Механизм формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ на примере Республики Калмыкия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    569,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизм формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ на примере Республики Калмыкия















Курсовая работа

Механизм формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ на примере Республики Калмыкия

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ

1.1 Особенности формирования бюджета субъекта РФ

.2 Общая характеристика доходов бюджетов субъектов РФ

1.3. Расходы бюджета субъектов РФ

ГЛАВА 2. Анализ динамики доходов и расходов республики калмыкия в сравнении с изменением экономической активности в регионе

2.1 Динамика показателей в текущих ценах

.2 Анализ доходов и расходов бюджета Калмыкии

Глава 3. Проблемы доходов и расходов региональных бюджетов, направления их решения

3.1 Развитие системы доходов региональных бюджетов

.2 Перспективы развития регионального бюджета Калмыкии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

экономическая активность доход региональный бюджет

ВВЕДЕНИЕ

Я считаю выбранную тему актуальной, так как на основе анализа консолидированного бюджета Российской Федерации можно судить о ситуации в стране в целом. В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расход.

Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.

Государственный бюджет представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования основного денежного фонда государства. Эти отношения возникают в процессе распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода. При распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода одновременно между участниками распределительного процесса возникают правовые отношения, т.к. каждый из них реализует своё право на определённую долю стоимости внутреннего валового продукта. Бюджетные отношения, как и финансовые отношения, связаны с функционированием государства.

Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью, которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.

Цель курсовой работы - изучить механизм формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ на примере Республики Калмыкия.

Задачами работы являются:

изучить теоретические аспекты формирования исполнения бюджетов субъектов РФ;

проанализировать динамику доходов и расходов Республики Калмыкия в сравнении с изменением экономической активности в регионе,

выявить проблемы доходов и расходов региональных бюджетов и определить пути их решения.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ

1.1 Особенности формирования бюджет субъекта РФ

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.

Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.

Ежегодно в составе бюджета каждого уровня в законодательном порядке должны утверждаться следующие показатели:

• общий объем доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета;

• прогнозируемые доходы бюджета в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов бюджетов РФ;

• нормативы отчислений в бюджеты других уровней от регулирующих доходных источников;

• расходы бюджета по показателям функциональной классификации;

• капитальные расходы бюджета (бюджет развития) и текущие расходы бюджета (бюджет текущих расходов);

• объемы и перечень внутренних заимствований по показателям источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

• распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

• статьи (показатели, нормативы), определяющие особенности регулирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

К основным требованиям, предъявляемым к построению бюджетов любого уровня, относятся:

.единство правовой базы;

.полнота учета бюджетных доходов;

.сбалансированность бюджета;

.эффективность и экономность бюджета.

Рассмотрим подробнее региональный бюджет.

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет. Под бюджетом субъекта РФ (региональным бюджетом) понимается форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных и административно-территориальных образований, то и бюджет субъекта федерации представлены разными видами бюджетов - республиканскими (у республик в составе РФ), областными (у областей и автономных областей), окружными (у округов, входящих в состав РФ), краевыми (у краев), бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ. В таких бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения и расходных обязательств субъектов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Государство через региональные бюджеты пытается активно проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений.

Анализ деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ свидетельствует, что центр тяжести перемещается от центра к регионам. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния расширяется.

Таким образом, можно утверждать, что роль бюджетов субъектов РФ очень важна, так как они точнее отражают состояние соответствующего региона чем федеральный бюджет, а значит и более объективны.

1.2 Общая характеристика доходов бюджетов субъектов РФ

Для эффективного исполнения бюджета любого уровня необходимы денежные средства. Это означает, что в бюджете обязательно должна присутствовать доходная часть, и как следствие доходы бюджета.

Под доходами бюджета следует понимать поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

В соответствии со ст. 56 Бюджетного Кодекса РФ, бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

•налога на имущество организаций - по нормативу 100%;

•налога на игорный бизнес - по нормативу 100%;

•транспортного налога - по нормативу 100%.

Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа. Если иное не установлено федеральными законами или данными субъектами. В Бюджетном Кодексе РФ установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета.

К таким доходам можно отнести денежные средства, полученные от:

•налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%;

•налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 80 процентов;

•налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;

•налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;

•акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

•акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

•налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;

•регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов и т.д.

Полный перечень данных налогов, сборов, акцизов, пошлин и платежей отражается в ст. 56 п. 2 Бюджетного Кодекса РФ.

Неналоговые доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет:

. Доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества автономных учреждений субъектов РФ, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов РФ, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;

. Доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ;

. Платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;

. Платы за использование лесов в части, превышающей

минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - по нормативу 100 процентов;

. Декларационного платежа - по нормативу 100 процентов;

. Разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, - по нормативу 100 процентов.

. Платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, - по нормативу 100 процентов и т.д.

Законодательные (исполнительные) органы субъектов РФ могут вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

1.3 Расходы бюджета субъекта РФ

В процессе исполнения бюджета любого уровня происходит расходование бюджетных средств на решение определенных вопросов. Расходование бюджетных средств отражает экономическую политику субъекта, характеризует эффективность функционирования, как государства, так и субъекта.

