Особенности денежно–кредитной политики в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    67,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности денежно–кредитной политики в Республике Беларусь

Реферат


Курсовая работа: 37с., 24 источника, 3 рисунка, 1 таблица, 1 приложение

БЕЛОРУССКИЙ РУБЛЬ, ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ИНФЛЯЦИЯ, РЫНОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ЦИКЛИЧЕСКАЯ АСИММЕТРИЯ

Объект исследования: денежно - кредитная политика.

Предмет исследования: особенности формирования денежно - кредитной политики в Республике Беларусь.

Цель работы: раскрыть сущность денежно- кредитной политики, механизм ее реализации, а также показать ее действие в экономике Республики Беларусь на современном этапе.

Методы исследования: сравнительный анализ, использование экономических журналов, учебных изданий, применение программного приложения Microsoft Office Excel, Word 2007.

Исследования и разработки: проведен сравнительный анализ денежно - кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе и предыдущих периодах, рассмотрены основные понятия и сущность денежно-кредитной политики, охарактеризованы основные инструменты, которые используются Национальным банком для денежно-кредитного регулирования;

Я подтверждаю, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

денежный кредитный беларусь банк

The abstract

work: 37p., 24 sources, 3 figure, 1 tables, 1 enc .POLICY, MARKET REGULATION, BELARUSIAN ROUBLES, INFLATION, SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT, CYCLIC ASSIMETRY.

Object research - monetary - credit policy.

Subject of research - features of monetary - credit policy in the Republic of Belarus.

The work purpose: To discover the essence of monetary policy, its implementation mechanism, and to show her on the example of the modern Belarusian Economy

Research methods: a comparative analysis of monetary-credit policy of the Republic of Belarus at present and previous periods was made, the basic concept and the essence of monetary policy, the main tools used by the National Bank for monetary management were described;

Research and development: comparative analysis of monetary policy - at present and previous periods, considered concepts and essence of monetary policy, described the basic tools that are used by the National Bank for monetary policy.confirm that the analytical material properly and objectively reflects the state of the process, and that all theoretical and methodological principles and concepts, borrowed from the literature and other sources, are accompanied by references to their authors.

Содержание

Введение

1. Содержание денежно - кредитной политики

1.1 Денежно - кредитная политика: её сущность и цели

1.2 Методы регулирования и инструменты денежно - кредитной политики

2. Виды и эффективность денежно - кредитной политики

2.1 Особенности кейнсианской и монетаристской денежно - кредитной политик

2.2 Эффективность денежно-кредитной политики, ее связь с фискальной политикой

3. Особенности денежно - кредитной политики в республике Беларусь

3.1 Денежно - кредитная политика Беларуси в условиях перехода к рынку

3.2 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год

3.3 Анализ проведения денежно-кредитной политики в Беларуси в условиях экономического кризиса

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение


В настоящее время национальная экономика Беларуси характеризуется как развивающаяся, в республике реализовано значительное число мероприятий для того, чтобы создать все необходимые условия для развития рыночных отношений. Однако, несмотря на значительную проделанную работу, действующий механизм регулирования отечественной экономики пока не может самостоятельно сглаживать и устранять возникающие диспропорции в развитии отдельных отраслей, производств, а также другие негативные моменты.

В связи с этим возникает необходимость государственного вмешательства в экономику страны. Одним из инструментов государственного регулирования является денежно-кредитная политика. Правительство проводит её через Национальный банк Республики Беларусь. Эффективность данной политики во многом зависит от выбранных методов денежно-кредитного регулирования, при этом целесообразно использовать опыт зарубежных стран в данной области, учитывая их возможности применительно к экономике Беларуси

Для предупреждения негативных изменений в денежно-кредитной системе центральные банки всех стран вместе с государственными органами ежегодно вырабатывают свою денежно-кредитную политику, которая служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении такого уровня производства, который характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции.

Денежно - кредитная политика, являясь частью экономической политики правительства, направлена на борьбу с инфляцией, безработицей, ограничение денежной массы в стране. Денежно - кредитное регулирование по праву считается одним из самых важных и действенных инструментов регулирования экономики.

Таким образом, денежно-кредитная политика является одним из средств стабилизации экономики страны, тем "стержнем", от которого в значительной степени зависит общее состояние экономики. Поэтому я посчитала эту тему интересной и актуальной и в курсовой работе постаралась раскрыть понятие денежно-кредитной политики, дать ее определение, показать значение и необходимость проведения эффективной денежно-кредитной политики для достижения определенных макроэкономических целей и стабильного развития экономики. В работе я попыталась также определить и раскрыть особенности денежно-кредитной политики проводимой в Республике Беларусь в 1991-2009 гг.

Объектом исследования является денежно-кредитная политика. Цель работы - раскрыть сущность денежно-кредитной политики, механизм ее реализации, а также показать ее применение на примере экономики Республики Беларусь на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

рассмотреть основные понятия и сущность денежно-кредитной политики;

дать характеристику основным инструментам, которые используются Национальным банком для денежно-кредитного регулирования;

изучить особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе.

В работе использованы экономические журналы и учебные издания, статьи газет, доклады и нормативно-правовые акты.

1. Содержание денежно - кредитной политики


1.1    Денежно - кредитная политика: её сущность и цели


Под денежно - кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства [14, с. 245].

В странах с рыночной экономикой денежно-кредитная политика традиционно служит одним из важнейших рычагов антициклического регулирования. В основе такого регулирования лежит способность центрального банка, во-первых, ускорять или сдерживать прирост денежной массы, во-вторых, вызывать повышение или понижение цены кредита. Однако основным критерием эффективности денежно-кредитной политики должны быть не объемные показатели денежной массы (это доминирует в современной монетарной политике), а оптимизация методов выпуска денег в обращение (эмиссия денег), обеспечивающая необходимую сбалансированность спроса и предложения денег как основного условия укрепления их покупательной силы (сохранения внутренней и внешней стабильности национальной валюты). Эта способность, в свою очередь, базируется на существовании, во-первых, высокоорганизованных и эффективно функционирующих финансовых рынков, во-вторых, относительном единообразии формирования процентных ставок в различных секторах экономики и во всех регионах страны.

