Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе

1. Теоретические основы денежно-кредитной политики

1.1 Сущность денежно-кредитной политики

Одним из наиболее распространенных определений денежно-кредитной политики является представление ее как совокупности государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики, которая также включает социальную, внешнеэкономическую, налоговую, бюджетную политику и должна предусматривать меры по решению проблем в каждом из блоков. Денежно-кредитная политика будет эффективной только в том случае, если согласованно будут работать все составные части единой государственной экономической политики.

Систему денежно-кредитной политики можно рассматривать как совокупность составных элементов: объектов, субъектов, целей и инструментов. Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных показателей: объем, форма, направления движения. Субъектами денежно-кредитной политики являются государственные структуры, которые уполномочены в соответствии с законодательством страны осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора. Основным проводником денежно-кредитной политики является центральный банк страны, кроме него со стороны государства участвуют: Министерство финансов, основная задача которого - регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, Министерство экономики).

В зависимости от выбора центральным банком промежуточной цели различают следующие виды денежно-кредитной политики: гибкая, жесткая и эластичная.

В современных условиях центральные банки как органы, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, имеют широкие возможности воздействовать на экономические процессы. Такое воздействие осуществляется путем проведения денежно-кредитной политики двух типов: рестрикционной и экспансионистской.

Пусть руководство Центрального Банка принимает решение, что для стимулирования совокупного спроса необходимо увеличить предложение денег. В этом случае он должен добиться роста избыточных резервов, для чего он предпринимает следующее:

·Покупка ценных бумаг. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, ЦБ может увеличить резервы коммерческих банков.

·Снижение резервной нормы. Снизив резервную норму, ЦБ добивается того, что обязательные резервы автоматически переводятся в избыточные, а величина денежного мультипликатора возрастает.

·Снижение учетной ставки. Снизив учетную ставку, центральный банк может стимулировать коммерческие банки увеличивать свои резервы через заимствование у него.

Такой набор действий называют политикой «дешевых» денег (или экспансионистской денежно-кредитной политикой). Ее задача - удешевление кредита и облегчение доступа к нему с целью увеличения спроса, объема продукции и занятости [17, с. 326-327].

Пусть ситуация является другой, и излишние расходы приводят экономику к инфляции. В этом случае ЦБ пытается сократить совокупный спрос путем ограничения предложения денег, что означает сокращений резервов коммерческих банков. Центральный банк совершает следующие действия:

денежно-кредитной политики

·Продажа ценных бумаг. Продавая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк снижает резервы коммерческих банков.

·Повышение резервной нормы. Увеличение резервной нормы автоматически лишает коммерческие банки избыточных резервов и уменьшает величину денежного мультипликатора.

·Повышение учетной ставки. Рост учетной ставки ослабляет интерес коммерческих банков к наращиванию своих резервов через заимствование у центрального банка [17, с. 327].

Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег (сдерживающей и рестрикционной денежно-кредитной политики). Ее цель - сократить расходы и контролировать инфляцию путем ограничения денежной массы.

Таким образом, центральный банк всегда выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны.

1.2 Цели денежно-кредитной политики

Механизм влияния денежно-кредитной политики на состояние экономики достаточно сложен, поэтому, центральные банки, в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики рассматривают две группы показателей: конечные и промежуточные цели.

Конечные цели денежно-кредитной политики - это глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой. Современные экономисты сводят конечные цели к достижению ориентиров так называемого «магического четырехугольника»:

·стабилизация уровня цен (процент инфляции);

·достижение полной занятости (процент безработицы);

·равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);

·внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

Невозможно одновременно достичь всех целей, потому что некоторые из них согласуются между собой, другие же находятся в состоянии противоречия. Например, обеспечение высоких, устойчивых темпов экономического роста обязательно приведет к повышению уровня занятости. Вместе с тем действия, направленные на стабилизацию уровня цен, могут сопровождаться увеличением безработицы. Поэтому необходимо установить иерархию целей монетарной политики, учитывая, что приоритет, как правило, отдается поддержанию стабильного уровня цен.

Особенность денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, но может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определенные параметры денежно-кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно они являются промежуточными целями денежно-кредитной политики. Центральный банк определяет конкретные значения параметров, контролируя их в процессе реализации монетарной политики.

Выделяю следующие критерии выбора промежуточной цели:

1.Измеримость, то есть должна существовать переменная, которую можно быстро и точно рассчитать, чтобы дать возможность банку оперативно получать информацию о ее состоянии.

2.Управляемость. Для того чтобы экономическая переменная оказалось полезной, став промежуточной целью, система денежно кредитной политики должна иметь возможность влиять на величину этой переменной. Более того, необходима устойчивая и доступная для анализа и прогноза зависимость между инструментами денежно-кредитной политики и выбранной промежуточной переменной, чтобы можно было осуществлять контроль над ее величиной и достигать нужного значения этой переменной.

.Согласовать с конечными целями денежно-кредитной политики. Если конечными целями являются стабилизация реального объема производства и уровня цен, тогда органы денежно-кредитного регулирования, предположительно, будут рассматривать другие экономические цели в качестве второстепенных по отношению к параметрам основных целей.

.Своевременность. Достоверная информация о промежуточной цели должна своевременно поступать в систему денежно-кредитного регулирования.

.Предсказуемость влияния на конечные цели денежно-кредитной политики. Монетарная цель должна иметь наиболее четкую связь с избранными конечными экономическими целями.

