011 году составили 8 617,8 млрд. руб., что на 10,7% больше 2010 года.

Наибольший удельный вес в нефтегазовых доходах занимают таможенные пошлины, которые имеют стабильную тенденцию увеличения. В 2009 году они принесли в бюджет 2 014,8 млрд. руб. и составили 27,5% всех доходов. В 2010 году увеличились до 2 427,2 млрд. руб. и составили 31,2% всех доходов. В 2011 году также произошло увеличение до 2 689 млрд. руб., однако их удельный вес остался прежним.

Наибольший удельный вес в ненефтегазовых доходах занимает налог на добавленную стоимость, по которому также наблюдается тенденция увеличения. В 2009 году его объем был 2 050 млрд. руб., что составило 27,9% всех доходов. В 2010 году произошло увеличение до 2 295,8 млрд. руб., что составило 29,5% всех доходов. В 2011 году доходы по налогу достигли 2 750,4 млрд. руб. и составили 31,9% всех доходов.

Рост поступлений по налогу на прибыль организаций за 2011 год обусловлен улучшением финансово-хозяйственной деятельности, в частности ростом прибыли прибыльных организаций.

Рост поступлений по налогу на добавленную стоимость в основном обусловлен увеличением налоговой базы налога за счет улучшения социально-экономических показателей развития экономики Российской Федерации в 2010 году, в том числе в нефтегазовой отрасли, в оптовой и розничной торговле и транспорте и снижением возмещения налога. Рост поступления налога в 2011 году обусловлен увеличением объема импорта и введением в действие с 01.07.2010 Соглашения, заключенного между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», согласно которому администрирование поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан, возложено на ФНС России.

На увеличение поступлений акцизов оказало влияние изменение нормативов зачисления акцизов на нефтепродукты, а также ежегодная индексация ставок акцизов.

Российская система налогообложения в целом направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными. При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

ИСПОЛНЕНИЕ ПО ДОХОДАМ в 2011 году

Доходы бюджета превысили запланированный уровень и составили 11352млрд. руб.; прирост по сравнению с первоначально запланированным объемом составил 28%, по сравнению с 2010 годом - 36,7%. Основными факторами, обусловившими такое превышение, стали высокие цены на нефть и быстрые темпы роста импорта.

Средний уровень цен на нефть в 2011 году составил 109 долл./барр., что на 34 долл., или на 45%, выше цены на нефть, предусмотренной в законе о бюджете. При этом средний курс рубля к доллару в 2011 году сложился на уровне 29,4 руб., что на 3,6% ниже курса, заложенного в бюджет. В совокупности эти два фактора обусловили 62% от общего прироста доходов бюджета (в сравнении с первой версией закона). Объем импорта в 2011 году составил 324 млрд. долл., что на 17% выше показателей, лежавших в основе бюджетных проектировок. В совокупности с увеличением «внутреннего» НДС это обусловило еще 38% прироста доходов в сравнении с законом.

2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета в 2009-2011 годах


Таблица 2.3. Структура расходов федерального бюджета 2009-2011 и темп роста


Рис. 2.3. Динамика расходов федерального бюджета.

Рис. 2.4. Структура расходов федерального бюджета в 2011 году

Расходы Федерального бюджета аналогично доходам имеют тенденцию увеличения. В 2009 году они составили 9 660,1 млрд. руб. В 2010 году увеличились на 5,7% и составили 10 212,4 млрд. руб. В 2011 году увеличились на 1,7% по сравнению с предыдущим годом и составили 10 385,1 млрд. руб.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального бюджета имеют межбюджетные трансферты. В 2009 году на них направлялось 3 277,6 млрд. руб., что составляло 33,9% всех расходов. В 2010 году они увеличились на 14% до 3 751 млрд. руб. В 2011 году также произошло увеличение, но уже на 4,9% до 3 934,9 млрд. руб., что составило 37,8% всех расходов.

Также наибольший удельный вес занимает национальная оборона. В 2009 году расходы на неё составили 1 377,5 млрд. руб. В 2010 году расходы увеличились на 2,4% до 1 410,3 млрд. руб. В 2011 году расходы также увеличились на 2,4% до 1 444,5 млрд. руб.