Экономически развитые государства предоставляют своим центральным банкам возможность самостоятельно выбирать основные направления и механизмы денежно-кредитной политики. Такая независимость центральных банков является необходимым условием реализации денежно-кредитной политики и, прежде всего ее главной цели - обеспечения стабильности цен и ограничения инфляции [11, с. 124].

Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг), характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.

Субъектами денежно-кредитного регулирования в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; домашние хозяйства; государство (государственные структуры). Наряду с этим часто к кругу субъектов денежно-кредитного регулирования относят только государственные структуры или, более того, только центральный банк государства, исходя из представления денежно-кредитного регулирования как части государственного регулирования экономики.[14, с. 263]

При рассмотрении целей денежно-кредитного регулирования наиболее принципиальным представляется разделение их на конечные (общеэкономические) и промежуточные. Каждая их этих групп классифицируется по целому ряду других критериев, например, во временном либо субъектном разрезах.

На макроуровне экономика страны может быть представлена в разрезе четырех взаимосвязанных секторов: реального (предприятия и домашние хозяйства), налогово-бюджетного (правительство), внешнего (сектор связей с внешним миром), монетарного. Монетарный, или денежно-кредитный, сектор выполняет роль посредника, через который проходят потоки денежных средств для функционирования остальных секторов экономики, и, прежде всего реального сектора.

Для управления потоками денежных средств и формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Она обеспечивает движение денег в общем кругообороте товарно-денежных потоков, который образуется в процессе воспроизводства товаров и услуг, состоящем из четырех основных стадий - производства, распределения, обмена и потребления. [2]

В целом денежно-кредитная политика центрального банка должна быть подчинена решению двух основных задач, связанных, во-первых, с обеспечением снижения темпов инфляции и укреплением доверия к национальной денежной единице, во-вторых, со стимулированием экономического роста, прежде всего - в наиболее прогрессивных сферах народного хозяйства, например, экспортоориентированных или валютоокупаемых.

Если эти две основные задачи или цели не будут выполняться, то не удастся избежать переполнения каналов денежного обращения и, как следствие, повышения инфляции. При этом меры денежно-кредитной политики должны носить долговременный характер воздействия на экономику. Этому фактору центральный банк должен уделять особое внимание. Повышенное же внимание последнего к отдельным, неосновным аспектам денежно-кредитной политики не всегда способствует достижению стратегических целей. Так, попытка поддерживать нереальные обменные курсы валют приводит к искажениям в соотношении экспорта и импорта, дестабилизации в привлечении иностранных инвестиций. В полной мере относится это к другим краткосрочным мерам денежно-кредитной политики или инструментам денежно-кредитного регулирования. Таким образом, основными конечными целями денежно-кредитной политики являются:

·        устойчивые темпы роста национального производства;

·        стабильные цены;

·        высокий уровень занятости населения;

·        равновесие платежного баланса.

Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безинфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента) [9, с. 6].

Различные подходы к реализации денежно-кредитной политики государства определяют "лицо" денежно-кредитного регулирования. Для достижения поставленных целей органы денежно-кредитного регулирования формируют промежуточные цели, которые включают в себя изменение денежной массы, денежной и кредитной эмиссий, уровень цен денежного рынка, в том числе процентные ставки и валютный курс. Соотношение между этими параметрами в их количественном измерении определяет, в какой степени, насколько активно и какими именно инструментами денежно-кредитного регулирования будет пользоваться центральный банк государства для решения поставленных перед ним задач. [6].

Для реализации конечных целей органы денежно-кредитного регулирования формулируют монетарные (промежуточные) цели:

·     регулирование массы (предложения) денег: либо непосредственно одного из денежных агрегатов, либо денежной базы в определенной трактовке, либо общего для одного из основных параметров чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования;

·        регулирование цены денег на внутреннем рынке (процентных ставок и доходности инструментов финансового рынка);

·        регулирование обменного курса национальной валюты (т.е. внешней цены национальной валюты).

Регулирующее воздействие на денежно-кредитную систему можно разделить на две группы:

1 регулирование структуры системы, которое осуществляется на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок функционирования объекта регулирования, - это лицензирование, разработка плана счетов, порядок осуществления бухгалтерского учета и отчетности, порядок осуществления платежей и расчетов, ограничения на порядок осуществления банковских операций и т.д.;

2 регулирование финансово-экономических показателей.

В первой группе регулирующих воздействий, влияющих на финансово-экономические показатели, можно выделить внешние факторы воздействия (на них Национальный банк непосредственно влиять не может, но учитывать при выработке собственных регулирующих воздействий должен). Это нормы различных налоговых отчислений, нормы прибыли для субъектов хозяйствования. В другую подгруппу входят регулирующие воздействия Национального банка, которые должны обеспечивать достижение целей проводимой им денежно-кредитной политики. Как правило, регулирующие воздействия этой группы базируются на учете поведения субъектов финансовой деятельности, на финансовых рынках, рынках товаров и услуг).

В Республике Беларусь на 2008 год основными целями денежно-кредитной политики являлись защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.[17]

1.2  Методы регулирования и инструменты денежно - кредитной политики


Инструменты ДКП в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные) [8, с.276].

Как известно, инструменты денежно-кредитного регулирования по форме разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала. В процессе перехода экономики к рыночным отношениям необходимым элементом реформирования центрального банка является замена прямых инструментов денежно-кредитной политики косвенными инструментами. Набор прямых инструментов центрального банка достаточно прост и ограничен, по существу, установлением для банков лимитов (минимальной или максимальной величины), точных обязательных значений процентной ставки, объемов операций. В отличие от прямых инструментов, которые являются директивными указаниями для банков, косвенные инструменты денежно-кредитной политики представляют собой операции центрального банка, осуществление которых обеспечивает достижение намеченных центральным банком целевых показателей.

Изменение учетной ставки - старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка - это "цена" дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране. При снижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства. При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды центрального банка, что замедляет (или сокращает) темпы роста, предложение денег и повышает ставку ссудного процента. "Дорогой" кредит предприниматели берут реже, а значит, меньше средств вкладывается в развитие производства. Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом.

