Исследование организации финансов в малом бизнесе на примере ООО 'Стека-Дент'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,10 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование организации финансов в малом бизнесе на примере ООО 'Стека-Дент'













Отчет по производственной практике

на тему:

Анализ организации финансов в малом бизнесе на примере ООО «Стека-Дент»











2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

. ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛИКЛИНКАХ

. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КЛИНИК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

финансовый менеджмент

Стоматологические поликлиники, созданные в СССР, являются уникальными структурами здравоохранения, аналогов которым в странах Запада не было и нет. Основной целью их организации явилась оптимальная возможность решения многих проблем стоматологии, одной из массовых социально-значимых и трудоемких медицинских подотраслей, путем объединения в одной организации большого числа специалистов разного стоматологического профиля, сосредоточения там сложной стоматологической техники, создания своеобразного "конвейера" по приему больных, облегчения организации и управления при массовой и доступной по стоимости и достаточно качественной стоматологической помощи.

Многолетняя деятельность стоматологических поликлиник в советское время и проведенный нами анализ показали, что кроме явных преимуществ эта форма организации стоматологической помощи имеет и серьезные недостатки: размытость уровня ответственности за больного, трудность составления и реализации плана лечения, длительные сроки лечения, недостаточный механизм преемственности в лечении и профилактике и др.

Несмотря на это, стоматологические поликлиники оказались в условиях планово-бюджетной экономики весьма жизнеспособными структурами здравоохранения на тот период, образовавшими костяк организации стоматологической службы и стоматологической помощи в СССР.

Однако в рыночных условиях, в постсоветский период при большом дефиците бюджетного финансирования, в условиях серьезной конкуренции со стороны частного сектора стоматологии и повышенной требовательности пациента к качеству стоматологической помощи, его желании лечиться с использованием современного оборудования и по современным технологиям, при оплате многих видов лечения за счет собственных средств, в государственных стоматологических поликлиниках появились сложности организации в работе и трудности в их производственной деятельности.

Не стало хватать средств на зарплату, на замену оборудования, на обучение персонала, на закупку материалов, медикаментов и т.д.

В создавшихся условиях, а также при слабости централизованного и регионального управления, стоматологические поликлиники были поставлены в сложное положение, когда только новые подходы и инициативы смогли обеспечить их выживание в условиях рынка.

Одной из главных реалий в таком положении оказался поиск дополнительных источников финансирования. Доходы от платных услуг населению, разрешенных Постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" от 13.01.96 № 27 и приказом МЗМП РФ "Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования" от 06.08.96 № 312, в большинстве стоматологических поликлиник в последние 10 - 12 лет составляют 60 - 80% их сметы. Постепенно идет увеличение финансовых потоков за счет средств обязательного и добровольного медицинского страхования при всё уменьшающемся удельном весе бюджетного финансирования.

Однако для успешного функционирования в условиях рынка меняется структура самих стоматологических поликлиник, которая должна быть ориентирована на оказание стоматологических услуг на профессиональном и высоком сервисном уровне.

Для этого в составе стоматологических поликлиник уже создаются отделения стоматологии общей практики, в которых работают врачи-стоматологи, имеющие сертификаты по нескольким специальностям, чаще всего по терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии. Вводятся новые адаптированные к задачам должности, разработана отвечающая медицинским и правовым требованиям медицинская документация. Успешную лечебно-профилактическую деятельность обеспечивают службы современного менеджмента и маркетинга, инженерно-техническая служба.

В этих условиях кардинально меняются задачи и функции стоматологических лечебно-профилактических учреждений, но стоматологические поликлиники, как основное составляющее в структуре стоматологической службы, должны сохраниться. Постепенно, а в случае инициативы со стороны государства - усиленными темпами, будет меняться организационно-правовая форма стоматологических поликлиник. На наш взгляд, это подтверждается существующими тенденциями; процесс реформирования будет идти по трем основным направлениям: акционирование, создание автономных некоммерческих организаций, организация крупных объединений стоматологических поликлиник типа холдингов. В соответствии с этим меняется и система финансового управления в подобных организациях.

В соответствии с этим целью преддипломной практики стало исследование особенностей финансов частной стоматологической поликлиники.

Для определения цели были поставлены и решены следующие задачи: изучение особенностей деятельности предприятия; анализ аспектов организации системы финансового менеджмента на предприятии; исследование специфики организации финансов предприятия; формирование и анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и факторов, которые оказывают влияние на их оптимизацию; исследование направлений использования информационных технологий в процессе изучения работы предприятия; сбор материалов для написания отчета о практики и дальнейшего выполнения выпускной квалификационной работы.

В процессе выполнения отчета использованы методы экономического анализа: горизонтальный сравнительный анализ, детерминированный факторный анализ (элиминирование), метод средних величин; метод финансовых коэффициентов.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Стоматологическая поликлиника «Стека-Дент» действует на основании Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и гражданского кодекса Российской Федерации.