Расходы по разделу общегосударственные вопросы имеют тенденцию уменьшения. Если в 2009 году они составляли 1 205,5 млрд. руб. при этом их доля составляла 12,4% всех расходов, то в 2011 году наблюдается уменьшение до 930,5 млрд. руб., что составляет 8,9% всех расходов.

В целом за период 2009-2011 годы Федеральный бюджет исполнился с дефицитом, который в 2009 году составил 2 322,3 млрд. руб., в 2010 году 2 428,6 млрд. руб. и в 2011 году уменьшился до 1 767,3 млрд. руб.

Наибольшую долю расходов федерального бюджета также занимает социальная политика - 32% или 3135,3 млрд. руб. от расходов федерального бюджета. Это связано с тем, что социальная политика является приоритетным направлением бюджетных расходов РФ на 2012-2014 гг. Основными направлениями, которой являются: поддержка слоев населения уровень доходов, которых не достигает прожиточного минимума, решения проблем пенсионного обеспечения, развитие систем здравоохранения, образования и социального обслуживания. На втором месте расходы, связанные с финансированием национальной экономики, но их доля увеличилась с 9% до 18% причем, увеличение произошло также в абсолютном выражении на 1020,7 млрд. руб. На третье место выходят расходы на национальную оборону, её доля в расходах составляет 16%. И 13% приходится на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Меньше всего расходов было направлено на здравоохранение и спорт - 9%, образование - 6%. Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство сократились на 234,1 млрд. руб.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ в 2011

Расходы федерального бюджета недотянули до запланированных. Расходы федерального бюджета в течение 2011 года также неоднократно пересматривались в сторону повышения. В итоге общий финальный плановый объем расходов на 463 млрд. руб., или на 4,3%, превысил первоначальный уровень. Однако часть запланированных расходов в объеме 185 млрд. руб. так и не была осуществлена. Недовыполнение плана по расходам является следствием задержек размещения оборонного заказа и недофинансированием некоторых ФЦП.

2.3 Дефицит и профицит федерального бюджета РФ в 2011 и 2012 годах


Таблица 2.4. Динамика доли расходов и доходов в федеральном бюджете на соответствующий год

Год

Доля расходов в ВВП, %

Доля доходов в ВВП, %

2009

17,7

20,7

2010

18,6

19,5

2011

17,8

18,5


Отклонение параметров бюджетной системы Российской Федерации бюджетного периода 2009 - 2011 годов от соответствующих параметров предыдущего бюджетного периода 2008 - 2010 годов составило по доходам: в 2009 году - 5 020,49 млрд. рублей, или 37,8%, в 2010 году - 5 572,49 млрд. рублей, или 38,2%; по расходам: в 2009 году - 3 118,84 млрд. рублей, или 23,5%, в 2010 году - 4 221,3 млрд. рублей, или 29,2%; по профициту: в 2009 году - 1 901,65 млрд. рублей, или в 51 раз, в 2010 году - 1 351,28 млрд. рублей, или в 14 раз.

Результатом бюджетной политики в 2011 году стал профицит в размере 0,8% ВВП. При этом ненефтегазовый дефицит составил 9,7% ВВП, что ниже запланированных 11%. Однако такой результат является отражением скорее определенной «сдержанности» в наращивании расходов в 2011 году, а также недовыполнения плана по расходам. Сделать однозначный вывод, что зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов снизилась по сравнению с планом, нельзя. По итогам 2011 года доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составила почти 50%, что не только выше запланированного на 2011 год соотношения доходов, но является самым высоким показателем за период с 2005 года, за исключением кризисного 2008 года.

Профицит бюджета РФ за 2011 год составил 416,53 млрд рублей или 0,8% ВВП. Такие данные сегодня приводит Минфин РФ.

Дефицит федерального бюджета в декабре составил 952 млрд. 907,3 млн. рублей или 18,3% ВВП. Доходы бюджета за прошлый месяц составили 1 трлн. 187 млрд. 422,9 млн. рублей, а расходы - 2 трлн. 140 млрд. 330,2 млн. рублей.

Предыдущий, 2010-й, год Россия завершила с дефицитом бюджета в 1 трлн. 795,198 млрд. рублей или 3,9% ВВП.

По предварительной оценке, за 2011 год в бюджет РФ поступило 11 трлн. 352,18 млрд. рублей, или 102,1% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

Кассовое исполнение расходов составило 10 трлн. 935,66 млрд. рублей, или 98,3% к общему объему расходов бюджета РФ.