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования. Предположим, центральный банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы, чтобы выполнить требования центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков по созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение и понижение нормы обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор [11, с.184].

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег. Покупку государственных ценных бумаг у населения ЦБ оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки. Где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

Если количество денег в стране необходимо сократить, ЦБ продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. ЦБ учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а, следовательно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным оперативным средством воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты ДКП разделяют на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели ДКП (например, преодоление финансового кризиса в стране).

2      

. Виды и эффективность денежно - кредитной политики


2.1 Особенности кейнсианской и монетаристской денежно - кредитной политик


Различают два вида денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования: политику "дорогих денег" (политику кредитной рестрикции) и политику "дешевых денег" (экспансионистскую денежно-кредитную политику). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция - предотвратить "перегрев" конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или снизить темпы инфляции [3, с. 189].

Политика "дорогих денег" направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Сокращение денежного предложения вызовет повышение процентной ставки, что в свою очередь сократит объем инвестиций, уменьшит совокупные расходы и ограничит инфляцию спроса. Политика "дорогих денег" предполагает применение следующих механизмов кредитно-денежной политики (кейнсианская интерпретация):

·        продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке депозитным учреждениям и населению;

·        увеличение резервной нормы;

·        повышение процентной ставки.

Эти механизмы, как отмечалось, вызовут уменьшение денежного предложения, инвестиций и инфляции, а процентная ставка, наоборот, возрастет. Политика "дешевых денег" обычно применяется в период экономического спада и высокого уровня безработицы, чтобы сделать кредит дешевым и легкодоступным. В результате такой политики происходит рост совокупных расходов, инвестиций, уровня производства и занятости.

Для достижения этой цели используются следующие методы регулирования денежного предложения:

·        уменьшается учетная ставка процента;

·        Центральный банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, тем самым, увеличивая резервы коммерческих банков;

·        уменьшение нормы обязательных резервов, что приводит к росту избыточных резервов и через мультипликатор - к росту денежного предложения.

Типы денежно-кредитной политики зависят от того, какие цели ставит перед собой Центральный банк. При их определении необходимо исходить из подходов различных школ: кейнсианской и монетаристской.

Согласно Кейнсу передаточный механизм ДКП следующий: Центральный банк изменяет резервы, т.е. воздействует на предложение денег. Если предложение денег сокращается, то происходит повышение процентной ставки. При повышении предложения денег происходит понижение процентной ставки. Далее происходит расширение (сокращение) плановых инвестиций. В результате сокращается или увеличивается номинальный национальный доход. Таким образом, при данном подходе главным рычагом ДКП является процентная ставка.

Монетаристский подход к трактовке денежно-кредитной политики, базирующийся на изменении нормы резервов, заключается в следующем: Центральный банк изменяет норму резервов, что приводит к увеличению или сокращению предложения денег. Вследствие этого происходит изменение совокупного спроса, что ведет к изменению объема национального дохода.

Таким образом, выделяют такие типы денежно-кредитной политики:

· Гибкая ДКП (рис. 2.1): базируется на выборе в качестве основного регулирующего инструмента фиксированной ставки процента (кейнсианский подход).

Рисунок 2.1 - Гибкая система ДКП

· Жесткая ДКП (рис. 2.2): вытекает из рецептов монетаристов. Она базируется на избрании в качестве главного рычага регулирования объема денежной массы.

Рисунок 2.2 - Жесткая ДКП

· Эластичная ДКП (рис. 3.3): представляет собой ситуацию, когда Центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки, корректируя ее по мере надобности.

Рисунок 3.3 - Эластичная ДКП

В заключение хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских, и на монетаристских идеях.

Формирование в нашей стране рыночных отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. В нашей стране регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом.

.2 Эффективность денежно-кредитной политики, ее связь с фискальной политикой

В условиях необходимости стабилизации экономики важной проблемой остается эффективность и результативность применения тех или иных ее инструментов. Мы знаем, что в целях стабилизации экономики может быть использована фискальная политика и другие механизмы. Но, по всеобщему признанию большинства экономистов стран с развитой рыночной экономикой, денежно-кредитная политика - неотъемлемая часть и эффективное средство государственной стабилизационной политики.

Важное достоинство использования денежно-кредитной политики - быстрота и гибкость воздействия на состояние экономики страны. Если применение соответствующей фискальной политики сопряжено с обсуждениями в высших органах государственной власти, то применение ее может быть оперативно решено в самом Центральном банке. Результаты применения этой политики очень скоро отразятся на финансовом состоянии государства. Это особенно важно, например, в условиях принятия оперативных мер по борьбе с инфляцией.

Следует отметить наряду с очевидными достоинствами денежно-кредитной политики и ее отдельные недостатки. Если при энергичном проведении политики "дорогих денег" желаемый результат достигается достаточно однозначно и предложение денег ограничивается, то политика "дешевых денег", обеспечив расширение ресурсов у коммерческих банков, не в состоянии гарантировать, что коммерческие банки действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличится.

Если стремящиеся к обладанию ликвидностью коммерческие банки не пожелают предоставлять кредиты или предоставят их не в той мере, как это хотелось бы Центральному банку, усилия его по проведению политики "дешевых денег’ окажутся малоэффективными. Население также может сорвать намерения Центрального банка, решив не брать избыточные резервы в ссуду. Кроме того, деньги, которые Центральный банк направляет в экономику, покупая у населения государственные облигации, могут использоваться населением для погашения имеющихся ссуд.[20]

Явление, выражающееся в нестандартном поведении клиентов и в самой банковской системе, получило название циклической асимметрии. Следует отметить, что циклическая асимметрия является серьезной помехой при проведении денежно-кредитной политики в условиях нахождения экономики в состоянии депрессии или же в состоянии переходного периода и нестабильного курса национальной валюты.