Стоматологическая поликлиника от своего имени приобретает имущественные права и несет ответственность по ним, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящими в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Целью создания учреждения является оказание стоматологической помощи населению Пензы.

Предметом его деятельности является высококвалифицированная и специализированная стоматологическая помощь взрослому и детскому населению.

Основными видами деятельности ООО «Стека-Дент» являются:

Доврачебная помощь

Работы и услуги по специальности клиническая лабораторная диагностика

Работы и услуги по специальности рентгенология

Амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому и детскому населению:

- работы и услуги по специальности анестезиология и реаниматология

- работы и услуги по специальности ортодонтия

работы и услуги по специальности стоматология

работы и услуги по специальности стоматология детская

работы и услуги по специальности стоматология терапевтическая

работы и услуги по специальности стоматология ортодонтическая

работы и услуги по специальности стоматология хирургическая

работы и услуги по экспертизе качества медицинской помощи

работы и услуги по экспертизе временной нетрудоспособности

работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств

фармацевтическая деятельность в структуре лечебно-профилактического учреждения

санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

Помимо основных видов деятельности Учреждение вправе осуществлять платные медицинские услуги и другие не запрещенные законодательством Российской Федерации виды предпринимательской деятельности в установленном порядке.

Высшим органом управления ООО «Стека-Дент» является Общее собрание Участников (Участник).

В исключительную компетенцию Общего собрания Участников (Участника) входит решение следующих вопросов:

а) определение основных направлений деятельности ООО, а также принятия решения об участии в коммерческих объединениях;

б) изменение Устава ООО и размера Уставного капитала;

в) внесение изменений в Учредительный договор;

г) назначение и увольнение директора, заключение с ним контракта, принятие решения о передаче полномочий директора коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему), утверждение управляющего и условий договора с ним;

д) избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора);

е) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

ж) принятие решения о распределении чистой прибыли между Участниками;

з) утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность ООО;

и) принятие решения о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

к) назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;

л) принятие решения о реорганизации и ликвидации ООО; назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

м) определение состава и объёма сведений, составляющих коммерческую тайну, определение порядка ее защиты;

н) вопросы открытия или создания структурных подразделений, дочерних предприятий, представительств и филиалов;

о) установление дополнительных прав и обязанностей для Участников ООО, их ограничение и прекращение;

п) установление дополнительных прав и обязанностей для отдельного Участника ООО «Стека-Дент», их ограничение и украшение;

р) принятие решения о совершении ООО крупной сделки и сделки, в совершении которой имеется их заинтересованность.

Общее Собрание Участников вправе принять к рассмотрению любой вопрос, касающийся деятельности ООО.

Общее Собрание Участников может быть очередным или внеочередным. Очередное Общее Собрание Участников ООО созывается Директором и проводится раз в год.

Срок проведения очередного Общего Собрания Участников ООО устанавливается не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 4 месяца после окончания финансового года.

Исполнительным органом ООО является Директор, назначаемый Общим Собранием Участников сроком на пять лет. По решению Общего Собрания Участников Директор может быть отстранен от занимаемой должности в случае невыполнения решений Общего Собрания Участников, а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Директор осуществляет руководство текущей деятельностью ООО. Директор: обеспечивает выполнение решения Общего Собрания Участников; без доверенности действует от имени ООО, представляет его во всех учреждениях, предприятиях, организациях и государственных органах как в Российской Федерации, так и за границей; совершает сделки и иные юридические акты, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и иные счета ООО; выполняет другие функции, вытекающие из Устава и не противоречащие действующему законодательству.

ООО вправе передать по договору полномочия Директора управляющему. Решения органов ООО, принятых с нарушением требований закона может быть обжаловано в судебном порядке. Директор, а равно и управляющий при осуществлении ими прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах ООО добросовестно и разумно. Они несут ответственность за убытки, причиненные ООО своими виновными действиями. Если ответственность перед ООО несут несколько лиц, то их ответственность является солидарной. С иском о возмещении убытков за указанных лиц в судебные органы вправе обратиться ООО или его Участник.

Структура управления оперативной деятельностью - организационная структура представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Производственная структура ООО «Стека-Дент»

. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Финансовый учет в ООО «Стека-Дент» ведется бухгалтерией, которая возглавляется финансовым директором - главным бухгалтером. Как видно из названия должности руководителя этого подразделения, бухгалтерия выполняет не только регистрацию хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета, но и планирует и оптимизирует финансовые потоки фирмы.

Структура бухгалтерии представлена на рисунке 2.

Главный бухгалтер


Заместитель главного бухгалтера






Рис. 2 Структура бухгалтерии

Бухгалтерия в соответствии с Положением о ней является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется директору.

Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером. Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности директором.

Основные задачи и функции

. Своевременное составление и представление бухгалтерской отчетности.

. Правильный и своевременный учет средств.

. Достоверный и своевременный учет выпуска продукции, сбыта продукции, составление калькуляции себестоимости продукции.