Под расходами следует понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета субъекта РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказание государственных услуг регионального уровня).

Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате:

•принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта, а также заключения им (от его имени) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения данных субъектов;

•принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения им (от имени субъекта) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения;

•заключения от имени субъекта РФ договоров (соглашений) бюджетными учреждениями данного субъекта;

•принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов;

•принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов при осуществлении органами государственной власти данных субъектов переданных им полномочий РФ.

В соответствии с задачами и функциями органов власти субъекта РФ основные средства бюджетных доходов используются по следующим направлениям на выполнение мероприятий:

• обеспечение финансирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

• обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долга субъекта РФ;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• содержание и развитие учреждений и объектов, находящихся в ведение органов власти субъекта РФ;

• формирование государственной собственности;

• обеспечение СМИ, выборов;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам и т.д.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:

. Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

. Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

. Обеспечение реализации региональных целевых программ;

. Формирование государственной собственности субъектов РФ;

. Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

. Содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

. Оказание финансовой помощи местным бюджетам;

. Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходом или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта РФ федеральными законами, законами субъекта РФ, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта РФ.

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

•государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

•обеспечение правоохранительной деятельности;

•обеспечение противопожарной безопасности;

•научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

•обеспечение социальной защиты населения;

•обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

•обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

•развитие рыночной инфраструктуры;

•обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

•обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ;

•обеспечение деятельности средств массовой информации;

•прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти РФ, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.

Органы государственной власти субъекта РФ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Первые обеспечивают текущее функционирование региональных органов государственной власти и бюджетных учреждений регионального уровня, государственную поддержку отдельных отраслей экономики в соответствии с региональными целевыми программами, финансовую помощь муниципальным образованиям, осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, расходы на обслуживание государственного долга субъектов, а также другие расходы, не включаемые в состав капитальных; вторые - инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утверждаемыми целевыми адресными инвестиционными программами.

В бюджетах субъектов, как и в федеральном бюджете используется функциональная классификация, т.е. деление расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов.

Выводы к главе.

Можно утверждать, что региональный бюджет по некоторым параметрам похож на федеральный, только с корректировкой на уровень субъектов.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Он состоит из доходной и расходной частей. При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам, иначе возникает либо дефицит, либо профицит бюджета.

Бюджетная система состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Каждый бюджет функционирует самостоятельно, но для поддержки нижестоящим бюджетам из вышестоящих могут передаваться дополнительные ресурсы.

Под доходами бюджета следует понимать поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений.

Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов. Законодательные (исполнительные) органы субъектов РФ могут вводить региональные налоги и сборы и устанавливать размеры ставок по ним. Под расходами следует понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета субъекта РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий.

Некоторые функциональные виды расходов подлежат исполнению только за счет бюджета субъекта РФ, а некоторые - совместно с федеральным бюджетом.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти РФ и ее субъектов.

В региональных бюджетах используется функциональная классификация расходов, то есть деление расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов.

ГЛАВА 2. Анализ динамики доходов и расходов республики калмыкия в сравнении с изменением экономической активности в регионе

2.1 Динамика показателей в текущих ценах

Структура валового регионального продукта Республики Калмыкия по хозяйственным отраслям следующая:

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

Рыболовство, рыбоводство;

Добыча полезных ископаемых;

Обрабатывающие производства;

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

Строительство;

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

Гостиницы и рестораны;

Транспорт и связь;

Финансовая деятельность;

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение;

Образование;

Здравоохранение и предоставление социальных услуг;

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Сокращение производства ВРП в 2002-2003 гг. было преодолено в 2004 г. (суммарная ВДС составила около 130%), в основном за счет таких отраслей как сельское хозяйство, темп роста ВДС составил 241,2%; транспорт и связь (227,7%), промышленность (172,5%), торговля (136,3%), в то же время снизился объем производства по виду деятельности "строительство" - на 50,7% (доля в структуре ВДС составила 6,7%).

Данные 2006 г. в сравнении с 2002 г. показывают, что объемы базовых показателей экономики Республики Калмыкия за анализируемый период выросли: валовой продукции сельского хозяйства на душу населения в 3 раза - с 7,6 тыс. руб. в 2002 г. до 20 тыс. руб. в 2006 г., розничного товарооборота в 2,5 раза. Среднедушевые денежные доходы населения за это же время увеличились в 2,0 раза, а среднемесячная номинальная начисленная заработная плата возросла с 2533,7 руб. в 2002 г. до 5562,0 руб. в 2006 г. - в 2,2 раза.

Рисунок 1. Динамика темпов прироста ВВП, инфляции, реальных располагаемых доходов

При высоких темпах роста основных показателей в целом социально-экономическое положение республики остается сложным. В Республике Калмыкии проживает 0,2% населения страны и 0,1% экономически активного населения, производится 0,1% ВРП, 0,34% продукции сельского хозяйства РФ, доля инвестиций в основной капитал РФ составляет 0,1%.

Рисунок 2. Динамика темпов прироста ВВП, инфляции, реальных располагаемых расходов

Наряду с отставанием, свойственным большинству республикам ЮФО, в экономике Калмыкии сложились серьезные диспропорции, которые тормозят развитие: объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в последние десятилетия был в 2-3 раза меньше, чем в среднем в России. Поэтому производственный потенциал (основные фонды) Калмыкии в расчете на одного жителя в 2006 году меньше в 2,4 раза, чем в России и в 1,4 раза меньше, чем в среднем в регионах ЮФО.