Кроме того, на эффективность проведения денежно-кредитной политики влияет изменение скорости обращения денег. Наши предыдущие рассуждения о проведении политики дешевых или дорогих денег предполагали неизменную скорость обращения денег. Однако изменение скорости денежного обращения может существенно повлиять на эффективность проведения денежно-кредитной политики. Некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым сводя на нет стремление расширить денежное предложение, предусмотренное денежно-кредитной политикой.

Например, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой Центрального банка, скорость обращения денег склонна к возрастанию, что косвенно означает расширение предложения денег, в результате чего нивелируется результат ограничительной денежно-кредитной политики. И, наоборот, когда принимаются политические меры расширения предложения денег для оживления производства, скорость обращения денег может, весьма вероятно, упасть.[20]

На скорость обращения и эффективность денежно-кредитной политики влияют процентные ставки на денежных рынках. Мы говорили о роли процентной ставки, соединяющей утечки из потока расходов населения с инъекциями в этот поток. Здесь взаимосвязь целей денежно-кредитной политики и процентной ставки является весьма противоречивой. Расширение денежной массы в обращении удешевляет деньги или снижает процентные ставки. Однако снижение процентных ставок на практике является часто неравномерным на депозитных и кредитных рынках: банки могут не понижать кредитные процентные ставки при понижении депозитных ставок. Тогда скорость оборачиваемости может существенно не меняться или не меняться вообще, что дестабилизирует преследуемые цели. При равномерном снижении процентных ставок влияние депозитной и кредитной процентных ставок на скорость оборачиваемости денежных средств взаимопогашается, и действия денежно-кредитной политики становятся более эффективными.

Несоответствие между целями денежного предложения и процентными ставками порождает дилемму целей. Эта дилемма возникает в силу того, что руководящие денежно-кредитные учреждения не могут стабилизировать и денежное предложение и процентные ставки одновременно. В результате коллизии противоречивых целей возможна выработка более прагматичной, умеренной позиции, когда определенное внимание уделяется как процентным ставкам, так и денежному предложению, но явное предпочтение не отдается ни одной из них.[20]

При недостаточном развитии финансовых рынков особо четко наблюдается слабая связь между инструментами денежно-кредитной политики и процентными ставками.

На эффективность проведения денежно-кредитной политики влияет и международная политика государства. Повышение процентной ставки увеличивает иностранные финансовые инвестиции в страну, усиливает спрос на внутреннюю национальную валюту. Повышение стоимости национальной валюты ведет к повышению ее курса по отношению к иностранным валютам, понижению чистого экспорта и к ухудшению состояния платежного баланса. Понижение процентной ставки уменьшает приток иностранного финансового капитала. Следовательно, курс национальной валюты падает, а чистый экспорт возрастает. Поэтому можно сделать вывод, что вызванные изменениями процентной ставки в стране потоки международного капитала усиливают денежно-кредитную политику внутри страны

Большинство экономистов считают, что денежно-кредитная политика в краткосрочном периоде способна воздействовать на уровень совокупного дохода и занятости, т.е. она эффективна. Однако по поводу степени ее влияния на экономику до сих пор существуют разные точки зрения. Общепризнано, что денежно-кредитная политика обладает определенными достоинствами и, прежде всего, сравнительно коротким временным внутренним лагом - период времени между изменением экономической ситуации (моментом экономического шока) и принятием ответных мер денежно-кредитной политики. Решения принимает центральный банк страны, что не требует длительных согласований; необходимые шаги осуществляются практически немедленно путем проведения операций на открытом рынке.

Следует учитывать также тот факт, что центральный банк в странах с рыночной экономикой более независим, чем большинство правительственных учреждений, что позволяет ему проводить политику твердого курса. Он четко придерживается установленных параметров, не нарушая их при изменении текущей экономической конъюнктуры. Имеющийся опыт свидетельствует о том, что политика твердого курса снижает влияние политических бизнес-циклов на динамику уровней занятости, инфляции, темпов роста ВВП. [21, с.151]

Вместе с тем при реализации денежно-кредитной политики возникает ряд проблем. Одна из них в том, что на практике центральному банку трудно осуществить контроль над денежной массой по ряду причин: а) невозможно точно рассчитать величину денежного мультипликатора, что может привести к непредсказуемым последствиям для денежного предложения; б) центральный банк в случае необходимости всегда может увеличить денежную базу путем кредитования коммерческих банков и изменить тем самым предложение денег. Контроль над денежной массой особенно усложняется во время инфляции. Увеличение ее темпов сопровождается, как правило, быстрым и неравномерным увеличением скорости обращения денег, что снижает эффективность антиинфляционной политики, направленной на ее снижение.[21, с.158]

Политика контроля над денежной массой может привести к значительным колебаниям процентной ставки, что негативно скажется на инвестиционном климате и способно даже повлечь за собой сокращение долгосрочных инвестиций. Проблема обостряется в том случае, если спрос на деньги неэластичен по отношению к процентной ставке. В данной ситуации даже незначительное его изменение приведет к серьезным колебаниям ставки процента.

Определенные проблемы могут возникнуть и при осуществлении операций на открытом рынке. Их масштабное использование порой сопровождается определенными негативными последствиями. Например, если при проведении жесткой денежно-кредитной политики центральный банк захочет продать большой пакет государственных ценных бумаг, то ему, скорее всего, придется резко повысить ставку процента по облигациям, чтобы найти покупателей. Потенциальные покупатели знают, что при проведении политики "дорогих денег" уровень процентной ставки возрастает и поэтому будут требовать повышения их доходности. Высокие процентные ставки приведут к росту дефицита государственного бюджета, сокращению частных инвестиций, привлекут иностранный капитал в страну, что обусловит повышение курса национальной валюты и отрицательно скажется на экспорте. В странах с ограниченными финансовыми ресурсами продажа значительного пакета государственных ценных бумаг может отвлечь капитал от реального сектора экономики.[21, с.160]

Эффективность денежно-кредитной политики снижает и наличие многоэтапного передаточного механизма. Общий результат влияния изменений в предложении денег на уровень совокупного дохода зависит от того, насколько точно сработает каждое звено передаточного механизма. "Сбой" на одном из этапов может привести к непредсказуемым последствиям. Особенно ненадежной, по мнению ряда экономистов, является связь между процентной ставкой и инвестициями. Помимо реальной ставки ссудного процента объем инвестиций определяет и ряд других факторов, влияние которых может оказаться превалирующим. Например, необходимость внедрения новых технологий, ожидания высокой прибыли могут стимулировать предпринимателей к увеличению инвестиций даже в период проведения центральным банком политики "дорогих денег". Наоборот, значительный спад производства может сдерживать процесс инвестирования даже в условиях снижения процентной ставки, т.е. при проведении политики "дешевых денег".

