Организационное регулирование инновационной деятельности предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,44 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационное регулирование инновационной деятельности предприятия















"Организационное регулирование инновационной деятельности предприятия"

Введение

В современных условиях инновационная деятельность в той или иной степени присуща любому производственному предприятию. Даже если предприятие не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий и продуктов. Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность является очень сложной, сочетающей в себе разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.

Целью данной курсовой работы является повышенин эффективности организационного регулирования на предприятии ООО «Аргон» .

Цель позволяют сформулировать основные задачи работы:

изучить теоретические основы организационного регулирования инновационной деятельности предприятия

выполнить анализ организационного регулирования на предприятии ООО «Аргон».

разработать и обосновать эффективность мероприятий по повышению эффективности организационного регулирования на предприятии.

Объектом исследования является предприятие ООО «Аргон». В качестве предмета исследования выступает процессы организационного регулирования предприятия ООО «Аргон»

Информационной базой данной работы выступают:

статистические данные;

тексты федеральных законов;

учебно-методическое пособие для бакалавров и специалистов дневного и вечернего отделений, обучающихся по направлению 080500 «Менеджмент» и специальности 080507 «Менеджмент организации»;

источники сети Internet.

Решение всех вышеуказанных задач позволит сделать выводы о значимости инновационной деятельности в современной экономической ситуации, а также, выявить основные направления развития инноваций и способы поддержки их развития.

Логика исследования определяет структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава имеет теоретическое значение, которая нацелена на освещение теоретических вопросов, касающихся инноваций и инновационной стратегии предприятия. В ней рассмотрена сущность инноваций, дана классификация инновационных проектов, проанализирована организация инновационной деятельности предприятия, а также сформированы методологические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия.

Вторая глава имеет практическое значение. В данной главе проведено исследование хозяйственной деятельности ООО «Аргон». Также в данной главе произведен анализ инновационной деятельности на исследуемом предприятии.

1. Теоретические аспекты инновационного менеджмента

.1 Понятие инновационной деятельности

Содержание инновационной деятельности, ее характерные черты и особенности находят отражение в таком фундаментальном понятии, как понятие инновации. Необходимо отметить, что это понятие и в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному. Нужно иметь в виду, что широко употребляемый в научном обороте термин "инновация" происходит от латинского слова «innovus» (in - в и novus - новый), по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.

Существует несколько подходов к определению сущности инноваций:

. Инновация - это процесс (в технике, технологии, организации, производстве и т.д.) внедрения в практику каких-либо новых элементов, получающих общественное признание в виде рыночного (коммерческого) успеха.

. Нововведение (инновация) - это результат творческого процесса в виде нового продукта (техники, технологии, метода). Именно этого подхода придерживаются основные международные статистические стандарты в области науки и инноваций (руководство ЮНЕСКО, и руководство Фраскатти). Согласно этому стандарту, инновация - это конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Установленные формы государственной статистической отчетности организации об инновационной деятельности РФ свидетельствуют об аналогичной трактовке инноваций и в российской практике, а именно: инновация - это внедренные на рынке новые, или значительно усовершенствованные продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практике новые или усовершенствованные производственные процессы.

.Рыночный подход. Нововведение (А.С. Коротаев) - это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к рыночному успеху. А.А. Кутейников не разграничивает понятия «нововведение» и «инновация» и определяет их как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.

.Финансовый подход. С точки зрения данного подхода инновация - это процесс инвестирования в новации, вложение средств в новой техники, технологии и научных институтов.

Существуют различные виды классификации инноваций. В зависимости от используемых критериев различают:

по видам работ - научные, технические (конструкторские и технологические), опытно-экспериментальные и производственные инновации;

по конкретным результатам процесса нововведений (инноваций) - патенты, изобретения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические процессы, услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;

по степени новизны - принципиально новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения);

по предметному (вещественному) содержанию - продуктовые, технологические, социальн0-экономические, экологические, информационные, организационные и управленческие инновации;

по виду эффекта - научно-технические, экономические, социальные, экологические, информационные и политические инновации;.

по охвату основных сфер деятельности - производственно-технологические, организационно-управленческие, социально-политические и финансово-экономические инновации.

Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс». Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса. В общем виде схема инновационного процесса представлена следующим образом. Первый компонент инновационного процесса - новации, т.е. новые идеи, знания - это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно-конструкторских разработок, иные научно-технические результаты. Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.

Деятельность по организации и осуществлению инновационного процесса называется инновационной деятельностью. Следовательно, инновационная деятельность - это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, их распространение, а также связанные с этим дополнительные научные исследования, разработки и опытно-конструкторские работы.

Иначе говоря, инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации. Инновационная деятельность - это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:

) научные исследования и разработки;

) научно-техническое образование и подготовку кадров;

) научно-технические услуги.

Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений. В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:

) новаторы;

) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

) имитаторы, которые в свою очередь делятся на:) ранее большинство;

б) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) − это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях. Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно- исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию). Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие - это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру:

• биржи, банки;

• инвестиционные и финансовые компании;

• средства массовой информации;

• информационные технологии и средства деловой коммуникации;

• патентные организации;

• органы сертификации;

• библиотеки;

• ярмарки, аукционы, семинары;

• система страхования;

• рекламные агентства;

• система образования;

• консалтинговые компании.

В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица - граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.

Таким образом, мы рассмотрели понятие инновации и различные подходы к определению сущности инноваций, кроме того, ознакомились с многообразием классификационных критериев для данного понятия, выяснили, в чем заключается содержание инновационного процесса и инновационной деятельности, изучили взаимосвязь всех этих категорий друг с другом и с другими процессами, происходящими в организации.

1.2 Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение

По сути, инновационный менеджмент есть не что иное, как управление изменениями, приводящее к росту конкурентоспособности фирмы и её продукции, управление развитием на основе инноваций. С выходом России на международный рынок, который сопровождается усилением конкуренции не только внутренних, но и внешних производителей, значение инновационного менеджмента многократно возрастает. Необходимо использовать систему инновационного менеджмента на российских предприятиях с учётом опыта развитых зарубежных стран и отечественного оборонного комплекса. Именно усиление конкуренции является одним из главных условий возникновения и становления инновационного менеджмента. Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трёх аспектах: как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, как аппарат управления инновациями.

·        Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента.

·        Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих технологическую схему управления инновациями на различных уровнях.

·        Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы и включает систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления, и институт менеджеров - руководителей различного уровня.

Как и для общей науки менеджмента, для инновационного менеджмента характерно эволюционное развитие основных теоретических положений и концепций. Можно выделить 4 относительно самостоятельных этапа развития инновационного менеджмента: факторный подход, функциональная концепция, системный и ситуационный подходы.

Некоторые исследователи выделяют гораздо больше этапов, включая в их число маркетинговый, воспроизводственный, комплексный, интеграционный, процессный и другие подходы. Однако все их можно свести к рассмотренным четырём. Инновационный менеджмент тесно взаимосвязан с рядом специальных и общепрофессиональных дисциплин. Эти дисциплины имеют общую методическую базу, терминологию, применяемый инструментарий, единую организационную основу. Тем самым инновационный менеджмент как учебная дисциплина способствует формированию современного образа мышления специалиста. В деятельности инновационного менеджера упор следует делать на способность быстро и правильно оценивать хозяйственную ситуацию и находить единственно возможный правильный подход.

Инновационный менеджмент включает следующие основные функции: планирование, организацию, контроль, мотивирование. Конкретное содержание этих дисциплин различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, организация. Планирование основано на предварительном определении целей инновационной деятельности. Цель - это требуемое или желаемое состояние инновационной системы, выражаемое совокупностью характеристик. Планирование заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности для достижения целей в соответствии с имеющимися ресурсами и рыночным спросом. Процесс организации включает формирование организационных структур, распределение материальных, информационных и инновационных потоков между исполнителями, распределение ответственности, риска, полномочий. Контроль в инновационном менеджменте выполняет функцию обратной связи в процессе управления инновациями, является условием завершённости системы управления. В задачи контроля входит: - сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и её результатах; - анализ причин отклонения и факторов, влияющих на результаты деятельности; - подготовка и реализация решений, направленных на безусловное достижение целей развития. В системе инновационного менеджмента мотивация выполняет задачу стимулирования сотрудников к качественному выполнению делегированных задач в пределах полномочий. Кроме распорядительных решений, менеджер должен создать условия, побуждающие всех участников к продуктивному сотрудничеству. Отсутствие стимулов способно разрушить самые перспективные организационные построения.