. Своевременное и правильное проведение расчетов с рабочими и ИТР.

. Своевременный учет финансовой деятельности.

. Своевременный учет всех финансовых и кредитных операций, своевременную выверку расчетов с другими организациями.

. Строгое соблюдение кассовой и расчетной дисциплины.

. Своевременное и правильное выявление результатов инвентаризации.

. Своевременное оформление материалов по недостачам1, растратам и хищениям и передача их в юридическое бюро.

. Надлежащее хранение в установленном порядке бухгалтерских документов.

В соответствии с учетной политикой предприятия (Приложение 2) бухгалтерский и налоговый учет осуществляется бухгалтером предприятия

Используются для подтверждения данных бухгалтерского и налогового учета:

первичные учетные документы (включая бухгалтерскую справку и расчеты) оформленные в соответствии о законодательством РФ и перечнем применяемых на предприятии форм первичных учетных документов;

аналитические регистры налогового учета в соответствии с прилагаемым перечнем;

если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете; то регистры бухгалтерского учета следует считать регистрами налогового учета;

оборотные ведомости;

журналы-ордера, группировочные ведомости;

карточки аналитического учета и другие регистры по балансовым счетам;

Применятся метод начисления для доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль в соответствии со ст. 271 к 272 НК РФ (метод начисления).

Расходы текущего месяца подразделяются на прямые и косвенные. Косвенные расходы распределяются пропорционально доходу: полученному от каждого вида деятельности; в общей сумме доходов предприятия. Предприятие не создает резервы по сомнительным долгам в соответствии со от. 266 НК РФ.

В соответствии о п.7 от. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных прочих расходов признается последний день отчетного (налогового) периода для расходов на оплату сторонним организациям за выполнение работы; за аренду и иные подобные расходы.

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Определение срока полезного использования нематериальных активов производится исходя из: срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации; ожидаемого «рока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).

Для отдельных групп нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений в бухгалтерском учете устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности организации).

При продаже (отпуске) товаров их стоимость списывается:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости материально - производственных запасов;

Коммерческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам

Оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе:

Предприятием в отчетном 2009 году не создаются резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. Выручка, операционные и внереализационные доходы, составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период в бухгалтерской отчетности показываются по каждому виду в отдельности.

. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

С целью анализа финансового состояния организации составим таблицу динамики прибыли за период 9 месяцев 2008 -2009гг (табл. 1).

Таблица 1

Динамика результатов работы предприятия

Показатели

2008 г.

2007 г.

Абсолютное отклонение

2008 г. в % к 2007 г.

1

2

3

4

5

Выручка от продажи услуг

7353

5984

1369

122,88

Себестоимость оказанных услуг

3909

3122

125,21

Валовая прибыль

4231

2075

2156

203,91

Коммерческие расходы

1264

985

279

128,32

Управленческие расходы

409

244

165

167,62

Прибыль (убыток) от оказания услуг

681

2723

-2042

25,01

Прочие доходы

0

0

0


Прочие расходы

30

36

-6

83,33

Прибыль (убыток) до налогообложения

2723

681

2042

399,85

Текущий налог на прибыль

77

73

4

105,48

Чистая прибыль отчетного периода

2614

574

2040

455,4


В соответствии с данными таблицы отметим, что за анализируемый период произошел значительный рост всех показателей. В частности, выручка от реализации услуг увеличилась на 22,8 %, валовая прибыль от реализации услуг возросла более чем в 2 раза. В результате роста названных факторов, рост чистой прибыли по предприятию в целом составил более чем 4,5 раза, что является высоким показателем работы предприятия.


Для определения производительности труда проведем анализ динамики численности трудовых ресурсов.

В соответствии с данными о наличии кадров на предприятии и изменении численности кадрового состава рассмотрим динамику основных коэффициентов по кадровому составу.

Рассчитанные показатели представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели динамики численности персонала

Наименование показателя

2006г.

2007г.

2008г.

Количество принятых, чел. Количество уволенных, чел.  В том числе По причинам текучести, чел. Всего, чел.  Коэффициент приема, % Коэффициент выбытия, % Коэффициент текучести, %

8 10  7 25 30,8 38,5 26,9

5 7  3 26 20 28 12

6 3  3 28 22,2 11,1 11,1


Показатель, характеризующий доходность, прибыльность, эффективность любой организации - это рентабельность. Общая рентабельность рассчитывается как отношение прибыли отчетного периода к общим затратам на производство.

Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли, полученной от реализации работ, услуг, к полной себестоимости реализованной продукции.

Таблица 3

Расчет рентабельности работы организации

Показатели

2008 г.

2007 г.

Абсолютное отклонение

2008 г. в % к 2007 г.