Промежуточные цели являются более конкретными и доступными. Основные из них - денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. Также в качестве промежуточных целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента. Индексы товарных цен, объем кредита. И денежная масса, и процентная ставка при использовании их в качестве промежуточных целей имеют свои преимущества и недостатки. Проблема заключается в выборе центральным банком одной их них, так как не в состоянии одновременно достичь двух автономно поставленных целей, потому что, согласно кривой функции спроса на деньги, каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот.

Необходимость постановки промежуточных целей объясняется следующими обстоятельствами:

·Конечные цели (например, платежный баланс или совокупный национальный продукт) измеряются периодически, с большим отставанием от момента применения того или иного инструмента ДКП;

·На передачу импульсов денежно-кредитной политики к ее конечным целям требуется время, что затрудняет оценку эффективности ДКП по ее конечным результатам (целям).

Для того чтобы приступить к достижению промежуточных целей, центральному банку необходимо установить тактические цели. Ими обычно являются денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам. Тактическая цель обычно определяется в соответствии с промежуточной. Допустим, если в качестве промежуточной цели была выбрана денежная масса, центральный банк может избрать тактической целью денежную базу или конкретный денежный агрегат. Если же банк намерен регулировать процентную ставку, то тактической целью следует выбрать межбанковскую ставку процента.

Итак, центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой комплекс целей, контроль за которыми позволяет ему оперативно отслеживать правильность выбранной политики, изменять ее в нужном направлении, которое определяется планируемыми конечными результатами. Важно отметить, что центральный банк не придерживается однажды выбранных целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и стоящих перед обществом задач.

2. Инструменты денежно-кредитной политики и ее эффективность

.1 Инструменты денежно-кредитной политики

Эффективность денежно-кредитной политики во многом зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования.

Инструменты денежно-кредитной политики - это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована [19, с. 56].

В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации инструментов денежно-кредитного регулирования:

·по характеру воздействия: инструменты прямого (административного) регулирования и контроля; косвенные (экономические) инструменты;

·по объему воздействия на рынок: общие (воздействуют на систему в целом); селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок).

Для того чтобы управлять промежуточными целями, центральным банком используется следующий набор инструментов: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

·Изменение учетной ставки:

Учетная политика является старейшим методом кредитного регулирования. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя и получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), ЦБ побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.

Учетная ставка (ставка рефинансирования) - это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам [2, с. 223]. Изменение учетной ставки - инструмент денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков.

Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, ЦБ определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов финансирования ЦБ. Тем самым политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Изменение учетной ставки ЦБ использует для контроля за объемом денежной базы и предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды центрального возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными, и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги. Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики. Конкретно оценить масштабы расширения денежной массы в результате создания банками новых денег позволяет банковский мультипликатор:

m = (1/R)*100%

где m - мультипликатор, а R - обязательная норма резерва.

Максимальное количество денег, которое может быть создано системой коммерческих банков на основе появления нового депозитного вклада (D) определяется по формуле:

M = m*D

Следовательно, понижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению кредитования экономики.

При повышении ставки до такого уровня, когда она становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у центрального банка. Это замедляет (или сокращает) темпы роста предложения денег. Повышение учетной ставки соответственно приводит к росту ставки процента на межбанковском рынке и «удорожает» кредит, предоставляемый экономическим субъектам.

Существуют негативные стороны использования учетной ставки как инструмента денежно-кредитной политики:

·центральный банк не в состоянии заставить коммерческие банки брать у него ссуды и поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или сокращению предложения денег;

·учетная ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, ибо для принятия решения об ее изменении необходимо время;

·объем средств, заимствованных у центрального банка, в общих резервах коммерческих банков незначителен.

Но вместе с тем нельзя недооценивать возможность получения ссуд для банков, находящихся в сложном финансовом положении. Также по изменениям учетной ставки коммерческие банки могут судить о намерениях центрального банка.

·Изменение норм обязательных резервов:

Норма обязательного резервирования - это процент общего объема депозитов, который центральный банк предписывает всем депозитным учреждениям хранить на их резервных счетах или в виде кассовой наличности. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплат денег в случае банкротства банка. Но кризис 1929-1933 гг. показал, что обязательные резервы в этом смысле оказались неэффективны. Поэтому стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование теперь является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики. В настоящее время резервирование является обязательным как для коммерческих банков, так и для других депозитных институтов.

Изменение норм обязательных резервов дает центральному банку возможность регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведет к изменению величины денежной базы и оказывает влияние на денежный мультипликатор, а значит - и на способность коммерческих банков создавать новые деньги.

Центральный банк может повысить резервную норму в период инфляции. Тогда коммерческие банки могут оставить сумму обязательных резервов прежней и, соответственно, уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Другим вариантом является увеличение резервной нормы согласно требованиям центрального банка. Но для этого коммерческим банкам необходимы свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки будут продавать ценные бумаги либо потребуют возвращения просроченных, выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды будут истребованы, используют свои депозиты в других банках и потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Это будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и снижению способности банков создавать деньги. Обычно при повышении нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращаю выдачу ссуд.

Если же норма резервов уменьшается, то часть обязательных резервов переводится в избыточные, увеличивая тем самым возможности создания новых денег коммерческими банками, а значит и предложение денег в стране. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

При использовании такого инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что:

частые и значительные изменения резервных норм могут привести к нарушению денежного обращения;

повышение нормы резервирования может сопровождаться возникновением проблем с ликвидностью у банков, которые располагают небольшими объемами избыточных резервов.

В связи с этим в развитых странах все реже используют изменение резервных норм как способа регулирования денежной массы.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

Сущность операции на открытом рынке заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам или населению.