К принципам инновационного менеджмента можно отнести следующее:

. Предвидение. Внимание менеджера должно быть постоянно направлено на поиск новых идей, оценку их реальности, перспективности. Это характеризуют позицию не только менеджера, но и всего персонала.

. Постановка неординарных сложных целей, требующих новых подходов и решений.

. Стратегический характер инновационного менеджмента.

. Поощрение инициативы, лояльность к идеям. На ранних стадиях созревания идеи трудно отличить глупость от гениальности.

. Ресурсная поддержка инноваций.

. Разделение традиционного и инновационного управления. Традиционное предполагает движение от существующего положения, имеющихся ресурсов к возможному результату; в отличие от него инновационное управление направлено от результата к определению необходимых для его достижения ресурсов. Различаются и цели управления: решение текущих задач производства и развитие.

. Преодоление психологического сопротивления инновациям, которое объясняется сложившимися привычками, опасениями, неопределённостью, свойствами инновационной деятельности.

. Вариантность управленческих решений, определяемая множеством и неопределённостью путей достижения инновационных целей.

. Постепенность, поэтапность инновационных преобразований, предварительная их подготовка.

. Отказ от фундаментального представления о равновесном состоянии управляемой системы в пользу её неравномерности.

Непрерывные изменения, происходящие в инновационной системе, дезорганизующей структурированную систему управления вплоть до возникновения хаоса. Возможна лишь временная упорядоченность. Это наиболее важный принцип инновационного менеджмента, характеризующий его специфику. В умении упорядочить и заставить действовать изменяющуюся систему проявляется эффективность инновационного менеджмента. Сущность этой эффективности выражается согласованностью оценок процессов и событий, аддитивностью усилий субъектов, устойчивостью к дезорганизующему воздействию, стремлением к экономической целесообразности, ресурсосбережению и социальности.

Один из определяющих моментов инновационной деятельности предприятия - вопрос о разработке новых продуктов и инновациях. Не подлежит сомнению, что непрерывное внедрение новшеств - единственный способ поддержания высоких темпов развития компании и уровня доходности. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции весьма непросто поддерживать высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке. Однако способности компании к инновационной деятельности, быстрой реакции на изменения рынка, нуждаются в постоянных «тренировках», их реализация требует не только фундаментальных изменений в организационной структуре, но и философии фирмы. Значение инноваций постоянно возрастает, так как практика бизнеса буквально заставляет каждую компанию вводить разнообразные новшества и рационализировать производство. Необходимость инноваций диктует не только изменяющаяся внешняя среда, но и угроза устаревания существующих продуктов. Современный потребитель является уже разборчивым и, зачастую придирчивым, покупателем. Он не всегда использует даже дорогостоящие стиральные машины, холодильники и плиты в течение всего срока службы (до 10 лет). И стремится поменять свою технику при возникновении желания получить что-то новое. В результате трансформаций среды возникают как новые потребности, так и новые знания, и способы удовлетворения этих потребностей. Все ускоряющиеся темпы изменения мира - появление новых технологий, смена предпочтений и вкусов потребителей, ужесточение конкуренции - детерминирует сокращение жизненного цикла товара. Компании, неспособные модернизировать производство, рано или поздно уступают место на рынке передовым организациям. Потребитель с каждым годом поглощает всё большее количество информации со стороны производителей, и становится всё более образованным. И единственным выходом со стороны индустрии может быть только предоставление потребителю новинок.

Инновации - залог успешного развития компании. Даже если фирма постоянно модернизирует свои товары, рынки, на которых она работает, могут войти в стадию спада, и стремящимся к развитию компаниям, время от времени приходится «высаживаться на новые территории». Кроме того, инновации имеют решающее значение для поддержания или повышения уровня доходности. Под «прессом» конкурентной борьбы показатели рентабельности, достаточно быстро после выхода товаров на рынок начинают сокращаться. Модернизация продукта и расширение специализации позволяет в лучшем случае поддерживать уровень прибыли, а действительно значительный доход приносят только по-настоящему новаторские товары.

В связи с этим можно сделать вывод, что в настоящее время значительно возрастает роль инновационного менеджмента как основы предпринимательства в области трансферта интеллектуальных продуктов в практику, как особой организационно-управленческой деятельности, направленной на достижение высокой конкурентоспособности субъекта хозяйствования путём использования инноваций для обеспечения его устойчивости и развития в динамичной рыночной среде.

1.3 Роль инновационного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации

Развитие организаций происходит, как правило, путем освоения разнообразных инноваций. Эти инновации могут затрагивать все сферы деятельности организации. Следует отметить, что любые достаточно серьезные инновации в одной сфере деятельности организации, обычно, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки организационных структур менеджмента. Инновациями являются любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Они могут использоваться в других организациях, но для тех организаций, в которых они еще не освоены, их внедрение является сложным и трудоемким процессом, часто приводящим к немалым трудностям. Организации обладают различной восприимчивостью к инновациям. Инновационный потенциал и восприимчивость существенно зависят от параметров организационных структур менеджмента, профессионально-квалификационного состава, промышленно-производственного персонала, внешних условий хозяйственной деятельности и других факторов.

Инновации находятся, с одной стороны, в противоречии со всем консервативным, направленным на сохранение существующего положения, с другой стороны, - нацелены, в пределах стратегии изменений, на значительное повышение технико-экономической эффективности деятельности организации. Инновация - элементарная составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Внедрение инноваций представляет собой творческий процесс, а сами инновации являются "первичным ресурсом" предпринимательства в рыночной экономике.

К объектам инновации относят: продукцию (виды, качество); материалы; средства производства; технологические процессы; человеческий фактор (развитие личностей); социальную сферу (изменение поведения сотрудников организации); организационное развитие организации. Продуктовые инновации разделяются на производимые по инициативе изготовителей и покупателей. В центре инновационного процесса всегда инициатива изготовителя. Инновации подразумевают создание изобретений и внедрение рационализаторских предложений в процесс производства.

Тенденции развития экономики России подразумевают освоение современных достижений НТП. Организациям необходимо овладевать новыми совершенными технологиями для выпуска конкурентного продукта. Организации должны рисковать, внедряя новейшие достижения науки, новую продукцию и технологию, организацию менеджмента и производства. Работа с инновациями и их внедрение представляются достаточно рискованными мероприятиями. Степень риска при осуществлении различных инноваций различна. Инновации на частичную модернизацию оборудования и технологии производства, обновление выпускаемой продукции, снижение издержек производства и повышение материальной заинтересованности членов коллектива в результатах труда связаны с незначительным риском и объявляются обязательными условиями неуклонного повышения эффективности производства. Значительно больший риск представляет внедрение принципиально новых достижений науки и техники, существенно изменяющих техническую базу производства и организацию менеджмента. К их числу относятся не только фундаментальные разработки в области техники и технологии, но и новые организационно-экономические решения. Инновационный потенциал организаций во многом предопределяется разнообразием и степенью производственно-технологического единства входящих в их состав производственных единиц. Чем более активную роль играют организации в воспроизводственном процессе и чем больше степень интеграции их основных производств, тем выше инновационный потенциал.

Говоря об инновациях и способах их внедрения, нельзя забывать о таком немаловажном факторе, как восприимчивость к инновациям. Восприимчивость организаций к инновациям сокращается по мере возрастания производства и развития организационных структур, преобладания крупносерийного и массового типов производства. Чем больше объем производства, выше уровень выпускаемой продукции, тем труднее производство поддается перестройке.

Наибольшую восприимчивость к инновациям имеют небольшие узкоспециализированные организации. Они специализированы на удовлетворении конкретных запросов потребителей и обладают способностью гибко перестраиваться в зависимости от характера и темпов развития промышленного производства. Их организационные структуры менеджмента оказываются наиболее мобильными и чувствительными к современным научно-техническим тенденциям и организационно-экономическим новшествам.