1

3

4

5

Выручка от продажи услуг

7353

5984

1369

122,88

Себестоимость оказанных услуг

3909

3122

787

125,21

Валовая прибыль

4231

2075

2156

203,91

Коммерческие расходы

1264

985

279

128,32

Управленческие расходы

409

244

165

167,62

Прибыль (убыток) от оказания услуг

681

2723

-2042

25,01

Прочие доходы

0

0

0


Прочие расходы

30

36

-6

83,33

Прибыль (убыток) до налогообложения

2723

681

2042

399,85

Текущий налог на прибыль

77

73

4

105,48

Чистая прибыль отчетного периода

2614

574

2040

455,4

Рентабельность

35,5

9,6

25,9

370,6


Таким образом, в соответствии со значительным ростом прибыли от реализации работ и услуг и объемов чистой прибыли предприятия, уровень рентабельности вырос более чем в три раза.

. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов РФ ООО «Стека-Дент» использует УСНО как основной режим налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13%), о чем упоминалось выше, налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Объектом налогообложения единым налогом признаются согласно статье 346.14 НК РФ: а) доходы; б) доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением участников договора простого товарищества или доверительного управления имуществом, для которых с 1 января 2006 года установлен единственно возможный объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом, выбрав тот или иной объект налогообложения, налогоплательщик не сможет его поменять в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статьей 346.20 НК РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по единому налогу: 6 %, если объектом налогообложения являются доходы, 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Так, организации должны представить налоговые декларации по итогам налогового периода (календарного года) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим. Такой же срок установлен и для уплаты единого налога. Например, за 2009 год организация обязана уплатить единый налог и представить в налоговый орган налоговую декларацию по нему до 1 апреля 2008 года.

Индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по единому налогу и уплачивают его в бюджет не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом). Соответственно за 2008 год индивидуальный предприниматель обязан уплатить единый налог и представить в налоговый орган налоговую декларацию по нему до 1 мая 2009 года.

На протяжении налогового периода все налогоплательщики исчисляют сумму авансовых платежей по единому налогу за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев, исходя из ставки налога и выбранной налоговой базы. Расчет производится нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. По результатам произведенных расчетов налогоплательщики заполняют и сдают в налоговые органы налоговые декларации и производят уплату авансовых платежей в срок не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (25 апреля, 25 июля, 25 октября). Здесь и организации и индивидуальные предприниматели находятся в равных условиях. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Министерство финансов РФ утвердило новую форму налоговой декларации по единому налогу и Порядок ее заполнения приказом № 7н от 17 января 2006 года.

Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Законодатель, прежде всего, ставил перед собой задачу облегчить положение представителей малого бизнеса. Поэтому переход к данному налоговому режиму имеет целый ряд ограничений, устанавливаемых статьей 346.12 НК РФ.

Прежде всего, ограничения касаются получаемого налогоплательщиком дохода. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).

Согласно статье 248 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» к доходам относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ), внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено. Таким образом, показатель выручки, полученной индивидуальным предпринимателем до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, для перехода на нее не имеет значения.

Налогоплательщики единого налога, за исключением предпринимателей, применяющих данный специальный налоговый режим на основании патента, должны помнить, что доход налогоплательщика, применяющего упрощенку, не может превышать 20 млн. рублей в год (данная величина подлежит ежегодной индексации), потому, принимая решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, лучше заранее оценить доходы, которые будут получены в будущем.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения: организации, имеющие филиалы и (или) представительства (считаем необходимым подчеркнуть, что данное ограничение не относится к организациям, имеющим обособленные подразделения, которые не оформлены в учредительных документах как филиалы и представительства); банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ; организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации; организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей; бюджетные учреждения; иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

. ОПТИМИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛИКЛИНКАХ

В настоящее время стоматологический рынок сформировался в количественном и структурном отношениях.

В настоящее время стоматологический рынок сформировался в количественном и структурном отношениях. Но проблемы сервиса и оказания качественной стоматологической помощи остаются нерешенными во многих клиниках.

Потенциальная мощность платного стоматологического сегмента оценивается около 3 843 830 посещений в год или примерно 960 955 клиентов. Потенциальная мощность бесплатного сегмента составляет 16 061 760 посещений или 2 007 720 клиентов. По оценкам экспертов данной отрасли, основная причина обращения к платной медицине - это высокое качество услуг.

Проведенный компанией SINOPSIS анализ рынка стоматологических услуг, а также проведенные финансовые расчеты коммерческой эффективности инвестиций в открытие частного стоматологического кабинета на одно кресло позволяет охарактеризовать такой проект как высокодоходный, с умеренным уровнем риска, высокой рентабельностью текущей деятельности и низким сроком окупаемости. При этом организация брендовой сети стоматологий является наиболее выгодными для инвестиций на стоматологическом рынке.

Основываясь на выводах маркетингового исследования, аналитики SINOPSIS определили профиль клиентов частного стоматологического кабинета, к которым относятся:

преимущественно мужчины и женщины от 25-55 лет;
 лица, чей ежемесячный доход находится на уровне не ниже среднего (от 20000 рублей в месяц;

лица, семьи которых уже являются клиентами платных стоматологических клиник.

