Организация финансов малого бизнеса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    80,77 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация финансов малого бизнеса

СОДЕРЖАНИЕ

Введение    2

. Экономическая сущность предприятий малого бизнеса  4

.1 Понятие субъектов малого бизнеса, роль малого предпринимательства   4

1.2 Государственная поддержка малого бизнеса……………………………...11

2. Организация финансов малого бизнеса        15

.1 Особенности финансов организации малого бизнеса     15

.2 Особенности управления финансами в малом бизнесом         22

3. Учет и налогообложение малого бизнеса……........................... …………27

.1 Особенности учета и налогообложения малого бизнеса………………….27

Заключение…     ………………………………………………………………42

Список использованных источников      44

ВВЕДЕНИЕ


На сегодняшний ведущим сектором в рыночной экономике является малый бизнес, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малый бизнес по своей сути является типично рыночным сектором и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Кроме того, предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости.

В современных условиях становления и углубления рыночных механизмов регулирования экономики страны, малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупным бизнесом.

Малые предприятия, по сравнению с крупными, в своей работе более подвержены влиянию таких проблем и угроз, как: возможность быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных средств, высокая конкуренция. Конкурентоспособность любому бизнесу может обеспечить только рациональное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящегося в его распоряжении.

Финансы имеют для предприятия исключительное значение, поскольку любому предприятию требуются средства для деятельности и развития, способствующих преодолению конкурентных преград на рынке.

В этой связи, финансовые потоки являются основным объектом управления на любом предприятии, поскольку каждое хозяйственное решение прямо или косвенно связано с движением денежных средств.

Финансы представляют собой специфическую сферу экономических отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств.

Рациональность, целесообразность и эффективность трансформации финансовых ресурсов за короткий интервал времени в любой другой вид ресурсов (средства и предметы труда, рабочую силу и т. п.) во многом определяют экономическое благополучие предприятия, а также всех заинтересованных в его функционировании субъектов: собственников, работников, контрагентов, государства, общества в целом.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что современная экономика, с одной стороны, предоставляет свободу действий в отношении предпринимательства, с другой стороны, способствует росту конкуренции среди предприятий малого бизнеса - требует построение грамотной системы управления финансовыми ресурсами.

В этой связи, основной целью работы является закрепление и расширение теоретических знаний в области корпоративных финансов. В соответствии с целью определены следующие задачи: рассмотреть теоретические основы малого предпринимательства; изучить отличительные особенности финансов организации малого бизнеса.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Понятие субъектов малого бизнеса, роль малого предпринимательства

Термин "малое предприятие" стал использоваться в нашей стране с 1988 года. В июне 1988 г. было принято "Положение об организации деятельности малых предприятий". В тот период тогда еще в СССР началось создание в различных отраслях промышленности и в различных регионах страны малых предприятий.

Эти предприятия получали статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода. Однако создавались они на базе государственной собственности и функционировали на принципах хозрасчета. Только в 1990 году начали создаваться предприятия различных организационно - правовых форм, основанных на любой форме собственности. В России развитие малого предпринимательства связано с принятием Постановления Совета Министров РСФСР №406, которое определило организационно - экономические и правовые условия развития предпринимательства на территории нашего государства.[1]

Понятие «малое предприятие» устанавливает количественную характеристику предпринимательской деятельности и не является организационно - правовой формой коммерческой организации.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, по которому предприятия различных организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели), к малым предприятиям установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее ФЗ № 209-ФЗ).

Для того, чтобы юридическое лицо считалось субъектом малого предпринимательства, необходимо выполнение следующих условий (ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ):

) Юридическое лицо является потребительским кооперативом или коммерческой организацией. Не может быть малым предприятием государственное или муниципальное унитарное предприятие;

) доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать :

·    для микропредприятия - до 15 человек,

·              для малого предприятия - до 100 человек включительно,

·              для среднего предприятия - до 250 человек включительно;

5) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

·    для микропредприятия - 60 млн рублей,

·              для малого предприятия - 400 млн рублей,

·              для среднего предприятия - 1000 млн рублей.

Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно;

) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

Предельные значения выручки и балансовой стоимости активов

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства (п. 2 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» с 2008 года действуют следующие пределы выручки (без НДС):

• для микропредприятия - 60 млн. рублей;

• для малого предприятия - 400 млн. рублей.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ (п. 7 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ).

Следует отметить, что в настоящее время предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ не установлены, поэтому не учитывается при отнесении хозяйствующего субъекта к малому бизнесу.

Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия (п. 6 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ). При определении средней численности работников необходимо руководствоваться Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», утвержденными Приказом Росстата от 31.12.2009 №335 (Письмо Минэкономразвития РФ от 20.01.2011 № Д05-166).

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения (п. 5 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ).

Если предельные значения по численности и (или) по выручке превышены в течение двух календарных лет, то предприятие или индивидуальный предприниматель утрачивает статус субъекта малого предпринимательства (п. 4 ст. 4 ФЗ N 209-ФЗ).

Действующий хозяйствующий субъект может стать субъектом малого предпринимательства, если в течение двух лет подряд соблюдены предельные значения численности и выручки.

ФЗ № 209-ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, поэтому чтобы им являться необходимо соблюдение установленных критериев, которые будут проверяться каждый раз, как только предприятие или индивидуальный предприниматель будет обращаться за поддержкой государства в этом качестве, например применение УСН и т.д.

На предприятиях малого бизнеса трудится большая часть населения страны, они являются более конкурентоспособными и производят более качественный продукт при низких издержках. Доля малого бизнеса в экономике страны составляет значительную часть ВВП. Преимущество также заключается в том, что малые предприятия более мобильны по сравнению с крупными предприятиями, поэтому легко проникают в незаполненную нишу и быстро реагируют на малейшие перемены на рынке. Любые негативные изменения в экономике в первую очередь бьют по субъектам малого предпринимательства, поэтому они нуждаются в особенной защите и поддержке со стороны государства, в этих целях предусматриваются следующие меры (ст. 7 ФЗ № 209-ФЗ):

) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

) упрощенный порядок составления субъектами малого предпринимательства статистической отчетности;

) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) иные меры.[16]

Как уже было отмечено ранее, малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников.

