Особенности денежно-кредитной политики Беларуси

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    97,29 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности денежно-кредитной политики Беларуси
















Курсовая работа

по предмету «Макроэкономика»

Особенности денежно-кредитной политики Беларуси

Автор работы

Т.Н. Генюш

Тел 8675495 МТС; 80156423232 дом.; 80156425812 раб;

ВВЕДЕНИЕ

денежный кредитный политика

В качестве важнейшего компонента экономической политики государства выступает денежно-кредитная политика. Это - важнейшая часть современной модели государственного регулирования национальной экономики. В частности нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни, поскольку, например, избыточная денежная масса ведет к инфляции, снижению покупательской способности денежной единицы, обесценению капитала, и, наоборот, нехватка платежных средств ограничивает возможности экономического роста, ведет к возникновению так называемого кризиса неплатежей.

В денежно-кредитной политике выделяют два основных направления:

) поддержание должного состояния самой денежно-кредитной сферы;

) использование денежно-кредитной сферы в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики и отдельных ее отраслей.

Основными носителями современной денежно-кредитной политики выступают:

а) центральный банк страны и министерство финансов;

б) крупнейшие коммерческие банки, выполняющие в национальной банковской сфере системообразующую роль (обычно это сберегательный, инвестиционный и экспортно-импортный банк);

в) ассоциация (союз) коммерческих банков;

г) аналитические и научные центры национальной банковской системы.

Актуальность изучения такой темы работы, как «Денежно-кредитная политика» заключается в следующем. Анализ денежно-кредитной политики прошлых периодов позволяет выбрать оптимальный вариант использования тех или иных инструментов денежно-кредитной политики на современном этапе, а также наметить основные направления в будущем.

На уровне государства денежно-кредитное регулирование нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. Поскольку экономика Беларуси характеризуется переходным периодом от административно-командной системы к новой экономической системе рыночного типа, то исследование денежно-кредитной политики является очень важным аспектом при изучении путей и методов формирования экономики Белоруссии.

Таким образом, цель курсовой работы - раскрыть сущность такого экономического понятия, как денежно-кредитная политика, а также проанализировать влияние денежно-кредитной политики на экономическую политику государства, определить взаимосвязь этих политик между собой.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

дать понятие денежно-кредитной политики, как одного из элементов экономической политики государства;

раскрыть теоретические основы денежно-кредитной политики;

рассмотреть основные цели и инструменты денежно-кредитной политики;

проанализировать особенности денежно-кредитной политики в республике Беларусь.

Объектом исследования является денежно-кредитная политика, предметом исследования - денежно-кредитная политика, как инструмент воздействия на экономическую жизнь государства.

В работе были использованы следующие методы исследования: синтез и анализ, сравнение, графический метод и др.

.       
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

денежный кредитный политика

1.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью государственной макроэкономической политики, в общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих определенным целям экономической политики. Иными словами, под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают проводимые государством мероприятия, направленные на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и составляющих финансового рынка. Ее цель - регулирование экономики путем воздействия на состояние денежного обращения и кредита. Это значит, что центральный банк, воздействуя на кредитные институты, создает условия их функционирования, определяющие не только направления деятельности самих коммерческих банков, но и ход экономического развития страны. Характер и содержание денежно-кредитной политики предопределяются экономической стратегией общества, национальными особенностями кредитной системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.

Таким образом, при создании условий функционирования денежного рынка и, следовательно, эффективности капиталовложений государство может оказывать воздействие на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. На практике центральный банк, изменяя параметры денежно-кредитной политики, определяет поведение коммерческих банков по отношению к экономике и тем самым влияет на экономическое развитие страны [12, с.154].

Для снижения риска, связанного с возможными ошибками в предпринимаемых действиях, необходимо правильно определить стратегию денежно-кредитной политики. Это предполагает установление целей денежно-кредитной политики, конкретный состав которых, приоритетность и количественные параметры будут зависеть от национальных приоритетов данного государства, этапов его развития, а также тенденций в мировой экономике и странах-партнерах.

По сути выбор реальных (эффективных) целевых установок представляет собой достаточно сложную методологическую и прогнозную проблему. Во-первых, имеется значительное, особенно для краткосрочного периода, противоречие между экономическими целями. Например, резкое снижение темпов инфляции монетарными средствами через ограничение спроса может послужить тормозом в обеспечении высоких темпов экономического роста, требующем не только увеличения внутреннего потребления, но и расширения экспорта. И наоборот, задание значительных темпов производственного роста, нуждающегося в инвестициях, создает повышенный спрос и, соответственно, сопровождается нестабильностью денежной единицы (рост цен). Поэтому приоритетность и уровни целевых параметров должны быть определены с учетом как макроэкономических, так и эконометрических моделей. Во-вторых, постановка целей денежно-кредитной политики предполагает одновременное формирование условий и механизмов их реализации, обеспечение экономической и организационно-правовой основы, без которой целевые установки будут нереальными, а экономические процессы могут развиваться в нежелательном направлении.

Цели денежно-кредитной политики классифицируют по следующим признакам:

• времени действия:

1 конечные (общеэкономические);

2 промежуточные (монетарные);

3 тактические (оперативные); . границам действия:

4 внешние (равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса);

5 внутренние (стабилизация производства, уровня цен, обеспечение максимальной занятости населения).

Конечные цели системы денежно-кредитного регулирования являются общими целями развития экономики. Это удовлетворение потребностей человека, максимизация общественного благосостояния. В качестве основных из них выделяют так называемый «магический четырехугольник» - четыре взаимосвязанные цели, одновременное достижение которых не представляется возможным:

6 рост производства товаров и услуг;

7 обеспечение занятости населения;

8 обеспечение равновесия платежного баланса страны;

9 стабильность покупательной способности национальной денежной единицы: как внешней (обменный курс), так и внутренней (цены внутри страны). [12, с.127]

Некоторые цели согласуются друг с другом: высокий уровень занятости и экономический рост, стабильность ставки процента и стабильность на финансовом рынке. Но тем не менее, это не всегда бывает так. Задача поддержания стабильного уровня цен часто противоречит задаче поддержания стабильной ставки процента и высокого уровня занятости в краткосрочном периоде. Например, на фоне экономического роста и снижения уровня безработицы, инфляция и ставка процента могут н6ачать расти. В случае, если центральный банк будет пытаться предотвратить рост ставки процента путем покупки облигаций, повышая их цену и таким образом вынуждая ставку процента понижаться, то такая операция на открытом рынке увеличит и предложение денег, что стимулирует инфляцию. Но если центральный банк приостановит рост предложения денег, чтобы предотвратить инфляцию, то в краткосрочном периоде и ставка процента, и уровень безработицы могут повыситься. Таким образом, существует проблема конфликта целей, что ставит центральный банк перед трудным выбором.