Таким образом, одним из наиболее перспективных сегментов потребителей платных стоматологических услуг являются работающие мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет с доходом от 20 000 рублей в месяц.

Ключевые факторы успеха финансовой системы современных стоматологических клиник (КФУ) - это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятий в отрасли. КФУ определяют финансовый рост и конкурентоспособность в отрасли. Их выявление - один из главных приоритетов в разработке стратегии. Обычно для отрасли характерны три-четыре таких фактора, а из них один-два, выделение и изучение которых и является задачей стратегического анализа, наиболее важны.

К числу КФУ относятся: стратегия; свойства товаров или услуг, на основании которых потребители выбирают брэнд либо поставщика; ресурсы и возможности, обеспечивающие компании победу в конкурентной борьбе; профессиональный опыт, производительность, действия по достижению устойчивого конкурентного преимущества. В каждой отрасли есть свои факторы успеха, зная и следуя которым можно добиться желаемого результата и, в то же время, без учета этих факторов сложно выбрать правильную стратегию развития, что в будущем может привести к непоправимым последствиям для бизнеса. Чтобы правильно определить, что является более, а что менее важным для достижения успеха в конкурентной борьбе, необходимо хорошо ориентироваться в отрасли.

В стоматологической отрасли к ключевым факторам успеха можно отнести:

высококвалифицированные кадры и наличие в клинике современных, хорошо зарекомендовавших себя технологий и материалов;

комплексное качественное лечение и внимательное отношение к пациентам;

удобное месторасположение клиники;

грамотный менеджмент клиники.

Стоматология является одной из самых динамично развивающихся отраслей в медицине. Современные материалы, новые технологии - это один из основных факторов успеха в лечении заболеваний. Клиники, приобретающие и внедряющие у себя передовые технологии и новые достижения современной науки, обладают существенным конкурентным преимуществом.

Это позволяет им динамичнее развиваться и привлекать большее количество пациентов по сравнению с менее прогрессивными конкурентами.

Одним из основных ресурсов клиники является наличие высококвалифицированного старшего и среднего медицинского персонала.

В настоящее время ощущается недостаток этого ресурса на рынке, т.к. хорошие специалисты уже работают в клиниках, и переманивание их в другие медицинские центры становится непростой задачей. В связи с быстрыми темпами развития стоматологической отрасли ВУЗы, к сожалению, не успевают идти в ногу со временем и подготавливать специалистов, умеющих работать на современном оборудовании и согласно новейшим методикам лечения.

Подготовка специалистов под стандарты медицинского учреждения занимает значительное время и финансовые средства, но нет гарантий, что обученный специалист не уйдет в другую клинику после прохождения стажировки или спустя небольшой промежуток времени, получив необходимый опыт.

Одним из главных показателей качественной работы клиники является низкая текучесть кадров. Работодателю, медицинскому персоналу и пациентам важно знать, что кадровый состав клиники стабилен и не подвержен постоянным сменам. Не стоит упускать из вида то, что многие пациенты идут в клинику к определенному врачу, и, когда он увольняется, то уводит с собой большую часть своих пациентов. Стоматологическая клиника при этом теряет квалифицированного специалиста, деньги, потраченные на его обучение, и часть своей клиентской базы.

Следующим фактором успеха является комплексное качественное лечение и внимательное отношение к каждому пациенту. К сожалению, одной из самых тяжело решаемых проблем в стоматологии является наличие высокого процента брака в работе врачей-стоматологов. Клинике сложно постоянно контролировать работу каждого врача, а претензии пациентов по поводу плохо выполненной работы, в основном, предъявляются медицинскому учреждению. Низкое качество выполняемой работы разрушает имидж клиники в глазах пациентов и отпугивает потенциальных клиентов.

Клиники, которые внедрили специальные программы контроля работ врачей и экзаменуют вновь нанимаемых специалистов, смогли существенно снизить процент брака и повысить свой имидж. Качество выполняемого лечения является одним из основных ключевых факторов успеха. Есть достаточное количество примеров, когда инвестор, открывая прекрасно оборудованную клинику, нанимал неквалифицированных специалистов, которые выполняли работу с высоким процентом брака. Негативное впечатление, полученное от оказанных врачом услуг, проецируется на клинику и приводит, в конечном итоге, к оттоку пациентов в другие центры.

Клиники, предлагающие бесплатную гарантию на выполненную работу, вызывают повышенное доверие и способны привлечь больше пациентов по сравнению с теми, кто не дает или не следует гарантийным обязательствам по выполненной работе. Стандартная гарантия дается на один год. В клиниках, следящих за имиджем и ценящих свою работу и своих клиентов, предлагается гарантия на более длительный срок. Пациентам важно знать, что в случае ошибки, сделанной врачом, клиника несет ответственность, и работа будет переделана бесплатно.

Как считают многие эксперты и участники стоматологической отрасли, необходимо повышать качество услуг за счет разработки программ и методов, благодаря которым можно будет определять и проводить экспертный контроль качества стоматологической помощи. Внедрение программ по осуществлению контроля качества стоматологического лечения позволит пациенту получать стоматологическую помощь необходимого объема и надлежащего качества.