Малый бизнес эффективен не только в потребительской сфере, но и как производитель отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.

Правительство Российской Федерации считает развитие малого бизнеса одним из важнейших направлений экономической политики нашего государства, так как малый бизнес способствует насыщению рынка товарами и услугами, развитию конкурентной среды, созданию новых рабочих мест, структурной перестройке экономики, расширению потребительского сектора, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Деятельность малых предприятий ориентирована в основном на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства.[3]

Развитие малого бизнеса способствует решению следующих проблем:

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг, повышение культуры обслуживания;

формирование цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

привлечение личных средств населения на развитие производства; использование творческих возможностей людей, раскрытие их талантов, развитие различных видов ремесел, народных промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; активизация научно - технического прогресса;

освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие задачи, решаемые малыми предприятиями, определяются их особенностями:

единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

ключевая роль руководителя в жизни предприятия, его непосредственная включенность в производственный процесс, ответственность из-за имущественного риска;

особый межличностный характер отношений между хозяином и работниками, что позволяет добиваться действенной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом;

персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, так как обслуживается узкий круг потребителей;

особый характер финансирования: небольшие кредиты банков, собственные средства, "неформальный" рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.п.).

Вместе с тем выделяют ряд проблем, тормозящих развитие малого бизнеса в России:

сложная экономическая обстановка в стране: инфляция, низкая платежная дисциплина, слабая защищенность предпринимателей;

плохое финансовое обеспечение, сложность получения кредитов, высокие процентные ставки, недостаток собственных финансовых ресурсов;

административные барьеры, определяемые сложностью и высокой стоимостью регистрации малых предприятий, несовершенством системы лицензирования;

низкий уровень правового обеспечения, нестабильность законодательства, недостаточность правовых гарантий и т.п.;

относительно низкий уровень платежеспособного спроса на рынке сбыта продукции;

низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей;

слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства и т.п.

Указанные трудности мешают развитию малого бизнеса в России. Вклад малых предприятий в национальную экономику сегодня явно недостаточен.

1.2 Государственная поддержка малого бизнеса

Малый бизнес как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с законом Российской Федерации " О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации " государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально - технических и информационных ресурсов, а также научно - технических разработок и технологий;

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно - технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.[2]

Также Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

В целях реализации государственной политики в области поддержки малого бизнеса создана система органов управления на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и на муниципальном уровне. На их долю выпадают определенного рода задачи, в частности:

разработка предложений и реализация государственной политики по поддержке малого бизнеса;

разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов малого предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей;

обеспечение формирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, подготовка проектов соответствующих программ поддержки малого предпринимательства и др..

Важное значение имеет создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Под инфраструктурой малого предпринимательства понимается совокупность законодательных и исполнительных органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, кредитных и страховых, аудиторских и консалтинговых организаций, учебных заведений, организующих подготовку кадров для малых предприятий, и других видов организаций (технопарки, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании и т.д.).[5]

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми органами исполнительной власти каждого уровня. Указанные программы включают в себя следующие основные положения:

меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства; перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не достроенных и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.[3]

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство отвечает социально-экономическим интересам общества. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики в целом, так и для каждого гражданина в отдельности и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включаются в процесс общественного производства, создают новые ценности, приумножают национальный доход и национальное богатство. Это еще раз подтверждает необходимость развития малого бизнеса в России.[6]

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Особенности финансов организации малого бизнеса


Любой бизнес, деятельность любого предприятия начинаются

с вложения денежных средств. Предприятие представляет собой элемент экономической системы, вступающий в определенные взаимоотношения с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами. Именно эти отношения и составляют сущность финансов предприятия. Таким образом, финансы предприятия представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.

Главные направления финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта - формирование и использование денежных фондов, через которые обеспечивается денежными средствами производственно-хозяйственная деятельность предприятия, осуществляется простое и расширенное воспроизводство.

Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т. п.

Капитал - наличные деньги и другие средства, вложенные в предприятие (в бизнес), с тем чтобы оно могло начать и (или) продолжить хозяйственную деятельность с целью получения прибыли.[3] Другими словами, капитал - это стоимость, приносящая прибавочную стоимость.

Структура капитала характеризует соотношение собственного и заемного капитала во вложенном в фирму капитале, а также удельный вес каждого элемента в общей сумме капитала. Структуру капитала можно представить в виде схемы на рисунке 1.1.[3]

Рисунок 1.1. Структура капитала и активов фирмы

К - капитал; СК - собственный капитал; ПК - первоначальный капитал; Пр - прибыль к распределению; ЗК - заемный капитал; ДО - долгосрочные обязательства; КО - краткосрочные обязательства; ВнА - внеоборотные активы; ФВ - финансовые вложения; НА - нематериальные активы; ОА - основные активы; ТА - текущие активы (ОС - оборотные средства); ЗЗ - запасы и затраты; ДЗ - дебиторская задолженность; ДС - денежные средства.

Структура капитала характеризует соотношение собственного и заемного капитала во вложенном в фирму капитале, а также удельный вес каждого элемента в общей сумме капитала.

Собственный капитал или собственные средства - это та часть капитала, которая принадлежит организации (предприятию) и которая состоит из первоначального (уставного, складочного) капитала и полученной прибыли к распределению (после выплаты дивидендов):

Заемный капитал - это финансовые обязательства предприятия, т.е. кредиты и займы, предоставленные предприятию для финансирования его операций. Они могут принимать форму долгосрочных обязательств (кредитов и займов) и краткосрочных.

Долгосрочные обязательства - обязательства (кредиты и займы), которые погашаются не раньше, чем через год.