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если Центральный Банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа Центральным Банком иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике (например, при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается). Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный Банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы, происшедшие вследствие валютных операций, изменением объема внутреннего кредит с помощью известных инструментов денежной политики.

Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций ("эффект вытеснения") и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительно предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора - они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.[24]

Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный Банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.

В силу рассмотренных выше причин для разработки денежно-кредитной политики и оценки ее последствий центральному банку необходима исчерпывающая информация о факторах, влияющих на каждый из этапов передаточного механизма, их взаимосвязи. Получить такие сведения в полном объеме практически невозможно, что в свою очередь может привести к непредсказуемым конечным результатам.

3. Особенности денежно - кредитной политики в республике Беларусь


3.1 Денежно-кредитная политика Беларуси в условиях перехода к рынку


Говоря о денежно-кредитной политике Республики Беларусь, следует отметить, что она, являясь неотъемлемой частью общегосударственной системы социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечить решение различных задач, вытекающих как из общего контекста развития страны и макроэкономической ситуации, так и из более специфических, связанных с особенностями банковского сектора - "кровеносной системы экономики", которая должна обеспечить сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны между собой. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всего множества стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой "разнонаправленных" мероприятий.

Решение данных проблем существенно усложняется в условиях "экономики переходного периода" в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом.

Самостоятельно денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. Начало её реализации связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. То есть реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре - в 1994 г. [12, c.647].

В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992 - 1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банка направлялись на кредитование коммерческих фирм; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Эти и другие факторы обусловили высокую инфляцию. В 1993 г. индекс потребительских цен составил 2096,5 %, а в 1994 г. - 2059,9 % . В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 % , в 1996 г. - 139,3 %. [22, с.152]

С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка.

Постепенно рыночно ориентированные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования все больше заменяют административные методы. В 1998-1999гг. преобладало жесткое и последовательное проведение государством административных принципов прямого директивного управления денежным рынком. Был введен режим множественности курса рубля, валютный рынок начал дробиться на не связанные друг с другом сегменты. Проникновение иностранных банков на межбанковский рынок было сначала ограничено, а затем запрещено. Последствия директивного управления были негативны.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что денежная система республики находилась в неравновесном состоянии. Если в 1993-1994 гг. данное состояние сопровождалось ростом инфляционных ожиданий, падением производства и эмиссионной денежно-кредитной политикой, то в последующем началось ужесточение монетарной политики и увеличение размеров денежных суррогатов. Причем в течение 1996-1999 гг. денежная сфера характеризовалась значительной несбалансированностью, которая, главным образом, проявлялась в множественности валютных курсов и являлась составной частью противоречивой общеэкономической системы. Низкая эффективность предприятий "поддерживалась" за счет мягких бюджетных ограничений, искажений в системе ценообразования, постоянным давлением инфляции издержек.

Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегические установки и тактические решения вырабатываются и выполняются в рамках реализации долгосрочной концепции развития банковской системы республики Беларусь на 2001-2010 годы и ежегодно разрабатываемых Национальным банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 году.

В соответствии с Банковским кодексом основными целями денежно-кредитной политики являются:

·        защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;

·        развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

·        обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. [2]

Фактически современный этап денежно-кредитной политики республики Беларусь начался в 2000г., его главная цель - обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане политика направлена на постепенное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию.

Уже в 2000г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой.[22]

С 14 сентября был осуществлен переход к единому валютному курсу, что является, пожалуй, наиболее важным положительным результатом денежно-кредитной политики 2000г. Ликвидация системы множественных обменных курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле сформировали нормальные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности белорусскими предприятиями. Кроме того, переход к единому валютному курсу, с одной стороны, в существенной степени устранил экономические предпосылки для развития "теневых отношений" в валютной сфере; с другой - создал необходимые условия для достижения высокой прозрачности и контролируемости системы валютных отношений. [10, c.42].

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 процентов, юридических лиц - 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте - 12 %, то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны 5, 8 и 8 %.

Следует отметить, что отличительной чертой "Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 г." является то, что они разработаны на многовариантной основе. В зависимости от характера и особенностей развития общеэкономической ситуации, состояния внешнеторгового баланса, изменения уровня реального спроса на деньги в данном программном документе предусматриваются нижняя и верхняя границы прогнозных показателей денежно-кредитных агрегатов (включая прирост чистого внутреннего кредита, чистых иностранных активов, денежной базы и т.д.).

В 2004 году выполнен контрольный показатель денежно-кредитной политики. Внешняя устойчивость национальной валюты существенно возросла. Обеспечение ее стабильности внесло весомый вклад в замедление инфляционных процессов, в том числе за счет сдерживания роста цен на импортные товары.

Значительно повысилась и внутренняя устойчивость национальной валюты. В результате согласованных действий правительства и национального банка прирост индекса потребительских цен в 2004 году составил 14,4 процента против 25,4 процента в 2003 году, что соответствует прогнозу и является самым низким показателем с 1991 года.

Обеспечение стабильности белорусского рубля наряду с другими факторами способствовало ограничению инфляционных процессов в стране и явилось важным фактором экономического роста, повышения на этой основе благосостояния населения.

Активизация производственной деятельности, рост потребностей предприятий и населения в платежных и кредитных средствах увеличили в 2004 году спрос экономики на деньги. Это обусловило прирост денежного предложения в белорусских рублях на 58,1 процента [23, c.5].

Благодаря постепенному переходу к более жесткой денежно - кредитной политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269 %, то за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 % по сравнению с 107,5 процента в 2000 году.