Основными видами операций на открытом рынке являются:

1.прямые покупки или продажи (ЦБ покупает или продает ценные бумаги на открытом рынке безо всяких обязательств по сделкам);

2.покупки по соглашениям РЕПО, продажи по соответствующим соглашениям купли-продажи (в соответствии с соглашением РЕПО ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков, и последние соглашаются выкупить эти ценные бумаги в определенный срок и по определенной цене).

По типам операции открытого рынка делятся на динамические операции - направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы, и при их проведении используются прямые сделки; и защитные операции - проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т.е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используют сделки РЕПО.

Сущность этого инструмента состоит в следующем: покупая ценные бумаги за свой счет, центральный банк увеличивает количество денег в обращении и ликвидность банков, т.е. проводит экспансионную политику. У банков появляется возможность кредитования предприятий и населения, что снижает рост безработицы, но может спровоцировать рост цен, появление «лишних» денег. В этом случае центральный банк проводит обратную операцию - по изъятию лишней денежной массы, путем продажи как государственных, так и собственных облигаций. Тем самым резервы банков сокращаются, снижаются возможности кредитования клиентов, кредит дорожает, стимулируется понижение цен (политика рестрикции).

Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБ регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относятся, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Также ЦБ может устанавливать различные нормативы, которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимально размера риска на одного заемщика и др. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций ЦБ может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБ по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Таким образом, выбор инструментов денежно-кредитной политики является чрезвычайно важным, так как он определяет эффективность монетарной политики.

2.2 Эффективность денежно-кредитной политики

Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику как важную часть национальной стабилизационной политики. Но существует и ряд проблем, связанных с применением денежно-кредитной политики. Поэтому существуют разные точки зрения на то, насколько положительна денежно-кредитная политика влияет на экономику.

Существует ряд доказательств того, что ДКП обладает определенными достоинствами:

·Быстрота. Период времени между изменением экономической ситуации и принятием ответных мер ДКП является достаточно коротким. Это обусловлено тем, что решения принимаются центральным банком страны, что не требует длительных согласований, поэтому необходимые меры принимаются практически немедленно с помощью проведений операций на открытом рынке.

·Гибкость. Осуществляя контроль над промежуточными и тактическими целями, центральный банк может оперативно определять правильность выбранного направления регулирования, изменять проводимую политику, не дожидаясь ее окончательных результатов.

·Независимость. В странах с развитой рыночной экономикой центральный банк является более независимым, чем большинство правительственных учреждений. Это дает ему возможность проводить политику твердого курса. Центральный банк придерживается установленных параметров и не нарушает их при изменении текущей экономической конъюнктуры. Опыт показывает, что политика твердого курса снижает влияние политических бизнес-циклов на изменение уровней занятости, инфляции, темпов роста ВВП.

·Контроль. ДКП способна воздействовать на структуру совокупного спроса. Например, экспансионистская денежно-кредитная политика увеличивает денежную массу в стране, в результате чего предложение денег начинает превышать спрос. Вследствие этого процентная ставка понижается, что вызывает увеличение инвестиционных расходов. В совокупном спросе (а значит и в ВВП) возрастает доля инвестиций, что позволит в будущем расширить производство и обеспечит более высокий уровень занятости. Если же проводится политика кредитной рестрикции, то предложение денег снижается и процентная ставка возрастает, что приводит к сокращению частных инвестиций. Это обусловливает изменение структуры совокупного спроса: уменьшается доля инвестиций и возрастает доля государственных и потребительских расходов. Как следствие, сокращается удельный вес ВВП и его рост начинает замедляться.

В то же время при проведении денежно-кредитной политики возникает ряд проблем.

·Существуют причины, по которым центральному банку трудно осуществлять контроль над денежной массой. Во-первых, невозможно точно рассчитать величину денежного мультипликатора, что может привести к непредсказуемым последствиям для предложения денег. Во-вторых, центральный банк в случае необходимости всегда может увеличивать денежную базу с помощью кредитования коммерческих банков и изменить тем самым предложение денег. Особенно сложно контролировать денежную массу во время инфляции. Увеличение ее темпов сопровождается, как правило, быстрым и неравномерным увеличением скорости обращения денег, что снижает эффективность антиинфляционной политики, направленной на ее снижение.

·Контроль над денежной массой может привести к значительным колебаниям процентной ставки, что отрицательно скажется на инвестиционном климате и способно даже повлечь за собой сокращение долгосрочных инвестиций. Проблема становится еще более существенной в том случае, если спрос на деньги неэластичен по отношению к процентной ставке. Тогда даже незначительное его изменение приведет к серьезным колебания процентной ставки.

·Циклическая асимметрия. Политика «дорогих» денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна сократить резервы коммерческих банков настолько, чтобы вынудить их ограничить объем кредитов. Это означает и ограничение предложения денег. Но политика «дешевых» денег сталкивается с проблемой: она в состоянии обеспечить коммерческим банкам избыточные резервы, необходимые для выдачи ссуд. Однако она не способна гарантировать, что банки действительно будут предоставлять ссуды, и предложение денег увеличится. Если коммерческие банки в своем стремлении к ликвидности отказываются от кредитования, проведение политики «дешевых» денег окажется малоэффективным. Население тоже может решить не брать в долг избыточные резервы банков. Кроме того, деньгами, которые банки направляют в экономику, покупая у населения облигации, люди могут воспользоваться для погашения имеющихся займов [2, с. 97].

Эта циклическая асимметрия создает серьезные помехи кредитно-денежной политике лишь в периоды депрессии. В нормальные времена рост избыточных резервов оборачивается дополнительным кредитованием и тем самым увеличением денежного предложения.