Краткосрочные обязательства - это кредиты и все долговые обязательства, срок погашения которых менее 1 года, т. е. они должны быть погашены в течение года. Краткосрочные обязательства включают: краткосрочные кредиты банков и расчеты с кредиторами (кредиторская задолженность), которые, в свою очередь, включают:

расчеты с поставщиками и разными кредиторами;

задолженность по издержкам к оплате;

задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами и др.

Все рассмотренные обязательства отражают пассивы предприятия.

Итак, мы рассмотрели состав вложенного в фирму капитала. Другими словами, вложенный капитал - это собственный и заемный капитал, инвестированный в бизнес. Теперь непосредственно рассмотрим во что инвестирует предприятие капитал, т.е. рассмотрим активы предприятия. К активам относятся внеоборотные активы и текущие (оборотные средства).

Внеоборотные активы - имущество, которое имеет стоимость и которое приобретается предприятием в целях производства товаров или услуг, а не для продажи. Это долгосрочные активы, срок обращения которых свыше одного года. К ним относятся финансовые вложения, нематериальные активы и основные средства. При этом к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение длительного периода (свыше одного года) и приносящим доход, относятся права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства, на программы для ЭВМ, базы данных, из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания и лицензионных договоров на их использование, «ноу-хау» и др. К нематериальным активам относятся также права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы. [3]

Финансовые вложения - это долгосрочные вложения (инвестиции) в ценные бумаги (акции, облигации) других предприятий, процентные облигации государственных и местных займов, первоначальные капиталы других предприятий, а также предоставленные другим предприятиям займы. Под основными средствами понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, применяемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (земля, здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства и т. д.)

Текущие активы (оборотные средства) - имущество, которое обладает стоимостью и которое при нормальном функционировании предприятия может быть обращено в денежные средства в течение следующих 12 месяцев. Это средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды - это часть производственных фондов, натурально-вещественным содержанием которых являются предметы труда, которые участвуют только в одном производственном цикле, полностью потребляются в нем, утрачивая свою натурально-вещественную форму. Фонды обращения включают в себя запасы готовой продукции, средства в расчетах и денежные средства.

Текущие активы можно разделить на 3 группы:

денежные средства - это деньги в кассе, на расчетном и других счетах в банке, векселя и ценные бумаги;

дебиторская задолженность - задолженность по расчетам за товары, работы и услуги с дебиторами (дебиторы - лица, которые должны деньги за товары, работы и услуги, уже полученные ими);

запасы и затраты - это запасы сырья, материалов, которые должны быть использованы для производства продукции; незавершенное производство; запасы готовой продукции.

Таким образом, мы рассмотрели предприятие в его, так называемой, балансовой форме, т. е. как совокупность активов и пассивов, а также их структуру. С позиций финансового менеджмента статьи, относящиеся к активной стороне баланса, называются инвестиционными решениями, а статьи пассивной стороны баланса называются решениями по выбору источников финансирования.

Продукция имеет стоимость. В этой связи рассмотрим ряд показателей, представленных на рисунке 1.2, поэтапно включающих отдельные элементы стоимости.[3]

Рисунок 1.2 Состав стоимости продукции

Выручка от реализации продукции - это сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет коммерческой организации за реализованную продукцию. За счет выручки от реализации фирма возмещает расходы на производство и сбыт продукции, выполняет обязательства перед финансово-кредитной системой государства, осуществляет свое производственное и социальное развитие, выплачивает дивиденды. Этот показатель включает в себя все элементы стоимости продукции.

Добавленная стоимость - это разница между стоимостью продукции и стоимостью потребленных для ее производства материальных ресурсов и услуг других организаций. Он обозначает ту часть стоимости продукции, которую создала данная фирма и добавила ее к стоимости материальных затрат. Данный показатель свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и его вкладе в создание национального дохода.

Брутто-результат эксплуатации инвестиций - показатель получается за вычетом из добавленной стоимости расходов по оплате труда, является промежуточным результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия и характеризует прибыль до вычета амортизации, финансовых издержек по заемным средствам и налогов.[9]

Нетто-результат эксплуатации инвестиций - определяется как разница между Брутто-результатом эксплуатации инвестиций и затратами на восстановление основных фондов (амортизационные отчисления). Этот показатель включает прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов. Упрощенно его можно рассчитать, прибавлением к прибыли процентов за кредит, относимых на себестоимость продукции.

Прибыль - до уплаты налогов определяется путем вычитания из стоимости продукции ее себестоимости. А если из прибыли вычесть налоги, то останется чистая прибыль. Этот показатель характеризует конечную цель деятельности фирмы.

Оборот - сумма выручки от реализации и внереализационных доходов (за вычетом внереализационных расходов), характеризует масштабы деятельности фирмы и средства, которыми она оперирует на рынке.

Как уже было отмечено ранее, под финансами предприятияпонимаются денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков и связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов.

Финансы предприятия могут быть описаны с помощью финансовой модели на основе рисунков 1.1 и 1.2. Финансовая модель предприятия отражает денежные потоки, которые формируются в процессе функционирования предприятия. Эти потоки связаны с его финансовой, инвестиционной и текущей деятельностью. Все виды деятельности тесно связаны между собой.

Финансовая деятельность связана с формированием финансовых ресурсов (капитала) предприятия (правая часть рисунка1.1). [3]

Притоки по этому виду деятельности формируются за счет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, поступлений от эмиссии акций, целевого финансирования. Оттоки связаны с возвратом краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, выплатой дивидендов, погашением векселей. Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятия, для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность связана с формированием активов предприятия (левая часть рисунка 1.1). Она включает поступление и использование денежных средств, связанных с приобретением и продажей имущества. Притоки по данному виду деятельности формируются от продажи основных средств, нематериальных активов, от возврата финансовых вложений, дивидендов, процентов от долгосрочных финансовых вложений. Оттоки связаны с приобретением основных средств и нематериальных активов, с капитальными и долгосрочными финансовыми вложениями. Поскольку при благополучном ведении дел предприятие стремится к расширению и модернизации производственных мощностей, инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку денежных средств.