Если в 2000 году уровень инфляции в стране составлял 107,5 %, то в 2006 году он снизился до 6,6 %. Активы и капитал банков увеличивались темпами, значительно превышающими темпы роста ВВП и инвестиций в основной капитал; возросло доверие к банкам со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Так, за 2001- 2005 годы в абсолютном выражении совокупный собственный капитал банковского сектора увеличился в 10,4 раза. Активы банковского сектора выросли в 8,1 раза. Депозиты населения увеличились в 13,1 раза, а субъектов хозяйствования - в 5,5 раза. В 8,8 раз выросли кредиты банков в экономике. За 2007 год обеспечена стабильность белорусского рубля к доллару США, расширено участие банковской системы в кредитовании нефинансового сектора экономики..

По итогам работы за 2007 год (по сравнению с 2006 годом) доходы Национального банка возросли на 67,8%, расходы - на 53,9%, прибыль - в 2,75 раза.

Несмотря на то, что экономике Беларуси в 2008 году пришлось несколько месяцев работать условиях влияния мирового экономического кризиса, рост ВВП в целом за год составил 110%, рост инвестиций - 123,1%. На основе такого роста экономики достигнуто увеличение реальной заработной платы населения на 12,3%. То есть основные экономические задачи 2008 года выполнены в полном объеме.

По итогам 2008 года выполнены показатели по укреплению самой банковской системы. В частности, произошло беспрецедентное увеличение уставных фондов белорусских банков: они возросли более чем в 2 раза.

Успехи 2008 года в экономике связаны, в том числе и с тем, что Беларусь в значительной мере использовала внешнее кредитование и золотовалютные резервы. Так, золотовалютные резервы в 2008 году сократились на 1,33 млрд. долларов. Эти средства были направлены на обеспечение эффективной работы реального сектора экономики и достижение запланированных темпов экономического роста.

С конца 2008 года Беларусь вела активные переговоры с Международным валютным фондом по привлечению кредитных ресурсов. МВФ дал предварительное согласие на предоставление нашей стране кредита в размере $2,5 млрд. Но в ходе переговоров острая дискуссия развернулась по поводу необходимости девальвации белорусского рубля. Принципиальные расхождения у сторон были по тому, как именно ее провести: одномоментно или постепенно. Наиболее эффективной была одномоментная девальвация, несмотря на такие негативные факторы, как повышение цен на импортные товары, так как в любом случае повышение цен в течение какого-то времени произошло бы. Постепенная девальвация не имеет такой эффективности. Что касается объема девальвации (20%), то здесь у Национального банка разногласий с МВФ не было.

Итоги работы экономики в первые дни 2009 года говорят о том, что решение о проведении разовой девальвации было правильным. Ситуация на валютном рынке в части работы банков с населением за первые дни нового года по сравнению с декабрем 2008 года не ухудшилась. Несмотря на повышенный спрос на валюту, в целом он оставался на уровне декабря. Определенные трудности с приобретением валюты возникали в связи с тем, что банки своевременно не могли справиться с одномоментным высоким спросом на валюту.

Со 2 января 2009 года Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. Стоимость корзины валют будет оставаться практически неизменной. В 2009 году допускаются ее колебания в пределах +/-5% в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на внутреннем рынке и иных факторов.

3.2    Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год


Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Социально-экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.

В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее - ВВП) составит 109 - 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения - 108 - 109,5 процента, инвестиций в основной капитал - 116 - 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 - 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 - 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 - 9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США. [17]

В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетная цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года.

Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.

Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.

Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.[17]

Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.

В 2011 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц.

Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь.

Приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.

Развитие банковского сектора в 2011 году будет проходить в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы.

Развитие национальной платежной системы будет направлено на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности. В 2011 году решение данных задач будет основываться на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно-технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.

В 2011 году будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств.[18]

В 2011 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста.

Реализация намеченных целей и задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической политики.

3.3 Анализ проведения денежно-кредитной политики в Беларуси в условиях экономического кризиса

В настоящее время наша страна переживает тяжелый экономический кризис. В связи с этим многие положения планируемой денежно-кредитной политики не осуществились. В целях стабилизации ситуации на валютном рынке и строгого выполнения соглашения с Антикризисным фондом ЕврАзЭС Национальный банк Республики Беларусь принимает все необходимые меры по ужесточению денежно-кредитной политики.

С 1 июня 2011 г. Национальным банком полностью прекращено эмиссионное кредитование государственных программ. В настоящее время рефинансирование банков осуществляется только через стандартные операции регулирования ликвидности (на рыночных условиях и на короткие сроки).

При этом по мере повышения ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности банков стоимость рефинансирования для банков постоянно увеличивается.

Ставка рефинансирования Национального банка с начала 2011 года повышена на 16,5 процентного пункта до 30 процентов годовых (планируемая ставка рефинансирования составляла 8%-10%). Ставки по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности увеличены на 21 процентный пункт до 37 процентов годовых.

Проследим динамику основных показателей, характерных для денежно-кредитной политики.

Для начала представим динамику за 2011 год такого показателя, как базовая ставка рефинансирования.

Таблица 3.1 - Размер базовой ставки рефинансирования , %

Дата

%

14.09.2011

30

01.09.2011

27

17.08.2011

22

13.07.2011

20

22.06.2011

18

01.06.2011

16

18.05.2011

14

20.04.2011

13

16.03.2011

12


Мы видим, что по сравнению с мартом 2011 года, данный показатель возрос в 2,5 раза, что связано с тяжелой экономической ситуацией. Это стало дополнительной мерой по поддержанию положительного значения реальных ставок денежного рынка и стимулированию притока сбережений в банки. Кроме того, девальвация белорусского рубля так же оказывает влияние на многие экономические показатели. Причины повышения ставки рефинансирования - обеспечение стабильности белорусского рубля и дальнейшее повышение доходности вкладов в белорусских рублях с сохранением их высокой привлекательности. Однако, гораздо больше правительство и Нацбанк волнует не приток денег в банковский сектор, а отток в виде кредитов на неэффективные проекты. Очевидный факт, что для большинства белорусских предприятий вопрос высоких процентных ставок и в целом доступности кредитов действительно весьма значимый в силу недостаточности собственных денежных средств. Не смотря на все это, на рост инфляции, вклады в белорусских рублях только за февраль увеличились почти на 750 млрд. рублей, или на 7,4%, и на 1 марта составили 10,9 трлн. рублей. Вклады в валюте выросли только на 2,3%, или на 105,8 млн. долларов.