Контролируя и повышая качество оказываемых услуг, клиника в состоянии успешно соперничать с более крупными конкурентами и сетевыми клиниками, часть из которых не уделяют должного внимания качеству лечения.

В настоящее время все большее количество пациентов предпочитает получить всю необходимую квалифицированную медицинскую помощь под одной крышей, что нередко приводит к оттоку пациентов из небольших клиник на 1-2 кресла в более крупные центры и, поэтому современные, динамично развивающиеся клиники стараются предложить пациентам полный комплекс оказываемых услуг. Те клиники, которые способны предоставить разнообразные услуги своим пациентам, - конкурентоспособнее в отличие от тех, кто предлагает только терапевтическое и ортопедическое лечение.

Это утверждение подкрепляется данными исследовательских компаний, которые выяснили, что в 2004 году клиники активно расширяли спектр оказываемых услуг. Лидерами роста являются детская стоматология (+114,93 %), хирургия (+95,11 %) и пародонтология (+23,04 %). Этот рост обусловлен стремлением к расширению охвата групп потенциальных пациентов за счет увеличения спектра оказываемых услуг и тенденции к оказанию услуг по «семейному принципу».

Небольшие клиники не в состоянии проводить сложные операции и другие манипуляции, требующие специально оборудованных кабинетов, и пациенты выбирают государственные медицинские центры или конкурентов, где больному могут предложить полный спектр услуг.

Третьим рассматриваемым ключевым фактором успеха является удобное месторасположение клиники. От удобного месторасположения зависит будущее клиники: располагается ли она вблизи крупной магистрали или в спальном районе. Это нужно учитывать и при разработке концепции клиники, при планировании регулярной деятельности и при формировании бюджета рекламной кампании. Например, если клиника располагается вблизи станции метро или в густо населенном районе, это способствует притоку большего количества первичных пациентов, что позволяет сэкономить на рекламе и направить деньги на развитие компании. Клиника имеет большие перспективы выживания в условиях нынешней конкуренции, если рядом проходят постоянные потоки потенциальных пациентов.

При отсутствии такого фактора как удобное месторасположение клиники это необходимо компенсировать продуманной маркетинговой стратегией. Для разработки и реализации маркетинговой стратегии можно использовать внутренние ресурсы клиники, но наиболее эффективным и результативным методом является совместная работа менеджмента компании с внешними подрядчиками, которыми могут быть как рекламные, так и консалтинговые компании.

Маркетинговая стратегия необходима для привлечения новых и поддержанию интереса у постоянных пациентов. Разработанные и внедренные системы бонусов и накопительных скидок способны вызвать интерес не только у новых пациентов, но и удерживать лояльных пациентов.

На сегодняшний день большая часть медицинских учреждений либо вообще не проводит рекламные кампании, либо используют стандартные виды рекламы для продвижения своих услуг: реклама в газетах, на телевидении, листовки и т.п. Немного клиник на рынке, которые способны придумать оригинальные маркетинговые шаги, поэтому большинство стоматологической рекламной продукции безлико и малоэффективно.

Клиники, которые закладывают в бюджет деньги на маркетинговую стратегию, приглашающие специалистов из рекламных компаний, способных разработать интересные и запоминающиеся рекламные идеи, находятся в более выигрышном положении. Детально составленный план по этапному изменению имиджа клиники в глазах пациентов, новые и запоминающиеся виды рекламной продукции - эти составляющие тоже влияют на создание и поддержание надежной репутации на рынке стоматологических услуг.

Бурное развитие информационных технологий и Интернета не обошло и стоматологические клиники. Все большее количество клиник используют собственные сайты для продвижения своих услуг и привлечения новых пациентов. Интернет-сайты являются одним из самых доступных видов рекламы, и по результативности привлечения новых пациентов они представляют собой весьма перспективное направление развития.

Следующим ключевым фактором успеха в работе стоматологической клиники является грамотное и эффективное управление внутренними ресурсами компании. Правильное распределение финансовых, трудовых и материальных ресурсов приводит к снижению издержек и повышению прибыльности компании. При эффективном управлении внутренними ресурсами клиника в состоянии противостоять неблагоприятным внешним факторам и дальше развиваться.

Для управления стоматологической клиникой используют внутренние управленческие ресурсы или привлекают внешних консультантов. Руководители, которые поняли, что у них есть некоторые проблемы в дальнейшем развитии, стараются привлечь внешних консультантов, которые в состоянии оценить положение со стороны и предложить варианты выхода из тупиковой ситуации. Компании, которые пользуются услугами специалистов, способны быстрее адаптироваться к меняющимся внешним условиям и быть конкурентоспособнее тех, кто пытается самостоятельно развивать свой бизнес, не прибегая к услугам консультантов.