Текущая, или основная, деятельность связана с производством и реализацией продукции (рисунок 1.2). Поступление денежных средств и их использование по текущей деятельности обеспечивают выполнение основных производственно-коммерческих функций. Притоки денежных средств по этому виду деятельности формируются за счет денежной выручки от реализации продукции в текущем периоде, погашения дебиторской задолженности, поступления от продажи бартера, полученных авансов и т. п. Оттоки денежных средств по основному виду деятельности связаны с расходами (платежи по счетам поставщиков и подрядчиков, выплата заработной платы, отчисления в бюджетную систему, уплата процентов за кредит и др.). Поскольку основная деятельность предприятия является главным источником прибыли, она должна являться и основным источником денежных средств.

Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, - прежде всего это обслуживание населения.

Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств. Однако они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда.[10]

Малый бизнес наиболее подвержен конкуренции и банкротству. Норма прибыли, получаемая от различных видов предпринимательской деятельности, существенно колеблется, что отражается на финансовой устойчивости малого бизнеса. Только добросовестная конкуренция повышает эффективность производства, стимулирует снижение цен на товары, повышает ответственность производителей перед потребителями, расширяет сферы обслуживания населения.

2.2 Особенности управления финансами в малом бизнесом


В целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли в первую очередь необходимо совершенствовать управление финансами на предприятии.

Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность финансовых ресурсов, поэтому изыскание необходимых денежных ресурсов и эффективное управление ими для большинства малых фирм является первоочередной задачей.

Источники финансирования как уже отмечалось ранее делят на две категории: собственные и заемные. К собственным можно отнести: личные средства, средства партнеров, прибыли, амортизацию, продажу активов, продажу акций, дебиторскую задолженность. К заемным средствам относятся: банковский кредит, кредиты поставщиков, страховые возмещения, правительственные программы, кредиты под активы, венчурный (рисковый) капитал.

Собственные средства - являются самым простым и надежным источником. Собственный капитал может состоять из своих сбережений или средств, полученных от продажи какой - либо собственности.

По мере развития малого бизнеса в качестве собственных источников будут использоваться прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от продажи акций (для акционерных обществ), активов предприятия, а также дебиторская задолженность.[11]

Для открытия бизнеса или ведения дела возможно привлечение кредитных средств. В зависимости от срока различают краткосрочные кредиты (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные (от трех до пяти лет).

Кредитование имеет две разновидности: кредитование деятельности в форме прямой выдачи денежных ссуд (банковский кредит) и кредитование как разновидность расчетов, т.е. расчетов с рассрочкой платежей (торговый кредит). Важным условием выдачи кредита является его обеспечение - это ценности, служащие для кредитора залогом полного и своевременного возврата должником полученной ссуды и уплаты процентов. Основными видами обеспечения кредита являются поручительство, гарантия, залог и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.

Слабая организация финансовой деятельности остается одной из основных причин краха малых предприятий. Вопросы финансовых ресурсов и финансовой устойчивости (например, сколько денег на счете и в какой степени погашение долгов влияет на работу предприятия) требуют постоянного внимания, а решение вопросов о расходовании средств невозможно без достоверной информации. Поэтому важен точный и постоянный учет движения средств.[12]

Финансовая устойчивость предполагает, что предприятие:

может оплатить все текущие долги из дохода после получения денег от своих заказчиков;

в состоянии погасить будущие обязательства на основе ожидаемого дохода из вырученных средств;

имеет достаточные суммы для плановых вложений в основные средства (машины, оборудование, транспорт и здания);

имеет дополнительные средства для покрытия незапланированных расходов или возможность получить эти средства в любой момент путем займа (кредита) или продажи акций.

Четыре указанных требования предполагают, что для выполнения текущих обязательств предприятию необходима наличность. В идеальном варианте эти четыре требования должны обеспечиваться одновременно. Они представляют собой идеальное состояние дел, соответствующее требованиям финансового управления малым предприятием. Таким образом, основы финансовой устойчивости - наличность и прибыль.

Цель каждого предпринимателя - прибыльное ведение дела за счет эффективного использования ресурсов предприятия - может быть наилучшим образом достигнута путем составления финансового плана (бюджета). Финансовый план включает: план доходов и расходов; расчет точки безубыточности; прогноз движения наличности. План о доходах и расходах дает информацию о результатах финансовой работы фирмы по разным направлениям.[11]

Одним из эффективных методов анализа деятельности предприятия является определение уровня безубыточности бизнеса - это уровень производства или сбыта, при котором финансовые поступления от продажи товара (услуги) равняются издержкам, т.е. это тот минимальный уровень сбыта, при котором нет убытка. Анализ безубыточности позволяет убедиться, будет ли дело прибыльным или принесет убытки.

Жизнеспособность предприятия, целесообразность деловой активности во многом зависят от того, в какой мере обеспечена финансовая отдача от вложенных средств, насколько достигнутый уровень доходности создает экономические стимулы дальнейшего роста производства. В связи с этим важно прежде всего выяснить, каким по величине должен быть минимально допустимый объем реализации товара, чтобы не возникла ситуация получения убытков от предпринимательской деятельности.

Для эффективного управления финансовыми потоками большое значение имеет определение оптимального размера оборотного капитала. Недостаток наличных средств может привести предприятие к банкротству, и чем быстрее темпы развития фирмы, тем больше риск остаться без наличных денег. С другой стороны, чрезмерное накопление оборотного капитала не является показателем благополучия, так как приводит к "омертвлению" капитала и снижает эффективность его использования, поскольку фиксированные активы приносят большую прибыль, чем текущие.[12]

Эффективное управление финансами предполагает стремление к тому, чтобы сроки оплаты предприятием своих долгов превышали сроки погашения задолженности ее дебиторами с учетом сумм задолженностей.