Первичный профицит достиг 679,15 млрд. рублей.

Объем ВВП России за 2011 год составил 53 трлн. 697,6 млрд. рублей.

По данным Минфина, Федеральная налоговая служба за 2011 год мобилизовала в федеральный бюджет 4 трлн. 475,36 млрд. рублей или 101% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2011 год; Федеральная таможенная служба - 6 трлн. 23,31 млрд. рублей (103,4% к плану).

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом обеспечило доходы в сумме 107,7 млрд. рублей (98,4% к прогнозу).

Другие федеральные органы перечислили в бюджет 745,81 млрд. рублей или 98,9% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2011 год.

Доходы без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составили 522,75 млрд. рублей (98,5% к прогнозу).

Добавим, что на 1 января 2012 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 811,52 млрд. рублей, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния - 2 трлн. 794,43 млрд. рублей.

Дефицит федерального бюджета 2012 года составил 12,8 миллиарда рублей, или 0,02 процента ВВП. Доходы бюджета составили 12,858 триллиона рублей, а расходы - 12,871 триллиона.

Примечательно, что бюджет не исполнен до конца ни по расходам, ни по доходам - по доходам он составил 99,6 процента от плана, по расходам - 99,3 процента от плана.

Больше всего средств бюджет получил от Федеральной таможенной службы, которая принесла государству 6,48 триллиона рублей. Сборы налогов составили 5,16 триллиона, а Росимущество отправило в бюджет 230,5 миллиарда рублей. Остальные средства были получены за счет других федеральных органов.

Согласно утвержденному в конце 2012 года бюджету на следующие 12 месяцев, доходы бюджета составят 12,87 триллиона рублей, расходы - 13,39 триллиона. Таким образом, дефицит составит 521 миллиард рублей, или 0,8 процента ВВП.

При этом не исключено, что из-за колебаний цен на нефть на мировом рынке прогноз по дефициту будет изменен в ту или иную сторону. Так, в бюджете-2012 изначально говорилось, что дефицит составит полтора процента ВВП. Аналогичная ситуация возникла и в 2011 году, причем тот год стране удалось даже закончить с профицитом бюджета в 0,3 процента ВВП.

3. Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

 

.1 Основные параметры федерального бюджета на 2013-2015 год

доход бюджет профицит денежный

В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Согласно Федеральному Закону от 03.12.2012 №216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 66 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):

) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 12 865 925 621,0 тыс. рублей;

) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 13 387 340 174,7 тыс. рублей;

) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 6 600 552 240,0 тыс. рублей;

) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2014 года в сумме 66,2 млрд. долларов США, или 53,0 млрд. евро;

) дефицит федерального бюджета в сумме 521 414 553,7 тыс. рублей.

Основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 73 993,0 млрд. рублей и 82 937,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года) и 5,0 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года):

) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 063 419 918,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 15 615 507 439,0 тыс. рублей;

) общий объем расходов федерального бюджета на 2014 год в сумме 14 207 001 486,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 355 175 037,2 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 15 626 283 594,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 781 314 179,7 тыс. рублей;

) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 7 590 290 071,4 тыс. рублей и на 1 января 2016 года в сумме 8 313 703 485,0 тыс. рублей;

) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2015 года в сумме 75,8 млрд. долларов США, или 60,6 млрд. евро, и на 1 января 2016 года в сумме 83,8 млрд. долларов США, или 67,0 млрд. евро;

) дефицит федерального бюджета на 2014 год в сумме 143 581 568,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 10 776 155,0 тыс. рублей.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуется снижением доходов по сравнению с 2012 годом и стабилизацией их на уровне 36,6-36,2%% к ВВП в 2013-2015 годах, снижением общего объема расходов с 37,9% до 35,9% к ВВП и дефицита в 2013 и 2014 годах, и профицитом в 2015 году (таблицы 3.1 и 3.2.):