Наличие грамотно составленного плана развития и управления процессами, происходящими в клинике, является обязательным условием для работы клиники в условиях высокой конкуренции.

Надежная репутация и имидж клиники создаются годами и при грамотной работе всего коллектива. Знание и соблюдение основных факторов успеха помогут создать положительную репутацию у постоянных и потенциальных пациентов.

Соблюдение КФУ позволит клинике приобрести добрую репутацию, что, в свою очередь, будет способствовать притоку новых пациентов и обеспечит хорошие финансовые показатели клиники.

Выявление ключевых факторов успеха компании с учетом преобладающих и прогнозируемых условий развития отрасли и конкуренции в ней - важная аналитическая задача, которая стоит перед менеджментом клиники. Неправильная оценка тех или иных факторов успеха ведет к выбору ошибочной стратегии и целей. И, напротив, правильное определение и использование КФУ позволяет достичь значительного преимущества перед конкурентами и завоевать лучшую позицию на рынке. Грамотно разработанная стратегия развития компании предполагает использование всех изученных ключевых факторов успеха и достижение очевидного превосходства как минимум по одному из них.

Ключевые факторы успеха у разных клиник различны и к тому же меняются со временем. Необходимо определять действительно ключевые факторы успеха и уметь дифференцировать важнейшие факторы успеха от второстепенных, так как большой список КФУ не выполняет своей основной функции.

Достижение очевидного превосходства над конкурентами по одному или нескольким КФУ - верное средство получения устойчивого конкурентного преимущества.

. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КЛИНИК

В соответствии с особенностями развития организации важно порекомендовать использование современных информационных технологий в организации.

Фирма «1С» выпускает финансовое решение решения «1С:Медицина. Финансово-хозяйственная деятельность» - нового программного продукта в линейке отраслевых решений на базе «1С:Управление производственным предприятием».

«1С:Медицина. Финансово-хозяйственная деятельность» является совместной разработкой фирмы «1С» и компании «1С-МИАЦ». Исключительные права на конфигурацию «1С:Медицина. Финансово-хозяйственная деятельность» принадлежат фирме «1С».

«1С:Медицина. Финансово-хозяйственная деятельность» - программный продукт для автоматизации управленческого учета, финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций с целью управления ресурсами (финансовыми, кадровыми, материальными и др.), а также бухгалтерского и налогового учета в хозрасчетных медицинских организациях. В состав «1С:Медицина. Финансово-хозяйственная деятельность» не входят решения «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8», «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8» и «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8».

Продукт разработан на базе комплексного решения «1С:Управление производственным предприятием 8» и имеет следующие основные функциональные возможности (с учетом функциональных возможностей базового продукта): автоматизация деятельности внутрибольничных аптек; финансовое планирование - бюджеты, потоки денежных средств, кредитные и кассовые планы, финансовые результаты; финансовый анализ - расчет финансовых показателей, динамика по отношению к другим периодам; бухгалтерский и налоговый учет - учет финансовой деятельности организации, регламентированная отчетность; расчет себестоимости единиц учета объемов медицинской помощи по утвержденной и оригинальной методикам; управление персоналом - работа с соискателями, управление данными о сотрудниках, система квалификации с учетом медицинской специфики, должностные инструкции, системы оплаты труда, расчет заработной платы для хозрасчетных медицинских организаций.

При разработке конфигурации использовалась методические рекомендации по организации системы управленческого учета в медицинской организации, разработанной МИАЦ РАМН по заданию Минздравсоцразвития РФ.

Внедрение конфигурации позволит реализовать новую методологию организации управленческого учета в медицинской организации с целью оказания помощи ее руководству по проведению мероприятий, направленных на формирование полной, своевременной, достоверной информационной и аналитической базы для принятия обоснованных управленческих решений и осуществления оперативного контроля за эффективностью использования ресурсов организаций здравоохранения.

Ожидается, что наибольший эффект внедрение конфигурации «1С:Медицина. Финансово-хозяйственная деятельность» может дать в медицинских организациях со стационарами, где требуется организация единого информационного пространства нескольких подразделений.

Решение «1С:Медицина. Финансово-хозяйственная деятельность» позволяет выстроить систему управленческого учета для конкретной медицинской организации с учетом различных источников финансирования и моделей взаиморасчетов с покупателями медицинской помощи.

Решение позволяет анализировать и строить различные варианты стратегии развития медицинской организации, осуществлять выбор оптимального варианта развития, формировать центры ответственности за результаты деятельности медицинского учреждения, определять стоимость медицинских услуг и оптимальные цены для их реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, все цели и задачи, поставленные на период практики, полностью решены в процессе прохождения практики.

Анализ работы ООО «Стека-Дент» показывает, что целью создания учреждения является оказание стоматологической помощи населению Пензы.

Предметом его деятельности является высококвалифицированная и специализированная стоматологическая помощь взрослому и детскому населению.