Важнейшим вопросом планирования финансов является прогноз движения наличности. Назначение такого прогноза состоит в том, чтобы держать владельца предприятия в курсе всех поступлений денежных средств и производственных платежей. Денежные средства необходимы для оплаты счетов и закупки материалов, оборудования, а без них бизнес обречен, их расчет нужен для того, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принимать соответствующие меры. В процессе хозяйственной деятельности фирмы непрерывно происходят изменения - увеличение либо уменьшение денежных средств.

Руководитель предприятия должен постоянно следить за движением оборотных средств, обращать внимание на любые изменения и предвидеть их последствия для финансового положения фирмы. В этих целях составляется карта прогноза движения наличных денег.

Для успешного ведения дел и грамотного управления финансовыми потоками большое значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Анализ позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного плана и их причинах, принять необходимые меры для совершенствования работы фирмы.

Оценка финансового состояния предприятия включает анализ:

доходности и рентабельности;

финансовой устойчивости;

скорости оборота капитала;

окупаемости вложенных средств.

Доходность фирмы характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель - это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель - это уровень рентабельности - отношение валовой прибыли к средней стоимости основных и оборотных средств. Рентабельность, рассчитанная в динамике, дает возможность оценить, как меняется доходность работы предприятия, выяснить, какие факторы повлияли на эти изменения. В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени эффективности работы предприятия и использования его ресурсов.

Важным показателем, позволяющим определить финансовую устойчивость предприятия, является коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент устойчивости (надежности), которые свидетельствуют о способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги.

Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и ее зависимость от внешних источников финансирования характеризует коэффициент устойчивости (надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой независимости и устойчивости фирмы.

Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам фирмы. Желательно, чтобы этот показатель был значительно меньше единицы. В этом случае снижается степень риска.

Скорость оборачиваемости капитала характеризует мобильность использования средств, вложенных в бизнес. Показатель скорости оборота капитала измеряется в соотношении между выручкой от продаж за определенный период (например, год) и денежной величиной активов фирмы, благодаря использованию которых удалось получить и реализовать товары. Такое соотношение показывает, какую выручку приносит денежная единица, вложенная в активы фирмы. Желательно, чтобы скорость оборота капитала существенно превышала единицу.

Еще одним важным показателем, характеризующим эффективность работы фирмы, является срок окупаемости. Этот показатель позволяет судить о том, насколько быстро предприятие способно вернуть денежный капитал, вложенный в дело. Разделив объем денежных средств, вложенных в бизнес (капиталовложения), на величину годовой прибыли, получаем количество лет, за которые средства окупятся. Принято считать, что средства, вложенные в малый бизнес, должны окупаться в срок, не превышающий пять лет.

Таким образом, совершенствование управления финансами на малых предприятиях является важным фактором повышения эффективности их деятельности.

3. УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Особенности налогообложения малого бизнеса

Одним из инструментов регулирования и стимулирования какого-либо сектора экономики являются налоговые льготы. С.Г. Пепеляев [22] называет налоговые льготы важнейшим инструментом выравнивания налогового бремени, посредством чего достигается равенство, являющееся важным принципом налогового права. При этом принцип равенства не означает одинаковый размер суммы налога для всех субъектов, а определяет экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу берется реальная способность к уплате того или иного налога на основе сравнения экономических потенциалов. Равенство в данном случае означает равномерность налогообложения, что достигается благодаря предоставлению отдельным категориям плательщиков налогов определенных преимуществ.

В научной литературе также высказываются точки зрения относительно целей введения специальных налоговых режимов. Так, соглашения о разделе продукции установлены в целях стимулирования развития добывающих и связанных с ними отраслей, а также привлечения в них инвестиций. Применение единого сельскохозяйственного налога направлено на поддержку отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основные цели введения специальных налоговых режимов:

) поддержка и развитие субъектов малого бизнеса;

) поддержка и стимулирование сельскохозяйственной отрасли экономики;

) привлечение инвестиций и стимулирование добывающих и связанных с ними отраслей.

Тем самым установление специальных налоговых режимов является вынужденной мерой укрепления и дальнейшего развития экономики Российской Федерации и является реализацией регулирующей функции налога.

В Налоговом кодексе РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 года было введено понятие "специальный налоговый режим".

Понятие "специальные налоговые режимы" занимает важное место в налогообложении малого бизнеса. Налоговый кодекс Российской Федерации рассматривает возможность введения четырех специальных налоговых режима. Для организаций или индивидуальных предпринимателей существует общий режим налогообложения, но, если они имеют право на изменение своего режима налогообложения, то, в зависимости от особенностей деятельности, они могут применять какой-либо специальный налоговый режим.

На сегодняшний день НК РФ содержит 4 специальных налоговых режима, а именно:

упрощенная система налогообложения (УСН);

единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Переход на УСН, равно как и возврат на ОСНО, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, регламентируемом главой 262 НК РФ.

Уплата налогов по упрощённой системе означает, что уплачивается единый налог, который предусматривает освобождение от обязанности по уплате нескольких налогов, взимаемых при общем режиме налогообложения.

для организаций: налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций;

для индивидуальных предпринимателей: налог на доходы физических лиц, НДС, налог на имущество (в отношении имущества, используемого для предпринимательства).

Определен критерий дохода, по которому плательщик налогов, может перейти на упрощённую систему налогообложения: если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. руб., с учётом индексации.

Доходы определяются в соответствии со статьей 248 НК РФ[8]:

доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

внереализационные доходы

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав). Внереализационные доходы - это доходы, получение которых непосредственно не связано с производством и реализацией продукции.

В таблице 1 представлены предельные объемы размеров дохода налогоплательщика, ограничивающие право перехода на УСН, с учетом индексации (период 2008-2012 гг.)

Таблица 1[1, ст. 346] - Предельные объемы размеров дохода налогоплательщика, ограничивающие право перехода на УСН, с учетом индексации (период 2006-2012 гг.)

Период, на который установлен коэффициент - дефлятор

Размер

Величина предельного размера доходов, ограничивающая право перехода организации на УСН, с учетом индексации (тыс. руб.)

Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение УСН, с учетом индексации (тыс. руб.)