Таблица 3.1 Доходы бюджетной системы Российской Федерации, млрд. рублей

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доходы, всего

13321,7

15675,2

21218,1

23018,2

24084,9

26543,4

29514,5

%% к ВВП

34,3

34,7

38,9

38,0

36,6

36,2

36,2

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Федеральный бюджет

7 337,8

8 305,4

11367,7

12677,0

12395,4

13642,2

15223,7

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 506,4

4 814,5

6 162,6

7 168,2

7 768,0

8 434,7

9 269,9

- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

1 373,6

2 034,8

3 593,4

3 723,0

4 363,4

4 867,4

5 401,0

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

5 924,2

6 534,1

7 641,0

7 923,8

8 562,9

9 201,0

9 995,6

- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

4 438,1

5 136,9

6 009,3

6 618,2

7 326,1

8 033,8

8 889,8

551,3

574,9

904,4

871,7

1 031,8

1 193,1

1 408,2

- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов

172,2

198,1

247,7

0,0

0,0

0,0

0,0


Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6% в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5% в 2012 году до 37,5% в 2015 году.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2% в 2012 году до 25,6% в 2015 году.

Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 28,8% в 2012 году до 30,1% в 2015 году, доля расходов снизится с 37,3% в 2012 году до 36,9% в 2015 году.

Таблица 3.2 Расходы бюджетной системы Российской Федерации, млрд. рублей

Показатель

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Расходы, всего

16027,1

17570,5

20357,6

22802,0

24949,2

26865,8

29280,5

%% к ВВП

41,3

38,9

37,3

37,6

37,9

36,6

35,9

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Федеральный бюджет

9 660,1

10117,5

10925,6

12745,1

13387,3

14101,9

15316,0

- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

6 066,7

5 981,6

6 747,1

8 316,8

9 107,5

9 855,0

10 975,5

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 555,0

4 779,5

5 730,1

6 876,2

7 517,2

8 214,6

8 917,8

- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

3 425,6

4 670,9

5 420,8

5 985,5

6 466,4

7 002,5

7 490,6

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 253,5

6 634,1

7 676,1

7 931,5

8 686,1

9 283,8

10021,4

- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов

5 984,2

6 343,8

7 306,3

7 628,0

8 343,5

8 815,2

9 406,2

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

550,6

574,2

883,4

871,7

1 031,8

1 193,1

1 408,2

Дефицит (-)/профицит (+), всего

-2705,4

-1895,3

860,5

216,2

-864,3

-322,4

234,0

%% к ВВП

-7,0

-4,2

1,6

0,4

-1,3

-0,4

0,3


Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы и бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013 года (таблица 3.3):

Таблица 3.3 Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2015 годы, млрд. рублей

Показатель

2011 год (отчет)

2012 год  (закон с учетом изменений)

2013 год

2014 год

2015 год (проект)




371-ФЗ

проект

371-ФЗ

проект


Доходы, всего

11 367,7

12 677,0

12705,9

12395,4

14091,8

13642,2

15 223,7

%% к ВВП

20,8

20,9

19,6

18,8

19,4

18,6

18,7

Расходы, всего

10 925,6

12 745,1

13730,6

13387,3

14582,9

14101,9

15 316,0

%% к ВВП

20,0

21,0

21,2

20,3

20,1

19,2

18,8

в том числе условно утверждаемые






388,9

1206,6

%% к общему объему расходов






2,8

7,9

Дефицит(-)/ Профицит(+)

+442,1

-68,1

-1024,7

-991,9

-491,1

-459,7

-92,3

%% к ВВП

0,8

-0,1

-1,6

-1,5

-0,7

-0,6

-0,1


Динамика поступления доходов федерального бюджета в 2008-2012 годах характеризуется снижением с 22,5% к ВВП в 2008 году до 18,9% к ВВП в 2009 году и 18,4% к ВВП в 2010 году, в 2011-2012 годах доходы увеличились до 20,8% и 20,9% к ВВП соответственно, однако не достигли уровня 2008 года (22,5%). За период 2008-2012 годов нефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП и ненефтегазовые доходы - на 1,5% к ВВП. Уменьшение ненефтегазовых доходов обусловлено, в основном, изменениями в налоговом законодательстве (снижение с 1 января 2009 г. федеральной ставки налога на прибыль организаций с 6,5% до 2,0% и отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога).