Финансовый учет в ООО «Стека-Дент» ведется бухгалтерией, которая возглавляется финансовым директором - главным бухгалтером. Как видно из названия должности руководителя этого подразделения, бухгалтерия выполняет не только регистрацию хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета, но и планирует и оптимизирует финансовые потоки фирмы.

В стоматологической отрасли к ключевым факторам успеха можно отнести:

высококвалифицированные кадры и наличие в клинике современных, хорошо зарекомендовавших себя технологий и материалов;

комплексное качественное лечение и внимательное отношение к пациентам;

удобное месторасположение клиники;

грамотный менеджмент клиники.

         В соответствии с особенностями развития организации важно порекомендовать использование современных информационных технологий в организации.

Фирма «1С» выпускает финансовое решение решения «1С:Медицина. Финансово-хозяйственная деятельность» - нового программного продукта в линейке отраслевых решений на базе «1С:Управление производственным предприятием».

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: Дело и Сервис, 1998. 180 с.

. Артеменко В.Г., Белендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. М.: ДИС НГАЭиУ, 1997. 128 с.

. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости и процедуры, связанные с банкротством. М.: Ось - 89, 1995. 80 с.

. Баканов М.И., Сергеев Э.А. Анализ эффективности использования оборотных средств // Бухгалтерский учет. 1999. №10. С. 64-66.

. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997. 218 с.

. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 1997. 384 с.

. Баранова И.В., Болгова Е.К., Сидоренко С.Ю., Фадейкина Н.В. Методические указания по написанию, оформлению и защите дипломных работ. Новосибирск: СИФБД, 2000. 36 с.

. Барсуков А.В., Малыгина Г.В. Финансы предприятия, Новосибирск, 1998. 113 с.

. Бланк И.Б. Финансовый менеджмент. Киев: Ника - Центр - Эльга, 1999. 306 с.

. Владимирова Т.А., Соколов В.Г. Анализ финансовой отчетности предприятия. Методические указания к курсовой работе. Новосибирск: СИФБД, 50 с.

. Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент. М.: Инфра-М, 1996. 208 с.

. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ годовой бухгалтерской отчетности. М.: ДИС, 1998. 216 с.

. Дружинин А.И., Дунаев О.Н. Управление финансовой устойчивостью, Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998. 113 с.

. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 1999. 208 с.

. Задачи финансового менеджмента. / Под ред. Л.А. Муравья, В.А. Яковлева. М.: Финансы - Юнити, 1998. 258 с.

. Ириков В.А., Ириков И.В. Технология финансово-экономического планирования на фирме. М.: Финансы и статистика, 1997. 248 с.

. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2000. 514 с.

. Ковалев В.В., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 1995. 192 с.

. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1997. 512 с.

. Кодраков Н.П. Основы финансового анализа. М.: Главбух, 1998. 114 с.

. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. М.: Дело и сервис, 1998. 319 с.

. Мальцев В.А. Финансовый менеджмент: введение в управление капиталом. Новосибирск, 1998. 136 с.

. Методические рекомендации по реформе предприятия (организации). - Приказ Министерства экономики РФ от 01.10.97 г. № 118.

. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. - Распоряжение ФУДН от 12.08.94. № 31- р.

. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В., Ефимова О.В. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ . М.: Бухгалтерский учет, 1994. 80 с.

. Никольская Э.В., Лозинская В.Б. Финансовый анализ. М.: МГАП Мир книги, 1997. 316 с.

. Олейник И.С., Коваль И.Г. Финансовый менеджмент. Обнинск, 1998. 187 с.

. Основы производственного менеджмента. / Под ред. П.П. Табурчака. С-П.: Химия, 1997. 260 с.

. Павлов Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия, М.: Финансы и статистика, 1998. 103 с.

. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: российская практика. М.: Финансы и статистика, 1997. 118 с.

. Стоянова Е.С. Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков. М.: Перспектива, 1998. 268 с.

. Управление предприятием и анализ его деятельности. / Под ред. С.Ю. Наумова. Издательство саратовского университета, 1998. 268 с.

. Управление предприятием и анализ его деятельности. / Под ред. В.Н. Титаева. М.: Финансы и статистика, 1998. 420 с.

. Финансовое управление компанией. / Под ред. Е.В. Кузнецовой. М.: Фонд «Правовая культура», 1998. 247 с.

. Финансовый менеджмент. / Под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 2000. 216 с.

. Финансовый менеджмент. / Под ред. Г.Б. Помека. М.: Финансы - Юнити, 1997. 378 с.

. Финансовый менеджмент хозяйственных субъектов. Сборник докладов. Курган, 1998. 93 с.

. Финансовая стратегия в управлении предприятием. / Под ред. В.В. Титова, З.В. Коробковой. Новосибирск, 1997. 409 с.

. Финансовое управление фирмой. / Под ред. В.И. Терехина. М.: Экономика, 1998. 98 с.

. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. М. Дело ЛТД, 1995. 134 с.

. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 1999. 512 с.

Похожие работы на - Исследование организации финансов в малом бизнесе на примере ООО 'Стека-Дент'

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!