Основной чертой экономической ситуации в 2009 г. является сохранение тенденции экономического роста. Темп роста ВРП в 2009 году по отношению к соответствующему периоду прошлого года, по оценке Министерства экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия, составит 101,5%.

Основным фактором роста объемов ВРП в 2009 году является реализация плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 400-летия добровольного вхождения Калмыцкого народа в состав Российского государства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2007 года №1252-р, а также усиление в рассматриваемом периоде потребительской активности населения.

В республике на протяжении последних двух лет идет тенденция экономического роста, который составил 28,8 млрд. руб. в 2011г. (24,4 млрд. - в 2010г.) и 32,4 млрд. - в 2012г. Такая же динамика сохраняется по сумме налоговых поступлений от субъектов предпринимательства, импульс к росту которой дала РЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2013гг.».

Кроме того, в 2011-2012г. в республике наблюдается положительная динамика инвестиций в основной капитал. Объём инвестиций в основной капитал за 2012г. составил 13 млрд. 821 млн. рублей и увеличился на 27,2% к уровню 2011г.

Рисунок 3. Динамика эластичности ВВП по доходам и расходам с учетом дефицита и профицита

Увеличение объемов инвестиций связано с реализацией инвестиционных проектов по строительству ветроэнергетического комплекса, мясоперерабатывающего комплекса по убою и первичной переработке скота с откормочным производством, по технологическому присоединению нефтеперекачивающих станций Каспийского трубопроводного консорциума «КТК-Р», строительству кирпичного завода по производству керамического кирпича и других.

В результате проводимых мероприятий по реализации программы модернизации здравоохранения и приоритетного национального проекта "Здоровье", направленных на формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной (высокотехнологичной) медицинской помощи, совершенствования медицинской помощи матерям и детям в республике, по итогам 2012 года ожидаемая продолжительность жизни увеличилась по сравнению с предыдущим на 0,3 года (в целом по стране уменьшилась на 0,1 года). Превышает общероссийский показатель и коэффициент естественного прироста населения, который вырос на 4,8 (-0,02 - по РФ).

Рисунок 4. Динамика эластичности дефицита и профицита по отношению к расходам и доходам

Уровень регистрируемой безработицы в республике за 2012 год снизился на 0,9 п.п. по сравнению с 2011г. и составил 2,3%, что обуславливается реализацией Правительством Республики Калмыкия мероприятий по содействию занятости населения республики и различных инвестиционных проектов.

Увеличилось и обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2011-2012 гг. Так, за указанный период свои жилищные условия смогли улучшить 173 человека (77 человек - за 2009-2010гг).

Важно обратить внимание на позитивные изменения экономических макрорегиональных показателей.

Рост расходов на конечное потребление, более чем в 8 раз на фоне очень высокой безработицы и значительного показателя численности населения позволяет сделать косвенный вывод об использовании кредитных ресурсов, значительном расслоении населения по уровню доходов, востребованности ресурсов теневой экономики.

Рост доходов бюджета Республики Калмыкия за указанный период составил 30,2%, что вывело республику на 1-е место в федеральном рейтинге по этому показателю, об этом сообщает официальный сайт Правительства Республики Калмыкия.

Напомним, по темпам роста бюджетных доходов по итогам 2012г. республика также находится на 1-м месте в России - собственные доходы региона выросли на 40% к уровню 2011г. и составили 3 411,7 млн. руб.

Также на 1-е место Республика Калмыкия вышла по росту промышленного производства, который составил 146,4 % (для сравнения: в Астраханской области, ставшей по этому показателю 2-й, рост составил 142,5 %), об этом сообщает официальный сайт Правительства Республики Калмыкия.

Хорошие результаты Республика показала по доле прибыльных предприятий - 74,4 %, заняв 4-е место по стране и уступив только Башкортостану, Татарстану и Москве.

Уровень кредитования физических лиц вырос на 57,8% - это также 4-й показатель по стране, об этом сообщает официальный сайт Правительства Республики Калмыкия. По темпам роста налоговых и неналоговых поступлений в бюджет - 21,8% - Калмыкия заняла 6-ю строку рейтинга, при этом на 45%, в сравнении с 1-м кв. 2012г., вырос сбор налога на прибыль организаций.

2.2 Анализ доходов и расходов бюджета Калмыкии

Дефицит бюджета-2009 Калмыкии увеличен с 12,8% до 13,8% от расходов. Показатели бюджета Калмыкии на 2009 год по итогам исполнения бюджета за 10 месяцев текущего.

Доходная часть бюджета увеличилась на 2 млрд 384,6 млн рублей - до 8 млрд 425,5 млн рублей, расходная - на 2 млрд 850,9 млн рублей, до 9 млрд 777,8 млн рублей. Дефицит бюджета составил 1 млрд 352,2 млн рублей, или 13,8% от расходов (ранее - 886,01 млн рублей, или 12,8% от расходов).