В 2013-2015 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,9% ВВП в 2012 году до 18,8% в 2013 году, с дальнейшим снижением к 2015 году до 18,7% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,0% к ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,5% к ВВП в 2015 году) и ненефтегазовые доходы на 0,2% к ВВП (с 10,4% до 10,2% к ВВП) (таблица 3.3):

Снижение ненефтегазовых доходов федерального бюджета в процентах к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году связано, в основном, с прогнозируемым уменьшением поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары (за исключением углеводородного сырья). Уменьшение прогноза указанных доходных источников федерального бюджета обусловлено снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин и средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

К 2015 году планируется рост расходов федерального бюджета в номинальном и в реальном выражении (таблица 3.4):

Таблица 3.4 Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2012 год (закон с учетом изменений)

Прогноз



2013 год

2014 год

2015 год

Прирост к предыдущему году (расходы всего):

млрд. рублей

1 819,5

642,2

714,6

1 214,1

% (в номинальном выражении)

16,7

5,0

5,3

8,6

% (в реальном выражении)

10,1

-0,4

0,3

3,4

Прирост к ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (№371-ФЗ от 30.11.2011 г.)

млрд. рублей


-343,3

-481,0


% от 371-ФЗ


-2,5

-3,3



В 2013-2015 годах планируется продолжить восстановление использованных в период кризиса 2008-2010 годов средств Резервного фонда и его пополнение за счет дополнительных нефтегазовых доходов (таблица 3.5):

Таблица 3.5 Прогноз объема Резервного фонда, млрд. рублей

Показатель

2012 год (закон с учетом изменений)

2013 год

2014 год

2015 год

Объем Резервного фонда на начало года

811,5

2 657,7

3 301,6

4 439,2

%% к ВВП

1,3

4,0

4,5

5,4

Курсовая разница

-74,6

40,2

148,9

128,5

Пополнение (использование) средств Резервного фонда

1 920,7

603,7

988,7

722,6

Объем Резервного фонда на конец года

2 657,7

3 301,6

4 439,2

5 290,3

%% к ВВП

4,4

5,0

6,0

6,5


Средства Фонда национального благосостояния в 2013-2015 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 3.6):

Таблица 3.6 Прогноз объема Фонда национального благосостояния, млрд. рублей

Показатель

2012 год (закон с учетом изменений)

2013 год

2014 год

2015 год

Объем Фонда национального благосостояния на начало года

2 794,4

2613,3

2635,6

2722,7

%% к ВВП

4,6

4,0

3,6

3,3

Поступления и курсовая разница

-173,6

32,3

97,1

87,7

Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений)

-7,5

-10,0

-10,0

-10,0

Объем Фонда национального благосостояния на конец года

2 613,3

2 635,6

2 722,7

2 800,4

%% к ВВП

4,3

4,0

3,7

3,4


Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности (таблица 3.7):

Таблица 3.7 Источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд. рублей

Показатель

2012 год (закон с учетом изменений)

Прогноз



2013 год

2014 год

2015 год

Всего источников

68,1

991,9

459,7

92,2

Государственные заимствования, всего

842,1

1 376,3

1248,7

711,4

в том числе:





Привлечение

1 519,9

2 063,8

1 908,9

1 688,7

Погашение

-677,8

-687,6

-660,2

-977,3

Приватизация

300,0

380,0

475,0

385,0

Иные источники

-1 074,0

-764,4

-1 264,0

-1 004,2

из них:





Резервный фонд

-830,3

-603,7

-988,7

-722,6

исполнение государственных гарантий

-92,8

-63,0

-230,7

-230,7

 

.2 Прогноз доходов и расходов федерального бюджета на 2013-2015 годы


Прогноз доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы произведен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 26 апреля 2012 года.

Прогноз доходов сформирован с учетом предлагаемых к принятию изменений в налоговое законодательство, с учетом одобренных Правительством Российской Федерации Основных направлений налоговой политики на 2013-2015 годы, и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, касающихся внешнеэкономической деятельности и вступающих в действие с 1 января 2013 года (таблица П.1 - см. ПРИЛОЖЕНИЕ):

Указанные изменения в совокупности приведут к снижению по сравнению с действующими условиями прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2013 году на 190,3 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2014 году - на 186,4 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2015 году - на 100,0 млрд. рублей (0,1% к ВВП). При этом в результате изменения налогового законодательства поступления от отдельных видов налогов и сборов федерального бюджета увеличатся в 2013 году на 28,6 млрд. рублей, в 2014 году - на 113,9 млрд. рублей, в 2015 году - на 324,1 млрд. рублей.