Желая достичь определенных целей, таких как стабильность цен и высокий уровень занятости, центральный банк не может непосредственно и немедленно повлиять на них. Стратегия центрального банка состоит в том, что после выбора конечных целевых значений, определяется набор целевых показателей, непосредственно влияющих на уровень занятости или уровень цен, которые называют промежуточными целями. [10, с.107]

Промежуточные (монетарные) цели формулируются центральными банками для реализации конечных (общеэкономических) целей. Они определяют значение тех или иных экономических переменных в длительных временных интервалах. Можно назвать, по меньшей мере, три основные причины, определяющие необходимость использования промежуточных целей денежно-кредитной политики:

10сложность отображения всех взаимосвязей экономических параметров на макроуровне;

11запаздывание реакции экономики на те или иные действия центрального банка в монетарном секторе (временной лаг);

12частое отсутствие у органов денежно-кредитного регулирования достаточной и своевременной экономической информации для принятия оптимального решения на долгосрочную перспективу.[12, с.127]

При выборе промежуточных целей используется несколько критериев:

·        согласованность с конечными целями денежно-кредитной политики;

·        контролируемость, предполагающая возможность для центрального банка влиять на величину промежуточной переменной. Кроме того, важна устойчивая зависимость между инструментами денежно-кредитного регулирования и промежуточной переменной;

·        измеримость, предполагающая возможность правильно и точно измерить выбранную промежуточную переменную;

·        своевременность. Достоверная информация о данной цели должна своевременно и регулярно поступать в центральный банк.

Следует отметить, что промежуточная цель не является раз и навсегда заданной, особенно в странах с переходной экономикой. Это обусловлено постоянным процессом развития рыночных отношений. Причем промежуточная цель может устанавливаться в мягкой (рекомендательной) и жесткой (подобно целевому показателю) формах.

Тактические (оперативные) цели устанавливаются центральными банками в связи со слабой взаимосвязью промежуточных целей с инструментами денежно-кредитного регулирования. Кроме того, промежуточные цели трудно прогнозировать или контролировать ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Их проще использовать для ежеквартального либо ежегодного контроля. Достижение тактических целей возможно путем каждодневных регулирующих действий центрального банка. Через постановку и достижение тактических целей центральный банк обеспечивает выполнение своих промежуточных и, соответственно, конечных целевых установок.

Требования к тактическим целям;

·        максимальное воздействие на них центрального банка;

·        способность быстро и позитивно изменяться в ответ на действия центрального банка;

·        стабильное влияние на промежуточную цель.

В зависимости от конкретной ситуации в качестве тактических целей может выступать регулирование резервов (ликвидности банковской системы), краткосрочных процентных ставок денежного рынка и пр. [12, с.129]

Основной закон определения целей центрального банка при денежно-кредитном регулировании состоит в следующем: центральный банк может таргетировать (принимать за контрольный) только один показатель: либо агрегат денежной массы, либо обменный курс в качестве промежуточных целей. То же касается и оперативных целей: возможно таргетирование денежной базы (но тогда ставка процента денежного рынка является переменной, определяемой банковской системой); таргетирование ставки процента (ЦБ, используя инструменты рефинансирования, устанавливает целевую величину ставки денежного рынка; в этом случае переменная, определяемая банковской системой, - денежная база).

Подход «одного показателя» объясняется вероятностью ошибок со стороны ЦБ: в этом случае неверное установление цели в отношении одного показателя будет корректироваться банковской системой посредством другого. Кроме того, в условиях контролирования двух целей одновременно населению труднее формировать свои инфляционные ожидания, поскольку не ясно, какой из двух целей будет отдано предпочтение в случае возникновения конфликта между ними.

В основе выбора инструментов денежно-кредитного регулирования лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа к ликвидности центрального банка в зависимости от ситуации.

В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации инструментов денежно-кредитного регулирования.

.По характеру воздействия:

•        инструменты прямого (административного) регулирования и контроля;

•        косвенные (экономические, рыночные) инструменты.

.По объему воздействия на рынок:

•        общие (воздействуют на систему в целом);

•        селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок).

В зависимости от типа денежно-кредитного регулирования (рестрикционное и экспансионистское) применение методов может быть тотальным или селективным. При тотальном регулировании мероприятия центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы; при селективном - на отдельные кредитно-финансовые институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Выбор метода регулирования деятельности банков производится в каждом конкретном случае исходя из состояния экономики. [12, с.130]

К административным методам денежно-кредитного регулирования относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков.

Косвенные {экономические, рыночные) инструменты предполагают воздействие ЦБ на поведение коммерческих банков путем использования экономических интересов, т.е., изменяя объемы резервных денег или их цену, ЦБ изменяет спрос на кредит и эффект мультипликации в экономике. Важным фактором эффективности косвенных инструментов является формирование денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике, что предполагает:

достижение относительно стабильного состояния экономики,

формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики,

создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка. [12, с.131]

Инструменты денежно-кредитного регулирования Национального банка группируются по нескольким классификационным признакам: исходя из сущности операции или в зависимости от роли Национального банка (его инициативы) в использовании тех или иных инструментовмонетарного регулирования как при поддержании ликвидности (рефинансировании), так и при проведении операций изъятия ликвидности.

В обобщенном виде инструменты денежно-кредитного регулирования Национального банка представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 Классификация инструментов денежно-кредитного регулирования Национального банка Республики Беларусь

1. Операции рефинансирования банков.

1.1. Операции поддержки текущей ликвидности.

1.2. Операции поддержки устойчивости банковской системы (чрезвычайные кредиты).

2. Привлечение ресурсов банков (стерилизация денежной массы).

2.1. Обязательное резервирование средств банков.

2.2. Продажа государственных ценных бумаг, в том числе на срок (обратные РЕПО).

2.3. Прием средств в депозиты Национального банка.

2.4. Выпуск Национальным банком собственных ценных бумаг.

3. Регулирование цен на денежном рынке.

3.1. Базовая ставка рефинансирования.

3.2. Обменные курсы национальной валюты.

3.3. Ограничения процентных ставок.

4. Операции покупки-продажи иностранной валюты.

5. Операции с наличными деньгами.

6. Операции с драгоценными металлами и камнями.

7. Перечисления в уставные фонды банков и других организаций.

8. Операции с Министерством финансов и другими госорганами.

9. Пруденциальные нормативы для банков.

10.  Регламентирование операций банков.

11.  Организация системы межбанковских расчетов.

12.  Организация работы Межбанковской валютно-фондовой биржи.

Примечание. Источник: [12, с.132]

.2 Механизм денежно-кредитной политики

Механизм денежно-кредитного регулирования как элемент системы представляет собой условия и порядок использования методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, а также организацию деятельности центральных банков по этому использованию (регламентируется нормативными документами центрального банка).

Для управления потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования - организуемое государством в лице центрального банка управление денежным оборотом в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач.

Как и любая другая, система денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность элементов. К ним относятся:

·        принципы организации денежно-кредитного регулирования;

·        субъекты и объекты регулирования;

·        методы и инструменты, а также механизм регулирования.

Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим компонентом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает ее устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов являются общими, свойственными любому государству с рыночной моделью экономики, однако некоторые из них индивидуальны и отражают национальные особенности стран.

.Принцип независимости центрального банка от исполнительной власти и подотчетности его органам законодательной власти. Это предполагает:

институциональную независимость - законодательное закрепление за центральным банком исключительного права разработки и осуществления денежно-кредитной политики;

материальную независимость - осуществление деятельности за счет собственных доходов;

личную независимость - назначение высших органов центрального банка законодательной властью и их независимость от исполнительной власти.

.Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования. Он означает:

·        что деятельность всей системы управляется единым органом - центральным банком;

·        что все субъекты системы в рамках данной территориальной единицы руководствуются единой денежно-кредитной политикой.

.Принцип построения иерархии целей при разработке денежно-кредитной политики для рассматриваемой системы. Он должен учитывать:

•специфику экономики государства и особенности этапа ее развития;

•ориентацию на достижение долгосрочного макроэкономического эффекта.