·Изменение скорости обращения денег. Совокупные расходы можно определить как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, то есть на число, указывающее сколько раз в среднем доллар расходуется на товары и услуги в течение года. Следовательно, если денежное предложение составляет 150 млрд. дол., то при скорости обращения денег, равной 4, совокупные расходы составят 600 млрд. дол., а при скорости обращения денег, равной 3, - лишь 450 млрд. дол.

По мнению некоторых экономистов, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, тем самым тормозя или даже полностью устраняя изменения в денежном предложении, вызванные политикой. В периоды инфляции, когда политика ограничивает денежное предложение, скорость обращения денег может возрастать. И наоборот, когда принимаются меры по увеличению денежного предложения в периоды спада, обращение денег может замедляться.

Подобное падение скорости обращения денег объясняется спросом на деньги как на активы. Политика «дешевых» денег, например, ведет к увеличению денежного предложения по сравнению со спросом на них и тем самым - к падению процентной ставки. Но теперь, когда процентная ставка понизилась, население захочет держать большее количество денежных средств. Это значит, что деньги будут переходить из рук в руки - от домохозяйств к фирмами и обратно - медленнее. Таким образом, скорость обращения денег снижается. При обратном ходе событий политика «дорогих» денег вызовет, вероятно, увеличение скорости обращения денег.

·Некоторые проблемы могут возникнуть при осуществлении операций на открытом рынке. Например, если при проведении жесткой ДКП центральный банк захочет продать большой пакет ценных бумаг, то ему, скорее всего, придется резко повысить ставку процента по облигациям, чтобы найти покупателей. Потенциальные покупатели знают, что при проведении политики «дорогих денег» уровень процентной ставки возрастает и поэтому будут требовать повышения их доходности. Высокие ставки процента приведут к росту дефицита государственного бюджета, сокращению инвестиций, привлекут иностранный капитал в страну, что обусловит повышение курса национальной валюты и отрицательно скажется на экспорте. В странах с ограниченными финансовыми ресурсами продажа значительного пакета государственных ценных бумаг может отвлечь капитал от реального сектора экономики.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ДКП, как и любая деятельность в сфере экономики, имеет свои плюсы и минусы. В целом эффективность денежно-кредитной политики при прочих равных условиях зависит от того, насколько точны знания экономистов о кратко- и долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос и предложение, о сложностях взаимной связи между изменениями денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как уровень цен, объем производства, уровень занятости, обменный курс и другое.

3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе

.1 История развития денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

Выработка и проведение ДКП является основной задачей Национального Банка Республики Беларусь. Ежегодно, в соответствии с существующим законодательством, Национальный Банк предоставляет в Верховный Совет Республики Беларусь основные направления ДКП на очередной год. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать ДКП Беларуси, можно рассмотреть ее эволюцию за последние десятилетия.

Начало реализации ДКП в Беларуси связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992 г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. белорусский рубль начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. Был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики.

Очевидно, что это был самый сложный период в истории ДКП Беларуси. Во-первых, все дисбалансы, накопившиеся в условиях существования командно-административной системы, вышли на наружу в связи с либерализацией ценообразования и отказа от директивного установления официально валютного курса. Во-вторых, республика не обладала в полной мере необходимым организационным, техническим и кадровым потенциалом для разработки и реализации собственной монетарной политики. Поэтому тот факт, что на 1993-94 гг. пришелся период гиперинфляции, практически неконтролируемой девальвации, можно считать закономерным. Ежегодно уровень цен возрастал более чем в 20 раз, индекс потребительских цен составил в 1993 г. 2096,5%, в 1994 г. - 2059,9%, а темпы девальвации официального валютного курса - 4660% и 1516,5% соответственно [17].

Следует отметить, что денежно-кредитная политика, проводившаяся в Беларуси в 1995 г., во многом была сходна с той, которая характерна для системы валютного комитета. Курс белорусского рубля был практически стабильным, денежная эмиссия осуществлялась в основном через покупку валюты. В результате удалось добиться относительного улучшения инфляционной ситуации (темпы роста цен были снижены с 40% в 1994 г. до - 4% во второй половине 1995 г.). При этом в самом конце 1994 г. (с 20 декабря) ставка рефинансирования Национального банка была резко повышена - с 300% годовых до 480%, а затем началось ее плавное понижение, и к концу 1995 г., она была доведена до 66% годовых [17].

Начиная с 1996 г. вплоть до сентября 2000 г., экономика и банковская система республики действовали в условиях «множественности валютных курсов», когда отклонения рыночных котировок от официального курса составляли от 30% до 200% и более (максимума они достигли в октябре - ноябре 1998 г., около 250%) [17].

В 2000 г. началось постепенное ужесточение денежно-кредитной политики, в результате чего в феврале процентные ставки по рублевым операциям вышли на положительный уровень в реальном выражении, а их номинальные значения начали плавно снижаться. Размеры кредитной эмиссии Национального банка были значительно ограничены, она направлялась только на кредитование дефицита государственного бюджета. С 14 сентября был осуществлен переход к единому валютному курсу. Ликвидация системы множественных обменных курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле сформировали нормальные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности белорусским предприятиям. Кроме того, переход к единому валютному курсу, с одной стороны, установил экономические предпосылки для развития «теневых отношений» в валютной сфере; с другой - создал необходимые условия для достижения высокой прозрачности и контролируемости валютных отношений. Также была осуществлена либерализация валютного рынка. Было снято множество ограничений, действовавших по операциям, как на наличном, так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении нерезидентов). Определенный прогресс был достигнут в области повышения надежности банковской системы: в Национальном Банке усовершенствовали систему нормативов, которая приближена к международным стандартам, рекомендуемым Базельским комитетом, и к нормативам, действующим в России.