Внедрение технических, организационных и экономических инноваций требует адекватных изменений в действующих формах и методах организации менеджмента. Внедрение обусловливает необходимость непрерывности управленческих инноваций. Последнее становится все более важным условием повышения эффективности деятельности организаций. В современной экономической науке все технические изменения рассматриваются в форме новой продукции и более эффективной технологии. Внедрение новых товаров выступает в качестве надежного средства обеспечения преимуществ перед конкурентами, установления выгодных цен и изменения доли рынка в свою пользу. Рост массы прибыли на основе продуктовых инноваций противодействует понижению нормы прибыли. В свою очередь технологические инновации оказывают непосредственное воздействие на экономию издержек и увеличение прибыли, но не оказывают прямого влияния, например, на объем продаж. Последний может возрасти при сочетании технологических инноваций с мероприятиями в области маркетинга. Совместное воздействие на структуру инноваций в промышленности экономической обстановки, условий формирования структуры в отраслях и в организациях привело к сохранению преимущественной ориентации на обновление выпускаемой продукции в последнее десятилетие. На это же нацеливается действующая система экономического стимулирования. Отставание уровня технологии снижает и эффективность освоения производством новых видов продукции, так как производство часто технологически не успевает реализовать все преимущества новых конструкторских решений. В целом это привело к тому, что сегодня промышленность имеет низкий уровень производства и отсутствуют необходимые материально-технические предпосылки для значительного повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Очень часто потребность в инновациях зарождается внутри самой организации. В практике встречаются такие ситуации, когда предприятие само становится одновременно разработчиком и потребителем инновационных технологий. Инновации стимулируются увеличением спроса на продукцию и ростом объема продаж, а также возможным повышением цен на некоторые виды ресурсов. Изменения в технологии могут иногда открывать новые возможности для продуктовых инноваций. Достаточно часто организация, внедрив инновации, затем распространяет их на коммерческой основе в других организациях. Скорость их распространения (диффузии) зависит от относительной потребности в инвестициях и эффективности каждой инновации. При этом, чем большее число организаций использовало данную инновацию, тем выше потери тех организаций, которые ее не использовали. Это также ускоряет процесс распространения. Положительный эффект от внедрения инновационных технологий очевиден. Это, как правило, быстрое и существенное повышение производительности труда, равный с продуктовыми и далее более высокий коммерческий эффект, высокая доля прироста производительности. Все это обусловлено совершенствованием технологических процессов. Ввиду того, что технологические инновации обеспечивают снижение затрат на производство, а в дальнейшем и цен, наибольшую выгоду от этих инноваций получают производители, владеющие более высокой долей рынка продаж продукции.

Важнейшей предпосылкой ускорения введения инноваций и повышения их научно-технического уровня являются стремительно развивающиеся компьютерные технологии. Разработка и внедрение инновации становится одним из основных направлений стратегии организации, так как определяет многие направления ее развития. Осуществление инновационной политики в целом предполагает такие операции, как: разработка планов и программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки инновации и ее внедрением; рассмотрение проектов разработки инновации; проведение единой инновационной политики; координация инновационной деятельности в функциональных и производственных подразделениях; обеспечение финансовыми и материально-техническими ресурсами; обеспечение разработки инновации квалифицированными кадрами; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от цели до внедрения инновации. На сегодняшний день большое количество крупных организаций создали, так называемые, научно-технические комплексы, которые позволяют проводить разработку и внедрение инновационных технологий в производство.

Анализируя мировой опыт, следует ожидать, что на этапе подъема экономики России начнет проявляться тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности в инновационной политике промышленных организаций, так как время требует создания новых поколений наукоемкой продукции, разработки и внедрения технологических процессов на уровне мировых стандартов. Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности организации, в особенности это относится к организациям, занятым производством наукоемкой продукции. Здесь наблюдается особенно тесное взаимодействие инженерно-технических подразделений с подразделением маркетинга.

В этой связи можно назвать следующие цели инновации: поиск нового технического решения - создание изобретения; проведение научных исследований и технологических разработок; технологическая подготовка серийного производства новой продукции; закрепление продукции на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышение конкурентоспособностию / 10/.

Главное в инновационной политике организации - формулирование основной цели разработки инновации, определение срока ее проведения, оценка результатов в виде конкретных практических целей, сокращение сроков внедрения новой продукции. Четкая политика в области разработки инновации задает направление сбору информации и выработке предложений, что приводит к настойчивому поиску возможностей и создает мотивацию для групп разработчиков. Основными целями инновации являются минимизация себестоимости продукции и повышение качества технологических, организационных и кадровых решений. При внедрении высокоэффективной новой технологии наибольшее значение имеют следующие результаты:

сокращение доли ручного труда и улучшение условий труда;

обеспечение непрерывного и стабильного производственного процесса, снижение непроизводственных затрат времени;

снижение трудоемкости и материалоемкости на единицу продукции;

повышение эффективности использования оборудования;

диффузия инновации в других организациях на коммерческой основе.

Таким образом, мы рассмотрели вопрос о значимости инновационного менеджмента для эффективной деятельности любой организации и можем утверждать, что создание необходимых и достаточных условий для рациональной организации менеджмента инноваций в промышленных организациях позволит в целом для организации повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и рентабельность ее деятельности. Кроме того, организациям необходимо овладевать новыми совершенными технологиями для выпуска конкурентного продукта. Организации должны рисковать, внедряя новейшие достижения науки, новую продукцию и технологию, организацию менеджмента и производства.

2. Управление инновациями в ООО «Аргон»

.1 Характеристика предприятия

ООО «Аргон» предоставляет услуги по алмазной резке, алмазному сверлению (бурению), разрушению гидравликой различных строительных конструкций. В строительной сфере компания работает уже более 11 лет.

Основной специализацией фирмы являются - демонтажные работы по быстрому и высокотехнологичному разрушению бетонных и железобетонных конструкций любого размера и объема, разрушение кирпичных, монолитных стен и перекрытий, фундаментов с использованием специальных алмазных и гидравлических инструментов. А также выполняет все сопутствующие работы: расчет проекта демонтажных работ, помощь в оформлении и получении требуемых документов, уборка и вывоз с территории строительного мусора, оставшегося после проведения демонтажных работ.

Ее технологии обеспечивают: высокую производительность, бесшумность, точность, высокое качество обработки среза любого высокопрочного строительного материала.

Виды демонтажных работ , применяемых кампанией:

Производство работ методом алмазного сверления (бурения) алмазными колонковыми бурами (алмазное бурение). Алмазное сверление отверстий полностью заменяет применение отбойного молотка при устройстве отверстий под коммуникации. Алмазное сверление железобетона при помощи сверлильных машин обладает преимуществом отсутствия ударных нагрузок. При использовании данной технологии практически не возникает шума и вибрации, которые часто приводят к появлению трещин в материале. Также при алмазном сверлении внутрь коронки подается вода, что приводит к минимальному образованию пыли.

Сферы применения используемых технологий алмазного сверления очень разнообразна:

-             вырезка проходов для прокладки вентиляционных и водосточных труб;

-             прокладка кабелей радиотелевизионной и телефонной связи;

-             отверстия для подключения отопительных приборов;

-             отверстия для установки сантехнических приборов;

-             отверстия в фундаменте для подключения систем отопления и водоснабжения здания к городским магистралям;

-             проемы в капитальных стенах под горизонтальные воздуховоды;

-             проемы в перекрытиях под вертикальные воздуховоды;

-             отверстия под вентиляционные клапана;

-             проемы в капитальных стенах для прокладки лотков с кабелями систем скрытого видео наблюдения и охраны;

-             проемы в капитальных стенах для прокладки лотков с кабелями систем управления централизованным кондиционированием здания;

-             отверстия для установки перил на лестничных маршах и перил ограждения;

-             отверстия для установки технологического оборудования различного назначения.

Резка бетона алмазными дисками (фрезами).

Компания оказывает услуги по резке железобетона, бетона, кирпича алмазным диском и алмазным канатом.

Конкурентные преимущества.

Используемое оборудование гарантирует работу (алмазная резка, алмазное сверление (бурение)) без вибрации и сотрясений, губительных для строительных конструкций. Кроме того, в процессе работы не образуются трещины, а поверхность спила не требует дополнительной обработки. При этом, алмазные инструменты легко справляются с арматурой и прочими закладными деталями бетонного монолита. Агрегаты компактны, что обеспечивает быстроту их доставки и сборки на месте работы.

Основу организации составляют высококвалифицированные специалисты, обладающие большим опытом, работающие с момента основании компании - уже более десяти лет, что при выполнении работ на объекте позволяет достаточно точно оценить объемы задач, требуемые ресурсы и четко вписываться в технологический и временной график Заказчика.