До конца текущего года на общегосударственные вопросы планируется направить 655,1 млн рублей (6,7% от расходов), национальную экономику - 1 млрд 828,4 млн рублей (18,7%), образование - 586,6 млн рублей (6%), на социальную политику - 1 млрд 476,4 млн рублей (15,1%).

Дефицит бюджета Калмыкии сократился с 19,6% до 19,5% от расходов. Депутаты Народного Хурала (парламента) Калмыкии на внеочередной сессии в четверг внесли изменения в республиканский бюджет на 2010 год, сообщает агентство «Интерфакс-Юг».

Как сообщается, параметры бюджета увеличились по доходам на 896,2 млн рублей и составили 6 млрд 827 млн рублей, по расходам - на 1 млрд 104,3 млн рублей, до 8 млрд 485,2 млн рублей, дефицит бюджета составил 1 млрд 658,1 млн рублей, или 19,5% от расходов (ранее - 1 млрд 450,1 млн рублей, или 19,6% от расходов).

В соответствии с принятыми изменениями на общегосударственные вопросы планируется направить 445 млн рублей (5,2% от расходов), на жилищно-коммунальное хозяйство - 75,6 млн рублей (0,9%), на национальную экономику - 1 млрд 614,9 млн рублей (19%), на образование - 560,4 млн рублей (6,6%), на охрану окружающей среды - 3,2 млн рублей (0,03%), на здравоохранение, физическую культуру и спорт - 1 млрд 5 млн рублей (11,8%), на культуру, кинематографию и средства массовой информации - 245,4 млн рублей (2,9%), на социальную политику - 1 млрд 378 млн рублей (16,2%), на межбюджетные трансферты - 2 млрд 866,4 млн рублей (33,8%).

Дефицит бюджета-2010 Элисты вырос с 4,9% до 8,7% от расходов. На внеочередной сессии Элистинского городского собрания в понедельник депутаты утвердили изменения в городской бюджет на текущий год, увеличив дефицит до 8,7% от расходов, сообщает «Интерфакс-Юг».

Депутаты большинством голосов внесли изменения в принятое ранее решение о городском бюджете, уменьшив доходы на 84,3 млн рублей - до 1 млрд 170,3 млн рублей, расходы - на 38,4 млн рублей, до 1 млрд 282,2 млн рублей. Дефицит составил 111,9 млн рублей, или 8,7% от расходов (ранее - 66 млн рублей, или 4,9% от расходов).

Расходы на общегосударственные вопросы предусмотрены в сумме 74,8 млн рублей (5,8% от расходов), национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 9,8 млн рублей (0,7%), образование - 550,7 млн рублей (42,9%), национальную экономику - 17,4 млн рублей (1,4%), жилищно-коммунальное хозяйство - 431,9 млн рублей (33,7%), здравоохранение, физическая культура и спорт - 103,6 млн рублей (8%), культура, кинематография и средства массовой информации - 28,7 млн рублей (2,2%), социальная политика - 65,3 млн рублей (5%).

Бюджет Калмыкии в первом квартале 2013 года исполнен с профицитом в 20,6% от доходов, сообщает «Интерфакс-Юг».

Республиканский бюджет за I квартал текущего года исполнен по доходам в сумме 2 млрд 185 млн 792,26 тыс. рублей (29% от годовой суммы), по расходам - 1 млрд 735 млн 435,08 тыс. рублей (20%) с профицитом в сумме 450 млн 357,18 тыс. рублей.

Ранее сообщалось, что в закон о республиканском бюджете на 2013

год, утвержденный бездефицитным, были внесены поправки, согласно которым его доходы увеличены на 19% - до 7 млрд 494 млн 113,6 тыс. рублей, расходы - на 34,2%, до 8 млрд 467 млн 664,4 тыс. рублей. При этом дефицит составил 13%, или 973 млн 550,8 тыс. рублей.

Бюджет Калмыкии по итогам первого полугодия 2013 года исполнен с дефицитом 492,6 млн рублей, или 9,2% от расходов. Об этом сообщает «Интерфакс-Юг» со ссылкой на данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калмыкии.

Ранее министерство финансов Калмыкии сообщало, что дефицит доходов над расходами по итогам исполнения бюджета региона в первом полугодии текущего года составил 324 млн рублей, или 7,2% от расходов.

По данным Калмыкиястата, доходы консолидированного бюджета республики в январе-июне текущего года составили 4 млрд 870,7 млн рублей (по данным Минфина - 4 млрд 162,1 млн рублей), расходы - 5 млрд 363,3 млн рублей (4 млдрд 486,2 млн рублей).

На 4-й сессии Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия 18 декабря 2013 года состоялось рассмотрение и принятие :

. проекта закона Республики Калмыкия «О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Данным проектом предусмотрено увеличение доходной и расходной части республиканского бюджета на 2013 год в сумме 762,9 млн. руб. за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета и от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».  С учетом изменений основные параметры бюджета на 2013 год составят по доходам - 8 741,3 млн. руб., по расходам - 9 864,8 млн. руб., с размером дефицита - 1 123,6 млн. руб.

На плановый период 2014-2015 годов параметры бюджета утверждены по доходам и расходам в сумме 6 392,2 млн. руб. и 6 403,0 млн. руб. соответственно.