4.  Принцип единства и взаимодополняемости денежно-кредитной политики другими составляющими государственной макроэкономической политики.

5.  Требование прозрачности и доступности обществу целей и задач, а также действий центрального банка (принцип регулирования ожиданий субъектов экономики). [12, с.121]

Для его соблюдения необходимо:

1 постоянное информирование общественности через средства массовой информации о целях, инструментах монетарной политики, публикация статистики, отчетов и т.д.;

2 безусловное выполнение центральным банком официально принятых обязательств, т.е.

3 центральный банк должен принимать обязательства только по тем показателям, которые он в состоянии контролировать;

4 число официально объявляемых показателей должно быть небольшим;

5 планируемые показатели должны быть реально выполнимыми;

6 необходимо предусмотреть возможность изменений на стадии утверждения целевых показателей (с учетом допустимых прогнозируемых отклонений).

Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле к ним относят всех юридических и физических лиц - владельцев денежных средств; в узком - только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование (центральные банки, законодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денежно-кредитной сфере).

Объектами денежно-кредитного регулирования называют конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка (объем и структура денежной массы, налично-денежного оборота, денежная база, структура процентных ставок, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредиты экономике и т.д.). [12, с.125]

В настоящее время в зависимости от выбора тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулирования.

Первый вид - это гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на оптимальном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Реализация этого варианта денежно-кредитного регулирования при росте спроса на деньги приведет к соответствующей корректировке объема денежной массы в обращении при неизменной норме процента (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Гибкое денежно-кредитное регулирование

Примечание. Источник: [12, с.119]

Второй вид - жесткое регулирование, предполагающее сохранение объема денежной массы неизменным. В этом случае любое нарушение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного процента при фиксированной денежной массе (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Жесткое денежно-кредитное регулирование

Примечание. Источник: [12, с.119]

Третий вид - промежуточное регулирование, при котором корректируются и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономическими условиями (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Промежуточное денежно-кредитное регулирование

Примечание. Источник: [12, с.119]

Таким образом, современные теоретические подходы к денежно-кредитному регулированию исходят из определенной оценки роли денег в экономике (рис. 1.4). [12, с.119]

Рис.1.4 Влияние монетарного сектора на реальный сектор

Примечание. Источник [12, с.120]

Выделяют два типа монетарной политики1 - денежно-кредитная рестрикция и денежно-кредитная экспансия.

Оба данных типа могут иметь как всеобщий, так и селективный характер. В первом случае мероприятия центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, во втором - на отдельные кредитные учреждения, их группы или на определенные виды банковской деятельности.

Денежно-кредитная рестрикция (политика «дорогих» денег) направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. ужесточение условий и ограничение объемов операций коммерческих банков, повышение уровня процентных ставок. Целями данной политики являются сдерживание инфляции, улучшение сальдо платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов (рис.1.5).

Рис.1.5 Влияние на экономику рестрикционной денежно-кредитной политики

Примечание. Источник: [12, с.115]

Денежно-кредитная экспансия (политика «дешевых» денег) означает расширение масштабов кредитования экономики, ослабление контроля со стороны ЦБ за приростом количества денег в обращении, снижение уровня процентных ставок. Ее цели - стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы (рис. 1.6).

Рис.1.6 Влияние на экономику экспансионистской денежно-кредитной политики. Примечание. Источник: [12, с.115]

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам вызывает, как правило, ухудшение по другим. Так, стимулирование инвестиций, как и рост деловой активности за счет увеличения денежного предложения, усиливает инфляцию. В то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшение состояния платежного баланса, дестимулируют экономическую активность и ухудшают показатели занятости. В результате при проведении денежно-кредитной политики неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономической активности и борьбы с инфляцией. Поэтому центральный банк, проводя данную политику, должен действовать последовательно в зависимости от состояния экономики в тот или иной период ее развития.

Денежно-кредитная политика реализуется путем проведения денежно-кредитного регулирования - совокупности мероприятий ЦБ, направленных на достижение целей денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитного регулирования предполагает оценку роли монетарного сектора в макроэкономической системе государства.

Монетарный сектор, выполняя роль посредника при обмене товаров и обеспечивая прохождение потоков денежных средств между секторами экономики, в свою очередь активно воздействует на них. Так, связь с сектором правительства выражается в финансировании банковской системой бюджета (кредиты, покупка государственных ценных бумаг и т.д.). Размер и изменения этих обязательств определяют уровень государственных расходов и, соответственно, внутреннего спроса в экономике. [12, с.116]

.       
ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Денежно-кредитная политика в период с 1995-2000 гг.

Переход Республики Беларусь на путь принципиально новых экономических отношений, создания правового и демократического государства потребовал адекватных изменений в деятельности всех субъектов ее экономики. Более чем десятилетний период трансформации, сопровождаемый инфляцией, девальвацией национальной денежной единицы, наличием дефицита государственного бюджета, ростом внутреннего и внешнего долга, увеличением структурных диспропорций и спадом производства, вызвал потребность в углублении экономических исследований в области познания основных закономерностей воздействия денежно-кредитной политики как на банковский сектор в целом, так и на коммерческие банки в частности.

Характерными чертами системы денежно-кредитного регулирования Республики Беларусь является взаимодействие Национального банка Республики Беларусь в проведении денежно-кредитной политики с Правительством Республики Беларусь и Президентом Республики Беларусь; основные инструменты воздействия на элементы денежно-кредитной системы самостоятельно разрабатываются и используются Национальным банком. Одновременно участниками финансовых рынков являются и другие банки, а использование приоритетных инструментов денежно-кредитного регулирования направлено на управление объемами их операций.

Основные принципы организации системы монетарного регулирования в Республике Беларусь:

> принцип независимости центрального банка, реализуемый согласно части 2 статьи 24 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее Банковский кодекс): «Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности».

Деятельность центрального банка регулируется на нескольких уровнях: конституционном (ст. 136 и ст. 84), законодательном (Банковский кодекс, Закон о бюджете на текущий год) и нормативно-правовом (ст. 14 закона «О нормативных и правовых актах Республики Беларусь» нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь принимаются в форме декретов и указов).

>принцип подотчетности Национального банка Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь [4,ст. 24], который:

утверждает Устав Национального банка Республики Беларусь, изменения и дополнения, вносимые в него;

назначает с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь, освобождает их от должности с уведомлением об этом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

определяет организацию и проведение аудиторской проверки деятельности Национального банка Республики Беларусь;

утверждает годовой отчет Национального банка Республики Беларусь с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка Республики Беларусь;

1   принцип децентрализации управления системой монетарного регулирования в Республике Беларусь: согласно ст. 26 и ст. 27 Банковского кодекса, нормам ст. 107 Конституции Республики Беларусь, ст. 4 закона №178-3 от 07.07.1998 года «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах», ст. 4 закона №157-3 от 05.05.1998 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», разработку и реализацию денежно-кредитной политики осуществляет Национальный банк совместно с Правительством, а Президент утверждает основные цели и направления регулирования монетарного сектора экономики.

2   принцип построения иерархии целей, обеспечивающий сохранение преемственности целей высшего порядка к низшим. и нашедший свое отражение в следующих документах: «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы», «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года», «Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы», «Программа мероприятий по реализации концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы», «План действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год», а также ежегодные «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь»;

3   принцип открытости и транспарентности денежно-кредитной политики, выраженный в политической, экономической и процедурной ее составляющих в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики на текущий год.