Сферы применения используемых технологий и алмазных инструментов очень разнообразна:

-             работы по демонтажу сооружений;

-             работы по демонтажу зданий, стен, перекрытий;

-             работы по демонтажу бетонных и железобетонных фундаментов;

-             работы по разрушению бетонных, железобетонных, кирпичных конструкций;

-             демонтаж рекламных щитов;

-             вырезка новых проемов под двери и окна;

-             вырезка проходов для прокладки вентиляционных и водосточных труб;

-             прокладка кабелей радиотелевизионной и телефонной связи;

-             резка любого фундамента;

-             выпиливание проёмов в потолках и стенах;

-             вырезание ниш под установку сейфов, оборудования или электрощитов;

В работе каждого предприятия важным является анализ и учет основных технико-экономических показателей. На протяжении длительного периода ООО «Аргон» стабильно удерживает высокие темпы роста технико-экономических показателей. Основные технико-экономические показатели работы предприятия приведены в таблице 2

Таблица 2 Основные экономические показатели предприятия (2010-2012гг.)

Наименование

Обозначения

Ед.измерения

Абсолютные значения




20010

2011

2012

Физический объем производства

Q

тонна

47941

48161

49942

Численность персонала

N

чел.

10

13

13

Среднемесячная зарплата

ЗП

руб./мес.

7703

8400

9100

Производительность труда

ПТ

руб./чел.

4794

3698

3889

Себ. (кал.) единицы продукции

С

руб.

10,445

11,357

11,7

Цена реал. единицы продукции

Ц

руб.

14,093

15,021

15,314

Точка безубыточности

тонна

34463

35261

36361

Порог рентабельности

QкЦк

руб.

485,2

518,647

556,302

Операционный рычаг

ОР

-

0,35

0,36

0,37

Дифференциал

(Rk - d)

%

3,98

2,04

0,05


За анализируемый период наблюдается рост объема производства. На протяжении всего периода растет и производительность труда, и средняя заработная плата по предприятию. Однако помимо позитивных тенденций, анализ технико-экономических показателей выявил и негативные итоги работы трех лет предприятия (2010-2012 гг.) Это в первую очередь снижение на протяжении всех трех лет дифференциала - за три года он снизился с 3,98% до 0,05%. Причиной этому является понижательная тенденция экономической рентабельности. Кроме этого негативного итога работы ООО «Аргон» за анализируемый период можно обнаружить снижение из года в год численности персонала, хотя и незначительное. Однако если эта тенденция сохранится, предприятие может ощутить потери персонала в снижении производительности труда, объема производства, размера выручки и в конечном итоге прибыли и рентабельности. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в целом на предприятии за анализируемый период наблюдается относительно стабильно удовлетворительное финансовое состояние. Анализ себестоимости продукции ООО «Аргон» за 2010-2012 годы представлен в таблицах 3 и 7.

Таблица 3 Затраты на производство продукции (работ, услуг) за 2010 - 2012 год, руб.

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

Объем производства

675633

723426

764812

Себестоимость продукции

500744

546964

584321

Затраты на 1000 руб.продукции

501

547

584


Из таблицы видно, что затраты на производство продукции в 2011г связаны с низкими темпами роста объемов производства а так же обусловлено общими конъюнктурными изменениями: рост цен на энергоносители, темпами инфляции, ростом заработной платы и т.д.

Таблица 4 Материальные затраты за 2010-2012 год, руб.

Статьи затрат

Год


20010

2011

2012

1 Сырье и материалы

125186

136741

146080

2.Покупные комплек. изделия и полуфабрикаты

75112

82045

87648

3 Работы и услуги производственного характера, выполненные другими организациями

100149

109393

116864

4 Топливо

25037

27348

29216

5 Электроэнергия

30045

32818

35059

6 Теплоэнергия

65097

71105

75962

7 Прочие материальные затраты

30045

32818

35059

Итого:

450669

492268

525889


Таблица 5 Материальные затраты на 1 руб. товарной продукции

2011год

2012 год

Товарная

Материальные затраты

Товарная продукция, руб.

Материальные затраты

продукция, руб.

руб.

На 1 руб. ТП


руб.

На 1 руб. ТП

723426

492268

0,680

764812

525889

0,688


Материальные затраты на 1 руб. товарной продукции за 2012 год по сравнению с 2011 годом на ООО «Аргон» увеличились на 7%. В абсолютном выражении материальные затраты за 2010 год по сравнению с 2011 годом по ООО «Аргон» увеличились на 9339 руб..

Таким образом, темпы роста материальных затрат в абсолютном выражении увеличились больше, чем темпы роста объема производства продукции. Рентабельность производства за 2012г составила 8,6 % .что на 6,8 пункта выше чем в 2011 г. что явилось результатом проведения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов, по снижению материалоемкости за счет применения более прогрессивных технологий, снижения потерь от брака.

Затраты по работам и услугам производственного характера, выполненных другими организациями за 2012 год составили 4471 руб. (производился ремонт и обслуживание приборов, обслуживание охранно-пожарной сигнализации, производился текущий ремонт зданий).

Затраты по топливу за 2010 год уменьшились по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 1868 руб. Расходы на теплоэнергию за 2012 год возросли по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 4856 руб. Это связано с увеличением тарифов на теплоэнергию. Расходы на электроэнергию в стоимостном выражении за 2012 год по сравнению с соответствующим периодом 2011 года возросли на 2241 руб. Однако в натуральном выражении по электроэнергии получена экономия в размере 316 тыс.кВт/часов. Рост затрат по этой статье связан с ростом тарифов на электроэнергию и высокими темпами роста объемов производста.

Удельный вес затрат на электроэнергию в общем объеме продукции за 2010 год составил - 6%.

За 2012 год прочие материальные затраты по сравнению с соответствующим периодом 2011 года увеличились на 2241 тыс. руб. (увеличение ставки экологического налога).

Таблица 6

Показатели

2011год

2012 год

Темп роста, %

Расходы на оплату труда

109393

116864

1,07

Расходы на оплату труда увеличились в связи с увеличением объема производства. Соответственно росту заработной платы пропорционально возросли отчисления на социальные нужды.

Амортизационные отчисления возросли за 2012 год по сравнению с 2011 годом по ООО «Аргон» на 7%, или на 7471 руб. Это связано с тем, что увеличилась остаточная стоимость основных фондов в результате переоценки основных фондов на 01.01.2010 года (1546 руб.), приобретением основных средств за 2012 год на сумму 7110 руб., а выбытие основных средств за 2012 год составило 3991 тыс. руб.

Таблица 7

Показатели

2011 год

2012 год

Темпы роста, %

Прочие затраты

32818

35059

1,06


Прочие затраты за 2012 год по ООО «Аргон» возросли в меньшей степени, чем объемы производства товарной продукции (6%). Это говорит о том, что удельный вес прочих затрат в общем объеме затрат на производство продукции снизился.

Платежи по страхованию увеличились в связи с обязательным государственным страхованием.

Начисленные налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг увеличились на 12,3% в связи с увеличением фонда заработной платы.

Согласно данным предприятия, себестоимость товарной продукции в 2012 году составила 492228 тыс. руб., в 2012 году планируется 525889 тыс. руб. Ее структура не претерпит значительных изменений: по прежнему наибольший удельный вес в общей сумме затрат составят материальные затраты и заработная плата.

Для достижения проектного уровня себестоимости товарной продукции в 2012 году на предприятии планируется ряд организационно-технических мероприятий, направленных на снижение издержек производства и, как следствие, себестоимости:

-       снизить материалоемкость продукции. Снижение материальных затрат планируется достичь за счет снижения в производстве технологических потерь;

-       снизить трудоемкость изделий за счет увеличения объема производства и совершенствования технологии производства;

-       снизить уровень энергоемкости продукции за счет увеличения объема производства, рационального использования и экономии топлива и энергии и организационно-технических мероприятий;

-       сократить норму технологических потерь и исключить сверхнормативные потери за счет организационно-технических мероприятий;

-       внедрить новые технологии и приобрести оборудование для технического перевооружения.