. проекта закона Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» во втором чтении.

на 2014 год - по доходам и расходам в сумме 7 800,6 млн. руб.;

на 2015 год - по доходам и расходам в сумме 7 087,4 млн. руб.;

на 2016 год - по доходам и расходам в сумме 7 141,7 млн. руб.

Таким образом, Республика Калмыкия - является одним из самых сложных субъектов ЮФО с точки зрения социально-экономической ситуации и государственного управления. Важно отметить, что в Калмыкии почти отсутствует промышленная база. По уровню своего экономического развития и по большинству социальных показателей Калмыкия на современном этапе - один из отсталых регионов Российской Федерации. Для этого региона характерны экономический спад и довольно высокий удельный дефицит бюджета.

В первой декаде июля 2008 г. был опубликован документ - «Социально-экономическое положение республики Калмыкия за январь-ноябрь 2008 года». Беспристрастно, языком цифр территориальный орган федеральной службы государственной статистики по РК констатирует, что положение, в котором находится Калмыкия, можно назвать как очень сложное . Так, добыча полезных ископаемых за январь-ноябрь 2008 года уменьшилась на 28,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Добыча нефти при этом уменьшилась на 16,9%, газа - на 8,8% .

Причины очевидны: среди элиты продолжается передел собственности на природные ресурсы, составляющие национальное достояние Калмыкии.

Резко сократился объем строительства жилья. За январь-ноябрь 2008 г. построено 44,3 тыс. кв. метров жилья, что на 38,3% меньше аналогичного периода предыдущего года . В основном ввод жилья осуществляется населением за счет собственных и заемных средств. А вот стоимость строительства возросла, и средняя фактическая стоимость 1 кв. метра составила 14225 рублей. После того, как в республике перестали функционировать строительные предприятия по производству дешевых стройматериалов, строительство по заказу государством прекратилось.

Россия, по оценке специалистов и депутатов Госдумы, еще в 2000 г. утратила продовольственную безопасность. Общеизвестно, что для безопасности страны 80% продуктов питания необходимо производить внутри себя. По потреблению продуктов питания Россия с 7-го места в мире опустилась на 71-е. Калмыкию, не имеющую своего развитого сельского хозяйства и предприятий перерабатывающих продукцию сельского хозяйства, спасают география и соседи (Ставропольский и Краснодарский край и Республика Дагестан), поставляющие сельхозпродукцию. Общая посевная площадь сельхозкультур в хозяйствах всех категорий в Республике Калмыкия составила 277,4 тыс. гектаров, что на 42,5 тыс. гектаров меньше прошлогоднего. Для сельского хозяйства Калмыки всегда традиционным было животноводческое производство. К 1 июля 2008 года поголовье КРС республики в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составило 366 тыс. голов, овец и коз - 2475,1 тыс. голов и свиней - 30,3 тыс. голов. На дворовые хозяйства приходится 44,2% поголовья КРС, 77,8% - свиней, 36,8% овец и коз. При этом, в сельхозпредприятиях поголовье КРС уменьшилось на 2,1%, коров - на 4,9%, овец и коз - на 5,0%, свиней - на 57,7% . Следует учесть, что часть поголовья овец и КРС, выращивается животноводами из республик Северного Кавказа на арендуемых в Калмыкии пастбищах.

О том, как живут жители Калмыкии, сообщает раздел «Финансы». По состоянию на 1 ноября 2008 года, по данным Минфина РК, консолидированный бюджет исполнен с профицитом 75,1 млн. руб. (на 01.12.2007 г. профицит - 161,2 млн. руб.) .

Убыток предприятий и организаций на 1 ноября 2008 года составил 2107,952 млн. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года (529,628 млн. руб.) на 298,0%.

В различных секторах экономики сохранялась высокая дифференциация в заработной плате. Среди отраслей экономики наиболее высокий уровень заработной платы отмечался в финансовой деятельности - 23463,1 рублей (превышение республиканского уровня в 2,7 раза), государственном управлении и обеспечении военной безопасности, обязательном социальном обеспечении - 15624,3 рублей (в 1,8 раза), добыче полезных ископаемых - 14856,6 рублей в (1,7 раза), транспорте и связи - 9916,3 рублей в 1,1 раза). Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы наблюдается в рыболовстве, рыбоводстве - 3178,1 рублей (36,5% от республиканского уровня), сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 4341,7 рублей (49,9%), оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 4842,9 рублей (55,7%) .

Естественный прирост населения за 6 месяцев 2008 года составил 519 человек. Миграция населения увеличивается. В 2008 году на июнь она составила 1291 человек, в предыдущем за полугодие - 914. В 2007 году из-за возросшей безработицы и отсутствия возможности найти прилично оплачиваемую работу в нашей республике на поиск лучшей жизни отправился 651 человек, а в 2008 году 772 человека, возможно навсегда, покинули республику .

По итогам Всероссийской переписи населения, проведенной в октябре 2002 года, еще 5-6 лет назад в республике проживало около 319 тысяч человек, сегодня нет и 280 тысяч . По сравнению с показателями предыдущей переписи численность населения сократилась на 30 тыс. чел. (на 9,3%) - республика оказалась единственной территорией Северного Кавказа и Юга России, где зафиксировано уменьшение количества жителей .