Далее проследим динамику изменения процентных ставок по кредитам за 2011 год (см. приложение А). Мы видим, что в среднем за 8 месяцев процентные ставки по кредитам увеличились на 4-5 процентных пункта, по депозитам - практически в 2-3 раза. Это связано с тем, что банки путем повышения ставок по депозитам стремились привлечь иностранную валюту. Однако как было сказано выше, вклады выросли незначительно. Рост ставок по кредитам обусловлен повышением ставки рефинансирования. Не смотря на это, количество кредитов все равно выросло. Скорее всего, это можно объяснить отсутствием достаточного количества денег у населения для обеспечения своих потребностей. Кроме того, многие юридические лица вынуждены брать кредиты для поддержания сложившегося уровня развития.

Основная проблема в настоящий момент - это сокращение золотовалютных резервов, а так же отсутствие единого валютного курса. Рыночный курс валюты превышал официальный практически в 1,5 раза.

В рамках разработанного комплекса мер по выходу на единый равновесный курс белорусского рубля Национальным банком Республики Беларусь с 14 сентября 2011 г. вводится новый порядок совершения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке.[15]

В соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 7 сентября 2011 г. № 367 "О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 20 августа 2001 г. № 208" по итогам торгов на основной торговой сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" будут определяться официальные курсы белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.[18]

Курс покупки и продажи иностранной валюты на дополнительной торговой сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" будет устанавливаться по результатам фиксинга исходя из спроса и предложения.

Валютно-обменные операции с участием физических лиц в рамках действующего законодательства будут осуществляться без ограничений.

В соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 7 сентября 2011 г. № 366 "О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 мая 2011 г. № 188" отменяются установленные предельные значения обменных курсов, по которым могут осуществляться покупка-продажа и конверсия иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.[18]

В связи с этим банки при установлении обменных курсов иностранных валют для совершения валютно-обменных операций на внебиржевом валютном рынке с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и банков, а также с участием физических лиц устанавливают обменный курс, ориентируясь на курсы, сложившиеся по итогам дополнительной торговой сессии на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".

При этом Национальный банк обращает внимание банков на необходимость обеспечения высокой степени организации работы при осуществлении валютно-обменных операций в обменных пунктах (кассах), в том числе по своевременному их подкреплению денежной наличностью.

Что касается золотовалютных резервов, по состоянию на 1 февраля 2011 г. объем золотовалютных резервов Республики Беларусь в национальном определении составил 5579,5 млн. долларов США. За прошлый месяц он сократился на 575,8 млн. долларов США, или на 9,4 процента.

Снижение золотовалютных резервов является характерным для января явлением и наблюдается в течение всего периода расчета данных показателей. В качестве основных причин можно выделить сезонные факторы - исполнение расчетов в иностранной валюте по обязательствам прошлого года, а также традиционное падение объемов валютной выручки, поступающей в страну, на фоне высокой потребности в валюте для расчетов за энергоносители.

В январе 2011 г. на объем резервов дополнительное негативное влияние оказали падение цен на драгоценные металлы на мировых рынках, а также восстановление банками валютных позиций, сократившихся в ноябре-декабре 2010 г. из-за высокого спроса населения на иностранную валюту.

Имеющийся уровень резервов является достаточным для решения приоритетной задачи денежно-кредитной политики по поддержанию стабильного курса белорусского рубля в рамках установленного коридора значений. Тем не менее, в целях укрепления макроэкономической и финансовой стабильности Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь предпринимался целый комплекс дополнительных мер, направленных на увеличение уровня золотовалютных резервов.

Значительному увеличению золотовалютных резервов способствовало поступление в республику займа, предоставленного Азербайджанской Республикой, в сумме 300 млн. долларов США, а также динамика цен на драгоценные металлы на международном рынке.

На объем золотовалютных резервов также оказало влияние погашение внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте Национальным банком и Правительством Республики Беларусь в сумме около 66 млн. долларов США в эквиваленте.

Увеличение объема золотовалютных резервов дает возможность Национальному банку в случае необходимости сглаживать отдельные спекулятивные колебания курса белорусского рубля в ходе биржевых торгов на дополнительной сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".

Вернувшись к проблеме о недостатке иностранный валюты в обменных пунктах, можно отметить следующее.

С открытием дополнительной торговой сессии на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" кардинально изменилась ситуация на внутреннем наличном рынке страны. Если ранее граждане жаловались на недостаток валюты в обменных пунктах банков, очереди к ним, то в настоящее время очереди, если и наблюдаются, то из числа желающих валюту продать. Данная ситуация породила другую проблему - во многих обменных пунктах теперь отсутствует не валюта, а белорусские рубли.

Национальный банк постоянно осуществляет мониторинг операций банков с участием населения с наличной иностранной валютой и рекомендует банкам усилить контроль за работой обменных пунктов, касс и своевременно подкреплять их наличными денежными средствами для бесперебойной работы.

Таким образом, проводимые мероприятия могут помочь "оживить" валютный рынок, однако все равно экономика требует кардинальных перемен. Необходимо значительно сокращать государственные расходы (в частности, на необоснованные проекты, такие как постройка различных грандиозных сооружений, организация дорогих фестивалей и праздников и т.д.). Только предприняв подобные меры, можно рассчитывать на скорое оздоровление экономики.

Заключение


Через проведение денежно-кредитной политики проявляется макроэкономическая роль государства. Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы количество денег в экономике соответствовало повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса страны. Эту политику государство проводит через банковскую систему.