Прогноз доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы по основным источникам представлен в таблице П.2 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2013-2015 годы осуществляется исходя из следующих основных подходов:

) определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2013-2014 годы на основе утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», ограниченных с учетом бюджетных правил;

) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2015 год, исходя из необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств;

) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2013 - 2015 годы с учетом:

индексации оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих с 1 октября 2013 года на 5,5 процента;

индексации стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов с 1 сентября 2013 года на 5,5%, с 1 сентября 2014 года - на 5%, с 1 сентября 2015 года - на 5 процентов;

индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств в 2015 году на 5% (в предыдущем бюджетном цикле предусмотрена индексация в 2013 году на 5,5%, в 2014 году - на 5 процентов);

индексации с 1 января 2015 года на 5% расходов на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц, горюче-смазочных материалов, относящихся к обеспечению выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечению деятельности федеральных государственных учреждений (в предыдущем бюджетном цикле предусмотрена индексация в 2013 году на 5,5%, в 2014 году - на 5 процентов);

индексации объема дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 1 января 2013 года на 5,5 процентов;

индексации объема субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан с 1 января 2015 года на 5% (в предыдущем бюджетном цикле при расчете объема указанной субвенции учтены размеры инфляции в 2013 году - 5,5%, в 2014 году - 5 процентов);

дополнительных бюджетных ассигнований в 2013-2015 годах на реализацию положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;

уточнения объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей;

) учет предложений по оптимизации расходных обязательств, в том числе:

комплекс мер, направленных на сбалансированность пенсионной системы;

сокращение расходов на национальную оборону и правоохранительную деятельность (включая сокращение штатной численности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов);

сокращение на 5% расходов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением расходов органов федеральной судебной системы);

внедрение адресной и эффективной социальной помощи;

отмена субсидирования отдельных полномочий субъектов Российской Федерации;

сокращение бюджетных ассигнований на компенсацию потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта.

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется следующими данными (таблица 3.8):

Наибольший вес в общем объеме расходов федерального бюджета имеют бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств в сферах национальной безопасности и обеспечения обороноспособности, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации, а также социальной политики с учетом мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (таблица 3.9).

Таблица 3.8 Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей


2012 год

2013 год

2014 год

2015 год


закон с учетом изменений

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

12 745,1

116,7

13 387,3

105,0

14 101,9

105,3

15 316,0

108,6

Условно утвержденные





388,9


1 206,6


ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

12 745,1

116,7

13 387,3

105,0

13 713,0

102,4

14 109,4

102,9

в том числе:









Общегосударственные вопросы

871,1

112,0

859,0

98,6

849,8

98,9

862,6

101,5

Национальная оборона

1 864,5

123,0

2 345,7

125,8

2 771,6

118,2

2 864,7

103,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 844,5

146,4

2 011,2

109,0

1 883,5

93,7

2 074,1

110,1

Национальная экономика

1 754,1

98,0

1 702,8

97,1

1 682,0

98,8

1 630,3

96,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

136,9

48,9

170,3

124,4

143,9

84,5

115,4

80,2

Охрана окружающей среды

22,2

126,1

22,8

102,7

24,0

105,3

24,1

100,4

Образование

614,8

111,1

597,4

97,2

544,3

91,1

573,0

105,3

Культура, кинематография

90,9

108,5

88,6

97,5

87,5

98,8

90,8

103,8

Здравоохранение

554,7

111,0

506,6

91,3

466,4

92,1

383,3

82,2

Социальная политика

3 930,2

125,6

3 901,4

99,3

4 008,5

102,7

4 197,0

104,7

Физическая культура и спорт

42,3

95,7

41,2

97,4

28,7

69,7

30,4

105,9

Средства массовой информации

75,6

123,7

70,6

93,4

65,6

92,9

50,8

77,4

Обслуживание государственного и муниципального долга

383,3

145,9

444,8

116,0

540,9

121,6

628,0

116,1

Межбюджетные трансферты общего характера

560,2

86,0

624,9

111,5

616,5

98,7

584,9

94,9


Таблица 3.9 Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей


2012 год

2013 год

2014 год

2015 год


закон с учетом изменений

%% к общему объему

проект

%% к общему объему

проект

%% к общему объему

проект

%% к общему объему

ВСЕГО

12 745,1

100,0

13 387,3

100,0

14 101,9


15 316,0


Условно утвержденные





388,9


1 206,6


ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

12 745,1

100,0

13 387,3

100,0

13 713,0

100,0

14 109,4

100,0

в том числе:









Общегосударственные вопросы

871,1

6,8

859,0

6,4

849,8

6,2

862,6

6,1

Национальная оборона

1 864,5

14,6

2 345,7

17,5

2 771,6

20,2

2 864,7

20,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 844,5

14,5

2 011,2

15,0

1 883,5

13,7

2 074,1

14,7

Национальная экономика

1 754,1

13,8

1 702,8

12,7

1 682,0

12,3

1 630,3

11,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

136,9

1,1

170,3

1,3

143,9

1,0

115,4

0,8

Охрана окружающей среды

22,2

0,2

22,8

0,2

24,0

0,2

24,1

0,2

Образование

614,8

4,8

597,4

4,5

544,3

4,0

573,0

4,1

Культура, кинематография

90,9

0,7

88,6

0,7

87,5

0,6

90,8

0,6

Здравоохранение

554,7

4,4

506,6

3,8

466,4

3,4

383,3

2,7

Социальная политика

3 930,2

30,8

3 901,4

29,1

4 008,5

29,2

4 197,0

29,7

Физическая культура и спорт

42,3

0,3

41,2

0,3

28,7

0,2

30,4

0,2

Средства массовой информации

75,6

0,6

70,6

0,5

65,6

0,5

50,8

0,4

Обслуживание государственного и муниципального долга

383,3

3,0

444,8

3,3

540,9

3,9

628,0

4,5

Межбюджетные трансферты общего характера

560,2

4,4

624,9

4,7

616,5

4,5

584,9

4,1



Заключение


Центральное место в системе государственных финансов занимает федеральный бюджет - это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. В соответствии со статьей 6 БК РФ «Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Федеральный бюджет России выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Главные функции Федерального бюджета - перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда. Роль Федерального бюджета заключается в том, что по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, стимулирование разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели -обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы РФ, наряду с обеспечением государства денежными ресурсами, необходимыми ему для осуществления своих функций, оказывает влияние на формирование децентрализованных фондов денежных средств - финансовых ресурсов организаций и домашних хозяйств, а значит, и на социально-экономическое развитие страны в целом.

Список литературы


1.     «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012 с изменениями, вступившими в силу 07.05.2013)

.       Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах // Финансы. - 2010.- №7.

.       «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.03.2013)

4.       Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (Доступ: www.minfin.ru)

.        Федеральный закон от 03.12.2012 №216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

.        Федеральный закон от 03.12.2012 №247-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

.        Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 151-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2011 год"

9.     Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 703 с.

10.   Грязнова А.Г. Финансы: учебник. Гриф Минобр М.: Финансы и статистика, 2012

11.   Врублевская О.В., Романовский М.В. Финансы: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ, 2013.

12.     Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов/ Под ред. Поляка Г.Б. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

.        Поляк Г.Б. Финансы: учебник. Гриф Минобр, УМЦ М.: ЮНИТИ, 2011

.        Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2011;

.        Караваева И.В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита / И. В. Караваева // Финансы. - 2010.- №1. - С. 23-26.

16.   Лазаренко А.Л. Финансовая система Российской Федерации и основные приоритеты ее реформирования / А. Л. Лазаренко, И. М. Голайдо // Экономический анализ: теория и практика. - 2010.- №3. - С. 2-10.

17.   Селезнев А.З., Чаплюк А.З. Противоречия развития бюджетной системы РФ. // Финансы и кредит. - 2012. - №44 (524)

18.   Сухарев А.Н. Направления размещения государственных финансовых резервов федерального бюджета / А. Н. Сухарев // Финансы и кредит. - 2010.- №3. - С. 21-29.

19.   Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года(www.minfin.ru)

20.   www.gks.ru -Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики;

21.     www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства финансов РФ;

.        www.roskazna.ru - Официальный сайт Федерального казначейства

 

Приложение


Таблица П.1 Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с предложениями по изменению законодательства Российской Федерации, млрд. рублей

Наименование

2013 год

2014 год

2015 год

 

Изменение законодательства - всего

-190,3

-186,4

-100,0

 

%% к ВВП

0,3

0,3

0,1

 

в том числе:

 

 

 

1.