Глава 3. Проблемы доходов и расходов региональных бюджетов, направления их решения

3.1 Развитие системы доходов региональных бюджетов

Главной миссией государственной власти было признано функциональное обслуживание общества, основной целью являлось повышение качества жизни населения республики с точки зрения социального, экономического, гуманитарного и экологического состояния, а принципиальным способом достижения этой цели - обеспечение общественной самодостаточности на всех уровнях.

Подписанию соглашений о социально-экономическом сотрудничестве предшествует тщательный анализ реальной социально-экономической ситуации на местах, и в первую очередь, детальная работа по оценке уровня экономической самодостаточности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории города, района. Татарстан располагает специальной методикой расчета уровня экономической самодостаточности предприятий промышленности по шести индикаторам. Учет уровня экономической самодостаточности предприятий промышленности позволяет достоверно оценить возможности региона и определить реальные ориентиры для глав администраций в рамках государственного заказа на управление.

Налоги - один из наиболее важных инструментов региональной социально-экономической политики. На их базе формируются более 80% собственных доходов территориальных бюджетов. Несмотря на принимаемые меры по реформированию налоговой системы, нынешняя налоговая политика государства еще недостаточно эффективна. Возникает немало проблемных вопросов, требующих решения.

В их числе - оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным бюджетами. В то время как в федеральном бюджете Российской Федерации наблюдается профицит, во многих региональных бюджетах, в том числе в Республике Татарстан, - дефицит.

Большая часть налоговых сборов региона уходит в федеральный бюджет, а оставшихся средств хватает лишь на покрытие бюджетного дефицита и финансирование дополнительных расходов.

На развитие региона их не остается, а между тем Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами и большим промышленным потенциалом. Спрос на продукцию основных отраслей региона в последние годы довольно высок и перспективы для развития конкурентно-способных секторов экономики и отраслей специализации благоприятные.

Высокие налоги подрывают возможности даже простого воспроизводства у добросовестных налогоплательщиков и способствуют формированию масштабного "теневого" сектора в экономике России. Сложность и противоречивость налоговой системы создают условия для построения разного рода схем "ухода" от налогов. Многочисленные адресные льготы и ненадежные формы расчетов фактически означают индивидуальное налогообложение, преобладание в структуре налоговых платежей косвенных налогов неблагоприятно влияет на финансовые показатели предприятий. Подобная ситуация во многом обусловлена тем, что в течение экономических реформ органы власти рассматривают налоги только как средство формирования доходной части бюджета, т.е. делают упор на их фискальную функцию.

За последнее время произошло углубление различий между регионами. По основным социально-экономическим показателям они составляют десятки раз, тогда как в развитых странах - 2-4 раза. Это создает условия для роста сепаратистских настроений, угрожающих целостности государства.

Переход к рыночной экономике в России сопровождался глубоким социально-экономическим кризисом, который выявил следующие недостатки налоговой системы: высокое налоговое бремя подрывало возможности даже простого воспроизводства у добросовестных налогоплательщиков и способствовало формированию масштабного « теневого» сектора в экономике России; сложность и противоречивость налоговой системы создавали условия для построения разного рода схем «ухода» от налогов; многочисленные адресные льготы и ненадежные формы расчетов фактически означали индивидуальное налогообложение; преобладание в структуре налоговых платежей косвенных налогов неблагоприятно влияли на финансовые показатели предприятий.

Указанные недостатки во многом обусловлены тем, что в течение первого этапа экономических реформ органы власти рассматривали налоги только как средство формирования доходной части бюджета, т.е, делали упор на их фискальную функцию.

В целом эффективность использования налоговых инструментов как на федеральном, так и на региональном уровнях оказалась невысокой, прежде всего из-за недостаточной научной проработки вопросов формирования и реализации налоговой политики, отсутствия научно обоснованной стратегии развития экономики России в целом и ее регионов; распыления налоговых льгот между многочисленными их получателями.

Второй этап реформирования соответствует налоговым системам развитых стран, в которых основным источником налоговых доходов прямо или косвенно является заработная плата. В условиях крайне низких доходов большей части населения такая конструкция налоговой системы не способна обеспечить финансирование бюджетной сферы даже по минимальным стандартам. Решение бюджетных проблем правительство ищет в сокращении бюджетных расходов, прежде всего, за счет статей, так или иначе связанных с удовлетворением базовых потребностей человека в образовании, здравоохранении, жилищных услугах. Низкие доходы препятствуют замещению бюджетных расходов частными, что приводит к дальнейшей деградации социальной сферы.

Таким образом, для улучшения состояния региональных бюджетов предлагаются следующие меры:

. Сконцентрировать необходимые финансовые ресурсы в федеральном бюджете: для инвестирования стратегически важных отраслей и объектов; для оказания финансовой поддержки и создания точек роста в проблемных регионах.

. Создать локальные свободные экономические зоны с целью увеличения самодостаточных регионов.

Целесообразно сократить практику необоснованного предоставления индивидуальных налоговых льгот, упорядочить систему определения особого налогового режима отдельных регионов. Установить в крайне бедных районах льготный режим налогообложения прибыли предприятия, в части перечисляемой в федеральный бюджет. При выдаче органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления гарантий и поручительств необходимо учитывать соблюдение следующих условий: бюджетные средства предназначены для выполнения задач и функций государства.