При этом ежеквартально Национальным банком публикуются отчеты о состоянии монетарной системы и основных индикативных переменных.

Таким образом, учитывая современные отечественные и зарубежные направления развития науки о денежно-кредитной политике, следует отметить следующее:

■/ условием успешной реализации денежно-кредитной политики является четко сформулированное представление о ее структуре и принципах, необходимом и достаточном развитии ее компонентов: денежно-кредитного суверенитета, независимости центрального банка, открытости и транспарентности;

■S характерные черты денежно-кредитной политики в Республике Беларусь - недостаточная автономность центрального банка, низкий уровень открытости и транспарентности проводимой им политики и отсутствие централизации управления системой денежно-кредитного регулирования;

■S система монетарного регулирования, основой которой является денежно-кредитная политика как составная часть государственной экономической политики, реализуемая исполнительной властью (ст. 4 Банковского кодекса и ч.2 ст. 132, ст. 79, ст. 84 Конституции Республики Беларусь) получает свое развитие в условиях переходной экономики Республики Беларусь благодаря низкому уровню открытости и транспарентности монетарной политики, что позволило проводить относительно эффективную денежно-кредитную политику в последние годы, а также исключить необходимость привлечения дополнительных инструментов в ее осуществлении со стороны центрального банка. [3, с.11].

В октябре 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва было принято стратегическое решение о признании «белорусского расчетного билета» в качестве национальной валюты. Национальному банку было поручено отвечать за дальнейшее состояние белорусской денежной единицы как символа суверенного государства.

К концу 1994 года в Беларуси функционировал валютный рынок, сформировался единый обменный курс. На весьма льготных условиях от МВФ были получены стабилизационные кредиты. Доминировало убеждение о необходимости ограничения кредитной экспансии. На основе установления положительной процентной ставки была обеспечена сохранность вкладов населения в белорусских рублях. Открытие для коммерческих банков специальных депозитных счетов в Национальном банке позволило уменьшить денежное предложение и подавить гиперинфляцию.

В целом мероприятия по стабилизации денежно-кредитной сферы осуществлялись в рамках реализации специальной АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ. Тем самым были созданы определенные предпосылки для проведения экономической реформы, хотя упомянутая программа так и не была выполнена должным образом.

В 1997 году в денежно-кредитной политике стали преобладать идеи монетаризации ВВП и целесообразности форсирования кредитной экспансии.

Кризис национального валютного рынка пришелся на середину марта 1998 года. Был закрыт внебиржевой валютный рынок, а белорусский рубль был срочно выведен из международного оборота и перестал выполнять на территории СНГ функцию резервного средства.

Гипертрофированными темпами нарастала дебиторско-кредиторская задолженность, возрос бартер и обострился кризис неплатежей. Денежное обращение стало наполнятся всевозможными суррогатами. Резко возросла «долларизация» экономики. Белорусский рубль окончательно утратил функцию сбережений и накоплений. Чистые иностранные активы Национального банка приобрели отрицательные значения. Оборотные средства предприятий непрерывно обесценивались. Из-за отрицательных процентных ставок население республики ежегодно теряло значительную часть рублевых вкладов.

Таким образом, концепция «форсирования монетизации ВВП и канализации кредитной эмиссии» с учетом заявленных стратегических приоритетов (экспорт, жилье и продовольствие), активно внедряемая с начала 1997 года в условиях нереформированной экономики, закончилась дестабилизацией денежно-кредитной сферы.

В Республике Беларусь в соответствии с Банковским кодексом и Уставом Национального банка основной долгосрочной целью денежно-кредитной политики является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, то есть Национальный банк должен фактически гарантировать как внешнюю, так и внутреннюю долгосрочную устойчивость белорусского рубля.

Для достижения основной долгосрочной цели Национальный банк в различные годы использовал разные промежуточные целевые ориентиры или, в соответствии с отечественной терминологией, контрольные и индикативные показатели денежно-кредитной политики. В период с 1995-го по 2004 год в зависимости от макроэкономических условий достижения этой цели Национальным банком Республики Беларусь использовались промежуточные целевые ориентиры по денежной массе и обменному курсу. В 2005 году в практику денежно-кредитного регулирования вводятся отдельные элементы инфляционного таргетирования.

Систематизация этих показателей, официально закрепленных в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 1995-2006 годы [приложение 1], позволяет сделать следующие выводы.

В период с 1995-го по 2000 год для ограничения темпов роста цен в экономике страны Национальный банк использовал преимущественно ориентиры, связанные с приростом денежной массы, включая ориентиры по совокупной денежной массе и ее агрегатам, денежной базе, внутреннему кредиту и его составляющим. Это обусловлено тем, что для преодоления негативных последствий преобразований, характерных для большинства стран с переходными экономиками на начальных стадиях трансформационного процесса, в Республике Беларусь применялись директивные методы распределения ресурсов в экономике и, в частности, использовалось прямое кредитование Национальным банком Правительства Республики Беларусь и экономики страны в целом. Это стало одним из основных факторов избыточного роста денежного предложения с соответствующими последствиями для инфляции. [6, с.25]

2.2 Основные направления денежно-кредитной политики в 2001-2005гг.

Меры, направленные на ограничение денежного предложения, исчерпали себя, и начиная с 2001 года антиинфляционная политика проводится с использованием обменного курса в качестве промежуточного целевого ориентира. При этом Национальный банк по-прежнему контролирует параметры роста таких показателей, как денежная масса и ее агрегаты, денежная база, внутренний кредит и его элементы. Дополнительным аргументом в пользу приоритета обменного курса при проведении денежно-кредитной политики являлись обязательства в рамках создания экономического и валютного союза Беларуси и России. [6, с.25]

Развитие экономики, социальной и денежно-кредитной сфер Беларуси в истекшем пятилетии характеризовалось следующими основными тенденциями, в значительной мере обусловленными реализацией комплексной системы мер по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 75, 1/2901):

высокими и динамичными темпами роста объемов производства и реализации товаров и услуг в большинстве секторов экономики;

повышением уровня и качества жизни граждан на основе экономического роста, увеличения реальных денежных доходов населения и повышения его занятости;

улучшением финансового состояния предприятий реального сектора экономики;

активизацией инвестиционной и внешнеэкономической деятельности;

стабилизацией государственных финансов, низкими показателями дефицита консолидированного бюджета и государственного долга;

замедлением инфляционных и девальвационных процессов;

дедолларизацией и монетизацией экономики;

ростом золотовалютных резервов государства;

снижением номинальных процентных ставок на финансовом рынке и поддержанием их реальных значений на положительном уровне;

развитием и укреплением банковского сектора, повышением его роли в социально-экономическом развитии страны, выразившемся в росте ресурсов, собственного капитала и уставного фонда банков, расширении их активных операций, улучшении структуры активов и эффективности, надежности и безопасности функционирования платежной системы. [16, с.4]

Анализ работы отраслей экономики страны в 2001 - 2005 годах свидетельствует, что большинство социально-экономических показателей выполнено и перевыполнено. [Приложение 2]

Важным фактором достижения положительных макроэкономических результатов являлась денежно-кредитная политика. За 2001 - 2005 годы была обеспечена относительная стабильность обменного курса белорусского рубля, которая, наряду с другими экономическими и монетарными факторами, способствовала ограничению инфляционных процессов в стране и стала одной из предпосылок экономического роста и повышения на этой основе благосостояния населения. Уровень инфляции снизился со 107,5 процента в 2000 году до 8 процентов в 2005 году.