индексация специфических ставок акцизов:

0,3

0,3

92,3

1.1

на табачную продукцию (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 960 руб. за 1 тыс. штук)



58,4

1.2

на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 600 руб. за 1 литр безводного этилового спирта)



16,1

1.3

на нефтепродукты (установление ставок с 1 января 2015 г. на автомобильный бензин в размерах 6 223-12 221 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на дизельное топливо - 5 244-7 090 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 9 086 руб. за 1 тонну; установление ставок на прямогонный бензин с 1 января 2013 г. в размере 10 229 руб. за 1 тонну, с 1 января 2014 г. - 11 252 руб., с 1 января 2015 г. - 12 378 руб.)

0,3

0,3

6,4

1.4

на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья



1,1

1.5

на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации



10,3

2.

индексация ставок НДПИ на газ горючий природный:

28,3

113,6

231,8

2.1

для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (установление ставок с 1 июля 2013 г. в размере 679 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. - 717 руб., с 1 июля 2014 г. - 859 руб., с 1 января 2015 г. - 886 руб., с 1 июля 2015 г. - 1 062 руб.)

21,8

86,0

174,5

2.2

для независимых производителей (установление ставок с 1 июля 2013 г. в размере 445 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. - 456 руб., с 1 июля 2014 г. - 726 руб., с 1 июля 2015 г. - 1 049 руб.)

6,5

27,6

57,3

3.

снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (в 2013 году с 9,33% до 7,24%, в 2014 году с 9,15% до 6,65%, c 2015 года с 9,15% до 5,94% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2013-2015 гг.)

-187,8

-256,8

-365,9

4.

снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию

-21,8

-33,5

-47,3

5.

снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров

-9,3

-10,0

-10,9


Таблица П.2. Прогноз доходов федерального бюджета, млрд. рублей

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год


отчет

% к ВВП

закон с учетом изменений

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

Доходы, всего

11 367,7

20,8

12 677,0

20,9

12 395,4

18,8

13 642,2

18,6

15 223,7

18,7

в том числе:











Нефтегазовые доходы

5 641,8

10,3

6 383,3

10,5

5 632,0

8,5

6 075,1

8,3

6 913,3

8,5

НДПИ на нефть

1 845,8

3,4

2 114,0

3,5

1 808,6

2,7

1 949,3

2,7

2 091,0

2,6

НДПИ на газ горючий природный

136,3

0,2

275,6

0,4

368,2

0,6

486,8

0,7

631,0

0,8

НДПИ на газовый конденсат

6,4

0,0

11,2

0,0

12,0

0,0

13,2

0,0

13,3

0,0

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

2 332,4

4,3

2 395,6

4,0

2 000,0

3,0

2 148,4

2,9

2 309,0

2,8

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

384,4

0,7

500,1

0,8

527,8

0,8

541,0

0,7

629,9

0,8

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

936,5

1,7

1 086,8

1,8

915,4

1,4

936,4

1,3

1 239,1

1,5

Ненефтегазовые доходы

5 725,9

10,5

6 293,7

10,4

6 763,4

10,3

7 567,1

10,3

8 310,4

10,2

Налог на прибыль

342,6

0,6

377,8

0,6

411,5

0,6

438,2

0,6

487,4

0,6

Налог на добавленную стоимость

3 250,4

6,0

3 629,4

6,0

4 128,6

6,3

4 696,6

6,4

5 280,9

6,5

Акцизы

278,4

0,5

406,1

0,7

596,8

0,9

768,6

1,0

867,8

1,1

Ввозные таможенные пошлины

692,9

1,3

765,5

1,3

657,3

1,0

690,9

0,9

679,9

0,8

Прочие ненефтегазовые доходы

1 161,6

2,1

1 114,9

1,8

969,2

1,5

972,8

1,4

994,4

1,2

Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации

153,1

0,3

16,3

0,0

35,0

0,1

55,0

0,1

75,0

0,1

Доходы от платных услуг и компенсации затрат государства

154,1

0,3

127,9

0,2

127,0

0,2

128,3

0,2

132,0

0,2

Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации

79,4

0,1

151,2

0,2

150,4

0,2

149,8

0,2

125,9

0,2

Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

70,8

0,1

96,3

0,2

61,2

0,1

68,5

0,1

75,5

0,1

Прочие доходы

704,2

1,3

723,2

1,2

595,6

0,9

571,2

0,8

586,0

0,6


Похожие работы на - Проблема исполнения государственного бюджета РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!