. Установить в крайне бедных районах льготный режим налогообложения прибыли предприятия, в части перечисляемой в федеральный бюджет. При выдаче органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления гарантий и поручительств необходимо учитывать соблюдение следующих условий: бюджетные средства предназначены для выполнения задач и функций государства, в том числе для обеспечения населения необходимыми услугами и социальными гарантиями.

3.2 Перспективы развития регионального бюджета Калмыкии

В настоящее время практически по всей территории РФ до сих пор сохраняется целый ряд отрицательных моментов в области расходования бюджетных средств. К таким моментам относятся: низкая эффективность использования бюджетных средств; нецелевое расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство

К основным задачам в области совершенствования расходования бюджетных средств можно отнести:

) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;

) увеличение инвестиций в приоритетных областях экономики;

) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;

) уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;

) концентрация расходов бюджета на затратах, гарантирующих наибольшую большую отдачу;

) Сокращение расходов на содержание государственного аппарата;

) Усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны.

Выход в данной ситуации заключается в финансировании ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятиями.

Эффективное использование республиканской собственности может обеспечить бездефицитность регионального бюджета и включение в собственную доходную базу региональных бюджетов воспроизводимых доходов бюджета от государственной собственности. К проблемам, связанным с расходованием регионального бюджета относятся: низкая эффективность использования бюджетных средств; нецелевое расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов и т.д.

Решением данных проблем могут стать следующие действия: усиление контроля за использованием бюджетных средств; сокращение расходов на содержание государственного аппарата; концентрация расходов бюджета на затратах, гарантирующих наибольшую большую отдачу; обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов и т.д.

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, развитие доходного потенциала и модернизация социальной сферы и экономики в условиях финансовых ограничений - приоритетные задачи бюджетной политики Республики Калмыкия.

Бюджет Республики Калмыкия был и остается социально ориентированным. Бюджетная политика в области расходов направлена в первую очередь на безусловное исполнение социальных обязательств и концентрацию ресурсов на ключевых социально значимых направлениях. В текущем году особое внимание уделено повышению заработной платы работников бюджетной сферы. В соответствии с рекомендациями Минфина России и в целях повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг мы обеспечили повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Кроме того, на 30 процентов повышена заработная плата учителей, что позволило довести среднемесячную заработную плату учителей республики до средней заработной платы по региону.

На среднесрочную перспективу главным ориентиром политики должен стать принцип не нарушать ни при каких обстоятельствах пороговые условия функционирования важнейших социальных секторов экономики. На мой взгляд, базовым параметром, от которого зависят все прочие социальные параметры, является рынок труда. Для снижения негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждения роста безработицы реализуется республиканская программа дополнительной поддержки занятости населения. За последние 2,5 года на мероприятия по поддержке рынка труда было направлено более 450 миллионов рублей.

Ключевой особенностью планирования проекта республиканского бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов является его формирование в программном формате. По мнению председателя Народного Хурала (Парламента) РК А. Козачко, программно-целевые принципы бюджетного планирования являются основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов, улучшения качества и доступности услуг, предоставляемых государством. Кроме того, это обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики. Республиканский бюджет на 2014 и на плановый период 2015-2016 годов на 95,5% сформирован по программно-целевым расходам. Его основу составляют 17 государственных программ Республики Калмыкия, мероприятия которых охватывают все основные направления социально-экономического развития республики.

Учитывая, что в соответствии с бюджетным процессом вместе с проектом закона о республиканском бюджете в первом чтении необходимо рассмотреть и прогноз социально-экономического развития Республики Калмыкия, депутаты в целях приведения нормативных правовых актов Республики Калмыкия в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации внесли на рассмотрение проект закона Республики Калмыкия «О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия «О прогнозировании социально-экономического развития Республики Калмыкия», который представил министр экономики и торговли Республики Калмыкия Эрдени Болдырев.

Накопление налоговых задолженностей проблема, которая создает финансовые сложности при реализации запланированных социально-экономических программ, не раз отмечали депутаты в ходе обсуждения регионального бюджета. В связи с произошедшими изменениями федерального законодательства, а также в виду того, что на 2014 год в бюджете региона запланировано получение порядка 3 290,1 млн. рублей доходов исключительно за счет тех или иных налоговых поступлений, парламентарии вынесли на рассмотрение и после обсуждения поддержали законопроект «О дополнительных основаниях признания безнадежными к взысканию надоимки, задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам», который позволит списать задолженность по отмененным региональным налогам, что приведет к сокращению недоимки республиканского бюджета и местных бюджетов на 30,8 млн. рублей.

Вслед за изменениями федерального законодательства и расширением с 1 января 2014 года полномочий органов государственной власти субъектов в сфере образования, депутаты поддержали поправки в региональный закон «Об установлении единых нормативов отчислений налогов и сборов в бюджеты муниципальных районов и городского округа Республики Калмыкия». Правительство региона, инициировавшее внесение данного законопроекта, предложило отменить единый норматив отчислений в бюджет городского округа Республики Калмыкия в размере 10 процентов от налога на доходы физических лиц, подлежащий зачислению в бюджет городского округа Республики Калмыкия и изменить единый норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов Республики Калмыкия от налога на доходы физических лиц на 5 процентов с 20 до 25 процентов. Принятие данного законопроекта приведет к увеличению доходов республиканского бюджета прогнозно на 67,1 млн. рублей.