на 2012 год

---

45 000

60 000

на 2011 год

---

45 000

60 000

на 2010 год

---

45 000

60 000

на 2009 год

1,538

45 000

30 760

на 2008 год

1,34

20 100

26 800

на 2007 год

1,241

18 615

24 820

на 2006 год

1,132

16 980

22 640


Таким образом, с 2010 г. по 2012 г. коэффициент-дефлятор для перехода на УСН не действует, а предельная сумма дохода за год определена в 60 млн. руб., за 9 мес. в год перехода на УСН - 45 млн. руб.

В целом критерии перехода на упрощённую систему налогообложения, соответствуют критериям отнесения к малым предприятиям (микропредприятиям) в соответствии с законодательством РФ.

Особенностью главы 262 НК РФ является различие условий использования УСН для организаций и индивидуальных предпринимателей. Организации исчисляют и уплачивают единый налог по результатам хозяйственной деятельности, в то время как у предпринимателей, в соответствии со статьей 34625.1 НК РФ, имеется альтернатива. Индивидуальные предприниматели имеют право уплачивать в бюджет стоимость патента, рассчитанную как произведение размера потенциального возможного к получению годового дохода, установленного законом субъекта РФ, на налоговую ставку размером в 6%. Переход на этот вариант налогообложения возможен при выполнении условия, что индивидуальный предприниматель осуществляет один из перечисленных в главе 26.2 НК РФ видов деятельности. Индивидуальный предприниматель для перехода на УСН на основе патента может иметь до 5 наемных работников.

Размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода определяется на календарный год законами субъектов РФ для каждого из видов деятельности. Размер потенциально возможного годового дохода ежегодно подлежит индексации на коэффициент-дефлятор.

Документом, удостоверяющим право использования упрощённой системы на основе патента, является выдаваемый предпринимателю налоговым органом, патент на осуществление одного из видов деятельности.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков.

Предприятия малого бизнеса могут уменьшить сумму налога на сумму страховых взносов, выплаченных в бюджет.

В 2011 году действовали ставки по страховым взносам, предусмотренные в пункте 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ:

по взносам в ПФР - 26%;

в ФСС-2,9%;

в ФФОМС- 2,1%;

в ТФОМС - 3%.

С 2012 г. ставки были изменены в соответствии с федеральным законом № 379-ФЗ [17].

С 1 января 2012 года тариф снижен с 34% до 30%. В ПФР уплачивается 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%. Этот размер распространяется до тех пор, пока сумма выплат на каждого работника не станет равна предельной сумме (в 2012 г. - 512000 руб.) Если сумма больше, то тариф на суммы превышения - 10%.

Для льготных категорий на 2012-2013 гг. установлен тариф - 20%. Это распространяется на предприятия, находящееся на УСН, а также, переведенные на ЕВНД аптечные организации, ИП, имеющие соответствующую лицензию и др.

Объектом налогообложения по упрощённой системе налогообложения признаются согласно статье 34614 НК РФ:

) доходы;

) доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таблица 2 - Характеристики налогообложения при УСНО в зависимости от объекта налогообложения

Элементы и другие характеристики налогообложения при УСНО

Объект налогообложения


Доходы, уменьшенные на величину расходов

Доходы

Ограничения по выбору объекта

Не предусмотрено

Не применяют участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом

Налоговая база (НБ)

Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

Денежное выражение доходов

5%-15% (устанавливается законом субъекта РФ)

6%

Порядок признания доходов и расходов

Кассовый метод

Кассовый метод

Уплата минимального налога

Уплачивается 1% от доходов, если за налоговый период сумма исчисленного налога меньше минимального

Не предусмотрено

Уменьшение сумм налога (авансовых платежей)

Не предусмотрено

На сумму страховых взносов на ОПС, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм), а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Порядок расчета налога

Н = НБ * НС. При расчете учитывается сумма авансовых платежей исчисленных за отчетные периоды


Налогоплательщик самостоятельно осуществляет выбор объекта налогообложения, за одним исключением. Так, для участников договора простого товарищества, доверительного управления имуществом, или договора о совместной деятельности установлен единственно возможный объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения может изменяться плательщиком налога ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик изъявил желание изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

В соответствии со статьей 34619 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

С 2009 года субъекты Российской Федерации могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы" (ст. 346.20 НК РФ). Согласно НК РФ, ставки могут колебаться в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Законодательный процесс по данному вопросу набирает обороты, и субъекты продолжают снижать ставки. Стоит отметить, что местные власти снижают ставку единого налога по-разному, где-то такие льготы введены на ограниченный срок. Тем не менее, у налогоплательщиков появилась реальная возможность абсолютно легально уменьшить свою налоговую нагрузку.

В рамках специальных налоговых режимов действует и единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности. ЕНВД является обязательным налоговым режимом: организация или ИП обязаны на него перейти, если органом местного самоуправления принят соответствующий нормативный правовой акт, обязывающий применять ЕНВД для определенных видов деятельности. Плательщиками этого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах, к которым, например, относятся: бытовые услуги, ветеринарные услуги, общественное питание, розничная торговля, перевозка пассажиров и другие [20].

Единый налог на вменённый доход освобождает от обязанностей по уплате следующих налогов:

для организаций: налога на прибыль организации, НДС, налог на имущество организаций;

для индивидуальных предпринимателей: налога на доходы физических лиц, НДС, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для предпринимательства.

Налоговая база - величина вменённого дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определённому виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Базовая доходность ежегодно претерпевает корректировку путем умножения на коэффициенты K1 и K2, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.- это коэффициент - дефлятор, учитывающий изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Он определяется и официально публикуется в порядке, установленном Правительством РФ.- это корректирующий коэффициент, учитывающий особенности введения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов и другие особенности предпринимательской деятельности.

Значение корректирующего коэффициента K2 закрепляется нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год.

Зачастую данный коэффициент рассматривается как произведение других показателей, определяющих ассортимент реализованных товаров, сезонность работы, место расположения торговой точки в пределах населенного пункта и прочее.