 

2.2 Инновационные цели организации и оценка инновационной позиции


Одним из интереснейших управленческих феноменов нового столетия становится особая форма научно-технического сотрудничества крупных промышленных предприятий (корпораций), научных и учебных учреждений, мелких инновационных фирм, обслуживающих сферу НИОКР организаций - научно-промышленные конгломераты, то есть технопарки.

Ярким примером такой формы научно-производственного сотрудничества является успешно функционирующий консорциум, созданный по инициативе ООО «УГМК-холдинг», в который входят: ООО «Аргон» (Челябинск, Россия), Уральский Федеральный университет (Екатеринбург, Россия), «SIAD MI» (Бергамо, Италия), «DANIELI» (Буттрио, Италия).

Создание этого консорциума было вызвано реконструкцией комплекса ООО «Аргон». В результате создания консорциума стало возможным проектирование, изготовление и апробирование новой наукоемкой продукции.

ООО «Аргон» в плане реализации новых идей и наукоемких технологий проводит активную политику научно-технического сотрудничества со многими ведущими отечественными и зарубежными научно-исследовательскими, проектными институтами и промышленными фирмами.

Так, например, к реализации идеи алмазной резки привлечены многие известные научные институты, в том числе такие академические институты, как УралГипроМез, Уральское отделение Российской Академии Наук и другие.

В практике ООО «Аргон» активно используются комплексные формы сотрудничества с иностранными партнерами. Это в первую очередь развитие непосредственной научно-производственной кооперации между отечественными предприятиями, а также с иностранными фирмами на договорной основе без объединения собственности, в т.ч. в форме консорциума.

Такое сотрудничество обеспечивает субъектам прибыль, повышает эффективность их деятельности и конкурентоспособность производимой продукции. В научно-производственной кооперации соединяются и материализуются передовые идеи, достижения в областях фундаментальной науки, НИОКР, производственных, управленческих и информационных технологий.

Новаторскими среди компаний отрасли были решения относительно коренной ломки на ООО «Аргон» старых схем управления и активного внедрения в хозяйственную практику принципов и методов современного стратегического менеджмента.

Проведенные фундаментальные структурные и системные изменения в организационно-управленческом обеспечении производства позволили в сжатые сроки:

)        осуществить радикальную реорганизацию традиционной функциональной системы управления и создать децентрализованную основанную на корпоративных принципах дивизионально-продуктовую систему управления

)        провести широкомасштабную диверсификацию основного производства и на этой основе почти на 80% обновить номенклатуру выпускаемой продукции

)        разработать системный подход и реализовать новую стратегию управления конкурентоспособностью предприятия

)        реформировать с учетом требований стратегического менеджмента мотивационный механизм управления персоналом.

Большой производственный и интеллектуальный потенциал, накопленный опыт, высокая квалификация специалистов, использование современных технологий производства позволяют предприятию производить работы, соответствующий мировому уровню и отличающееся высокой надежностью. Несмотря на нелегкие условия, сложившиеся в экономике, предприятие и ныне во многом определяет технический прогресс в бурение и алмазном сверлении.

Расширяя свое сотрудничество с потенциальными заказчиками ООО «Аргон» исходит из следующих деловых принципов:

-       реализация отношений взаимовыгодного партнерства;

-       обеспечение качества продукции и условий поставки в соответствии с требованиями рынка;

-       достижения оптимального для потребителя соотношения «качество-цена».

Решение задачи минимизации затрат предприятия в долгосрочном периоде связано с вовлечением в производство новой техники, технологии, проведение технического перевооружения, модернизации и реконструкции.

В течение 10 лет с момента вхождения предприятия в структуру Уральской горно-металлургической компании были проведены следующие мероприятия в области инноваций.

Внедрение оборудования, которое позволяют изготовить отверстия в железобетоне с высокой производительностью.

Плавная регулировка скорости диска, автоматическая система резания тяжелоармированного бетона осуществляется благодаря цифровой системе управления. Благодаря светодиодной панели достигается максимальная производительность бурения с минимальным износом колонковых буров. Пневматическая подача алмазного каната позволяет плавно регулировать процесс резания. Уникальные сменные модули позволяют восстанавливать изношенные буры быстро и просто.

На сегодняшнем этапе развития предприятие придерживается стратегии развития рынка. При выборе данной стратегии предприятие стремится осуществить:

-       удержание и расширение рынка сбыта продукции по сравнению с прошлыми периодами;

-       обеспечение соответствия продукции мировым стандартам и ее сертификации на соответствие международным нормам и требованиям эксплуатации;

-       повышение потребительских свойств выпускаемой продукции с целью повышения ее конкурентоспособности.

2.3 Инновационный потенциал предприятия


Оценим инновационный потенциал, или максимальные экономические возможности эффективной реализации, на условном предприятии каждого из имеющихся проектов. Для этого сначала рассчитаем достаточность собственных оборотных средств, долгосрочных кредитов и краткосрочных займов для формирования запасов и нормального обеспечения затрат текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия (Ес, Ет, ЕΣ). Затем на основе полученных показателей найдем величины, дающие оценку размера источников для покрытия производственных запасов и затрат, с учетом возможностей излишка или недостатка собственных оборотных средств (± Ес), а также привлечения долгосрочных (± Ет) и краткосрочных (± ЕΣ) заемных источников. При анализе данных величин в состав затрат также включим расходы, связанные с реализацией двух вариантов стратегий инновационного развития (ΣСб и ΣСу). Это позволит оценить финансово-экономические возможности предприятия по реализации стратегий инновационного развития и одновременному обеспечению текущей производственно-хозяйственной деятельности. Расчеты представим в табл. 10.

Таблица 10 Анализ инновационного потенциала ООО «Аргон»

Условное обозначение и расчет

Финансово-экономическое обеспечение внедрения

Новой тех.

Улучшающей тех.

Источники собственных средств

Ис

5 724

5 724

Внеоборотные активы

F

7 436

7 436

Собственные оборотные средства

Ес = Ис - F

- 1 711

- 1 711

Долгосрочные кредиты и заемные средства

Кт

3 850

3 850

Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных займов

ЕТ = Ес + КТ

2 138

2 138

Краткосрочные кредиты и займы

Кt

670

670

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат

ЕΣ = ЕТ + Кt

2 808

2 808

Величина запасов и затрат

Z

1 964

1 964

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования производственных запасов и затрат

± Ес = Ес - Z

- 3 676

- 3 676

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источ. для формирования производственных запасов и затрат

± Ет = Ет - Z

+ 173

+ 173

Излишек (недостаток) общей величины источников для формирования производственных запасов и затрат

± ЕΣ = ЕΣ - Z

+ 843

+ 843

Трехмерный показатель типа финансовой устойчивости

S

(0; 1; 1)

(0; 1; 1)

Величина затрат на реал. стратегии по освоению новой технологии

Σ Сб

237

-

То же улучшающей технологии

Σ Су

-

142 780

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования производственных затрат и освоения новой технологии

± Ес = Ес - Z - Σ Сб

- 3 913

-

То же улучшающей технологии

± Ес = Ес - Z - Σ Су

-

- 3 818

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования производственных запасов и затрат и освоения новой технологии

± Ет = Ет - Z - Σ Сб

- 63

-

То же улучшающей технологии

± Ет = Ет - Z - Σ Су

-

+ 31 092

Излишек (недостаток) общей величины источников для формирования производственных запасов и затрат и освоения новой технологии

± ЕΣ = ЕΣ - Z - Σ Сб

+ 606

-

То же улучшающей технологии

± ЕΣ = ЕΣ - Z - Σ Су

-

+ 701

Трехмерный показатель типа инновационной потенциала )

S

(0; 0; 1)

(0; 1; 1)

Проведенный анализ инновационного потенциала позволяет сделать следующие основные выводы.

На настоящий момент предприятие обладает нормальной финансовой устойчивостью и платежеспособностью, эффективно использует заемные средства и характеризуется высокой доходностью производственной деятельности (S (х) = 0; 1; 1). Однако, если в состав запасов и затрат включить расходы по реализации стратегий инновационного развития, то ситуация может несколько измениться.

В частности, если предприятие остановит свой выбор на стратегии лидера, то оно может потерять свою финансовую устойчивость. Об этом свидетельствует трехмерный показатель S (х) = (0; 0; 1). Отсюда можно сделать вывод, что для внедрения новой технологии у предприятия еще нет достаточных финансово-экономических ресурсов, и ему необходимо дополнительно наращивать инновационный потенциал.