За 2001-2005 годы была обеспечена относительная стабильность обменного курса белорусского рубля, что способствовала ограничению инфляционных процессов в стране и стало одной из предпосылок экономического роста. Уровень инфляции снизился со 107,5% в 2000 году до 8% в 2005 году. Национальный банк продолжал снижать ставку рефинансирования (с 11 процентов годовых в начале года до 10 процентов в 2006 году). В 2006 году политика постепенного снижения процентных ставок по кредитам способствовала повышению доступности кредитов для экономики, содействовала трансформации сбережений в инвестиции, ограничению инфляционных процессов и выступала стимулом экономического роста. В 2007 г. денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как и ранее, была направлена на создание условий для устойчивых темпов экономического роста, выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития. На достижение этих результатов нацелены проводимая Национальным банком курсовая, процентная, кредитная политика, работа платежной системы. Конечной целью остается ограничение темпов инфляции. В качестве промежуточных целей использовались обменные курсы белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США, показатель активной рублевой денежной массы.

В 2008 году сохранялась стратегическая направленность денежно-кредитной политики на обеспечение условий для устойчивых темпов экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития. Базой для обеспечения этих условий являлась устойчивость национальной валюты. Приоритетной целью денежно-кредитной политики в 2008 году было обеспечение защиты и устойчивости национального рубля, в том числе и его покупательской способности по отношению к национальным валютам. Динамика процентных ставок по операциям Национального банка определялась ставкой рефинансирования, которая в первом полугодии 2008 г. не изменялась и оставалась равной 10 процентам годовых, что на 0,8 процентного пункта ниже, чем в январе - июне 2007 г. В целях стимулирования роста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения доходности сбережений населения ставка рефинансирования с 1 июля 2008 г. установлена на уровне 10,25 процента годовых.

В 2009 году достижение целевых ориентиров развития нашего государства осуществлялось в более сложных, чем в предыдущие годы, условиях, что было связано с мировым финансово-экономическим кризисом. Макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций. Стоит заметить, что наблюдалось снижение ставки рефинансирования: если на 8 января 2009 г. она составляла 14%, то на 15 сентября 2010 г. - 10,5%.

Как видно из истории ДКП, денежная система в течение всего существования Беларуси как независимого государства находилась в неравновесном состоянии. Однако с переходом к единому валютному курсу белорусского рубля, осуществленным в 2000 г., в совокупности с ужесточением ДКП в 2001-2002 гг., сформировались благоприятные условия для достижения финансово-экономической стабильности и сбалансированности. Новые подходы к денежно-кредитному регулированию были выработаны и выполнялись в рамках реализации долгосрочной концепции развития банковской системы РБ на 2001-2010 годы и ежегодно разрабатывавшихся национальным банком Основных направлений денежно-кредитной политики РБ.

3.2 Совершенствование механизмов реализации денежно-кредитной политики в 2013 г.

Стратегические цели и задачи, стоящие перед Национальным банком и Правительством Республики Беларусь на 2013 г., а также основные меры по их достижению определены комплексом документов, в число которых входят и Основные направления денежно-кредитной политики страны. Для решения поставленных задач Национальный банк и Правительство разработали План совместных действий. Кроме того, Национальный банк подготовил План мероприятий по реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год.

Однако возможности по совершенствованию практических механизмов и инструментов реализации монетарной политики не ограничиваются только указанными документами и всегда остаются открытыми, что способствует повышению эффективности денежно-кредитной политики и работы Национального банка в целом.

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики в 2013 г. Национальный банк продолжит проведение монетарной политики, главной целью которой будет снижение инфляции. Ценовая стабильность (сохранение покупательной способности национальной валюты) является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического развития страны и повышения благосостояния людей. Для достижения этой цели Национальный банк будет использовать все доступные инструменты совместно с мерами экономической политики Правительства.

До 2011 г. Национальный банк реализовывал стратегию денежно-кредитной политики, основанную на обеспечении стабильности обменного курса. Для Республики Беларусь, экономика которой открыта и имеет значительную долю экспортно-импортных операций в ВВП, такая монетарная политика была вполне обоснованной и эффективной. На протяжении достаточно длительного времени за счет использования обменного курса в качестве так называемого «якоря» удалось добиться существенного снижения инфляции и девальвации, повышения доверия субъектов экономики к национальной валюте.

Основные проблемы при использовании данного режима возникли тогда, когда национальная экономика подверглась воздействию внутренних и внешних шоков. В первую очередь нужно выделить шок, связанный с изменением условий и цен импорта энергоносителей, а также внешнеторговый шок, обусловленный падением спроса на белорусскую продукцию в связи с развитием мирового финансово-экономического кризиса.

При этом нарастание несбалансированности экономики при отсутствии адекватных источников покрытия разрыва финансирования платежного баланса в условиях мягкой, стимулирующей экономический рост бюджетно-налоговой и монетарной политики не позволило Национальному банку обеспечить стабильность белорусского рубля. В конечном итоге ситуация потребовала переосмысления проводимой денежно-кредитной политики и выработки новых стратегических подходов к ее реализации в 2012 г. и в среднесрочной перспективе.