Динамика обменного курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю за 2001 - 2005 годы изменялась от девальвации на 24,6 процента в 2001 году до укрепления на 3,9 процента в 2005 году, по отношению к доллару США - соответственно от снижения на 33,9 процента в 2001 году до повышения на 0,8 процента в 2005 году.

Принятые меры по стабилизации валютного рынка способствовали перетоку основной массы наличной иностранной валюты на легальный валютный рынок, повысили степень его ликвидности, расширили активность внебиржевого валютного рынка, закрепили принципы рыночного курсо-образования, увеличили прозрачность операций нерезидентов, в целом повысили предсказуемость валютного рынка.

Белорусский рубль стал полностью конвертируемым по текущим операциям, что нашло отражение в присоединении Беларуси к статье VIII Соглашения Международного валютного фонда (далее - МВФ). С 2001 по 2005 год объем сделок на валютных рынках увеличился в 6 раз, а поступление валютной выручки на счета субъектов хозяйствования - в 4,7 раза. [16, с.5]

Среди других положительных результатов проводимой денежно-кредитной политики следует отметить улучшение структуры денежной массы, снижение стоимости кредитных ресурсов в национальной валюте, сохранение положительного уровня реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам, которое содействовало заинтересованности осуществления сбережений в белорусских рублях, что, в свою очередь, сказывалось на росте ресурсного потенциала банков. [Приложение 3]

Кроме того, осуществлялось взаимодействие с национальными (центральными) банками государств - участников Соглашения о формировании Единого экономического пространства (далее - ЕЭП). Подготовлены проекты соглашений в области денежно-кредитной и валютной политики, валютного регулирования и валютного контроля, перемещения валюты физическими лицами, страхования вкладов физических лиц в кредитно-финансовых организациях, банковского надзора.

В результате сотрудничества с Бреттон-Вудскими институтами в 2004 году реализован совместный проект МВФ и Всемирного банка ”Программа оценки финансового сектора“, проведено исследование эффективности использования инструментов надзора за деятельностью банков и банковской системы в целом, разработаны мероприятия по борьбе с финансированием терроризма и легализацией доходов, полученных незаконным путем, в Республике Беларусь.

Привлечение финансовых ресурсов в банковскую систему как непосредственно в уставные фонды банков, так и на развитие частной предпринимательской инициативы путем предоставления кредитов через отдельные банки осуществлялось по линии Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (далее - ЕБРР). [16, с.7]

Несмотря на динамичное развитие в прошедшей пятилетке экономики и денежно-кредитной сферы, в настоящее время имеется ряд нерешенных проблем и макроэкономических рисков, которые ограничивают эффективность проводимой денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора. Основными из них являются:

) все еще напряженное финансовое состояние значительного числа предприятий реального сектора экономики, обусловливающее высокие кредитные риски банков и ограничивающее возможности роста их ресурсной базы, а также снижение ставки процента по кредитам и увеличение объемов кредитования.

Это негативно влияет на структуру активов и пассивов банков, на распределение денежных доходов населения по социальным группам и регионам, долю неофициальных доходов, величину и направленность социальных трансфертов как в целом, так и предоставленных с участием банковской системы;

) сохраняющаяся в стране высокая налоговая нагрузка (при ее незначительном снижении) ограничивает финансовые средства субъектов хозяйствования, и соответственно, снижает их деловую и инвестиционную активность, развитие частного сектора и конкурентоспособность белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках;

) недостаточная эффективность общественного производства вследствие его невысокого технологического уровня, характеризующегося, в частности, значительным износом активной части основных фондов. Это является одним из основных факторов, ограничивающих конкурентоспособность отечественной продукции и обусловливающих низкую долю добавленной стоимости в цене на нее, и выражается в высокой затрато- и энергоемкости производства продукции, низком уровне производительности труда, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на финансовое положение отечественных производителей;

) высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, что негативно отражается на состоянии платежного баланса страны;

) ограниченность инвестиционных ресурсов для обновления основных фондов;

6) недостаточная инновационная активность, отсутствие механизма трансферта новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций. [16, с.14]

.3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе 2006-2010 гг.

В 2006 г. принята новая редакция Банковского кодекса, которая в максимальной степени соответствует современному уровню развития банковского сектора и формирует предпосылки дальнейшего повышения эффективности денежно-кредитной политики.

Согласно ст. 4 Банковского кодекса денежно-кредитная политика Республики Беларусь является составной частью единой государственной экономической политики. В соответствии с этим законодательно зафиксированным принципом выработка и осуществление мер денежно-кредитной политики осуществляется Национальным банком в тесном взаимодействии с Правительством Республики Беларусь в составе единого комплекса скоординированных действий, направленных на достижение прогнозных параметров социально-экономического развития.

Механизм государственного экономического регулирования в Республике Беларусь нацелен на достижение основных параметров социально-экономического развития, которые являются общепринятыми в мировой практике. Это - обеспечение устойчивого долгосрочного экономического роста, стабильность цен, стабильность платежного баланса и максимальная занятость населения.

Достижение этих целей рассматривается как основа для повышения уровня и качества жизни населения и служит определяющим моментом при разработке экономических программ и прогнозов. Учитывая, что одним из ключевых условий достижения поставленных целей служит проведение соответствующей монетарной политики, Национальный банк традиционно декларирует стратегическую направленность денежно-кредитной политики на достижение прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных приоритетов и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

Наряду с этим необходимо отметить, что тесная интеграция целей денежно-кредитной политики в единую систему социально-экономического развития Республики Беларусь не означает ограничения законодательно установленной Банковским кодексом независимости Национального банка. Более того, такой подход к целям денежно-кредитной политики создал основу для конструктивного и системного взаимодействия между правительством и Национальным банком, которое стало важным фактором повышения качества разработки как долгосрочных программ социально-экономического развития, так и единого пакета взаимоувязанных программных документов на каждый год, включая Прогноз социально-экономического развития страны, Закон о государственном бюджете Республики Беларусь и Основные направления денежно-кредитной политики.

Взаимодействие с правительством, обеспечивающее согласование целевых параметров на стадии подготовки экономических прогнозов, позволило Национальному банку перейти от практики удовлетворения текущих потребностей экономики в денежных ресурсах к системной работе по формулированию целей денежно-кредитной политики и их последовательной реализации с использованием рыночных методов и инструментов. Значимым шагом в этом направлении стало прекращение с 2004 г. предоставления Национальным банком прямых кредитов правительству на финансирование бюджетного дефицита. [2, с.3]

Первостепенное значение Национальный банк Республики Беларусь, как и большинство центральных банков, придает обеспечению ценовой стабильности. По этой причине в качестве конечной цели монетарной политики, ежегодно фиксируемой Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь, выступает снижение уровня инфляции. [2, с.4]

Низкая инфляция является ключевым условием для обеспечения надежного функционирования и развития всей финансовой системы, выполнения национальной денежной единицей своих базовых функций (средство расчета, средство сбережения, мера стоимости), эффективного перераспределения финансовых и материальных ресурсов, формирования базы для активизации сбережений с их последующей трансформацией в инвестиции. В совокупности это создает предпосылки для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

В связи с этим конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 - 2010 годах, наряду с мерами экономической политики, станет обеспечение с помощью монетарных инструментов снижения темпов инфляции и поддержания ее на низком уровне. При этом уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, в 2010 году должен составить не более 5 процентов.