3. Планирование и реализация инновационного проекта в ООО «Аргон»

3.1 Планирование процесса инновационных изменений

инновационный финансовый экономический

График осуществления инновационного изменения будет являться наглядным руководством к действию и индикатором отклонения от намеченного плана. В 2011 г. предполагается выполнение следующих работ, которые представлены в таблице 3.1

Таблица 3.1

Наименование ОКР

Источники финансирования

Ори.. стоимость, тыс. руб.

Ожидаемые сроки выполнения

1

2

3

4

Разработка оборудования для алмазной резки

Инновационный фонд

75

31.03.2012 г

Внедрение VoIP-телефона, VoIP-шлюза, VoIP-конвертора

Инновационный фонд

125

30.06.2012 г

Разработка технологии для подачи окатышей на аглоленту

Инновационный фонд

120

30.09.2012 г

Разработка манипулятора-кантователя

Собственные средства

5

31.03.2012 г

Разработка механизма для сцепки тележек

Собственные средства

25

31.03.2012 г

Разработка конструкторской документации на очистную станцию

Собственные средства

5

31.05.2012 г

Разработка кон. документации для коробки грозозащиты на участок УФК

Собственные средства

5

28.02.2012 г

Разработка новой модификации загрузочного аппарата

Собственные средства

30

30.06.2012 г

Разработка конст. документации на оборудование для комплекса единой цифровой системы управления, контроля и мониторинга производства.

Собственные средства

30

31.10.2012 г


. Анализ предложений рынка, выбор оптимального предложения по приобретению технической литературы, руководств использованию нового оборудования. Заказ, приобретение. Пополнение инструментальной базы и необходимого оборудования.

. Изменение позиции предприятия на рынке алмазной резки, расширение ряда отрасли по выполняемым работам. Изменение внешних логотипов предприятия в соответствии с позицией. Проведение краткосрочной рекламной компании в виде 3-4 объявлений в газете «Наш Город».

. Оказание услуг по профилю работы компании. Параллельно проводится анализ результатов введенных изменений, динамики изменения клиентуры, качества проведения работ, определяется момент возможного расширения фирмы. Одновременно производится концентрация собственных средств предприятия для возможных реинвестиций.

. Начало анализа по предложениям диагностического оборудования. Проверка соответствия технических параметров потребностям рынка, возможностям гарантийного обслуживания. Соответствие используемых помещений, возможностям предприятия по приобретению. Выбор оптимального варианта. Принятие решения по самостоятельному приобретению или возможности использования услуг кредитных организаций.

а. В случае недостатка собственных средств, анализ предложений рынка кредитования, выбор оптимального варианта кредита. Заключение кредитного договора. Получение необходимых средств.

.(6а) Заказ необходимого диагностического оборудования, подготовка мест установки. Проведение первоначального ознакомления (обучение) сотрудников, назначенных на совмещенную должность оператора диагностического оборудования. Получение, монтирование и наладка оборудования.

. Подача в газету «Наш Город» 3-4 рекламных объявлений о расширившихся возможностях предприятия. Работа с постоянными клиентами по возможности распространения информации.

. Оказание услуг с использованием диагностического оборудования. Анализ реакции рынка. Определение момента расширения производства. Параллельно проводится анализ удовлетворенности клиентов, возможности по устранению недостатков в оказываемых услугах.

. В случае, если предприятие с изначальными возможностями (два места по техническому обслуживанию) не удовлетворяет потребности клиентов (образование очереди, отказ потенциальных клиентов из-за невозможности оказать услуги немедленно, недостаточно четкое формулирование даты начала ремонта и т.д.), анализируется и прорабатывается вариант расширения предприятия путем привлечения клиентов новых отраслей.

Первоначально руководство предприятия вступает в переговоры с поставщиками о возможностях приобретения нового оборудования. Заключается новый договор купли-продажи оборудования.

. Изменение организационно-штатной структуры предприятия. Производится набор с испытательным сроком четырех специалистов. В случае необходимости обучение или приобретение ими недостающих навыков происходит под руководством уже набранного персонала.

Введение должности снабженца ТМЦ, в обязанности которого войдет поиск необходимых материалов для осуществления алмазной резки.

. Подготовка вновь приобретенного оборудования, выбор, получение, монтирование и наладка на производственных площадях.

В случае недостатка средств в план-график расширения производства добавляется блок 5а - получение кредита.

. Работа расширенного предприятия. Доведение качества обслуживания до первоначальной отметки. Анализ результатов нововведения.

Процесс инновационных изменений всегда сопровождался риском возникновения неопределенных проблем, которые могут повлиять, как на ход реализации самого изменения, так и на результативность. Поэтому при планировании процесса изменении и формулировании целей, которых хочет добиться организация, всегда необходим анализ возможных проблем и варианты их преодоления.

Для предприятия «Аргон» при внедрении усовершенствования оказываемых услуг и/или расширения производства возможны различные варианты проблем. Вот некоторые из них:

Отсутствие спроса на предлагаемый продукт.

При расширении спектра предлагаемых работ круг клиентов может не изменится в связи с отсутствием рекламы.

Причина: - плохая информированность потенциальных клиентов о возможностях фирмы и качестве оказываемых услуг.

Возможный путь разрешения: - провести более широкую рекламную акцию с привлечением возможностей прессы, телевидения.

Отклонение по времени при реализации план-графика инновационных изменений.

Не выдерживаются сроки начала, окончания или продолжительности какого-либо из этапов проведения изменении.

Причина: - некачественный анализ или мал объем собранной информации, необходимой для реализации этапа.

Возможный путь разрешения: - уделить более пристальное внимание сбору и анализу информации, либо гибко корректировать план-график инновационных изменений.

Некачественное или несвоевременное принятие управленческих решении директором предприятия.

Изменение объема информации и требование к документированию экономической, коммерческой, бухгалтерской и др. отчетности не позволит реализовать их одному человеку при одновременном выполнении еще нескольких функции.

Причина: - не продумана организационно-штатная структура предприятия. Отсутствует четкое разделение функций и обязанностей.

Возможные пути решения: - изменение организационно-штатной структуры путем введения новой должности. Например - бухгалтер.

Этот список проблем не является полным и законченным. Проблемы являются потенциально возможными и не факт, что они возникнут.

3.2 Результаты реализации инновационной стратегии ООО «Аргон» инновационный конкурентоспособность менеджер организационный


Анализируя предстоящие инновационные изменения и их цели, можно сделать вывод о том, что изменению, возможно, подвергнется все предприятие в комплексе.

Изменению подвергнутся в первую очередь знания, умения, навыки персонала организации. Расширение обслуживаемых отраслей обязательно потребует процесса обучения и закрепления, чтобы довести качество обслуживания до первоначальной отметки.

Далее можно рассматривать компоненты организации, основываясь на таблице потенциала организации.

Продуктовый блок.

Одно из основных изменений. Изменению подвергнуться непосредственно продукты - оказываемые услуги:

-             сверление отверстий под прокладку водопровода, газопровода, линий электроснабжения, отопительных труб;

-             сверление отверстий под инженерные коммуникации, монтаж технологического оборудования и промышленной аппаратуры;

-             прокладка в бетоне, железобетоне (монолитном железобетоне) инженерных коммуникаций (шахтных колодцев), технологических каналов;

-             прокладка энергетических сетей в железобетонных, бетонных, кирпичных стенах.

Функциональный блок.

Производство. Изменятся особенности выполняемых работ.

Ресурсный блок.

Материально-технические ресурсы. В связи с возможностью расширения предоставляемых работ за счет увеличения количества обслуживаемых отраслей необходимо увеличение и расширение инструментов. Также для совершенствования системы диагностики качества выполняемых работ необходима закупка диагностического оборудования, программного обеспечения к нему.

Трудовые ресурсы.

При условии расширения производства необходимо увеличение штата как руководства, так и специалистов, с обязательным повышением квалификации.

Организационный блок.

В связи с возможностью расширения и введения в эксплуатацию нового оборудования возникает необходимость реорганизации организационной структуры, введения новых штатных должностей, перераспределения обязанностей.

Также необходимо повышение организационной культуры на предприятии. Начать необходимо с более четкой миссии организации, провести четкое мотивирование сотрудников, ввести легкоузнаваемую униформу или спецкостюмы. Обязателен анализ дестабилизирующего поведения сотрудников, так как в организации до сих пор не исключены случаи употребления алкоголя на рабочем месте или прогулы по той же причине.