Проведенная в конце 2011 г. трансформация заключалась не только в изменении цели денежно-кредитной политики в сторону ценовой стабильности. Реализация монетарной политики, основанной на достижении цели по инфляции, - это достаточно новый для нас и существенно более сложный подход к управлению денежно-кредитной сферой, нежели тар-гетирование обменного курса. Он потребовал коренного пересмотра курсовой политики в сторону перехода к режиму «управляемое плавание». Процентная политика приобрела большую значимость для достижения конечной цели по инфляции, а подходы к денежной эмиссии у Национального банка сегодня, наверное, одни из самых жестких.

Говоря об инструментах, которые Национальный банк планирует использовать для эффективного достижения поставленной цели, в первую очередь хотелось бы остановиться на курсовой политике.

В 2013 г. Национальный банк продолжит проводить курсовую политику в режиме «управляемое плавание». При этом планируется, что постепенно будет уменьшаться его присутствие на валютном рынке, а интервенции будут осуществляться лишь для сглаживания резких конъюнктурных колебаний обменного курса. Среднесрочная динамика курса должна определяться фундаментальными факторами: производительностью труда, издержками производства и конкурентоспособностью экономики в целом.

Тактика такой курсовой политики достаточно успешно апробирована в 2012 г. В частности, в начале года на валютном рынке складывалась ситуация, когда предложение иностранной валюты существенно превышало спрос на нее. Понимая, что причины этого явления связаны как с улучшением платежного баланса, так и с конъюнктурными факторами, Национальный банк реагировал на него частично укреплением курса рубля, а частично - покупкой излишков валюты в свои резервы. В обратной ситуации, когда возникали пики спроса на валюту, Национальный банк понижал обменный курс, частично сглаживая его своими интервенциями.

В перспективе обменный курс должен взять на себя основную функцию по поглощению влияния внешних шоков, так как негативные последствия от таких шоков для экономики при гибком курсе в конечном итоге намного меньше, чем при фиксированном.

Однако надо отметить, что сегодня сохраняются и сложности в использовании режима «управляемое плавание», препятствующие быстрому повышению его гибкости. Прежде всего, это сохраняющиеся высокие девальвационные и инфляционные ожидания населения и предприятий. Доверие к проводимой политике еще полностью не восстановлено. Обменный курс для многих продолжает выступать якорем стабильности, а население достаточно болезненно реагирует на любые более-менее существенные изменения курса.

В связи с этим очень важно, чтобы население и экономические агенты постепенно привыкли к изменчивости курса и воспринимали его колебания как нормальный рыночный процесс, зависящий от соотношения спроса и предложения. При этом следует также понимать, что восстановление доверия к курсовой политике и адекватное восприятие рыночных колебаний курса возможно только на фоне стабильного замедления инфляционных процессов.

Следующим фактором, препятствующим быстрому повышению эффективности курсовой и в целом монетарной политики, является недостаточная «емкость» валютного рынка в Беларуси. В значительной мере - это результат проводившейся ранее политики фиксированного курса, когда Национальный банк выступал главным игроком на валютном рынке и гарантом стабильной динамики курса. У экономических агентов не было необходимости в страховании валютного риска, так как его брал на себя Национальный банк.

Сегодня это сдерживающий фактор, потому что отдельные даже не очень крупные сделки на «неглубоком» рынке потенциально способны существенно повлиять на соотношение спроса и предложения. В результате для предотвращения конъюнктурных скачков курса достаточно часто требуется вмешательство Национального банка. Поэтому сегодня очень актуальным является развитие инструментов страхования от валютного риска. Это должно стать толчком к развитию производных инструментов хеджирования. Сами предприятия также должны постепенно адаптироваться к изменившимся правилам работы на валютном рынке и учиться вырабатывать собственную стратегию совершения валютных операций, обеспечивающую наилучший финансовый результат.

Невысокая емкость внутреннего валютного рынка также является основной причиной, по которой Национальный банк считает преждевременным снятие действующих ограничений по суммам сделок на внебиржевом сегменте рынка. Существующие правила

позволяют консолидировать спрос и предложение на единой организованной площадке, что способствует более точному определению реального соотношения спроса и предложения иностранной валюты и, соответственно, уровня обменного курса белорусского рубля.

Завершая тему курсовой политики, необходимо также отметить, что Национальный банк не разделяет точку зрения тех экспертов, которые полагают, что следует проводить монетарную политику, направленную на жесткое согласование темпов девальвационных и инфляционных процессов. Целенаправленное снижение курса с целью сохранения ценовой конкурентоспособности экспорта означает не только фактический возврат к режиму курсового таргетирования, но и в случае, если такое снижение не соответствует ситуации на валютном рынке, оно само способно стать «двигателем» инфляции.

С точки зрения Национального банка, более эффективным способом поддержания ценовой конкурентоспособности предприятий является жесткое ограничение инфляции, ведущее к сокращению издержек. И именно на этом должна быть сконцентрирована монетарная политика.

В числе других инструментов денежно-кредитной политики можно выделить процентные ставки, которые традиционно являются основным инструментом воздействия центрального банка на инфляцию, при этом Национальный банк должен обладать операционной независимостью в их применении.

Планируется повышать роль ставки рефинансирования как ключевой ставки, определяющей стоимость денежных ресурсов и формирующей динамику ставки однодневного рынка межбанковских кредитов и в конечном итоге - ставок кредитного и депозитного рынков.

К сожалению, ситуация в денежно-кредитной сфере в 2011 г. привела к некоторой деформации системы процентных ставок и частичной утрате ставкой рефинансирования своей ключевой роли. Национальный банк был вынужден повышать ставки по постоянно доступным инструментам поддержания ликвидности более высокими и снижать более низкими темпами, чем ставку рефинансирования, существенно расширив коридор процентных ставок и нарушив его симметричность.