В интересах сельхозтоваропроизводителей, проживающих в населенных пунктах, входящих в состав города Элиста (п. Аршан, п. Максимовка, п. Салын и п. Лола) рассмотрена закинициатива Элистинского Городского собрания, направленная на реализацию государственных полномочий в сфере поддержки сельскохозяйственного производства органами местного самоуправления города Элиста. Как отмечают инициаторы законопроекта сегодня в указанных населенных пунктах 46 крестьянско-фермерских хозяйств, 51 личных подсобных хозяйств, 1 сельскохозяйственный кооператив и 8 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Принятие данного нормативно-правового акта позволит органам местного эффективнее реализовывать государственные полномочия в сфере сельскохозяйственного производства на территории города Элисты, создаст условия для поддержания сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджет субъекта РФ регулирует многие аспекты жизни региона. Так или иначе с ним связаны практически все процессы, происходящие в данном субъекте. Но отдельного внимания заслуживают доходы и расходы регионального бюджета.

Под бюджетом субъекта РФ понимается форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Единство бюджетной системы РФ не подразумевает слияния или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Каждый бюджет функционирует самостоятельно, но для поддержки бюджетам более низкого уровня могут передаваться дополнительные ресурсы.

К основным требованиям, предъявляемым к построению бюджетов любого уровня, относятся: единство правовой базы; полнота учета бюджетных доходов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность бюджета.

Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных и административно-территориальных образований, то и бюджет субъекта федерации представлены разными видами бюджетов - республиканскими, областными, окружными, краевыми, бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Под доходами бюджета следует понимать поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Законодательные (исполнительные) органы субъектов РФ могут вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

Под расходами следует понимать выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета субъекта РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий. Они возникают в связи с принятием законов и нормативных актов данного субъекта, и заключением от его имени договоров (соглашений) бюджетными учреждениями данного субъекта.

Бюджет Республики Калмыкия имеет дотационный характер и социальную направленность. Основными налоговыми статьями дохода консолидированного бюджета республики являются налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), налог на прибыль, налог на имущество, акцизы на алкоголь и налог на совокупный доход. В условиях ухудшающейся возрастной структуры населения, роста удельных затрат на социальное обеспечение и необходимости повышения степени участия регионального бюджета в инфраструктурных проектах в целях следования активной инвестиционной политике Республика Калмыкия может столкнуться со следующими ограничениями бюджетной сферы:

усиление социальной направленности бюджета в результате расширения социальной нагрузки на бюджет;

необходимость в формировании, наряду с "социальным" бюджетом, так называемого бюджета развития;

высокая доля НДФЛ (налога на доходы с физических лиц) в структуре налоговых доходов означает зависимость наполнения бюджета республики от уровня доходов населения. В интересах республики стимулировать процессы, способствующие росту реальных доходов населения.

Основной проблемой развития региона является слаборазвитость экономики, неустойчивая динамика доходов населения и высокая дотационность бюджета. Республика Калмыкия относится к группе слаборазвитых субъектов РФ, ее душевой ВРП составляет порядка 40-50% от среднего по регионам России (с корректировкой на стоимость жизни). В начале 2000-х годов у республики был статус внутреннего оффшора, благодаря которому показатели ВРП существенно выросли в связи с регистрацией на ее территории компаний из других регионов. Однако с утратой этого статуса после изменения федерального законодательства в 2003 г. объем ВРП Калмыкии резко снизился. Среди регионов Северного Кавказа Калмыкия, наряду с Ингушетией и Адыгеей, входит в группу аутсайдеров по совокупной динамике экономического роста за последние десять лет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ


Специальная литература

1. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2011.-342с.

. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.-372с.

3. Без федеральной поддержки будет сложнее: Состоялось республиканское совещание по итогам исполнения консолидированного бюджета РТ за I полугодие 2009 года // Время и деньги. - 2009.-26 июля.

. Воробьева Е. Дефицит для подстраховки: Госсовет Татарстана утвердил бюджет-2005 // Коммерсантъ. - 2009.-25 ноября. - С. 12.

. Илюмжинов К.Н. Калмыкия в политическом и экономическом пространстве России (1996-2002). Волгоград-Элиста. 2002.

. Грицюк Т.В. Макроэкономическое фискальное регулирование отношений центра и регионов // Финансы и кредит. - 2010.-№21, январь. - С. 31-49.

. Гришанова О.А. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Федерации за счет неналоговых доходов // Финансы и кредит. - 2009.-№ 8, апрель. - С. 23-29.

. Гришанова О.А. Повышение собственных доходов бюджетов субъектов Федерации за счет неналоговых доходов // Финансы и кредит. - 2009.-№ 9, апрель. - С.23-29.

9.Социальные приоритеты в условиях модернизации бюджетной сферы <#"705485.files/image005.gif">

Похожие работы на - Механизм формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ на примере Республики Калмыкия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!