В первой половине пятилетия сохранится преемственность режима денежно-кредитной политики. Для достижения ее конечной цели по снижению уровня инфляции Национальный банк будет применять промежуточные монетарные ориентиры, важная роль среди которых по-прежнему сохранится за обменным курсом белорусского рубля.

Существенное внимание как промежуточному ориентиру будет также уделяться показателю динамики денежного предложения. [16,с.22]

Программой предусмотрено постепенное ускорение эволюции денежно-кредитной политики в направлении прямого инфляционного таргетирования. Роль основного инструмента регулирования процессов в денежно-кредитной сфере перейдет к процентной ставке. Изменение ставки рефинансирования будет более активно регулировать условия заимствования на краткосрочном денежном рынке и давать четкий сигнал о направлении монетарной политики.

Однако для эффективной реализации прямого инфляционного таргетирования необходим ряд объективных предпосылок, которые в экономике республики пока не сформированы в достаточной степени. Поэтому конкретные сроки перехода к режиму прямого инфляционного таргетирования будут зависеть от проведения всех необходимых подготовительных мероприятий в экономике и денежно-кредитной сфере, включая создание широкого финансового рынка и повышение значимости процентной ставки в механизме взаимодействия монетарного сектора с другими секторами экономики. [2, с.8]

Важным условием роста эффективности денежно-кредитной политики в 2006 - 2010 годах станет повышение ее прозрачности, доведение до всех участников рынка информации о ситуации в экономике, прогнозе инфляции, наличии и источниках рисков для ценовой стабильности в будущем, действиях Национального банка, направленных на достижение конечной цели по инфляции.

Эффективное внедрение элементов режима прямого инфляционного таргетирования потребует выполнения также ряда других условий.

Правительство и Национальный банк примут меры по усилению взаимодействия в сферах, способных оказывать существенное влияние на эффективность проведения денежно-кредитной политики.

Так, предполагается усиление взаимосвязи налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, Правительство предпримет шаги по сужению сферы прямого административного регулирования цен и тарифов на товары и услуги. [16, с.24]

Важнейшей задачей Правительства и Национального банка станет принятие конкретных мер, направленных на развитие сегментов и инструментов финансового рынка. Это повысит восприимчивость экономики к изменению монетарных условий, прежде всего определяемых уровнем процентных ставок, а следовательно, действенность сигналов по ужесточению либо смягчению денежно-кредитной политики. [16, с.25]

Основные денежно-кредитные показатели будут формироваться на уровне, обеспечивающем достижение конечной цели по инфляции, исходя из складывающихся экономических тенденций и выполнения макроэкономических показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384. [16, с.27], [приложения 4,5]

В заключение следует отметить: несмотря на то, что экономике Беларуси пришлось в прошлом году несколько месяцев работать в условиях влияния мирового экономического кризиса основные экономические задачи прошлого года выполнены в полном объеме.

Согласно доклада Председателя Правления Национального банка Беларуси Петра Прокоповича Президенту Республики Беларусь:

Успехи прошлого года в экономике связаны, в том числе, и с тем, что Беларусь в значительной мере использовала внешнее кредитование и золотовалютные резервы. Так, золотовалютные резервы в 2008 году сократились на 1,33 млрд. долларов США. Эти средства были направлены на обеспечение эффективной работы реального сектора экономики и достижение запланированных темпов экономического роста. Поэтому в текущем году Беларусь должна максимально работать над тем, чтобы привлечь внешние ресурсы для того, чтобы поддержать реальный сектор экономики и с минимальными потерями выйти из сложной ситуации, в которой находится весь мир.

В условиях всемирного кризиса Беларуси не остается ничего другого, как принимать своевременные, хоть и непопулярные меры, которые бы максимально стимулировали развитие нашей экономики, экспортеров, производителей. С этой точки зрения наиболее эффективной была разовая девальвация. Постепенная девальвация не имеет такой эффективности.

В 2009-м и 2010 г. предусматриваются еще более высокие темпы экономического роста, чем в текущем году. Более того, экономическое развитие страны должно выйти на новый качественный уровень.

Предстоит модернизация отечественных предприятий в соответствии с современными технологическими требованиями, необходимо ускорить развитие малых и средних предприятий, прежде всего в регионах страны, выпускаемая в стране продукция должна стать конкурентной на мировых рынках. По сути, в течение нескольких ближайших лет в нашей стране должна быть создана высококонкурентная экономика.

В конечном итоге это должно найти свое отражение в быстром росте показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, улучшении материального благополучия жителей страны, в частности, достижении существенно более высокого уровня заработной платы. [15, с.10]

Заключение

На основе исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы.

Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. На первом этапе денежно-кредитного регулирования центральный банк с помощью инструментов воздействует на параметры денежно-кредитной сферы, на втором измененные параметры передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Приоритетное значение придается конечным целям:

устойчивым темпам экономического роста,

высокому уровню занятости населения,

относительно стабильному уровню цен,

равновесию платежного баланса страны.

Приоритетной целью денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен в стране.

Достичь заданных конечных целей можно только правильно выбрав промежуточные: объем денежной массы, уровень процентной ставки, объем кредитов.

Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.

Эффективность методов денежно-кредитного регулирования обеспечивается их постоянной эволюцией, связанной с изменением механизма регулирования экономики в целом, с соотношением в нем элементов саморегулирования и сознательного регулирования.

К достоинствам денежно-кредитной политики относятся:

быстрота и гибкость,

независимость от политического давления.

Однако денежно-кредитная политика имеет определенные недостатки:

циклическая асимметрия,

изменение скорости обращения денег,

влияние на инвестиции.

В результате продолжительной эволюции денежно-кредитная политика Республики Беларусь относительно стабилизировалась, хотя процесс стабилизации денежно-кредитной сферы еще далек от завершения. Так объемы прироста кредитной эмиссии превышают официальные темпы прироста реального ВВП. Кредитная эмиссия в меньших объемах, но все же по-прежнему используется на финансирование жилищного строительства, покрытие дефицита республиканского бюджета и на компенсацию вкладов населения. Сохраняется «долларизация» белорусской экономики.

Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Курсовая политика должна способствовать сохранению позитивных ценовых условий для повышения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках.

Первостепенное значение придается обеспечению ценовой стабильности. По этой причине в качестве конечной цели монетарной политики, ежегодно фиксируемой Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь, выступает снижение уровня инфляции.

Последовательная реализация механизма денежно-кредитной политики в составе мер единой экономической политики государства содействует ограничению инфляционных и девальвационных процессов, стабилизации в денежно-кредитной сфере и обеспечению высоких темпов экономического роста.

Достижение этих целей является основой для повышения уровня и качества жизни населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Алымов, Ю.М. Денежно-кредитная политика и развитие банковского сектора: итоги и перспективы / Ю.М. Алымов // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2008. - № 9. - С.25-33.

.        Алымов Ю.М. Республика Беларусь: эволюция денежно-кредитной политики и перспективы развития банковского сектора / Ю.М. Алымов // Деньги и кредит. - 2007. - № 8. - С.3-8.