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.

Учитывая проведенный анализ ситуации, и определившись с базовой стратегией, выявлено, что для успешной реализации запланированных изменений необходимо вмешательство во все уровни функционирования организации. В нашем случае предприятия за основу более благоприятен вариант разработки стратегии сверху вниз, при условии заинтересованности всех сотрудников предприятия. Изменения проводятся в первую очередь продуктовые, или усовершенствование продукта, что при успешном их осуществлении приводит к изменениям организационным.

Эти изменения уже затрагивают все процессы организации: управленческие, основные и вспомогательные. Как в горизонтальных, так и в вертикальных связях.

Количество и качество параметров и критериев для оценки инновационных изменений на каждом этапе может измениться.

Основными же критериями всегда будут:

прибыль предприятия,

количество обслуживаемых клиентов.

Влияние на эти критерии будут оказывать различные показатели деятельности, которые в результате инновационных изменений, должны измениться в лучшую сторону, например:

расширение отрасли работы;

время сверления;

количество одновременно обслуживаемых объектов;

Команда для осуществления организации и руководства изменениями для предприятия не может быть создана ввиду малого числа сотрудников.

Инициатором изменения может быть собственник, он же директор предприятия при поддержке сотрудников предприятия.

Проведение инновации также основано на опыте данных сотрудников, можно сказать, нацелено на их клиентскую базу.

Закупки инструментов, оборудования будут происходить по рекомендации специалистов. Принятие на вновь сформированные рабочие места осуществляется только после рекомендации ведущего специалиста.

Таким образом, можно сказать, что командой инноваторов будет практически весь персонал предприятия.

Составляя проект примерной стоимости введения и реализации инновационных изменений учитываем тот факт, что первоначальные инвестиции будут относительно небольшими и, возможно, предприятие способно самостоятельно инвестировать их в совершенствование своего продукта.

В дальнейшем, при увеличении потребности в средствах, возможен вариант банковского кредита или приобретении оборудования по лизинговым схемам.

Расчетная потребность в средствах, сроки их вложения и предполагаемые источники сведены в таблицу 3.2.

Перечень оборудования для технического перевооружения ООО «Аргон» в 2011 году с учетом инвестирования собственных средств приведен в таблице 3.2.

Таблица 3.2 Перечень оборудования для технического перевооружения

№п/п

Модернизируемое производство (инвестиционный проект)

Наименование оборудования

Ориент. стоим, тыс. руб.

1

Механосборочное

Листогибочный пресс с ЧПУ

480

2


Аппарат для приваривания шпилек

7

3

Инструментальное

Ленточно-отрезной станок

10

4

Сборочно-монтажное

Станция ремонтно-паяльная с комп. инст.

10

ИТОГО: собственные средства ООО «Аргон»

507


Необходимость технического перевооружения в 2011 году обусловлена значительным износом имеющегося оборудования и развитием производственно-технических возможностей предприятия.

Выбор оборудования для технического перевооружения обоснован. Все планируемое к приобретению оборудование окупается в нормативные сроки.

Итак, в силу особенностей производственной деятельности, предприятие «Аргон» приняло решение приобретения нового оборудования.

Рассчитаем расходы предприятия.

Таблица. Персонал и заработная плата

Должность

Количество человек

Зарплата (руб.)

Генеральный директор

1

20000

Ведущий специалист

2

15000

Оператор

2

10000

Менеджер по рекламе и снабжению

1

10000

Специалисты по бурению

6

9000

Вспомогательные рабочие

4

6000


Таблица. Оборудование

Наименование

Количество

Стоимость

Листогибочный пресс с ЧПУ

1

400000

Аппарат для приваривания шпилек

4

250000

Ленточно-отрезной станок

1

10000

Станция ремонтно-паяльная с комплектом инструмента.

1

40000

Орг. техника

1

20000

Инструмент

1

40000

итого

1510000


Финансовые расчеты

Таблица. Налоги

 Наименование

База налогообложения

Ставка

Налог на прибыль

прибыль

20%

Налог на имущество

имущество

2,2% в месяц

ЕСН

зарплата

34% в месяц


Таблица. На имущество - 2,2% в месяц

Наименование

Количество

Стоимость

Нал. отч.

Листогибочный пресс с ЧПУ

1

400000

8000

Аппарат для приваривания шпилек

4

250000

20000

Ленточно-отрезной станок

1

10000

200

Станция ремонтно-паяльная с ком. инст.

1

40000

800

Орг. техника

1

20000

400

Инструмент

1

40000

800

Итого


1510000

30200


Налог на имущество в месяц 30200 рублей

Таблица. Единый социальный налог - 34% в месяц

Должность

Зарплата

Налоговые отчисления

Генеральный директор

20000

5200

Старший механик

2*15000

7800

Оператор

2*10000

5200

Менеджер по рекламе и снабжению

10000

2600

Механик

6*9000

6*2340

Мойщик

4*6000

4*1560

Итого

158000


Единый социальный налог 41080 рублей в месяц

Таблица. Расчет амортизационных отчислений

Объект амортизации

Стоимость (руб)

Годовая норма амортизации (%)

Амортизационные отчисления (руб)

Листогибочный пресс с ЧПУ

400000

12,5

50000

Аппарат для привар. шпилек

4*250000

12,5

4*125000

Ленточно-отрезной станок

10000

10

1000

Станция ремонтно-паяльная с комплектом инструмента.

40000

10

4000

Орг. техника

20000

10

2000

Инструмент

40000

10

4000

Итого

1510000


561000


Прочие затраты возникающие в процессе работы в месяц составят в размере 20000 рублей.

3.3 Оценка финансово-экономических показателей


Метод оценки привлекательности проекта основан на определении чистой текущей стоимости, которую может иметь предприятие в результате реализации проекта.

Основные показатели:

ЧДП - чистый денежный поток, рассчитывается как разность между

притоком и оттоком;

КДП - кумулятивный денежный поток, рассчитывается путем сложения ЧДП нарастающим итогом;

ДЧДП - дисконтированный чистый денежный доход, находится по формуле

ДЧДП = ЧДП п /( l +r ) ,

где n - период, для которого рассчитывается ДЧДП- ставка дисконтирования.

Ставка дисконтирования квартальная рассчитывается по формуле

r кв = √ 1+R год -1

Ставка дисконтирования месячная рассчитывается по формуле

r мес = √ 1+ R год -1

Для нашего проекта ставка дисконтирования - 20%.

Привлекательность проекта по NPV- чистая текущая стоимость проекта; рассчитывается как разность между выручкой и всеми видами расходов за весь период жизни проекта с учетом фактора времени (с учетом дисконтирования).

Таким образом, мы получим значение NPV.=1724469, это больше О, следовательно проект является привлекательным.

Расчет индекса рентабельности

РI - индекс рентабельности проекта рассчитывается, как отношение сгенерированных продисконтированных чистых денежных потоков к сумме продисконтированных инвестиций. Для того, чтобы проект являлся привлекательным по критерию PI, его значение должно быть больше или равно 1.

Расчет внутреннего коэффициента эффективности проекта- ставка дисконтирования, при которой NPV=0 (ставка подбирается путем подбора).

Внутренний коэффициент эффективности указывает на максимально возможную доходность инвестиций и на максимально возможную ставку дисконтирования.

Для того чтобы найти значение IRR надо задаться исходной ставкой дисконтирования. Если при исходной ставке дисконтирования значение NPV будет больше 0, то ставку дисконтирования надо повышать до тех пор, пока значение NPV

Таблица подбора различных ставок дисконтирования

r

0,6

0,56

0,5554

0,5553855

0,55538

0,55

0,4

NPV

-114792

-12518

-38,4

1,15

16,72

14812

533679


Не будет самым близким к 0. Если при исходной ставке дисконтирования NPV будет меньше 0, то ставку дисконтирования следует понижать. Найденная таким способом ставка дисконтирования и будет являться значением IRR .

Для данного проекта IRR=55,5553855%. Построим график зависимости NPV от r (рисунок 3.1.).

Рисунок 3.1. Зависимость NPV от г.