При расчете ЕНВД в 2012 году необходимо применять значение коэффициента K1, равное 1,494. Новое значение показателя утверждено приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 01.11.2011г. №612. В прошедшем 2011 году коэффициент K1 равен 1,372 [23].

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации.

Ставка налога установлена в размере 15 % величины вмененного дохода. Сумма вмененного дохода за квартал рассчитывается по формуле:

ВД = БДхK1хK2хВФПЗ, где

БД - базовая доходность;, K2 - значение корректирующих коэффициентов базовой доходности;

ВФП - величина физического показателя;

- число месяцев налогового периода (налоговый период квартал),

Сумма ЕНВД определяется по следующей формуле:

ЕН = ВДх15:100, где

ВД - сумма вмененного дохода;

% - ставка налога в процентах

Плательщики ЕНВД имеют право уменьшить сумму налога (но не более чем на 50%) на сумму уплаченных за этот же период времени страховых взносов ФСС, ПФ, ФФОМС, а также суммы выплат по больничным листам (за счет работодателя) (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Налоговый период - квартал. Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Предприятия и ИП, производящие сельскохозяйственную продукцию, согласно главе 261 НК РФ, могут перейти на ЕСХН [8].

К сельскохозяйственной продукции относят продукцию растениеводства сельского и лесного хозяйства, а также продукцию животноводства, включая и полученную в результате выращивания и доращивания рыб др. биологических ресурсов.

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

налога на прибыль организаций;

налога на имущество организаций;

налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

налога на доходы физических лиц;

налога на имущество физических лиц;

налога на добавленную стоимость.

Налоговая база - доходы, уменьшенные на величину расходов. Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельхозтоваропроизводителей (ЕСХН) утверждена приказом Минфина РФ от 11.12.2006 N 169н. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Ставка налога - 6%.

Специальные налоговые режимы позволяют существенно снизить налоговое бремя на малый бизнес. Улучшило налоговый климат разрешение применять систему патентов. Патент дает возможность малому бизнесу спокойно работать, при этом он позволяет государству получить определенную налоговую сумму [18].

Стоит, отметить, что основные преимущества для малого бизнеса в экономически развитых странах создает структура налогов и льгот, где ставка налога зависит от размера налогооблагаемой прибыли компании. Кроме того предусмотрены различные льготы, в том числе при осуществлении инвестиций. Крупные компании, получающие большие объемы прибыли платят больше налогов, а малый и средний бизнес, получающий меньше прибыли, и налогов платит меньше [19].

По мнению В.Г. Панскова, для снижения налогового бремени на субъекты малого бизнеса сделано достаточно, однако, налоговая система требует дальнейшего совершенствования. Он считает, что налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства является избыточной, что не позволяет эффективно стимулировать развитие малого бизнеса в РФ, в связи с чем, известный российский исследователь предлагает следующие меры, направленные на совершенствование налогообложения субъектов малого бизнеса:

введение налоговых каникул на первые два-три (адаптационных) года работы для новых предприятий, или предоставление налогового кредита;

разработка для предпринимателей и юридических лиц, относящихся к категории малого бизнеса, упрощенных форм налоговых деклараций;

освобождение от налогообложения средств, направляемых субъектами малого и среднего предпринимательства на развитие собственного производства;

введение прогрессивной шкалы налогообложения прибыли предприятий, что позволит частично уравнять эффективность работы крупных и малых предприятий, будет способствовать росту социальной справедливости, повысит наполняемость бюджета [21].

В случае, если организация или индивидуальный предприниматель не занимается только видами деятельности, облагаемыми ЕНВД, и не вправе применять УСН и ЕСХН, они обязаны применять общую систему налогообложения. Бухгалтерский учет при ОСН ведется с использованием Плана счетов.

Общую систему налогообложения юридические лица вправе применять в отношении, как всех видов деятельности организации, так и отдельных видов в случае, когда по одному из видов деятельности субъект уплачивает ЕНВД.

Под общим режимом налогообложения понимаются федеральные, региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные для налогоплательщиков Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основные налоги, уплачиваемые организациями при ОСНО:

Налог на прибыль организаций (20%).

Объектом налогообложения является прибыль, которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ; Главным условием является экономическая обоснованность и документальная подтверждённость расходов.

НДС (ставки 18%, 10%, 0%).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).

Налог на имущество организаций (ставка устанавливается местным законодательством, но не более 2,2%). Базой обложения налогом является среднегодовая остаточная стоимость основных средств, находящихся на балансе организации.

В случае применения общего режима налогообложения предпринимателем уплачивается налог на доходы физических лиц с доходов от предпринимательской деятельности и с доходов, из которых не был удержан НДФЛ налоговым агентом (примером может послужить доход от продажи недвижимости или автомобиля). Налоговой базой является доход, уменьшенный на профессиональные, стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты. При этом можно отметить следующие характерные особенности для общего режима налогообложения. Отсутствие ограничений относительно размера выручки, количества работников, размеров торговых площадей и имущества, находящегося на балансе.

В случае если организация получает убыток при применении общего режима налогообложения, то предусмотрена возможность переноса убытка на будущие периоды (уменьшить сумму налога на сумму убытка)

В условиях применения общего режима налогообложения организация и/или ИП являются плательщиком НДС.

Но при этом следует отметить, что при общем режиме налогообложения крайне обременительным является необходимость ведения четкого и сложного бухгалтерского учета, а также одновременно необходимость ведения сложного налогового учета для целей исчисления налога на прибыль организаций, НДС и пр.

В Стратегии развития России до 2020 года проведен анализ и сделаны выводы о необходимости перехода от УСН к налогу на реальные денежные потоки в части специальных налоговых режимов. Основная цель такого перехода:

упрощение учета доходов и расходов в целях налогообложения;

сокращение возможностей для налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов.