.        Бриштелев А.С. Взаимодействие центрального и коммерческих банков (методы и механизмы монетарной политики): монография. / А.С. Бриштелев - Минск: Изд. центр БГУ , 2007. - 208с.

.        Банковский кодекс Республики Беларусь.

.        Дегтярева И.В. Экономика. Макроэкономика: учебное пособие / И.В. Дегтярева. - УГАТУ, 2004. - 200с.

.        Криворотов Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе / Д. Криворотов // Банковский вестник. - 2007. - № 1. - С.25-34.

.        Конституция Республики Беларусь.

.        Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс: принципы, проблемы и политика / Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. - М: изд. «Республика», 1992. - 399с.

.        Лемешевский И.М. Макроэкономика. Социально-экономический аспект: курс лекций для студентов экономических специальностей ВУЗов / И.М. Лемешевский. - Минск: «ФУ Аинформ», 2007. - 543с.

.        Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский [и др.]; под общ. ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Минск: «ТетраСистемс», 2008. - 303с.

.        Макроэкономика: учебник / Н.И. Базылев [и др.]; под общ.ред. Н.И. Базылева. - 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2000. - С.135-173.

.        Организация деятельности центрального банка: учебное пособие / С.С. Ткачук, О.И. Румянцева [и др.]; под общ. ред. С.С. Ткачука, О.И. Румянцевой. - Минск: БГЭУ, 2006. - 295 с.

.        Основы экономической теории: учебное пособие / Н.М. Зубко [и др.]; под общ. ред. Н.М. Зубко - Минск: «Вышэйшая школа» , 2007. - С.283-325.

.        Основы экономической теории: пособие для системы экономического образования / Э.И. Лобкович [и др.]; под общ. ред. Э.И. Лобковича. - Минск: ООО «Мисанта», 1999. - С.164-166.

.        Прокопович П.П. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2007 год и задачах банковской системы страны по их реализации в 2008 году / П.П. Прокопович // Банковский вестник. - 2008. - № 4. - С.5-10.

.        Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы / Национальный банк Республики Беларусь. - Минск, 2006. - 46с.

.        Тарасов В.И. Деньги, кредит, Банки: учебное пособие / В.И. Тарасов. - Минск: «Книжный Дом» «Мисанта», 2005. - С.200-203,259-279.

.        Экономическая теория: учебное пособие / Н.И. Базылев [и др.]; под общ. ред. Н.И. Базылева - 4-е изд. - Минск: «Книжный Дом» «Экоперспектива», 2005. - С.486-489.

 

Приложения

Приложение 1

Целевые ориентиры денежно кредитной политики  В 1994-2006 годах

Годы

Целевые ориентиры в соответствии с Основными направлениями денежно кредитной политики Республики Беларусь на соответствующий год

1995

- инфляция к середине года не более 5% в месяц и к концу года - до 1% в месяц; - девальвация не выше инфляции; - кредиты Правительству под дефицит бюджета не более 2% ВВП; - положительные процентные ставки по кредитам и депозитам; - верхняя граница кредитов Национального банка Правительству и коммерческим банкам не более 2 трлн. руб.

1996

- инфляция 2,5% в среднем за месяц, а к концу года - 1-1,5% - девальвация не выше 80% от инфляции; - положительные процентные ставки по кредитам и депозитам; - совокупная денежная масса и кредитная эмиссия Национального банка может увеличиваться темпами не выше роста индекса цен с последующей их поквартальной корректировкой.

1997

- инфляция 2% в среднем за месяц (26,8% за год); - девальвация не выше 80-100% от инфляции; - стабильность, начиная со второго квартала 1997 года реального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю с понижением его номинального уровня не более чем на величину ежемесячной инфляции; - положительные процентные ставки по кредитам и депозитам; - прирост совокупной денежной массы не более 45% (43,5 трлн. руб. на конец 1997 года); - прирост ЧВК на 41,1%, или на 3,76 трлн. руб.

1998

- инфляция 2% в среднем за месяц (27% за год); - прирост денежной массы в национальной валюте 32-33% (27-28 трлн. руб. на конец года); - прирост ЧВРК 23%, или 2трлн. руб.

1999

- положительные процентные ставки денежного рынка; - инфляция не более 4,5-5% в среднем за месяц;  - прирост денежной массы в национальной валюте (М3) не более 4,5-5% в среднем за месяц; - прирост ЧВК 35,037 трлн. руб. за год.

2000

- инфляция 170-190% , или 4,5-5,5% в среднем за месяц; - прирост ЧВРК 76 млрд. руб. (62,9%), или 4,2% в среднем за месяц; - прирост денежной массы в национальной валюте (М3) 180 млрд. руб. 60%, 4% в среднем в месяц.

2001

- инфляция не более 2,5% в месяц или 35,1% за год; - курс к доллару США 2,7% в месяц, в среднем 37,3%; - курс к российскому рублю 2% в месяц, в среднем; - М3 не более чем на 342,1 млрд. руб., или 51,3%, 3,5% в месяц; - ЧВРК не более 142,6 млрд. руб.

2002

- инфляция не более 2% в месяц или 20-27%; - курс к доллару США 1,2-1,4% в среднем за месяц, или 15-18%; - курс к российскому рублю 0,8-1,1% в месяц, в среднем, или 10-14%; - прирост М3 454-1361 млрд. руб., или 39-116,8%; - ЧВРК не более 142,6 млрд. руб.

2003

- обменный курс к российскому рублю на конец года 63,38-66,20; - обменный курс к доллару США на конец года 2250-2350 белорусских рублей; - кредиты на финансирование дефицита бюджета 152 млрд. руб.

2004

- обменный курс к российскому рублю на конец первого полугодия 76,5-77,2 белорусского рубля; - фиксация во втором полугодии с возможными отклонениями до +/- 5%; - обменный курс к доллару США на конец первого полугодия 2355 белорусского рубля, на конец года 2390 бел. руб.; - возможность снижения реального эффективного курса на 2%, возможность снижения реального курса к российскому рублю на 3-4%.

2005

- ограничение инфляции до 8-10%; - обменный курс к российскому рублю 77,65 бел. руб. на 01.01.2006. (снижение 2,4%); - обменный курс к доллару США 2275 бел. руб. на01.01.2006. (снижение 3,4%); - рост реального курса к российскому рублю не более 4%, рост реального эффективного курса не более 6%.

2006

- ограничение инфляции до 7-9%; - неизменность обменного курса к российскому рублю +/-2%; - рост реального курса к российскому рублю и рост реального эффективного курса не более 4%; - прирост активной денежной массы в пределах 24-29%.