Сегодня ставка по операциям поддержания ликвидности сохраняется на высоком уровне, превышающем уровень ставки рефинансирования. Это осознанная политика, направленная, прежде всего, на стимулирование банков самостоятельно обеспечивать сбалансированность своих операций и недопущение чрезмерного расширения кредитных операций, не обеспеченных соответствующими ресурсными возможностями. Снижение этой ставки и выравнивание всего коридора ставок планируется производить по мере того, как будет укрепляться стабильность ситуации на финансовом рынке, а разрывы ликвидности банков будут носить исключительно краткосрочный характер.

Соответственно, в перспективе целесообразным видится возврат к использованию постоянно доступных операций, так как обеспечение одинаковых условий доступа к получению ликвидности у Национального банка важно для создания равных условий деятельности всех банков и недопущения недобросовестной конкуренции.

Аукционные операции Национального банка в перспективе также должны начать обеспечивать основной объем предоставления / изъятия ликвидности. Это будет способствовать приближению ставки межбанковских кредитов к ставке рефинансирования, одновременно сглаживая ее ежедневные колебания.

При этом оперативное (частое) изменение ставки рефинансирования, как это предлагается некоторыми экспертами, на наш взгляд, не является эффективной практикой. Ставка рефинансирования должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем достижение среднесрочной цели по инфляции. Ее уровень должен определяться ожидаемой, а не фактической инфляцией исходя из наличия временного лага воздействия процентной ставки на инфляционные процессы. Слишком частое изменение ставки рефинансирования может дезориентировать участников рынка.

Следует отметить, что сегодня недостаточная эффективность процентного канала трансмиссионного механизма частично связана со значительной долларизацией монетарной сферы.

Еще одним фактором, сдерживающим эффективность процентного канала, является высокая доля в портфеле банков кредитов, ставка по которым для конечных получателей фактически не зависит от процентной политики Национального банка. Решение этой проблемы и постепенное снижение доли нерыночных кредитов в портфелях банков напрямую увязывается с началом активной работы ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Проводимая работа по переводу государственных программ в ОАО «Банк развития Республики Беларусь» позволит уже в 2013 г. повысить эффективность процентной ставки как единой цены денег.

Таким образом, для того чтобы усилить действие процентного канала на инфляцию в 2013 г., важно:

не допускать возобновления практики предоставления ликвидности коммерческим банкам на нерыночных условиях (нестандартные операции);

осуществлять финансирование государственных программ по нерыночным ставкам только через ОАО «Банк развития Республики Беларусь», через прозрачную систему бюджетного финансирования;

банкам участвовать в кредитовании только по рыночным ставкам при наличии ресурсов;

обеспечивать равные возможности для всех банков по доступу к ресурсам Национального банка как кредитора последней инстанции;

снижать степень монополизации и концентрации денежного рынка, который должен быть тесно связан с рынком кредитов нефинансовому сектору. Межбанковский рынок должен стать эффективным, надежным и гибким механизмом перераспределения ликвидности. Вместе с тем ликвидность системообразующих банков сильно зависит от политики расходов государственного бюджета, что налагает ограничения на функционирование конкурентных механизмов межбанковского рынка.

Еще одним важным инструментом является эмиссионная политика. С июня 2011 г. Национальный банк проводит жесткую эмиссионную политику. В 2013 г. эти подходы будут полностью сохранены. Кредитная эмиссия будет производиться исключительно в рамках использования стандартных операций рефинансирования банков по рыночной процентной ставке и на короткие сроки.

Излишки ликвидности на рынке, в том числе сформированные за счет покупки иностранной валюты в государственные золотовалютные резервы, будут изыматься с использованием рыночных инструментов Национального банка в той мере, в которой это необходимо для достижения конечной цели денежно-кредитной политики по инфляции.

Политика формирования фонда обязательных резервов также будет подчинена достижению этой цели с учетом необходимости сохранения финансовой стабильности на рынках.

Заключение

Исходя из сказанного выше, целесообразно выстраивать свою политику и банкам. В частности, по следующим направлениям.

.Повышение ресурсного потенциала. Для этого банкам целесообразно использовать возможности привлечения растущих денежных доходов населения в срочные банковские вклады и другие виды сбережений. При этом особое внимание следует уделить структуре привлекаемых депозитов по срокам. Другим направлением может стать расширение использование альтернативных инструментов сбережения (облигаций, сберегательных сертификатов и других инструментов).

Учитывая, что в ближайшие годы перед экономикой стоят масштабные задачи по модернизации предприятий, требующие значительных инвестиционных вложений, важным направлением расширения ресурсной базы остается привлечение иностранных ресурсов в инвестиционные проекты.

Ведущую роль в данном вопросе должна сыграть банковская система. Важно обеспечить эффективное взаимодействие банков и предприятий в привлечении внешнего финансирования, в частности, по открытию иностранных кредитных линий для закупки импортного оборудования.

. Задача эффективности кредитования не менее важна, чем привлечение ресурсов. Вопросу эффективного использования ресурсов, особенно в процессе модернизации экономики, должно уделяться первостепенное внимание. И главным контролером здесь являются банки.

Кредитная поддержка банков, особенно в иностранной валюте, должна быть направлена, в первую очередь, на создание эффективных и конкурентоспособных экспортоориентированных и импортозамещающих производств. В ином случае не будет возврата кредита.

. Повышение качества управления ликвидностью. Позиция Национального банка по вопросам рефинансирования банков остается неизменной. Банки могут рассчитывать на ресурсы национального банка только в исключительных случаях и на короткие сроки.