Долгие годы среди экономистов ведутся дискуссии по поводу воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом, которые отражают противостояние двух концепций: неокейнсианской и монетаристской. Кейнсианцы считают денежно-кредитную политику второстепенным средством стабилизации экономики по сравнению с бюджетно-налоговой. Монетаристы утверждают, что общее состояние экономики непосредственно зависит от денежного предложения. Как отмечалось ранее, экономический рост зависит от проводимой денежно-кредитной политики. Поэтому государства значительную роль отводят разработке задач и инструментов денежно-кредитной политики.

Денежно - кредитная политика, оказывая влияние на установление валютных курсов, определяет эффективность внешнеторговых операций, состояние платежного баланса государства. От эффективности проводимой центральным банком денежно-кредитной политики зависит функционирование национальной экономики. В периоды экономического кризиса и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов, т.е. увеличить совокупный спрос. И, наоборот, в период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег.

Вместе с тем денежно-кредитная политика может не только способствовать выходу из экономического кризиса, но и привести к ухудшению сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Поэтому лишь взвешенные решения, принимаемые на основании серьезного анализа сложившейся ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

Что касается экономики Беларуси, то можно отметить, что в последние годы в республике проводится денежно-кредитная политика, важнейшей задачей которой остается реализация мер, направленных на минимизацию отрицательного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику и финансово-кредитную систему РБ, обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности в целом.

Список использованной литературы


1       Алымов, Ю. Денежно-кредитная политика и развитие банковского сектора: итоги и перспективы. / Ю.Алымов. // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2008. - №9. - С. 25-33.

         Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 17.07.2006 N 145-З, от 26.12.2007 N 301-З, от 08.07.2008 N 372-З)

         Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. /Под общей ред. Г.С.Вечканова. - СПб. - Издательство "Лань". -2007. - С. 352.

         Войтешенко,Б. Денежно-кредитная политика при переходе к рынку.//Белорусский банковский бюллетень - 2011 - №7.

         Головачев, А.С., Раковец, А.А. Денежно-кредитный механизм регулирования экономики. //Белорусский экономический журнал. - 2003.- № 3.

         Гулев, В. Косвенные инструменты денежно-кредитной политики: операционный аспект.//Банковский вестник. -2000. -№21.- С.8-12.

         Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Долан Э. Дж. и др. Пер. с англ. Лукашевича В. и др. /Под общ. ред. Лукашевича В.Л. -2006. - С. 448.

         Ивашковский, C.Н. Макроэкономика: Учебник [для эконом. спец. вузов]/ Ин-т бизнеса и делового администр. АНХ при Прав. РФ, Моск. гос. ин-т междунар. отнош.(Ун-т) МИД РФ. - М.: Дело. - 2005. - С. 471.

         Тарасов, В.И.Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: проблемы и перспективы.//Финансы, учет, аудит. - 2010. - №9

         Тихонов, О.А. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: проблемы и перспективы. //Белорусский экономический журнал. - 2011. - № 3.

         Финансовый менеджмент: денежно-кредитная политика: учебное пособие. А.С Головачев, А. А. Раковец. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - 2007 г. - C. 218

         Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. Пособие. / В.Н.Шимов, Я.М.Александрович, А.В.Богданович и др. Под общ. ред. В.Н.Шимова. - Мн.:БГЭУ. - 2005. - С. 844.

         Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров. / Н.И.Базылев, С.П.Гурко. -3-е изд., стереотип. - Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива. - 2004. - С. 637.

         Экономическая теория: учебное пособие. / Под ред. А.Г.Грязновой, В.М.Соколинского. -2-е изд., перераб. и доп. -М.:КНОРУС. -2005. - С.464.

         Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2011 год и задачах банковской системы на 2012 год. // Банковский вестник. - 2011. - №9.

         Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе-июле 2011 г.// Банковский вестник. - 2011. - № 29.

         Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год. Указ Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 г. № 597

         Национальный банк Республики Беларусь. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.nbrb.by .

         Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.president.gov.by

         Эффективность денежно-кредитной политики [Электронный ресурс]/ Интернет-проект "Деньги и финансовые рынки" - Москва, 2010 г. - Режим доступа: http://finless.ru/?p=189.

         Фролова, Т.А. Экономическая теория/ Т.А. Фролова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. - 206 с.

         Материалы второй международной студенческой научно-практической конференции "Студенческая наука - будущее государства" Часть I. - Пинск, ПГУ. -2008. - С. 213.

         Прокопович, П.П. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2004 год и задачах банковской системы на 2005 год. // Банковский вестник. - 2005. - №4.

         Передаточный механизм кредитно-денежной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой [Электронный ресурс]/ Экономика -Москва, 2009 - Режим доступа: http://economics.wideworld.ru/macroeconomics_1/12/3/

Приложение


Динамика ставок кредитно-депозитного рынка за 2011 год


Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

А. Средние процентные ставки в национальной валюте

 9,6

 5,1

 9,2

 8,4

13,1

 14,0

 13,2

 19,1

1.Вновь привлеченные депозиты









юридических лиц до востребования на срок до 1 года










 9,8

 10,9

 13,0

 14,1

15,8

 17,9

 24,0

на срок свыше 1 года

 7,7

 2,6

 10,1

 5,4

14,0

 16,9

 20,1

 21,3

физических лиц до востребования

 3,5

 3,6

 2,2

 4,5

 4,3

 5,0

 6,2

 7,4

на срок до 1 года

 15,3

 15,4

 15,6

 17,3

19,0

 23,1

 25,4

 27,6

на срок свыше 1 года

 15,9

 16,2

 16,9

 18,0

19,4

 22,8

 25,9

 28,0

2.Вновь выданные кредиты юридическим лицам на срок до 1 года

 12,8

 12,2

 13,7

 16,5

17,9

 21,0

 24,4

 27,1

на срок свыше 1 года

 10,5

 9,0

 9,5

 9,0

10,4

 13,7

 15,8

 18,1

физическим лицам на срок до 1 года

 18,5

 17,6

 17,6

 18,4

18,7

 20,1

 21,9

 23,3

на срок свыше 1 года

 11,0

 10,6

 13,1

 13,5

11,7

 10,1

 15,5


Похожие работы на - Особенности денежно–кредитной политики в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!