Анализ точки безубыточности призван определить минимально допустимый объем производства, при котором покрываются все расходы на его выпуск. Чем ниже этот уровень, тем более вероятно, что проект будет жизнеспособен в условиях непредвиденного снижения сбыта и тем ниже будет его риск. Анализ точки безубыточности базируется на условном разделении всех издержек на переменные и постоянные.

Под переменными издержками понимают издержки, которые непосредственно зависят от объема производства. Постоянные издержки, которые не меняются в течение определенного времени при изменении объема производства.

Произведем расчет точки безубыточности нашего предприятия на третий год жизни предприятия. Рассчитаем переменные и постоянные издержки для нашего предприятия.

Переменные издержки:

Затраты ГСМ + налог на прибыль

+715232=1915232

Постоянные издержки:

Повышение квалификации + зарплата + налог на имущество + ЕСН + коммунальные платежи + амортизация + реклама + прочие

+ 1896000+ 372000+ 49960+120000+ 189996+ 30000+ 80000=3420956

Р=( C*D)/(D-V)

где Р - точка безубыточности-переменные затраты

С - постоянные затраты- выручка (доход)

Выручка за 2013 год равняется 6060132 рублям

Р=5001675

Предприятие при выручке 5001675 рублей в год не имеет прибыли, но и не несет убытков.

Рассчитаем запас финансовой прочности (ЗФП). ЗПФ показывает, какое минимальное снижение объема производства предприятие может допустить, чтобы не стать убыточным. Чем выше запас финансовой прочности, тем ниже предпринимательский риск.- запас финансовой прочности F=D-P

F%=(D-Р)/D * 1 00

=1058457%= 17,4859%

Таким образом, предприятие может снизить объем производства на 17,48% и не быть убыточным.

Построим график точки безубыточности на третий год жизни нашего проекта, из расчета, что за третий год на предприятии пройдет бурение и сверление 276 объектов. (усредненная стоимость бурения одного объекта = 21957 рублей) (рисунок 3)

Из графика видно, что предприятие становится безубыточным в случае бурения 228 объектов в год. При средней цене обслуживания 21957 рублей это составит 5006196 рублей в год

Рисунок 3.2 - Графический расчет точки безубыточности

Таким образом, в динамичной внешней экономической и социально-политической среде деятельности организации, достижение долгосрочных положительных результатов невозможно без постоянного обновления применяемых технологических, управленческих и заготовительно-сбытовых процессов, ассортимента продукции (товаров, услуг) и поиска новых рыночных возможностей (освоения новых сегментов рынка).

Основные факторы, вызывающие необходимость осуществления инновационных процессов, - научно-технический прогресс, создание новых, более эффективных технологий, развитие инфраструктуры, в том числе информационной, и изменение предпочтений потребителей, ведущие к сдвигам структуры спроса и возникновению новых рынков сбыта, новых методов управления и организации производства и труда. Таким образом, инновации представляют собой изменения функционирования организации как системы, вызванные необходимостью достижения ее стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды.

Проект имеет положительный NPV = 1724469, при ставке дисконтирования 20%, что указывает на привлекательность проекта.

Запас финансовой прочности составил F%= 17,4859%. Индекс рентабельности PI= 2,0027.

Внутренний коэффициент эффективности IRR= 55,53855.

На третий год жизни проекта определена точка безубыточности - 5001675 рублей в год, т.е. при данной выручке предприятие не имеет убытков, но и не несет прибыли (что составляет приблизительно бурение 228 объектов в год.

Полученные значения указывают на привлекательность проекта.

 

Заключение

Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг, а также активная государственная политика в области инноваций.

В ходе данной курсовой работы рассмотрены понятие инновации и различные подходы к определению сущности инноваций, кроме того ознакомились с многообразием классификационных критериев для данного понятия, выяснили, в чем заключается содержание инновационного процесса и инновационной деятельности, изучили взаимосвязь всех этих категорий друг с другом и с другими процессами, происходящими в организации. Кроме того нами была изучена сущность инновационного менеджмента, как управления изменениями, приводящего к росту конкурентоспособности фирмы и её продукции, управления развитием на основе инноваций. Мы рассмотрели основные функции и принципы инновационного менеджмента и оценили его возрастающую роль в качестве основы предпринимательства в области трансферта интеллектуальных продуктов в практику.

При рассмотрении роли производственного менеджмента в повышении эффективности деятельности организации нами было доказано, что в современных условиях любое предприятие не сможет выпускать конкурентоспособный продукт и привлекать новых потребителей, не совершенствуя и не развивая инновационную деятельность. Организации должны рисковать, внедряя новейшие достижения науки, новую продукцию и технологию, организацию менеджмента и производства.

Объектом исследования в данной работе было ООО «Аргон» предоставляет услуги по алмазной резке, алмазному сверлению (бурению), разрушению гидравликой различных строительных конструкций. Основной специализацией фирмы являются - демонтажные работы по быстрому и высокотехнологичному разрушению бетонных и железобетонных конструкций любого размера и объема, разрушение кирпичных, монолитных стен и перекрытий, фундаментов с использованием специальных алмазных и гидравлических инструментов.

ООО «Аргон» в плане реализации новых идей и наукоемких технологий проводит активную политику научно-технического сотрудничества со многими ведущими отечественными и зарубежными научно-исследовательскими, проектными институтами и промышленными фирмами.

По итогам анализа было обоснована необходимость технического перевооружения в 2011 году. Причинами являются - значительный износ имеющегося оборудования и развитием производственно-технических возможностей предприятия.

Выбор оборудования для технического перевооружения обоснован. Все планируемое к приобретению оборудование окупается в нормативные сроки.

На настоящий момент предприятие обладает нормальной финансовой устойчивостью и платежеспособностью, эффективно использует заемные средства и характеризуется высокой доходностью производственной деятельности . Однако, если в состав запасов и затрат включить расходы по реализации стратегий инновационного развития, то ситуация может несколько измениться.

Список использованной литературы

1. Абрамешин А.Е., Воронина Т.П; Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / - М.: Вита-Пресс, 2001. - 272 С.

. Анисимов Ю.П., Журавлев Ю.В. Теория и практика инновационной деятельности: учебное пособие. - Воронеж 2010. - 539 С.

. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Дело, 2007. - 584 С.

. Гугелев А.В. Инновационный менеджмент:учебник. - М.:Дашков и Ко, 2008. - 235 С.

. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации". - М.:ИНФРА-М, 2007. - 239 С.

. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие - М.: ИНФРА-М, 2007 - 127 С.

. Оголёва Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф., д.э.н. Л.Н. Оголёвой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 143 С.

. Фархутдинов Р.А. Инновационный менеджмент:учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям. - Питер, 2008. - 442 С.

. Шемякина Т.Ю. Инновационный процесс: регулирование и управление. Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации". - М.: Флинта, 2007. - 238 с.

. Шабуришвили М.В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации / М.В. Шабуришвили.// Интернет портал «Корпоративный менеджмент». - (http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn03/11.shtml).

. Инновационный менеджмент // Свободная энциклопедия. - (http://ru.wikipedia.org).

. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент / Г.Я. Гольдштейн // «Административно-управленческий портал». - (http://www.aup.ru)

. Инновационный менеджмент малых предприятий // «Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства». - (http://www.dist-cons.ru/modules/innova/section4.html)

Пилипчук В.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.В. Пилипчук // Портал: «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». - (http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=18300)

. Инновации малого наукоемкого бизнеса г. Москвы. Технопарк «Зеленоград». - (http://www.tech-park.ru)

. Роль государства в инновационном развитии и инновационные приоритеты России // Сайт о нанотехнологиях в России. - (http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/vladimir-arutyunov-rol-gosudarstva-v-innovatsionnom-razvitii-innovatsionnye-prioritety)

. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. - (http://www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/)

. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - (http://mon.gov.ru/)

. Технопарк «Зеленоград» // Портал: «Малый бизнес Москвы». - (http://www.mbm.ru/stuff.asp?id=637)

. Технопарк «Зеленоград» ОАО // Портал межсекторного взаимодействия. - (http://www.uzel.org/production/profile-tehnopark-sci-industry/index.html)

. Морозов А.В. Деятельность ОАО «Технопарк-Зеленоград» по развитию инновационного малого предпринимательства / А.В. Морозов // Портал «Федеральный справочник». - (http://federalbook.ru/news/analitics/22.12.2009.html)

Похожие работы на - Организационное регулирование инновационной деятельности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!