. С 22 января текущего года вступили в силу дополнения и изменения в Банковский кодекс Республики Беларусь. В соответствии с новыми требованиями Кодекса банкам необходимо:

·наладить стратегическое планирование на постоянной основе, разработать стратегические планы развития на ближайшие 2-3 года и представить их в Национальный банк;

·привести свои уставы в соответствие с требованиями Банковского кодекса;

·реализовать комплекс мер по внедрению новых стандартов корпоративного управления, внутреннего контроля, система управления рисками, в том числе избрать независимых директоров и организовать деятельность аудиторского комитета и комитета по рискам.

5. Повышение стандартов и качества банковских услуг - важное направление для эффективности деятельности банков. Сама цель банковской системы заключается в обслуживании экономики, предоставлении качественных финансовых продуктов. Клиент с его потребностями должен быть в центре внимания банков. Особенно это касается наименее защищенной группы клиентов - физических лиц.

Задача каждого банка - донести полную информацию до клиента.

. Развитие системы безналичных расчетов. Здесь приоритетным видится активное взаимодействие с организациями торговли и сервиса по повышению доступности безналичных расчетов путем увеличения количества платежных терминалов и качества предоставляемых услуг. Необходимо обеспечить безопасность, надежность и непрерывность функционирования инфраструктуры для осуществления безналичных платежей в круглосуточном режиме.

. Изъятия из наличного денежного обращения банкнот номиналом 10 и 20 рублей образца 2000 г. С 1 апреля они теряют силу законного платежного средства.

. Своевременный и полный возврат в страну валютной выручки. Для обеспечения данного процесса и недопущения необоснованного списания валютных средств необходимо: усилить контроль банков за представлением клиентами документов по внешнеторговым операциям и проводить оценку значимых условий их осуществления с целью выявления подозрительных операций. Одновременно целесообразно расширять практику аккредитивной формы расчетов во внешнеторговых договорах. Резервом видится работа с банками-корреспондентами по взаимному снижению размера вознаграждений за обслуживание аккредитива, а также разработка и продвижение удобных схем работы клиентов с иностранными партнерами, в том числе с привлечением иностранных кредитных линий.

. Учет информации из реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершенствования правонарушений в экономической сфере. Данный реестр создан в рамках защиты интересов государства от вреда, связанного с деятельностью лжепредпринимательских структур в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 №488. Обязанность по ведению реестра возложена на Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Сведения, содержащиеся в нем, являются открытыми, общедоступными и должны размещаться на официальном сайте Министерства в сети Интернет.

Использование банками в своей деятельности информации, содержащейся в реестре, позволит существенно снизить риск их вовлечения в процесс легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

Национальным банком ведется работа над проектом Указа, предусматривающего возможность отказа банками в проведении расчетно-кассового обслуживания для субъектов хозяйствования, содержащихся в данном реестре. В целях выполнения принципа «знай своего клиента» банкам рекомендуется закрепить в локальных нормативных правовых актах использование сведений указанного реестра.

кредитный денежный учетный ставка

Список источников

1. Алымов, Ю. Программа развития банковского сектора на 2006-2010 годы: новые задачи роста/ Ю. Алымов // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2007. - №7. - С. 12-18.

. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник/ Н.Б. Антонова. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, - 2002.

. Астапов К.Л. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в России/ К.Л. Астапов // Финансы и кредит. - 2006. - №25. - С. 78.

. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под редакцией Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат. - 2007.

. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика. - 2003.

. Ермакова, Н.А. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2012 год и задачи банковской системы по их реализации в 2013 году /А.Н. Ермакова // Банковский вестник. - 2013. - №4/585 - С. 3-7.

. Зеленкевич, М.Л. Макроэкономическая динамика и денежно-кредитная политика/М.Л. Зеленкевич // Мн., БГУ. - 2006. - 200 с.

. Калечиц, Д.Л. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2013 г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации /Д.Л. Калечиц // Банковский вестник. - 2013. - №20/601 - С. 3-9.

. Калечиц, С.В. Совершенствование механизмов реализации денежно-кредитной политики в 2013 г. /С.В. Калечиц // Банковский вестник. - 2013. - №1/582 - С. 3-6.

. Комаров, А. Инструменты регулирования текущей ликвидности банковской системы/А. Комаров // Банковский весник. - 2007. - №31. - С. 58-64

. Комков, В. Монетарная политика и денежная масса: итоги десятилетия/В. Комков // Банковский вестник. - 2006. №16. - С. 5-15.

. Корчагин, О. Инфляционное таргетирование: заблуждения и реальность/О. Корчагин // Банковский вестник. - 2005. С. 9-13.

. Криворотов, Д. Инфляционное таргетирование/Д. Криворотов // Банковский вестник. - №3. - 2003. - С. 32-38.

. Кузмич Н. Современная банковская система Республики Беларусь: создание, развитие, оценки/ Н. Кузмич // Банковский вестник. - 2013. - №1/582 - С. 56-65.

. Курьянов, A.M. Теория и методы регулирования денежно-валютной сферы транзитивной экономики/ А.М. Курьянов // БГЭУ - Мн. - 2006. - 205 с.

. Львин, Б. Валютный Комитет и золотой стандарт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">1lvin/doklad_1999.htm Дата доступа 26.09.2013.

. Макконнелл К.Р., Брю Л.С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 16-го англ. изд./ К.Р. Макконнелл, Л.С. Брю // М.:ИНФРА - М, 2006.

Похожие работы на - Денежно-кредитная политика Республики Беларусь и ее особенности на современном этапе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!