Примечание. Источник: [6, с.25]

Приложение 2

 

Фактически по годам

Темпы роста за 2001 - 2005 годы, в процентах

 

2001

2002

2003

2004

2005


Показатели

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Индекс потребительских цен, в процентах

 

 

 

 

 

 

среднегодовой

163,3

143,1

128,4

118,1

110,3

390,9

декабрь к декабрю

146,2

134,8

125,4

114,4

108,0

305,3

Темпы роста реального ВВП, в процентах

104,7

105,0

107,0

111,4

109,2

143,1

Номинальный ВВП за год, трлн. рублей

17,17

26,14

36,56

49,99

65,07

712,4

Дефлятор ВВП, в процентах

179,6

145,0

130,7

122,7

119,2

497,8

Инвестиции в основной капитал, трлн. рублей

3,05

4,49

7,13

10,78

15,10

834,5

темпы роста в сопоставимых ценах, в процентах

96,5

106,0

120,8

120,9

120,0

179,3

Экспорт товаров и услуг, млрд. долларов США

8,48

9,31

11,57

15,69

18,16

 

темпы роста, в процентах

110,9

109,8

124,4

135,6

115,7

237,6

Импорт товаров и услуг, млрд. долларов США

8,98

9,79

12,24

17,18

17,86

 

темпы роста, в процентах

111,1

109,0

125,1

140,4

103,9

220,8

Денежные доходы населения, трлн. рублей

11,51

17,09

22,80

29,56

38,62

 

темпы роста, в процентах

206,3

148,5

133,4

129,7

130,6

692,5

Темпы роста реальных денежных доходов населения,

 

 

 

 

 

 

в процентах

128,1

104,1

103,9

109,8

118,4

180,1

Коэффициент монетизации экономики*, в процентах

 

 

 

 

 

 

по широкой денежной массе

11,6

12,1

13,2

14,3

15,7

147,3

по рублевой денежной массе

5,0

5,9

7,0

8,4

10,1

216,2

Примечание. Источник: [16, приложение 1]

Приложение 3

 

Фактически на

Показатели

01.01.01

01.01.02

01.01.03

01.01.04

01.01.05

01.01.06

 

 

 

 

 

 

 

Широкая денежная масса

1,57

2,61

3,92

6,13

8,84

12,57

темпы роста, в %

316,0

166,1

150,3

156,3

144,1

142,2

темпы роста с нач. 2001 года, в разах

 

1,7

2,5

3,9

5,6

8,0

Рублевая денежная масса

0,62

1,25

1,99

3,41

5,39

8,59

темпы роста, в %

226,4

200,2

159,6

171,0

158,1

159,5

темпы роста с нач. 2001 года, в разах

 

2,0

3,2

5,5

8,6

13,8

удельный вес в широкой денежной массе, в %

39,7

47,9

50,8

55,6

61,0

68,4

Требования банков к экономике

1,50

2,55

4,00

6,35

9,92

13,22

темпы роста, в %

332,8

169,5

156,9

159,0

156,1

133,3

темпы роста с нач. 2001 года, в разах

 

1,7

2,7

4,2

6,6

8,8

Чистые иностранные активы, млн. дол. США

150,49

276,95

480,22

601,31

862,83

1 383,71

прирост, млн. дол. США

98,51

126,45

203,27

121,09

261,52

520,88

прирост с нач. 2001 года, млн. дол. США

 

126,45

329,72

450,82

712,34

1 233,22

обеспеченность рублевой денежной базы чистыми иностранными активами органов ден.-кред. регулирования, в процентах

57,4 

64,3 

96,7 

78,9 

82,1

76,3 

Официальный обменный курс бел.рубля, рублей за 1 доллар США

1 180

1 580

1 920

2 156

2 170

2 152

Темпы роста, в %

368,8

133,9

121,5

112,3

100,6

99,2

темпы роста с нач. 2001 года, в разах

 

1,3

1,6

1,8

1,8

1,8

Примечание. Источник: [16, приложение 2]

Приложение 4

Показатели

01.01.06. факт

01.01.07. оценка

Прогноз на




01.01.2008.

01.01.2009.

01.01.2010.

01.01.2011.

Изменение официального курса бел. рубля к рос. рублю, в %

96,1

108,0-109,0

96,0-104,0

96,0-104,0

96,0-104,0

96,0-104,0

темпы роста с нач.2006 г., в %


108,0-109,9

103,7-114,3

99,5-118,9

95,6-123,6

91,7-128,6

Изменение официального курса бел. рубля к дол. США, в %

99,2

99,0-99,9

97,5-102,5

97,5-102,5

97,5-102,5

97,5-102,5

темпы роста с нач.2006 г., в %


99,0-99,9

97,1-102,2

99,7-104,8

102,2-107,4

104,7-110,1

Активная ден. масса (М1), трлн. рублей

4,95

6,51-6,92

7,82-8,66

9,41-10,54

11,13-12,77

12,99-15,30

к номинальному ВВП, в %

7,6

8,4-8,9

8,6-9,3

9,0-9,6

9,2-9,9

9,4-10,2

темпы роста,в %

159,0

131,5-140,0

102,2-125,1

102,3-121,7

118,3-121,2

116,6-119,9

темпы роста с нач.2006 г., в %


131,5-140,0

158,1-175,1

190,3-213,1

225,1-258,1

262,6-309,4

Международные резервные активы, млн. дол. США

1296,5

1296,5-1476,5

1496,5-1876,5

1776,5-2246,5

2066,5-2626,5

2366,5-3026,5

прирост, млн. дол. США

180,0

200-400

280-370

290-380

300-400

прирост с нач. 2006 года, млн. дол. США


180

200-580

480-950

770-1330

1070-1730

Объявленная ставка рефинансир. на конец периода, % годовых

11

10

7-9

6-8

5-7

4-6

Ресурсы банков, трлн. рублей

20,52

27,08-28,21

32,48-34,85

38,86-43,03

46,46-52,83

55,33-64,68

к номинальному ВВП, в %

31,5

34,9-36,4

35,8-37,6

37,1-39,2

38,5-41,1

40,1-42,9

темпы роста,в %

140,8

132-137,5

119,9-123,5

119,7-123,5

119,6-122,8

119,1-122,4

темпы роста с нач. 2006 г., в %


132-137,5

158,3-169,8

189,4-209,7

226,4-257,5

269,7-315,2

Требования банков к экономике, трлн. рублей

13,22

19,36-20,22

23,4-25,09

27,97-30,88

33,57-37,69

39,99-46,02

к номинальному ВВП, в %

20,3

25-26,1

25,8-27

26,7-28,1

27,8-29,3

29-30,5

темпы роста,в %

133,3

146,4-153

120,9-124,1

119,5-123,1

120-122

119,1-122,1

темпы роста с нач. 2006 г., в %


146,4-153,0

177,0-189,8

211,6-233,6

254,0-285,1

302,5-348,2

Справочно:

Темпы роста реального ВВП, в %

109,2

109,6

108,0-109,0

108,0-109,0

108,0-109,0

108,5-110,0

Номинальный ВВП за год, трлн. рублей

65,07

77,50

90,70-92,80

104,82-109,76

120,59-128,58

138,03-150,69

темпы роста,в %

130,2

121,7

117,2-119,9

115,6-118,3

115,1-117,2

114,5-117,2

Дефлятор ВВП, в %

119,2

111,0

108,5-110,0

107,0-108,5

106,5-107,5

105,5-106,5

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года, в %

108,0

107,0

106,0-108,0

105,0-107,0

104,0-106,0

103,0-105,0

Примечание. Источник: [16,приложение 6]

Приложение 5

Показатели

2006 оценка

Прогноз по годам



2007

2008

2009

2010

Всего за 2006-2010 годы

Прирост международных резервных активов органов денежно-кредитного регурирования (в среднем)

0-180

200-400

280-370

290-380

300-400

1070-1730

в том числе за счет:







прибыли от управления золотовалютными резервами

20-25

20-25

20-25

20-25

20-25

100-125

поступления от покупки-продажи иностранной валюты и продажи государственной собственности

-20-155

180-375

260-345

270-355

280-375

970-1605

Примечание. Источник: [16, приложение 7]

Похожие работы на - Особенности денежно-кредитной политики Беларуси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!