На взгляд разработчиков Стратегии, ЕВНД целесообразно применять только для микропредприятий с 1-5 наемными работниками. Применение налога на реальные денежные потоки будет сопровождаться адекватными правилами идентификации налогоплательщиков. Реализация всех этих мер в части специальных налоговых режимов должна позволить субъектам малого бизнеса добровольно включиться в НДС-оборот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В рыночной экономике место и роль организаций малого бизнеса трудно переоценить. В развитых странах малый бизнес составляет основу национальной экономики. Малые предприятия гибче, быстрее и лучше приспосабливаются к рыночной конъюнктуре. В российской практике критериями отнесения предприятия к малому является численность и участие в формировании уставного капитала. В других странах могут применяться такие критерии, как величина капитала, прибыли, выручки и другие.

Сложившаяся отраслевая структура по количеству малых предприятий в последние годы практически не меняется. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания, строительство и промышленность. Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников. По статистике, малые предприятия сегодня - самый динамично развивающийся сектор экономики.

Отметим основные особенности организации финансов на малом предприятии. На малом предприятии могут отсутствовать внеоборотные активы, источниками формирования оборотных активов часто служат заемные средства и кредиторская задолженность.

Следует отметить преимущества малого бизнеса - гибкость в освоении новых видов деятельности, технологий, производства новых видов товаров, высокая оборачиваемость активов, управляемость. Недостатки - недостаточная устойчивость вследствие небольшого основного капитала, небольшой запас рентабельности в цене товаров и, как следствие, проигрыш в конкурентной борьбе при общем снижении цен. Малый бизнес имеет высокую степень ротации и поэтому поглощает избыточные трудовые ресурсы, обеспечивая населению самозанятость. Малый бизнес может быть высокорентабельным вследствие небольшой величины накладных расходов и высокой оборачиваемости.

Государственная поддержка малого бизнеса обеспечивает ему финансовую устойчивость и возможность конкурировать с крупными и средними предприятиями. Поддержка заключается в предоставлении малым предприятиям налоговых отсрочек, льгот, инвестиционных кредитов, льготного доступа к кредитным ресурсам банков, снижения процентов по кредитам и других возможностей, вплоть до участия в выполнении государственных заказов.

В соответствии с законодательством к небольшим предприятиям могут применяться особые режимы налогообложения. Дополнительно к этим особым режимам применяется и упрощенная система бухгалтерского учета.

В соответствии с законодательством предполагается добровольное применение упрощенной системы налогообложения, которая заменяет уплату ряда налогов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Объектом налогообложения единым налогом является по выбору налогоплательщика либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Единый налог заменяет уплату налога на прибыль, единого социального налога, налога на имущества и налога на добавленную стоимость. Критерием отнесения предприятий к малым, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, являются сумма дохода, стоимость основных фондов, наличие обособленных филиалов и представительств, численность работающих, вид деятельности и доля юридических лиц в уставном капитале.

Малые предприятия, функционирующие в тех областях экономики, в которых сложно осуществлять контроль над доходами, должны платить единый налог на вмененный доход. В основном это предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания, небольшие автотранспортные предприятия. Решение об установлении этого налога принимается субъектом федерации. Уплата единого налога на вмененный доход также заменяет налог на прибыль, единый социальный налог, налог на имущество. Организации, переведенные на единый налог на вмененный доход, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

предпринимательство финансовый налогообложение бизнес

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие /И.Т. Балабанов - 3-е изд., перераб. и доп.- М: Финансы и статистика, 2012. - 526с.

2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / документ предоставлен «КонсультантПлюс». URL: http: // www.consultant.ru <http://www.consultant.ru> (дата сохранения 26.10.2013)

. Черутова, М.И. Финансовый менеджмент: учеб. Пособие 2-е изд., испр. М.: ФЛИНТА: МПСИ, 2010.-104с.

4. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент/

В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика. 2011. - 768с.

5. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; под ред. проф. Н..Ф. Самсонова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010. - 495с.

. Кукукина, И.Г. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / И.Г. Кукукина. - М.: Юрист, 2012. - 136с.

7. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. 23.07.2013) (с изм. и доп. вступившими в силу ч 01.10.2013). Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения (введена ФЗ от 24.07.2002 N 104-ФЗ) [Электронный ресурс] /документ предоставлен «КонсультантПлюс». URL: http: // www.consultant.ru <http://www.consultant.ru> (дата сохранения 23.10.2013)

. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. 23.07.2013) (с изм. и доп. вступившими в силу ч 01.10.2013). Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (введена ФЗ от 24.07.2002 N 104-ФЗ) [Электронный ресурс] / документ предоставлен «КонсультантПлюс». URL: http: // www.consultant.ru <http://www.consultant.ru> (дата сохранения 23.10.2013)

9. Павлова, Л.Н. Финансы предприятий: учеб. для вузов / Л.Н. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. - 639с.

. Миронов, М.Г. Финансовый менеджмент: справочник руководителя / М.Г. Миронов. - М.: ГроссМедиа, 2011. - 144с.

. Горфинкель, В.Я. Малый бизнес: Организация, экономика, управление. / Под. ред. В.Я. Горфинкеля, В.В. Швандара. - М: ЮНИТИ, 2012.

. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. - 712 с

13. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства: Учебно-методическое пособие. М: Финансы и статистика, 2011.

14. Поляк, Г.Б. Финансы. / Под ред. Поляка Г.Б. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 703 с.

. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: учеб. / под ред. Е.С. Стояновой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2012. - 576 с.

. http://rosbuh.senseagency.ru

. Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"

. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы на современном этапе//Экономика.2010. - С. - 74

. Грязнова А.Г. Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб. / Финансовая академия при Правительстве РФ. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Кнорус. - 2008. С. - 624

. Грачева Е.Ю. Налоговое право Учебник для вузов М.: Юристъ, 2007. - С. - 214

. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации - М., МЦФЭР. 2010. - С. - 113

. Пепеляева С.Г.. Налоговое право - М.: Юристъ, 2009 С. - 591

. Журнал главбух №22 ноябрь 2011 рубрика ЕНВД Актион - Медиа

Похожие работы на - Организация финансов малого бизнеса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!